Лев николаевич гумилев. Взгляды Л.Н

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего ” - говорил великий испанский писатель и гуманист эпохи Возрождения Мигель де Сервантес. И это высказывание в полной мере отражает творческое наследие советского и российского ученого Льва Николаевича Гумилева (1912—1992), чей 100-летний юбилей мы отмечали 1 октября 2012 года.

Труды Гумилева по истории Древней Руси, Хазарского каганата, отношений русского государства с Византией, половецкой степью и многие другие входят, сегодня в золотой фонд мировой научной мысли. В данной статье остановлюсь только на одной проблеме, которую затронул ученый – а именно о взаимоотношения Руси со степными кочевыми народами.

Лев Николаевич Гумилев. Русь и Великая Степь

Соприкасаясь с теоретическим наследием Л.Н. Гумилева, невольно возникает ощущение, что история, которую нам преподают сегодня, далека от истины. Особенно это проявляется при изучении возникновения и становления древнерусской цивилизации. События, описываемые в “Повести Временных Лет”, “Слове о полку Игореве”, “Задонщине”, “Истории государства российского” Н.М. Карамзина, исследованиях С.М. Соловьева, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, многих советских историков предстают совсем в другом свете при чтении трудов Л.Н. Гумилева. То же самое можно сказать и об оценке историками древнерусских князей.

Что касается отношений Древнерусского государства с соседями, и прежде всего, с Хазарским каганатом и кочевыми племенами, то и здесь Гумилев с присущей ему научной прозорливостью подвергает критике устоявшиеся со времен “Повести временных лет” трактовки событий. То же самое касается и истории с Золотоордынским игом. По поводу взаимоотношений русского государства с монголо-татарами исследователь В. Демин в своей книге “Лев Гумилев”, со ссылкой на труды самого ученого в частности, пишет следующее: “В результате татаро-монгольского нашествия и последовавшего вслед за тем так называемого 300-летнего “ига” в действительности было положено начало формированию симбиоза двух народов – татарского и русского, что привело, в конечном счете, к формированию российского суперэтноса ” . Таким образом, Л.Н. Гумилев уже с этой точки зрения является новатором, а его идеи дают не только пищу для размышлений, но и являются важнейшим толчком для истинного понимания значения Золотоордынского ига в истории нашей страны.

Гумилев в своих трудах стремился показать всю сложность взаимоотношений, населявших Евразию кочевых и оседлых народов, взаимовлияние их культур и традиций. И это ему вполне удалось, хотя долгое время официальная наука не признавала очевидных достоинств теории Гумилева. И только с началом процесса демократизации, труды Гумилева начали печататься. И сегодня мы имеем возможность знакомиться с теоретическим наследием ученого, чьи работы занимают достойное место в современной науке.

Уже в первом, по сути, научном труде, Гумилев начал опровергать устоявшиеся каноны, по отношению к истории тюркских и других народов Евразии. В его представлении вырисовывалась совсем другая история, особенно о взаимоотношениях степных, кочевых и оседлых народов.

Проблема, поднятая Гумилевым в кандидатской диссертации, была им продолжена и в последующих работах, о которых долгое время нам ничего не было известно. И только в последнее время, благодаря демократизации нашего общества, мы получили возможность соприкоснуться с теориями и концепциями, находившимися под запретом. К одной из них относится концепция Евразийства, идеи которой нашли свое отражение в многочисленных трудах Гумилева. Необходимо заметить, что Гумилев не только отражал идеи Евразийства, но и во многом способствовал обогащению его концептуального содержания. И здесь речь, в первую очередь, надо ввести о таких работах ученого, как “Древняя Русь и Великая степь”, “От Руси к России. Очерки этнической истории”, “Хазария и Каспий”, а также трудах, посвященных истории Тюркского каганата и Золотой Орды.

