Мифы об Александре Невском: где правда и где вымысел? Святой князь александр невский. только факты

Введение.

Вряд ли в истории России удастся найти более известную и более противоречивую личность, чем Александр Невский. И это не удивительно. Подлинный образ князя скрыт завесой мифов, созданных официозной историографией, в итоге признавшей за князем две заслуги: обеспечение безопасности северо-западных границ Руси и смягчение тягот монголо-татарского ига.

Современники Невского не выделяли как-то особенно его, несомненно, выдающиеся победы в бесконечной череде пограничных столкновений с немцами, шведами, датчанами и литовцами. Даже наоборот, через четверть века после Ледового побоища летописец записал про случившуюся тогда битву, что "ни отцы, ни деды наши не видали такой жестокой сечи". Однако в более поздние времена именно венные триумфы князя сделали его символом верного курса проводимой государственной политики.

Князь Александр Ярославович Невский был канонизирован православной церковью, а усилиями русских и советских историков стал одной из главных фигур русской истории. Говоря о нем, невольно хочется вспомнить известное изречение: «Миф, повторенный тысячу раз, становится правдой». И, как говорил В.В. Маяковский, «если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно».

А Невский нужен был всем. Московским князьям, начиная от Ивана Калиты, был нужен святой и великий предок для обоснования своих претензий на владение Русью. Петру I он понадобился для обоснования войны со Швецией и строительства Санкт-Петербурга. А для чего понадобилось снимать в 1938 г. фильм «Александр Невский», а через 6 лет учреждать орден его имени, вряд ли нужно объяснять.

Спору нет, эти мифы выполнили свою роль, но одновременно они крайне запутали историю России XIII века. И чтобы разобраться в ней, нам придется опираться только на достоверные источники и очевидные факты.

Таким образом, нашей целью будет определить соотношение мифа и реальности в истории Руси, связанной с именем Александра Невского. Задачами нашей работы, следовательно, становятся анализ летописной и житийной литературы об Александре Невском, а также разбор зарубежных источников, прямо или косвенно связанных с князем.

Александр Невский. Судьба и легенды

Итак, Александр Ярославович родился или в 1219, или в 1220, или в 1221 году. Вступать в споры историков о точной дате рождения мы не будем. Александр был вторым сыном князя Ярослава Всеволодовича (около 1191–1246) и Ростиславы-Феодосии, дочери Мстислава Мстиславовича Удалого. Дедом по отцовской линии был Всеволод Юрьевич Большое Гнездо.

Старший брат Александра Федор родился в 1218 или 1219 г. В 1228 г. братья Федор и Александр были поставлены отцом княжить в Новгороде. Но в феврале 1229 г. новгородцы собрали вече и отослали обоих братьев домой, или говоря языком того времени, «показали им путь». Вместо них новгородцы пригласили князя Михаила Всеволодовича Черниговского (сын Всеволода Черниговского, дальний родственник Ярослава Всеволодовича). Однако тут имела место довольно хитрая интрига. Дело в том, что Михаилу помогал великий князь Юрий Всеволодович, родной брат Ярослава.

Но 30 декабря 1230 г. Ярослав Всеволодович с дружиной вновь явился в Новгород. Побыв там всего две недели, он оставил княжить опять Федора и Александра, а сам уехал княжить в Переяславль-Залесский. Это может показаться странным – бросить богатый и успешный Новгород ради какого-то там Переяславля-Залесского, но статусы князя в Новгороде и на остальной Руси сильно различались. В вольном Новгороде Ярослав мог быть лишь "министром обороны", которого в любой момент может прогнать вече, а в Переяславле он был «и бог, и царь, и воинский начальник».

В 1233 г. была совершена классическая брачная сделка - по приказу отца Федор должен был вступить в брак с Феодулией, дочерью Михаила Всеволодовича Черниговского. Детали сделки двух претендентов на княжение в Новгороде в истории не сохранились. Но 5 июня 1233 г., за день до свадьбы, Федор внезапно умирает. Он был похоронен в Юрьевском монастыре в Новгороде. Невеста Феодулия постриглась в одном из суздальских монастырей в монахини, а после своей смерти в сентябре 1250г. стала святой Ефросинией Суздальской. Кстати, до сих пор возникает вопрос: почему в Суздале, а не в Новгороде?

Интересен такой факт: все родственники Александра, о которых говорилось выше, в разное время становились святыми. О святом Александре мы уже говорили, скоро поговорим и о святом Михаиле Черниговском, а вот Федор Ярославович станет святым в 1614 г., правда с Федором произойдет целая серия почти детективных историй в XV, XVII и XX веках.

