Богданович, Ипполит Фёдорович. Ипполит Богданович

Ипполи́т Фёдорович Богдано́вич (23 декабря 1743 , Переволочна, Киевская губерния - 6 января 1803, Курск) - русский поэт. В историю русской литературы вошёл главным образом как автор стихотворной повести (развлекательной поэмы) «Душенька» - вольного переложения романа Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона».

Биография

Ипполит Богданович родился 23 декабря 1743 (3 января 1744) года в Переволочне, в украинской дворянской семье.

В 1761 году окончил Московский университет и оставлен надзирателем за классами в университете, хотя с десяти лет был определён в военную службу.

В 1762 году переведён в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763 году прикомандирован в штат известного военного деятеля графа П. И. Панина.

В 1764 году Богданович начал службу в Иностранной коллегии и с 1766 по 1769 являлся секретарём русского посольства при Саксонском дворе. В 1769 году был переведён в департамент герольдии, в 1780 - в государственный архив.

С 1783 года Богданович - член Российской академии. С 1788 по 1795 год - председатель государственного архива. После увольнения со службы - оставил Петербург.

Умер в Курске 6 января 1803 года. Похоронен на Херсонском кладбище гор. Курска.

Творчество

Писать стихи начал в детстве и уже 14 лет печатал их благодаря М. М. Хераскову и И. И. Мелиссино. В 1763 году он познакомился с графиней Екатериной Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при её участии, выступал как издатель журнала «Невинное упражнение» (1763).

Около 1775 года сочинил вольную повесть в стихах «Душенька», подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея («Любовь Психеи и Купидона» (1669). «Душенька» была напечатана в первый раз в 1783 году в Петербурге, до 1841 года выдержала 15 изданий; последнее - в 1787 году А. С. Сувориным в «Дешёвой библиотеке». Сочинение это доставило Богдановичу известность и обратило на него внимание Екатерины II. По её поручению он написал для Эрмитажного театра «Радость Душеньки» (1786), «Славяне» (1787) - пьесы, не имевшие успеха.

С сентября 1775 года он издавал «С.-Петербургский вестник», а в 1775-1782 годах редактировал «СПб. ведомости». Кроме того, он написал:

«Сугубое блаженство» (поэма СПб., 1765);

«Добромысл», (др. повесть в стихах. М., 1805);

«Блаженство народов» (поэма, М. 1810);

«Берег» (СПб., 1812);

«Русские пословицы» (3 ч. СПб., 1785; здесь народные пословицы переделаны в двустишия);

«Лира, или собрание разных сочинений» (СПб., 1773).

Подобно многим своим современникам-поэтам, Богданович активно занимался переложением псалмов:

«Ода из псалма 114»

«Псалом 45»

«Небеса поведают славу Божию (из псалма 18)»

«Псалом 148»

Плодами его исторических занятий остались:

«Историческое изображение России» (СПб., 1777)

и переводы:

«Малая война, описанная майором в службе короля Прусского» (с фр., СПб., 1768);

«Сокращение из проекта о вечном мире Руссо (из Сен-Пьера)» (СПб., 1771)

«Вертота, история о бывших переменах в Римской республике» (с французского, 3 ч. СПб., 1771-75).

Богданович оставил автобиографию (напечатана в «Отечественных записках», 1853, № 4).

Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809-1810 гг., 6 ч.; 2-е изд. - М. 1818-1819 г., 4 ч.; 3-е - Смердинское, в 2 ч., в 1848 г.

«Душенька»

Из всего написанного Ипполитом Фёдоровичем историко-литературное значение имеет только «Душенька». Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII века, занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизной её содержания и формы и произвели Богдановича в «гении». «Душенька» породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь «классическое» произведение.

Смерть Богдановича вызвала массу эпитафий, в которых Богданович превозносится именно за написание «Душеньки»:

Зачем нам надписьми могилу ту чернить

Где Душенька одна всё может заменить?

