Не зная веры нельзя угодить богу. Почему не стоит стремиться нравиться всем Любовь и сострадание

Да, это жестоко, но поверьте, это поможет вам стать более сильным человеком.

1. Нет таких оправданий, чтобы не найти возможность ответить вам

Вовсе неважно: парень это или девушка, не способная ответить на ваше сообщение в силу своей занятости. Тоже самое касается и вашего начальника, который не первый день не может перезвонить вам за отсутствием свободного времени. Если подобное действительно происходит с вами, значит данные люди не желают отвечать на ваши звонки. Важно понимать следующее: чем раньше вы прекратите находить оправдания этим людям, тем быстрее вы сможете повстречать на своем пути действительно достойных себя.

2. Каждый из нас ставит свои личные интересы превыше всего

Совсем неважно, каким искренним или доброжелательным может быть тот или иной человек. Он, как и многие другие заинтересован, прежде всего, в решении собственных проблем. К примеру, самый внимательный любовник не сразу сориентируется в выборе нужной клавиши без вашей на то подсказки. Самый справедливый начальник во всем мире может не подозревать о том, что попросту загоняет вас раньше времени в могилу при условии, что вы соглашаетесь на его условия. Многие люди берут тот максимум, который вы сами позволяете взять. Вот почему требуется заранее определить предельно допустимые границы и не дать сесть себе на шею. Только сильные люди не страшатся говорить слово «Нет». Они прекрасно понимают, что некому за них заступиться, кроме их самих.

3. Невозможно угодить всем

Если бы вы слушали все просьбы и пожелания большинства, то давно бы уже стали ничейным существом. Это вполне очевидно: нельзя угодить абсолютно всем. Всегда появляется тот, кто критикует и указывает вам, как нужно делать правильно. Просто будьте готовы к тому, что вас будут критиковать независимо от рода вашей деятельности. Поэтому расслабьтесь и просто получайте удовольствие от жизни. Единственно справедливым судьей, к мнению которого следует прислушиваться, станете вы сами.

4. Этот мир ничем вам не обязан

Вне всяких сомнений, вы можете быть интересным собеседником или добрейшей души человек, но для того чтобы таким стать в действительности, следует проделать огромную работу над собой.
Имеется несколько вариантов: можно запросто прожить свою жизнь в жалости по отношению к себе или же начать действовать и брать от жизни по максимуму уже сейчас, начиная с этой минуты. Попробуйте отгадать, в пользу какого варианта сделает свой выбор самообеспеченный человек? Не следует оправдываться.

Потраченная жизнь может пройти в сожалениях о вечных финансовых проблемах, отсутствии сил для реализации поставленной цели. Возможно, где-то вы, конечно, правы. Однако, каждый человек в этом мире имеет как минимум одно достойное оправдание, которое его полностью оправдывает.

Те из нас, что получают от жизни все, с легкостью игнорируют все возможные оправдания. Напротив, они ищут способы для преодоления этих ограничений. Это целиком и полностью объясняет причину их побед.

6. О вас говорят ваши поступки, а не мысли

Вы можете находиться в помещении очень долго, придумывая картинку своего собственного выдуманного мира. Но пока вы не покинете стены этого помещения и не начнете реализовывать свои мысли в реальность, все это бессмысленно. Умение строить планы на будущее – прекрасное занятие, решение которого должно сопровождаться реальными действиями. Вот почему о человеке судят по его поступкам.

7. Никто не в состоянии спасти вас от вашей собственной жизни

Всем нам хочется верить, что сказочный принц, идеальная работа или какой-то нереальный подарок уже ждут нас. В минуты личных недовольств мы подсознательно верим в что-то, что сумеет оградить нас от всех проблем. Но, к сожалению, в жизни все по-другому. Наши проблемы нельзя решить единым взмахом волшебной палочки. Для преодоления реальных жизненных перемен нужно работать над собой. Эта истина известна всем людям, имеющим сильный и волевой характер. В тяжелый период своей жизни они одевают средства самозащиты, седлают коня и спасают себя сами. Прописная истина такова: если тебе кто-то поможет, это будешь ты сам.

В настоящее время мы много читаем околодуховной литературы. Мы тратим столько времени на чтение художественных православных книг или книг написанных современниками, что совсем оставляем чтение св. Отцов, а ведь следует помнить, что только через истинное предание можно узнать и сохранить чистоту православия, без которой невозможно угодить Богу. Святые отцы учат, что даже малейшее отступление от догматов церкви ведет человека в погибель, но к сожалению многие из нас не знают даже как они звучат. Страшно не знать своей веры. Незнание простительно маленькому ребенку, но не простительно взрослому имеющему возможность узнать свою веру.

