Развитие программных систем электронного обучения в вузе. Современные платформы для дистанционного обучения: широкий выбор, безграничные возможности

Современные системы дистанционного обучения помогают организациям оперативно проводить обучение и аттестацию сотрудников, независимо от того, где эти сотрудники находятся: в Москве или Благовещенске, за компьютером в офисном кресле или с планшетом на борту самолета.

Если судить по описаниям на сайтах, все СДО похожи друг на друга: они имеют простой интерфейс, обладают необходимыми функциями и при этом дешевле всех остальных. Но стоит самому «понажимать кнопочки» в каждой, становится понятно, что на самом деле все СДО очень разные.


2. Mirapolis LMS - платформа для обучения и автоматизации HR-процессов

Пример стандартного пользовательского интерфейса в Mirapolis LMS


3. ShareKnowledge - удобная интеграция онлайн обучения в системы на базе SharePoint


4. Teachbase - платформа дистанционного обучения в легкой и доступной форме


5. WebTutor - гибкая настройка возможностей СДО на основе готовых модулей

Описание WebTutor

  1. Доступность информации. На сайте представлена вся необходимая информация для ознакомления с платформой - есть подробное описание всей системы в целом, а также каждого ее модуля. После регистрации можно бесплатно создать свой учебный портал. Бесплатная версия имеет значительные функциональные ограничения, но вполне подойдет, чтобы ознакомиться с возможностями системы. На учебном портале есть список часто задаваемых вопросов, который поможет быстрее разобраться в системе. Клиенты WebSoft также получают доступ к закрытому порталу, в котором можно найти множество полезной документации и общаться с коллегами из других компаний.
  2. Простота использования. Стандартный интерфейс системы выглядит несовременно. Чтобы разобраться, как использовать и настраивать систему, потребуется дополнительно изучить документацию и инструкции или обратиться к специалистам.
  3. Гибкость настроек. Внешний вид и структуру учебного портала можно гибко настроить под требования каждого клиента, для этого в системе есть большое количество модулей и компонентов. С помощью этих модулей можно построить небольшой учебный портал или полноценную систему комплексной автоматизации HR-процессов. Платформу WebTutor можно интегрировать с различными корпоративными информационными системами.
  4. Систему можно развернуть на корпоративном сервере или в облаке. Поддерживаются международные стандарты SCORM 1.2, SCORM 2004, AICC и Tin Can, есть встроенный редактор тестов, а также собственный инструмент для разработки интерактивных электронных курсов - CourseLab . Для удобства прохождения курсов с мобильных устройств есть мобильные приложения.
  5. Управление пользователями. Модуль «Персонал и организационная структура» позволяет добавлять, хранить и просматривать информации о сотрудниках компании, их должностях и подразделениях. Можно группировать пользователей и гибко настраивать права доступа для них. Модуль «Геймификация» позволяет добавить в систему бейджи достижений для дополнительной мотивации сотрудников к самостоятельному обучению.
  6. Общение между пользователями . С помощью модуля «Управление порталом» в систему можно добавить форумы, блоги, чаты, а также возможность проводить опросы. Модуль «Виртуальный класс» позволяет добавить платформу для проведения вебинаров.
  7. Статистика и отчеты. Используя модуль «Учебный центр» и дополнительный инструмент «Генератор отчетов», можно получать подробную аналитику о результатах обучения сотрудников и других данных системы и затем экспортировать эти отчеты в формате Word, Excel, txt или HTML.
  8. Стоимость системы зависит не от количества пользователей и используемых серверов, а от количества используемых модулей и стоимости услуг по разработке и настройке системы под требования заказчика. Есть возможность аренды СДО . Стоимость минимальной версии СДО на 1000 пользователей, 1 ГБ памяти - 115 000 рублей в год.

Кому подходит WebTutor?

Подходит больше всего, если: Подходит меньше всего, если:
  • в компании большой штат сотрудников и сложная организационная структура;
  • необходима не просто СДО, а система комплексной автоматизации процессов управления персоналом;
  • в компании есть специалисты, которые четко понимают, какие именно HR-процессы требуется автоматизировать, и готовы составить ТЗ;
  • не требуется оперативный запуск системы.
  • в компании работает небольшое количество сотрудников (до 100 человек);
  • нет четкого понимания, как должна работать СДО и нет готового ТЗ;
  • у компании ограниченный бюджет;
  • необходимо в кратчайшие сроки внедрить дистанционное обучение и аттестацию сотрудников.

Пользователи

Как правило, пользователями системы WebTutor, являются крупные компании с большим количеством сотрудников, распределенных на большой территории. Например, системой пользуются: Сбербанк, Альфа-Банк, Росгосстрах, Транснефть, МВидео, Магнит, Связной, Гарант и др.

Ознакомиться с отзывами клиентов и их историями внедрения WebTutor можно на официальном сайте в разделе Наши клиенты .


6. Docebo - модульная онлайн-платформа c возможностью социального обучения и управлением навыками

Система содержит 4 модуля: Learn (модуль формального обучения), Coach & Share (модуль неформального социального обучения), Extended Enterprise (модуль для обучения внешних пользователей), Perform (модуль управлением навыками). Learn – основной модуль, остальные можно докупить. Также за отдельную плату можно приобрести дополнительные опции к ним.

Описание Docebo

  1. Доступность информации. На сайте Docebo есть база знаний с подробными инструкциями по управлению системой. Есть отдельные руководства для разных пользователей СДО: для администратора, руководителя, эксперта и обучающихся. Однако вся информация доступна только на английском языке. Задать вопрос по продукту можно, связавшись с представителями компании Docebo напрямую - по телефону или email, или через официального российского партнера - компанию Competentum. Есть пробная 14-дневная версия. Но, чтобы получить демо-доступ к СДО, отправить запрос нужно с корпоративной почты.
  2. Простота использования. Интерфейс достаточно простой: сотрудники смогут самостоятельно разобраться, как пройти курс или решить тест. Чтобы научиться настраивать платформу, администратору не потребуются IT-навыки. Однако, чтобы понять, как пользоваться отдельными опциями - например, настраивать интерфейс для разных ролей, администратору, возможно, придется заглянуть в базу знаний.
  3. Гибкость настроек. Можно оформить платформу в фирменном стиле компании: изменить цветовую схему и загрузить логотип. Также у администратора есть возможность модифицировать интерфейс портала для разных ролей, выбрав нужные виджеты и их расположение. Все эти функции доступны за дополнительную плату.
  4. Управление учебным контентом. В СДО можно загрузить неограниченное количество учебных материалов в форматах PPT, PDF, docx, xls и video, а также электронные курсы в форматах SCORM, AICC и Tin Can. В системе нет встроенного редактора электронных курсов, но есть инструмент для создания тестов и опросов. Просматривать учебные материалы можно офлайн в мобильном приложении на смартфонах и планшетах. Также есть возможность продавать курсы, если купить интеграцию с сервисом электронной коммерции.
  5. Управление пользователями. Администраторы могут добавлять пользователей вручную по email, с помощью импорта из CSV- или XLS-файла или через SalesForce, если подключена интеграция с CRM-системой. Они также могут удалять пользователей, гибко настраивать для них доступ и группировать учащихся по отделам и другим критериям. Назначать курсы можно как отдельным пользователям, так и целой группе учащихся. В СДО доступен платный модуль геймификации. Он позволяет добавить в систему обучения рейтинги, очки, бейджи и сертификаты.
  6. Общение между пользователями. Подключив модуль Coach & Share, можно создать виртуальную социальную среду для общения сотрудников. СДО позволяет назначать экспертов и дает возможность специалистам обмениваться знаниями. Пользователи могут задавать вопросы экспертам, а также предлагать контент, публиковать свои посты, оценивать и комментировать посты коллег. Чтобы проводить вебинары, за отдельную плату можно приобрести интеграцию с внешними сервисами (Adobe Connect, GoToMeeting/Training/Webinar, Cisco Webex и др.).
  7. Статистика и отчеты. Платформа позволяет создавать 17 типов отчета: по пользователям, обучающим курсам, тестам, программам обучения и продажам. В том числе есть возможность учитывать результаты очных занятий.
  8. Стоимость и лицензионная политика. В течение 14 дней можно бесплатно пользоваться демо-версией. Docebo предлагает базовый тариф (от 300 пользователей с ограниченным функционалом) и расширенный тариф (от 500 пользователей с возможностью приобрести все модули). Каждый пользователь сверх выбранного тарифа оплачивается отдельно. Также за отдельную плату доступны дополнительные опции: e-Commerce, кастомизация, геймификация, модификация интерфейса, управление очным обучением, интеграции и вебинары. Стоимость тарифов и отдельных опций можно в индивидуальном порядке уточнить у представителя компании Competentum .

