Учимся принимать сложные решения. Учимся принимать решения

ГКОУ Шафрановская санаторная школа-интернат

Воспитательное занятие

6 класс

Тема «Учимся принимать решения»

Воспитатель: Аипова Р.Т.

с. Шафраново, 2016 г.

Цель:

формирование умения принимать правильное решение в зависимости от ситуации.

Задачи:

1) рассмотреть ситуации, требующие принятия того или иного самостоятельного решения, часто встречающиеся в школьной жизни;

2) помочь осознать степень ответственности за принятое решение, и его последствия;

3) рассмотреть приемы, помогающие принимать решения.

Методы:

Словесные;

Наглядные;

Практические.

Форма проведения: дискуссия.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, фломастеры, лист ватмана А4 (либо специальная доска), таблички с надписями «ЧУВСТВА», «РАЗУМ»; 11 бумажных самолетов, видеоролик «Круговорот добра».

Ход занятия:

    Организационные моменты.

Ребята, Здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга. Сегодня у нас очень интересная тема для обсуждения. С этим явлением мы часто сталкиваемся в жизни и от того, насколько хорошо мы умеем это делать, зависит, как хорошо будет складываться наша жизнь. Поэтому прошу быть всех внимательными, принимать активное участие, надеюсь на нашу с вами плодотворную работу.

    определение темы занятия:

«Цепь событий».

А о чем пойдет речь, вы должны определить сами. Что же за таинственное умение, которое необходимо каждому, и от которого зависит, будет ли наша жизнь хорошей или вообще прекрасной?

Итак, разберем простую житейскую ситуацию.

На слайде фото бездомного котенка, на доске лист ватмана для схематического разбора ситуации, в руках педагога фломастер.

Педагог: Посмотрите на этого котенка. Он вам нравится? Какие чувства он у вас вызывает? А он, между прочим, бездомный, ничей. Вам его жалко? У меня возникает вопрос: «Пройти мимо или Позаботиться о нем».

Ребята, предлагают возможные в данной ситуации варианты ответов : «забрать», «подойти», «пройти мимо».

Педагог, совместное с ребятами коллективное обсуждение ситуации, сопровождает одновременным построением схемы развития событий фломастером на ватмане.

Педагог: Каждый из предложенных вариантов ответа предполагает возникновение уже других вопросов. Какие могут быть ситуации дальше?

Ребята снова предлагают возможные ситуации развития события.

Если «забрать», то «прятать (если родители не одобрят твое решение)» или «просить помощи у взрослых (ведь самостоятельно ты пока не сможешь обеспечить за ним уход)»;

Если «подойти», то возможно «покормить» или «отнести в приют»

Педагог: Ребята, возможно, вы просто шли в магазин или к другу, или вообще, у вас были планы на вечер, а тут встреча с котенком. В голове у вас начинают возникать вопросы, вы быстро ищите на них возможные ответы, затем из них выбираете наиболее правильный на ваш взгляд ответ и начинаете по нему действовать. Как в жизни называется это явление, происходящее с каждым человеком, когда в жизненной ситуации он быстро выбирает возможный ответ и начинает действовать? (Принимать решение)

Правильно тема нашего занятия: «Учимся принимать решения».

Схема на ватмане, которая получилась у нас с вами при обсуждении вроде бы совсем простой ситуации, встречи с котенком показывает, насколько сложно принимать решения, потому что возможно много вариантов ответов, из которых нужно выбирать. И насколько это ответственно принимать решение, так как могут случиться разные последствия иногда и плачевные.

Какая будет цель нашего занятия, отталкиваясь от его темы? (Научиться принимать решения).

Сформулировать задачи нашего занятия, может помочь крылатое выражение: «Учиться надо на чужих ошибках».

    Рассмотреть разные ситуации принятия решений;

    Проанализировать эти ситуации;

    Сделать вывод, что значит принимать решение.

    2 часть: «Выбор в борьбе»

Педагог: Принимать решение – это сложно. Часто, в нас как будто борются две личности. И каждая из них считает себя правой. А наша задача – сделать правильный выбор, о котором вы потом не пожалеете.

