Признаки предложения как единицы синтаксиса. Синтаксис - особый раздел языковой науки

Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную предназначенную для передачи относительно законченной информации единицу, обладающую такими языковыми свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план. Кроме того, простое предложение является основной единицей, участвующей в формировании сложного предложения, а также любого развернутого текста. Простое предложение, далее, является тем построением, в котором прежде всего находят свое конструктивное применение словосочетание и форма слова.

Простое предложение как синтаксическая единица имеет свои собственные грамматические характеристики. Оно образовано по специально предназначенному для этого абстрактному грамматическому образцу (структурной схеме простого предложения, обладает своими языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью, а также способностью к видоизменениям - как строго формальным, так и таким, которые связаны с выполнением одним и тем же предложением различных коммуникативных задач. Простое предложение имеет разветвленный круг функций. Все это формирует специальную область синтаксиса - синтаксис простого предложения.

В речи, в процессе общения простое предложение функционирует наряду с такими сообщающими единицами, которые не являются грамматическими предложениями, т. е. не имеют всех тех синтаксических характеристик, которые перечислены в предыдущем абзаце. В определенных условиях контекста или ситуации ту или иную информацию может передавать соответствующим образом интонационно оформленная отдельная словоформа или сочетание словоформ, частица, междометие, даже союз или предлог (в разг. речи: Наконец-то!; Эге!; Откуда?; - Где лыжи, за шкафом? - Не за, а на). Такую интонационно оформленную сообщающую единицу можно называть высказыванием.

Высказывание в любом случае информирует о чем-либо или заключает в себе вопрос. Однако оно не имеет грамматического оформления, специально предназначенного для единицы сообщения, и, следовательно, всего комплекса соответствующих грамматических характеристик. Такое специальное оформление и такой комплекс характеристик имеют лишь те сообщающие единицы, которые выше названы предложениями.

Примечание. Термин "высказывание" может быть употреблен в широком или в узком смысле. В широком смысле слова высказыванием является любая сообщающая единица - как грамматически оформленное предложении, так и (при соответствующем интонационном оформлении) единица, грамматическим предложением не являющаяся. В узком смысле слова высказывание - это сообщающая единица, не являющаяся грамматическим предложением (см. примеры в предыдущем абзаце). В "Русской грамматике" термин "предложение" сохраняется для сообщающих единиц, специально предназначенных языком для передачи относительно законченной информации и имеющих перечисленные выше грамматические характеристики; по отношению к высказываниям, не имеющим таких специальных грамматических характеристик, термин "предложение" не употребляется.

Языковые характеристики высказываний, не являющихся грамматическими предложениями, устанавливаются на основании сравнения с характеристиками предложения. У таких высказываний есть ряд существенных признаков, сближающих их с предложением; это - функция относительно законченного сообщения, интонационная оформленность, способность к распространению (правда, более ограниченная, чем у предложения), способность включать в свой состав показатели субъективного отношения (частицы, междометия), способность участвовать в формировании сложного предложения и более сложных, развернутых фрагментов текста.

С другой стороны, такие высказывания отличаются от предложения отсутствием стоящего за ними специального отвлеченного грамматического образца, отсутствием формоизменения (высказывание способно принимать в свой состав отдельные показатели объективно-модальных значений, но оно не имеет характерной для простого предложения системы форм), отсутствием регулярных возможностей введения связок или полузнаменательных глаголов; структура языкового значения высказывания не-предложения не совпадает со структурой языкового значения предложения.

Простые предложения (часто - в неполных своих реализациях) в речи организуются в определенные последовательности, т. е. в текст. Элементарной единицей, представляющей такую последовательность, является сложное предложение. Сложное предложение - это целостная синтаксическая конструкция, в которой по грамматическим правилам соединяются два простых предложения, связанные друг с другом синтаксически выраженными отношениями.

