Антуан луи бари скульптуры. Значение бари, антуан луи в словаре кольера

БАРИ, АНТУАН ЛУИ

(Barye, Antoine Louis) (1795-1875), французский скульптор-анималист, живописец и график. Родился в Париже 24 сентября 1795. Занимался гравюрой, ювелирным делом и изготовлением топографических карт. Изучал скульптуру у Франсуа Бозио и живопись у Антуана Гро. Не получив официального признания, Бари в 1823-1832 работал в мастерской ювелира Фоконье. Позднее добился значительных успехов как скульптор. Ему покровительствовали герцог Орлеанский и американский коллекционер Генри Уолтерс.

Произведения Бари, первого мастера анималистического жанра в скульптуре, выполненные в реалистической манере, воспринимались по-разному: иногда критически-враждебно, иногда - восторженно и одобрительно. Опыт работы ювелиром помог ему достичь тонкости и точности в скульптуре, но его особый талант проявился в умении уловить характерные черты животных и передать их средствами пластики. Бари изображал животных и в отдельных этюдах, и в скульптурных группах, иногда с людьми, как в композициях Кентавр и лапиф (1850) или Сценах охоты, выполненных по заказу герцога Орлеанского.

Работы Бари находятся во многих музеях Европы и США. Он является также одним из создателей скульптурной декорации Лувра. Умер Бари в Париже 25 июня 1875.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БАРИ, АНТУАН ЛУИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БАРИ АНТУАН ЛУИ
    (Barye) Антуан Луи (24.9.1795, Париж, - 25.6.1875, там же), французский скульптор и живописец. Учился у скульптора Ф. Ж. Бозио (с …
  • БАРИ- в Медицинских терминах:
    (баро-; греч. barys тяжелый) составная часть сложных слов, означающая: 1) "тяжелый", "отягощенный"; 2) "тяжесть", "вес"; 3) "давление", "барометрическое …
  • АНТУАН в Литературной энциклопедии:
    ТИБО: ОСКАР, АНТУАН, ЖАК (фр. Les Thibault: Oscar, Antoine, Jacques) - герои романа французского писателя Р.Мартена дю Га-pa «Семья Тибо», …
  • БАРИ
    (Barye) Антуан Луи (1795-1875) французский скульптор и живописец. Представитель романтизма. Полные драматизма и пластической энергии изображения животных ("Лев", …
  • АНТУАН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Antoine) Андре (1858-1943) французский режиссер, актер, теоретик. Организатор и руководитель Свободного театра (1887-94), Театра Антуана (1897-1906), возглавлял театр "Одеон" (1906-14) …
  • ЛУИ
    (Louis) или Луидор (Louisd"or, собств. "золотой Людовик") - впервые появившаяся в 1640 г. французская золотая монета, сначала с крестом, при …
  • БАРИ в Современном энциклопедическом словаре:
    (самоназвания каква, куку, поджулу, ньянгбара, мандари, ньепи, лиго) - народность общей численностью 690 тыс. чел. Основные страны расселения: Судан - …
  • БАРИ...
  • БАРИ в Энциклопедическом словарике:
    [от древнегреческого barys тяжелый] первая часть в сложных словах, соответствующая по значению словам "давление", …
  • БАРИ... в Энциклопедическом словарике:
    Первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову д а в л е н и е, напр.: барицентр, барисфера; …
  • ЛУИ
    ЛУ́И ФИЛИПП (Louis-Philippe) (1773-1850), франц. король в 1830-48. Из младшей (Орлеанской) ветви династии Бурбонов. Возведён на престол после Июльской рев-ции …
  • ЛУИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛУ́И БОНАПАРТ (Louis Bonaparte) (Луи Наполеон Бонапарт), см. Наполеон III …
  • БАРИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Б́АРИ (Bari), г. и порт в Юж. Италии, адм. ц. пров. Бари. 355 т.ж. (1990). Нефтепереработка и нефтехимия, металлургия. Ун-т. …
  • БАРИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Нина Карловна (1901-61), математик, д-р физ.-матем. наук, проф. МГУ. Тр. по теории функций, в т.ч. по теории …
  • БАРИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Де Бари, de Ваrу) Генрих Антон де (1831-88), нем. ботаник, ин. ч.-к. Петерб. АН (1880). Тр. по микологии. Установил роль …
  • БАРИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Barye) Антуан Луи (1795-1875), франц. скульптор и живописец. Предст. романтизма. Полные драматизма и пластич. энергии изображения ж-ных ("Лев", …
  • АНТУАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНТУ́АН БУРБОН (Antoine de Bourbon) (1518- 1562), герцог Вандомский с 1537, король Наварры с 1555. Сначала один из вождей гугенотов, …
  • АНТУАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНТУ́АН (Antoine) Андре (1858-1943), франц. режиссёр, актёр, теоретик т-ра. Организатор и руководитель Свободного т-ра (1887-94), Т-ра Антуана (1897-1906); возглавлял т-р …
  • БАРИ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • БАРИ... в Новом словаре иностранных слов:
    ((гр. barys тяжелый) первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову давление, напр. : барицентр, …
  • БАРИ... в Словаре иностранных выражений:
    [ первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову, напр.: барицентр, …
  • БАРИ
    (Bari) , город и порт в Юж. Италии, административный центр пров. Бари. 355 тыс. жителей (1990). Нефтепереработка и нефтехимия, металлургия. …