Сейчас мы будем учиться принимать решения. Для этого разыграем сценки. Разделимся на группы по три человека. Представим, что мы на ринге, где борются «Чувства» и «Разум». Один из вас будет в роли бойца чувств, который склоняет главного героя действовать под импульсом нахлынувших переживаний, а другой – бойца разума, который пытается оправдать «виновника» ситуации и склонить главного героя поступать согласно чести. А третий будет главным героем, в голове которого идет бой. Он должен принять решение. По окончании предполагаемого боя главный герой должен поднять руку победителя и объяснить нам, почему он сделал такой выбор.

Ситуации:

    Мимо проходящая девочка наступила случайно тебе на ногу.

    Ты выбегаешь без куртки в холодную погоду. Воспитатель кричит тебе «Сорванец, вернись и надень куртку немедленно! Не хватало тебе заболеть! Кто тебя лечить будет?!»

3. Ты пыталась, но не смогла в очередной раз выучить урок. Учитель на это говорит: «Бестолковая ты голова! Что из тебя только вырастит!»

Обсуждение актуальности разыгранных ситуаций, принятых главным героем решений.

Педагог: Разыгранные вами ситуации помогли сейчас нам с вами посмотреть со стороны на ситуацию принятия человеком решения. Давайте попробуем сделать вывод, какие умения важны при принятии решений?

( Ответы: Умение поставить себя на место другого участника ситуации, умение держать себя в рамках общих правил поведения).

    3 часть: «Быстрый выбор».

Педагог: Жизнь не всегда дает нам время подумать, в момент принятия решений. Бывает, происходит так, что решение необходимо принимать быстро. Сейчас, предлагаю проверить насколько вы готовы быстро принимать решения.

Для этого всем желающим поучаствовать предлагаю взять из мешочка бумажный самолет, можете взять два. Каждому участнику я задам ситуацию, в которой он не задумываясь долго должен быстро озвучить свое решение, как он поступит. В зависимости от вашего ответа я буду просить вас смять самолет или его сохранить.

Ситуации:

    Взрослых нет дома. Услышав звонок в дверь, ты:

(спросишь: «Кто там?», посмотришь в глазок и откроешь только знакомому);

    В помещении возник пожар. Комната задымлена. Твои действия:

(нагнешься, прикроешь нос и рот влажным полотенцем и побыстрее выйдешь)

    В квартире запахло горелой резиной. Что будешь делать:

(Найдешь источник запаха и постараешься устранить причину, либо звонить 03)

    Ты далеко заплыл и у тебя свело ногу. Твои действия?

(не паниковать! позвать на помощь, либо постараться разогреть ногу руками и аккуратно доплыть до берега на спине)

    Ты играешь с другом на игровой площадке. Он падает с турника, кричит от боли и не может встать. Твои действия? (Не трогать и позвать взрослых, либо позвонить 03)

    *Ты идешь по улице и видишь, как на котенка напала собака. Твои действия? (Ответ без оценки, оставляю открытым для размышлений. Выбор совести и здоровья.)

    Гуляя в лесу, ты нашел очень аппетитные, но неизвестные тебе ягоды. Что решишь? (Не есть незнакомые плоды)

    *Ты идешь по своим делам и замечаешь, как твоего друга обижают ребята явно сильнее вас обоих. Сделаешь вид, что не видишь или подойдешь? (Ответ без оценки, оставляю открытым для размышлений. Выбор совести и здоровья)

    Выйдя из магазина, ты заметил, что случайно прихватил с прилавка товар за который не расплатился. Что делать? (Вернуть товар)

    Младший по возрасту и по статусу огрызается и нагло ведет себя с тобой. Как быть? (Нужно уважать всех)

    Весь класс решил сбежать с урока. А ты? Что делать будешь? ((Ответ без оценки, оставляю открытым для размышлений. Вопрос доверия и совести).

Педагог: Как вы думаете, почему некоторые самолетики я просила смять?

(Так как решение принято неверное). Коллективное обсуждение некоторых решений.

Педагог: Эти самолетики олицетворяют ДОВЕРИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЧЕСТЬ. Посмотрите, эти понятия также хрупки, как эти самолетики, которые легко смять. К этим понятиям нужно относиться бережно. Одно неверно принятое вами решение может привести к потере и доверия и здоровья и чести, не оставив вам ни одного шанса вернуть их.

    Рефлексия: «Выбор в пользу добра».

Педагог: Ребята, принимать решения - сложно? (Да. )

Кому было сложно сегодня, поднимите руки?

