Основные различия и сходства между монологической и диалогической речью.

Диалог это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.

Обратите внимание на последовательную связь реплик, образующих диалогическое единство в следующем примере, где вопросно-ответная форма предполагает логическое следование от одной темы, затрагиваемой в диалоге, к другой. (Отрывок из книги «Домашняя лаборатория»):

Мысль об оборудовании домашней химической лаборатории Род и постарался высказать самым решительным образом.

- Только этого нам в квартире не хватало,- строго сказала мама. После небольшой паузы пояснила: - Химия - это вонючие газы, взрывы, пожары и ядохимикаты.

Рут, младшая сестренка, смекнув, что «химия» - вещь интересная, радостно захлопала в ладоши.

Папа, как всегда, занял нейтральную позицию и уткнулся в газету. Правда, через минуту он выглянул из-за листа и изрек;

- Твое предложение, Род, надо хорошенько продумать и обсудить.

Рода поддержал Пал, студент химико-биологического факультета педагогического университета:

- Настоящую химическую лабораторию оборудовать дома довольно сложно. Для этого необходимы отдельная комната, сложное оборудование, посуда, химические реактивы и многое другое. Однако устроить небольшой уголок юного химика несложно.

- Если мама разрешит,- продолжал Пал,- мы сделаем рабочее место на балконе. На стене повесим старый кухонный шкафчик для реактивов и посуды. Вместо химического стола можно поставить тумбочку.

В этом примере мы можем выделить несколько диалогических единиц, объединенных общей темой. Диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование, распространение, согласие – несогласие).

Выделяются три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство. Покажем это на примерах.

Первый пример– диалог учителя и ученика во время проверки домашнего задания:

Учитель вызывает ученика (как выясняется потом, невыучившего урок) к доске:

- Коля, иди к доске, запиши уравнения реакций, характеризующие свойства серной кислоты.

- Я сегодня не выучил уроки.

- Когда уже ты, Сидоров, возьмешься за ум? Садись два!

Второй пример–разговор двух педагогов – пример диалога по типу сотрудничества (оба учителя обеспокоены слабыми результатами в учебе ученика Сидорова и стремятся разрешить проблему совместными усилиями):

- Сидоров сегодня опять отказался отвечать у доски. Как заставить его учиться нормально?

- Можно поговорить с его родителями.

- А, мне кажется, надо его заинтересовать небольшим творческим проектом. Потом после завершения проекта похвалить при всех и настроить на дальнейшую учебу в нужном русле.

Третий пример диалога представляет диалог-равенство, когда участники диалога ведут беседу, не направленную на достижение какого-то конкретного результата (как, например, в предыдущем диалоге):

- Какие опыты лучше всего использовать при изучении скорости химической реакции?

- Здесь можно показать, какие факторы влияют на скорость.

- Да, но у меня нет всех реактивов, которые рекомендованы в методической литературе.

Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также в школьной, научной, публицистической, художественной и официально-деловой речи.

В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Это значит, что участники диалога в конкретной ситуации используют минимум словесных, или вербальных, средств, восполняя не выражаемую словесно информацию за счет невербальных средств общения – интонации, мимики, телодвижений, жестов. Однако для развития речи учащихся в школе следует все же учителю использовать полные предложения, а от учеников требовать по возможности полные ответы на поставленные вопросы.

Основными формами диалога в школе являются различного вида беседы.

Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица.

Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна, прежде всего, для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой, т. е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно, прежде всего, для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен, прежде всего, учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности.

К разновидностям информационной речи относят объяснение учителя, лекции, сообщения, доклады.

Приведем пример информационной речи учителя при изучении темы «Аммиак». Учитель : И водный раствор аммиака, и соли аммония содержат сложный ион - катион аммония N Н 4 + , играющий роль катиона металла. Он получается вследствие того, что атом азота, имея свободную (неподеленную) электронную пару, может образовывать еще одну дополнительную ковалентную связь с катионом водорода, переходящего к аммиаку от молекул кислот или воды. Такая связь называется донорно-акцепторной связи.

Запишите схему образования донорно-акцепторной связи на примере иона аммония (слайд) :

Убеждающая речь обращена, прежде всего, к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. В качестве примера приведу вступительное слово учителя при изучении темы «Аммиак».

