Священномученик николай аристов, диакон. Аристов николай степанович

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Никола́й Я́ковлевич А́ристов (1 декабря , с. Стеньшино , Тамбовская губерния - 26 августа [7 сентября ] , Нежин) - русский историк и публицист . Разделял народнические и просветительские взгляды А. П. Щапова . Почвенник , считал дворянство, чиновничество, народническую интеллигенцию отрицательными силами в истории. Ряд работ посвящён русскому народному творчеству.

Биография

Сын сельского священника Тамбовской губернии. В 1854 году окончил Тамбовскую духовную семинарию . Высшее образование получил в Казанской духовной академии (), где под влиянием русского историка А. Щапова сформировался его интерес к исторической науке. В - преподавал в Симбирской семинарии. С 1861 года , выйдя из духовного звания, жил в Санкт-Петербурге . Защитил магистерскую диссертацию «Промышленность Древней Руси» (Санкт-Петербург, ).

Одним из первых обратился к изучению экономической истории времён Киевской Руси (магистерская диссертация, ), народных движений (докторская диссертация, ). Занимался также исследованием древнерусских летописей, в частности церковно-исторических аспектов их содержания. Изучал развитие русской исторической науки, народный быт и фольклор. Посвятил основательную работу историческому значению творчеству Николая Гоголя , принимал участие в работе Археографической комиссии и Этнографического отдела Русского географического общества, делегат нескольких археологических съездов, член Московского археологического общества (с ).

Сотрудничал во многих периодических изданиях, особенно интенсивно в журналах «Библиотека для чтения » ( -), «Отечественные записки » ( -), «Филологические записки » (), «Древняя и Новая Россия » ( -), «Исторический вестник » ( -).

Труды Н. Я. Аристова

  • Взгляд древних русских летописцев на события мира («Православный Собеседник», 1859);
  • Промышленность Древней Руси (СПб., 1866);
  • Хрестоматия по русской истории для изучения древнерусской жизни, письменности и литературы до XVI века (Варшава, 1870);
  • Московские смуты в правление царевны Софьи Алексеевны (Варшава, 1871);
  • Об историческом значении русских разбойничьих песен (Воронеж, 1875);
  • А. П. Щапов, его жизнь и сочинения (СПб., 1882);
  • Сочинения Н. В. Гоголя со стороны отечественной науки (СПб., 1883).

Напишите отзыв о статье "Аристов, Николай Яковлевич"

Литература

  • Гумеров Ш. А. Аристов // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - Т. 1: А-Г. - С. 104.
  • Цамутали А. Н. Н. Я. Аристов // Вопросы историографии и источниковедения истории СССР. - М.; Л., 1963.
  • Аристов Николай Яковлевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Ссылки

  • Адрианов С. Аристов, Николай Яковлевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
  • Аристов, Николай Яковлевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Аристов, Николай Яковлевич

