Красота по-венециански: Дворец дожей. Венецианские дожи

В далёком прошлом не было сильнее государства во всём Средиземноморье, чем Венеция. Прошло много лет, и теперь данный город манит в эти места уже не различных торговцев и захватчиков, а огромное количество туристов со всех уголков света, желающих насладиться изумительным великолепием венецианских достопримечательностей.

Одним из них является шедевр архитектуры, представленный в готическом стиле - дворец дожей. В течение многих сотен лет он служил резиденцией для городского правительства и даже успел побывать в роли помещения, где раньше устраивали заседания республиканские советы. Об этом известном на весь мир строении узнаем из данной статьи.

Основание и реконструкция

Дворец дожей (Италия) начал своё существование в X веке, но сооружение периодически подвергалось разрушительным пожарам. Поэтому строение в наше время имеет совершенно другой вид, чем тот, который у него был более тысячелетия тому назад.

В первые годы своего основания дворец был настоящей крепостью и выступал в качестве объекта стратегического значения. Вокруг него был сооружён большой ров, и повсюду возвышались огромные сторожевые башни. Со временем это всё было уничтожено до основания сильным огнём.

В середине XIV века началось строительство самой узнаваемой южной части здания, с которой открывается замечательная панорама. Затем правительство Венеции приняло решение, что вся городская власть должна находиться в роскошном и презентабельном месте, поэтому выбор пал на дворец дожей. История данного здания говорит о том, что здесь какое-то время располагалась тайная полиция и канцелярия.

В конце XVI века данное сооружение пострадало от нового пожара, полностью стёршего с лица земли всё его южное крыло. После итальянскими архитекторами было решено сотворить такой дворец, который будет внушать почтение и трепет всем иноземным послам. Благодаря этому становится понятно, почему данная венецианская достопримечательность имеет такое роскошное убранство и поражает своим великолепием.

Внешний вид сооружения

Когда смотришь на дворец дожей, складывается впечатление, что его фасад состоит из различных элементов архитектуры, совершенно не имеющих никакой между собой связи. Но в то же самое время здание выглядит потрясающе, притягивая взор любого посетителя.

Все отделочные работы строения велись в основном в конце XV века. В это время как раз готический стиль постепенно сменялся на эпоху гармоничного Ренессанса. Поэтому в фасаде преобладают архитектурные округлые формы, переливающиеся при солнечном свете различными оттенками мрамора.

Дворец дожей располагает одной омрачающей его историю деталью. Здесь на втором этаже, где девятая и десятая колонны сооружены из камня красного цвета, оглашались вердикты о смертных казнях.

В центральной части сооружения находится балкон, над которым установлена скульптура, изображающая Правосудие. В XIX столетии с этого места было объявлено об объединении и Италии.

Описание дворца

Стиль дворца дожей представлен в разных архитектурных направлениях. Первый ярус сооружения специально сделан так, чтобы придавать зданию некую легкость, но это только на первый взгляд. Дворец дожей держат 36 огромных колонн. А на втором ярусе здания их намного больше, но они меньше по диаметру. Парадная часть сооружения чем-то отдалённо напоминает перевёрнутое корабельное судно. В его внутреннем дворике находится несколько этажей прекрасных галерей. Туда можно зайти через разные врата, одни из них имеют название Бумажные. Их так величают благодаря тому, что здесь когда-то вывешивала свои указы местная власть.

В северном крыле располагается множество статуй различных знаменитых философов, а также именно эта часть здания в былые времена служила апартаментами дожей. Здесь по углам стоят архангелы, символизирующие собой войну, торговлю и мир.

Попасть на второй этаж венецианской достопримечательности можно через Лестницу Гигантов, на верхней площадке которой короновали правителей. Здесь повсюду стоят олицетворяя собой Св. Марка, считающегося покровителем всей республики.

Залы дворца дожей - это необыкновенное и изумительное зрелище. Здесь расположены красивейшие картины, выполненные лучшими итальянскими мастерами, и много различных уникальных архитектурных памятников разных времён. В этих помещениях раньше обговаривались важные государственные вопросы и выносились приговоры, а в данное время они вызывают большой интерес у всех ценителей искусства и культуры.

По мнению многих туристов, очень интересное расположение своих залов и галерей имеет дворец дожей. План его строительства разрабатывался знаменитыми итальянскими архитекторами.

и зал Гримани

Вначале экскурсии все туристы попадают в Пурпурную комнату. Здесь дож представал перед прокураторами, поэтому стены и потолок данного помещения имеют богатое убранство, а мраморный камин этого зала украшен гербом правителя Агостино Барбариго, которому в былые времена покорялась вся Венеция. Дворец дожей картины свои хранит в зале Гримани. На многих из них изображен покровитель Венеции - Св. Марк. Помимо этого, в этом помещении находятся красивые фрески и много интересных исторических экспонатов.

