Проблема власти и законности — аргументы и сочинение. Сочинение «Гавриил Романович Державин — вы­дающийся деятель русской литературы

В своем тексте В. Ф. Ходасевич, русский поэт и критик, поднимает важную проблему: власть.

В небольшом по объему, но емком по содержанию тексте автор освещает жизнь русского поэта и государственного деятеля Г. Р. Державина после его отставки со службы. Отойдя от государственных дел, Гавриил Романович Державин находился в деревне Званка.

Он часто размышлял о всемирной истории и все больше утверждался во мнении: “…мир прекрасен, но история отвратительна. Отвратительны дела тех, в чьих руках была судьба человечества”. Поэт с ужасом понимал, что из-за действий “исторических великанов” страдали и продолжат страдать тысячи обычных людей.

Позиция автора однозначна. В. Ф. Ходасевич убежден, что Г. Р. Державин презирал правителей и вельмож, которые распоряжались людскими судьбами и превращали простой народ в “пушечное мясо истории”. И автору текста, и Г. Р. Державину ненавистна мысль, что из-за решений людей, занимающих более высокое положение в обществе, страдают другие, ни в чем невинные, обыкновенные, “маленькие” люди.

Действительно, на протяжении всей мировой истории тысячи людских жизней находятся в руках правителей и государственных деятелей. Очень часто за их неверные решения и ошибки расплачиваются своей жизнью простые люди. При этом зачастую действия правителей, направленные на благо государства, ущемляют интересы народа и делают их жизнь только хуже. Приведу литературные аргументы, подтверждающие мое мнение.

Во-первых, обратимся к поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”. В начале произведения рассказывается о том, как царь Петр 1 принимает решение строить новую столицу на берегу реки Невы. Проходит сто лет, город построен, и в нем живут люди. Мелкий чиновник Евгений, живущий здесь, мечтает о счастливой жизни вместе со своей возлюбленной. К несчастью, девушка гибнет при очередном разливе реки, на которой стоит город. Это разрушает мечты Евгения на счастливую жизнь, сводит его с ума и убивает. В произведение показано, как из-за решения царя построить город на берегу реки страдает простой человек.

Во-вторых, рассмотрим роман-антиутопию Дж. Оруэла “1984”. В произведении мы видим государство, где все жители должны быть согласны с политикой партии. В стране действует “полиция мыслей”, основной задачей которой является отслеживание неправильно мыслящих людей. Так государство пренебрегает личным пространством людей ради предотвращения возможности свержения власти.

Текст задел меня за живое, заставил задуматься о том, что жизнь многих обычных людей зависит от решений правителей. К сожалению, из-за этого простой народ часто платит за ошибки государственных деятелей.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. В своей жизни мы встречаем огромное количество разных людей. Кто-то абсолютно равнодушен и проходит мимо, а кто-то по доброте душевной будет готов помочь нам в...
  2. “Признание” В этом стихотворении ярко проявилось художественное от­крытие поэта. До Державина поэты следовали теории “трёх шти­лей” Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в...
  3. К кому обращается Державин в стихотворе­нии “Властителям и судиям”? Каков характер этого обращения (обличение, наказ, прославление)? Стихотворение (переложение псалма 81) звучит как прямое гневное обращение...

Гавриил Романович Державин родился 275 лет назад, 14 июля. Русский поэт, драматург и государственный деятель.

Гавриил Романович Державин был рожден летом 1743 года в селе. Его родители были небогатыми дворянами. Отец поэта был майором, но умер, когда Гавриил был ребенком. Мальчик учился в гимназии с 1757 года. Он был усидчивым и усердным ребенком. Гавриил не окончил обучение, так как был вызван в Петербург. Там молодой человек стал гвардейцем, а потом – офицером. Он был участником дворцового переворота, благодаря которому сменилась власть.

Поэт женился в 1778 году, но в 1794 году его жена умерла. Спустя полгода поэт женился второй раз. У Гавриила не было детей от его жен. Но он присматривал за детьми своего друга, после его смерти. Один из этих детей, М. Лазарев, когда вырос, стал мореплавателем и адмиралом. Также в доме Гавриила нашли приют племянницы его жены: три девочки.