Тут я кое-что потихонечку начала понимать... И собравшись, осторожно спросила:
– Вам открылось всё, когда вы пришли сюда, так ведь?
Человек удивлённо вскинулся и, вперив в меня свой, теперь уже насквозь пронизывающий, взгляд, резко спросил:
– Что ты об этом знаешь, маленькая?.. Что ты можешь об этом знать?... – он ещё больше ссутулился, как будто тяжесть, навалившаяся на него, была неподъёмной. – Я всю жизнь бился о непонятное, всю жизнь искал ответ... и не нашёл. А когда пришёл сюда, всё оказалось так просто!.. Вот и ушла даром вся моя жизнь...
– Ну, тогда всё прекрасно, если ты уже всё узнал!.. А теперь можешь что-то другое снова искать – здесь тоже полно непонятного! – «успокоила» незнакомца обрадованная Стелла. – А как тебя зовут, грустный человек?
– Фабий, милая. А ты знаешь девочку, что тебе дала этот кристалл?
Мы со Стеллой от неожиданности дружно подпрыгнули и, теперь уже вместе, «мёртвой хваткой» вцепились в бедного Фабия...
– Ой, пожалуйста, расскажите нам кто она!!! – тут же запищала Стелла. – Нам обязательно нужно это знать! Ну, совсем, совсем обязательно! У нас такое случилось!!! Такое случилось!.. И мы теперь абсолютно не знаем, что с этим делать... – слова летели из её уст пулемётной очередью и невозможно было хоть на минуту её остановить, пока сама, полностью запыхавшись, не остановилась.
– Она не отсюда, – тихо сказал человек. – Она издалека...
Это абсолютно и полностью подтверждало мою сумасшедшую догадку, которая появилась у меня мельком и, сама себя испугавшись, сразу исчезла...
– Как – издалека? – не поняла малышка. – Дальше ведь нельзя? Мы ведь дальше не ходим?..
И тут Стеллины глаза начали понемножко округляться, и в них медленно, но уверенно стало появляться понимание...
– Ма-а-мочки, она что ли к нам прилете-е-ла?!.. А как же она прилетела?!.. И как же она одна совсем? Ой, она же одна!.. А как же теперь её найти?!
В Стеллином ошарашенном мозгу мысли путались и кипели, заслоняя друг друга... А я, совершенно ошалев, не могла поверить, что вот наконец-то произошло то, чего я так долго и с такой надеждой тайком ждала!.. А теперь вот, наконец-то найдя, я не смогла это дивное чудо удержать...
– Да не убивайся так, – спокойно обратился ко мне Фабий. – Они были здесь всегда... И всегда есть. Только увидеть надо...
– Как?!.. – будто два ошалевших филина, вытаращив на него глаза, дружно выдохнули мы. – Как – всегда есть?!..
– Ну, да, – спокойно ответил отшельник. – А её зовут Вэя. Только она не придёт второй раз – она никогда не появляется дважды... Так жаль! С ней было так интересно говорить...
– Ой, значит, вы общались?! – окончательно этим убитая, расстроено спросила я.
– Если ты когда-нибудь увидишь её, попроси вернуться ко мне, маленькая...
Я только кивнула, не в состоянии что-либо ответить. Мне хотелось рыдать навзрыд!.. Что вот, получила – и потеряла такую невероятную, неповторимую возможность!.. А теперь уже ничего не поделать и ничего не вернуть... И тут меня вдруг осенило!
– Подождите, а как же кристалл?.. Ведь она дала свой кристалл! Разве она не вернётся?..
– Не знаю, девонька... Я не могу тебе сказать.
– Вот видишь!.. – тут же радостно воскликнула Стелла. – А говоришь – всё знаешь! Зачем же тогда грустить? Я же говорила – здесь очень много непонятного! Вот и думай теперь!..
Она радостно подпрыгивала, но я чувствовала, что у неё в головке назойливо крутиться та же самая, как и у меня, единственная мысль...
– А ты, правда, не знаешь, как нам её найти? А может, ты знаешь, кто это знает?..
Фабий отрицательно покачал головой. Стелла поникла.
– Ну, что – пойдём? – я тихонько её подтолкнула, пытаясь показать, что уже пора.
Мне было одновременно радостно и очень грустно – на коротенькое мгновение я увидела настоящее звёздное существо – и не удержала... и не сумела даже поговорить. А у меня в груди ласково трепетал и покалывал её удивительный фиолетовый кристалл, с которым я совершенно не знала, что делать... и не представляла, как его открыть. Маленькая, удивительная девочка со странными фиолетовыми глазами, подарила нам чудесную мечту и, улыбаясь, ушла, оставив нам частичку своего мира, и веру в то, что там, далеко, за миллионами световых лет, всё-таки есть жизнь, и что может быть когда-то увижу её и я...
– А как ты думаешь, где она? – тихо спросила Стелла.
Видимо, удивительная «звёздная» малышка так же накрепко засела и у неё в сердечке, как и у меня, поселившись там навсегда... И я была почти что уверенна, что Стелла не теряла надежду когда-нибудь её найти.

Николай Степанович Аристов ( - ), диакон , священномученик .

У Николая Степановича и его супруги Лидии было две дочери, при рождении третьего ребенка супруга при родах скончалась, а через полгода умер младенец, и впоследствии Николай Степанович жил вдовцом, сам воспитывая дочерей в благочестии и любви к Церкви. Одна из дочерей заболела менингитом и, хотя она выжила, последствия этой болезни остались у нее до конца жизни.

После расстрела отца Николая дочерям вынесли из тюрьмы оставшиеся от него вещи и записку, в которой он просил младшую дочь Надежду не оставлять своим попечением больную сестру. Надежде было тогда двадцать три года, и она работала в школе учительницей. Сразу же после расстрела отца ее вызвал директор школы и сказал: «Вас видели в храме, – или церковь, или школа». Без малейших колебаний Надежда выбрала Церковь, тут же написала заявление об увольнении и устроилась на другую работу. Вскоре после мученической кончины отца, сестры приютили в своем доме семью арестованного священника, протоиерея

Священномученик родился в 1872 году в селе Страхово Климовской волости Каширского уезда Тульской губернии в дворянской семье. Его отец, Степан Аристов, был владельцем имения при селе Страхово, а при селе Овечкино имел более пятисот десятин земли. Николай получил образование в гимназии и в течение двух лет, в 1895-1896 годах, был управляющим имения у помещика Алябьева в Тульском уезде. Более всего его влекла тогда художественная фотография, получившая в это время большое распространение и добившаяся значительных успехов как по качеству, так и по художественности исполнения, и Николай поступил учеником фотографа в фотографическую мастерскую в Сергиевом Посаде. В 1900 году он завёл свою фотомастерскую в городе Александрове.

