Post поэзия 60 годов 20 века. Кто такие поэты-шестидесятники

Поэзия 60-х годов, так же как и проза, связана с современностью. Современность в представлении поэтов - это не просто сегодняшний день, а движение времени.

В 60-е годы продолжают работать поэты старшего поколения, начавшие свой творческий путь в 20-30-е годы. (Н. Асеев, А. Прокофьев, А. Твардовский и другие).

Интенсивно развивается и философская лирика. Расширяется ее диапазон. Можно выделить несколько тематических и интонационных линий: героическая лирика, связанная с войной, углубление философской лирики, обусловленной новым осмыслением жизни, красоты, интерпретацией вечных тем дружбы, любви и т.д.

Одним из наиболее ярких представителей философской лирики был Николай Алексеевич Заболоцкий.

50-е годы были и вершинным этапом, и концом творческого пути для этого поэта. Он размышляет об извечных философских вопросах, жизни и смерти, любви и дружбы и т.д. и заставляет читателя размышлять о смысле и содержании своей жизни, о значении и месте человека на земле. Поэт часто обращается к приему контраста. Общее признание получили его стихотворения "Старая актриса", "Некрасивая девочка", "Жена". Позабытый кумир театральной Москвы, старая актриса, превратив свой дом в своеобразный музей, пребывает в надежде, что "ее красе вечно сиять суждено в этом доме, как некогда прежде". Контрастом звучит описание девочки, дальней родственницы актрисы, которая ютится в полутемном низком подвале, где-то в сыром углу, прислуживая тетке. Девочка наблюдает жадность тетки, которая алчно пересчитывает и прячет деньги. Стихотворение заканчивается глубоким философским обобщением:

Разве девочка может понять до конца,

Почему, поражая нам чувства,

Поднимает над миром такие сердца

Неразумная сила искусства.

В стихотворениях "О красоте человеческих лиц", "Некрасивая девочка" ставятся проблемы красоты человека. Н. Заболоцкий рисует многообразные человеческие лица, которые напоминают и "пышные порталы", и "жалкие лачуги", но в основном человек прекрасен своей человечностью, "внутренним озарением". Поэтому закономерны заключительные строки стихотворения о том, "что есть лица подобны ликующим песням".

Всеобщее внимание привлекает стихотворение "Некрасивая девочка". У девочки-дурнушки, напоминающей лягушонка, и "рот длинен, зубки кривы, черты лица остры и некрасивы". И в то же время ребенок полон добра, любви к своим сверстникам и обладает редкой грацией души, которая сквозит в любом ее движении. Н. Заболоцкий - мастер создания концовок стихотворения, в котором, подводя итог сказанному, дает некую формулу философского открытия. Такова концовка этого стихотворения:

А если это так, то что есть красота,

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде?

По принципу контраста написано и стихотворение жена. В нем поэт слагает гимн безответной трогательной любви женщины к мужу, бесконечному преклонению перед его трудом. И в ответ на такую любовь муж относится к ней с равнодушием и высокомерием. Полны иронии слова, обращенные к такому человеку:

Так кто же ты, гений вселенной?

Подумай, ни Гете, ни Данте

Не знали любви, столь смиренной,

Столь трепетной веры в талант.

Завещанием поэта последующим поколениям является стихотворение, опубликованное уже посмертно, где он писал:

Не позволяй душе лениться!

Что б в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

В 60-е годы в литературу приходит много новых молодых поэтов, среди которых можно выделить Е. Евтушенко, Р. Рождественского и А. Вознесенского.

Евгений Евтушенко - поэт открытых эмоций, решительно и определенно заявляющий о своих симпатиях и антипатиях. Быстрый отклик на текущие события - характерная черта не только многих его стихотворений, но и произведений крупной лиро-эпической формы.

Наряду с публицистикой определенное место в творчестве Евтушенко занимает тема любви. Неопределенность эмоций начальных стихов о любви, первые, еще неглубокие переживания уступают место более зрелому пониманию внутреннего мира человека. Возникает тревога за любовь, страх обидеть, потерять любимую женщину ("Когда взошло твое лицо...", "Зеркало", "Заклинание" и др.)

Евтушенко широко использует ассонансную рифму, которая стала определять стиль поэта в целом. Традиционная форма стиха с его устойчивой метрической системой тоже представлена в творчестве поэта. В этом ключе создан ряд стихотворений. ("Хотят ли русские войны", "Вальс о вальсе", "Со мною вот что происходит" и др.).

В середине 60-х годов поэт все чаще декларирует свою приверженность к усвоению наследия русской классики, традиций Пушкина и Некрасова, Пастернака и Ахматовой. Об этом и "Молитва перед поэмой" из "Братской ГЭС", явившейся итогом раздумий Евтушенко после поездок на Север и в Сибирь.

Тема связи истории с современностью получила воплощение также в сборнике стихотворений "В полный рост", куда вошли три поэмы: "В полный рост", "Просека", "Ивановские ситцы".