Говорится в одной из них.

Сегодня, спустя время, в «Душеньке» можно отметить лёгкость стиха и желание, насколько позволяет нравственная цензура, побеседовать о «клубничке», благодаря которой поэма главным образом и имела успех у современников.

Гражданство:

Российская империя Российская империя

Род деятельности: Язык произведений: Подпись:

Ипполи́т Фёдорович Богдано́вич (23 декабря 1743 [3 января ], Переволочна , Киевская губерния - 6 января , Курск) - русский поэт. В историю русской литературы вошёл главным образом как автор стихотворной повести (развлекательной поэмы) «Душенька» - вольного переложения романа Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона».

Биография

Ипполит Богданович родился 23 декабря 1743 (3 января ) года в Переволочне , в украинской дворянской семье .

Ипполит Фёдорович Богданович умер 6 января 1803 года в Курске ; похоронен на Херсонском кладбище города Курска.

Творчество

  • «Ода из псалма 114»
  • «Псалом 45»
  • «Небеса поведают славу Божию (из псалма 18)»
  • «Псалом 148»

Плодами его исторических занятий остались:

  • «Историческое изображение России» (СПб., )

и переводы:

  • «Малая война, описанная майором в службе короля Прусского» (с фр., СПб., 1768);
  • «Сокращение из проекта о вечном мире Руссо (из Сен-Пьера)» (СПб., 1771)
  • «Вертота, история о бывших переменах в Римской республике» (с французского, 3 ч. СПб., 1771-75).

Богданович оставил автобиографию (напечатана в «Отечественных записках», 1853, № 4).
Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809-1810 гг., 6 ч.; 2-е изд. - М. 1818-1819 г., 4 ч.; 3-е - Смердинское, в 2 ч., в 1848 г.

«Душенька»

Из всего написанного Ипполитом Фёдоровичем историко-литературное значение имеет только «Душенька». Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII века , занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизной её содержания и формы и произвели Богдановича в «гении». «Душенька» породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь «классическое» произведение.

Смерть Богдановича вызвала массу эпитафий, в которых Богданович превозносится именно за написание «Душеньки»:

Зачем нам надписьми могилу ту чернить Где Душенька одна всё может заменить?

Говорится в одной из них.

Сегодня, спустя время, в «Душеньке» можно отметить лёгкость стиха и желание, насколько позволяет нравственная цензура, побеседовать о «клубничке», благодаря которой поэма главным образом и имела успех у современников.

Напишите отзыв о статье "Богданович, Ипполит Фёдорович"

Примечания

Литература

  • Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. И. З. Сермана], Л., 1957; в сборнике: Песни и романсы русских поэтов. [Вступ. ст. В. Е. Гусева], М.-Л.,1965.
  • Благой Д. Д. , История русской литературы XVIII в., 3 изд., М., 1955;
  • Мазаев М. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Серман И. З., И. Ф. Богданович - журналист и критик, в кн.: XVIII век, сб. 4, М.- Л., 1959.

Ссылки

  • Богданович Ипполит Фёдорович «Стихотворения»
  • Карамзин Николай Михайлович «О Богдановиче и его сочинениях»
  • Богданович И. Ф. / Предисл. и прим. Г. Геннади // Отечественные записки , 1853. - Т. 87. - Кн. 4. - С. 181-186.
  • Коровин В. Л. // Энциклопедия Кругосвет
  • Родословная И.Ф.

