Гадания без карт. «Самое большое зло, какое можно сделать человеку, - это лишить его верного представления о самом себе

Куда бы вы не отправились, попадете в хорошее общество. Можете смело вступать в борьбу, преследуя высокие цели; вас поддержит человек, на которого вы не рассчитывали. Очень скоро дела ваши пойдут на лад. Вы несколько неуверенны и беспокойны, это следствие легкого стресса, в котором вы пребываете. Тем не менее, желание ваше исполнится, причем настолько полно, насколько серьезно вы отнесетесь к предполагаемой вам помощи старших.

Ход личного развития закончился на предыдущей гексаграмме. Он привел к упадку, но и к преодолению этого упадка. Какой бы высоты ни достиг расцвет предыдущего процесса, здесь, после упадка, приходится начинать подъем сначала. Но на сей раз это делается уже совместно с другими. Для такого совместного действия необходимо, чтобы эти люди обладали тождественным положением и тождественным целеустремлением. Так наступает пора действия единомышленников.

Они все начинают с совершенно необработанной почвы, в «пустоши», на которой именно и может начаться их дальнейшее развитие. Оно в случае такой совместной деятельности может охватывать крупные и опасные действия, переходить вброд через великую реку, но для таких серьезных действий нужна стойкость, полная благородства, «стойкость благородного человека». Может возникнуть вопрос, почему здесь процесс должен начаться с совершенно невозделанной, сырой почвы, заброшенной всеми. На это отвечает комментатор Су Мэй-шань:

«Пустошь — это земля, которой никто не добивается. Если я стою на такой земле, то все, кто последуют за мной, действительно будут со мной едины, ибо без такого действительного объединения разве же они могли бы последовать за мной на пустошь?..»

Символически, образно это единение выражено уже и в самой гексаграмме, где верхняя триграмма символизирует небо, а нижняя — солнце — свет. — Образ мира, построенный в познании, хотя и отображает его правильно, но никогда не отображает его с абсолютной исчерпывающей полнотой. Поэтому под термином «мир» обычно подразумевают лишь познанный мир; на данной же ступени, на которой начинается новая познавательная волна, безусловно, требуется исходить из чистой данности, включающей в себя как познанное, так и еще не познанное; последнее в такой мере, что его присутствие способно изменить привычные очертания мира, ибо это начало нового познавательного процесса.

Так равновесие образа мира нарушено настолько, что не установлены еще никакие грани, разделяющие объекты, и все познается заново в контекстах новых окружений. Эта необходимость пройти через весь мир заново символизирована в образе брода через великую реку. Но на этот раз человек проходит весь этот путь уже не один, а со своими единомышленниками. Поэтому, хотя и остается необходимой его личная стойкость, тем не менее, ему еще необходимо и другое: умение действовать не из личных желаний, хотя и не без них, но, главное, в ритмическом созвучии с другими.

В точной и краткой формулировке это выражает комментатор Вань И: «Человек, желая познать сущность элемента единодушия, должен воспользоваться силой нового акта познания и знания, приобретенного прежде. Но особенно ему нельзя добиваться этого со страстностью; однако и оставаясь бесстрастным, он ничего не обретет. Как говорится, когда ритмически придет время, то и идея сама собой проявится. В этой душевной работе самая важная заповедь — это не забывать и не помогать». Такие мысли высказываются в комментаторской литературе по поводу текста:

Единомышленники находятся на пустоши. Развитие. Благоприятен брод через великую реку. Благоприятна стойкость великого человека.

На пути единодушия совершенно необходима полная общность и недопустима личная обособленность. Нельзя оставаться в собственном доме, а надо выйти из него. Но этот процесс здесь только начинается, человек стоит в воротах. Однако, выйдя из ворот, он может пойти на пустошь, с которой начинается построение нового развития в данной ситуации. В тексте мы находим здесь следующие слова:

В начале сильная черта. Единомышленники находятся в воротах. Хулы не будет.

Правильное соответствие второй и пятой черт выражает здесь единодушие. Однако еще большое влияние на данную позицию оказывает прошлое, выраженное предыдущей чертой. Человек в таком состоянии охвачен прошлым. Он точно пребывает в «храме предков». Но там он пребывает на месте, — иными словами, задерживается на месте. Эта задержка оказывается причиною сожаления, которое должно наступить. — Причины такой ошибки на данной ступени в том, что, несмотря на правильное новое познание, личный накопленный опыт прошлого оказывается слишком слабым (вспомним об Упадке в потоке ситуаций минувшего личного развития), поэтому человек бывает слишком сильно охвачен непосредственным созерцанием и не может выйти за пределы прежде сложившегося образа мира.В тексте здесь сказано:

Слабая черта на втором месте. Единомышленники находятся в храме предков. Сожаление!