Искания другого поэта, Андрея Вознесенского, в области стилистики и версификации порой совпадали с интересными и свежими мыслями об эпохе НТР, и тогда рождались запоминающиеся образы, емкие формулы. Так чередуя стихотворные главки с прозаическими, (поэма "Оза") поэт изображает чуждый духу человека мир, в котором "быть человеком некогда", ибо "идет в мире роботизация". Хорошо понимая противоречивый характер взаимосвязей между научно-техническими открытиями и гуманитарным обеспечением человеческой личности, поэт убежденно провозглашает: "Все прогрессы реакционны, если рушится человек". Для поэзии Вознесенского характерна свойственность к эстетическим парадоксам и словоизобретательности.

В 70-е годы в поэзии Вознесенского заметны иные мотивы, подходы к творчеству (сборники "Дубовый лист виолончельный", "Витражных дел мастер"): ощущение боли при виде несовершенств и несправедливостей современного мира не проходит, но дополняется как бы заново увиденными гранями жизни. Так возникает чувство признательности, любви к родному краю ("Озеро", "Груша заглохшая, а чаще одна..."), новое осмысление явлений окружающей действительности ("Ностальгия по настоящему"). В его творчестве глубже зазвучали гражданские мотивы, обострилось чувство ответственности за настоящее и будущее человечества ("Реквием", "Анафема", "Есть русская интеллигенция" и др.)

По другому направлению развивалось творчество Р. Рождественского. Его поэмам не свойственны черты эпичности. В них, как и в стихотворениях лирический герой - автор. Поэту подвластны различные средства воплощения многоликости окружающего мира. Героическая патетика ("Реквием") соседствует с сатирическим изображением лиц и предметов ("Поэма о разных точках зрения"), едкая ирония, сарказм с грозно-предупреждающей интонацией при обращении к человеку, оставшемуся одному на сожженной планете после атомного кошмара. Столь же страстно звучит голос поэта против некогда узаконенной формулы "незаменимых нету" (поэма "Посвящение").

В 1971 году выходит один из лучших сборников Рождественского "Все начинается с любви". Резкое разграничение добра и зла, высокой нравственности и мещанского благополучия, светлых и темных красок - характерная черта его поэзии. В области лирической публицистики, избранной поэтом, форма исповеди нередко идет рядом с прямым обращением, типа: "Давай покинем этот дом, давай покинем" ("Богини"), "Знаешь, друг, мы наверно, с рожденья такие" ("Ровесники"), "Будь пожалуйста послабее". Стих Рождественского, отмеченный особой акцентировкой слова и четким ритмом, лишен, как правило, психологической нюансировки образа.

Когда в 1965 году появилось стихотворение Н. Рубцова "Тихая моя родина", слово было найдено "тихая лирика". Но это было более чем слово, ибо за ним прочитывалось целое направление нашей поэзии, идущее по сравнению с эстрадной поэзией другой дорогой, громкость заменившее глубиной. Его крупнейшие представители (Н. Рубцов, А. Прасолов, Ю. Кузнецов, Н. Тряпкин, В. Соколов, А. Жигулин) отстаивали свои эстетические и нравственные принципы и делали это совсем не так, как это было присуще Евтушенко или Вознесенскому. Если последние преимущественно отмечали, фиксировали в обостренной форме некоторые противоречия и сложности эпохи, то эти поэты стремились постичь их природу и сущность, запечатлеть процессы, совершающиеся в человеческой душе.

Перед ними стояли те же проблемы, что и перед создателями высокой прозы: углубление историзма, новаторское воплощение ведущих тем (Великая Отечественная война, судьбы деревни, проблема "человек и природа", более полное и совершенное проникновение во внутренний мир современника).

Одним из лучших представителей этого направления был Николай Рубцов.

Наследие из пяти сравнительно небольших сборников стихов оставлено Н. Рубцовым. Первая его книга "Лирика" увидела свет в 1965 году, последняя - "Зеленые цветы" - уже после гибели поэта, а между ними сборники "Звезда полей", "Душа хранит", "Сосен шум".

Н. Рубцов до самозабвения влюблен в Русь, тихую вологодскую сторону с ее полями, лесами и озерами, с ее простыми и немногословными, немало повидавшими на своем веку людьми ("Душа хранит", "Привет Россия", "Тихая моя родина").

Тихая моя родина!

Ивы, реки, соловьи...

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Поэт не раз свидетельствовал, что он улавливает голоса природы, слышит, как ветер "воет", "стонет", "плачет", "свищет", "дышит", "всхлипывает, словно дитя", как метель "голосит за окном", как ропщут березы, звенит листва. Поэт переводит мгновения бытия на язык искусства, ясно осознавая свою зависимость от природных сил.

Для Рубцова важно не только то, что выражено словами, но и то, что за текстом, как бы невысказанное, но напетое самой мелодией поэтической речи.

Приглашая учиться высокому искусству гармонии у природы, поэт не впадал в запоздалый руссоизм. Это было лишь трезвое понимание жгучей связи между человеком и природой, которая может оборваться в эпоху нарастающего экологического кризиса. Отсюда трагические тона, усиливающие внутренний драматизм поэзии Рубцова.

Особая, еще малоизученная сфера - поэтика Рубцова, который понимал, что поистине прекрасное должно быть величаво. У поэзии Рубцова своя мелодия. Хотя его стих лишен той песенной интонации, что присуща Есенину, он очень музыкален, причем больше, чем Тютчев и Блок, мелодическому рисунку стихотворений к которым он близок.

