Какие национальности живут на камчатке. Коренное население полуострова камчатка

Части страны является довольно разнородным по национальному составу, хотя и с явным преобладанием русских. Данный этнос начал селиться в этом регионе только с начала XVIII века. А вот коренное население Камчатки, народы, которые издревле жили на этом полуострове, постепенно растворяется в общей массе населения. Давайте подробнее узнаем об этих этнических группах Камчатского края.

Общая демографическая характеристика

Прежде чем приступить к изучению коренных жителей, нужно узнать, что представляет собой население Камчатки на сегодняшний день в целом. Это позволит нам уяснить значение и роль коренных народов в современной жизни региона.

Прежде всего, нужно выяснить общее количество населения на Камчатке. Это один из самых важных демографических показателей. Численность населения на Камчатке на сегодняшний день составляет 316,1 тыс. человек. Это всего лишь 78-й показатель из 85 регионов Российской Федерации.

А вот по площади Камчатский край занимает десятое место в стране среди субъектов федерации. Она составляет 464,3 тыс. кв. км. Зная численность населения Камчатки и её площадь, можно рассчитать плотность. Данный показатель тоже считается одним из важнейших компонентов демографической статистики. Плотность населения на Камчатке на данный момент составляет всего 0,68 чел./кв. км. Это один из самых низких показателей в России. По данному критерию Камчатский край занимает 81-е место среди 85 регионов страны.

Национальный состав

Теперь нам предстоит взглянуть на то, какое население Камчатки в этническом разрезе. Это поможет нам выделить коренные народы региона из общего населения.

В этническом плане население Камчатки имеет национальность, которая численно преобладает над всеми остальными. Это русские. Их численность составляет 252,6 тыс. человек, или более 83% от количества всех жителей региона. Но русские - это не коренной народ Камчатки.

В значительной роли формируют численность населения Камчатки также украинцы. Их существенно меньше, чем русских, но этот народ занимает второе место среди этносов региона, составляя более 3,5% от всего населения края.

Третье место - у коряков. Этот народ уже представляет собой коренное население Камчатки. Его доля в общей массе жителей региона составляет чуть более 2%.

Остальные национальности, как коренные, так и не коренные, представители которых живут на Камчатке, значительно уступают по численности трем указанным народам. Общая доля каждого из них не дотягивает даже до 0,75% от общего объема жителей. Среди этих малочисленных на Камчатке народов следует выделить ительменов, татар, белорусов, эвенов, камчадалов, чукчей, корейцев.

Коренные народы

Так какие же национальности являются коренными на Камчатке? Кроме коряков, о которых мы говорили выше, к народам, являющимся аборигенами данного полуострова, относятся ительмены.

Особняком стоят камчадалы, являющиеся субэтносом русского народа, сформировавшие свою национальную идентичность именно на Камчатке.

О каждой из этих народностей мы более подробно поговорим ниже.

Коряки: общие сведения

Как уже говорилось выше, коряки являются третьей по численности национальностью Камчатки, и, таким образом, первым по количеству представителей коренным народом данного северного региона.

Общая численность этой народности составляет 7,9 тыс. чел. Из них проживает на Камчатке 6,6 тыс. чел., что составляет чуть более 2% от суммарного количества населения региона. Главным образом проживают представители данной национальности на севере Камчатского края, где находится Корякский округ. Также распространены в Магаданской области и в

Большинство коряков в настоящее время разговаривают на русском, но историческим их языком является корякский. Он входит в чукотско-корякскую ветвь чукотско-камчатской языковой семьи. Наиболее близкородственными к нему языками считаются чукотский и алюторский. Последний некоторыми лингвистами рассматривается как подвид корякского.

Данный народ разделяется на две этнические группы: тундровые и береговые коряки.

Тундровые коряки имеют самоназвание чавчувены, что переводится как «оленеводы», и ведут преимущественно кочевой образ жизни на просторах тундры, занимаясь разведением оленей. Их исконным языком является корякский в узком значении данного термина. Чавчувены подразделяются на следующие субэтносы: паренцы, каменцы, апукинцы, итканцы.

Береговые коряки имеют самоназвание нымыланы. Они, в отличие от чавчувенов, ведут оседлый образ жизни. Их основное занятие - рыболовство. Исконный язык этого этноса - алюторский, о котором мы говорили выше. Основные субэтнические группы нымыланов: алюторцы, карагинцы, паланцы.

Большинство верующих коряков в настоящее время - православные христиане, хотя довольно сильными остаются пережитки шаманизма, которые пришли из традиционных верований этого народа.

Жилищем коряков является яранга, которая представляет собой особый вид переносного чума.

История коряков

Теперь давайте проследим историю коряков. Считается, что их предки населяли территорию Камчатки ещё в первом тысячелетии нашей эры. Они вошли в историю как представители так называемой охотской культуры.

Впервые наименование коряков стало появляться на страницах русских документов с XVII века. Это было связано с продвижением России в Сибирь и на Дальний Восток. Первое посещение русскими данного региона относится к 1651 году. С конца XVII века стартовало покорение Камчатки Россией. Начал её Владимир Атласов, который вместе со своим отрядом захватил несколько корякских селений. Впрочем, коряки не один раз поднимали бунт. Но, в конце концов, все восстания были подавлены. Таким образом, население Камчатки, включая коряков, стало российскими подданными.

В 1803 году в Российской империи была основана Камчатская область. Коряки жили в основном в Гижигинском и Петропавловском уездах этой административной единицы.

После Октябрьской революции в 1930 году корякам предоставили национальную автономию. Так был образован Корякский автономный округ. В 1934 году он вошел в состав Камчатской области, сохранив свою обособленность. Административным центром являлся поселок городского типа Палана.

