Литературное чтение по следам читать. Урок литературного чтения

Но вот тут-то самое смешное: вторая голова стала на ножки, за ней выпялилось, поднялось на лист всё тело чудовища - и оказалось, что чудовище-то одно, а первая его голова, которая с рогом, совсем и не голова, а наоборот - хвост! Оказалось, - это гусеница такая толстая - сиреневый бражник, что ли, называется. И на хвосте у неё не глаза, а просто такие точечки красные.

Значит, муха с хвостом воевать собиралась. Вот дурёха-то!

Я гусеницу сковырнул себе в кепку и побежал скорей бабушке показать и рассказать про муху.

Бабушка стояла посреди избы и выгоняла мух в открытое окно. Машет полотенцем и кричит:

Кыш, мухи! Кыш, кыш отсюда!

Я ей всё рассказал, всё объяснил, как было, даже сам показал, как муха рукава засучивала и по трусам себя гладила. А бабушка ну хохотать надо мной!

Вот уж не понимаю, что тут такого смешного!

Прямо до слёз дохохоталась и говорит:

Ох, и мастер ты у меня из мухи слона, делать! Муха и драться-то не собиралась на кулачки, просто она чистилась. И совсем она не такая глупая; она лучше тебя, верно, знала, что это за чудовище лезет, где у него хвост, а где голова. Всё это ты из себя выдумал, потому что по себе судишь. Подумай только: разве мухи дерутся на кулачки? У них и кулаков-то нет.

Вот подите поговорите с ней! Ну, что она понимает в драке?

Я не стал с ней спорить, - пусть думает, что хочет. Я только сказал:

Бабушка, а ты зачем кричишь: «Кыш, мухи, кыш, кыш, кыш из комнаты!» Думаешь, они слова твои понимают?

Ну, бабушка мне ничего не ответила. А всё-таки потом уж больше не кричала на мух: «Кыш, мухи, кыш!»

ПО СЛЕДАМ

Снежная книга

Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было.

Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних - круглый, маленький.

Пошёл заячий след по полю. По одну сторону его - другой след, побольше; в снегу от когтей дырки - лисий след. А по другую сторону

заячьего следа ещё след: тоже лисий, только назад ведёт.

Заячий дал круг по полю; лисий - тоже. Заячий в сторону; лисий за ним. Оба следа кончаются посреди поля.

А вот в стороне - опять заячий след. Пропадает, дальше идёт…

Идёт, идёт, идёт - и вдруг оборвался - как под землю ушёл! И где пропал, там снег примят, и по сторонам будто кто пальцами мазнул.

Куда лиса делась?

Куда заяц пропал?

Разберём по складам.

Стоит куст. С него кора содрана. Под кустом натоптано, наслежено. Следы заячьи. Тут заяц жировал: с куста кору глодал. Встанет на задние лапы, отдерёт зубами кусок, сжуёт, переступит лапками, рядом ещё кусок сдерёт. Наелся и спать захотел.

Пошёл искать, где бы спрятаться.

А вот - лисий след, рядом с заячьим. Было так: ушёл заяц спать. Час проходит, другой. Идёт полем лиса.

Глядь, заячий след по снегу! Лиса нос к земле.

Принюхалась: след свежий!

Побежала по следу.

Лиса хитра, и заяц не прост: умел свой след запутать. Скакал, скакал по полю, завернул, выкружил большую петлю, свой же след пересёк - и в сторону.

След пока ещё ровный, неторопливый: спокойно шёл заяц, беды за собой не чуял.

Лиса бежала, бежала - видит: поперёк следа свежий след.

Не догадалась, что заяц петлю сделал.

Свернула вбок - по свежему следу: бежит, бежит - и стала: оборвался след! Куда теперь?

А дело простое: это новая заячья хитрость: двойка.

Заяц сделал петлю, пересёк свой след, прошёл немного вперёд, а потом обернулся - и назад по своему следу.

Аккуратно шёл - лапка в лапку.

Лиса постояла, постояла - и назад.

Опять к перекрёстку подошла.

Всю петлю выследила.

Идёт, идёт, видит - обманул её заяц: никуда след не ведёт!

Фыркнула она и ушла в лес по своим делам.

А было вот как: заяц двойку сделал - прошёл назад по своему следу.

