Моральная саморегуляция. Чудновский В.Э

Компоненты системы моральной регуляции

Вопрос 3. Моральная регуляция

Гуманизирующая

Познавательная

Воспитательная

Вопрос 2. Функции морали

2. Ценностное

J. Коммуникативная

5. Регулятивная

1. К основным функциям морали относитсявоспитательная функция, ко­торая заключается в:

Формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внуше­нии моральных запретов;

Самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осоз­нанном выборе нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и сред­ства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.

2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности ("установка на добро").

3. Коммуникативная функция морали состоит в:

Ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (эти­кет и пр.);

Гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально при­ятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).

4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этичес­кие познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д.

5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) зак­лючается в регуляции поведения людей и общества в целом посред­ством:

Ограничения негативных устремлений людей;

Саморегуляции индивида и социальной среды;

Управления общественными отношениями;

Воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.

Регулятивная функция "высокой морали" является тенденцией, устрем­лением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений.

Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и мо­ральной самооценки личности.

6. Гуманизирующая функция заключается в:

Стремлении морали совершенствовать человека;

Обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве

1. Мораль - система, которая регулирует сознание и поведение людей, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индиви­дов, человеком и обществом и т. д.).

В систему моральной регуляции входят:

* нормы - предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на:


* общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы ),

* запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых - "не навреди"). В отличие от позитивных норм ("будь добрым" и пр.),) бсолютные зап­реты не оставляют свободы для толкований.

Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным , если человек не знаком с нормами;

* ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:

* образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров.

Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нрав­ственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности);

* важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;

* следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы - универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы:

* четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);

* бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо соци­альной группы.

* Жесткое следование принципам высокой морали называется ригориз­мом.

2. Моральная регуляция носит характер:

* оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);

императивный , нравственные правила преподносятся (иногда навязы­ваются) как образцы поведения.

Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами ("как должно быть").

Нравственное сознание человека включает в себя:

Привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);

Рефлексию (раздумья);

Интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);

Моральные переживания.

Нравственное сознание человека, его поведение соотносятся с мораль­ными правилами общества, устоями прошлых времен (обы­чаи, традиции).

Нравственные убеждения человека могут не только не совпадать с об­щепринятыми, но даже противопоставляться им (в аморальном обще­стве, например в фашистском государстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне.

Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести).

Мораль тесно связана с правом :

Моральные нормы закреплены законом;

Либерализация морали влечет либерализацию права;

- взаимодействие морали и права (суд присяжных).

Очень важна моральная регуляция науки , особенно медицины, психологии, генетики и т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.).

Нравственное регулирование необходимо даже в области техники (угроза безработицы вследствие автоматизации производства и т. п.).

-
процесс, характеризующий способность личности приводить свое поведение в соответствие с общепринятыми моральными нормами, оценками и профессиональными требованиями.


Смотреть значение Нравственная Саморегуляция в других словарях

Саморегуляция — -и; ж. Книжн.
1. Установление и поддержание биологическими, физиологическими системами внутреннего равновесия элементов, составляющих эти системы; саморегулирование........
Толковый словарь Кузнецова

Саморегуляция — - целесообразная самоорганизация поведения, объективная оценка реально достигаемых результатов.
Юридический словарь

Саморегуляция — в биологии, свойство биол. систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиол. или др. биол. показатели.........
Биологический энциклопедический словарь

Саморегуляция Этноса — - способность этнической системы развиваться в направлении, обеспечивающем уменьшение затрат биохимической энергии - пассионарности при сохранении существования и адаптации к среде.
Исторический словарь

Саморегуляция — (Self-regulation). Возможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением. Бандура разделяет две группы факторов саморегуляции. Внешние факторы: подкрепления........
Психологическая энциклопедия

Саморегуляция Психического — (Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche) - понятие, базирующееся на компенсаторных взаимоотношениях между сознанием и бессознательным.Идея саморегуляции проходит........
Психологическая энциклопедия

Саморегуляция Психологическая — - целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.
Психологическая энциклопедия

Саморегуля́ция Физиологиче́ских Фу́нкций — форма взаимодействия биологических структур, обеспечивающая на основе принципа обратной связи поддержание на относительно постоянном уровне физиологических показателей.........
Медицинская энциклопедия