Учитель: Ребята, вы, вероятно, знаете, что стратегические запасы продовольствия государства на случай чрезвычайных ситуаций хранятся на огромных складах-холодильниках. В качестве хладагента там применяется аммиак. Аммиак – важнейшее соединение азота, имеющее широкое практическое применение и в других отраслях производства, в медицине и даже в быту. Поэтому знать свойства этого вещества, уметь применять его на практике должен каждый грамотный человек. Запишите тему урока: "Аммиак. Соли аммония".

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. В школе этот вид речи имеет особое значение, так как педагоги практически на всех этапах учебно-воспитательного процесса побуждают учащихся к определенным действиям.

В качестве примера привожу фразы учителя при подведении итогов объяснения и закрепления знанийна уроке.

Учитель: -Запишите формулы следующих веществ: сульфат аммония, фосфат аммония, гидрофосфат аммония, дигидрофосфат аммония.

- Запишите уравнения реакций следующих превращений: Азот аммиак → монооксид азота диоксид азота азотная кислота нитрат аммония.

Монолог учителя на уроке – это форма речи, всегда стремящаяся к диалогу, в связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации, например обращения, риторические вопросы, вопросно-ответную форму речи, т. е. все то, что может повысить коммуникативную активность учащихся, вызвать их ответную реакцию, активизировать мышление и внимание.

Рассмотрим особенности построения монологической речи учителя химии при объяснении нового материала на конкретном примере (предполагаемые ответы учащихся даны в скобках, подчеркнуты).

Учитель: Прежде всего, изучим строение молекулы аммиака NH 3 , которая состоит из атомов азота и водорода.

Еще раз рассмотрите схемы строения атома и молекулы азота (в тетради зарисовали на прошлом уроке).

- Какое число электронов содержится на внешнем энергетическом уровне атома азота? (Пять ).

- Назовите число валентных электронов, принимающих участие в образовании химической связи в молекуле азота. (Три электрона ).

Рассмотрим электронное строение молекулы аммиака (слайд ).

Запишите схему в тетради:

- Каков вид химической связи в молекуле аммиака? (Ковалентная полярная связь ).

- К какому атому в молекуле аммиака будет смещена электронная плотность и почему? (Три общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома азота, в результате смещения электронных пар возникает полярная ковалентная связь ).

Таким образом, монолог и диалог рассматриваются как две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог как способ обмена мыслями между коммуникантами в виде реплик является первичной, естественной формой речи в отличие от монолога, представляющего собой развернутое высказывание одного лица. Диалогическая и монологическая речь могут существовать как в письменной, так и в устной форме, однако в основе письменной речи всегда лежит монологическая, а в основе устной – диалогическая.

Прокомментируйте.

Её механизмы

Понятие связной речи. Психологическая природа связной речи,

Формирование у дошкольников связной речи

Основные направления речевого развития дошкольников

Задание:1. Прочитайте внимательно. 2. Пронумеруйте главные мысли.

& Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяжённостью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части; смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Свя́зность, по мнению С.Л. Рубинштейна, – это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с т.з. её понятности для слушателя или читателя» . Свя́зной называют такую речь, которая может быть понятна на основе её собственного предметного содержания.

Связная речь, по мнению Н.П.Ерастова, характеризуется наличием основных групп связей:

логических – отнесённость речи к объективному миру и мышлению;

функционаьно-стилевых – отнесённость речи к партнёрам общения;

–грамматических – отнесённость речи к структуре языка.

Таблица 2

Диалог Монолог
Состоит из реплик или цепи речевых реакций Это логически последовательное высказывание, протекающее относи-тельно долго во времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей
Осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора двух или нескольких участников Выражается мысль одного человека, которая неизвестна слушателям
Собеседники всегда знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания Высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развёрнуто
Речь может быть неполной, сокращённой, фрагментарной; Характерна разговорная лексика и фразеология, простые и сложные бессоюзные предложения, типичное использование шаблонов, клише, речевых стереотипов; кратковременное обдумывание Характерна литературная лексика, развёрнутость высказывания, законченность, логическая завершённость, синтаксическая оформленность. Необходима внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание
Связность обеспечивается двумя собеседниками Связность обеспечивается одним говорящим
Стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуациями, репликой собеседника). Стимулируется внутренними мотивами; содержание и языковые средства речи выбирает сам говорящий.