Ребята, принимать решения - ответственно? (Да)

Кто почувствовал, что за свое решение ему придется отвечать?

Ребята, принимать решения - страшно? (Да)

Так вот, ребята в заключении мне хочется отметить, что при принятии решений:

Когда мы переступаем черту сложности, мы получаем СИЛУ.

Когда берем ответственность, мы получаем ВЛАСТЬ ( в той или иной степени)

Преодолевая страх, что мы получаем СМЕЛОСТЬ.

Но все эти качества вы можете получить только в одном случае, если принято правильное решение. А как понять, что решение правильное?

Коллективное обсуждение.

Педагог: действительно, если решение принято в пользу добра и честности!

Дорогие ребята, всегда старайтесь идти «дорогою добра». Это сложно, это ответственно, это страшно. Но этот путь самый правильный. Приняв правильное решение, вы почувствуете, как расправились ваши плечи, поднялось ваше настроение, и все люди вокруг вам улыбаются. И это есть счастье!

Демонстрация видео. «Круговорот добра».

    Самоанализ

Целью воспитательного мероприятия ставила – показать детям на примерах жизненных ситуаций сложность принятия решения и ответственность за него.

В первой части занятия в целях раскрепощения ребят, создании ситуации доверия использовала коллективное обсуждение, так как дети чаще замкнуты и вступают в дискуссию по одному неохотно.

Во второй части запланировала рассмотреть более детально ситуации с которыми, по моему мнению, чаще всего дети сталкиваются в своей повседневной жизни. И по моим наблюдениям эти конфликтные ситуации вводят их в замешательство и в растерянность. Хотела научить детей иначе (или со стороны) смотреть на бытовые конфликты, чтобы они были к ним готовы.

В третьей части, предложив детям так называемый блиц опрос, рассчитывала продемонстрировать, сложность ситуаций, в которых нужен быстрый ответ, и важность правильного решения в таких случаях.

При планировании воспитательного занятия учитывала то, что дети имеют ограниченный словарный запас. Чаще всего они неуверенные в себе, бояться ответить неправильно и попасть впросак, в связи, с чем не сразу вступают в открытый диалог.

Опасения были оправданы частично. Дети активнее обычного участвовали в дискуссии и охотно шли на контакт. Наблюдала их заинтересованность в происходящем и заметила процесс их внутренних размышлений по ходу занятия.


