Сущность, функции и структура процесса обучения. Сущность процесса обучения, его функции

Сущность процесса обучения, его функции и структура.
Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Задачи процесса обучения
1. Стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся.
2. Организация познавательной деятельности по овладению научными, знаниями и формированию умений и навыков.
3. Развитие мышления, творческих способностей.
4. Выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
Признаки процесса обучения
1. Двусторонний характер (Учение - процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний учащимися).
2. Совместная деятельность учителей и учащихся.
3. Руководство со стороны учителя.
4. Специальная планомерная организация и управление.
5. Целостность и единство.
6. Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся.
7. Управление развитием и воспитанием учащихся.
Функции процесса обучения
Образовательная - составляет процесс овладения знаниями и формирования учебных умений и навыков.
Воспитательная - состоит в том, что учебная деятельность воспитывает ученика, у него формируются нравственные качества, взгляды, убеждения и другие качества и свойства личности.
Развивающая - состоит в формировании и развитии психических процессов, свойств и качеств личности. Учение должно постоянно повышать общий уровень развития учащихся.
Реализация названных функций процесса обучения обеспечивает комплексный подход к процессу формирования личности школьника.

Противоречия процесса обучения
Противоречие - основа развития, его движущая сила. Противоречия процесса обучения обеспечивают его самодвижение, являются его движущими силами.
Приведем примеры некоторых противоречий процесса обучения.
1. Противоречие между объемом общественно-исторических знаний и объемом знаний, усваиваемых обучаемым. (Разрешение этого противоречия ведет к постоянному совершенствованию содержания образования).
2. Противоречие между индивидуальной познавательной деятельностью обучаемого и тем уровнем, формами и методами познания, которыми он должен овладеть. (Разрешение этого противоречия определяет темпы и степень интеллектуального развития обучаемого).
3. Противоречие между достигнутым уровнем развития обучаемого и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей. (Правильно поставленная учебная задача активизирует познавательную деятельность обучаемого, обеспечивает успешность овладения знаниями и развитием обучаемого).
4. Противоречие между знаниями, имеющимися у обучаемого и отсутствующими.
5. Противоречие между имеющимися знаниями и способами их применения.
6. Противоречие между житейскими представлениями и научными знаниями.
Типы обучения
1. Объяснительно-иллюстративное.
2. Проблемное обучение.
3. Развивающее обучение.
4. Программированное обучение.
Объяснительно-иллюстративное обучение - учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Объяснение в сочетании с наглядностью - главными методами такого обучения являются слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд преимуществ: оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает учащимся понимание сложных понятий, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом обучения.
Достоинства: систематичность, относительно малые затраты времени.
Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Проблемное обучение - это систематическое включение учащихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины. Особенностью проблемного обучения является то, что учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Ценность знаний такого рода заключается в том, что у учащихся формируются навыки самостоятельного мышления и более эффективно формируются убеждения.
Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.
Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.
Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Его структура - цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у ученика потребность в овладении специальными знаниями и навыками. Осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использование дидактических игр, дискуссий и т.д.
Суть развивающего обучения в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но и овладевает способами действий.
Леонид Владимирович Занков в разработке новой системы обучения исходил из положения Л.С.Выготского: обучение должно вести за собой развитие. Дидактические принципы, разработанные им, в отличие от традиционных направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает и формирование знаний:
1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.
2. Принцип обучения на высоком уровне трудности.
3. Принцип обучения быстрым темпом.
4. Принцип осознания школьниками процесса учения.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.
Программированное обучение представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом и осуществляется как четко управляемый процесс, т. к. изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. «Шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.
Главное понятие программированного обучения - обучающая программа - совокупность материала и предписаний работы с ним. Программы бывают линейные, разветвленные, смешанные. При линейной программе в том случае если ученик неправильно выполнил задание, он должен повторить весь соответствующий материал и выполнить задание. В случае разветвленной программы если задание не выполнено ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те параграфы, которые приведут его к правильному ответу.
Достоинства: мелкие дозы усваиваются безошибочно, что дает высокие результаты; темп усвоения выбирается учеником.
Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; возникает дефицит общения и эмоций в обучении.
Главной особенностью программированного обучения является то, что ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала. Хорошо организованная индивидуальная работа с учащимися тоже может рассматриваться как обучение с элементами программирования, так как при этом программируется весь путь познавательной деятельности учащегося, когда на каждом шагу обучения обучающий располагает средствами постоянного контроля за знаниями и развитием учащегося.
Идеи и принципы программированного обучения породили ряд новых технологий, например, блочно-модульное обучение, при котором материал группируют в блоки-модули: целевой, информационный, методический, контрольный.

