«Вулканы. Гейзеры

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Аши

Конспект урока географии

в 6 классе

Тема: «Вулканы. Гейзеры»

Выполнил: Сухих Н.В.,

учитель географии,


Образовательные:

  • Сформировать понятия «вулкан», «гейзер», «кратер», «жерло», «очаг магмы», «конус»

  • Сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров

  • Изучить отличия действующих и потухших вулканов
Развивающие:

  • Развитие умения определять географическое положение вулкана

  • Учить школьников анализировать, делать выводы, самостоятельно мыслить

  • Продолжить формирование познавательного интереса к географии с помощью новых информационных компьютерных технологий
Воспитательные:

  • Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, сопереживать товарищу

  • Проведение профориентационной работы, на примере профессии вулканолога
Тип урока: изучение нового материала

Методы : репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Изучаемые термины : вулкан, гейзер, кратер, жерло, очаг магмы, конус, действующий вулкан , потухший вулкан, уснувший вулкан

Оборудование:


  • учебник «Начальный курс географии», авторы: Т.П. Герасимова; Н.П. Неклюкова

  • учебное электронное издание: «Начальный курс географии» 6 класс, автор Петрова Н.Н

  • Библиотека электронных наглядных пособий по географии 6-10 класс,

  • тематическая презентация «Вулканы»,

  • атласы, физическая карта полушарий.
Обучающая практическая работа : определение географического положения вулкана

Этапы урока.


  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Закрепление знаний

  5. Проверка знаний (тестирование)

  6. Итог урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, мы им рады! Работать будем в обычном режиме. Проверьте, чтобы все необходимое для урока у вас было на парте.

Ребята, кто из вас хорошо будет работать, внимательно слушать, давать полные ответы за работу на уроке получат хорошие оценки.

Учитель настраивает ребят на хорошую работу на уроке


Дети проверяют оборудование, необходимое для работы на уроке

  1. Актуализация знаний
Сейчас я вам продемонстрирую один увлекательный опыт. И вы сразу угадаете, о чем мы будем сегодня на уроке говорить.

Беру небольшое количество дихромата аммония. Поджигаю (соблюдая все правила техники безопасности), когда идет процесс горения, такое ощущение, что происходит небольшое извержение вулкана.

И как? Интересно? Страшно? Итак – тема нашего урока «Вулканы»

Открываем тетради и записываем тему урока «Вулканы»


Наблюдают за опытом

Узнают тему урока

Записывают тему урока



3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы должны:


  1. Изучить строение вулкана

  2. Познакомиться с продуктами извержения вулканов

  3. Узнать о размещении вулканов

  4. Выяснить отличия действующих и потухших вулканов

  5. Практическая работа «Определение географического положения вулкана»

  6. Изучить гейзеры и горячие источники

Знакомятся с целями урока

Давайте посмотрим слайды и попробуем сформулировать определение – вулкан – это..

(демонстрация слайдов)



Рассматривают слайды и формулируют определение вулкана

А вот откуда произошло название «вулкан» знает Яшбулатов Вася и он нам сейчас расскажет.

Итак, вы поняли, что вулканы назвали в честь бога огня и кузнечного дела.



Слушают сообщение «Откуда пошло название «вулкан»

Вулкан имеет определенное строение .

Откройте стр. 49, прочитайте пункт 1, рассмотрите рис.31


Читают пункт 1 на стр. 49, рассматривают рисунок рис. 31

Кратер – это отверстие, углубление на вершине вулкана, из которого изливается магма (показывает)

Сколько кратеров показано на рис. 31?

Жерло – канал, по которому поднимается магма. Он может быть вертикальным или наклонным(показывает)

Сколько каналов на рис. 31?

Очаг магмы – скопление магмы в земной коре, у границ мантии

Покажите его.

Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой (показывает)

Ребята, кто сможет выйти к доске и рассказать о строении вулкана?


Отвечают на вопросы



1 вертикальный и 3 наклонных

1 человек у доски рассказывает о строении вулкана


Мы знаем, что из вулкана изливается магма, но правильнее её назвать?

Лава – это продукт извержения вулкана, Кроме неё есть ещё и другие продукты, которые мы сейчас рассмотрим.