На протяжении 70-х годов многие поэтические имена, независимо от желания самих поэтов, сделались объектом критического манипулирования, выстраивались в ряды и школы. "Органичным" поэтам (Рубцов и Прасолов) противопоставляли "неорганичных", "книжных": А. Тарковского и Д. Самойлова, Б. Ахмадуллину, Ю. Мориц, А. Кушнера, хотя у каждого из названных своя "книжность", свое очень разное отношение с традицией и своя мера одаренности.

Одним (Тарковскому, Кушнеру) более свойственно усилие припомнить и настроить звучание своего стиха в лад с высоким строем классической поэзии. Другие (Мориц) склонны не столько переноситься в прошлое, сколько сами эти классические ассоциации приближать к себе, осовременивать их своим голосом. И от тех и от других отличен Давид Самойлов, в первую очередь рефлектирующий в стихе, переживающий своим стихом дистанцию, все более отдаляющую нас от тех, в ком продолжился "серебряный век" русской поэзии, благодаря чему этот век был почти современным нам:

Вот и все смежили очи гении. Тянем, тянем слово залежалое

И когда померкли небеса, Говорим и вяло и темно.

Словно в опустевшем помещении Как нас чествуют и как нас жалуют!

Это восьмистишие Давида Самойлова помечено 1966 годом - годом смерти Ахматовой. Оно кажется удачным эпиграфом к двум последним десятилетиям в поэзии.

Не случайно, что оно написано Д. Самойловым. Он последним в своем военном поколении издает первую книгу - в 1958 году. Его значение в полной мере начинает осознаваться лишь в 70-е годы, после выхода в свет первого маленького сборника избранных стихотворений "Равноденствие".

Самойловская легкость, самойловская ирония: "Я сделал вновь поэзию игрой..." - привлекала одних и отталкивала других, полагающих более отвечающей духу времени торжественность, с какой следовало докладывать о великом, о свершениях, о нравственных исканиях. Тон определял многое. По нему узнавалась и эстетическая позиция - отношение к традиции. Стихотворения Самойлова - знак определенного стиля, в котором легкость, уклончивость, приобретали значение высказывания. Много в его стихах "как будто бы". Как будто бы поэзия игра, как будто бы все в ней только сиюминутно, бегло, неповторимо:

Лихие, жесткие морозы Повторов нет! Неповторимы

Весь воздух звонок, словно лед. Ни мы, ни ты, ни я, ни он.

Читатель ждет уж рифмы "розы", Неповторимы эти зимы

Но, кажется, напрасно ждет. И этот легкий, ковкий звон.

Напрасно ждать и дожидаться, И нимб зари округ березы,

Притерпливаться, ожидать Как вкруг апостольской главы...

Того, что звуки повторятся Читатель ждет уж рифмы "розы",

И отзовутся в нас опять. Ну что ж лови ее, лови!..

"Повторов нет!" - такой тезис, доказываемый, а на самом деле опровергаемый стихом. Слишком много повторов в этих строчках. Пушкин - его нельзя не узнать, он процитирован откровенно и хрестоматийно. Начинается стихотворение с полуцитаты в первой же строке. И завершается все повтором уже тютчевским.

Значит есть повторы, все повторимо, хотя и не буквально, а по закону изменчивости неизменного. В стихах Самойлова много цитат реминисценций, на которых поэт не задерживается. Они лишь определяют характер постоянно поддерживаемой, но не обнаруживаемой, не выпячиваемой связи с традицией, возникают, поглощаемые движением стиха.

В 70-е годы традиция - предмет постоянных критических споров, повод к которым дает сама поэзия. Поэтическое прошлое становится предметом рефлексии, выбора. Традиция обнаруживает себя как процесс двусторонний, как диалог, в котором по-новому, без хрестоматийной заученности, выглядит и тот, кто оказывает влияние, и тот, кто его воспринимает. От его восприимчивости и от его таланта зависит степень равноправия собеседников.

"Урания" - название последнего сборника поэта. "К Урании" название одного из центральных его стихотворений:

У всего есть предел: в том числе у печали.

Взгляд застревает в окне, точно лист - в ограде.

Можно налить воды. Позвенеть ключами.

Одиночество есть человек в квадрате.

Так дромадер нюхает, морщась, рельсы.

Пустота раздвигается, как портьера...

Урания - муза астрономии, владеющая пространством мироздания. В этом стихотворении ничего не сказано о ностальгии, но взгляд как бы скользит, восстанавливая пейзаж оставленного пространства.

В поэзии Бродского сложное отношение героя с пространством. Сначала оно как бы дробилось на множество предметов, оставляя впечатление многообразия и раздробленности, распада, как будто ускользала нить, которая связывает целое.

Пространство чаще всего равнодушно к человеку, иногда враждебно. Открыто Бродский не говорит в своих стихах о себе, а использует образы. Например, ястреба. В стихотворении "Осенний крик ястреба" он пишет о птице, которая взлетает выше своих сил, на высоту, где она не может преодолеть воздушного потока, и он выталкивает ее в ионосферу, "в астрономически объективный ад птиц, где отсутствует кислород".

