Вымышленные басни. Сочиняем басни

Проект 5 класса

«Сочини басню сам»


Участники проекта

Хасанова Владия

Ческидова Юлия Долгов Сергей

Андреев Максим Мелконян Арарат Игнатов Юрий Исмонова Роза Деева Екатерина Сосницкая Ксения Абрамовский Владислав

Геер Валерия


оформители

Хасанова Владия Исмонова Роза Деева Екатерина


руководитель

Костыря Ирина Михайловна


Урок литературы

На уроках литературы

мы изучали басни Эзопа,

Жана де Лафонтена, И. Крылова


Древняя Греция

Родоначальником

жанра басни считается древнегреческий мудрец Эзоп ,

живший в VI веке до н.э.


Басня Эзопа «Лиса и Виноград» в переводе Смирнова Д.Н.

Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. «Этого-то мне и надобно!» - воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий... но всё бесполезно - до винограда никак не добраться. «Ах, так я и знала, зелен он ещё!» - фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.


В XVII веке древний жанр был возвеличен французским писателем

Жаном

де Лафонтеном


Басня Жана де Лафонтена

«Лиса и Виноград»

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: "Он зелен - Пусть им кормится всякий сброд!" Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?


Самую широкую известность получили басни, созданные

И.А. Крыловым

«Вы нашли себя,- говорил И.И. Дмитриев И.А. Крылову . – Это истинный ваш род. Продолжайте. Остановитесь на этом литературном жанре…»


Басня Крылова «Лисица и виноград»

Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись. У кумушки глаза и зубы разгорелись; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целый, Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен - ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь".



верблюд и два оленя

Деева Екатерина

  • Был верблюд, и были два оленя.
  • Пошли они попить воды и встретились олени с верблюдом.
  • Олени начали дразнить верблюда,
  • А верблюд в ответ начал в них плеваться.
  • Олени говорят: «Не плюйся, мы же пошутили».
  • А верблюд не прекратил в них плеваться.
  • Олени убежали так и не попили воды.
  • Вот так ребята, никогда не дразните верблюда, а то и вас заплюёт.
  • Ну, конечно, и других животных тоже не дразните!

прекрасный цветок

Хасанова Владия

  • Прошёлся мальчик по поляне,
  • Нашёл цветок, сорвал его.
  • Пришёл домой, отдал цветочек маме.
  • Но через несколько минут завял цветок.
  • Вот так ребята, если вы найдёте цветок такой,
  • То полюбуйтесь красотой,
  • И идите вы домой!

кот и мыша

Сосницкая Ксения

  • Почуял Котик наш мыша.
  • И ходит тихо, не спеша,
  • Понюхает, посмотрит, поспит и посидит.
  • А Мышка притаилась и в уголок забилась.
  • Но Котик наш хитёр,
  • И слух его остёр.
  • Пошел он на кровать,
  • Как будто бы поспать.
  • А Мышь проворна, но глупа,
  • Всё думает про сыр.
  • Она забыла про Кота,
  • Но кот за ней следил.
  • Вот так ребята!
  • Не надо быть таким мышом,
  • Не стоит воровать.
  • Об этом чётко надо знать
  • И никогда не забывать.

Заяц и ёжик

Долгов Серёжа

  • Жили были заяц да ёжик.
  • Как-то раз они поспорили, кто быстрее сбежит с холма.
  • Когда заяц был возле финиша,

он споткнулся об корягу.

  • И ёжик решил помочь победить зайцу.

Ёжик обменял победу на друга,


Старуха и петух.

Игнатов Юрий

  • Была старуха, которая нажила себе красивого и умного петуха,
  • Почему умный, а это я сейчас не покажу, а расскажу.
  • Вот петух поесть летел, а бабушка не дала покушать,
  • А петух влетел домой!
  • И бабушку обстрелял своим клювом, и сам всё что было скушал.

мальчуган

Абрамовский Владислав

  • Шёл мальчишка, мальчуган одной дорогой скользкой
  • Всё была бы не беда.
  • Да поскользнулся и упал мальчик, лежит
  • И не чего поделать он не может.
  • И вот! Соседский мальчик идёт,
  • Поёт себе, поёт.
  • -Что ты разлёгся в луже?- спрашивает мальчик, - Что случилось?
  • - Да вот упал я в лужу. Так как-то повернулся я нелепо
  • -Ха-ха! Да посмотри ты на меня!
  • И сам тут в лужу плюхнулся, измок весь.
  • И учись сосед!