Одной из двух главных составляющих целостного педагогического процесса является обучение (учебный процесс). По своей сложности он, возможно, уступает только воспитанию и развитию. Дать полное и всестороннее определение его очень трудно, поскольку он включает большое количество разнообразных связей и отношений, множество факторов различного порядка и различной природы.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятием «обучение» понимали главным образом преподавание, цель которого - ученик. В начале XX в. в понятие обучения стали включать уже две составляющие этого процесса -преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, учение - как деятельность учеников по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение управляющая деятельность учителя по формированию у учеников способов познавательной деятельности и совместная деятельность учителя и учеников.

Сущность процесса обучения как совместной деятельности составляет единство преподавания и учения. В современном понимании для обучения характерны: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учеников; 3) руководство со стороны учителя; 4) планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учеников; 7) управление их развитием и воспитанием.

Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин «дидактика» греческого происхождения и в переводе означает «поучающий». Впервые он появился в сочинениях немецкого педагога В. Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Как «универсальное искусство обучения всех всему» трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики: чему и как учить-, современная наука интенсивно исследует проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Отсюда получаем более краткое и емкое определение: дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение - процесс (точнее сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение - упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс, в котором развивается познавательная деятельность учеников, происходит формирование научных знаний и необходимых способов деятельности, эмоционально-ценностного и творческого отношения к окружающей действительности. Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1) цели, 2) содержание, 3) методы, 4) организационные формы, 5) результаты. Раскроем в этой связи сущность некоторых понятий.

Образование - система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание - совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладение предметом.

Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий, схем, конкретных образов.

Умения - овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки - умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Организация - упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма - способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма обучения прежде всего связана с количеством учеников в классе, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод - путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средства - предметная поддержка учебного процесса. Ими являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и

Результаты (продукты обучения) - то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Дидактика изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, которые обеспечивают осуществление запланированных целей и задач, и благодаря этому выполняет две главные функции: 1) теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую) и 2) практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. Предметом исследования первой является процесс обучения вместе с его закономерностями и принципами, условиями и факторами, которые его порождают, формами, в которых он организован и протекает, результатами, к которым он приводит. Частные дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания учебных предметов, у каждого из которых своя методика. Частной, а точнее специфической можно считать и дидактику начальной школы, поскольку она изучает общие вопросы обучения, но с особенностями, характерными для детей младшего школьного возраста.

Сделаем вывод. Сущность процесса составляет единство преподавания и учения. Для обучения характерны: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учеников; 3) руководство со стороны учителя; 4) планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учеников; 7) управление их развитием и воспитанием. Проблемы обучения и образования изучает дидактика. Она отвечает на вопросы: чему, как, когда, где и зачем учить? Главные понятия дидактики: преподавание, учение, обучение, содержание, методы, формы, системы, технологии и др.

Процесс обучения- центральный вопрос дидактики; в процессе этом в единый узел сводятся его «действующие лица»: учитель и ученик, их цели, а также содержание, формы, методы, средства и другие атрибуты учебной деятельности.

Подходы к процессу обучения

Неудивительно, что многие педагоги и психологи занимались исследованием его с разных сторон: МЛ. Данилов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.И. Загвя-зинский, Б.И. Коротяев, Т.В. Габай, Н.Ф. Талызина, Х.Й. Лийметс, СП. Баранов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, И.Ф. Харламов и др. Естественно, что их суждения по ряду вопросов не совпадают, но аргументированный спор приближает нас к научной истине. В данной теме мы не вступаем в полемику даже по дискуссионным вопросам. Это самостоятельное дело.
Мы попытаемся кратко изложить свое видение и понимание процесса обучения.