Он обрел популярность после того, как опубликовал оду, посвященную Екатерине II. В этом произведении Гавриил восхвалял императрицу, её правление, идеи. Поэт стал членом академии в 1783 году. Он был одним из составителей толкового словаря русского языка.

Поэт ездил по Родине, по приказу Екатерины исполняя различные обязанности.

Поэт был губернатором области, которую создала императрица. Он стремился к тому, чтобы чиновники были добросовестны. Ведь только так можно было достичь порядка в Империи.

Потом он был перемещен в другую область (Тамбовскую), сохранив свой пост. Большая часть населения там была необразованна. Дела губернии были запущены, даже её границы точно не были определены. Гавриил создал различные классы для подростков. У ребят появилась возможность изучать математику, грамматику, музыку. Поэт также открыл училище и театр. В общем, государственный деятель начал основательное развитие Тамбовского региона. Гавриила наградили орденом, так как улучшения, случившиеся в регионе, были видны налицо.

Дворяне и помещики губернии были недовольны деятельностью Гавриила, они занимались коррупцией, мошенничеством, а государственный деятель им сильно мешал. На поэта доносили, жаловались, писали рапорты.

В конце концов, он ушел в отставку в 1803 году. Но его деятельность принесла области свои плоды. Потом поэт занимал должности секретаря, министра, сенатора. Он продолжал сочинять оды. Поэт не поладил с Павлом I, так как стиль его докладов был очень необычным. Поэт часто выражался, ругался и грубил. Александр I же совсем отстранил его от государственных должностей.

Гавриил переехал в свое имение и плодотворно занимался литературой. Вклад Гавриила в поэзию был большим. Благодаря писателю увеличилось количество тем, которые затрагивала литература. Гавриил сочинял свои стихотворения на абсолютно разные темы. Он описывал природные явления, восхвалял правителей, писал про простых людей, животных, птиц. Поэт был поклонником классицизма. Во время отставки Гавриил состоял в литературном кружке и принимал в нем активное участие. Многие поэты брали пример с Державина, его творчество повлияло на дальнейшее развитие литературы.

Талантливый поэт и государственный деятель скончался в 1816 году. Его похоронили в соборе рядом с Великим Новгородом. Там же похоронили и жену Гавриила. Но в 1959 году Гавриила с женой перезахоронили, так как их могилы сильно пострадали во время Второй мировой войны. В 1993 году могила поэта была снова перенесена в монастырь.

В честь Гавриила был назван университет, площадь, улица. Множество памятников поэту стоит в разных городах.

Биография

3 июля 1743 года в деревне Кармачи, что в Казанской губернии, в небогатой семье дворян родился известный российский драматург, писатель и государственный деятель – Гавриил Романович Державин. Еще в раннем возрасте ему предстояло пережить смерть отца. Мать самостоятельно растила двух сыновей и пыталась дать им образование, но проживая не в крупном городе найти достойных учителей было крайне сложно.

С открытием в 1758 году в Казани гимназии он при первой возможности пошел туда учиться. За этот период он успел себя проявить, нарисовав карту Казанской губернии (1760 год), за что его удостоили месту в инженерном корпусе по окончанию гимназии. Но случиться этому не было суждено, так как в 1762 году пришел запрос о его вызове на службу в Преображенский полк. Его неспокойных характер и низкий чин заставили солдата ждать своего офицерского звания долгих 10 лет. В последующие три года (1773-1775 гг.) он брал участие в подавлении восстания Пугачева. В эти годы он параллельно занимался переводами од прусского короля Фридриха II. Именно в данный период он начал формировать свою собственную манеру написания, отличную от манеры, которой он научился у своих кумиров: Ломоносова и Сумарокова.

За все время, что он был на службе, его литературная слава не распространялась дальше, чем его ближайшее окружение, так что о славе можно было позабыть. Но будучи грамотным солдатом, он сначала был переведен в дворянскую гвардию, а вскоре получил повышение до капрала и был подан в отставку. Получив в 1777 году 300 душ в Белоруссии, он стал коллежским советником, а еще спустя полгода – экзекутором в сенате. Понемногу развивая свой писательский талант, он был более известен в дворянских кругах как человек, который любил правду и не мирился с чиновническими злоупотреблениями, из-за чего он нажил себе несметное количество врагов.

