Тест по чтению (3 класс) на тему: Чтение. Рассказ драгунского красный шарик в синем небе

Прочитайте текст № 1 и выполните задания А1 – А8.

Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:

– Ой, хочу шарик!

Продавщица улыбнулась:

– Вам какой? Красный, синий, голубой?

Алёнка взяла красный, и мы пошли. И вдруг Алёнка говорит:

Хочешь поносить?

И протянула мне ниточку. Я как взял, так и услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему, наверное, хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво потягивается из рук, будто просится улететь. И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи. Я взял и выпустил его. И шарик сначала даже не отлетел от меня, будто не поверил, а потом сразу рванулся вправо и долетел до фонаря.

Алёнка заплакала:

– Ой, зачем ты его упустил?..

Но я не ответил: я смотрел вверх. Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь. И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже. И многие взрослые позадирали головы – посмотреть, как летит шарик. А он всё летел, всё уменьшался. Вот он пролетел последний этаж большого дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей… И вот его не стало.

И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. Мы молчали. А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас красный шарик. И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы ещё не просохли на щеках. Ей, наверное, жаль свой шарик.

И мы шли и молчали, а возле наших ворот Алёнка сказала:

– Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё один шарик… Чтобы ты его выпустил.

А1. Теперь, после прочтения текста № 1, ты знаешь, что

А2. Выбери из перечня все предложения, соответствующие содержанию текста № 1.

Только весной на улице продают воздушные шарики.

Шарик плавно летел кверху, постепенно уменьшаясь в размере.

Кто-то замахал вслед шарику, высунувшись из окна.

Воздушные шарики надувают специальными машинками.

Алёнка смеялась и радовалась вместе со всеми полёту шарика.

Укажи верный ответ.

АВ

БГ

ГД

БВ

А3. Рассказчику показалось, что шарик сам попросился улететь, потому что

А4. Какая пословица наиболее точно отражает главную мысль текста № 1?

А5. Чтобы пересказать текст № 1 и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очерёдности.

Укажи верный ответ.

ГБАВ

БВГА

ГАБВ

БГАВ

А6. Какими словами можно заменить в тексте № 1 сочетание слов «остановилась как вкопанная»?

А7. После чтения текста № 1 несложно сделать вывод:

Маленькая Алёнка поняла,

А8. Как ты думаешь, почему Алёнка притихла и шла молча рядом с братом?

Прочитайте текст № 2 и выполните задания А9 – А12, В1 и В2.

В лесу стороны света можно определять по растениям. И тут на помощь придут народные приметы.

Вас выручит кора деревьев: с северной стороны она всегда темнее и грубее, чем с южной. Это хорошо заметно на берёзах. С южной стороны у них кора белая и чистая, а с северной обычны трещины, наросты, пятна. Однако одному дереву доверять нельзя – мало ли какие случайности могут быть! Поэтому следует осмотреть несколько деревьев.

Ну, а если вы попали в хвойный лес? Посмотрите, почти на всех стволах сверкают жёлтые капельки смолы. Однако не со всех сторон дерева сгустки и натёки смолы одинаковые. Больше всего натёков с той стороны, которая больше освещена солнцем, – с южной.

А как быть, если стоит пасмурная, дождливая погода и натёков не так-то много на стволах? Да, натёков смолы немного, но зато с одной стороны ствола, особенно у сосны, от земли и чуть ли не до самой вершины тянется тёмная полоса. Она образуется от застоя влаги. Находится она с северной стороны. Кора деревьев намокает вся. Но с других сторон она быстро высохла, а с северной, где меньше всего солнца, держится долго.

Определить стороны света поможет и трава. Весной она растёт на полянке неодинаково: с одной стороны – гуще, с другой – реже. При случае посмотрите и запомните: весной трава гуще с северной стороны полянки.

Очутившись на полянке летом, можно воспользоваться другой приметой: в первой половине лета трава, растущая вокруг одинокого дерева или большого пня, будет выше с южной стороны и ниже с северной.