Скачать: uchimsaprinimatresheniya2006.pdf

A S С Н Е N
GUIDE
Матиас Нёльке
Учимся
принимать
решения
ОМЕГА-Л
Учимся принимать решения
4
УДК 159.95 ББК 88.3 Н49
«Lizenzausgabe des Rudolf Haufe Verlags, Bundesrepublik Deutschland, Freiburg i. Br. 2005»
«Licensed edition by the Rudolf Haufe Verlag,
Federal Republic of Germany, Freiburg, 2005»
«Лицензионное издание Издательства Рудольф Хауфе, ФРГ, Фрайбург, 2005»
Нёльке, Матиас.
Н49 Учимся принимать решения. Быстро, точно, правильно / Матиас Нёльке; [пер. с нем. Д.В. Ковалевой]. - М.: Омега-Л, 2006. - 127 с: ил., табл. - (TASCHEN GUIDE. Просто! Практично!). - Доп. тит. л. нем. - ISBN 5-365-00084-6.
Агентство CIP РГБ
Принять решение - всегда ответственный шаг. Но как принять правильное решение? Как свести к минимуму риск допустить ошибку?
Из этой книги Вы узнаете, как особенности мышления влияют на решения; какие пять шагов ведут к правильному решению; в чем состоят наиболее эффективные техники принятия решений и наиболее распространенные ошибки.
Книга написана простым, ясным и доступным языком, снабжена многочисленными примерами.
Для широкого круга читателей.
УДК 159.95.
ББК 88.3
ISBN 5-365-00084-6 (рус.) © 2004, Rudolf Haufe Verlag
ISBN 3-448-06345-2 (нем.) GmbH et Co. KG
© Омега-Л, 2006
www.natahaus.ru
TaschenGuide - все, что Вы должны знать
Для всех, у кого мало времени и кто хочет знать суть дела. Для начинающих и профессионалов, которые желают быстро освежить свои знания.
Вы экономите время и можете эффективно применять полученные знания на практике.
Авторы излагают каждую тему просто, в доступной форме.
Все разделы структурированы в соответствии с наиболее важными вопросами и проблемами, встречающимися на практике.
Наглядный план содержания позволяет Вам быстро и четко ориентироваться в книге.
Подробное руководство «шаг за шагом», системы самопроверки и полезные советы послужат Вам необходимым инструментом в работе.
Данные издания могут послужить оперативным и наглядным пособием для рабочих коллективов в различных организациях и на предприятиях.
Нас очень интересует Ваше мнение! Присылайте свои отзывы и предложения на электронный адрес: [email protected] Будем рады Вашим откликам.
Содержание
к Предисловие ¦
¦ Как решиться?
¦ Какие цели имеют значение?
¦ Время при поиске решений
¦ Семь наиболее распространенных ошибок
Как особенности мышления влияют на решения
¦ Мышление и принятие решений
¦ «Белые пятна» в нашем мышлении
¦ Пять шагов к правильному решению
1. Постановка вопроса
¦ 2. Прояснение цели
7
3. Выбор возможностей 4. Принятие решения 5. Проверка результата
Техники принятия решений -помощь в выборе решений
Анализ практической ценности «Дерево решений» Контрольные таблицы «Система нокаута» «Буриданов осел» Сценарий «наихудшего случая» Техники воображения Автор, «мысленных шляп», по де-Боно Принятие решений в группе
Литература
Предисловие
С необходимостью принимать решения мы вынуждены сталкиваться постоянно как в профессиональной, так и в личной жизни. Это не всегда дается нам легко, поскольку во многих случаях мы не можем предвидеть последствий нашего решения. К тому же от таких решений порой может зависеть очень многое: наш профессиональный успех, благополучие наших близких или наше личное благосостояние.
Принять решение - всегда ответственный шаг. Но как же принять правильное решение? Как свести к минимуму риск допустить ошибку?
В этом Вам поможет данная книга. Вы узнаете, как принимать решения, когда в нашем мышлении возникают «белые пятна» и как эти «белые пятна» могут влиять на наши решения; когда есть смысл принимать спонтанные решения и когда выбор решения требует сложного и тщательного подхода. Вы овладеете различными техниками принятия решений и получите большое количество практических советов, как улучшить Ваши навыки в этом деле. Единственное, что Вам нужно решить прямо сейчас: стоит ли приобрести данную книгу?
Д-р Матиас Нёльке
Простой способ принять правильное решение
Часто ли Вы принимаете поспешные решения? Происходит ли это под каким-либо давлением или же просто потому, что Вы откладываете их в долгий ящик? Как часто у Вас возникает чувство, что принятое Вами решение не было самостоятельным? Из этой главы Вы узнаете, как обнаружить скрытые цели, манипуляции и другие опасности, подстерегающие Вас на пути к выбору решения.
Простой способ принять правильное решение
Как решиться?
«В прошлом я принял правильное решение и благодаря этому принял правильное решение в будущем». Джордж В. Буш
Каждый день Вам приходится сталкиваться с необходимостью принимать огромное количество решений. Вы не раз сами это замечали. В самое короткое время Вы понимали, что нужно делать, и претворяли свое решение в жизнь.
Допустим, Вы стоите в книжном магазине, раскрыли вот эту книгу и должны принять одно-единственное решение: стоит ли Вам купить ее или поставить обратно на полку? Как Вы поступите в данном случае? Как придете к решению? И будет ли это решение правильным?
Пример
Вы взяли эту книгу в руки и начали читать. В течение следующих двух минут Вам нужно будет решить, стоит ли ее купить. Вы подсознательно задаете себе лимит времени. И уже очень скоро Вы сможете сказать, интересует ли Вас данная тема, хорошо ли пишет автор, нравится ли Вам данная книга или нет.
1 >

0 7 029 1

Порой людям трудно самостоятельно принимать решения. И это нормально, если речь идет о серьезных покупках, планах, больших делах. Но странно, когда человек делает все под диктовку кого-то другого, элементарно не может сам понять, что одеть, есть, как краситься. Такая личность полностью теряет себя, но иногда не в силах изменить ничего. Что же делать? Как научится самостоятельно принимать решения? Возможно ли это? Рассмотрим этот вопрос.