Во все этих трудах Гумилев отстаивал идею о том, что история древних народов степи не до конца изучена, а в имеющихся источниках, их исторический путь отражен в искаженном виде. Поэтому, говорил, необходимо изучать историю не только с социально-экономической и политической позиций, но, прежде всего с точки зрения этногенеза. Что же Гумилев понимал по этим термином? На этот вопрос ученый ответил сам в фундаментальном труде “Этногенез и биосфера Земли”. По его мнению, “Этногенез – процесс природный, следовательно, независимый от ситуации, сложившийся в результате становления культуры. Он может начаться в любой момент; и если на его пути оказывается преграда из действующей – культурной целостности, он ее сломает или об нее разобьется. Если же он начинается тогда, когда «земля лежит под паром», возникающий этнос создает свою культуру – как способ своего существования и развития. В обоих случаях порыв – это слепая сила природной энергии, не управляемая ничьим сознанием ” . В последующих своих работах, Гумилев проповедовал концепцию, согласно которой исторический процесс определяется естественным ходом развития народов, населяющих нашу планету. И здесь на первый план у Гумилева выходят время , пространство , этнос , и главное – пассионарность .

Говоря о пространстве, Гумилев писал: “пространство – это первый параметр, который характеризует исторические события . Что касается времени, то Гумилев считал, что время является вторым параметром, в котором происходит формирование, развитие и упадок этносов. А от чего происходят эти процессы, Гумилев объяснил следующим образом: “…начало этногенеза мы также можем гипотетически связать с механизмом мутации, в результате которой возникает этнический «толчок», ведущий затем к образованию новых этносов. Процесс этногенеза связан с вполне определенным генетическим признаком. Здесь мы вводим в употребление новый параметр этнической истории – пассионарность ”. Вот мы и подошли к главному составляющему принципу исторического процесса по теории Гумилева – пассионароности. Вся научная деятельность Гумилева была связана именно с этим понятием. Через призму пассионарности он рассматривал не только историю этносов, но и государств.

Пассионарность – это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Мы назовем таких людей пассионариями ” – так писал сам Гумилев, объясняя введенный в научный оборот им самим придуманный термин, ставший сегодня одним из основополагающих в решении задач этногенеза.

Но не только проблемы этногенеза и евразийства интересовали Гумилева. В своей научной деятельности Гумилев сделал все возможное для того, чтобы изжить предвзятое неверное мнение о кочевых народах, их связи с Русью. Гумилев сделал большой вклад в переосмысление роли и места Золотой орды в истории средневековой Евразии. Укоренившаяся в историографии идея о том, что золотоордынское иго отбросило Русь на многие века назад, по мнению Гумилева, не соответствует истине. “Союз с татарами, - писал Гумилев, - оказался благом для Руси, с точки зрения установления порядка внутри страны” . Более того, Гумилев считал, что только благодаря татарскому войску Русь смогла сохранить свою независимость и возможность развиваться и дальше, не попав под гнет западных крестоносцев. В подтверждение этого мнения приведем еще одну цитату из того же труда ученого: “Т ам, где вступали в дело татарские войска, - говорил Гумилев, - крестоносный натиск быстро останавливался. Таким образом, за налог, который Александр Невский обязался выплачивать в Сарай – столицу нового государства на Волге, – Русь получила надежную и крепкую армию, отстоявшую не только Новгород с Псковом. Ведь точно так же благодаря татарам в 70-е годы XIII в. сохранил независимость Смоленск, находившийся под угрозой захвата литовцами…. ” .

Гумилев также не тривиально оценил отношения Руси и Золотой орды. Вот, что они писал об этих отношениях: “Более того, русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность. Например, после победы в Орде мусульманской партии в лице Берке никто не требовал от русских обращения в ислам. Одно это показывает, что Русь была не провинцией Монгольского улуса, а страной, союзной великому хану, выплачивавшей некоторый налог на содержание войска, которое ей самой было нужно ”.

Подводя итоги исследования научной деятельности Гумилева, хочется сказать следующее: Лев Николаевич был и остается выдающимся теоретиком, чьи взгляды, гипотезы и концепции сыграли и продолжают играть ключевую роль в изучении истории Великой степи, Тюркского каганата, Волжской Булгарии, Золотой Орды и русского государства.