Отрывок, характеризующий Богданович, Ипполит Фёдорович

Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких нибудь глупостей. И, перебирая воспоминания нынешнего дня, воспоминание о французе барабанщике представилось ему. «Нам то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» – подумал он. Но заметив, что он заврался о кремнях, он теперь боялся.
«Спросить бы можно, – думал он, – да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел. Я им покажу завтра, какой я мальчик! Стыдно будет, если я спрошу? – думал Петя. – Ну, да все равно!» – и тотчас же, покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки, он сказал:
– А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? дать ему чего нибудь поесть… может…
– Да, жалкий мальчишка, – сказал Денисов, видимо, не найдя ничего стыдного в этом напоминании. – Позвать его сюда. Vincent Bosse его зовут. Позвать.
– Я позову, – сказал Петя.
– Позови, позови. Жалкий мальчишка, – повторил Денисов.
Петя стоял у двери, когда Денисов сказал это. Петя пролез между офицерами и близко подошел к Денисову.
– Позвольте вас поцеловать, голубчик, – сказал он. – Ах, как отлично! как хорошо! – И, поцеловав Денисова, он побежал на двор.
– Bosse! Vincent! – прокричал Петя, остановясь у двери.
– Вам кого, сударь, надо? – сказал голос из темноты. Петя отвечал, что того мальчика француза, которого взяли нынче.
– А! Весеннего? – сказал казак.
Имя его Vincent уже переделали: казаки – в Весеннего, а мужики и солдаты – в Висеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике.
– Он там у костра грелся. Эй, Висеня! Висеня! Весенний! – послышались в темноте передающиеся голоса и смех.
– А мальчонок шустрый, – сказал гусар, стоявший подле Пети. – Мы его покормили давеча. Страсть голодный был!
В темноте послышались шаги и, шлепая босыми ногами по грязи, барабанщик подошел к двери.
– Ah, c"est vous! – сказал Петя. – Voulez vous manger? N"ayez pas peur, on ne vous fera pas de mal, – прибавил он, робко и ласково дотрогиваясь до его руки. – Entrez, entrez. [Ах, это вы! Хотите есть? Не бойтесь, вам ничего не сделают. Войдите, войдите.]
– Merci, monsieur, [Благодарю, господин.] – отвечал барабанщик дрожащим, почти детским голосом и стал обтирать о порог свои грязные ноги. Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел. Он, переминаясь, стоял подле него в сенях. Потом в темноте взял его за руку и пожал ее.
– Entrez, entrez, – повторил он только нежным шепотом.
«Ах, что бы мне ему сделать!» – проговорил сам с собою Петя и, отворив дверь, пропустил мимо себя мальчика.
Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику.

От барабанщика, которому по приказанию Денисова дали водки, баранины и которого Денисов велел одеть в русский кафтан, с тем, чтобы, не отсылая с пленными, оставить его при партии, внимание Пети было отвлечено приездом Долохова. Петя в армии слышал много рассказов про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами, и потому с тех пор, как Долохов вошел в избу, Петя, не спуская глаз, смотрел на него и все больше подбадривался, подергивая поднятой головой, с тем чтобы не быть недостойным даже и такого общества, как Долохов.
Наружность Долохова странно поразила Петю своей простотой.
Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенность своего положения. Долохов же, напротив, прежде, в Москве, носивший персидский костюм, теперь имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке. Он снял в углу мокрую бурку и, подойдя к Денисову, не здороваясь ни с кем, тотчас же стал расспрашивать о деле. Денисов рассказывал ему про замыслы, которые имели на их транспорт большие отряды, и про присылку Пети, и про то, как он отвечал обоим генералам. Потом Денисов рассказал все, что он знал про положение французского отряда.
– Это так, но надо знать, какие и сколько войск, – сказал Долохов, – надо будет съездить. Не зная верно, сколько их, пускаться в дело нельзя. Я люблю аккуратно дело делать. Вот, не хочет ли кто из господ съездить со мной в их лагерь. У меня мундиры с собою.
– Я, я… я поеду с вами! – вскрикнул Петя.
– Совсем и тебе не нужно ездить, – сказал Денисов, обращаясь к Долохову, – а уж его я ни за что не пущу.
– Вот прекрасно! – вскрикнул Петя, – отчего же мне не ехать?..
– Да оттого, что незачем.
– Ну, уж вы меня извините, потому что… потому что… я поеду, вот и все. Вы возьмете меня? – обратился он к Долохову.
– Отчего ж… – рассеянно отвечал Долохов, вглядываясь в лицо французского барабанщика.
– Давно у тебя молодчик этот? – спросил он у Денисова.
– Нынче взяли, да ничего не знает. Я оставил его пг"и себе.
– Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.
– Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
– Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
– Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
– А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
– Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
Долохов засмеялся.
– Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
– Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.

