Предпрофильное обучение – это компонент модернизации образования, позволяющий отработать определенное программно-методическое, материально-техническое, - презентация. Предпрофильная подготовка в школе Значение организации предпрофильного и профильного обу

В организационном плане предпрофильное обучение осуществляется за счет вариативного компонента базисного учебного плана 7--9-х классов. Применяемый в массовой школе базисный учебный план в названных параллелях содержит 5 часов вариативного компонента, и по меньшей мере 2-3 часа из них быть без ущерба для общеобразовательной подготовки могут быть направлены на организацию модульных курсов по выбору учащихся. Стимулом к организации курсов по выбору на предпрофильной ступени является изменение положения об итоговой аттестации, с тем, чтобы учащийся основной школы сдавал выпускной экзамен по предметам, которые планирует изучать на профильном уровне в старшем звене.

Модульный подход, предусматривающий полугодовые относительно завершенные курсы по выбору учащихся, позволяет организовать на предпрофильной стадии ряд ситуаций выбора предметов для изучения. Проделанные пробы помогают достаточно четко определиться с предстоящим профилем обучения и тем самым минимизировать переходы из одного профильного класса в другой на старшей ступени, целенаправленно наращивать подготовку по профильным предметам .

Модульные курсы по выбору на предпрофильной ступени занимают небольшое количество часов учебного плана и поэтому могут быть полностью разработаны и реализованы в форме проектной и исследовательской деятельности. При этом накопительная качественная оценка создаваемых учащимся продуктов в виде портфолио позволяет объективно судить о его способностях и склонностях, профессиональной и познавательной направленности.

В параллелях 8--9-х классов есть возможность, не выходя за рамки вариативного компонента, учесть индивидуальные запросы учащихся путем организации курсов по выбору возрастает с увеличением количества параллельных классов. Дополнительные возможности для создания различных вариантов курсов по выбору содержатся в создании групп не только на базе одной параллели, но и разновозрастных.

При этом предпрофильные группы, организованные на базе потока только для курсов по выбору -- более мягкая и разумная модель подготовки учащихся к определению профиля обучения, чем переформирование классов основной школы. Более того, она вносит больший вклад в развитие учащегося, так как позволяет расширить познавательное общение подростков».

Для организации предпрофильной подготовки и последующего перехода на профильное обучение органам местного самоуправления (муниципалитетам) рекомендуется провести следующую работу:

определить совокупность образовательных учреждений, в которых будет вестись предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов (общеобразовательные учебные заведения, учебно-производственные комбинаты [УПК], профессиональные училища [ПУ], профессиональные лицеи [ПЛ], колледжи, техникумы, образовательные учреждения системы дополнительного образования, высшие учебные заведения [ВУЗ]);

составить предварительный проект структуры и сети предстоящего профильного обучения в территории (профильные школы, классы, группы и др.) с учетом возможностей образовательной сети и выявленных ориентации школьников;

Существует мнение, что эффективность предпрофильной подготовки и рациональность использования возможностей вариативного компонента базисного учебного плана повышается, если 7-е классы вновь формируются на основе дифференциации учащихся по интересам и склонностям учащихся. Эта мысль в свое время высказывалась мной (см.: Алексеев Н.А. Психолого-педагогические проблемы развивающего дифференцированного обучения: Монография. -- Челябинск: Изд- во ЧГПИ «ФАКЕЛ», 1995) . Однако к ней необходимо относится осторожно, по крайней мере по двум причинам: а) трудности адекватной диагностики склонностей и способностей в данном возрасте, б) значимость системы межличностных отношений для старших подростков, разрушение которых может иметь непредсказуемые последствия.

организовать информационную работу в общеобразовательных учреждениях;

начать отработку различных вариантов взаимодействия образовательных учреждений в рамках сетевой формы реализации образовательных программ (по типу взаимоотношений «школа -- школа», «школа -- УПК», «школа -- ПУ», «школа -- ПЛ», «школа -- колледж», «школа -- техникум», «школа -- ВУЗ»), включая академические, организационные, экономические аспекты взаимодействия.

Важно учитывать, что предпрофильная подготовка -- это подготовка и ориентация не только в отношении выбора «профиля вообще», но и подготовка к конкретному месту и форме продолжения образования. В условиях все более широкого развертывания профильных форм образования в старшей школе все более актуальной становится работа по проектированию ближайших шагов развития всей сети общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования в каждой территории. Иными словами, важно ориентировать выпускников основной школы не на статичную (нынешнюю) совокупность профильных школ и классов, а на сеть, которая будет динамично развиваться .

При этом необходимо подчеркнуть, что решение о введении профильного обучения в том или ином общеобразовательном учреждении учредитель принимает по представлению администрации школы, согласованному с органом самоуправления общеобразовательного учреждения. Тем самым учредитель должен будет принимать решение в отношении конкретного общеобразовательного учреждения, руководствуясь не только собственно его пожеланиями и характеристиками (кадровое обеспечение и материальная база), но и своим видением конкретной перспективы, своим реальным проектом развертывания сети профильного обучения на подведомственной территории в целом.

Курсы по выбору на предпрофильной ступени позволяют учащимся не только освоить саму технологию выбора курсов обучения, но и апробировать различное содержание с целью самоопределения. Однако для обеспечения успешного самоопределения подростков необходимо осуществлять предпрофильную подготовку комплексно: дополнить курсы по выбору системой мероприятий, направленных на самопознание (в частности, педагогическая и психологическая диагностика), развитие умений вырабатывать и аргументировать собственное мнение, принимать решения, планировать деятельность (тренинги, проектная деятельность), ориентироваться в окружающей образовательной и трудовой инфраструктуре (информирование, взаиимодействие учреждений при организации учебного процесса). Таким образом, для успешного решения стоящей перед основной школой задачи развития способности к социальному самоопределению учащихся, в 7-9-х классах необходимо простроить систему профориентационной работы, включающую педагогическую диагностику, вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся, знакомство с образовательными услугами и возможностями, предлагаемыми будущим выпускникам основной школы, тренинги самопознания и самоопределения. Основная нагрузка при этом ложится на классных руководителей, однако координировать такую работу должны специалисты-психологи . В малом городе или сельской местности кадрово обеспечить профориентационную работу легче, если имеется не множество небольших основных школ в зоне транспортной доступности, а одна крупная школа « 7-9». В большом городе также эффективно с точки зрения использования кадровых ресурсов создавать возможно более крупные школы «7-9», отделенные от 1-6-х классов.

Главная > Документ

Внедрение элективных курсов способствует не только обновлению содержания школьного образования, но и специализированной подготовке учащихся в старшей школе, отработке гибкой системы профилей с учетом реальных потребностей рынка труда.

Что такое «предпрофильная подготовка учащихся»?