Итак, и Ярослав Всеволодович, и его сын Александр заняли, мягко говоря, странную позицию во время Батыева нашествия 1237–1238 гг. Согласно летописи, узнав о гибели великого князя, старший после него брат, Ярослав Всеволодович, приехал княжить во Владимир. Он очистил церкви от трупов, собрал оставшихся от истребления людей, утешил их и, как старший, начал распоряжаться волостями: брату Святославу отдал Суздаль, а брату Ивану - Стародуб (Северный). «В лѣт̑ . ҂s҃ . ѱ҃ . м҃s . Ӕрославъ сн҃ъ Всеволода великаго /л.163об./ сѣде на столѣ в Володимери. И бъıс̑ радос̑ велика хрс̑ьӕном̑ ихже избави Бъ҃ рукою своєю крѣпкою. ѿ безбожнъıх̑ Татаръ. и поча рѧдъı рѧдити. ӕкож̑ прр҃къ глет̑ Бе҃ суд̑ твои цр҃ви дажь. и правъду твою сн҃ви цс̑рви. судити людемъ твоим̑ в правду. и нищим̑ твоимъ в суд̑ . и потомъ оутвердисѧ в своєм̑ чс̑тнѣмь кнѧжении Тогож̑ лѣт̑ . Кнѧз̑ Ӕрославъ великъıи. ѿда Суждаль брату своѥму Ст҃ославу. Тогож̑ . лѣт̑ . ѿда Ӕрославъ. Ивану Стародубъ. Тогож̑ . лѣт̑ . бъıло мирно » 1 .

Если мы сейчас возьмем в руки географическую карту северо-востока Руси и листок бумаги с ручкой, обнаружатся поразительнейшие вещи. Татары взяли Владимир 7–8 февраля 1238 г. Битва на реке Сить произошла 4 марта. Но ни в какой летописи тех времен не объяснено, почему в столице Северо-Восточной Руси почти месяц лежали неубранные трупы. Некому было убирать? Так кого же тогда приехал «утешать» Ярослав?

Итак, можно предположить два варианта. Первый: Ярослав приехал во Владимир до битвы на Сити или через неделю после нее, то есть в середине марта. Но тогда он вообще не собирался ехать на Сить, а ехал занимать великий стол.

И второй: Ярослав из-за каких-то неотложных дел задержался и узнал о битве на Сити в Киеве или по дороге. Но и тогда непонятно, а как он доехал до Владимира? Ведь по летописным данным татары повернули у Игнатьева креста в апреле 1238 г. 2 Да и без летописи ясно, что распутица в 100 км от Новгорода раньше апреля не начинается. Так что в районе Козельска татары были в мае, а то и в июне.

А теперь посмотрим на карту. Козельск расположен почти по прямой Киев - Владимир, причем от Киева он в полтора раза дальше, чем от Владимира. Татарское войско было велико и по Руси шло завесой. Так как мог Ярослав в марте-июне 1238 г. проехать эту завесу насквозь из Киева до Владимира? Да и зачем ехать в разоренный город, бросив огромный богатый Киев, к которому летом 1238 г. могли подойти татары?

А может, Ярослав приехал во Владимир осенью 1238 г., когда татары ушли в степи? Но тогда почему всю весну и лето лежали во Владимире неубранные трупы? Жизнь в разоренном городе обычно возобновляется спустя несколько дней после ухода врага. Вспомним Москву в 1812 г. после ухода французов, хотя бы в замечательном описании Л.Н. Толстого.

Вывод напрашивается один, может быть для нас он неприятен, но зато снимает все вопросы - Ярослав договорился с татарами. Он знал, что они не пойдут на Киев, знал, что его не задержат татарские отряды по пути во Владимир. Тогда становится понятным, почему Ярослав по прибытии во Владимир и пальцем не пошевелил, чтобы организовать отпор татарам, а занялся административно-хозяйственной деятельностью.

А чем занимался Александр в Новгороде весной 1238 г.? Тоже повседневной военно-политической учебой дружины. Ну ладно, не помог на Сити дяде Юре, с которым у отца сложились плохие отношения. А почему не помог Торжку? Ведь, как показывает история, новгородцы и их князья насмерть дрались с любым «низовым» князем, посягнувшим на Торжок. Видимо, прав булгарский летописец: и тут был договор с татарами. 3

В 1239 г. в Новгороде Александр Ярославович изволил жениться на Александре (по другой версии Параскеве) Брячиславовне. Происхождение ее неизвестно (возможно, ее отец – Брячислав Василькович, князь полоцкий).

А вот новый великий князь владимирский Ярослав Всеволодович в том же 1239 г. отправился в Булгар с большой казной. Причем, обратите внимание: 1239-й год, Киев еще не взят, никакой Золотой Орды нет, практика выдачи ордынских ярлыков русским князьям еще не появилась, не говоря уже о том, что Ярослав сел абсолютно законно на место своего старшего брата. Ну и наконец, татары еще никакой дани не установили.

Однако великий князь Ярослав приезжает в Булгар к татарскому наместнику Кутлу-Буга. Привезенную Ярославом дань поделили между собой Гази Барадж и Кутлу-Буга: три четверти взял посол-наместник, а четверть - эмир 4 .