До петли не дошёл - и махнул через сугроб - в сторону.

Через куст перескочил и залёг под кучу хвороста. Тут и лежал, пока лиса его по следу искала.

А когда лиса ушла, - как прыснет из-под хвороста - и в чащу.

Прыжки широкие, - лапки к лапкам: гонный след.

Мчит без оглядки. Пень по дороге. Заяц мимо. А на пне…

А на пне сидит большой филин.

Увидал зайца, снялся, так за ним и стелет. Настиг и цап в спину всеми когтями!

Ткнулся заяц в снег, а филин насел, крыльями по снегу бьёт, от земли отрывает.

Где заяц упал, там снег примят. Где филин крыльями хлопал, - там знаки на снегу, будто от пальцев.

По следам

Скучно Егорке целый день в избе. Глянет в окошко: бело кругом. Замело лесникову избушку снегом. Белый стоит лес.

Знает Егорка полянку одну в лесу. Эх, и местечко! Как ни придёшь - стадо куропачей из-под ног. Фррр! Фррр! - во все стороны. Только стреляй!

Да что куропатки! Зайцы там здоровые! А намедни видал Егорка на поляне ещё след - неизвестно чей. С лисий будет, а когтищи прямые, длинные.

Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя. Это тебе не заяц! Это и тятька похвалит.

Загорелось Егорке: сейчас в лес бежать!

Отец у окошка сапоги валяные подшивает.

Тять, а тять!

Чего тебе?

Дозволь в лес: куропачей пострелять!

Ишь, чего вздумал, на ночь глядя-то!

Пусти-и, тять! - жалобно тянет Егорка.

Молчит отец; у Егорки дух заняло, - ой, не пустит!

Не любит лесник, чтоб парнишка без дела валандался. А и то сказать: охота пуще неволи. Почему мальчонке не промяться? Всё в избе да в избе…

Ступай уж! Да гляди, чтоб до сумерок назад. А то у меня расправа коротка: отберу фузею и ремнём ещё настегаю.

Фузея - это ружьё. У Егорки своё, даром что парнишке четырнадцатый год. Отец из города привёз. Одноствольное, бердана называется. И птицу и зверя из него бить можно. Хорошее ружьё.

Отец знает: бердана для Егорки - первая вещь на свете. Пригрози отнять - всё сделает.

Мигом обернусь, - обещает Егорка. Сам уже полушубок напялил и берданку с гвоздя сдёрнул.

То-то, обернусь! - ворчит отец. - Вишь, по ночам волки кругом воют. Смотри у меня!

А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи - и в лес.

Отложил лесник сапоги. Взял топор, пошёл в сарай сани починять.

Смеркаться стало. Кончил старик топором стучать.

Время ужинать, а парнишки нет.

Слышно было: пальнул раза три. А с тех пор ничего.

Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи.

Егорки всё нет. И где запропастился, поганец?

Поел. Вышел на крыльцо.

Темь непроглядная.

Прислушался - ничего не слыхать.

Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём?

Воууу-уу!..

Вздрогнул лесник. Или показалось? Из лесу опять:

Воуу-уу!..

Так и есть, волк! Другой подхватил, третий… целая стая!

Ёкнуло в груди: не иначе, на Егоркин след напали звери!

Вуу-вооу-уу!..

Лесник заскочил в избу, выбежал - в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы.

Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?

И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «бумм!»

Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи - и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.

Темь в лесу - хоть плачь! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной - не продерёшься.

