Что использовали европейцы для заселения америки. Северная америка

Со школьной скамьи нам твердят, что Америку заселили жители Азии, которые перебрались туда группами через Берингов перешеек (на месте где теперь пролив). Они расселились по Новому Свету после того, как 14-15 тысяч лет назад начал таять огромный ледник. Действительно ли коренное население Америки пришло на материк (точнее два материка) таким путем?!

Однако недавние открытия археологов и генетиков поколебали эту стройную теорию. Выходит, что Америку заселяли неоднократно , делали это некие странные народы, родственные чуть ли не австралийцам, и к тому же непонятно, на каком транспорте первые «индейцы» добрались до крайнего юга Нового Света.

Население Америки. Первая версия

До конца 20-го века в американской антропологии господствовала гипотеза «сперва Кловис», согласно которой именно эта культура древних охотников на мамонтов, что появилась 12,5-13,5 тысячи лет назад, была самой древней в Новом Свете.

По этой гипотезе люди, попавшие на Аляску, могли выжить на свободной от льда земле, ведь снега здесь выпадало довольно мало, однако далее путь на юг был перекрыт ледниками до периода 14-16 тысяч лет назад, из-за чего расселение по Америкам началось только после конца последнего оледенения.

Гипотеза была стройной и логичной, но во второй половине XX века были сделаны некоторые не совместимые с ней открытия. В 1980-х годах Том Дилеи (Tom Dillehay) в ходе раскопок в Монте-Верде (юг Чили) выяснил, что люди побывали там как минимум 14,5 тысячи лет назад. Это вызвало бурную реакцию научного сообщества: получалось, что обнаруженная культура на 1,5 тысячи лет древнее Кловис в Северной Америке.

Чтобы не переписывать ученики и не менять взгляд на особенности населения Америки большинство американских антропологов попросту отказало находке в научной достоверности. Уже в ходе раскопок Дилеи столкнулся с мощной атакой на свою профессиональную репутацию, дело дошло до закрытия финансирования раскопок и попыток объявить Монте-Верде явлением, не относящимся к археологии.

Лишь в 1997 году ему удалось подтвердить датирование в 14 тысяч лет, что вызвало глубокий кризис в понимании путей заселения Америки. На тот момент в Северной Америке мест столь древнего заселения не было, из-за чего вставал вопрос, откуда именно люди могли попасть в Чили.

Недавно чилийцы предложили Дилеи продолжить раскопки. Под влиянием печального опыта двадцатилетних оправданий он сперва отказался. «Я был сыт по горло», - пояснил свою позицию ученый. Однако в конечном счете согласился и обнаружил на стоянке MVI орудия, несомненно изготовленные человеком, древность которых составляла 14,5-19 тысяч лет.

История повторилась: археолог Майкл Уотерс (Michael Waters) тут же подверг открытия сомнению. По его мнению, находки могут быть простыми камнями, отдаленно похожими на орудия, а значит, традиционная хронология заселения Америки все же вне опасности.


Найденные Дилеи «орудия»

Приморские кочевники

Чтобы разобраться в том, насколько обоснована критика новой работы, мы обратились к антропологу Станиславу Дробышевскому (МГУ). По его словам, найденные орудия действительно очень примитивны (обработаны с одной стороны), однако сделаны из материалов, отсутствующих в Монте-Верде. Кварц для значительной их части нужно было принести издалека, то есть такие предметы не могут иметь естественного происхождения.

Ученый отметил, что систематическая критика открытий такого рода вполне понятна: «Когда вы в школе и университете учите, что Америка была заселена определенным образом, не так просто отказаться от этой точки зрения».


Мамонты в Берингии

Консерватизм именно американских исследователей тоже понятен: на территории Северной Америки признанные находки относятся к периоду на тысячи лет позже периода, указанного Дилеи. Да и как быть с теорией, что до таяния ледника заблокированные им предки индейцев не могли расселяться на юг?

Впрочем, отмечает Дробышевский, ничего сверхъестественного в более древних датах чилийских стоянок нет. Острова вдоль нынешнего тихоокеанского побережья Канады не были покрыты ледником, там находят останки медведей времен ледникового периода. Значит, люди вполне могли распространяться по побережью, переплывая на лодках и не уходя в глубь негостеприимной тогда Северной Америки.

Австралийский след

Однако на том, что первые достоверные находки предков индейцев сделаны именно в Чили, странности заселения Америки не заканчиваются. Не так давно выяснилось, что гены алеутов и группы бразильских индейцев имеют особенности, свойственные генам папуасов и аборигенов Австралии.

Как подчеркивает российский антрополог, данные генетиков хорошо сочетаются с результатами анализа черепов, ранее найденных в Южной Америке и имеющих черты, близкие к австралийским.

По его мнению, вероятнее всего, австралийский след в Южной Америке связан с общей предковой группой, часть которой десятки тысяч лет назад двинулась в Австралию, в то время как другая мигрировала вдоль берегов Азии на север, вплоть до Берингии, а оттуда достигла и южноамериканского континента.

Облик Лузии - так назвали женщину, жившую 11 тысяч лет назад, чьи останки были обнаружены в бразильской пещере

Как будто этого было мало, генетические исследования 2013 года показали, что бразильские индейцы ботакудо по митохондриальной ДНК близки к полинезийцам и части жителей Мадагаскара. В отличие от австралоидов полинезийцы вполне могли достичь Южной Америки по морю. В то же время следы их генов в восточной Бразилии, а не на побережье Тихого океана объяснить не так уж просто.

Получается, что небольшая группа полинезийских мореплавателей после высадки зачем-то не вернулась обратно, а преодолела непривычное для них андское высокогорье, чтобы осесть в Бразилии. О мотивах такого длинного и трудного для типичных мореплавателей сухопутного путешествия можно только догадываться.

Итак, небольшая часть американских аборигенов имеет следы генов, весьма далеких от генома остальных индейцев, что противоречит идее об одной-единственной группе предков из Берингии.

За 30 тысяч лет до нас

Впрочем, есть и более радикальные отклонения от идеи заселения Америки одной волной и только после таяния ледника. В 1970-х бразильский археолог Ньеда Гидон (Nieda Guidon) открыла пещерную стоянку Педра-Фурада (Бразилия), где кроме примитивных орудий было немало кострищ, возраст которых радиоуглеродный анализ показал от 30 до 48 тысяч лет.

Легко понять, что такие цифры вызвали большое неприятие североамериканских антропологов. Тот же Дилеи критиковал радиоуглеродные датировки, отмечая, что следы могли остаться и после огня естественного происхождения.

Гидон отреагировала на такие мнения своих коллег из США по-латиноамерикански резко: «Огонь естественного происхождения не может возникнуть глубоко в пещере. Американским археологам надо меньше писать и больше копать».

