Русский язык правописание о е после шипящих. Буквы е — о после шипящих в корнях слов

Тема: Фонетика. Графика. Орфография

Урок: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова

Учебное наблюдение

Посмотрите на транскрипцию слов [шо́рах], [ шо́пат]. Как видите, и в первом, и во втором слове под ударением [о]. А теперь обратите внимание на написание этих слов:

[шо́рах] - шорох, [шо́пат] - шёпот. В слове шорох под ударением мы написали о , в слове шёпот также под ударением мы написали букву ё .

Запоминаем правило

Рис. 1. Гласные О, Ё после шипящих в корне слова ()

После шипящих в корнях слов пишется буква ё , если можно подобрать однокоренное слово или другую форму того же слова с буквой е . Если мы не можем подобрать однокоренное слово или другую форму слова с буквой е , то после шипящих в корне слова пишется буква о . В заимствованных словах в корне после шипящих под ударением и без ударения пишется буква о : шоссе, жонглёр, шорты .

Учебное наблюдение

Он случайно ож г руку.

Он получил сильный ож г .

Злоумышленник подж г дом.

Злоумышленник совершил подж г дома.

Все слова в этих предложениях написаны правильно. Как же это объяснить? Подумайте: в первом и втором предложении выделено одно и то же слово? А в третьем и четвертом? Перед нами разные слова. Почему это разные слова?

Запомните: с буквой Ё пишется глагол, а существительное пишем с буквой О:

ож г, подж г - глаголы; ож г, подж г - имена существительные.

Домашнее задание

Задание №1

Подберите к данным словам другие формы или однокоренные слова с буквой е . Найдите слово, в котором допущена ошибка.

Чёрный, щёчка, пчёлка, расчёска, учёба, чёлка, шёл, щёлка, обжёра.

Задание №2

Составьте 10 словосочетаний с заимствованными словами на изученную орфограмму.

1. Русская Литература XIX и XX века ().

2. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ ().

Дополнительное задание

Литература

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.

2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.

3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.

Для учителей русского языка

Буквы ё-о после шипящих в корне слова

Цели урока:

  1. Научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;
  2. Развивать творческие способности детей: придумывать слова на данную орфограмму;
  3. Воспитывать интерес к богатству русского языка.

Оборудование: иллюстрации, слова-исключения, магнитофон, компьютер.

Ход урока

1. Вступление учителя.

Мы с вами, ребята, находимся вот уже много дней в гостях у кого? (У мастера Словообразования.)

Король этого княжества – Корней Корнеевич. Теперь вы можете сказать уверенно, чем же он занимается? (Образованием новых слов.)

При помощи чего? (При помощи суффиксов и приставок.)

Корней Корнеевич вышел нас встречать, он очень добрый и гостеприимный хозяин, надел шляпу – суффикс – як. Что это значит?

/Он добряк, рад нас видеть и очень любит играть с гостями в разные игры – загадки. Попробуем отгадать:

Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Весь же – в дневнике я и в журнале. /Оценка/

2. Разминка. “Четвертое лишнее”:

Все ли слова будут однокоренными?

  1. Выросли, подрастать, оросили, росточек.
  2. Растение, растяпа, растительный, возраст.
  3. Роскошный, подросли, вырос, выращенный.

У Корнея Корнеевича в гостях бабушка Орфографушка с внучкой Орфограммушкой. Вы не забыли, кто это такие? Внучка очень любит прятаться в словах, бабушке приходится постоянно ее искать. Давайте поможем найти баловную внучку. Индивидуальная работа по перфокартам.

Перфокарты: (лаг – лож), (раст – рос) (2 ученика).

3. Ввод нового материала.

(Магнитофон – запись шипения змея.) Иллюстрация на доске – Змей Горыныч о 4-ех головах: ж, ш, ч, щ.

Корней Корнеевич приготовил нам сюрприз. К нам кто спешит на урок и так грозно шипит? (Змей Горыныч начитанный о 4-ех головах.) Вы все слышали, как шипит змея. 4 согласных звука похожи на звуки, издаваемые змеей. Вот почему эти звуки и называют шипящими.

Какое правило мы уже знаем после шипящих? (Буквы и, у, а после шипящих в корне слов.) Вспомним это правило!