Через два года он стал служить при императрице кабинет-секретарем (1791-1793 гг.). Но любящий говорит в лицо только правду, он был лишен данной должности и отправился в 1793 году в сенат. А с 1794 года он стал президентом Коммерц-коллегии. Проявляя себя как мудрый человек, он в 1802-1803 гг. занимал должность министра юстиции, и после чего подал в отставку, в возрасте 60 лет.

Закончив с государственной службой, он полностью проникся литературной деятельностью. После написания од он решил заняться драматургией, и впоследствии ним было написано ряд произведений: «Добрыня», «Пожарский, или освобождение Москвы», «Рудокопы». После своей отставки его жизнь был насыщена поездками в разных губерниях, где он был гостем во многих гимназиях и лицеях. Однажды он слушал произведения юного Пушкина, поступавшего в Царскосельский лицей.

Нужно ли жалеть людей, попавших в трудную жизненную ситуацию? Как мы можем им помочь? Что важнее: просто жалостливые рассуждения или реальные дела? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста В.Ф.Ходасевича.

Автор поднимает проблему отношения к простым людям в своём тексте. Он рассказывает историю известного русского поэта Гавриила Романовича Державина, вышедшего не по своей воле в отставку. Ему нечем было заняться. Вести хозяйственные дела он не умел, да и имением управляла жена. Державин отдыхал, виня в неблагодарности «трёх царей и само Отечество», и даже «правителей и вельмож всех времён и народов».

Чем больше он винил сильных мира сего, тем больше любил слабых, считая их «жертвами исторических великанов, пушечным мясом в истории». Он не просто любил, а принимал деятельное участие в их судьбе, стремился помочь. Он открыл в имении больницу для крестьян, бедным мужикам покупал коров, лошадей, давал хлеба, ставил новые избы. И в этом видел смысл своей жизни.

Я считаю, что позиция автора такова: нужно помогать тем, кто нуждается. Если у тебя есть возможность, тем более помогай. Помогая, Державин перестал жалеть себя, жить обидами. Он обрёл новый смысл жизни: деятельное участие в судьбе простых людей. Несмотря на препятствия, которые чинила жена, у него получалось им помогать.

Чем просто жалеть себя, жалуясь на жизненные обстоятельства, лучше заняться делом. А что может быть лучше, чем помощь другим, тем, кто в ней нуждается. Именно этому учит нас и художественная литература. Нужно помогать. Это самое благородное занятие, которое приносит другому пользу, а тебе удовлетворение.

В рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» доктор Пирогов в парке случайно встретил отчаявшегося мужчину, который именно в эти минуту решил свести счёты с жизнью, настолько невыносимой она ему казалась. Несмотря на резкий тон Мерцалова, нежелание разговаривать с довольным незнакомцем, доктор не ушёл. Он расспросил мужчину обо всём, узнав, что и он, и его семья в отчаянном положении и им нужна помощь. Доктор не откладывает на потом, не обещает, а в этот же вечер помогает делами попавшей в безвыходное положение семье. Всего-то и надо было несколько купюр, лекарства больному ребёнку, продукты и… доброе слово, что всё наладится. Всё и наладилось, глава семьи нашёл работу, девочка выздоровела, а в семью вернулось благополучие. Трудно представить, что было бы с ними, если бы не случайный прохожий, который не просто пожалел, а помог.

Вспоминаю я и «Повесть о Капитане Копейкине» в «Мёртвых душах» Н.В.Гоголя. Капитан Копейкин, участвуя в кампании 1812 года, лишился руки и ноги. Ему не на что было жить, и он отправился в Петербург просить милости государя, пособия. Государя не оказалось, и Копейкин вынужден был несколько дней ожидать его. Таких просителей было как «бобов на тарелке». Вельможа был сначала благосклонен. Но, когда у Копейкина закончились деньги и он не мог больше ждать, о чём в резкой форме и сообщил вельможе, тот, не проявляя никакого сострадания к бедному человеку, распорядился вывезти его из Петербурга и бросить на большой дороге. Через два месяца стало известно, что в рязанских лесах появились разбойники во главе с изувеченным служивым. А что стоило вельможе отнестись к Копейкину с пониманием?