Понятие предпрофильной подготовки является весьма новым для отечественной педагогической науки и практики. Впервые оно появилось и «обрело права» в Концепции профильного обучения, где сказано, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Действительно, если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то очевидно, что ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность подготовки к этому ответственному выбору в предстоящих условиях вариативного и дифференцированного профильного обучения на старшей ступени определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе. Напомним кратко основные составляющие предпрофильной подготовки, изложенные в Концепции профильного обучения. Курсы по выбору , которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения. Создание образовательной сети , которая будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения дополнительного образования, профессионального обучения, обладающие ресурсами для проведения предпрофильного и профильного обучения. В сеть также должны войти муниципальные методические и психологические службы, на которые должны быть возложены различные вспомогательные функции, например по подготовке кадров, оказанию консультативной помощи учащимся и родителям. Информационная работа , т.е. спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной сети. Рекомендовано создание в каждом муниципальном образовании «образовательной карты», содержащей подробную информацию о всех учреждениях на территории района, на базе которых предполагается осуществить предпрофильную подготовку и профильное обучение. При планировании предпрофильной подготовки необходимо учитывать особый, сложный характер проблемы выбора учащимися основной школы своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей профильной школы. Как показывает многолетний опыт, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной даже у учащихся 11 класса. Около 2/3 выпускников совершают выбор направления продолжения образования под влиянием случайных факторов. Это определяет необходимость в рамках предпрофильной подготовки особое внимание уделять профильной ориентации . Под ней понимается специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом. Важным нововведением, следующим из Концепции профильного обучения, становится упорядочение и перевод на более объективную, справедливую основу вопросов приема в профильные школы и классы . Это потребует изменения форм итоговой аттестации выпускников основной ступени , перехода к более объективной «внешней», проводимой муниципальными (районными, окружными, межшкольными) экзаменационными комиссиями процедуре проведения выпускных экзаменов 9-классников, взамен сегодняшней «внутришкольной» формы итоговой аттестации. Со сказанным выше связана идея построения образовательного рейтинга выпускника основной школы. Предполагается, что основными составляющими рейтинга должны стать а) результаты итоговой аттестации («внешние» экзамены после 9-го класса) и б)«портфолио», т. е. совокупность индивидуальных образовательных достижений (личный «портфель учебных достижений»), достигнутых учеником во внеурочной деятельности. Основные направления совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения: Предпрофильная подготовка в основной школе, во-первых, состоялась как особое педагогическое понятие и, во-вторых, получила широкую и интенсивную экспериментальную апробацию. Среди задач, которые решаются, выделим главные:

    разработка и первичная апробация комплекса нормативно-правового и методического обеспечения предпрофильной подготовки и профильного обучения; создание и апробация модели повышения квалификации работников образования; разработка механизмов взаимодействия различных структур государственного, регионального и районных(городских) уровней; создание системы мониторинга хода предпрофильной подготовки и профильного обучения. Для проведения ГИА в 9-х классах необходимо пересмотреть: системы итоговой аттестации по алгебре и русскому языку рекомендации органам управления образованием по организации проведения государственной (итоговой) аттестации по алгебре и русскому языку выпускников 9 классов образовательных учреждений; пакеты экзаменационных и методических материалов, документов для мониторинга результатов ГИА.
На основе рекомендаций Академии педагогических наук Украины, МОН Украины и МОН АРК, КРИППО разработаны основные направления работы по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения:
    Подготовка педагогических и управленческих кадров. На основе Концепции о профильном обучении в старшей школе КРИИПО разработаны программы повышения квалификации педагогов и управленцев по этой проблеме. специалистов органов управления образованием, ответственных за введение предпрофильной подготовки; методистов методической службы; руководителей учреждений общего образования (директоров школ, заместителей директоров); классных руководителей учащихся 9-х классов; учителей, задействованных в разработке и проведении курсов по выбору предпрофильной подготовки. При разработке программы учитывалось, что ее содержание должно быть максимально приближено к тем реальным практическим задачам, которые предстоит решать практическим работникам при введении системы предпрофильной подготовки. Подготовка и издание методических рекомендаций и пособий. Подборка методических и дидактических материалов в помощь учителю, руководителю. Участие в экспертизе учебников и учебных пособий для профильного уровня. Обобщение опыта организации профильного обучения и совершенствование структуры и содержания общего образования.
Разработка диагностических материалов по проблемам:
    определение методов оценки качества программ элективных курсов; разработка критериев готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе; создание системы отслеживания результатов предпрофильной подготовки.
Перечисленные направления позволят обеспечить учебно-методическое сопровождение организации предпрофильной подготовки и окажут содействие муниципальным органам управления образованием в создании на своих территориях образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени. Изменения профиля обучения и курсов по выбору будут не массовыми, а единичными, если учащихся специально обучать осознанному принятию решений, постепенно наращивая зону их ответственности. Целесообразно использовать вариативный компонент базисного учебного плана 7 – 9 классов для организации курсов по выбору. Применяемый в массовой школе базисный учебный план в названных параллелях содержит недостаточно часов вариативного компонента, и по меньшей мере 2-3 часа из них могут быть без ущерба для общеобразовательной подготовки направлены на организацию модульных курсов по выбору учащихся. Количество часов в рамках вариативного компонента, направляемых на организацию курсов по выбору, целесообразно увеличивать от 7 к 9 классу. Стимулом к организации курсов по выбору на предпрофильной ступени является изменение положения об итоговой аттестации, согласно которому учащийся основной школы обязан сдавать выпускной экзамен по предметам, которые планирует изучать на профильном уровне в старшем звене. Модульный подход, предусматривающий полугодовые относительно завершенные курсы по выбору учащихся, позволяет организовать на предпрофильной стадии выбора предметов для изучения. Подобные мероприятия помогли бы достаточно четко определиться с предстоящим профилем обучения и тем самым минимизировать переходы из одного профильного класса в другой на старшей ступени, целенаправленно наращивать подготовку по профильным предметам. Модульные курсы по выбору на предпрофильной ступени занимают небольшое количество часов учебного плана и поэтому могут быть полностью разработаны и реализованы в форме проектной и исследовательской деятельности. При этом накопительная качественная оценка создаваемых учащимся продуктов в виде портфолио позволяет объективно судить о его способностях и склонностях, профессиональной и познавательной направленности. В параллелях 7 – 9 классов возможность, не выходя за рамки вариативного компонента, учесть индивидуальные запросы учащихся путем организации курсов по выбору возрастает с увеличением количества параллельных классов. Дополнительные возможности для создания различных вариантов курсов по выбору содержатся в создании групп не только на базе одной параллели, но разновозрастных. При этом предпрофильные группы, организованные на базе потока только для курсов по выбору – более мягкая и разумная модель подготовки учащихся к определению профиля обучения, чем переформирование классов основной школы. Более того, она вносит больший вклад в развитие учащегося, так как позволяет расширить познавательное общение подростков. Однако эффективность предпрофильной подготовки и рациональность использования возможностей вариативного компонента базисного учебного плана повышается, если 7 классы вновь формируются, и при этом учитываются интересы учащихся. Естественная необходимость вновь формировать классы на предпрофильной стадии возникает, если ступень «7 – 9» отделена от школы «1 – 6». В противном случае не следует искусственно разрушать сложившиеся коллективы.

