Стрессоры — виды, классификация, влияние. Убеждения и ценности

В народе говорят, что все болезни от нервов. И это утверждение отчасти верное. Влияние стресса на здоровье человека - один из самых серьезных и актуальных вопросов сегодня. Быстрый ритм жизни, психологическое напряжение и желание все успеть дают о себе знать. Люди часто болеют, ссылаясь на переутомление или стресс. Что же это такое и каковы

Что мы знаем о стрессе?

Стресс давно является неотъемлемой частью жизни, пожалуй, каждого человека. Психологи под этим словом подразумевают особое и нервно-психическое напряжение. В современных условиях его практически невозможно избежать. При этом разные люди имеют разные реакции на одни и те же нагрузки. Так, например, одна группа реагирует активно, то есть их рабочая производительность продолжает расти до максимально возможного предела (психологи называют этот тип «стрессом льва»). Другая группа людей проявляет пассивную реакцию, т.е. их рабочая производительность сразу падает (это «стресс кролика»).

Кроме того, стресс может иметь острую форму. То есть происходит один раз и характеризуется тяжелым физическим и психическим потрясением. Примером такой формы могут быть несчастные случаи. Человек однажды попадает в затем наступает реабилитация. Однако есть длительная форма, когда стресс постепенно накапливается, подавляя человека. Это могут быть длительные конфликты в семье или типичная рабочая нагрузка.

Стресс и здоровье - взаимосвязанные компоненты. Чтобы отыскать ключ к выздоровлению от недугов, необходимо разобраться в причинах, которые вызывают стресс.

Причины

Причинами стрессов являются внешние раздражители, или стрессоры. Это дискомфортные ситуации, в которые попадает человек на работе, дома, на учебе и т. п. Они имеют различную природу, степень воздействия, последствия.

К стрессорам относятся и любые перемены в жизни человека. Но далеко не все ситуации можно расценить как негативные, давящие, стесняющие. Выраженность стресса глубоко индивидуальна. И корень ее таится в неопределенности и потере контроля над ситуацией. Во многом воздействие стрессоров зависит от осознания человеком личной ответственности и постановки личного участия в создавшейся постановке дел.

Классификация

Специалисты разделяют факторы, вызывающие стресс, на две основные группы: физиологические и психологические. Эта классификация базируется на природе стрессоров. По степени проявления стрессоры - это своего рода ограничения. Они могут быть реально действующими и возможными (или потенциальными).

Виды стрессоров второй категории зависят от психологических установок и индивидуальных способностей человека. Проще говоря, умеет ли он адекватно оценивать степень нагрузки и корректно распределять ее без ущерба своему здоровью.

Однако не всегда стрессоры - это внешние раздражители. Иногда стресс возникает из-за несоответствия желаемого с действительным. То есть фактор стресса фокусируется на самом столкновении внутреннего и внешнего мира человека. С этой позиции стрессоры делятся на субъективные и объективные. Первым соответствуют несовместимость генетических программ с современными условиями, некорректная реализация условных рефлексов, неправильная коммуникация и установки личности и др. К объективным стрессорам можно отнести жилищные и рабочие условия, чрезвычайные ситуации, взаимодействие с людьми.

Физиологические

К физиологическим факторам, вызывающим стресс, относятся:

  • Болевые воздействия
  • Экстремальные температуры, шум и световое воздействие
  • Прием чрезмерного количества определенных лекарственных препаратов (например, кофеина либо амфетаминов) и др.
  • В группу физиологических стрессоров можно отнести и голод, жажду, изоляцию. В зависимости от степени и длительности воздействия эти стрессоры могут нанести как существенный, так и незначительный вред здоровью.

    Типичной реакцией на физиологический стресс могут быть учащенное сердцебиение, напряжение мышц, дрожь (тремор) в конечностях, повышение артериального давления.

    Психологические

    По мнению специалистов, наиболее разрушительными для человеческого организма являются психологические стрессоры. Они условно делятся на информационные и эмоциональные:

  • Угроза самооценке или ближайшему окружению.
  • Необходимость срочного принятия решения.
  • Чрезмерная ответственность за кого-то или за что-то.
  • Конфликтные ситуации (различных мотивов).
  • Сигнал опасности и т.п.
  • Известно, что эмоциональные стрессоры по своему воздействию являются самыми глубокими. Они формируют в человеке обиды и страхи, которые со временем без адекватной оценки ситуации, словно сорняк, будут только разрастаться. Тем самым стресс и здоровье станут единым целым, деструктивным механизмом.

    Профессиональные

    Профессиональные факторы, вызывающие стресс, представляют собой смешанную группу. Они соединяют психологические и физиологические стрессоры. Это внешние раздражители и нагрузки, которые каждый человек испытывает на работе. Рассмотрим пример сотрудника службы спасения. Он наиболее ярко аккумулирует в себе максимальный уровень стрессоров. А именно с высокой ответственностью, психическим напряжением готовности, негативными окружающими факторами, информационной неопределенностью, дефицитом времени на принятие решений и опасностью для жизни.

    Примечательно, что стрессоры имеют свойство «заражать» собою массы. На том же примере сотрудника службы спасения можно увидеть, что стрессу подвергается не только исполнитель задания, но и коллектив, и семья сотрудника. Это обусловлено психологическими факторами взаимодействия, доверия, солидарности в социуме. Таким образом, человек при распределении внутренней нагрузки и резервов избавляется от накапливаемого напряжения.

    Последствия стресса

    Влияние стресса на здоровье человека, независимо от его степени воздействия, является негативным явлением и имеет довольно широкий спектр психологических, физических и социальных последствий. Все их можно разделить на:

    • Первичные - проявляются на психологическом и интеллектуальном уровне в связи с возникновением экстремальных ситуаций (потеря внимания, утомление, психоневротические состояния).
    • Вторичные - возникают в результате неудачных попыток преодолеть дезадаптивное состояние. Среди таковых последствий наблюдаются эмоциональное «выгорание», злоупотребление никотином, алкоголем или успокоительными препаратами, снижение работоспособности, агрессивные или депрессивные состояния.
    • Третичные - соединяют в себе психологическую, социальную, интеллектуальную и физическую стороны. Они могут выражаться в деформации личности, учащении конфликтов с окружающими людьми из-за внутренней неустроенности, в разрыве семейных и рабочих связей, потере работы, учебы, пессимизме и социальной апатии. Крайней степенью третичных последствий выступают суициды.