У Николая Степановича и его супруги Лидии было две дочери, при рождении третьего ребёнка супруга при родах скончалась, а через полгода умер младенец, и впоследствии Николай Степанович жил вдовцом, сам воспитывая дочерей. Будучи благочестивым церковным человеком, он и дочерей воспитал в благочестии и любви к Церкви. И воистину, кого Господь любит, того наказывает: одна из дочерей заболела менингитом и, хотя она выжила, последствия этой болезни остались у неё до конца жизни.

В 1917 году Николай Степанович переехал с дочерями в Сергиев Посад и открыл здесь фотомастерскую, но отказался от неё в 1929 году, когда окончательно определились масштабы экономического разрушения страны, уничтожения любой человеческой инициативы и разграбления народа большевиками. Кроме того, остаток своей жизни Николай Степанович желал целиком посвятить служению Церкви. И Господь принял его намерение и уготовал ему мученический прекрасный венец.

В июле 1930 года Николай Степанович был рукоположен во диакона к церкви святых апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде, переименованном к тому времени в Загорск, и 5 апреля следующего года был арестован и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве. Отвечая на вопросы следователя, диакон Николай сказал: «Против власти ничего не говорил и считаю, что за советскую власть, как за государство, в котором мы живём и от которого зависим, мы должны молиться, чтобы улучшить положение Церкви и предотвратить гонение на Церковь, то есть добиться, чтобы советская власть не устраивала гонение на религию, которое мы в настоящее время отчасти и чувствуем, - в частности, я считаю, что арестован за то, что отдал себя на служение Богу».

Диакона Николая обвинили в том, что он состоял членом загорского филиала контрреволюционной организации и занимался антисоветской монархической агитацией. Власти подразумевали под этим поминание в храме за упокой Российских императоров, когда диакон Николай читал вслух их имена по поданным запискам. Этого для сотрудников ОГПУ оказалось достаточно, чтобы вынести суровое решение.

6 июня 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила диакона Николая Аристова к расстрелу; он был расстрелян 10 июня 1931 года и погребён в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

После того, как отца Николая расстреляли, дочерям вынесли из тюрьмы оставшиеся от него вещи и записку, в которой он просил младшую дочь Надежду не оставлять своим попечением больную сестру. Надежде было тогда двадцать три года, и она работала в школе учительницей. Сразу же после расстрела отца её вызвал директор школы и сказал: «Вас видели в храме, - или церковь, или школа». Без малейших колебаний Надежда выбрала Церковь, тут же написала заявление об увольнении и устроилась на другую работу. Вскоре после мученической кончины отца сёстры приютили в своём доме семью арестованного священника, протоиерея Владимира Медведюка . Молитвами отца-мученика Надежда безмятежно и благочестиво прожила жизнь, ухаживая за сестрой.

Священномученик Николай Аристов прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение от 27 декабря 2005 г.

Игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том IV. Тверь, 2006.

