Неизвестный известный поэт. Неизвестный известный поэт Биография вольфа эрлиха

ЭРЛИХ Анна Моисеевна

(1874 - 1955)

Мать поэта Вольфа Эрлиха. Родилась в Дубровно, Горецкого уезда Могилевской губернии.

ЭРЛИХ Вольф Иосифович

(07.06.1902 - 24.11.1937)

Поэт, участник ленинградской группы имажинистов. После Симбирской гимназии учился на историко-филологическом факультете Казанского университета. Во время гражданской войны служил в Красной армии в качестве секретаря педагогической лаборатории Главного политического Управления Просвещения Комитета Татарской республики.

В 1920 году проходил курс всеобуча в 1-ом пехотном Казанском территориальном полку. Учился на литературно-художественном отделении общественных наук Петроградского университета, но в 1923 году был уволен за неуспеваемость.

В 1925 году Эрлих занимал чекистскую должность ответственного дежурного Первого Дома Советов, бывшей гостиницы “Астория”, в этом же году получил двухкомнатную квартиру по улице Некрасова. Эрлих был также одним из понятых в 5 номере “Англетера”, где в том же 1925 году нашли тело Есенина. Позже он написал воспоминания о поэте, вложив в его уста такие слова: “Знаешь, есть один человек... Тот, если захочет высечь меня, так я сам сниму штаны и сам лягу! Ей-Богу, лягу! Знаешь – кто? – он снижает голос до шепота: – Троцкий!” Об отношении Сергея Есенина к Троцкому говорит его персонаж Чекистов-Лейбман в поэме “Страна негодяев”.

Начиная с 1926 года, Эрлих опубликовал 9 книг, в частности: «В деревне» (1926), «Волчье солнце» (1928), «Арсенал» (1931) и др. В 1929 году вышла его книга о Софье Перовской. В 1936 году вместе с Н. Берсеневым написал сценарий к фильму «Волочаевские дни». Эрлиха хорошо знала и ценила читающая публика 20-30-х годов XX века.

ВЕРБНЫЙ ТОРГ


Где звоны карусельные
Да балаганный гуд,
Сорвались с легкой привязи,
Плывут, плывут, плывут -

Под выкрики разносчиков,
Под винные пары -
Зеленый, синий, розовый
Шары, шары, шары!

Рвут сердце всхлипы детские:
«Зачем, дурак, ушел?»
Купает в лужах нянюшка
Свой кружевной подол.

Врут громкоговорители,
Беснуется народ,
Торговец бороденкою
Трясет, трясет, трясет...

Свисточки милицейские
Что соловьи поют,
Да жулики-карманники
Снуют, снуют, снуют.

Куда там! Уж над радио,
Над флагом, над крестом
Плывут по морю синему
Втроем, втроем, втроем.

Эх, шарики, любезные,
Дано ж вам, улизнуть!
Дано ж вам в очи звездные
Лицом к лицу взглянуть.

Над вам опрокинулся
Небесный водоем,
Над вами - ветер ласковый
Зовет: - Уйдем!... Уснем!...

Проснетесь вы, сударики,
В далекой стороне.
Эх, полететь бы шариком
И мне, и мне, и мне!



Источник текста: сборник "Костер" Л. 1927

Царское Село. Июль 1924 года

Слева направо: Петр Суднов, Михаил Яковлев, поэт Вольф Эрлих, Сергей Есенин, Игорь..., Александр Куимов.

Карохин, Л. Вольф Эрлих - друг и ученик Сергея Есенина. Издательство Облик, 2007 г.