  • АНТУАН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Antoine) Андре (1858-1943) , французский режиссер, актер, теоретик. Организатор и руководитель Свободного театра (1887-94), Театра Антуана (1897-1906), возглавлял театр «Одеон» …
  • НАКЛЕЙКИ НА ФРУКТЫ;"АНТУАН СЕККО" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    Антуан Секко из Бурбон-Ланси, Франция, собрал 11 000наклеек на фрукты, причем экземпляры его коллекции не …
  • ЖИЗНЬ С ЛУИ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-08 Time: 06:28:21 * Андерсон, три круга! * Я всё слышал! * Твою маму я тоже люблю, но за …
  • ПОРТ-ЛУИ в Справочнике Городов и столиц мира:
    МАВРИКИЙ Порт-Луи-столица Республики Маврикий и административный центр округа Порт-Луи. Это главный порт страны на Индийском океане, а также ее крупнейший …
  • ЛИОНСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лионская епархия Римско-католической Церкви. Римо-католические архиепископы Лионские были графами Лиона и провинции Лионне, примасами Южной …
  • ЛУИ-ФИЛИПП в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Король Франции в 1830-1848 гг. Сын герцога Орлеанского Луи-Филиппа и Аделаиды Бурбон- Пентьеврской, Ж.: с 1809 г. Мария Амелия, дочь …
  • ЛУИ-ФИЛИПП в биографиях Монархов:
    Король Франции в 1830—1848 гг. Сын герцога Орлеанского Луи-Филиппа и Аделаиды Бурбон- Пентьеврской, Ж.: с 1809 г. Мария Амелия, дочь …
  • ЛАТУР-ШАМБЛИ, АНТУАН в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1808-1881) - французский …
  • РАДИГ АНТУАН (RADIGUES) в Краткой биографической энциклопедии:
    Радиг (Антуан Radigues, 1721 - 1809) - гравер на меди, уроженец гор. Реймса, учился в Париже, путешествовал по Голландии, Англии …
  • БУРБОН АНТУАН в Большом энциклопедическом словаре:
    см. Антуан …
  • ЭНГИЕНСКИЙ ГЕРЦОГ, ЛУИ АНТУАН ДЕ БУРБОН-КОНДЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    герцог, герцог Ангиенский (duc d"Enghien), Луи Антуан де Бурбон-Конде (2.8.1772, Шантийи, - 21.3.1804, Венсенн), французский принц, последний представитель дома Конде …
  • ШЕРБЮЛЬЕ АНТУАН ЭЛИЗЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Cherbuliez) Антуан Элизе (29.7.1797, Женева, -7.3.1869, Цюрих), швейцарский экономист и юрист. Концепция Ш., которую К. Маркс называл удивительным сочетанием взаимоисключающих …
  • ФЮРЕТЬЕР АНТУАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Furetière) Антуан (28.12.1620, Париж, - 14.5.1688, там же), французский писатель. С 1662 член Французской академии. Получил юридическое образование. В 1653 …
  • ФУРКРУА АНТУАН ФРАНСУА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Fourcroy) Антуан Франсуа (15.6.1755, Париж, - 16.12.1809, там же), французский химик и политический деятель, член Парижской АН (1785). Участвовал (совместно …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ТАБЕТ АНТУАН ЖОРЖ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Антуан Жорж (Табит Антун) (13.6.1907, Бхамдун, Ливан, - 16.5. 1964, Москва), ливанский архитектор и общественный деятель, публицист. Родился в семье …
  • СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ АНТУАН ДЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Saint-Exupery) Антуан де (29.6.1900, Лион, - 31.7.1944), французский писатель. Родился в аристократической семье. В 1919-21 учился в Школе изящных искусств, …
  • ВАТТО АНТУАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Watteau) Антуан (Жан Антуан) (крещен 10.10.1684, Валансьенн, французская Фландрия, - 18.7.1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский живописец и рисовальщик. Сын кровельщика. …
  • БАРНАВ АНТУАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Barnave) Антуан (21.9.1761, Гренобль - 29.11.1793, Париж), деятель Великой французской революции, социолог. В 1789-91 депутат Учредительного собрания. Сторонник конституционной монархии. …
  • СЕНТ-ЛУИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Saint-Louis) — гор. в сев.-амер. шт. Миссури, пятый по населенности в Сев.-Амер. союзе, торговая метрополия в области Миссисипи, на зап. …
  • БАР, БАРИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Bahr, Bahri) — по-арабски море или обширное водное пространство, отсюда Бар-эль-Акаба, залив на северо-восточной оконечности Красного моря; Бар-эль-Гуле — озеро …
  • ФРАНЦУЗСКОЕ ИСКУССТВО*
    ? I. Архитектура. Самые древние художественные памятники Франции относятся к галльско-римскому периоду. От этого времени дошло до нас в ней …
  • СЕНТ-ЛУИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Saint-Louis) ? гор. в сев.-амер. шт. Миссури, пятый по населенности в Сев.-Амер. союзе, торговая метрополия в области Миссисипи, на зап. …
  • БАР, БАРИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Bahr, Bahri) ? по-арабски море или обширное водное пространство, отсюда Бар-эль-Акаба, залив на северо-восточной оконечности Красного моря; Бар-эль-Гуле? озеро …
  • ЛУИ ФИЛИПП в Словаре Кольера:
    (Louis Philippe) (1773-1850), король Франции, родился 6 октября 1773 в Париже, старший сын Луизы Бурбонской и герцога Орлеанского. Впоследствии отказался …

