Что такое неравенство у древних людей. III

Тема урока: Появление неравенства и знати.

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления

неравенства в первобытном обществе.

Задачи урока: 1. Обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».

2. Продолжить формирование умений:

Давать полный ответ на вопрос;

Сравнивать, анализировать различные исторические процессы;

Выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Основные понятия темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

Учебное оборудование: ИКТ

Используемый учебник: , Свенцицкая Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

1. Беседа по вопросам:

· Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины . Управляли родовыми общинами старейшины . Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя . Племенем управлял совет старейшин.

· Назовите основные занятия первобытных людей. (Собирательство и охота)

· Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство.

Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).

· Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть. С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)

2. Вставьте пропущенные слова:

Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии)

более … (10 тысяч) лет назад

Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой)

Колосья срезали … (серпом)

Растирали зёрна на … (зернотёрках)

Деревья рубили … (деревянным топором)

Из глины научились делать … (посуду)

Женщины научились … (ткать и прясть)

III. Переход к изучению новой темы.

3. Решение творческой задачи

В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней , на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.

В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)

У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке?

(О неравенстве)

У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.

Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

· Что такое неравенство?

· Как и почему оно появилось?

· Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.

Появление неравенства и знати

IV. Изучение новой темы.

План.

1) Обработка металлов и совершенствование орудий труда.

2) Появление неравенства и знати.

3) Переход от родовой общины к соседской.

1. Обработка металлов и совершенствование орудий труда .

Рассказ учителя.: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т. п.

Работа с иллюстрациями учебника (с.24)

Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.)

Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.)

Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду.)

Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник.)

Как называют такое занятие человека? (Ремесло)

Запись в тетрадь.

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Рассказ учителя

Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.

Слайдый клик мышки)

Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

4. Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)

Как происходила отливка медного топора?

Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю. )

5. Работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

Как появился плуг?

Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом. )

Слайдой клик мышки)

У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными)

Вывод: в обществе появляется неравенство .

2. Появление неравенства и знати.

Запись в тетрадь.

Неравенство деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.

В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

3. Переход от родовой общины к соседской.

Рассказ учителя.

От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь . Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Запись в тетрадь.

Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.

Запись в тетрадь.

Знать – богатые и влиятельные люди государства.

У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

IV. Закрепление изученного материала

1. Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».

Схема фиксируется в тетради.

Объяснение к схеме.

Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка)

2. Решение кроссворда.

По горизонтали:

1. Первый металл, освоенный человеком. (Медь).

2. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. (Классы).

3. Род занятия человека. (Ремесло).

4. Богатые, влиятельные люди. (Знать).

5. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. (Государство).

Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)

V. Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей. Неравенство – признак зарождения государства).

2. Выполнить письменно в рабочей тетради задание № 17 на с.16.

3. Повторить §2 и §3.

УРОК №6

ГЛАВА 2. ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ

Тема урока: «Появление неравенства и знати»

Курс: история Древнего мира

Класс: 5

Дата проведения: «____»_______________20___г.

Цели урока:

Образовательная: Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми.

Развивающая: Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Воспитывающая: Обеспечить усвоение понятий «неравенство», «соседская община», «знать».

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование:

Учебная доска;

Учебник для 5 класса А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира». – М., 2003 г.

Рабочая тетрадь;

Карта мира;

Атласы по истории Древнего мира;

Презентация;

Раздаточный материал (карточка №6 и №7 для проверки д/з);

Кроссворд

Основные термины и понятия: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (1-2 мин.).

Приветствие учащихся.

II . Актуализация опорных знаний у учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства» - 5 мин.

1. Подготовка устного ответа по карточке №6 и №7

КАРТОЧКА №6

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как появилось земледелие и скотоводство?»

Для этого вспомни:

1. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством?

2. Какие первые культуры начал выращивать человек?

3. Как первобытные люди обрабатывали землю?

4. Какие орудия труда они использовали при обработке земли?

5. Как поступали с детенышами убитых животных?

6. Каких животных первобытные люди стали разводить?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося: Женщины заметили, что упавшие зерна дают всходы. Они начали сеять его. Первыми культурами, которые освоил человек, были дикий ячмень и пшеница. Землю обрабатывали мотыгой (деревянная палка с острым сучком). Приходя с охоты, мужчины иногда приносили детенышей убитых животных. Они оставляли их в своем жилище. Так у человека появилась собака. Позднее – овцы, козы, свиньи, коровы. Появление скотоводства и земледелия дали человеку постоянные продукты питания.

КАРТОЧКА №7

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие новые занятия появились у древних людей?»

Для этого вспомни:

1. Из чего люди делали посуду?

2. Из чего изготавливали ткань?

3. Какое значение имело появление этих новых занятий для людей?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося: Люди научились плести из веток корзины, стали их обмазывать глиной. Но при дожде глина намокала. Тогда они начали емкости из глины сушить и обжигать. Для прочности в тесто глиняное добавляли опилки и толченую ракушку. Ткань, изготовленную из волокон льна и конопли. Пряли шерсть. Появление этих занятий дало человеку одежду и посуду.

2. Работа с классом.

Вписать недостающие слова:

Первые земледельцы вспахивали землю деревянной______ (мотыгой).

Колосья срезали__________ (серпом).

Растирали зерна на ______________ (зернотерках).

Рубили деревья________________ (деревянным топором).

Земледелие и скотоводство возникли в Западной___________ (Азии).

Из глины научились делать______________ (посуду).

Женщины научились делать__________ (ткань) и _________________ (прясть).

3. Развернутый ответ учащихся по карточке №6 и №7

III . Переход к изучению новой темы.

Итак, земледелие и скотоводство дало дополнительные продукты питания для человека. Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а чем они занимаются – ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменение в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

Задача для учащихся: Что такое неравенство?

IV . Изучение новой темы.

План:

1. Обработка металлов.

2. Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4. Появление неравенства и знати.

1. Рассказ учителя.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму. Догадались ли вы что это за камни? (Самородки меди. Их можно было плавить и изготавливать орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные).

Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготавливать металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

Мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Однако медная руда встречается в природе довольно редко, и далеко не в каждом доме в древности были изделия из меди.

2. Работа с иллюстрацией учебника (с. 25).

Как происходила отливка медного топора?

Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружие из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было качественнее обрабатывать землю).

3. Самостоятельная работа

Выяснить, как появился плуг.

Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией).

4. Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок, археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом – только медный топор. Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (появление богатых и бедных).

5. Работа с новыми понятиями. На доске и в тетради.

Неравенство – появление богатых и бедных людей.

6. Рассказ учителя.

Почему же появилось неравенство?

Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадется на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероятно, тот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли отставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т.е. неравенство.

Теперь соплеменники делятся на более «сильных», могущественных и более «слабых», зависимых. Иными словами, возникает иерархия. Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управления – военной силе, чиновничестве. Таким образом, зарождается государство.

Государство – это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

IV . Закрепление изученного на уроке.

Решение кроссворда «Умей прочитать».

1

1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней.

2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество.

3. Одно из первых занятий человека.

4. Первый металл, который освоил человек.

5. Первое орудие для возделывания земли.

6. Орудие труда земледельца 5-6 тыс. лет тому назад.

7. Домашнее животное.

8. Материал для возделывания посуды на гончарном круге.

9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека.

10. Объединение родов, живущих в одной местности.

Ответы: 1. Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина.

9. Рубило. 10. Племя.

V . Итог урока.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство. Т.е. выделение богатых и бедных людей).

Домашнее задание: 1. Прочитать §5 с. 24-27 учебника Вигасина.

2. Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.

3. Повторить новые понятия из всего раздела: история, исторический источник, человеческое стадо, родовая община, орудия труда, неравенство, религия, искусство.

Всеобщая история. 5 класс. Учитель истории и обществознания Шмаль Наталья Васильевна МБОУ СОШ №44 г. Сургут

Тема урока:

Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин появления

неравенства в первобытном обществе.

Задачи урока: 1. Обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».

2. Продолжить формирование умений:

    давать полный ответ на вопрос;

    сравнивать, анализировать различные исторические процессы;

    выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Основные Понятие темы: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

Учебное оборудование: ИКТ

Используемый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009 г.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

    1. Беседа по вопросам:

    Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины . Управляли родовыми общинами старейшины . Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя . Племенем управлял совет старейшин.

    Назовите основные занятия первобытных людей . (Собирательство и охота)

    Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство.

Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).

        Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть.С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)

    Вставьте пропущенные слова:

Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии)

более … (10 тысяч) лет назад

Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой)

Колосья срезали … (серпом)

Растирали зёрна на … (зернотёрках)

Деревья рубили … (деревянным топором)

Из глины научились делать … (посуду)

Женщины научились … (ткать и прясть)

III . Переход к изучению новой темы.

    Решение творческой задачи

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.

В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы.

В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (В обществе существовало неравенство)

У.: Вы сделали верный вывод. Теперь скажите, о чём пойдёт речь у нас сегодня на уроке?

( О неравенстве)

У.: Правильно. Сегодня мы говорим о неравенстве.

Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

    Что такое неравенство?

    Как и почему оно появилось?

    Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

У.: Верно. Именно на эти вопросы вы должны сегодня на уроке получить ответы. Теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Учащимся сообщается тема урока. Они фиксируют её в тетради.

Появление неравенства и знати

IV . Изучение новой темы.

План.

    Обработка металлов и совершенствование орудий труда.

    Появление неравенства и знати.

    Обработка металлов и совершенствование орудий труда .

Рассказ учителя.: Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.

Работа с иллюстрациями учебника (с.24)

    Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.)

    Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.)

    Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду.)

    Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник.)

    Как называют такое занятие человека? (Ремесло)

Запись в тетрадь.

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Рассказ учителя

Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь.

Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

4. Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 25)

    Как происходила отливка медного топора?

    Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные.Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю. )

5. Работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

    Как появился плуг?

    Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом. )

У.: Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

У.: К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными)

Вывод: в обществе появляется неравенство .

    Появление неравенства и знати.

Запись в тетрадь.

Неравенство деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.

В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

    Переход от родовой общины к соседской.

Рассказ учителя.

От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Запись в тетрадь.

Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.

Запись в тетрадь.

Знать – богатые и влиятельные люди государства.

У.: Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

IV . Закрепление изученного материала

    Закрепление изученного на уроке по схеме «Зарождение государства».

Схема фиксируется в тетради.

Объяснение к схеме.

Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

Слайд 16 (кроссворд), слайд 17 (проверка)

    Решение кроссворда.

По горизонтали:

    Первый металл, освоенный человеком. (Медь).

    Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. (Классы).

    Род занятия человека. (Ремесло).

    Богатые, влиятельные люди . (Знать).

    Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. (Государство).

Ключевое слово (по вертикали): появление в обществе богатых и бедных людей. (Неравенство)

V . Итог урока.

    Что нового вы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. появление богатых и бедных людей.Неравенство – признак зарождения государства).

Домашнее задание




Первые ремесленные мастерские появились

около 150000 лет назад

Они располагались в поселениях или на территории, где было много камня, пригодного для обработки.


Но полное выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности произошло, очевидно, тогда, когда были изобретены

Ткацкий станок

Гончарный круг


Месопотамия

Гончарный круг и ткацкий станок появились в III тысячелетии до н. э.

Египет


Ремесло

Преимущества гончарного круга и ткацкого станка

Более короткий срок выпуска продукции

Выпуск большего количества продукции

Улучшение качества продукции


В V–IV тысячелетиях до н. э.

люди научились плавить металл.

Его стали использовать при изготовлении орудий труда.


Это открытие, по-видимому, произошло случайно. В печь для обжига глиняной посуды попали самородки меди. Под воздействием высокой температуры металл размягчался и легко менял форму при ударе.

Печь для обжига

Самородок меди


Изделия из меди

Путем ковки из меди изготавливали

Топоры

Тёсла

Кинжалы

Наконечники копий

Посуда

Наконечники стрел


Медь – это достаточно мягкий металл.

Она не могла найти широкого применения.


Вторым металлом, который научился выплавлять человек, была бронза

Медь

Бронза

Олово

сплав меди и олова.


Освоение металлов

Преимущества бронзы перед медью

Большая твёрдость

Легкоплавкость

Прочность


Месопотамия

Открытие бронзы произошло в

III тысячелетии до н. э.

Персидский


Расцвет бронзовой металлургии приходится

на II тысячелетие до н. э.


Бронзу получали в больших кострах.

При её изготовлении слой руды чередовался со слоем дров.


Изделия из бронзы

Из бронзы делались самые разнообразные изделия:

Серпы

Наконечники

Топоры

Мечи

Сошники

Украшения

Пряжки

Посуда


Бронза по твёрдости не могла сравниться с кремнем.

В эпоху бронзы каменные орудия сохраняли своё значение.



Хетты первыми научились выплавлять железо около 1800 года до н. э.

Хеттское царство


Долгое время железо не находило широкого применения.

Его температура его плавления крайне высока: 1530℃ .

Получить такую температуру в древних кострах не могли.


Изделия из железа

Из железа научились ковать оружие

Мечи

Лемеха

Топоры

Наконечники стрел

Наконечники копий

Ножницы

Сошники

Напильники

Скобели

Серпы


Освоение железа

Железным топором можно было высвободить от леса значительные массивы

Плуги и сохи из железа позволяли качественнее обрабатывать землю

Вытеснение камня железом




Обмен

Развитие скотоводства

Развитие ремесла

Развитие земледелия

Потребность в обмене произведённой продукцией

возникает потребность обмениваться между собой произведенной ими продукцией: шкурами животных, шерстью, мясом, зерном, посудой, тканью, орудиями труда и так далее.


Сколько топоров нужно отдать, чтобы взамен получить мешок зерна?



Первые деньги

Домашний скот

Редкие раковины

Слитки металлов


Обмен был первым шагом

к возникновению торговли


Партиархат

Изготовление металлических орудий труда и оружия, развитие скотоводства и земледелия были связаны с деятельностью мужчин.

Постепенная утрата женщинами особого положения в семье и в обществе.

Исключение женщин из участия в собраниях общины.

Превращение материнских родовых общин в патриархальные.


Появление неравенства

Усовершенствование орудий труда

Изменение положения отдельного человека в обществе

Более ловкие и сильные лучше и быстрее работали

Труд лучших работников

стал поощряться при распределении продуктов


Я – лучший охотник!

Значит тебе положено больше!


Исчезла необходимость в совместном труде всей общиной.

У земледельцев складывается новый порядок.

Община теперь состоит из больших семей.


Земля, как и раньше, принадлежала всей общине. Сохранялся общий выгон для выпаса скота, общим был и лес. Члены общины совместно расчищали поле для посева, рыли канавы для его орошения, охраняли всходы.

Пастбище

Поле



Отдельные семьи обеспечивали себя всем необходимым.

Кроме того, они могли накопить излишки продуктов для обмена.


Появление неравенства

Создание продуктов обмена отдельной семьёй

Получение продуктов труда сверх необходимого отдельной семьёй

Накопление богатств



Имущественное расслоение

Тяжёлое положение

Утрата кормильца

Благополучие

Наличие земли

и достаток

и рабочих рук

Появление бедных и богатых семей


На смену родовой общине приходит соседская община.

Теперь людей объединяют только хозяйственные интересы на определённой территории.




Захваченных людей теперь не убивали, а превращали в рабов.

Пользование рабским трудом стало выгодным.

Один человек мог произвести больше продуктов, чем ему было нужно.


Появление рабства

Использование рабского труда

Обработка земли

Скотоводство (работа пастухами)

Ремесло (прядение, ткачество)


Рабы могли иметь некоторые вещи, могли иметь семью.

За хорошую работу они могли получить свободу.


Теперь вожди стали выделяться своими богатствами.

Они приобретали известность.


В связи с войнами повышалось значение военного вождя.

Появление знати

Управление племенем.

Занятия военного вождя

Распоряжение запасами пищи.

Суд над соплеменниками.


Вожди и старейшины составляли родовую знать.

Они стали передавать своё имущество и должности по наследству.