Как улучшить технику чтения у взрослого. Можно ли освоить скорочтение в домашних условиях

Фактрум публикует обзор принципов техники «PX Project» - трёхчасового познавательного эксперимента, который позволяет увеличить скорость чтения в среднем на 386%.

Он был проведён с носителями пяти языков, и даже дислексики оказались способны читать со скоростью более чем 3000 слов в минуту, или 10 страниц за минуту. Или одну страницу за шесть секунд. Для сравнения, средняя скорость чтения в США составляет 200–300 слов в минуту (от полстраницы до страницы за минуту), и только 1% населения читает более 400 слов в минуту.

Если вы усвоите несколько основных принципов работы зрительной системы человека, вы сможете ликвидировать неэффективность и повысить скорость чтения, при этом улучшая и память.

Чтобы выполнить представленные ниже упражнения и увидеть результат вам понадобится: книга (более 200 страниц), которая должна лежать, не закрываясь, ручка и таймер (секундомер с сигналом или кухонный таймер тоже подойдут). Вы должны выполнить 20-минутное упражнений за один раз.

Но для начала несколько замечаний, касающихся специфики процесса чтения:

А) Сведите к минимуму количество и длительность остановок на строчке для увеличения скорости

Вы читаете не целыми строчками, а скорее скачкообразными движениями (прыжками). Каждый из этих скачков заканчивается остановкой или временным «снимком» текста в области, на которой вы сосредоточены (приблизительно 20 см² поверхности страницы).

Каждая пауза у новичка длится от ¼ до ½ секунды. Чтобы почувствовать это, закройте один глаз, прижмите кончиком пальца веко, а затем прочитайте строчку другим глазом - вы отчётливо ощутите эти скачки и остановки.

B) Избавьтесь от возвращений и неосознанных прыжков назад

У новичка возвращения (осознанное перечитывание) и прыжки назад (неосознанное перечитывание со смещением остановок) отнимает до 30% от всего времени чтения.

C) Выполняйте упражнения на концентрацию, чтобы увеличить охват периферического зрения и количество слов, увиденных за одну остановку

Новичок во время чтения использует центральное зрение, а не периферическое, упуская до 50% слов за одну остановку, то есть то количество слов, которое может быть воспринято и прочитано за один скачок и «отснято» за одну остановку.

Теперь можно перейти непосредственно к упражнениям. Вы научитесь самой технике скоростного чтения, применению этой техники с увеличением скорости, а потом сможете проверить себя чтением на понимание.

Чтобы привыкнуть к последовательности упражнений, выполняйте их по-отдельности. Не беспокойтесь о понимании текста, если вы, например, учитесь увеличивать скорость. Последовательность упражнений следующая: на технику, на технику с увеличением скорости, проверка на понимание текста.

Общее правило: вам нужно тренировать технику на скорости, в три раза превышающей ту скорость чтения, которой вы хотите добиться. Таким образом, если сейчас вы читаете 300 слов в минуту и хотите читать 900 слов в минуту, вам нужно тренировать технику на скорости 1800 слов в минуту, или шесть страниц в минуту (10 секунд на страницу).

1. Определение исходной скорости

Чтобы определить вашу нынешнюю скорость чтения, возьмите вашу книгу для практики (которая должна лежать на столе, не закрываясь) и посчитайте количество слов в пяти строчках. Разделите это число на пять, и вы получите среднее число слов в строчке. Пример: 62 слова / 5 строк = 12,4, которые вы округляете до 12-ти слов в строчке.

Затем посчитайте количество строчек на пяти страницах и разделите на его пять, чтобы определить среднее количество строк на странице. Умножьте это число на среднее количество слов в строчке, и вы получите среднее количество слов на странице. Пример: 154 строки / 5 страниц = 30,8, округляем до 31 строчки на странице. 31×12 слов в строчке = 372 слова на странице.

Отметьте вашу первую строчку и читайте с таймером ровно одну минуту, при этом читайте, обращая внимание на смысл текста, и не быстрее, чем обычно. После одной минуты чтения умножьте количество прочитанных строчек на среднее количество слов в строчке, чтобы определить вашу скорость чтения.

2. Ориентир и темп

Возвращения, скачки и продолжительность остановок можно свести к минимуму, если вы будете использовать ориентир. Пользовались ли вы ручкой или пальцем, когда считали количество слов или строчек в предыдущих вычислениях? Если да, у вас была визуальная помощь, ориентир для эффективных и аккуратных подсчётов. В скоростном чтении, как нигде, ориентир имеет большое значение для увеличения скорости.