В разделе Вокруг света на вопрос Где находятся скульптуры? Кто автор? Каких недостаёт? заданный автором ¤ Елена ¤ лучший ответ это Антуан Луи Бари Antoine Louis Barye
Родился в Париже 24 сентября 1795. Занимался гравюрой, ювелирным делом и изготовлением топографических карт. Изучал скульптуру у Франсуа Бозио и живопись у Антуана Гро. Не получив официального признания, Бари в 1823–1832 работал в мастерской ювелира Фоконье. Позднее добился значительных успехов как скульптор. Ему покровительствовали герцог Орлеанский и американский коллекционер Генри Уолтерс.
Произведения Бари, первого мастера анималистического жанра в скульптуре, выполненные в реалистической манере, воспринимались по-разному: иногда критически-враждебно, иногда – восторженно и одобрительно. Опыт работы ювелиром помог ему достичь тонкости и точности в скульптуре, но его особый талант проявился в умении уловить характерные черты животных и передать их средствами пластики. Бари изображал животных и в отдельных этюдах, и в скульптурных группах, иногда с людьми, как в композициях Кентавр и лапиф (1850) или Сценах охоты, выполненных по заказу герцога Орлеанского.
Работы Бари находятся во многих музеях Европы и США. Он является также одним из создателей скульптурной декорации Лувра. Умер Бари в Париже 25 июня 1875.
Mount Vernon Place, Baltimore, Maryland, USA. Sculptor Antoine-Louis Barye.
Шесть статуй должны были представлять американские идеалы Антуан Луи Бари создал серию памятников, изображающих мужчину и мальчика с различными животными, как символами: войны и мира, силы и порядка, свободаы и равенства - шесть тем. Две статуи - свобода и равенства - были разбиты, четыре сохранились - война и мир, сила и порядок Эти четыре скульптуры были переданы коллекционером Генри Уолтерсом для установке в парке перед монументом Вашингтона.