Дробышевский подчеркивает, что хотя датировки бразильцев оспорить пока никому не удалось, сомнения американцев вполне понятны. Если люди были в Бразилии 40 тысяч лет назад, то куда они делись потом и где следы их пребывания в других частях Нового Света?

Извержение вулкана Тоба

История человечества знает случаи, когда первые колонизаторы новых земель практически полностью вымирали, не оставляя значительных следов. Так случилось с Homo sapiens, заселившими Азию. Их первые следы там относятся к периоду до 125 тысяч лет назад, однако данные генетиков говорят, что все человечество произошло от популяции, вышедшей из Африки, существенно позднее - лишь 60 тысяч лет назад.

Существует гипотеза, что причиной этого могло стать вымирание тогдашней азиатской части в результате извержения вулкана Тоба 70 тысяч лет назад. Энергия этого события считается превосходящей общую мощность всех вместе взятых ядерных боеприпасов, когда-либо созданных человечеством.

Однако даже событием мощнее ядерной войны трудно объяснить исчезновение значимых человеческих популяций. Некоторые исследователи отмечают, что ни неандертальцы, ни денисовцы, ни даже жившие сравнительно близко от Тобы Homo floresiensis не вымерли от взрыва.

А судя по отдельным находкам в Южной Индии, не вымерли в ту пору и местные Homo sapiens, следов которых в генах современных людей при этом почему-то не наблюдается. Таким образом, вопрос о том, куда могли деться люди, заселившиеся 40 тысяч лет назад в Южную Америку, остается открытым и до некоторой степени ставит под сомнение наиболее древние находки типа Педра-Фурада.

Генетика против генетики

В противоречие часто вступают не только археологические данные, но и такие, казалось бы, надежные свидетельства, как генетические маркеры. Летом этого года группа Маанасы Рагхаван (Maanasa Raghavan) из копенгагенского Музея естественной истории объявила, что данные генетического анализа опровергают идею о том, что в заселении Америки участвовало более одной волны древних переселенцев.

По их данным, гены, близкие к австралийцам и папуасам, появились в Новом Свете позднее 9 тысяч лет назад, когда Америка уже была заселена выходцами из Азии.

Одновременно с этим вышла работа другой группы генетиков во главе с Понтусом Скогландом (Pontus Skoglund), которая, основываясь на том же самом материале, выступила с противоположным заявлением: некая популяция-призрак появилась в Новом Свете то ли 15 тысяч лет назад, то ли даже раньше, и, быть может, расселилась там до азиатской волны миграции, из которой произошли предки подавляющего большинства современных индейцев.

По их мнению, родственники австралийских аборигенов пересекли Берингов пролив лишь для того, чтобы быть вытесненными последующей волной «индейской» миграции, представители которой стали доминировать в обеих Америках, оттеснив немногочисленных потомков первой волны в джунгли Амазонии и на Алеутские острова.

Реконструкция заселения Америки, сделанная Рагнаван

Если даже генетики не могут договориться между собой о том, «индейская» или «австралийская» компоненты стали первым аборигенами Америки, всем остальным разобраться в этом вопросе еще сложнее. И все же кое-что сказать по этому поводу можно: черепа, по форме похожие на папуасские, встречаются на территории современной Бразилии дольше 10 тысяч лет.

Научная картина заселения Америк очень сложна, и на современном этапе существенно меняется. Ясно, что в заселении Нового Света участвовали разные по происхождению группы - как минимум две, не считая небольшого полинезийского компонента, появившегося позже остальных.

Очевидно и то, что как минимум часть переселенцев смогла колонизировать континент несмотря на ледник - обойдя его на лодках или же по льду. При этом впоследствии первопроходцы двигались вдоль побережья, довольно быстро достигнув юга современного Чили. По-видимому, первые американцы были весьма мобильны, экспансивны и хорошо умели использовать водный транспорт.

Согласно генетическим исследованиям Мичиганского университета, предки индейцев и эскимосов переселились в Америку из северо-восточной Азии через «Берингов мост» - широкий перешеек на месте нынешнего Берингова пролива между Америкой и Азией, исчезнувший более 12 тыс. лет назад.

Миграция продолжалась между 70 тыс. лет до н. э. и 12 тыс. лет до н.э и имела несколько независимых друг от друга волн. Одной из них была волна 32 тыс. лет назад, другая - на Аляску - 18 тыс. лет назад (в это время первые переселенцы уже достигли Южной Америки).

Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света.

Можно предположить [некоторым новостям противоречит] следующие потоки заселения Америки (по расовым типам - ориентировочно, а по хронологии - более вероятно):

50000 лет назад - приход австралоидов (или айноидов) через Алеутские острова (10000 лет спустя после заселения предками айнов Австралии), и их распространение за 10000 лет по западному (тихоокеанскому побережью) на юг (заселение Южной Америки в 40000 до н.э.). От них - активный строй предложения и открытый слог во многих (особенно южноамериканских) индейских языках?
25000 лет назад - приход американоидов (кетоидов) - предков атапасков (индейцев на-дене). От них - инкорпорация и эргативный строй?
13000 лет назад - приход эскимосоидов - предков эскалеутов. Они влили в языки индейцев номинативную струю?
9000 лет назад - приход европеоидов (легендарных динлиней, нивхов?). Также внесли свой номинативный вклад в индейские языковые структуры?
Заселение и древнейшие культуры Северной Америки

Кловисские охотники на мамонтов и мастодонтов, предположительно истребившие всего за несколько веков многие виды крупных млекопитающих обеих Америк, оказались предками коренного населения Нового Света к югу от США.

Всего в Северной Америке проживало около 400 племён индейцев.

2.

3.


Древнейшие культуры и антропологические популяции Северной Америки (статьи)

Заселение Северной Америки на сайте Анишинабэмовин.
Древнейшие культуры Северной Америки. С.А. Васильев.
. (18.03.2008)
Геном доисторического мальчика показал, что современные индейцы - прямые потомки кловисских охотников на мамонтов. (22.02.2014)
Beringian Standstill and Spread of Native American Founders.
С.А. Васильев. Древнейшие культуры Северной Америки. Санкт-Петербург, 2004. 140 с. Институт Истории Материальной Культуры РАН. Труды, т. 12.