    Причины стресса заключается в негативных и позитивных ситуациях: отсутствие контроля над эмоциями запускает стрессовое состояние. Стрессоры – это «возбудители» паники, депрессии и апатии.

    Стрессоры вызывают разные реакции — от паники до апатии

    Виды стрессоров определяются психоэмоциональным состоянием жертвы и пережитым опытом. Отличаются такие факторы по длительности воздействия и частоте повторений.

    Что такое стресс?

    Стрессоры запускают стресс: в большей мере негативные ситуации разрушают защиту человека и вызывают ответную реакцию. В конфликтологии для стрессоров отведена отдельная категория причин затяжных межличностных конфликтов.

    Стресс – это потеря контроля над эмоциями и собственным поведением. Состояние повышенного напряжения возникает после длительного воздействия стрессоров. Определив первопричину эмоциональной нестабильности человека можно избавиться от навязчивых мыслей и страхов.

    Почему появляются «раздражители»

    Стрессоры окружающей среды проявляются с определенной частотой или всего раз. На фоне постоянных депрессивных состояний любое напоминание о травматическом событии запускает реакцию организма. Усиливается воздействие негативных факторов личным не восприятием себя, как личности. Такие стрессоры: голод, холод, экстремальные условия окружающей среды могут вызвать необратимые изменения психики жертвы.

    Какие причины стресса самые опасные:

    • смена основного места работы;
    • смерть близкого человека;
    • физиологические изменения (заболевания, увечья);
    • несправедливость (чувство вины, зависти, предательства);
    • неблагоприятные факторы внешней среды.

    Агрессивные реакции вследствие стресса могут изменить жизнь человека: лишить спокойствия, разрушить семейную идиллию, нарушить гармонию. Такие факторы, как смерть близкого человека или потеря любимого запускает сильное отторжение.

    Жертва стресса не принимает трагедию, а отрицание смерти приводит к усугублению психических расстройств. Уровень стресса зависит от индивидуальной устойчивости человека.

    Психологические проблемы могут возникнуть из-за плохой адаптации человека. Выход из зоны комфорта является причиной стресса у людей любого возраста.

    Зависть — одна из причин стресса

    Разновидность стрессоров

    В психологии классификация стрессоров охватывает физиологические и психические изменения человека. Основные негативные реакции сказываются на самочувствии жертвы, на ее мироощущении и восприятии окружающих людей. Личность теряется в обществе, отстраняется от социума — слабая коммуникация не позволяет человеку устроиться в жизни и завести крепкие отношения.

    Классификация стрессоров и их характеристик:

    1. Факторы активной деятельности. Основные типы нагрузки заключаются в перегрузке физического состояния человека. Тело посылает сигналы об угрозе жизнедеятельности. Недогрузки и перегрузки могут создавать стресс. Производственные факторы связаны с профессиональными обязанностями: стрессором является ответственность за свою жизнь и ответственность за подчиненных. Конкурсы и соревнования нарушают спокойствие личности.
    2. Факторы оценки. Бывают социальные стрессоры с неудачным опытом. Боязнь соревнований, выступлений, страх перед публикой возникают из-за ожидания провала. Такие типы стрессоров возникают спонтанно. Социальные факторы формируются на фоне постоянных побед или поражений. Любовные неудачи, проблемы в семье (разрушение семьи ребенка или семьи взрослого человека) создают стрессовые факторы.
    3. Рассогласование действий. Отношения семьи, влюбленных, коллег порождают стресс от разобщения. Социальные проблемы, нарушенная коммуникация, перезагрузки в повседневных делах создают предпосылки для стресса и психических расстройств. К числу стрессоров относится сенсорная депривация, заболевания, которые не поддаются контролю (вирусные и инфекционные болезни). Разногласия в семейной жизни приводят к напряжению, к неоправданному ожиданию. В результате социальная личность замыкается в себе, отчуждается от семьи. Уровень стресса от рассогласованных действий равносилен потере близкого человека.
    4. Физиологические стрессоры. Мышечные нагрузки среди спортсменов, травмы, хирургическое вмешательство повышают уровень стресса и создают условия для развития расстройств психики. Психоэмоциональная реакция человека является естественной защитой. Социальные навыки и коммуникация в таких случаях не играет важной роли. Виды физиологических стрессоров: звуки, темнота, ограниченное пространство, условия среды.
    5. Психологические «раздражители». Психологические нагрузки повышают уровень стресса у людей, занимающих высокие должности или ведущие активную социальную жизнь. Такие виды психологических стрессоров, как ожидания общественности или повышенная ответственность оказывает сильное влияние на личность. Психологические проблемы возникают от мыслей человека, от внутреннего давления.

    Профессиональные стрессы. Такие типы перегрузок знакомы работникам больших корпораций или слабым личностям. Психологические наказания, конкуренция, постоянное моральное давление приводит к повышенному уровню стресса (уровень зависит от восприимчивости работника).

    Семейные кризисы

    Вертикальные и горизонтальные стрессоры возникают в семье. Основой таких факторов является воспитание детей, мифы о семейной жизни, заложенные в новое поколение. Вертикальные факторы проходят через убеждения, которые каждый из супругов получил в детстве. Формируются вертикальные факторы стресса в трех и более поколениях: это заблуждения о положении мужа и жены, об их роли и основных обязанностях.

    Горизонтальные факторы относятся к стадиям семейных отношений. По своей сути такие проблемы возникают из-за внешних затруднительных ситуаций: безденежье, проблемы с жильем и организацией жизни семейства.

    Горизонтальные факторы основываются на материальных ценностях и не относятся к духовной жизни семьи. Нормативные кризисы проявляются на стадии формирования семейной жизни. Столкновение ценностей и принципов создают нормативные кризисы в будущей семейной жизни. В нормативных кризисах могут учувствовать горизонтальные и вертикальные факторы. Роль таких стрессоров определяется происхождением партнеров и их воспитанием.

    Ссоры в семье — еще один вид стрессоров

    Заключение

    Какие стрессы влияют на жизнь человека? Профессиональная жизнь работника подвержена частым нагрузкам, связанным с чрезмерным давлением и ожиданиями. Личные отношения могут стать полем боя двух противоречивых личностей: влияние оказывают жизненные принципы.

    Влияние неблагоприятных факторов отражается на жертве. Социализация последствий перенесенного напряжения объясняет отчуждение человека, отсутствие желания строить прочные отношения и заводить семью.

