И мы забыли навсегда заключены.

«Согражданам» Анна Ахматова

И мы забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озера, степи, города
И зори родины великой.

В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома…
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,

За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.

Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет.

Анализ стихотворения Ахматовой «Согражданам»

Стихотворение «Согражданам» открывает пятый сборник Ахматовой «Anno Domini MCMXXI», выпущенный в 1922 году. Советская цензура вырезала страницу с ним практически из всех экземпляров тиража книги. Чем же не угодила Анна Андреевна властям? Поэтесса говорит от лица всех жителей Северной Венеции (везде употреблено местоимение «мы» и его производные). Пребывание в любимом городе противопоставляется свободе, которой больше в нем нет. Петроград Ахматова называет «дикой столицей». Те, кто решил остаться в ней, навсегда забыли «озера, степи, город и зори родины великой». В стихотворении выводится метафора, ставшая ключевой для сборника «Anno Domini MCMXXI». Анна Андреевна рисует перед читателями образ рокового круга, в его центре – человек, предпринимающий попытки найти свое место в новом страшном мире, выжить не только физически, но и духовно.

«Согражданам» — реакция Ахматовой на свершившуюся революцию и ее плоды. У поэтессы нет желания покидать обожаемый Петербург, хотя она и понимает, что дальше будет только хуже. Об этом говорится в заключительной части стихотворения. Из-под пера Анны Андреевны появляется неутешительное пророчество. Ахматова предчувствует приход иной поры, близость которой предвещает ветер смерти, студящий сердце. По ее мнению, всем, кто нашел в себе силы не сбежать, «град Петров невольным памятником будет». Петрограду поэтесса противопоставляет Бежецк. Стихотворение, посвященное этому древнему русскому городу, расположено вторым в сборнике «Anno Domini MCMXXI». Там царит покой, раздается веселый рождественский звон, стоят белые церкви, «милого сына цветут васильковые очи».

Мотив невозможности ухода из родных мест по моральным соображениям встречается не только в «Согражданам», но и в других послереволюционных произведениях Ахматовой. В 1917 году, когда пошла первая волна эмиграции и за границу подались многие знакомые поэтессы, на свет появилось стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…». С самого начала Анна Андреевна осознавала, что приход к власти большевиков не принесет России ничего хорошего. Тем не менее, она не могла себе позволить покинуть страну. И с каждым годом убежденность ее только росла. В 1922 году Ахматова написала «

ТЕМА РОДИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. А. АХМАТОВОЙ

Обычно наиболее остро тема Родины встает в литературе в период войн, революций, то есть тогда, когда человеку необходимо совершить нравственный выбор. В русской литературе эта проблема стала наиболее актуальной в начале XX века. Новая идеология, которую принесла с собой революция, была неприемлема для многих людей как старого, так и нового поколения русской интеллигенции.

А. А. Ахматова с самого начала не приняла революцию и никогда не меняла своего отношения к ней.

Вполне закономерно, что в ее творчестве возникает проблема эмиграции. Многие , художники и музыканты, близкие Ахматовой, уехали за границу, навсегда покинув Родину.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой...

Ахматова не осуждает тех, кто уехал, но четко определяет свой выбор: для нее эмиграция невозможна.

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда»...

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Родина в стихах Ахматовой - это Царское Село, Слепнево, Петербург-Петроград-Ленинград, город, с которым так тесно была связана ее с удьба. В стихотворении «Петроград, 1919» она пишет:

И мы забыли навсегда,

Заключены в столице дикой,

Озера, степи, города

И зори родины великой.

В кругу кровавом день и ночь

Долит жестокая истома...

Никто нам не хотел помочь

За то, что мы остались дома,

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя

Его дворцы, огонь и воду...

Для Ахматовой Петербург - это совершенно реальный город. Но в некоторых стихотворениях он может быть и символом России в конкретный момент времени, когда на примере одного города показывается судьба целой страны:

Иная близится пора,

Уж ветер смерти сердце студит,

Но нам священный град

Петра Невольным памятником будет.