То, чего не хватало на предыдущей ступени, — накопленный прежде опыт и разум, — получает импульс к более интенсивному развитию. Но время, в котором может проявиться благотворное действие единодушия, еще не наступило. Оно настанет лишь с переходом с пятой позиции, имеющей «единомышленника», на вторую. Так, в момент кризиса, несмотря на полное желание сложить оружие и мирным путем подняться на высокий холм — на высшую по значению пятую позицию, это остается недостижимым на протяжении длительного срока. Три года безуспешного ожидания предшествуют желанному достижению. Для достижения необходима полная гармония прежних знаний и новых познаний. Здесь же, в реакции на недостаточность опыта, последний применяется чрезмерно, так что есть опасность подменить им новое знание, как оружие спрятать его в зарослях. Такое положение в кризисе текст облекает в следующие образы:

Сильная черта на третьем месте. Скроешь оружие в зарослях. Станешь восходить на высокий холм, но три года не возвысишься.

Так как кризис уже миновал, то, казалось бы, здесь именно должно наступить достижение намеченной цели — единение с людьми. Но оно символизировано соответствием второй и пятой позиций. Поэтому четвертая позиция обозначает момент, непосредственно предшествующий самому единению. Если это не понято, то возможны попытки интенсивной и незрелой (а потому и безуспешной) агрессии. Необходимо понять это и в момент, когда, кажется, возможность наступления совсем близка, задержаться и дать ситуации назреть совершенно закономерно. Это выражено в достаточно ясном образе текста, суть которого в приложении к познавательной жизни вань И-чжи толкует так: «Новый акт познания и прежнее знание совершенно гармонизированы, но хотя сначала человек охвачен чувством настойчивости, впоследствии он узнает, что из-за этой настойчивости он не может достичь истины, и в конце концов в состоянии, полном бесстрастия, он проникает в нее и находится в счастии». Текст это выражает так:

Сильная черта на четвертом месте. Поднявшись на городской вал, не решайся на атаку. Счастье.

Единодушие — основная цель данной ситуации — не достигается просто. Это видно из затруднений, очерченных на предыдущих ступенях. Сначала путь, полный трудностей, отчаяния и отрешенности, и лишь потом — удовлетворение. Это дает себя чувствовать даже здесь, где возможно максимальное выявление единодушия, в кульминации внешнего процесса (пятая позиция с ее правильным соответствием второй). Но здесь больше всего выступает требование победы над собой, отмеченное еще на пятой позиции.

По поводу этого комментатор Чжэн Хай-жу говорит: «Победа над великими войсками — это не победа над третьей и четвертой позициями (которыми отграничена от пятой вторая), а победа над этими позициями в собственной душе. Как только личные помыслы возникают внутри, так благородные люди оказываются разграниченными девятью заставами. Какая это громадная трудность: победить себя. Без великих войск справишься ли с ней?» А другой комментатор Ян Чэн-чжай замечает: » Нет большего войска, чем твое сознание. Оружие и щиты перед ним — мелочь». Так, отрешившись от своей личной ограниченности, можно рассчитывать на встречу с единомышленниками. Текст говорит об этом так:

Сильная черта на пятом месте. Единомышленникам — сначала возгласы и вопли, а потом смех. Великие войска побеждены, и будет встреча.

Все положительно действующее в переразвитии оказывается дурным. Бесстрастность, столь необходимая для достижения единодушия, здесь, когда цель уже достигнута, оказывается уже безразличием. Процесс уже не в центре внимания, а на окраине. Поэтому не будет раскаяния, ни другой эмоции. Но в безразличии намечается антитеза данной ситуации: оставленность. Су Мэй-шань по этому поводу пишет: «Нет того, к чему тяготеешь в единении, поэтому нет и раскаяния. Никто не стоит рядом, поэтому и стремление еще не достижимо». Можно было бы здесь ожидать раскаяния. Однако безразличие снимает его, но это понятно само собою, поэтому текст прямо указывает на отсутствие раскаяния:

Наверху сильная черта. Единомышленники на окраине. Не будет раскаяния.

Полное изучение символа Тун-жэнь помогает понять, как важно иметь рядом несколько незаурядных умов и крепких плеч для поддержки и развития дела.

Гексаграмма 13 — толкование дружбы и духовной близости, неофициального кровного родства, которое не имеет отношения к материальному успеху, а также понимание необходимости новых знакомств. Данный символ подсказывает, что замыкаться на преданных людях не нужно, но следует уделять им огромное внимание, если вы готовитесь к серьёзным действиям.

Гексаграмма 13, Тун-жэнь, Единомышленники.

  • Цянь (Небо) сверху. Напряжённость. Отец. Северо-запад. Голова.
  • Ли (Огонь) снизу. Ясность. Средняя дочь. Юг. Глаза.