Игнатий Брянчанинов так пишет —

Желающий приступить к Богу и усвоиться Ему постоянным пребыванием в молитве, осмотрись! Исследуй тщательно твой образ мыслей: не заражен ли ты каким-либо лжеучением? В точности ли и без исключений последуешь учению Восточной Церкви, единой истинной, святой, апостольской? Если кто Церковь преслушает, сказал Господь ученику Своему, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18:17), чуждые Бога, враги Божии. Какое же может иметь значение молитва того, кто находится в состоянии вражды к Богу, в состоянии отчуждения от Бога?

Аскетические опыты. том II (О молитве. Статья II)

Внимая словам святого Игнатия стоит задуматься — может моя молитва не услышана именно потому, что я верю не в Бога в свое представление о Нем, общаюсь не с Библией, а со своим о ней представлением?

Что же делать в таком случае? Ответ очевиден — изучать свою веру.

Так же многие без разбора молятся молитвами которые сочинили еретики протестанты или еретики баптисты. Мне за последнее время прислали очень много картинок и текстов с такими молитвами. На это так же хотелось бы процитировать владыку Игнатия —

Молитвы, сочиненные еретиками, весьма сходствуют с молитвами язычников: в них многоглаголание; в них земная красота слова; в них разгорячение крови; в них недостаток покаяния; в них стремление на брак Сына Божия прямо из блудилища страстей; в них самообольщение. Чужды они Духа Святого: веет из них смертоносная зараза духа темного, духа лукавого, духа лжи и погибели.

Аскетические опыты т.II

Мы часто изумляемся и говорим — «Сколько же всего нужно знать в православии, сколько соблюдать!» — Но если посмотреть на все со стороны, то такое смущение происходит от недостатка любви к Богу. Женщина, когда становится матерью, то не смущается, когда понимает, что для ухода и воспитания ребенка нужно знать очень много вещей, не смущается, потому что любит свое чадо.

Так давайте же ответим любовью на любовь Божию, будем хранить в чистоте и неповрежденности православную веру, но прежде чем сохранить, проявим стремление узнать ее и реализовывать в своей жизни.

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»

Неважно, насколько хорошо вы знаете человека, когда дело доходит до покупки подарка, некоторые люди превращаются в непроходимый лабиринт желаний. Мы выбрали 6 самых сложных для одаривания типов людей и рассказываем, как их порадовать. Или хотя бы попытаться.

Друг, у которого есть все

Типаж. У каждого из нас есть такой друг, который зарабатывает достаточно, чтобы покупать себе все, что пожелает, и при этом на нескромный вопрос «А чего бы ты хотел?» непринужденно отвечает «На твой вкус!» Угодить таким людям одновременно и сложно, и легко. Вы точно не разочаруете его очередными новогодними носками. Поверьте, он в принципе не ждет, что кто-то ему подарит что-нибудь стоящее, ведь, как мы помним, у него есть все. Но при этом вряд ли он запомнит вас как мастера подарков и будет прыгать от счастья, заполучив очередной набор из соседнего парфюмерного магазина.

Что дарить. Коллекционные и действительно редкие издания чего угодно (для человека коллекционирующего это всегда приятно); подписки на любимые или хорошие газеты и журналы (а кто, если не вы?); абонемент на бьюти-бокс (возможность выбрать то, на что потом можно будет потратить деньги).

Близкий родственник, который не увлекается ничем

Типаж. Если ваша мама не влюблена в высаживание гортензий по периметру хитро выдуманных клумб, если папа не рыбачит по выходным, дедушка не возводит башни из бревен на дачном участке, а бабушка не хочет сдвинуть с пьедестала Гордона Рамзи, сожалеем, ваша участь незавидна и трудна. Чтобы не оказаться самым нерадивым родственником и позорно не дарить гели для душа, соберитесь, выдохните и немного подумайте. Возможно, стоит обратиться к более или менее вечным вариантам?

Что дарить. Абонемент в спортзал (позаботьтесь о здоровье ваших близких); электронная книга (все любят читать и «книга – это лучший подарок»); подписка на кабельное ТВ (не центральными каналами едиными).