Профессор русской истории, род. в Тамбовской губ., в 1834 году, ум. в Нежине, Черниговской губ. 26-го августа 1882 г. Сын сельского священника, Аристов начал свое образование в духовном училище, откуда затем, благодаря своим выдающимся способностям, попал на казенный счет в Тамбовскую семинарию, которую кончил одним из первых в 1854 году. Успешно проходя курс семинарии, Аристов в то же время пополнял пробелы в своем образовании разнообразным чтением, благодаря которому расширялся его умственный кругозор и зарождалось в нем влечение к литературной деятельности. Сочинение, написанное им на последнем курсе семинарии: "Взгляд христианина на сновидения" - предназначалось автором для печати, но в 1854 году напечатать этот труд не удалось, и он появился только в 1867 году в "Тамбовских Епархиальных Ведомостях" (стр. 412-456). Под влиянием того же чтения в Аристове зародилось стремление поступить по окончании семинарии в университет, но стечение обстоятельств воспрепятствовало этому, и 15-го августа 1854 года он приехал в Казань, в духовную академию. Здесь он сразу примкнул к кружку студентов, занимавшихся изучением русской литературы и интересовавшихся общественным движением, начинавшимся тогда в России. В 1856 году направление занятий Аристова изменилось: под влиянием лекций В. И. Григоровича (по славяноведению) и, главным образом, А. П. Щапова, читавшего русскую историю, Аристов заинтересовался изучением русской старины. Сближение со Щаповым произошло по следующему поводу: в 1856 году Аристов ездил на каникулы в Вятку, где собрал много народных песен и другого этнографического материала. Щапов заинтересовался этим сборником и короче сошелся с Аристовым, который был его товарищем по академии и шел только на 2 года позже его. Это сближение было важным фактом в жизни Аристова. Между Аристовым и Щаповым было много сходства, как по их судьбе до поступления в академию, так и по характеру: оба испытали в детстве горькую долю низшего духовенства, оба одинаково удивляли всех своими способностями, благодаря которым добились до высшего образования; оба были одинаково восторженными идеалистическими натурами, у обоих были одни и те же симпатии и антипатии. Но Щапов к тому времени успел уже определить характер своей будущей деятельности и выработать более или менее прочное миросозерцание, а Аристов был еще совершенно неустановившимся юношей. Понятно, какое огромное влияние должен был оказать молодой доцент на своего друга: Аристов не только избрал специальностью русскую историю, но и научные воззрения свои почерпнул почти целиком у Щапова. И кандидатское сочинение свое Аристов написал на тему, данную Щаповым: "Взгляд древних русских летописцев на события мира" (напечатано в "Православном Собеседнике" 1859 года, книги 5 и 12). Кончив в 1858 году академию кандидатом богословия, Аристов, несмотря на хорошее сочинение, не был оставлен при академии, а должен был ехать в Симбирскую семинарию преподавателем математики, и лишь в 1860 году ему поручено было в той же семинарии преподавание русской словесности. Семинарская служба тяготила Аристова, который лелеял мечту об ученой карьере и о профессуре в университете, да кроме того, его правдивость и резкая откровенность в мнениях нажили ему в Симбирске много врагов, распускавших про него нехорошие слухи и добившихся в конце концов того, что Аристов попал под надзор полиции. Ввиду всего этого, Аристов, в 1861 году кинул службу, уволился из духовного звания и уехал в Петербург добиваться исполнения своих заветных грез. В Симбирске Аристовым были написаны следующие статьи: "Повесть о бражнике" ("Русская Беседа" 1859 г., книга 18), "Обзор русских летописей в содержании и характере их преимущественно церковно-историческом" ("Православный Собеседник", 1860 год, №№ 4-6), "О недостатке веры в русском народе" ("Дух Христианина", 1861, №№ 10-11) и "Взгляд на церковно-историческое содержание русских летописей" (Дух Христианина", 1861, №№ 2-3). Кроме того, 2-го февраля 1860 года им было сказано в семинарской церкви слово, которое появилось в "Самарских Епархиальных Ведомостях" (1870 г., № 5). В Петербург Аристов приехал в июле 1861 года, не имея решительно никаких средств к существованию. Однако, вскоре после приезда, он отыскал своего старого знакомого Кривицкого, а в августе встретился и со Щаповым, жившим тогда уже в столице. Благодаря этим знакомствам, Аристов устроился довольно хорошо, достав уроки в частных пансионах и домах. Щапов ввел Аристова в литературные кружки, и он вскоре заявил себя целым рядом статей в тогдашних периодических изданиях. К этому времени относятся следующие труды Аристова: "По поводу новых изданий о расколе" ("Время", 1862, № 1), "Очерк крестьянской свадьбы" ("Волга", 1862, №№ 13, 14 и 16), "Отживающие воззрения" ("Библиотека для Чтения", 1862, 5, под псевдонимом Н. Я. Ветвицкого), "Следствия падения общинного и выборного начала" (ibidem, № 6, под тем же псевдонимом), "Что нужно для русской истории в настоящее время?" (ibidem, № 8, тот же псевдоним), "Внутреннее обозрение" (ibidem, № 10), "Чиновничий элемент в разработке русской истории" (ibidem, № 12, тот же псевдоним), "Русские города и их администрация" ("Библиотека для Чтения", 1863, № 6), "Устройство раскольничьих общин" (ibidem, № 7), "Раскольничьи дела ХVIII столетия" (ibidem, № 4), "Посошков и Абрамов" ("Библиотека для Чтения", 1864, №" 2), "Предания о разбойниках" ("Северное Сияние", 1864, № 6), "Заметки о сельском управлении в России" ("Библиотека для Чтения", 1864, № 8), "Разбойники и беглые времен Петра Великого" (ibidem, №№ 10 и 11), "Н. М. Карамзин, как русский историк" ("Литературная Библиотека", 1866, Л" 4), "О прениях в обществе истории" ("Отечественные Записки", 1866, книга 23), "Записки по отделению этнографии в Императорском географическом обществе" (ibidem, № 8), "Старина русской земли" ("Отечественные Записки", 1867), "По поводу памятной книжки Таврической губернии" (ibidem, № 19). В то же время Аристовым напечатано и большинство его рецензий. Кроме того, Аристов напечатал целый ряд заметок и полубеллетристических статей в "Якоре" и "Заре", но все они были без подписи и теперь нет возможности определить, что именно в этих журналах принадлежит перу Аристова; да и сам он впоследствии забыл, что там писал. Уже из простого перечня трудов Аристова видно, что все они написаны под сильным влиянием Щапова, с которым он сошелся в Петербурге еще ближе и идеями которого он совершенно проникся. По поводу биографии Щапова, написанной Аристовым, супруга последнего в одном из своих писем говорит: "Читая эту статью, я вижу такое разительное сходство между этими обоими товарищами, начиная с самого их детства и воспитания и оканчивая трудами, наукой и отчасти характерами: два нераздельные существа". Близкие отношения между обоими учеными продолжались до весны 1864 года, когда Щапов был выслан в Сибирь. Благодаря обилию частных занятий и литературной деятельности, благосостояние Аристова упрочилось вскоре настолько, что к 1864 году у него сказались даже некоторые сбережения. Но эта масса работы не заставила Аристова забыть о той цели, из-за которой он приехал в Петербург. Уже осенью 1863 года он взял у Щапова рекомендательное письмо к Костомарову и через этого профессора снесся с историко-филологическим факультетом Петербургского университета касательно магистерского экзамена и диссертации. Экзамен был сдан в 1864 г. и открыл Аристову доступ в ученую среду, где вскоре своими усердными трудами и большими познаниями он обратил на себя внимание. Аристов принял деятельное участие в занятиях археографической комиссии и этнографического отделения Императорского русского географического общества, ездил в Москву для занятий в архивах, изучал археологию и вместе с Л. Майковым составил статью "Предания о кладах", за которую получил серебряную медаль от географического общества (эта статья напечатана в "Записках Императорского географического Общества", 1867, I). Тогдашний министр народного просвещения, узнав об его успешных занятиях по русской истории, предложил ему, через академика Н. Г. Устрялова, поступить в число стипендиатов Министерства. 1-го апреля 1869 года Аристов был причислен к Министерству с содержанием в течение двух лет по 1000 рублей. Благодаря этому обстоятельству, он мог оставить на время журнальную работу и отдаться всецело своей диссертации, которая вскоре и была готова. Это было исследование: "Промышленность древней Руси" (СПб. 1866; начало диссертации появилось в "Библиотеке для Чтения", 1865, № 3). 31-го октября 1866 года состоялся диспут. Аристов получил степень магистра русской истории и таким образом открыл себе дорогу к профессуре. В 1867 году он был приглашен вторым доцентом по кафедре русской истории в Казанский университет и 25-го января 1868 года открыл свой курс вступительной лекцией: "О современном состоянии и значении русской истории" (напечатана в "Ученых Записках Казанского университета" 1868 года). В Казани Аристов преподавал: 1) пропедевтику русской истории, знакомя студентов с важнейшими источниками допетровской истории и с развитием русской историографии, и 2) прагматический обзор событий древнейшей и древней русской истории до Петра Великого, преимущественно останавливаясь на истории народного быта, нравов и экономического положения населения удельно-вечевого и московско-царского периодов. В начале 1869 года Аристов был командирован от Казанского университета в Москву депутатом на 1-й Археологический съезд и, познакомившись тут с графом A. C. Уваровым, был избран в члены Московского археологического общества, в периодическом издании которого "Древности" он стал деятельным участником, и, кроме того, деятельно помогал графу Уварову в составлении "Русского археологического словаря". К тому же времени относится и статья Аристова: "Описание города Тамбова и Верхоценских областей" ("Летопись занятий археографической комиссии", 1868, выпуск IV). В конце 1869 года Аристов занял кафедру экстраординарного профессора русской истории в Варшавском университете и открыл курс вступительной лекцией "Об отличительных чертах древнерусской исторической жизни" (напечатана в "Варшавских Университетских Известиях", 1870, книга 1). Лекции он читал в Варшаве по той же программе, как и в Казани, только внешняя политическая история отодвигалась все более и более на задний план и, наконец, история культуры, права и экономического быта исключительно заняла весь его курс, а внешние факты он предоставлял своим слушателям самим почерпать из рекомендуемых им пособий. В Варшаве Аристов окончил свою докторскую диссертацию: "Московские смуты в правление царевны Софии Алексеевны", которая сначала печаталась в "Варшавских Университетских Известиях" (1871 г., №№ 1-4), а затем появилась отдельным изданием (Варшава, 1871). Защищать диссертацию Аристов поехал в Казань и немедленно по возвращении в Варшаву был повышен в ординарные профессора. Еще раньше диссертации, в 1870 году, Аристовым была выпущена в свет "Хрестоматия по русской истории для изучении древнерусской жизни, письменности, литературы от начала письменности до XVII века". В Варшаве же Аристовым написаны следующие статьи и заметки: "По поводу диспута г. Нильского" ("Заря", 1870, № 11), рецензия на книгу Иловайского: "Гродненский сейм" ("Заря", 1871, № 5), "Судьба женщины в до-петровское время" (ibidem, № 1). Кроме того, из Варшавы Аристов ездил на ІІ-й археологический съезд и отчет об этой командировке напечатал в "Варшавских Университетских Известиях" (1872, № 3). В 1873 году Аристов перешел в Харьковский университет также ординарным профессором русской истории. Здесь им составлены статьи: "Об историческом значении русских разбойничьих песен" ("Филологические Записки", 1874 и 1875 гг.; потом отдельной книжкой - Воронеж, 1875) и "Предания о местных святых" ("Древняя и Новая Россия", 1875, № 6). Из рецензий отметим: о книге Владимирского-Буданова: "Государство и народное образование в России" (ibidem, № 9) и о книге Загоровского: "Исторический очерк займа по русскому праву" (ibidem, № 5). В 1875 году он был избран в деканы историко-филологического факультета в том же университете, но тогда же получил приглашение во вновь учрежденный Нежинский