Сегодня уже нельзя представить историю без работ Гумилева, они уже давно вошли в золотой фонд научной мысли не только России, но и всего мира. Труды Гумилева сегодня печатаются на многих языках мира, входят в фонды ведущих библиотек и собраний. Вместе с тем, спорных моментов в изложении истории ученого не так уж и мало, и дискуссии вокруг теории пассионарности ведутся и сегодня. Это еще одно подтверждение того, что идеи Гумилева востребованы исторической наукой.

Лев Николаевич Гумилев - русский историк, этнолог, доктор географических и исторических наук. Он является автором учения об этносах и человечестве как о биосоциальных категориях. изучал этногенез, его биоэнергетическую доминанту, которую он назвал пассионарностью.

Лев Гумилёв был единственным ребёнком в браке знаменитых поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. Во время беременности Ахматовой супруги находились в Италии, об этом путешествии почти не сохранилось сведений. Вернувшись в Россию, всю вторую половину июля и начало августа 1912 года Николай и Анна провели в Слепнёве Бежецкого уезда — имении матери поэта Анны Ивановны Гумилёвой. Рождение наследника было ожидаемым событием, ибо брак старшего брата Гумилёва — Дмитрия — оказался бездетным, и на сельском сходе крестьянам обещали простить долги, если родится мальчик.

Лев Николаевич в 1934 году поступил в Ленинградский государственный университет, на исторический факультет. Однако уже по окончании первого курса он был первый раз арестован. Вскоре Льва Гумилева освободили, но ему так и не удалось окончить университет. Уже на 4-м курсе, в 1938 году, он вновь был арестован за участие в студенческой террористической организации. Гумилев был приговорен к 10 годам лагерей. Позднее его участь была смягчена. Льву Николаевичу следовало отбыть 5-летний срок в Норильске. По прошествии этого времени, в 1943, он работал по найму в Туруханске и под Норильском. Тогда же Гумилев отправился на фронт. Гумилев Лев Николаевич воевал зенитчиком, он дошел до Берлина.

В 1949 Гумилев был вновь был арестован. Его освободили лишь в 1956 и тогда же полностью реабилитировали. Оказалось, что состава преступления в действиях Гумилева не обнаружено. Всего Лев Николаевич был арестован 4 раза. В общей сложности ему пришлось провести в сталинских лагерях 15 лет.



Первые три года на свободе Гумилев являлся старшим научным сотрудником библиотеки Эрмитажа. В это время ученый обрабатывал собственные рабочие черновики, написанные в лагерях. Во второй половине 1950-х гг. Лев Николаевич много общался с востоковедом Юрием Рерихом, основоположником евразийской теории Петром Савицким и Георгием Вернадским.

Первые статьи Гумилева были опубликованы в 1959 году. Ученому пришлось долгое время бороться с предубежденностью и подозрительностью научного сообщества к своей личности. Когда же его материалы, наконец, стали попадать в печать, они сразу же заслужили всеобщее признание. Статьи историка появлялись в изданиях «Вестник древней истории», «Советская этнография», «Советская археология». «Хунну»


Первой монографией Льва Гумилева стала книга «Хунну», рукопись которой он принес в Институт востоковедения в 1957 году (издана она была через три года). Это произведение считается краеугольным камнем творчества исследователя. Именно в нем впервые были заложены те идеи, которые позже Гумилев развивал на протяжении всей своей научной карьеры. Это противопоставление России Европе, объяснение социальных и исторических явлений природными факторами (в том числе ландшафтом) и самые ранние отсылки к понятию пассионарности.

Хунну

Наибольшее признание труд «Хунну» получил у тюркологов и синологов. Книгу сразу же заметили главные советские китаисты. В то же время уже первая монография Гумилева нашла принципиальных критиков. Дальнейшее творчество Льва Николаевича также вызывало прямо противоположные оценки.