Родня (единомышленники) работают рядом в поле. Удача. Благоприятно перейти в брод великую реку. Благоприятно гадание о благородном человеке.

Триграмма Неба в сочетании с образом Огня демонстрируют весьма яркий и творческий подход к делам, воодушевление и энтузиазм, динамику и победу. Если человеку удастся создать подходящий коллектив, то смелость по книге перемен позволит встретиться с очень сильными конкурентами и противниками. Главным символом процесса является Солнце на Небе. Таким светилом может стать любая личность с созидательной энергией.

Индивидуальное развитие привело на предыдущем этапе к упадку, но он был преодолен. Теперь время для совместных поступков, и каждый участник их должен быть равен другому в своём статусе и целеполагании. Книга перемен 13 гексаграмму рассматривает как коллективный переход через огромную реку. Это значит, что можно решаться на опасные шаги, если людям достаточно стойкости и благородства.

Общая деятельность начинается с движения на пустыре. Идея невозделанной заброшенной почвы отсылает к мысли о том, что прохождение пустоши действительно искреннее, иначе людям нечего было бы делать на такой земле.

В процессе познания была создана модель мира, которая отображает его точно, но не совсем полно. По книге судеб под миром следует понимать не только уже познанное, но и нечто новое, еще не изученное. Именно непознанные вещи помогут изменить привычные очертания окружения. Начинается новый познавательный процесс. На этой стадии личная стойкость все еще необходима, но главное — действовать уже не исходя из собственных желаний, а на основе ритмичного созвучия с чужими голосами.

Характеристика Яо по Чжоу-гуну

  • Девятка в начале. Проход компаньонов через врата. Отсутствие вины. Яо говорит, что человек на пути к уроку встречает коллег и работает с ними достаточно эффективно. Здесь доступны знакомства с людьми, которые могут стать хорошими союзниками и друзьями. Это также отличный знак для заграничной поездки.
  • Вторая шестерка. Компаньоны представлены в клане. По китайской книге первоначальная забота о себе ведет к расставанию, раскаянию и унижению. Не следует полоскать своё грязное белье в обществе.
  • Третья девятка . В течение трех лет подъем не ожидается, несмотря на выгодное положение. Большие ценность могут стать причиной разлада. Много энергии уходит на злые помыслы. Очевидно страдание после собственных поступков.
  • Девятка четвертая. Нападение со стороны невозможно. Есть вероятность примирения. После суровых испытаний можно забыть о конфликте и насладиться удачей.
  • Девятка пятая. Расшифровка этого Яо говорит, что страдания бывают только на первом этапе коллективных действий. Проход через трудности объединяет. Если справиться с обязанностями и немного подождать, придёт успех. Исправить недостатки поможет дельный совет.
  • Верхняя девятка. Коллектив в открытом поле. Сложно угодить каждому, но можно сблизиться с хорошими людьми. Разочарование не ожидается.

Подробное значение гексаграммы

  1. Для достижения максимального единодушия нужно действительно сблизиться. Индивидуальная обособленность недопустима. Лучше не оставаться в своей квартире, а выйти наружу. Но на этом этапе человек размышляет, находясь в воротах.
  2. Пиктограмма на этой стадии говорит, что связь между второй и пятой гранями позволяет достичь единения. Но прошлое играет для человека важную роль, из-за него он задерживается на месте. По этой причине наступает сожаление. Так же и в познании личный накопленный опыт бывает слаб, поэтому личность увлекается созерцанием и не может преодолеть границы давнего образа мира.
  3. Опыт в сочетании с разумом получает импульс для интенсивного развития, но благотворное влияние единодушия еще не может проявиться. Достижение возможно только через три года. Для него также нужно гармонизировать прежние и новые познания. Есть вероятность, что недостаточный опыт станет подменять новое знание, а этого допустить нельзя.
  4. Книга Ицзин толкование гексаграммы в этой точке характеризует как минувший кризис. По идее, должно наступить достижение ранее намеченной цели, то есть единение с коллегами и соратниками. Но это самый предпоследний момент кульминации. Здесь возможны попытки незрелой агрессии, которая будет интенсивной, но безуспешной. Иногда имеет смысл задержаться и подождать до созревания ситуации.
  5. Предыдущие трудности показали, как сложно достичь единодушия. После препятствия, чувства отчаяния и отрешенности, наступает удовлетворение. Отголосок проблем наблюдается и здесь, в точке максимального проявления внешнего процесса. Необходимо совершить победу над собой. После отказа от личной ограниченности наступает долгожданная встреча.
  6. Этап переразвития по книге Ицзин превращает все хорошее в дурное. Прежняя беспристрастность после достижения главной цели превращается в безразличие. Сам процесс уже не в центре, а на обочине. Никаких эмоций нет, даже раскаяние невозможно. Наблюдается ощущение оставленности.