После распада Советского Союза в 1991 году Корякский АО, оставаясь частью Камчатской области, получил права субъекта федерации. В 2005 г. был проведен референдум, по результатам которого в 2007-м произошло полное объединение Корякского АО с Камчатской областью. Так образовался Камчатский край. Корякский АО был ликвидирован как субъект федерации, а на его месте образовался Корякский округ - территориальная единица, входящая в состав Камчатского края, и имеющая особый статус, но лишенная прежней самостоятельности. Официальными языками данного территориального образования являются корякский и русский.

На данный момент русские составляют 46,2% населения Корякского округа, а коряки - 30,3%, что существенно выше, чем в целом по Камчатскому краю.

Ительмены: общая характеристика

Ещё одним коренным народом Камчатки являются ительмены.

Общая их численность составляет около 3,2 тыс. человек. Из них, 2,4 тыс. проживают в Камчатском крае, составляя там 0,74% от общей численности населения, таким образом, являясь четвертым по численности этносом региона. Остальные представители данной нации проживают в Магаданской области.

Основная масса ительменов сосредоточена в Мильковском и Тигильском районах Камчатского края, а также в его административном центре - Петропавловске-Камчатском.

В большинстве своем ительмены говорят на русском языке, но их традиционным наречием является ительменский, который относится к ительменской ветви чукотско-камчатской языковой семьи. Сейчас этот язык относят к умирающим.

Ительмены исповедуют православное христианство, но, как и среди коряков, у них довольно сильно развиты пережитки древних культов.

Основным занятием ительменов, которые не переехали в города и живут традиционным строем, является рыболовство.

История ительменов

Ительмены - древнее население Камчатки. В большинстве своем они жили в южной половине полуострова, север отдав корякам. К моменту прихода русских их численность составляла более 12,5 тыс. чел., таким образом превышая современное количество в 3,5 раза.

После начала завоевания Камчатки число ительменов стало стремительно сокращаться. Первым завоевание данного народа начал все тот же Владимир Атласов. Он прошел полуостров с севера на юг. После его убийства собственными соратниками в 1711 году дело покорения ительменов продолжил Данила Анциферов. Он в нескольких сражениях разбил ительменов, но в 1712 году был сожжен ими же вместе со своим отрядом.

Тем не менее остановить поступь Российской империи на Камчатку ительменам не удалось, и та была окончательно завоевана. В 1740 году экспедицией был заложен центр распространения российского влияния на полуострове - Петропавловск-Камчатский.

Изначально русские называли ительменов камчадалами, но затем данное название закрепилось за другим этносом, о котором мы поговорим ниже.

Кто такие камчадалы?

Одним из субэтносов Камчатки, который принято считать коренным, являются камчадалы. Данная этническая единица выступает ответвлением русской нации. Камчадалы - это потомки самых первых русских поселенцев на Камчатке, частично ассимилировавших местное население, главным образом ительменов, которых сами русские ранее именовали данным этнонимом.

В настоящее время общая численность камчадалов составляет около 1,9 тыс. человек. Из них 1,6 тыс. проживает на Камчатке, и ещё около 300 человек - в Магаданской области.

Камчадалы разговаривают на русском языке, а основой их культуры является культура титульной нации России. Правда, определенное влияние на неё оказали и местные народы, по большей части ительмены.

Антропологические особенности коренного населения

Теперь давайте рассмотрим, к какой группе народов относятся коренные жители Камчатки.

Коряков и ительменов смело можно отнести к арктической малой расе. По-другому она называется эскимосской и является северным ответвлением крупной монголоидной расы. Данная субраса ближе по антропологическим признакам не к континентальным монголоидам, а к тихоокеанским.

Намного сложнее дело обстоит с камчадалами, так как эта народность относится к У камчадалов объединены признаки европеоидного и монголоидного типов, так как, по сути, данный этнос является плодом смешения русских с древним населением Камчатки. Данный расовый тип принято называть уральским.

Динамика численности

За последние сотни лет численность коренного населения Камчатки значительно сократилось. Данная ситуация была вызвана сразу несколькими факторами.

В эпоху колонизации Российской империи Камчатки значительную роль в сокращении численности местного населения сыграли эпидемии, а также истребление коренных жителей в рамках колонизационной политики. В более позднее время происходила культурная ассимиляция. Она была связана с тем, что быть представителем коренных народностей стало непрестижно. Поэтому дети от смешанных браков предпочитали именовать себя русскими.

Перспективы

Перспективы дальнейшего развития коренных народностей на Камчатке весьма туманны. Правительство России стало стимулировать самоопределение национальности населения региона в пользу подтверждения корякской, камчадальской или ительменской национальности путем предоставления представителям данных народностей ряда льгот. Но этого явно мало, так как просто самоидентификация человека с представителями национальных меньшинств не делает самобытную культуру этих народов более распространенной. К примеру, если общая численность ительменов на данный момент составляет 3,1 тыс. чел, что более чем в два раза превышает показатель 1980 года, то число говорящих на ительменском языке насчитывает всего 82 человека, что подтверждает его вымирание.

Регион требует вложений денежных средств в культуру малых народов в том объеме, сколько население Камчатки готово освоить.

Общие выводы

Мы изучили коренное население Камчатки, народы, населяющие этот северо-восточный регион нашей страны. Конечно, в данный момент развитие самобытной культуры этих этнических групп оставляет желать лучшего, но государственные структуры стараются сделать все, чтобы эти люди, их языки и традиции окончательно не исчезли.

Будем надеяться, что в будущем численность представителей коренных народов Камчатки станет только увеличиваться.

Полуостров Камчатка в наши дни заселен несколькими народностями, которые жили здесь и до прихода первых отрядов русских казаков-землепроходцев в XVII веке. К этим народностям относятся: , проживающие в северной и центральной частях полуострова; , населяющие юго-западную часть Камчатки (в пределах Тигильского района); , которые расселены относительно компактными группами на территориях Быстринского, Пенжинского и Олюторского районов; , в большинстве проживающие на территории Алеутского района (остров Беринга); , проживающие на севере Камчатки, в Олюторском и Пенжинском районах.