(1795-09-24 )

Биография

Творчество

Полные драматизма и пластической энергии изображения животных:

  • сцены охоты, выполненные по заказу герцога Орлеанского;
  • «Тигр, разрывающий крокодила », бронза, 1831, Лувр ;
  • рельеф «Лев » на цоколе Июльской колонны в Париже, бронза,1836
  • «Кентавр и лапиф », 1850;
  • 4 группы хищников перед Музеем искусств в Марселе , 1868.

См. также

Напишите отзыв о статье "Бари, Антуан-Луи"

Литература

Ссылки

  • Saunier Ch., Barye, P., 1925.

Отрывок, характеризующий Бари, Антуан-Луи

На другой день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.
Целый день был жаркий, где то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.
«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, – ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, – и всё это вдруг вспомнилось ему.
«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Антуан Луи Бари

Имя французского скульптора Бари связано с движением романтизма. Романтизм разрушил классические каноны живописи, вдохнул жизнь в искусство и открыл перед ним целый мир живых человеческих страстей, эмоций, красоты, источником которых служит волнение сердца.

А сердца людей начала XIX столетия горели страстью к свободе. Картины Жерико и Делакруа - виднейших художников романтизма - полны захватывающего ощущения свободы, ярких и сильных переживаний, упоительного чувства свободы.

Романтизм в скульптуре представлен по преимуществу мастерами-анималистами Вальтопом, Меном, Видалем и, конечно, Бари, крупнейшим мастером романтического поколения да, пожалуй, и всего предроденовского периода. «Отвоёвывание анималистикой позиций, ещё недавно принадлежавших антропоморфным изображениям, сделалось характерной особенностью романтического направления, - пишет Костеневич. - Львов и тигров любил показывать Делакруа. Бронзовые звери Антуана Луи Бари, также предпочитавшего крупных хищников-кошек, им очень близки. Это натуры дикие, своевольные, стремительные, словом - романтические».

Творческая судьба Бари сложилась счастливо. Это не значит, что он был как-то особенно прославлен или богат. Просто ему удалось рано определить свой собственный путь в искусстве и уверенно следовать ему всю жизнь.

Антуан Луи Бари родился в 24 сентября 1796 года в семье парижского ювелира. В четырнадцать лет его отдали обучаться в мастерскую гравирования по металлу. Здесь он приобрёл необходимые технические навыки и в совершенстве овладел тонкой обработкой материала. Именно эта черта творчества скульптора составляет одну из привлекательных сторон его манеры.

В 1818 году Бари приняли в Школу изящных искусств. Ещё через два года начинающий художник получил Римскую премию - высшую награду окончившим школу.