Норма Нравственная — - система идей и представлений о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие.
Социологический словарь

Саморегуляция — (от русск. само-и лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок) - англ. self-regulation; нем. Eigenregulierung. 1. Свойство систем разных уровней сохранять внутреннюю стабильность благодаря........
Социологический словарь

Культура Нравственная — - уровень нравственного развития об-ва и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последоват. осуществления........
Философский словарь

Нравственная Деградация — - форма антимедиации, направленная на разрушение, дезорганизацию массовой нравственности, результат острейшего социокультурного противоречия, вызванного ростом........
Философский словарь

Нравственная Культура Личности — - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры об-ва; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках........
Философский словарь

Свобода Нравственная — - категория этики, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности........
Философский словарь

САМОРЕГУЛЯЦИЯ — САМОРЕГУЛЯЦИЯ в биологии, способность биологических систем (на любом уровне организации жизни) к автоматическому установлению и поддержанию жизненных........
Экологический словарь

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭКОСИСТЕМ — САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭКОСИСТЕМ способность экосистем к изменению внутренних свойств и количественных характеристик отдельных составляющих экологических........
Экологический словарь

Саморегуляция – произвольная регуляция своих индивидуально-личностных характеристик (текущего психического состояния, целей, мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.) как заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

Три уровня регуляции:

Непроизвольное приспособление к среде (поддержание постоянства кровяного давления, температуры тела, выброс адреналина при стрессе, адаптация зрения к темноте и др.);

Установки, обусловливающие слабо осознаваемую или неосознаваемую готовность индивида действовать определенным образом посредством навыков, привычек и опыта при предвосхищении им той или иной ситуации;

Произвольная регуляция (саморегуляция) своих индивидуально-личностных характеристик (текущего психического состояния, целей, мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.).

Характеристики рефлексивных процессов:

Способность встать в определенную позицию по отношению к себе, сделав объектом познания собственный внутренний мир (мысли, чувства, отношения), свое поведение и взаимоотношения с окружающими (Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Фихте, Г.Гегель, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан и др.)

Способность смотреть в себя, благодаря чему появляется чувство субъектности (внутренней активности по У.Джеймсу) или контроля над собой и своей жизнью (Л.С.Выготский, В.Франкл, Л.И.Божович, Н.И. Гуткина и др.);

Способность упорядочивать и интегрировать собственные психические содержания, осознавать основания своих мыслей и действий (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.Франкл, Л.И. Божович, В.В. Столин и др.).

Личностный выбор отличается тем, что:

«человек обращается к самому себе как сущностному условию выбора»;

«оценивается как особо значимый и важный;

Существенно влияет на дальнейшую жизнь» (Ф.Е. Василюк).

Это особая активность человека, целостный акт оценивания себя как личности; оценка своих возможностей в конкретной жизненной ситуации (В. Франкл).

Способность личности к активному, сознательному, оптимальному осуществлению выбора связывается с необходимостью актуализации глубинных ценностно-смысловых структур. Специфика деятельности субъекта в ситуации личностного вы бора во многом зависит от степени осознания субъектом возможных альтернатив и их последствий, оказывающих влияние на дальнейший ход жизни. Также хорошее понимание своих способностей, своих притязаний создает чувство свободы маневра, свободы выбора и укрепляет жизненные силы человека (Абульханова-Славская).

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. Возможность выбора является сущностью свободы, он выполним при наличии альтернатив и доступности вариантов. Но не следует отождествлять выбор со свободой воли.

Условия, необходимые для свободного морального выбора : отсутствие внешнего принуждения и запретов; присутствие сознательности и рефлексии, понимание возможных вариантов выбора; действие не должно быть совершено под влиянием моральных установок, привычек, ставших частью подсознания человека. Автоматизм морального действия, влияние обезличенных сил являются признаком несвободного выбора; наличие ориентиров (ценностей и идеалов) свободной воли, а также средств, при помощи которых возможно выполнить задуманное, и способов деятельности.

Осуществляя моральный выбор, человек сталкивается с противоречиями (антиномиями) морали, что проявляется в виде морального конфликта. Конфликт обнаруживается при выборе того или иного типа поведения.

Осуществляя выбор, человек руководствуется нравственными мотивами.