объективному миру, отношение к адресату и соблюдение законов языка. Сознательно овладеть культурой связной речи – значит научиться выделять в речи различные виды связей и соединять их вместе в соответствии с нормами речевого общения.



Речь считается связной , если для неё характерны:

точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

логичность (последовательное изложение мыслей);

ясность (понятность для окружающих);

правильность, чистота, богатство (разнообразие).

По мнению исследователей, существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог, которым присущи свои особенности (табл.2)

Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом . В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую. Монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развёрнутое высказывание.

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников . Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Это положение нашло своё отражение в исследованиях, в которых подчёркивается связь того или иного раздела с развитием связной речи.

Запас слов, работа над смысловой стороной слова помогают выразить мысль наиболее точно, полно, образно (Е.М. Струнина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева, Л.А.Колунова и др.). Формирование грамматического строя направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми, распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа (А.Г. Тамбовцева-Арушанова, М.С. Лаврик, Э.А. Федеравичене и др.). При воспитании звуковой культуры речь становится чёткой., внятной, выразительной (А.И. Максаков , М.М. Алексеева и др.).

Форма связной речи на разных этапах бывает различной, она развивается с общим развитием сознания и личности ребёнка. Если у ребёнка, начинающего говорить, внешней формой связной речи может быть недифференцированное слово, с помощью которого он стремится передать свои ещё недифференцированные мысли, свои чувства и воздействовать на слушателя, то уже в старшем дошкольном возрасте связная речь настолько развивается, что приобретает вполне дифференцированный характер .

Как развивается связная речь, раскрывают в своих исследованиях С.Л.Рубинштейн и А.М. Леушина .

Они считают, что развитие речи ребёнка начинается с его общения со взрослыми в форме разговора . Общение это основывается на том, что видят оба беседующие. Общность непосредственной ситуации накладывает отпечаток на характер их речи, освобождает от необходимости называть то, что видят оба собеседника. Речь ребёнка и взрослого характеризуется неполными предложениями. Прежде всего она выражает отношение, поэтому в ней много восклицаний (междометий). Наименование в ней чаще всего заменяется личными и указательными местоимениями.

Речь, не отражающую полностью содержания мысли в речевых формах, исследователи назвали ситуативной реч ью. Содержание ситуативной речи становится понятным для собеседника лишь в том случае, если он учтёт ситуацию, условия, в которых рассказывает ребёнок, его жесты, движения, мимику и интонацию.

Маленький ребёнок овладевает прежде всего разговорной речью, касающейся непосредственно виденного, поэтому его речь ситуативна . Но уже на протяжении дошкольного возраста наряду с этой формой связной речи возникает и развивается другая форма, названная контекстной речью . Её содержание раскрывается в самом контексте речи, благодаря чему становится понятной для слушателя. Это более совершенная форма связной речи развивается у ребёнка в силу изменяющихся общественных отношений. По мере развития дошкольника его отношения со взрослыми перестраиваются, его жизнь приобретает всё большую самостоятельность. Теперь предметом беседы ребёнка и взрослого становится уже не только то, что они оба в данный момент видят, переживают. Например, дома ребёнок рассказывает о том, чем он занимался в детском саду, но чего не видели его родные. Прежние средства ситуативной речи не помогают ясности и точности его речи. Мать не понимает того, что пытается рассказать ребёнок, она задаёт ему вопросы, а он должен называть то, чего она не видела. Иначе говоря, изменившиеся общественные отношения требуют от ребёнка большей полноты и точности изложения, чтобы его поняли другие, порождают у него стремление найти новые слова, чтобы удовлетворить свою потребность в общении. Таким образом, по мнению С.Л. Рубинштейна и А.М. Леушиной, создаются предпосылки для обучения ребёнка связной речи.

Обогащая свой словарь, ребёнок начинает шире пользоваться наименованиями предметов, овладевает всё более сложным построением речи, что позволяет ему всё более связно излагать свои мысли.

