Тема «Правописание Ы – И после Ц»
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся усвоить правило «Гласные буквы и - ы после ц»; указать, что наличие звука ц также является «сигналом» орфограммы.
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку , формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Задачи урока:
Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих -- знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц»;
Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.
Ход урока
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
II . Орфографическая разминка «Крестики – нолики» .
Свой урок мы начнём с орфографической разминки, которая поможет вспомнить написание слов с гласными буквами о-ё после шипящих.
- От чего зависит написание гласных букв о-ё после шипящих в корнях слов? (После шипящих в корнях слов под ударением пишется - ё, если можно подобрать однокоренное слово с –е; буква о пишется в словах-исключениях и заимствованных словах).
У детей на партах таблица, которая представляет собой квадрат. Нумерация клеток показывает ход заполнения квадрата. Учитель диктует слова, а ученики в нужной клетке таблицы ставят О или Ё. Если буквы сошлись в одном направлении – по горизонтали, вертикали или диагонали, то задание выполнено верно.
Шорох, шомпол, чёрточка, шёпот,
Шорты, крыжовник, жёлтый, изжога,
Шок, жёрдочка, шоколад, шёлк,
Чёрт, щёлкнуть, трещотка, причёска
III . Изучение нового материала
Создание проблемной ситуации (Слайд 2)
Переходим к изучению новой темы. Для этого обратимся к стихотворению. Прочитаем его выразительно и определим тему урока.
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ци , где цы .
Какие звуки слышатся во всех словах после Ц? ([цы]).
А теперь посмотрите, как написано (открывается материал для наблюдения) цы и ци.
Почему? Какова наша задача на уроке? (Наша задача - разобраться, когда после ц нужно писать ы , а когда и ).
Сформулируйте тему урока. («Правописание ы – и после ц»).
Интересно, а вы сможете объяснить, когда пишется ы , а когда и ?
Опираясь на рифмованный алгоритм, расскажите о написании ы, и после ц .
В существительных на –ция
Мы всегда напишем –ия.
Да и в корне, посмотри,
Тоже пишем букву –и.
А в концовках –цын, - цый, - цы
Пишем только букву ы.
Исключение: цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц. (Слайд 4)
Составление таблицы
1. в оконч. 1. в корне
2. в суф. 2. в словах на - ция
3. сл-исключ.
Порядок рассуждения (Слайд 5)
1. Определить, в какой морфеме находится орфограмма.
2. Если орфограмма в корне, то установить, не входит ли слово в число исключений. Если входит, пишем букву ы , если нет, пишем букву и.
3. Если орфограмма в суффиксе или окончании, то пишем ы.
IV . Закрепление
1. Задания разноуровневого характера.
Задания первого уровня (Слайд 6)
Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму «Буквы и-ы после ц».
Цифра, ц..ркуль, ц..ферблат, ц..новка.
Сестрицын, цариц..н, улиц.., ровесниц.. .
Задания второго уровня (Слайд 7)
«Четвёртое лишнее». Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, определите, какое слово в ряду лишнее.
1. Дисц..плина, ц..тата, редакц..я, синиц..н.
2. Ц..ркуль, ц..плята, ц..линдр, ц..клон.
3. Бойц.., огурц.., нумерац..я, птиц.. .
4. Ц..ган, ц..кнуть, на ц..почках, ц..клоп.
Задания третьего уровня (Слайд 8)
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания.
По двору бегали ж..лтые ц..плята. Среди них выделялся в..сёлый шустрый непоседливый ц..плёнок. Он был т..мнее остальных и получил прозвище Ц..ганёнок.
Вот хозяйка выходит на крыльцо и нараспев з..вёт своих питомцев Ц..п – ц..п – ц..п. Все гурьбой несут..ся к ней только Ц..ганёнка нет. Он будто ждёт, что к нему подкрадут..ся на ц..почках и на руках отнесут в курятник.
2. Лексико – орфографическая работа (Слайд 9)
Узнать слова по лексическому значению и записать в два столбика (и/ы).
1) Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).
2) Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).
3) Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция).
4) Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).
5) Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).
6) Точная выдержка из текста (цитата).