Кому подходит Docebo?

Пользователи

Клиенты Docebo - представители среднего и крупного бизнеса. Например, агентство Thomsons Reuters, сеть ресторанов Denny’s, сеть кофеен Starbucks, кинокомпания Cineplex.

Краткое резюме

Docebo - облачная модульная СДО с множеством опций. Система позволяет организовать не только формальное, но и неформальное обучение в виртуальной коллективной среде, а также управлять навыками пользователей. Можно подключить только те модули и опции, которые нужны пользователям. Решение больше всего подходит средним и крупным компаниям, которые хотят гибко настраивать СДО.


7. Unicraft - платформа корпоративного обучения для быстрого запуска

Коротко о таблице. По горизонтали представлены критерии для сравнения и оценки СДО, по вертикали - сравниваемые СДО. В ячейках таблицы проставлены баллы по следующему принципу:

  • ноль баллов - если критерий сравнения в системе отсутствует;
  • один балл - критерий представлен каким-либо образом;
  • два балла - критерий представлен хорошо.
  • три балла - критерий является преимуществом СДО.

Вы можете использовать эту таблицу как ориентир при выборе системы дистанционного обучения для своей компании. Надеемся, что она поможет вам сориентироваться в возможностях каждой СДО, как простой компас помогает путешественникам не заблудиться в дремучем лесу.

Обзор ТОП-8 отечественных и зарубежных СДО для корпоративного обучения : 7 комментариев

Примерно этот же перечень находится в книге МВА Крахотина А.В. «Наставничество в промышленности».
Совпадение не случайно. Спасибо за расшифровку.Очень полезная статья. С Павлом согласен.

  • Kirill Zotov

    А разве так можно? В 2018м живемс…

  • Алексей

    Я знаю, что есть еще Русский Moodle. Он не входит в топ?

  • Важность грамотного решения задачи выбора программной платформы для обеспечения электронного обучения зачастую недооценивается. Практически каждый ВУЗ, занимающийся несколько лет организацией и развитием дистанционного и электронного обучения, имеет отрицательный опыт в этой области.

    Детально разобравшись со структурой своих потребностей (цели проекта, образовательные программы, педагогические сценарии, организационные модели), ВУЗ формулирует предварительные требования к функционалу и мощности необходимой системы ЭО, чтобы приступить к выбору подходящей системы e-learning, являющейся базовым инструментом программной платформы.

    Конечно, успешность электронного, и дистанционного в том числе, обучения зависит не только от программной платформы, но ее верный выбор является одним из основополагающих факторов. Например, низкая характеристика usability (концепция разработки пользовательских интерфейсов программного обеспечения, ориентированная на максимальное психологическое и эстетическое удобство для пользователя) может привести к полному провалу процесса внедрения электронного обучения в ВУЗе. Прежде всего, это связано с недостаточно высоким уровнем владения ИКТ-компетенциями большинством преподавателей: обычно средний возраст ППС в технических ВУЗах около 50 лет, в Новосибирском государственном техническом университете на технических факультетах колеблется от 48 до 57 лет .

    Наиболее часто встречающиеся проблемы, с которыми сталкиваются пользователи систем e-learning

    1. Недружественный интерфейс (низкий уровень usability).
    2. Не поддерживается специфические, свойственные вузам России бизнес-процессы. Например, групповое обучение по заданному учебному плану, разбитому на семестры, а также взаимодействие деканатов, кафедр и администрации вуза.
    3. Сложность или невозможность интеграции систем ЭО с существующими в ВУЗе корпоративными системами.
    4. Многообразие задач, которые может решать система ЭО порождает всевозможные варианты реализации таких систем. Вследствие этого практикуется модульность либо использование одновременно нескольких систем, которые реализуют полный набор необходимых функций. Однако при этом возникает вопрос совместимости систем/модулей электронного обучения между собой.
    5. При использовании в рамках одного вуза нескольких программных систем ЭО или реализации проектов, которые предполагают обмен и/или объединение электронных ресурсов, возникает проблема организации единого доступа к электронным ресурсам. Частично ее решают путем выбора системы, поддерживающей широко распространенный стандарт. Однако, в настоящее время стандарты являются только общим направлением для достижения совместимости, поэтому если учебный курс соответствуют стандарту SCORM, то это не значит, что он автоматически может быть использован в другой системе ЭО, использующей SCORM.
    6. Характерная, к сожалению, для всех программных продуктов высокая скорость устаревания и постоянное изменение требований пользователей к системе требует высокой степени настраиваемости (гибкости) программной платформы ЭО.
    7. Трудность доступа к системе. Переход систем ЭО на web-платформу решило множество проблем по облегчению доступа. Теперь студентам и преподавателям достаточно иметь выход в Интернет и браузер для доступа к системе, однако возникает другая сторона проблемы: например, некоторые технологии требуют установки дополнительных плагинов в браузеры, что не всегда возможно.

    Перечисленные выше проблемы возникают при несоответствии приобретаемых или разрабатываемых систем выделенным требованиям (курсивом).

    Помимо приведенных требований остался нерассмотренным один немаловажный фактор - стоимость, которая складывается из стоимости ПО, сопровождения и аппаратной части. При подсчете стоимости зачастую забывают, что стоимость ПО включает не только саму систему ЭО, но и другое необходимое системное ПО. Необходимо продумать, кто будет сопровождать ПО: возможно существующий персонал не отвечает необходимым требованиями тогда потребуется увеличение затрат на оплату труда более квалифицированного персонала. Вероятно, потребуется модернизация аппаратной части, включая: сервер; резервирование питания; систему резервирования данных; сетевые и канальные средства и т. д.

    Варианты реализации программной платформы ЭО

    Выбор конкретной системы практически всегда представляет собой процесс достижения компромисса между его стоимостью и остальными требованиями. Для ВУЗа по мнению автора возможны следующие варианты реализации программной платформы электронной среды обучения: использовать готовые решения; использовать и разрабатывать собственные программные решения; интегрировать в собственную систему готовые (чужие) решения; аутсорсинг.

    Готовые решения - это коммерческие и свободно распространяемые системы ЭО, предлагаемые на рынке.

    Коммерческие системы: WebCT/Blackboad, Naumen University, Docent, LearningSpace 5.0, Learn eXact, eLearning Server 3000, ОРОКС, WebTutor, Прометей и др. Главное достоинство коммерческих решений - в большинстве своем это надежные продукты, с надлежащим уровнем поддержки пользователей, регулярными обновлениями и новыми версиями. Недостатки коммерческих систем:

    • код источника недоступен пользователям, поэтому даже небольшие изменения на уровне пользователя не представляются возможными;
    • высокая стоимость любого коммерческого продукта, регулярные выплаты за лицензию, за увеличившееся количество пользователей.