А9. Ты прочитал текст № 2, в котором говорится в основном о том, что

А10. Теперь, после прочтения текста № 2, ты знаешь, что

А11. Какие из утверждений соответствуют содержанию текста № 2?

А. В первой половине лета трава, растущая вокруг одиноко стоящего дерева, будет выше с южной стороны.

Б. Стороны света можно определять по компасу.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны

А12. После чтения текста № 2 несложно сделать вывод, что все описанные

приметы основаны на многолетних наблюдениях людей за

В1. Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения в тексте № 2 из второго столбца, обозначенное цифрой.

СЛОВО

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

нарост

предвестие какого-либо неприятного или опасного явления

примета

выпуклость, утолщение в какой-либо части растительного или животного организма

отличительный признак, по которому можно узнать что-либо

сгустки жидких веществ, затекающие в трещины коры

Запиши в таблицу выбранные цифры.

СМЫСЛ ФРАЗЫ? Аленка, как только увидела эту женщину, остановилась как вкопанная. Она сказала: – Ой! Я хочу шарик! А я сказал: – Хорошо бы, да денег нету. А Аленка: – У меня есть одна денежка. – Покажи. Она достала из кармана. Я сказал: – Ого! Десять копеек. Тетенька, дайте ей шарик! Продавщица улыбнулась: – Вам какой? Красный, синий, голубой? Аленка взяла красный. И мы пошли. И вдруг Аленка говорит: – Хочешь поносить? И протянула мне ниточку. Я взял. И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему, наверно, хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук, как будто очень просится улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я его держу на привязи, и я взял и выпустил его. И шарик сначала даже не отлетел от меня, как будто не поверил, а потом почувствовал, что это вправду, и сразу рванулся и взлетел выше фонаря. Аленка за голову схватилась: – Ой, зачем, держи!.. И стала подпрыгивать, как будто могла допрыгнуть до шарика, но увидела, что не может, и заплакала: – Зачем ты его упустил?.. Но я ей ничего не ответил. Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь. И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Аленка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался. Вот он пролетел последний этаж большущего дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он еще выше и немножко вбок, выше антенн и голубей, и стал совсем маленький… У меня что-то в ушах звенело, когда он летел, а он уже почти исчез. Он залетел за облачко, оно было пушистое и маленькое, как крольчонок, потом снова вынырнул, пропал и совсем скрылся из виду и теперь уже, наверно, был около Луны, а мы все смотрели вверх, и в глазах у меня: замелькали какие-то хвостатые точки и узоры. И шарика уже не было нигде. И тут Аленка вздохнула еле слышно, и все пошли по своим делам. И мы тоже пошли, и молчали, и всю дорогу я думал, как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое, синее-синее небо улетает от нас красный шарик. И еще я думал, как жалко, что я не могу это все рассказать Аленке. Я не сумею словами, и если бы сумел, все равно Аленке бы это было непонятно, она ведь маленькая. Вот она идет рядом со мной, и вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках. Ей небось жаль свой шарик. И мы шли так с Аленкой до самого дома и молчали, а возле наших ворот, когда стали прощаться, Аленка сказала: – Если бы у меня были деньги, я бы купила еще один шарик… чтобы ты его выпустил.

13. Среди предложений 53–56 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных

14. Среди предложений 17–25 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Вариант 128

(1)Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:

- (2)Ой, хочу шарик!

(3)Продавщица улыбнулась:

- (4)Вам какой? (5)Красный, синий, голубой?

(6)Алёнка взяла красный, и мы пошли. (7)И вдруг Алёнка говорит:

- (8)Хочешь поносить?

(9)И протянула мне ниточку. (10)Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! (11)Ему, наверное, хотелось улететь. (12)Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво потягивается из рук, будто просится улететь. (13)И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи. (14)Я взял и выпустил его. (15)И шарик сначала даже не отлетел от меня, будто не поверил, а потом сразу рванулся вправо и долетел до фонаря.

(16)Алёнка заплакала:

- (17)Ой, зачем ты его упустил?..

(18)Но я не ответил: я смотрел вверх. (19)Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.