Организация самоопределения подростков

Курсы по выбору на предпрофильной ступени позволяют учащимся, не только освоить саму технологию выбора курсов обучения, но и апробировать различное содержание с целью самоопределения. Однако для обеспечения успешного самоопределения подростков необходимо осуществлять предпрофильную подготовку комплексно: дополнить курсы по выбору системой мероприятий, направленных на самопознание (в частности, педагогическая и психологическая диагностика), развитие умений вырабатывать и аргументировать собственное мнение, принимать решения, планировать деятельность (тренинги, проектная деятельность), ориентироваться в окружающей образовательной и трудовой инфраструктуре (информирование, взаимодействие учреждений при организации учебного процесса). Таким образом, для успешного решения стоящей перед основной школой задачи развития способности к социальному самоопределению учащихся, в 7 – 9 классах необходимо простроить систему профориентационной работы, включающую педагогическую диагностику, вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся, знакомство с образовательными услугами и возможностями, предлагаемыми будущим выпускникам основной школы, тренинги самопознания и самоопределения. Основная нагрузка при этом ложится на классных руководителей, однако координировать такую работу должны специалисты-психологи. В малом городе или сельской местности кадрово обеспечить профориентационную работу легче, если имеется не множество небольших основных школ в зоне транспортной доступности, а одна крупная школа «7 – 9». В большом городе также эффективно с точки зрения использования кадровых ресурсов создавать возможно более крупные школы «7 – 9», отделенные от 1 – 6 классов.

Место предпрофильной подготовки в учебном плане:

Организация курсов по выбору в 9 классах осуществлялась в полном соответствии с рекомендациями Министерства образования и наук Украины, принципами и целями предпрофильной подготовки и теми конкретными условиями и возможностями, в рамках которых существуют на сегодняшний день школы района. Предметные курсы, рассчитанные на 34 часа и более, несут функцию целевой подготовки обучающихся, в том числе и к сдаче выпускных экзаменов. Курсы, рассчитанные на меньшее количество часов, выполняют развивающую, ознакомительную и мотивационную функцию. Для проведения элективных курсов было бы целесообразно выделить отдельный день. Информационная работа о том, какие курсы в течение года будут представлены обучающимся, необходимо проводить в начале учебного года. Расписание составляется таким образом, чтобы первым часом шли 34-часовые курсы всех образовательных областей, затем меньшие по объему. Это позволяет обучающимся переходить с одного курса на другой. Курсы, рассчитанные менее чем на 34 часа, проводились несколько раз в году, что позволяло обучающимся посетить большее количество разнообразных курсов. проведения. Организация элективных курсов ставит следующие проблемы: 1. Тарификация педагогов, ведущих элективные курсы, рассчитанные менее чем на 35 часов 2. Недостаточное количество программ элективных курсов, которые удовлетворяли бы задачам предпрофильной подготовки. 3. Недостаточное количество часов, отводимых на элективные курсы, которое возникает при сокращении численности школы. Существует объективная необходимость деления часов вариативной части учебного плана. 4. Преподавание элективных курсов педагогами, которые не ведут предметы инвариантной части (это вопрос должен решаться индивидуально, исходя из имеющихся в школе кадров). 5. Вопрос оценивания элективных курсов (общая оценка за элективные курсы не должна превышать экзаменационные оценки). Кроме того, возникает вопрос, как соотнести экзаменационную оценку и баллы по элективным курсам в портфолио при приеме в профильный класс. 6. Унификация портфолио (на наш взгляд, рейтинг достижений обучающихся должен быть унифицирован в рамках крупной образовательной единицы - района или города. 7. Отсутствие материальной заинтересованности педагогов в подготовке и апробации элективных курсов.

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки

В школе осуществляется со всеми субъектами образовательного процесса - педагогами, учащимися, родителями. Психологическое сопровождение педагогов включает в себя: 1. Обеспечение информацией о потенциальных способностях учащихся; 2. Программно-методическое обеспечение по развитию навыков целеполагания у учащихся и навыков принятия решений; 3. Организацию взаимодействия педагогов с психологом для реализации профильного информирования. Совместную разработку и проведение социологических опросов на изучение профессиональных потребностей, на определение личной направленности обучающихся. Психологическое сопровождение семьи (родителей учащихся) осуществляется посредством:

    индивидуального и группового консультирования; семейного консультирования; родительских собраний; психологических тренингов; лекций и семинаров.
Родителям доводится информация по результатам психодиагностики, амнестических данных развития учащихся, о потенциале способностей и профессионально значимых характеристиках личности. Осуществляется развитие психологической компетентности родителей в ходе обучения методам выбора дальнейшего пути, методам развития адекватной самооценки.

Психологическое сопровождение учащихся в ходе предпрофильной подготовке включает в себя:

    Проведение диагностики склонностей, интересов, возможностей и ограничений в выборе школьниками дальнейшей сферы деятельности. Обработка и анализ результатов психодиагностики. Осуществление "обратной связи" на основе анализа результатов диагностики, составление и реализация индивидуальных коррекционных программ (при необходимости). Выявление и индивидуальное консультирование детей с несформированными профессиональными интересами.
Многочисленные опросы и обработка данных в ходе предпрофильной подготовки ставит сложную проблему перед организаторами предпрофильной подготовки. Решению ее может способствовать создание социологической группы среди учащихся в рамках элективного курса, например, “Введение в социологию”. Работа с социологическими опросами соответствует практической направленности данного курса. Информационная работа по предпрофильной подготовке организуется по следующим направлениям: 1. В рамках классных часов и родительских собраний. Классные руководители 9-х классов составляют временную творческую группу, которая создается в конце восьмого класса приказом директора. Они являются временными членами научно-методического совета, осуществляющего общую координацию экспериментальной деятельности. 2. Организация наглядной информации в классных аудиториях (ответственные - классные руководители) и информационного школьного стенда (ответственный - координатор эксперимента). 3. Посещение выставок, дней открытых дверей в службе занятости, учебных заведений (ответственные - социальные педагоги, классные руководители, учителя технологии). Внешкольные формы предпрофильной подготовки организованы в рамкахпосещения учащимися курсов при ВУЗах г.Симферополя и филиалах,расположеных в г.Джанкое. Учащиеся школы принимают участие в образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах университетов. Итоги участия учитываются в рейтинге достижений обучающихся. Проблема всех форм внещкольной предпрофильной ориентации заключается в том, что они являются платными и не могут носить массового характера. Элементы дистанционного образования в процессе предпрофильной подготовки - это довольно перспективное, на наш взгляд, направление. Неплохо принимают участие ребята среднего звена в дистанционных эвристических олимпиадах «Кенгуру», заочных школах МАН «Искатель», медико-биологических турнирах Крымского медуниверситета, специализированных ученических олимпиадах ТНУ им.В.И.Вернадского и т.д.. Результаты олимпиад являются основанием для занесение в портфолио. Предпрофильная подготовка в той или иной мере затрагивает значительную часть педагогического коллектива школы. Она требует от педагогов серьезной и квалифицированной работы, отсюда важная проблема управления - это создание мотивационных условий. На сегодняшний день в школе возможны только моральные формы поощрения педагогов. Материальные стимулы практически отсутствуют, что становится одним из препятствий для успешной реализации Концепции профильного обучения в старшей школе. В рамках реализации Концепции профильного обучения курсы по выбору в 9-х классах кроме решения проблемы обучения ученика делать ответственный выбор должны помочь в решении двух задач: во-первых , создать условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности. Разница между прежними факультативами состоит лишь в том, что факультативы изучались не всеми и после уроков, а курсы по выбору для всех (какие должен выбрать старшеклассник) и являются составной частью индивидуального учебного плана ученика. Во-вторых , курсы по выбору призваны помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных. В рамках реализации Концепции профильного обучения мероприятия преследуют следующие цели:
    информационно-просветительскую; организационно- деятельностную; рефлексивно-аналитическую.
На каждом этапе введения предпрофильной подготовки были продуманы цели и мероприятия для всех участников образовательного процесса: школьной администрации, педагогов, учащихся, родителей. Так, на этапе информационно-просветительском были определены следующие задачи:
    знакомство с целями, содержанием и вопросами перехода на предпрофильную подготовку; ознакомление с изменениями в учебном плане для 9-х классов в текущем учебном году; изучение нормативных документов разного уровня по организации предпрофильной подготовки; изучение новых педтехнологий.
С целью выполнения поставленных задач школьная администрация проводит административное совещание “Об организации введения предпрофильной подготовки”, на котором определены направления работы школы по введению предпрофильной подготовки учащихся; - для педагогов организовывались теоретические семинары “Концепция предпрофильной подготовки”, “Новые педтехнологии: проектная деятельность учащихся. - для учащихся – классные часы по теме “Цели и задачи предпрофильной подготовки”, - для родителей – тематическое собрание “Цели и задачи предпрофильной подготовки. Изменения в учебном плане для 9-х классов.