Эта связь оформляется союзами, союзными словами или союзными частицами - в сочетании с интонацией, часто также при поддержке лексики. Разные типы сложного предложения, их формальная организация и значения, их системные соотношения с конструкциями другой грамматической организации составляют область синтаксиса сложного предложения. С этой областью смыкается также та сфера синтаксиса, которая охватывает простейшие бессоюзные фрагменты текста, по характеру отношения своих частей соотносительные с тем или другим типом сложного предложения.

Русская грамматика.

  • 11.1. Возникновение славянской письменности.
  • 11.2. Основные этапы развития русского письма.
  • 12. Графическая система языка: русский и латинский алфавиты.
  • 13. Орфография и её принципы: фонематический, фонетический, традиционный, символический.
  • 14. Основные общественные функции языка.
  • 15. Морфологическая классификация языков: языки изолирующие и аффиксирующие, агглютинативные и флективные, полисинтетические языки.
  • 16. Генеалогическая классификация языков.
  • 17. Индоевропейская семья языков.
  • 18. Славянские языки, их возникновение и место в совеременном мире.
  • 19. Внешние закономерности развития языка. Внутренние законы развития языка.
  • 20. Родство языков и языковые союзы.
  • 21. Искусственные международные языки: история создания, распространения, современное состояние.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 23. Проблема эволюции языка. Синхронический и диахронический подход к изучению языка.
  • 24. Социальные общности и типы языков. Языки живые и мёртвые.
  • 25. Германские языки, их возникновение, место в современном мире.
  • 26. Система гласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.
  • 28. Система согласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 29. Основные фонетические процессы.
  • 30. Транскрипция и транслитерация как способы искусственной передачи звуков.
  • 31. Понятие о фонеме. Основные функции фонем.
  • 32. Фонетические и исторические чередования.
  • Исторические чередования
  • Фонетические (позиционные) чередования
  • 33. Слово как основная единица языка, его функции и свойства. Соотношение слова и предмета, слова и понятия.
  • 34. Лексическое значение слова, его компоненты и аспекты.
  • 35. Явление синонимии и антонимии в лексике.
  • 36. Явление полисемии и омонимии в лексике.
  • 37. Активная и пассивная лексика.
  • 38. Понятие о морфологической системе языка.
  • 39. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и часть слова.
  • 40. Морфемная структура слова и её своеобразие в разных языках.
  • 41. Грамматические категории, грамматическое значение и грамматическая форма.
  • 42. Способы выражения грамматических значений.
  • 43. Части речи как лексико-грамматические разряды. Семантические, морфологические и другие признаки частей речи.
  • 44. Части речи и члены предложения.
  • 45. Словосочетания и его типы.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.
  • 47. Сложное предложение.
  • 48. Литературный язык и язык художественной литературы.
  • 49. Территориальная и социальная дифференциация языка: диалекты, профессиональные языки и жаргоны.
  • 50. Лексикография как наука о словарях и практике их составления. Основные типы лингвистических словарей.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.

    Предложение как единица синтаксиса. Предложение в современном языкознании рассматривают как основную единицу синтаксиса, противопоставляя его слову и словосочетанию по форме, значениям и функциям. Под предложением в самом общем плане понимают любое сообщение о чем-либо в устной или письменной форме, обладающее относительной самостоятельностью. В формальном плане эта самостоятельность проявляется в способности предложения отделяться от себе подобных паузами любой длительности в устной речи, в письменной речи - соответствующими пунктуационными знаками.

    Одним из главных признаков предложения считают его коммуникативный характер , то есть способность служить главным средством сообщения и выражения мысли. Ни фонемы, ни морфемы, ни даже отдельные слова и словосочетания не используются как коммуникативные единицы сами по себе, вне предложения. Только предложение выполняет самостоятельную коммуникативную функцию. Слова же, фразеологизмы, словосочетания являются названиями предметов, признаков, действий, выполняя в языке номинативную функцию. Коммуникативность - это свойство предложения отражать некоторую конкретную ситуацию. По своему содержанию между словом, например, зима и однословным предложением Зима! - громадное различие. Слово зима просто называет определенный класс реальных явлений, в то время как предложение Зима! - уже не просто название, а утверждение о наличии данного явления в данный момент времени и в данной конкретной ситуации. Это утверждение в предложении сопровождается также теми или иными эмоциональными коннотациями. Считается, что внешним, формальным выражением коммуникативности служит прежде всего интонация.