Зал Четырех Дверей, Зал Коллегии, Зал Сената

Второй по счёту пролёт Золотой Лестницы приводит туристов в Зал Четырёх Дверей. Его потолок был спроектирован великим Палладио и расписан Тинторетто.

В другой примыкающей к нему комнате одна из стен украшена различными мифологическими сценами, а одна из самых драматических картин дворца - «Похищение Европы» находится в этом зале возле окна.

Далее идёт Зал Коллегии, где правители и их советники принимали иностранных послов, а также обсуждали великие дела республики. В этой комнате представлено 11 картин великих представителей искусства той эпохи.

В соседнем помещении правитель и его 200 помощников обговаривали разные дела международного значения, поэтому комната и получила соответствующее название - Зал Сената.

В Зале Совета Десяти проходили заседания могущественных представителей городской власти, на которых затрагивались вопросы государственной безопасности. В этой комнате потолок украшен двумя великолепными полотнами Веронезе.

В следующем помещении - Оружейной палате, находится почтовый ящик, служивший в своё время для анонимных доносов. Оттуда большая дверь из дерева ведёт в Зал государственных инквизиторов, а после неё сразу идёт помещение, где осуществлялись пытки, а также находились тюремные камеры.

Длина этого помещения равна 54 метрам, поэтому данная комната считается самой большой не только в городе, но и во всей стране. Зал Большого Совета расположен в южной части сооружения и его когда-то украшали полотна знаменитых итальянских художников, которые, к сожалению, были уничтожены при пожарах.

Картина дворца дожей «Рай», расположенная в этой комнате, считается одной из самых больших в мире. Помещение имеет огромный плоский потолок, затянутый великолепными полотнами живописи, имеющими оправку в виде вызолоченных узоров.

В настоящее время в этом зале собрана полная коллекция портретов всех дожей, правивших когда-либо в Венеции, кроме Марино Фальеро, который был казнён за измену.

Как попасть во дворец туристам?

Дворец дожей пользуется популярностью среди путешественников и поклонников всего прекрасного в любое время года, поэтому билеты туда без очереди приобрести практически невозможно. Кроме того, данное место можно посетить, купив экскурсионный тур по Венеции, чтобы осмотреть все достопримечательности этого города.

Но стоит внимательно изучить сферу действия билетов, так как не во все может быть включено посещение самых секретных мест дворца и а они как раз представляют наибольший интерес для туристов. Эти комнаты являются частью долгой экскурсии, за которую нужно платить отдельно.

Время работы и как добраться

В период с апреля по октябрь дворец дожей для экскурсий открыт с 08:30 утра до 19:30 вечера, а в холодное время года - с ноября по март, он закрывается на 2 часа раньше. Весь осмотр сооружения обойдётся примерно в 20 евро с человека.

Совершенно не составит никакого труда попасть во дворец дожей. Где находится данное здание, подскажет любой местный житель. Оно располагается по следующему адресу: Piazzetta 1, таким образом находясь между Маленькой площадью Сан-Марко и молом.

Которая тогда так еще и не называлась, была коммуной; ею управляли двенадцать трибунов, выбранных в 466 году на собрании в Градо. Каждый из них управлял отдельным островом, но все они подчинялись императору Восточной Римской империи. Войны с лангобардами наглядно показали необходимость объединения, и в 697 году (наряду с трибунами) жители островного города-государства избрали себе первого дожа - им стал Паололуццио Анафесто. Дожа избрали якобы для заключения мирного договора с королем лангобардов, но в науке эта версия считается легендарной.

Сначала местом пребывания дожа была Гераклея, позднее его резиденция располагалась в Маламокко, а в 810 году дож Аньело Партичипацио перенес ее на остров Риальто. Для возведения города Аньело Партичипацио создал комиссию из трех человек: один отвечал за создание песчаных заслонов-волнорезов, благодаря которым в лагуне поддерживался определенный уровень ; второй - за создание сложной системы каналов для осушения болот и подготовку суши для закладки свай и фундаментов; третий - непосредственно за строительство.

Дож, избиравшийся пожизненно, был живым символом Светлейшей республики, и в официальных документах его именовали Государем. Избрание дожа, его посвящение и венчание обставлялись пышными церемониями; во время вступления в должность он представал перед народом в сооруженной на помосте часовне, а затем вместе с главным комендантом Арсенала садился в паланкин, который специально отряженные для этого люди проносили вокруг площади Сан-Марко. В это время дож бросал в толпу новые, только что отчеканенные монеты со своим профилем.