Задачами организационно-деятельностного этапа стали:

    корректировка учебных планов и программ 5-9-х классов по технологии, черчению; разработка и утверждение школьных учебных программ по истории, черчению, искусству, технологии для 9-х классов в текущем учебном году; создание папки «Нормативные документы (предпрофильное обучение)»; обучение учителей разработке программ курсов по выбору; знакомство с содержанием профориентационных курсов; использование возможностей Internet; определение роли классного руководителя, психологов в организации психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки; выявление запросов учащихся 8-х классов и их родителей в аспекте предстоящего перехода на предпрофильную подготовку; изучение возможностей школы в проведении курсов по выбору; составление примерного перечня курсов по выбору с учетом интересов учащихся и возможностей педагогов школы;

Общая характеристика предпрофильной подготовки

Реализация идеи профилизации старшей ступени средней школы ставит выпускника основной школы перед ответственным выбором способа и профиля дальнейшего обучения, поэтому профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, осуществляемая в основной школе. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьёзное значение предпрофильной подготовки.

Предпрофильная подготовка является неотъемлемой составляющей профилизации школьного образования на старшей ступени, и даже всего процесса обучения на разных его этапах. Подготовка учащихся к обоснованному выбору профиля обучения осуществляется в процессе всего периода обучения в основной школе и усиливается в 8(9)–9(10) и 10(11) классах с целью подготовки учащихся к получению среднего общего, начального и среднего профессионального образования.

Предпрофильная подготовка - важнейшее звено в цепи «школа - ВУЗ», «школа - ПШ» и т.д., поскольку именно в 9 (10) классе, в данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к выбору профессии. Подросток может ставить перед собой значимые цели, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности.

Согласно ГОСО РК-2006, на ступени основного общего образования: «Вводится предпрофильная подготовка как система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности школ, осуществляющей подготовку учащихся к осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности».

Таким образом, предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного среднего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9(10) классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профильного образования.

Выбор профиля – очень важная задача при организации профильного обучения.

Согласно исследованиям, проведённым учёными, основными факторами, влияющими на выбор учащимися профиля обучения, являются:

Запросы учащихся;

Мнение родителей;

Потребности рынка;

Возможности организации образования
Таким образом, под выбором профиля следует понимать, прежде всего, личностное самоопределение школьника относительно дальнейшего направления обучения с учётом интересов, потребностей, склонностей.

2. Сущность предпрофильной подготовки.

Понятие «профильная ориентация» сравнительно недавно вошло в тезаурус педагогической науки и только получает распространение в образовательной практике.

Под профильной ориентацией понимается специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения профильного обучения в старшей школе или в учреждениях системы начального или среднего профильного образования.

Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения профильного обучения в старшей школе или в учреждениях системы начального или среднего профильного образования.

Следует отметить, что профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии решения о выборе направления и места дальнейшего обучения. Она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Достаточно важным, также, является вопрос о соотношении понятия профильная ориентация с понятием профессиональная ориентация (таблица 5).

Таблица 5 - Сравнительный анализ профильной и профессиональной ориентации

Компонент
Профильная ориентация
Профессиональная ориентация

Цель
Поддержка выбора профиля обучения
Поддержка выбора профессии обучения

Предполагаемый результат
Выбор профиля
Выбор профессии

Период обучения
8(9) - 9(10) классы
1 – 11 классы

Таким образом, сравнительный анализ профессиональной и профильной ориентаций даёт возможность сделать вывод о том, что профильная ориентация более узкое понятие, чем профессиональная ориентация и является её составной частью (Рисунок 12).

Переход на профильное обучение в старшей школе является серьёзной институциональной трансформацией для системы общего образования, фактически для каждой городской или районной образовательной сети.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9(10)-классников как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9(10)-ом классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, - причём совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, - оценить свои силы и принять ответственное

решение. Чтобы помочь им сделать правильный выбор, минимизировать ошибки и неудачи, неизбежные в столь сложном и трудном поиске своего места в жизни, своей профессиональной судьбы, нужно создать для этого соответствующие условия и предложить определённую систему работы по предпрофильной подготовке, применяя комплекс психолого-педагогических, информационных и организационных мер.

3. Этапы предпрофильной подготовки

Предпрофильная подготовка должна начинаться со спланированных действий по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им региональной образовательной сети. Школьники и их родители должны получить сведения о различных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, где ребята смогут продолжить образование после основной школы. Целесообразно проведение школьных и межшкольных олимпиад, дней открытых дверей, издание информационных материалов, знакомящих школьников со спецификой требований и особенностями профильного обучения в различных учреждениях.

При планировании предпрофильной подготовки необходимо учитывать особый, сложный характер проблемы приобретения учащимся основной школы первоначального опыта принятия ответственного решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном пространстве старшей профильной школы.

Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно (рисунок 13).

Пропедевтический этап проводится при завершении обучения в 8(9) классе. Его основной целью является выявление образовательного запроса учащихся. Диагностика образовательного запроса школьников осуществляется с учётом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки, сформировать региональный «пакет» профилей, заложить навыки социального и культурного самоопределения.

Основной этап проводится в период обучения в 9(10) классе, в ходе которого предусматривается моделирование видов образовательной деятельности,

востребованных в профильной школе и принятие решения в различных образовательных ситуациях.

Завершающий этап совпадает с окончанием учащимся 9(10) класса, проводится оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Результатом прохождения профильной ориентации является дифференцированность массива учащихся.