Споры вокруг смерти С. Есенина идут с конца 80-х годов прошлого века, когда после десятилетий “умолчаний и приглаживаний” истории и литературы российское литературоведение вступило в эпоху открытий. Впрочем, и для современников в гибели Есенина было много загадочного. Среди исследователей есть сторонники версий убийства, к которому, как некоторые считают, причастен и ленинградский поэт В. Эрлих (1902–1937), есть и те, кто придерживается версии традиционной - самоубийства поэта. Л. Ф. Карохин изучает жизнь и творчество Есенина с 1983 года, участвует во Всесоюзных и Международных есенинских чтениях и симпозиумах, в работе над “Летописью жизни и творчества С. Есенина”. У него свыше двухсот статей в периодике. Эта книга - девятая по есенинской тематике. Автор прослеживает жизненный и творческий путь Вольфа Иосифовича Эрлиха - поэта, мемуариста, кинодраматурга, друга и ученика С. Есенина. За сравнительно короткое время знакомства В. Эрлих (это знакомство состоялось в начале 1924 года и продолжилось в 1924–1925-е) стал не только другом Сергея Есенина, но и полноправным представителем в Ленинграде по издательским делам. Был рядом с поэтом и в последние дни его жизни. Автор выступает против попыток очернить доброе имя Эрлиха, расстрелянного в ноябре 1937-го, оклеветанного дважды: в 30-е и 80-е годы ХХ века. Свои выводы он делает на основании архивных документов, воспоминаний современников, мемуаров самого В. Эрлиха. Книга В. Эрлиха - “Право на песнь”. Воспоминания о Сергее Есенине. Л., 1932 - долгое время не переиздавалась и только в 1992 году целиком вошла в сборник “Как читал Есенин”, опубликованный в Челябинске. Исследователь вступает в открытую полемику со своими оппонентами, в том числе с создателями телесериала “Есенин”. Удивительно или нет? Источники у всех современных исследователей одни, а заключения разные.

18 мая исполнилось 110 лет со дня рождения Вольфа Эрлиха (1902-1938) – поэта, уроженца Симбирска, выпускника Симбирской гимназии. Его имя связывают с последними двумя годами жизни Сергея Есенина. Согласно разоблачительным версиям новейшего времени, он – агент ГПУ и является либо непосредственным участником, либо пособником и укрывателем убийства Есенина. Впрочем, сенсационные публикации не поколебали версии, которая и на сегодняшний день является официальной: Есенин не был убит, он наложил на себя руки в «Англетере», предварительно отдав своему другу Вольфу Эрлиху, «Вовочке», стихотворение, написанное кровью: «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

Сексот

Официальная версия о самоубийстве Сергея Есенина вызывает много вопросов, на которые никто не может дать убедительных ответов. И это по-прежнему позволяет с большой долей вероятности предполагать, что поэт был убит.

Автором телесериала «Есенин» была предложена одна из версий возможной расправы. Не касаясь художественных достоинств картины, можно сказать, что показанная в ней версия довольно правдоподобна. Писателя «убрали» троцкисты из опасения, что Есенин выдаст их внутрипартийным врагам какой-то компромат. В смертельной схватке за власть между сторонниками Троцкого и Сталина устранение поэта стало лишь мимолетным эпизодом. У писателя Виктора Кузнецова есть другое предположение. Причиной убийства могло стать намерение Сергея Есенина покинуть страну, о котором чекистам стало известно от «стучавших» на поэта друзей. Среди таковых, вполне возможно, – «милый друг» Вовочка, Вольф Эрлих. Исследуя архивы, Виктор Кузнецов обнаружил, что с 1920 года (с восемнадцати лет) Эрлих был секретным сотрудником ЧК-ГПУ. Где граница между дружескими, творческими отношениями двух поэтов и стукачеством? – спрашивает писатель. - И какова в этом случае цена воспоминаниям Эрлиха и таких же, как он?

В ходе своих исследований, Кузнецов отвергает как сам факт остановки Сергея Есенина в номере «Англетера», так и подлинность документов с осмотра места происшествия и заключение судмедэкспертизы. Как утверждает литератор, Есенин умер от побоев в другом месте, а затем был тайно доставлен в гостиницу для имитации самоубийства. Практически вся компания свидетелей и понятых, поставивших свои подписи под документами о смерти Есенина, состоит из знакомых и друзей Вольфа Эрлиха. Всё, что связано с «последним стихотворением Есенина» также поочередно подвергается сомнению, например, авторство и подлинность автографа. Стих мог быстренько сварганить ещё один поэт – непосредственный организатор расправы чекист Яков Блюмкин, правда такую версию отвергает почерковедческая экспертиза. Стихотворение подлинное. Но почему его не приобщили к делу как предсмертную записку? Возможно, стих написан раньше и посвящен вовсе не Эрлиху. Загадок и фальшивок в этом деле хватает. Основной массив информации по-прежнему тщательно закрыт.