Для достижения вашей цели используйте ручку. Держите её в вашей доминирующей руке и подчёркивайте каждую строчку (с закрытым колпачком), следя за тем, что находится над кончиком ручки. Это будет служить не только ориентиром, но также и задавать темп для поддержания постоянной скорости и снижения длительности остановок.

Упражнение 1: техника (две минуты)

Практикуйтесь, используя ручку как ориентир и задавая ею темп. Подчёркивайте каждую строчку, фокусируя взгляд над кончиком ручки. Не беспокойтесь о понимании текста. Каждую строчку читайте не дольше одной секунды, увеличивайте скорость на каждой последующей странице. Ничто не должно задерживать вас на одной строчке дольше одной секунды.

Упражнение 2: скорость (три минуты)

Повторите предыдущее упражнение, но задерживайтесь на каждой строчке не дольше половины секунды (две строчки за секунду). Велика вероятность, что вы не поймёте смысл текста, но сейчас главное поддерживать скорость и технику - так вы тренируете ваши рефлексы восприятия. Фокусируйте взгляд над кончиком ручки и концентрируйтесь на технике и скорости. Концентрируйтесь на упражнении и не отвлекайтесь.

3. Третье - расширение восприятия

Если ваш взгляд сфокусирован на экране компьютера, вы всё ещё можете воспринимать и боковые стороны экрана. Тренируя периферическое зрение на более эффективное восприятие, вы можете увеличить скорость чтения более чем на 300%. Нетренированные чтецы уделяют до половины области периферического зрения на поля, двигаясь от первого слова к последнему и тратя 25–50% своего времени, «читая» пустые поля.

Для примера давайте возьмём строчку «Жили-были студенты, наслаждавшиеся чтением по четыре часа в день». Если вы способны начать ваше чтение со слова «были» и закончить строчку на слове «четыре», вы восприняли четыре из десяти слов периферическим зрением, увеличив вашу скорость чтения.

Упражнение 1: техника (одна минута)

Используйте ручку как ориентир и задавайте ею темп на постоянной скорости одна строчка в секунду. Начинайте с первого слова в строчке и заканчивайте последним. Не беспокойтесь о понимании текста. Каждую строчку читайте не дольше одной секунды, увеличивайте скорость на каждой последующей странице.

Упражнение 2: техника (одна минута)

Используйте ручку как ориентир и задавайте ею темп на постоянной скорости одна строчка в секунду. Начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте вторым словом от конца строки.

Упражнение 3: скорость (три минуты)

Начинайте, по крайней мере, с третьего слова от начала строки и заканчивайте третьим словом от конца строки. Повторите упражнение на технику, задерживаясь на каждой строчке не более половины секунды.

4. Вычислите свою новую скорость чтения

Отметьте первую строчку и читайте ровно одну минуту, при этом читайте так быстро, как можете. Умножьте количество прочитанных строчек на среднее количество слов в строке, и вы получите вашу новую скорость чтения.

Поздравляем, вы окончили краткий курс по технике, которая может ускорить ваши познавательные способности.

Последние рекомендации: если вы пользуетесь этой техникой для учёбы, лучше не читайте три разных текста за то время, которое ушло бы у вас на один. Лучше прочитать один текст, но три раза, для улучшения восприятия и запоминания, в зависимости от вида тестирования.

Приятного чтения!

Чем быстрее вы читаете, тем больше времени у вас остается на другие важные цели и задачи. Учитывая темп современной жизни, умение быстро осваивать те или иные материалы – это очень ценная способность. Как увеличить среднюю скорость чтения?

1. Прекратите субвокализировать

Когда вы читаете этот текст, то, вероятно, слышите в своей голове голос, повторяющий каждое прочтенное вами слово. И это нормально. Подобное мысленное проговаривание текста называется субвокализацией . Вспомните детство и методы, с помощью которых вас учили читать. Во время чтения вы медленно произносили каждое прочтенное слово вслух, так как это одна из наиболее эффективных техник обучения. Однако даже когда вы перестали читать вслух, эта привычка никуда не исчезла. Просто теперь вы произносите слова мысленно, и этот процесс значительно замедляет темп вашего чтения. Люди с самой высокой скоростью чтения не фокусируются на каждом отдельном слове, а воспринимают текст как единое целое.