историко-филологический институт князя Безбородко и занял здесь должность инспектора и кафедру ординарного профессора русской истории. В Нежине Аристов оставался до самой смерти. Этот период жизни Николая Яковлевича можно было бы назвать самым счастливым: пользуясь всеобщим уважением, он составлял центр кружка молодых профессоров, заброшенных в маленький грязный провинциальный городок Малороссии; с другой стороны, и студенты любили и уважали его больше, чем всех других своих наставников. Но в то же время семья Аристова (он женился в 1868 году) разрослась к этому времени до значительных размеров (он оставил 8 человек детей) и требовала больших денежных средств. Жалованья не хватало, и Аристову пришлось опять взяться за журнальную работу. В Нежине им написаны следующие труды: "Повесть о Фоме и Ереме" ("Древняя и Новая Россия", 1876, № 3), "О симбирских раскольниках" ("Православный Собеседник", 1877, № 1), "О земле Половецкой" ("Известия историко-филологического института князя Безбородко", 1877, № 1), "Состояние образования России в царствование Александра I" (ibidem, III), "Русские народные предания об исторических лицах и событиях" ("Труды третьего археологического съезда", 1878, т. I), "Заметки о поучениях епископа Серапиона" (ibidem, том II), "Невольное и неохотное пострижение в монашество у наших предков" ("Древняя и Новая Россия", 1878, №№ 5-6), "Александр Григорьевич Ильинский" (ibidem, № 5), "Название и герб города Ряжска" (ibidem, 1879, № 6), "Разработка русской истории в последние двадцать пять лет" ("Исторический Вестник", 1880, № 4), "Предания об исторических лицах и событиях" (ibidem, № 9), "Симбирские юродивые" (ibidem, № 11), "К характеристике Иоанна, бывшего епископа смоленского (ibidem), "О церковной живописи" ("Церковно-Общественный Вестник", 1881, №№ 43-45), "Гоголь, как националист" ("Век", 1882, №№ 2-4), "Историческое значение сочинений Гоголя" ("Исторический Вестник", 1883, № 9; обе эти статьи о Гоголе вышли в 1883 году отдельной книжкой под заглавием: "Сочинения Н. В. Гоголя со стороны отечественной науки"), "Афанасий Прокофьевич Щапов" ("Исторический Вестник", 1882, т. X. Есть и отдельное издание: СПб. 1882, к которому приложены ненапечатанные в журнале письма Щапова и отрывки из его неизданных трудов). Кроме того, Аристов поместил несколько заметок в "Еженедельном Новом Времени" за 1879 год и целый ряд корреспонденций в газете "Новое Время" за 1879-1881 года и заметку "О славянских минеральных водах" в "Неделе" за 1881 год, № 22. Участие в периодической печати мешало Аристову заняться более серьезными работами. Так, он предполагал сделать нечто цельное из своих отдельных однородных статей и собрал много материалов для русского историко-географического словаря, но обе работы не были окончены: Аристов заболел в 1881 году чахоткой, от которой и умер в следующем году. Погребен он был 28-го августа в Нежине. На следующий год его товарищи и ученики поставили над его прахом памятник. Аристов не принадлежал к числу ученых, пролагающих новые пути в науке, но он был усердным собирателем материала и тщательным исследователем. Ввиду этого наибольшее значение из всех его трудов имеет магистерская диссертация, представляющая весьма полный свод данных из летописей и других источников по истории русской промышленности до ХVвека. Ценным пособием при изучении древней русской истории (в юридическом и бытовом значении) является и его "Хрестоматия", заключающая в себе отрывки как из древних источников, так и из новейших исследований. Затем в целом ряде своих статей Аристов трудился над разработкой внутренней, бытовой истории и над развитием народной культуры в сфере религиозной, юридической, экономической и литературной. Особенно важны его исследования о разбойничьих песнях и вообще по народной литературе. Но в общем у Аристова нет цельного, строго выдержанного воззрения на русскую историю - оно заменяется у него симпатиями и антипатиями, воспитанными окружающей средой и обстоятельствами его жизни и определившимися под влиянием Щапова. Симпатии Аристова сосредоточены на низшем духовенстве и, главным образом, на народной массе, - антипатичны ему все факторы, мешающие свободному развитию и материальному благосостоянию этих двух классов народонаселения. Наиболее ненавистно Аристову иноземное влияние, как явление, оторвавшее на долгое время высшие классы от низших, поселившее между ними обоюдное непонимание и вражду. У русского народа есть свои собственные идеалы, которые он и стремится осуществить в своей истории, а подражание заморским порядкам сбивает русских с правильного исторического пути и приводит к страшным бедствиям. Поэтому и на петровскую реформу Аристов смотрит совершенно отрицательно. Вся его докторская диссертация посвящена именно доказательству той мысли, что Софья хотела удержать Россию на надлежащей дороге, а деятельность Петра вышибла русскую жизнь из правильной колеи. Для проведения этой односторонней мысли Аристову пришлось прибегать к натяжкам и грешить против правил исторической критики: всех писателей и исследователей, сочувствовавших Петру, Аристов объявляет недостоверными и приписывает беспристрастие только сторонникам Софии. Сочувственно относится Аристов и к расколу старообрядчества, видя в нем, вслед за Щаповым, движение не столько религиозное, сколько политическое, и опять-таки направленное к тому, чтобы отстоять свое, исконное русское от всяких покушений на реформу, которые могут привести к уничтожению национальных особенностей русского народа. Яснее всего высказаны воззрения Аристова на иноземное влияние в его статьях о Гоголе, которого он причисляет к своему лагерю, а никак не к лагерю западников. Последний по времени труд Аристова - биография Щапова, надо считать одним из удачнейших. В нем, помимо прекрасной биографии и характеристики оригинального и талантливого историка, находится много материала для истории Казанской духовной академии и Казанского университета, хорошо очерчен быт тогдашних студентов, и есть много данных для более близкого знакомства с жизнью самого Аристова и постепенного роста его миросозерцания.