Скучно Егорке целый день в избе. Глянет в окошко: бело кругом. Замело лесникову избушку снегом. Белый стоит лес.
Знает Егорка полянку одну в лесу. Эх, и местечко! Как ни придёшь - стадо куропачей из-под ног. Фррр! Фррр! - во все стороны. Только стреляй!
Да что куропатки! Зайцы там здоровые! А намедни видал Егорка на поляне ещё след - неизвестно чей. С лисий будет, а когтищи прямые, длинные.
Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя. Это тебе не заяц! Это и тятька похвалит.
Загорелось Егорке: сейчас в лес бежать!
Отец у окошка сапоги валяные подшивает.
- Тять, а тять!
- Чего тебе?
- Дозволь в лес: куропачей пострелять!
- Ишь, чего вздумал, на ночь глядя-то!
- Пусти-и, тять! - жалобно тянет Егорка.
Молчит отец; у Егорки дух заняло, - ой, не пустит!
Не любит лесник, чтоб парнишка без дела валандался. А и то сказать: охота пуще неволи. Почему мальчонке не промяться? Всё в избе да в избе…
- Ступай уж! Да гляди, чтоб до сумерок назад. А то у меня расправа коротка: отберу фузею и ремнём ещё настегаю.
Фузея - это ружьё. У Егорки своё, даром что парнишке четырнадцатый год. Отец из города привёз. Одноствольное, бердана называется. И птицу и зверя из него бить можно. Хорошее ружьё.
Отец знает: бердана для Егорки - первая вещь на свете. Пригрози отнять - всё сделает.
- Мигом обернусь, - обещает Егорка. Сам уже полушубок напялил и берданку с гвоздя сдёрнул.
- То-то, обернусь! - ворчит отец. - Вишь, по ночам волки кругом воют. Смотри у меня!
А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи - и в лес.
Отложил лесник сапоги. Взял топор, пошёл в сарай сани починять.
Смеркаться стало. Кончил старик топором стучать.
Время ужинать, а парнишки нет.
Слышно было: пальнул раза три. А с тех пор ничего.
Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи.
Егорки всё нет. И где запропастился, поганец?
Поел. Вышел на крыльцо.
Темь непроглядная.
Прислушался - ничего не слыхать.
Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём?
- Воууу-уу!..
Вздрогнул лесник. Или показалось? Из лесу опять:
- Воуу-уу!..
Так и есть, волк! Другой подхватил, третий… целая стая!
Ёкнуло в груди: не иначе, на Егоркин след напали звери!
- Вуу-вооу-уу!..
Лесник заскочил в избу, выбежал - в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы.
Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?
И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «бумм!»
Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи - и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.
Темь в лесу - хоть плачь! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной - не продерёшься.
А впереди волки. В голос тянут:
- Вуу-ооуууу!..
Лесник остановился; выстрелил ещё.
Нет ответа. Только волки.
Плохое дело!
Опять стал продираться сквозь чащу. Шёл на волчий голос.
Только успел подумать: «Воют, - пока, значит, ещё не добрались…» Тут разом вой оборвался. Тихо стало.
Прошёл лесник ещё вперёд и стал.
Выстрелил. Потом ещё. Слушал долго.
Тишь такая - прямо ушам больно.
Куда пойдёшь? Темно. А идти надо.
Двинулся наугад. Что ни шаг, то гуще.
Стрелял, кричал. Никто не отвечает.
И опять, уж сам не зная куда, шагал, продирался по лесу.
Наконец совсем из сил выбился, осип от крика.
Стал - и не знает, куда идти: давно потерял, в какой стороне дом.
Пригляделся: будто огонёк из-за деревьев? Или это волчьи глаза блестят?
Пошёл прямо на свет. Вышел из лесу: чистое место, посреди него изба. В окошке свет.
Глядит лесник, глазам не верит: своя изба стоит!
Круг, значит, дал в темноте по лесу.
На дворе ещё раз выстрелил.
Нет ответа. И волки молчат, не воют. Видно, добычу делят.
Пропал парнишка!
Скинул лесник лыжи, зашёл в избу. В избе тулупа не снял, сел на лавку. Голову на руки уронил да так и замер.
Лампа на столе зачадила, мигнула и погасла. Не заметил лесник.
Мутный забелел свет за окошком.
Лесник поднялся.