    Свободно распространяемые системы - это системы с открытым кодом (open source): MOODLE, LAMS, Sakai, ATutor, Claroline, Dokeos, OLAT, OpenACS, ILIAS и др. Достоинства этих систем прямо противоположны недостаткам коммерческих систем и наоборот. Дополнительно необходимо отметить следующие недостатки:

    • в Российском законодательстве не определено понятие систем с лицензией GNU/ GPL, под которой распространяются системы open source, в связи с этим до сих пор не определен правовой статус этих систем. К тому же существуют примеры, когда проекты open source перерастали в коммерческие системы, и пользователям таких систем в принудительном порядке пришлось переходить на другие системы оплаты;
    • как уже было отмечено, стоимость программы складывается не только из стоимости самого ПО, которое в данном случае действительно бесплатно, но и из стоимости поддержки, которая может оказаться достаточно дорогой. Это связано с тем, что необходима оплата работы собственного высококвалифицированного персонала либо сторонней фирмы для осуществления поддержки и развития приобретенной системы.

    Достаточно полный сравнительный обзор свободно распространяемых систем ЭО рассмотрен в .

    Разработка собственных программных решений по силам не каждому ВУЗу и является проектом с высоким риском провала (как любой проект в области разработки сложного ПО). Несомненными аргументами в пользу собственной разработки является следующее:

    • разрабатываемая система полностью отвечает потребностям конкретного ВУЗа;
    • ВУЗ имеет полные права на программный продукт;
    • поддержка осуществляется непосредственными разработчиками системы, поэтому внесение изменений происходит достаточно оперативно и качественно;
    • разработка обычно проводится с привлечением студентов и аспирантов, что несомненно способствует развитию научно-исследовательских и инженерных проектов в области информационных и педагогических технологий в образовании.

    Аутсорсинг становится все более привлекательным решением для вузов, особенно тех, которые только сейчас делают первые шаги в развитии инфраструктуры ЭО и не имеющих достаточно квалифицированного персонала для поддержки и развития программной платформы собственными силами. Этот рынок услуг получает все большее развитие, как в мире, так и в России. В рамках аутсорсинга технологий электронного обучения компании предлагают размещение курсов на своем сервере и проведение обучения с использованием своей программной системы ЭО. В этом случае снижаются затраты на первоначальное внедрение системы e-learning, а также ее поддержку и развитие.

    Программная платформа электронной среды обучения НГТУ

    В институте дистанционного образования (ИДО) НГТУ уже более 10 лет ведутся проекты по разработке систем ЭО . Системы сменяли разработчиков и друг друга, в результате на сегодня в университете успешно используется семейство продуктов, получившее название DiSpace. Оно предназначено для поддержки электронного обучения, как на уровне преподавания отдельных дисциплин, так и на уровне планирования и организации учебного процесса.

    Все программные продукты семейства DiSpace являются веб-ориентированными приложениями: для работы с ними пользователю необходим только веб-браузер (Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera или любой другой). Они могут использоваться как независимо друг от друга, так и совместно. В НГТУ системы DiSpace частично интегрированы с информационной системой университета.

    Система DiDesk (http://courses.edu.nstu.ru/admin.php) позволяет легко создавать сетевые версии электронных курсов. Процесс создания курса значительно ускоряется, если у преподавателя уже имеются материалы в электронном виде (например, в формате документов MS Word, презентаций MS PowerPoint и других файлов). Студенты получают возможность удаленного доступа к материалам курса, а также возможность скачивания файлов. При этом доступ к материалам можно ограничить с помощью пароля, который задается самим преподавателем. В настоящее время в системе создано более 1000 электронных курсов (рис. 1).

    Рис. 1. Количество электронных курсов в DiDesk

    Система удаленного тестирования DiTest.v2 (http://qti.edu.nstu.ru/new) предоставляет преподавателям возможность создания и редактирования тестов, а также проведения тестирования в удаленном режиме. Данная система соответствует современным требованиям активно развивающихся дистанционных и электронных технологий обучения, поддерживает последнюю версию международной спецификации QTI консорциума IMS. Задания в тесте группируются по темам, а темы, в свою очередь, объединяются в дидактические единицы (ДЕ). Это связано с тем, что в настоящее время тестирование по совокупности ДЕ становится в высшем профессиональном образовании необходимым требованием, что подтверждается структурой тестовых заданий федерального интернет-экзамена. Вопросы теста могут быть следующих типов: одиночный и множественный выбор, ассоциации, подбор соответствий, открытый вопрос. Для подготовки тестового задания можно использовать изображения, формулы, Flash-анимацию.

    Система управления учебным процессом DiClass (http://сайт/do) была разработана для поддержки комбинированной формы обучения. Создание новой версии этой системы связано с расширением номенклатуры специальностей, по которым ведется обучение в комбинированной форме, а также с подключением к системе новых факультетов и подразделений университета. В системе DiClass преподавателям и студентам доступны лента новостей, журнал успеваемости, семинары и консультации, возможность получения и отправки контрольных работ и личных сообщений. Для тьюторов (менеджеров учебного процесса) предусмотрены возможности управления рабочими учебными планами, управления учебными группами, мониторинга учебного процесса.

    Телекоммуникационная система Editoria (http://editoria.edu.nstu.ru) - это «электронная аудитория» для проведения консультаций и занятий с удаленными студентами в режиме он-лайн.

    По результатам опроса пользователи DiSpace (преподаватели, студенты, тьюторы и менеджеры) оценивают систему в целом положительно, отмечают ее простоту в использовании и достаточную функциональность. С точки зрения управления прозрачность учебного процесса в системе позволяет отслеживать и устранять его организационные и методические недочеты.

    В настоящее время ИДО НГТУ ведет исследования и разработки в области решения следующих задач:

    1. Коммерциализация разработанных систем ЭО. В частности развитие аутсорсинга, в рамках которого возможно размещение курсов на сервере ИДО, работа в программных системах ЭО, техническая и методическая поддержки.
    2. Исследование возможностей и наиболее подходящих форм внедрения новых технологий, таких как веб 2.0, интеллектуальные поисковые системы, коллаборативные технологии обучения и др.

    _________________________

      ЛИТЕРАТУРА:

    1. Богомолов В.А. Обзор бесплатных систем управления обучением/ Educational Technology & Society 10(3), 2007. С. 460-466.
    2. Юн С.Г. Программные платформы электронного обучения/ Электронное обучение в традиционном университете: сб. статей / отв. ред. Г.Б. Паршукова, О.В. Казанская. - Новосибирск: Изд-во НГТУ; 2010. - 134 с.

    01.01.2010 Единая образовательная информационная среда: направления и перспективы развития электронного и дистанционного обучения: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф.-выставки (Новосибирск, 22–24 сент. 2010 г.). – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – С. 58-62.

    Система дистанционного образования


    Введение

    1. Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся

    2. Организационно-методические модели дистанционного образования

    3. Организационно-технологические модели дистанционного образования

    4. Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа

    5. Методы дистанционного университетского образования

    6. Информационные технологии дистанционного обучения

    7. Средства обучения в дистанционном образовании

    8. Формы дистанционного образования

    Заключение

    Список литературы


    Введение

    Термин «дистанционное образование» означает такую организацию учебного процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем, учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время, студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное образование позволяет учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или получения качественного высшего образования, нет университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.

    С середины 70-х годов во многих странах стали появляться учебные заведения нового типа, называемые «открытый», «дистанционный» университет; «электронный», «виртуальный» колледж. Они имеют оригинальную организационную структуру, используют своеобразный набор педагогических приемов, экономических механизмов функционирования.