Монография С.А. Васильева – важное событие в российской науке о прошлом. От решения вопроса о времени и путях первоначального заселения Нового Света зависит не только наше понимание развития культуры Америки до Колумба, но и раскрытие механизмов социальной эволюции в целом. Со времен Джулиана Стьюарда, если не раньше, именно базовое сходство древних цивилизаций Передней Азии, Мексики и Перу служило главным доводом в пользу существования магистрального пути эволюции. Весомость этого довода во многом зависит от того, насколько рано индейцы оказались отрезаны от своих азиатских предков и какой культурный багаж принесли они с со своей азиатской прародины. Определение датировки начального заселения Нового Света и выявление облика наиболее ранних местных культур оказывается чрезвычайно важным. До сих пор получить надежную информацию о древнейших следах человека в Америке российскому читателю было негде. Представления на этот счет не только гуманитариев в целом, но и многих этнографов и даже археологов заимствованы из академических публикаций середины прошлого века, а порой и из безответственных популярных изданий. Теперь эта информационная лакуна закрыта. С.А. Васильев превосходно знает как палеолит Евразии, прежде всего Сибири, так и древнейшие памятники Северной Америки, которые знакомы ему не только по литературе, но и de visu. Книгу отличают полнота охвата материала, использование надежных первоисточников, терминологическая точность, четкость изложения.

На двух десятках страниц Введения и главы 1 автору удалось рассказать об истории изучения палеолита Северной Америки, его хронологических рамках, проблемах датировки, методиках исследований, сильных и слабых сторонах американской и российской археологии, инфраструктуре палеолитоведения в США и Канаде (исследовательские центры и их иерархия, публикации, приоритетные направления, взаимодействие с другими дисциплинами). В главе 2 столь же компактно и емко описаны палеогеография и фауна североамериканского континента в финале плейстоцена с привязкой к этой картине основных палеоиндейских традиций. Датировки, как это принято в палеолитоведении, даны в условных радиокарбонных годах, которые для финального палеолита моложе календарных примерно на 2 тыс. лет. Главы 3 - 6 содержат аналитическое описание древнейшей американской культуры кловис (включая ее восточный – от Новой Англии до средней Миссисипи - вариант гейни) и синхронных позднему кловису либо возникших непосредственно после него культур финала палеолита – гошен, фолсом и эгейт бейсин на Великих Равнинах и в Скалистых Горах, паркхилл и кроуфилд в области Великих Озер, деберт вейл на Северо-Востоке. Охарактеризованы также хуже известные памятники Юго-Востока и Дальнего Запада. Большинство из этих региональных традиций (кроме гошен и паркхилл) продолжаются в раннем голоцене. Вообще период радикальных изменений в культуре приходится в Северной Америке не на рубеж плейстоцена и голоцена, а на начало альтитермаля (ок. 6000 до н.э. в календарных годах), так что было бы интересно проследить судьбы культур древних охотников-собирателей именно до этого времени. Разумеется, это особая задача, выходящая за рамки профессиональных интересов автора монографии. В главе 7 Васильев рассматривает палеолитические традиции американской Берингии – ненану, денали и северную палеоиндейскую. На протяжении всей книги изложение ведется с опорой на наиболее представительные памятники, проиллюстрировано планами стоянок, стратиграфическими разрезами, рисунками типичных находок. Приведены полные списки радиоглеродных дат и сводные таблицы характерного для отдельных традиций фаунистического материала.

Аляска являлась частью сухопутного моста из Сибири в Америку и поэтому ее палеолитические памятники представляют особый интерес. Большинство их сосредоточено в небольшом районе в долинах реки Танана и ее притоков Ненана и Текланика (к западу от Фэрбенкса). Геологические условия крайне затрудняют обнаружение стоянок в других местах. Характерный тип орудий комплекса ненана (11-12 тыс. лет назад) – двусторонне обработанные каплевидные наконечники типа чиндадн. Важно отметить изделия из бивня мамонта. Комплекс денали (10-11 тыс. лет назад) считается ответвлением дюктайской традиции Сибири. Характерная для него техника – скалывание микропластин с клиновидных ядрищ. Хотя разновременность ненаны и денали подтверждается стратиграфией ряда памятников, полной уверенности здесь нет. Радиоуглеродные даты обоих комплексов перекрывают друг друга, а мнение о функциональных, а не культурных причинах различий в каменном инвентаре стоянок нельзя пока сбрасывать со счета.

Наиболее загадочна северная палеоиндейская традиция (СПТ). В основном она локализована на крайнем северо-западе Аляски (арктические склоны хребта Брукса), хотя один памятник (Спейн Маунтин) обнаружен за 1000 км к югу от этой зоны, близ устья р. Кускоквим. Большая часть радиокарбонных дат по СПТ (в основном по стоянке Мейза) попадает в диапазон 9,7 – 11,7 тыс. лет назад. Это отодвигает начало СПТ как минимум ко времени появления кловиса, хотя самые ранние даты могут быть и ошибочны (в таком случае СПТ датируется в пределах 9,6 – 10,4 тыс. лет назад). Для СПТ, в отличие от ненаны и денали, характерны удлиненные двусторонне обработанные наконечники, которые общими контурами напоминают кловисские и наконечники посткловисских палеоиндейских культур на основной территории США. Наибольшее сходство просматривается с наконечниками эгейт бейзин на севере Великих Равнин, поэтому археологи полагают, что либо в финале плейстоцена произошла обратная миграция с Равнин на Аляску, либо создатели СПТ ушли из Аляски на юг и стали предками создателей традиции эгейт бейзин. Примерно то же предполагается относительно недатированных находок наконечников с желобком в центральной Аляске (местонахождение Батза Тена1), напоминающих наконечники фолсом.

Проблема, однако, этим не исчерпывается. Все памятники СПТ – это крайне специализированные охотничьи стоянки на горных выступах и плато, откуда было удобно следить за стадами животных. Для большинства других культур позднего палеолита Америки и Сибири такой категории памятников нет. Археологи нашли соответствующие орудия лишь потому, что северные палеоиндейцы прибегли именно к данной тактике охоты. Где и как жили люди, ненадолго поднимавшиеся на смотровые площадки следить за бизонами, мы не знаем. По-видимому, площадки использовались лишь в эпоху так называемого Молодого Дриаса – резкого похолодания, которому предшествовал теплый период, когда температуры на севере Аляски были выше современных. В теплые периоды тундро-степь покрывалась древесной растительностью и крупные стада животных исчезали, хотя это не значит, что люди не могли в это время использовать другие источники пищи. Скорее всего, создатели СПТ обитали на Аляске и до времени, которым датируется Мейза и сходные с ней памятники, и после этого, но их следы от нас ускользают. Возможно, что СПТ не пришла на Аляску с юга, но восходит к тому же корню, что и кловис, причем искать этот корень следует в Берингии. К сожалению, большая часть территории, которую могла занимать эта гипотетическая прото-кловисская культурная общность, сейчас залита морем2.