Кратко о терминологии

Несколько слов о терминологии. В литературе встречаются термины и понятия: «дидактический процесс», «процесс обучения». Это так называют общие понятия-синонимы. В дальнейшем мы их не подразделяем. Но есть еще и термин «учебный процесс», имеющий в виду обучение в конкретных условиях, и термин «ход обучения», означающий единичный процесс. И соотношение этих понятий таково: как общего - в 1-м случае, частного - во 2-м и единичного - в 3-м (по И.Я. Лернеру) Если не учитывать таких нюансов, то в рассуждениях по этим вопросам возможна путаница. Например, И.П. Подласый их соотносит как синонимы2.
Иначе определяет эти же понятия Т.А. Ильина. Понятие «учебный процесс» у нее охватывает взаимодействие только учителя и ученика. По Т.А. Ильиной, «учебный процесс» шире, объемнее «процесса обучения». В данной теме мы придерживаемся позиции И.Я. Лернера.
Процесс обучения - система последовательных учебных действии преподавателя для достижения познавательного результата и соответствующая последовательная смена в умственном развитии учащегося. Этому многосложному явлению трудно дать короткое и точное определение (их у разных авторов более 20). Поэтому некоторые исследователи пошли по пути перечисления отличительных признаков, присущих процессу обучения. С.П. Баранов указал 4 признака, И.П. Подласый - 7. СП. Баранов дал такое определение понятия «процесс обучения»: «Обучение -- это искусственно организованная познавательная деятельность с целью ускорения индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира»1.
Обучение - явление социально-педагогическое. Оно выполняет функцию образовательную, воспитательную и функцию развития личности. Поскольку процесс - это движение, продвижение, то возникает вопрос о его движущих силах. Видный советский дидакт М.А. Данилов сделал вывод (1960 г.), что главной движущей силой процесса обучения являются противоречия. Другие дидакты (В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.) поддержали эту идею. Противоречия бывают внешние и внутренние. Первые это те, которые возникают вне личности, хотя касаются ее развития: между потребностями общества по подготовке молодого поколения к жизни и наличным уровнем этой подготовки. Внутренние противоречия характеризуют уровень подготовленности самого школьника к выполнению обязательных учебных заданий. Получается своеобразная формула:
надо <-> могу / не могу <-> хочу / не хочу.
Противоречие располагается между требованиями учебной программы «надо» и уровнем возможности ученика «могу/не могу»; кроме того, - между его возможностью «могу / не могу» и мотивами учения «хочу/ не хочу».
Кроме противоречия, к числу движущих сил процесса обучения следует отнести чувства и эмоции. Безусловно положительно воздействуют на отношение школьника к учению переживание успеха, уверенности в своих силах, радости собственного открытия «нового». Могут быть и честолюбивые чувства: быть во что бы то ни стало первым в учении, стать призером школьной олимпиады, капитаном (эрудитом!) школьной команды КВН. В этом ряду ведущее место занимает познавательное чувство как познавательный интерес.
К числу движущих сил процесса обучения отнесем также и волю, например настойчивость, сосредоточенность, самообладание, а также нравственно-волевые черты долга, обязанности, ответственности перед другими. Эти характеристики могут выступать и как мотивы учения. Но мотив отвечает на вопрос для чего? почему? учится школьник. А мы же рассуждаем о движущих силах (толкачах и тягачах) процесса обучения, где наряду с противоречиями в качестве таковых выступают чувства и эмоции, воля: без волевого усилия учение возможно только в известных пределах. Заканчивая разговор о движущих силах процесса обучения, можно сказать, что в этом качестве много столетий выступало принуждение - всевозможные устрашения, наказание нерадивого ученика, лишение его удовольствий, свободы и, наоборот, поощрение за прилежание, усердие, хорошие результаты учения. Это все способы внешнего воздействия на ученика, побуждающие к прилежному учению. Принуждение как способ воздействия на ученика в настоящее время почти не используется, разве что в условиях семьи, хотя внешнее стимулирование к учению - устное поощрение, призы, грамоты, дипломы, медали и т.п. - практикуется достаточно широко и успешно.