Свекровь/теща

Типаж. Ваш подарок будут оценивать словно чемодан, набитый итальянским сыром на российской таможне. Упаковка имеет такое же значение, как и содержание. Цветы или праздничный букет из еловых веток станет хорошим дополнением и вежливым знаком внимания. Помните, не стоит отдариваться чем-то дешевым или «некрасивым, но со смыслом» (сковорода? хлебопечка?), лучше потратить чуть больше времени на выбор сегодня, чем выслушивать упреки завтра. Хороший подарок – долгосрочный вклад в безоблачное будущее вашей семьи.

Что дарить. Билеты в театр (особенно, если партер и что-то неэкспериментальное); правильная кофемашина (та самая техника, которая будет благосклонно принята кем-угодно); камера моментальных снимков (перефотографировать всех внуков и детей и развесить по квартире).

Новый бойфренд

Типаж. Вы познакомились не так давно и еще не успели выучить пристрастия друг друга. Или же вы еще ни разу не дарили друг другу подарки, и вы боитесь показаться чересчур внимательной или, наоборот, слишком холодной. Или же в ваши планы не входит сейчас переводить нового друга в разряд «мужчина всей моей жизни», и поэтому подарок должен быть как можно более деликатным и нейтральным. В любом случае, если сейчас вам нужно не перегнуть палку, но и не ударить в грязь лицом, постарайтесь перед покупкой сюрприза собрать всю волю в кулак и… Запрятать сантименты в самую глубь души.

Что дарить. Набор для создания собственного парфюма (небанальная банальность); трекер (с прошлого года один из самых популярных подарков); красивый свитер (аккуратный подарок, не выбивающийся из общих новогодних традиций, плюс возможность для креатива).

Назойливый сосед/слишком внимательный коллега

Типаж. Любой, кто не является вашим близким другом или родственникм, но настойчиво требует вашего внимания. Здесь важно соблюсти грань – не покупайте слишком дорогих подарков, но и не стоит передаривать неугодивший набор столовых приборов. Лучше обратить свой взгляд на что-то простое и приятное, что-то, что будет ненавязчиво говорить: «Спасибо, что присматриваешь за моим котом/поливаешь мой кактус».

Что дарить. Набор аромасвечей (теплый и милый подарок без претензий); бутылка хорошего вина и конфеты из правильной кондитерской (в этом случае уместно); украшения для дома (можно даже новогодние, сейчас точно лишними не будут).

Нелюбимый родственник

Типаж. В глубине души вы, конечно же, любите его. Наверное, вас даже связывают теплые воспоминания из далеко детства, совместные каникулы много лет назад и, естественно, орава людей со схожим набором генов. Главное, не показать все ваше пренебрежение, вручив незадачливому родственнику что-то подаренное вам же им на прошлый новый год.

Что дарить. Сертификат в магазин (отстраненно, зато полезно); настольную игру (сплотит в каникулы); ультрамодную книгу (образование никогда не бывает лишним).

Священник Иоанн Павлов

94. Без жертвы невозможно угодить Богу

«Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода», - говорит Христос в Евангелии. Эти слова означают, что Господь пришел в наш мир для того, чтобы принести Себя в жертву ради спасения людей. Без жертвы это спасение было бы невозможным. Зерно, брошенное в землю, разлагается и умирает, но из него рождается новая жизнь, множество новых зерен. А если зерно не умрет и сохранит себя, то новой жизни оно не даст и никакого плода от него не будет.

Христос прошел в этом мире путем жертвы, и всех нас Он призывает следовать за Ним - путем самоотречения и жертвы. «Кто мне служит, Мне да последует», - говорит Он. И еще: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную». Все служение Богу и благоугождение Ему основано на жертве, и без жертвы оно невозможно. Если мы посмотрим на любую христианскую добродетель, на любое христианское делание, то увидим, что все это есть не что иное, как жертва. Пост, молитва, послушание, монашеская жизнь, хождение в храм, милостыня и благотворение - все это наша жертва Богу.

Например, когда мы во время поста ограничиваем себя в еде, то мы отказываемся от пищи, которая стала бы нашим телом, и таким образом приносим в жертву некоторую часть самих себя. То же самое происходит, когда мы творим дела милосердия, например, даем деньги нуждающемуся человеку - ведь при этом мы отбираем у себя часть наших благ, то есть приносим жертву. И в этом случае более важным бывает даже не то, сколько человек раздал денег, а сколько после этого у него самого осталось, то есть важным является, какую часть, какой процент, какую долю он оторвал от себя ради другого человека. Почему и оказались более угодны Господу две лепты бедной вдовы, чем крупные жертвы богатых, - ведь вдова, как сказано в Евангелии, положила все, что у нее было, тогда как богатые пожертвовали лишь очень малую часть своего богатства.