Подавляющее большинство датировок культуры кловис попадает в интервал 10,9 – 11,6 тыс. лет назад, что с введением поправки позволяет отнести начало этой культуры ко времени 13,5 тыс. лет назад, или к 12-му тысячелетию до н.э. Это синхронно расцвету культуры натуф на Ближнем Востоке и появлению керамики в Восточной Азии. Здесь я вижу ответ на вопрос, поставленный в начале рецензии. Хотя кловисцы не изготовляли керамику и не жали ячмень, «ранние палеоиндейские культуры Северной Америки демонстрируют весь основной набор культурных достижений, свойственных верхнему палеолиту Евразии. К ним относятся развитая технология обработки камня, кости и бивня, наличие следов домостроительства, кладов орудий, использование охры, украшений, орнамента, практика погребений». Иными словами, заселявшие Америку люди имели за плечами долгий путь развития, ознаменованный многими открытиями и достижениями. В новых условиях их культура продолжала меняться, а социальная организация – усложняться, что к середине II тыс. до н.э. привело к появления в Новом Свете среднемасштабных обществ, а к рубежу новой эры – и государств. Америка – это не отдельный мир, изначально развивававшийся самостоятельно, а относительно позднее ответвление евразийского мира.

Как было сказано, древнейшая аляскинская традиция ненана датируется временем 11-12 тыс. лет назад, что на полтысячи лет раньше кловиса. Вполне вероятно поэтому, что жившие в центральной Аляске люди ненана либо, как было предположено выше, не обнаруженные пока общие предки кловиса и Северной Палеоиндейской Традиции прошли вверх по долине Юкон, а затем мигрировавли на юг вдоль так называемого «Коридора Маккензи» между Лаврентийским и Кордильерским ледниковыми щитами. Там они создали культуру кловис. Принять эту гипотезу в качестве окончательной мешают отсутствие следов человека в пределах Коридора Маккензи ранее 10,5 тыс. лет назад. Кроме того, в индустрии ненаны нет столь характерной для кловисской индустрии техники желобчатого скола.

Касаясь вопроса до-кловисской колонизации, Васильев не отрицает ее возможности, но справедливо подчеркивает, что список памятников, на которые опирается эта гипотеза, вот уже полвека меняется по мере опровержения возраста или достоверности одних стоянок и открытия новых. Косвенные соображения также указывают на то, что создатели культуры кловис, откуда бы они не пришли, осваивали ранее незаселенные террритории. Будучи незнакомы с местными условиями, они переносили сырье на многие сотни километров (не обращаясь к более близким источникам кремня) и почти не использовали удобные для обитания (но также, вероятно, не известные им) скальные навесы. Последнее, впрочем, может быть обусловлено и культурной традицией, ибо в Сибири люди конца плейстоцена также лишь временно посещали скальные убежища, «что резко констрастирует с данными по палеолиту Европы и Ближнего Востока» (с. 118). Учитывая разнообразие языков и облика индейцев, генетики и лингвисты всегда склонялись к гипотезе о начальном заселении Америки ранее пика последнего оледенения3. Однако оценки этих специалистов касаются лишь предполагаемого времени расхождения между популяциями, но не места, где это расхождение произошло, поэтому соответствующие аргументы не имеют большого веса (уже самые первые группы людей, достигшие находившихся к югу от ледников областей Нового Света, могли говорить на неродственных языках и отличаться расовым разнообразием).

Васильев не рассматривает материалы по палеолиту Латинской Америки, а лишь упоминает о признании большинством археологов достоверности стоянки Монте-Верде на юге Чили с датами порядка 15,5 – 14,5 тыс. лет назад. Необходимо отметить, что высказанные сомнения в синхронности обнаруженных в Монте-Верде образов угля, костей мастодонтов и артефактов настолько серьезны4, что не позволяют видеть в этом памятнике бесспорное доказательство появления человека в Америке уже в 14-ом тысячлетии до н.э. Вполне вероятно, что личные амбиции исследователей придали дискуссии ненужную остроту5, но это не меняет существа дела. В то же время ранняя датировка Монте-Верде не выходит за рамки возможного, если первые люди, проникшие в Новый Свет, двигались на лодках вдоль южной Аляски и далее распространялись по побережьям.

Рассчитывая прежде всего на читателя-археолога, Васильев как по ходу работы, так и особенно в заключительной главе 8 переходит к обобщениям более высокого уровня, позволяя также и неспециалистам наглядно представить особенности жизни населения Сибири и Северной Америки в конце палеолита. Типичной была сезонная смена мест обитания в зависимости от движения стад копытных и переселение на лето на песчаные берега рек. Что касается изготовления каменных орудий, то в Южной Сибири люди чаще занимались подобной деятельностью на поселениях, а на юге Дальнего Востока в специальных мастерских у выхода сырья (с. 118).

Недостатки книги Васильева – мелкие и чисто технические. Автор следует фонетической транскрипции англоязычных названий, которая порой резко отличается от графической. Если паркхилл и денали вполне прозрачны, то в случае с Мейза (Mesa) или Эгейт Бейзин (Agate Basin) было бы желательно приводить в скобках рядом с русским вариантом английский. Карты, показывающие распространение памятников, выполнены с чересчур небольшим по отношению к их линейным размерам разрешением, оставляя впечатление некоторой небрежности, особенно в сравнении с хорошо проработанными планами отдельных стоянок.

1 Clark D.W., Clark A.M. Batza Tйna: Trail to obsidian. Hull (Quebec): Canadian Museum of Civilization, 1993; Kunz M., Bever M., Adkins C. The Mesa Site” Paleoindians above the Arctic Circle. Anchorage: U.S. Department of the Interior, 2003. P. 56.

2 Kunz M., Bever M., Adkins. Op. cit, p. 62.

3 Из недавних работ см. Oppenheimer S. The Real Eve. Modern Man’s Journey Out of Africa. N.Y.: Carrol & Graf, 2003. P. 284-300. Обосновывая вероятность докловисской миграции, Оппенхеймер, как и многие его предшественники, опирается на раннюю датировку стоянки Медоукрофт, но Васильев убедительно показывает, что датировка эта ошибочна.

4 Special Report: Monte Verde Revisited. Scientific American Discovering Archaeology. 1999. Vol. 1. N 6.

5 Oppenheimer S. Op.cit., p. 287-290.

Новые данные генетики и археологии проливают свет на историю заселения Америки

4.

Новости науки версия для печати

Новые данные генетики и археологии проливают свет на историю заселения Америки
18.03.08 | Антропология, Генетика, Археология, Палеонтология, Александр Марков | Комментировать


Раскопки одного из «мест забоя мамонтов» (mammoth kill site), где кости убитых мамонтов и мастодонтов обнаруживаются в комплексе с многочисленными каменными орудиями культуры Кловис (Колби, центральный Вайоминг). Фото с сайта lithiccastinglab.com
Первые люди обосновались на северо-восточной окраине Североамериканского континента в период между 22 и 16 тыс. лет назад. Новейшие генетические и археологические данные свидетельствуют о том, что обитателям Аляски удалось проникнуть на юг и быстро заселить обе Америки около 15 тыс. лет назад, когда открылся проход в ледниковом щите, покрывавшем большую часть Северной Америки. Культура Кловис, внесшая заметный вклад в истребление американской мегафауны, зародилась около 13,1 тыс. лет назад, спустя почти два тысячелетия после заселения обеих Америк.