Структура процесса обучения

В связи с тем, что есть различия между понятиями «процесс обучения» и «учебный процесс», правомерно говорить о структуре первого и второго процесса.
Структуру учебного процесса составляют цель, учитель, ученик, содержание обучения (И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев их называют элементами).
Цель- это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся. Между тем есть цель учителя и цель ученика. Они специфичны для каждого. А заказ уточняется по типам школ и уровню классов. Учитель в функции преподавателя выступает как субъект процесса обучения. Он определяет и цель учебного процесса, и содержание учебного материала, и структуру занятия, и методы учебной деятельности. Он сам и организует учебную работу учащихся, создавая для этого благоприятные условия. Таким образам, учитель руководит процессом обучения.
Учащийся - лицо заинтересованное в учении, проявляет свою активность. В этом смысле и он, и преподаватель стремятся к сотрудничеству.
В последнее время термин «педагогика сотрудничества» прочно утвердился в теории и на практике, в том числе - в обучении. Это сотрудничество обычно представляют как совпадение целей учителя и ученика, как общие средства в процессе обучения, как их совместную учебную деятельность, как равноправное партнерство преподавателя и ученика, когда ученик становится не пассивным объектом, а активным субъектом, как и учитель.
Однако это лишь внешние признаки «педагогики сотрудничества в процессе обучения». Анализ же их внутренних сторон выявляет существенные различия. Прежде всего, цель преподавателя и цель учащегося не совпадает (об этом уже говорилось и в других лекциях). Цель учащегося - овладение учебным материалом, усвоение и присвоение его. Преподаватель имеет иную цель: создать оптимальные, благоприятные условия для учащегося с тем, чтобы он успешно достиг своей цели по овладению знаниями, выработке умений и навыков. В этом смысле преподаватель и учащийся хотя партнеры, но партнеры не равноправные. Преподаватель здесь играет ведущую роль, а учащийся ведомый. В этом плане учащийся оказывается в роли объекта обучения. Но если взять его активное отношение к овладению учебным материалом, то учащайся выступает как субъект учения. Обратите внимание: субъект не обучения, а учения! И на определенном этапе учения отношения ученика и преподавателя характеризуются как субъект - субъектные.
Еще один структурный элемент процесса обучения - его содержание. И.Я. Лернер определил его как часть социального опыта или, что то же самое - социальной культуры. Такое толкование содержания образования было потом поддержано и другими исследователями.
Содержание в процессе обучения имеет несколько функций. Во-первых, это предмет учебной деятельности, в котором сосредоточены научные термины, понятия и другая информация. Во-вторых, для преподавателя и для учащихся - это объект учебной деятельности. Преподаватель его «обрабатывает» и транслирует (передает) учащимся так, чтобы они его усвоили. Для учащегося - это тоже объект, который необходимо переработать, усвоить и присвоить как элемент социальной культуры. В-третьих, для преподавателя содержание представляет и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Через содержание обучения он воздействует на умы, чувства, нравственную и иную культуру.
Такова структура учебного процесса. Их взаимодействие и составляет процесс.