Прекратить заниматься субвокализацией может быть очень сложно, особенно, когда вы практикуете эту привычку на протяжении нескольких десятилетий. Вот полезный совет, способный помочь вам. Вместо того чтобы субвокализировать, попробуйте во время чтения мысленно посчитать от 1 до 10 или заменить этот внутренний голос мысленным жужжанием. При этом продолжайте скользить глазами по словам в тексте перед вами. Практикуйте данное упражнение как можно чаще, и если вы заметите, что вновь возвращаетесь к субвокализации, опять начинайте считать или жужжать. Если вы продолжите прилагать усилия, то сможете выключить голос в вашей голове и увеличить скорость чтения в несколько раз.

2. Предварительно просматривайте сложные тексты

Поиск способов ускорения темпа чтения — это определенный . Особенно если речь заходит о сложных технических или узкоспециализированных материалах, текстах, по которым довольно проблематично просто скользить глазами. Вместо того, чтобы проводить часы за чтением подобных материалов, снова и снова перечитывая длинные предложения, потратьте немного времени на предварительный просмотр таких сложных текстов. Чтобы понять их общий смысл, перелистывая страницы, отмечайте такие факторы, как длина текста, основные темы и понятия, количество глав и принципы их разделения.

Чем полезен предварительный просмотр? Подобное сканирование материала — это очень эффективная стратегия для увеличения скорости чтения. Просматривая текст, вы сможете определить разделы и главы, заслуживающие пристального внимания, а также части, которым можно уделить гораздо меньше времени.

3. Не бойтесь пропускать слова

Когда мы осваиваем навыки чтения, нас учат уделять внимание каждому слову, написанному на странице. Однако наш обладает одной . Он вполне способен заполнить любые пробелы. Достаточно выбрать лишь несколько наиболее важных слов в каждом предложении, чтобы понять общий смысл текста. В итоге вам не приходится обрабатывать буквально каждое слово, что экономит огромное количество времени и положительно сказывается на темпе чтения. Однако будьте осторожны при использовании данного метода. Он прекрасно подходит для легких текстов, но вот понять технические или академические материалы с его помощью будет невероятно сложно.

4. Объединяйте слова в группы

Еще одна эффективная стратегия для развития скорости чтения. Она заключается в восприятии не отдельных слов, а их групп. Данный метод довольно сложен и требует практики, поэтому начинать лучше с легких текстов. Кластеризация — это концентрация внимания сразу на 2-3 словах текста. Если вы одновременно способны воспринимать несколько слов, то это оказывает колоссальный эффект на скорость чтения.

5. Составьте план

Скорее всего, составление плана — это не то, с чего вы обычно начинаете чтение. Вы просто ставите перед собой цель — дойти до последней страницы того или иного материала. Однако если вы стремитесь к максимальной эффективности, хорошо разработанная стратегия способна помочь вам улучшить скорость чтения. В пункте про предварительный просмотр уже упоминалось, что подобный подход поможет вам определить части текста, на которых стоит фокусировать внимание, а какие можно и вовсе пропустить.

Как именно должен выглядеть план чтения? Этот вопрос достаточно индивидуален, но начать стоит с определения ваших целей. Какими знаниями вы хотите обладать после прочтения материала? Можете даже написать несколько вопросов, на которые вы хотите знать ответы в конце чтения. Также стоит учитывать цели, преследуемые автором текста. Они могут быть гораздо обширнее ваших. Поэтому если вы сконцентрируетесь лишь на интересных и актуальных для вас частях материала, пропустив остальные, то сэкономите время для чтения других полезных текстов.

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного . Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

План урока:

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10. «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не.......

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим.......

Юк-юк-юк — поломался наш......

Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами , чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться .

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.

Многие родители не понимают, зачем проверять технику чтения в начальной школе. Ребенок в первом классе читает – уже молодец! А тут еще проверка на скорость. И чем дальше (к пятому классу), тем требования ужесточаются.

Как известно, техника чтения проверяется дважды в течение учебного года: в первом и втором полугодии. Если школьник не укладывается в установленные нормативы по скорости чтения — снижается оценка при проверке этого показателя. В результате – расстраивается ученик, беспокоятся родители, и не зря: ребенок с низкой скоростью чтения медленнее усваивает учебный материал, пока он вчитывается в условие задачи, его одноклассники уже начинают решать задание. Поэтому скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать.

Техника чтения

Да, чтение некоторым детям дается нелегко, поскольку в этом процессе участвуют и память, и воображение, визуальное и звуковое восприятие. И, тем не менее, нужно стремиться к тому, чтобы научить ребенка читать быстро.