Моральная мотивация определяется внешними (природными, социальными и пр.) и внутренними (психологическими) условиями совершения поступка. Но если внешние мотивы не зависят от сознательной воли действующего субъекта, то он свободен в мотивации своих внутренних поступков.

Нравственным считают лишь такой выбор, при котором человек руководствуется моральным мотивом.

Механизмы волевой регуляции:

1. Самодетерминация – способность создавать дополнительное побуждение к действию через намеренное изменение его смысловой стороны.

2. Самотрансценденция – стремление человека к возможно более полному раскрытию транцендентного содерджания в себе самом, в своем образе я.


Роль психической саморегуляции в поддержании здоровья личности

Формирование психического здоровья предполагает гигиену тела и психогигиену, самовоспитание, самоуправление.

Под психологическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение для поддержания или изменения характера их протекания.

Психическое самоуправление и саморегуляция соотносятся между собой как целое и частное: управление включает в себя регулирование. Переход от самоуправления к саморегуляции – это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь. Если саморегуляция, как правило, подчинена решению задач ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более долгосрочную перспективу – выбор жизненного пути, постановку задач самосовершенствования, конкретизацию целей, самовоспитания.

В современных психологических исследованиях понятие «саморегуляция» трактуется по-разному. Среди основных подходов выделяются несколько.

Саморегуляция – это:

○ особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения;

○ управление человеком своими эмоциями, чувствами, переживаниями;

○ целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом;

○ целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий;

○ «внутренняя» регуляция поведенческой активности человека;

○ взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.

С практической точки зрения важно уяснить, что саморегуляция во многом зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями, и как следствие – поведением.

В психологической науке существует множество подходов к классификации уровней психической саморегуляции. Рассмотрим уровни психической саморегуляции с позиций психофизиолога Л. П. Гримака.

Выделяются следующие уровни:

I. информационно - энергетический;

II. мотивационный;

III. эмоционально – волевой;

IV. индивидуально – личностный.

I. Информационно - энергетический уровень саморегуляции

Данный уровень регуляции обеспечивает необходимую степень энергетической мобилизации физиологических систем для оптимального функционирования психики.

Режим работы психики определяется той задачей, которая решается в данный момент, и ее соответствующим энергетическим обеспечением.

§ Чрезмерная психическая активность, возникающая в результате избытка нервной энергии, приводит к ее разрядке через речевые, двигательные, физиологические реакции внутренних органов.

§ Недостаток психической активности сопровождается включением механизмов мозга, вызывающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые вырабатывают большое количество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, повышая уровень его бодрствования.

Выявлено три основных типа саморегуляции на ЭИУС:

§ Реакция «отреагирования».

§ Катарсис.

§ Ритуальные действия.

1. Реакция «отреагирования» - заключается в усилении двигательной или психической активности.

Буквально «не находит себе места»,

Беспрестанно двигается, ходит,

Стремится «излить душу» в разговоре даже с посторонним человеком.

Двигательное «отреагирование» носит охранительный характер.

Своеобразным способом регуляции многих тяжелых состояний является использование возможностей реагирования на эстетическую информацию.

2. Катарсис (очищение) - определяется как эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведения искусства, способ освобождения от отрицательных переживаний и мыслей, состояние внутреннего облегчения.

3. Ритуальные действия - этот вид саморегуляции является распространенным способом воздействия на психику через соответствующую организацию внешних условий в целях стимуляции или, наоборот, снижения избыточной ее активности.

Ритуал призван что-то внушить человеку, как-то его настроить, привить определенную стереотипную реакцию.

Обряды и ритуалы отражают потребность человека в определенном психологическом настрое, эмоциональном подкреплении, воздействии на подсознание, поддержании соответствующих состояний, регулирующих психическую устойчивость в трудных условиях деятельности.

II. Мотивационный уровень саморегуляции

Любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации.

В психологическом плане можно выделить три группы основных факторов, определяющих различия в мотивационной саморегуляции людей.

1. Индивидуально- личностные факторы.

2. Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой.

3. Смыслообразующие факторы.

1. Индивидуально- личностные факторы

Ø Сила мотивации, т.е. заинтересованность человека, в чем либо, проявляющаяся в психической энергии определенной интенсивности.