Массив учащихся может быть дифференцирован, например, по следующим признакам:

Способные либо неспособные к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению;

Связывающие либо не связывающие профильное обучение с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью;

Обладающие либо не обладающие необходимым уровнем сформированности общеобразовательных способностей универсального характера, востребованных не только в том или ином профиле обучения, но и соответствующих им вариантах дальнейшего жизненного, профессионального и социального становления.

В соответствии с данными признаками с каждой группой учащихся профильная ориентация осуществляется дифференцированно и индивидуально.

На протяжении всего процесса профильной ориентации осуществляется психолого-педагогическое сопровождение выбора профиля с целью создания внутренних условий личностно-профессионального самоопределения (развитие позитивного образа «я», способность опираться на себя, т.е. относиться к себе как субъекту собственной жизни и уметь осуществлять выбор) и знакомство с миром профессий.

При завершении предпрофильной подготовки выпускников основной школы желательно учитывать не только академические достижения и портфолио, но и уровень социальной зрелости учащихся, выраженный в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения.

Для эффективной организации профильной ориентации должны быть использованы ресурсы социокультурной среды, организаций профессионального и дополнительного образования, позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства, востребованный в старшей профильной школе.

Сложным вопросом в рамках предпрофильной подго­товки остается определение готовности учащихся девято­го класса к выбору профиля. Примерными критериями готовности учащихся 9(10) классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать критерии, приведённые в рисунке 14.

Таким образом, ведущей педагогической задачей подготовки школьника к профильному обучению становится поддержка социального самоопределения подростка в образовательной деятельности, выбора им своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающих их включённость в эту систему на основе сформированных к данному возрасту ценностей, интересов и потребностей.

Актуальность исследования. Первый период становления рыночных отношений в Российской Федерации может быть охарактеризован как недостаточно внимательный к проблемам профессионального самоопределения выпускников школ. Настоящий период характеризуется возрастающим вниманием со стороны органов власти и администрации школ к возрождению и развитию профориентации. В частности, это находит свое выражение и во внедрении препрофильной подготовки и профильного профильного обучения во многих российских школах. К сожалению, далеко не во всех образовательных учреждениях к предпрофильной подготовке учащихся подходят с необходимым вниманием. В некоторых образовательных учреждениях неграмотная организация предпрофильной подготовки приводит к тому, что детьми совершаются грубые ошибки выбора профиля обучения. Согласно социологическим исследованиям, большинство подростков уже к 9-му классу выбрали профессию. Вызывает серьезные сомнения качество и обоснованность этого выбора. Современная молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти вслепую. Большинство выпускников не имеют представления о реальном спросе на специалистов на рынке труда. Преобладает случайный, внесоциальный выбор, влекущий за собой личностные и социальные издержки. В результате человек теряет время и веру в свои силы.

Значительный вклад в разработку проблемы профессионального самоопределения школьников внесли такие ученые как К. М. Гуревич, Е. А. Климов, В. Н. Кудряшов, 3 И. Н. Назимов, С. Я. Батышев, П. В. Симонов, Р. В. Овчарова, Н. С. Пряжников, В. Г. Степанов, Дж. Холланд, Р. Б. Кэттел и мн. др.

Цель- проведение пилотажного исследования уровня профессионального самоопределения обучающихся на предпрофильном этапе обучения

Задачи:

1. Изучить концепцию предпрофильной подготовки в современной школе

2. Выявить особенности профессионального самоопределения подростков

3. Выявить факторы,влиящие на уровень профессионального самоопределения

4. Разработать программу предпрофильной подготовки

5. Обработать полученные результаты

Объект: система предпрофильной подготовки подростка

Предмет : пилотажное исследование проблемы формирования профессионального самоопределения подростка на этапе предпрофильной подготовки.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; тестирование; качественная и количественная обработка эмпирических данных; составление библиографического списка.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что профессиональное самоопределение подростков будет формироваться более эффективно, если выявить профессиональные предпочтения и ведущий тип мотивации.

Глава 1 Теоритические основы изучения профессионального самоопределения подростков в предпрофильной подготовке

1.1 Концепция предпрофильной подготвки в современной школе

Одним из основных направлений модернизации современной школы является введение предпрофильной подготовки учащихся в старшей школе с целью повышения качества подготовки школьников к обучению в системе профессионального образования, обеспечения высокого уровня образовательной подготовки, рефлексии, самоконтроля, необходимого для взвешенного принятия решений в выборе сферы профессиональной деятельности и их успешной социализации.

Понятие предпрофильной подготовки новое для отечественной педагогической науки и практики. Впервые оно появилось и в Концепции профильного обучения, где сказано, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».

Согласно Концепции профильного обучения, выпускник основной школы должен совершить «ответственный выбор – предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Этот выбор ложится в основу определения им своей дальнейшей образовательной траектории, которая будет реализована либо в учреждениях начального или среднего профессионального образования,либо на старшей ступени общего образования в рамках профильного обучения.

Предпрофильная подготовка - представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования.

Осуществляется предпрофильная подготовка на основании Закона РФ «Об образовании»,Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования «Концепции профильного обучения старшей ступени общего образования».

В условиях предпрофильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, связан с выбором образа жизни. Выбор профиля дальнейшего обучения не должен быть формальным, искусственным, случайным. В то же время известно, что учащиеся выпускных классов основной школы испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения.

Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов (за компанию с товарищами, по совету взрослых, под влиянием общественных стереотипов). К причинам сложившегося положения следует отнести:

1) недостаточное внимание педагогов психолого-педагогической поддержке самоопределения школьника;

2) отсутствие у родителей педагогической культуры оказания помощи своим детям в решении данных вопросов;

3) слабые контакты между школой и ступенями профессионального образования не только в аспекте преемственности содержания образования, но и подготовке к будущей профессиональной деятельности.

Такая ситуация существенно затрудняет решение проблемы самоопределения школьников в выборе профиля обучения, пути продолжения образования, профессиональной карьеры.

Целью предпрофильной подготовки является создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения выпускника основной школы в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

«Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования». Таким образом, предпрофильная подготовка призвана:

Актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов,

Обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой,

Создать условия для полученияу чащимися минимального личного опыта в отношении различных областей профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание трех основных направлений работы:

    Информационная работа.

В результате реализации данного направления, учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такими ресурсами, а именно:

Сведения о возможностях продолжения образования или трудоустройства;

Знакомство с учреждениями профессионального образования, прежде всего расположенными на данной территории;

Информация о программах профильного обучения, реализуемых различными образовательными учреждениями;

Данные о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории.

2. Реализация содержания предпрофильных курсов.

Главная задача предпрофильных курсов: познакомить учащихся с определённым типом профессиональной деятельности, дать возможность попробовать себя в определённых социально-профессиональных ролях, обеспечить деятельность учащегося.

В результате реализации данного направления учащиеся получают опыт освоения способов деятельности, изучения и преобразования предметов и процессов, характерных для той или иной сферы человеческой деятельности, а также опыт осуществления ответственного выбора.

Образовательным результатом реализации данного направления является умение учащегося делать выводы по поводу своего продвижения в образовании на основе рефлексии и анализа.