К концу XIX века основой хозяйства стала не традиционная охота, а оленеводство. Предки этих эвенов переселились на Камчатку с весьма небольшим количеством оленей и здесь, под влиянием коряков, занялись оленеводством мясо-шкурного направления. Кроме оленеводства и охоты, береговые эвены занимались рыболовством и морским зверобойным промыслом. Для ловли рыбы устраивали на реке запоры, заколы, катып , нипко , с помощью которых суживали русло и заставляли рыбу идти по узкой части в направлении ловушки.

Из ремесел, свойственных эвенам, известный этнограф отмечал кузнечество.

В качестве жилища использовали цилиндрическо-конические чумы, по устройству близкие к чукотско-корякской яранге. В зимнее время для сохранения в жилище тепла к чуму пристраивали тунелеобразный вход - тамбур.

В отличие от иных , эвены не практиковали широко ездового собаководства. Собак же использовали на охоте, причем старались каждую "натаскать" на одного зверя. В качестве средства передвижения использовали оленей. Для ездового оленеводства создали своеобразный вариант породы таежного оленя, известного под названием ламутского.

В отличие от коряков, чукчей и ительменов, носили не "глухую", а распашную одежду. Полный мужской костюм состоял из короткой до колен оленьей дошки с несходящимися полами, штанов, передника-нагрудника, надевавшегося под дошку, наколенников, меховых чулок и камусных сапог с лахтачьими подошвами. Одежда расшивалась бисером.

Еще одна народность, проживающая на территории Камчатской области (в основном на острове Беринга) - . Необходимо отметить, что как цельный народ алеуты в основном проживают в США (на Алеутских островах, юго-западе полуострова Аляска и некоторых прилегающих к нему мелких островах).

Заселение предками алеутов основной части их современной территории происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10–12 тысяч лет назад.

Название "алеуты" было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747 года.

Основными традиционными занятиями алеутов до контакта с европейцами были охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство. Подсобное значение имело собирательство. Изготовляли орудия охоты, рыболовства и оружие из камня, кости, дерева; обтянутые кожей лодки - многовесельные байдары, одно- и двухвесельные байдарки. также занимались заготовкой на зиму птичьих яиц, сохраняя их в сивучьем жире.

Отношения с русскими у коренных обитателей Алеутских островов складывались по-разному: были и дружественными, были и враждебными. В период первых контактов алеуты восприняли многие орудия труда как более совершенные - железный топор, долото, нож, пилу, а так называемый "алеутский" топорик был популярен у русских.

Традиционная одежда продолжала бытовать весь русский период (до продажи Аляски). Изменились отчасти лишь материалы: исчезли из обихода алеутов парки из меха котиков, большое распространение получили птичьи парки, кишечные камлейки, в том числе и наиболее прочные и дорогие - из сивучьих горл. Позже стали шить одежду традиционного покроя и из европейских тканей. Появились нововведения и в изготовлении обуви. Ее делали как из традиционных материалов (шкур лахтаков, сивучьих горл, кожи с ласт сивучей), так и из привозной кожи. Брюки шили из сивучьих горл и кишечных полос.

В конце русского периода, особенно в селениях при конторах Российско-Американской компании, стали повседневными и праздничными русская одежда и обувь, тогда как промысловая одежда оставалась прежней.

В повседневной жизни все чаще стали употребляться не бытовавшие ранее головные уборы (прежде алеуты надевали особые деревянные конические шапки только на промыслах в море, а празднично-обрядовыми были другие головные уборы) сначала из традиционных материалов (кожи, птичьих шкурок, кишок морских животных), но по образцу русских, а затем и привозные русские.

Особая этническая история Командорских островов началась свыше 160 лет тому назад с поселения на этих островах и обособления от остальных групп алеутов. Заселение ими необитаемых островов, открытых в 1741 году экипажем судна "Святой Петр" во главе с , связано с деятельностью Российско-Американской компании. После того как эта компания закончила свое существование в 1867 году и российские владения в Америке - Аляска с Алеутскими островами - были проданы США, Командорские острова остались в пределах России.

В первый период положение поселенцев Командорских островов было общим с положением остальных аборигенов Алеутских островов. Все алеуты были обязаны работать на промыслах и на заготовке для компании продовольствия из местных ресурсов и материалов для шитья одежды.

Жилища представляли собой несколько видоизмененные традиционные полуподземные юрты. Среди предметов домашнего обихода были травяные плетеные сумки, корзины, циновки; для хранения жира, юколы, запасов шикши с жиром применяли сивучьи пузыри (желудки). В то же время вошли в быт металлические котлы, чайники и другая привозная посуда.

На острове Беринга широко вошли в обиход промышленников нарты с собачьей упряжкой, заимствованные на Камчатке, но несколько видоизмененные. Для хождения же зимой по горам (с острова Медного) прекрасно освоили лыжи, также камчатского типа, короткие и широкие, подбитые шкурой нерпы с шерстью (ворс препятствовал скольжению назад при подъеме на гору), и стали употреблять особые шесты с железными крючьями (для передвижения по оледеневшим склонам).

Но это характерно для более ранней истории , в наше время все более отчетливо проявляется тенденция к полной ассимиляции этой этнической группы. Численность их здесь в последнее время колеблется в пределах 300 человек: кто-то ежегодно уезжает, а кто-то возвращается. Около 200 алеутов живут на Камчатке и в самых разных районах нашей страны.

Несколько слов следует сказать о мифологии чукотско-камчатской группы народностей. Космологические концепции палеоазиатов представляют собой обычное деление на верхний (облачная земля), средний и нижний миры. Верхний мир населен верхним народом (чукотский чаргоррамнын ), к этим существам относятся: Творец, Рассвет, Зенит, Полдень, Полярная звезда и Кол, к которому, как олени, привязаны звезды и созвездия. В свою очередь, звезды и созвездия в их понимании представляются людьми.