    Термин «интерактивное взаимодействие» широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). При более развитых средствах ведения диалога (например, при наличии возможности задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д .


    Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для учащихся, студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.

    Обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Так, Новый университет Южного Уэлса в Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов, тогда, как стационарно в нем обучается 3000 студентов.

    Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими .

    Автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей дистанционного образования. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого университета могут служить Национальный технологический университет (штат Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным специальностям совместно с 40 инженерными колледжами.

    Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо-самоанский телевизионный проект.

    Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.

    3. Организационно-технологические модели дистанционного образования

    Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционному заочному обучению.

    Мультимедиа - использование различных средств обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при этом передача информации в «одну сторону». При необходимости используются элементы очного обучения - личные встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п. Эту технологическую модель мы рассмотрим более подробно ниже. За главный объект мы возьмем электронный учебник (ЭУ) .

    Гипермедиа - модель дистанционного обучения третьего поколения, которая предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.

    4. Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа

    В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта.

    Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает присвоение наивысшего приоритета технологии в организации учебного процесса. Как бы мощны и совершенны ни были технологические применения, они должны служить образовательным (педагогическим) целям, а не наоборот. Но с другой стороны, нельзя и недооценивать роль новых информационных технологий, которые зачастую предлагают качественно новые возможности реализации образовательного процесса.

    Во-вторых, приведенный ниже перечень основных технологий, применяемых в университетах дистанционного обучения, конечно же не означает, что какая-то конкретная модель должна характеризоваться применением лишь одной из них. Мультимедиа-подход, основанный на использовании нескольких взаимодополняющих информационных технологий, представляется наиболее эффективным в области образования.

    Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории :

    · неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители),

    · средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа),

    · видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

    Средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям придали качественно новые возможности дистанционному обучению. В Российской высшей школе они активно развиваются в виде применения электронных учебников и технологии обмена текстовой информацией с помощью асинхронной электронной почты.

    Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям только совсем недавно стали применяться в практике дистанционного образования. Это связано с отсутствием развитой инфраструктуры связи, высокой стоимостью каналов связи и используемого оборудования.

    Видеокассеты - это уникальное средство для дистанционного обучения практически по любой дисциплине. Не требуя больших расходов на тиражирование учебных видеоматериалов, видеомагнитофон получил широкое распространение во всех странах. Видеокассеты используются обычно как компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционные лекции.

    Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации «диалога» между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Однако, если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.

    Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляют возможность организации самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.

    5. Методы дистанционного университетского образования

    Важным интегрированным фактором типологии дистанционных университетов является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можно классифицировать следующим образом :

    Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение). Для развития этих методов характерен мультимедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио-, видеоматериалы, и что особенно важно для электронных университетов - учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям. Это прежде всего:

    · интерактивные базы данных

    · электронные журналы

    · компьютерные обучающие программы (электронные учебники).

    В интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые могут быть доступны посредством телекоммуникаций. Используя эти ресурсы разработчики курсов, например, могут поддерживать локальные базы данных как для студентов, так и для преподавателей. Другим решением является предоставление доступа к внешним базам данных. Число баз данных, доступных через компьютерные сети быстро растет.

    Электронные журналы представляют собой периодические издания, которые распространяются среди подписчиков через компьютерные сети. Они становятся все более важным источником получения информации и обучения.

    Компьютерные обучающие программы представляют собой программное обеспечение, которое может использоваться на удаленном компьютере через компьютерную сеть. Сеанс связи с удаленным компьютером может осуществляться при помощи, например, модемной связи или Telnet услуг в Internet.

    Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение «один к одному»). Эти методы реализуются в дистанционном образовании в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта. Развитие теленаставничества (система «тьюторов»), опосредованного компьютерными сетями, является важным компонентом учебного процесса в электронных университетах.

    Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную роль в коммуникации (обучение «один к многим»).

    Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в современном дистанционном образовательном процессе так называемыми «э-лекциями» (электронными лекциями), т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям с помощью систем досок объявлений (BBS). Э-лекция может представлять собой подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалом, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям. На базе технологии электронной доски объявлений развивается также метод проведения учебных электронных симпозиумов, представляющих собой серию выступлений нескольких авторитетов («первых спикеров»).

    Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие к многим»). Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Иными словами, интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видео- конференций позволяют активно развивать такие методы в дистанционном образовании. Особую роль в учебном процессе дистанционных университетов играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.

    С целью классификации дистанционных университетов по педагогическим принципам, лежащим в основе их учебной практики, целесообразно выделить следующие принципы телематических систем образования :

    · интерактивность учебного процесса

    · обучение как диалог

    · адаптивность обучения

    · гибкость учебного материала

    · «передаваемость» материала в дистанционном образовании

    · активность обучаемого.

    Дистанционные образовательные учреждения обычно основываются не на каком-то одном из этих принципов, а на их совокупности. Тем не менее обычно выделяются доминирующие.

    6. Информационные технологии дистанционного обучения

    Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. В дистанционном образовании учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.

    Коммуникационные технологии можно разделить на два типа - on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время. В отличие от очного обучения, где диалог ведется только в режиме реального времени (on-line), в дистанционном образовании он может идти и в отложенном режиме (off-line).

    Основное преимущество off-line технологий состоит в том, что они менее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. Они могут использоваться даже при подключении к Internet по коммутируемым линиям (при отсутствии постоянного подключения к Internet).

    К технологиям этого рода относятся электронная почта, списки рассылки и телеконференция. С помощью list-сервера может быть организована рассылка учебной информации, с помощью электронной почты устанавливается личное общение между преподавателем и студентом, а телеконференция позволяет организовать коллективное обсуждение наиболее сложных или вызвавших затруднения вопросов курса. Все эти технологии позволяют обмениваться сообщениями между различными компьютерами, подключенными к Internet .

    Из on-line технологий прежде всего нужно отметить chat, позволяющий осуществлять обмен текстовыми сообщениями через Internet в реальном времени. В простейшем случае «разговор» происходит между двумя пользователями. Для коллективной беседы необходимо подключаться к специальному серверу - IRC-серверу. Тогда при работе пользователь видит перед собой экран, на котором отображаются сообщения, с указанием того, кто отправил данное сообщение. Большинство программ позволяет также вызвать кого-нибудь из присутствующих пользователей на «частный» диалог, закрытый от других пользователей. Для работы с chat существует большое количество программ, например, MIRC. Эффективность технологий on-line особенно высока при организации сетевых семинарских занятий и групповых консультаций.

    7. Средства обучения в дистанционном образовании

    В дистанционном образовании средства обучения реализуются через новые информационные технологии. Традиционные учебники, учебно-практические пособия, рабочие тетради и др. широко используются в системах дистанционного образования. В зарубежных системах дистанционного образования, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок, доля печатных изданий велика (например, в США - 85 %, в Германии - 95 %).

    При разработке дидактических печатных материалов для дистанционного образования необходимо, как показывает опыт, руководствоваться следующим :

    · учебные пособия по полноте содержания должны быть составлены таким образом, чтобы минимизировать обращение обучающегося к дополнительной учебной информации;

    · при построении структуры учебного материала в пособии целесообразно использовать модульный принцип;

    · должны быть приведены подробные инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы;

    · обязательными элементами в учебном пособии должны быть контрольные задания, толковые словари, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания.

    В целом, рациональная структура учебно-практическою пособия по дисциплине (курсу), предназначенного для дистанционного образования, должна включать в себя следующие разделы.

    · Введение в дисциплину (история, предмет, актуальность, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности).