(20)И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже. (21)И многие взрослые позадирали головы - посмотреть, как летит шарик. (22)А он всё летел, всё уменьшался. (23)Вот он пролетел последний этаж большого дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей... (24)И вот его не стало.

(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас красный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверное, жаль свой шарик.

(32)И мы шли и молчали, а возле наших ворот Алёнка сказала:

- (33)Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё один шарик…

(34)Чтобы ты его выпустил.

(По В. Драгунскому)

*Драгунский Виктор Юзефович (1913 1972) писатель-прозаик, автор рассказов для детей.

2. Как характеризует героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 12-14?

1) Рассказчик - человек услужливый, поэтому он готов исполнить любое, даже самое необычное желание.

2) Рассказчик - человек легкомысленный, не задумывающийся о последствиях своих поступков.

3) Рассказчик - человек безответственный, поэтому он отпустил шарик, который ему не принадлежит.

4) Рассказчик - человек с живым воображением, способный к сочувствию и состраданию.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик называет героиню не Леной, не Алёной, а Алёнкой?» Такая форма имени говорит о …

1) покровительственном, высокомерном отношении рассказчика к героине.

2) ласковом, дружеском отношении рассказчика к девочке.

3) сочувствии и жалости рассказчика к героине.

4) чувстве вины, которое рассказчик испытывает по отношению к девочке.

Почему герой-рассказчик считает, что он не сумеет «рассказать Алёнке » всё, что чувствовал, когда вместе со всеми смотрел на летящий в небе шарик?

1) Рассказчик считает, что обыкновенные слова не способны передать смену живых чувств и впечатлений.

2) Рассказчик полагает, что не вправе описывать эту ситуацию, потому что она возникла по его вине.

3) Рассказчик считает, что его чувства настолько исключительны, что их невозможно передать словами.

4) Рассказчик уверен, что он легко сможет поведать о своих чувствах ровеснику или человеку старше себя.

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему для героя-рассказчика важно, что шарик, который он отпустил, был красным?»

1) Красный - это цвет, символизирующий для рассказчика мятеж, неуспокоенность, борьбу.

3) Красный на фоне синего - это цвет, связанный для рассказчика с такими понятиями, как красота, праздник, радость, мир.

4) Красный - это любимый цвет рассказчика, так как в его понимании этот цвет символизирует жизнь.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик выпустил воздушный шарик?»

1) Потому что рассказчик – человек легкомысленный, не задумывающийся о последствиях своих поступков.

2) Потому что рассказчик – человек услужливый и готов исполнить любое желание, о чём бы его ни попросили.

3) Потому что рассказчик решил испортить Алёнке настроение и заставить её плакать.

4) Потому что рассказчик – человек с живым воображением, способный к сочувствию и состраданию.

3. В каком предложении содержится противопоставление ?

1) (10) Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку!

2) (13) И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи.

3) (19) Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.

4) (25) И тут все пошли по своим делам, и мы пошли.

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 1-2: «Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:

Ой, хочу шарик!»

1) антитеза 2) эпитет 3) сравнительный оборот 4) фразеологизм

В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет ?

1) (9) И протянула мне тонкую ниточку.

2) (14) Я взял и выпустил весёлый шарик.

3) (23) Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей...

4) (29) А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая.

4. В каком слове приставка пишется всегда одинаково?

1) притихшая 2) рассмотреть 3) отпустил 4) рассказать

5. Из предложений 14-15 выпишите наречие, которое образовано приставочно-суффиксальным способом и в котором правописание суффикса зависит от той или иной приставки.

В каком слове правописание суффикса наречия зависит от приставки?

1) спокойно 2) вправо 3) наверно 4) немножко

6. Замените разговорное слово «позадирали» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание НАСТОЙЧИВО ПОТЯГИВАЕТСЯ (предложение 12), построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление

Замените словосочетание «кирпичный дом» (предложение 23), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

Выпишите грамматическую основу предложения 24.

9. Среди предложений 1-6 найдите предложения с однородными членами . Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 18-22 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 25–31 найдите предложение собособленным согласованным нераспространённым определением . Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Я как взял,(1) так услышал,(2) что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему,(3)наверное,(4) хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал,(5)как он настойчиво потягивается из рук, (6) будто просится улететь.