Парадный наряд дожа отличался королевской роскошью и великолепием: длинный плащ из затканной золотом материи, поверх которого была наброшена горностаевая мантия с большими пуговицами по горловине; красные штаны и платье из тонкой , черные туфли, украшенные золотом и пурпуром. Корона дожа, по описанию французского просветителя Шарля Монтескье, представляла собой «высокий колпак, украшенный крупными жемчужинами и столь же крупными драгоценными камнями». Корона была сделана из златотканой материи, и золото на ней лежало в два слоя.

Для посещения монастырей и соборов, а также для встреч с народом дож облачался в золотое или пурпурное (в зависимости от обстоятельств) одеяние, и у него был бархатный зонтик, расшитый золотом. Так, на Рождество он посещал церковь монахинь-августинок в золотом плаще; его сопровождали сенаторы в парадных одеждах из узорчатых тканей, отделанных мехом. По случаю победы над Падуей (1162) дож пришел в собор Сан-Марко в одеянии из бордового шелка, а окружавшие его сенаторы были в пунцовых одеждах.

По традиции дож везде появлялся во главе процессии, число участников которой менялось в зависимости от каждого конкретного случая. Если речь шла о похоронах, его сопровождали патриции в красных одеждах, капитул собора Сан-Марко, музыканты из Королевской капеллы, представители духовенства и т.д. В других случаях (например, в праздник св. Стефана), когда дож на больших, ярко освещенных гондолах отправлялся в собор Сан-Джорджо, свита его была не столь многочисленной: советники, «мудрецы», гражданские и уголовные судьи и некоторые другие.

С первых веков своей политической истории венецианцы придавали особое значение Канцелярии дожа, которая рассматривалась как «сердце Государства». На имя дожа направлялись все дипломатические послания, от его имени издавались законы, в Канцелярии оформлялись все дела Венецианской республики, поэтому она была средоточием всевозможных государственных тайн. В ней все записывалось, вносилось в реестры, регистрировалось и следовало по назначению далее. Без преувеличения можно утверждать, что благодаря четкой работе Канцелярии дожа механизм власти в Венеции работал на редкость устойчиво.

Секретари Канцелярии являлись самой влиятельной прослойкой венецианского чиновничества. Они были знатоками законов и различных сторон административной и хозяйствен ной деятельности; нередко им поручалась и цензура книг. Кроме того, они исполняли роль секретарей посольств, а также и самостоятельно участвовали в дипломатических делах. А дипломатия находилась в Венеции на очень высоком уровне, как и полагалось морской державе. Венецианские послы выполняли поручения во многих странах, откуда привозили отчеты о своей работе и особые реляции («relazioni»), подробно описывавшие географию страны, ее города и порты, вооруженные силы и торговлю, систему образования и архитектуру, а также специфические черты характера ее жителей. Например, в реляции, составленной Аннибалом Литоффи (венецианским послом в Англии), сообщалось, что англичане не имеют чувства юмора, много едят, любят комфорт, но в то же время они храбры и воинственны.

К 1166 году относится такое свидетельство о Канцелярии дожа: «Всякий раз, как приходится заниматься делами, предание о которых неизбежно дойдет до потомства, надлежит теснее сплетать узлы письмен - дабы по прошествии времени народившееся безразличие к тому, что было в прошлом, не внесло сомнения в предание о минувшем и не породило бы из мира раздор». Таким образом, прагматичные венецианцы не случайно начали рано думать об истории, чтобы быть правильно истолкованными в веках. В 1446 году при Канцелярии дожа была создана «Школа подготовки канцелярской элиты», ставшая первым в Венеции государственным учебным заведением.

Дожами обычно становились лица не моложе шестидесяти лет и только по воле избирателей. В присутствии советников новый дож присягал не превышать вверенных ему полномочий и разоблачать тех, кто станет подстрекать его на узурпацию власти. Родственники дожа не могли занимать управленческие должности ни в Венеции, ни, тем более, за границей. Членами Сената могли стать только сын и старший брат дожа (в крайнем случае, его племянник), да и те без права голоса. Дожам не дозволялось вступать в контакты с посланниками других государств; все свои письма и прошения они должны были передавать через Канцелярию, и дож даже не имел права распечатывать свою корреспонденцию, как и другие официальные письма, без присутствия советников. Не имел он права отправлять письма иностранным дипломатам, принимать и выслушивать в своих личных апартаментах легатов, нунциев, посланников и чиновников по особым поручениям.