    Управление нейтрализацией стрессов

    Стресс, как известно, представляет собой комплекс физических, химических и иных реакций человека на стрессоры (или стимулы) в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия его физиологические и психические функции. Стресс может иметь как негативное, так и позитивное значение для человека. Он в определенных условиях способствует мобилизации усилий работника на решение производственных задач или достижение личных целей. В связи с конфликтами большего внимания заслуживает рассмотрение отрицательных сторон этого явления.

    Являясь частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Изменения на работе и в семье, особенно непредвиденные, могут вывести человека из равновесия, привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке. Такое несоответствие, в свою очередь, порождает утомление, чувство опасности, ослабление умственных способностей, рост кровяного давления, пассивное отношение к работе, снижение уровня организованности, нарушения трудовой дисциплины и т.п. Это приводит к потерям в организации из-за увеличения количества несчастных случаев, снижения качества работы, роста текучести кадров, преждевременной смерти работников.

    Чтобы избежать подобного рода потерь, необходимо определить причины стрессов. В табл. Ю.З приведена классификация стрессоров и их последствий.

    Американскими учеными Холмсом и Рейхом на основе исследований был построен нумерический ряд оценок для каждого обстоятельства жизни, расположенного в порядке силы воздействия на здоровье человека. Эти данные были представлены в виде шкалы (табл. 10.4). Люди, набравшие в соответствии со шкалой свыше 300 очков, относятся к группе с высокой вероятностью заболеваний типа язвенная болезнь, мигрень, колиты, сердечнососудистые заболевания в ближайшем будущем. Данные таблицы показывают связь между стрессорами, действующими на человека, и снижающейся сопротивляемостью болезням. Например, в течение первого года после смерти супруга среди вдовцов и вдов смертность в 10 раз выше, чем у людей того же возраста, не испытавших подобной утраты. Среди разведенных людей заболевае-

    Таблица 10.3

    КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОРОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

    Стрессоры

    Последствия

    Стрессоры в окружающей среде

    Личные стрессоры

    Производственные:

    Потребности

    Субъективные:

    перегрузки (недогрузки);

    огорчение;

    необъясненные перемены;

    Надежды и дости-

    утомленность;

    изменение расписания;

    чувство тревоги;

    плохое оборудование

    Эмоциональная

    чувство вины

    Ролевые:

    устойчивость

    Поведенческие:

    ролевой конфликт;

    опасность инцидента;

    ролевая неясность; ответственность за людей;

    Гибкость

    «нехорошие» разговоры

    недостаток поддержки;

    Толерантность

    Когнитивные:

    недостаток статуса

    слабые решения;

    Структурные:

    Неопределенность

    плохая сосредоточенность

    слабая коммуникация;

    Самооценка

    Физиологические:

    недостаток соучастия;

    неправильно построенная иерархия

    холестерина;

    рост кровяного давления;

    Карьерные:

    язвенная болезнь;

    замедленное (слишком быстрое)

    сердечно-сосудистые заболева-

    продвижение по службе; несправедливость;

    недостаток возможностей для

    Организационные:

    продвижения;

    отсутствие необходимой подготовки

    текучесть кадров; низкая производительность

    Отношенческие:

    отношения с:

    руководством;

    подчиненными;

    коллегами;

    клиентами;

    рабочими

    Внеорганизационные:

    отношения в семье; состояние экономики; обстоятельства жизни; рост преступности; рост цен

    неудовлетворенность работой

    Таблица 10.4

    ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ЗДОРОВЬЕ

    ЧЕЛОВЕКА

    Окончание табл. 10.4

    1

    2

    3

    Примирение с супругом

    Увольнение с работы

    Серьезные изменения в здоровье или поведении члена семьи

    Беременность

    Сексуальные проблемы

    Появление нового члена семьи (рождение, усыновление, приезд и т.д.)

    Серьезное деловое изменение (реорганизация, банкротство и т.д.)

    Крупное изменение в финансовом отношении

    Смерть близкого друга

    Перевод на другое место работы

    Резкое изменение количества ссор с супругом

    Крупная закладная (на покупку дома и т.п.)

    Лишение права пользования закладной или кредитом

    Крупное изменение в степени ответственности на работе (продвижение, перемещение, понижение)

    Сын или дочь покидают семью

    Юридические проблемы

    Крупные достижения на работе

    Жена начинает работать (оставляет работу)

    Начало или окончание формального обучения

    Крупное изменение в условиях жизни

    Изменение личных привычек

    Трудности в отношениях с руководителем

    Крупные изменения в условиях и расписании работы

    Смена места жительства

    Смена школы

    Смена обычного типа отдыха

    Крупные изменения в социальной деятельности

    Небольшой заем или закладная

    Изменения в привычках, связанные со сном

    Изменения в количестве членов семьи, живущих вместе

    Крупные изменения в привычках, связанные с едой

    Рождество

    Небольшие неприятности с законом

    Как пользоваться шкалой. Соответствующая инструкция гласит: подсчитайте очки по всем из перечисленных событий, если они имели у вас место за предыдущий год. Число 150 и ниже означает относительно низкое число изменений в жизни и низкую вероятность связанных со стрессами нарушений здоровья. Очки от 150 до 300 предупреждают о 50%-ном шансе значительных расстройств здоровья в течение последующих двух лет. Число очков свыше 300 повышает эту опасность до 80%.

    мость после первого года в 12 раз выше, чем у живущих нормальной семейной жизнью.

    Во избежание пагубных последствий стрессов необходимо научиться справляться с ними. Существуют методы нейтрализации стрессов (табл. 10.5). С их учетом составляются индивидуальные программы нейтрализации стрессов. На уровне организации проводят семинары, обучают работников технике расслабления, способам изменения поведения, выявления индивидуальных стрессов.

    Таблица 10.5

    МЕТОДЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ СТРЕССОВ

    Наименование метода

    Характеристика метода

    1. Планирование

    Необходимо спланировать решение задач (личных или служебных) на следующий день или ближайшую перспективу. В планах необходимо соотнести личные цели с целями организации

    2. Физические упражнения

    Физические упражнения, зарядка в течение дня могут помочь избежать стрессов, так как являются хорошим выходом для отрицательной энергии, благотворно влияют на физическое состояние организма

    3. Режим питания

    Продолжительный стресс может привести к образованию недостатка витаминов, ослаблению организма и в конечном счете к болезни. Кроме того, во время стресса нарушается нормальный режим питания. Поэтому необходимо выбрать вместе с врачом правильную диету

    4. Психотерапия

    Необходимо обратиться к психотерапевту, который порекомендует специальные упражнения с учетом сложившейся стрессовой ситуации и специалиста-профессионала (психолога) для проведения интенсивной индивидуальной работы

    5. Медитация и расслабление

    Дальневосточные методы медитации (состояние внутренней сосредоточенности, концентрации внимания на чем-нибудь). Йога, дзен-буддизм, религия, молитва

    Контрольные вопросы и задания

    • 1. Какое место в системе управления организацией и ее персоналом занимает управление конфликтами и стрессами?
    • 2. Укажите основные функции управления конфликтами и стрессовыми состояниями.
    • 3. Какими правилами следует руководствоваться при воздействии на конфликтную ситуацию?
    • 4. Охарактеризуйте основные методы управления конфликтами.
    • 5. В чем проявляются отрицательные последствия стрессов?
    • 6. Что необходимо предпринять для нейтрализации стрессов?