Вариант 100

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 - 15.

(1)Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:

- (2) Ой, хочу шарик! (3)Продавщица улыбнулась:

- (4)Вам какой? (5)Красный, синий, голубой?

(6)Алёнка взяла красный, и мы пошли. (7)И вдруг Алёнка говорит:

- (8)Хочешь поносить?

(9)И протянула мне тонкую ниточку. (10)Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! (11)Ему, наверное, хотелось улететь. (12)Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво потягивается из рук, будто просится улететь. (13)И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи. (14)Я взял и выпустил весёлый шарик. (15)И шарик сначала даже не отлетел от меня, будто не поверил, а потом сразу рванулся вправо и долетел до уличного фонаря.

(16)Алёнка заплакала:

- (17)Ой, зачем ты его упустил?..

(18)Но я не ответил: я смотрел вверх. (19)Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто он этого и хотел всю жизнь.

(20)И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже. (21)И многие взрослые позадирали головы - посмотреть, как летит шарик, рассмотреть его. (22)А он всё летел, всё уменьшался. (23)Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей... (24)И вот его не стало.

(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.

(32)И мы шли и молчали, а возле наших ворот Алёнка сказала:

- (33)Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё один шарик... (34)Чтобы ты его выпустил.

(По В.Ю. Драгунскому)*

* Драгунский Виктор Юзефович (1913-1972) - писатель-прозаик, автор рассказов для детей.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик выпустил воздушный шарик?»

1)Потому что рассказчик - человек легкомысленный, не задумывающийся о последствиях своих поступков.

2)Потому что рассказчик - человек услужливый и готов исполнить любое желание, о чём бы его ни попросили.

3)Потому что рассказчик решил испортить Алёнке настроение и заставить её плакать.

4)Потому что рассказчик - человек с живым воображением, способный к сочувствию и состраданию.

3.Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 1—2: «Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:

— Ой, хочу шарик!»

1)антитеза

2)эпитет

3)сравнительный оборот

4)фразеологизм

Ответ: ____________________________________________

4.Из предложений 16 - 22 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

5. Из предложений 14—15 выпишите наречие, которое образовано приставочно-суффиксальным способом и в котором правописание суффикса зависит от той или иной приставки.

Ответ: ____________________________________________

6. Замените разговорное слово ПОЗАДИРАЛИ в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: _____________________________________________

7. Замените словосочетание НАСТОЙЧИВО ПОТЯГИВАЕТСЯ (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

Ответ: ____________________________________________

9. Среди предложений 8—22 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Я как взял, (1) так услышал, (2) что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему, (3) наверное, (4) хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, (5) как он настойчиво потягивается из рук, (6) будто просится улететь.

Ответ: ______________________________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Шарик летел кверху плавно и спокойно, (1) как будто он этого и хотел всю жизнь.

И я стоял, (2) задрав голову, (3) и смотрел, (4) и Алёнка тоже. И многие взрослые позадирали головы - посмотреть, (5) как летит шарик, (6) рассмотреть его.

Ответ: _____________________________________________________

13.Среди предложений 25-31 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________________________________

14. Среди предложений 14-19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________________

1. Читаем очень внимательно текст


(1)Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:

– (2) Ой, хочу шарик! (3)Продавщица улыбнулась:

– (4)Вам какой? (5)Красный, синий, голубой?

(6)Алёнка взяла красный, и мы пошли. (7)И вдруг Алёнка говорит:

– (8)Хочешь поносить?

(9)И протянула мне тонкую ниточку. (10)Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! (11)Ему, наверное, хотелось улететь. (12)Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво потягивается из рук, будто просится улететь. (13)И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи. (14)Я взял и выпустил весёлый шарик. (15)И шарик сначала даже не отлетел от меня, будто не поверил, а потом сразу рванулся вправо и долетел до уличного фонаря.

(16)Алёнка заплакала:

– (17)Ой, зачем ты его упустил?..

(18)Но я не ответил: я смотрел вверх. (19)Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто он этого и хотел всю жизнь.