Расширенное толкование знака

Главная задача личности на этом этапе — воодушевить людей к общим действиям, объединить их. У каждого вашего союзника должны быть равные права, душевное удовлетворение от дела и некая доля прибыли.

Какой бы вопрос не задавал гадающий, гексаграмма 13 в расширенном толковании гарантирует успех за счет усилия нескольких людей, объединенных интересами и духовной связью. Особенно результативными будут дела в области сельского хозяйства, осуществляемые на природе и в провинции.

Личная и семейная сфера обещает быть насыщенной. Именно общее дело поможет укрепить брак. Впускать новых людей в свой мир не так страшно, благополучие только возрастает от этого. Партнеры тянутся друг к другу и могут смело демонстрировать собственные таланты и организаторские навыки. Союз людей не просто романтический, но и трудовой, он по-доброму настроен к окружающим. Особенно хорошо укрепит отношения работа на дачном участке. Ведущими настроениями являются равенство и дружба, общая ответственность в решении бытовых вопросов.

Многомерное восприятие знака Единомышленники позволяет понять, что сейчас самое время для сбора людей. Быстрее всего пойдет работа со взаимной пользой, но чтобы начать новое дело нужно определить точные цели и узнать об общих чувствах. Подготовленное движение принесёт просветление и пользу.

Очень важно думать о соединении людей для рождения творческой силы. Будьте понимающим и душевным человеком. Следите за внутренней красотой вещей и двигайтесь с потоком событий.

На этом этапе можно не бояться грандиозных задач. Конечно, путь к ним будет полон препятствий, но их можно преодолеть, потому что судьба благосклонна. Поддержка и помощь могут быть очень неожиданными. В ближайшие месяцы успешными будут все поездки и проекты с друзьями и родственниками. Прислушивайтесь к советам.

Ассоциативное чтение гексаграммы

  • Олень пьет воду. Образ популярности и финансов, приходящих постоянным потоком.
  • Река с быстрым течением. Символ перспективной карьеры.
  • Человек стреляет в гору из лука. Возможность продвижения и высоких позиций.
  • Человек держит бумагу с обложкой, обозначенной иероглифом. Китайский знак Синь означает сердце. Весь образ отсылает к слепоте из-за алчности.
  • Центральный образ — рыба, которая находится в своей среде, в воде. Богатство разделяется между двумя лицами.

Трактовка знака Вэнь-ваном

  1. Гексаграмма 13, Тун-Жэнь, Единомышленники говорит о благоприятном времени для пересечения водоёма. Настойчивость приносит успех.
  2. Символ января благоприятен осенью и летом.
  3. Считается, что замена пятой черты образует чистую гексаграмму огня. Поэтому Тун-Жэнь является знаком возвращающейся души.

Как интерпретировать символ при гадании

  • В области политики лучше придерживаться консервативности и идти стандартным путём. Китайская книга перемен значение 13 гексаграммы в плане общественного положения трактует как размеренность и авторитетность. Не хватает чего-то необычного. Следует совершить что-то, что поможет выйти за границы скучного бытия.
  • В бизнесе полезна информационная деятельность и изучение точных наук. Успех можно назвать незначительным. В качестве награды следует рассматривать рост духовности. Обратите внимание на искусство, творчество и литературу.
  • Любовные взаимоотношения приходят к духовному браку, как предсказывает Ицзин. Книга перемен и толкование Тун-Жэнь гарантируют счастье в условиях терпимости, оптимизма и миролюбия.
  • Межличностные контакты могут быть неустойчивыми, несмотря на близость людей по духу. Тем не менее, всегда есть возможность мира, если личности уважают друг друга и идут навстречу.
  • Здоровье постепенно ухудшается. Есть вероятность онкологических болезней, проблем с сердечно-сосудистой системой, опасность СПИДа.

Гексаграмма 13 — толкование общего в людях. При этом символ подсказывает, что надо искать собственную тропинку, не разрушая единого ритма союзников. С качественной поддержкой возможно преодоление любых трудностей.

Канонический текcт

(Родня) на полях. Свершение. Благоприятна благородному человеку стойкость. Благоприятен брод через великую реку.

  1. Родня в воротах. — Хулы не будет.
  2. Родня в храме предков. — Сожаление.
  3. Спрячь оружие в зарослях и поднимись на их высокое взгорье. И через три года не поднимется (оружие) .
  4. Поднимутся на самый вал и не смогут напасть. — Счастье.
  5. Родня сначала (издает) крики и вопли, а потом смеется. Большие войска, одолевая друг друга, встречаются.
  6. Родня в пригороде. — Раскаяния не будет.