Не бойтесь ошибаться

Страх сделать что-то не так часто толкает людей на то, чтобы советоваться с другими. Это подсознательно как будто бы снимает ответственность с человека. Ведь он не сам же сделал, ему подсказали.

Как только вы сможете не боятся делать ошибки, нелепости, даже глупости – сможете принимать решения самостоятельно.

И тогда уже методом проб, набивания шишек научитесь правильно принимать все, и вести свою жизнь без чьей либо помощи.

Если самостоятельно трудно избавиться от такого страха – пойдите к . Возможно, секрет такого состояния кроется в детстве. Мама ругала за ошибки при исполнении поручений, или бабушка отчитывала за то, что купили молоко не той жирности, предварительно не посоветовавшись с ней. Разобравшись в себе – искоренить страх будет просто.

Главное помните, вы – живой человек, и имеете право на ошибку. Это нормально. Ненормально никогда не ошибаться.

Станьте самостоятельным

Если ребенок делает все только по совету мамы – норма, а если тридцатилетняя женщина ведет себя также – это похоже на патологию. Не нужно быть маленьким до 40 лет. Станьте самостоятельным. Тогда никто и никогда не посмеет вам советовать и указывать, что делать.

А для того, чтобы самостоятельность наступила – найдите хорошую работу, не берите денег у родных, не зависьте материально ни от кого, .

На самом деле, это просто. В один прекрасный момент скажите маме, папе, мужу, свекрови: «Спасибо за то, что вы помогаете мне принимать решения. Но я самостоятельная женщина (мужчина), и могу делать это без вашей помощи. Я благодарна (благодарен), что вы были со мной все это время. Но далее буду делать все самостоятельно» .

Поверьте, едва вы распробуете самостоятельность на вкус, поймете, что это здорово!

Не обращайте внимание на чужое мнение

Порой мешают принимать самостоятельные решение абсолютно посторонние люди: они говорят что-то, комментируют, а это мешает сосредоточиться, и точно понимать, что только ваше решение едино правильное.

Научитесь не слушать чужих, не обращать внимание на пересуды, молву и зависть.

Абстрагируйтесь от всего этого. Только человек реально компетентный и авторитетный для вас может как-то повлиять на любое решение. Да и его мнение должно быть проверено, и только вам все решать.

Станьте уверенным

Неуверенность в себе, силах, жизненном опыте толкает многих на советы с другими, поиск решений вместе с близкими. Если человек уверенный в себе – он все, даже самые сложные решения, принимает самостоятельно.

Чтобы быть увереннее – больше читайте и учитесь, имейте новые знания, идите в ногу со временем, ухаживайте за собой, старайтесь зарабатывать больше.

Как ни странно, помогают быть увереннее ошибки, которое вы совершили ранее.

Стать уверенным помогут психологические тренинги, общение с интересными и умными людьми, ощущение того, что вас любят.

Уверенность в себе растет от того, что вы будете чувствовать себя нужным и реализованным. Постарайтесь внести в свою жизнь больше радости, позитива, делайте добро, хорошие поступки и вам обязательно удастся стать таким, чтобы собой можно было гордится. А уж такому человеку принимать самостоятельные решение – легко и интересно.

Повзрослейте

Невозможность принять самостоятельное решение – признак детства и незрелости.

До тех пор, пока родители будут вас опекать, жена видеть в вас неразумного мальчика, а бабушка укладывать на работу сверток с пирожками – вам будет трудно принимать решения.

Ощущения того, что вы еще ребенок не покинет вас до тех пор, пока окружающие будут видеть в вас неразумное дитя. Вам нужно научиться вести себя по-взрослому. Заботиться о себе, тогда все вокруг поймут, что перед ними взрослый самостоятельный человек. И принимать решение без чьей либо помощи станет легче.

Начните с малого: если раньше вы приходя домой ждали, что жена подаст вам ужин – приготовьте его самостоятельно. Забыли, когда в последний раз сами находили свои носки без мамы – купите новые. Из таких мелочей и складывается мнение о вашей взрослости и самостоятельности.

Станьте экстремалом

Боязнь всего нового, опасного, экстремального толкает нас сидеть в четырех стенах, не находит увлечений и радости.

Но сделав единожды что-то экстраординарное, вы почувствуете в себе силу и запал.