Мифологической моделью мира также является и жилище, в особенности стоящий посреди него "столб-лестница", символизирующий связь верхнего и нижнего миров.

В и мифологии большую роль играют так называемые "облачные люди". По чукотским представлениям, на небе в некоторых местах обитают определенные категории мертвецов. Коряки считают, что после смерти человека одна из душ поднимается на небо, к верхнему существу, а другая (тень) отправляется в нижний мир.

Сравнительный анализ космогонических представлений, преданий и сказок о вороне в фольклоре Чукотско-Камчатского региона показывает, что центром наибольшего распространения вороньего цикла предстает не Чукотка, а именно Камчатка. Именно в и ительменском фольклоре возникли и развились совершенно уникальные представления о вороне Кутхе-Куйикинняку, воплотившем в себе черты культурного героя - Творца Вселенной и персонажа волшебно-мифических и животных сказок, в которых его героический образ принижается до образа комического, когда мудрый Творец превращается в шута, обманщика и обжору.

Представления народов севера Камчатки о рождении, болезни и смерти были тесно связаны с мировоззрениями на природу и человека. Как и другие народы, сохранявшие до недавнего времени анимистические представления во взглядах на природу, они считали всю окружающую природу одушевленной. Горы, камни, море, небесные светила и прочие элементы мертвой природы осознавались как живые организмы, действующие и мыслящие подобно людям.

Вселенную населяли различные существа, которые, в зависимости от их отношения к человеку, олицетворяли доброе и злое начала. Добрые, как правило, помогали людям, хотя, рассердившись на них по какому-либо поводу, могли причинить и вред, злые же посылали всевозможные болезни и даже смерть.

Несмотря на сверхъестественные способности перевоплощаться, воскрешать себя и других, быть невидимыми и тому подобное, как добрые, так и злые существа осознавались вполне материальными. Они чаще всего представлялись в антропоморфном виде, обитали в таких же жилищах, как и люди, среди сородичей, занимались охотой и рыбной ловлей, пастьбой оленей, имели своих детей и семьи.

Благожелательные существа помогали людям, но судьба последних в большей степени зависела от действия вредоносных существ (злых духов). По заключению С. Н. Стебницкого, злые духи играли основную роль, например, в религиозных верованиях и их культе.

Личные охранители имелись у каждого , и пр. Они нашивались на одежду маленьким детям, чтобы оградить их от злых духов, часто нападающих на детей во время сна.

Сведения о душе суммарны и отрывочны. Например, коряки полагали, что у человека имеется несколько душ. Одна - главная, или основная, другие души добавочные, или второстепенные, которые имели связь с понятиями "дыхание" и "тень". К сожалению, исследователям не удалось выяснить соотношение этих двух душ для человека.

Душа - жизненное начало. Она может покинуть человека временно, в период болезни или навсегда, вследствие смерти, и только шаман силой своего магического могущества мог вернуть душу на место, иногда даже после смерти человека, отняв ее у злых духов.

Вообще в мировоззрении народов севера Камчатки яркой нитью проступает идея непрерывности жизни. Живое существо не может исчезнуть окончательно. Человек через некоторое время после смерти обязательно возвратится в образе своего потомка.

Исследователи отмечают, что у и отсутствует четкое представление о естественной смерти. Граница между жизнью и смертью слабо расчленяется. В рассказах нередко встречаются эпизоды об умерших дважды, о воскрешениях, о покойниках, действующих как живые.

"Паренцы, - пишет К. Бауэрман, - верят, что смерть - временное явление и что покойник вновь рождается и возвращается из страны мертвых (пынел-су )".

По материалам , коряки связывали смерть с состоянием главной души. Она или сама покидала тело, напуганная злыми духами, или же последние вытаскивали душу силой, чтобы, в свою очередь, поселиться в человека. И если шаман был не в силах вернуть душу, то главная душа покидала землю. В дальнейшем главная душа поднималась к Верховному существу, а покойник отправлялся к умершим предкам.

Таковы основные представления о душе и мире, характерные для народов Камчатки в недавнем прошлом и отчасти теперь, хотя вместе с постепенной утратой традиций предков уходят и верования.

Шаманские ритуалы, заклинания, песнопения теперь известны очень небольшому кругу людей. Охотничьи и оленеводческие праздники знают многие. Жив еще кое-кто из шаманов.

В поле зрения исследователей теперь попадают в основном предметы и обстановка, предназначенные для обрядов, шаманские атрибуты. Все это в целом, наряду с привлечением отдельных материалов из фольклора, этнографии и археологии, дает возможность воссоздать и описать традиционную жизнь аборигенов Камчатского полуострова.

Публикуется с сокращениями
по сборнику "Камчатка (справочник туриста)"
(Петропавловск-Камчатский, 1994).

Разве бывает такое, чтобы целые народы могли затеряться во времени? Да, если вспомнить Северную Пацифику, невообразимую Берингию, вот только еще осталось на земле то, что способно их оживить. Это легенды, песни, обычаи, в которых красной нитью проходят таинственные сообщения о тех, кто жил по-особенному, кто думал иначе, кто знал великие Тайны...

Коренные народы Камчатки: кто это?

Ученые уже не первое десятилетие спорят по поводу того, кто именно из народностей поселился первым на территории побережья на севере Великого океана. Эта территория носит название - Северная Пацифика.

Для непросвещенного человека в этих народах нет никакой принципиальной разницы, ведь у них схожи и внешние черты, и культура, и образ жизни, и даже язык, плюс, поклонение великому Божеству, Ворону!

Так, в чем же разница, чем отличаются друг от друга коренные народы камчатки? Еще Георг Стеллер начал разработку данного вопроса, так как самым первым встретился в Америке с индейцами, попав туда прямиком из Камчатки. Там он и познакомился с ительменами, одним из древнейших народов на северотихоокеанском побережье. Его выводы были поразительными и сводились к тому, что есть много схожего с индейским образом жизни. Более того, Георг предполагал, что, возможно, это одно и то же племя!