Профессор 3.3. Мифтахов иронизирует по сему поводу: «Кто заставил Ярослава привезти такое огромное количество дани? Никто. Эмир Гази Барадж даже очень удивился такой прыти, такой степени покорности. Еще более удивился и посол, и эмир тому, в каком виде явился великий князь. По свидетельству очевидца Гази Бараджа, Ярослав «явился с обритыми в знак покорности головой и подбородком и выплатил дань за три года» 5 . Возникает резонный вопрос: кто заставил великого князя в знак покорности сбрить голову и бороду? Это он сделал по своей инициативе, ибо и эмир Волжской Булгарии, и посол-наместник великого хана Монгольской империи были поражены увиденным. Так началось развитие того явления, которое впоследствии стало называться игом. Как известно, в мир русской историографии термин «иго» запустил Н.М. Карамзин (1766–1826). «Государи наши, - писал он, - торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров» 6 . «Итак, Н.М. Карамзин утверждал: «Наши государи добровольно отреклись от прав народа независимого и склонили шею под хомут варваров». И действительно, как верно и образно сказано! Вправду ведь, великий князь Ярослав Всеволодович по своей инициативе заложил фундамент новых отношений между Северо-Восточной Русью, с одной стороны, Монгольской империей и Волжской Булгарией, с другой». 7

Может и обидно читать такое, но возразить-то нечего! Разве сказать, что, видимо, эти деньги Ярослав считал платой татарам и Гази Бараджу (участнику похода) за то, что они не схватили его по пути во Владимир и дали возможность сесть на владимирский престол. Вполне возможно, что Ярослав не думал, что таким способом он устанавливает «иго», создавая прецедент выплаты дани.

Второй раз Ярослав Всеволодович поехал в Орду в 1242 г. По одним летописям он отправился по приглашению хана Батыя, по другим - опять в инициативном порядке. Но в любом случае, Батый, по словам летописца, принял Ярослава с честью и, отпуская, сказал ему: «Будь ты старший между всеми князьями в русском народе» 8 .

Вслед за великим князем владимирским в Орду чуть ли не толпой двинулись кланяться и другие князья. Так, в 1244 г. туда явились Владимир Константинович Углицкий, Борис Василькович Ростовский, Глеб Василькович Белозерский, Василий Всеволодович, а в 1245 г. - Борис Василькович Ростовский, Василий Всеволодович, Константин Ярославович, Ярослав II Всеволодович, Владимир Константинович Углицкий, Василько Ростовский со своими обоими сыновьями - Борисом и Глебом и с племянником Всеволодом и его сыновьями Святославом и Иваном.

Но вот в 1246 г. в Орде впервые был убит русский князь - Михаил Всеволодович Черниговский. Этот инцидент получил широкий резонанс на Руси, как среди священников, так и впоследствии среди историков. Рассмотрим его поподробнее.

После ухода Батыя на Волгу Михаил Всеволодович решил вернуться из путешествия по Европе. Он приехал в Киев и решил там покняжить. Однако Киев был разорен, и взять с немногих уцелевших жителей оказалось просто нечего. Сын же Михаила Всеволодовича Ростислав в конце 1241 г. затеял войну с Даниилом Галицким, потерпел поражение и бежал в Венгрию. Там ему в 1243 г. удалось заполучить руку и сердце принцессы Анны, дочери Белы IV. Узнав об этом, Михаил срочно отправился в Венгрию. Надо ли говорить, что в это путешествие он отправился не для того, чтобы поздравить новобрачных, а за венгерским войском, которое должно было помочь ему захватить какой-нибудь русский удел.

  1. Александр Матросов жизнь как подвиг

    Реферат >> История

    Которого восхищались примерами Александра Невского , Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова... детского сада все знакомы с легендой об Александре Матросове – легендой о том, как храбрый... страшную войну, где решалась судьба страны и народа. Да, ...

  2. Александр I (5)

    Реферат >> История

    судьба Александр I. Легенды Александра Невского - покровителя Санкт-Петербурга. ...

  3. Александр I (6)

    Реферат >> Исторические личности

    2.2 Программа преобразований Н.М.Сперанского и ее судьба 9 2.3 Финансовая реформа 11 2.4 Реформа... данный период нашей истории царствовал Александр I. Легенды рождаются и умирают. Но... II нарекла его в честь Александра

Строительство

В результате пожара 1810 года были уничтожены значительная часть города и главный в то время храм - церковь Ильи Пророка, встал вопрос о строительстве нового храма. Уже на следующий год заводской архитектор С. Е. Дудин, выполнил проект монументального собора с тремя престолами и тремя колокольнями, но проект был отвергнут, в связи с излишней пышностью и дороговизной. Взамен отвергнутого проекта петербургские власти рекомендовали взять в качестве образца проект Андреевского собора в Кронштадте. Дудин откорректировал чертежи, исходя из местных условий, например, заменил гранит на заводское литье, а также упростил отдельные архитектурные формы.

Построен в 1818 - 1823 годах в г. Ижевске по проекту Андреевского Собора в Кронштадте архитектора А. Д. Захарова при участии местного архитектора С. Е. Дудина.

Центральный придел был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского, южный предел - в честь святой великомученицы Екатерины (ее день долго отмечался потом как обще ижевский праздник), северный - в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний, «пещерный» храм - в честь святых мучеников Власия и Модеста.

В 1871 году при Соборе открылось попечительство, которое занималось просветительской благотворительной работой. С 1875 года при храме действовала Воскресная школа на 135 учащихся, среди которых преобладали мальчики из ложевой мастерской оружейного завода.

В марте 1922 года комиссия под председательством члена ВЦИК И. А. Наговицына изъяла из Собора более пяти пудов серебра, золота, драгоценных камней. В марте 1929 года Собор был закрыт по требованию юношеской секции Союза воинствующих безбожников. Летом из него были изъяты все 24 колокола общим весом 650 пудов.