Некрологи Аристова помещены: в "Московских Ведомостях", 1882, № 245 (И. M. Белоруссова), в "Историческом Вестнике", № 10 в "Веке", №№ 11 и 12 (М. Филиппова). в "Церковно-Общественном Вестнике", № 115, в "Новом Времени", № 2.333, в "Киевлянине № 196, в "Журнале Министерства Народного Просвещения", № 10 и в "Известиях Историко-Филологического Института князя Безбородко", 1883, том VII. Затем укажем "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей", выпуск II, Д. Д. Языкова. "Библиографию сочинений профессора Н. Я. Аристова" В. К. Симанского. "Опыт историографии" Иконникова. О трудах Аристова есть следующие рецензии: О "Промышленности древней Руси": в "Вестнике Европы", 1866, № 4, в "Отечественных Записках", 1869, № 1; о "Хрестоматии": в "Русской Старине", 1870, № 12, в "Голосе", 1871, № 213, в "Педагогическом Сборнике", 1871, № 8, в "Филологических Записках", 1870, выпуск 6; О "московских смутах": в "Отечественных Записках", 1871, № 7, в "Вестнике Европы", 1871, № 7 и 8, в "Деле", 1871, № 8, в "Сыне Отечества", 1871, № 130. Затем см. "Словарь" Венгерова. О памятнике Аристову: "Московские Ведомости", 1883, № 257 (И. М. Белоруссова). Портрет его помещен в "Веке", 1882, № 11. Кроме того, мы пользовались сведениями, полученными от вдовы Николая Яковлевича, Ольги Петровны, затем его письмами и письмами О. А. Аристовой.