Большая часть творчества Бари посвящена изображению животных. Его «герои» - вольные жители пустыни, царственные звери, мощные и беспредельно свободные. Бари интересуют не столько повадки диких зверей, которых он знал до тонкости. Его в первую очередь привлекает дух вольности, который воплощён в их мощных и грациозных движениях

Уже первая вещь, выставленная в парижском Салоне, - «Тигр, терзающий крокодила» (1831) принесла ему успех. Эта скульптура и следующая за ней «Лев и змея» (1832) открыли новое направление во французской пластике, близкое Жерико, который имел на Бари прямое влияние. Своей страстной энергией выражения и захватывающей верностью натуре эти вещи знаменуют резкий разрыв с господствующим академическим направлением.

Его поборники обрушились с критикой на скульптора. В защиту художника выступил известный писатель Альфред Мюссе: «Бронзовый лев Бари страшен как сама природа. Какая сила и какая правдивость!» Однако противники художника добились недопущения его работы в Салон 1837 года, после чего он двенадцать лет не участвовал в выставках.

Художник перестаёт выставляться и устраивает собственную мастерскую, в которой принимает заказы на различные бронзовые изделия - канделябры, часы, разнообразные статуэтки. Именно в это время он делает множество небольших скульптур - «Лев, нападающий на лошадь», «Мёртвая газель», «Пантера, терзающая зайца» и другие, в которых в равной степени привлекают смелость замысла и тонкость обработки деталей. Этим фигуркам, несмотря на их малый размер, присущ монументальный характер - Бари умеет мыслить обобщённо.

Больше всего Бари привлекали сцены терзаний, яркий пример тому - скульптура «Пантера и антилопа». Подобные сцены не несут никакой символики, в отличие от «звериного стиля» древности, а просто выражают слепую энергию природы. «Художник-романтик любуется ею, - пишет Костеневич, - сколь бы ни были жестоки его сюжеты. Но Бари также сын века, стремящегося всё объяснять и озабоченного формулированием извечных законов природы. Случайно ли его поклонники находили в таких „терзаниях“ воплощение принципа „борьбы за существование“?»

Мюссе, поражённый скульптурой «Лев и змея», задался вопросом, где же, в какой пустыне художник мог увидеть подобное. Писатель, вероятно, и не догадывался, что Бари никогда не путешествовал по пустыне, но зато был завсегдатаем зоопарка.

«В его методах изображения животных программировалась почти научная точность вполне в духе времени, но, казалось бы, мало вяжущаяся с истинным романтизмом (Рембрандт в своих гораздо более свободных рисунках львов выглядит большим романтиком), - отмечает Костеневич. - Бари старался не пропускать анатомических вскрытий животных. Прогуливаясь по улицам, он держал наготове в одном кармане блокнот, в другом складной метр и не обходился только зарисовками лошади. Тут же производились соответствующие измерения. Однако кто вспомнит о замерах, приёме как будто бы совсем не творческом, перед статуэткой Бари, где лошадь предстаёт воплощением неукротимой энергии и дикой грации. Романтизм Бари особого свойства. Предельно точное знание натуры было его составной частью, как и классическая подоснова. Классическая не на манер внешних подражаний античности, захлёстывавших скульптуру первой половины XIX века, а конструктивная. Бронзы Бари обладают цельностью силуэта, редкой для того времени. Они сохраняют выразительность при полном круговом обходе, с какой бы точки ни смотреть на них. В этом смысле пластика Бари отличается от большинства произведений романтической скульптуры, тяготевшей к рельефу. Отличается она и по своей фактуре, а по отношению к безликим, стёртым и зашлифованным поверхностям классицистических статуй это полнейшая им противоположность. Свет искрится и вспыхивает на мускульных буграх и насечках, внося свою ноту в динамику порывистых движений и схваток».

В 1848 году Бари назначают директором отделения гипсовых отливок в Лувре, где он получает новую мастерскую. Здесь созданы его знаменитые работы - «Отдыхающий лев», «Кентавр и лапиф» и «Ягуар». Сила выражения, энергия и мощь движения сочетаются в них с обобщённостью форм и широким монументальным ритмом. Вообще позднее творчество скульптора отличается меньшей напряжённостью, романтическая взволнованность ранних работ воплощается в более строгой пластической форме.