3. Словарная работа (знакомство с новым словом коллекция)
Порядок работы со словом:
1. Найти слово в орфографическом словаре.
2. Проговорить его.
3. Записать слово в словарик, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.
4. Записать лексическое значение слова.
5. Подобрать однокоренные слова.
Коллекция – систематическое собрание каких-либо предметов.
Коллекция – коллективный, коллекционировать, коллекционер.
Физкультминутка для глаз (Слайд 10)
4.Творческая работа в микрогруппах (Слайд 11)
Ученики получают карточки со словами. Лидер записывает задание: сочинить в течение 10 минут коллективный рассказ на тему «В цирке», с учётом того, чтобы в каждом предложении было использовано одно из слов. После завершения работы группа зачитывает рассказ.
Карточка
Цирк, арена, акробат, клоун, рукавицы, цыплята, цилиндр, овация, молодцы.
5.Тестовый контроль (Слайд 12)
1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:
А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.
2. Укажите слово, в котором в корне пишем И:
А) ц..кнуть; Б) ц..новка;
В) ц..плёночек; Г) уц..питься.
3. В какой группе слов пишется И:
А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.
Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .
V . Подведение итогов (Слайд 14)
С какой орфограммой мы познакомились на уроке?
Каков опознавательный признак изученной орфограммы?
Что нужно знать, чтобы правильно написать буквы и - ы после ц ?
VI . Домашнее задание (Слайд 15)
Уровень 1. §43. Упражнение 432.
Уровень 2. §43. Составьте текст из 7-10 предложений, в котором обязательно должны быть слова на орфограмму «Буквы и – ы после ц».
VII .Рефлексия (Слайд 16)
Я понял, что…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Нужно выучить…
Попова С.Э.
Место работы, должность:
МБОУ гимназия №8
Хабаровский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
Среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Класс(ы):
Предмет(ы):
Русский язык
Цель урока:
1-ый уровень- пятиклассник осуществит знакомство с правилом правописания буквы и-ы после ц и отработку умений и навыков правописания данного вида орфограммы, а также навыка правильного обозначения орфограммы.
2-ой уровень- пятиклассник может осуществить пополнение своего словарного запаса посредством введения и употребления малознакомых слов; может научиться находить орфографические ошибки и исправлять их
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории):
Используемые учебники и учебные пособия:
Использован УМК:
1. Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.- М.:
«Просвещение», 2009.
2. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе: к учебнику
Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др - М.:
Издательский дом «Генжер»,2006
Используемое оборудование:
- интерактивная доска
- оформленная классная доска
- таблица "Написание и-ы после ц"
- бланки с табличкой для самостоятельной работы
Краткое описание:
Урок введения нового материала Прогнозируемый результат: предполагается умение учащимися правильно писать слова с буквами и(ы) после ц, формирование умения обозначать данную орфограмму Формы работы учащихся: - Восприятие информации в текстовой и визуальной форме - Ответы на вопросы (поиск ответа на проблемный вопрос) - Формулировка объяснений - Сравнительный (сопоставительный) анализ - Работа с разными источниками информации (учебник, справочные материалы, словари) - Закрепление по образцу, алгоритму
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент. Приветствие.(Цель этапа: включение в учебную деятельность.)
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
(Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий)
- один ученику доски готовится рассказать правило и привести примеры о правописании букв О-Е после шипящих в корне слова.
- пока готовится ответ у доски, класс проверяет домашнее упражнение №444.
Затем все слушают монологический ответ одноклассника.
III.Формирование новых понятий и способов действий.
(Цель:Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению)
Ребята, мы приступаем к изучению новой темы. Открыли тетради, записали сегодняшнее число.Тема нашего урока«Правописание букв ы-и после ц»
Цель урока: познакомиться с правилом правописания буквы и-ы после Ц, отработать умение правописания данного вида орфограммы, а также навык правильного обозначения орфограммы. Также сегодня вы сможете пополнить свой словарный запас новыми и малознакомыми словами.
На доске вы видите эпиграф. Он довольно забавный, но отражает всю суть нашего сегодняшнего урока.
Доска: Ц_плёнок в ц_рке выступал,
Играл он на ц_мбалах,
На мотоц_кле разъезжал
И ц_фр он знал немало.