Ø Осознанность мотиваций. В той или иной степени каждый человек осознает свои хорошие или дурные привычки и влечения, отдает себе отчет, насколько они устойчивы и в какой степени захватывают его внутреннюю сущность. Но человек может и не осознавать свои истинные жизненные потребности и стремления. В нашей мотивационной сфере немало неявных побуждений и стремлений, часто неосознанных, но оказывающих свое активизирующее действие. Некоторые привязанности, побуждения, мотивы настолько захватывают личность, что она не может взглянуть на них со стороны и осознать их смысл.

Ø Смысловая насыщенность мотивации характеризует индивидуальный смысл содержательной стороны жизни личности. Человек ведет либо содержательную, насыщенную жизнь, либо не имеет долговременной цели в жизни, часто занимается бессмысленном делом, «убивает время».

Ø Целостность мотиваций - характеристика направленности интересов личности степени ее социально – психологической устойчивости. Недостаточное развитие данного свойства проявляется в виде разобщенности жизненных планов и стремлений, их неувязанности друг с другом.

Ø Реалистичность мотивации. Четкость представления себе, когда и каким способом следует добиваться поставленных целей. Поведение, в данном случае, мало расходится с истинными намерениями. В противном случае человек будет часто наталкиваться на непредвиденные обстоятельства, затрудняющие осуществление его планов.

Ø Эмоциональная устойчивость мотивации. Человек с эмоциональной устойчивостью мотивации не склонен менять свои установки и намерения в зависимости от настроения. Постоянная импульсивность намерений и действий, неспособность долго заниматься каким- либо делом, периодическое увлечение второстепенными задачами – показатель неразвитости эмоциональной устойчивости.

Ø Ситуационная независимость мотивации, то есть устойчивость мотивации во времени, когда на повседневное поведение человека оказывает решающее влияние перспективные цели. Ситуационная зависимость предполагает, что человек легко проявляет импульсивность, на его поведение оказывают сильное влияние обстоятельства и внешняя обстановка.

2. Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой

Ø Депрессивность потребностей - мало осознаваемое смутное переживание неудовлетворенности своим жизненным положением.

Ø Кризис принятия мотивов –состояние, которое характеризуется тем, что человек не может сделать окончательный выбор в данной ситуации.

Ø Кризис реализации мотивов –обусловлен расстройством собственных планов, целей, надежд. Может сопровождаться отрицательными переживаниями, вплоть до общего снижения интереса к жизни.

3. Смыслообразующие факторы

Ø Внешне опосредованная регуляция. Для саморегуляции используются не прямые способы самовоздействия (самоубеждение, самоприказ и т. п.) а какое-то необязательное, отвлекающее занятие, хобби, прогулки, путешествия, общение с искусством, людьми.

Ø Активная смысловая регуляция. Требует прямых интеллектуальных усилий, переосмысления сложившийся ситуации, попыток с иных позиций взглянуть на свои желания и побуждения, открыть для себя новое видение жизни.

Ø Резервная мотивация. Необходимость в резервной мотивации возникает, когда требуются дополнительные побудительные ресурсы. Примером может быть выполнение нужной, но неинтересной работы.

Методы непосредственной мотивационной саморегуляции

Аутогенная тренировка. АТ как метод саморегуляции позволяет дополнительно использовать в качестве приема своеобразный диалог с собой, по результатам которого можно судить о прочности закрепления необходимого психического образования. Использование диалога повышает эффективность субъективного контроля психологической готовности человека к предстоящей деятельности.

Самогипноз. Это целая система общения с собой, состоящая из трех стадий:

«Ревизия» своих мотивов. Человек мысленно смотрит на себя со стороны, оценивает свои желания, стремления, моральную чистоту своих жизненных целей. В результате выявляются слабые места. Человек корректирует систему мотивов, обновляет внутренние установки, приобретает смысл.

Предгипнотическая беседа с самим собой. Вслух, внятно и осмысленно резюмируются результаты пересмотра и переоценки своих мотивационных ценностей. На данном этапе себе могут быть заданы уточняющие вопросы, на которые должны быть даны четкие, откровенные ответы.

Действия. Стадия первоначальной реализации мотивов.

III. Эмоционально-волевой уровень саморегуляции

К данному уровню психической регуляции принято относить свойства, особенности, возможности человека которые он реализует при участии волевых процессов.