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: надо помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Надо помнить, что помощь может понадобиться и нам, и нашим близким. Представим мир, где никто никому не помогает. А каждый живёт только для себя. Страшное зрелище. Не стесняйтесь делать добро. В этом, я уверена, и есть смысл нашей жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Державин Гавриил Романович, биография которого легла в основу этой статьи, навсегда вошёл в российскую историю не только как выдающийся поэт и драматург, но и как государственный деятель, прошедший путь от гвардии рядового до главы министерства юстиции. Оказав огромное влияние на дальнейшее развитие отечественной словесности, он стал в то же время образцом истинного гражданина и патриота.

Детство юного поэта

Гавриил Романович Державин родился 14 июля 1743 года в родовом селе Сокуры под Казанью. Семья была многодетной, и ввиду ранней кончины её главы - Романа Николаевича - мать будущего поэта - Фёкла Андреевна - не могла дать детям должного образования. Мешали этому и частые переезды, вызванные различными житейскими обстоятельствами.

Тем не менее, обучаясь в оренбургской школе, а затем в казанской гимназии, юный Гавриил Державин рано пристрастился к классической русской поэзии, высшими образцами которой в то время были стихи М. Ломоносова, В. Тредиаковского и А. Сумарокова. К этому времени относятся и его первые собственные поэтические опыты. Однако ранние стихи начинающего поэта выходили несколько коряво и неуклюже - сказывалось отсутствие знаний основ стихосложения и возможности посоветоваться с кем-то более опытным в этой области.

Армейская служба

В 1762 году Гавриил Державин был определён рядовым в гвардейский Преображенский полк, принимавший участие в государственном перевороте, результатом которого стало восшествие на престол императрицы Екатерины II. Годы, проведённые в армии, по собственному признанию поэта, явились самым безрадостным периодом его жизни. Тяжёлая солдатская служба отнимала почти всё время и силы, позволяя писать стихи лишь в редкие свободные минуты.

Впоследствии Гавриил Державин, кратко описывая в своих воспоминаниях особенности армейского быта, рассказывал, что в те годы часто придавался общему пороку гвардейских полков - игре в карты. Причём, попав в среду, где процветало шулерство, сам быстро обучился их плутовским приёмам, и лишь благодаря «Богу и материнским молитвам» - именно так он писал в своих мемуарах, не скатился на дно общества.

В преддверии будущей карьеры

Начиная с 1772 года дальнейшая биография Гавриила Державина приняла иное направление: он был произведён в офицеры, и в период с 1773 по 1775 год принимал участие в работе государственной комиссии, занимавшейся расследованием обстоятельств пугачевского бунта.

Испытывая тяжёлые материальные трудности, Гавриил Романович обратился за помощью к самой императрице, поскольку в те времена самодержцы ещё не гнушались читать письма своих подданных. Его прямой начальник - главнокомандующий войсками генерал-аншеф А. Бибиков приложил к посланию собственный рапорт, в котором высоко оценил заслуги Державина по «установлению законопослушания среди калмыков». В результате очень скоро молодой человек был пожалован чином коллежского советника и стал обладателем 300 крепостных душ, дарованных ему лично государыней.

Первый брак и обретение творческой зрелости

В том же 1775 году произошло ещё одно важное и радостное событие в жизни Гавриила Державина - он женился. Его супругой стала шестнадцатилетняя девица Екатерина Бастидон, отец которой являлся когда-то камердинером убиенного государя Петра III, а мать - кормилицей будущего императора Павла I. Как и подобает истинному поэту, Державин воспел свою избранницу в стихах, именуя её Пленирой - от глагола «пленять».

Большинство исследователей творчества поэта считают именно эти годы периодом обретения им собственного литературного стиля, позволившего создать цикл выдающихся произведений в жанре философской лирики. Тогда же его сочинения впервые начинают печататься, однако не приносят автору широкой известности в литературных кругах.