Ход личного развития закончился на предыдущей гексаграмме. Он привел к упадку, но и к преодолению этого упадка. Какой бы высоты ни достиг расцвет предыдущего процесса, здесь, после упадка, приходится начинать подъем сначала. Но на сей раз это делается уже совместно с другими. Для такого совместного действия необходимо, чтобы эти люди обладали тождественным положением и тождественным целеустремлением. Так наступает пора действия единомышленников. Они все начинают с совершенно необработанной почвы, в «пустоши», на которой именно и может начаться их дальнейшее развитие. Оно в случае такой совместной деятельности может охватывать крупные и опасные действия, переходить вброд через великую реку, но для таких серьезных действий нужна стойкость, полная благородства, «стойкость благородного человека». Может возникнуть вопрос, почему здесь процесс должен начаться с совершенно невозделанной, сырой почвы, заброшенной всеми. На это отвечает комментатор Су Мэй-шань: «Пустошь — это земля, которой никто не добивается. Если я стою на такой земле, то все, кто последуют за мной, действительно будут со мной едины, ибо без такого действительного объединения разве же они могли бы последовать за мной на пустошь?..» Символически, образно это единение выражено уже и в самой гексаграмме, где верхняя триграмма символизирует небо, а нижняя — солнце — свет. — Образ мира, построенный в познании, хотя и отображает его правильно, но никогда не отображает его с абсолютной исчерпывающей полнотой. Поэтому под термином «мир» обычно подразумевают лишь познанный мир; на данной же ступени, на которой начинается новая познавательная волна, безусловно, требуется исходить из чистой данности, включающей в себя как познанное, так и еще не познанное; последнее в такой мере, что его присутствие способно изменить привычные очертания мира, ибо это начало нового познавательного процесса. Так равновесие образа мира нарушено настолько, что не установлены еще никакие грани, разделяющие объекты, и все познается заново в контекстах новых окружений. Эта необходимость пройти через весь мир заново символизирована в образе брода через великую реку. Но на этот раз человек проходит весь этот путь уже не один, а со своими единомышленниками. Поэтому, хотя и остается необходимой его личная стойкость, тем не менее, ему еще необходимо и другое: умение действовать не из личных желаний, хотя и не без них, но, главное, в ритмическом созвучии с другими. В точной и краткой формулировке это выражает комментатор Вань И: «Человек, желая познать сущность элемента единодушия, должен воспользоваться силой нового акта познания и знания, приобретенного прежде. Но особенно ему нельзя добиваться этого со страстностью; однако и оставаясь бесстрастным, он ничего не обретет. Как говорится, когда ритмически придет время, то и идея сама собой проявится. В этой душевной работе самая важная заповедь — это не забывать и не помогать». Такие мысли высказываются в комментаторской литературе по поводу текста: Единомышленники находятся на пустоши. Развитие. Благоприятен брод через великую реку. Благоприятна стойкость великого человека.

1

На пути единодушия совершенно необходима полная общность и недопустима личная обособленность. Нельзя оставаться в собственном доме, а надо выйти из него. Но этот процесс здесь только начинается, человек стоит в воротах. Однако, выйдя из ворот, он может пойти на пустошь, с которой начинается построение нового развития в данной ситуации. В тексте мы находим здесь следующие слова: В начале сильная черта. Единомышленники находятся в воротах. Хулы не будет.

2

Правильное соответствие второй и пятой черт выражает здесь единодушие. Однако еще большое влияние на данную позицию оказывает прошлое, выраженное предыдущей чертой. Человек в таком состоянии охвачен прошлым. Он точно пребывает в «храме предков». Но там он пребывает на месте, — иными словами, задерживается на месте. Эта задержка оказывается причиною сожаления, которое должно наступить. — Причины такой ошибки на данной ступени в том, что, несмотря на правильное новое познание, личный накопленный опыт прошлого оказывается слишком слабым (вспомним об Упадке в потоке ситуаций минувшего личного развития), поэтому человек бывает слишком сильно охвачен непосредственным созерцанием и не может выйти за пределы прежде сложившегося образа мира. В тексте здесь сказано: Слабая черта на втором месте. Единомышленники находятся в храме предков. Сожаление!

3

То, чего не хватало на предыдущей ступени, — накопленный прежде опыт и разум, — получает импульс к более интенсивному развитию. Но время, в котором может проявиться благотворное действие единодушия, еще не наступило. Оно настанет лишь с переходом с пятой позиции, имеющей «единомышленника», на вторую. Так, в момент кризиса, несмотря на полное желание сложить оружие и мирным путем подняться на высокий холм — на высшую по значению пятую позицию, это остается недостижимым на протяжении длительного срока. Три года безуспешного ожидания предшествуют желанному достижению. Для достижения необходима полная гармония прежних знаний и новых познаний. Здесь же, в реакции на недостаточность опыта, последний применяется чрезмерно, так что есть опасность подменить им новое знание, как оружие спрятать его в зарослях. Такое положение в кризисе текст облекает в следующие образы: Сильная черта на третьем месте. Скроешь оружие в зарослях. Станешь восходить на высокий холм, но три года не возвысишься.