    Психолого-педагогическое сопровождение

проектирования учащимся своей образовательной траектории включает консультирование, мониторинг освоения предпрофильных курсов, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений учащихся. Это направление предполагает создание условий, в которых учащийся 9-го класса с необходимостью осуществлял бы выбор (курсов, практик, направлений деятельности…) для формирования осознанной позиции в отношении своей будущей деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение является связующим звеном по отношению к первым двум направлениям и между этими направлениями предпрофильной подготовки и предпочтениями учащегося.

Целью психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащегося является организация специальных условий для получения опыта выбора, проблематизации и рефлексии учащимся своей образовательной деятельности.

В результате реализации данного направления учащиеся принимают принципиальное решение о своем дальнейшем профессиональном или общем образовании или трудовой деятельности.

Основой этого решения становятся результаты профессионально организованных процессов самопознания и самоопределения учащихся и рефлексии результатов курсов по выбору; рекомендации по поводу затруднений в процессе выбора предпочтительного вида деятельности.

Результаты предпрофильной подготовки

Ученик умеет:

Анализировать результаты и последствия своей деятельности (по выбору и реализации образовательной траектории),

Проектировать и рефлексировать свою образовательную деятельность и ее результаты,

Анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений.

Ученик ориентируется (т.е. имеет информацию и пользуется ею):

В образовательных возможностях по завершении основного общего образования,

В ситуации на рынке труда в территории.

Таким образом, предпрофильная подготовка – это целая система педагогической деятельности, направленной на оказание помощи учащимся в самоопределении.Предпрофильная подготовка в старших классах позволяет учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение.

Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Назначение предпрофильной подготовки

Согласно Концепции профильного обучения, выпускник основной школы должен совершить «ответственный выбор – предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности». Этот выбор ложится в основу определения им своей дальнейшей образовательной траектории, которая будет реализована либо в учреждениях начального или среднего профессионального образования, либо на старшей ступени общего образования в рамках профильного обучения.

Целью предпрофильной подготовки является создание образовательного пространства для осуществления предварительного самоопределения.

«Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению общего образования» 1 . Таким образом, предпрофильная подготовка призвана:

Актуализировать потребность учащихся в определении своих образовательных и жизненных планов,

Обеспечить процесс определения учащимися образовательных и жизненных планов информационной базой,

Создать условия для получения учащимися минимального личного опыта в отношении различных областей профессиональной деятельности.

Структура предпрофильной подготовки

Предпрофильная подготовка представляет собой сочетание трех основных направлений работы:

Информирование

Информирование учащихся о возможностях продолжения образования или трудоустройства, знакомство с учреждениями профессионального образования, в первую очередь, расположенными на данной территории, информирование о программах профильного обучения, реализуемых различными общеобразовательными учреждениями, информирование о состоянии и прогнозах развития рынка труда территории.

учащиеся получают необходимые информационные ресурсы для планирования своего образовательного будущего и опыт работы с такого рода ресурсами.

Предпрофильные курсы

В результате реализации данного направления учащиеся получают опыт освоения способов деятельности, изучения и преобразования предметов и процессов, характерных для той или иной сферы человеческой деятельности, а также опыт осуществления ответственного выбора.

Психолого-педагогическое сопровождение

Психолого-педагогическое сопровождение проектирования учащимся своей образовательной траектории включает консультирование, мониторинг освоения предпрофильных курсов, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений учащихся. Это направление предполагает создание условий, в которых учащийся 9-го класса с необходимостью осуществлял бы выбор (курсов, практик, направлений деятельности…) для формирования осознанной позиции в отношении своей будущей деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение является связующим звеном по отношению к первым двум направлениям и между этими направлениями предпрофильной подготовки и предпочтениями учащегося.

В результате реализации данного направления учащиеся принимают принципиальное решение о своем дальнейшем образовании (профессиональном или общем) или трудовой деятельности. Основой этого решения становятся результаты профессионально организованных процессов самопознания и самоопределения учащихся и рефлексии результатов курсов по выбору; рекомендации по поводу затруднений в процессе выбора предпочтительного вида деятельности.

Результаты предпрофильной подготовки

Ученик умеет:

    анализировать результаты и последствия своей деятельности (по выбору и реализации образовательной траектории),

    проектировать и рефлексировать свою образовательную деятельность и ее результаты,

    анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений.

Ученик ориентируется (т.е. имеет информацию и пользуется ею):

    в образовательных возможностях по завершении основного общего образования,

    в ситуации на рынке труда в территории.

Предпрофильная подготовка и аттестация учащихся основной школы

Предпрофильная подготовка обеспечивает ориентацию учащегося, но не может являться основанием для специального отбора учащихся на последующих ступенях обучения. Поскольку профильное обучение в старшей школе не подразумевает ни отбора учащихся, ни жесткого их закрепления за определенным профилем, предпрофильная подготовка не может пониматься как подготовка к сдаче «профильного» экзамена в ходе итоговой аттестации за курс основной школы.

Главная ценность основного общего образования состоит в освоении учащимся государственного стандарта для основной школы. Поэтому переход к профильному обучению на старшей ступени не заставляет менять цели и форму итоговой аттестации учащихся 9-х классов.

Аттестат об основном общем образовании должен содержать во второй части перечисление тех предпрофильных курсов, которые освоил учащийся. Основанием для внесения в список освоенных курсов по выбору является зачет или положительная оценка по курсу.

Другие составляющие предпрофильной подготовки отражения в аттестате об основном общем образовании не находят.

ПРЕДПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ

Место предпрофильных курсов в системе предпрофильной подготовки

Назначение предпрофильных курсов:

    Предпрофильные курсы являются предметом выбора учащегося.

Формирование готовности к ответственному выбору происходит в рамках психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки. Предпрофильные курсы являются поводом и отправной точкой для организации этой работы. Поскольку умение делать выбор сопряжено с ответственностью за него, учащийся обязан полностью пройти выбранный им курс, включая все предусмотренные формы промежуточного и итогового контроля, даже если в процессе освоения курса он получил объективные основания считать свой выбор неудачным.

    Освоение предпрофильных курсов предоставляет учащемуся материал для анализа своих намерений, возможностей и предпочтений.

Освоение предпрофильных курсов не столько имеет академическую ценность, сколько предоставляет учащемуся материал для анализа, рефлексии и проектирования своей будущей образовательной траектории. Поэтому следует разделять:

а) объективно измеряемые образовательные результаты курса (информированность и опыт, знания и умения), которые оцениваются учителем,

б) результат пробы, который субъективен и оценивается учащимся в рамках рефлексии,

в) результативность курса, которая определяется четкостью позиции ученика между «освоение курса подтвердило правильность выбора, дало дополнительные основания к принимаемому решению» и «освоение курса показало, что нужно менять направление выбора, что данная деятельность не соответствует имевшимся ожиданиям», высказанной в ходе консультации в рамках психолого-педагогического сопровождения.

    Предпрофильные курсы обеспечивают пробу для учащегося:

    в различных сферах человеческой деятельности,

    при осуществлении различных видов деятельности,

    из позиции различных социально-профессиональных ролей.

Предпрофильные курсы имеют ориентационный и практико-ориентированный характер. Поэтому ведущими образовательными результатами учащихся являются представления (о чем-то) и опыт (какой-либо деятельности).