Ипполит Богданович (1743—1803)

Ипполит Федорович Богданович родился 23 декабря 1743 г. в местечке Переволочное на Украине, в семье бедного дворя-нина. В раннем детстве он обнаружил страстную любовь к чтению, рисованию, музыке и поэзии. На одиннадцатом году он был отвезен в Москву и записан в юстиц-коллегию юнке-ром. Президент коллегии, заметив в нем особенную склон-ность к наукам, позволил ему учиться в математической шко-ле при сенатской конторе. Но Богданович увлекался больше поэзией и театром. Побывав однажды в театре, он так был поражен всем виденным, что отправился к М. М. Хераско-ву с просьбой принять его в актеры. Автор «Россиады» уговорил 15-летнего Богдановича записаться в число слушателей Московского университета, предлагая у себя помещение. Поселившись у Хераскова, в 1758 г. Богда-нович поступает в Московский университет. С 1761 г. ис-правляет должность надзирателя в университете, с 1763 г. редактирует журнал «Невинное упражнение», издававший-ся при участии княгини Е. Р. Дашковой. По протекции Даш-ковой Богданович в том же (1763) году получил в штате графа Н. И. Панина место переводчика иностранной колле-гии и переехал в Петербург. С 1765 г. Богданович служил в иностранной коллегии, а с 1766 по 1769 гг. — секретарем русского посольства в Дрездене. После возвращения в Пе-тербург он с 1776 по 1782 гг. редактировал столичную газе-ту «Санкт-Петербургские ведомости»; в 1780—1795 гг. слу-жил в Государственном Петербургском архиве.

Известный публике небольшими стихотворениями и доволь-но удачными переводами из Вольтера, которые печатались в «Невинном упражнении», Богданович в 1765 г. издал свою первую небольшую поэму «Сугубое блаженство», ко-торая, однако, успеха не имела. По возвращении из Дрезде-на Богданович продолжает заниматься переводами сочине-ний просветителей и, в частности, переводит сочинение Рус-со «Сокращение, сделанное Жан-Жаком Руссо, женевским гражданином, из проекта о вечном мире, сочиненного гос-подином аббатом Сен-Пьером» (1771). В 1773 г. Богдано-вич анонимно издает сборник своих произведений «Лира, или Собрание разных в стихах сочинений и переводов неко-торого муз любителя». В 1770-х гг. «любитель муз» начина-ет работу над главным произведением своей жизни, кото-рое принесло ему славу, положение в обществе, милость императрицы и благодаря которому его имя сохранилось до наших дней, не превратившись в звук пустой. В 1775 г. поэт «положил на алтарь Грации» свою «Душеньку».

«Душенька» (первая часть была опубликована в 1778 г. под названием «Душенькины похождения», полностью «Ду-шенька» вышла в свет в 1783 г.) поставила Богдановича наравне с первыми поэтами того времени. Эта поэма, сюжет которой заимствован Богдановичем из повести Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона», в свою очередь заимствован-ной Лафонтеном у Апулея, имела успех необычайный. Им-ператрица Екатерина II отозвалась о поэме с большой похва-лой, сановники и придворные наперебой спешили оказать ав-тору знаки уважения; поэты прославляли его в «эпистолах, одах, мадригалах и надписях». Современникам, утомленным однообразием ложноклассических (в современном литерату-роведении используется термин классицизм) произведений, написанных по всем правилам строгой теории, в «Душеньке» понравилась игривость, смешение классического с русским, народным, понравился также и стих — вольный и разнооб-разный по количеству стоп и сочетанию рифм. После этого Богданович начинает писать только из желания угодить своей высокой покровительнице, особенно поощрявшей драма тур-гию. Между 1775 и 1789 гг. Богдановичем написаны лиричес-кая комедия «Радость Душеньки» и драма «Славяне» (1787 г.), поставленные на сцене Эрмитажного театра (к 25-летию царствования Екатерины II).