Исследования продолжаются!

Феномен тогда так и не был разгадан, и в 60-х годах прошлого столетия ответы продолжал искать Николай Диков, проводящий раскопки, конечно, на Камчатке , находясь на берегу известного своей красотой Ушковского озера.

Ему-то и принадлежит открытие, без преувеличения, мирового масштаба. Ученый нашел древнее захоронение жителей, возрастом более 15 000 лет. Самое интересное, что сама манера этого захоронения коренным образом отличалась от той, которая была принята у камчатских народов. Сходство наблюдалось с племенами индейцев из Северной Америки. Они-то и посыпали охрой покойников перед преданием тела земле.

Таким образом, мы видим, что на этой части земли сокрыто множество тайн, которые еще предстоит разгадать!

Изучаем жителей Камчатки детально!

После ительменов, о которых уже шла речь выше, на эту землю пришли чукчи и коряки, которые также являются коренными жителями Камчатки. Существуют различные мнения, но ученые все-таки ближе к тому, что случилось это порядка 500-800 лет назад. Племена были вытеснены из Восточной Сибири иными палеоазиатами, настроенными воинственно.


Айны - это отдельная история, которая покрыта дымкой тайны, ведь никто не может доподлинно сказать, как и почему они появились тут, называя себя курильцами. Самое главное, что и язык у них весьма необычен. Только недавно стало понятно, что он схож с... языком одного из древних аборигенских племен в далекой Австралии!

Эти коренные жители Камчатки, к слову, жили и на территории Японских островов, а после оккупации ушли в поисках того места, которое бы приняло их, дало возможность почувствовать гармонию с этим миром. Русские землепроходцы называли айнов «мохнатыми» за их характерные бороды.

Коренные малочисленные народы севера Камчатки «под микроскопом»!

Итак, на данной земле, на Камчатке, проживали такие малочисленные народы, как:

  • Ительмены
  • Коряки
  • Чукчи
  • Алеуты
  • Курильцы, иначе их еще называют айнами
  • Эвены
  • Камчадалы

Их история заслуживает подробного изучения, и в рамках этой публикации мы рассмотрим некоторые племена более детально!

Да, история аборигенов строится на базе археологических данных и открытий, которые сложно назвать полными. Они получены в разное время разными исследователями, но «старт» интереса к Камчатке начался в XIX веке, а ведь заселена земля была - около 15 000 лет назад, так что, как уже было замечено выше, нас ждет впереди еще много открытий, или, наоборот, некоторые детали навсегда останутся тайной...


Сегодня принято выделять 4 группы коренных народностей Камчатки. Они присутствовали в списке выше и подчеркнуты. Да, у коряков, эвенов, чукчей, ительменов имеется и собственная неповторимая культура, и язык, и древние традиции с обычаями.

Знакомство с коряками

Это основное население, обитающее на севере Камчатки с собственным автономным округом. Если «копнуть» семантику названия народа, то, по мнению Крашенинникова и Стеллера, корни лежат в слове «хора», то есть «олень». Коряки сами себя так никогда не называют. Вообще тема названий очень интересна и глубока. Так, обитатели побережья всегда называли сами себя нымыланами, что означает в переводе на русский язык - «обитатели оседлых селений», а кочевники, занимающиеся выпасом оленей в тундре, говорили о себе, как о «чавчувенах», что переводится просто «оленные люди»!


Коряки замечательно разбираются в множестве домашних промыслов. Эти жители режут по дереву и кости, обрабатывают металлы, создавая известные по всему миру паренские ножи, а также изготавливают национальную одежду и ковры, вышивают бисером.

Чавчувены, являющиеся коренными жителями Камчатки, сделали оленеводство своим основным промыслом. Более того, по сути, оно было единственным, так как олень, это животное, смог дать им и еду, и одежду (кухлянки, малахаи, трбасы шились из шкур), и жилье, так как яранги строились также из шкуры оленя, плюс, из костей мастера создавали орудия труда. Естественно, олени же выступали и в качестве средства передвижения для коряков.


Нымыланы же занимались, как правило, рыболовно-охотничьим типом хозяйства. Они делали специальные сети из крапивы и добывали в реках рыбу. Это тяжелый труд, так как, чтобы создать такую сеть, приходилось потратить порядка 2 лет, а служила она - только год. Выходил народ и в море на байдарках. Последние обтягивались шкурами. Охота велась на лахтака, нерпу, даже кита. Метался гарпун, а после киты добивались копьями, оснащенными наконечниками из камня. Охота была острой необходимостью, так как даже шкуры морских обитателей использовались не для «красоты», а для обтяжки лодок, пошива одежды и обуви, сумок и ремней.

Эти загадочные ительмены

Что касается ительменов, то название народа можно перевести, как «живущие здесь». Очень символично. Следует отметить и границы расселения, где южная - это мыс Лопатка, а северная - реки Тигиль и Ука.

В теплое время года ительмены проводили все время на воде. Они передвигались по рекам на изготовленных собственноручно из древесины тополя лодках-батах колодообразной формы. Занимались племена ловлей рыбы, опять же сетями из крапивы. Но также они и строили на реках ловушки.


Из-за того, что о запасах соли не могло быть и речи, то и заготовка ощутимых запасов рыбы не представлялась возможной. Посему охота на соболя, лису, медведя, баранов (горных) также была равнозначным рыболовному делу занятием. На побережьях охота велась на каланов, тюленей и другого морского зверя.

Интересно, что женщины-ительменки носили парики, а также самой почетной считалась та дама, у которой парик был самым роскошным. Молоденькие девушки традиционно заплетали свои черные волосы во множество тонких косичек, а сверху надевали особые «шапочки», также сплетенные из волос.