Вы видите, что в эпиграфе буквы пропущены, и чтобы вставить их, нужно разгадать тайну буквы «ц». Хотите её разгадать? Я прочитаю несколько слов, а вы меня внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какой гласный звук вы услышали после «ц»?
(Доска сначала закрыта)
1 столбик 2 столбик
Цирк цыплёнок
Цифровой сестрицын
Лекция птицы
- Звук [ы]
Как вы думаете, какая буква пишется на месте этого звука? Ы или И? Сейчас мы проверим (открываем доску).
Звук один, но пишется то «и», то «ы», и наша с вами задача- разобраться, в каких случаях после «ц» пишется «и», а где «ы».
Итак, тема урока: «Буквы ы-и после ц». (Запись на доске, в раб.тетради)
Сначала мы будем работать со словами первого столбика. Прочитайте внимательно эти слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне)
А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с «ция»: конференция, авиация, милиция)? (В корне, лишнее слово «лекция»).
Верно. В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». И в данном случае вам не обязательно определять, где находится орфограмма: достаточно подчеркнуть и написать рядом на -«ция » (пишем обозначение в столбике у слова «лекция» ). Вот вы уже и объяснили орфограмму.
Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и на -«ция».)
Теперь переходим ко 2-му столбику. В какой части слова находится орфограмма в этих 3-х словах? (В корне, в суффиксе и в окончании.)
Какое слово будет лишним (если не могут сказать, обратить внимание на 1 столбик)? («Цыплёнок», в корне).
Правильно. В слове «цыплёнок» орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц . Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем их в тетрадь в виде считалки (записано на доске ):
Доска: «Цыган на цыпочках к цыплёнку подошел и цыкнул: «Цыц!»
У нас осталось ещё 2 слова. В каких частях слова находится орфограмма? (В окончании и суффиксе)
Итак, «сестрицын» - в суффиксе после «ц» пишем «ы». «Птицы» - в окончании после «ц» пишем «ы». Подытожим, в каких случаях пишем «и», в каких «ы» после «ц»?
Сверим наш ответ с учебником. Откройте учебник на странице 182, параграф 87. (Чтение правила учебника).
Вот мы и разгадали секрет буквы «ц», а чтобы его не забыть, мы потренируемся, выполняя упражнения. При выполнении наших последующих заданий нам поможет таблица. Не забывайте про неё.
IV.Применение- формирование умений и навыков
1. Первичное закрепление правила. (Цель работы: усвоение нового способа действий; отработка умения и навыка правописания данного вида орфограммы, навыка правильного обозначения орфограммы)
Давайте с вами выполним упр. 446.
Задание: записать слова, объяснить написание букв ы-и после ц, обозначить орфограмму. Цинга**, куцый**, овцы, акация**, цыплята, цирк, циркуль, секция ** , цыган, синицын, у гостиницы, циновка* (*см. толковый словарик в учебнике на стр. 309; **толковый словарь Ожегова.).
Ученики выполняют задания по цепочке и комментируют написание орфограмм, подчеркивают буквы-орфограммы двумя чертами.
**Цинга - болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме.
Куцый - о животном: с коротким, обрубленным или обрезанным хвостом; вперен. значении: бессодержательный, неполноценный (куцые мысли).
Акация - род деревьев и кустарников семейства мимозовых.
Секция - подразделение в составе какого-н. учреждения, организации (спортивная секция).
- Погружение в материал темы. Задание повышенного уровня сложности.
(Цель работы: применение нового способа действия, отработка умения видеть орфограмму, делать правильный выбор орфограммы -буквы, делать правильный выбор нужного столбика; индивидуальная рефлексия достижения цели;создание ситуаций успеха)
Распределительный диктант.
Задание: распределить слова в 2 столбика: в первый запишите слова с буквой -И, во второй с -Ы.(на интерактивной доске слайд: ц..фра, птиц.., ц..ферблат, ресниц.., синиц.., акац..я, ц..ганский, ц..кнуть, ц..трусовый, круглолиц..й, на ц..почках, демонстрац..я, ц..рковой, мотоц..кл, эвакуац..я, лисиц..н
Взаимопроверка: на доске слайд «Проверяем»; поменялись тетрадями, проверили слова в столбиках.