Как известно, первые люди проникли в Америку из Азии, воспользовавшись сухопутным мостом - Берингией, которая во времена оледенений соединяла Чукотку с Аляской. До недавнего времени считалось, что примерно 13,5 тыс. лет назад переселенцы впервые прошли по узкому коридору между ледниками в западной Канаде и очень быстро - всего за несколько веков - расселились по всему Новому Свету вплоть до южной оконечности Южной Америки. Вскоре они изобрели крайне эффективное охотничье оружие (культура Кловис; см. также Clovis culture) и перебили большую часть мегафауны (крупных животных) на обоих материках (см.: Массовое вымирание крупных животных в конце плейстоцена).

Однако новые факты, полученные генетиками и археологами, показывают, что в действительности история заселения Америки была несколько более сложной. Рассмотрению этих фактов посвящена обзорная статья американских антропологов, опубликованная в журнале Science.

Данные генетики. Азиатское происхождение коренных американцев в настоящее время не вызывает сомнений. В Америке распространены пять вариантов (гаплотипов) митохондриальной ДНК (A, B, C, D, X), причем все они характерны также для коренного населения Южной Сибири от Алтая до Амура (см.: И. А. Захаров. Центральноазиатское происхождение предков первых американцев). Митохондриальная ДНК, извлеченная из костей древних американцев, также имеет явно азиатское происхождение. Это противоречит недавно высказанному предположению о связи палеоиндейцев с западноевропейской палеолитической Солютрейской культурой (см. также: Solutrean hypothesis).

Попытки установить на основе анализа гаплотипов мтДНК и Y-хромосомы время расхождения (разделения) азиатских и американских популяций пока дают довольно противоречивые результаты (получающиеся датировки варьируют от 25 до 15 тыс. лет). Несколько более надежными считаются оценки времени начала расселения палеоиндейцев к югу от ледникового щита: 16,6–11,2 тыс. лет. Эти оценки основаны на анализе трех клад, или эволюционных линий, подгаплогруппы C1, широко распространенных среди индейцев, но не встречающихся в Азии. По всей видимости, эти варианты мтДНК возникли уже в Новом Свете. Более того, анализ географического распространения различных гаплотипов мтДНК среди современных индейцев показал, что наблюдаемую картину гораздо легче объяснить исходя из допущения, что расселение началось ближе к началу, а не к концу указанного временного интервала (то есть скорее 15–16, а не 11–12 тыс. лет назад).

Некоторые антропологи высказывали предположение о «двух волнах» заселения Америки. Эта гипотеза основывалась на том, что древнейшие человеческие черепа, найденные в Новом Свете (в том числе череп «Кенневикского человека», см. ссылки внизу), заметно отличаются по ряду размерных показателей от черепов современных индейцев. Но генетические данные не подтверждают идею «двух волн». Напротив, наблюдаемое распределение генетических вариаций убедительно свидетельствует о том, что всё генетическое разнообразие коренных американцев происходит из единого предкового азиатского генофонда, и широкое расселение людей по обеим Америкам имело место только единожды. Так, во всех изученных популяциях индейцев от Аляски до Бразилии встречается один и тот же аллель (вариант) одного из микросателлитных локусов (см.: Microsatellite), который не встречается нигде за пределами Нового Света, за исключением чукчей и коряков (это говорит о том, что все индейцы произошли от единой предковой популяции). У древнейших американцев, судя по данным палеогеномики, были распространены те же гаплогруппы, что и у современных индейцев.

Данные археологии. Уже 32 тыс. лет назад люди - носители верхнепалеолитической культуры - заселили Северо-Восточную Азию вплоть до побережья Северного Ледовитого Океана. Об этом свидетельствуют, в частности, археологические находки, сделанные в низовьях реки Яны, где обнаружены изделия из мамонтовой кости и рогов шерстистого носорога. Заселение Арктики произошло в период сравнительно теплого климата перед наступлением последнего ледникового максимума. Не исключено, что уже в эту отдаленную эпоху обитатели азиатского северо-востока проникали на Аляску. Там найдено несколько костей мамонта возрастом около 28 тыс. лет, возможно подвергшихся обработке. Однако искусственное происхождение этих объектов спорно, и никаких каменных орудий или других явных признаков присутствия человека поблизости не обнаружено.

Древнейшие бесспорные следы присутствия человека на Аляске - каменные орудия, очень похожие на те, что производились верхнепалеолитическим населением Сибири, - имеют возраст 14 тыс. лет. Дальнейшая археологическая история Аляски довольно сложна. Здесь обнаружено много стоянок возрастом 12–13 тыс. лет с разными типами каменной индустрии. Возможно, это свидетельствует об адаптации местного населения к быстро меняющемуся климату, но может отражать и миграции племен.

40 тыс. лет назад большая часть Северной Америки покрылась ледниковым щитом, который перегородил путь с Аляски на юг. Сама Аляска льдом не покрывалась. В периоды потеплений в ледниковом щите открывались два коридора - вдоль тихоокеанского побережья и к востоку от Скалистых гор - по которым древние жители Аляски могли пройти на юг. Коридоры были открыты 32 тыс. лет назад, когда люди появились в низовьях Яны, но 24 тыс. лет назад они снова закрылись. Люди, судя по всему, не успели ими воспользоваться.

Прибрежный коридор снова открылся около 15 тыс. лет назад, а восточный - несколько позже, 13–13,5 тыс. лет назад. Впрочем, древние охотники теоретически могли обойти препятствие морским путем. На острове Санта-Роза (Santa Rosa) у побережья Калифорнии обнаружены следы присутствия человека возрастом 13,0–13,1 тыс. лет. Это означает, что население Америки в то время уже хорошо знало, что такое лодка или плот.

Детально документированная археологическая история Америки к югу от ледника начинается с культуры Кловис. Расцвет этой культуры охотников на крупного зверя был стремительным и скоротечным. Согласно самым последним уточненным радиоуглеродным датировкам, древнейшие материальные следы культуры Кловис имеют возраст 13,2–13,1 тыс. лет, а самые молодые - 12,9–12,8 тыс. лет. Культура Кловис так быстро распространилась по обширным территориям Северной Америки, что археологи пока не могут определить район, в котором она впервые появилась: точность методов датирования оказывается недостаточной для этого. Всего через 2–4 столетия после своего появления культура Кловис столь же стремительно исчезла.
"393" alt="4 (600x393, 176Kb)" />

5.