И, кстати, при проверке техники чтения учитывается не только скорость. Во время этой «процедуры» учитель выясняет, насколько ребенок понял то, что прочитал; были ли ошибки; с выражением ли был прочитан текст. Кроме того, среди критериев проверки техники чтения присутствует такой показатель как способ чтения: то есть, по слогам прочитал ребенок или полностью слово; насколько у него получилось это сделать плавно.

Поэтому родителям первоклассников (которым в первом полугодии оценок не ставят) не стоит «зацикливаться» именно на скорости чтения. Больше читайте с ребенком, расширяйте его кругозор, знакомьте с новыми словами, расширяйте его словарный запас, и результат придет.

Скорость чтения

И все же, поскольку скорость чтения сказывается на успеваемости в целом и не только в младшей школе, разработаны соответствующие нормативы, которые определяют, сколько слов в минуту должен читать ученик начальной школы. А именно:

  • в первом классе – от 25 слов в минуту;
  • во втором – от 50 слов;
  • в третьем классе – от 75;
  • в четвертом – от 95.

По окончании начальной школы ребенок в идеале должен уметь читать со скоростью 120-150 слов в минуту. Это как раз очень близко к скорости речи.

Однако, дорогие родители, обратите внимание на важный аспект: ребенок не будет читать быстрее, чем говорит, если он в жизни медлительный, долго думает, прежде чем ответить на вопрос. В таком случае, он, понятное дело, и читать будет медленнее. Но в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы ваше дитя читало осознанно.

Почему ребенок читает медленно?

Есть и другие причины, кроме врожденного темпа деятельности, вследствие которых у ребенка «хромает» техника чтения. Наиболее распространенные их них такие:

  • ребенку не удается сконцентрироваться (к концу предложения он забывает, что было в начале);
  • недостаточный размер оперативного поля зрения (концентрируется на 2-3 буквах, которые читает, не видя слова целиком);
  • слабый словарный запас;
  • проблемы с артикуляционной системой и дикцией;
  • отсутствие интереса к чтению;
  • зрительная регрессия (возвращается глазами к словам, которые уже прочитал);
  • сложный текст (не по возрасту).

Читайте вместе

Чтобы увеличить скорость чтения ребенка, можно и нужно заниматься, причем, делать это систематически. И родителям тут придется приложить определенные усилия, проявить настойчивость, возможно, преодолеть собственную лень, ведь нужно заниматься каждый день, но благородная цель – дальнейшее развитие ребенка – того стоит. Делайте все с любовью и ваши занятия не оттолкнут дитя от чтения, а наоборот, заинтересуют.

Проявите изобретательность, придумывайте различные ухищрения, чтобы ребенок полюбил читать и делал это не «из-под палки». Например, пишите ему записки, в которых просите, чтобы он ответил письменно. Если в семье есть младшие дети, пусть ваш школьник им почитает – и общение, и тренировка. Читая на ночь любимую сказу, предложите малышу прочитать часть текста самостоятельно. Похвалите его, даже если прочитано так себе. Попросите ребенка пересказать прочитанное, ответить на вопросы. Это тоже, своего рода, занятия, о которых ваше чадо даже не подозревает и потому не станет упрямиться.

Пусть у вас в доступном месте будет детская литература, красочные журналы, книги, любая печатная продукция, которая может заинтересовать вашего юного следопыта. Очень может пригодиться детская энциклопедия. Там, как правило, яркие картинки, текст изложен доступно и разбит на небольшие блоки. Можно поиграть с ребенком, задавая вопросы на различные темы из этой книги, привлекая его, таким образом, к чтению.

«Тяжело в учении – легко в бою»

Реально ли научить ребенка читать быстрее? Вполне. Для этого разработаны разнообразные методики, среди которых – развивающие игры. С ними можно познакомиться на интернет-сервисе IQКлуб. Но чтобы достичь результата – нужно набраться терпения. Маме с папой придется на время отложить какие-то свои дела и посвятить свободное время развитию скорости чтения ребенка. Но при этом не стоит его ругать, если слова прочитаны неправильно; не нужно наказывать малыша чтением: «не пойдешь гулять, если не прочтешь 60 слов в минуту»…; не грозите своему школьнику «ремнем». Лучше направьте свою энергию на то, чтобы привить вашему маленькому вундеркинду любовь к чтению.

Занимайтесь в день по 15-30 минут. Постарайтесь сделать урок интересным, чтобы ребенок не уставал, а читал с удовольствием. Если вы видите, что у ребенка нет настроения, он нервничает, волнуется – лучше перенести занятие.