(Цель работы: отработка умения работать в паре, отработка орфографической зоркости, умения видеть изучаемую орфограмму, умения объективно оценивать работу одноклассника)
У кого не было ни одной ошибки? -Какие ошибки допустили? -Когда в словах после Ц пишу букву -И?
3.Погружение в материал темы. Работа на повторение пройденного и закрепление нового.
(Цель работы: закрепление умения синтаксического разбора простого предложения, работа со словами на изучаемую орфограмму в тесте предложения)
Работа с предложением. Необходимо записать предложение, выделить орфограммы, объяснить их написание. Выполнить полный синтаксический разбор. (1 ученик у доски, другие - в тетрадях).
Белолицый (оконч) цыган (искл) продавал акации (на -«ция») у центрального (центр) рынка.
Таким образом, давайте сделаем вывод. Когда пишу -И, когда -Ы в словах после Ц?
4.Физкультминутка.
(Цель работы: обеспечение психического и физического здоровья учащихся)
Учащийся проводит набор традиционных упражнений.
- Вот помощники мои, их как хочешь поверни. Хочешь эдак, хочешь так -не обидятся никак.
- Подними ладони выше и сомкни над головой. Что же вышло? Крыша вышла. А под крышей мы с тобой. Подними ладони выше и сомкни над головой. Что же вышло? Мостик вышел. Мостик ровный и прямой. Подними ладони выше и сомкни над головой. Что же вышло? Птички вышли. Полетели мы домой!
5.Самостоятельная работа.
(Цель работы: проверка реализации поставленных целей урока, уровня усвоения учащимися нового материала)
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму в словах на листочках для самостоятельной работы, затем заполните таблицу при помощи ручек разных цветов. Каждая клетка - пропущенная буква в слове, которое соответствует цифре данной клетки (бланк с табличкой у каждого ребенка на отдельном листе)
Буква «И» - синий цвет,
буква «Ы» - зелёный цвет,
буква «Е» - красный цвет
1. ц_нк 2. ящериц_ 3. акац_я
4. ц_плёнок 5. оц_нить 6. падчериц_н
7. ц_кл 8. на ц_почках 9. ц_фра
Ответ вывешиваю на доске, после этого дети сами ставят оценку:
0 ошибок - «5»
1 ошибка - «4»
2 ошибки - «3»
3 и более ошибок - материал не понят, смотри теорию в учебнике.
Доска (ответ в цветах):
6. Домашнее задание
Параграф 87 стр. 182, упр.449 (1 часть)
7. Рефлексия
(Цель работы: самооценка результатов деятельности;осознание метода построения, границ применения новых знаний)
Итак, какую тему мы изучали?
- Что узнали нового?
Что сегодня не получалось?
- Кто запомнил слова, значение которых пришлось смотреть в толковом словаре?
Русский язык – Російська мова
Орфография
Орфограмма
Буквы и-ы после ц
После ц в корне слов пишется и (цифра, циркуль). Исключения: цыган, цыпленок,...
на цыпочках, цыц, цыкнуть.
После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (молодцы, круглолицый). Исключения: слова на – ция (авиация).
(No Ratings Yet)
Related posts:
- УРОК № 22 Тема. Произношение чт – [шт] и [ч’т], чн – [шн] и [ч’н]. Гласные и, ы, е после ц Цель: обучать школьников орфоэпическим нормам русского языка; изучить правила написания е, и, ы после ц; развивать навыки нахождения орфограммы в слове; воспитывать наблюдательность учащихся. Ожидаемые результаты: учащиеся, следуя орфоэпическим нормам, правильно произносят сочетания [шт], […]...
- Русский язык – Російська мова Орфография Орфограмма Правописание суффиксов прилагательных Суффикс – к – пишется: – в качественных прилагательных, которые имеют краткую форму: ; – в относительных прилагательных после основ на к, ч, ц, (к, ч чередуются с ц): . Суффикс – ск – пишется, – если конечные гласные основы д, т, з сохраняются перед […]...
