Слова на окончание ь. Мягкий знак (ь) в существительных женского рода на шипящий

Здесь действует ПРИНЦИП ГРАФИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИХ АНАЛОГИЙ

Это название может быть применено к принципу написания буквы ь после шипящих в ряде морфологических категорий: буква ь может быть рассматриваема как графический уравнитель парадигм склонения существительных типа ночь, рожь (как ель) и как графический уравнитель морфологических категорий повелительного наклонения: режь (как брось), а также инфинитива: беречь(как брать).

Традиционно считается, что написание буквы ь выполняет функцию грамматического сигнала: буква ь сигнализирует о женском роде слов ночь, рожь и т.д.

Однако "сигнализирующая функция" буквы ь в определенных категориях слов - это лишь следствие, а не причина его употребления. Причиной является влияние определенных графико-морфологических моделей, т.е. морфологическая аналогия . Слова женского рода типа рожь, ночь дают одинаковую графическую парадигму склонения со словами типа дверь (ср.: дверь - дверью, рожь - рожью, ночь - ночью ), в то время как слова мужского рода типа врач, шалаш имеют такую же графическую парадигму, как и слова типа стол (ср.: стол - столом, врач - врачом, шалаш - шалашом ).

При распределении слов по типам склонения употребление буквы ь после шипящих в качестве ведущего признака родового значения слов в русских грамматиках обычно не учитывается. К третьему склонению относят существительные женского рода с "основой на мягкие согласные и на шипящие ж и ш"

Однако то, что буква ь создает графическое единообразие парадигм склонения, учитывается как ведущий признак при подаче этого материала нерусским. Так, в частности, в кратком очерке русской грамматики, предназначенном для французов, А.А. Зализняк выделяет как относящиеся к одному типу склонения имена существительные, имеющие в форме именительного падежа единственного числа букву ь . Подобную же Написание же буквы ь в словах типа дочь, мышь не является этимологическим и по происхождению (об этом свидетельствует ненаписание буквы ь в словах типа врач, нож).

В древнерусском языке в соответствующих грамматических формах после всех шипящих, поскольку они были исконно мягкими, писался "ерь" (т.е. ь как знак редуцированного гласного переднего ряда). Писалось не только дочь, ночь, мышь, но и врачь, ножь, мужь и т.п. Однако со временем, после отвердения /ж/ и /ш/ и исчезновения редуцированных гласных, эти написания "сбились". После ж и ш начинают употреблять не только ь, но и ъ. В "Российской грамматике" Ломоносова представлены написания: речь, дочь, ключь, мечь, но ковшъ, ножъ.

В "Материалах к Российской грамматике" у Ломоносова намечается разделение написаний ь и ъ после шипящих по родам. Так, он дает вещь, но лещъ, таковы же соотношения между написаниями мышь и ковшъ

Намеченное Ломоносовым разделение его ученик и последователь В. Светов обобщил в правило. Причем В. Светов уже подчеркивал графико-морфологическую целесообразность этого правила: "Имена на ь кончающиеся мужского рода в родительном удерживают на конце я; из чего явственно, что не право пишется ключь, товарищь, врачь; ибо в родительном не ключя, товарищя и не врачя. Надобно писать: ключъ, товарищъ, врачъ, в родительном ключа, товарища, врача и так другие"

Правило, требующее не писать после шипящих мягкий знак в словах мужского рода (и писать его в словах женского рода), как "легкое", было поддержано Сумароковым

Орфографическая практика закрепила это правило. С отменой в 1917 - 1918 гг. буквы ъ на конце слов правило автоматически приняло современный вид (употребление буквы ь в словах женского рода на шипящие и неупотребление в словах мужского рода на шипящие).

Графическое противопоставление слов типа ночь, рожь словам типа врач, нож было введено сознательно на основе графико-морфологических аналогий. А.А. Реформатский справедливо пишет: "То, что в таких написаниях дело не в этимологии, показывают примеры иноязычных слов, на которые распространяется данное правило (фальшь, тушь, ср.: туш мужского рода без ь)"