Типичные орудия культуры Кловис и этапы их изготовления: А - остроконечники, B - лезвия. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Типичные орудия культуры Кловис и этапы их изготовления: А - остроконечники, B - лезвия. Изображение из обсуждаемой статьи в Science
Типичные орудия культуры Кловис и этапы их изготовления: А - остроконечники, B - лезвия. Изображение из обсуждаемой статьи в Science
Традиционно считалось, что люди Кловис были кочевыми охотниками-собирателями, способными быстро перемещаться на большие расстояния. Их каменные и костяные орудия были весьма совершенны, многофункциональны, изготавливались при помощи оригинальных методик и весьма ценились своими обладателями. Каменные орудия производились из высококачественного кремня и обсидиана - материалов, которые далеко не везде можно найти, поэтому люди берегли их и носили с собой, порой унося на сотни километров от места изготовления. Стоянки культуры Кловис представляют собой небольшие временные лагеря, где люди не жили подолгу, а останавливались лишь затем, чтобы съесть очередного убитого крупного зверя, чаще всего мамонта или мастодонта. Кроме того, на юго-востоке США и в Техасе найдены громадные скопления кловисских артефактов - до 650 000 штук в одном месте. В основном это отходы каменной индустрии. Возможно, здесь у людей Кловис были главные «каменоломни» и «оружейные мастерские».

По-видимому, излюбленной добычей людей Кловис были хоботные - мамонты и мастодонты. В Северной Америке обнаружено как минимум 12 бесспорных кловисских «мест забоя и разделки хоботных» (proboscidean kill and butchery sites). Это очень много, учитывая кратковременность существования культуры Кловис. Для сравнения, во всём верхнем палеолите Евразии (что соответствует периоду времени примерно в 30 000 лет) обнаружено всего шесть таких стоянок. Вполне возможно, что люди Кловис внесли немалый вклад в вымирание американских хоботных. Не брезговали они и более мелкой добычей: бизонами, оленями, зайцами и даже рептилиями и амфибиями.

6.


«Рыбообразный» наконечник, найденный в Белизе. Фото с сайта lithiccastinglab.com
Культура Кловис проникла в Центральную и Южную Америку, но здесь она не получила такого широкого распространения, как в Северной (найдено лишь небольшое количество типичных кловисских артефактов). Зато в Южной Америке обнаружены палеолитические стоянки с другими типами каменных орудий, в том числе с характерными наконечниками, напоминающими по форме рыб («fishtail points»). Некоторые из этих южноамериканских стоянок по возрасту перекрываются с кловисскими. Раньше считалось, что культура «рыбных» наконечников произошла от кловисской, но уточнение датировок, проведенное недавно, показало, что, возможно, обе культуры происходят от некого общего и пока еще не обнаруженного «предка».

На одной из южноамериканских стоянок найдены кости вымершей дикой лошади. Это значит, что первопоселенцы Южной Америки, вероятно, тоже внесли свой вклад в истребление крупных животных.

7.

Белым цветом обозначен ледниковый щит в период наибольшего распространения 24 тыс. лет назад, пунктирной линией обведен край ледника в период потепления 15–12,5 тыс. лет назад, когда открылись два «коридора» с Аляски на юг. Красными точками показаны места важнейших археологических находок, в том числе упомянутые в заметке: 12 - стоянка в низовьях Яны (32 тыс. лет); 19 - кости мамонта с возможными следами обработки (28 тыс. лет); 20 - Кенневик; 28 - самая большая «мастерская» культуры Кловис в Техасе (650 000 артефактов); 29 - древнейшие находки в штате Висконсин (14,2–14,8 тыс. лет); 39 - южноамериканская стоянка с костями лошади (13,1 тыс. лет); 40 - Монте-Верде (14,6 тыс. лет); 41, 43 - здесь найдены «рыбообразные» наконечники, возраст которых (12,9–13,1 тыс. лет) совпадает со временем существования культуры Кловис. Рис. из обсуждаемой статьи в Science
В течение второй половины XX века археологи неоднократно сообщали о находках более древних следов присутствия человека в Америке, чем стоянки культуры Кловис. Большинство этих находок после тщательных проверок оказывались более молодыми. Однако для нескольких стоянок «докловисский» возраст сегодня признается большинством специалистов. В Южной Америке это стоянка Монте-Верде (Monte verde) в Чили, возраст которой - 14,6 тыс. лет. В штате Висконсин, у самого края существовавшего в те времена ледникового щита, обнаружены две стоянки древних любителей мамонтятины - то ли охотников, то ли падальщиков. Возраст стоянок - от 14,2 до 14,8 тыс. лет. В том же районе найдены кости мамонтовых ног с царапинами от каменных орудий; возраст костей - 16 тыс. лет, правда самих орудий поблизости так и не нашли. В Пенсильвании, Флориде, Орегоне и других районах США сделано еще несколько находок, с разной степенью достоверности указывающих на присутствие людей в этих местах 14–15 тыс. лет назад. Немногочисленные находки, возраст которых был определен как еще более древний (свыше 15 тыс. лет), вызывают у специалистов большие сомнения.

Промежуточные итоги. На сегодняшний день считается твердо установленным, что Америка была заселена видом Homo sapiens. Никаких питекантропов, неандертальцев, австралопитеков и других древних гоминид в Америке никогда не было (об опровержении одной из таких теорий см. интервью с Александром Кузнецовым: часть 1 и часть 2). Хотя некоторые палеоиндейские черепа отличаются от современных, генетический анализ доказал, что все коренное население Америки - как древнее, так и современное - происходит от одной и той же популяции выходцев из Южной Сибири. Первые люди появились на северо-восточной окраине североамериканского континента не ранее 30 и не позднее 13 тыс. лет назад, скорее всего между 22 и 16 тыс. лет назад. Судя по молекулярно-генетическим данным, расселение из Берингии на юг началось не ранее чем 16,6 тыс. лет назад, причем размер популяции «основателей», от которой произошло всё население обеих Америк к югу от ледника, не превышал 5000 человек. Теория многократных волн заселения не подтвердилась (за исключением эскимосов и алеутов, которые пришли из Азии значительно позже, но заселили только крайний север американского континента). Опровергнута также и теория об участии европейцев в древней колонизации Америки.

Одно из важнейших достижений последних лет, по мнению авторов статьи, состоит в том, что люди Кловис больше не могут считаться первопоселенцами обеих Америк к югу от ледника. Эта теория («Clovis-First model») предполагает, что все более древние археологические находки должны быть признаны ошибочными, а с этим на сегодняшний день уже никак нельзя согласиться. Кроме того, эта теория не подтверждается данными по географическому распространению генетических вариаций среди индейского населения, которые свидетельствуют о более раннем и не таком стремительном заселении обеих Америк.