    · Учебная программа по дисциплине (учебному курсу).

    · Цель и задачи изучения дисциплины.

    · Методические указания по самостоятельному изучению курса.

    · Основное содержание, структурированное по разделам (модулям).

    · Тесты, вопросы, задачи с ответами для тренинга (по разделам).

    · Итоговый тест.

    · Практические задания для самостоятельной работы.

    · Тематика для небольших научно-исследовательских работ.

    · Толковый словарь терминов.

    · Список сокращений и аббревиатур.

    · Заключение.

    · Список литературы (основной, дополнительной, факультативной).

    · Хрестоматия (дайджест) по дисциплине, содержащая выдержки из учебников, научных и журнальных статей, методик и других учебных материалов по тематике курса. Ј, Краткая творческая биография автора пособия.

    Сетевые учебные материалы целесообразно строить как сетевой учебно-методический интерактивный комплекс, который относится к сетевым электронным учебникам второго поколения с расширенными функциями интерактивности за счет использования таких услуг Интернет как телеконференции и видеоконференции .

    Комплекс содержит следующие канонические дидактические функциональные блоки: организационно-методический, информационно-обучающий, идентификационно-контролирующий. Психолого-педагогические функции комплекса реализуются посредством представления учебного материала в среде гипермедиа, дидактического взаимодействия студентов с преподавателями и со средствами обучения посредством электронной почты, «чата», теле- и видеоконференций. Комплекс состоит из следующих дидактических блоков :

    1. Организационно-методический. Содержательно включает в себя информацию о целях, задачах дисциплины, ее связи с другими дисциплинами, входящими в учебную программу; краткую характеристику содержания тем учебной программы, порядок и рекомендации по изучению дисциплины с помощью комплекса; обзор литературы и формы отчетности и контроля, порядок организации взаимодействия с преподавателем. Для психологического комфорта студентов модуль визуализирован и представляет собой запись установочного занятия на видеокассету с последующей оцифровкой. Содержательная часть модуля дублируется текстовым файлом.

    2. Информационно-обучающий блок состоит из модулей по объему равным учебной теме. Модули выполнены в среде гипермедиа. Каждый модуль сопровождается тестами для самопроверки, а весь блок - итоговым тестом по курсу и экзаменационными билетами по курсу. Гипертекстовые ссылки, имеющиеся в учебном тексте, дают возможность студенту знакомиться со специально созданной электронной хрестоматией по тематике курса, информационным ресурсам Интернет, с ресурсами электронной библиотеки.

    Компьютерные обучающие программы заявили о себе как о средстве обучения в начале 70-х годов, в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного, «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как программно-методический комплекс, программные средства учебного назначения, контролирующие обучающие программы и др. Такие программные средства обычно предназначаются для использования в традиционном учебном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, для развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения и в других целях.

    Исследование содержания, способов и средств разработки ПСУН позволяют выделить основные функции, которые они выполняют в учебном процессе:

    · индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

    · осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

    · осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

    · высвобождать учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

    · визуализировать учебную информацию;

    · моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

    · проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

    · формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

    · развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

    · усиливать мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

    · формировать культуру познавательной деятельности и др.

    ПСУН на современном этапе включают: электронные (компьютеризированные) учебники, электронные лекции, контролирующие компьютерные программы, справочники и базы данных учебного назначения, сборники задач и генераторы примеров (ситуаций), предметно-ориентированные среды, компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

    8. Формы дистанционного образования

    Методы и средства обучения относятся к сущностным характеристикам дидактического процесса. Они могут обеспечить достижение требуемых целей обучения, если будет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, т.е. формы (или вида) занятий. Образовательный же процесс при дистанционном образовании состоит, как правило, из последовательно чередующихся периодов контактного и неконтактного времени. Длительность их различна. В некоторых случаях контактный период в процессе обучения может вообще отсутствовать.

    В педагогической практике выработались такие хорошо известные формы обучения, как лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной спецификой и в СДО, как в контактный, так и в неконтактный периоды обучения.

    Дадим некоторые характеристики перечисленных канонических форм обучения при их использовании в СДО, подразумевая их, поэтому, и как формы дистанционного обучения

    Лекции являются одними из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Цель лекций - дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть проблематику, состояние и перспективы прогресса в конкретной области науки и техники, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления .

    В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета. Систематический курс лекций, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает, традиционно, вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции. В дистанционном образовании особое значение имеют установочные лекции.

    Общие требования к лекции в СДО сохраняются. Это научность, доступность, единство формы и содержания, органическую связь с другими видами учебных занятий. Вполне удовлетворяется и требование эмоциональности изложения, оно достигается в аудио- и видеовариантах, и даже в «электронных лекциях», представленных в виде текстовых файлов, с помощью специальных знаков. Например, улыбка на экране отображается комбинацией знаков, напоминающих повернутую смеющуюся рожицу.

    Лекции в ДО могут проводиться в реальном и «нереальном» времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется телевидение. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники для проектирования изображения с монитора компьютера на экран.

    Первая встреча с материалом в письменной форме, а не непосредственно из сообщения преподавателя, все же предпочтительней (хотя это не совпадает со стихийно сложившейся традицией обучения взрослых). При этом наибольший дидактический эффект дает вариант, когда после этого следует консультация, проводимая, например, по электронной почте.

    Семинары. Они являются активной формой учебных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Семинары строятся, как правило, на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике. В действительности, как указывают многие педагоги, основной недостаток семинарских занятий в настоящее время заключается в пассивности слушателей, в создании видимости активности путем предварительного распределения вопросов и выступлений, в отсутствии подлинно творческой дискуссии.

    Семинары могут проводиться в дистанционном образовании с помощью компьютерных видео- и телеконференций. В педагогическом аспекте видеовариант ничем не отличается от традиционных, так как участники процесса видят друг друга на экранах мониторов компьютера. К видеоконференциям надо привыкать. Наблюдается некоторая задержка изображения на экране при движении участников, сказывается некоторая необычность интерьера, начиненного аппаратурой, отвлечение внимания и др.

    Консультации. Это - одна из форм руководства работой слушателей и оказания ему помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Консультации могут быть индивидуальные и групповые. В ходе консультации проявляются индивидуальные свойства слушателя как личности (его интеллектуальные, моральные качества, а особенно характеристики психики и сознания обучаемого: внимание, память, воображение и мышление).

    В СДО используются в основном консультации с применением таких средств, как: телефон, электронная почта, видео- и телеконференции. Выбор средств НИТ определятся имеющимся составом аппаратно-программного оборудования на рабочих местах студента и преподавателя. Наиболее часто используется телефон и электронная почта .

    Лабораторные работы. Этот вид занятий имеет значение в большей мере для технических специальностей. Осуществлять их можно, когда требуется удаленный доступ по компьютерным сетям к лабораторным установкам или центральному компьютеру, моделирующему эксперимент или когда необходимо произвести доставку портативного лабораторного практикума «на дом».

    Исследования этих направлений показали, что предпочтительным по дидактическим и экономическим соображениям является первое направление (в рамках концепции дистанционного лабораторного практикума), которое позволяет решить значительную часть проблем при проведении лабораторных работ в ДО, а также реализовать концепцию «тренинговых форм».

    Контрольные мероприятия. Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в процессе дистанционного обучения, приобретает особое значение в виду отсутствия непосредственного контакта обучающегося и педагога. Повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний. Особенностью контроля в СДО является необходимость дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.

    Применяется два типа контроля: регламентный контроль и самоконтроль. При регламентных формах контроля целесообразно организовывать непрерывную связь в виде входного, текущего и выходного контроля. Самоконтроль осуществляется обучающимся как с помощью компьютерных обучающих систем, так и элементарными приемами, путем ответов на контрольные вопросы или тесты по разделам учебной программы.