К концу царствования Екатерины он сделался одним из ревностных придворных поэтов и перевел все лучшие сти-хи, написанные в честь императрицы Вольтером, Мармонтелем и другими поэтами. Из созданного в этот период наи-больший интерес представляет сборник «Русские послови-цы» (1785). Богданович собрал и переложил их стихами по желанию императрицы; пословицы сглажены, смягчены и расположены по затронутым в них нравственным вопросам. В 1787 г. по именному монаршему повелению Богданович сочинил из русских пословиц два театральных представле-ния. На этом литературная деятельность автора «Душеньки» практически завершилась. В 1796 г. он вышел в отстав-ку с полным окладом. Вскоре после этого Богданович уехал к родственникам в Сумы, а в 1798 г. переехал в Курск, откуда одой приветствовал вступление на престол Александра I. В конце 1802 г. Богданович занемог, а б января 1803 г. скон-чался и был погребен на курском городском кладбище.

Главная заслуга Богдановича-поэта состоит в развитии и совершенствовании легкого свободного стиха. Поэт говорит от своего имени — личность поэта, иронически настроенно-го человека, проступает в каждой строке. Оценив вырази-тельные возможности вольного, разностопного ямба, кото-рый до этого использовался лишь при написании басен, Богданович и написал им поэму. Разговорная легкость язы-ка, лукавый и игривый тон, поэтическая смелость, иногда допускавшая даже небрежность, в сочетании с кокетливым жеманством вызывали у современников и удивление, и протест, и восхищение. Позже эти достижения Богданови-ча были усвоены поэзией

03 января 1744 - 18 января 1803

русский поэт

Биография

Ипполит Богданович родился 23 декабря 1743 (3 января 1744) года в Переволочне, в украинской дворянской семье.

В 1761 году окончил Московский университет и оставлен надзирателем за классами в университете, хотя с десяти лет был определён в военную службу.

В 1762 году переведён в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763 году прикомандирован в штат известного военного деятеля графа П. И. Панина .

В 1764 году Богданович начал службу в Иностранной коллегии и с 1766 по 1769 являлся секретарём русского посольства при Саксонском дворе. В 1769 году был переведён в департамент герольдии, в 1780 - в государственный архив.

С 1783 года Богданович - член Российской академии. С 1788 по 1795 год - председатель государственного архива. После увольнения со службы - оставил Петербург.

Творчество

Писать стихи начал в детстве и уже 14 лет печатал их благодаря М. М. Хераскову и И. И. Мелиссино . В 1763 году он познакомился с графиней Екатериной Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при её участии, выступал как издатель журнала «Невинное упражнение» (1763).

Около 1775 года сочинил вольную повесть в стихах «Душенька», подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея («Любовь Психеи и Купидона» (1669). «Душенька» была напечатана в первый раз в 1783 году в Санкт-Петербурге, до 1841 года выдержала 15 изданий; последнее - в 1787 году А. С. Сувориным в «Дешёвой библиотеке». Сочинение это доставило Богдановичу известность и обратило на него внимание Екатерины II. По её поручению он написал для Эрмитажного театра «Радость Душеньки» (1786), «Славяне» (1787) - пьесы, не имевшие успеха.