Продукты извержения вулкана: я буду рассказывать, а вы должны заполнить схему

Лава – имеет температуру 1000 градусов, может двигаться со скоростью 50 км/ ч (как электричка). Лава бывает жидкая , вязкая, очень вязкая. Внешний вид конуса вулкана зависит от того какая лава. Если лава жидкая, то склоны вулкана будут пологими, такой вулкан называется щитовым. Если лава вязкая, или очень вязкая, то склоны будут крутыми, такой тип вулканов называется центральным.

– лавой

Заполняют схему

Рассматривают слайды



Вулканические бомбы – куски лавы размером от 5см до нескольких метров. Свою форму они приобретают в полете. Они образуются из вязкой лавы




Вулканический пепел – мелкие частицы обломков лавы размером до 2 мм. Он не имеет ничего общего с пеплом, который образуется от сжигания бумаги или дров.

ФОНТАН ВАМ ТОТ ИЗВЕСТЕН.


Гейзер


Что такое гейзер?

Если вы затрудняетесь, то стр. 52, найдите определение

Что в переводе с исландского, обозначает слово «гейзер»?

Чаще всего работа гейзера начинается с небольшого всплеска воды, затем начинает выделяться пар и, наконец, с громким шипением, свистом, грохотом из-под земли поднимается столб горячей воды



Ребята, я вам предлагаю посмотреть анимацию и ответить на вопросы:

Какие условия необходимы , чтобы образовался гейзер?


  1. вода

  2. очаг магмы, чтобы вода нагревалась

  3. трещины в земной коре.


Только, если все 3 условия будут реализовываться, то гейзер будет работать.

Таких мест на Земле очень немного.


  • ОСТРОВ НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ (Вайманту, 1899-1917годы, на высоту 457 метров)

  • ОСТРОВ ИСЛАНДИЯ (Страна льда и огня)

  • ПОЛУОСТРОВ КАМЧАТКА (ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ – 1941 год. Татьяна Устинова: Первенец, Фонтан, Щель, Большая печка, Восьмерка, Плачущий, Великан – 30 метров, 2 минуты работает, 4,5 часа отдыхает)
ЙЕЛЛОУСТОНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК (Верный старик или Старый служака , через 70 минут, 45 метров




  • Как человек использует подземные горячие воды?





  1. Домашнее задание : параграф 19, на к/к подписать вулканы, сообщения

6. Итог урока

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Вулканы. Горячие источники, гейзеры». При помощи него вы сможете получить представление о вулканах, их строении, видах и способах образования. Учитель расскажет о горячих источниках и гейзерах, а также об их особенностях.

Вулканы бывают разные, многие находятся на дне океанов; формируются разные периоды времени. Благодаря подводным вулканам образуются вулканические острова.

В верхней части мантии ее вещество плавится, и образуется очаг магмы - «сердце» вулкана. Именно это вещество изливается из вулкана. Под давлением через трещины в земной коре и более мягкие горные породы магма устремляется наверх. Когда магма вытекает на поверхность, она теряет часть веществ и немного остывает, образуя потоки лавы и пепел.

Рис. 2. Строение вулкана ()

Рис. 3. Извержение вулкана ()

Самый высокий вулкан России - Ключевская Сопка, высотой 4750 метров. Самые высокие вулканы Земли: Охос-дель-Саладо, Килиманджаро. Высота марсианского вулкана Олимп составляет 26 километров! Этот вулкан является самой высокой горой в Солнечной системе.

Рис. 4. Ключевская Сопка ()

Вулканы бывают:

1. Потухшие (не извергались на памяти человека): Эльбрус, Казбек.

2. Уснувшие (вулканы, которые не извергались и вдруг стали извергаться).

3. Действующие (извергались относительно недавно): Ключевская Сопка, Этна, Льяма, Асама.

В древности люди очень боялись вулканов и их извержений. В настоящее время вулканы являются объектами изучения, в том числе такой науки, как вулканология. Больше всего вулканов находится в пределах Тихоокеанского огненного кольца.

В местах, где есть вулканы, температуры подземных вод очень высоки. Эти воды могут постепенно выходить на поверхность. Такие объекты природы называют горячими источниками.

Иногда горячие источники могут фонтанировать под давлением, выбрасывая горячую воду и пар из недр Земли, такие объекты называют гейзеры. Гейзеры используют при обогреве, для получения энергии на ГеоТЭС, для лечения.

Домашнее задание

Параграф 19.