Бродский приучает вспоминать в словах их культурные значения. Причем делает это в духе классической традиции, для которой со времени античности полет птицы вызывает ассоциацию с поэтическим парением. Образ становится многозначным, он допускает различные оттенки смысла, хотя и не допускает нарочитых иносказаний. Бродский не пишет аллегорий. "Осенний крик ястреба" - это стихотворение с предчувствием зимы, стихотворение о гибели птицы в американском небе, ставшей

горстью юрких

хлопьев, летящих на склон холма

И, ловя их пальцами, детвора

Выбегает на улицу в пестрых куртках

И кричит по-английски: "Зима, зима!".

Творчество Бродского всегда вызывала споры и неоднозначное отношение. Но его поэзия - это мир большого поэта, который, как и всякий большой поэт, меняет облик национальной культурной традиции.

В марте 1991 года в Литературном институте прошла конференция "Постмодернизм и мы". Это была попытка объединить в одну группу поэтов, которые пришли в литературу в начале 80-х годов, попытка определить характер нового, найти слово или термин, способный обозначить меняющееся мышление.

В понятии постмодернизма есть одно безусловное достоинство: оно не навязывает общность, не предписывается единая программа. То, что сравнительно недавно стало фактом общественного сознания, гораздо ранее стало материалом поэзии.

В 1989-1992 году отдельными сборниками напечатались те, чьи имена более или менее глухо упоминались ранее, но которые не имели возможности публиковаться в советское время.

Среди них - обладатель международных премий, переводчик французской поэзии - Геннадий Айги. Многие критики, в частности В. Новиков, считает, что основной мотив его поэзии - это мотив тишины или молчания:

где ребенок - неровная

будто в пределах - из ломкости светотеней:

пустота! - ибо мир Возрастает

в нем - чтобы Слушать

Себя Полнотой.

Понятия пустота, тишина несут в себе заряд отрицательной энергии. В то же время образы, которые использует Айги нельзя назвать нетрадиционными для русской поэзии. В частности Айги наследует традиции тютчевской поэзии, но на другом философском уровне. Как отмечает В. Новиков: "Если вы эту тишину в себя вобрали - можете считать, что в мир Айги вошли... Вынужденные к молчанию или выбравшие молчание? Во всяком случае, поставленные перед необходимостью этого выбора, который дается в разной мере легко".

Для творчества Дм. Пригова характерна простодушно-штампованная манера, которую он прячет под маской академической и официозной серьезности. В его сборнике "Слезы геральдической любви" с необнаруживаемой самим автором иронией демонстрируется абсурдность сущего и общепринятого:

На прудах на Патриарших

Пролетело мое детство,

А теперь, куда мне деться,

Когда стал я много старше?

На какие на пруды,

На какие смутны воды?

Ах, неужто у природы

Нету для меня воды?

Счастье, счастье, где ты, где ты? Ах ты ж, бедное мое!

И в какой ты стороне? Детка ненаглядная!

Из-под мышки вдруг оно Дай тебя я пожалею!

Отвечает: вот я! вот я! Ты сиди уж не высовывайся!

Как определил И. Шайтанов: "лицо современной поэзии, пожалуй, по преимуществу смеющееся, хотя не очень веселое". Особое место в литературе постмодернизма занимает поэзия Тимура Кибирова. Ирония большинства его стихотворений построена на ассоциациях, природа которых может быть совершенно различна: это и отвлеченно-языковые конструкции, и песни 20-60-х годов, и элементы быта, и классическая литература от Ломоносова до Пастернака. Но все это воспроизводится на другом более низком, пародийном уровне:

Спой же песню мне, Глеб Кржижановский!

Я сквозь слезы тебе подпою,

Проскулю тебе волком тамбовским

На краю, на родимом краю!

На краю за фабричной заставой

Силы темные злобно гнетут.

Спой мне песню, парнишка кудрявый,

Нас ведь судьбы безвестные ждут...

Как видно в данном случае это стихотворение соткано из обрывков популярных в 20-е годы песен.

Одной из ведущих тем его творчества была тема Росси. И опять это образ возникает как цепь ассоциаций, причем самых неожиданных:

Пахнет дело мое керосином

Керосинкой сторонкой родной

Пахнет "Шипром" как бритым мужчиной

И как женщиной "Красной Москвой"

Чуешь, чуешь, чем пахнет? Еще бы!

Мне ли, местному, нос воротить!

Политурой, промасленной робой

Русским духом, едрить-колотить

И антоновкой ближе к Калуге

И в Моздокской степи анашой.

Чуешь падла, чем пахнет? и вьюгой,

Ой, вьюгой, воркутинской пургой...

Очень часто в его поэзии сближаются понятия прежде несовместимые:

Тараканы в барабане

Вошки-блошки по углам,

И мерещатся в тумане

Пролетарии всех стран.

И опять отношение к России это взгляд со стороны. И взгляд не рыдающий, не умиляющийся. Это взгляд человека прекрасно понимающий страну, о которой пишет, и время, в котором он живет:

Я то хоть чучмек обычный,

Ты же, извини, еврей!

Что ж мы плачем нестерпимо

Над Россиею своей?