(20)И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже. (21)И многие взрослые позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, рассмотреть его. (22)А он всё летел, всё уменьшался. (23)Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей... (24)И вот его не стало.

(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас прекрасный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверно, жаль свой шарик.

(32)И мы шли и молчали, а возле наших ворот Алёнка сказала:

– (33)Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё один шарик... (34)Чтобы ты его выпустил.

(По В.Ю. Драгунскому)*

* Драгунский Виктор Юзефович (1913 – 1972) – писатель-прозаик, автор рассказов для детей.

2. Выполняем задания

1. Укажите ошибочное суждение.

а) В слове УЛИЧНОГО все согласные звуки твёрдые.
б) В слове ВПРАВО первый звук – [ф].

в) В слове ЕЩЁ – четыре звука.

г) В слове ДЕНЬГИ мягкость согласного [н’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак) .

2. В каком предложении содержится противопоставление?

а) (10) Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку!
б) (13) И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи.
в) (19) Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.
г) (25) И тут все пошли по своим делам, и мы пошли.

3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик называет героиню не Леной, не Алёной, а Алёнкой?»

Такая форма имени говорит о …

а) покровительственном, высокомерном отношении рассказчика к героине.

б) ласковом, дружеском отношении рассказчика к девочке.

в) сочувствии и жалости рассказчика к героине.

г) чувстве вины, которое рассказчик испытывает по отношению к девочке.

4. Замените разговорное слово «позадирали» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выпустил» (предложение 14).

а) пустил в обращение

б) перестал держать

в) утратил власть

г) совершенно забыл

6. Замените словосочетание НАСТОЙЧИВО ПОТЯГИВАЕТСЯ (предложение 12), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

8. Среди предложений 1 — 6 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

9. Укажите количество грамматических основ в предложении 30.

10. Среди предложений 18 — 22 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

11. Среди предложений 25–31 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

12. Выпишите грамматическую основу предложения 24.

13. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

14. Среди предложений 25–31 найдите предложение с обособленным согласованным нераспространённым определением. Напишите номер этого предложения.

15. Среди предложений 14–19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

16. Замените словосочетание «кирпичный дом» (предложение 23), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

17. Из предложений 14 — 15 выпишите наречие, которое образовано приставочно-суффиксальным способом и в котором правописание суффикса зависит от той или иной приставки.

18. В каком слове приставка пишется всегда одинаково?

а) притихшая

б) рассмотреть

в) отпустил

г) рассказать

19. В каком слове правописание суффикса наречия зависит от приставки?

а) спокойно

б) вправо

в) наверно

г) немножко

20. Укажите слово, в котором правописание безударной гласной в корне слова проверяется ударением.

а) позадирали

б) потянул

в) фонаря

г) (всё) равно

21. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложениях 1 — 2: «Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:

— Ой, хочу шарик!»

а) антитеза

б) эпитет

в) сравнительный оборот

г) фразеологизм

22. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

а) (9) И протянула мне тонкую ниточку.

б) (14) Я взял и выпустил весёлый шарик.

в) (23) Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей...

г) (29) А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая.

23. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему для героя-рассказчика важно, что шарик, который он отпустил, был красным?»

а) Красный — это цвет, символизирующий для рассказчика мятеж, неуспокоенность, борьбу.

б) Красный — это цвет, связанный для автора-рассказчика с образом Алёнки.

в) Красный на фоне синего — это цвет, связанный для рассказчика с такими понятиями, как красота, праздник, радость, мир.

г) Красный — это любимый цвет рассказчика, так как в его понимании этот цвет символизирует жизнь.

24. Почему герой-рассказчик считает, что он не сумеет «рассказать Алёнке» всё, что чувствовал, когда вместе со всеми смотрел на летящий в небе шарик?

а) Рассказчик считает, что обыкновенные слова не способны передать смену живых чувств и впечатлений.

б) Рассказчик полагает, что не вправе описывать эту ситуацию, потому что она возникла по его вине.

в) Рассказчик считает, что его чувства настолько исключительны, что их невозможно передать словами.