Упражнения в домашних условиях


По словам Джозефа Аддисона, «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела». Продолжая эту мысль, можно сказать, что не менее важными являются и упражнения для повышения скорости чтения.

Прежде всего, родителям нужно выяснить, что же все-таки влияет на скорость чтения их малыша, и после этого начинать «тренировки» по устранению проблемы.

А так как всякая тренировка начинается с разминки, это правило подойдет и здесь.

Начните свой домашний урок с проговаривания гласных, согласных букв, а также их сочетаний.

  • Например: Аоуыиэ, ауэиоы, оауэиы; ж-с-з-ш, б-п-д-т, ж-г-к-ш; ва-вя, лу-лю, ма-мя;
  • Читайте любые известные вам скороговорки: ехал грека через реку…; шла Саша по шоссе….

При выполнении этих упражнений следите за тем, чтобы ребенок четко выговаривал буквы и слова. Разминка поможет подготовить к чтению речевой аппарат.

Существует также артикуляционная гимнастика, в которой участвуют язычок и губы. Она выполняется перед зеркалом.

  • Полезно читать в разном темпе: то быстро, то медленно (главное – четко).
  • Пробовать читать при посторонних звуках (это научит концентрироваться).
  • Практиковать чтение «через решетку» (для развития умения догадываться по смыслу, в таком случае нет необходимости дочитывать слово до конца — антиципация).
  • Чередовать знакомый/незнакомый текст (прочтя несколько раз знакомый текст, скорость чтения увеличивается и переносится, отчасти, и на незнакомый текст).
  • Развивать зрительную память.
  • Проверяя в домашних условиях скорость чтения, дайте ребенку незнакомый, но понятный для него текст – не инструкцию к стиральной машине или кухонному комбайну.
  • Следите за тем, чтобы предложения были простыми, без обилия знаков препинания. Особенно это важно для первоклассников.
  • Не переживайте, если ребенок показывает разные результаты: «вчера читал лучше, чем сегодня» – технику чтения можно проверить несколько раз, в разное время суток.

Обратитесь за помощью в IQКлуб

Развить навыки чтения, память, внимание у ребенка поможет IQКлуб. Это – новый интернет-сервис, который порадует и детей, и родителей. Команда профессионалов подготовила для детей занимательные развивающие игры. Над разработкой трудились лучшие дизайнеры, психологи и педагоги.

Как воспользоваться услугами сервиса?

  • Зарегистрируйтесь в системе (можно через социальные сети).
  • Дайте ребенку пройти интересный тест.
  • После оценки сильных и слабых сторон вашего ребенка, для него будет сформирована индивидуальная программа обучения.

Результаты обучения можно отслеживать в онлайн режиме. Так вы оперативно узнаете о достижениях вашего чада и получите необходимые рекомендации для дальнейшего развития.

В современном мире, когда нас окружают разнообразные электронные гаджеты, проблема детского чтения становится все более актуальной: к сожалению, в последнее время все меньше детей читают книги. Поэтому взрослым стоит на личном примере показать, что чтение на самом деле является очень увлекательным процессом. И притом, как сказал Ф.Жанлис: «Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».

Исходя из этого, следует параллельный вопрос: является ли эффективным подобное чтение? Можно ли читать быстро и в то же время максимально усваивать материал, сохраняя его в памяти на долгие годы?

В этой статье «Шалений равлик» расскажет Вам, какие возможности открываются перед нами, когда мы быстро и правильно читаем!

Что такое скорочтение?

Исследования показывают, что средняя скорость чтения на русском языке равна 201 слову в минуту, при среднем проценте усвоения – 52. Под скорочтением подразумевают способность читать в 3-4 раза быстрее средней скорости.

Скорочтение – это комплекс методик и способов, позволяющих увеличить скорость прочитываемого материала с максимальной запоминаемостью в 3-4 раза. Благодаря скорочтению, повышается концентрация внимания, развивается память и понимание воспринятой информации.»

Скорочтение с точки зрения науки

В последние годы скорочтение приобретает всё большую популярность. С точки зрения науки, существуют различные мнения: учёные дискутируют и уделяют изучению данного вопроса много внимания.

Некоторые учёные признаются, что результаты многочисленных исследований в отношении курсов скорочтения немного преувеличены. Исследования когнитивных психологов, проведённые в США под руководством Кейта Рейнера – авторитетного учёного в области визуального восприятия и чтения – сеют сомнения: «Маловероятно, что читатели смогут утроить скорость чтения и сохранить при этом привычный уровень усвоения».