Ахматова не только рассматривает события в России как политические, но и придает им вселенское значение. И если у Блока в поэме «Двенадцать» революция - это разгул стихий, вселенских сил, то у Ахматовой это кара Божья. Вспомним «Лотова жена»:

И праведник шел за посланником Бога,

Огромный и светлый, по черной горе.

Но громко жене говорила тревога:

Не поздно, ты можешь еще посмотреть

На красные башни родного Содома,

На площадь, где пела, на двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома,

Где милому мужу детей родила...

Это не просто библейская притча. Ахматова сравнивает судьбу своей Родины с Содомом, как позже с Парижем в стихотворении «В сороковом году» («Когда погребают эпоху...»). Это не смерть Петербурга или России, это смерть эпохи; и Россия не единственное государство, которое постигла такая участь. Все закономерно: у всего есть свой конец и свое начало. Ведь любая новая эпоха начинается обязательно с крушения старой. Возможно, поэтому в стихах Ахматовой есть и светлые ноты, предвещающие рождение нового времени.

Но с любопытством иностранки,

Плененной каждой новизной,

Глядела я, как мчатся санки,

И дикой свежестью и силой

Мне счастье веяло в лицо,

Как будто друг от века милый

Всходил со мною на крыльцо.

В поэме «Реквием» Ахматова вновь встраивает свои переживания в контекст эпохи. Поэма так и начинается:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Таков был ее окончательный выбор.

Анна Андреевна Ахматова

И мы забыли навсегда,
Заключены в столице дикой,
Озера, степи, города
И зори родины великой.

В кругу кровавом день и ночь
Долит жестокая истома…
Никто нам не хотел помочь
За то, что мы остались дома,

За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя
Его дворцы, огонь и воду.

Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет.

Стихотворение «Согражданам» открывает пятый сборник Ахматовой «Anno Domini MCMXXI», выпущенный в 1922 году. Советская цензура вырезала страницу с ним практически из всех экземпляров тиража книги. Чем же не угодила Анна Андреевна властям? Поэтесса говорит от лица всех жителей Северной Венеции (везде употреблено местоимение «мы» и его производные). Пребывание в любимом городе противопоставляется свободе, которой больше в нем нет. Петроград Ахматова называет «дикой столицей». Те, кто решил остаться в ней, навсегда забыли «озера, степи, город и зори родины великой». В стихотворении выводится метафора, ставшая ключевой для сборника «Anno Domini MCMXXI». Анна Андреевна рисует перед читателями образ рокового круга, в его центре - человек, предпринимающий попытки найти свое место в новом страшном мире, выжить не только физически, но и духовно.

«Согражданам» — реакция Ахматовой на свершившуюся революцию и ее плоды. У поэтессы нет желания покидать обожаемый Петербург, хотя она и понимает, что дальше будет только хуже. Об этом говорится в заключительной части стихотворения. Из-под пера Анны Андреевны появляется неутешительное пророчество. Ахматова предчувствует приход иной поры, близость которой предвещает ветер смерти, студящий сердце. По ее мнению, всем, кто нашел в себе силы не сбежать, «град Петров невольным памятником будет». Петрограду поэтесса противопоставляет Бежецк.

Воздвиженская церковь г. Бежецк до революции

Стихотворение, посвященное этому древнему русскому городу, расположено вторым в сборнике «Anno Domini MCMXXI». Там царит покой, раздается веселый рождественский звон, стоят белые церкви, «милого сына цветут васильковые очи».

Мотив невозможности ухода из родных мест по моральным соображениям встречается не только в «Согражданам», но и в других послереволюционных произведениях Ахматовой. В 1917 году, когда пошла первая волна эмиграции и за границу подались многие знакомые поэтессы, на свет появилось стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…». С самого начала Анна Андреевна осознавала, что приход к власти большевиков не принесет России ничего хорошего. Тем не менее, она не могла себе позволить покинуть страну. И с каждым годом убежденность ее только росла. В 1922 году Ахматова написала «Не с теми я, кто бросил землю…», где осудила эмигрантов. Она назвала их изгнанниками, сравнила с заключенными, больными, странниками.