Другими словами, эта сфера самообладания – умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях.

Самообладание можно рассматривать как баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями, независимо от факторов времени (К. К. Платонов, 1982)

Волевое действие представляет собой конечный результат сложной «обработки самого себя», то есть результат общения с собой.

Автокоммуникация лишь предпосылка к волевому, логическому поступку.

Для реального поступка человек должен располагать развитыми механизмами самоконтроля и саморегуляции.

В зависимости от ситуации или задачи, существенно меняются способы и виды работы над собой.

Рассмотрим основные типы психической саморегуляции на эмоционально-волевом уровне.

1. Самоисповедь.

2. Самоубеждение.

3. Самоприказ.

4. Самовнушение

5. Самоподкрепление.

1. Самоисповедь как разновидность саморегуляции

Самоисповедь – начальный и необходимый момент процесса общения с собой.

Самоисповедь является, по существу, полным внутренним отчетом перед собой о самом себе, о складывающихся жизненных обстоятельствах и о своей истинной роли в них.

Осознание своих опрометчивых слов, неблаговидных действий, у морально развитого и воспитанного человека вызывает чувство досады, сожаления, самоосуждения.

Затянувшееся переживание такой ситуации создает предпосылку к развитию комплекса неполноценности.

Поэтому самоисповедь, процесс высказывания помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует.

Психологическая потребность в самоисповеди реализуется в разнообразных формах:

С близким другом, членом семьи,

Исповедоваться в церкви, самоисповедь.

Во все времена большую психопрофилактическую роль играли дневники, записи своих размышлений, переживаний.

В наши дни людям не хватает времени для душевного общения, что является причиной психического напряжения.

Современный человек часто вынужден поступать вопреки собственной личностной мотивации, вследствие некритического восприятия шаблонных поведенческих установок.

Формирование привычки к самоотчету будет способствовать устранению нежелательной спонтанности и импульсивности в поведении, а также задействует механизмы интеллектуального и морального контроля.

2. Самоубеждение как специфический вид саморегуляции

Самоубеждение –это процесс коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов.

Основой данного процесса является логическое обоснование практической пользы того или иного действия.

Метод самоубеждения – один из самых действенных психологических инструментов самоуправления личности, отбора необходимой для этого информации, преодоления чужих, чуждых установок, собственных предубеждений, которые препятствуют адекватному восприятию действительности.

Чтобы избежать неблаговидных поступков, разумно корректировать их, необходимо вовремя обращаться к собственному интеллекту.

Мощный и развитый интеллект в состоянии противостоять самым невероятным жизненным обстоятельствам.

Наиболее действенным способом самоубеждения (самоутешения) будет тот, который опирается на трезвый интеллект, объективный подход к проблемам и противоречиям жизни.

Активный поиск помогает найти реальные пути решения жизненных проблем, а также проверяет человека и придает ему уверенность.

3. Самоприказ как разновидность саморегуляции

Самоприказ, как элемент эмоционально – волевой саморегуляции, обеспечивает решительные действия в условиях ясной цели и ограниченного времени для раздумий.

При выработке данного навыка формируется своего рода рефлекторная связь между внутренней речью и действием.

Самоприказ – это «пусковой» стимул, который применяется в различных методах самоубеждения.

4. Самовнушение как особый вид саморегуляции

Самовнушение – это психорегулятор, который действует на привычном стереотипном уровне и не требует творческих усилий по анализу и разрешению затруднительной ситуации.

Эффект самовнушения известен с древних времен, но наибольшую известность получил как метод самовнушения Э. Куэ. Куэ первым предложил методы контроля мысли и подчеркивал, что позитивные мысли оказывают большое влияние на самочувствие и поведение человека.

Влияние самовнушений проявляется особенно эффективно, когда словесные сигналы сопровождаются яркими, образными представлениями.

5. Самоподкрепление и его роль в саморегуляции

Самоподкрепление относится к числу контролирующих реакций саморегуляции жизнедеятельности, т.е. базируется на механизме самоконтроля.

Реакции самоподкрепления (или самонаказания) регулируют поведение человека постоянно и непрерывно, включаясь в зависимости от ситуации.

Многие специалисты (К. Прайор и др.) считают самоподкрепление одним из наиболее полезных и действенных механизмов саморегуляции.

