Как зовут жен 3 богатырей. Кем были три богатыря на самом деле

Три богатыря - российская гепталогия полнометражных мультипликационных фильмов, повествующих о приключениях трёх самых известных богатырей - Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Мультфильмы были созданы кинокомпаниями «Мельница » и СТВ . Осенью 2008 года, был выпущен сборник всех трёх частей от концерна «Союз ». С 2010 по 2015 год сборники мультфильмов про богатырей и других сказочных героев также продавались на пиратских дисках.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Три богатыря и принцесса Египта (мультфильм)

    ✪ Три Богатыря и Шамаханская Царица (мультфильм)

    ✪ Три богатыря и морской царь (мультфильм)

    ✪ Илья Муромец и Соловей Разбойник (мультфильм)

    ✪ Три богатыря: Ход конем. Мультфильмы

    Субтитры

Мультфильмы цикла

Действие происходит в средние века на русских землях условно в X-XIII веке. Каждый из мультфильмов имеет отдельный сюжет, но связан основными героями. Единственным сквозным героем всех мультфильмов является Князь Киевский, которого озвучил Сергей Маковецкий .

Алёша Попович и Тугарин Змей (2004)

Мультфильм создавался с 11 июня 2004 года режиссёром Константином Бронзитом . Первая в России экранизация былины об Алёше Поповиче и Тугарине Змее. Съёмки окончены 22 июля 2004 года.

Бюджет: $4 000 000. Кассовые сборы: $6 720 288

Добрыня Никитич и Змей Горыныч (2006)

Премьеру мультфильма огласили в 2005 году, а сняли через год. Съёмки шли с 13 декабря 2005 года по 4 февраля 2006 года.

Бюджет: $4 500 000. Кассовые сборы: $6 864 576

Илья Муромец и Соловей-Разбойник (2008)

Премьера состоялась 27 декабря 2008 года. Мультфильм должен был стать завершением трилогии о трёх богатырях, но было решено продолжать серию - кассовые сборы как окупили мультфильм, так и с лихвой покрыли убытки от двух предыдущих частей. Также 4 ноября 2008 года шла на Первом канале . Съёмки шли с 15 августа по 13 сентября 2007 года.

Бюджет: $2 000 000. Кассовые сборы: $12 432 144

Три богатыря и Шамаханская царица (2010)

Бюджет: $3 000 000. Кассовые сборы: $24 288 720

Три богатыря на дальних берегах (2012)

Бюджет: $3 500 000. Кассовые сборы: $32 000 000

Три богатыря. Ход конём (2015)

Съёмки шли с 24 августа по 4 октября 2014 года, а премьера состоялась 1 января следующего года.

Бюджет: $3 500 000. Кассовые сборы: $24 576 288

Три богатыря и морской царь (2016)

Съёмки шли с 25 января по 27 февраля 2016 года [ ] . Премьера в России и мире состоялась 1 января 2017 года.

Бюджет: $4 000 000. Кассовые сборы: $14 134 274

Три богатыря и принцесса Египта (2017)

Фильм анонсирован с началом показа мультфильма «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Анонсированная дата выхода - 28 декабря 2017 года. Съёмки пойдут в мае.

Съёмочная группа

В скобках указан номер фильма

  • Авторы сценария - Константин Бронзит (1), Максим Свешников (1-3), Александр Боярский (1-7), Илья Максимов (1-2), Ольга Никифорова (4), Светлана Саченко (6-7), Алена Табунова (7)
  • Режиссёры - Константин Бронзит (1), Илья Максимов (2), Владимир Торопчин (3), Сергей Глезин (4), Константин Феоктистов (5-7)
  • Художники-постановщики - Ольга Овинникова (1-5), Олег Маркелов (3-4), Елена Лаврентьева (4), Лидия Савина (5), Светлана Дегтярёва (6)
  • Художники по персонажам:
    • Марина Михеева (1-5)
    • Светлана Варфоломеева (2-5)
    • Людмила Стеблянко, Илья Максимов (1-2)
    • Екатерина Смирнова (4-5)
    • Олег Маркелов (2-3)
    • Анна Попко, Ольга Лызо, Майя Нинбург, Елена Кокоулина (4)
  • Художники лэй-аутов:
    • Марина Михеева (1-5)
    • Светлана Мардаголимова, Олег Пожидаев (1-3)
    • Екатерина Салабай (3), Артём Мясников (3)
    • Юлия Байгулова (3-5)
    • Елена Терлецкая, Екатерина Смирнова, Екатерина Комелина, Наталья Ковалевская (4-5)
    • Альбина Кунцевич, Евгения Банди, Алевтина Шабунина (5)
  • Руководители отдела лэй-аутов - Марина Михеева (1-4), Елена Терлецкая (5)
  • Ведущие аниматоры:
    • Ольга Образцова, Екатерина Шрага (1-2)
    • Елена Кокоулина (2-3)
    • Александра Шоха (2-4)
    • Антон Рудин (2)
    • Ольга Кажанова, Екатерина Салабай (3)
    • Екатерина Рябкова (4)
    • Наталья Ковалевская, Евгения Тройнятникова, Татьяна Румянцева, Ольга Пермякова, Вера Шиганова (5)