Младший брат

7 июня 1902 года раввин города Симбирска сделал запись о том, что «у провизора Иосифа Лазаревича Эрлих от законной жены его Анны Моисеевны родился сын, которому по обряду Моисеева закона дано имя Вольф». В родном городе он окончил гимназию и поступил сначала на медицинский факультет Казанского университета, а затем перешёл на историко-филологический…

Версию о соучастии Вольфа Эрлиха в убийстве либо в последующем организованном ГПУ лжесвидетельстве не принимает ульяновская исследовательница его творчества Лариса Ершова, опубликовавшая в декабрьском номере журнала «Мономах» за 2007 год статью «Сплетня ходит вне закона».

Противопоставить «злодейской» версии она может лишь одно: свидетельства о взаимоотношении двух поэтов. Но свидетельства весьма убедительные.

Поэты познакомились в 20-х годах XX века. Поэт Николай Тихонов в предисловии к посмертному сборнику стихов Эрлиха писал: «Вольф Эрлих, встретившись в первый раз с Есениным, так был им взволнован и потрясён, что с того дня стал сближаться с ним, и, наконец, это сближение закончилось большой и настоящей дружбой, продолжавшейся до последнего дня жизни Есенина». Для Эрлиха Есенин стал идолом, всё личное было подчинено «старшему брату». Ершова приводит воспоминания сестры Вольфа Эрлиха Мирры Иосифовны Толкачевой:

Мы с мамой, – говорила она в личной беседе с исследовательницей, – не узнавали Вольфа, когда рядом с ним был Есенин. Брат забывал обо всём.

Эта зависимость пугала родных, но ничего они поделать не могли. «Я готов служить тебе», – скажет как-то Эрлих Есенину.

В последний приезд в Ленинград в декабре 1925 года Есенин поручил Эрлиху снять для него квартиру, потом передумал, решив остановиться у Эрлихов, затем опять передумал и поселился в гостинице. При их прощании в гостинице «Англетер» Есенин сунул Вольфу в нагрудный карман пиджака своё последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…», попросив прочитать дома. Вернувшись домой поздно ночью, тот прочёл листок и закричал сестре: «Мирка, он же кровью написал!». Сразу же брат и сестра бросились на улицу ловить извозчика. Но было уже поздно.

«Все упрекали Эрлиха в том, что он не уберёг Есенина, и он сам более всего казнился этим. Но никто, повторяю, никто не обвинил его тогда в убийстве», - пишет Лариса Ершова.

Комментарий краеведов

Ирина Макеева, директор музея «Симбирская классическая гимназия»:

У нас в музее информация фактически не отличается от официальной. Они были с Сергеем Есениным друзья, и к смерти поэта Вольф Эрлих непричастен. Когда мы писали запрос по поводу личности Вольфа Эрлиха, единственное, что нам удалось выяснить (поскольку архивы, спецхран до сих пор не дают точной информации) - точную дату его гибели. Потому что до этого стоял везде 1944 год, и что он умер в заключении от рака печени, на самом деле он был расстрелян ещё в начале 1938-го. Что касается самого убийства, здесь, видимо, до сих пор сохраняется неизвестность полнейшая. Хотя Есенинский комитет, куда мы писали запрос, отвечал, что Вольф Эрлих к убийству поэта не имеет никакого отношения.

Иван Сивопляс, краевед, научный сотрудник музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»:

Думаю, толчком к рождению этой версии (участие Эрлиха в убийстве Есенина – А.Ю.) послужило то, что друга Сергея Есенина звали Вольф Эрлих, а не Иван Петров. Отсюда – заговор сами знаете кого против национального русского поэта.