Золотая табакерка из рук императрицы

Слава пришла к Державину лишь после написания оды «Фелица», посвящённой императрице Екатерине II. В этом произведении, исполненном самых верноподданнических чувств, автор представил российскую самодержицу идеалом просвещённой правительницы и матерью народов.

Столь явная лесть, облечённая в высокохудожественную форму, не осталась без должного вознаграждения. «Мать народов» пожаловала поэту золотую табакерку, усыпанную бриллиантами и наполненную червонцами, после чего карьера Гавриила Романовича круто пошла в гору. Одно за другим следовали назначения на различные высокие должности, однако особенности характера Державина мешали ему уживаться с прочими чиновниками и служили причиной частых переводов с места на место.

Во главе Олонецкого края

В 1776 году созданную ранее Олонецкую провинцию преобразовали в наместничество, и указом императрицы Гавриил Державин был назначен её первым губернатором. В круг его обязанностей, кроме всего прочего, входил контроль за соблюдением законности всеми подчинёнными ему должностными лицами. Это-то и оказалось причиной многих последовавших вскоре неприятностей.

В те давние годы казнокрадов ещё не называли коррупционерами, но от этого их не становилось меньше. Воровство было повсеместным, и в обиход даже вошло выражение «брать по чину». Это означало, что мелкие чинуши могли безнаказанно «тяпнуть» лишь малую толику того, к чему имели доступ. Чиновникам среднего уровня негласно дозволялось поживиться уже в гораздо большем объёме, ну а все, «жадною толпой, стоящие у трона», - как писал М.Ю. Лермонтов, - безнаказанно запускали руку в казну по самый локоть.

Вот с этими беззакониями, творившимися когда-то в России, и столкнулся на своём новом посту Гавриил Романович. Являясь человеком порядочным и законопослушным, он по мере сил старался бороться с окружавшим его злом, но в результате лишь нажил многочисленных недоброжелателей как в подведомственных ему структурах, так и в придворных кругах, что послужило причиной последующей его отставки.

Тем не менее за годы, проведённые на посту губернатора, и имея резиденцию вначале в Петрозаводске, а затем в Тамбове, Гавриил Романович Державин до отставки успел сделать много добрых дел. Так, его трудами был открыт первый тамбовский театр, построено городское училище, открыла свои двери больница для бедных и начала работу типография.

Кабинет-секретарь императрицы

Следующей ступенью на карьерной лестнице Гавриила Державина стала служба в качестве личного кабинет-секретаря Екатерины II. Оставляя без внимания наветы, сыпавшиеся на поэта со всех сторон, государыня приблизила его к себе в знак благодарности за написанную когда-то в её честь оду.

Но и на этой должности Гавриил Романович долго не удержался, поскольку имел обыкновение докладывать обо всех делах, представляя их в истинном, и подчас неприглядном, свете, чем весьма расстраивал свою благодетельницу. Докучал он ей и постоянными ходатайствами о терпящих нужду и страдающих от неправосудия. Кончилось тем, что он надоел императрице, и она отправила его с глаз долой - перевела в Сенат.

Создатель первого российского гимна

Находясь в этой почётной ссылке, Державин создал своё самое известное произведение. В 1791 году, воодушевлённый известием о взятии русскими войсками под командованием А. В. Суворова турецкой крепости Измаил, он написал стихотворение «Гром победы, раздавайся». Положенное на музыку композитором Осипом Козловским, оно в течение последующих лет являлось официальным гимном России, на смену которому только в 1833 году пришёл знаменитый «Боже, царя храни», написанный другим выдающимся русским поэтом - В. Жуковским в соавторстве с композитором А. Львовым.

Повторный брак

В 1794 году скончалась жена Гавриила Романовича - муза, которую он воспел когда-то в стихах, дав ей романтическое имя Плениры. По прошествии года, ещё далеко не старый вдовец вновь женился. Он соединил свою судьбу с Дарьей Алексеевной Дьяковой, также ставшей героиней его стихов на этот раз под именем Милены.