Тем не менее существуют люди с феноменальной скоростью чтения, о которых наслышан весь мир. Обладательница шести наград Всемирного чемпионата по скоростному чтению Анна Джонс прочла последнюю книгу о Гарри Поттере в книжном магазине Лондона меньше, чем за 50 минут.

В одной из своих научных работ, лингвист, доктор психологических и филологических наук Алексей Алексеевич Леонтьев , указывает, что главным заданием быстрого чтения является не столько быстрота, сколько оптимальность и эффективность стратегии смыслового восприятия текста.

Элизабет Шотте – психолог Калифорнийского университета (г. Сан-Диего) высказывается так:

Скорочтение очень привлекательный навык, и с каждым годом появляется все больше желающих помочь другим людям развить его. Многие заявления в отношении скорочтения не соответствуют действительности, если учитывать все то, что мы знаем о механизме чтения. За долгие годы и даже столетия исследований этого процесса стало известно очень многое. Ученым необходимо рассказать об этом широкой общественности

В свою очередь, Анна Джонс в интервью The Guardian сообщает: «Скорость моего чтения – 800–1500 слов в минуту, но я не могу сказать, что это легко. Имея двадцатилетний опыт скорочтения, я регулярно тренируюсь на уровне профессионального спортсмена» . Если сравнивать эти цифры со среднестатистическим показателем – от 200 до 400 слов в минуту – аргумент более, чем достаточен.

Что приобретает взрослый человек благодаря скорочтению?

Звуковую и визуальную информацию мозг человека усваивает довольно быстро, тогда как усвоение текстовой информации зависит от скорости чтения. Если вы плохо читали в школе и убеждены, что это на всю жизнь – техники скорочтения способны развенчать подобные мифы. Развитие данного навыка требует немалых усилий. Прежде чем перейти к советам и упражнениям, мы сделаем акцент на позитивных аспектах скорочтения.

  1. развитие памяти и мышления (в любом возрасте);
  2. совершенствование учебного процесса;
  3. экономия времени в повседневной жизни;
  4. способность двигаться вперёд и развиваться;
  5. хорошую концентрацию внимания и реакцию;
  6. продуктивность в различных видах работы.

Польза скорочтения для детей

Процесс обучения деток с помощью скорочтения превращается в увлекательную игру в погоне за сокровищами, то есть знаниями. Ребёнок навсегда забывает, как это «зазубривать» домашнее задание, и в страхе ждать своего ответа. Методики и техники скорочтения с малых лет учат ребёнка учиться правильно. С помощью алгоритмов быстрого чтения, дети впитывают информацию залпом с огромным интересом. Это открывает перед нашими детьми новые горизонты:

  • ребёнок смотрит на мир позитивно;
  • с удовольствием садиться за выполнение домашних заданий;
  • намного быстрее запоминает главную информацию;
  • эффективно читает сложные для восприятия тексты;
  • каждый день стремится к развитию и усовершенствованию;
  • повышает самооценку и уверенность в себе;
  • развивает спортивный интерес к собственным результатам;
  • приобретает эрудицию и креативность;
  • нестандартно смотрит на жизненные ситуации;
  • воспринимает факты через критическое мышление.

Как быстро Вы читаете: тест на проверку скорости чтения

Проверить собственную скорость чтения довольно просто. Для этого Вам понадобиться незнакомый текст и секундомер. Поставьте таймер на 1 минуту. Начинайте читать вслух. Как только время заканчивается, делаем «Стоп» и считаем количество прочитанных слов. Важно, чтобы материал соответствовал возрастной категории. Если вы проверяете скорость чтения ребёнка, подберите несложный художественный текст: сказку или описание природы. После каждого текста обязательно следуют вопросы для проверки.

Норма количества прочитанных слов для детей начальной школы становит 60 – 100 слов в минуту; для взрослого – 160-225 слов.

Если говорить о взрослых, мы может взять любой текст: от научной литературы до периодических изданий. С детьми дело обстоит иначе: практически каждый возраст (1, 2, 3, 4, 5… класс) имеет свою норму техники чтения и определённый уровень словарного запаса.

Предлагаем проверочный текст для детей 4-5 классов:

Елена Александровна Благинина

Чудесные часы

Давно это было. У высокой горы, на краю бедной деревушки, жила вдова. Звали её Марта.

Марта не любила людей. Даже дети раздражали её криком и беготнёй. Любила Марта только свою козочку Белоснежку да её весёлого козлёнка.