Создание словарного диктанта по картинкам. (Запись на доске и в тетради с обозначением орфограммы № 4.)

4. Объяснение нового материала. (Таблица на компьютере.)

Посмотрите внимательно на примеры слов. (Зачитываются.)

Какие же буквы могут писаться после шипящих в корне слова? (е, е, о).

А теперь посмотрите внимательно на рисунок и попробуйте догадаться, когда же мы будем писать в корне после шипящих е?

Вывод о правописании слов: в корне под ударением после шипящих звук о обозначается буквой е, если есть однокоренная пара с е. Во всех русских словах для того, чтобы сохранить одинаковые буквы, обозначающие звуки о под ударением после шипящих пишется е. Ведь буквы е и е очень похожи.

А что же за слова с правой стороны? У этих слов нет однокоренных пар в нашем языке, поэтому в них пишется о. Эти слова будем считать исключениями. А чтобы их легче запомнить, послушайте и посмотрите такую сценку:

Наш “о” сегодня разозлен
Шов в капюшоне сделал он.
Накинув вышитый наряд,
Полез за ягодами в сад,
Но шов цеплялся за крыжовник,
И шорох услыхал садовник.

Вывод о правописании слов с е – о после шипящих.

5. Закрепление нового материала в форме “Поле чудес”.

По рисунку и лексическому значению слова попробуем подобрать слова на правило с данной орфограммой, запишем рядом однокоренные слова без ударения и обозначим орфограмму. (10 рисунков и 10 значений):

  1. Ткань из нитей, получаемых из коконов южного насекомого. (шелк – шелковый) Рис. 1.
  2. Плод дуба. (желудь – желудевый) Рис. 2.
  3. Лежит кучка поросят,
  4. Кто не тронет – завизжат. (пчелы – пчелиный) Рис. 3.
  5. Предмет для чистки зубов. (щетка – щетина) шофер-шотландец . С ним рядом в машине – жонглер, жокей , переводчик Жора-обжора . Все они едут к нам в Россию на веселое шоу . Настроение у всех мажорное . Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником . Жокей рассматривал новые шоры для лошади и обдумывал, какие лучше взять, ведь на скачках в Шотландии он слыл лучшим наездником лошадей. Жора пока не был занят своим профессиональным делом – переводом на русский язык, а поэтому он ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох , все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах.

    Беседа с классом:

    1. Кто ехал в машине?
    2. Куда ехали?
    3. Что ел и пил Жора?
    4. Какое настроение у всех было?

    7. Рефлексия. Выборочный диктант. Найди слова на изученную орфограмму, выбери их, правильно запиши и обозначь орфограмму.

    Солнце глянуло сквозь щелку,
    Свесив огненную челку.
    Вышел еж с сапожной щеткой,
    Занялся работой четкой.

    (Ммагнитофон.) Выписать слова из “Сказки о попе и работнике его Балде”.

    Жили-были в лесу две елочки,
    Одевались они с иголочки.
    Натирались смолой душистою,
    Утирались травой пушистою.
    А на старом крутом пригорке,
    Там, где спрятался желудь в норке,
    Дуб стоял. Бородастый. Бурый.
    Очень жилистый, очень хмурый.
    И смеялись над дубом елочки,
    Распустив смоляные челочки.
    И забыли они, что ночью,
    В час, когда поднялась гроза,
    Он прикрыл их от смерти. Молча,
    Встретив бурю глаза в глаза.

    8. Подведение итогов. Домашнее задание по выбору:

    1. Составить шуточный рассказ со славами-исключениями и с буквой е после шипящих – “Шипящий детектив”.
    2. Упр. № 444.

Смотрю как-то телевизор. На экране внизу транслируются смс зрителей. Невольно читаю: «ДевчЁнки, кому скучно, звоните мне». О как, «девчЁнки», значит. А ведь правильно-то писать «девчОнки» с буквой –о в суффиксе. Возможно, грамотность не главное достоинство парней, но так сразу показать себя не с самой лучшей стороны… А вдруг ты пишешь студенткам-филологам. Что они о тебе подумают?