    Процесс информатизации является закономерным и объективным процессом, характерным для всего мирового сообщества. Он проявляется во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Во многом благодаря этому процессу стала возможной новая синтетическая форма обучения - дистанционное обучение, которое вбирает в себя лучшие черты традиционных форм обучения - очного, заочного, экстерната, и хорошо с ними интегрируется. Можно обратить внимание на тенденцию, когда все известные формы обучения сольются в перспективе в одну единую форму с преобладанием характеристик современного дистанционного обучения. Использование в качестве инструментов видеотелеконференции, интернет и другие системы передачи данных «сблизит» преподавателя и студента находящих далеко друг от друга, приблизит дистанционное образование к традиционному, к непосредственному общению преподавателя со студентом, лектора с аудиторией, групповым семинарским занятиям, апробированными столетиями. Именно поэтому дистанционное обучение часто называют формой обучения XXI века.

    В России и за рубежом накоплен значительный опыт дистанционного обучения. Становится очевидным, что научно-исследовательская и практическая работа над проблемами дистанционного обучения, методического, методологического и технического обеспечения дистанционного образования должна быть постоянной и непрерывной. Можно быть уверенными, что результаты такой работы принесут реальные плоды в современный образовательный процесс, а вместе с тем в развитие систем телекоммуникаций.


    1. Бальцук Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе М.: Прометей 2009.

    2. Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. М.: «ВАК», 2008.

    3. Каракозов С.Д. Развитие содержания обучения в области информационно-образовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования / Под ред. Н.И. Рыжовой: Монография - Барнаул, 2005.

    4. Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе. - Барнаул, 2009

    5. Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2007.

    6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогика - реформе школы). - М.: Педагогика, 2008.

    8. Олифер В. Г. Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы,. технологии, протоколы: Учебное пособие для вузов/: Питер, 2009.

    9. Пуговкин, А.В. Основы построения телекоммуникационных систем и сетей.Часть. 1: Системы передачи. -Томск: ТМЦДО. -2008.

    10. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования - www.informatika.

    11. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 2007.

    12. ISDN - НОВЫЕ УСЛУГИ. Материалы ОАО «Томсктелеком» (www.telecom.tomsk.su)


    Олифер В. Г. Олифер Н. А. Компьютерные сети. Принципы,. технологии, протоколы: Учебное пособие для вузов/: Питер, 2009.

    Бальцук Н.Б., Буняев М.М., Матросов В.Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе М.: Прометей 2009.

    Пуговкин, А.В. Основы построения телекоммуникационных систем и сетей.Часть. 1: Системы передачи. -Томск: ТМЦДО. -2008.

    Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. М.: «ВАК», 2008.

    Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., 2007.

    Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения: Учеб.-метод. пособие. - М.: Высш. шк., 2007.

    Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 2008.

    ISDN - НОВЫЕ УСЛУГИ. Материалы ОАО «Томсктелеком» (www.telecom.tomsk.su)

    Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования - www.informatika.

    Каракозов С.Д. Развитие содержания обучения в области информационно-образовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования / Под ред. Н.И. Рыжовой: Монография - Барнаул, 2005.

    Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки и внедрения модульной технологии обучения в высшей школе: Автореф. дисс. д. пед. н. - Барнаул, 2009




    В текущем десятилетии, следуя общемировой тенденции, в российской системе образования все большую роль начинает играть направление дистанционного обучения. В первую очередь активизации этого процесса способствует развитие интернета и web-технологий, предоставивших новые возможности в развитии данной формы обучения.

    Резко возросший за последние годы спрос на подобного рода образовательные услуги диктуется, очевидно, реалиями современной жизни: все большему количеству специалистов необходимо в жестких условиях цейтнота получить, во-первых, то или иное специализированное образование, и во-вторых, определенный багаж дополнительных знаний, удостоверяемый соответствующими сертификатами.


    Преимущества намечены

    Говоря о дистанционном образовании, большинство из нас сегодня представляет себе исключительно интернет-обучение. Между тем, на заре становления технологии определенное хождение имели и другие формы дистанционного обучения. Так, среди средств технологической поддержки дистанционного обучения выделяют три основные группы: кейс-технологии, ТВ-технологии и ИТ-технологии.

    Кейс-технология предполагает комплектацию учебно-методических материалов в специальный набор - кейс, который пересылается учащемуся для самостоятельного изучения. По мере появления вопросов, предполагается периодическое обращение к преподавателям-консультантам в соответствующие учебные центры.

    TV-технология более экстравагантна: речь идет о телевизионных лекция. Сегодня это направление наименее популярно и похоже окончательно уступило позиции бурно развивающимся информационным технологиям. Тем не менее, продолжается разработка учебных курсов в соответствии со стандартом цифрового телевидения, сертифицированного, в частности, американской Федеральной комиссией по телекоммуникациям. В скором времени планируется использовать технологии WebTV, позволяющие с помощью декодера принимать учебные программы через интернет непосредственно на домашний телевизор.

    Наиболее актуальным направлением в области разработки СДО сейчас являются ИТ-технологии, которые подразумевают использование широких возможностей интернет-технологий и последних достижений в области мультимедиа. Интернет обеспечивает доступ к учебно-методическими материалами, а также интерактивное взаимодействие между преподавателями и студентами, гарантирует постоянный контакт с учебным центром.

    Систему дистанционного обучения посредством интернета (или иначе - систему онлайнового обучения - СОО) можно определить как комплекс программно-технических средств, методик и организационных мероприятий, которые позволяют обеспечить доставку образовательной информации учащимся посредством сети, а также проверку знаний, полученных в рамках курса обучения конкретным слушателем.

    Рынок систем дистанционного образования (СДО) условно можно разделить на следующие секторы:


    Источник: Granada Research, 2001


    Источник: Сибнефть


    Источник: eBCA


    Источник: IBM

        По оценкам экспертов, наиболее перспективным в России сегодня можно считать не государственный или вузовский, а корпоративный рынок дистанционного бизнес-образования. За счет его развития российским компаниям удастся повысить квалификацию кадров, расширяя возможности получения дополнительного профессионального (в том числе послевузовского) образования.

        Возможные области применения СДО на российском корпоративном рынке связаны с проведением профессионального обучения компаниями, имеющими территориально распределенную структуру, для собственных специалистов, а также для специалистов партнеров. Наиболее востребованными направлениями учебных курсов, в соответствии с текущими потребностями и условиями рынка, являются следующие:

      • обзорные курсы по новым продуктам (услугам) для менеджеров торговых предприятий, страховых компаний;
      • курсы по обслуживанию и ремонту сложных технических изделий (автомобили, бытовая техника, компьютеры);
      • обучение работе с программными продуктами;
      • обучение приемам работы с тем или иным технологическим оборудованием;
      • обучение новым методам работы специалистов финансовых отделов, бухгалтерии и других подразделений компании.


        Компании-разработчики и провайдеры услуг в области ДО

        Еще несколько лет назад на российском рынке преимущественно были представлены западные системы дистанционного обучения. На данный же момент число отечественных компаний, разрабатывающих собственную продукцию аналогичного класса, насчитывает более десятка. В основном они предлагают готовые онлайн-курсы или услуги по их созданию, а не решения, предназначенные для самостоятельной разработки, создания и администрирования курсов.