Этапы (звенья) обучения

Как уже сказано, процесс обучения есть циклическое движение, характеризующееся сменой состояний. Стало быть, каждый цикл включает последовательно повторяющиеся этапы или звенья (термины-синонимы) учебного процесса. Заметим: здесь мы употребляем термин «учебный процесс», предполагая частный, а не общий случай движения. Имея ту же структуру, что и процесс обучения, учебный процесс движется от этапа к этапу. У разных авторов их количество неодинаково- от трех1 до шести и более. Назовем их и кратко прокомментируем.
1. Первичная диагностика и актуализация прежних знаний учащихся. Чтобы продуктивными были учебный процесс и ход учения, преподаватель в быстром темпе устанавливает деловой контакт с учащимися, выясняет общую психологическую атмосферу в классе, уровень готовности ребят к учению на данном конкретном уроке и т.п. Вместе с тем, чтобы опереться в предстоящей учебной работе на тот запас знаний, который учащимися был ранее усвоен, преподаватель соответствующими приемами и методами «оживляет», делает актуальными и важными для настоящего момента уже имеющиеся знания.
2. Постановка преподавателем цели и осознание учащимися познавательных задач: объявление темы, постановка вопросов, выполнение разных активизирующих заданий, задач проблемного и творческого характера. Так учащиеся входят в атмосферу напряженной познавательной работы.
3. Восприятие и изучение учащимися нового материала. На этом этапе используются разные методы и приемы изложения.
4. Осмысление нового материала (И.Ф. Харламов, Н.А. Сорокин, Т.А. Ильина). Некоторые исследователи такое познавательное действие не считают самостоятельным этапом учебного процесса. Например, М.А. Данилов полагает, что процесс осмысления присутствует (должен присутствовать!) на всех этапах урока, поэтому нет необходимости выделять его в качестве самостоятельного. В таком суждении есть, конечно, резон.
5. Закрепление и совершенствование первично воспринятой информации учащимися, формирование новых умений и навыков.
6. Применение (М.А. Данилов, Н.А. Сорокин и др.). Это звено учебного процесса предполагает связь теоретических знаний с практическими умениями и действиями (умственными, мануальными). Ценность теоретических знаний состоит именно в умении использовать их в практических целях. Это достигается через упражнения, решение задач, выполнение проблемных и эвристических учебных заданий.
Надо сказать, что не все исследователи дидактики выделяют это звено учебного процесса в качестве самостоятельного, полагая, что применение происходит и в других его звеньях.
7. Контроль качества усвоенных знаний, умений - важное звено учебного процесса. Оно в повседневной учебной деятельности преподавателя является способом обратной связи, выполняет диагностическую функцию на завершающем этапе учебного занятия: насколько полно, точно, без искажений и осмысленно усвоен учебный материал, какие обнаружились пробелы в знаниях отдельных учащихся.
8. Коррекция как звено учебного процесса необходима тогда, когда по результатам диагностики обнаружились отклонения от намечавшегося результата познавательной деятельности. Чтобы исправить положение, преподаватель использует другие методики и средства обучения. Тогда есть шанс достичь поставленной цели: усвоения всеми учащимися учебного материала на достаточно высоком уровне.
Некоторые исследователи-дидакты это звено объединяют с предыдущим звеном контроля (Ю.К. Бабанский, Н.А. Сорокин, И.Я. Лернер и др.).
9. Обобщение как звено учебного процесса завершает предыдущие звенья и предполагает усвоение и осознание учащимися причинно-следственных связей в явлениях окружающего мира, фрагменты которого они изучают, усвоение научных понятий, некоторых законов развития природы и общества. Знания систематизируются по конкретному учебному предмету, устанавливаются внутрипредметные и межпредметные связи.
Таковы звенья, или этапы, учебного процесса. В зависимости от цели учебного занятия (урока, практических работ и др.) и соответствующего типа обучения эти звенья проявляется не все, а иногда и не в строго перечисленной последовательности.

Обучение, будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом, есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учебного материала, способствует развитию умственных и творческих способностей учащихся. Сообщая обучаемым ту или иную информацию, педагоги придают ей необходимую направленность, формируя параллельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные установки. Поэтому любое обучение имеет воспитывающий характер.

Обучение как процесс можно рассмотреть с двух сторон:

1) активное взаимодействие между учителем и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности;

2) организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Основу обучения составляют:

знания – отражение сознанием человека объективной действительности в форме фактов, понятий, законов и т. д.;

умения – возможность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта;

навыки – автоматические, не контролируемые сознанием действия.

Различают сенсорные (умения различать цвета, вкусы, температуры и т. д.), двигательные (умения бегать, плавать и т. д.), интеллектуальные (способность считать, говорить, общаться и т. д.) и другие навыки. На процесс формирования навыков большое влияние оказывает методика обучения. Однако самым главным является создание у учащихся сознательного интереса к процессу овладения навыками. На формирование навыков оказывает влияние весь предыдущий опыт человека. Каждый навык дает начало системе навыков, которыми владеет человек.

Результатом обучения является образование, в буквальном понимании – формирование образов, законченных представлений о предметах и явлениях.

¦ линейная, при которой отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых одно за другим;

¦ концентрическая, предполагающая периодическое возвращение к изучаемому материалу с постепенным расширением его содержания;

¦ спиральная, особенностью которой является постепенное расширение и углубление знаний вокруг исходной проблемы;

¦ смешанная, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

При выборе структуры содержания обучения учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемого материала, индивидуальные особенности учащихся.

2. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения – это принцип педагогической деятельности. Процесс обучения должен быть спроектирован и осуществлен так, чтобы и содержательная, и процессуальная его стороны выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества, государства.

Основной смысл образовательной функции состоит в освоении учащимися системы научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т. е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитательная функция неразрывно связана с содержанием, формой и методами обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика закрепилась в термине «развивающее обучение».