Тогда же разрушили колокольню и переоборудовали собор под клуб. С 1930 года здание собора служило как детский клуб и кинотеатр, затем как музей с атеистическими экспонатами. В 1932 году, после новой реконструкции, здесь снова открылся кинотеатр.

В 1937 году был снесен купол Собора. Собор был возвращен верующим в 1990 году. После подготовки проекта реставрации (руководитель творческого коллектива С. А. Макаров) в 1992 году начались работы по возрождению этого Собора.

Настоятелем Собора в 1990-1992 годах был Епископ Ижевский и Удмуртский ПАЛЛАДИЙ (Шиман).

С 1993 года Настоятелем Собора является архиепископ Ижевский и Удмуртский НИКОЛАЙ (Шкрумко).

При нем начались регулярные богослужения в южном приделе Собора, для которого был изготовлен небольшой резной иконостас из дерева, а сам придел был освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая.

Активизировались реставрационные работы в Соборе, в результате чего к концу 1993 года в основном был завершен комплекс внутренних ремонтно-восстановительных работ.

Освящение Собора состоялось 2 января 1994 года. Статус Кафедрального Собору придан Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 1994 года.

Собор представляет собой идеальное воплощение русского классицизма - строгого, «державного», по-петербургски холодноватого. Квадратный в плане, кубический по массе холодный храм перекрыт сферическим сводом на барабане. Распор гасят четыре мощных пилонасо срезанными углами. Две подпружные арки, лежащие на оси запад-восток, раскрыты на алтарь и главный неф, а с юга и севера они трактованы как ниши.

Главный неф отделен от боковых двумя колоннадами ионического ордера, из четырех колонн каждая. Перекрытие над главным нефом - коробовый свод. Традиционная для большинства православных храмов крестообразность плана обеспечена введением двух шестиколонных портиков с юга и севера холодного храма. Они тоже ионического ордера, но колонны здесь значительно тоньше внутренних колонн и с резко выраженным утолщением. Каждой внутренней колонне на северной и южной стенах трапезной соответствует пилястра.

Михайло-Архангельская церковь

Михайло-Архангельская церковь в пос.Ижевский завод заложена в 1897г. на месте каменной часовни, освященной в 1855г. в честь Св.Архистратига Михаила в память назначения е.и.в. Великого князя Михаила Николаевича генерал-фельдцейхмейстером Ижевских заводов.

Храм строился с 1897 по 1907гг. на пожертвования мастеровых, рабочих и служащих Ижевских заводов по проекту вятского губернского архитектора И.А.Чарушина.

Высота храма составляла около 70 м, диаметр в основании – 43 м. Праздничный звон колоколов был слышен за много километров. Самый большой колокол весил 400 пудов.

Иконостасам и живописи Строительный комитет храма уделял особое внимание. Росписью храма занимались лучшие московские иконописцы. Все образы храма были написаны в мастерской придворного художника - иконописца В.П.Гурьянова.

Храм имел 3 престола: главный – во имя Св.Архистратига Михаила, южный – в честь Св.Николая Чудотворца и северный – в честь Св.Мученицы Александры. Главный престол был освящен 4 ноября 1907г.

Храм недолго принадлежал верующим. 19 марта 1929г. Ижевский горсовет рабочих и красноармейских депутатов постановил: «Расторгнуть договоры с религиозными общинами Михайловского, Александро-Невского соборов и Покровской церкви на аренду зданий». Михайловский собор предполагалось приспособить под музей или рабочий университет.

26 марта 1929г. Президиум Облисполкома ВАО своим постановлением утвердил постановление Ижевского горсовета о закрытии Михайловского собора.

Как известно, в середине 30-х годов борьба «с поповщиной» в Советском Союзе достигла невиданных размахов. Подавляющая часть православных храмов была осквернена, церковная утварь разграблена, а внутри помещений разместили либо зернохранилища, либо «пролетарские клубы». Увы, не избежал этой печальной участи и собор Михаила Архангела.

С точки зрения коммунистического режима храм смотрелся слишком вызывающе.

В 1936 году из Москвы пришла директива с указанием храм Михаила Архангела разрушить, а полученный строительный материал использовать при возведении новых зданий. В 1937 году Михайловский собор был разрушен. С 1932г. по апрель 1937г. в здании собора располагался Областной музей краеведения ВАО (ныне Национальный музей УР им. К. Герда).

8 апреля 1937г. СНК УАССР принял решение о сносе здания Михайловского собора «для освобождения площадки под строительство городского театра», а оформлен документ был лишь 14-15 апреля в форме протокола заседания СНК УАССР.

Вскоре собор был разрушен.Восстановлен и освящен в 2007 году.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

К началу XX века в Ижевском заводе уже было шесть храмов, среди них Свято-Троицкая кладбищенская церковь, построенная по проекту С. Е. Дудина еще в 1814 г.

Церковь эта, перестроенная в 1852-1967 гг., к 1905 г. нуждалась в серьезном ремонте.

О плачевном состоянии храма в тот период свидетельствуют архивные документы. Благочинный Ижевских церквей, протоиерей Василий Успенский, в рапорте в Вятскую Духовную Консисторию писал, что кладбищенская церковь …по своей тесноте становится решительно непригодной для молящихся, а между тем в ней каждодневно совершается отпевание всех умерших жителей села с 40-тысячным населением.