Авторы статьи предлагают следующую модель заселения Нового Света, которая, с их точки зрения, наилучшим образом объясняет всю совокупность имеющихся фактов - как генетических, так и археологических. Обе Америки были заселены примерно 15 тысяч лет назад - практически сразу после того, как открылся прибрежный «коридор», позволивший обитателям Аляски проникнуть на юг сухим путем. Находки в Висконсине и Чили показывают, что 14,6 тыс. лет назад обе Америки уже были обитаемы. У первых американцев наверняка были лодки, что могло способствовать их быстрому расселению вдоль тихоокеанского побережья. Второй предположительный путь ранних миграций - на запад вдоль южного края ледникового щита до Висконсина и далее. Вблизи ледника могло быть особенно много мамонтов, за которыми и шли древние охотники.

Появление культуры Кловис стало итогом двухтысячелетнего развития древнего американского человечества. Возможно, центром происхождения этой культуры был юг США, потому что именно здесь найдены их главные «рабочие мастерские».

Не исключен и другой вариант. Культура Кловис могла быть создана второй волной мигрантов с Аляски, которые прошли восточным «коридором», открывшимся 13–13,5 тыс. лет назад. Впрочем, если эта гипотетическая «вторая волна» и имела место, ее крайне трудно выявить генетическими методами, поскольку источником обеих «волн» была одна и та же предковая популяция, обитавшая на Аляске.

Со школьных лет всем известно, что Америку заселили жители Азии, перебравшиеся туда небольшими группами через Берингов перешеек (на месте нынешнего пролива). Они расселились по Новому Свету после того, как 14-15 тысяч лет назад начал таять огромный ледник. Однако недавние открытия археологов и генетиков поколебали эту стройную теорию. Выходит, что Америку заселяли неоднократно, делали это некие странные народы, родственные чуть ли не австралийцам, и к тому же непонятно, на каком транспорте первые «индейцы» добрались до крайнего юга Нового Света. В загадках заселения Америки попыталась разобраться «Лента.ру».

Первый пошел

До конца XX века в американской антропологии господствовала гипотеза «сперва Кловис», согласно которой именно эта культура древних охотников на мамонтов, что появилась 12,5-13,5 тысячи лет назад, была самой древней в Новом Свете. Согласно этой гипотезе люди, попавшие на Аляску, могли выжить на свободной от льда земле, ведь снега здесь выпадало довольно мало, однако далее путь на юг был перекрыт ледниками до периода 14-16 тысяч лет назад, из-за чего расселение по Америкам началось только после конца последнего оледенения.

Гипотеза была стройной и логичной, но во второй половине XX века были сделаны некоторые не совместимые с ней открытия. В 1980-х годах Том Дилеи (Tom Dillehay) в ходе раскопок в Монте-Верде (юг Чили) выяснил, что люди побывали там как минимум 14,5 тысячи лет назад. Это вызвало бурную реакцию научного сообщества: получалось, что обнаруженная культура на 1,5 тысячи лет древнее Кловис в Северной Америке.

Большинство американских антропологов попросту отказало находке в научной достоверности. Уже в ходе раскопок Дилеи столкнулся с мощной атакой на свою профессиональную репутацию, дело дошло до закрытия финансирования раскопок и попыток объявить Монте-Верде явлением, не относящимся к археологии. Лишь в 1997 году ему удалось подтвердить датирование в 14 тысяч лет, что вызвало глубокий кризис в понимании путей заселения Америки. На тот момент в Северной Америке мест столь древнего заселения не было, из-за чего вставал вопрос, откуда именно люди могли попасть в Чили.

Недавно чилийцы предложили Дилеи продолжить раскопки. Под влиянием печального опыта двадцатилетних оправданий он сперва отказался. «Я был сыт по горло», - пояснил свою позицию ученый. Однако в конечном счете согласился и обнаружил на стоянке MVI орудия, несомненно изготовленные человеком, древность которых составляла 14,5-19 тысяч лет.

История повторилась: археолог Майкл Уотерс (Michael Waters) тут же подверг открытия сомнению. По его мнению, находки могут быть простыми камнями, отдаленно похожими на орудия, а значит, традиционная хронология заселения Америки все же вне опасности.

Фото: Tom Dillehay / Department of Anthropology, Vanderbilt University

Приморские кочевники

Чтобы разобраться в том, насколько обоснована критика новой работы, мы обратились к антропологу Станиславу Дробышевскому (МГУ). По его словам, найденные орудия действительно очень примитивны (обработаны с одной стороны), однако сделаны из материалов, отсутствующих в Монте-Верде. Кварц для значительной их части нужно было принести издалека, то есть такие предметы не могут иметь естественного происхождения.

Ученый отметил, что систематическая критика открытий такого рода вполне понятна: «Когда вы в школе и университете учите, что Америка была заселена определенным образом, не так просто отказаться от этой точки зрения».

Изображение: Yukon Beringia Interpretive Centre

Консерватизм именно американских исследователей тоже понятен: на территории Северной Америки признанные находки относятся к периоду на тысячи лет позже периода, указанного Дилеи. Да и как быть с теорией, что до таяния ледника заблокированные им предки индейцев не могли расселяться на юг?

Впрочем, отмечает Дробышевский, ничего сверхъестественного в более древних датах чилийских стоянок нет. Острова вдоль нынешнего тихоокеанского побережья Канады не были покрыты ледником, там находят останки медведей времен ледникового периода. Значит, люди вполне могли распространяться по побережью, переплывая на лодках и не уходя в глубь негостеприимной тогда Северной Америки.

Австралийский след

Однако на том, что первые достоверные находки предков индейцев сделаны именно в Чили, странности заселения Америки не заканчиваются. Не так давно выяснилось, что гены алеутов и группы бразильских индейцев имеют особенности, свойственные генам папуасов и аборигенов Австралии. Как подчеркивает российский антрополог, данные генетиков хорошо сочетаются с результатами анализа черепов, ранее найденных в Южной Америке и имеющих черты, близкие к австралийским. По его мнению, вероятнее всего, австралийский след в Южной Америке связан с общей предковой группой, часть которой десятки тысяч лет назад двинулась в Австралию, в то время как другая мигрировала вдоль берегов Азии на север, вплоть до Берингии, а оттуда достигла и южноамериканского континента.

Как будто этого было мало, генетические исследования 2013 года показали , что бразильские индейцы ботакудо по митохондриальной ДНК близки к полинезийцам и части жителей Мадагаскара. В отличие от австралоидов полинезийцы вполне могли достичь Южной Америки по морю. В то же время следы их генов в восточной Бразилии, а не на побережье Тихого океана объяснить не так уж просто. Получается, что небольшая группа полинезийских мореплавателей после высадки зачем-то не вернулась обратно, а преодолела непривычное для них андское высокогорье, чтобы осесть в Бразилии. О мотивах такого длинного и трудного для типичных мореплавателей сухопутного путешествия можно только догадываться.