    Стресс – комплекс физических, химических и иных реакций человека на стрессоры в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия его физиологические и психические функции. Стрессы могут быть позитивными и негативными.

    Позитивный стресс приводит к тому, что мы работаем лучше и более креативно. В этом случае все наши органы восприятия проясняются и готовы к работе. Такой позитивный стресс не только не опасен, нет, но даже полезен. Он способен повысить работоспособность. Негативный стресс, напротив, лишает человека сил и создает большие проблемы для индивида и организации.

    Причины стресса формируются с воздействием двух групп факторов:

    а) организационные факторы:

    1) перегрузка работника во время рабочего дня приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;

    2) слишком малая нагрузка работника во время рабочего дня способствует появлению беспокойства относительно своей ценности, своего профессионализма;

    3) неинтересная работа;

    4) ролевой конфликт возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;

    5) неопределенность ролей при нечетком формулировании заданий и полномочий по использованию ресурсов;

    6) плохие условия труда;

    7) плохая информированность;

    8) неопределенность положения работника, неизвестность в ожидании решения руководства.

    б) личностные факторы, сопровождающие любые перемены:

    1) положительные события (свадьба, назначение на новую должность, очень крупная покупка, беременность и др.);

    2) негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности, увольнение с работы, финансовые потери и т.д.).

    Ученые выяснили, что от установки каждого человека зависит то, насколько быстро и сильно он реагирует на стресс. Честолюбивому человеку стресс и нагрузка вредят значительно больше, чем тому, кто более отстраненно воспринимает завышенные требования и ожидания. Решающим является то, чувствует ли себя человек в напряженной ситуации под давлением или же воспринимает ее скорее как вызов, как возможность доказать, чего он на самом деле стоит. У каждого человека свои критерии определения чего-либо как напряжения и давления. Некоторые только-только входят во вкус и заметно расцветают тогда, когда другие чувствуют себя совершенно измученными и дестабилизированными. Кто-то особенно чувствителен в определенных областях и именно здесь чрезвычайно быстро реагирует на стресс физическими симптомами. Известная мера напряжения нам необходима и даже полезна. Например, в ситуациях явной опасности важно, чтобы организм работал быстро и надежно, выбрасывая большую дозу адреналина и обеспечивая тем самым способность к реакции, необходимой в данный момент. Стресс помогает быстро реагировать в критической ситуации. И в менее опасные моменты часто полезно быть в особенном тонусе, чтобы быстро воспринимать и использовать важную информацию. Например: в ситуации экзамена или проверки, в случае важного разговора с коллегами или начальством, на дороге, при телефонных разговорах с клиентами, в случае общения с различными инстанциями и городскими службами, если речь идет о финансовых вопросах или отношениях. Даже в ситуациях, которые мы не стали бы связывать с понятием стресса, наш организм часто реагирует тем же напряжением, каким он реагирует в перечисленных выше ситуациях.

    Именно ситуации, требующие приложения всей вашей энергии, учат вас гибкости и подталкивают к разработке иных стратегий. Но если вы будете стремиться решать новые задачи, справляться с новой нагрузкой при помощи старых стратегий, вы очень быстро натолкнетесь на собственные пределы. И почувствуете себя измученными и обессиленными, т.е. окажетесь в состоянии стресса.

    Чем скорее вы решитесь отвечать на вызовы и справлять с задачами, которые ставить перед вами окружающий мир, тем стабильнее будет ваше здоровье и работоспособность. Эта уверенность в своих силах будет поддерживать вас тем больше, чем последовательнее вы будете стараться не предъявлять себе требований. Здесь большое значение имеют техники снятия стресса.

    Огромное количество организаций уделяют большое внимание тренингам по управлению стрессами. Дело в том, что их сотрудники просто обязаны уметь справляться с подобными ситуациями. Ведь если они позволят стрессу победить себя, эффективность их труда станет гораздо ниже. А когда у сотрудников плохая производительность, то и организация теряет все свои преимущества на рынке. Эффективное управление стрессами сводится к следующему: изменяйте те вещи, которые можете изменить и принимайте те, которые вы изменить не в силах.

    Факторы стрессов в окружающей среде: 1. Работа : количественная, перегрузка, качественная, перегрузка, необъясненные, переменная, плохое оборудование. 2. Структурный климат : слабая коммуникация, недостаток соучастия, неправильно определенная иерархия. 3. Внеорганизационные факторы : семья, экономика, общество, обстоятельства жизни, преступность, повышение цен 4. Роль на работе: ролевой конфликт, ролевая неясность, ответственность за людей, недостаток поддержки у менеджера, несоответствие статусу. 5. Проблемы карьеры : замедленное продвижение, слишком быстрое продвижение, несправедливость, недостаток подготовки, несоответствие квалификации 6. Отношения: с руководителями, подчиненными, сотрудниками, клиентами 7. Личные стрессы : потребности, надежды и достижения, эмоциональная неустойчивость, завышенная (заниженная) самооценка, неясность.

    Можно выделить, как минимум, две классификации методов нейтрализации стрессов. В основу первой классификации положена природа антистрессового воздействия:

    · физическая (баня, закаливание, водные процедуры, световое воздействие),

    · биохимические (фармакотерапия, алкоголь, фитотерапия, др.),

    · физиологическая (массаж, акупунктура, физические упражнения, др.),

    · психологическая (аутотренинг, медитация, рациональная терапия, др.).

    Наиболее простыми будут физические методы уменьшения стресса - воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности. Многочисленные наблюдения показывают, что закаливание, сауна и русская парная баня являются прекрасными антистрессорными методами, которые веками использовались в народной медицине. Солнечные ванные в умеренных дозах также оказывают благоприятное действие на психическое и физическое здоровье.