У нас любят искать заговоры. Сказать, что Вольф Эрлих был человеком, уничтожившим Есенина, было бы сильно неправомочно. Само по себе очень интересно, что человек, родившийся в Симбирске, оказался в это время рядом с Сергеем Есениным. Может быть, этот факт подвигнет кого-то к изучению творчества поэта, его неординарных и талантливых стихов. Мы помним о посвященном ему стихотворении Есенина, а какие стихи написал поэт, увы, не знаем. Сам поэт был уничтожен в 30-е годы во время сталинских репрессий. Интересна и такая страница жизни Эрлиха, как роман с Милицей Нечкиной – впоследствии историком, академиком, лауреатом Сталинской премии. Было такое жестокое время, и людям, которые попадали в его жернова, не позавидуешь.

Справка «АиФ»

Эрлих Вольф Иосифович (1902-1937(?)). Родился 18 (6) мая 1902 г. в Симбирске в семье провизора. В 1911-1919 гг. учился в Симбирской мужской классической гимназии, после окончания поступил на медицинский факультет Казанского университета. Увлечение поэзией и литературой заставило его перевестись в 1921 г. на второй курс литературно-художественного отделения общественных наук Петроградского университета. В 1923 г. был отчислен за неуспеваемость. Первые стихи начал писать ещё в гимназии. Входил в «Воинствующий орден имажинистов», был дружен с Сергеем Есениным. Будучи человеком искренним, романтиком по душевному складу, относящимся к жизни восторженно и наивно, Вольф Эрлих безоговорочно принял революцию и ненавидел её врагов. В поэме «Симбирск» автор рисует становление советской власти в городе. Существует предположение, что Эрлих принимал участие в боях за Симбирск в сентябре 1918 г. (стихотворение «Шестнадцать раз ходили»). Его поэзия не ограничивается мотивами борьбы, она многообразна и богата поэтическими размышлениями и лирическими пейзажами. В 1936 г. написал (вместе с Н.Я. Берсеневым) сценарий фильма о событиях гражданской войны на Дальнем Востоке «Волочаевские дни». Автор книг «Волчье сердце» (1928), «Софья Перовская» (1929), «Право на песнь» (1930), «Арсенал» (1931), «Порядок битвы» (1933), «Книга стихов» (1934), «Необычайное свидание друзей» (1937). В 1937 г. В. Эрлих отправился в Армению для сбора материала об армянских репатриантах. 19 июля 1937 г. был арестован, больше его никто не видел. По одной из версий, был расстрелян 24 ноября 1937 г., но в официальной справке о реабилитации (1955) сообщалось, что В. И. Эрлих умер в 1944 г., и могила его неизвестна. (Календарь знаменательных дат Ульяновской области на 2012 год).

На Ваганькове берёзки,

Клён да белый мех,

Что тебе наш ветер жёсткий

И колючий снег?

Там, в стране чудесно-белой,

Тополя шумят…

Спи, мой лебедь!

Спи, мой смелый!

Спи, мой старший брат!

1928.

О СВИНЬЕ

Когда, переступив все правды, все законы

И заложив полвека под сукно,

Свои медлительные панталоны

Ты выведешь перед моё окно,

И улыбнутся вдруг тебе свиные рыла

Багровой свиткою несожранных чудес,

И ты внесёшь лысеющий затылок

И жир на нём под холстяной навес,

И наконец, когда войдёшь ты в лавку

И хрюкнешь сам, не подобрав слюны,

И круглый нож, нависший над прилавком,

Тебе нарежет стопку ветчины,

Припомни друг: святые именины

Твои справлять отвык мой бедный век.

Подумай друг: не только для свинины -

И для расстрела создан человек.

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Здесь плюнуть некуда. Одни творцы. Спесиво

Сидят и пьют. Что ни дурак - творец.

Обряд всё тот же. Столик, кружка пива

И сморщенный на хлебе огурец.

Где пьют актёры - внешность побогаче:

Ну, джемпер там, очки, чулки, коньяк.

Европой бредит, всеми швами плачет

Недобежавший до крестца пиджак.

И бродит запах - потный, скользкий, тёплый.

Здесь истеричка жмётся к подлецу.

Там пьёт поэт, размазывая сопли

По глупому прекрасному лицу.

Но входит день. Он прост, как теорема,

Живой, как кровь, и точный, как затвор.

Я пил твоё вино, я ел твой хлеб, богема.