Основные понятия:

Виды деятельности – общие виды человеческой деятельности, применимые к различным объектам воздействия: производство, проектирование \ изобретательство, управление, исследование, творчество.

Предпрофильный курс – обязательный курс по выбору, нацеленный на формирование представлений учащегося о широкой группе социально-профессиональных ролей и получение им опыта реализации какого-либо вида деятельности в какой-либо сфере человеческой деятельности.

Проба – специально организованная в реальных или модельных условиях деятельность учащегося в пределах широкой социально-профессиональной роли.

Социально-профессиональные роли – роли в отношении коллектива, клиентов и других объектов профессиональной деятельности, характерные для группы схожих по какому-то признаку (виду деятельности, объекту воздействия и т.п.) профессий с максимально широко очерченными границами и нивелированными отличиями между отдельными профессиями и специальностями внутри группы.

Сферы деятельности – в общем виде выделяются на основе главного объекта воздействия человека: материальный объект, человек, знаковые системы, окружающая среда, художественный образ.

Задачи и содержание предпрофильных курсов

Задачи предпрофильного курса

Главная задача предпрофильного курса - познакомить учащегося с определенным типом профессиональной деятельности, дать возможность попробовать себя в определенных социально-профессиональных ролях, связанных с этой деятельностью.

Для решения этой задачи могут быть поставлены задачи формирования определенных знаний и начальных умений в том случае, если эти результаты образования – необходимый ресурс для проведения пробы.

Рамочная программа предпрофильного курса

Рамочная программа предпрофильного курса включает в себя:

    определение позиции курса среди видов и сфер человеческой деятельности,

    целевые установки программы,

    формы реализации содержания каждой темы.

Рамочная программа отвечает следующим требованиям:

    Программа предпрофильного курса не содержит входных требований к подготовленности учащегося, выходящих за рамки обязательного минимума основной школы.

Эта часть содержания программы представлена четырьмя основными формами – практикум на рабочем месте: социальная практика или экскурсия-практикум, практикум в моделированных условиях (в лаборатории, на учебном предприятии), аналитический практикум (сбор и анализ информации о деятельности специалиста на основе прямого наблюдения, анализа продукта деятельности или интервьюирования), деловая игра. Использование последней формы возможно только в том случае, если допустить ребенка до реальной деятельности в производственных или модельных условиях невозможно по соображениям техники безопасности, возможности фатальных последствий ошибки в совершении действий, закрытости предприятий и организаций соответствующего вида.

Рабочая программа предпрофильного курса

Рабочая программа предпрофильного курса разрабатывается учителем на основе рамочной программы. При этом учитель:

    сформулировать конкретные результаты обучения по курсу на основе заданных целевых установок и разработать формы их контроля,

    конкретизировать содержание экскурсий и практик в зависимости от специфики территории и имеющихся ресурсов,

    остановить свой выбор на нескольких темах в тех программах, где темы представлены избыточно, опираясь на условия территории, запросы учащихся, имеющиеся ресурсы,

    составить календарно-тематическое планирование;

    корректировать содержание темы в сторону ее сужения или расширения, привязки к конкретным условиям территории;

НЕ ИМЕЕТ ПРАВА:

    изменять соотношение часов, отведенных на экскурсию, практику и ознакомительную (теоретическую) часть программы,

Если учитель разработал авторскую программу предпрофильного курса, посвященную той группе социально-профессиональных ролей, которая оказалась не охваченной существующим набором рамочных программ, и образовательное учреждение заинтересовано в ее реализации, необходимо предпринять следующие шаги:

    Сопоставить программу с требованиями к предпрофильным курсам.

    Обеспечить рассмотрение программы на заседании методического объединения \ методического совета или другой структуры, выполняющей методические функции.

    Направить программу для рассмотрения Экспертным советом министерства образования и науки Самарской области по электронному адресу golub@.

После чего программа:

    Будет рассмотрена на заседании Экспертного совета или методической структуры учреждения дополнительного профессионального образования, получившего такой заказ от министерства образования и науки Самарской области.

В случае одобрения программы:

    На ее основе будет сформирована рамочная программа и предложена для реализации всем образовательным учреждениям региона в общем перечне рамочных программ.

    Учитель получит право реализовывать свою программу в качестве рабочей программы, созданной на основе рамочной программы, входящей в региональный перечень.

Авторские программы, посвященные той группе социально-профессиональных ролей, которая оказалась охваченной существующим набором рамочных программ, к рассмотрению Экспертным советом министерства образования и науки Самарской области не принимаются.

Приложения: 1. Список рамочных программ предпрофильных курсов.

2. Рамочные программы предпрофильных курсов.

Общие требования к организации преподавания предпрофильных курсов

Место предпрофильных курсов в учебном плане и объем нагрузки учащегося

Обязательные предпрофильные курсы по выбору

Базисный учебный план Самарской области 2005 года отводит 70 (68 для 34-часовой недели) часов на изучение обязательных предпрофильных курсов по выбору учащегося отдельной строкой.

Требования к программам предпрофильных курсов задают объем каждого курса 17 +\- 2 часа.

Это означает, что учащийся должен освоить 4 предпрофильных курса по выбору, а общий объем его нагрузки должен составлять не менее 68 часов.

Дополнительные предпрофильные курсы по выбору

При желании учащегося общее число часов на освоение предпрофильных курсов может быть увеличено за счет выбора дополнительного (пятого, шестого) курса. Этот случай рассматривается как дополнительная образовательная услуга, которая предоставляется образовательным учреждением по решению администрации при наличии соответствующих (в первую очередь организационных) ресурсов. Такая дополнительная услуга может быть как платной (в этом случае она оформляется также, как любая другая платная образовательная услуга), так и бесплатной (в этом случае она оформляется заявлением учащегося с визой родителей «не возражаю»).

В последнем случае администрация образовательного учреждения освобождается от жестких обязательств учитывать дополнительные интересы учащегося при составлении общего расписания. То есть возможность посещать два курса одновременно предоставляется ученику только при наличии организационных возможностей.

Формирование индивидуального набора предпрофильных курсов, осваиваемых учащимся

Предложение образовательного учреждения

Образовательное учреждение должно предложить учащимся для выбора набор курсов, охватывающий ВСЕ возможные сочетания видов деятельности и объектов воздействия. При этом как конкретный перечень, так и число предлагаемых курсов могут отличаться в разных образовательных учреждениях.

Разница в числе предлагаемых разными образовательными учреждениями курсов объясняется тем, что некоторые курсы охватывают своим содержанием несколько сфер человеческой деятельности или несколько видов деятельности. В этом случае при организации рефлексии в рамках психолого-педагогического сопровождения особенно важно обращать внимание учащегося на то, что преимущественно вызывало его интерес или в какой деятельности он был наиболее успешен.

Таким образом, ученику должно быть предложено ИЗБЫТОЧНОЕ число курсов для выбора.

Действия администрации образовательного учреждения по формированию предложения, отвечающего требованиям к содержанию

На этапе формирования предложения администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсов и отвечает на вопросы:

    какие курсы могут быть реализованы силами педагогов школы,

    имеется ли в школе материально-техническая база для реализации этих курсов.