Часто человек не получает благодарности даже от самого себя, что вызывает повышенную нервозность и депрессии.

Развитая личность выбирает

Положительные способы подкрепления (прогулки, беседы с друзьями, чтение книг и т.п.),

А не отрицательные (сигареты, пиво, пища, и т.п.).

Большое значение имеет самоодобрение.

В основе методики самоодобрения лежит одобрение, каких – то своих действий, планов, итогов и результатов.

Верное понимание причин собственных недостатков, страхов и неудач позволяет более спокойно и выдержанно относится к таким же недостаткам у других, что приводит к разумному отношению к себе, к окружающим, и, в конечном результате, к жизни.

Самоодобрение создает ощущение внутренней свободы и раскованности, приводит психику в уравновешенное состояние, позволяет проявится самокритичности, более ясному, честному, открытому выражению мыслей и чувств.

IV. Индивидуально – личностный уровень саморегуляции

Данный уровень мобилизуется, когда надо «переделывать» самого себя, свои личностные ценности и психологические установки, а не обстоятельства.

К основным методам индивидуально – личностного уровня относятся:

1. Самоорганизация.

2. Самоутверждение.

3. Самодетерминация.

4. Самоактуализация.

1. Самоорганизация и ее особенности

Самоорганизация – показатель личностной зрелости человека.

Самоорганизация не свойственна инфантильным субъектам, у которых, в процессе индивидуального развития, не произошло полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация таких личностей не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость.

Важнейший признак становления самоорганизации – активное формирование себя как личности, соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.п.) индивидуальным особенностям личности.

Самоорганизация – это интегральная совокупность природных и социально – приобретенных свойств, воплощенных в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в организации деятельности и поведения.

2. Самоутверждение как важнейшая потребность человека

Потребность в самоутверждении неразрывно связана с фундаментальными потребностями человека в самовыражении и самораскрытии, в достижении максимальной полноты жизни, доступной в конкретных условиях существования.

Понятия самовыражение и самораскрытие тесно связано с понятием «моральная сила личности», которая проявляется в способности мобилизовать в нужный момент все резервы своего организма. Люди, обладающие большей моральной силой по сравнению с другими членами общества, достигают в своей деятельности результатов, во много раз превосходящих средний уровень.

3. Самодетерминация и ее проявления

В самодетерминации человека основную роль играет смысл жизни.

Борьба за обретение смысла жизни – движущая сила в жизни личности.

Потребности в смысле жизни проявляется часто настолько сильно, что человек способен даже умереть ради своих идеалов и ценностей.

Для конкретной личности важен специфический смысл жизни в каждый данный момент времени, и потеря этого смысла часто приводит к непоправимым последствиям.

4. Самоактуализация и ее особенности

В момент самоактуализации «Я» реализует самое себя, осуществляет непрерывный процесс выбора, означающий для личности ее продвижение или отступление (лгать или говорить правду, воровать или не воровать и т.д.).

Самоактуализироваться – это значит реализовать потенции внутреннего роста.

Обращаться к самому себе, требуя ответа и делая выбор, - значит брать на себя ответственность, совершать очередной шаг в своем развитии.

Самоактуализация – это и умение высказать противоположную точку зрения, умение пойти наперекор своим слабостям, это накопление «приобретений», которые впоследствии могут стать крупными достоинствами личности.

Механизмы психологической защиты личности

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности ".

Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

В обычной жизни любого человека (малыша или взрослого) возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции.

Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации.

Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели.

Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути.

Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.

Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.

Примерами защитных типов поведения могут быть:

Агрессия (или нападение на "фрустратора");

Аутизм (самозамыкание, "уход от фрустратора");

Репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора");

Рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, "оправдание фрустратора");

Сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, "замещение фрустратора") забывание;

Самопрощение ("Да! А что?");

Проекция собственной вины на всех других ("Сами виноваты!") и др.

Схема "действия" личности с участием психологических защит

День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам.

В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения.

Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты.

Функции психологической защиты по своей сути противоречивы:

С одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом,

С другой, - могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

В психологии давно известен эффект так называемого незавершенного действия. Он заключается в том, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. В работах многих исследователей показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно сказать, что механизмы психологической защиты - это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.