Очень точно отметил сущность постмодернизма И. Шайтанов: "Вынужденные молчать или выбравшие добровольно, внимающие священной тишине или оглушенные "негативным эхом" и погребенные языковым обвалом - все они родственны в своей причастности к молчанию. Властное родство, объясняющее, каким образом в одном пространстве андерграунда могли родиться, в одних поэтических сообществах сойтись и буйные иронисты, и приверженцы молитвенно-тишайших текстов. И для тех и для других условие творчества - отчуждение действительного, дистанцирование от него словом.

Говоря о взаимодействии поэтов-шестидесятников и андерграунда, следует отметить, что конец 80-х начало 90-х годов - это то самое время, когда старшие и младшие вышли из зоны молчания и разошлись между собой по многим пунктам. Вызывающим показалось бытовое поведение младших. Они, в лучшем случае, равнодушны к нравственности, и уж никак нравственная идея не признается подобающим поводом для поэтического вдохновения. Сами принципы шестидесятничества, таким образом были отвергнуты.

В 80-е годы начинают более серьезно и глубоко оценивать то, что в 60-е годы считали "субкультурой", "предлитературой", "контркультурой" и т.п. В частности авторскую песню.

Современник Пушкина князь Вяземский говорил, что есть жанры, в которых общество не просто выражается, а "выхаркивается", и выплескивается, и стонет, и заклинает, и по черному шутит. В. Маяковский считал подвигом то, что он "вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката". Барды стали игнорировать плакат и этим продлили век плаката. Этим они резко расширяли сферу дозволенного в раздумьях о жизни, в выработке рецептов самозащиты от зла. Уже В. Шукшин частично ввел в свои рассказы то, что третировалось как "площадное", "уличное", "скоморошеское", увидев в этом элементы народной смеховой культуры.

70-е начало 80-х годов - это время расцвета авторской песни (В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Визбор, Е. Клячкин, Б. Окуджава, Ю. Кукин).

Тематика и содержание авторской песни исключительно многообразно. Здесь и дворовая песня, и сатирическая, и блатная, и философская притча, и частушка. Большинство из них носит интимно камерный характер и не рассчитаны на внешний эффект. Ее важной особенностью также является то, что она рассчитана прежде всего на устное выступление. Возникший на рубеже 50-60- годов жанр авторской песни по самой своей природе ориентировался на устную традицию, органически осваивая все ее формы от мещанского романса до анекдота.

В отличие от большинства авторских песен поэзия Галича не была рассчитана на коллективное восприятие массовой аудитории. Стихи Галича - это разговор поэта с близким собеседником, это исповедь. Хотя и у него было много песен остро-сатирического и шутливо-иронического характера. ("Баллада о прибавочной стоимости", "Красный треугольник", "История о том, как едва не сошел с ума директор антикварного магазина" и др.). Но даже в них был элемент трагической исповедальности, скрытый где-то на втором плане и более обнаженный в таких песнях, как "Веселый разговор", "Караганда", "Вальс-баллада про тещу из Иванова", "Облака", "Романс о Прекрасной Даме", "Поезд". В поэзии Галича много реминисценций с русской поэзией "серебрянного века". Например:

Прилетает по ночам ворон.

Он бессонницы моей кормчий

Если даже я ору ором

Не становится мой ор громче

Он едва за пять шагов слышим

Но и то говорят слишком.

Но и это словно дар свыше,

Быть на целых пять шагов слышным.

Это стихотворение - прямая перекличка и продолжение темы стихотворения Мандельштама "Мы живем под собою не чуя страны". Здесь же и современный вариант блоковской "Незнакомки": "Принцесса с Нижней Масковки". "И вот она идет меж столиков в своем костюмчике джерси... на узком пальце у нее кольцо за два с полтиною..."

Реальная жизнь существует во всех песнях Галича, построенных на парадоксе. Вот две человеческие судьбы, в рассказе о которых у поэта объединились сострадание к одной и презрение к другой, сквозь которое, впрочем, тоже просвечивает сострадание:

Она вещи собрала, сказала тоненько

А что ты Тоньку полюбил, так будь с ней с Тонькою

Тебя же не Тонька завлекла губами мокрыми,

А что у папе у ее топтун под окнами,

А что у папе, у ее, дача в Павшине,

Топтуны да холуи с секретаршами,

А что у папе, у ее пайки цековские,

И по праздникам кино с Целиковскою.

Вот, что ты захотел и ведь знаешь сам.

Знаешь сам, да стесняешься

Про любовь твердишь, про доверие,

Про высокие, про материи.

А в глазах то у тебя дача в Павшине.

Еще в 60-е годы Галич поднял огромную и ставшую одной из ведущих в его творчестве проблему, злободневную и сегодня: о людях, которые приспособились. Поэт говорит об этом в песне, иронически названной "Старательским вальском":

Но поскольку молчание золото

То и мы безусловно старатели.

Пусть другие кричат от отчаяния,

От обиды, от боли, от голода.

Мы то знаем доходней молчание

Потому что молчание золото.

Вот как просто попасть в богачи

Вот как просто попасть в первачи,

Вот как просто попасть в первачи

Промолчи, промолчи, промолчи.