Разумеется, не могло быть и речи о том, чтобы дож обогатился, используя свое «служебное положение». Когда кандидат избирался дожем, предполагалось, что у него уже есть солидное состояние. Лодовико Манин (последний дож Венецианской республики) был избран буквально насильно, против собственной воли, и только по причине своего огромного состояния. Дож заносился в список чиновников, состоявших на жалованье у Республики, и ему еженедельно (в среду) выплачивали 100 цехинов, а в год его «зарплата» составляла 14 258 дукатов. Роскошные праздники по случаю избрания и вступления в должность, все балы, банкеты и фейерверки дож оплачивал из собственных средств. Он мог взять взаймы у государства определенную сумму на покрытие неотложных расходов, связанных с исполнением должности, однако после его смерти наследники обязаны были в недельный срок вернуть долг в общественную казну. В противном случае они лишались права занимать государственные должности.

С XI века в Венеции создается новая система государственного управления, и с этого времени власть дожа стала постепенно ограничиваться. Еще в 1032 году дожам запретили назначать себе соправителей. В XII веке ограничения дожа в правах становятся более многочисленными и касаются уже его функций по управлению государством, а с 1160 года - и по управлению заморскими колониями Венеции; в 1170-е годы была ограничена его власть над государственной казной. Постепенно дож лишился права назначать должностных лиц (даже низших категорий), исключение составляли только те, кто находился в его непосредственном ведении. Таким образом, в XII веке дож был только верховным военачальником и председателем различных коллегий. Хотя он и подписывал указы, но реальная власть и права его оказались строго ограничены.

Даже Дворец дожей хоть и назывался так, однако не являлся их собственностью. Дворец считался общественным зданием, и дож, согласно особому постановлению, обязан был бесплатно селить в нем некоторое количество «бедных ремесленников». Эти дополнительные помещения находились на задворках Дворца, а само палаццо предназначалось прежде всего для работы правительства, поэтому среди одиннадцати комнат, отведенных лично дожу, большинство являлись приемными. Словом, облаченный в поистине царские одежды и являя собой образец государственных добродетелей, дож был всего лишь «государем без власти, государевой тенью», образцовым Отцом, а не Господином.

Венеция — райский уголок любви. Место, где каждая любящая душа найдёт своё место, обретёт покой и радость, словно попал домой. Каждое здание здесь окутано сладостным чувством, каждый дом имеет свою легенду.

Однако помимо того, что всё в этом городе пропитано какой-то удивительной магией самого прекрасного в мире чувства, достопримечательности этого города имею величайшую ценность для культуры всего мира, поскольку являются одними из самых ярких примеров двух стилей в архитектуре — изящной и необычной готики, а также пышного, роскошного барокко.

Поэтому даже если путешественник ещё не нашёл своё единственное и волшебное чувство, то огромное удовольствие ему принесёт просто просмотр столь прекрасных зданий, как или Дворец дожей.

История Дворца дожей

Есть в прекрасной Венеции достопримечательность, которую стремятся увидеть все люди, которым посчастливилось побывать в этом удивительном городе. Да и не заметить её просто невозможно. Этой достопримечательностью является Дворец дожей — яркий пример готики как стиля в архитектуре.

Дворец является одним из главных зданий, которые можно увидеть в Венеции. В начале своей истории дворец служил главной резиденцией венецианских дожей. Дожами в Венеции называли людей, которые были выбраны на роль главы государства. Однако такой титул был упразднён Наполеоном.

История дворца было очень долгой, порой печальной и поучительной. А началась она в далёком 810 году, когда на месте дворца была построена первая резиденция. Это была крепость, которую со всех сторон омывала вода. Однако это здание было спалено, следующие здания, построенные здесь, постигла подобная участь.

Но с четырнадцатого по пятнадцатый век началось новое строительство Дворца дожей. Эта версия была самой близкой к тому, что могут увидеть туристы сейчас.

В шестнадцатом веке это здание очень пострадало от пожара, но властью было решено реставрировать его именно таким, каким оно было до нашествия огня. Благодаря этому решению сейчас люди могут наблюдать дворец, выполненный именно в готическом стиле.

Во все времена своей истории Дворец дожей в Венеции играл важную политическую роль, поскольку являлся зданием, где собирались все высшие политические органы.

Здесь же находились разные юридические конторы, многочисленные канцелярии.

Ежегодно в определённые дни дож выходил на прекрасный балкон, для того чтобы показаться своим поданным. В эти дни сюда съезжались люди с разных уголков. Все они подплывали к балкону, и когда выходил дож, получалось так, что все поданные находятся у ног своего великого правителя.

Дворец дожей в Венеции в наше время

В современное время Дворец дожей имеет ценность скорее культурную, нежели политическую, поскольку теперь в этом здании находится музей, где туристы с разных стран и смогут узнать всю историю дворца и всей Венеции.

Нужно сказать, что Дворец дожей построен в разных стилях. Каждая отдельная часть этого здания имеет свой необычный стиль, свои особенности, поражающие своей красотой и оригинальностью многих туристов.