Скучно Егорке целый день в избе. Глянет в окошко: бело кругом. Замело лесникову избушку снегом. Белый стоит лес.
Знает Егорка полянку одну в лесу. Эх, и местечко! Как ни придёшь - стадо куропачей из-под ног. Фррр! Фррр! - во все стороны. Только стреляй!
Да что куропатки! Зайцы там здоровые! А намедни видал Егорка на поляне ещё след - неизвестно чей. С лисий будет, а когтищи прямые, длинные.
Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя. Это тебе не заяц! Это и тятька похвалит.
Загорелось Егорке: сейчас в лес бежать!
Отец у окошка сапоги валяные подшивает.
- Тять, а тять!
- Чего тебе?
- Дозволь в лес: куропачей пострелять!
- Ишь, чего вздумал, на ночь глядя-то!
- Пусти-и, тять! - жалобно тянет Егорка.
Молчит отец; у Егорки дух заняло, - ой, не пустит!
Не любит лесник, чтоб парнишка без дела валандался. А и то сказать: охота пуще неволи. Почему мальчонке не промяться? Всё в избе да в избе...
- Ступай уж! Да гляди, чтоб до сумерок назад. А то у меня расправа коротка: отберу фузею и ремнём ещё настегаю.
Фузея - это ружьё. У Егорки своё, даром что парнишке четырнадцатый год. Отец из города привёз. Одноствольное, бердана называется. И птицу и зверя из него бить можно. Хорошее ружьё.
Отец знает: бердана для Егорки - первая вещь на свете. Пригрози отнять - всё сделает.
- Мигом обернусь, - обещает Егорка. Сам уже полушубок напялил и берданку с гвоздя сдёрнул.
- То-то, обернусь! - ворчит отец. - Вишь, по ночам волки кругом воют. Смотри у меня!
А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи - и в лес.
Отложил лесник сапоги. Взял топор, пошёл в сарай сани починять.
Смеркаться стало. Кончил старик топором стучать.
Время ужинать, а парнишки нет.
Слышно было: пальнул раза три. А с тех пор ничего.
Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи.
Егорки всё нет. И где запропастился, поганец?
Поел. Вышел на крыльцо.
Темь непроглядная.
Прислушался - ничего не слыхать.
Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём?
- Воууу-уу!..
Вздрогнул лесник. Или показалось? Из лесу опять:
- Воуу-уу!..
Так и есть, волк! Другой подхватил, третий... целая стая!
Ёкнуло в груди: не иначе, на Егоркин след напали звери!
- Вуу-вооу-уу!..
Лесник заскочил в избу, выбежал - в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы.
Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?
И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «бумм!»
Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи - и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.
Темь в лесу - хоть плачь! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной - не продерёшься.
А впереди волки. В голос тянут:
- Вуу-ооуууу!..
Лесник остановился; выстрелил ещё.
Нет ответа. Только волки.
Плохое дело!
Опять стал продираться сквозь чащу. Шёл на волчий голос.
Только успел подумать: «Воют, - пока, значит, ещё не добрались...» Тут разом вой оборвался. Тихо стало.
Прошёл лесник ещё вперёд и стал.
Выстрелил. Потом ещё. Слушал долго.
Тишь такая - прямо ушам больно.
Куда пойдёшь? Темно. А идти надо.
Двинулся наугад. Что ни шаг, то гуще.
Стрелял, кричал. Никто не отвечает.
И опять, уж сам не зная куда, шагал, продирался по лесу.
Наконец совсем из сил выбился, осип от крика.
Стал - и не знает, куда идти: давно потерял, в какой стороне дом.
Пригляделся: будто огонёк из-за деревьев? Или это волчьи глаза блестят?
Пошёл прямо на свет. Вышел из лесу: чистое место, посреди него изба. В окошке свет.
Глядит лесник, глазам не верит: своя изба стоит!
Круг, значит, дал в темноте по лесу.
На дворе ещё раз выстрелил.
Нет ответа. И волки молчат, не воют. Видно, добычу делят.
Пропал парнишка!
Скинул лесник лыжи, зашёл в избу. В избе тулупа не снял, сел на лавку. Голову на руки уронил да так и замер.
Лампа на столе зачадила, мигнула и погасла. Не заметил лесник.
Мутный забелел свет за окошком.
Лесник поднялся. Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился.
Сунул за пазуху хлеба краюху, патроны взял, ружьё.
Вышел на двор - светло. Снег блестит.
Из ворот тянутся по снегу две борозды от Егоркиных лыж.
Лесник поглядел, махнул рукой. Подумал: «Если б луна ночью, может, и отыскал бы парнишку по белотропу. Пойти хоть косточки собрать! А то бывает же такое! - может, и жив ещё?..»
Приладил лыжи и побежал по следу.
Борозы свернули влево, повели вдоль опушки.
Бежит по ним лесник, сам глазами по снегу шарит. Не пропускает ни следа, ни царапины. Читает по снегу, как по книге.
А в книге той записано всё, что с Егоркой приключилось за ночь.
Глядит лесник на снег и всё понимает: где Егорка шёл и что делал.
Вот бежал парнишка опушкой. В стороне на снегу крестики тонких птичьих пальцев и острых перьев.
Сорок, значит, спугнул Егорка. Мышковали тут сороки: кругом мышиные петли-дорожки.
Тут зверька с земли поднял.
Белка по насту прыгала. Её след. Задние ноги у неё длинные - следок от них тоже длинный. Задние ноги белка вперёд за передние закидывает, когда по земле прыгает. А передние ноги короткие, маленькие - следок от них точечками.
Видит лесник: Егорка белку на дерево загнал, там её и стукнул. Свалил в снег с ветки.
«Меткий парнишка!» - думает лесник.
Глядит: здесь вот Егорка подобрал добычу и дальше пошёл в лес.
Покружили, покружили следы по лесу и вывели на большую поляну.
На поляне Егорка, видать, разглядывал заячьи следы - малики.
Густо натропили зайцы: тут у них и петли и смётки - прыжки. Только Егорка не стал распутывать заячьи хитрости: лыжные борозды прямо через малики идут.
Вон дальше снег в стороне взрыхлён, птичьи следы и обгорелый пыж на снегу.
Куропатки это белые. Целая стая спала тут, в снег зарывшись.
Услышали птицы Егорку, вспорхнули. А он выпалил. Все улетели; одна шмякнулась. Видно, как билась на снегу.
Эх, лихой рос охотник: птицу на лету валил! Такой и от волков отбиваться может, даром им в зубы не дастся.
Заторопился лесник дальше, сами ноги бегут, поспевают.
Привёл след к кусту - и стоп!
Что за леший?
Остановился Егорка за кустом, толчётся лыжами на месте, нагнулся - и рукой в снег. И в сторону побежал.
Метров сорок прямо тянется след, а дальше колесить стал. Э, да тут звериные следы! Величиной с лисьи, и с когтями...
Что за диковина? Сроду такого следа не видано: не велика лапа, а когтищи с вершок длиной, прямые, как гвозди!
Кровь на снегу: пошёл дальше зверь на трёх. Правую, переднюю, Егорка ему зарядом перешиб.
Колесит по кустам, гонит зверя.
Где уж тут было парнишке домой ворочаться: подранка разве охотник бросит?
Только вот что за зверь? Больно здоровые когтищи! Тяпнет такими по животу из-за куста... Парнишке много ли надо!
Глубже и глубже в лес лыжный след - сквозь кусты, мимо пней, вокруг поваленных ветром деревьев. Ещё на корягу налетишь, лыжу поломаешь!
Эх, желторотый! Заряд, что ли, бережёт? Вот это место - за вывороченными корнями - и добить бы зверя. Некуда ему тут податься.
А руками разве скоро возьмёшь? Сунься к нему, к раненому! Обозлённый-то и хомячишко в руки не дастся, а этот зверь, видать, тяжёлый: дырья от него в снегу глубокие.
Да что же это: никак снег падает? Беда теперь: занесёт след, тогда как быть?
Ходу! Ходу!
Кружит, колесит по лесу звериный след, за ним лыжный. Конца не видно.
А снег гуще, гуще.
Впереди просвет. Лес пошёл редкий, широкоствольный. Тут скорей ещё следы засыпает, всё хуже их видать, трудней разбирать.
Вот наконец: догнал тут Егорка зверя! Снег примят, кровь на нём, серая жёсткая шерсть.
Поглядеть надо по шерсти-то, что за зверь такой. Только неладно тут как-то наслежено... На оба колена парнишка в снег упал...
А что там впереди торчит?
Лыжа! Другая! Узкие глубокие ямы в снегу: бежал Егорка, провалился...
И вдруг - спереди, справа, слева, наперерез - машистые, словно собачьи, следы.
Волки! Настигли, проклятые!
Остановился лесник: на что-то твёрдое наткнулась его правая лыжа.
Глянул: бердана лежит Егоркина.
Так вот оно что! Мёртвой хваткой схватил вожак за горло, выронил парнишка ружьё из рук, - тут и вся стая подоспела...
Конец! Взглянул лесник вперёд: хоть бы одёжи клок подобрать!
Будто серая тень мелькнула за деревьями. И сейчас же оттуда глухое рычание и тявк, точно псы сцепились.
Выпрямился лесник, сдёрнул ружьё с плеча, рванул вперёд.
За деревьями над кучей окровавленных костей, оскалив зубы и подняв шерсть, стояли два волка. Кругом валялись, сидели ещё несколько...
Страшно вскрикнул лесник и, не целясь, выпалил сразу из обоих стволов.
Ружьё крепко отдало ему в плечо. Он покачнулся и упал в снег на колени.
Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было.
В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!»
Лесник зачем-то снял шапку. Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть.
- Тять!.. - так внятно опять почудился тихий Егоркин голос.
- Егорушка! - простонал лесник.
- Сними, тять!
Лесник испуганно вскочил, обернулся... На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка.
- Сынок! - вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву.
Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу.
Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться - Егорка пристал, лепечет одно:
- Тять, бердану мою подбери, бердану...