Об одежде народов Камчатки также можно рассказывать очень долго, так как у ительменов она была весьма и весьма своеобразной, сшитой из шкуры и кожи лисиц, соболей, собак, для украшения добавлялись опушки по вороту, рукавам, подолу.

Особенности эвенов!

Да, эвены, если сравнивать с другими камчатскими аборигенами, стоят несколько обособленно, а по своему происхождению - ближе к тунгусам.

Их предки пришли на Камчатку еще в XVII веке. Именно тогда они и оценили по достоинству возможности занятия оленеводством, изменив традиционной охоте. Русские называли эвенов, которые кочевали по Охотскому побережью, ламутами, что означает «живущие подле моря», пастухов - орочами (то есть опять же «оленные люди»). Впрочем, не только охота и оленеводство привлекали народ, так как «живущие подле моря» также вполне логично занимались и ловлей рыбы, и зверобойным промыслом в морских водах.


В почете у эвенов всегда было кузнечное дело, которое здесь развивалось, и среди представителей племени присутствовали настоящие мастера.

В качестве жилища у камчатских эвенов выступал чум циллиндрическо-конической формы. Больше он напоминает корякскую ярангу, если смотреть на устройство. Зимой же, чтобы сохранить в своем жилье тепло, к чуму они пристраивали специальный вход в виде туннеля.

К слову, только эвены не практиковали езды на собаках в отличие от своих «братьев», других коренных камчатских народов.

Ах, эти чукчи!

О чукчах знают все. Пожалуй, они являются самым известным народом, и отрицать сей факт невозможно. Это северные соседи коряков, которые для охоты активно использовали копья, гарпуны, луки и стрелы. Примечательно, что наконечники для орудий создавались из камня и кости животных.

Чукчи славились мастерством в плане добычи мелкой дичи и птицы, так как использовали для лучших результатов болу и пращу.

В качестве основного средства передвижения у чукчей традиционно использовались олени, но и собачьи упряжки оставались в чести, что сохранилось и по сей день.


Нельзя отрицать и то, что чукчи являются превосходными мореходами, на ура управляющимися с крупными байдарами на 30 человек. Паруса на них изготавливались из оленьей ровдуги, на борта же прикреплялись тюленьи шкуры, надувавшиеся воздухом.

С наступлением лета чукчи обязательно затевали промысловые экспедиции на Анадырь в целях плодотворной охоты. Были налажены торговые отношения с эскимосами.


В качестве резюме

Да, первобытное население Камчатки - это неотъемлемая честь природы. Эти люди жили в полной гармонии с ней, зная в совершенстве свой мир, используя его дары.

Очень многие тайны никогда не будут раскрыты, так как они канули в Лету вместе с народами, но еще есть возможность узнать то, что хранится бережно, что передается из поколения в поколение. Это и есть - история!

Туристу

Посмотрите наше новое видео с уникального тура "Легенды Севера"


Коряки - коренное население северной части полуострова Камчатка, которому удалось пронести свою самобытность и культурные особенности сквозь века. Да, их уклад жизни стал более современным, а некоторые необычные традиции отошли на второй план. Однако несмотря на малочисленность и ограниченный регион проживания, они сумели сохранить свои основные обычаи.


Коряки - коренное население Камчатского края.

Самым точным переводом термина «коряки» будет «владеющий оленями», что в полной мере отражает суть главного занятия народа. Одна из версий этнологов гласит, что такое название люди получили от русских казаков, которые пришли на полуостров в XVII веке. Согласно другой теории, «коряками» их прозвали соседи юкагиры.

Коряки-рыболовы и коряки-оленеводы


Коряки перетаскивают кита на санях. Пенжина, Камчатка. 1900

Корякские племена не всегда были кочевыми. Изначально они занимались рыболовством и вели оседлую жизнь. Необходимость отделится от основной группы возникала крайне редко - в годы плохого улова, когда мужчины были вынуждены уходить вглубь полуострова на охоту и оставаться там долгое время. С этого и началось разделение коряков на две основные ветви: кочевых тундровых и оседлых береговых.

Что примечательно, сам народ никогда не называл себя «коряками». В противовес этому термину использовались другие. «Намылан» и «анкалан» для обозначения оседлых жителей, «чавчувен» и «чаучу» - для кочевых представителей.


Коряки сушат рыбу, 1901

Кроме охоты и рыболовства в селениях были хорошо развиты другие промыслы. Коряки всегда мудро распоряжались дарами природы. Убитые животные использовались не только для пропитания. Из оленьих шкур шились теплые закрытые рубахи «кухлянки», которые украшали витиеватыми узорами из меха пушных зверьков. Для изготовления традиционных меховых валенок отбирались целые шкурки моржей и нерп.


Валенки с традиционной меховой отделкой и вышивкой.

Исключительно женским занятием считалась обработка мягких материалов, в частности шитье и вышивка. Мужчины занимались более тяжелым трудом: изготавливали фигурки, табакерки и украшения из моржовых клыков; обрабатывали металл, камень и дерево.

Отрезанные от цивилизации коряки даже придумали своеобразное подобие подгузников. Их сооружали из мягчайших шкурок телят оленей и снабжали специальным карманом на пуговицах, который было удобно расстегивать и застегивать, не снимая одежды. В карман закладывали особый сорт мха, хорошо впитывающий жидкости и препятствующий появлению опрелостей.

Яранги - традиционное жилье коряков


Коряки у своего традиционного жилища.

Олицетворением родного дома для любого коряка является яранга. По строению она похожа на небольшую юрту, покрытую шкурами оленей. Самое теплое место яранги - полог или спальня, которое представляет собой небольшую квадратную «комнату» в центре, со всех сторон укрытую оленьими шкурами мехом внутрь. Раньше туда забиралась вся семья и, зажигая «жирник» (светильник на основе тюленьего жира), укладывались на ночлег. Тогда в пологе становилось настолько жарко, что в даже в самые морозные ночи можно было спать без одежды.