Осиновым колом плачу тебе за то.

Начало советской эпохи в нашей стране ознаменовалось появлением множества произведений литературы, принадлежащих перу известных и еще малоизвестных авторов. Одним из таких талантов был Вольф Эрлих, о творчестве которого мы поговорим поподробнее.

Для современных читателей это имя практически неизвестно, однако современники хорошо знали яркие и пронзительные стихотворные сроки этого поэта.

Чем же запомнился этот человек?

Постараемся ответить на этот вопрос.

Детство и юность поэта

Родился в городе Симбирске в 1902 году. Его отец был провизором, мать - домохозяйкой. Фамилия поэта восходит к еврейскому языку и означает «богобоязненный человек».

Будущему поэту как выходцу из еврейской семьи было очень непросто доказать свое право на получение высшего образования. А мальчик с детства мечтал и о карьере, и о литературной славе. Он блестяще окончил гимназию, поступил в Казанский университет, однако получить диплом этого престижного заведения ему не удалось: началась Гражданская война, которая круто изменила жизнь провинциального юноши.

Вольф Эрлих поступил в Красную Армию, но воевать как простому солдату ему не пришлось. Показав свою образованность, он был назначен на должность секретаря педагогической лаборатории отдела просвещения.

После окончания войны он переехал в тогдашний послереволюционный Петроград, решил продолжить свое обучение, поступил на литературно-художественное отделение Петроградского университета, однако был отчислен за неуспеваемость.

В эти же годы молодой поэт близко сошелся с кругом имажинистов, стремясь утвердить себя на литературном поприще.

Литературные успехи

С 1926 года Вольф Эрлих начинает публиковать свои работы в печати, один за другим он выпускает сборники стихотворений. Среди них книги под названием «В деревне», «Арсенал», «Волчье солнце» и другие.

Через три года (в 1929 г.) он издает свою поэму, посвященную революционерке-народнице Софье Перовской, организовавшей убийство императора Александра. Его стихи печатаются в популярных литературных журналах того времени, таких как «Красная ночь», «Звезда», «Литературный современник».

Вольф Иосифович Эрлих становится членом только что организованного союза писателей. Уже в конце 20-х годов он увлекается переводами, много переводит с армянского языка.

Зрелые годы

Литературную деятельность Эрлих совмещает с напряженной работой на благо партии большевиков.

Так, с 1925 года он заминает должность, которую называли «чекистской». Это был пост ответственного дежурного при Ленинградском совете.

Позже Эрлих работает редактором нескольких литературных журналов, трудится над киносценариями.

Его жизнь обрывается трагически. Виной тому стали репрессии, которые Сталин последовательно проводил среди старых большевиков. В 1937 году поэт был арестован, приговорен по печально известной статье за номером 58 к расстрелу, приговор был приведен в исполнение в том же году.

Любовь к Армении

Много стихотворений написал за свою жизнь Вольф Эрлих, биография его открывает нам источники его творческого вдохновения. И одним из них стала Армения.

Свое первое путешествие на эту землю Эрлих совершил вместе с в 20-е годы. Он влюбился в красоту этих мест. Поэт писал потом в письмах к родным, что ничего лучше он никогда не видел.

Поэт создал целый цикл стихов об Армении, которые затем вошли в его сборники «Алагезские рассказы», «Армения» и другие.

В течение всей последующей жизни поэт стремился приезжать в эти края. Здесь он и был арестован. Друзья считали, что под арест он попал случайно. В этот день он пришел в гости в одну армянскую семью, застолье продлилось до позднего вечера, а ночью хозяев пришли арестовывать сотрудники НКВД. Вместе со всеми попал под арест и Эрлих. Долгое время о его судьбе было ничего не известно. Только в 1956 году его близкие получили заключение о его посмертной реабилитации.

Дружба с С. Есениным

Вольф Эрлих и Есенин были друзьями, их объединяло общее участи в деятельности «ордена» имажинистов, общие интересы и взгляды на литературу. Эрлих часто оказывал поддержку своему талантливому другу, занимался вопросами издания его произведений, организовывал совместные поэтические вечера.