В печи жарко пылал огонь. Егорка лежал на лавке под тяжёлой овчиной. Глаза его блестели, тело горело.
Лесник сидел у него в ногах, поил его горячим чаем с блюдечка.
- Слышу, волки близко, - рассказывал Егорка. - Сдрейфил я! Ружьё выронил, лыжи в снегу завязли, бросил. На первое дерево влез, - они уж тут. Скачут, окаянные, зубами щёлкают, меня достать хотят. Ух, и страшно, тятя!
- Молчи, сынок, молчи, родимый! А скажи-ка, стрелок, что за зверя ты подшиб?
- А барсука, тятя! Здоровый барсучище, что твоя свинья. Видал когти-то?
- Барсук, говоришь? А мне и невдомёк. И верно: лапа-то у него когтистая. Ишь, вылез в оттепель, засоня! Спит он в мороз, редкую зиму вылезет. Погоди вот - весна придёт, я тебе нору его покажу. Знатная нора! Лисе нипочём такой не вырыть.
Но Егорка уже не слышал. Голова его свалилась набок, глаза сами закрылись. Он спал.
Лесник взял у него из рук блюдце, плотней прикрыл сына овчиной и глянул в окно.
За окном расходилась метель. Сыпала, сыпала и кружила в воздухе белые лёгкие хлопья - засыпала путаные лесные следы.