В этом стихотворении с наибольшей публицистической ясностью и определенностью выражено поэтическое и гражданское кредо Галича. Эта же тема продолжена в стихотворении посвященном памяти Пастернака.

"Мело, мело по всей земле И не к терновому венцу

Во все пределы. Колесованьем,

Свеча горела на столе А как поленом по лицу

Нет, никакая ни свеча, И кто-то спьяну вопрошал:

Горела люстра. За что, кого там

Очки на морде палача И кто-то жрал,

Сверкали тускло. И кто-то ржал

А зал зевал, а зал скучал, Над анекдотом.

Мели Емеля. Мы не забудем этот смех

Ведь не в тюрьму, и не в Сучан, И эту скуку.

Не к высшей мере. Мы поименно вспомним всех.

Кто поднял руку.

Он ни на йоту не сомневался, что это будет и станет актом гражданской позиции.

Широкое признание не только у нас в стране, но и за рубежом получило творчество Владимира Семеновича Высоцкого. Его песни на собственные стихи запоминались необычностью содержания и страстным, вдохновенным исполнением. Они доходили до самых глубин сердец слушателей. Поэзия Высоцкого многогранна по содержанию. Он пел обо всем, чем жил народ: о мире и войне, о любви и дружбе, о спорте и труде. Его интересовали темы искусства, космоса, судьбы Земли.

Для поэзии Высоцкого характерно философское осмысление извечных проблем жизни и смерти. Он выражает в стихотворениях свою веру в бесконечность жизни на земле:

Кто сказал: "Все сгорело дотла, Материнства не взять у Земли,

Больше в землю не бросите семя..." Не отнять, как не вычерпать моря,

Кто сказал, что Земля умерла? Кто поверил, что Землю сожгли?

Нет, она затаилась на время... Нет, она почернела от горя...

Много песен Высоцкий написал о войне. Хотя, когда началась война, ему было три года, а когда закончилась всего семь лет, Высоцкий сумел передать трагедию народа, трагедию тех семей, где сыновья, братья, женихи и мужья своей жизнью заплатили за победу над фашизмом:

Почему все не так? Вроде все как всегда:

То же небо - опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух и та же вода...

Только он не вернулся из боя...

Большое место в поэзии Высоцкого занимают песни о дружбе и любви. Широкую известность получила его "Песня о друге":

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг. а так...

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош, -

Парня в горы тяни - рискни!

Не бросай одного его!

Пусть он в связке одной с тобой -

Там поймешь, кто такой.

Большое место занимает тема любви. Любовь для Высоцкого - величайший дар природы и великое чувство человеческих сердец:

Когда всемирного потопа

вернулась вновь в границы берегов,

из пены уходящего потока

на сушу тихо выбралась любовь

и растворилась в воздухе до срока,

а срока было - сорок сороков...

И вдоволь будет странствий и скитаний:

Страна любви - великая страна!.

Поэзия Высоцкого стала достоянием народа. В ней взволнованный разговор с современником о том самом главном, самом важном, самом насущном, что волновало всех. Его поэзия - это поэзия чести, мужества, человеческого достоинства, поэзия правды и любви.

Острая идейная борьба на рубеже 50 - 60 -х годов отразилась и в поэзии. Творчество поэтов демократического лагеря становится более социальным. В центре их внимания был современный человек с его нуждой и горем, тревогами и разочарования.

На страницах «Свистка» и «Искры» печатались, время от времени произведения Козьмы Пруткова. Такого поэта в действительности не существовало. А.К. Толстой и его двоюродные братья А. и В. Жемчужниковы придумали своеобразную сатирическую маску тупого и самодовольного бюрократа, от имени которого и писались разнообразные литературные произведения - стихи, пьесы, афоризмы. С помощью выдуманного автора и его «творении» создатели Козьмы Пруткова получали возможность для сатирического разоблачения политической реакции, обывательской пошлости.

К демократическому направлению русской поэзии середины XIX в. относятся так же Н.П. Огарев и И.С. Никитин.

Творческий путь Николая Платоновича Огарева (1813 - 1877) начался еще в 30-е годы. В его творчестве развиваются традиции философского направления в поэзии. Лирический герой поэзии Огарева - передовой человек своего времени, живущий в атмосфере напряженной умственной работы, идейно-философских исканий и раздумий. Он жаждет свободы. Стремится к постижению истины и справедливости. В дальнейшем на первый план выдвигается социальная проблематика, повышается внимание к жизни и быту простых людей, что сближало его с Некрасовым. К концу 30 - началу 40-х годов относятся поэмы «Дон», «Царица моря», «Юмор». В лирическом герое поэмы «Юмор» отчетливо виден сам автор, страдающий от царящей вокруг социальной несправедливости.

Значительное место в лирике Огарева заняли мотивы любви и дружбы. Примечательным является лирический цикл «Книга любви». В центре цикла - пленительный образ женщины, вызвавшей чистую, возвышенную, но не разделенную любовь: «Я вас люблю! Но не скажу вам /ни слова про любовь мою, /и этих строк не покажу вам /и все в себе я затаю».