Приехав в декабре 1925 года в Ленинград, Есенин хотел остановиться у Эрлиха, но затем передумал и снял номер в печально знаменитой гостинице в центре города. Эрлиху он передал свое прощальное стихотворение «До свиданья, друг мой», которое попросил прочитать дома.

Эрлих выполнил просьбу, однако когда дома он прочел стихотворение, то увидел, что его строки написаны кровью. Он бросился обратно в гостиницу, однако Есенин был уже мертв.

После обнаружения тела Сергея Есенина в гостинице Эрлих помогал в организации похорон. Выступал он и на суде, где высказался в поддержку версии самоубийства, представив текст последнего стихотворения Есенина.

Некоторые современные литературоведы по-разному оценивают роль Эрлиха в судьбе и Некоторые обвиняют его в том, что он был агентом ГПУ, поэтому его отношения с великим поэтом были не дружбой, а банальной слежкой. Трудно что-либо ответить этим людям спустя столько лет со дня смерти и Есенина, и самого Эрлиха. Единственным ответом остаются строчки Есенина, в которых он обращается к Эрлиху как к близкому другу.

Значение творческого пути поэта

Многим современникам запомнился Вольф Эрлих. Фото его, сделанное в 1928 году, выдает в нем скромного человека, знающего цену своему слову.

Его современники считали, что трагическая смерть Вольфа оборвала не только его жизнь, но и будущие литературные успехи. Талант Эрлиха мог бы еще раскрыться в полном объеме, поэт был полон творческих сил и надежд, однако не смог реализовать их, разделив отчасти печальную судьбу людей своего поколения, прошедших через горнило гражданской войны, полных веры в возможность построения социалистического общества благоденствия, совершавших ошибки на поприще строительства нового государства, однако оказавшихся перед лицом неминуемой и страшной реальности, приведшей их к гибели.

Дополните информацию о персоне

Биография

Эрлих Вольф Иосифович, русский советский поэт, выходец из еврейской семьи.

После Симбирской гимназии учился на историко-филологическом факультете Казанского университета.

В 1936 году вместе с Н. Берсеневым написал сценарий к фильму «Волочаевские дни».

Эрлиха хорошо знала и ценила читающая публика 20-30-х годов XX века. Он был известен и как поэт-переводчик с армянского языка.

Член Союза советских писателей.

Проживал: г. Ленинград, ул. Рубинштейна, д. 7, кв. 12.

19 июля 1937 года Вольф Эрлих был арестован. Комиссией НКВД и прокуратуры СССР 19 ноября 1937 года по обвинению: ст. 58-1а-7-10-11 УК РСФСР приговорен к расстрелу. Расстрелян 24 ноября 1937 года. В 1950-х годах реабилитирован.

Эрлих и Армения

В конце двадцатых годов Эрлих вместе с Тихоновым совершает свое первое закавказское путешествие. Тихонов, подбивший друга поехать с ним на «открытие» библейской страны, в которой он уже побывал ранее, в 1924г., и влюбился в нее беззаветно, подарив российскому читателю замечательный «армянский цикл» стихов и прозы, вспоминал о восторге своего спутника, открывшего для себя Армению:

«Труды и раздумья» самого поэта не заставили себя ждать. Вместе с Тихоновым поднявшийся на Арагац, облазивший вулканические выси армянских гор над Севаном, Эрлих написал и опубликовал в российской литературной печати примечательные стихи и очерки об армянской земле и армянском народе («Армения», «Алагезские рассказы» и др.).

Рассказ Н.Тихонова о днях, проведенных с Эрлихом в Армении, и отраженный в его знаменитом очерке «Дни открытий», настолько волнующ, что обойти его нельзя, тем более что в нем нашли место также интереснейшие наблюдения о Есенине, прозвучавшие из первых уст.