В тех случаях, когда принадлежность того или иного слова к грамматическому роду неизвестна, мягкий знак является полезным сигналом, так как, будучи употреблен в конце слов на шипящие, он сигнализирует о том, что перед нами слово женского рода и что изменять его нужно по третьему склонению . Ср., например, такие названия, как река Оредеж, город Россошь, поселок Будогощь. Если увидеть их написанными, то мягкий знак даст нам понять, что слова Россошь и Будогощь женского рода, а Оредеж - мужского. Родовая же принадлежность слов с конечными согласными определяет и их тип склонения. Полезен этот грамматический сигнал и для стабилизации родовой принадлежности слов на шипящие. Он удерживает их от родовых колебаний, которые часто "тревожат" слова с конечным мягким согласным. Слова с конечным мягким согласным могут быть женского (трость, ткань, тень, соль, роль, метель и т.п.) и мужского рода (олень, руль, уголь, грифель и т.п.). Одинаковость формальной приметы приводит к родовым колебаниям, а следовательно, и к колебаниям в склонении. В XIX в. колебался род существительных полынь, студень, ступень и др.; заимствованные слова акварель, вуаль, госпиталь, дуэль, карусель, мигрень, модель, патруль, рояль, тюль и др. были иными по своему родовому значению, чем сейчас.

наблюдаются колебания в роде некоторых существительных с основой на мягкий согласный, например, слов мозоль, выхухоль, картофель, толь и др. Поэтому определение рода (а следовательно, и типа склонения) таких существительных требует наведения справок в словарях.

С чисто звуковой точки зрения употребление мягкого знака после шипящих в словах женского рода является избыточным: и без него конечные /ч/ и /щ/ (Будогощь, ночь, мощь) произносились бы мягко, как произносятся они в словах ключ, плющ, а в словахРоссошь, рожь с чисто звуковой точки зрения написание мягкого знака иногда даже вредно, так как, например, при изучении русского языка в условиях диалекта может натолкнуть на неправильное мягкое произношение твердых /ш/ и /ж/.

Мышь, вещь , ночь , помощь, печь , тишь, глушь, рожь, ложь, дочь, молодёжь, речь.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) после шипящих.

1. Новый год наступает в полночь. 2. В глухой чаще тишь. 3. Мышь спряталась за печь. 4. Я потерял одну важную вещь. 5.Наша армия - это мощь страны. 6. Я надеюсь на твою помощь. 7. В полях поспевает рожь. 8. Дочь и сын поздравили родителей с праздником,

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Записать слова с мягким знаком (ь) в конце в один столбик, без мягкого знака (ь) - в другой.

Малыш, нож, молодёжь, мяч, обруч, печь, борщ, лещ, ключ, помощь, дичь, ночь, мышь, шалаш, чиж, сторож, плащ, вещь, плач.

2. Прослушать пословицы. Записать слова с мягким знаком (ь) в конце.

1. Кто до денег охоч, тот не спит и ночь. 2. Есть грош, так будет и рожь. 3. Если собака дичь упустила, так нечего ей на пень пенять. 4. Волк овце не товарищ, князь бедняку не друг.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Подчеркнуть существительные с мягким знаком (ь) после шипящих в конце.

ЕСЛИ В ДОМЕ БЕДА

У тебя в семье кто-то тяжело заболел. Срочно набирай по телефону номер 03. Через несколько минут приедет «скорая помощь». Опытный врач сделает укол и даст лекарство больному. В доме пожар. Звони по телефону 01. Пожарная машина потушит огонь. При вызове милиции звони по телефону 02.

ДВА ТОВАРИЩА

Шли по лесу два товарища. Вдруг из кустов вышел медведь. Один человек испугался и бросился бежать. Он залез на дерево и дрожал от страха. Его товарищ не успел спрятаться. Помощь была-далеко. Он упал на землю и притворился мёртвым. Медведь побродил рядом с ним и ушёл в лес. Вот так друг познаётся в беде.

НОЧЬЮ

Ночь накинула чёрный плащ на старый парк. По его заросшим дорожкам давно никто не ходил. Тяжёлые ворота увил густой плющ. Узкая тропинка ведёт к старинному замку. Кирпич потрескался. Дверь покосилась. Тишь и безмолвие. А раньше тут гремели балы, веселилась молодёжь.

ЛАНДЫШ

Тёплое майское солнышко прогрело землю. Деревья покрылись густой листвой. Их тяжёлые кроны колышет ветер. Он разносит по лесу душистый аромат. Это нежный ландыш поднял белые головки над ковром из сочных и блестящих листьев. Луч солнца пробивается через ветви старой липы. Весёлым огнём горят на ландышах капельки утренней росы.

Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»

Цели: Вывести с учащимися правило написания имён существительных женского рода с шипящими на конце.

Развивать орфографические навыки, расширить знания об имени существительном, обогатить словарный запас.

Воспитывать трудолюбие, стремление узнавать что-то новое ежедневно.