С сентября 1775 года он издавал «С.-Петербургский вестник», а в 1775-1782 годах редактировал «СПб. ведомости». Кроме того, он написал:

  • «Сугубое блаженство» (поэма СПб., 1765);
  • «Добромысл», (др. повесть в стихах. М., 1805);
  • «Блаженство народов» (поэма, М. 1810);
  • «Берег» (СПб., 1812);
  • «Русские пословицы» (3 ч. СПб., 1785; здесь народные пословицы переделаны в двустишия);
  • «Лира, или собрание разных сочинений» (СПб., 1773).

Подобно многим своим современникам-поэтам, Богданович активно занимался переложением псалмов:

  • «Ода из псалма 114»
  • «Псалом 45»
  • «Небеса поведают славу Божию (из псалма 18)»
  • «Псалом 148»

Плодами его исторических занятий остались:

  • «Историческое изображение России» (СПб., 1777)

и переводы:

  • «Малая война, описанная майором в службе короля Прусского» (с фр., СПб., 1768);
  • «Сокращение из проекта о вечном мире Руссо (из Сен-Пьера)» (СПб., 1771)
  • «Вертота, история о бывших переменах в Римской республике» (с французского, 3 ч. СПб., 1771-75).

Богданович оставил автобиографию (напечатана в «Отечественных записках», 1853, № 4).

Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809-1810 гг., 6 ч.; 2-е изд. - М. 1818-1819 г., 4 ч.; 3-е - Смердинское, в 2 ч., в 1848 г.

«Душенька»

Из всего написанного Ипполитом Фёдоровичем историко-литературное значение имеет только «Душенька». Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII века, занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизной её содержания и формы и произвели Богдановича в «гении». «Душенька» породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь «классическое» произведение.

Смерть Богдановича вызвала массу эпитафий, в которых Богданович превозносится именно за написание «Душеньки»:

Говорится в одной из них.

Сегодня, спустя время, в «Душеньке» можно отметить лёгкость стиха и желание, насколько позволяет нравственная цензура, побеседовать о «клубничке», благодаря которой поэма главным образом и имела успех у современников.

Библиография

  • Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. И. З. Сермана], Л., 1957; в сборнике: Песни и романсы русских поэтов. [Вступ. ст. В. Е. Гусева], М.-Л.,1965.
  • Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 3 изд., М., 1955;
  • Серман И. З., И. Ф. Богданович - журналист и критик, в кн.: XVIII век, сб. 4, М.- Л., 1959.

БОГДАНОВИЧ, ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ (1743–1803) – поэт, переводчик, журналист.

Родился 23 декабря 1743 (3 января 1744) в селе Переволочна Полтавской губернии. Происходил из небогатых малороссийских дворян. По собственному признанию, «издетства любил чтение книг, рисование, музыку и стихотворство, к которому особливо получил вкус чтением стихотворных сочинений Михаила Васильевича Ломоносова». Получил домашнее образование, затем учился в Москве, где пытался поступить в актеры. Его отговорил М.М.Херасков, объяснив «неприличность актерского звания для благородного человека». В 1757 он же устроил его в гимназию при Московском университете и поселил в своем доме. Под влиянием Хераскова Богданович начинает писать нравоучительные басни, сказки, переложения псалмов и другие оригинальные и переводные произведения, которые тот печатает в своем журнале «Полезное увеселение» (1760–1762).

В 1763 Богданович становится редактором журнала «Невинное упражнение», издававшегося княгиней Е.Р.Дашковой, где популяризировались идеи французских философов и вольнодумцев. Здесь, среди прочих его сочинений, появился большой стихотворный перевод из Вольтера – Поэма на разрушение Лиссабона (1763). Позднее Богданович перевел прозой его же стихотворную комедию Нанина, или побежденный предрассудок (1765). Первое крупное оригинальное сочинение Богдановича – дидактическая поэма Сугубое блаженство (1765) – по словам Н.М.Карамзина, «не сделала сильного впечатления в публике».