волк и заяц

Андреев Максим

  • Жил волк в своей норе, а заяц в своей избушке.
  • Вот как-то раз узнал волк что у зайца в избе мёд,
  • И захотел полакомиться.
  • Вот пришёл волк к зайцу и говорит: -Заяц пусти меня к себе жить.
  • -Ладно, заходи.
  • Наступила ночь, заяц уснул.
  • Волк поднялся на чердак и увидел две бочки.
  • Он залез в первую бочку,
  • А там была смола.
  • И он засох в той смоле.
  • Вот так и говорят, не разевай роток на чужой медок.

утка и утёнок

Ческидова Юля

  • Утка и утёнок гуляли по лугу.
  • Но вдруг бежит зайчонок
  • И говорит:"Спасите меня, спасите от лисицы!"
  • А утка отвечает: "Зачем тебя спасать?"
  • Но вот зайчонок спрятался, и лисица его не нашла.
  • Потом заяц гонял утёнка.
  • Лучше помогать тому, кто тебя просит,
  • Чем потом от них получать.

парад во дворце

Исмонова Роза

  • Сегодня в нашем во дворце
  • Идёт парад и все о нём твердят, твердят
  • Жюри на нём, король и королева.
  • Вдруг королева с удивлением спросила:
  • - Кто эта девушка? И платье, да и украшение - всё так блестит!
  • Король ей сразу же в ответ:
  • - Она жена двоюродного принца, Но тот мой принц немного беден.
  • Вчера просил на рубашонку денег, на ружья и на сапоги.
  • Сказал что денег нет! Он до предела разорён!
  • И принц из зала вышел вон.
  • Вот так без радости и славы, встречая на пути житейские преграды, частенечко кончаются парады.

мартышкины детишки

  • Геер Валерия
  • Пошла мартышка в магазин
  • И купила апельсин.
  • Пришли они домой, сели за стол
  • И стали делить апельсин по долькам.
  • Старший сыночек сказал:
  • - Так как я старший, я буду делить.
  • И младший сказал: - Нет уж, как я младший я должен всё забрать.
  • Ну а средний говорит: - Давайте всё поделим пополам.
  • Поделили пополам!
  • Средний взял себе половину апельсина.
  • Старший с младшим вдруг в недоумении…..!
  • Шум, крик, гам, на весь дом та-ра-рам!!!
  • Дружите ребята, вместе делите поровну, коль есть чем поделиться!

Иногда человеку в голову приходят разнообразные мысли и странные вопросы, например о том, как сочинить басню. Для всех любителей странных вопросов мы попытаемся дать определенное направление в решении этой задачи. Естественно, скорее всего, человек задавшийся таким вопросом вряд ли претендует на лавры Лафонтена и Крылова, и тем не менее иногда человеку хочется экзотики, или у него есть дети-школьники. А в школе, как известно, задания бывают всякие.

Мораль басни

Прежде чем прицельно думать о том, как сочинить басню, нужно понять, какую именно мораль вы хотите в нее «вмонтировать». Проще говоря, чему должно учить сие творенье.

Если мы почитаем интервью разных писателей, то они почти в один голос утверждают: «Идея - всему голова». В данном случае совершенно не важен объем художественного произведения, главное, чтобы оно не было бессодержательным.

Обычно если человек спрашивает себя, как сочинить басню с моралью, то он имеет четкую цель, зачем нужна ему Например, родитель хочет сочинить нечто, чтобы показать ребенку, как хорошо содержать свою комнату в чистоте. Соотвественно авторскому замыслу выстраивается сюжет.

Так как наша задача - показать определенный пример сочинения басни, то мы используем мораль басни «Лиса и виноград» и придумаем новых действующих лиц, вернее, даже лицо.

Персонажи

Следующая ступень в решении задачи «как сочинить басню» - выбор персонажа. Обычно это звери, очень похожие на людей. Но тут важно соблюсти некоторую реалистичность. Животные должны быть действительно похожи на людей по своим повадкам или тем представлениям, которые традиционно приняты в обществе. Например, муравей в басне не может быть ленив, а стрекоза не может быть трудоголиком. Ибо это противоречит не только определенным образам животных, но и культурной традиции. И да, это особенно важно, когда речь идет о том, как сочинить басню с моралью.