Из произведений, созданных Огаревым в последнее десятилетие его жизни на родине, наиболее значительными являются стихотворения «Совершеннолетие» (1846), «Упование. Год 1848» (1848), поэмы «Господин», «Зимний путь» (1855), стихотворная повесть «Деревня» (1847).

Годы эмиграции (1856-1877) были самыми плодотворными в литературной деятельности Огарева. Свыше трехсот художественных и публицистических произведений было опубликовано им на страницах «Полярной звезды», «Колокола».

Иван Саввич Никитин (1824 - 1861) вошел в литературу как наследник Кольцова. Правдивое изображение народной жизни, тесная связь с устным народным творчеством, мелодичность и эмоциональный строй его лирика - все это предопределило популярность поэзии Никитина у демократического читателя. В раннем творчестве Никитин проходит литературную школу Пушкина, Кольцова. Лермонтова, Майкова, Некрасова. Совмещая в одном стихотворении будничные зарисовки суровой жизни бедняков с «кольцовскими», «майковскими», «фетовскими» картинами гармонической природы, Никитин пытается эстетически преодолеть мир нужды, нищеты и горьких забот («Утро на берегу озера» 1854).

В своем творчестве А.А. Фет (1820-1892) исходил из признания высокого и непреходящего значения поэзии, резко противопоставляя ее реальной действительности, представляющейся ему «миром скуки и труда». Фет был убежден в том, что литература призвана отражать лишь высшие ценности, откликаться на вечные, общечеловеческие потребности, совершенно оставляя в стороне актуальные вопросы общественно - политической жизни. Поэзия Фета резко отличается от демократической («некрасовской») линии в русской литературе. Для него характерно состояние восторга перед красотой, природой, любовью, искусством.

Его стихи о природе принадлежат к числу замечательных образцов пейзажной лирики. Поэт умеет видеть красоту типичной русской «неяркой» природы. Связь человека с природой у Фета дана не прямо, а опосредствованно. Его пейзаж внутренне очеловечен. Природа и человек образуют единый, нерасторжимый мир («Лес», «Весенний дождь», «Уснуло озеро» и др.)

Фет широко использует яркие детали, поданные «крупным планом», конкретные примеры тока или иного времени года или времени суток.

В отличие от пейзажной лирики стихи Фета о любви лишены конкретности. Поэта интересуют преимущественно мимолетные явления душевной жизни в их соотношении с природой («Сняла ночь...», «Только в мире и есть...», «На заре ты ее не буди...», «Я пришел к тебе с приветом...» и др.)

А.А. Блок считал, что стихи Фета были для него «путеводной звездой».

Ф.И. Тютчев (1803-1873) принадлежит к числу выдающихся русских поэтов. Долгое время его стихи не пользовались широкой известностью. Добролюбов в статье «Темное царство» отметил, что Тютчеву в отличие от Фета доступна «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». У него есть стихи о бедствиях народа: «Слезы людские, о слезы людские..» (1850), «Пошли господь свою отраду..»(1850).

В поэтическом творчестве Тютчева нашли отражение и сильные, и слабые стороны его мировоззрения. Поэт остро ощущал непрочность, призрачность, дисгармоничность и даже обреченность мира, в котором он живет. Отсюда трагичность мировосприятия, ощущение одиночества, страстное стремление найти выход из этого мира и отчаяние от сознания невозможности этого. Что бы уберечь свою человеческую индивидуальность, свой внутренний мир, свою душу от «толпы», неспособной ни к сочувствию, ни к пониманию, поэт предпочитает уйти в «душевную глубину», в свои тайные мысли, которые вообще невозможно выразить словами. Так возникает стихотворение «Silentium!» (Молчание!») с знаменитой строкой: «Мысль изреченная есть ложь».

У Тютчева природа наделена своей жизнью, обычно таинственной и непостижимой для человека:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Природа у него одушевлена, очеловечена: и в этом проявляется его убеждение в целостности мира, в единстве человека и природы.

Поэзия Тютчева часто строится на контрастах. Свету противопоставляется тьма, югу - север, дню - ночь, зиме - лето или весна. Но это не механическое противопоставление. Тютчев воспринимает мир в его диалектическом единстве. Вот почему он так часто обращается к переходным состояниям, идет речь о временах года или временах суток («Весна», «День вечереет, ночь близка...», «Зима недаром злится...»)

Стихи Тютчева зачастую проникнуты тревогой и мрачными предчувствиями. По сравнению с вечно обновляющейся природой жизнь человеческая скоротечна. Не случайно большое место в его лирике занимают мотивы грозы и бури. Так проявляется в поэзии Тютчева тема беспощадной судьбы, рока и в жизни природы, и в истории, и в любви.

Исследователи выделили у Тютчева особый цикл, связанный с его увлечением Е.А. Денисьевой и названный поэтому «денисьевским». Это своеобразный роман в стихах, имеющий большое историко-литературное значение. Любовь воспринимается Тютчевым как «поединок роковой», в котором неизбежна гибель любящего сердца.