Развитие характеров героев, художественные особенности и отсылки к другим фильмам

Сначала идёт фильм «Алёша Попович и Тугарин Змей», потому что здесь Князь более молодой, а на престол встал недавно. Опыта особо не замечено. Возможно, что это отсылка к князю Владимиру Святому, который принял христианство на Руси. Следующим идёт «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Строго говоря, хронологически эта история началась чуть-чуть позже, чем история Алёши Поповича. К тому времени Князь занимался государственными делами, невзирая на Алёшу. В шатре хана Бекета можно увидеть изображение Тугарина Змея. Также можно заметить разваленные ворота Киева и полуразломанную дверь во дворце, что осталось после прихода Алёши с Тугарином.

В мультфильме «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» Князь уже старше и умнее. На носу корабля можно увидеть изображение Алёши Поповича. Уже в начале этого фильма Князь радостно пересчитывает всю свою казну, тогда как в предыдущем на нём висел гигантский долг в 40 тысяч монет. Кроме того, именно с этой серии он обретает зачатки храбрости, не имевшиеся в первых двух (авантюрная погоня за Соловьём и финальная битва) и проявившиеся далее - в пятой части.

В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» Князь обретает новую черту характера - влюблённость. Хотя она была наваждением, зато изменила героя. Причиной всего этого была фотография царицы, которую Князь нашёл в книге «Поколение Х», и можно заметить, что она издаёт звук щёлканья камеры. В шестом фильме она появилась на несколько секунд.

В последующих мультфильмах характер Князя сформирован окончательно: это меркантильный, хитрый, жадный и трусоватый человек, который всё же способен на подвиг и беспредельно любим своим народом, поскольку радеет о благе Киева. Князь вечно влипает в передряги вместе с Юлием, относясь к нему, как к брату. Богатырей и их жён он стал считать за свою родню.

Богатыри практически не изменяются в своём поведении и характере на протяжении фильмов. Сквозной темой для них становятся отношения с жёнами. Хотя богатыри не чураются простой крестьянской работы, обыденная жизнь без врагов для них скучна и приводит к расслаблению, но отъезды не нравятся их жёнам, особенно Настасье Филипповне - жене Добрыни Никитича. В походах богатыри переосмысляют отношение к семейной жизни. После завершения походов обычно все семейные проблемы улаживаются.

Заметно иррациональное содержание богатырской силы - она появляется не от тренировок, а от обладания артефактами: родной землёй, зубом дракона и т. п. Исчезновение же силы может быть связано с падением боевого настроя богатырей - от осознания своей бесполезности, от отсутствия врагов, от утраты важных атрибутов.

Несмотря на былинную основу и «военность» богатырей, фильмы из цикла не содержат никаких сцен жестокости или насилия. Ни один из злодеев не был убит (в лучшем случае антагониста пленят, а чаще всего он убегает или исправляется и мирится с протагонистами), а все битвы сводились к раскидыванию врагов по сторонам.

Персонажи

После успехов трёх мультфильмов о богатырях было решено снять ещё несколько мультфильмов, со спин оффом , где все три богатыря и другие персонажи (известны с этих фильмов): конь Юлий, Князь Киевский, жёны богатырей (Любава, Настасья Филипповна и Алёнушка), бабуля, Тихон, Змей Горыныч и кони богатырей (Бурушка, Моисей и Вася) объединятся. Новые мультфильмы стали показывать события, которые не были в былинах. Первым из них был мультфильм «Три богатыря и Шамаханская царица», режиссёром которого стал Сергей Глезин.