Очень красивым является внутренний двор Дворца дожей. Попасть сюда туристы смогут благодаря нескольким воротам. Но есть среди них те, который обрели особенную популярность. Эти ворота называются Бумажными.

До сих пор людям не известна причина, по которой они были так названы. Поэтому вокруг этого вопроса ходят разные слухи и легенды. Одни люди склонны считать, что ворота названы так, потому что именно на них чаще всего прикреплялись самые важные указы.

Другие же убеждены, что Бумажные ворота получили такое название из-за того, что рядом с ними сидели писцы, которые помогали людям писать прошения и жалобы. Однако самые удивительные виды ожидают туристов уже внутри великолепного дворца.

Парадные залы, великолепные лестницы, роскошные картины и удивительная отделка стен. Все здесь выглядит не просто великолепно, а воистину роскошно.


Про читайте здесь.

Удивительно, но раньше по этим залам могли ходить только высокопоставленные чиновники или очень богатые люди. А теперь большинство залов Дворца дожей открыты для туристов.

Заказывать билеты в Дворец дожей лучше онлайн, поскольку большинство экскурсий ограничены. И билеты не всегда есть в кассах возле самого дворца.

Дворец дожей видео

В Венеции все дороги ведут к площади Сан-Марко, по крайней мере, я, гуляя по городу, практически неизменно оказываюсь здесь. Неудивительно, что это место так манит туристов: здесь расположены две главные достопримечательности города – Собор святого Марка и знаменитый Дворец дожей. Подплывая к Сан-Марко, мы видим наверно самый классический венецианский вид – парадный подъезд города.

Таким его видели жители и гости республики и много веков назад: колонна со львом св. Марка, колонна со св. Теодором, попирающим дракона, а справа – боковой фасад Дворца дожей. Палаццо Дукале (так его называют на венецианский манер) на протяжении долгих веков являлся тем центром, из которого маленькая Венеция вершила мировую историю, пока Наполеон не положил конец независимости Венецианской республики в 1797г. Дворец был не только домом дожа (верховного правителя республики), но и местом заседаний правительства, зданием суда и тюрьмы. Перед дворцом в бурные моменты истории собирался народ, с его балконов оглашались самые важные указы и вновь принятые законы. Сейчас Дворец дожей – главный музей Венеции, который я рекомендую посетить, даже если времени в городе у вас в обрез. Давайте же познакомимся с ним поближе.

История

Первое здание на этом месте построили ещё в IX веке, и в то время это была, скорее, небольшая крепость среди болот – далеко не центр тогдашнего венецианского поселения. Строительство здесь собора св. Марка несомненно повлияло на выбор места резиденции дожей – главный собор и дворец верховного правителя должны были находиться рядом, в географических условиях Венеции это было необходимо. В дальнейшем на протяжении всей истории республики дожи жили только здесь. Необходимость в дворце-крепости вскоре отпала: море служило естественной защитой.

Нынешнее здание возводили больше 100 лет, закончили только в 1424г. Впоследствии дворец много раз достраивался, реконструировался, не раз страдал от пожаров, но всё же дошёл до наших дней без кардинальных изменений.


Дворец был построен в модном в то время готическом стиле. Его архитектура весьма необычна: массивная верхняя часть на тоненьких ножках у меня, например, вызвала поначалу даже ощущение несоразмерности. Однако эта несоразмерность кажущаяся, ощущение «лёгкости» нижней части дворца создают многочисленные арочные пролёты. Замечу, что верхняя часть дворца не слишком богата готическими «кружевами». Дело в том, что отделка её фасада проводилась значительно позже самого строительства, в то время, когда на замену готике пришли более строгие архитектурные стили.


Кстати, обратите внимание на две красные колонны почти посередине здания. С ними связана некая зловещая традиция: то ли с этого места оглашались смертные приговоры, то ли дож именно отсюда наблюдал за смертной казнью преступников – версии разнятся.

Отмечу для ясности: несмотря внешнюю помпезность и важность титула дожа, реальная власть верховного правителя Венецианской республики была крайне ограничена (за исключением совсем уж давних времён). В поздние годы республики это была во многом декоративная должность – все решения принимал Большой Совет, а дож должен был блюсти церемониал и много жертвовать из личных закромов на благо Родины. Зато, будучи выбранным, правил дож уже до самой смерти.

Дворец дожей часто страдал от пожаров. Особенно сильно он выгорел в 1577 году. Тогда разгорелись серьёзные дебаты: восстанавливать дворец в прежнем виде или полностью его переделать. К счастью, возобладал первый подход, иначе нынешний вид дворца мы смогли бы изучать только по старым картинам.