Если ответ на один из этих вопросов отрицательный, следует определить, можно ли обеспечить предложение соответствующего вида деятельности или сферы деятельности в рамках другого курса.

Если администрация приходит к выводу, что этого сделать нельзя, необходимо предпринять следующие шаги:

    провести предварительные переговоры со специалистом (учитель \ преподаватель другого образовательного учреждения, действующий специалист), который мог бы быть нанят, если учащиеся выберут данный курс,

    провести предварительные переговоры с администрацией учреждения начального \ среднего профессионального образования, дополнительного образования, другого общеобразовательного учреждения, необразовательной организации, которые располагают соответствующей материально-технической базой и могли бы предоставить ее, если учащиеся выберут данный курс,

    провести предварительные переговоры с администрацией другого общеобразовательного учреждения, которая планирует предложить данный курс своим учащимся, располагая соответствующей кадровой и материально-технической базой, о возможностях присоединения группы учащихся к учащимся этой школы для освоения конкретного курса.

Форма

Важно, чтобы учащиеся уже перед первым выбором имели полную и достоверную информацию обо ВСЕХ курсах, которые им предлагаются. Поэтому необходимо:

    организовать устную презентацию курсов -

например, в рамках классного часа; при этом важно, чтобы презентацию курсов делали их будущие преподаватели, чтобы девятиклассники сразу смогли задать интересующие их вопросы и получить ответы;

    предложить учащимся и родителям информационный продукт, содержащий информацию по всем курсам, предлагаемым к выбору -

это может быть информационный стенд, брошюра, находящаяся в библиотеке или розданная учащимся; важно, чтобы на протяжении всего года обучения учащиеся имели возможность обращаться к этой информации.

Таким образом, предложение курсов делается один раз – в начале учебного года – и действительно на протяжении всего учебного года.

Выбор учащегося

Первый выбор

Учащийся формулирует свой первый выбор, заполняя опросный лист, на котором перечислены все курсы и сформулировано предложение отметить четыре из них цифрами 1, 2, 3, 4 по мере убывания своего предпочтения. Таким образом, в рамках первого выбора ученик намечает все четыре обязательных предпрофильных курса по выбору.

Второй выбор

Второй выбор организуется после освоения всеми учащимися одного предпрофильного курса. Во время освоения курса учащийся НЕ ИМЕЕТ ПРАВА перейти в другую группу, осваивающую другой курс.

В рамках второго выбора ученик заполняет анкету, необходимую для мониторинга процесса предпрофильной подготовки, который проводит администрация. В качестве одного из вопросов анкета включает точно такой же опросный лист, какой ученик заполнял при первом выборе. Теперь он должен отметить три курса цифрами 1, 2, 3. Это могут быть совершенно другие курсы по сравнению с выбором, отраженным в первом опросном листе. Учащийся ИМЕЕТ полное ПРАВО изменить свой первоначальный выбор. Сам факт изменения выбора становится предметом обсуждения на консультации в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Образовательное учреждение может предложить ученику заполнить анкету по результатам первого выбора и опросный лист как два отдельных документа.

Третий выбор

Третий выбор организуется после освоения всеми учащимися второго предпрофильного курса. Во время освоения курса учащийся НЕ ИМЕЕТ ПРАВА перейти в другую группу, осваивающую другой курс.

В рамках третьего выбора ученик заполняет анкету, необходимую для мониторинга процесса предпрофильной подготовки, который проводит администрация. В качестве одного из вопросов анкета включает точно такой же опросный лист, какой ученик заполнял при первом выборе. Теперь он должен отметить два курса цифрами 1, 2. Это могут быть совершенно другие курсы, по сравнению с выбором, отраженным как в первом, так и во втором опросном листе. Учащийся ИМЕЕТ полное ПРАВО изменить свой выбор, определить для себя ранее не выбиравшийся курс или вернуться к первоначальному выбору. Сам факт изменения выбора становится предметом обсуждения на консультации в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Образовательное учреждение может предложить ученику заполнить анкету по результатам второго выбора и опросный лист как два отдельных документа.

Четвертый выбор

Четвертый выбор организуется после освоения всеми учащимися третьего предпрофильного курса. Во время освоения курса учащийся НЕ ИМЕЕТ ПРАВА перейти в другую группу, осваивающую другой курс.

В рамках четвертого выбора ученик заполняет анкету, необходимую для мониторинга процесса предпрофильной подготовки, который проводит администрация. В качестве одного из вопросов анкета включает точно такой же опросный лист, какой ученик заполнял при первом выборе. Теперь он должен отметить два курса знаками «!» и «?». Знак «!» означает выбор ученика, знак «?» означает согласие изучать данный курс, если его выбор не может быть удовлетворен из-за малого количества учащихся, выбравших данный курс.

Оба знака могут стоять как в соответствии с предыдущими решениями, так и около совершенно других курсов. Учащийся ИМЕЕТ полное ПРАВО изменить свой выбор, определить для себя ранее не выбиравшийся курс или вернуться к первоначальному выбору. Сам факт изменения выбора становится предметом обсуждения на консультации в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Образовательное учреждение может предложить ученику заполнить анкету по результатам третьего выбора и опросный лист как два отдельных документа.

Действия администрации образовательного учреждения по удовлетворению запроса учащихся на предпрофильные курсы

Администрация формирует группы для изучения предпрофильных курсов на основании опросных листов (анкет), в которых учащиеся сформулировали свой выбор.

После первого выбора у администрации оказывается самый широкий простор для комбинаций, после четвертого она оказывается в самых сложных условиях. Поэтому имеет смысл формировать меньшее число более наполненных групп после первого выбора и большее число менее наполненных групп после четвертого.

Решение о формировании групп принимает администратор, курирующий предпрофильную подготовку. Единственным ограничением является принцип: до третьей серии курсов включительно ученик НЕ ДОЛЖЕН быть направлен на изучение курса, который он не выбирал. При этом он МОЖЕТ быть направлен на изучение курса, приоритет которого для ученика не первый.

Нормативно-правовая база предпрофильной подготовки . Факторы эффективности предпрофильной подготовки : кадровое и материально... у обучающихся представления о смысле и назначении профессиональной деятельности преподавателя, психолого-педагогическом...

  • Саламатов артем аркадьевич экологизация экономической подготовки старших школьников в системе профильного обучения

    Автореферат диссертации

    ... предпрофильной подготовки школьников). Раскрыто содержание экологизированной экономической подготовки старших школьников, реализуемое на уровнях предпрофильной подготовки ... : – общие положения, поясняющие назначение концепции ЭЭП старших школьников в...

  • национальный фонд подготовки кадров

    Автореферат диссертации

    ... ; усиления языковой подготовки учащихся; усиления подготовки учащихся в области... а более специализированного, проиводственного назначения должен использоваться в школе, ... и содержания образования, организацию предпрофильного обучения в выпускном классе, ...

  • Приоритетный национальный проект «образование» (3)

    Документ

    Области». Утверждение Положения о порядке назначения и выплаты персональных стипендий Волгоградской области... утверждении нормативных документов по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях...