Дать определении понятию медицинская психология. Что изучает медицинская психология

Психическое здоровье выступает одной из необходимых составляющих социального благополучия личности, уровня его физического комфорта и трудоспособности. Несмотря на огромные усилия, прилагаемые к развитию и совершенствованию системы здравоохранения, за последнее столетий в мировых странах многократно выросла распространенность психических расстройств.

Подходы к дефиниции медицинской психологии

В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает развитие медицинской (клинической) психологии - научной области, призванной решить наиболее сложные проблемы современности. Специфика статуса научного направления заключается в его междисциплинарном характере, позиции на стыке медицинских и психологических знаний и практик. Выступая самостоятельной научной областью, медицинская психология не утрачивает связей ни с медициной, ни с психологией.

Определение 1

На современном этапе своего развития медицинская психология представляет собой самостоятельный раздел медицинских знаний, который включает психологические проблемы, возникающие у людей на различных этапах развития заболеваний в различных условиях обращения за медицинской помощью.

В центре внимания науки – психология больного, психологическое состояние личности, которое имеет решающее значение в возникновении заболевания, обуславливает особенности его течения, определяет развитие и успех лечения.

Задачи медицинской психологии

В процессе оказания медицинской и психологической помощи медицинская психология направлена на решение ряда актуальных задач, включая психологический анализ природы заболеваний, в частности нервно-психических, исследование психических болезней; изучение всего диапазона пагубных и благотворных влияний на личность.

Определение 2

Предметом научной области выступает исследование многообразных проявлений психики больного, их влияние на болезнь и здоровье, обеспечение оптимальных условий, психологически целебных влияний.

Медицинская психология призвана оптимизировать контакты между пациентом и врачом, способствовать быстрейшему и полному выздоровлению, предупреждению возникновению заболеваний.

Общая и частная медицинская психология

Медицинская психология может быть условно разграничена на общую и частную.

Определение 3

В центре внимания общей – основные закономерности психических состояний больного (выработка критериев болезненной, частично измененной и нормальной психики), психология медицинского работника, психология повседневного взаимодействия пациента и врача, психология атмосферы лечебных организаций.

Определение 4

Частная клиническая психология исследует ведущие аспекты профессиональной деятельности медицинского работника в процессе его взаимодействия с конкретным пациентом при определенных заболеваниях.

Болезнь как базовая категория медицинской психологии

Любое заболевание выступает патологическим состоянием не отдельных органов, но всего организма в целом, соответственно, и лечение должно носить комплексный характер.

В современной медицине патологические состояния условно подразделяются на:

  • внутренние (соматические), при которых патологические трансформации осуществляются в системах и органах человеческого тела;
  • нервные заболевания. Патологические состояния данного типа чаще всего носят системный характер;
  • психические болезни, сущность которых заключается в расстройстве специфически субъективных, идеальных, рассудочных форм человеческой деятельности. Патологии данного вида находят свое отражение в изменениях продуктивности, результативности целенаправленной деятельности, изменениях последовательности, полноты и адекватности психомоторики, пантомимической выразительности, неадекватности оценок окружающих и пр.

Вне зависимости от характера заболевания, патологическое состояние приводит к изменениям психики личности. Снижение негативных переживаний, стрессовых состояний вследствие психических изменений выступает одной из наиболее актуальных задач медицинской психологии.

Таким образом, клиническая психология выступает одним из перспективных научных направлений, позволяющих оптимизировать психологическое состояние больного человека, способствующих быстрейшему и полному выздоровлению личности.

Главная > Лекция

Цели и задачи медицинской психологии.

Медицинская психология изучает психологические особенности пациентов и медперсонала в лечебно-диагностическом процессе. Для психологии важна возможность изучать человека в состоянии кризиса – болезни, то есть изучать особенности изменений психики в патологическом состоянии тела. Основное положение медицины – врач должен лечить не болезнь, а больного – требует знания не только биологических и физиологических особенностей человека, но и особенностей его психики. Участие личности в страданиях тела, связанное с переносимым заболеванием, было известно давно. Единство клинического и психологического подходов в лечебной практике всегда отличало великих врачей древности и современности. М.Я.Мудров, С.П.Боткин, Г.А.Захарьин, В.М. Бехтерев, В.Н.Мясищев, З.Фрейд и многие другие врачи – ориентировали своих учеников на необходимость понимания больной личности и учет ее особенностей в ходе диагностики и лечения. Определение 1: В отечественной психологии медицинская психология рассматривается как отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления и приспособления к болезни, с решением экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей (Психол. словарь, ред. ЗинченкоВ.П. и Мещерякова Б.Г., 2004). Определение 2: Медицинская психология понимается как область профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию. Содержание МП, ее место, объем до сих пор по-разному определяются различными специалистами. Общим является то, что МП понимается как пограничная область между психологией и медициной. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии. Различия между названиями «клиническая» и «медицинская» относят: - во-первых, к различиям между медиками и психологами: медики предпочитают говорить «медицинская», а психологи – «клиническая», - во-вторых, в зарубежной научной литературе чаще используют термин «клиническая», а в отечественной – «медицинская». Различные психологические школы по-разному понимают предмет и задачи клинической психологии. Одни считают, что медицинская психология должна изучать психические расстройства при различных заболеваниях. Другие полагают, что медицинские психологи должны исследовать особенности личности и заниматься психологической коррекцией. Третьи считают задачей медицинской психологии разработку программ коррекции дезадаптивной картины болезни и дезадаптивного поведения. По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей или на особенности конкретного больного) можно выделить ОБЩУЮ и ЧАСТНУЮ МП. Общая медицинская психология включает в себя следующие разделы: - основные закономерности психологии больного человека, психологии врача, психологии общения больного и врача, психологической атмосферы лечебного учреждения; - психосоматические и соматопсихические влияния; - медицинскую деонтологию (вопросы врачебного долга, тайны, этики); - психогигиену (обучение, тренинг взаимоотношений врач-больной, психология брака, психология семьи, кризисных периодов). Частная медицинская психология изучает: - особенности психических процессов у психически больных; - психика больных на различных этапах подготовки, выполнения операций, в послеоперационный период; - особенности психики больных с различными заболеваниями (сердечные, инфекционные, онкологические, кожные и др.); - особенности психики больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и пр.); - особенности психики больных при проведении экспертизы (военной, трудовой, судебной); - психику больных алкоголизмом и наркоманией. Основной задачей медицинской психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов человека в ситуации болезни и лечебного взаимодействия. Предмет медицинской психологии – особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации лечения, а также для сохранения и укрепления здоровья. Задачи медицинской психологии. Конкретные задачи МП формулировались следующим образом (Лебединский, Мясищев, 1966, Кабанов, Карвасарский, 1978):
    Исследование влияния заболеваний на психику человека и его поведение; Анализ влияния психологических факторов на возникновение, развитие и лечение заболеваний, а также на профилактику; Изучение роли психического как фактора, противостоящего возникновению и развитию болезни; Изучение нарушений развития психики; Изучение проявлений и динамики нарушений психики при различных заболеваниях; Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; Исследование влияния особенностей взаимоотношений больного с медицинским персоналом и микросредой на процесс течения болезни и выздоровления; Создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных целях.
Взаимосвязь медицинской психологии с другими науками. На развитие медицинской психологии оказывают существенное влияние следующие медицинские дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, терапия. Это влияние взаимно. Медицинская психология близка и к ряду психологических наук: экспериментальной психологии, олигофренопедагогике, тифлопсихологии, сурдопсихологии и другим. Медицинская психология оказывает влияние на развитие общетеоретических вопросов психологии: - соотношение социального и биологического в развитии психики, - анализ компонентов, входящих в состав психических процессов, - развитие и распад психики, - роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности. Экспериментально-психологическое исследование в клинике. В психиатрической клинике ЭПО используется: - для целей экспертизы (трудовой, военной, судебной), - для дифференциального диагноза, - для контроля эффективности лечения. Предметом исследования являются психические процессы испытуемого (восприятие, память, внимание, мышление, эмоции), мотивационная, волевая сферы. В клинике внутренних болезней (соматической) предмет исследования: - особенности эмоциональной сферы, - особенности мотивации. Реже: когнитивные процессы, поведенческие особенности.

Методы исследования в медицинской психологии.

Методы делятся на основные и вспомогательные. Основные – наблюдение и эксперимент, все остальные – вспомогательные. Наблюдение – изучение психологических явлений без вмешательства в их течение. Житейское наблюдение – ограничивается регистрацией фактов, имеет случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение – организовано, имеет план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение – предполагает участие исследователя в деятельности, которую он изучает. Невключенное наблюдение – не предполагает участия исследователя. Метод наблюдения является наиболее фундаментальным методам психологического исследования. Он заключается в профессиональной регистрации всех выявляемых во внешнем поведении испытуемого проявлений внутренней психологической структуры. Разновидность метода наблюдения – клинико-психологический метод (профессиональная психологическая беседа с больным). Роль метода наблюдения возрастает при подозрении о симуляции и диссимуляции, Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть лабораторным , когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкциями, естественным , когда изучение осуществляется в естественных условиях, констатирующим, когда изучаются лишь определенные психологические явления, формирующим – в процессе которого развиваются определенные качества. Вспомогательные методы. Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Опрос может быть письменным (анкетирование), устным (беседа) и в форме интервью. Интервью предполагает установление личного контакта с испытуемым, имеет свои принципы, этапы и схему проведения. Тестирование – метод, в ходе которого испытуемый выполняет определенные действия по заданию исследователя. Для тестирования разработаны многие методики. Отличие тестирования от опроса:

Учебная программа (Syllabus) дисциплины «_Медицинская__психология__» составлена на основе ГОСО по специальности «Психология», типового учебного плана «Медицинская психология», типовой учебной программы _Медицинская психология и логической

  • Учебная программа (Syllabus) Дисциплина: Медицинская психология Специальность 050503 Психология (2)

    Программа

    Учебная программа (Syllabus) дисциплины «_Медицинская__психология__» составлена на основе ГОСО по специальности «Психология», типового учебного плана «Медицинская психология», типовой учебной программы «Медицинская психология» и логической

  • Пояснительная записка Медицинская психология

    Пояснительная записка

    О.А.Скугаревский, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»,

  • Предмет и задачи медицинской психологии Медицинская психология - отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также на решение вопросов, связанных с психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, решение различных экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей.

    В медицинскую психологию, как одну из отраслей психологии, включаются или связаны с ней следующие разделы: психология больного, психология лечебного взаимодействия, норма и патология психической деятельности, патопсихология, психология индивидуальных различий, возрастная клиническая психология, семейная клиническая психология, психология девиантного поведения, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия, неврозология, психосоматическая медицина.

    Медицинская психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса медицинской психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов - феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования.

    В медицинской психологии тесно переплетаются вопросы психологии и основные задачи медицины. Подобно психологии и основным клиническим дисциплинам, медицинскую психологию делят на общую медицинскую психологию и частную.

    Общая медицинская психология занимается изучением личности больного, врача, среднего и младшего медицинского работника и их взаимоотношений.

    Частная медицинская психология изучает эти же вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.

    Предмет и задачи медицинской психологии.
    Медицинская психология изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней и на процесс выздоровления людей.

    Современная медицинская психология делится на две основные области. Первая связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменении структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией или детерминированных врожденными аномалиями. Другая область медицинской психологии связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - это влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы.

    Наибольшее развитие получила первая область медицинской психологии, это проявилось в возникновении таких научных дисциплин, как нейропсихология (А.Р. Лурия) и экспериментальной патопсихологии (Б.В. Зейгарник).

    Предметом изучения медицинской психологии является: личность больного человека, личность медицинского работника (в том числе и будущего), а также взаимоотношения больного человека и медицинского работника в различных условиях - при посещении больного на дому, в амбулатории и клинике.

    В этот круг вопросов входит также психология взаимоотношений медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, при специализации и усовершенствовании, в общественной жизни и т.д.

    Медицинская психология изучает: 1) роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний; 2) место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней; 3) состояние психики в процессе лечения заболевания и, в частности, реакции на различные медикаменты; 4) психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.

    Важными вопросами медицинской психологии являются психопрофилактика, психотерапия и психогигиена.

    Методы медицинской психологии.
    Основные методы медико-психологического исследования - беседа, наблюдение и эксперимент.

    Методы исследований психических особенностей соматических больных медицинская психология заимствует у психодиагностики и общей психологии, а оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей, как психотерапия, вегетология, валеология.

    Помимо основных методов, беседы с больным и наблюдения за его поведением, в медицинской психологии используется тестирование.

    Для психодиагностических целей широко применяются тесты, позволяющие выделить две главные группы свойств психики: свойства интеллекта и свойства характера личности.

    Например. Система Вине - Симона. Тесты соответствуют возрасту. Умственное развитие, или умственный возраст определяется по числу решенных задач в процентах к паспортному возрасту. Баллы от решения каждой задачи складываются, и выводится средний возрастной показатель в процентах. Показатель ниже 70% означает наличие олигофрении.

    Система тестов Векслера для детей и взрослых. По данным исследователей, этот метод дает представление об интеллекте и личностных качествах испытуемого. В систему входит 6 тестов словесных и 5 - практического действия. Первые 6 заключаются в исследовании: 1) осведомленности, 2) общей сообразительности, 3) способности воспроизведения чисел, 4) решения арифметических задач, 5) установления сходства, б) определения 42 слов. Пять тестов действия представляют задачи на: 1) узнавание объектов с недостающими частями; 2) установление последовательности картин; 3) складывание рисунков из частей; 4) составление геометрических фигур из частей (от 9 до 16) по образцу; 5) шифровку чисел, согласно коду, в течение 90 с.

    Метод Роршаха. Суть метода состоит в нахождении смысла в своеобразно расположенных на карточке чернильных цветных и черных пятнах. Тестирование по методу Роршаха применяется с целью проверки уровня психического развития обследуемого.

    Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММР1) широко используется у нас в стране в модификации отечественных авторов.

    Психологические методы (тесты) не являются основными при оценке индивидуальных психологических особенностей испытуемого, а лишь дополняют данные клинического обследования пациента, такие как тщательный сбор анамнеза, беседа, наблюдение, данные клинико-лабораторных исследований.

    Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи :

    • - изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;
    • - изучение влияния тех или иных болезней на психику;
    • - изучение различных проявлений психики в их динамике;
    • - изучение нарушений развития психики;
    • - изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;
    • - разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;
    • - создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях .

    В медицинской сфере часто используется термин "клиническая психология". Порой понятия "медицинская психология" и "клиническая психология" используются как синонимы. Этого мнения придерживались, например, М. С. Роговин (1969), А. Е. Личко и Н. Я. Иванов (1992), Ю. Ф. Поляков (1996) . Однако представление других авторов в отечественной психологии (Н. В. Иванов, В. М. Блeйхер, В. М. Банщиков) сводится к пониманию клинической психологии как области медицинской психологии, имеющей прикладной характер и ориентированной на потребности психиатрической, соматической и неврологической клиники .

    В зарубежной психологии область психологии, которая в отечественной науке относится к медицинской психологии, чаще всего носит название клинической психологии. При этом предмет клинической психологии может пониматься по-разному. Клинические психологи изучают психические расстройства при различных заболеваниях, занимаются исследованием особенностей личности и психологическим консультированием, разрабатывают способы устранения признаков дезадаптивного поведения.

    Клиническая психология направлена на решение задач клинической практики (психиатрической, неврологической, соматической). К разделам клинической психологии относятся патопсихология, нейропсихология, соматопсихология.

    В патопсихологии изучаются болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях. Ценность патопсихологии в медицинской практике заключается в разработке и применении методик диагностики психических нарушений у больных людей. Патопсихолог, по мнению известного российского специалиста в области медицинской психологии Б. В. Зейгарник, должен быть, прежде всего, психологом и вместе с тем быть хорошо осведомленным в теоретических основах и практических запросах психиатрической клиники . Прикладное значение патопсихологии особенно высоко в психиатрии. Патопсихология необходима для установления степени и определения структуры интеллектуального дефекта, проведения экспертизы, а также при оценке эффективности лечения. В патопсихологии изучаются нарушения сознания и личности, восприятия, памяти, мышления.

    Патопсихологию как область научных и практических психологических знаний не следует путать с психопатологией. Психопатология - это учение о патологии психики, ее болезненных изменениях. Психопатология является разделом психиатрии (т.е. медицины) и занимается клиническим описанием признаков психических заболеваний (при этом используются такие медицинские понятия, как этиология, патогенез, симптом, синдром). Она изучает закономерности развития психической болезни.

    Остается дискуссионным вопрос о разграничении предмета патопсихологии и психопатологии. Обе пауки изучают расстройства психики, но пользуются при этом разными методами. Патопсихология изучает психические расстройства методами психологии (патопсихологический эксперимент, тестирование), а психопатология в основном прибегает к клиникоописательному методу . Наиболее авторитетные специалисты в области патопсихологии в нашей стране - Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, В. М. Блейхер, И. В. Крук.

    В. М. Блейхер и И. В. Крук (1986) выделяют следующие задачи, стоящие перед практической патопсихологией:

    • 1) получение данных для диагностики;
    • 2) исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией - оценка эффективности проведения лечебного процесса;
    • 3) участие в экспертной работе - военной, медико-социальной, судебной, психолого-медико-педагогической экспертизах;
    • 4) участие в реабилитационной работе;
    • 5) исследование недостаточно изученных психических заболеваний, а также структуры психических нарушений при некоторых неврологических и соматических заболеваниях;
    • 6) участие в психотерапии .

    Психические нарушения человека нередко бывают связаны с нарушениями деятельности мозга в результате травмы. Поэтому в качестве раздела медицинской психологии часто называют нейропсихологию , которая исследует зависимость психических явлений от физиологических процессов, протекающих в мозге. Нейропсихология изучает мозговые механизмы высших психических функций, изменения психики больных при локальных поражениях головного мозга. В нейропсихологии исследуются нарушения восприятия (агнозия), произвольных целенаправленных движений и действий (апраксия), расстройства различных форм речевой деятельности (афазия), нарушения памяти (амнезия), внимания, мышления, эмоций. Новые приемы для ранней и точной диагностики локальных поражений мозга, созданные в нейропсихологии, позволяют разрабатывать и применять научно обоснованные методы восстановления психических функций. Основоположником нейропсихологии в России был А. Р. Лурия. В последние десятилетия в области нейропсихологии активно работают также Е. Д. Хомская и Л. С. Цветкова.

    Важнейшее направление работы медицинских психологов - работа с соматическими больными . Взаимосвязь психических функций человека и соматических заболеваний известна давно. Появление термина "психосоматический" относится к 1818 г., когда немецкий врач Иоганн Хайнрот впервые предложил его для обозначения связи между психологическими конфликтами и физическими болезнями. В 1825 г. Якоби использовал родственное понятие "соматопсихика". Зарождение психосоматической медицины связывают с психоаналитическими работами 3. Фрейда .

    В настоящее время доказано, что в происхождении таких заболеваний, как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, гипертония, важная роль принадлежит психическому фактору. Известно, что сильные душевные волнения, длительные стрессовые переживания могут отрицательно повлиять на организм и вызвать соматические заболевания. Эта связь психического фактора с возникновением и развитием соматических и нервно- психических заболеваний получила выражение в названии "психогенные заболевания". С другой стороны, некоторые нервно-психические нарушения, личностные особенности человека возникают в связи с соматическими заболеваниями. Такие изменения в психике пациента принято называть соматогениями. Так, при сердечно-сосудистой патологии больные испытывают тревогу, страх, особенно во второй половине дня. При желудочно- кишечных заболеваниях пациенты подавлены, раздражительны, проявляют ипохондрию (повышенные опасения за свое здоровье). При туберкулезе характерны частые проявления эйфории (беспричинное состояние чрезмерной веселости, характеризующееся благодушием, радостью, беспечностью, безмятежностью). Поэтому медицинский психолог должен уделять внимание пациентам, часто и хронически болеющим. Они очень ранимы, отличаются раздражительностью, вспыльчивостью, обидчивостью, слезливостью.

    Министерство Здравоохранения РФ

    Воронежская Государственная Медицинская Академия им. Н. Н. Бурденко

    Факультет Высшего Сестринского Образования (заочное отделение)

    Кафедра Сестринское Дело

    Зав.кафедрой доцент, к.м.н. Евстратова Е.Ф.

    Контрольная работа

    По Медицинской психологии на тему:

    Медицинская психология - предмет, задачи, методы. Значение изучения для студентов ФВСО. Психологический и сестринский диагнозы.

    Выполнил: студентка 301 группы

    Кретинина Г.П.

    Проверил:

    г. Воронеж

    П Л А Н

    1. Ключевые понятия.

    2. История медицинской психологии.

    3. Медицинская психология – предмет, задачи, методы.

    4. Психологический и сестринский диагноз.

    5. Актуальность изучения медицинской психологии студентами ФВСО.

    6. Тестовый контроль.

    7. Решение ситуационных задач.

    8. Список использованной литературы.

    КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

    Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в субъективном отражении объективного мира.

    это свойства головного мозга, обеспечивающие человеку и животным способность отражать предметы и явления внешнего мира.

    Психология – это наука, изучающая субъективные ощущения, образы, представления, явления памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого, т.е. психику человека.

    Медицинская психология – это отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.

    Патопсихология (от греч. pбthos - страдание, болезнь) - раздел медицинской психологии, изучающий закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при болезни.

    Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.

    Патопсихология изучает психические расстройства в первую очередь экспериментально-психологическими методами. Прикладное значение патопсихологии в практике медицины проявляется в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств психики, установления степени выраженности психического дефекта в интересах экспертизы (судебной, трудовой, военной и т.д.), оценки эффективности проводимого лечения по объективным характеристикам динамики психического состояния больных, анализа возможностей личности больного с точки зрения ее сохранных сторон и перспектив компенсации утраченных свойств в целях выбора оптимальных психотерапевтических мероприятий, проведения индивидуальной психической реабилитации.

    Психотерапия – комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических.

    Психогении – это нарушения, возникающие в организме и в психике больного под влиянием различных, обычно тяжелых для личности психических травм.

    Соматогении – это психические нарушения, вызванные соматическими болезнями.

    Психосоматические взаимоотношения – первично влияние психики на соматику, в первую очередь при этом играют роль особенности личности, ее психологический тип, создающие предпосылки к возникновению определенных видов нарушения адаптации.

    Соматопсихические взаимоотношения – первично влияние соматики на психику. Определенные личностные черты могут складываться в результате влияния на психику хронического заболевания или стресса.

    Психосоматические заболевания – это физические заболевания или нарушения, причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты, недовольство, душевные страдания и др.). Психосоматические реакции могут возникать не только в ответ на психические эмоциональные воздействия, но и на прямое действие раздражителей (например, вид лимона). Представления, воображение также могут оказывать влияние на соматическое состояние человека.

    Внутренняя картина болезни – субъективно-психологическая сторона любого заболевания, которая создается самим больным на основе совокупности его ощущений, представлений и переживаний, связанных с физическим состоянием.

    Тип отношения к болезни – переживания, ощущения болезни, прогноз, отношение к лечению, которые составляет сам больной для себя.

    Синдром эмоционального выгорания – представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. "Выгорание" отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

    Включает в себя следующие характеристики: отказ от карьерного роста, падение интереса к работе и жизни, бессонница, головные боли, чрезмерное употребление лекарственных средств.

    Развитие этого синдрома было обусловлено необходимостью работать в строго нормированном и однообразно - напряженном режиме дня, с большой эмоциональной насыщенностью личностного взаимодействия с трудными пациентами, клиентами и т.п.

    Профессиональная деформация личности медицинского работника – процесс расширения способов реагирования в профессиональном контексте на все большие области жизни.

    Синдром хронической усталости – заболевание, характеризующееся повышенной утомляемостью, снижением настроения, нарушениями сна, болями в суставах, затрудненной концентрацией внимания.
    При СХУ наблюдается угнетение гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, которая регулирует выработку гормона кортизола. Доказательством важной роли гормонов в возникновении СХУ является положительное действие, которое оказывает гидрокортизон на больных СХУ. Улучшают состояние больных СХУ и некоторые методы психотерапии (познавательно- поведенческая терапия). Психотерапевтические воздействия не только улучшают физический и психологический статус пациента, но и нормализуют гормональный баланс, что может свидетельствовать о том, что гормональные нарушения у больных СХУ могут носить вторичный характер.

    Трансфер (перенос) - тенденция в настоящем видеть прошлое, прибегать к использованию старых способов восприятия и реагирования, исключая всякую новую информацию;

    это особый вид отношений между пациентом и врачом, в основе которых лежит чувство не к врачу, а к какой-то личности из прошлого; это освобождение oт прошлого, точнее ошибочное понимание настоящего посредством прошлого.

    Контртрансфер(контрперенос) – ответное чувство неприязни, раздражения и т.п.; усиливается во времена переживания стрессовых событий и неразрешенных конфликтов. Контртрансфер может быть рассмотрен как реакция на внутреннюю дисбалансировку.

    Конверсия – факторы эмоционального характера, действующие на физическое самочувствие.

    Стресс – совокупность физиологических механизмов в ответ на действие неблагоприятных, сверхсильных, чрезвычайных раздражителей; организм отвечает напряжением адаптивных защитных сил.

    Дистресс – отрицательное влияние стресса на деятельность человека, вплоть до ее полного разрушения.

    Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

    Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

    Характер – совокупность свойств личности, определяющих типичные способы ее реагирования на жизненные обстоятельства.

    Ятрогения – это такой способ лечения, обследования или проведения профилактических мероприятий, в результате которого медработник причиняет вред здоровью больного.

    Сорогения – это такой способ лечения, обследования или проведения профилактических мероприятий, в результате которого медицинская сестра причиняет вред здоровью больного.

    Эгогении – влияние пациента на самого себя в связи с болезнью или определенным состоянием здоровья, то есть результат положительного или отрицательного самовнушения пациента.

    Эгротогении – взаимное влияние пациентов друг на друга.

    Психическая травма – это жизненная ситуация, характеризующаяся индивидуальной и относительной неразрешимостью и выбывающая состояние нервно-психического напряжения, которое приводит к нарушению психического здоровья. Главной характеристикой психической травмы является ее патогенность для личности, зависящая от остроты, длительности, повторяемости, неожиданности психической травмы, так и от уязвимости личности к конкретной психической травме.

    ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

    История медицинской психологии в нашей стране неразрывно связана с именем В.Н.Мясищева и институтом им. В.М. Бехтерева, в котором он проработал всю жизнь. В.Н.Мясищев внес значительный вклад в развитие отечественной медицинской психологии, определив, собственно говоря, ее научное и практическое значение для медицины в целом и для психотерапии в частности, существует и развивается его научная школа. Во многом благодаря подвижнической научной, педагогической и организаторской деятельности В. Н. Мясищева институт им. В. М. Бехтерева стал ведущим научным, практическим и учебным центром медицинской психологии и психотерапии в нашей стране.

    Известно, что в России основатель отечественной медицинской психологии В. М. Бехтерев вслед за Вундтом, открывшим в 1879 г. первую психологическую лабораторию в Лейпциге, организовал в 1885 г. в Казани вторую в Европе экспериментально - психологическую лабораторию. Позже создаются аналогичные лаборатории в Санкт-Петербурге. Вслед за В. М. Бехтеревым в конце XIX – начале XX века В. Ф. Чиж, С. С. Корсаков и А. А. Токарский, Н. Н. Ланге, Г. И. Россолимо, А. И. Сикорский создают в других городах России психологические лаборатории, в которых разрабатывались и апробировались экспериментальные подходы для решения задач клинико-психологической диагностики, в частности в психиатрии.

    Нельзя не сказать и о роли, и о значении созданной В.Н.Мясищевым проблемной комиссии "Медицинская психология" при АМН СССР в 1962 г. Это был период "оттепели", и ситуация требовала, среди прочего, и "легализации" психологии, особенно в медицине. Проблемная комиссия под руководством В.Н.Мясищева и М.С.Лебединского собрала единомышленников. Во многом благодаря рекомендациям комиссии стали возможными новые направления в официальных планах исследований, диссертационных работах, в совершенствовании организационных форм и содержании преподавательской работы, в частности в Ленинградском университете, где преподавал в те годы В. Н. Мясищев. Несколько позже он впервые добился введения аспирантуры по этой, тогда казавшейся экзотичной, дисциплине.

    МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ

    МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая личность, индивидуальность больного человека; особенности психической деятельности, изменения ее при заболеваниях; влияние личности больного на процессы возникновения заболевания и выздоровления, а также взаимоотношения между пациентом и медицинским персоналом в ходе лечебно – реабилитационного процеса.

    Предмет изучения медицинской психологии

    По направленности психологических исследований можно выделить общую и частную медицинскую психологию .

    Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

    1.Основные закономерности психологии больного человека, психологии медицинского работника, психологии общения медицинского работника и больного, психологический климат отделения.

    2. Психосоматические и соматопсихические взаимоотношения, то есть психологические факторы, влияющие на болезнь, изменение психологических процессов и психологического склада личности под влиянием болезни, влияние психических процессов и особенностей личности на возникновение и протекание болезни.

    3. Индивидуальные особенности человека и их изменения в процессе жизни.

    4. Медицинскую деонтологию и биоэтику.

    5. Психогигиену и психопрофилактику, то есть роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболевания.

    6. Психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни.

    7. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.

    8. Общую психотерапию.

    Частная медицинская психология изучает:

    1. Особенности психологии конкретных пациентов при определенных формах болезней, в частности при пограничных нервно-психических расстройствах, различных соматических заболеваниях, наличии дефектов органов и систем;

    2. Психологию пациентов при подготовке и проведении хирургических операции и в послеоперационный период;

    3. Медико-психологические аспекты трудовой, военной и судебной экспертизы;

    4. Психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.);

    5. Психику больных алкоголизмом и наркоманией;

    6. Частную психотерапию.

    Задачи медицинской психологии:

    1. психокоррекционная работа (психотерапия)

    2. психогигиена

    3. психологическая экспертиза, связанная с социальной и трудовой реабилитацией больных

    · лечебно-диагностического и лечебно-реабилитационного.

    Лечебно-диагностический блок включает в себя патопсихологическую, нейропсихологическую, соматопсихологическую, психофизиологическую, социально-психологическую диагностику.

    Лечебно-реабилитационный блок включает психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические и социотерапевтические мероприятия.

    Основные методы исследования в медицинской психологии:

    · наблюдение за поведением пациента,

    · эксперимент: лабораторный и в естественных условиях,

    · анкетирование - анкетный опрос

    · беседа с пациентом (сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения),

    · интервью,

    · исследование продуктов деятельности пациента (письма, рисунки, дневники, поделки и т.п.)

    · клинические диагностические тесты.

    Наблюдение:

    Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путём прямого наблюдения за ним со стороны.

    Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

    Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения.

    Стандартизированное наблюдение заранее определено и чётко ограничено в плане того, что наблюдается, ведётся по предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.

    Включенное наблюдение характеризуется непосредственным участием наблюдателя в исследуемом процессе.

    Стороннее наблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

    Опрос – это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

    Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и больших затрат времени на проведение исследования.

    Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространённая его форма – это анкета. Но её недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание её вопросов и, исходя из этого, изменить их.

    Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определёнными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

    Стандартизированный опрос – при нём вопросы и характер ответов на них обычно ограничены узкими рамками, он более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

    Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Тесты предполагают чёткую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

    Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

    Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

    Проективный тест – в его основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

    Наиболее распространенные тесты для исследования личности

    Метод исследования уровня притязаний. Методика используется для исследования личностной сферы больных. Больному предлагают ряд задач, пронумерованных по степени сложности. Испытуемый сам выбирает посильную для себя задачу. Экспериментатор искусственно создает ситуации успеха-неуспеха для больного, при этом анализирует его реакцию в этих ситуациях. Для исследования уровней притязаний можно использовать кубики Кооса.

    Метод Дембо-Рубинштейн. Используется для исследования самооценки. Испытуемый на вертикальных отрезках, символизирующих здоровье, ум, характер, счастье, отмечает, как он оценивает себя по этим показателям. Затем отвечает на вопросы, раскрывающие его представление о содержании понятий “ум”, ”здоровье” и т.д.

    Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого метода исследуются характерные для личности реакции в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени социальной адаптации.

    Метод незаконченных предложений. Тест относится к группе вербальных проективных методов. Один из вариантов этого теста включает 60 незаконченных предложений, которые испытуемый должен закончить. Эти предложения могут быть разделены на 15 групп, в результате исследуются отношения испытуемого к родителям, лицам противоположного пола, начальству, подчиненным и т.д.

    Тематический аперцептивный тест (ТАТ) состоит из 20 сюжетных картин. Испытуемый должен составить рассказ по каждой картине. Можно получить данные о восприятии, воображении, способности осмысливать содержание, об эмоциональной сфере, способности к вербализации, о психотравме и т.д.

    Метод Роршаха. Состоит из 10 карт с изображением симметричных одноцветных и полихромных чернильных пятен. Тест используется для диагностики психических свойств личности. Испытуемый отвечает на вопрос, на что это может быть похоже. Формализация ответов проводится по 4 категориям: расположение или локализация, детерминанты (форма, движение, цвет, полутона, диффузность), содержание, популярность-оригинальность.

    Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI). Предназначен для исследования свойств личности, особенностей характера, физического и психического состояния испытуемого. Испытуемый должен отнестись положительно или отрицательно к содержанию предлагаемых в тесте утверждений. В результате специальной процедуры строится график, на котором изображено соотношение исследуемых личностных особенностей (ипохондрии – сверхконтроля, депрессии – напряженности, истерии – лабильности, психопатии – импульсивности, гипомании – активности и оптимизма, мужественности – женственности, паранойи – ригидности, психастении – тревожности, шизофрении – индивидуалистичности, социальной интроверсии).

    Подростковый диагностический опросник. Используется для диагностики психопатий и акцентуаций характера у подростков.

    Тест Люшера. Включает в себя набор из восьми карт - четыре с основными цветами (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре с дополнительными (фиолетовый, коричневый, черный, серый). Выбор цвета в порядке предпочтения отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение, функциональное состояние, а также наиболее устойчивые черты личности.

    Эксперимент – при нём целенаправленно и продуманно создаётся искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Эксперимент позволяет надёжнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

    Естественный эксперимент – организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.

    Лабораторный эксперимент – предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

    Моделирование - создание искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

    Математическое моделирование представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.

    Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

    Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

    Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И СЕСТРИНСКИЙ ДИАГНОЗ

    Каждый этап сестринского процесса можно соотнести с проводимой медицинской сестрой работой с больным. Поскольку одна из целей сестринского процесса – содействие психологическими методами здоровью больного.

    Сестринский процесс.

    Сестринский диагноз - это клиническое суждение медицинской сестры, в котором дается описание существующей или потенциальной реакции пациента на болезнь и свое состояние с желательным указанием причин такой реакции. В ряде последних исследований сестринский диагноз заменяется понятием приоритетной проблемы.

    Психологический диагноз - оценка психологического состояния больного, как системы отношений и влияний, оказанных на эту систему болезнью.

    Психологический и сестринский диагнозы имеют свою специфику и содержание, но бесспорна их взаимосвязь, которая проявляется в общей цели помощи пациенту.

    АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ

    МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИИ СТУДЕНТАМИ ФВСО

    Основные причины конфликтов, возникающих в лечебных учреждениях - незнание медицинской психологии, неумение понять психологию пациента, его родственников. Медицинской сестре необходимо изучать и знать психологию своих пациентов, их отношение к своему заболеванию и методам лечения, особенности и черты характера своих пациентов, эмоции и многое другое.

    Современная медицинская психология располагает солидным методологическим и методическим аппаратом, позволяющим получать надежные практические рекомендации, необходимые для эффективной диагностики и лечения различных заболеваний, а так же для этически и социально оправданного воздействия на мышление и поведение людей с целью их адаптации к меняющимся условиям жизни, нормализации психологического климата в коллективах.

    Растущее значение медицинской психологии обусловило ее распространение в высших учебных заведениях, и особенно на ФВСО.

    Болезнь всегда индивидуальна, она поражает конкретного человека и чтобы найти средства для ее исцеления медик должен представлять себе не только внешнюю, но и внутреннюю картину болезни, видеть возможные психологические предпосылки и последствия патологических процессов, понимать измененную болезнью личность пациента. Анализ жалоб и собирание анамнеза, соматическое и психиатрическое обследования, проведение всех видов экспертиз. Назначение и осуществление этиологической и патогенетической дифференцированной терапии, решение вопросов выздоравливающих - все это требует от медицинского работника проникновения в личность больного.

    Кроме этого медицинская сестра, выполняющая функции организатора (менеджера) должна владеть и применять на практике знания психологии, планируя работу медицинских сестер, находящихся у нее в подчинении, что позволит ей избежать конфликтов с одной стороны, и повысить эффективность работы по уходу за больными.

    Медицина относится к области профессий «человек - человек», поэтому требует больших душевных затрат и психологического здоровья. Знание медицинской психологии позволят медицинской сестре своевременно диагностировать у себя психологические проблемы, используя методы саморегуляции скорректировать свое состояние, что в конечном итоге позволит избежать синдрома эмоционального выгорания или профессиональных деформаций.

    ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

    1. Первая лаборатория по медицинской психологии была открыта в России:

    а. В.М.Бехтеревым в г.Казани;

    б. С.С.Корсаковым в г.Москве;

    в. А.Ф.Лазурским в г.Петербурге;

    г. нет правильных ответов;

    2. Медицинская психология изучает:

    а. индивидуально-психологические особенности личности больного;

    б. внутренние психические процессы;

    в. причину возникновения психопатологических явлений;

    г. причины возникновения и способы погашения конфликтов;

    3. Первая лаборатория по медицинской психологии в России была открыта в:

    а. 1879 г.;

    б. 1885 г.;

    в. 1886 г.;

    г. 1890 г.;

    4. Методы медицинской психологии – это:

    а. способы изучения особенностей личности больного;

    б. обращение к живому общению с испытуемым;

    в. наблюдение за поведением испытуемых в естественной ситуации;

    г. все ответы верны;

    5. Метод исследования, обеспечивающий научность и доказательность в изучении того или иного психического явления:

    а. наблюдение;

    б. опрос;

    в. эксперимент;

    г. анкета;

    6. Наблюдение – это метод, который позволяет:

    а. проводить избирательный отбор сведений об изучаемом психическом свойстве в условиях прямой и обратной связи исследуемого и испытуемого;

    б. получить обширную информацию о биографии человека;

    в. выявить внутренние неосозноваемые желания и интересы;

    г. получить количественную характеристику психического явления;

    7. Высокоформализованные психодиагностические методики – это:

    а. тесты;

    б. анкеты;

    в. опросники;

    г. все ответы верны;

    8. К тестам относятся методики, которые отвечают условиям:

    а. валидности;

    б. надежности;

    в. стандартизации;

    г. все ответы верны;

    9. Метод тестирования предполагает использование следующих методик:

    а. тестов;

    б. опросников;

    в. анкет;

    г. проективных методик;

    10. Психодиагностика – это:

    а. раздел медицинской психологии;

    б. область психологии, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей личности;

    в. область прикладной психологии;

    г. все ответы верны;

    11. Психологический диагноз – это:

    а. конечный результат деятельности психолога;

    б. описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности;

    г. выявление и описание нарушений психической деятельности;

    12. Задачей психологического анамнеза является:

    а. получение сведений о жалобах больного;

    б. получение сведений о начале заболевания;

    в. выявление отношения больного к своему заболеванию;

    г. выявление вредных привычек больного;

    13. Психологический анамнез, в отличие от медицинского анамнеза обладает следующими свойствами:

    а. призван выяснить внутреннюю картину болезни;

    б. является расспросом больного;

    в. собирает сведения о жизни больного;

    г. нет правильных ответов;

    ОТВЕТЫ: 1 -а; 2 -а; 3 -б; 4 -г; 5 -в; 6 -а; 7 -г; 8 -г; 9 -а; 10 -б; 11 -б; 12 -в; 13 -а.

    РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

    Сестринский диагноз у больного со стрессом

    Физиологические проблемы: бессонница, боли в различных частях тела, тахикардия, одышка, расстройства жкт (понос, запоры, изжога, икота), сексуальные расстройства, изменение аппетита, хроническая усталость, сонливость.

    Психологические проблемы: перепады настроения, страхи, депрессия, агрессивность, мысли о самоубийстве, ночные кошмары.

    Социальные проблемы: снижение ответственности, откладывание дел на завтра, непродуктивная деятельность, нарушение взаимоотношений с родственниками, коллегами по работе.

    Духовные проблемы: утраты веры, потеря интереса к окружающему миру, к своему внешнему виду, мысли о суициде.

    Потенциальные проблемы: риск развития дистресса.

    Сестринский диагноз у больного с гипертонической болезнью

    Физиологические проблемы: головная боль, головокружение, быстрая утомляемость, сердцебиение, одышка.

    Психологические проблемы: беспокойство по поводу своего состояния, тревога, боязнь нового гипертонического криза, страх смерти.

    Социальные проблемы: невозможность нормально выполнять повседневную работу.

    Духовные проблемы: уход в болезнь.

    Потенциальные проблемы: риск развития инсульта, риск травматизма в связи с головокружением.

    Сестринский диагноз у больного с язвенной болезнью желудка

    Физиологические проблемы: острыеболи в области эпигастрия, изжога, тошнота, отрыжка.

    Психологические проблемы: беспокойство по поводу своего состояния, тревога, преимущественно подавленное настроение, раздражительность, боязнь злокачественного перерождения язвы.

    Социальные проблемы: трудности в сочетании повседневной жизни и необходимости соблюдения особой диеты.

    Потенциальные проблемы: риск перфорации язвы, желудочного кровотечения, малигнизации язвы.

    Сестринский диагноз у больного с ИБС

    Физиологические проблемы: приступы внезапной боли за грудиной, учащение сердебиения, одышка.

    Психологические проблемы: беспокойство по поводу своего состояния, тревога, боязнь развития инфаркта миокарда, страх смерти.

    Социальные проблемы: невозможность нормально выполнять деятельность, связанную с физическими нагрузками.

    Потенциальные проблемы: риск развития осложнений.

    Сестринский диагноз у больного с нейродермитом

    Физиологические проблемы: сыпь, лихенизация кожи, зуд в области очагов поражения.

    Психологические проблемы: беспокойство по поводу своего состояния, подавленное настроение, раздражительность.

    Социальные проблемы: нарушение взаимоотношений с родственниками, коллегами по работе.

    Потенциальные проблемы: риск развития обострений.

    Особенности психологического ухода в гериатрической практике

    При работе с пациентами пожилого и старческого возраста характерна психологическая доминанта возраста - «уходящая жизнь, «приближение смерти». Чувства тоски и одиночества. Нарастающая беспомощность. Чисто возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение возможности самообслуживания. Интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

    Особенности психологического ухода за психическими больными

    При работе с психическими больными существует много трудностей из-за закрытости отделения, невозможности в ряде случаев нормального общения и обратной связи с пациентом, а также особенности посещения больных родственниками, так как сами родственники могут содействовать усилению болезненных проявлений у пациентов.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: Учеб. пособие – М.:ЛПА «Кафедра – М»,1998.

    2. Аванесьянц Э.М., Рукавишникова ЕЕ. Психология и сестринский процесс. - М.,2002.-49с.

    3. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент: Медицина, 1976.

    4. Бурлачук Л.Ф., Коржова ЕЮ. Психология жизненных ситуаций. - М, 1998 - 263.

    5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие – М.: «Юрайт», 2000.

    6. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л., 1982.

    7. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер Ком, 1998.

    8. Карвасарский Б.Д. Психотерапия - М.: Медицина, 1985.

    9. Клиническая психология. 2-е международное издание/Под.ред. М. Пере, У. Баумана. - Спб., М., Харьков, Минск: «Питер», 2002.

    10. Кондратенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С. А. Общая психотерапия. - Минск, 1999.-524с.

    11. Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., Чебуракова ТА. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров. - Ростов н/Д., 2002- 416.

    12. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 1998.

    13. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер», 2001.

    14. Мягков И.Ф. Медицинская психология. М., 2002.

    15. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология. Основы патопсихологии и психопатологии. -М, 1999.-232 с.

    16. Полянцева О.И. Психология - Ростов н/Д., 2002- 416с.

    17. Столяренко Л.Д Психология делового общения и управления. - Ростов н/Д, 2001 - 512с