Ход урока:

I. Мотивационно-подготовительный этап:

Здравствуйте, ребята! Урок русского языка с вами проведу сегодня я. А зовут меня Нина Германовна. Я очень рада познакомиться с вами, мне интересно узнать, что вы знаете, умеете. На улице зима.мороз. Про такую погоду А.С.Пушкин написал: «Мороз и солнце. День чудесный… Там ещё есть такие строчки: «Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит… А современные художники написали вот такие картины (слайды) Красиво?

II. Актуализация знаний:

А здесь у нас тепло, уютно. Предлагаю дружно поработать. Согласны? Начнём урок с минутки чистописания:

Ч чл чг щ щл щу ш шм шт ж жи жм

Что знаете про эти буквы?

Прочтите слова, где есть эти буквы. Какое слово лишнее? Почему? Какие орфограммы заметили?

Щука, очки, хищный, этаж, гуща, машинист, чудак, колечко, жизнь, счастье, жемчуг.

Я знаю, что вы несколько уроков изучали имена существительные. Вы, наверно, знаете, что имя существительное - самая древнейшая часть речи и самая многочисленная по количеству слов. А что ещё знаете? Мне очень интересно. Давайте мы сейчас разделимся на три команды:

    «Теоретики» Расскажите об имени существительном по плану:

Что такое имя существительное?

Что они обозначают?

На какие вопросы отвечают?

Как изменяются?

Чем являются в предложении?

    «Практики»

Пользуясь опорными словами, составьте текст о зиме.

3. «Творческая» Пользуясь предложенными картинами, своими наблюдениями, запишите небольшой текст, в котором предложения состоят только из имён существительных, предлогов и союзов.

(после групповой выступают по 1 представителю от группы. Остальные оценивают работу группы).

Я тоже составила предложение:

В тишине по стволам деревьев постукивает мороз, на снегу видны узоры следов.

Назовите существительные.

Сделайте морфологический разбор слов: 1в.- «в тишине»

2в. – «на снегу»;

(самопроверка и самооценка)

III. Постановка учебной задачи.

Молодцы. Вы очень много знаете об имени существительном. Похвалите себя.

Как вы думаете, всё ли знаете об имени существительном? Значит, какая задача урока?

(узнать что-нибудь новое о существительных?) (? на доске)

Вот вы такие красивые предложения составили. Тут применима пословица:

«Умную речь приятно слушать». Запишем на доске:

Умную реч- приятно слушать.

С чем не согласны? Почему? Ведь звук «ч» всегда мягкий, поэтому ь не нужен.

Какой вопрос возник?

(когда ь ставится, а когда не ставится)

На какой вопрос мы должны ответить?

(дети проговаривают вопрос про себя, в парах, хором)

Прочтите слова:

Пляж Дочь

Кирпич мышь

Ключ рожь

Товарищ ночь

шалаш вещь

Что общего между этими словами?

Чем отличаются?

Сделайте вывод.

(дети проговаривают по одному, в парах, хором)

Чтобы не забыть, сделаем схему:

м.р. ь

ж.р. ь

Рассмотрите картину «Зима». Составьте предложение про лося. Запишем на доске:

На лесной поляне стоит могучий лос-.

С чем не согласны? Почему? Ведь «лось» муж. рода!

(дополняется схема)

м.р. шип. ь

ж.р. шип. ь

IV . Закрепление:

Прочтите правило на с.4

Расскажите его друг другу.

Игра «Будь внимательным»

(Если есть ь, то хлопаем, если нет-топаем, если есть сомнение, то прыгаем.

Молодёжь, сторож, врач, вещь, ночь, беречь, малыш, горяч, обруч, печь, стеречь, борщ, глушь.

Самооценка.

Подберите слова-антонимы-имена-существительные с шипящим на конце и запишите:

Родник-(ключ) Засуха-(сушь)

друг-(товарищ) предмет-(вещь)

граница-(рубеж) соревнование-(матч)

здоровяк-(крепыш)

V. Рефлексия

Какой вопрос возник в начале урока?

Как мы на него ответили?

(работа по алгоритму)

А вот если кто-то увидит схему и не поймёт, что там сказано, то как вы её объясните?

Выберите то утверждение, которое к вам подходит:

1.Всё понял, могу помочь другим;

2.Всё понял;

3.Могу, но нужна помощь;

4.Ничего не понял.

Я хочу сказать большое спасибо Артёму, …,……,.

А вы кому-нибудь хотите сказать спасибо?

Напоследок вставьте буквы в словах предложения:

Крупные мохнатые снежинки закружились в воздух-.

Объясните её правописание. Какой частью речи является это слово? Значит, всё ли мы знаем о существительном? Это задача на следующий урок.

VI. Дом. задание по выбору:-упр.5, с.12, или

упр.86, с.45, в «Дид. материалах».