1. Расскажите про строение вулкана.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

1. Возникновение вулканов и их строение. Вулкан - гора конической формы, из горловины которой выбрасывается горючий газ, пар, пепел, камни и др. горные породы, а также при этом по поверхности земли растекаются мощные потоки раскаленной лавы (рис. 38). Магма, расположенная глубоко в земной коре, по образовавшимся трещинам устремляется вверх и изливается на поверхность. Изливающуюся магму называют лавой, а горловину (канал), по которой поднимается магма - жерлом вулкана. Жерло на вершине горы заканчивается чашеобразным углублением - кратером (по-гречески кратер - большая чаша).

Рис. 38. Строение вулкана (в разрезе): а - кратер; б - жерло; в - боковой кратер; г - очаг магмы.

Жерло кратера - очаг лавы-магмы. Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, а из кратера с грохотом выходят газы и водяной пар. Пар с пеплом, поднявшись на большую высоту в виде столба, наверху образует облака. Пепел в виде мельчайших частиц пыли оседает вокруг вулкана, покрывая огромной толщей окружающую местность. Как правило, над вулканом сгущаются тучи, гремит гром, сверкает молния и идет сильный дождь.
На склонах гор вода, смешанная с пеплом, образует мощные грязевые потоки, которые несутся вниз, разрушая населенные пункты и опустошая все на своем пути. Сразу после этого из кратера вырывается огненно-раскаленная лава и разливается на поверхности земли.
Города Древнего Рима Помпеи и Геркуланум при извержении вулкана Везувий были разрушены и засыпаны пеплом. Только через много лет поверхность уплотненного пепла и застывшей лавы покрыла плодородная почва и густая растительность.

2. Потухшие и действующие вулканы. Как отличить потухший вулкан? Конусообразная форма горы и кратер на вершине свидетельствуют об их активной жизни в прошлом. Вулканы, об извержениях которых в истории человечества не сохранилось никаких сведений, называют потухшими вулканами. Например, к числу потухших вулканов относятся Эльбрус и Казбек на Кавказе.
Иногда и потухшие вулканы начинают извергаться. Например, в 1960 г. в Чили во время землетрясения вулканы, считавшиеся потухшими, начали извергаться. Поэтому их точнее было бы назвать «уснувшими».
Вулканы, из жерла которых постоянно происходят извержения, называют действующими вулканами. Например, Ключевская сопка на Камчатке (рис. 39).


Рис. 39. Вулкан Ключевская сопка.

Распространение вулканов на Земле связано с землетрясениями и горообразованием местности.
Действующие вулканы широко распространены в местах с продолжающимся горообразованием. В таких местах магма быстро находит выход на поверхность земли. Вулканы обычно располагаются цепочкой вдоль трещин в земной коре. Отдельный вулкан встречается редко. Большинство вулканов расположены на побережье

Тихого океана. Это место называют Тихоокеанским вулканическим поясом.
Вулканы извергаются не только на суше, но и на дне океанов и морей. Близ кратера такого вулкана под водой появляется новый ост­ров. Например, Курильские острова в Тихом океане являются потух­шими вулканами.
На этих островах много густонаселенных местностей, городов и промышленных центров.

В 1883 г. на одном из маленьких островов в Индонезии между Азией и Австралией произошло сильное извержение вулкана Кракатау. От мощного взрыва многие участки острова исчезли. Поднявшийся в верхние слои пепел несколько месяцев застилал небо. На море поднялась высокая волна, которая дошла до Индийского и Тихого океанов. Несколько городов и селений соседнего острова смыла гигантская волна и погибли десятки тысяч человек.

3. Для чего изучают вулканы? Значение деятельности вулканов.
Извержения вулканов дают ученым сведения о составе и свойствах веществ, находящихся в литосфере. Изучение вулканов помогает определить происхождение полезных ископаемых. Благодаря исследованиям можно предсказать начало извержения вулкана и предотвратить бедствия.
Ученые установили, что районы землетрясений и извержений вулканов часто совпадают. Эти явления характерны для районов с не­устойчивой земной корой.
Вам известно о том, что при извержении вулкана выходит водяной пар с газом. Многие ученые в последнее время считают, что наличие вод на земной поверхности и определенного количества кислорода в атмосфере связано именно с вулканическими явлениями.
Таким образом, вулканы выполняют важную роль при образовании литосферы, гидросферы и атмосферы.