    Предложение выступает в роли минимальной коммуникативной единицы. По своим размерам предложение может быть как отдельным словом - Ночь. Вечереет. Холодно. Светает, так и развернутым синтаксическим построением, включающим большое количество слов: Медная пика над самой спиной пронеслась и вонзилась в землю, желаньем пылая насытиться плотью людскою (Гомер).

    Вторым основным признаком предложения выступает предикативность. Это понятие неоднозначно трактуется в разных грамматических концепциях, но в любой из них ему отводится существенная роль. А.А. Шахматов отмечал, что простейшая коммуникация состоит из сочетания двух представлений в предикативную, то есть зависимую, причинную, генетическую, связь. В самом общем плане предикативность определяют как отнесенность содержащейся в высказывании информации к действительности. Некоторые авторы полагают, что предикативность проявляется и раскрывается в грамматических категориях модальности, времени и лица . Другие считают, что предикативность выражается преимущественно посредством двух категорий - времени и лица, выделяя модальность в отдельный, самостоятельный признак предложения. В любом случае предикативность соотносительна с модальностью, так как в реальных высказываниях все категории - коммуникативность, предикативность, модальность - существуют совместно, формируя одну из центральных единиц синтаксиса - предложение.

    Категория времени в синтаксисе трактуется как соотнесенность содержания высказывания с моментом речи. С помощью глагольных форм время может быть обозначено как предшествующее, совпадающее или последующее к моменту речи : Море шумело. Море шумит. Море будет шуметь и завтра. Категория лица определяется как отнесенность коммуникативной ситуации к говорящему. Категория лица проявляется либо в непосредственном приписывании ситуации говорящему, либо в отнесенности ее к собеседнику (собеседникам) или третьему лицу (лицам), либо в сопоставлении безличностного грамматического субъекта с говорящим. В предложении синтаксическая категория лица выражается с помощью личных местоимений и/или личных форм глагола. Отрицательная (нулевая) форма лица (не-Я) выражается при помощи различных частей речи, занимающих позицию грамматического субъекта. Так, коммуникативное содержание высказывания Я пишу письмо соотносится с говорящим, Ты пишешь письмо - с собеседником говорящего, Он пишет письмо - с третьим лицом. В высказывании Идет дождь безличностный субъект дождь (не-Я) противопоставляется говорящему как субъекту речи.

    Предикативность иногда трактуют как свойство сказуемого, входящего в двусоставное предложение. Предикативной связью или предикативными отношениями тогда называют отношения, связывающие подлежащее и сказуемое, а также логический субъект и предикат суждения. Предикативность в таком употреблении уже осмысляется не как категория, присущая предложению как таковому, а как признак, свойственный таким предложениям, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое.

    Модальность рассматривают как категорию, выражающую отношение говорящего к содержанию высказывания. Говорящий может что-то утверждать или отрицать, желать или требовать, предполагать, побуждать, запрашивать и т.д. Модальность выражается главным образом в глагольных формах наклонения. В русском языке в формах изъявительного наклонения закреплено модальное значение реальности, выражающее соответствие содержания высказывания действительности: Мальчик пошел в школу. Мальчик ходит в школу. Мальчик будет ходить в школу. В формах повелительного и сослагательного наклонений выражается модальное значение ирреальности, то есть несоответствия содержания высказывания действительности. Вопросительная интонация выражает ирреальность независимо от формы наклонения. Коммуникативная ситуация в таких высказываниях предстает как возможная, желаемая, требуемая: Пошел бы ты в кино. Пусть он сходит в кино. Принеси мне книгу. Где же мальчик?