Потому количество отпеваемых одновременно достигает 10 и больше, так что половина церкви нередко бывает занята гробами и для живых остается мало места.

Неудовлетворительные санитарные нормы, тесноту, обусловленную постоянным ростом числа прихожан и вместе с тем устаревшей проектировкой здания, легко себе представить, читая рапорт священника кладбищенской церкви Василия Олюнина:

…а главное – купола над нею (церковью – И. Т.) нет, в следствие чего духота бывает страшная и сырость в Церкви, особенно в праздники….

Надо отметить, что сложности возникли и с Троицким кладбищем: по сведениям, приводимым известным исследователем Е. Ф. Шумиловым, оно было своего рода престижным, т. к. при нем был храм и располагалось оно на горе, и уже к 1875 г. здесь было захоронено 55317 человек. Ситуацию необходимо было менять.

Задумали расширение храма, даже начали сбор средств для этого дела…Но вскоре стало понятным, что целесообразнее построить новый храм на другом кладбище.

Такой и должна была стать новая Успенская церковь, строительство которой началось по приговору Ижевско-Заречного волостного схода от 27 сентября 1910 г. на Николо-Покровском погосте.

С 1850 г. здесь была часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы, отпевание же совершалось в заречных храмах Св. Николая (1859 г.) и Покровском (1903 г.).Отсюда и название кладбища.

Строительный комитет, в который вошли как рядовые рабочие, так и чиновники, купцы, фабриканты и священнослужители, возглавил 45-летний токарь оружейного завода Флегонт Власьевич Шишкин.

По данным Е.Ф. Шумилова, то был человек горячей веры, который, несмотря на свою неграмотность, весьма уважаем и несколько раз избирался церковным старостой. В 1930-е годы Ф. В. Шишкина неоднократно арестовывали и до прашивали органы НКВД, обвиняя его в фанатизме при защите храмов Ижевска от закрытия и уничтожения.

Постановлением от 10 января 1939 года Ф. В. Шишкина все же освободили, учитывая, что он из рабочих, производственный стаж 59 лет, на пенсии, дряхлый старик (Е. Ф. Шумилов. Неугасимая лампада. Ижевск, 1999).

Для этих целей производились сборы за места на кладбище, а начальство местного казенного завода позволило, с согласия рабочих, производить отчисления на строительство по 1 копейке с заработанного рубля.

И, наконец, по благословению Преосвященнейшего епископа Сарапульского Мефодия 3 июля 1911 г. была произведена закладка храма во имя Успения Божией Матери.

Крестовоздвиженская часовня

В 1774 году к Ижевскому заводскому посёлку приближались орды пугачёвцев. Там, где проходили отряды, пылали монастыри и церкви. Только за этот год от рук головорезов погиб 21 священник на территории нынешней т.н. Удмуртии. Ижевцы, дабы сберечь главную церковную ценность единственной тогда в посёлке деревянной Ильинской церкви, сняли большой «крест напрестольный серебряный златопозлащённый». Он был зарыт в лесу «верстах в двух от завода по направлению к северо-востоку».

В дальнейшем люди, прятавшие крест, то ли погибли, то ли позабыли место. И крест был чудесно найден по Произволению Божиему лишь спустя сорок с лишним лет, в сентябре 1817. На месте чудесного обретения был поставлен Крест, а в 1879 по проекту ижевского архитектора М.И. Коковихина была воздвигнута часовня.

Ежегодно на Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня к часовне устраивались многолюдные Крестные ходы.

При Советах часовня была закрыта. Благодаря какому-то бездарному архитектору хрупкая часовня оказалась буквально «задавлена» громоздким задним фасадом торгового центра «Океан».

Освящена вновь в 1996 году. Некоторое время здесь проходили службы. Сейчас временно бездействует в виду необходимости ремонта.

Свято-троицкая церковь

В конце XVIII века, когда Ижевск был еще крохотным поселком при железоковательной фабрике, на горе, находившейся тогда далеко за его чертой, располагалось кладбище с деревянной часовней.

В 1783 году часовня была заменена небольшой, тоже деревянной, Троицкой церковью.

Во время майского пожара 1810 года церковь сгорела и больше на этом месте не возобновлялась. Кладбище было перемещено за восточную черту разросшегося к этому времени заводского селения, в конец нынешней Советской улицы.

Там и была в 1814 году построена по проекту С. Дудина новая, каменная, Троицкая церковь, дошедшая до нас в сильно измененном виде.

На месте сгоревшей церкви долгое время стоял столб с иконой, а в 1855 году была построена каменная Михайловская часовня (архитектор И. Т. Коковихин).

Построена по проекту архитектора С.Е. Дудина в 1812 - 1814 годах на восточном кладбище рабочего поселка Ижевского оружейного завода, на месте прежней деревянной часовни, построенной в 1807 году одновременно с основанием кладбища и оружейного завода.

Архитектурные достоинства новосозданной Троицкой церкви были отмечены московским журналом «Вестник Европы» в 1817 году.

В 1852 - 1857 годах к храму была пристроена низкая колокольня (архитектор И.Т.Коковихин).

В 1912-1914 годах по проекту губернского архитектора И.А. Чарушина была выложена трехъярусная колокольня.