Другими словами, может быть, басня, конечно, небылица, но в ней все должно быть реалистично и построено на основании хотя бы житейского здравого смысла.

Пес и витрина, или Лисица и виноград на новый лад

Представьте, мокрый голодный бродячий пес ходит по улицам, он недоедает и недопивает. И тут перед ним возникает витрина мясного магазина, там окорока, курица, мясо на любой вкус и достаток. Да вот беда: собакам нельзя в магазин. Наш пес и так и эдак обхаживает витрину, но нет. Стекло не дает ему прорваться к желаемому объекту. И тут он говорит себе: «Наверное, тухлятиной торгуют», - и уходит прочь копаться в близлежащем мусорном баке.

Таким получилось сочинение, мы написали его как ответ на вопрос о том, как сочинить басню. Нельзя сказать, что у нас получилось, как у классиков, но тоже, кажется, вполне сносно.

Теперь поговорим о том, что делать, если фонтан фантазии иссяк.

Как найти сюжет и мораль для новой басни?

Кстати, именно поэтому главные действующие лица в баснях обычно звери. Они представляют собой некоторые собирательные образы всех людей, а если всех, значит, никого конкретно. Над ними смеются, так как никто не думает о себе и каждый смотрит на соседа. Гогочут над братьями нашими меньшими. А все потому, что баснописцы, думая о сюжете очередной басни, задаются вопросом о том, какую бы такую сочинить басню про животных? А вот если бы животные сочиняли, то нам, людям, мало бы не показалось.

Если в голову по-прежнему ничего не идет, и вы творчески бесплодны, то попробуйте представить себе окружающих в обличье зверей. Вашу жену, начальника, коллег, друзей. В таком случае сама жизнь услужливо подскажет сюжет.

Ребенок и басня

Правда, если творчеством решил заняться ребенок, то у него все значительно проще. Дети очень образно мыслят лет, наверное, до 15, потом, когда начинается бурная пора полового созревания, человек теряет связующую нить с детством, а мышление становится «взрослым».

Ведь Христос недаром завещал: «Будьте как дети». И дело тут не только в том, что вновь прибывшие в мир безгрешны и очень близки к Богу, а в том, что у детей мышление еще не зашоренное, они очень близки к жизни, к ее первоисточнику, поэтому сочинительство дается им очень легко. Для них сочинять - как дышать. Показательно и то, что для ребенка мир фантазии ближе, чем реальный мир. Дети могли бы подписаться под словами Г. Гессе: «Реальность - это мусор», - вот только когда люди вырастают, они принимают этот мусор всерьез и забывают о важном.

Таким образом, если предложить ученику, например, 5 класса сотворить басню, он с легкостью это проделает. Правда, только в том случае, если родители будут контролировать процесс. Они должны задать себе вопрос о том, как сочинить басню. 5 класс, например, может быть выбран как цель, поэтому он должен воспринять ее благосклонно. Если вам повезло и у вас есть дома сообразительный пятиклассник, то отдайте сочинение басни ему на откуп, только направляйте буйную фантазию своего чада в русло культурных норм и здравого смысла.

Надеемся, что статья поможет написать хотя бы одну приличную басню.

Мы привыкли изучать басни на примере произведений Ивана Андреевича Крылова, так как он был знаменитым на весь мир создателем рифмованных историй. Многие начинающие поэты думают, что написать интересное стихотворение с моралью несложно, но после начала сего действия понимают, что для этого нужны определенные навыки. В данном повествовании мы попытаемся ответить на вопрос тех, кто вынужден обращаться к знакомым с просьбой: «Помогите написать басню». Не знаете, с чего начать? Тогда читайте наше пособие.

Как написать басню самому? Основные правила создания рифмованных историй

Произведения Ивана Крылова приводят нас в восторг тем, что они не только поучительные, но и очень веселые. Вот мы потихоньку и подобрались к первому правилу написания басни: она должна быть сатирически окрашенной - так лучше усвоится обозначенный в ней смысл.

Перед тем самому, перечитайте рифмованные истории других авторов, и вы заметите там второе правило создания подобного произведения: хорошо обыгранный сюжет. Это означает, что в стихотворении может быть задействован один или несколько персонажей, которые должны разыграть некую ситуацию. Эта ситуация обязательно должна иметь эмоциональную окраску, либо сатирическую, либо драматическую, но она ни в коем случае не должна быть безликой или поверхностной.