4

Так как кризис уже миновал, то, казалось бы, здесь именно должно наступить достижение намеченной цели — единение с людьми. Но оно символизировано соответствием второй и пятой позиций. Поэтому четвертая позиция обозначает момент, непосредственно предшествующий самому единению. Если это не понято, то возможны попытки интенсивной и незрелой (а потому и безуспешной) агрессии. Необходимо понять это и в момент, когда, кажется, возможность наступления совсем близка, задержаться и дать ситуации назреть совершенно закономерно. Это выражено в достаточно ясном образе текста, суть которого в приложении к познавательной жизни вань И-чжи толкует так: «Новый акт познания и прежнее знание совершенно гармонизированы, но хотя сначала человек охвачен чувством настойчивости, впоследствии он узнает, что из-за этой настойчивости он не может достичь истины, и в конце концов в состоянии, полном бесстрастия, он проникает в нее и находится в счастии». Текст это выражает так: Сильная черта на четвертом месте. Поднявшись на городской вал, не решайся на атаку. Счастье.

5

Единодушие — основная цель данной ситуации — не достигается просто. Это видно из затруднений, очерченных на предыдущих ступенях. Сначала путь, полный трудностей, отчаяния и отрешенности, и лишь потом — удовлетворение. Это дает себя чувствовать даже здесь, где возможно максимальное выявление единодушия, в кульминации внешнего процесса (пятая позиция с ее правильным соответствием второй). Но здесь больше всего выступает требование победы над собой, отмеченное еще на пятой позиции. По поводу этого комментатор Чжэн Хай-жу говорит: «Победа над великими войсками — это не победа над третьей и четвертой позициями (которыми отграничена от пятой вторая), а победа над этими позициями в собственной душе. Как только личные помыслы возникают внутри, так благородные люди оказываются разграниченными девятью заставами. Какая это громадная трудность: победить себя. Без великих войск справишься ли с ней?» А другой комментатор Ян Чэн-чжай замечает: «Нет большего войска, чем твое сознание. Оружие и щиты перед ним — мелочь». Так, отрешившись от своей личной ограниченности, можно рассчитывать на встречу с единомышленниками. Текст говорит об этом так: Сильная черта на пятом месте. Единомышленникам — сначала возгласы и вопли, а потом смех. Великие войска побеждены, и будет встреча.

6

Все положительно действующее в переразвитии оказывается дурным. Бесстрастность, столь необходимая для достижения единодушия, здесь, когда цель уже достигнута, оказывается уже безразличием. Процесс уже не в центре внимания, а на окраине. Поэтому не будет раскаяния, ни другой эмоции. Но в безразличии намечается антитеза данной ситуации: оставленность. Су Мэй-шань по этому поводу пишет: «Нет того, к чему тяготеешь в единении, поэтому нет и раскаяния. Никто не стоит рядом, поэтому и стремление еще не достижимо». Можно было бы здесь ожидать раскаяния. Однако безразличие снимает его, но это понятно само собою, поэтому текст прямо указывает на отсутствие раскаяния: Наверху сильная черта. Единомышленники на окраине. Не будет раскаяния.

Во внешнем — Творчество и крепость, во внутреннем — Сцепление и ясность.

Интерпретация Хейслип

Вы не попадете никогда в дурную компанию, куда бы вы ни отправились. Не бойтесь высоких целей, вступайте смело в борьбу; и вас поддержат те, на кого вы и не рассчитываете. Вы пребываете сейчас в некотором беспокойстве, и потому несколько растерянны и неуверенны. Но очень скоро дела ваши пойдут на лад. Желание ваше исполнится, если только вы достаточно серьезно отнесетесь к предлагаемой вам помощи старших.

Когда общинные или племенные связи объединяют группу людей, возможен большой успех. Но такая связь развивается только тогда, когда личные интересы подчиняются добрым человеческим отношениям, особенно открытому общению и сопереживанию. Чем выше потенциальная польза, тем мощнее поддержка. Дух сотрудничества укрепляет лодку на благо всех!

Учитесь уважать силу соучастия, поскольку сила сообщества заключается не только в его численности, но и во всех разнообразных навыках и коллективных ресурсах его членов. Благодаря единой группе позади вас, даже сложные предприятия могут быть предприняты без особого риска.

Толкование линий:

Строка 1 (нижняя строка)

Если вы вовлечены в общее дело, избегайте секретных соглашений за спиной общей группы.

Избегайте мелочности и мелкой дискриминации. Будьте открыты для других. Серьезные потери маловероятны, но чувства, создаваемые попыткой получить временное преимущество, почти всегда неприятны в будущем.