Почти сразу после официального закрытия кладбища в 1928 году закрыли и храм при нем, большой колокол весом 258 пудов сбросили с колокольни и разбили.

Но единичные отпевания и захоронения все же производились в соответствии с православными традициями.

В 1938 году был репрессирован последний настоятель храма протоиерей Андрей Викторович Волков.

В феврале 1939 года стали разбирать купол и алтарь храма, чтобы устроить здесь кинотеатр, который должен был вступить в строй в конце 1941 года. Этого так и не произошло.

Вскоре храм снова начал служить верующим. В 1985-1991 годах по проекту архитектора С.А.Макарова была выстроена одноярусная колокольня, сделаны двухэтажные пристрои с северной и южной сторон Собора, на территории Собора выстроен кирпичный Крестильный храм, освященный в честь святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Собор имел три придела: главный алтарь освящен в честь Святой Троицы, северный придел - в честь святого великомученика Пантелеимона, южный - в честь святой великомученицы Екатерины.

При Епископе Ижевском и Удмуртском ПАЛЛАДИИ (Шимане), который в 1989-1992 гг. был Настоятелем Собора, на территории Собора было размещено Епархиальное Управление.

С 1993 года Настоятель Собора - Архиепископ Ижевский и Удмуртский НИКОЛАЙ (Шкрумко).

При нем перестроен Крестильный храм на территории Собора, полностью обновлена настенная живопись внутри Собора и Крестильного храма, проведена реконструкция главного купола и колокольни Собора, внутри Собора убраны боковые пределы, на территории Собора построен новый Пантелеимоновский храм

В отличие от Андрея Первозванного, князь Александр Ярославович Невский стал первым официальным святым покровителем Петербурга. Его послужной список хорошо известен. С 1236 по 1251 год Александр был князем Новгородским, а с 1252 – Великим князем Владимирским. 15 июля 1240 года Александр нанес сокрушительное поражение шведам в Невской битве. Позднее за эту победу был прозван «Невским». В 1242 году на Чудском озере, в так называемом Ледовом побоище, победил немецких рыцарей Ливонского ордена. Вот как оценивает это событие современная частушка:

Псы на Русь когда-то лезли,

Взял их Невский в оборот.

Он решил, что их полезней

Под чудской отправить лед.

В XV веке Александр Невский был канонизирован русской православной церковью, а в начале XVIII века Петр I возвел его в чин небесного покровителя Санкт-Петербурга. Петра не покидала убежденность в политической необходимости объединения во времени и пространстве двух событий – победы Александра Невского и основания новой столицы. Александр Невский был святой, ничуть не менее значительный для Петербурга, чем, скажем, Георгий Победоносец для Москвы. Святой Александр уступал святому Георгию в возрасте, при этом обладал неоспоримым преимуществом: он был реальной исторической личностью, что приобретало неоценимое значение в борьбе с противниками петровских реформ.

В августе 1724 года, за полгода до кончины Петра, мощи святого Александра Невского с большой помпой были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург. По своему историческому значению это событие приравнивалось современниками к заключению мира со Швецией. Караван, на котором мощи доставили в Петербург, царь с ближайшими сановниками лично встретил у Шлиссельбурга и, согласно преданиям, сам стал у руля галеры, а бывшие с ним приближенные сели за весла.

Воинствующий атеизм послереволюционных лет породил легенду о том, что на самом деле никаких мощей в Александро-Невской лавре не было. Будто останки Александра Невского (если только они вообще сохранились в каком-либо виде, наставительно добавляет легенда) сгорели во Владимире во время пожара Успенского собора. Вместо мощей Петру I привезли несколько обгорелых костей, которые, согласно легендам, пришлось «реставрировать», чтобы представить царю в «надлежащем виде». По другой, столь же маловероятной легенде, в Колпино, куда Петр специально выехал для встречи мощей, он велел вскрыть раку. Она оказалась пустой. Тогда царь «приказал набрать разных костей, что валялись на берегу». Кости сложили в раку, вновь погрузили на корабль и повезли в Петербург, где их встречали духовенство, войска и народ.

Во избежание толков и пересудов Петр будто бы запер гробницу на ключ. Легенда эта включает фрагмент старинного предания, бытовавшего среди раскольников, которые считали Петра Антихристом, а Петербург – городом Антихриста, городом проклятым Богом. По преданию, Петр дважды привозил мощи святого Александра в Петербург, и всякий раз они не хотели лежать в городе дьявола и уходили на старое место, во Владимир. Когда их привезли в третий раз, царь самолично запер раку на ключ, а ключ бросил в воду. Правда, как утверждает фольклор, не обошлось без события, о котором с мистическим страхом не один год говорили петербуржцы. Когда Петр в торжественной тишине запирал раку с мощами на ключ, то услышал позади себя негромкий голос: «Зачем это все? Только на триста лет». Царь резко обернулся и успел заметить удаляющуюся фигуру в черном.

Впоследствии императрица Елизавета Петровна приказала соорудить для мощей Александра Невского специальный серебряный саркофаг. Эту гробницу весом в 90 пудов изготовили мастера Сестрорецкого оружейного завода. 170 лет она простояла в Александро-Невской лавре. Слева от нее находилась икона Владимирской Богоматери, которая, по преданию, принадлежала самому Александру Невскому. По свидетельству современников, еще при Елизавете Петровне в Петербурге сложился обычай класть на раку монетку «в залог того, о чем просят святого». Еще одна традиция стала общероссийской. Ежегодно 30 августа от Казанского собора к Александро-Невской лавре совершался крестный ход в память перенесения мощей святого князя, в нем принимали участие все кавалеры ордена Александра Невского.