Когда мы молимся или ходим в храм, то мы тоже приносим жертву - наше время и силы, которые мы могли бы потратить на самих себя. Когда мы исполняем добродетель послушания, то приносим в жертву свою волю, всегда склонную к самолюбию и самоугождению.

Таким образом, христианская жизнь требует от нас постоянной жертвы и самоотречения. Один известный подвижник даже говорил, что на земле по-христиански нельзя жить, но по-христиански можно только умирать, в полном соответствии со словами Христа: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно… Известны также мысли об этом святителя Григория Богослова. «Самая лучшая польза от жизни, - говорит он, - умирать ежедневно».

Жертвовать собой ради Бога есть великое дело и великая тайна, такая жертва имеет великую силу. Если кто-то жертвует собой ради Бога или посвящает Богу свою жизнь, то, подобно брошенному в землю зерну, он приобретает неизмеримо большие блага и плоды. Из истории Церкви можно привести множество примеров, подтверждающих эту истину. Так, мы знаем, что мученики приносили себя в жертву Богу, умирали ради Христа, и из этой жертвы родилась вселенская Христова Церковь, распространившаяся по лицу всей земли. Ведь именно мученическая кровь явилась тем основанием, на котором утвердилась христианская эра нашей планеты, совершенно ее перевернувшая и преобразившая.

Или еще пример: жизнь многих подвижников, всецело посвященная Богу, явилась тем семенем, из которого выросли известные христианские монастыри, эти духовные твердыни, светившие миру на протяжении веков, явившие целые сонмы святых и праведников и сделавшиеся причиной спасения бесчисленных людских душ. Монастырь преподобного Саввы Освященного, Киево-Печерская Лавра, Соловецкий монастырь, Валаам, Троице-Сергиева Лавра и все прочие великие обители возникли и утвердились не чем иным, как подвигом и жертвой своих святых первооснователей, ставших тем самым умершим и принесшим обильный плод Евангельским зерном. Преподобный Антоний Печерский похоронил себя под землей в Киевских пещерах, и эта жертва стала причиной рождения великой лавры, в которой просияли целые сонмы святых и вокруг которой спаслось на протяжении тысячи лет бесчисленное множество людей. Преподобный Сергий умер для мира, подвизаясь в радонежских лесах, но из зерна его жертвы произошли такие плоды, какие ни оценить, ни измерить никаким способом невозможно.

Жертва, которую подвижники приносили Богу своей жизнью, имела столь великую силу, что могла изменять даже сам ход мировой истории. Так, например, преподобный Варсонофий Великий говорил, что в его время молитва и святая жизнь всего лишь трех людей удерживали мир от катастрофы. А угодная Богу жизнь пророка Моисея явилась причиной освобождения евреев из Египта - события, самым радикальным образом повлиявшего на весь ход не только священной, но и общемировой истории.

Закон жертвы действует и в обычной человеческой жизни, например на войне. Герои проливают свою кровь, жертвуют своей жизнью и погибают, но ценой этой жертвы приобретаются неизмеримо большие блага: долгая, свободная и благополучная жизнь целого народа. И Богу бывает угодна такая жертва, угодна геройская смерть. Кроме прочего, такая смерть приносит великие блага и самому герою, пожертвовавшему собой. Старец Паисий Афонский говорил, что жертва на войне способна очень умилостивить Бога, что герои не умирают, что их боится сама смерть. А прозорливая Параскева Дивеевская, когда началась Первая мировая война, часто повторяла: «Бог-то, Бог-то милостив как! - разбойнички в Царство Небесное так и идут, так и идут!» То есть даже люди, не отличавшиеся особым благочестием и бывшие христианами не столько по жизни, сколько по имени, - даже эти «разбойнички», умерев геройски, принеся себя в жертву на войне, были оправданы Божиим судом и приобрели себе вечную жизнь.

Без жертвы невозможно угодить Богу и спастись, и, может быть, еще и по этой причине Бог попускает на земле войны, болезни и прочие испытания. Ведь на войне люди поставлены в такие условия, что часто бывают вынуждены жертвовать собой ради других, тогда как в мирное время они ничего такого никогда бы не сделали.