- Русский язык – Російська мова Орфография Орфограмма Правописание суффиксов имен существительных 1. Суффикс пишется: – после корней, оканчивающихся на д, т, з, с, ж: ; – после основ на к и ч, где происходит чередование этих согласных с т: . 2. Суффикс пишется после корней, оканчивающихся не на д, т, з, с, ж, к, ч: […]...
- II СЕМЕСТ Р УРОК 47 Тема. Упражнения в расположении слов в алфавитном порядке с учетом 2-й, 3-й буквы Цель: закреплять у учащихся навыки расположения слов в алфавитном порядке с учетом 2-й, 3-й буквы; обогащать словарный запас учащихся; развивать связную речь; воспитывать внимательность. Тип урока: урок развития умений и навыков. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. […]...
- УРОК № 14 Тема. Согласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Звуковое значение буквы г Цель: обучить школьников правильно произносить и передавать на письме согласные звуки; углубить знания о произношении и передаче на письме безударных гласных после твердых и мягких согласных; формировать правильное произношение согласных; воспитывать самостоятельность школьников. Ожидаемые результаты: учащиеся правильно произносят и […]...
- УРОК № 25 Тема. Тематическое оценивание. “Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография” (часть III) Цель: осуществить контроль знаний и умений учащихся по изученной теме. Оборудование: тестовые задания. ХОД УРОКА 1. Укажите группу слов, в которой допущены ошибки в написании: А) жюри, пошив, чайник; Б) чувство, щука, щавель; В) парашут, чящя, шырокий. Приведите два примера слов с орфограммой […]...
- Русский язык – Російська мова Состав слова Способы образования слов Словообразовательный разбор слова 1. Найти слово, от которого образовано данное слово, подбирая однокоренные слова. 2. Найти производящую основу. 3. Найти часть слова, с помощью которой оно образовано, отбросив производящую основу. 4. Указать способ словообразования. (приставочно-суффиксальный)...
- Русский язык – Російська мова Состав слова Способы образования слов 1. Приставочный (с помощью приставки): 2. Суффиксальный (с помощью суффикса): 3. Приставочно-суффиксальный (с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса): 4. Бессуфиксный (с помощью отбрасывания суффикса): 5. Переход слов из одной части речи в другую: 6. Cложение слов, основ и их частей: 1) лесо(сложение основ); 2) […]...
- Русский язык – Російська мова Синтаксис и пунктуация Словосочетание Виды словосочетаний по способу выражения главного слова 1. Именные. 2. Глагольные. 3. Наречные....
- Русский язык – Російська мова Орфография Правописание наречий Буквы О, А в конце наречий Буква А пишется в наречиях с приставками из-, до-, с-: . Буква О пишется в наречиях с приставками в‑, на-, за-:. Правописание наречий слитно, раздельно, через дефис Слитно пишутся наречия: – с приставками не – и ни-: некуда, никуда, нимало, негде; […]...
- Русский язык – Російська мова Фонетика. Графика. Орфоэпия Русский алфавит Слог Слог – это звук или несколько звуков, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Существует четыре типа слогов: – ударный (ры-ба-ки, то-ва-рищ); – безударный (ры-ба-ки, то-ва-рищ); – открытый (ры-ба-ки, то-ва-ри-щи); – закрытый (боль-шой, квар-тал)....
- Русский язык – Російська мова Орфография Орфограмма Правописание приставок 1. Не изменяются на письме: 2. Приставки на З(С): – буква З в приставках пишется перед буквами, обозначающими звонкие согласные: – буква С в приставках пишется перед буквами, обозначающими глухие согласные: . 3. Приставки, различающиеся по значению. Приставка: – может обозначать высшую степень качества (приставка […]...
- Урок 12 Буква я Учимся правильно произносить слова с я в безударном слоге 84. Произнеси скороговорку как диалог: говорящий сомневается, а слушающий отвечает утвердительно. – Не хоче́т косо́й косить косо́й, говорит, коса коса? – Не хоче́т косо́й косить косо́й, говорит, коса коса! 85. Буква я в ударном слоге обозначает звук [а], а в первом предударном […]...