Для всех, кто давно находится в поисках ответа на вопрос о том, как написать басню самому, есть еще одно хорошее правило: нужно обозначить для себя непременную цель создания данного типа произведения. Это делается для того, чтобы правильно расставить приоритеты и сформулировать основной смысл стихотворения.

Как написать басню с моралью?

Все очень отличаются друг от друга как по стилю, так и по способу создания. Перед тем как написать басню самому, определите ее основную мораль, ведь именно она является отличительной чертой произведений такого типа. Когда основной смысл стихотворения сформулирован, можно переходить к написанию басни по принципу обыгрывания этого смысла. Сделать это не так уж и сложно: Крылов писал свои произведения о животных, а вы можете написать о людях или даже о каком-то предмете в форме детской сказки. Но главное, чтобы в каждом действии героя прослеживалась связь с обозначенной вами моралью, а это на самом деле не так уж и сложно сделать.

Написание басни на примере известных произведений

Для всех, кто любит литературу, есть отличный способ написать хорошее произведение из жанра, который мы рассматриваем в данной статье. Смысл состоит в прочтении нескольких басен знаменитых авторов (Крылов, Толстой, Михалков), их анализе и выявлении сильных сторон каждого произведения. Это делается для того, чтобы попытаться повторить опыт сильных мира сего, только проделать это с абсолютно другим сюжетом.

Что касается морали, то за ее основу можно взять какую-то известную пословицу или поговорку, так как в каждой из них раскрывается определенный смысл. При правильной интерпретации он станет отличной платформой для написания интересной басни.

Многие учителя литературы дают задания своим ученикам связанное с написанием басни. Чаще всего, если ученик внимательно слушал, как это делается на уроке, то с этим заданием у него не возникнет никаких проблем. А если учащийся отсутствовал или пропускал всё мимо ушей, то ему придётся руководствоваться следующими советами.

Правила написания басни

Сначала нужно найти в толковом словаре, что означает само слово басня. Басня обычно пишется в виде обычных стихов или прозы. Она во многом отличается от других подобных жанров тем, что в ней есть наличие нравоучения, а также сатирический уклон. Чаще всего басня заканчивается какой-либо моралью. Основная мысль автора должна быть выражена в краткой и чёткой форме.

Писать своё произведения автору рекомендуется с самого конца, то есть непосредственно с морали. Так как обычно басня заканчивается каким-либо известным высказыванием или пословицей. В качестве примера можно посмотреть высказывания знаменитых баснописцев С. Михалкова или же И. Крылова. После нужно немного подумать, как можно правильно зарифмовать понравившуюся мысль.

Какая будет иллюстрация у басни?

Разнообразные животные;

Насекомые;

Или неодушевлённые предметы.

К примеру, в баснях Крылова можно увидеть картину, как разговаривают ворона с птицей или стрекоза слушает нравоучения от муравья. Стоит хорошо подумать какой именно герой подойдёт для вашей морали. Будет хорошо, если у читателя басни заранее сложится образ героя этой морали, пусть это будет умная ворона, трусливый заяц либо хитрая лиса.

Придуманную историю необходимо записать в виде прозы. Все составленные предложения в басне должны быть очень короткими и понятными для читателя. Как и все другие произведения, басня состоит из завязки, дальше следует развитие событий, кульминация и непосредственно развязка, которая предшествует самой морали. Просто здесь каждая из перечисленных частей имеет небольшой набор слов. Басня вполне может быть написана и без рифмы, но чаще всего стихотворная форма лучше воспринимается слушателем, чем обычная проза. Поэтому стоит попробовать прочитать прозаичный отрывок в стихотворной форме. Какой именно размер выбрать не имеет особого значения, всё будет зависеть от личного желания. Для этого вполне подойдёт энергичный хорей или классический ямб, либо что-то другое.

» » Как написать басню

Зиновкина Анастасия
Глупая Мушка
На поляне сидела Лягушка,
А вокруг неё кружилась Мушка.
- Ой, мне что-то язык укололо! -
Запричитала Лягушка Лола, -
Посмотри-ка ты, милая Мушка,
Не останусь в долгу я, подружка.
Мушка к Лоле в рот залетела -
Ну, а та её быстренько съела.