И с каждым разом принимать решения будет все легче. Ведь единожды решив пригнуть с парашюта, будет уже глупо звонить подруге и спрашивать какое платье надеть на вечеринку. Вы уже самостоятельно приняли одно или несколько серьезных и даже жизненно необходимых решений, все остальное для вас – пустяки.

Заведите домашнее животное

Если всю жизнь за вас все решали – пора с этим покончить. Если пока вы не можете что-то указывать другим (и не надо этого делать в принципе), но вам хочется потренироваться принимать самостоятельные решения – кошечка, собачка, рыбка, хомячок, мышка, попугайчики и другие милые зверьки придут вам на помощь. Ведь они не могут самостоятельно приминать решения, вы за них в ответе, и именно вы можете решить, что им есть, когда гулять, как жить.

Матиас Нёльке - "Учимся принимать решения. Быстро, точно, правильно ". 11.01.2016 - 24.01.2016

Эта книга внезапно для меня стала второй прочитанной для рубрики отзывов о литературе. Пока не удаётся заставлять читать себя книги так часто, как планировал.

Сам отзыв в последних трёх абзацах, кому лень читать мои рассуждения - можете начать оттуда.

Итак, книгу я обнаружил на просторах интернет-магазинов книг. Заинтересовала она меня, как водится, названием. По-скольку, во-первых, раньше я не задумывался о проблемах принятия решений, жизнь и события в ней были довольно линейны и делились почти всегда на чёрное и белое, типа получил пятёрку - белое, двойку - чёрное. Что бы я ни выдумывал, оптимальным решением было хорошо учиться, чтобы хорошо закончить школу, чтобы поступить в хороший университет, в котором я бы хорошо учился, чтобы по его окончании было получено качественное образование, которое поможет в итоге найти хорошую работу. Всё просто:)

Но, чем дольше я работаю, тем яснее становится (эти мысли были и раньше, но я их старательно отбрасывал), что жизнь гораздо сложнее и, скорее, состоит из оттенков серого. Всё чаще стал замечать, что цитата из Assasin"s Creed красной нитью сплетает не только серию этих игр, но и работу: "Ничто не истина. Всё дозволено". Но чтобы достичь реалий дозволенной истины и выйти за ее рамки, нужно чаще принимать идеальные решения.

Во-вторых, в последние год-два, количество сложных решений, которые нужно принять в короткий срок, при ограниченных ресурсах и, на первый взгляд, примерно равных результатах (последствиях), стало активно расти и я давно задумался, что не плохо было бы почитать чё-нить на эту тему.

И вот как-то ночью я нашёл книгу "Учимся принимать решения. Быстро, точно, правильно". Более того, стоила она чуть больше ста рублей, что подтолкнуло меня к более быстрому решению о покупке книги вместо её поисков в fb2. Книга, точнее книжка, оказалась напечатанной на формате вдвое меньше А5 (тетрадный лист) на 125-ти страницах, что как бЭ намекало, но всё равно не испугало меня.

Когда я начал её читать, всё время думал как я её уничтожу в своём отзыве и оставлю где-нибудь в общественном туалете, где не принято класть туалетную бумагу, по-скольку манера написания меня убивала: мне всё время казалось, что это какая-то сокращённая версия настоящей книги, которая к тому же переведена электронным переводчиком, где корректор только поправил окончания)))) На столько криво и неуместно строятся предложения, водятся хороводы вокруг да около. Вся суть которых сводилась к "Решения нужно принимать на основе сравнения аналитически выверенных равнозначных параметров между несколькими альтернативами, не забывая при этом про интуицию, которая подсказывает вам подсознательное решение, основанное на вашем опыте".

Но, внезапно! Именно так, на 85-й странице, напомню, из 125-ти страниц, в главе "Техники принятия решений" я нашёл именно то, ради чего была куплена эта книжка. На последних 40-ка страницах приведены самые распространенные алгоритмы поиска решений. Не скажу, что они открыли для меня Америку, стали для меня шокирующими, но какой-то порядок в голове всего того, что я знал, ощущал, догадывался, привели в структуру.

Надо сказать, что такой дотоша, как я, даже прочтя этот отзыв, начал бы читать книгу сначала, но не делайте так. Откройте её, перелестните на 85-ю страницу и вперед!??