«Летом 1929 года вдвоем с ленинградским поэтом Вольфом Эрлихом мы странствовали по замечательным горам Армении. Преодолев Гегамский хребет, нам надо было выйти на верховья Гарни-чая и спуститься к Гехарду, монастырю, называемому Айриванк, что значит «пещерный». Так как нас не ждал никакой приют в этой отданной бурям местности, то мы отыскали скалы, в которых, отливая странной, фосфорической синевой, вспыхивая белыми искрами, притаилось маленькое озеро. Среди темных базальтовых скал оно казалось куском синего пламени. Лучшего места для отдыха нельзя было придумать. Вода в озере была очень холодная. Не успели мы остановиться, как подул необычайно сильный ветер… Холодный ветер, холодный камень скал, холодное озеро… Но мы не хотели уходить отсюда…

Вольф воскликнул: «Это колдовское место! И колдун налицо…» Я пошел к нему. Он стоял перед каменным изваянием, мрачным и таящим неведомую угрозу. «Что это такое?» - спросил он. «Это вишап, только вишап! Бог его знает, что это такое. То ли дорожный знак, то ли предмет культа, то ли еще что-нибудь… О вишапах есть целые исследования. Мнения ученых расходятся. Но то, что мы нашли его именно здесь, очень интересно. Выпьем за его здоровье!» И мы пили водку, как воду, не ощущая ее вкуса, - так было холодно… Высокий вишап смотрел на нас тоже ледяными широкими глазами. Громадное туловище чудовища, не то рыбы, не то дракона, отшлифованное ветрами, избитое бурями, как знак вечности было вбито в камни. Вишап стоял стражем фосфорического озера. На его берегу можно было говорить о чем угодно, пустынность этого места располагала к откровенности, а человеческие голоса здесь были просто необходимы. И мы разговаривали, стоя под леденящим ветром пустыни…»

На вулканических высотах Армении, среди древних кратеров, Эрлих вдруг спрашивает Тихонова: «Какой сегодня день?» Услышав в ответ «22 августа 1929 года», он многозначительно говорит:

Не только величавая природа, но и люди Армении поразили Эрлиха. Оказавшись среди простых крестьян, он убежденно заявляет Тихонову: «Мне нравится этот древний и такой молодой, ожесточенный, сильный народ… Я вернусь в Армению, даю тебе честное слово. Я уже много видел людей этой страны, но я хочу видеть еще больше…»

Эрлих сдержал свое слово: он не раз бывал в Армении и позднее, уже без Тихонова, узнал ее всю, делил застолья с виноградарями Араратской долины, общался с пограничниками на Араксе, жил заботами репатриантов, восхищался армянской интеллигенцией… Армения навсегда покорила Эрлиха, и лишь искренне жаль, что эта его душевная и духовная привязанность к древней стране и народу оказалась последней в жизни!

Вольф Эрлих увлекся также переводами из армянской поэзии, дав несколько в целом удачных образцов из Мкртича Нагаша , Акопа Акопяна и др. Имя Эрлиха как переводчика встречается в ряде антологий армянской поэзии на русском языке, что свидетельствует о достаточно высокой оценке в Армении его переводческих экзерсисов.

Волнение от встречи с новым краем, постижение притягательного мира с незнакомыми людьми, обычаями, суровой околдовывающей природой совершают переворот в сердце молодого Вольфа и дают отменный результат: талантливый писатель с драматическим финалом жизни своим братским вдохновенным словом дополняет достойный ряд друзей армянского народа, художников, воспевших Армению.

В 1937г. Вольф был арестован в Ереване местными органами и отправлен в Ленинград. В ноябре того же года ему был вынесен приговор по «расстрельной» статье… Существует версия, вроде бы Эрлих, действительно арестованный в тридцать седьмом, на самом деле убит в тюрьме лишь в 1944г. Достоверно известно же лишь, что в 1937г. Эрлих приезжает в Армению для сбора материалов об армянских репатриантах (готовился новый фильм по его сценарию). Приехал – и пропал. Как считалось позднее, Эрлих вроде бы засиделся в гостях в одном из армянских семейств, а ночью всю эту семью арестовал НКВД, заодно прихватив и русского поэта. Родным ничего не сообщили, и они не знали, что и думать. К розыскам энергично подключились в России Н.Тихонов, в Армении – Мариэтта Шагинян , однако их настойчивые поиски оперативно прикрыли «органы», рекомендовав по этому вопросу больше никуда и ни к кому не обращаться…

Изображения

Библиография