4. Горячие источники и гейзеры. В некоторых районах земного шара температура подземных вод высокая и в их составе встречаются в растворенном виде различные соли и газы. Такие подземные воды называют минеральными. Минеральная вода имеет определенный вкус и запах. Появление таких вод связано с нахождением вблизи них еще не остывшего очага магмы. Магма, нагревая воду, растворяет соли.
Одним из явлений вулканического действия являются гейзеры (по-исландски гейза - хлынуть).


Рис. 40. Гейзер.

Время от времени фонтанирующий источник горячей воды с па­ром называют гейзером (рис. 40). Горячая вода с температу­рой выше 100°С, вытекая из недр земли, через трещины поднимает­ся вверх. Из горловины гейзера сначала выходит горячий пар, за­тем за ним вырывается горячая вода на высоту нескольких десятков метров. Все это сопровождается сильным грохотом. Гейзер фонтанирует 1-2 минуты и останавливается до следующего накопления горячей воды и пара. Гейзеры распространены в Тихоокеанском вулканическом поясе - на Камчатке, в Японии, Новой Зеландии, на побережье Северной Америки и на острове Исландия.

1. Как образуется вулкан?

2. Опишите строение вулкана.

3. Для чего необходимо изучать вулканы?

4. Какова роль деятельности вулканов в формировании поверхности Земли?

5. При каких условиях возникают горячие источники и гейзеры?

6. На контурной карте отметьте районы часто повторяющихся землетрясений и распространения вулканов. Сравнивая составленную карту с физической картой, определите зависимость расположения сейсмических и вулканических районов с рельефом Земли.

7*. Допустим, вы попали в местность, где раньше происходила вулканическая деятельность. По каким признакам мож­но доказать, что рядом присутствует потухший вулкан?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вулканы. Горячие источники Цель урока: сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров.

Вулканы мира Вулкан – это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава. Лава – это (от лат. Обвал, падение) – магма, излившаяся на поверхность. Лава имеет температуру 1000 С и течет по склонам со скоростью 50 км/час

Строение вулкана Кратер – углубление, расположенное на вершине. это расплавленная масса глубинных зон Земли. это вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава. это вулканическая гора образованная застывшей лавой

Схема образования вулканов На суше Лава прожигает земную кору Тонкая океаническая кора На дне океанов В зоне разломов Материковая Земная кора вулканы

Географическое положение вулканов мира

Вулканы Действующие Потухшие Заснувшие

Действующие вулканы Земли Вулкан Килауза. Гавайские острова

Вулкан Килауза. Извержение лавы

Остров Новая Зеландия

Вулкан Галемаумау

Вулкан Осорно в Чили

Вулкан Ключевская Сопка

Вулкан Фудзияма в Японии

Потухшие вулканы Вулкан в Андах

Вулкан Килиманджаро

Гейзеры Земли Гейзер – это источник периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара. Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать.

Гейзеры мира

Йелоустонский национальный парк Гейзер «Старый служака»

Долина гейзеров. Камчатка. Является рекордсменом по количеству крупных и мелких гейзеров. Их здесь более сотни! Температура воды в гейзерах – от +94 до 99 С, продолжительность извержения воды – от 1 до 20 минут.

Самый большой гейзер – Великан, высота его фонтана достигает 50 м, столб пара над ним поднимается выше 400 м. от бесконечных извержений вся долина в клубах пара. Открыта эта уникальная долина в 1941 г. геологом Т.И. Устиновой.

Повсеместно и широко используется тепло Земли в Исландии. Там более 200 источников горячей воды с температурой + 100 С. На острове энергия горячих источников приводит в движение турбины электростанций, обогревает дома в городах и поселках. Столица Исландии – Рейкьявик – отапливается только природной горячей водой. Это один из самых экологически чистых городов мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ориентирован прежде всего на учителей и учащихся 6 класса свободно владеющими компьютерными технологиями и интернет ресурсами. В конспекте указаны ссылки на источники инф...

В работе рассматриваются причины образования вулканов и гейзеров. Учащиеся знакомятся с понятиями и терминами: вулкан, жерло, кратер, потухшие и действующие вулканы и их практическим значением. Матери...

Государство Исландия располагается на одноименном острове в Атлантическом океане, неподалеку от Скандинавского полуострова. Общая площадь составляет 103 000 км квадратных, протяженность береговой линии - 6 000 км. Северное и восточное побережье страны представлено фьордами и заливами, глубоко врезающимися в высокие берега. С южной и западной стороны преобладают низменности, вплотную к которым подходят лагуны и крупные заливы.