    Биохимические методы снятия стресса включают в себя различные фармакологические препараты, лекарственные растения, наркотические вещества, алкоголь и ароматерапию.

    Последний метод заключается в управлении психическим состоянием человека с использованием эфирных масел, которые обладают седативными и антистрессорными свойствами. Наиболее известными успокаивающими свойствами обладают запахи лаванды, валерианы, мелисы, иланг-иланга и нероли. Для проведения ароматерапии используют ароматическую водяную лампу, курящиеся палочки, душистые ванны или массаж с маслами.

    Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности, на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические упражнения мышечную релаксацию и дыхательные техники.

    Психологические методы уменьшения стресса это аутогенная тренировка, медитация, метод биологической обратной связи, дыхательные техники, мышечная релаксация, рациональная психотерапия, диссоциирование от стресса, использование позитивных образов (визуализация), нейролингвистическое программирование.

    Кратко рассмотрим основные психологические методы. Аутогенная тренировка является одним из вариантов самовнушения, с её помощью человек может оказывать существенное влияние на психические и вегетативные процессы в организме. Система появилась в 1930-х г.г., благодаря Иоганну Шульцу, который создал своё направление на западной и восточной (в частности, система йогов).

    Медитация имеет общие корни с аутогенной тренировкой, но всё же отличается от последней, требующей большого волевого усилия и сознательного контроля над процессом саморегуляции. Так во время занятий аутотренингом необходимо постоянное усилие воли для борьбы с неустойчивой модуляцией мыслей и ощущений, то в медитации волевой контроль отсутствует.

    Под биологической обратной связью (БОС) понимают такие методы саморегуляции вегетативных функций человека, которые позволяют непосредственно наблюдать за собственными физиологическими показателями и влиять на них с использованием технических устройств.

    Дыхательные техники также очень эффективно влияют на нормализацию психологического состояния человека. Наше психологическое состояние отражается на характере дыхания, а, с другой стороны, изменяя характер дыхания, мы можем изменить в нужном направлении наше настроение.

    Способов нейтрализации стрессов немало. Одни способы предполагают осознание стрессовой ситуации, разработку этапов по преодолению стресса. Другие – релаксационные – мероприятия, методы по снижения напряжения (отдых, сон, специальные упражнения, общение с близкими), особо эффективны в ситуациях утомления, профессионального выгорания. В идеале использовать не один, а совокупность данных способов.

    1. Итак, необходимо начать с анализа своих чувств, ощущений («Я чувствую усталость, подавленность, раздражение, агрессию, безразличие и т.д.»). Поиск источника стресса необходим. Именно знание источника определяет, следует ли с ним бороться.

    2. Распространенная причина профессионального стресса – цейтнот. Проведение совещаний, переговоров, отъезды – все эти события регулярны. Эффективный тайм – менеджмент – большая ценность в современном мире. В данном случае следует планировать деятельность на каждый день (всем, не только руководителям!). Для этого необходимо ответить на вопросы: какие задачи нужно решить в первую очередь? Какие проблемы наиболее важные? Но также следует оставлять время и на непредвиденные ситуации.

    3. Отдых, расслабление необходимо включать в список нужных дел. В данном случае речь идет как о кратковременном отдыхе (это различные упражнения для расслабления, которые можно использовать и во время работы), так и регулярном отдыхе – сне. И еще, что тоже очень значимо, необходимости отпуска для восстановления сил. Каждый из нас имеет такую же потребность в отдыхе, как и потребность в деятельности даже если вы очень работоспособны и эмоционально устойчивы, напряжение имеет свойство постепенно из «клубочка» превращаться в большой «снежный ком».

    4. Занятие любимыми видами деятельности дает заряд энергии, приносит удовольствие. Занимаясь делом по душе, вы чувствуете определенную свободу: ведь это полностью ваш выбор. Хобби часто дает нам новую информацию, помогает чему-то научиться, что-то в себе развить, будь то чтение, коллекционирование чего-либо, путешествия, кулинария, спорт и многое другое.

    5. Физические упражнения – давно известный способ сбросить негатив. Зарядка, плавание, спортивные игры – отличное средство для выхода отрицательной энергии.

    6. Чаще бывайте на свежем воздухе: полезный эффект можно заметить и от пикника с друзьями, и от простой прогулки.

    7. Слушаете музыку, посещайте концерты. Такая атмосфера помогает погрузиться в особый мир – мир фантазии. Кроме того, нахождение в кругу людей открывает возможность новых знакомств, общения.

    8. Соберите дома небольшую коллекцию любимых книг, музыкальных произведений, фильмов, которые помогают вам расслабиться и приятно провести время.

    9. Время от времени делайте подарки своим близким и себе в частности, когда у вас плохое настроение, вы чем-то угнетены. Делая приятно самым дорогим людям, вы сами почувствуете себя лучше, вместе порадуетесь. Проявляя заботу о близких, мы перестаем чувствовать себя одинокими, ощущаем свою значимость и ценность семейных и дружеских отношений.

    10. Посмотрите на проблемную ситуацию с разных сторон: представьте, как вы обычно действуете в такие моменты, и как еще можно поступить. И чем больше вариантов вы сможете отыскать, тем лучше. Пусть в списке окажутся даже те решения, которые вам совершенно не свойственны, непривычны и, возможно, кажутся неприемлемыми. А вдруг это и есть наилучший выход? Часто бывает полезно отходить от привычных программ, схем поведения. Это способствует избавлению от зацикленности и шаблонности мышления, проявлению гибкости, а следовательно, и творчества.

    11. Кстати о творчестве. Следует чаще обращаться к глаголу «создавать». Это могут быть идеи, предметы – все, что угодно. Создавая что-либо новое, человек развивает себя, повышает свою значимость. Поэтому чаще стоит подключать воображение, а поле для творческой деятельности всегда найдется на любой работе.

    12. Попытайтесь относиться к некоторым ситуациям с юмором. Смех дает разрядку, снижает значимость стрессовой ситуации, помогает регулировать эмоциональное состояние.

    13. Всегда пытайтесь из возникающих сложных ситуаций извлекать опыт. Это, во-первых, способствует личностному и профессиональному росту. Во-вторых, помогает адаптироваться к возможным стрессовым ситуациям в будущем.


    Похожая информация.


    Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко перерастающие в конфликты. Необходимо соответствующее управление этим процессом, задачей которого должно быть предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.