Литературное чтение

Урок 60.

Тема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…»

Тема: Суровые законы жизни зимнего леса (рассказ В. Бианки «По следам»)

Цели:

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

1. Задания 2, 3 в тетради (с. 38).

2. Выставка иллюстраций к стихотворению Д. Самойлова «Город зимний...».

3. Чтение стихотворений наизусть.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. О риентироваться на развороте учебника.

II . Развитие умений.

2 4 2 2 4

Работа с текстом рассказа В. Бианки.

Мы читали с вами стихи о зиме в городе. А хочется ли вам совершить путешествие в зимний лес вместе с автором В. Бианки в произведении?..

Откройте учебник на с. 66, прочтите название.

1. Работа с текстом до чтения.

О чём пишет В. Бианки? Какие его произведения вы читали? Какой идеей проникнуты они? (Человек должен знать и любить природу.)

Как называется произведение? Кто его герои? (Дети предполагают по иллюстрации. ) Где будут происходить события? Как догадались?

А хотите совершить путешествие по следам? Слушайте внимательно и дополняйте мой рассказ, называя зверей, по чьим следам мы идём.

« Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же тут пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь “читать” лесную книгу.

Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много следов. Снег притоптан, кора кое-где обглодана. Кто же тут был?

(Зайцы.)

Идём дальше по белой равнине. Вот попалась какая-то стёжка – мелкие-мелкие следы. Стёжка вела к корням непролазного тальника. Кто же здесь скрывается? (Горностай, маленький продолговатый зверёк с дорогим белым мехом.)

Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны широкие, большие следы. Это пожаловал ... (Лось.) »

(По В. Алфёрову)

А какой след в лесу может оставить человек?

По чьим же следам и зачем отправятся герои рассказа В. Бианки?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (комбинированное).

Часть 1 учащиеся читают про себя.