Ситуативная речь не исчезает с появлением контекстной, а продолжает существовать не только у детей, но и у взрослых. В сознании ребёнка эти формы речи постепенно дифференцируются. Они используются в зависимости от предметного содержания рассказа, характера самого общения, обстановки. Обе формы связной речи имеют свою окраску: ситуативная речь отличается большой силой экспрессивности, эмоциональной выразительности; контекстная речь более интеллектуализированн а.

Несмотря на то что в большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь – характер монолога, по мнению Д.Б.Эльконина , неверно отождествлять ситуативную речь с речью диалогической, а контекстную речь с речью монологической, так как последняя может иметь ситуативный характер.

Исследователями установлено, что х а р а к т е р с в я з н о й р е ч и де т е й з а в и с и т о т р я д а у с л о в и й и прежде всего от то го, общается ребёнок со взрослыми или сверстниками . Доказано (А.Д. Рузская, А.Э. Рейнстейн и др.), что в общении со сверстниками дети в 1,5 раза чаще употребляют сложные предложения, чем в общении со взрослыми; почти в три раза чаще прибегают к прилагательным, передающим их этическое и эмоциональное отношение к людям, предметам и явлениям, в 2,3 раза чаще используют наречия места и образа действия. Лексика детей в общении со сверстниками характеризуется большей вариативностью. Это происходит потому, что сверстник является партнёром, в общении с которым дети как бы апробируют всё присвоенное ими в общении со взрослыми .

Способность изменять свою речь зависит также от того, к какому ребёнку она обращена. Например, четырёхлетний ребёнок при разговоре с двухлетним пользуется более короткими и менее сложными предложениями, чем при разговоре с ребёнком, который старше его.

Мотив речи «ради чего я говорю» (Л.С.Выготский) возникает у детей при наличии эмоций , связанных с яркими впечатлениями, интересом к заданиям, которые предлагает педагог, а также при наличии слушателей, т.к. говорить в пространство, «в никуда» дошкольники не хотят.

Успешное развитие связной речи невозможно, если ребёнок отвечает лишь из необходимости выполнить задание педагога (воспитатель спрашивает – надо отвечать). При обучении, когда каждое высказывание мотивируется только подчинением авторитету педагога, когда связная речь представляет собой лишь «полные ответы» на бесконечные вопросы, пожелание высказаться (мотив речи) угасает или ослабевает настолько, что уже не может служить стимулом для высказывания детей.

èЧтобы дети говорили живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, необходимо «ввести детей в роль увлекательного рассказчика ».

В частности, в работе В. В. Гербовой было зафиксировано повышение у детей уровня связности речи, её развёрнутости, когда они понимали важность задания, чувствовали потребность в связном высказывании . Так, на занятии «Магазин игрушек» ребятам объясняли, что, для того чтобы приобрести игрушку , они должны рассказать о ней. Платой за эту вещь бу -дет подробный интересный рассказ. На занятии «Срочно необходим ваш совет» детей просили посоветовать, какие чашки приобрести малышам, и др..

В исследовании М.С. Лаврик предлагалась ситуация письменной речи, когда ребёнок диктовал свой рассказ, а взрослый записывал, чтобы затем прочитать малышам, включить в альбом или послать больному сверстнику . Интересные примеры есть Л.В.Ворошниной , Э.П..Коротковой и др.

Характер связной речи зависит также от характера темы и её содержания. Рассказ детей на тему о ярко пережитом событии отличается наибольшей ситуативностью и экспрессивностью. В рассказах на тему, где требуется обобщение не только личного опыта, но и знаний вообще, ситуативность почти отсутствует, рассказ становится богаче и разнообразнее по своей синтаксической структуре. Как только дети отрываются от личного опыта, исчезает излишняя детализация, утяжеляющая рассказ. Нередко появляется прямая речь. Рассказ на свободную тему весьма ситуативен и зачастую состоит из ряда звеньев, связанных между собой лишь внешними ассоциациями.

Помимо прочего на характер конкретного высказывания влияют настроение, эмоциональное состояние и самочувствие ребёнка.

Все перечисленные условия необходимо учитывать педагогам, чтобы обучение связной речи носило осознанный характер.

Задание :1.Составьте вопросы к данному параграфу

Урок 3. Как отличить диалог от монолога?