Аликин Михаил
Не зная броду, не суйся в воду

Петух Петя и заяц Степан пошли к белочке на день рождения. Петя - важный такой: в красных лаковых сапогах - идёт, вышагивает. Сам себе нравится.
Д ошли друзья до ручья. Мостик через ручей поодаль в стороне, до него ещё идти надо. Заюшка пошёл к мостику, а петушок возмутился: "Вот ещё! Буду я ходить туда-сюда, сапоги топтать! Я здесь перейду ручей, тут мелко"
Шагнул Петя в воду и провалился. Унесло его красные сапоги течением. И сам весь промок. А Степан сказал своему другу: "Не зная броду, не лезь в воду"

Сивков Максим

Кто спит весною - плачет зимою

Жил в лесу Бельчонок. Всю весну и лето он спал, прыгал по веткам и веселился. Бельчонок не ухаживал за грибочками, за ягодами, за шишками и орехами. он ничего не запасал себе на зиму. А когда пришла зима, ему стало голодно, но было уже поздно. Он заплакал. Кто спит весною - плачет зимою.

Карпенко Виктория

Ум хорошо, а два лучше

Однажды Заяц решал задачу. Два дня решал, да не решил. На следующий день опять решает. Подходит к нему Белка и говорит: "Заяц, давай я тебе помогу". "Помоги!" - отвечает Заяц. И вместе они решили задачу.
Так и бывает: ум хорошо, а два лучше.

Приймаченко Валентина

Жадность - всякому горю начало

Увидела Мышка на дороге большую кучу зёрнышек. И давай одно за другим уплетать за обе щёки. Мимо летел Воробышек, клюнул зёрнышко и вспорхнул вверх. Потом воробышек ещё одним зёрнышком угостился. Мышке не понравилось, что Воробушек клюёт зерно. И стала она торопливо зёрна уплетать, чтобы ей больше досталось. Вдруг Мышка остановилась, упала на землю держась за брюшко.
Воробышек подлетел к ней, а Мышка жалуется: "Брюшко болит, в горле пересохло".
А Воробышек ей отвечает: "Жадность - всякому горю начало".

Гущин Артём

Заяц и Енот

Однажды Енот решил найти себе новый дом. Ходил, ходил, так ничего и не нашёл. Пошёл он к Зайцу. Пустил его Косой. "В тесноте, да не в обиде" - сказал он.
Улёгся Енот на печи, пригрел свои бока, так хорошо ему ещё не было. А Заяц тем временем кашу сварил и зовёт гостя за стол. А Енота так лень атаковала, что он попросил принести кашу ему на печь.
Длилось это три дня. Заяц был трудолюбивый и не любил ленивых. Не выдержал он и выгнал Енота приговаривая: "Тебе проглотить-то хочется, а прожевать лень!"

Лямов Максим

Волк и Заяц

В солнечный день гулял Заяц по лесу. Вдруг из-за кустов вышел Волк. Заяц хотел бежать, но Волк его остановил и говорит:
- Хватит, Заяц, от меня бегать, давай дружить.Приходи ко мне в гости, угощу тебя сладкой морковкой да капустой.
Согласился Заяц. Пришёл он к Волку. Стол накрыт, много вкусностей, а морковки с капустой нет.
Спрашивает Заяц Волка:
- А где морковка с капустой?
Отвечает Волк:
- Закрутился я, забыл достать, помоги, Заяц, полезай-ка в подпол.
Заяц сгласился. Закрыл Волк крышку подпола и сказал:
- Будешь, Заяц, моим ужином.
Глупость - не порок, а несчастье.

Бучкин Дмитрий

Жадный Заяц

Один Заяц пришёл в гости на день рождения к своим друзьям. Там в огороде он увидел целую грядку сочной капусты. Хозяева предложили ему немного угоститься. Заяц с радостью согласился и подошёл к грядке. Капуста оказалась такой вкусной, что Заяц закрыл глаза от удовольствия и не заметил, что грядка опустела.
Но самое страшное случилось потом. Сначала он весь аокраснел, потом посинел, потом позеленел и, наконец, покрылся большими красными волдырями, которые жутко чесались и зудели.
Его увезли в лесную больницу. Позже врач сказал Зайцу, что из-за переедания у него появилась аллергия на капусту, и больше её есть будет нельзя. Вот к чему приводит порой жадность!