Русь и Орда

В 1960-е тема отечественной средневековой истории стала главной в работах, которые публиковал Лев Гумилев. Древняя Русь интересовала его со многих сторон. Ученый начал с того, что провел исследование «Слова о полку Игореве», дав ему новую датировку (середина, а не конец XII столетия).

Затем Гумилев занялся темой империи Чингисхана. Его интересовало, как в суровой степной Монголии возникло государство, завоевавшее половину мира. Восточным ордам Лев Николаевич посвятил книги «Хунну», «Хунну в Китае», «Древние тюрки», «Поиски вымышленного царства».


Пассионарность и этногенез

Самая известная часть научного наследия, которое оставил Лев Гумилев - теория этногенеза и пассионарности. Первая статья, посвященная этой теме, была опубликована им в 1970 году. Гумилев называл пассионарностью сверхнапряженную активность человека в его стремлении достичь определенной цели. Историк наложил это явление на учение о формировании этносов.

Теория Льва Гумилева гласила, что выживаемость и успешность народа зависит от количества в нем пассионариев. Ученый не считал данный фактор единственным, однако отстаивал его важность в процессе формирования и вытеснения этносов конкурентами.

Вызвавшая серьезные научные споры пассионарная теория Льва Гумилева гласила, что причиной возникновения большого количества лидеров и неординарных личностей являются цикличные пассионарные толчки. Данное явление корнями уходило в биологию, генетику и антропологию. В результате него возникали суперэтносы, считал Лев Гумилев. Книги ученого включали в себя гипотезы о причинах происхождения пассионарных толчков. Автор называл ими в том числе и энергетические импульсы космического характера.


Вклад в евразийство

Как мыслитель Гумилев считается сторонником евразийства - философского учения о корнях российской культуры, кроющихся в синтезе европейских и кочевых азиатских традиций. При этом ученый в своих работах вообще не касался политической стороны спора, чем заметно отличался от многих адептов данной теории. Гумилев (особенно на закате жизни) много критиковал западные заимствования в России. В то же время он не был противником демократии и рыночной экономики. Историк лишь считал, что российский этнос, в силу своей молодости, отстает от европейцев и поэтому не готов перенять западные институты.

Своеобразная авторская трактовка евразийства отразилась на нескольких работах, которые написал Лев Гумилев. «Древняя Русь и Великая степь», «Черная легенда», «Эхо Куликовской битвы» - вот лишь неполный перечень этих произведений. В чем заключается их основной посыл? Гумилев считал, что татаро-монгольское иго на самом деле было союзом Орды и Руси. Например, Александр Невский помогал Батыю, а взамен получал поддержку в борьбе против западных крестоносцев.



Хазария

Одним из самых спорных произведений Гумилева является «Зигзаг истории». Этот очерк затрагивал малоизученную тему Хазарского каганата на юге современной России. В своем труде Гумилев описал историю этого государства. Автор подробно остановился на роли евреев в жизни Хазарии. Правители этого государства, как известно, приняли иудаизм. Гумилев считал, что каганат жил под еврейским игом, конец которому был положен после похода киевского князя Святослава Игоревича.


Последние годы

С началом перестройки в советской печати вновь появились стихи Николая Гумилева. Его сын контактировал с «Литературной газетой» и «Огоньком», помогал собирать материалы и даже сам читал произведения отца на публичных мероприятиях. Гласность увеличила тиражи книг и самого Льва Николаевича. В последние советские годы были изданы многие его работы: «Этногенез», «Этногенез и биосфера Земли».

В 1990 Ленинградское телевидение записало полтора десятка лекций историка. Это была вершина его прижизненной популярности и известности.

15 июня 1992 года Лев Николаевич Гумилев скончался в возрасте 79 лет.

https://www.syl.ru/article/281987/new_gumilev-lev-...-biografiya-interesnyie-faktyi




Гумилев создал свою теорию, пытаясь уяснить, почему в эпоху Средневековья и античности в Великой Степи наблюдались волнообразные и быстрые этнические процессы. Они, действительно, нередко были, так или иначе, связаны с изменением климатических условий. Поэтому в какой-то степени увязывание ученым ландшафта и этноса оправдано. Тем не менее "теория этногенеза" потеряла убедительность в результате абсолютизации Гумилевым роли природных факторов. Термин "пассионарность", принадлежащий Льву Николаевичу, начал жить собственной жизнью. Ученый использовал его для обозначения первоначального этнического активизма.