Задание. Найти в тексте предложение, которым можно было бы озаглавить 1-ю часть.

Вопрос после чтения части 1:

Что узнали о героях? (Собираем всю фактуальную информацию, которую вычитали из этой части: Егорка – сын лесника, ему 13 лет, живёт с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, в лесу ориентироваться. Егорка любит охотиться, хочет найти по следу диковинного зверя…)

Словарная работа .

Объясните следующие слова и выражения:

стадо куропачей (стая куропаток);

сапоги валеные (валенки);

без дела валандался (бездельничал);

охота пуще неволи (очень желать чего-то);

фузея, бердана (объяснения в тексте).

Какими словами из текста можно озаглавить первую часть?

1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!»

Подчёркиваем или отмечаем эту строчку в тексте, запишем план потом целиком в тетради.

Часть 2 читаем вслух (учитель или дети по цепочке). Приёмы анализа – диалог с автором и комментированное чтение.

Отложил лесник сапоги, взял топор, пошёл в сарай сани починять. (То есть… чинить, ремонтировать.)

Смеркаться стало. Кончил лесник топором стучать.

Время ужинать, а парнишки нет.

Слышно было: пальнуло раза три. А с тех пор ничего. Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи. Егорки всё нет. И где запропастился, поганец? (Отец волнуется, сердится… Где же Егорка? Уж не случилось ли с ним что-то?)

Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. (Обратите внимание: предложения стали короткие, какие-то тревожные.)

Прислушался – ничего не слыхать. Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём? (Тревога отца нарастает.)

Воууу-уу!

Вздрогнул лесник – или показалось? (Показалось что?)

Из лесу опять:

Воуу-уу!..

Так и есть, волк! Другой подхватил, третий... целая стая! Ёкнуло в груди: не иначе на Егоркин след напали звери!

Вуу-вооу-уу!..

Лесник заскочил в избу, выбежал – в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы. (Вскочил, выбежал, вскинул, полыхнул, грохнули… Лесник действует быстро: Егорке грозит опасность!) Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?

И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «Бумм!» (Это…? Похоже, Егорка отозвался, дал ответный выстрел.) Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи – и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.

Какое предложение подчеркнём как заголовок к этой части?

2. «Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?»

Части 3–6 читают дети и учитель. Здесь не требуется никаких особых комментариев: сюжет развивается динамично, читатель следит за действиями лесника, сопереживает ему.

По ходу чтения нужно объяснить некоторые слова.

Мышковать – охотиться на мышей.

Пыж – прокладка из войлока или картона, которая отделяет порох в патроне от пули, дроби.

Натропили – наделали тропинок из следов.

Предложения для озаглавливания.

3. «Круг, значит, дал в темноте по лесу».

4. «Читает по снегу, как по книге <…> что с Егоркой приключилось за ночь».

5. «…подранка разве охотник бросит?»

6. «…Волки! Настигли, проклятые!»

Часть 7 читает учитель. Приёмы анализа: диалог с автором, комментированное чтение.

При чтении учитель выделяет голосом подчёркнутые слова, чтобы передать состояние отца, напряжённость момента.

Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было. В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!» Лесник зачем-то снял шапку. (Зачем, вы поняли?) Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть.

Тять!.. – так внятно опять почудился тихий Егоркин голос.

Егорушка! – простонал лесник.

Сними, тять!

Лесник испуганно вскочил, обернулся...

На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка.

Сынок! – вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву.

Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу. Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться – Егорка пристал, лепечет одно:

Тять, бердану мою подбери, бердану.. . (Егорка чуть живой, окоченевший, а ружье своё не оставляет. Настоящего охотника отец вырастил!)

Часть 8 читают дети.

Словарная работа.

Объясните, как вы понимаете следующее выражение:

мне невдомёк – не могу догадаться, сообразить.

Предложения для озаглавливания:

7. «Сними, тять!»

8. «Здоровый барсучище…»

2. Обобщающая беседа .

а) – Рассказ называется «По следам». Попробуйте объяснить смысл названия.

б) – Попробуйте назвать по памяти всех птиц и зверей, которые упоминаются в этом рассказе. Каких из них вы видели? О каких читали?