После падения республики в 1797г во дворце размещались различные государственные учреждения, сначала наполеоновские, потом австрийские, а затем и объединённой Италии. В 20-х годах XX века дворец был открыт как музей. Я предлагаю немедленно отправиться туда.

Музей

В былые времена парадным входом во дворец служили знаменитые Бумажные ворота. В наши дни они работают только на выход из музейного комплекса.


Билетные кассы и вход в музей находятся со стороны фасада дворца, выходящего на залив. Очереди сюда обычно небольшие – особенно по сравнению с толпами перед собором св. Марка или Кампанилой. Тем не менее, рекомендую приходить пораньше: к середине дня дворец заполнится людьми и осматривать его станет не очень уютно, особенно в жару.

Покупка билетов

Музей открыт ежедневно с 9-00 до 17-15 (с ноября по февраль – до 16-15). Билет стоит 20 EUR, он единый для посещения Дворца дожей, музея Коррер, Библиотеки Марциана и Археологического музея. По отдельности билеты в эти места не продаются.
Сколько времени уйдёт на осмотр Дворца дожей? По моим ощущениям, даже если вы, не спеша, пойдёте по залам, нигде не останавливаясь дольше, чем на 1-2 минуты, обойти весь комплекс вам удастся часа за 3. Если идти только по самым интересным местам, но задерживаться у отдельных экспонатов чуть подольше – вырисовываются те же 3 часа. Примерно на это время и рассчитаны стандартные экскурсии по дворцу, на которые водят туристов, приезжающих в Венецию автобусом на 1 день. В принципе такой экскурсии вполне достаточно, если ваше время в городе сильно ограничено. Однако если вы путешествуете не туристическим автобусом, и имеете в городе хотя бы 3 дня, я бы рекомендовала осматривать дворец, не торопясь. Если же при этом и брать экскурсию, то иметь возможность после её окончания ещё побродить по залам самостоятельно. Тогда осмотр займёт у вас 4-6 часов, но и впечатление от увиденного окажется более цельным.

Внутренний двор

Пройдя билетные кассы, мы оказываемся во внутреннем дворе резиденции дожей. Перед нами сразу откроется такой вот вид.


В галерее справа размещается небольшая археологическая выставка, на её осмотр уйдёт немного времени. Пройдём к противоположной стороне двора. Обращаю ваше внимание на колодцы – сейчас они не используются, а когда-то вода из них считалась самой вкусной в Венеции, водоносы разносили её по всему городу.

Итак, мы подошли к входной лестнице дворца – Лестнице Гигантов. На ней проводились самые важные церемонии республики, включая венчание нового дожа – здесь ему на голову надевали ритуальную шапочку, символ власти. По бокам от лестницы две статуи: Марса и Нептуна, появившиеся в 1557г, а сзади – выход из музея через Бумажные ворота, туда нам ещё рано. Время подняться по лестнице и зайти внутрь дворца.


В принципе, исследовать залы Дворца дожей можно в любом порядке. Во время первого своего посещения дворца я, например, сразу направилась в парадные залы. Однако можно сначала пройтись по апартаментам дожей. Если вы начали обход с них, обратите внимание на Зал карт с географическими картами и глобусами, Зал философов и небольшую выставку картин известных мастеров – Беллини, Карпаччо и др. Если времени на осмотр дворца не так много, советую не задерживаться в этих залах – самое интересное впереди.

Парадные залы Дворца дожей

По Золотой лестнице. Первые залы

В парадные залы дворца посетители поднимаются по Золотой лестнице, так же, как поднимались по ней знатные гости, послы мировых держав и большие люди республики. Простым людям пройтись по этой лестнице было невозможно – в республике строжайше соблюдали раз и навсегда установленные традиции, существовала даже специальная «золотая» книга с перечнем знатных венецианских фамилий, достойных подниматься по Золотой лестнице. Перед тем, как идти наверх, давайте полюбуемся видом, открывающимся с высоты галереи.


Первые же залы – Зал четырёх дверей, Зал перед Коллегией – восхитили меня богатством убранства, а ведь это были всего лишь прихожие – места, где посетители ожидали приёма у дожа.

В зале Коллегии дож со своими советниками принимали зарубежных гостей, собственных дипломатов и прочих важных персон. Коллегия включала в себя дожа, его шестерых советников, главу совета десяти, верховного канцлера и ещё нескольких сановников. Политическое устройство республики было сложным – большие и малые Советы, Коллегия, Сенат и т.д. Больше всего венецианскую знать пугала перспектива захвата власти одним человеком – отсюда обилие властных органов, ограничивающих власть дожа и друг друга. Частично именно отсутствие сильной власти, её распыление, и привели к плачевному концу былой империи.