почитаемой на Руси иконы Владимирской Божьей Матери, которую специально привезли из Владимира и вынесли впереди русских полков.

Угрожая Руси, Тимур в то же время помог ей, значительно ослабив Золотую Орду и злейшего врага Руси - Тохтамыша. Зато Витовт приобрел в лице Тохтамыша прочного союзника. Он обещал Тохтамышу помощь в овладении престолом в Орде. Тохтамыш обязался вместе с Литвой сокрушить Москву. Литва и Орда готовились разделить между собой Восточную Европу.

Напор Витовта и Тохтамыша на Москву был несколько ослаблен, после того как в 1399 г. они потерпели поражение от золотоордынского хана на реке Ворскле. Рухнули планы Тохтамыша на возвращение к власти в Орде. Он бежал в Сибирь и вскоре был убит там.

Витовт не отказался от планов захвата Москвы. Он вновь собрал силы и атаковал земли Пскова и Новгорода. Василий Дмитриевич выступил в их.защиту. Началась русско-литовская лайма.

Трижды в 1406 - 1408 гг. Витовт и Василий Дмитриевич, тесть и зять, стояли на пограничных рубежах друг против друга всеми воинскими силами. И каждый раз дело обходилось без кровопролития. Противники заключали мир и тут же начинали готовиться к новому противоборству.

Ни одна из сторон так и не добилась решающего перевеса. И Литва и Москва в конце концов пошли на попятный, тем более что Москве грозил новый властитель Орды - Едигей, а на Литву возобновилось мощное наступление Тевтонского ордена.

1408 г. стал черным в истории Руси. На Русь двинулась Едигеева рать. В начале декабря ордынцы внезапно подошли к Москве. Едигей пустил слух, что идет на Литву, а сам повернул на Москву. Летописцы сравнивали его нашествие с нашествием самого Батыя - таким свирепым оно было. Все главные города Московского княжества были захвачены...ограблены и сожжены. Каждый ордынский ратник вел с собой по нескольку десятков пленных русских.

Реконструкция М.М. Герасимова

т картины пейко льдская

Едигей сжег московские посады и подступил к Кремлю. Но каменная крепость устояла. Месяц держал Едигей свое войско под стенами Кремля, а потом ушел на юг, т. к. до него дошла весть, что в Орде

И как только в Сарае утвердился очередной хан, Василий I с щедрыми дарами отправился в Орду. Там он обязался по-преяшему уплачивать дань. Московское княжество, несмотря на то что оно стало лидером объединения русских земель и самым крупным и сильным на Руси, продолжало оставаться полузависимым от Орды.

Грюнвальдская битва. Если Русь снова была сокруше-

к рукам Прибалтику. Немецкие рыцари захватили даже земли литовского племени жмудь. Часть жмуди бежала под защиту Витовта, оставшихся немцы насильственно обратили в христианство, а в земле жмуди построили немало рыцарских замков. Опираясь на эти хищнические гнезда, рыцари продолжали свое наступление на окрестные земли. Жмудь неод-

нократно поднимала восстания против рыцарей, но силы были неравны. И тогда вож-

обратились

братской

пчелиные рыцари у нас

ни рыбы ловить, ни тор-

с соседями;

заложники;

Г родом огнем сожгли; сестер и дочерей наших

Наступление ордена теперь грозило самой (Литве. Осуществляли рыцари давление и на

польские владения.

Бегство немецких рыцарей

Общее наступление союзников

Лишь потерпев неудачу на восто-

Битва при Грюнвальде

ке и заключив мир с Василием I,.Ви-

й^Т"^"Г^^еевольде!1

товт обратился на запад.