Через 2 года, богатырей стал снимать Константин Феоктистов.

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои - былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

Алёша Попович

Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.
Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».
Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Добрыня Никитич

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня - добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает.
Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен - играет на гуслях и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум - князь-дружинник.
Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич - это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское - Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» - как раз трансформированное народом «Низкинич».

Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец

Илья Муромец - старший из «младших богатырей». В нем все - наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных - ушел в монахи.
Прототип нашего главного витязя - Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

Кто из нас не слышал о славнейших былинных богатырях: Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче. Кто из мальчишек не мечтал быть похожим на них? И точно нет никого, кто не видел картину художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» — её репродукция не только печаталась в нескольких школьных учебниках.

Так кто же они, былинные богатыри?

В жизни Илья не только славно воевал, но и монашествовал, и даже причислен Церковью к лику святых, что свидетельствует о выдающемся вкладе богатыря в становлении и укреплении Православной веры. Нетленные мощи преподобного Ильи Муромца хранятся в Киево-Печерской Лавре, части мощей в разное время были переданы в различные православные храмы России и Украины. Неоднократно мощи преподобного Ильи Муромца исследовались медицинскими комиссиями, последнее было организовано Министерством здравоохранения Украины в 1988 году. Учёные, оснащённые передовой аппаратурой того времени установили, что Илья, как и повествует былина, был приблизительно до тридцати лет прикован к постели, причиной тому была болезнь позвоночника. Кстати, именно за выздоровление болящих на паралич следует молиться преподобному Илье Муромцу. Этим же исследованием доподлинно установлена причина смерти Ильи – погиб от удара копья в сердце – копьё пробило также левую руку богатыря. Сам факт такой смерти предполагался ещё в девятнадцатом веке, но исследование 1960-х годов поставило под сомнение эту версию: будто бы монахи прокололи копьём труп уже после смерти богатыря.

Это был крупный с развитыми костьми и мускулатурой человеком. Ростом Илья был 182 сантиметра, это при том, что средний рост взрослых людей того времени был не более 160 сантиметров. Для людей того времени Илья Муромец выглядел приблизительно также, как для нас знаменитые силачи Василий Вирастюк или Алексей Кокляев, а этим ребятам под силу сдвинуть с места гружёный грузовик или средний самолёт.

Известно, что он приходился родным братом Малуше — матери князя Владимира Великого – хрестителя Руси.

За свою жизнь Добрыня поменял немало «профессий»: был и «дворовым» мальчиком в тереме княгини Ольги, где зачастую ему доводилось выполнять самую чёрную работу; был гриднем – элитным воином княжеской дружины у Святослава; «нянькой», воспитателем и учителем своего малолетнего племянника княжича Владимира, а когда тот стал князем, был при нём регентом и первейшим советником; в жёсткой и часто кровопролитной политической борьбе того времени возглавлял «славянскую» партию, противостоявшей партии «варяжской» во главе с воеводой Свенельдом.

Место рождения Добрыни считается столица древлян — город Искоростень (сейчас Коростень Житомирской области). После сожжения города ратью княгини Ольги, пленённого 10-летнего Добрыню привезли в терем киевской княгини, где он с сестрой обитал на правах дворцовой челяди. Немало унижений испытал княжич от людей низких, с которыми он вдруг оказался в одинаковом положении.

Княжеский плотник смастерил мальцу деревянный меч, и Добрыня вечерами, и даже ночью, упражнялся на берегу Днепра в боевом искусстве.

Когда Добрыня подрос, политика Киева по отношению к окраинам Руси стала более мягкой, изменилось и отношение к Добрыне и его сестре, будущий богатырь был определён в княжескую дружину. Новичка решил испытать сотник варяжских наёмников – опытный и умелый воин. Каково же было удивление дружинников, когда Добрыня выбил из рук варяга меч его же собственным приёмом!