    До последнего времени в системах управления персоналом организаций отсутствовали работники-конфликтологи, а в должностных инструкциях руководителей и специалистов функции управления, предупреждения и разрешения конфликтов не значились. В их обязанность входило создание лишь «нормального моральнопсихологического климата», что наделе означало маскировку наличия неизбежных в коллективе противоречий и конфликтных столкновений. Там, где конфликты возникали, их разрешение возлагалось, как правило, на профсоюзные и другие общественные организации. Улаживать конфликты приходилось и руководителям. Тот или иной исход вмешательства зависел отличного опыта и интуиции руководителя.

    В настоящее время система управления персоналом организаций включает подсистемы, выполняющие функции. Так, подсистема трудовых отношений предусматривает выполнение таких функций, как анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами; проведение социально-пси- хологической диагностики; соблюдение этических норм взаимоотношений; управление взаимодействием с профсоюзами. Подсистема социального развития включает функцию управления социальными конфликтами и стрессами.

    Функции управления производственными и социальными конфликтами, а также стрессами должны выполняться не только руководителями, но и спецналистами-конфликтологами и специально созданными подразделениями. Во многих крупных и средних организациях эти функции, в частности, возлагаются на вновь созданные отделы трудовых отношений.

    Так, на одном из промышленных предприятий в отделе трудовых отношений работает шесть человек: менеджер по конфликтам - начальник отдела, менеджер по конфликтам - заместитель начальника отдела, конфликтолог, психолог, социолог и секретарь. Оперо- грамма процесса управления конфликтами этого отдела (табл.8.14) фиксирует их соответствующие функции. Представление же об информационных связях отдела трудовых отношений с другими подразделениями организации в части управления конфликтами дает состав основных документов, которыми они обмениваются между собой (табл. 8.15).

    Таблица 8.14. Схема функциональных взаимосвязей я процессе управления конфликтами отдела трурдовых отношений

    Функции

    Испонители

    Нач. отдела

    Зам. нач. отдела

    Конфликтолог

    Психолог

    Социолог

    1. Проведение социологических опросов, социально-психологических исследований

    2. Проведение лекций и семинаров в подразделениях

    3. Обеспечение руководителей организации литературой по конфликтам

    5. Информирование работников об их социальном и экономическим положении на текущий момент

    Условные обозначения:

    О - отвечает за выполнение функции;

    У - участвует в выполнении функции;

    П - предоставляет необходимую информацию, исходные данные;

    К - контролирует;

    Р - принимает решение.

    Таблица 8.15. Информационные стези отдала трудом отношений (состав основных документов)

    Откуда поступает

    Куда направляется

    Какая документация

    Юридический отдел

    Отдел трудовых отношений (ОТО)

    Заключения, письменные и устные справки по правовым вопросам; исковые заявления и притензии по вопросам, подведомственным отделу; договоры для проработки и исполнения

    Юридический отдел

    Справки, заключения, расчеты и другое подгаяеые документы или их копии для предъявления претензий, преддоговорных и имущественных исков и отзывов

    Комиссии по трудовым спорам (КТС)

    Информация о поступающих в КТС жалобах и котам решения об их рассмотрении

    Письменные и устные справки по методологическим вопросам социологии, психологии, конфликтологии

    Профсоюзные комитеты

    Предложения по совместной подготовке и проведению лекций и семинаров в цехах и отделах

    Профсоюзные комитеты

    Письменные и устные справки по методопогическим вопросам социологии, психологии и конфликтологии

    Отдел кадров

    Сведения о численности работников на предприятии и в подразделениях

    Анкетные и опросные листы

    Цехи, отделы и другие подразделения

    Информация о социально-психологическом климате в коллективах, отношение к руководству предприятия и его подразделений, наличие недовольства и возможности конфликтов

    8.7.2. Методы управления конфликтами

    Любая управленческая деятельность является целенаправленным влиянием на объект и субъект управления с последовательным преодолением рассогласований в ходе реализации производственных задач. Это преодоление, в частности, может быть связано как с нефункциональными конфликтами, которые нередко являются следствием допущенных управленческих ошибок, так и с конфликтами, спровоцированными с целью стимулирования творческой активности и инноваций, ускорения процесса изменений. В последнем случае может возникнуть необходимость усиления напряженности, но при этом не следует допускать выхода конфликта за пределы оптимального уровня. Иначе есть опасность дезорганизовать работу организации. Следует, однако, помнить что отсутствие функционально позитивных конфликтов может породить в ней самодовольство, самоуспокоенность.

    Важно сосредоточить внимание на управлении теми конфликтами, в которые руководство организации втягивается в силу складывающихся обстоятельств, ошибок управленцев или сбоев в работе. Такого рода конфликты должны разрешиться с минимальными потерями для организации.

    Управление конфликтами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.

    Существует ряд методов управления конфликтами, которые по признаку поведения конфликтующих сторон можно разделить на несколько групп: внутриличностные, структурные, межличностные, переговоры, ответные агрессивные действия.

    Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента. Часто используется метод передачи другому лицу того или иного отношения к определенному предмету без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение (так называемый способ «Я-высказыва- ние»). Этот метод позволяет человеку отстоять свою позицию, не превращая оппонента в противника. «Я-высказывание» особенно эффективно, когда человек рассержен, недоволен. Оно позволяет высказать свое мнение о создавшейся ситуации, выразить принципиальные положения. Такой метод особенно полезен, когда ЧеЛОвек желает передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел в атаку.

    Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п. К таким методам относят: разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработку или уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения.

    Разъяснение требовании к работе является одним из эффективных методов предотвращения и урегулирования конфликтов. Каждый работник должен четко представлять, в чем состоят его обязанности, ответственность, права. Метод реализуется посредством разработки соответствующих должностных инструкций, положений, документов, регламентирующих распределение функций, прав и ответственности.

    Использование координационных механизмов заключается в задействовании структурных подразделений организации или должностных лиц, которые при необходимости могут вмешаться в конфликт и помочь устранить причины спора между конфликтующими сторонами. Один из самых распространенных механизмов - это иерархия полномочий, которая упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если сотрудники имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему руководителю с предложением принять необходимое решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненные обязаны выполнять решения своего руководителя.

    Разработка или уточнение общеорганизационных целей позволяет объединить усилия всех сотрудников организации, направить их на достижение выдвинутых целей.

    Создание обоснованных систем вознаграждения также может быть использовано для управления конфликтной ситуацией, поскольку справедливое вознаграждение позитивно влияет на поведение людей и позволяет избежать деструктивных конфликтов.