Также и болезни, и скорби есть как бы невольная жертва с нашей стороны, раз мы не приносим жертвы добровольной. И это особенно важно для христиан нашей эпохи, потому что, по словам святых отцов, скорби и болезни есть удел нашего времени, которому не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг истинного монашества. Святые приносили себя в жертву Богу и людям добровольно - или мученичеством, или суровым подвижничеством: постом, непрестанными трудами, ночными молитвами. А раз мы такой жертвы не приносим, то и попускаются нам скорби и болезни, чтобы мы хотя бы невольно ее принесли.

Впрочем, нужно сказать, что скорби и болезни могут становиться и добровольной жертвой - в том случае, если мы переносим их по-христиански: с доверием Богу, мужественно и без ропота. У святителя Игнатия Брянчанинова в письме к одному из духовных чад, подвергшемуся тяжкому недугу, есть такие слова: болезнь, постигшую вас невольно, сделайте посредством благодарения Бога добровольной жертвой, чтобы принял ее Бог, как кадило, исполненное самого благовонного фимиама…

Жертва рождает в душе человека небесную радость, ибо, жертвуя собой, он получает милость и Благодать от Бога. Так происходит потому, что, принося себя в жертву, человек подражает Христу и вместе с Ним побеждает мир, выходит за пределы земного тяготения самости, поднимается над болотом эгоизма, становится выше самого себя. Таким образом, жертвуя земным, человек получает небесное, отказываясь от человеческого, получает Божественное, живет уже не естественной, но вышеестественной жизнью. Старец Паисий рассказывал случай, происшедший с ним в молодости, когда он был на войне. Во время одного из сражений он лежал в окопе, вырытом им для себя по причине сильного обстрела этой территории. Неожиданно рядом оказался насмерть перепуганный солдат, не имевший где укрыться, и стал просить отца Паисия (которого до монашества звали Арсений) впустить его к себе в окоп. Так как места для двоих в окопе не было, то Арсений, не задумываясь, уступил его солдату, а сам, подвергаясь смертельной опасности, вышел на открытое место. По нему стали стрелять, но Бог сохранил его, пули сыпались мимо, а одна «причесала» его по голове, сбрив большой кусок волос, но не причинив вреда. Отец Паисий говорил, что рассуждал тогда так: лучше пусть меня убьют один раз, чем потом всю жизнь меня будет убивать совесть. И конечно, жертвуя собой, он испытывал небесную радость, как подражатель Самого Христа, принесшего Себя в жертву ради спасения людей.

Когда человек жертвует собой ради других, то он приближается к Богу и становится подражателем Его совершенства, Его любви. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный, заповедует нам Евангелие… Итак, будем, братия и сестры, учиться жертвовать собой, побеждать самих себя, будем бороться с глубоко укоренившимися в нас себялюбием, саможалением и эгоизмом. Ибо, только жертвуя собой, человек может стать богоподобным, стать тем Евангельским зерном, которое приносит плод жизни вечной. Аминь.

А без веры , то есть если человек не верует, что существует истинный Бог и Что Он для ищущих Его мздовоздаятелем бывает , - не станет добровольно стараться о том, чтобы угодить Ему и искать Его.

Прав. Иоанн Кронштадтский

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает

Ищущим Его воздает . Как молящимся Господь видимо покровительствует в жизни, так не молящимся видимо противится в некоторых делах и не благословляет их предприятий успехом. Наказание с такими людьми, когда за них возмешься хлопотать. Всё неудачи. И тут, и там, и сям – везде отказ.

Дневник. Том IV. 1860-1861.

Блаж. Феофилакт Болгарский

А без веры угодить Богу невозможно

Если кто не уверует, что есть воздаяние добрым и злым, тот не угодит. Ибо как может кто-нибудь идти трудным путем добродетели, не будучи убежден в том, что в будущем веке есть разнообразные и постоянные воздаяния? Слушай и дальнейшее.

ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

То, что Бог есть и что Он воздает, – это мы содержим по вере, ибо некоторые утверждают, что все существующее существует само собой; а что оно такое, по существу, это совершенно непостижимо для здравомыслящих. Что значит: «ищущим Его» ? То есть тем, кто старается жизнью угодить Ему, а не тем, кто слишком занимается внешней мудростью. Обрати внимание на мудрость Павла, как он повсюду добавляет: воздает , ради малодушия верующих евреев.