в) – Вы согласны, что зимний лес живёт по своим суровым законам? Какие это законы? Попытайтесь их сформулировать (Нужно засветло возвращаться к жилью, уметь «читать» следы, ориентироваться, знать повадки зверей, быть терпеливым, смелым…)

г) – Докажите, что отец Егорки сам живёт по этим законам и сына научил тому же.

д) Задание III в тетради (с. 47). Завершение цитатной характеристики: дети комментируют, какие черты характера лесника названы в каждом предложении.

4. «…не пропускает ни следа, ни царапины. Читает по снегу, как по книге».

6. «Страшно вскрикнул лесник и, не целясь, выпалил сразу из обоих стволов».

8. «Барсук, говоришь? А мне и невдомёк».

е) – Помог ли вам в чём-то этот рассказ? Что каждый из вас узнал нового о себе, прочитав рассказ «По следам»? (Какой я? Я знаю…, не знаю…, умею…, не умею…)

Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Какое умение формирова ли?

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя .

2. Проговаривать последовательность действий на уроке .

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника .

4. Учиться работать по предложенному учителем плану .

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. У мение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

Что вам показалось на уроке самым интересным?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

ΙV. Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение части, которая понравилась.

2. Записать заголовки частей рассказа (выписать подчёркнутые предложения).

© ООО «Баласс», 2013

Ольга Бородачева

Очень люблю читать произведения писателей анималистов, которые пишут о жизни животных, Одним из таких писателей является Виталий Бианки , его произведения это клад знаний о природе и жизни животных. Поэтому мы с ребятами с удовольствием читаем его рассказы, составляем вопросы, рисуем картинки, делаем поделки и аппликации. Такие произведения воспитывают в детях любовь к родной природе, животным, учат заботиться о птицах, животных, беречь природный мир. Предлагаю вашему вниманию вот такую небольшую викторину по произведению Виталия Бианки "По следам ".

1 Какое время года описано в произведении ? (Зима) .

2 Чем занимался отец мальчика когда он собрался в лес? (Подшивал сапоги) .

3 Кем работал отец мальчика? (Лесником) .

4 Как звали сына лесника? (Егорка) .

5 Сколько лет было Егорке(14 лет) .

6 Что привез отец Егорке из города? (Ружье одноствольное) .

7 Зачем пошел лесник в сарай? (Чинить сани) .

8 Каких птиц встретил Егорка в лесу? (Сорок, куропаток) .

9 Какие птицы спят зарывшись в снег? (Куропатки) .

10 Каких зверей встретил Егорка в лесу? (Белка, зайцев, волков, барсука) .

11 Где спрятался мальчик от волков? (На суку большого дерева) .

12 За каким зверем гнался Егорка? (За барсуком) .

13 Прочитав произведение расскажи как ты понимаешь значение слова «Лесная книга» ?

14 Назови главных героев произведения ?

15 Что тебе понравилось больше всего в произведении , расскажи?

Публикации по теме:

Вот такие замечательные персонажи из сказки Виталия Валентиновича Бианки получились у детей группы "Ромашка" после прочтения произведения.

Предварительная работа:изготавливаются персонажи сказки на основе дисков (фото персонажей данной сказки прилагаются после конспекта). Дети,.

КВН «Лесные тропинки В. Бианки» КВН «Лесные тропинки В. Бианки». Воспитатели: Постникова Л. В., Курбатова Е. Н. Цели, задачи: познакомить детей с жизнью и.

Литературная викторина для детей средней группы совместно с родителями «По следам любимых сказок» Ведущий: Уважаемые родители! Мы рады видеть вас в нашем уютном зале. Спасибо вам, что вы пришли на нашу встречу. Это означает, что всех.

Цель: уточнить и расширить представления детей о птицах. Программное содержание: Расширять и систематизировать представления детей о.

Проект по знакомству с творчеством Виталия Бианки «Удивительный мир животных и птиц» Паспорт проекта Вид проекта: информационно-продуктивный Длительность проекта: среднесрочный, 01.09.2015 г. – 06.11.2015 г. Участники проекта:.

Проект в группе общеразвивающей направленности для детей 5–6 лет «Знакомимся с творчеством Виталия Бианки» «Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко открытые на мир глаза, непосредственность. Горячую отзывчивость на все. Мечту. И.