Рельеф Исландии

Рельеф Исландии представляет собой плоскогорье с крутыми обрывами. Высота его достигает 400 - 600 м. На исландском плоскогорье располагаются вулканические горы и высокогорные плато. Высота отдельных пиков достигает 2 000 м.

Низменности Исландии занимают южную, западную и юго-западную части острова. В соотношении с плоскогорьем они составляют 7% территории государства. Низменности по большей части заболоченные.

В геологическом плане остров Исландия является молодым образованием. Его рельеф - наглядное свидетельство вулканического происхождения. На территории острова представлены практически все типы вулканов из имеющихся на земном шаре. Часто встречаемыми являются кратеры, возникшие вдоль тектонических разломов и трещин.

Извержения и землетрясения происходят на острове регулярно. Активная вулканическая деятельность Исландии является причиной появления на территории страны множества термальных источников и гейзеров.

Вулканы Исландии

Самый крупный вулкан Исландии. Действующий. Высота его - 2 119 м. Относится к самому крупному леднику страны.

Вершины Эрайвайёкюдля покрыты льдом. Всего в истории острова зафиксировано два его извержения: взрывное с наводнениями, в 1362 году и затяжное, в период с 1727 по 1728 гг.

Вулкан, являющийся символом Исландии. Активный. Извергается регулярно один раз в 50 лет. Высота его составляет 1 491 м. Последнее его извержение произошло в 2000 году.

Это стратовулкан конической формы, вершина которого практически все время скрыта облачной шапкой. Ранее на склонах его гор росли деревья и прочая растительность, сегодня никаких растений не имеется.

Еще один стратовулкан Исландии, высотой 1 516 м. Располагается в центре исландского плато, является действующим. Последнее извержение состоялось в 1961 году.

В кальдере вулкана Аскья имеется два озера, которые образовались в результате извержения 1875 года:

  • озеро Эскьватн - самое глубокое озеро страны, глубиной 220 м, на сегодняшний день покрыто льдом;
  • озеро Вити - геотермальное с водой молочно-голубого оттенка, издающее запах серы.

Наличие озер сделало вулкан туристической достопримечательностью.

Вулкан щитовидного типа, представленный сотней кратеров. Протяженность его составляет 25 км, самая высокая точка - 818 м.

Вулкан действующий. Одно из его извержений, состоявшееся в 1783- 1784 гг., стало самым разрушительным за последнее тысячелетие. Длина извергаемого лавового потока составила 130 км. Было уничтожено порядка половины всего поголовья страны. Спровоцированное таяние ледников привело к наводнениям, унесшим жизни 20% населения.

Погодные катаклизмы коснулись всего Северного полушария земли. Температура воздуха в течение года понизилась на несколько градусов.

Второй по высоте вулкан Исландии, 2 009 м. Это подледный стратовулкан. Действующий. Крайний период его активности начался в 2007 году, с тех пор интенсивность деятельности стала возрастать. Извержения сопровождаются подземными толчками.

Последнее извержение произошло в августе 2014 года. Магнитуда колебаний достигла 5 баллов, раскаленная лава выходила из разломов на поверхность. Жители окрестностей были эвакуированы.

Гейзеры Исландии

Является главной туристической достопримечательностью. Расположен в долине Хёйкадалюр. В редкие периоды активности выбрасывает на землю столб воды, достигающий высоты 60 м. В период спячки превращается в неглубокое озеро с водой зеленого цвета. Неактивное состояние может наблюдаться в течение нескольких лет.

Зависит активность гейзера от сейсмических процессов и вулканической деятельности. Активное состояние с извержениями до 8 раз в день наблюдалось в 2000 году. В 80-е годы прошлого века активно практиковалось искусственное воздействие на активность гейзера за счет добавления мыла. Ввиду экологических проблем данная практика была упразднена, и подобные меры воздействия теперь применяются исключительно в день независимости страны, 17 июня.

Гейзер располагается неподалеку от Большого Гейзера. Является активным. Высота столпа воды может достигать 30 м. Периоды между извержениями составляют 5 - 6 минут, нередки случаи, когда гейзер извергается до 3-х раз подряд.

Гейзер окружен мелкими озерами с голубой и прозрачной водой, которые являются вышедшими на поверхность горячими подземными водами. В местности, где расположен гейзер, также стоит запах сероводорода.