В российской педагогике существует несколько концепций развивающего обучения, предложенных разными авторами. Их можно разделить на две группы:

ориентированные на психическое развитие – концепция общего психологического развития (Л. В. Занков), концепция развития творческого мышления (З. И. Калмыкова), концепция формирования операций мышления (Е. Н. Кабанова-Меллер);

учитывающие личностное развитие – концепция развивающего обучения (В. В. Давыдов и Б. Д. Эльконин), концепция развивающего обучения через совместное творчество (С. А. Смирнов), концепция развивающего обучения (Г. А. Цукерман).

3. Методы обучения

Одна из важнейших проблем дидактики – проблема выбора методов обучения – остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В зависимости от ее решения находятся сам образовательный процесс, деятельность преподавателя и учащегося, а следовательно, и результат обучения в целом.

Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации учебно-познавательной деятельности обучающегося, развития его умственных сил, взаимодействия учителя и учащихся, общающихся между собой, а также с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве целенаправленных деятельностей педагога и ученика, в их активном движении к моменту педагогической истины – усвоению учащимися знаний, овладению ими соответствующими умениями и навыками. В древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. С момента организации школ появились словесные методы, доминировавшие в средние века. В эпоху великих открытий получили развитие методы наглядного обучения, помогающие применять знания на практике. На рубеже XIX–XX вв. интерес вызвала концепция, получившая название «учение через деятельность», основанная на практических методах обучения.

Каждый метод имеет свою структуру, состоящую из элементов (частей, деталей), которые называют методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод разные учителя могут реализовать с помощью различных приемов.

Метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы преподавателя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.

К настоящему времени создан обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов обучения. Их классификация позволяет выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

«Вопрос о классификации методов обучения в педагогической литературе носит крайне дискуссионный характер. На это указывает многочисленность классификаций с разнообразными подходами, выдвинутыми педагогами разных лет… Плюрализм в подходах не означает, однако, неопределенности в дидактике по этому вопросу. Это естественный процесс развития методов обучения, в котором каждый автор имеет право на свой подход. Тем более, что каждая классификация в принципе задумывается автором с учетом максимального охвата факторов процесса обучения в системе: цели обучения – содержание и логическая структура учебного материала – ггоинципы и средства обучения – преподаватель – обучающийся – методы. И все-таки большинство классификаций, хотя и рассчитываются в идеале на универсальность применения, тем не менее имеют свою функциональную направленность и практически решают какую-то определенную педагогическую задачу с позиций ведущего фактора (форма, содержание учебного материала и тд)».

Классификация методов обучения зависит от того, какое основание избирается для из разработки. Первое наиболее полное описание системы методов обучения, сложившихся к 60-м гг. XX в., дал Е. Я. Голант, который предложил классификацию методов обучения по уровню активности учащихся:

Пассивные;

Активные.

Затем классификацию методов обучения по уровню включенности в продуктивную (творческую) деятельность сделали М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер, выделившие следующие методы:

Объяснительно-иллюстративные;

Репродуктивные;

Проблемное изложение изучаемого материала;

Частично-поисковые;

Исследовательские.

С иных позиций к классификации подошли Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе, предложившие классификацию методов обучения по источникам получения знаний:

Словесные;

Наглядные;

Практические.

М. А. Данилов и Б. Н. Есипов разработали классификацию методов обучения по дидактическим целям, выделив следующие методы:

Приобретение новых знаний;

Формирование умений и навыков и применения знаний на практике;

Проверка и оценка знаний, умений и навыков. Ю. К. Бабанский предложил следующую классификацию методов обучения:

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы;

методы стимулирования и мотивации: интерес к учению, чувство долга и ответственности в учении;

методы контроля и самоконтроля: устные, письменные и лабораторно-практические.

Метод обучения – понятие весьма сложное и неоднозначное из-за его многогранности. По мере накопления наших знаний о человеке, его психических возможностях, его способностях меняются взгляды на процесс обучения, открываются новые направления работы, новые ориентиры. Это приводит к появлению новых способов обучения, разработке новых методов.