После рождения Владимира, Добрыня был определён ему в воспитатели. Пришлось бывалому воину осваивать педагогическую премудрость. Этим роль Добрыни в судьбе Владимира Великого не исчерпывается. Именно он уговорил послов из Новгорода просить себе князем Владимира, именно он, фактически, являлся регентом при нём в самом Новгороде, быстро завоевав авторитет среди горожан. Деятельный Добрыня сплотил противников варяжского господства из всех земель Руси. «Славянской» партии вскоре удалось, часто в боях, завоевать первенство в важных землях Руси: новгородской, древлянской, псковской, именно на неё опирался Владимир, добыв княжий стол в Киеве.

Немалая роль Добрыни и в крещении Руси Владимиром Великим. Он не только принимал участие в решении принять христианство из Византии, но и активно обращал «сограждан» в новую веру.

Добрыня был женат на женщине-воительнице по имени Настасья. Интересно, что будущая супруга однажды победила Добрыню в своеобразном «спаринге», как когда-то сам Добрыня победил варяжского сотника.

Известно, что был он одним из лучших, а возможно наилучшим русским витязем своего времени. Побеждал Алёша не столько силой, сколько умением и смекалкой. Пользовался авторитетом среди воинства. Служил в дружинах князей ростовского и киевского. Жил вначале трагического в истории Руси ХІІІ века. Родился в Ростове. Геройски погиб в 1223 году в сражении на реке Калка.

Имена первой тройки самых знаменитых древних витязей до сих пор у всех на слуху – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Мы вспомнили, чем именно они заслужили свой статус, и какие ещё были русские главные русские богатыри

Откуда есть пошли богатыри?

Впервые русские былины были записаны известными учёными XIX века П. Н. Рыбниковым (четырехтомник с 200 былинными текстами) и А. Ф. Гильфердингом (318 былин). А до этого сказания передавались устно - от дедов к внукам, и, в зависимости от деда - с самыми разными дополнениями и деталями. «Современная наука о богатырях» делит их на две группы: "старшие" и "младшие".

"Старшие" – старше, древнее, относятся к дохристианскому периоду, порой являются существами сверхъестественными, оборотнями с неимоверной силой. «Было ль – не было ль», - это как раз про них. Сказания о них переходили из уст в уста, и многие историки вообще считают их мифами или древними славянскими божествами.

Так называемые "младшие богатыри" имеют уже вполне человеческий образ, они обладают большой, но уже не титанической, не стихийной силой и почти все живут во времена князя Владимира (980-1015 гг.) В исторических летописях сохранилось многое, указывающее на то, что события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси и были ее супер-героями.

Главные представители былинного супер-геройства в очередном порядке.

1.Святогор. Богатырь-Гора

Ужасный великан, Старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно древнее происхождение Святогора. В сказаниях народа древний воин передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.

2.Микула Селянинович. Богатырь-Плуг

Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула берет даже не силой, а выносливостью. Он – первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Страшная его сила, сопоставление со Святогором указывают на то, что этот образ сложился под влиянием мифов о титанических существах, бывших, вероятно, олицетворением земли или бога-покровителя земледелия. Но сам Микула Селянинович уже представляет не стихию земли, а идею оседлой земледельческой жизни, в которую он вкладывает свою огромную силу.

3.Илья Муромец. Богатырь и человек

Главный защитник русской земли, обладает всеми чертами реального исторического персонажа, однако все его похождения все еще сопоставлены с мифом. Илья сидит сиднем тридцать лет; получает силу от богатыря Святогора, исполняет первую крестьянскую работу, отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья Разбойника, освобождает Чернигов от татар. А далее – Киев, богатырская застава с «братьями крестовыми», бои с Поленицей, Сокольником, Жидовином; нехорошие отношения к Владимиру, нападение татар на Киев, Калин, Идолище; битва с татарами, три «поездочки» Ильи Муромца. Не все моменты одинаково разработаны в литературе: одним походам посвящено сравнительно много исследований, другими же почти никто до сих пор не занимался обстоятельно. Физическую силу богатыря сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что, наконец, он стал святым угодником. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Следует отметить, что это весьма традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Почивающие в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии - кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копья.

4.Добрыня Никитич. Богатырь-Львиное Сердце

Сопоставляется с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть "мягкосердия богатырского". Добрыня имеет прозвание "млад", при огромной физической силе "мухи не обидит", он защитник "вдов и сирот, несчастных жен". Добрыня также "артист в душе: мастер петь и играть на гуслях". Он - представитель высшего русского общества, типа князя-дружинника. Он княжич, богач, получивший высшее образование, стрелец и борец отличный, знает все тонкости этикета, на речах разумен, но он легко увлекается и не очень стоек; в частной жизни он человек тихий и смирный.