Те, кто не доверяет своим союзникам, шпионит за ними и планируют неожиданные маневры, обычно попадают в ловушку своих сетей. Избегайте ненужных заговоров и схем, поскольку это признак распада вашего сообщества. Если такое начнется начнется, немедленно остановите это! Все будет только ухудшаться, если вы будете играть в игры в этот период.

В этот период открытая борьба ни к чему, пусть все ссоры и конфликты решаются сами собой. На пути каждого из нас допустимо совершить ошибки, чтобы в конечном итоге одержать победу.

Самая сильная связь — из двух человеческих сердец, которые разделяют мысли и желания друг друга. Если они разделены обстоятельствами или судьбой или разногласиями, может быть возмущены поведением друг друга — если их связь истинна, ничто не может ее разрушить.

Строка 6 (верхняя строка)

Между некоторыми людьми есть удобное партнерство, не нет тепла. Такие люди достаточно сердечны, но ни одна великая цель не объединяет их. Но все в порядке, вам стоит всего лишь быть вежливым, этот период хоть и не сильно радует вас, но и не заставляет ни о чем жалеть.

Гексаграмма № 13Тун-Жэнь. Единомышленники (Родня).

Ход личного развития закончился на предыдущей гексаграмме. Он привел к упадку, но и к преодолению этого упадка. Какой бы высоты ни достиг расцвет предыдущего процесса, здесь, после упадка, приходится начинать подъем сначала. Но на сей раз это делается уже совместно с другими. Для такого совместного действия необходимо, чтобы эти люди обладали тождественным положением и тождественным целеустремлением. Так наступает пора действия единомышленников. Они все начинают с совершенно необработанной почвы, в "пустоши", на которой именно и может начаться их дальнейшее развитие. Оно в случае такой совместной деятельности может охватывать крупные и опасные действия, переходить вброд через великую реку, но для таких серьезных действий нужна стойкость, полная благородства, "стойкость благородного человека". Может возникнуть вопрос, почему здесь процесс должен начаться с совершенно невозделанной, сырой почвы, заброшенной всеми. На это отвечает комментатор Су Мэй-шань: "Пустошь - это земля, которой никто не добивается. Если я стою на такой земле, то все, кто последуют за мной, действительно будут со мной едины, ибо без такого действительного объединения разве же они могли бы последовать за мной на пустошь?.." Символически, образно это единение выражено уже и в самой гексаграмме, где верхняя триграмма символизирует небо, а нижняя - солнце - свет. - Образ мира, построенный в познании, хотя и отображает его правильно, но никогда не отображает его с абсолютной исчерпывающей полнотой. Поэтому под термином "мир" обычно подразумевают лишь познанный мир; на данной же ступени, на которой начинается новая познавательная волна, безусловно, требуется исходить из чистой данности, включающей в себя как познанное, так и еще не познанное; последнее в такой мере, что его присутствие способно изменить привычные очертания мира, ибо это начало нового познавательного процесса. Так равновесие образа мира нарушено настолько, что не установлены еще никакие грани, разделяющие объекты, и все познается заново в контекстах новых окружений. Эта необходимость пройти через весь мир заново символизирована в образе брода через великую реку. Но на этот раз человек проходит весь этот путь уже не один, а со своими единомышленниками. Поэтому, хотя и остается необходимой его личная стойкость, тем не менее, ему еще необходимо и другое: умение действовать не из личных желаний, хотя и не без них, но, главное, в ритмическом созвучии с другими. В точной и краткой формулировке это выражает комментатор Вань И: "Человек, желая познать сущность элемента единодушия, должен воспользоваться силой нового акта познания и знания, приобретенного прежде. Но особенно ему нельзя добиваться этого со страстностью; однако и оставаясь бесстрастным, он ничего не обретет. Как говорится, когда ритмически придет время, то и идея сама собой проявится. В этой душевной работе самая важная заповедь - это не забывать и не помогать". Такие мысли высказываются в комментаторской литературе по поводу текста:

Единомышленники находятся на пустоши.

Развитие.

Благоприятен брод через великую реку.

Благоприятна стойкость великого человека.

Выделенные черты:

1

На пути единодушия совершенно необходима полная общность и недопустима личная обособленность. Нельзя оставаться в собственном доме, а надо выйти из него. Но этот процесс здесь только начинается, человек стоит в воротах. Однако, выйдя из ворот, он может пойти на пустошь, с которой начинается построение нового развития в данной ситуации. В тексте мы находим здесь следующие слова:

В начале сильная черта.

Единомышленники находятся в воротах.

Хулы не будет.