В 1922 году раку изъяли из Александро-Невской лавры и передали в Эрмитаж, где она находится и по сей день, а сами мощи – в Музей истории религии и атеизма (Казанский собор). В 1989 году мощи святого Александра Невского были возвращены в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

В 1952 году площадь перед въездными воротами Александро-Невской лавры была переименована в «Площадь Александра Невского». Архитектурное оформление площади было создано по проекту архитектора И. Е. Старова в 1780-х годах. Со стороны Невского проспекта площадь фланкировали два однотипных угловых дома, принадлежавших лавре, а с противоположной стороны – вход в лавру. Первоначально площадь называлась «Александро-Невской» (по Александро-Невской лавре). Вскоре в городском фольклоре, это сравнительно длинное название легко трансформировали в короткую и удобопроизносимую аббревиатуру: «ПЛАН» – ПЛощадь Александра Невского.

В 1974–1977 годах на площади по проекту архитектора Э. С. Гольдгора была построена современная гостиница «Москва». Это дало очередной повод коренным ленинградцам вспомнить о прежнем названии площади и мягко напомнить москвичам, что «В Москве Красная площадь, а в Ленинграде – Москва – на Красной площади». С 1923 по 1952 год площадь действительно называлась «Красная».

В мае 2002 года на площади Александра Невского был открыт конный памятник святому покровителю Петербурга, великому русскому полководцу Александру Ярославовичу, прозванному Невским за победу над шведами в Невской битве 1240 года. Памятник исполнен по модели скульптора Валентина Козенюка. Интересно, что мифология памятника начала складываться задолго до его открытия. На площади еще стоял только пьедестал, а сам памятник уже был прозван «Регулировщиком». Оставалось лишь представить, как в протянутой руке князя окажется невидимый полосатый жезл, который поможет урегулировать транспортные потоки на площади.

Площадь Александра Невского. 2004 г.

Через некоторое время среди петербуржцев появились осторожные предположения, что на площади Александра Невского установлен «Памятник Николаю Черкасову». И действительно, скоро выяснилось, что облик древнерусского полководца будто бы изваян Козенюком по знаменитому образу Александра Невского, созданному известным актером ленинградского Театра драмы имени А. С. Пушкина Николаем Константиновичем Черкасовым в кинофильме «Александр Невский» еще в 1938 году. Других изображений Александра Невского попросту не существует.


| |

Самый популярный полководец в российской истории - враг немцев и шведов или союзник ордынцев? Грозный правитель или святой инок? «Вокруг света» разобрался, правда ли, что…

Афиша к фильму «Александр Невский». Художник Анатолий Бельский. 1938 год

Русского князя Александра Ярославича усыновил хан Батый

Нет . Этот миф растиражировал советский востоковед Лев Гумилев. В книге «От Руси к России» исследователь писал: «В 1251 году Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана. Союз Орды и Руси осуществился благодаря патриотизму и самоотверженности князя Александра». Ни один исторический источник об Александре Невском не содержит такой информации. Эту историю придумали еще до Гумилева, достоверно ее происхождение неизвестно.

Святой Александр Невский был милосердным правителем

Не всегда . В 1257 году Александр Ярославич прибыл в Новгород с татаро-монгольскими сборщиками дани, которые намеревались провести перепись населения, чтобы взимать выплаты в пользу Орды. Так как Новгород не был завоеван Батыем, его жители возмутились. Летописец сообщает о волнениях в городе, которые поддержал сын Александра Василий, оставленный князем в качестве его представителя. Юноша успел сбежать в Псков, а с остальными противниками переписи князь расправился безжалостно: отрубил носы и выколол глаза, предводителя казнил.


Невская битва. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век

Александр Невский навсегда остановил продвижение Тевтонских рыцарей на восток

Нет . Невская битва (1240) и Ледовое побоище (1242) были лишь двумя эпизодами в истории сложных отношений между Тевтонским орденом, Новгородом, Псковом, Литвой, Польшей и Швецией. Цели шведов и ордена, пытавшихся обратить в католичество языческие племена куршей, ливов, эстов, земгалов и утвердиться на их землях, сталкивались с интересами Пскова и Новгорода, которые собирали там дань и торговали. На стороне Новгорода выступал князь Александр. Вооруженные конфликты происходили и после 1242 года: так, в 1253-м немцы сожгли псковский посад. Были примеры и дружественного общения. В 1231 году именно немцы спасли новгородцев от голода, «прибегоша с житом и мукою». Окончательную победу над Тевтонским орденом в Грюнвальдской битве в 1410 году одержало объединенное польско-литовское войско, в составе которого упомянуты и смоленские отряды.

Александр Невский постригся в монахи

Да . В 1263 году Александр, перезимовав в Орде, куда прибыл на очередные переговоры, тяжело заболел. Так и не вылечившись, князь добрался до Городца (город на территории современной Нижегородской области), принял постриг под именем Алексий и в ту же ночь умер. Традиция принятия предсмертного пострига была распространена в Византии и оттуда вошла в обиход русских князей и царей. Во время пострига князь или княгиня принимали второе имя, но могли сохранить и прежнее. Часто иноческое имя начиналось на ту же букву, что и крестильное.