5.Алёша Попович. Богатырь - Робин

Тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитичем: он находится в постоянных отношениях с ними. Он как бы «младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб. В бою он вёрток, хитёр, дерзок, но, в конце концов, к позднейшему развитию эпоса, Алеша оказывается бабьим пересмешником, злостным наветчиком женской чести и неудачливым ловеласом. Трудно понять, как богатырь пережил такое вырождение, возможно, всему виной природная черта – хвастливость.

6.Михаил Потык - Богатырь Like A Rolling Stone

Сражается с аллегорическим змеем зла, по Библии отражением исконного врага человека, «который принял на себя вид змея, стал враждебно между первым мужем и первой женой, обольстил первую жену и ввёл первых людей в искушение». Михаил Потык - представитель земской служилой силы, он - непосед, возможно имя изначально его имя звучало как Поток, что значило «бродячий, кочевой». Он является идеалом кочевника..

7.Чурила Пленкович - Богатырь заезжий

Помимо старых и новых богатырей существует отдельная группа заезжих удальцов. Суровец Суздалец, Дюк Степанович, Чурила Пленкович – как раз из этой серии. В прозвищах этих богатырей прямое указание на родную местность. Крым в древние времена назывался Сурожем или Сугдаей, поэтому богатырь, происходивший оттуда, назван был Суровцом или Суздальцем. Из Сурожа происходил также и Чурило Пленкович, имя которого «расшифровывается» как Кирилл сын Плёнка, Френка, Франка, то есть итальянского сурожского купца (этим именем Феленк, Ференк турки и татары обозначали в Крыму генуэзцев). Чурила - олицетворение молодости, дерзости и богатства. Слава о нем шла впереди него – знакомство с князем Владимиром обставил следующим образом: навел страху на бояр и дворян, заинтриговал князя своей дерзостью и удалью, пригласил в имение – и… скромно согласился служить князю. Однако стал заложником своей дерзости – полюбил молодую жену старого боярина. Старый боярин вернулся домой – Чуриле голову срубил, а молодая его жена сама грудью на острые вилы бросилась.

Исторические источники «расселили» великую троицу по разным векам. Имена трех богатырей стали символами детства для многих поколений ребят.

В былинах и легендах три богатыря - Илья Муромец , Добрыня Никитич и Алеша Попович часто совершают различные подвиги вместе. Спасают родную землю от полчищ врагов, выходят на бой с диковинными злодеями, выручают попавших в беду пригожих девиц.

Их деяния нашли отражения не только в славянском эпосе, но и в историях, которые веками передавали из уст в уста финны, алтайцы, германцы, скандинавы. Кем же были на самом деле эти три витязя и встречались ли они друг с другом?

Илья Муромец

В 1188 году в Киево-Печерской обители отошел ко Господу преподобный старец Илия , память которого православные христиане отмечают 1 января. Всенародный герой, увенчанный славой и израненный в боях, принял иноческий постриг в глубокой старости. По другой версии, инок Илья Печерский погиб в бою, когда в 1204 году князь Рюрик привел половцев в Киев и разорил лавру.

Мощи его покоятся в Ближних пещерах лавры. В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава Украинской ССР провела экспертизу останков.

Исследование показало, что в гробнице покоится мужчина по меркам XII века преклонного возраста, перенесший множество травм и ранений и умерший от поражающего удара, нанесенного в область сердца. Округлое орудие, возможно, копье, пронзило его левую руку и вошло в грудь. Правая рука его осталась навеки сложенной для крестного знамения. Медики также выявили дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей.

Так стало ясно, что Церковь хранит память о былинном герое, образ которого в многочисленных пересказах за многие века сделался расплывчатым и неопределенным.

Историкам известно несколько вариантов происхождения Ильи. Так, например, тем самым богатырем мог быть Илья Чоботок . Это прозвище он заслужил, когда, за неимением оружия, отбился от врагов чоботом, то есть сапогом. Во владимирском селе Карачарове не только считают Илью Муромца своим земляком, но и родичем. Мужчинам из семейства Гущиных , обладавших необыкновенной силой, аж до XIX века запрещалось участвовать в потешных кулачных боях.