Тан^бергУЛ

Грюнвальд

объединенные

Польши и Литвы встретились с си-

лами Тевтонского ордена. По центру

стояли русские полки из княжеств,

попавших в состав Литвы, - смо-

ленский, полоцкий, витебский, ки-

евский и пинский. Вначале рыцари

Расположение войск:

потеснили

польско-литовские пол-

Тевтонского ордена

находившиеся

союзников (поляков, литовцев,

но отчаянное мужество русских пе-

русских, украинцев, белорусов,

ших полков, стоявших в центре,

Атака союзниками левого фланга

изменило

ход сражения.

литовская конница перешла в на-

крестоносцев

Контратака Валенрода

ступление

и окружила рыцарское

войско. Разгром Тевтонского ордена

Отступление и возвращение в

был полный. Десятки тысяч рыца-

бой части войск Витовта

Смоленские полки, выдержавшие

и магистр ордена.

натиск немцев

Поляки, литовцы и русские приостановили натиск немцев на восток.

После Грюнвальдской битвы Витовт оставил мысль собрать под своим началом всю

Русь. Соотношение сил между Вильно и Москвой изменилось в пользу Москвы. Она выстояла и неудержимо шла своей исторической дорогой.

Роль Церкви в объединении Руси. Большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземными захватчиками сыграла Русская Православная Церковь. Церковные деятели - митрополиты, руководители крупных монастырей - оказывали мощную поддержку московским князьям. Они не жалели денег на организацию войска, вдохновляли князей, воевод и рядовых воинов на защиту родных земель.

В условиях военных тягот и нашествий, гибели родных и близких известные всей Руси религиозные подвижники, старцы, рядовые монахи, священники

помогали людям. Все это содействовало сплочению

общества, пробуждению у представителей всех сосло-

вий и возрастов чувства общности, ответственности за

судьбы Родины. Не случайно появление многих выда-

ющихся церковных деятелей, светочей нравственно-

сти и служения ближнему, пришлось на период наци-

онального подъема Руси, пробужденного началом

единения Руси и борьбы с Ордой.

Мигщшполит Петр и его преемники оказали боль-

шую поддержку Москве в ее объединительных усили-

ях. Их деятельность была неразрывно связана с поли-

тикой Ивана Калиты и его сыновей.

Митрополит

встал рядом

Дмитрием

ЛитАлексий

Ивановичем, когда тот в мальчишеском возрасте за-

штисия. XVв.

н я л родительский трон, и поддерживал Дмитрия во

всех его патриотических начинаниях. Это был ум-

ный, образованный, обладающий твердым характе-

ром человек, очень благочестивый и скромный в лич-

ной жизни, настоящий духовный пастырь.

Собиратель русских душ. Большое влияние на всю

русскую жизнь оказал Сергий Радонежский. Уже в от-

роческом возрасте Варфоломей (так звали Сергия до

пострижения в монахи) отличался высокой религиоз-

ностью, склонностью к уединению, чтению, к посто-

янному труду. После смерти родителей, обедневших

бояр, Варфоломей отказался от наследства и ушел

в монастырь, где уже находился его старший брат. Он

уговорил брата принять еще более трудный и тяже-

лый обет - уединиться, уйти жить в

пустынь, т. е.

в небольшой монастырь, который находится в глуши,

среди труднопроходимых лесов, и там посвятить себя

служению Богу.

В густом радонежском лесу братья расчистили не-

большую полянку, соорудили хижину и поставили

маленькую церковь в честь"~Пресвятой Троицы.

Жизнь их стала

скорбной

и жестокой,

написано

в древнем источнике. Брат не выдержал холода и голода и перебрался в московский монастырь, а Варфоломей остался в лесу один.

Через два года он был пострижен в монахи под именем Сергия и провел в уединении на поляне 12 лет.

Жизнь его проходила в трудах, молитвах, размышлениях, встречах с теми, кто искал у него утешения. На его долю выпало немало страданий и невзгод. Дикие звери не раз грозили ему гибелью. Однажды из чащи пожаловал голодный медведь. Сергий дал ему пищи и тем успокоил животное.