Как-то вечером сидела Марта на крылечке и вязала чулок. Вдруг ей послышались голоса:

– Начался падёж скота, Эльза! Слышала?

– Как не слыхать! Страшно за наших коз, Луиза!

Это разговаривали крестьянки. Они возвращались с пустыми кувшинами из города. Марта посмотрела им вслед, и сердце её сжалось от предчувствия беды.

Вдруг звякнула щеколда у калитки. Марта обернулась и увидела опрятного старичка. Старичок приветливо улыбнулся и сказал:

– Здравствуйте, фрау Марта. Какой у вас славный домик – ни дать, ни взять – сахар на зелёной тарелке. Только уж слишком у вас тихо – хоть бы птица пела, хоть бы часы тикали…

Услыхав про часы, Марта вспомнила, что у неё есть замечательные старинные часы. Только они давным-давно остановились.

– А вы не часовщик? – спросила Марта.

– Настоящий часовых дел мастер! – раскланялся старичок.

Марта пригласила старичка в дом. Она достала из сундука часы и показала их мастеру.

На другой день часы уже весело тикали на белой стене Мартиной комнаты. Часовщик денег за починку не взял, и Марта отблагодарила его вкусным кофе. С этого дня седой гость частенько появлялся в домике старой вдовы.

Между тем болезнь скота разрасталась, и все в деревне очень беспокоились за своих коз.

Однажды вечером тётушка Марта пошла в лес за хворостом. Она быстро набрала большую вязанку и свернула на знакомую тропу – домой. Но тропа вдруг исчезла. Направо Марта увидела дерево, поваленное грозой, налево – большой круглый камень. Ни камня, ни дерева раньше тут не было. Вдруг слабо потянуло дымком, и Марта пошла в ту сторону, откуда шёл дым. Вскоре она увидела костёр, возле которого сидел часовщик, помешивая грибную похлёбку.

– Добрый вечер, фрау Марта! – сказал часовщик. – Поужинайте со мной

– Спасибо, – сказала Марта, – не могу – спешу засветло попасть домой.

Тогда часовщик пригласил её в свою избушку. Тётушка Марта, сильно согнувшись, отворила низенькую дверь и очутилась в небольшой, мягко освещённой комнате. В одном углу она увидела ворох сухих листьев, в другом – очаг с потухшей золой. Посередине стоял большой пень, а вокруг – пёнышки поменьше. На серой каменной стене висели огромные часы. На циферблате вместо цифр красовались домики. С удивлением узнала Марта в этих домиках свою родную деревню. Вот и её избушка. Чёрная стрелка часов направлена прямо на неё.

Вопросы:

  1. О чём текст?
  2. Как зовут главных героев?
  3. Где развиваются действия рассказа?
  4. Кратко перескажите содержание прочитанного.

Игры и упражнения для увеличения быстроты чтения

Проблему скорости чтения учёные исследуют годами. За это время разработано много программ, методик и техник. Тренинговый центр «Шалений равлик» имеет комплекс игр и упражнений, которые развивают скорость чтения, повышают концентрацию внимания и в несколько раз улучшают запоминаемость. Это увлекательные головоломки для вашего мозга!

Продуктивность обучения во многом зависит от игрового момента. Мы подобрали самые занимательные игры и задания для вашего развития!

Есть несколько способов подготовить мозг к восприятию информации. Разумеется, на эффективность чтения влияет много факторов: окружающая среда, степень внешнего шума, освещение помещения, уровень интереса к литературе, физическое состояние и прочее. Каждый человек имеет своё индивидуальное представление о комфортной обстановке для чтения. Мы подобрали несколько полезных советов, как повысить скорость чтения самостоятельно.

1. Делайте физические упражнения.

Проще некуда. Чтобы перезагрузится и привести организм в тонус, сделайте несколько приседаний. Вам достаточно подняться со стула, активизировать кровообращение, сесть за стол, расправить плечи и начинать работу. Это сконцентрирует ваше внимание, и напряжет сознание.

2. Проведите визуальную разминку перед чтением.

Перед вами изображение. Внимательно всмотритесь в фото. Закройте глаза. Что вы запомнили? Опишите образ. Откройте глаза и сравните внутреннюю картину с внешней.

Эту формулу следует применять в чтении: не тратьте внимание на всю книгу, выбирайте содержательные детали – прочитал, вдумался, перечитал, употребил.

3. Учитесь держать ритм.

Поначалу сложное упражнение, но с регулярными тренировками результаты удивляют! Читайте под метроном. Поставьте себе медленный темп и концентрируйте внимание: на каждом ударе метронома вы должны сосредотачивать взгляд на начале, средине и конце строки. Держите ритм. Важно настроить метроном так, чтобы материал воспринимался легко.