В 1764 Богданович переезжает в Петербург, где поступает на службу в Коллегию иностранных дел к графу Н.И.Панину, покровительствовавшему писателю. Два года он провел в Дрездене в составе дипломатической миссии. Вернувшись в 1769 в Петербург, продолжает интенсивную переводческую деятельность: печатает переводы статей из энциклопедии Дидро и Даламбера, рассуждение аббата Сен-Пьера о вечном мире в изложении Ж.-Ж Руссо (1771), Историю о бывших переменах в Римской республике Р.-О.Верто в трех частях (1771–1775) и др. В 1775–1776 редактирует журнал «Собрание новостей», включавший разнообразный злободневный материал (в т.ч. одна статья, где доказывалась невыгодность крепостного права для самих помещиков). В 1775–1782 осуществляет «главное смотрение» за изданием газеты «Санктпетербургские ведомости», где впервые вводит специальный раздел отзывов о новых книгах. В 1777 издает первую часть своего Исторического изображения России (вторая часть так и не вышла), посвященного истории древней Руси, – не столько история, сколько нравоучительное сочинение на историческом материале.

Главное, прославившее Богдановича сочинение, – поэма Душенька – полностью вышла в 1783 (первая неполная редакция поэмы под заглавием Душенькины похождения появилась еще в 1778) и потом неоднократно переиздавалась. Это галантная сказка, полная изящного остроумия, невинной эротики и ненавязчивых нравоучений. Ее сюжет – история любви Амура и Психеи – восходит в роману Апулея Метаморфозы, или Золотой осел , но поэма Богдановича почти свободна от мифологических подтекстов, она ближе к обработке этого же сюжета французским баснописцем Ж.Лафонтеном в романе Любовь Амура и Психеи , которому он и подражал. Однако при этом Богдановичу удалось остаться вполне самостоятельным. В поэме много примет русского быта, намеков на современные события в литературной и политической жизни, а Диана и Аполлон соседствуют с Кащеем и Змеем Горынычем. Главные достоинства поэмы – ее легкий ироничный стиль и столь же легкий и гибкий стих. Особенно важен оказался впервые явившийся здесь образ «творца» –добродушного, чувствительного и беспечного поэта, впоследствии «канонизированный» Н.М.Карамзиным в обширной некрологической статье О Богдановиче и его сочинениях (1803). Душеньку высоко ценили К.Н.Батюшков, Е.А.Боратынский, Н.В.Гоголь и, конечно, А.С.Пушкин, который по-своему использовал опыт Богдановича в Руслане и Людмиле .

Душенька была восторженно принята современниками и полюбилась самой императрице. За ее автором вскоре закрепилось прозвание «певца Душеньки». По указу Екатерины II Богданович в 1786 написал лирическую комедию Радость Душеньки , поставленную в придворном театре.

В год выхода поэмы Богдановича избирают в члены Российской Академии. Он участвует в работе над академическим словарем русского языка, издает сборник Русские пословицы (1785), пишет много стихов, сочиняет драму Славяне (1788), но в 1788, заняв должность председателя Петербургского архива, почти прекращает занятия литературой. В 1795 он выходит в отставку и навсегда уезжает из столицы. Сначала он живет в малороссийском городе Сумы, затем, с 1797 и до конца жизни, – в Курске. Здесь он, будучи однажды в гостях, обратил внимание на крепостного мальчика М.С.Щепкина (будущего великого актера) и предоставил ему возможность пользоваться своей библиотекой, тем самым сыграв большую роль в его дальнейшей судьбе. В 1801–1802 адресовал в Академию стихи и речи, жалуясь при этом на бедность и требуя какого-нибудь вознаграждения, но просьбы его были отклонены. Умер 6 (18) января 1803 в Курске после непродолжительной болезни.

Издания: Стихотворения и поэмы . Л., 1957; Душенька . М.: Ладомир, 2002.

Владимир Коровин