С. Адрианов.

{Половцов}

Аристов, Николай Яковлевич

Историк, заслуженный профессор и инспектор Нежинского историко-филологического института, был 21 год профессором в университетах казанском, варшавском и харьковском; родился в 1834 году, † 26 августа 1882 года в Нежине Черниговской губ. Воспитывался в Тамбовской духовной семинарии и Казанской академии, изучал русскую историю, богословские науки и славянские народности, слушал лекции проф-в А. П. Щапова, И. М. Добротворского и В. И. Григоровича. Преподавал в Симбирской семинарии сначала математику, затем русскую словесность, в 1861 оставил службу и уехал в Петербург, где защитил в 1866 году диссертацию на степень магистра русской истории: "Промышленность древней Руси". Сотрудник газеты "Якорь" (1864-1865), журналов "Заря", "Век", "Время", "Библиотека для чтения", "Отечеств. записки", где помещал рецензии и монографии по русской истории. С 1867 - доцент по кафедре рус. истории в Казанском, а с 1869 - профессор в Варшав. университете. Деятельный сотрудник и член Московского археологического общества. С 1868-1882 напечатал более 30 монографий, из них важнейшие: "Первые времена христианства по церковно-историческому содержанию русских летописей" (СПб., 1888 г., изд. В. Симанского); "Хрестоматия по русской истории для изучения древнерусской жизни, письменности, литературы от начала письменности до XVI в." (Варшава, 1870, 800 стр.); "Московские смуты во время царевны Софьи Алексеевны" (Варшава, 1871); "Об историческом значении русских разбойничьих песен" (Воронеж, 1875); "А. П. Щапов, его жизнь и сочинения" (СПб., 1882 г., изд. Симанского); "Сочинения Н. В. Гоголя, со стороны отечественной науки" (СПб., 1888 г., изд. В. Симанского).

{Брокгауз}

Аристов, Николай Яковлевич

профессор истории Варшавск. унив. и Нежинск. филолог. инст., † 48 лет 26 авг. 1882 г., писатель.

{Половцов}

Аристов, Николай Яковлевич

(1824-1882) - русский историк, ученик А. П. Щапова по Казанской Духовной Академии; несколько лет жил журнальной работой, потом был профессором в Казанском (1866-68), Варшавском (1869-73) и Харьковском ун-тах, а с 1875 - в Нежинском Историко-филологическом Институте. Главные работы: "Промышленность Древней Руси" (СПб, 1866); "Московские смуты в правление царевны Софии" (Варш., 1871); "Хрестоматия по русской истории для изучения древнерусской жизни, письменности и литературы" (Варш., 1870), "А. П. Щапов, его жизнь и сочинения" (СПб, 1882).

Лит.: Русский Биографический Словарь, т. 2.

  • - Абрамович, Николай Яковлевич, писатель. Родился в 1881 году. С 1898 года помещал критические фельетоны в "Донской Речи", "Приазовском Крае" и других изданиях. Стихотворения печатал в "Жизни" и "Журнале для всех"...

    Биографический словарь

  • - критик, примыкавший к модернистам 1900-х годов; писал о рус. и иностранных авторах, сотрудничал в журн. "Образование", "Современный Мир", "Русская Мысль"...
  • - Председатель Правления КБ "Интурбанк" с 1996 г.; родился 7 мая 1950 г. в Белгородской обл.; окончил Самарский авиационный институт по специальности "инженер", Академию общественный наук по специальности "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - провинциальный журналист и библиограф; род. в 1842 г. Литературную деятельность начал с 1863 г. Сотрудничал в "Справочном листке г. Казани" профессора Шпилевского и в "Казанском биржевом листке"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в 1888, ум. 1932, русский поэт, певец уходящей России. Опубликовал несколько книг для детей. В 1921-23 в эмиграции в Берлине...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - р. 1746 г., из первых воспитанник. И. А. X.; был рисовальщик и учитель рисования при чертежной Межев. д-та, при Павле I, и рисов. портрет этого государя в профиль...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. в 1794 г. В Академии художеств получил две серебряные медали за свои архитектурные композиции и выпущен с аттестатом 1-й степ. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - профессор русской истории, род. в Тамбовской губ., в 1834 году, ум. в Нежине, Черниговской губ. 26-го августа 1882 г. Сын сельского священника, Аристов начал свое образование в духовном училище, откуда затем,...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - виртуоз, скрипач и композитор; род. в 1821 г. в Тобольске; музыкальное образование получил под руководством своего отца. В 1838 г. поступил в московский театр, заняв место первого скрипача...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - см. в статье Агафоновы...

    Биографический словарь

  • - Афанасьев, Николай Яковлевич, скрипач-виртуоз и композитор. Родился 24 декабря 1821 года. Умер 23 мая 1898 года в С.-Петербурге...