- 3. ЗВУКИ И БУКВЫ СЛОВА С РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ ТВEРДЫМ ЗНАКОМ (ъ) 77 Как называются знаки ь и ъ? Что общего в их названиях и чем они отличаются? Для чего служит ь? Разделительный твердый знак (ъ) пишется после согласных, обозначающих твердые звуки, перед гласными е, е, ю, я. Например: отъезд, подъем. 78 1. Прочитай слова соединяя их […]...
- Русский язык – Російська мова Синтаксис и пунктуация Предложение Вводные конструкции Вводные конструкции – это специальные слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, то он сообщает. Роль вводных конструкций в предложении Вводные конструкции обозначают: 1. Различную степень уверенности. Конечно, разумеется, несомненно, бесспорно, без сомнения, безусловно, действительно и др. – […]...
- Русский язык – Російська мова Синтаксис и пунктуация Словосочетание Виды связи слов в словосочетаниях 1. Согласование. Зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное: 2. Управление. Зависимое слово стоит в том же падеже, которого требует главное слово: 3. Примыкание. Зависимое слово связано с главным только по смыслу (зависимое слово – […]...
- Русский язык – Російська мова Синтаксис и пунктуация Диалог Диалог – это беседа двух или более лиц. Каждое отдельное высказывание лиц, принимающих участие в диалоге, называется репликой. Знаки препинания при диалоге: 1. – Мы идем в музей. Хочешь с нами? – Конечно. – Собирайся быстрее! 2. “Мы идем в музей. Хочешь с нами?”.- “Конечно”.- “Собирайся […]...
- УРОК № 5 Тема. Понятие о фонетике. Образование звуков речи. Гласные и согласные звуки Цель: дать общее представление об образовании звуков речи; ознакомить учащихся с различиями в образовании гласных и согласных звуков; дать понятие о фонетике, звукописи; воспитывать интерес к слову, к литературе. Ожидаемые результаты: учащиеся знают, как образуются звуки речи; знают о делении звуков […]...
- I СЕМЕСТР УРОК 24 Тема. Деление слов на слоги. Понятие ударения. Ударный слог. Четкое выделение ударного гласного в словах. Правильное произношение слов, которые различаются местом ударения в русском и украинском языках (новый, старый) Цель: учить учащихся делить слова на слоги, четко выделять ударный слог; ввести понятия “ударение”, “ударный слог”; учить произносить слова, которые различаются местом […]...
- Русский язык – Російська мова Фонетика. Графика. Орфоэпия Звуки языка Звуки языка делят на гласные (,) и согласные звуки. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Твердые и мягкие согласные образуют пары. Не имеют пары мягкие звуки, и твердые звуки, . Звонкие согласные: Глухие согласные: […]...
План-конспект урока
русского языка в 5 кл.
Учитель: Захарова Н.В.
Тема: Правописание гласных И-Ы после Ц.
Цели урока:
Помочь учащимся усвоить орфограмму “Гласные буквы и-ы после ц”.
Указать, что наличие звука ц также является “сигналом” орфограммы.
Развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы.
Совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
Воспитывать чувство товарищества, ответственности за выполнение задания посредством работы в парах.
Оборудование: таблица, текст, карточки.
Ход урока
Организационный момент (приветствие, запись даты в тетрадь).
Сообщение темы урока (учащиеся самостоятельно определяют тему урока).
Обратите внимание на слова, записанные на доске:
Давайте попробуем сформулировать тему урока.
(Ученики: Правописание гласных И-Ы после Ц в разных морфемах и частях речи.)
Запишем тему: «Правописание И-Ы после Ц»
Работа над новым материалом.
Запишите, пожалуйста, слова в свои тетради.
Давайте выделим в них морфемы.
Цирк, бледнолицый, улицы, лисицын, акция, администрация.
Попробуем теперь сформулировать правило.
(Ученики: В корне слова после Ц пишется И и в словах на –ЦИЯ. В окончании и суффиксе после Ц пишем Ы.)
Но в каждом правиле есть исключения. (Обращаю внимание детей на заранее подготовленную таблицу.)
Исключение можно запомнить так: «Цыган на цыпочках подошёл к цыплёнку и цыкнул «цыц»!»
Закрепление материала.