Яранга - традиционное жилище коряков.

Кроме яранг, коряки строили полуподземные жилища из бревен. Строения имели два входа: нижний, ведущий внутрь через сени, и верхний, который параллельно исполнял роль дымоотвода. Первый использовали в летнее время, пока строение не засыпало снегом. Но как только снежный покров становился настолько высоким, что под ним скрывалась большая часть дома, коряки забирались внутрь через зимний вход. Лестница была очень крутой и напоминала скорее столб с углублениями-ступеньками для ног. Некоторые этнологи придерживаются мнения, что такие северные землянки строились задолго до появления яранг. Однако до нашего времени ни одного целого полуподземного дома в естественных условиях не сохранилось, поэтому увидеть их можно только в музеях.

Чему поклонялись коряки?


Во время одного из обрядовых праздников.

Коряки верили, что душа есть у каждой вещи и окружающего предмета. Они одушевляли не только животных, но и весь окружающий мир: небесные светила, море, горы, лес. В каждой общине выбиралось свое священное место - аппапель - которому поклонялись и приносили в жертву животных. Зачастую это были олени, реже собаки и морские обитатели.

Самые пышные празднования устраивались в честь основных промыслов - охоты и рыбалки. Коряки торжественно «встречали» и «проводили» добычу (оленей, касаток, китов), выполняли обряды со шкурой, носами и некоторыми другими частями туш, которые после ритуала обязательно выставляли на почетное место, чаще всего рядом с семейными тотемами. Другими культовыми предметами были аняпели (гадальные камни), миниатюрные фигурки, символизирующие предков, и доски с антропоморфными фигурками для добывания огня трением.


Народные игры коряков Магаданской области.

С большим почетом народ относился к смерти и связанными с ней обрядами подготовки тела. Преждевременная кончина считалась происками злых духов, поэтому коряки регулярно совершали ритуальные жертвоприношения и обращались к шаманам за защитными амулетами. Обязательным элементом похоронно-поминальной обрядности была погребальная одежда. Ее начинали шить еще при жизни, но ни в коем случае не заканчивали самостоятельно. По поверью, собственноручно доделав погребальный наряд, человек накликал на себя преждевременную смерть.

Несколько столетий основным способом погребения оставалось сожжение на костре из древесины кедрового стланика. С мертвыми обращались как с живыми: вели степенные беседы и передавали через них подарки ранее умершим родственникам, укладывали на костер продукты, личные вещи, оружие. Однако примерно с XVIII века традиционные обряды стали переплетаться с православными погребальными традициями и постепенно забылись.

Корякский фольклор: мифы и сказки, народная музыка

Корякская письменность - одна из самых молодых. Она создавалась на основе латиницы в 1930 году, однако в таком виде просуществовала немногим более пяти лет (с 1930 по 1936). После язык стали записывать русским алфавитом. Повсеместное распространение русского языка негативно повлияло на родную словесность коряков: практически не осталось аутентичных литераторов, каждое новое поколение знало язык все хуже. Ситуация усугубилась после того, как в камчатских школах перестали преподавать корякский язык, исключив его из образовательной программы.

Тем не менее в фольклоре коряков много интересного. Даже не понимая языка, слушать исторические легенды и предания, сказки, мифы и песни очень интересно. Мелодии выполняются речитативом под ритмичное аккомпанирование круглого национального бубна с внутренней крестовидной рукояткой - «г’эйнэчг’ын». Следует отметить, что этот термин является общим для всех корякских музыкальных инструментов. Им обозначают и трубу из бересты, и некое подобие флейты с наружным отверстием, и перьевые пищики, и даже духовые инструменты.


Молодые корякские девушки с национальным музыкальным инструментом - круглым бубном с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой.

В историях отражены реальные события: межплеменные стычки коряков, войны народа с эвенами и чукчами. Много повествований сосредоточено вокруг «Куйкыняку» - Вороне, который в корякской культуре предстает одновременно как творец, проказник и шутник. Некоторые напевы передаются из поколения в поколение и считаются родовыми. В детском эпосе популярны сказки, главными персонажами которых являются животные: собаки, медведи, мыши и морские обитатели.

Современные коряки: какие они?

Сегодня коряки по-прежнему ведут обособленный образ жизни, не покидая привычных мест обитания. И даже имеют собственную автономию - Корякский округ. Согласно переписи 2010 года, численность народа составляет около 9000 человек. Причем две трети людей проживает в Камчатском крае, остальные - в Чукотском автономном округе и Магаданской области.

Превалирующее большинство современных коряков разговаривают на русском языке и исповедуют православное христианство. Шаманизма придерживаются лишь отдельные племена, в которых сильны традиционные верования предков. Схожая ситуация обстоит с корякским языком - его сохраняет не более 2000 человек, еще около 1000 человек разговаривает на алюторском.


Коряки исполняют национальный танец.

Стремясь защитить интересы коренного населения Корякского автономного округа, российское правительство всячески поддерживает общественные организации и национализацию поселков. На местном радио и телевидении регулярно выпускают различные передачи на корякском языке. В школах наряду с русским обязательно преподают родной для коряков язык, организуют кружки по традиционному укладу жизни и формам хозяйствования.

Численность населения Камчатского края по состоянию на 01.01.2018 года составила 315,6 тысяч человек, увеличившись за год на 828 человек, произошло это впервые за последние 27 лет (с 1991 года). Но при этом, численность населения полуострова на данный момент равна численности, которая была зафиксирована в 1972 году, сообщили агентству «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в Камчатстате.

По данным статистиков, увеличение численности населения на 66% обусловлено миграционным притоком, на 34% естественным приростом.

На данный момент доля городского населения Камчатки составляет 78,2%, сельского населения – 21,8%.

По состоянию на начало 2018 года в крае проживало 157,4 тысячи мужчин и 158,2 тысячи женщин (соответственно, 49,9% и 50,1% в общей численности населения), на каждую 1000 мужчин приходилось 1005 женщин (в 2016 году 1009 женщин).