Цели: познакомить с терминами диалог и монолог", формировать умение оформлять диалог.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать диалог и монолог; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; оценивать по-ступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний Орфографическая минутка

(На доске запись.) Волки рыщут, пищу ищут.

- Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов? (Предложение, так как есть смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в конце стоит точка.)

- Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в предложении.

- Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ"пиши с буквой У.)

- Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пиши с буквой У.)

- Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запишите три слова. Подчеркните орфограмму.

III . Самоопределение к деятельности

- Сравните два вида речи.

1) -Ты чего такой хмурый?

Кафтан прожег.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

2) Я прожег кафтан так, что один ворот остался.

- Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том лее. Отличаются тем, что в первом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает.)

IV . Работа по теме урока 1. Работа по учебнику

- Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека.

- На какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (Как

отличить диалог от монолога?) Упр. 6 (с. 10-11).

- Прочитайте задание.

- Как называется сказка? («Терем-теремок»^)

- Докажите, что это диалог. (Говорят два действующих лица.)

Кто спрашивает? (Блоха-попрыгуха.)

Кто отвечает? (Муха-горюха.) (Чтение в парах.)

- Кто догадался, для чего используется знак «-»? (Отделяет слова каждого разговаривающего.)

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

- Спишите диалог. Найдите слова с орфограммой «Сочетания ЖИ и ШИ». Обозначьте орфограмму.

- В каких словах подчеркнули орфограмму? (Живет, жить.) Упр. 7 (с. 11).

(Работа в парах: вариант I - Колобок, вариант II - Лиса. Затем инсценировка сказки «Колобок».)

- Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных» самостоятельно.

- Из какого языка пришли к нам слова «диалог» и «монолог»?

- Из каких частей они состоят и что обозначают? Упр. 8 (с. 12).

- Прочитайте отрывок из сказки.

- Это диалог или монолог? (Монолог, так как говорит один человек.)

- К кому обращен монолог? (Кптичке.)

- Спишите первое предложение с проговариванием.

2. Словарная работа

- Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка? (Прощай.)

- Почему выделена буква О? (Слышим звук [А], пишем бук-вуО.)

- Какое близкое по значению слово мы говорим при прощании? («До свидания».)

- Запишите это слово.

- Запишите слова, родственные слову прощай. Подчеркните букву О. (Прощание, попрощался, прощальный.)

V . Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

(Помахать руками на себя.)

Закачалось деревцо.

(Покачаться вправо и влево.)

Ветер тише, тише, тише,

(Присесть.)

Деревцо все выше, выше.

(Встать на носочки, потянуться вверх.)

VI . Закрепление изученного материала

Упр. 9 (с. 12).

- Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.

- Прочитайте текст.

(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)

- Что это - диалог или монолог? (Это диалог, говорят трое действующих лиц.)

- Как понимаете последнюю реплику? (Нельзя укорять, не надо жадничать и обижать человека.)

- Спишите ее. ---- .

VII . Рефлексия Упр. 10 (с. 13).

- По какому рисунку можно составить монолог? (По второму рисунку: один заяц хвастается, другие слушают.)

- По какому рисунку можно составить диалог? (По первому рисунку, так как разговаривают двое: Колобок и Волк.)

(Первый ряд составляет диалог к первому рисунку, второй ряд составляет монолог ко второму рисунку, третий ряд готовит ответ на вопрос: в каких случаях мы используем в речи диалог, а в каких - монолог? Дети зачитывают по 2-3 ответа от каждого ряда. Учитель оценивает ответы.)

VIII . Подведение итогов урока

- Как отличить диалог от монолога? устной речи: если говорят два или больше действующих лиц - это диалог. В письмен -ной речи диалог можно отличить по тире, которое отделяет слова каждого говорящего.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 11 (с. 14).

Урок 3. Как отличить диалог от монолога ?

Цели: познакомить с терминами диалог и монолог", формиро­вать умение оформлять диалог.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать диа­лог и монолог; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; оценивать по-ступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопас­ного», «красивого», «правильного» поведения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

(На доске запись.) Волки рыщут, пищу ищут.

Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов? (Предложение, так как есть смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в конце стоит точка.)

Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в пред­ложении.

Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ"пиши с буквой У.)

Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пиши с буквой У.)

Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запи­шите три слова. Подчеркните орфограмму.