    Межличностные методы предполагают выбор стиля поведения участников конфликта, чтобы свести к минимуму ущерб для своих интересов. Наряду с хорошо известными стилями конфликтного поведения, к которым относятся приспособление (уступчивость), уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс, следует обратить внимание на принуждение и решение проблемы.

    Принуждение означает попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой подход, обычно ведет себя агрессивно и для влияния на других использует власть путем принуждения. Стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что не будут учтены какие-то важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Подобный стиль может вызвать возмущение, особенно у более молодой и более образованной части персонала.

    Решение проблемы означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти путь действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не стремится добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант преодоления конфликтной ситуации. В сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы.

    Управление конфликтом через решение проблемы осуществляется в следующем порядке:

    2. После того как проблема определена, выявите решения, которые приемлемы для обеих конфликтующих сторон.

    3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой конфликтующей стороны.

    4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.

    5. Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявление гнева и угроз.

    Переговоры выполняют определенные функции, охватывая многие аспекты деятельности работников. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений. Переговоры возможны при условии: вэаи- (независимости сторон, участвующих в конфликте; отсутствия существенного различия в полномочиях участников конфликта; глубины развития конфликта, позволяющей вести переговоры; участия в переговорах сторон, обладающих реальными полномочиями.

    Ответные агрессивные действия - методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций. Применение этих методов приводит к разрешению конфликтной ситуации с позиции силы, в том числе с использованием грубой силы, насилия. Однако бывают ситуации, когда разрешение конфликта возможно только данными методами.

    От эффективности управления конфликтом зависит многое в деятельности организации: масштаб дисфункциональных последствий, устранение или сохранение причин конфликта, возможность последующих столкновений и пр. Для этого у руководства организации есть принципиальное преимущество, обеспечивающее ему стратегическое лидерство в конфликте и его разрешении: право вырабатывать цели, способы и методы их достижения, обеспечивать их реализацию, анализ результатов.

    Методы управления конфликтами подразделяются также по признаку принадлежности к направлению управления конфликтами. Практика показывает, что сложилось три направления управления конфликтами: уход от конфликта, подавление конфликта и собственно управление конфликтом. Каждое из названных направлений реализуется при помощи специальных методов.

    Начнем с первого направления - метода ухода от конфликта. Преимущество такого метода состоит в том, что решение принимается, как правило, оперативно. Этот метод применяется в случае ненужности данного конфликта, когда он не подходит к ситуации, сложившейся в организации, или очень высоки издержки возможного конфликта. Его также целесообразно применять в случаях банальности проблемы, лежащей в основе конфликта; наличия более важных проблем, требующих своего решения; необходимости охлаждения разгоревшихся страстей; потребности выиграть время для сбора необходимой информации и ухода от принятия немедленного решения; подключения других сил для разрешения конфликта; наличия страха перед противоположной стороной или надвигающимся конфликтом; когда время надвигающегося конфликта складывается неудачно.

    К уходу от конфликта не следует прибегать в тех случаях, когда очень важна проблема, лежащая в его основе, или при наличии перспективы достаточно длительного существования основ данного конфликта.

    Разновидностью метода ухода от конфликта является метод бездействия. При этом методе развитие событий отдается на откуп времени, все происходит стихийно. Бездействие оправдано в условиях полной неопределенности, когда невозможно предвидеть варианты развития событий, предсказать последствия.

    Следующая разновидность этого метода - уступки, или приспособление. В этом случае администрация идет на уступки за счет уменьшения собственных требований. Этот метод используется, когда администрация обнаруживает свою неправоту; когда предмет столкновения более важен для другой стороны, а не для вас; в случае необходимости минимизации потерь, когда превосходство явно на другой стороне и вы проигрываете, когда гармония и стабильность особенно важны.

    Сюда же можно отнести метод сглаживания, который используется в организациях, ориентированных на коллективные методы трудового процесса. Данный подход основан на убеждении, что различия между сталкивающимися сторонами не столь значительны. Напротив, подчеркиваются общие интересы. Различия преуменьшаются, общие черты - акцентируются. «Мы одна дружно действующая команда и не следует раскачивать лодку». Довольно часто в таких случаях реальная проблема уходит на второй план.

    Подавление конфликта, в свою очередь, предполагает использование различных методов. Например, метод скрытых действий применяется в случаях, когда стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств делает невозможным открытый конфликт; отсутствует желание иметь дело с открытым конфликтом из-за боязни потери имиджа; невозможно по тем или иным причинам вовлечение противоположной стороны в активное противодействие; дисбаланс сил, отсутствие паритета в ресурсах сталкивающихся сторон подвергает более слабую сторону повышенному риску или вызывает излишние издержки.

    Применяемые в этих случаях приемы включают как «джентльменские», так и далекие от них формы воздействия на противоположную сторону. Здесь могут иметь место и кулуарные переговоры, и политика «разделяй и властвуй», и подкуп. Нередки проявления прямого обмана, создания различного рода дополнительных препятствий в форме скрытого или открытого сопротиаления «секретным действиям», провоцирования актов саботажа, распросгра- нения среди работников негативных настроений по отношению к руководству и т.п.

    Может оказаться эффективным метод быстрого решения. Суть его в том, что решение по проблеме, вызвавшей конфликт, принимается в самые короткие сроки, почти мгновенным соглашением. Это становится возможным в случаях острого дефицита времени для принятия обстоятельного решения, вызванного, в частности, сложившейся ситуацией; существенного изменения одной из сталкивающихся в конфликте сторон своей позиции под влиянием аргументации другой стороны или же в связи с получением новой информации; взаимного желания конфликтующих сторон участвовать в поиске более приемлемых вариантов соглашений; когда конфликтная ситуация не является остро противостоящей интересам сторон; уверенности сторон в том, что скорое решение резко снижает издержки по сравнению с другими сценариями конфликта.

    Для управления конфликтом наиболее рациональным и оправданным является использование всего комплекса методов воздействия на конфликтную ситуацию и поведение участников конфликта.

    Неумение разрядить конфликтную ситуацию, понять ошибки и просчеты может стать причиной постоянной напряженности. Нужно помнить, что конфликтом надлежит умело управлять до того, как он станет настолько сильным, что приобретет деструктивные свойства. Основная причина конфликта в том, что люди зависят друг от друга, каждому нужны сочувствие и понимание, расположение и поддержка другого, нужно, чтобы кто-то разделял его убеждения. Конфликт - это сигнал того, что произошло что- то неладное в коммуникациях между людьми либо появились какие-то существенные разногласия.