По другой версии Илья пришел на службу к киевскому князю Владимиру из селения Карачев близ города Моровийска на Черниговщине. А германские эпические поэмы, не вдаваясь в подробности, именуют его просто - Ильей Русским .

Этот богатырь является главным действующим лицом в 15 сюжетах героических былин, по которым можно проследить его биографию. Если исходить из них, то в юности Илья был парализован, а впоследствии - исцелен каликами перехожими (по некоторым версиям - Христом и двумя апостолами). Он учился воинскому искусству у Святогора , а поступив на службу к киевскому князю, зарекомендовал себя победой над Соловьем-разбойником . Известно также, что у Ильи Муромца были непростые отношения с князем Владимиром, а его сына Сокольничка постигла трагическая судьба.

Добрыня Никитич

Место рождения этого богатыря точно не известно. Некоторые исследователи полагают, что он родился во второй половине X века где-то в районе Владимира-Волынского. Вполне возможно, Никитич – вовсе не его отчество, а искаженное прозвище, данное по названию села Низкиничи.

Именно воевода Добрыня, полагают историки, помог Владимиру взойти на княжеский престол в обход старшего брата Ярополка . К слову, Добрыня вполне мог подучить Владимира добиться силой Рогнеды , дочери половецкого правителя, которая стала невестой Ярополка.

Владимир с войском пришел в Полоцк, захватил Рогнеду и публично изнасиловал. Сам князь, как описывают легенды, был весьма женолюбив и держал в Киеве целый гарем. Охотиться за единственной женщиной (пусть она и отказалась выходить замуж за него, назвав сыном рабыни), чтобы потом унизить ее, - не в его характере. А Добрыню весьма раздражали напоминания о том, что его сестра Малуша при князе Святославе была рабыней, ключницей.

В былинах Добрыня Никитич бьется со Змеем и выручает из беды целую череду красавиц, включая собственную жену, Настасью Микулишну . В реальности, будучи поставлен князем Владимиром наместником в Новгороде, он сначала устанавливает в городе языческих идолов, а затем, после крещения племянника, обращает свой удел в христианство.

Несмотря на религиозные шатания, богатырь был грамотным и умелым правителем, при нем Новгород расцвел. Многим стратегическим государственным решениям князь Владимир также обязан своему дяде и воспитателю. Сын Добрыни Никитича, Константин , стал одним из видных сподвижников Ярослава Мудрого . Прямым потомком героя был святой Варлаам Печерский , первый игумен Киево-Печерской лавры.

Алеша Попович

В былинах Добрыня Никитич бился с Ильей Муромцем прежде чем они подружились. А Алеша Попович сватался к жене Добрыни, когда тот был в походе. На самом деле Добрыня Никитич жил в X веке и служил Владимиру Красно Солнышко, Илья Муромец два века спустя подвизался на службе у Владимира Мономаха .

А ростовский храбрец Александр (Олеша) Попович , который стал прообразом былинного Алеши Поповича, в молодости воевал за Всеволода Большое Гнездо , а сложил голову в битве при Калке в 1223 году в дружине Мстислава Старого , то есть в XIII веке. И неразлучной троицы богатырей, очевидно, никогда не существовало.

"Некто от ростовских, житель Александр , глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп ; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу", - говорится в летописях начала XIII века.

Богатырь оказался втянут в политическое противостояние двоих сыновей князя Всеволода, Константина и Юрия , и лично убил несколько лучших воинов последнего. Чтобы избежать мести, он уехал в Киев в дружину князя Мстислава Старого.

Воин из боярского рода, отцом которого был священник, в былинах изображается не силачом, а хитрецом. Он хвастлив, коварен и ловок. Летописи же перечисляют многочисленные битвы, в которых Александр Попович принимал участие и побил немало врагов. Один из них, половецкий хан Тугоркан , вошел в былины под именем Тугарина .

Князь Мстислав был счастлив, когда к нему на службу поступил такой прославленный воин, который, к тому же, привел с собой несколько опытных товарищей. Киевский правитель полагал, что теперь сможет справиться с любым неприятелем. Однако в битве при Калке, где русские полки вместе с половцами выступили против татар, Мстислава ждали поражение и смерть.

По некоторым данным, Алеша Попович был сыном святителя Леонтия , епископа Ростовского и Суздальского.