III . Самоопределение к деятельности

Сравните два вида речи.

1) -Ты чего такой хмурый?

Кафтан прожег.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

2) Я прожег кафтан так, что один ворот остался.

Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том лее. Отличаются тем, что в пер­вом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает.)

IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику

Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека.

На какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (Как

отличить диалог от монолога?) Упр. 6 (с. 10-11).

Прочитайте задание.

Как называется сказка? («Терем-теремок»^)

Докажите, что это диалог. (Говорят два действующих лица.)

Кто спрашивает? (Блоха-попрыгуха.)

Кто отвечает? (Муха-горюха.) (Чтение в парах.)

Кто догадался, для чего используется знак «-»? (Отделяет слова каждого разговаривающего.)

Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

Спишите диалог. Найдите слова с орфограммой «Сочетания ЖИ и ШИ». Обозначьте орфограмму.

В каких словах подчеркнули орфограмму? (Живет, жить.) Упр. 7 (с. 11).

(Работа в парах: вариант I - Колобок, вариант II - Лиса. Затем инсценировка сказки «Колобок».)

Прочитайте информацию на «Страничке для любознатель­ных» самостоятельно.

Из какого языка пришли к нам слова «диалог» и «монолог»?

Из каких частей они состоят и что обозначают? Упр. 8 (с. 12).

Прочитайте отрывок из сказки.

Это диалог или монолог? (Монолог, так как говорит один человек.)

К кому обращен монолог? (Кптичке.)

Спишите первое предложение с проговариванием.

2. Словарная работа

Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка? (Прощай.)

Почему выделена буква О? (Слышим звук [А], пишем бук-вуО.)

Какое близкое по значению слово мы говорим при проща­нии? («До свидания».)

Запишите это слово.

Запишите слова, родственные слову прощай. Подчеркните букву О. (Прощание, попрощался, прощальный.)

V . Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

(Помахать руками на себя.)

Закачалось деревцо.

(Покачаться вправо и влево.)

Ветер тише, тише, тише,

(Присесть.)

Деревцо все выше, выше.

(Встать на носочки, потянуться вверх.)

VI . Закрепление изученного материала

Упр. 9 (с. 12).

Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упраж­нении.

Прочитайте текст.

(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)

Что это - диалог или монолог? (Это диалог, говорят трое действующих лиц.)

Как понимаете последнюю реплику? (Нельзя укорять, не надо жадничать и обижать человека.)

Спишите ее. ---- .

VII . Рефлексия Упр. 10 (с. 13).

По какому рисунку можно составить монолог? (По второму рисунку: один заяц хвастается, другие слушают.)

По какому рисунку можно составить диалог? (По первому рисунку, так как разговаривают двое: Колобок и Волк.)

(Первый ряд составляет диалог к первому рисунку, второй ряд составляет монолог ко второму рисунку, третий ряд готовит ответ на вопрос: в каких случаях мы используем в речи диалог, а в каких - монолог? Дети зачитывают по 2-3 ответа от каждого ряда. Учитель оценивает ответы.)

VIII . Подведение итогов урока

Как отличить диалог от монолога? (В устной речи: если гово­рят два или больше действующих лиц - это диалог. В письмен -ной речи диалог можно отличить по тире, которое отделяет слова каждого говорящего.)

Домашнее задание

Выполнить упр. 11 (с. 14).

Данная статья дает ответ на вопрос: "Что такое диалог и монолог?". В ней представлена характеристика двух этих форм речи, определения, даются разновидности каждой из них, пунктуационные и другие особенности. Надеемся, что наша статья поможет вам максимально подробно уяснить различия между ними, узнать для себя что-то новое.

Диалог: определение

Диалог - это форма речи, представляющая собой разговор между двумя или более лицами, который состоит из обмена репликами между ними. Главная единица диалога называется диалогическим единством - это тематическое (смысловое) объединение в одну нескольких отдельных реплик, являющееся обменом высказываниями, мнениями, каждая следующая из которых связана с предыдущей и зависит от нее.

Существование диалогического единства объясняется связью разнородных реплик (добавление, распространение, повествование, согласие-несогласие, вопрос-ответ, формулы этикета речи).