Итак, небольшая часть американских аборигенов имеет следы генов, весьма далеких от генома остальных индейцев, что противоречит идее об одной-единственной группе предков из Берингии.

Старое доброе

Впрочем, есть и более радикальные отклонения от идеи заселения Америки одной волной и только после таяния ледника. В 1970-х бразильский археолог Ньеда Гидон (Nieda Guidon) открыла пещерную стоянку Педра-Фурада (Бразилия), где кроме примитивных орудий было немало кострищ, возраст которых радиоуглеродный анализ показал от 30 до 48 тысяч лет. Легко понять, что такие цифры вызвали большое неприятие североамериканских антропологов. Тот же Дилеи критиковал радиоуглеродные датировки, отмечая, что следы могли остаться и после огня естественного происхождения. Гидон отреагировала на такие мнения своих коллег из США по-латиноамерикански резко: «Огонь естественного происхождения не может возникнуть глубоко в пещере. Американским археологам надо меньше писать и больше копать».

Дробышевский подчеркивает, что хотя датировки бразильцев оспорить пока никому не удалось, сомнения американцев вполне понятны. Если люди были в Бразилии 40 тысяч лет назад, то куда они делись потом и где следы их пребывания в других частях Нового Света?

Изображение: USGS Hawaiian Volcano Observatory

История человечества знает случаи, когда первые колонизаторы новых земель практически полностью вымирали, не оставляя значительных следов. Так случилось с Homo sapiens, заселившими Азию. Их первые следы там относятся к периоду до 125 тысяч лет назад, однако данные генетиков говорят, что все человечество произошло от популяции, вышедшей из Африки существенно позднее - лишь 60 тысяч лет назад. Существует гипотеза, что причиной этого могло стать вымирание тогдашней азиатской части в результате извержения вулкана Тоба 70 тысяч лет назад. Энергия этого события считается превосходящей общую мощность всех вместе взятых ядерных боеприпасов, когда-либо созданных человечеством.

Однако даже событием мощнее ядерной войны трудно объяснить исчезновение значимых человеческих популяций. Некоторые исследователи отмечают, что ни неандертальцы, ни денисовцы, ни даже жившие сравнительно близко от Тобы Homo floresiensis не вымерли от взрыва. А судя по отдельным находкам в Южной Индии, не вымерли в ту пору и местные Homo sapiens, следов которых в генах современных людей при этом почему-то не наблюдается. Таким образом, вопрос о том, куда могли деться люди, заселившиеся 40 тысяч лет назад в Южную Америку, остается открытым и до некоторой степени ставит под сомнение наиболее древние находки типа Педра-Фурада.

Генетика против генетики

В противоречие часто вступают не только археологические данные, но и такие, казалось бы, надежные свидетельства, как генетические маркеры. Летом этого года группа Маанасы Рагхаван (Maanasa Raghavan) из копенгагенского Музея естественной истории объявила , что данные генетического анализа опровергают идею о том, что в заселении Америки участвовало более одной волны древних переселенцев. По их данным, гены, близкие к австралийцам и папуасам, появились в Новом Свете позднее 9 тысяч лет назад, когда Америка уже была заселена выходцами из Азии.

Считается, что нога первого европейца ступила на землю Нового Света в пятницу, 12 октября 1492 года, когда испанские мореплаватели высадились на одном из Багамских островов, названном ими Сан–Сальвадор. Возможно, что и ранее этой даты некоторые отважные европейские мореплаватели пересекали Атлантический океан: в исландских сагах упоминаются морские походы Лейфа Эриксона, который около 1000 года якобы достиг берегов Северной Америки, назвав современный Лабрадор Хеллулэндом («землей плоских камней»), Новую Шотландию - Марлэндом («землей лесов»), а территорию штата Массачусетс - Винлэндом («землей винограда»). Все чаще высказывается мнение о том, что в Новом Свете, точнее, на восточном побережье Южной Америки регулярно бывали рыцари–храмовники, члены рыцарского ордена тамплиеров, которые, вероятно, вывозили оттуда в Европу американское серебро - не случайно этот металл, прежде довольно редкий, получил столь широкое распространение в Западной Европе именно в период расцвета этого ордена*. (* В недавно опубликованном исследовании итальянский историк Руджеро Марино, ссылаясь на обнаруженные им документы, утверждает, что Колумб открыл Америку в ходе тайной экспедиции 1485 года, снаряженной по заданию Папы Иннокентия VIII, а в 1492 году уже твердо знал, к каким берегам направляется).

Задолго до прибытия бледнолицых обе Америки были заселены людьми с красноватым отливом кожи. Около 20 тысяч лет назад, до образования Берингова пролива, разделившего Азию и Америку, Аляска и Сибирь были связаны между собой полоской суши. По этому перешейку в Америку перешли древние племена из Северо–Восточной Азии, первые выходцы из Старого Света, не подозревавшие, что им выпала честь открытия нового континента. Выходцы из Азии устремлялись все дальше на юг, расселяясь по территории обеих Америк. Возможно, заселение Америки происходило несколькими волнами, поскольку к приходу европейцев Новый Свет был населен сотнями племен аборигенов, которые отличались друг от друга и образом жизни (жители лесов строили вигвамы из березовой коры, жители равнин использовали вместо нее шкуры животных, некоторые племена жили в «длинных» домах, а другие строили из камней и глины «многоквартирные» пуэбло), и обычаями, и, разумеется, языком. Названия некоторых племен остались увековеченными на карте Америки: топонимы Иллинойс, Северная и Южная Дакота, Массачусетс, Айова, Алабама, Канзас и многие другие - индейского происхождения. Сохранились и некоторые индейские языки. Не далее как во время Второй мировой войны связистами в американской армии служили индейцы из племени навахо, которые переговаривались по радио на своем родном языке. Использование редкого языка позволило сохранить в неприкосновенности военные тайны - разведке противника так и не удалось декодировать передаваемую таким способом информацию.

До прихода европейцев в Центральной Америке успели сложиться могущественные индейские государства ацтеков (на территории современной Мексики) и инков (в Перу), а еще ранее на полуострове Юкатан и на территории современной Гватемалы процветала загадочная цивилизация майя, таинственным образом исчезнувшая около 900 года н. э. Однако на территории, занимаемой ныне США, никаких индейских государств не было, а аборигены находились на стадии первобытнообщинного строя. Большинство североамериканских индейцев промышляли охотой, ловлей рыбы и сбором даров природы. Племена, жившие в долинах рек Огайо и Миссисипи, занимались земледелием. Они находились на уровне, который цивилизация Старого Света имела за 1500 лет до н. э., т. е. в своем культурном развитии отставали от Европы примерно на три тысячелетия.