2

Правильное соответствие второй и пятой черт выражает здесь единодушие. Однако еще большое влияние на данную позицию оказывает прошлое, выраженное предыдущей чертой. Человек в таком состоянии охвачен прошлым. Он точно пребывает в "храме предков". Но там он пребывает на месте, - иными словами, задерживается на месте. Эта задержка оказывается причиною сожаления, которое должно наступить. - Причины такой ошибки на данной ступени в том, что, несмотря на правильное новое познание, личный накопленный опыт прошлого оказывается слишком слабым (вспомним об Упадке в потоке ситуаций минувшего личного развития), поэтому человек бывает слишком сильно охвачен непосредственным созерцанием и не может выйти за пределы прежде сложившегося образа мира. В тексте здесь сказано:

Слабая черта на втором месте.

Единомышленники находятся в храме предков.

Сожаление!

3

То, чего не хватало на предыдущей ступени, - накопленный прежде опыт и разум, - получает импульс к более интенсивному развитию. Но время, в котором может проявиться благотворное действие единодушия, еще не наступило. Оно настанет лишь с переходом с пятой позиции, имеющей "единомышленника", на вторую. Так, в момент кризиса, несмотря на полное желание сложить оружие и мирным путем подняться на высокий холм - на высшую по значению пятую позицию, это остается недостижимым на протяжении длительного срока. Три года безуспешного ожидания предшествуют желанному достижению. Для достижения необходима полная гармония прежних знаний и новых познаний. Здесь же, в реакции на недостаточность опыта, последний применяется чрезмерно, так что есть опасность подменить им новое знание, как оружие спрятать его в зарослях. Такое положение в кризисе текст облекает в следующие образы:

Сильная черта на третьем месте.

Скроешь оружие в зарослях.

Станешь восходить на высокий холм,

но три года не возвысишься.

4

Так как кризис уже миновал, то, казалось бы, здесь именно должно наступить достижение намеченной цели - единение с людьми. Но оно символизировано соответствием второй и пятой позиций. Поэтому четвертая позиция обозначает момент, непосредственно предшествующий самому единению. Если это не понято, то возможны попытки интенсивной и незрелой (а потому и безуспешной) агрессии. Необходимо понять это и в момент, когда, кажется, возможность наступления совсем близка, задержаться и дать ситуации назреть совершенно закономерно. Это выражено в достаточно ясном образе текста, суть которого в приложении к познавательной жизни вань И-чжи толкует так: "Новый акт познания и прежнее знание совершенно гармонизированы, но хотя сначала человек охвачен чувством настойчивости, впоследствии он узнает, что из-за этой настойчивости он не может достичь истины, и в конце концов в состоянии, полном бесстрастия, он проникает в нее и находится в счастии". Текст это выражает так:

Сильная черта на четвертом месте.

Поднявшись на городской вал, не решайся на атаку.

Счастье.

5

Единодушие - основная цель данной ситуации - не достигается просто. Это видно из затруднений, очерченных на предыдущих ступенях. Сначала путь, полный трудностей, отчаяния и отрешенности, и лишь потом - удовлетворение. Это дает себя чувствовать даже здесь, где возможно максимальное выявление единодушия, в кульминации внешнего процесса (пятая позиция с ее правильным соответствием второй). Но здесь больше всего выступает требование победы над собой, отмеченное еще на пятой позиции. По поводу этого комментатор Чжэн Хай-жу говорит: "Победа над великими войсками - это не победа над третьей и четвертой позициями (которыми отграничена от пятой вторая), а победа над этими позициями в собственной душе. Как только личные помыслы возникают внутри, так благородные люди оказываются разграниченными девятью заставами. Какая это громадная трудность: победить себя. Без великих войск справишься ли с ней?" А другой комментатор Ян Чэн-чжай замечает: " Нет большего войска, чем твое сознание. Оружие и щиты перед ним - мелочь". Так, отрешившись от своей личной ограниченности, можно рассчитывать на встречу с единомышленниками. Текст говорит об этом так:

Сильная черта на пятом месте.

Единомышленникам - сначала возгласы и вопли,

а потом смех.

Великие войска побеждены, и будет встреча.

6

Все положительно действующее в переразвитии оказывается дурным. Бесстрастность, столь необходимая для достижения единодушия, здесь, когда цель уже достигнута, оказывается уже безразличием. Процесс уже не в центре внимания, а на окраине. Поэтому не будет раскаяния, ни другой эмоции. Но в безразличии намечается антитеза данной ситуации: оставленность. Су Мэй-шань по этому поводу пишет: "Нет того, к чему тяготеешь в единении, поэтому нет и раскаяния. Никто не стоит рядом, поэтому и стремление еще не достижимо". Можно было бы здесь ожидать раскаяния. Однако безразличие снимает его, но это понятно само собою, поэтому текст прямо указывает на отсутствие раскаяния:

Наверху сильная черта.

Единомышленники на окраине.

Не будет раскаяния.