Иногда оно может существовать и благодаря высказываниям, которые являются реакцией не на предыдущую реплику собеседника, а в целом на ситуацию речи, при которой участник разговора задает встречный вопрос:

Что такое диалог и монолог по вашему мнению?

А как вы сами думаете?

Характер высказываний может зависеть от самых разных факторов: прежде всего от личностей участников диалога с их речевой тактикой и стратегией, от их речевой культуры, фактора наличия "потенциального слушателя" (который не принимает участие в разговоре, хотя присутствует при нем), степени официальности той обстановки, в которой происходит общение.

Типы взаимодействия

На особенности реплик влияет и кодекс взаимоотношений участников разговора, т.е. их тип взаимодействия. Таких основных типов выделяют три: сотрудничество, зависимость и равенство. От степени официальности окружающей обстановки зависит контроль беседующих за своей речью и соблюдением языковых требований и норм.

Структура диалога

Диалог по русскому языку всегда имеет определенную структуру, в большинстве типов остающуюся одинаковой: сначала идет зачин, затем - основная часть, и в заключение - концовка. Зачином может являться одна из многочисленных формул речевого этикета (Здравствуйте, Василий Владимирович!) или первая вопросительная реплика (Который час?), а также реплика-суждение (Замечательная погода сегодня!).

Необходимо заметить, что длина диалога теоретически может быть бесконечной, потому что открытой может оставаться его нижняя граница. Практически каждый диалог по русскому языку можно продолжить за счет увеличения диалогических единств, из которых он состоит. Однако на практике речь диалогическая имеет концовку (фразу речевого этикета (До свидания!), реплику-согласие (Несомненно!) или же реплику-ответ).

Особенности диалога

Диалог - это естественная форма коммуникации, являющаяся первичной. Поэтому в разговорной речи эта форма получила наибольшее распространение. Но диалог (определение которого было дано выше) присутствует также в публицистической, научной и официально-деловой речи.

Условия возникновения диалога

Для возникновения диалога, с одной стороны, нужна исходная общая база информации, которой будут делиться участники, а с другой, необходимо, чтобы существовала минимальная разница в знаниях участников данного речевого взаимодействия. Иначе они не смогут передать друг другу информацию о соответствующем предмете речи, а значит, диалог будет непродуктивным. То есть неинформативность негативно отражается на продуктивности данной формы речи. Подобный фактор может появляться не только при низкой речевой компетентности участников беседы, но и при отсутствии у них желания начать диалог или развивать его.

Диалог, в котором присутствует лишь одна из форм этикета речи, называемых этикетными формами, обладает формальным смыслом, другими словами, он неинформативен. При этом у участников отсутствует потребность или желание получить информацию, однако сам диалог является формально общепринятым в некоторых ситуациях (например, при встрече в местах общественного пользования):

Здравствуй!

Как твои дела?

Хорошо, спасибо. А у тебя?

Все нормально, работаю потихоньку.

Ну пока, счастливо!

Непременным условием возникновения диалога, направленного на то, чтобы получить новую информацию, является потребность в общении. Этот фактор возникает в результате потенциального разрыва в обладании информацией и знаниях между его участниками.

Типы диалогов

По задачам и целям, ролям собеседников и ситуации общения выделяются следующие типы диалогов: деловая беседа, бытовой диалог и интервью.

Отличительные черты бытового диалога - возможное отклонение от темы, незапланированность, отсутствие целей и необходимости в каком-либо решении, разнообразие тем обсуждения, личностное выражение, широкое применение невербальных (несловесных) средств и приемов общения, разговорный стиль.

Деловая беседа - это общение в основном между двумя участниками разговора, носящее поэтому во многом межличностный характер. При этом применяются различные приемы и способы вербального и невербального воздействия участников друг на друга. Деловая беседа, хотя и имеет всегда определенный предмет, более личностно ориентирована (в отличие, например, от деловых переговоров) и происходит в основном между представителями одной и той же фирмы.

Интервью - общение представителя прессы с кем-то, чья личность имеет общественный интерес. Его отличительная черта - двуадресность, то есть интервьюер (тот, кто проводит интервью) при непосредственном обращении к адресату выстраивает особую драматургию беседы, рассчитывая прежде всего на особенности ее восприятия будущими читателями.