    Проблема предложения и его дефиниции в грамматике

    Предложение, наряду со словом, является одной из двух основных единиц языка. Изучением предложения и его категорий занимается синтаксис, в котором изучаются закономерности сочетания слов и построения предложений, закономерности включения предложений в единицу более высокого уровня. Предложение как основная единица синтаксиса является единицей коммуникативной, т.е. направленной на общение в условиях определенной конкретной ситуации. Поэтому с предложением связаны все проблемы, отражающие закономерности построения речи. Существуют разные подходы к изучению предложения: 1 – структурный, 2 – логический, 3 – семантический. Они определяются тем, какой из трех факторов, отраженных в предложении, взят за основу: языковая форма, форма мысли или объективная действительность. Одной из самых сложных проблем в синтаксисе до настоящего времени остается дефиниции предложения как основной синтаксической единицы. В настоящее время принято выделять основные признаки предложения как синтаксической единицы. К числу таких признаков относятся: 1- коммуникативная функция предложения, 2 – его предикативность, 3 – его модальная характеристика, 4 – относительная завершенность его содержания и 5 – его грамматическая и интонационная структура. Помимо названных пяти признаков, В.Г.Адмони выделяет семь основных аспектов предложения, которые в целом необходимо учитывать при его характеристике.

    НОМИНАТИВНЫЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Сложность проблем, связанных с предложением как основной синтаксической единицей языка, вызвана тем, что предложение представляет собой многоплановое образование, в котором отражаются три основополагающих элемента: языковую структуру, объективную действительность и человека, говорящего, с его мыслями и чувствами, эмоциями и отношениями. Уже в начале 20-го века в грамматиках была намечена проблема взаимодействия и взаимоотношения номинативного и коммуникативного аспектов предложения, которая выявляла свою остроту особенно в свете вопроса соотношения языка и речи. Одним из первых, кто предложил разграничивать в предложении постоянные и переменные элементы, был знаменитый французский лингвист Ш.Балли, который ввел понятия диктума и модуса.



    Проблема моделирования в синтаксисе возникла в середине 20-го века и определялась во многом чисто прикладными потребностями. В лингвистике появились многочисленные работы, в которых эти проблемы связывались с выявлением моделей предложения. Были сформулированы основные признаки модели предложения. Вместе с тем, в ряде работ отмечалось, что традиционная теория членов предложения фактически выступала как первая попытка моделирования. Важную роль в процессе моделирования сыграла теория валентности глагола, которая явилась основой модели немецкого предложения. До настоящего времени многие вопросы моделирования остаются дискуссионными. Большой вклад в разработку данной проблематики внесла О.И.Москальская, первой предложившая определение семантической модели и наметившая пути к решению многих спорных вопросов в этой области языкознания.

    Одним из важных вопросов теоретической грамматики всегда был вопрос классификации предложений. Уже в традиционной грамматике находим самые различные подходы к классификации простого предложения, в основу которых были положены разные критерии. Так, по цели высказывания традиционная грамматика выделяет повествовательное, вопросительное и побудительное предложения. По составу главных и второстепенных членов все предложения могут быть поделены на двусоставные и односоставные, которые в свою очередь не являются однородной группой. По наличию членов предложения выделяются нераспространенные и распространенные предложения. По типу сказуемого выделяются предложения с простым глагольным, сложным глагольным, именным сказуемым, по типу подлежащего - личные, безличные предложения. В особую группу некоторые авторы выделяют неопределенно-личные предложения.

    Понятие предикативности является базовым для всей теоретической грамматики. Это одна из важнейших синтаксических категорий, которая вместе с категориями времени и модальности формирует предложение как актуализованную единицу речи – высказывание. По вопросу о предикативности в лингвистике на всем протяжении ее развития высказывались различные точки зрения, в работах ведущих отечественных и зарубежных языковедов находим разную трактовку данного понятия. Одним из самых сложных вопросов в данной проблематике является вопрос о соотношении таких близких понятий, как предикативность и предикация. Большинство авторов считают предикативность грамматическим выражением предикации, которая, в свою очередь, устанавливает связь предмета и признака данного предложения с конкретной ситуацией. Способы выражения предикативности в каждом языке отличаются своим своеобразием и спецификой. Так, в немецком языке языковым выражением предикативности являются категории лица, времени и модальности. Важным является вопрос отличия предикативных отношений от других видов синтаксических отношений в предложении. Помимо центрального понятия предикативности, в теоретической грамматике существуют также понятия полипредикативности, полупредикативности и скрытой предикативности, которые также обнаруживают специфику в каждом конкретном языке.

    Порядок слов в том или ином языке напрямую определяется наличием или отсутствием в данном языке флективных элементов, а значит, напрямую связан с типом языка. Существуют следующие формы порядка слов: 1) контактный – дистантный; 2) препозитивный – постпозитивный; 3) фиксированный – нефиксированный; 4) исходный (нормальный) – измененный (сдвинутый). В каждом языке порядок слов складывался в течение всего исторического развития, отражал главные особенности этого языка, менялся в зависимости от изменений в морфологической системе. Особенности порядка слов немецкого предложения связаны в первую очередь с таким явлением немецкого синтаксиса, каким является рамочная конструкция.

    МОДАЛЬНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЕЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ

    Модальность представляет собой один из важнейших признаков предложения. Вопросы, связанные с модальностью, как и вопросы, связанные с предикативностью, всегда находились в центре внимания теоретиков грамматики. Точки зрения на модальность как синтаксическую категорию в работах отечественных и зарубежных лингвистов отличаются значительно. Большой вклад в разработку данной проблематики внес академик В.В.Виноградов. В соответствии с его концепцией различаются три аспекта модальности простого предложения, среди которых выделяется один – обязательный для формирования предложения, два других являются факультативными, т.е. могут присутствовать или отсутствовать в предложении. Как никакая другая синтаксическая категория, модальность отражает не только специфику языковой системы, но и напрямую связана с социокультурными особенностями того общества, который говорит на данном языке. Важную функцию в формировании данной синтаксической категории выполняют модальные глаголы, роль которых в выражении разновидностей модальности в современном немецком языке чрезвычайно значительна. Это связано не в последнюю очередь с разграничением в системе немецкого языка первичных и вторичных значения модальных глаголов, что накладывает отпечаток на их отношение к реализации одного из видов модальности.

    КОММУНИКАТИВНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Проблемы коммуникации стали в лингвистике, и в частности, в теоретической грамматике, особенно актуальными с развитием функционального подхода к исследованию языковых явлений. Итогом многочисленных исследований в этой области стала теория коммуникативного (актуального) членения предложения, получившая полное освещение в работах отечественных и зарубежных германистов. В немецкой грамматике истоки данной теории восходят к трудам Г. Пауля, который одним из первых немецких грамматистов обратил внимание на роль слушателя в процессе коммуникации. Его идеи нашли дальнейшее развитие в работах К.Бооста, Э.Драха, которые, в конце концов, привели к созданию теории коммуникативного членения предложения. Эти авторы рассматривают немецкое предложение как расчлененное поле, подчеркивают при этом роль первого места в немецком предложении. Введенные в теории коммуникативного членения предложения понятия "тема" и "рема" предложения могут рассматриваться как основополагающие для всей дальнейшей разработки теории коммуникации. Важным в данной теме является вопрос о языковых средствах выражения темо-рематического членения предложения, которое в каждом языке обладает своей ярко выраженной спецификой.

    СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Сложносочиненное предложение и его классификации

    Сложное предложение представляет собой полипредикативная структура, т.е. оно состоит как минимум из двух (или более) предикативных отношений. Традиционно разграничиваются два вида сложного предложения: 1) сложносочиненное предложение (паратаксис) и 2) сложноподчиненное предложение (гипотаксис). В отношении сложносочиненного предложения возникает проблема отграничения его от последовательного ряда простых предложений. При этом важным является автосемантия и синсемантия компонентов такого сложного целого. Теорию автосемантичности и синсемантичности наиболее полно разработала Е.В.Гулыга, которая представила законченную систему таких типов сложных предложений. Современная теоретическая грамматика немецкого языка предлагает различные классификации семантических связей внутри паратаксиса: 1) соединительные; 2) противительные; 3) разделительные; 4) каузальные; 5) следственные; 6) пояснительные и т.д. Мнение лингвистов по количеству и по характеру семантических связей между элементарными предложениями паратаксиса существенно различаются.