Численность горожан на полуострове в 3,6 раза превышает сельское население, при этом более двух третей городского населения – это жители краевого центра (73,4%).

Удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) на 01.01.2018 года составил 18,8%, доля лиц пенсионного возраста – 20,6%, доля населения трудоспособного возраста - 60,6%. По сравнению с 1 января 2017 года численность молодежи и населения пенсионного возраста увеличилась, при этом население в трудоспособном возрасте каждый год уменьшается.

В последние годы наблюдается большая диспропорция между работающим населением и иждивенцами, то есть растет демографическая нагрузка на работающих граждан – кто-то должен пополнять бюджет, кормить детей и стариков, обеспечивать государственные структуры страны. По состоянию на начало 2018 года на каждых 10 камчадалов трудоспособного возраста приходилось в среднем 7 иждивенцев (детей и пенсионеров), в среднем по России 8 человек.

В 2017 году в Камчатском крае родилось 3752 ребенка – это на 305 малышей меньше, чем в предыдущем году.

«Снижение рождаемости наблюдается в крае третий год - мы начинаем «пожинать плоды» демографического провала «девяностых», когда из-за разного рода социально-экономических и политических проблем рождаемость резко снизилась. Это привело к тому, что «детей девяностых» просто мало. Соответственно, значительно меньше мы сегодня имеем и женщин репродуктивного возраста», - сказали в Камчатстате.

В 2017 году в крае родились 58 двоен и одна тройня.

Число родившихся мальчиков превысило число родившихся девочек на 3,4%, составив 1907 и 1845 детей, соответственно (в 2016 году - на 7,6%, составив 2103 и 1954 ребенка, соответственно).

Естественную убыль населения Камчатка преодолела в 2011 году. Тем не менее, в течение последних пяти лет и абсолютные и относительные показатели естественного прироста имеют устойчивую тенденцию к снижению.

В 2017 году в крае продолжилось снижение общего коэффициента рождаемости. По сравнению в 2016 годом он снизился на 1,0 промилле, по сравнению с 2015 годом – на 1,2 промилле. В среднем по России коэффициент рождаемости составил в 2017 году 11,5 промилле.

Рождаемость имеет в районах края различную интенсивность. В шести муниципальных образованиях уровень рождаемости превышает среднекраевой, в остальных он ниже. Среди районов, где рождаемость выше краевой три из четырех районов Корякского округа. Максимальное значение зафиксировано в Пенжинском районе (21,3‰), самая негативная ситуация – в Алеутском районе (7,1‰).

Также неравномерна рождаемость по месяцам в течение года. В 2017 году чаще всего мальчики рождались в январе, а реже всего в феврале. Девочки чаще появлялись на свет в августе, а реже всего в декабре.

В 2017 году самой молодой маме на Камчатке было 14 лет, а самой взрослой - 48 лет.

На Камчатке коэффициент смертности в течение последних семи лет держится на уровне ниже среднероссийского. В 2017 году общее число умерших в Камчатском крае составило 3468 человек, что ниже данных 2016 года на 4,7%.

Горожан умерло в 2,8 раза больше, чем сельских жителей, мужчин на треть больше, чем женщин.

Коэффициент смертности в Камчатском крае в 2017 году снизился по сравнению с предыдущим годом на 0,5 промилле.

Самые высокие показатели уровня смертности по районам края зарегистрированы в Олюторском (20,2 случая на 1000 населения), в Быстринском (17,7 случая) и Карагинском (15,6 случая) районах края. Самый низкий уровень смертности зафиксирован в Соболевском районе – 9,6 человека на 1000 населения.

По сравнению с предыдущим годом в 2017 году уменьшилась смертность среди населения в возрасте моложе трудоспособного (с 54 человек в 2016 году до 39 человек в 2017) и в трудоспособном возрасте (с 1301 человека до 1105 человек), но при этом увеличилась смертность в возрасте старше трудоспособного (с 2284 человек до 2321 человека).

Более половины смертей жителей Камчатского края обусловлены болезнями системы кровообращения – 52,4% от всех умерших (в 2016 году - 51,1%).

Второе место стабильно удерживают смерти от новообразований - 15,6% всех умерших в 2017 году (в 2016 году - 15,8%). На 100 тысяч камчатских жителей при-шлись 172 смерти от различных опухолей (в среднем по России - 200).

На третьем месте – смертность от внешних причин. От них в 2017 году погибли 387 человек или 11,2% от всех умерших (в 2016 году - 420 человек или 11,5%). Среди скончавшихся за год в крае каждый девятый погиб от внешних причин. В 2017 году на каждые 100 тысяч жителей края пришлось 123 случая неестественной смерти (в сред-нем по России – 104).

В целом эти три основных класса причин смерти обусловливают более 79,2% смертей на полуострове.

Демографические перспективы Камчатки, по прогнозным оценкам Федеральной службы государственной статистики (средний вариант), рассчитанным от итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, стали более утешительными, но не по всем показателям.

Общая численность населения будет продолжать снижаться. К 2036 году численность населения Камчатского края снизится до 306 тыс. человек.

Горожан станет 263 тыс. человек (увеличение на 1,6 тыс. человек), на селе она снизится до 43 тыс. человек (минус 2,6 тыс. человек).

Согласно прогнозу мужчины опять будут доминировать в численности, и на 1000 мужчин будет приходиться 991 женщина.

При сохранении современных социально-экономических условий в крае коэффициент рождаемости сократится с 11,9 промилле в 2017 году до 10,3 промилле в 2035 году, но сократится и коэффициент смертности – с 11,0 промилле до 9,6 промилле и естественный прирост станет положительным (+0,7 промилле). Суммарный коэффициент поднимется до 1,909.

Коэффициент демографической нагрузки поднимется до 680 человек (+42 человека).

Фото из открытых источников