Все парадные залы украшены картинами лучших венецианских художников – Тициана, Тинторетто и др. Тематика одна – прославление Венецианской республики, описание её достижений и великих побед. В Зале Коллегий моё внимание привлекла картина Веронезе «Себастьяно Веньер после битвы при Лепанто». Веньер участвовал в битве и впоследствии был избран дожем, но правил всего несколько месяцев – не перенёс горя от пожара 1577г и сильного выгорания дворца.


В Зале Сената советую обратить внимание на картину Тинторетто «Мёртвый Христос в окружении двух дожей». Религиозная тематика соседствует с аллегорическими картинами, вроде «Венеции на троне». Из окна этого зала открывается типичный вид на венецианские крыши.


Зал Компаса

Зал Компаса (Буссола) был мне интересен, прежде всего, не компасом (хотя и он имеется в наличие), а одним из немногих сохранившихся ящиков для доносов.


С одной стороны это просто щель – этакий почтовый ящик, а с другой – сейф с двойной дверцей, который могли открывать только одновременно два человека – каждый свою дверцу. Подобные ящики в Венеции обычно были оформлены в виде львиной пасти и встречались по всему городу, а не только во дворце. Судя по всему, доносили венецианцы друг на друга весьма азартно, в архивах до сих пор хранится огромное количество подобных бумажек.


Из зала Компаса выходили две потайные двери, одна из них вела прямо в тюрьму на верхнем этаже. В зале обвиняемые часто ждали вынесения приговора. Также с замиранием сердца ждали разбирательства своего дела люди, вызванные из-за доноса.
Суд по всем этим делам проходил в Зале Совета Десяти . Совет был образован после заговора 1310 г (чтобы пресекать подобное в зародыше) и являлся, по сути, тайной полицией Венецианской республики. Помимо 10-ти ежегодно переизбираемых членов, в Совет входили дож и 6 его советников. Слава Совета 10-ти была зловещей. Сейчас уже сложно сказать, действительно ли там творился такой жестокий произвол, каким его представляла впоследствии наполеоновская пропаганда. Если и так, то она сработала: надолго в массовом сознании Венецианская республика стала ассоциироваться с тотальным страхом и доносительством, а также с безжалостными судьями, штампующими обвинительные приговоры в зале Совета Десяти и отправляющими заключённых под «свинцовую крышу» – так называли старую тюрьму, камеры которой располагались прямо над помещением Совета.


Оружейные залы

Если время позволяет, рекомендую осмотреть Оружейные залы . Здесь выставлены алебарды, мечи, пики, арбалеты, доспехи разных времён – словом, есть на что посмотреть. Формально оружие принадлежало Совету Десяти и, говорят, всегда хранилось в боевой готовности – мало ли что… Возникает ощущение, что венецианцы всё время жили, как на вулкане. А ведь за более чем тысячелетнюю историю республики здесь не случилось ни одного серьёзного бунта или народного восстания – удивительное достижение.


В Оружейной особое внимание следует обратить на конные доспехи короля Франции Генриха IV, подаренные им республике в 1603г. Да, были времена, когда расположения Венеции искали самые могущественные правители мира.

Пройдя Зал Совета Сорока и несколько смежных с ним комнат, мы окажемся в главном помещении Дворца дожей – Зале Большого Совета. Этот высший орган власти республики заседал здесь, и к концу XVIII столетия разросся аж до 1600 человек. Неудивительно, что этот правительственный зал был самым большим в Италии.


Его украшали лучшие художники Венеции, но, увы, пожар 1577 г полностью уничтожил старое помещение со всеми шедеврами. Из мастеров старой школы только Тинторетто и Веронезе успели поучаствовать в реставрационных работах. Самая известная картина в Зале Большого Совета – «Рай» – как раз авторства Тинторетто и его сына. Эта одна из крупнейших в мире картин занимала всю стену за троном дожа.


Стены зала Большого Совета украшены масштабными полотнами, прославляющими достославные события венецианской истории. Тут и 12 картин, описывающих противостояние императора Фридриха Барбароссы и Папы Александра III (их примирение состоялось именно в Венеции, которая впоследствии пользовалась расположением и того, и другого). Я долго изучала серию картин, прославляющих четвёртый крестовый поход, во время которого при деятельном участии венецианцев был взят и разграблен Константинополь. Эту страницу истории республики очень сложно назвать славной, хотя именно в результате того похода Венеция вышла на пик своего могущества. Спустя почти 600 лет она во многих чертах повторила судьбу Константинополя: французы вывезли из города огромное количество сокровищ и культурных ценностей.

Отдельное место в зале Большого Совета (как и в смежном Зале Голосований ) занимают батальные полотна: победы венецианцев над Генуей, Миланом и над турками при Лепанто нашли широкое отражение в творчестве художников.