    У многих людей нет специальных навыков управления конфликтами, им нужны рекомендации и соответствующая практика. В порядке основных рекомендаций относительно поведения в конфликтных условиях можно указать на такие ориентиры, как:

    Умение отличить главное от второстепенного. Казалось бы, чего проще, но жизнь показывает, что сделать это довольно сложно. Практически ничего, кроме интуиции, не может человеку помочь. Но если регулярно анализировать конфликтные ситуации, мотивы своего поведения, если пытаться понять, что действительно «вопрос жизни и смерти», а что просто собственные амбиции, и научиться отбрасывать не-

    Существенное, то можно следовать совету Д. Карнеги: «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки». Умение отличить главное от второстепенного должно помочь каждому найти правильную линию поведения в конфликтах;

    Внутреннее спокойствие. Это такой принцип отношения к жизни, который не исключает энергичности и активности человека. Наоборот, он позволяет стать еще более деятельным, чутко реагировать на малейшие оттенки событий и проблем, не теряя самообладания даже в критические моменты. Внутреннее спокойствие - своего рода защита от всех неприятных жизненных ситуаций, оно позволяет человеку выбрать подобающую форму поведения;

    Эмоциональная зрелость и устойчивость - по сути возможность и готовность к достойным поступкам в любых жизненных ситуациях;

    Знание меры воздействия на события, означающее способность остановить себя и не «давить» или, наоборот, ускорить событие для того, чтобы «владеть ситуацией» и уметь адекватно реагировать на нее;

    Умение подходить к проблеме с различных точек зрения, обусловленное тем, что одно и то же событие можно оценить по-разному, в зависимости от занятой позиции. Если рассматривать конфликт с позиции своего «Я», будет одна оценка, а если попытаться посмотреть на эту же ситуацию с позиции своего оппонента - возможно, все покажется иным. Важно уметь оценивать, сопоставлять, соединять разные позиции;

    Готовность к любым неожиданностям, отсутствие (или сдерживание) предвзятой линии поведения позволяют быстрее перестроиться, своевременно и адекватно отреагировать на изменение ситуации;

    Восприятие действительности такой, какая она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы видеть ее. Этот принцип тесно связан с предыдущим, следование ему способствует сохранению психической устойчивости даже в тех случаях, когда все кажется лишенным внутренней логики и смысла;

    Стремление к выходу за рамки проблемной ситуации. Как правило, все «неразрешимые» ситуации в конечном счете разрешимы, безвыходных ситуаций не бывает;

    Наблюдательность, необходимая не только для оценки окружающих и их поступков. Многие ненужные реакции, эмоции и действия отпадут, если научиться беспристрастно наблюдать за собой. Человеку, умеющему объективно оценить свои желания, побуждения, мотивы как бы со стороны, гораздо легче управлять своим поведением, особенно в критических ситуациях;

    Дальновидность как способность не только понимать внутреннюю логику событий, но и видеть перспективу их развития. Знание «что к чему приведет» предохраняет от ошибок и неправильной линии поведения, предотвращает формирование конфликтной ситуации;

    Стремление понять других, их помыслы и поступки. В одних случаях это означает примириться с ними, в других - правильно определить свою линию поведения. Многие недоразумения в повседневной жизни случаются только потому, что не все люди умеют или же не дают себе труда сознательно поставить себя на место других. Способность понять (пусть даже не принимая) противоположную точку зрения помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации;

    Умение извлекать опыт из всего происходящего, т.е. «учиться на ошибках», причем не только на своих. Такое умение - учитывать причины прошлых ошибок и неудач - помогает избегать новых.

    8.7.3. Методы управления стрессами

    Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источников стресса и овладения методами их нейтрализации всем персоналом организации.

    Стресс, как известно, представляет собой комплекс физических, химических и иных реакций человека на стрессоры (или стимулы) в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия его физиологические и психические функции. Стресс может иметь как негативное, так и позитивное значение для человека. Он в определенных условиях способствует мобилизации усилий работника на решение производственных задач или достижение личных целей. В связи с конфликтами большего внимания заслуживает рассмотрение отрицательных сторон этого явления.

    Являясь частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Изменения на работе и в семье, особенно непредвиденные, могут вывести человека из равновесия, привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке. Такое несоответствие, в свою очередь, порождает утомление, чувство опасности, ослабление умственных способностей, рост кровяного давления, пассивное отношение к работе, снижение уровня организованности, нарушение трудовой дисциплины и т.п. Это приводит к потерям в организации из-за увеличения количества несчастных случаев, снижения качества работы, роста текучести кадров, преждевременной смерти работников.

    Чтобы избежать подобного рода потерь, необходимо определить причины стрессов, которыми являются стрессоры. В табл. 8.16 приведена классификация стрессоров и их последствий.

    Во избежание пагубных последствий стрессов необходимо научиться справляться с ними. Существуют методы нейтрализации

    Таблица 8.16. Классификация стрессоров и их последствий

    Стрессоры

    Последствия

    Стрессоры в окружающей среде

    Личные стрессоры

    Производственные: перегрузки (недогрузки); необьясненные перемены; изменение расписания; плохое оборудование

    Ролевые: ролевой конфликт; ролевая неясность; ответственность за людей; недостаток поддержки; недостаток статуса

    Структурные: слабая коммунмация; недостаток соучастия; неправильно построенная иерархия

    Карьерные: замедленное (слишком быстрое) продвижение по службе; несправедливость; недостаток возможностей для продвижения; отсутствие необходимой подготовки

    Отношенческие: отношения с руководством; подчиненными; коллегами; клиентами; рабочими

    Внеорганизационные: отношения в семье; состояние экономики; обстоятельства жизни; рост преступности; рост цен

    Потребности

    Надежды и достижения

    Эмоциональная устойчивость

    Гибкость

    Толерантность

    Неясности

    Самооценка

    Субъективные: расстройство; переутомление; чувство тревоги; чувство вины

    Поведенческие: опасность инцидента; «нехорошие» разговоры

    Когнитивные: слабые решения; плохая сосредоточенность

    Физиологические: высокое содержание холестерина; язвенная болезнь; сердечно-сосудистые заболевания

    Организационные: прогулы; текучесть кадров; низкая производительность труда; неудовлетворенность работой

    стрессов (табл. 8.17). С учетом их составляются индивидуальные программы нейтрализации стрессов. На уровне организации проводят семинары, обучают работников технике расслабления, способам изменения поведения, выявления индивидуальных стрессов.

    Таблица 8.17. Методы нейтрализации стрессов