Вышитый покров с изображением святого Александра Невского. XVII век


Святой благоверный великий князь Александр Невский принимает папских легатов. Генрих Семирадский. Фрагмент стенописи из взорванного в 1931 году храма Христа Спасителя

Он вел переговоры с папой римским о переходе в католичество

Да . Сохранилось два папских послания к Александру, датируемых 1248 годом. В одном папа Иннокентий IV предлагал «Александру, князю Суздальскому» соединиться с Римской церковью, а в случае очередного нападения татар обращаться за помощью к Тевтонскому ордену и к самому Святому престолу. Из текста второго послания можно сделать вывод, что на первое был получен положительный ответ. Кроме того, Александр предложил построить в Пскове католический храм. Князь, вероятно, колебался. В «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», написанной знакомым с ним человеком, сказано, что князь отверг предложение кардиналов.


Будущий король Хакон IV Старый в восьмилетнем возрасте

О нем говорится в исландской саге

Да . В «Саге о Хаконе Хаконарсоне», написанной Стурлой Тордарсоном в 1264–1265 годах, есть рассказ о том, как к норвежскому королю Хакону Старому в Тронхейм прибыли послы от конунга Александра из Хольмгарда, то есть от новгородского князя Александра Ярославича. Основной целью посольства было прекратить нападения норвежских сборщиков дани на карел в Финнмарке, так как упомянутые карелы платили дань Новгороду. Другой целью посольства было увидеть дочь короля по имени Кристин и поинтересоваться, не хочет ли он отдать ее в жены сыну Александра. Однако до свадьбы дело так и не дошло.

Он поклонился языческим идолам в Орде

Нет . Современник Александра князь Михаил Черниговский, согласно житию, был забит в Орде насмерть, поскольку отказался по требованию татар пройти между огней, а затем поклониться солнцу и идолам. На этом основании делают вывод, что Александр Ярославич, которого не постигла та же судьба, этот ритуал выполнил, отступив от христианской веры. Но нет причин полагать, что языческий обряд вынуждали совершать в Орде каждого русского князя. Как писал об ордынцах монах Плано Карпини, «так как они не соблюдают никакого закона о богопочитании, то никого еще, насколько мы знаем, не заставили отказаться от своей веры или закона, за исключением Михаила». Последнего, вероятно, просто хотели уничтожить.

Фрагмент триптиха «Александр Невский». Павел Корин. 1942–1943 годы


Александр Невский. Мозаика мастерской Михаила Ломоносова. Середина XVIII века

Невским Александра называли еще при жизни

Нет . В древнейших летописях не встречается это прозвище: он именуется просто Александром в Новгородской летописи, а также «новгородским князем» и «великим князем» в Лаврентьевской летописи. В Комиссионном списке Новгородской первой летописи Александр Ярославич и вовсе назван «грозным»: «Пошел грозный князь Александр в Татары к цесарю Батыю». Даже татарские женщины, согласно тому же источнику, пугали детей: «Александр, грозный князь, идет». Да и приход его во Владимир из Орды назван «грозным». Прозвище Невский у Александра появляется в общерусских сводах конца XV века.


На съемках фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». 1938 год

Знаменитый фильм «Александр Невский» сняли с проката в год выпуска

Да . Самый известный советский патриотический фильм Сергея Эйзенштейна запретили показывать через восемь месяцев после выхода на экран в 1938 году, даже несмотря на то, что вскоре режиссер получил Сталинскую премию. Причиной этому стало заключение договора о ненападении между Германией и Советским Союзом. С началом Великой Отечественной войны «Александр Невский» вернулся на экраны. Сразу после сообщения о нападении Германии на СССР по радио зазвучала песня «Вставайте, люди русские!», написанная для этого фильма композитором Сергеем Прокофьевым.


Князь Александр Невский. Владимир Боровиковский. 1810–1820-е годы

Пушкина прозвали «солнцем русской поэзии» благодаря житию Александра Невского

Да . 30 января 1837 года в «Литературных прибавлениях» - приложении к газете «Русский инвалид» - было опубликовано извещение о смерти поэта, начинавшееся так: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!» Выражение «солнце нашей поэзии» - парафраз слов из «Повести о житии…», сказанных по случаю смерти князя Александра Ярославича. «Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Был ли использован автором некролога сам текст жития или его пересказ в исторических произведениях, неизвестно.


На советском ордене Александра Невского - портрет князя

Нет . Прижизненных изображений Александра Ярославича не сохранилось. Эскиз ордена создал в 1942 году молодой архитектор Игорь Телятников, который специализировался на проектах военно-оборонных сооружений и никогда прежде подобной работой не занимался. За ночь он сделал наброски, один из которых был принят. На «Мосфильме» архитектор увидел фотографии Николая Черкасова, исполнившего роль князя в фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Так профиль актера попал на эскиз, а затем и на сам орден.

Фото: Fine Art Images (x4), Mary Evans / Legion-media, Александра Мудрац / ИТАР-ТАСС, Diomedia, Александр Красавин, Анатолий Гаранин / РИА Новости