Знаки препинания при диалоге

Правописание диалогов в русском языке - совсем несложная тема. Если реплики говорящих начинаются с нового абзаца, перед каждой из них пишется тире, например:

Что такое диалог и монолог?

Это две формы речи.

А чем они отличаются друг от друга?

Количеством участников.

Если же реплики идут подбором без указания на принадлежность тому или иному лицу, каждая из них оформляется в кавычки и отделяется от следующей с помощью тире. Например: "Что такое диалог и монолог?" - "Формы речи". - "Спасибо за подсказку!".

В случае если после высказывания следуют слова автора, перед следующим из них тире опускается: "Как живете?" - спросила Мария Петровна. "Ничего, потихоньку", - ответил Игорь Олегович.

Зная эти нехитрые правила и применяя их на практике, можно всегда грамотно составить диалог.

Монолог: определение

Монолог имеет относительную протяженность во времени (он состоит из разных по объему частей, представляющих собой связанные по смыслу и структуре высказывания), а также отличается разнообразием и богатством словарного состава. Весьма различны темы монолога, которые могут спонтанно меняться во время его развития.

Виды монолога

Принято выделять два основных вида монолога.

1. Монологическая речь, которая является процессом целенаправленного, сознательного сообщения и обращения к слушателю, в основном используется в устной форме книжной речи: научная устная (пример - доклад или учебная лекция), устная публичная и судебная речь. Наибольшее развитие получил монолог в художественной речи.

2. Монолог как речь наедине с собой, то есть направленный не к непосредственному слушателю, а к себе. Такой вид речи называется "внутренним монологом". Он не рассчитан на то, чтобы вызвать ответную реакцию того или иного лица.

Монолог, примеры которого многочисленны, может являться как спонтанным, неподготовленным (чаще всего он используется в разговорной речи), так и заранее спланированным, подготовленным.

Виды монолога по целям

По цели, которую преследует высказывание, выделяют три основных вида: информационная речь, убеждающая и побуждающая.

Главная цель информационной - передача знаний. Говорящий в этом случае учитывает в первую очередь интеллектуальные и познавательные способности восприятия текста слушателями.

Разновидностью информационного монолога являются различные выступления, отчеты, лекции, доклады, сообщения.

Убеждающий монолог направлен в первую очередь к эмоциям и чувствам слушателя. Говорящий прежде всего учитывает восприимчивость последнего. К данной разновидности речи принадлежат: торжественные, поздравительные, напутственные.

Побуждающий монолог (примеры которого - весьма популярные в наше время политические выступления) преследует прежде всего цель побудить слушателей к разным действиям. К нему относятся: речь-протест, политическая речь, речь-призыв к действиям.

Композиционная форма монолога

Монолог человека по своей структуре представляет композиционную форму, зависящую либо от функционально-смысловой либо от жанрово-стилистической принадлежности. Разновидности жанрово-стилистического монолога выделяют следующие: ораторская речь, официально-деловой и художественный монолог по русскому языку, а также другие типы. К функционально-смысловому относят повествование, описание, рассуждение.

Монологи бывают разными по степени официальности и подготовленности. Так, например, ораторская речь - это всегда заранее запланированный и подготовленный монолог, который непременно произносится в официальной обстановке. Но в некоторой степени он представляет собой искусственную форму речи, стремящуюся всегда стать диалогом. Поэтому любой монолог имеет различные средства диалогизации. К ним относятся, например, риторические вопросы, обращения, вопросно-ответная форма речи и др. Другими словами, это все, что говорит о желании произносящего речь увеличить речевую активность своего адресата-собеседника, вызвать его реакцию.

В монологе различаются вступление (в котором определяется предмет выступления говорящим), основная часть и заключение (в котором говорящий подводит итоги своей речи).

Заключение

Таким образом, можно отметить, что монолог и диалог - это две главные формы речи, отличающиеся между собой по числу участвующих в общении субъектов. Диалог является первичной и естественной формой, как способ обмена мнениями и мыслями между его участниками, а монолог - это развернутое высказывание, при котором рассказчиком является только одно лицо. Как монологическая, так и диалогическая речь существуют и в устной, и в письменной форме, хотя в основе последней всегда лежит речь монологическая, а диалогическая - в основе устной формы.