        Зарубежные компании-разработчики и провайдеры услуг в области дистанционного образования

        Компания Функционал СДО
        SmartForce Модули системы:
        Learning management suite - управление ресурсами и отслеживание прохождения учебных программ учащимися.
        Content management suite - интерактивное создание и управление контентом.
        Competency suite - интеграция комплекса навыков и бизнес-ролей с корпоративными стратегиями и целями.
        Collaboration suite - учебная платформа с учебными ресурсами.
        Customization suite - адекватное распространение корпоративного тренинг-контента
        DigitalThink E-Learning Catalog - более 3.000 часов курсов по IT, менеджменту, продажам, финансовые услуги, HR и др.
        E-Learning Platform - масштабируемая, открытая платформа, предоставляющая инструменты управления и анализа, а также возможность «бесшовной» интеграции с другими приложениями на предприятии.
        E-Learning Services - услуги в области разработки проекта учебного плана, его реализации и сопровождения.
        Macromedia Пакет eLearning Studio:
        Authorware 6 - программа, предназначенная для разработки приложения в области образования;
        Flash 5 - программа, предназначенная для разработки флэш-анимационных роликов;
        Dreamweaver 4 - программа, предназначенная для работы с публикацией материалов в Web.
        Interwise Платформа Enterprise Communications Platform (ECP):
        iMentoring - приложение для живых занятий в группах (или персональных занятий, консультаций)
        iMeeting - групповые или персональные собрания
        iClass - интерактивные занятия
        iSeminar - семинары с интерактивным взаимодействием для больших групп
        iCast - информационные совещания, собрания, информационное вещание
        IBM Пакет: Lotus LearningSpace 5.0:
        Mindspan Planning -первоначальный анализ уровня обучаемого, выработка стратегии и методов обучения.
        Mindspan Design - система создания структуры курсов, сертификации и проведения анализа результатов обучения
        Mindspan Content - создание и размещение контента
        Mindspan Technologies - поддержка различного контента, интеграция с почтовыми системами, системами управления персоналом и финансами, skills management и тестирования/сертификации
        BlackBoard Пакет: Blackboard 5:
        Blackboard Learning System - система управления курсами предприятия;
        Blackboard Community Portal System - портал, предоставляющий доступ к ресурсам, администрированию курсов, средствам общения, расписанию и пр. для соответствующих категорий пользователей;
        Blackboard Transaction System - интернет-система, обеспечивающая идентификацию студентов, предоставление доступа и управление платежами за обучение и др.
        Docent Docent Enterprise - приложения:
        Docent Learning Management Server (LMS), Docent Outliner, Docent Content Delivery Server (CDS) и Docent Mobile
        Centra Centra Symposium 5.0:
        Virtual classroom - проведение живых занятий, конференций среди персонала, партнеров и клиентов компании, а также проведение тренингов по продуктам и продажам.
        Centra Conference : - проведение живых web-конференций для небольшого числа участников
        Centra eMeeting : - проведение персональных встреч и презентаций
        Centra Knowledge Center - управление контентом, каталог курсов
        HP e-learning-on-tap
        virtual classroom - хостинг-сервис, для проведения онлайнового обучения в режиме реальном времени
        Pathlore Pathlore Learning Management System (LMS):
        Global Learning - основной портал, с помощью которого осуществляется планирование обучения, обеспечивается доступ к каталогу курсов и пр.;
        Administration Center - программа управления курсами и планом обучения;
        Content Center - программа управление «объектами» контента, размещения информации по курсам и тестам;
        Design Center - блок по созданию и управлению взаимодействием (интерфейсом) курсов,
        System Center - программа управления бэк-офисом (функции мониторинга соединений с системой).

        Несмотря на активное развитие информационных технологий, появление все более мощных платформ поддержки систем дистанционного образования, темпы развития российского онлайнового обучения не сопоставимы с западными. Опыт внедрения СДО часто оказывался неудачным или неэффективным по ряду объективных причин. Российские разработчики СДО не всегда могут в полной мере учесть все закономерности процесса обучения, в связи с чем используют не совсем корректные модели. Характерно и то, что наиболее удачные решения в области онлайнового обучения редко бывают масштабируемыми.

        Компания СДО
        Центр Компьютерного Обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана BaumanTraining
        Bauman Computer Training Company
        РБК Софт Saba
        НОУ Институт виртуальных технологий в образовании СДО «Прометей»
        Cognitive Technologies «СТ Курс»
        Город-Инфо «Интразнание»
        Информроект «Батисфера»
        ГиперМетод «eLearning 3000»
        Униар «Доцент»
        Гипер Медиа «СДО»
        Вэбсофт «WebTutor»

        При всем интересе корпораций к качеству и стоимости систем, до сих пор не достаточно четко определены методы измерения эффективности онлайнового обучения. В целом, в отличие от вузовского образования, ориентированного на выявление эффективности учебного процесса, корпорации ограничиваются, как правило, измерением затрат и составлением формальных отчетов. Безусловно, онлайновое обучение позволяет значительно сократить расходы компании, в частности, на организацию учебных командировок для сотрудников. Так, IBM, уже осуществившая перевод около 40% корпоративных учебных курсов на дистанционную форму, констатирует экономию в 395 миллионов долларов в 2001 году.

        По результатам исследования Nucleus Research , многие компании, осуществляющие продвижение систем онлайнового обучения, констатируют значительное сокращение затрат, связанных с обучением, а также повышение эффективности работы персонала.

        По данным некоторых компаний, в частности, IBM и Lucent Wireless University, ROI от развертывания систем онлайнового обучения составляет более 1000%.

        Как указывает Nucleus Research, успешное внедрение систем онлайнового обучения определяется следующими стратегиями:

          • Определить цели до развертывания системы. Успех зависит от возможности определить цели и шаги к их достижению до разговора с поставщиками технологий.
          • Развертывать систему оперативно. Успешное внедрение онлайновых методов обучения подразумевает следование принципам оперативного внедрения и использования открытых платформ, позволяющих быстро развертывать и наращивать систему. Nucleus рекомендует отводить на развертывание начальных компонент системы не более шести месяцев.
          • Система должна быть принята пользователями, адаптирована к потребностям и возможностям обучаемых сотрудников.

        Вопрос возврата инвестиций (ROI) в обучение относительно недавно начал фигурировать в обсуждениях бюджетов обучения. Уровень знаний/навыков персонала долгое время расценивался как нематериальный актив, не требующий отражения в бухгалтерском балансе. Сейчас в баланс начинают включать расходы на телекоммуникации и системную инфраструктуру, необходимые для доставки онлайнового контента, и в условиях жесткой экономии компании вынуждены поднимать вопрос оценки ROI по проектам онлайнового обучения, выясняя оправданность подобных затрат.

        Отсутствуют в России и стандарты для СДО . Существующие западные стандарты СДО (SCORM (Shareable Courseware Object Reference Model) и IMS (Instructional Management System ) не позволяют оценить результаты обучения, поскольку оперируют понятиями, связанными с разметкой текстов, программированием, индексированием отдельных объектов для обучающих систем, чтобы облегчить повторное использование цифровых материалов для обучения.

        Таким образом, стандарты делают технологии обучения более доступными, созданные учебные материалы многократно используемыми, но не позволяют оценить повышение уровня компетентности сотрудников по результатам прохождения курсов.

        Таким образом, необходимость вычислять ROI для проектов по обучению предполагает определение стратегии обучения, которая часто определяется технологическими параметрами, а не корпоративными целями. В частности, в качестве ключевого элемента стратегии онлайнового обучения могут фигурировать ограничения, накладываемые ИТ-инфраструктурой (чаще всего - пропускной способностью сети).

        Если же исходить из соображений общекорпоративных, то в первую очередь необходимо определить области компетентности, которые требуются для достижения бизнес-целей компании, а затем определить соответствующие методы обучения, которые будут необходимы для достижения компетентности в нужных областях, с учетом имеющегося опыта.