Оба брака знаменитого поэта, хотя и были наполнены любовью, оказались бездетными. Не имея собственного потомства, супруги воспитывали детей погибшего друга семьи П. Лазарева. Один из них - Михаил - впоследствии стал знаменитым адмиралом, открывателем и исследователем Арктики.

Пик карьеры

В годы правления Павла I Державин занимал должность президента Коммерц-коллегии и государственного казначея, а восшедший вслед за тем на престол Александр I назначил его министром юстиции. Но везде, где бы ни доводилось ему служить, Гавриил Романович всеми силами пытался искоренять мздоимство и казнокрадство, чем неизменно наживал себе врагов. В 1803 году он подал прошение на высочайшее имя и закончил государственную деятельность, посвятив всего себя литературе.

Последующая жизнь и творчество поэта

Ещё до отставки Гавриил Романович Державин любил Званку - имение, принадлежавшее его второй жене Дарье Алексеевне. В нём он и провёл последние годы своей жизни, написав около 60 стихотворений и подготовив к печати первый том своих сочинений. Кроме поэтических произведений с его именем связаны работы в области драматургии. К ним относятся либретто, созданные для нескольких опер, а также трагедии: «Ирод и Марианна», «Евпраксия» и «Тёмный».

Поэзия Державина оказала огромное влияние и на раннее творчество А. С. Пушкина, с детства читавшего его стихи и изучавшего их в лицее на уроках русской словесности. Увидеться им довелось лишь раз. В 1815 году Державин был приглашён на лицейский экзамен, где совсем ещё юный Александр Пушкин читал в его присутствии своё знаменитое стихотворение «Воспоминания о Царском Селе». Репродукция с картины И. Е. Репина, воспроизводящей этот эпизод, представлена в статье. Почтенный мэтр, прозрев в смуглом юноше своего гениального преемника и до глубины души растроганный его стихами, хотел обнять Пушкина, но тот убежал, будучи сам не в силах сдержать рыдания.

Кончина поэта и последующая судьба его останков

Смерть настигла его в 1816 году в имении Званка, которое, как было сказано выше, Гавриил Романович Державин до отставки любил, часто навещал, и в котором провёл остаток жизни. Его прах, перевезённый по Волхову в Великий Новгород, был погребён в Спасо-Преображенском соборе, находившемся на территории Варлаамо-Хутынского монастыря. Позднее там же была похоронена и его вторая жена - Дарья Алексеевна.

В годы Великой Отечественной войны обитель оказалась в зоне боевых действий и была полностью разрушена. Могила Державиных также сильно пострадала. В 1959 году их останки перезахоронили, поместив в Новгородский детинец, а в 1993 году, когда отмечалось 250-летие поэта, вернули в возрождённый к тому времени Варлаамо-Хутынский монастырь.

Среди имён выдающихся русских поэтов, принесших славу русской словесности, неизменно упоминается и Гавриил Державин, краткая биография которого была изложена в этой статье. Изучение его жизни и творчества имеет большое значение не только с эстетической стороны, но и с воспитательной, поскольку истины, которые он проповедовал, вечны.

Гавриил Романович Державин (1743-1816) - еще один вы­дающийся деятель русской литературы XVIII века. Его поэзия за­вершает классицистическую традицию и одновременно открывает новые пути, подготавливает появление пушкинской «поэзии дейст­вительности». По словам Белинского, поэзия Державина «была первым шагом перехода от риторики к жизни».

Известность к Державину пришла в 1783 году, когда он создал оду «Фелица», воспевающую Екатерину II. Хотя она написана с ус­тановкой на торжественную оду, но уже здесь явно заметно разру­шение этого жанра. Впоследствии сам автор определит этот жанр - «смешанная ода». Классицизм запрещал соединять в одном произве­дении высокую оду и сатиру, относящуюся к низким жанрам. Но у Державина в оде, восхваляющей императрицу, создается сатириче­ский портрет порочного «мурзы» (вельможи), а «богоподобная» Фели­ца показана обытовленно («Почасту ходишь ты пешком…»), рисуется простыми словами, без всякой пышности. Это не снижает ее образ, а делает более реальным, человечным, как будто списанным с натуры.