Хорошим помощником в плане ритма являются скороговорки. Вам надо проговаривать скороговорку вслух, двигаясь при этом глазами по строчке. Подобные упражнения позитивно влияют на развитие скорости чтения!

Пример скороговорок:

  1. У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  2. Осип охрип, Архип осип.
  3. Свиристель свиристит свирелью.
  4. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
  5. А у елки иголки колки.

4. Выбирайте текст по зубам.

Многое зависит от словарного запаса. Если глоссарий книги имеет большой процент непонятных вам слов, их количество не перейдёт в качество. Перед чтением просмотрите текст.

5. Перестаньте проговаривать слова.

Мысленная декламация – это детская привычка. Вам необходимо стремиться читать быстрее, чем способен двигаться ваш рот. Произносите вслух гласные буквы «А-Е-И-О» или считайте до 4 в момент чтения. Упражнение научит читать глазами, а не ртом и хорошенько взбодрит мозг.

6. Используйте периферическое зрение.

Наш мозг может осмыслить несколько слов одновременно. Не зацикливайтесь на каждой букве, вы способны читать словосочетания разом, а не по одному слову.

Чтобы развить периферическое зрение, на странице книги карандашом расчертите две параллельные линии на расстоянии 8 см. друг от друга. Читая текст, постарайтесь, чтобы глаза не двигались за приделы линий. Не нарушайте границ.

7. Не возвращайтесь к прочитанному.

Часто мы, не осознавая этого, возвращаемся к уже прочитанным словам или попадаем глазами на предыдущую строку. Чтобы не рассеивать внимание, следите за текстом пальцем или закладкой. Концентрируйтесь, чтобы не возвращаться к прочитанным словам.

О курсе скорочтения от «Шалений равлик»

Тренинговый Центр «Шалений равлик» проводит занятия по развитию памяти и мышления! Данный курс разработан для желающих расширить свои возможности и научиться читать эффективно. Скорочтение для взрослых является экспресс-тренингом и состоит всего из 3 занятий по 2 часа. Специально для тех, кто любит экономить время и получать быстрые результаты! Курс скорочтения для детей длиться семь дней, с ежедневными занятиями по полтора часа.

На курсе скорочтения от «Шалений равлик» Вы:

  • научитесь читать быстро и усваивать прочитанный материал;
  • за 3 занятия проработаете 4 способа быстрого чтения;
  • легко усвоите технику без длительных тренировок;
  • улучшите концентрацию внимания;
  • убедитесь, что обучение может быть весёлым;
  • узнаете много нового и увлекательного.

Кто ведёт тренинг по скорочтению?

Ни что не приносит большей продуктивности, чем интенсивные занятия с профессионалом! Наш преподаватель по скорочтению – педагог высшей категории, профессиональный коуч с шестнадцатилетним стажем – Елена Калачикова . На экспресс-курсе от «Шалений равлик» всего за три занятия вы научитесь технике скорочтения.Елена Калачикова – опытный тренер по развитию памяти и с лёгкостью развеет мифы о плохой запоминаемости! Педагог владеет практическими знаниями детской психологии и методическими фишками школьной программы.

Занятия с Еленой Калачиковой развивают позитивное мышление, креативность и часто проходят в игровой форме. Если вы хотите повысить скорость чтения или записать на тренинг своего ребёнка, переходите по ссылке!

Запишитесь на тренинг по скорочтению

Эйдетика и ее необходимость для ускорения результатов по скорочтению

Перед тем, как записаться на курс скорочтения, Тренировочный Центр «Шалений равлик» предлагает вам пройти тренинг по Это игровые методики, которые подходят как детям, так и взрослым. С помощью эйдетики вы научитесь воспринимать информацию через образ и запоминать важные факты на длительное время. Тренинг улучшает концентрацию внимания, развивает фотографическую память, способствует развитию нестандартного мышления и креативности, гарантирует запоминание учебной, рабочей и повседневной информации.

Запишитесь на тренинг по эйдетике

Вместо зазубривания домашних заданий, стихотворений и математических формул, дети имеют возможность быстрее и качественнее усваивать новый материал. Ребёнок не замечает, как летит время, воспринимая информацию в игровой форме через ассоциации.

Узнайте больше об эйдетике и запишитесь на курс!

С уважением

Тренинговый Центр

«Шалений равлик»

Хочу на трениниг!