С лава о-ч »чд I т жнич еса1в& Сергия, о его святых делах быстро распространилась по Руси. Вокруг него собирались последователи, рубили кельи, ставили новые церквушки. Так зарождался Троице-Сергиев монастырь.

Впервые на Руси Сергий организовал монастырь на новой, общежитийной, "основе. Это означало, что, в отличие от прежних, келийных, монастырей, монахи жили общим хозяйством, не располагали личным

Белозерский.

Икона. XVI в.

Имя Сергия знала вся Русь, к его мнению прислушивались и великий князь, и торомык а крестьянин. Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича в канун Куликовской битвы. Позднее он примирил московского князя с рязанским князем Олегом, который под влиянием старца умерил свой буйный нрав и агрессивность по отношению к Москве.

Отшельническим подвигом обозначена жизнь

Кирилла (1335 - 1427), ставшего основателем знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря.

Добродетельный и скромный образ жизни, наполненный трудами и молитвами, привлекал к Кириллу людей. Он учил их добру, высокой нравственности, взаимопомощи, трудолюбию, преданности родной земле.

Появление таких наставников русских людей, как Алексий, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, осветляло души людей среди мрака тяжелой и жестокой тогдашней жизни, пробуждало в них высокие чувства достоинства, духовной свободы и патриотизма.

Но мирские интересы, мирские страсти проникали и за монастырскую ограду, влияли на жизнь монастырского братства. У монастырей развивалось хозяйство. Князья наделяли их землей, появлялась собственная монастырская пашня, которую обрабатывали зависимые от монастыря крестьяне. Развивались торговые операции. Деньги звенели в монастырской казне.

Ж и з н ь п о р о й вступала в п р о т и в о р е ч и е с заветами о с н о в а т е л е й м о н а с т ы р е й. Т р у д н о б ы л о с т р е м и т ь с я к с в я т о с т и в п о д о б н ы х у с л о в и я х. О д н а к о и с т и н н ы е ревнители р е л и г и и старались сочетать х р и с т и а н с к и е

ф е о д а л ь н ы е х о з я й с т в а, а м о н а х и - в у п р а в и т е л е й, ор - г а н и з а т о р о в э т о г о х о з я й с т в а в м о н а ш е с к и х р я с а х. Но все равно о н и р у к о в о д и л и о с в о е н и е м к р а я, стано - в и л и с ь п и о н е р а м и т о г д а ш н е й ц и в и л и з а ц и и в г л у х и х, ранее не о б ж и т ы х углах Р у с и.

1. Почему многие русские княжества привели свои рати под стяг князя Дмитрия Ивановича? Какая тенденция проявилась в атом их поступке?

2./Верно ли утверждение, что в 1380 г. многие русские правители пришли добровольно под руку Москвы? Свой ответ аргументируйте.

3. Составьте план-конспект

Прокомментируйте высказывание Л. Н. ГУМИЛЕВА, заметившего, что на борьбу с Мамаем? ? 1380г.пошли москвичи, суздальцы, ярославы, владимирцы, костромичи, а после Куликова поля вернулись русские.

Ответы:

До куликовской битвы Русь была разрозненна на несколько "государств". каждый был сам за себя. а после битвы люди объединились и стали единой страной.