Бари не ограничивался анималистикой. Его человеческие персонажи порою также замечательны. Бари и здесь обнаруживает такое глубокое понимание древнегреческой классики, какого не было до прихода Майоля и Бурделя. Но эти работы до сих пор незаслуженно обходят стороной критики.

Из собственно монументальных работ скульптора следует упомянуть бронзовый рельеф на постаменте колонны, воздвигнутой на месте разрушенной Бастилии, а также ряд аллегорических композиций в камне для перестраиваемых тогда павильонов Лувра.

Кроме скульптуры, Бари много занимался графикой и в последние годы жизни даже преподавал рисунок в Музее естественной истории в Париже. Его акварели (главным образом изображения животных в пейзаже) не уступают аналогичным созданиям Делакруа. Это не «рисунки скульптора», а в полном смысле слова живописные произведения: художника интересует мягкость переходов, световоздушная среда, связь фигуры с пейзажем.

Из книги 100 великих архитекторов автора Самин Дмитрий

УИЛЬЯМ ЧЕЙМБЕРС (1723-1796) Уильям Чеймберс родился 27 октября 1723 года в Гетеборге в семье шотландского купца, которая затем перебралась в Англию. Получив коммерческое образование, Чеймберс поступил на службу шведско-индийской компании. В двадцатилетнем возрасте он уехал с

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИТ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий Викторович

Из книги 100 великих любовниц автора Муромов Игорь

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Из книги Галерея российских царей автора Латыпова И. Н.

Роберт Бёрнс (1759–1796) Имена Шекспира, Байрона или Бёрнса в сознании русских людей соседствуют с именами Пушкина, Лермонтова, и мы не удивляемся, что британские поэты заговорили на нашем родном языке. Это произошло благодаря труду нескольких поколений переводчиков, но

Из книги 100 великих путешественников [с иллюстрациями] автора Муромов Игорь

Екатерина II Алексеевна (1729–1796) Четвёртая и последняя самодержавная императрица. До принятия православия - София-Августа-Фредерика, принцесса Ангальт-Цербстская. Родилась в Штеттине и прибыла в Петербург 3 февраля 1744 года. Провозглашена императрицей в 1762 году после

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги автора

Екатерина II Catherine II 1762-1796 Екатерину Алексеевну возвел на престол переворот 1762 года. Официально она являлась регентшей сына Павла, но целеустремленная женщина сумела отобрать власть и у мужа, и у сына и самодержавно правила тридцать с лишним лет.Екатерина II успешно

Из книги автора

Павел I Paul I 1796-1801 Павел Петрович - сын Петра III и Екатерины II - наследник отцовского престола, однако пришел к власти только после смерти матери.Павел был резким противником екатерининских нововведений, считал, что необходимо ограничить дворянство в привилегиях, но мать

Из книги автора

Фердинанд Петрович Врангель (1796/7–1870) Барон, мореплаватель, путешественник, адмирал, член-корреспондент (1827), почетный член (1855) Петербургской АН. Один из учредителей Русского географического общества. В 1820–1824 годах руководил экспедицией, описавшей побережье Сибири от

Из книги автора

Петр Федорович Анжу (1796–1869) Российский полярный исследователь, адмирал. В 1821–1823 годах исследовал северные берега Сибири. Составил карту Новосибирских островов.Петр Федорович Анжу родился в семье врача из Вышнего Волочка. Отец хотел, чтобы сын поступил на медицинский

Из книги автора

Павел I (1796–1801) Короткое царствование Павла Петровича отличалось тем, что он во многом стремился действовать вопреки политике своей матери. Екатерина не любила сына и даже строила планы сделать императором своего внука Александра в обход Павла.Став царём, Павел