В Зале Большого Совета завершалась одна из самых витиеватых церемоний Венецианской республики – выборы дожа. Более запутанной системы выборов наверно не знала история. Перескажу кратко и своими словами: сначала 100 человек выбирают 30 человек, потом эти 30 выбирают 50 человек, затем те 50 выбирают 300 человек ну и тд. В конце этой цепочки кто-то, наконец, выбирал и дожа. Кстати, портреты всех дожей республики также украшают Зал Большого Совета. Я специально отыскала одно место с чёрной драпировкой, вместо портрета: на этом месте находилось изображение дожа Марино Фальеро – единственного из правителей, казнённого за измену (о чём нам и сообщает надпись).


По мосту Вздохов в тюрьму и обратно. Последние залы дворца

Пройдя через мост, мы сможем осмотреть мрачные камеры Новой тюрьмы. Обойти их недолго – внутри нет ничего примечательного, но обстановка и в самом деле гнетущая, я живо представила, каково было заключённым.


Осмотрев камеры и тюремный дворик, ознакомимся с небольшой экспозицией, посвящённой творчеству заключённых не столь давних времён – начала XX века (удивительно, но тюрьма функционировала вплоть до конца Второй Мировой войны). Творчество узников представлено рисунками и надписями на стенах – воистину, здесь перебывало много талантливых людей.


В комнате перед мостом организована маленькая археологическая выставка – демонстрируются предметы, найденные в ходе раскопок фундамента Кампанилы Сан-Марко. Она, как известно, полностью обрушилась в 1902 г, и в процессе работ по её восстановлению было найдено немало предметов, относящихся к самым разным периодам венецианской истории, в частности – останки домашних животных.


Изучив всё интересное, возвращаемся по коридору моста Вздохов обратно во дворец. Осталось пройти ещё несколько небольших залов. В основном, это помещения разных бюрократических ведомств – нотариусов, цензоров и др.

Вскоре мы войдём в комнату с сувенирным магазином, рядом – кафе и туалеты. Покупать сувениры здесь не очень выгодно, но имеется большой выбор книг по истории Венеции и Дворца дожей на разных языках, включая русский. Спустившись отсюда по лестнице, мы снова окажемся во внутреннем дворе.

Здесь можно посидеть отдохнуть на лавочке и обдумать дальнейшие планы на день. Если во Дворце дожей мы уже осмотрели всё, что хотели, двигаемся на выход к Бумажным воротам.


Но задержитесь ещё немного около лестницы Гигантов: рядом с ней в закоулке одной из галерей стоит оригинальная скульптура св. Теодора, попирающего дракона, та самая – с колонны перед дворцом. На колонне её давно заменили копией, а здесь мы можем оценить её по-настоящему внушительные размеры и весьма своеобразный вид вблизи.


Считается, что эта композиция была «собрана» из обломков древнеримских статуй, чем и объясняется её аляповатый вид. Особенно хорош дракон, больше смахивающий на крокодила, которому всё в этой жизни надоело.
Насладившись шедевром, выходим через ворота на площадь Сан-Марко.

Как добраться до Дворца дожей

Большинство туристов добираются до Дворца дожей на вапоретто (№1, №2 и др.). Выходите на остановке San Zaccaria (1) и идите по набережной налево. Когда вы перейдёте Соломенный мост (2), Дворец дожей (3) будет справа от вас. Если вы гуляете по Венеции пешком, и хотите отыскать дворец, двигайтесь в направлении площади Сан-Марко (4), благо указателей в городе хватает. Оказавшись на площади, идите в сторону набережной мимо Собора св. Марка (5), и Дворец дожей (3) будет слева от вас.

Поблизости находится много чего интересного. Перекусив в одном из кафе на Сан-Марко или в ближайших окрестностях, можно отправиться в музей Коррер (6) – билет-то у вас уже есть. Чтобы попасть туда, идите от дворца дожей и собора св. Марка на противоположный конец площади, держась левой стороны. Музей расположен в здании Новых прокураций, и он органично дополняет экспозицию Дворца дожей: здесь меньше масштабных полотен на всю стену и залов с богатой историей, зато подробно представлен быт Венеции разных лет – археологические находки, документы, костюмы, монеты и т.д. Кроме того, вы сможете увидеть коллекцию картин XII-XVII веков, греческие и римские скульптуры V-IV веков до н.э., а также знаменитую библиотеку Марциана (7).


Тут главное – правильно рассчитать свои силы: не стоит пытаться объять необъятное. Если чувствуете усталость, отдохните в садике (8) за библиотекой и идите гулять в сторону Риальто, наслаждаясь неповторимыми венецианскими улочками. В любом случае, этот день станет одним из самых ярких ваших воспоминаний о Венеции.