        Что должны уметь СДО?

        Система онлайнового обучения должна обладать следующими основными возможностями:

          • Размещение материалов курсов в Сети на web-ресурсах;
          • Регистрация обучаемого в онлайн-режиме;
          • Прохождение курса, включая оффлайновую работу с материалом и онлайновое общение с преподавателем;
          • Проверка знаний, тестирование учащихся в процессе обучения, сертификация учащихся по окончании курса обучения.
            Полноценная СДО должна иметь возможности представления информации следующих типов:
          • Текст
          • Графика
          • 3D-графика
          • Анимация, Flash-анимация
          • Аудио
          • Видео
            Реализация видеокурсов онлайн осуществляется при наличии мощных телекоммуникационных возможностей и в России может быть востребована только в редких случаях для корпоративных систем.
            Остальные способы представления информации в интернете стали уже достаточно традиционными. При этом необходимо учитывать специфику конкретного курса и пропускные способности каналов конкретных пользователей.

            Большинство систем онлайнового обучения строятся исходя из портальной схемы. В основе технологии лежит трехзвенная архитектура клиент/сервер, которая разбивает процесс обработки данных между клиентом, сервером приложений и хранилищем данных.

            Некоторые возможности технологических платформ для систем онлайнового обучения

            Возможность Область применения Технические требования
            Системы передачи сообщений и чаты Используются для обучения индивидуума/группы и для формирования групп обучающихся Низкие требования по пропускной способности, высокий потенциал для решения многих задач обучения (синхронного и асинхронного).
            Презентационные системы Потоковое аудио- и видео- («живое» и в записи) Средние требования по пропускной способности/обработке, замкнутость на презентационной модели обучения (синхронные и асинхронные презентации)
            Системы конференц-связи «Живая» аудио- и видео- конференц-связь в реальном масштабе Высокие требования пропускной способности/обработки, проблемы в области защиты информации, предназначены преимущественно для синхронного обучения




            Внедрение СДО

            Наиболее распространенный способ приобретения СДО - это покупка готового решения с документированными возможностями, на базе которого компания-заказчик решает задачу организации дистанционного обучения. В стоимость программного обеспечения обычно входит подробная документация, методическая и техническая поддержка. При этом, компания-заказчик самостоятельно вводит систему в эксплуатацию.

            Ввод СДО в эксплуатацию силами разработчика осуществляется в рамках проекта по внедрению, что значительно дороже и, как следствие, менее распространено в среде российских компаний. Тем не менее, по завершению проекта компания-заказчик получает уникальную систему, способную решать практически все поставленные задачи.

            Наименее рискованная с точки зрения финансовых затрат схема - использование ASP-сервис. Суть услуги сводится к тому, что пользователь получает доступ к уже существующей функциональной СДО , созданной на базе того или иного продукта.

            Способы приобретения СДО Достоинства Недостатки
            Готовое решение Относительно невысокая стоимость Самостоятельное внедрение;СДО возможно не удовлетворяет всем требованиям заказчика.
            Проект по внедрению СДО СДО удовлетворяет всем требованиям заказчика Высокая стоимость
            ASP-сервис Невысокая стоимость;Отсутствие затрат на ввод системы в эксплуатацию. Невысокая скорость работы вследствие большого кол-ва пользователей; СДО возможно не удовлетворяет всем требованиям заказчика.

            Наиболее распространенный «способ» создания системы дистанционного обучения долгое время состоял в том, чтобы перевести учебные материалы в HTML-форму и разместить их на сайтах учебных заведений. Сейчас все участники рынка согласны с тем, что одного только доступа к учебному материалу через интернет не достаточно для того, чтобы говорить о полноценной обучающей системе. Очевидно, что обучение предполагает не просто чтение учебного материала, но также активное его осмысление и приложение полученных знаний на практике.

            Как известно, «активность» осмысления подразумевает возможность задать дополнительные и уточняющие вопросы преподавателю, следовательно, такую возможность должна обеспечивать и СДО , в том числе и за счет формы построения материала, который должен как бы «провоцировать» вопросы. При этом синхронный учебный курс должен быть рассчитан на предоставление ответов в режиме реального времени, а асинхронный - на максимальную оперативность преподавателя.

            «Практическое приложение» знаний может быть реализовано в виде прохождения тестов или выполнения более сложных заданий. В обоих случаях результаты выполнения теста или задания должны быть проверены - либо автоматически, либо непосредственно преподавателем.

            Онлайновый учебный курс, в отличие от презентации или сайта, не просто обеспечивает доступ к информации, но также предусматривает интерактивное взаимодействие слушателя с преподавателем, контроль получаемых знаний и накопление информации о процессе обучения. Статистика по результатам процесса обучения является важной составляющей корпоративных СДО , поскольку позволяет кадровым службам и руководителям контролировать тренинг-активность сотрудников и сам учебный процесс.

            Команда по разработке учебного курса, как правило, включает три группы специалистов:

          • специалисты в предметной области - носители знаний по учебному курсу, который переводится в онлайновую форму;
          • специалисты по переводу материалов учебного курса в онлайновую форму;
          • специалисты в области web-технологий.



            Перспективы развития ДО в России

            Развитие дистанционного обучения в системе российского образования безусловно, будет продолжаться и предположительно, активизируется: несмотря на существующие проблемы, реальная экономия средств для вузов и корпораций вполне очевидна. Онлайновая форма обучения способствуют массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными для тех категорий слушателей, которые ранее не были охвачены традиционным очным образованием. Тем не менее, приходится констатировать низкое качество обучения, что закономерно в контексте существующих приоритетов - минимизация расходов, соответствие стандартам и количеству модулей учебных программ.

            Следует, вероятно, учитывать тот факт, что стоимость развития качественных учебных курсов является (и в ближайшее время останется) высокой. При этом, необходимо выработать четкие критерии измерения эффективности онлайновых курсов - только тогда онлайновое обучение сможет реализовать весь свой потенциал.

            По утверждениям самих игроков рынка, широкое распространение дистанционное образование получит только тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности, хорошие телекоммуникационные каналы - и в первую очередь в провинции, на которую изначально был рассчитан данный вариант обучения.


            Глоссарий



            Дистанционное обучение (ДО)
            обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.
            Дистанционное образование
            образование, реализуемое посредством дистанционного обучения
            Дистанционная технология обучения
            совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
            Кейс-технология
            вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей - тьюторов традиционным или дистанционным способом.
            Система ДО
            образовательная система, обеспечивающая получение знаний с помощью дистанционных технологий обучения. Включает в себя: кадровый состав администрации и технических специалистов, профессорско-преподавательский состав, учебные материалы и продукты, методики обучения и средства доставки знаний обучающимся (соответствующие одному или нескольким видам дистанционных технологий обучения), объединенные организационно, методически и технически с целью проведения дистанционного обучения.
            Виртуальная аудитория
            множество удаленных друг от друга рабочих мест, объединенных каналами передачи данных и используемых в рамках технологии дистанционного обучения обучаемыми для выполнения одинаковых в содержательном отношении учебных процедур при возможности интерактивного взаимодействия друг с другом и преподавателем.
            Виртуальная лаборатория ДО
            лаборатория удOленного доступа, в которой реальное учебно-исследовательское оборудование заменено средствами математического моделирования.
            Инструментальные средства ДО
            программное и информационное обеспечение, используемое для представления учебных материалов в информационно-образовательной среде ДО.
            Тьютор
            методист, преподаватель или консультант-наставник, входящий в профессорско-преподавательский состав системы ДО, осуществляющий методическую и организационную помощь обучаемым в рамках конкретной программы дистанционного обучения.