Не стал бы касаться этой проблемы, если бы очень часто не видел бы эту ошибку. Вопрос «девчонка или девчёнка» ставит в тупик массу людей. Не плачь, девчонка, пройдут дожди. А мы запоминаем: слово «девчонка» пишется через О .

А почему, собственно? Как не перепутать – ё нужно писать или –о? Покопаемся в правилах и узнаем, как пишутся гласные о и е(ё) после шипящих под ударением (именно это правило применяется в случае с девчонками). Напоминаю, что шипящие — это ж, ш, щ и ч.

Начнем с буквы О.

Предупреждаю, что правило сложное.

Букву О после шипящих под ударением (и это важно) нужно писать :

1. В окончаниях прилагательных и существительных, а также в суффиксе наречий –о (в конце наречий):

Шалашом, блиндажом, палашом, мячом, свечой, карандашом (существительные)

большого, чужого (прилагательные)

свежо, хорошо, горячо (наречия)

  1. 2. В суффиксах существительных –ок, -онк, -онок, -чонок, -об, -отк, -овщин:


мужичок , посошок

лягушонок , мышонок,

девчонк а (а вот и она!), книжонк а, собачонк а,

галчонок, арапчонок

чащоб а, «хрущоб а»,

трещотк а,

поножовщин а

3. В суффиксах прилагательных –ов, -он :

Холщов ый, камышов ый, смешон

4. В суффиксе отыменных существительных –овк, -овник:

мелочовк а, хрычовк а, плащовка

грушовник, крыжовник

(Примечание: отыменные слова – слова, образованные от существительных и прилагательных. Не путать с отглагольными словами!)

5. В суффиксе -охоньк прилагательных и наречий (встречается нечасто):

свежохонький

6. В именах существительных и прилагательных на месте так называемого беглого гласного О

поджог, изжога (жгу, жгла ); (на) рожон (рожна), кишочки (от кишки), шов (шва); очочки (очки ), смешон (смешной ).

Исключения: зачёт, учёт, расчёт, счёт - пишется буква ё

7. В корнях слов, заимствованных из других языков, и иностранных именах и фамилиях

Пижон, мажор, харчо, шорты, шоу, анчоус, шок, джокер

Джон, Джоуль, Шоу, Джойс

8. В корнях слов, к которым нельзя подобрать однокоренные слова с -Е

чокаться (полезное слово, запоминаем), шорник, шорох (шероховатый в качестве однокоренного не пройдет )

9. В некоторых собственных русских именах: Шолохов, Печора, Жора (он же Гога )

10 . Ну и еще. В русских фамилиях на шипящий + -ов , так сказать, «по паспорту» (иногда, правда, в паспорте может стоять и буква –ё – Пугачёв или Пугачов. Тут уж правилом делу не поможешь.)

В остальных случаях пишется буква –ё.

Хотелось бы так и закончить, но на всякий случай про букву –ё после шипящих мы расскажем дополнительно. Чуть позже

А также делитесь со своими друзьями ссылками на материал. Если понравился, конечно.

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: "БУКВЫ Ё - О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА"

(с графическим заданием)

Словарные диктанты

1. Учёный, вёрстка, чёрточка, печёнка, шорох, жёлуди, пчёлы, шоссе, счёт, шёлк, шов, шоколад, учёба, шёлковый, холщовый, расчёска, пшённый, тяжёлый, жёсткий, щёки.

2. Крыжовник, чёткий, чёлка, зачёт, чёрт, шёл, щёточка, почёт, шофёр, капюшон, расчёт, чёрствый, жернов, щёлочь, пощёчина, пчёлка, шоковый, щёлочка, решётка.

Выборочный диктант

Распределите слова в два столбика:

а) с буквой ё после шипящих в корне слова;

б) с буквой о после шипящих в корне слова.

Учёный, челн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, вечёрка, щётка, жокей, шофёр, шотландский.

Объяснительный диктант

Графически объясните выбор гласной о - ё после шипящих в корне.

1. Зажёг свет, громкий шёпот, осторожный шорох, спелый крыжовник, жёлтый тюльпан, цирковой жонглёр, горький шоколад, чёткий почерк, пшенная каша.

2. В тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Ещё всё спит. Не слышно ни звука, ни шороха.

Котелок сердится и бормочет на огне. Мы говорим шёпотом - боимся спугнуть рассвет. Со свистом проносятся тяжёлые утки. Туман клубится над водой. Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как поднимается огромное белое солнце.

(По К. Паустовскому)

Проверочный диктант

Трудолюбивые пчёлы, спелый крыжовник, жёлтый одуванчик, одинокий челн, щёлканье соловья, мягкая шёрстка, почётный караул, поджёг бумагу, поджог сена, жёсткий диван, дешёвые товары, чёрствый хлеб, чёрный шёлк, разошёлся шов.

Контрольные диктанты

Шёлковую нить прядёт гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом. Почему шелкопрядом - понятно, а почему тутовым? Оказывается, гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никаких других не признаёт. Перед тем как стать куколкой, гусеница выпускает две тонюсенькие паутинки. Они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя "с головы до ног". Получается шёлковый кокон. А люди разматывают кокон - да не один, а миллионы, и в каждом - километр, а то и больше шёлковой нити. Её перематывают на катушки и везут на ткацкую фабрику.

Шёлковую нить прядёт для людей еще один шелкопряд - дубовый. Вернее, его гусеница. Из её шёлковой нити ткут более грубую, но очень прочную ткань. Она называется чесуча.

(М. Константиновский)

И вот однажды встречаю медведицу с тремя медвежатами. Медведи копаются в земле. Я быстро щёлкаю затвором фотоаппарата.

Первыми на меня уставились медвежата. Но для их неопытных глаз я, видимо, просто сошёл за пень. Потом на меня посмотрела мамаша. Но и у неё я не вызвал интереса. Покопавшись в земле ещё минут двадцать, мохнатая семейка покосолапила в лес.

Я свистнул и хлопнул в ладоши. Медведи рассыпались в цепь и чёрными колобками укатились в кусты.

(По Н. Сладкову)

Мы пришли в цирк

Заиграла музыка, и все расселись. Вдруг из-за красной занавески вышли люди в красных костюмах с жёлтыми полосками. Между ними прошёл их начальник в чёрном костюме. Он что-то прокричал, и заиграла музыка. А на арену выбежал жонглёр и началась потеха! Он кидал шарики и ловил их. Потом схватил полосатый мяч. Он подшибал его головой, затылком, лбом, по спине катал и каблуком наподдавал. Мяч катался по его телу как намагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглер кинул мячик в публику. Началась настоящая суматоха, потому что я поймал мяч и бросил его в Валерку, а Валерка - в Мишку, а Мишка нацелился прямо в дирижера, но не попал. Мяч попал в барабан, барабанщик рассердился и бросил его обратно жонглеру. Но мяч не долетел. Он угодил одной тетеньке в причёску. У неё получилась не причёска, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли.

(По В. Драгунскому)

Однажды я шёл на лыжах по снежной целине. Торчащие из снега чёрные кусты да прошлогодние зонтики борщевика обозначали ручей, который теперь был занесен снегом. Вокруг стояла такая тишина, какая бывает только в зимний день.

Вдруг лёгкий шорох привлёк моё внимание. Я повернулся и увидел, как из снега вынырнул белый зверёк с округлыми ушами. Горностай! Минуты две мы с интересом рассматривали друг друга, потом горностай юркнул в снег.

Зимой горностай очень красив. Он весь белый, чёрные только нос, глаза и кончик хвоста. На Руси царскую мантию шили из горностая. Хвостики оставляли, чтобы на ней получился пунктир от чёрных кончиков.

Горностай - ловкий и быстрый хищник. Летом он живёт в густой траве вдоль ручьёв. Нет от него спасенья полёвкам, землеройкам, мышам и злобным крысам. Стремительный, как молния, горностай догонит каждого.

(По А. Тамбиеву)

Графические задания:

1. Выпишите слова с орфограммой "Буквы о, е после шипящих в корне слова". Объясните выбор написания.

2. Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца. Определите вид предложений по количеству грамматических основ.

3. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения последнего абзаца.

§ 1. После х, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и, например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

Буквы ю и я допускаются после этих согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе – в именах собственных, например: Сен-Жюст ), а также в сложносокращённых словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).

§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе -ын, например: птицы, о́вцы и овцы́, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.

§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных, например: Цюрих, Свенцяны.

§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ произносится под ударением о, то буква о пишется:

1. В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.

2. В суффиксах:

а) имён существительных:

Ок, например: рожок, петушок, крючок, борщок;

Онок, например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;

Онк-а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;

б) имён прилагательных:

Ов, например: ежовый, грошовый, парчовый, холщовый;

Он- (с беглым о ), например: смешон;

в) наречий, например: свежо, горячо, общо.

3. В именах существительных родительного падежа множественного числа на -ок, -он, например: кишок, княжон.

4. В словах (и в производных от них): обжора, крыжовник, жом, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, Печора, шов, шорох, шоры, в именах существительных: изжога, ожог, поджог (ср. написания с -ёг в прошедшем времени глаголов: изжёг, ожёг, поджёг ); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть, зажора (и зажор ), жох, ужо (в значении «потом», «после»), вечор (в значении «вчера вечером»), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох»), наречие чохом.

Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол – шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.

Б. Во всех прочих случаях после х, ч, щ, щ под ударением пишется буква ё, хотя и произносится о, а именно:

1. В глагольных окончаниях -ёшь, -ёт, -ём, -ёте, например: л жё шь, л жё т и т.д., пе чё шь, пе чё т и т.д.

2. В глагольном суффиксе -ёвыва-, например: затушёвывать, перекочёвывать, также затушёвывание, перекочёвывание.

3. В суффиксе отглагольных существительных -ёвк-, например: перекочёвка, размежёвка.

4. В суффиксе существительных -ёр, например: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр.

5. В суффиксе причастий страдательного залога -ённ- (-ён-) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряжённый, напряжён, напряжённость, напряжённо; отрешённый, отрешённость; размягчённый, размягчённость; упрощённый, упрощённость; учёный, учёность; толчёный; жжёный, жжёнка.

6. В словах, в корне которых под ударением произносится о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: жё лтый (же лтеть), жё сткий (же стковатый), жё рнов (же рнова), жё лудь (же лудей), жё рдочка (же рдей); де шё вый, де шё вка (де ше веть), шё лк (ше лковистый), шё рстка (ше рстяной), ре шё тка, ре шё тчатый (ре ше то), ко шё лка (ко ше лёк), шё пот (ше птать); чё лн (че лнок), чё лка (че ло), чё рт (че ртей), чё рный (че рнота), чё т (не че т), че чё тка (че че т), от чё т, с чё т (вы че т, вы че сть), чё рточка (че рта), пе чё нка (пе че нь), бе чё вка (бе че ва); щё тка (ще тина), щё лкать (ще лчок), по щё чина, щё ки (ще ка); в корнях глагольных форм: с жё г, под жё г, с жё гший, под жё гший (с же чь, под же чь), шё л (ше дший), раз жё вывать (раз же вать).

7. В предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, а также в словах причём, нипочём.

Примечание. Правила § 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

§ 5. В русских словах в неударяемых слогах после х, ч, ш, щ буква о не пишется, например: горо́шек (ср. пету шо́к ), сто́ро же м (ср. чижо́м ), бо́ль ше го (ср. боль шо́го ), ры́ же го (ср. чу жо́го ).

В иноязычных словах допускается буква о и в слогах неударяемых, например; жокей, шоколад.

§ 6. Написание о или е после ц в русских словах определяется следующими правилами:

1. В слогах ударяемых пишется о или е в соответствии с произношением, например: цокать, лицо, овцой, дельцов, отцов, отцовский, облицовка, вытанцовывать, танцор, но: прицел, целый, ценный, цеп и т.п.

2. В слогах неударяемых о не пишется, кроме слова цокоту́ха и родственных (ср. цо́кот).

При отсутствии ударения в суффиксах и окончаниях всегда пишется е, например: полотенце, пальцем, пальцев, куцего, ситцевый, молодцеватый, глянцевитый, танцевать, гарцевать, Кунцево, Баренцево море.

В иноязычных словах о после ц может писаться и в неударяемых слогах, например: пала́ццо, ске́рцо.