    Сложноподчиненное предложение в традиционной и

    современной грамматике

    Сложноподчиненное предложение (гипотаксис) представляет собой один из тех видов сложного предложения, который до настоящего времени остается в центре внимания грамматистов. Традиционная грамматика предлагала различные виды классификации придаточных предложений, такие как: а) по месту придаточного предложения в составе гипотаксиса; б) по типу связи с главным предложением; в) по степени зависимости от главного предложения; 4) по той функции, какую придаточное предложение выполняет в составе гипотаксиса. Наибольший интерес и наибольшее расхождение в точках зрения представляет последняя классификация, в соответствии с которой теоретическая грамматика выделяла придаточные субъектные, придаточные предикативные, дополнительные, определительные и различные виды обстоятельственных придаточных предложений (придаточные места, времени, цели, причины и т.д.). В середине 20-го века предпринимались неоднократные попытки пересмотреть указанную классификацию, однако, в основном результаты новых теоретических исканий сводились к тем же основным семантико-синтаксическим видам.

    Текст как единица синтаксиса представляет собой относительно новый для грамматики объект исследования. Новизна для теоретической грамматики текста как предмета исследования поставила на повестку дня проблему определения места текста в системе синтаксических единиц. В результате произошло становление лингвистики текста как специфического раздела грамматики, благодаря чему многие традиционные проблемы получили новое освещение. Одним из самых дискуссионных в период становления лингвистики текста был вопрос, связанный с различными подходами к дефиниции термина "текст". Этот вопрос остается спорным и до настоящего времени. Многочисленные работы посвящены исследованию текстообразующих элементов языка, среди которых выделяются анафорические и катафорические элементы. Много внимания уделяется такому вопросу, как композиция текста. Выделены промежуточные формы между предложениями и цельным текстом, среди которых такие сверхфразовые единства, как абзац, параграф, глава и т.д.


    Лексикология

    Сложность, многоаспектность предложения затрудняет выработку его определения. Существует множество определений этой синтаксической единицы, к которым продолжают присоединяться новые. Адекватное определение должно содержать указание на родовую принадлежность определяемого явления, и, вместе с тем, в нем должны быть отмечены те из множества присущих ему свойств, которые обуславливают специфику именно данного явления, составляя, таким образом, его сущность.

    В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определения предложения в плане логическом, психологическом и формально – грамматическом. Представитель первого направления Ф. И. Буслаев определял предложение как «суждение, выраженное словами». [Буслаев, 1959, с.258] Буслаев так же полагал, что «в языке находят свое выражение точное отражение и выражение логические категории и отношения». [Буслаев, 1959, с.270]. Исходя из того, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением», представитель второго направления А. А. Потебня рассматривал предложение как «психологическое (не логическое) суждение при помощи слова, т. е. соединение двух мысленных единиц: объясняемого (психологического субъекта) и объясняющего (психологического предиката), образующих сложное предложение». Существенным признаком предложения он считал наличие в нем глагола в личной форме. [Потебня, 1958, с. 81-84]. Ф. Ф. Шахматов построил свою теорию предложения на логико – психологической основе и так определил предложение: «Предложение – это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое, служащее для словесного выражения единицы мышления». Психологической основой предложения Шахматов считал сочетание представлений в особом акте мышления [Поспелов, 1990, с. 127]. Основоположник формально-грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов рассматривает предложение как один из видов словосочетания: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы в праве назвать грамматическими предложениями, т. к. они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».

    Члены предложения представителями этого направления определялись с морфологической точки зрения, т. е. характеризовались как части речи. [Фортунатов, 1956, с.188-189]. В. В. Виноградов за основу определения предложения берет структурно – семантический принцип: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли». [Виноградов, 1955, с.254]. Для того, чтобы дать операционно применяемое определение предложения, следует исходить из его формальных или функциональных признаков. В академическом языкознании мы находим такое определение предложения: «Предложение – минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формулирования и выражения мысли, в нем находит свое проявление единство языка и мышления. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т. д. Грамматическую основу предложения образуют предикативность, складывающаяся из категорий времени, лица, модальности и интонация сообщения». [Розенталь, 1976, с.311]. Мы считаем возможным остановиться на данном определении как на наиболее объективном и доказательном. Хотя мы не можем не заметить, что до сих пор существуют прения по поводу определения синтаксической единицы, что еще раз доказывает то, что предложение – это сложная по своему устройству единица. Нет единого мнения и по поводу определения сложного предложения. Если простое предложение является монопредикативной единицей и в нем выражается «единая соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания» [Белошапкова, 1981, с.367], то сложное предложение является полипредикативной единицей, в нем дается «раздельная соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим объективного содержания по частям». [там же].

    Предикативные единицы сложного предложения, хотя и построенные по моделям простого предложения, находятся в таком тесном взаимодействии в смысловом и грамматическом отношении, что расчленить сложные предложения на отдельные самостоятельные простые предложения бывает большей частью невозможно, так как части сложного предложения объединены и структурно, и по смыслу, и интонационно. Такого мнения придерживаются такие ученые, как Ф. И. Буслаев: «Из совокупности двух или нескольких предложений составляется сложное, так называемое в отличие от простого, не соединенного с другим». [Буслаев, 1959, с.279]. «Синтаксическим целым» называет В. В. Виноградов сложные предложения. [Виноградов, 1955, с.287]. Д. Э. Розенталь даёт более широкое определение сложного предложения: «Сложные предложения – предложения, состоящие из двух или нескольких частей, по форме однотипных с простым предложением, но образующих единое целое, смысловое, конструктивное и интонационное целое». [Розенталь, 1976, с.432]. В германистике следующее определение: «Сложное предложение по структуре противостоит простому, оно полипредикативно, т. е. предикативное отношение, характеризующее взаимные отношения подлежащего и сказуемого, представлено в предложении два и более раза. Составляющие сложного предложения традиционно рассматриваются тоже как предложения. Возможно, впрочем, это просто не совершенство терминологии». (Так, в английском языке для обозначения полипредикативной единицы используется термин «clause»*). «Придаточное – не предложение уже потому, что оно лишено самостоятельной коммуникативной значимости.

    Оно используется в процессе и в целях речевой коммуникации лишь в качестве составляющей большей синтаксической единицы – сложного предложения. Даже части сложносочиненного предложения неадекватны как единицы коммуникации. Зачастую их взаимные отношения причины – следствия, определенной временной организации и т. п., и разорвать их, выделить каждую из частей сложносочиненного предложения в самостоятельное предложение, значит ослабить или разорвать существующие между ними синтаксическую и семантическую связи. К тому же неоконченные части сложного предложения свою синтаксическую связь с себе подобными могут передавать и интонацию. Будучи изолированными от остальной части сложного предложения, такие конструкции оказываются и интонационно отличными от предложения. Связь между частями сложного предложения осуществляется посредством союзов, указательных слов (местоимений), других специальных слов (наречий, вводных слов и т. п.), структурной неполноты какой-либо части и общая для всех частей предикативной единицы. «Порядок следования предикативной единицы в сложном предложении может быть относительно свободным или закрытым:

    Структуры гибкие, допускающие варианты в порядке расположения предикативной единицы; структуры негибкие, не допускающие перестановки частей без отделения союза или союзного слова от второй части. В связи с этим сложные предложения могут быть:

    Открытой структуры, когда количество предикативной единицы может быть увеличено;

    Закрытой структуры, когда сложные предложения составляют разнородные части». [Козырева, 1987, с.20]. Классификация сложных предложений определяется средствами связи их предикативной единицей: в зависимости от того, что связывает в одну синтаксическую единицу их предикативные единицы – союзы или интонация, различаются сложные предложения с союзной связью и с бессоюзной. Сложные предложения с союзной частью делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в зависимости от типа союза:

    Синтаксис.

    Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.

    Словосочетание – единица синтаксиса

    Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц.

    Словосочетаниями не является:

    o грамматическая основа;

    o однородные члены предложения;

    o служебная часть речи + существительное;

    o фразеологизм.

    Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка; 2) красная смородина, железная дорога.

    Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.

    Типы связи слов в словосочетании. В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое. Существует три типа связи:

    Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

    Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

    Управление - вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.

    Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.



    Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал.

    Классификация словосочетаний по главному слову

    1. Глагольные. Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.

    2 . Именные

    § Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

    Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.

    § Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

    Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный.

    § Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

    Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

    § Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

    Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

    4. Наречные

    Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

    Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

    1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов. Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).

    2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

    Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

    Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

    По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

    § синтаксически свободные

    Примеры: высокий дом.

    § синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

    Примеры: три сестры, анютины глазки.

    Предложение – одна из основных единиц синтаксиса

    Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

    Члены предложения - грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся объект, обстоятельство, определение.

    Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения).

    Сходно, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и объекты с зависимыми словами).

    Например: Красивая незнакомка в самолете подарила ему загадочную улыбку. Красивая - определение, незнакомка - подлежащее, в самолете - обстоятельство, подарила - сказуемое, улыбку - объект, ему - косвенный объект.

    Типы предложений

    Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих типов:

    Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.

    Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

    Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?

    Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)

    Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

    Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.

    Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?

    Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?

    Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).

    Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.

    Если предложение содержит в себе только подлежащее и сказуемое, то оно называется нераспространённым, иначе - распространённым.

    Предложение считается простым, если содержит в себе одну предикативную единицу, если больше - сложным.

    Если предложение содержит в себе и состав подлежащего, и состав сказуемого, то оно называется двусоставным, иначе - односоставным.

    Односоставные предложения делятся на следующие типы:

    · Определённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, который своими личными окончаниями указывает, что действие, названное им, выполняется определённым, 1-м или 2-м, лицом: Иду домой. Собирайтесь!

    · Неопределённо-личное предложение - простое односоставное предложение без подлежащего, когда действие выполняется неопределённым лицом: Меня вызвали к директору.

    · Обобщённо-личное предложение -простое односоставное предложение без подлежащего с глаголом-сказуемым, где субъектом действия может быть кто угодно: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    · Безличное предложение - простое односоставное предложение со сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без участия грамматического субъекта действия: Смеркалось. Было уже светло. Хочется пить. Его как бы вдруг передёрнуло. Под густою листвою пахло травою и лесом.

    · Инфинитивное предложение - простое односоставное предложение, в котором сказуемое выражено инфинитивом (глаголом в неопределённой форме). В таких предложениях подлежащее не может быть выражено каким-либо словом без изменения формы сказуемого: Молчать! Вам уже ехать. Только бы успеть!

    · Номинативное предложение - простое односоставное предложение, в котором подлежащее выражено существительным в именительном падеже и отсутствует сказуемое (сказуемое выражено глаголом «быть» в нулевой форме): Летнее утро. В воздухе тишина.

    Если предложение содержит все необходимые члены предложения, то оно считается полным, иначе - неполным. Полными или неполными могут быть как двусоставные предложения, так и односоставные. В неполных предложениях некоторые члены предложения опущены в соответствии с контекстом или обстановкой: Куда его? - Очень я тебя любила. - И я тебя. В неполных предложениях может не быть одновременно как подлежащего, так и сказуемого: Куда? Зачем?

    Что такое сложное предложение?

    Сложным называется предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих в смысловом, конструктивном и интонационном отношении единое целое.

    По способу соединения частей различаются союзные и бессоюзные сложные предложения. Первые подразделяются на два типа сложных предложений: 1) сложносочиненные предложения и 2) сложноподчиненные предложения.

    Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами.

    В сложносочиненных предложениях чаще всего выражаются отношения соединительные, противительные и разделительные (ср. функции сочинительных союзов и их классификацию). Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставительные, присоединительные, пояснительные с различными добавочными оттенками значений.