Обратите внимание на текст «Цирк», в некоторых словах текста пропущены буквы. Прочитает нам его Даша Ворощук.
В цирке
Огромное здание ц_рка наполнялось народом. Ребята уселись на свои места и стали рассматривать арену.
Вот торжественно зазвенели литавры, послышалась звонкая барабанная дробь. На арене появился дрессировщик в ц_ганском костюме и с медведями. Медведи ходили по канату, качались на качелях, катались на велосипедах. Потом выступали собачки. Они прыгали, играли в футбол. А самая храбрая ч_рная собачка прыгнула с парашютом из-под самого купола.
Ещё выступали ж_нглёры, они работали чётко. А самым последним ц_рковым номером был "Шар смелости". Отважные мотоц_клисты под куполом ц_рка с большой скоростью мчались внутри громадного ц_линдра. С каждым кругом скорость возрастала.
На этом представление кончилось, и было так жалко уходить из ц_рка.
(По Н. Носову)
(103 слова)
Ребята, орфограммы на какие правила вы обнаружили?
Давайте выпишем эти слова и выделим орфограмму.
Теперь попрошу вас открыть учебники на с. 132. Упражнение №428. Задание читает… (работаем сначала устно, затем письменно).
Сейчас потребуется ваше внимание.
Надо заменить развёрнутые определения словом-синонимом.
(Поясняем правописание гласных)
1) Пишем после буквы «Ц» букву «И», потому что в корне слова после «Ц» пишется «И».
2) Пишем букву «И», условие то же.
3) Пишем после буквы «Ц» букву «И», потому что всё слово – корень.
4) Пишем букву «И», потому что это - слово с окончанием на –ция.
5) Пишем букву «И», условие то же.
6) В корне цитат пишем букву «И».
7) Пишем букву «И», потому что это - слово с окончанием на –ция.
Итак, по теме «Буквы И и Ы после Ц» важно запомнить правило и в соответствии с правилом уметь обосновывать свой выбор.
Физминутка.
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки. (прыгаем всеми пальцами по столу)
И катались по траве, (прокатываем ладони от основания к
От хвоста и к голове. кончикам пальцев)
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали. («допрыгать» и лечь ладоням на стол)
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» - им сказали. (ладони по очереди ползут как змеи)
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. (ладони поочерёдно гладят стол)
Закрепление материала (продолжаем).
Работаем под диктовку. Сейчас будем записывать словосочетания, в которых вы должны объяснять выбор гласной после Ц.
Получить консультацию, прослушать лекцию, написать цифры, вырастить цыплят, заболеть цингой (Болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и выражающаяся в разрыхлении и кровоточивости дёсен.), встать на цыпочки, расположиться на циновке (Плотное плетеное изделие из соломы, камыша для подстилки на пол.), цыганская песня, любить цирк.
Самостоятельно выполняем №431.
(Некоторые ученики получают карточки.)
Карточка № 1, списать вставить пропущенные буквы, графически обозначив орфограмму "и-ы после ц"
Ц_ган, ц_ферблат, ц_ркуль, конституц_я, делегац_я, администрац_я, ц_тата, ж_лудь, ц_кнуть, ц_трусовые, коллекц_я, ш_рох, иллюминац_я.
Карточка №2, списать вставить пропущенные буквы, графически обозначив орфограмму "и-ы после ц"
Ц_вилизац:я, ш_пот, сестриц_н, птиц_, ресниц_, троиц_н, круглолиц_й, демонстрац_я, цариц_н, авиац_я, аппликац_я, ц_плёнок, ц_нга.
Работа в парах. (Вписывают в листочки буквы и готовятся отвечать)
Спросить у учительницы, белая акация, новый мотоцикл, красочная иллюминация (Декоративное освещение по случаю какого-л. торжества улиц, зданий и т.п.), душистый нарцисс, встать на цыпочки, черепаший панцирь, пушистый цыпленок, цирковое представление, цыганский табор, строительство гостиницы, куцый хвост, сестрицын платок, громко цыкнуть.
Итог урока.
С какой орфограммой познакомились на уроке?
Что нам надо запомнить?
Домашнее задание.
Параграф 43(теория), №432, 433.