4. Формы обучения

Под формой обучения следует понимать внешнюю сторону организации учебного процесса, осуществляемого по установленному порядку, в определенном режиме, отражающую характер взаимосвязи участников педагогического процесса. Формы обучения имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются с развитием образовательных систем.

Классификация форм обучения осуществляется по различным основаниям:

Количество учащихся;

Место учебы;

Продолжительность учебных занятий и др. Например, по количеству учащихся выделяют классные, групповые и индивидуальные формы обучения, по месту учебы – школьные и внешкольные.

В истории педагогики есть много примеров, когда в рамках той или иной системы обучения отдавалось предпочтение одной из форм обучения. Например, беллланкастерская в Англии, мангеймская система, система бригадного обучения в 20-х гг. XX в. в советских школах.

Традиционной считается классификация форм обучения по виду учебных занятий:

Общеклассные (или фронтальные);

Групповые (или бригадные);

Индивидуальные.

Такое деление называют традиционным потому, что оно охватывает только старые, общеизвестные, традиционные формы. Но учитель на уроке может, например, организовать и работу в малых группах, и индивидуальную, скажем, для отстающего ученика. Таким образом, практика показывает, что опытный учитель сочетает разные формы обучения в зависимости от поставленной дидактической цели.


Необходимо купить диплом магистра по профессии энергетик производства, подскажите.

Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Задачи процесса обучения:

1. Стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся.

2. Организация познавательной деятельности по овладению научными, знаниями и формированию умений и навыков.

3. Развитие мышления, творческих способностей.

4. Выработка диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Признаки процесса обучения:

1. Двусторонний характер (Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний учащимися).

2. Совместная деятельность учителей и учащихся.

3. Руководство со стороны учителя.

4. Специальная планомерная организация и управление.

5. Целостность и единство.

6. Соответствие закономерностям возрастного развития учащихся.

7. Управление развитием и воспитанием учащихся.

Функции процесса обучения:

Образовательная - составляет процесс овладения знаниями и формирования учебных умений и навыков.

Воспитательная - состоит в том, что учебная деятельность воспитывает ученика, у него формируются нравственные качества, взгляды, убеждения и другие качества и свойства личности.

Развивающая - состоит в формировании и развитии психических процессов, свойств и качеств личности. Учение должно постоянно повышать общий уровень развития учащихся.

Реализация названных функций процесса обучения обеспечивает комплексный подход к процессу формирования личности школьника.

Противоречие - основа развития, его движущая сила. Противоречия процесса обучения обеспечивают его самодвижение, являются его движущими силами.

Объяснительно-иллюстративное обучение - учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Объяснение в сочетании с наглядностью - главными методами такого обучения являются слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд преимуществ: оно экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает учащимся понимание сложных понятий, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом обучения.



Проблемное обучение - это систематическое включение учащихся в процесс решения творческих задач практического и познавательного характера при изучении узловых положений учебной дисциплины. Особенностью проблемного обучения является то, что учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Ценность знаний такого рода заключается в том, что у учащихся формируются навыки самостоятельного мышления и более эффективно формируются убеждения.

Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Его структура - цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у ученика потребность в овладении специальными знаниями и навыками. Осуществляется в форме вовлечения учащихся в различные виды деятельности, использование дидактических игр, дискуссий и т.д.

Суть развивающего обучения в том, что ученик не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но и овладевает способами действий.

Понятие программированного обучения - обучающая программа - совокупность материала и предписаний работы с ним. Программы бывают линейные, разветвленные, смешанные. При линейной программе в том случае если ученик неправильно выполнил задание, он должен повторить весь соответствующий материал и выполнить задание. В случае разветвленной программы, если задание не выполнено ученику указывают на его ошибки и дают задание повторить именно те параграфы, которые приведут его к правильному ответу.



Особенностью программированного обучения является то, что ученик не может при изучении учебного материала сделать следующего шага, если он не усвоил предыдущего материала. Хорошо организованная индивидуальная работа с учащимися тоже может рассматриваться как обучение с элементами программирования, так как при этом программируется весь путь познавательной деятельности учащегося, когда на каждом шагу обучения обучающий располагает средствами постоянного контроля за знаниями и развитием учащегося.

Идеи и принципы программированного обучения породили ряд новых технологий, например, блочно-модульное обучение, при котором материал группируют в блоки-модули: целевой, информационный, методический, контрольный.