Поэзия Державина многогранна. В ней есть сатирические или «гневные», как он сам их называл, оды, наибольшую известность из которых получило стихотворение «Властителям и судиям» (перело­жение 81 псалма Псалтыри). Необходимость подчинения всех еди­ному закону высшей правды и справедливости и неизбежность ка­ры для тех «лукавых» властителей, которые ему не подчиняются - вот главная мысль державинской оды. Обличительная сила ее бы­ла такова, что современники восприняли это стихотворение как ре­волюционную прокламацию.

Но есть в поэзии Державина и стихи, обращенные к частной жизни человека. Здесь с наибольшей силой проявляется еще одно новое качество державинского творчества - автобиографичность, создание образа поэта, конкретного, наглядного, хотя еще не лири­чески углубленного, как в поэзии Жуковского. Это новое для рус­ской поэзии явление хорошо видно в его анакреонтических одах - небольших, изящных стихотворениях, в которых, часто в шутливой форме, поэт рассказывает о себе, своих друзьях и возлюбленных («Венец бессмертия», «Русские девушки»).

Большое место в поэзии Державина занимают философские оды, среди которых наибольшую известность получила ода «Бог», еще при жизни поэта переведенная на многие европейские и восточные язы­ки. Здесь отчетливо звучит главная тема творчества Державина: са­мосознание личности перед лицом мироздания. Для него человек по своей природе противоречив: он не только «умом повелевает гро­мам», но и «телом истлевает в прахе». «Я царь - я раб - я червь - я Бог!» - таков диапазон человеческой личности. Если Ломоносов в своих духовных одах хочет проникнуть за грань непознанного, то Державин - принять Бога и Человека в их естественной данности, «в сердечной простоте беседовать о Боге». Если у Ломоносова чело­век - творец и исследователь, титан-первооткрыватель, то в дер­жавинской оде - человек постигает загадку своей природы и таким путем открывает для себя весь внешний Божий мир и самого Творца.С этим связано и особое осознание своего предназначения в державинской поэзии. Именно он впервые в русской литературе так широко развил тему творчества, поэзии, ее роли и смысла в жизни человека. Среди стихов на эту тему - «Ключ», «Лебедь», «Видение Мурзы» и самое знаменитое - «Памятник» (1795). Это стихотворение представляет собой вольный перевод оды древне­римского поэта Горация «К Мельпомене», посвященной подведению итогов своего поэтического творчества и его оценке. Оно заложило традицию осмысления темы поэта и поэзии в русской литературе («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С. Пушкина). Опи­раясь на перевод «Памятника», сделанный Ломоносовым, Держа­вин выдвигает свои критерии оценки поэтического творчества, по- своему утверждает право на бессмертие. Сила поэзии для него ока­зывается могущественнее законов природы («металлов тверже», неподвластен вихрям, громам, времени) и выше славы «земных бо­гов» - царей. Свое бессмертие поэт связывает с «родом славянов», подчеркивая национальный характер своего творчества:
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род
Вселенна будет чтить.

Свои заслуги Державин видит в том, что сделал русский слог «забавным», то есть простым, веселым, острым. А главное - это его поэтическая искренность и гражданская смелость, благодаря кото­рым он смог
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

    Державин принадлежит к числу величайших русских поэтов, чье творчество сохранило до наших дней не только свое непреходящее историческое значение, но и живую поэтическую прелесть. Его наследие пережило и восторги современников, и годы забвения, нередко...

    В моем представлении Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане "старины глубокой", и век XIX, совсем близкий, знакомый по стольким именам. Ведь, с одной стороны, Державин - младший современник Ломоносова, а с другой - тот,...

    Гаврила Романович Державин - один из крупных поэтов XVIII в., последний представитель русского классицизма в литературе. Его творчество абсолютно противоречиво. Выявляя потенциалы классицизма, Державин наряду с этим разбивал его, проторяя путь романтической...

  1. Новое!

    В отличие от своих предшественников, Державин твердо убежден в том, что автор и его личная жизнь могут быть предметом поэзии, и смело вводит эту тему в свое творчество. В стихотворении «Прогулка в Царском селе» перед читателем предстает молодой Державин,...