Похожие вопросы

  • Подчеркните словосочетания,в которых нарушены правила луксической сочетаемости.Запишите правильный вариант. 1)Фильм поможет зрителям получить мнение об Эстонии. ....................................................................................... 2)В школе уделяют большое значение изучению иностранных языков. ........................................................................................... 3)Выставка оказала неизгладимое впечатление. ..................................................................................... 4)Нужно выносить выводы из прочитанного.
  • Choose the correct verbs to rewrite the sentences with the same meaning. 1. It is necessary for you to phone Martin. (must/might) 2. It is possible that Ann will be here this evening. (can/might) 3. It is not necessary for you to wait. (mustn"t/don"t have to) 4. It is not good for people to watch TV all the time (mustn"t/shouldn"t) 5. Do you want me to open a window? (shall/will) 6. It is important for people to cooperate. (may/should) 7. John smoked when he was younger. (can/may) 8. It is possible that it will rain. (can/may) 9. Alan knows how to speak Spanish. (can/could) 10. I would like you to help me. (can/could)
  • 2 вариант. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. 1.Где начинается переваривание пищи у пауков? а)в желудке б)в кишечнике в)в ротовой полости г)вне организма 2. Хитиновый покров у членистоногих представляет собой скелет, так как он а) не растягивается б)служит местом прикрепления мышц в)находится в полости тела г)предохраняет животных от высыхания 3. С полным превращением развиваются: а) саранча и медведка б) пчела и кузнечик в) таракан и клоп г) майский жук и бабочка белянка 4.На голову, грудь и брюшко тело четко расчленено у: а) речного рака б) клеща в) паука-каракурта г) мухи 5.К ракообразным не относятся: а) мокрицы; б) дафнии; в) циклопы; г) водомерки. 6. Жить под водой способен: а)паук-крестовик; б)паук-серебрянка; в) паук-птицеед; г)каракурт. 7. Трахеи являются органами дыхания у: а)стрекозы б)острицы в)речного рака г)устрицы 8.Паутинные железы у паука-крестовика располагаются на а) головогруди б) брюшке в) груди г) голове 9.Насекомые дышат при помощи а)воздушных мешков б)легких в)трахей г)легочных мешков 10. Усложнение организации членистоногих по сравнению с кольчатыми червями проявляется в наличии у них: а) покровительственной окраски тела б)нервной системы в)пищеварительной и кровеносной систем органов г) наружного скелета и членистых конечностей 11. Укажите 3 признака класса паукообразных. A) Включают три отряда Б) Дышат легочными мешками и (или) трахеями B) Замкнутая кровеносная система Г) Имеют 3 пары ходильных ног Д) Раздельнополые, внутреннее оплодотворение Е) Гермафродиты 12. Какие особенности строения характерны для ракообразных: а) отделы тела: голова, грудь, брюшко б) 5 пар ходильных ног в) наличие паутинных желез г) 4 пары ходильных ног д) отделы тела: головогрудь, брюшко е) наличие усиков 13. Укажите три признака класса насекомых. A) Незамкнутая кровеносная система Б) Легочное дыхание B) Замкнутая кровеносная система Г) Трахейное дыхание Д) Развитие только с полным превращением Е) Развитие с полным и неполным превращением 14. Установите соответствие между особенностью строения и классом, для которого она характерна: особенности строения классы членистоногих а)отделы тела: голова, грудь, брюшко 1) паукообразные б) 3 пары ходильных ног 2) насекомые в) наличие паутинных желез г) 4 пары ходильных ног д) отделы тела: головогрудь, брюшко е) наличие усиков а б в г д е 15. К отряду чешуекрылых (бабочек) относятся (выберите три ответа): А) тля; Б) божья коровка; В) комнатная моль; Г) капустная белянка; Д) азиатская саранча; Е) березовая пяденица. 16. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Класс паукообразных является самым многочисленным классом типа членистоногие.2. Тело паукообразных имеет головогрудь и брюшко.3. У клещей тело слитное.4. Имеется три пары ходильных ног. 5. Все пауки ведут наземный образ жизни. 17. Вставьте в текст «Тело членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ТЕЛО ЧЛЕНИСТОНОГИХ. Тело членистоногих состоит из ____(А). У представителей этого типа выделяют отделы: ____(Б) и брюшко или голову, грудь и брюшко. На брюшной стороне тела находятся членистые ноги. Число ног у представителей членистоногих ____(В). На спинной стороне тела у большинства ____(Г) расположены крылья. 1) элемент 2) разное 3) паук 4) насекомое 5) одинаковое 6) сегмент 7) передний 8) головогрудь