Новаторство любовной лирики Тютчева заключается в том, что она по характеру своему диалогична: ее структура строится на сочетании двух уровней, двух голосов, в ней выражены два сознания: ее и его. Ее чувство оказывается сильнее, что и предопределяет неизбежную гибель глубоко любящей женщины, ее роковое поражение. Лирический герой ощущает свою неспособность ответить ей столь же сильным чувством. В «денисьевском цикле» мы встречаемся и с формой внутреннего диалога («О, как убийственно мы любим...», 1851), где внутреннее смятение самого героя приобретает трагический характер. Примерно в это же время Некрасов создавал свою любовную лирику («панаевский цикл»), в которой так же на первый план был выдвинут образ женщины.

На протяжении всей своей творческой жизни Тютчев писал небольшие лирические стихотворения, объем которых, как правило, не превышал 20 строк. Для того, чтобы воплотить в столь краткой форме значительные проблемы философского и психологического характера, он должен был использовать новые художественные средства: смелые метафорические эпитеты, олицетворения, перебои стихотворного ритма и т.д. В ряде случаев его стихотворения построены как обращение к человеку или природе, как отрывок из беседы. Этому соответствует вопросительная или восклицательная интонация, возникающая уже в начальных строчках ряда стихотворений.

Сегодня на уроке мы поговорим о поэзии 1960-70-х годов; познакомимся с понятиями бардовой поэзии и авторской песни; узнаем о жизни и творчестве Галича.

Они были именно певцами, которые, по представлениям греков, должны были петь свои стихи. Некоторые жанры называются по музыкальным инструментам, которыми сопровождалось их исполнение. Например, элегия - это то, что поется под флейту.

В ХХ веке произошло нечто похожее: сначала появилась авторская песня, затем рок. Таким образом, поэты снова стали поющими. Советская традиция, возникшая в 1950-60-х годах, была представлена такими именами, как Галич, Окуджава, Визбор, Ким, Городницкий, Высоцкий и др. (рис. 3),

Рис. 3. Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий ()

которые были современниками великих французских шансонье: Брассенса, Бреля, Генсбура (рис. 4).

Рис. 4. Ж. Брель, Ж. Брассенс, Л. Ферре ()

В то же время советская традиция была особенной и даже уникальной. Поэты стали петь в конце 1950-х годов, в период т. н. «оттепели», когда прекратился сталинский террор и люди стали более свободными, стали собираться большими компаниями, шутить. Главным атрибутом таких собраний стала гитара.

Гитара - это главный инструмент ХХ века. Он очень демократичный и удобный, его можно носить с собой, передавать из рук в руки. Т. е. между исполнителем и слушателем нет непреодолимой дистанции. Не случайно гитара стала инструментом, на котором аккомпанировали поэты: пели свои стихи (рис. 5).

Еще одно обстоятельство способствовало распространению этого жанра и его невероятной популярности - это появление магнитофона (рис. 6), на который можно было быстро записать информацию, например песню.

Рис. 6. Магнитофон ()

Таким образом, если человек мог петь песни в узком кругу друзей, мог записать их на магнитофон и передать другим, не отмечаясь ни у какого начальства, без цензуры, то создавались совершенно новые возможности. Т. е. авторская песня, поющие поэты оказались вне зоны тотального советского контроля. Они не столь зависели от телевидения, книгоиздания, радио и др., как их собратья, которые не имели возможности записаться на магнитофон. А такая возможность была модой того времени.

Одним из таких поющих поэтов был Александр Галич (рис. 7), малоизвестный сейчас, но особенный и удивительный в 1960-70-х годах.

В некоторых кругах люди мыслили, разговаривали, перебрасывались строчками из его произведений. Когда он дебютировал как автор лирических стихов и поющий поэт, ему было примерно 40 лет. К этому времени он был уже состоявшимся профессионалом в литературе, автором, которому было неплохо, по советским условиям, жить. Он был состоятельный человек, награждённый различными премиями и принадлежавший к советской культурной элите. В первую очередь, Александр Галич прославился как сценарист, драматург. Его пьесы ставились, фильмы по его сценариям (в основном комедии: «Верные друзья», «Дайте жалобную книгу» (рис. 8)) были хорошо известны.

Рис. 8. Плакат к фильму «Дайте жалобную книгу» ()

Но в конце 1950-х годов Галич начал писать поразительные песни, которые вызывали оторопь у слушателей и очень скоро привели к жесточайшему конфликту с властью. Результатом этого конфликта было то, что Галич был изгнан из всех творческих союзов, подвергся травле и после третьего инфаркта стал инвалидом, жил в нищете и, в конце концов, был вынужден покинуть страну в 1974 году. Сначала он поехал в Норвегию, потом в Германию, а после этого во Францию, где и погиб от удара электричеством в 1977 году (рис. 9).

Рис. 9. Могила А. Галича во Франции ()

Что же было в стихах и песнях Галича такого, что вызвало озлобление и ненависть советского начальства? Во-первых, он касался запретных болевых и кровавых тем, писал о катастрофах ХХ века: о войне с неофициальной стороны, о Холокосте (истреблении евреев нацистами во время Второй мировой войны (рис. 10)), о советском терроре и т. д.

Рис. 10. Холокост ()

Кроме того, он писал песни от лица маленького советского человека, замордованного, заплёванного, униженного, оскорблённого, такого человека, который на самом деле существовал в Советском Союзе, но существование которого не замечалось на официальном уровне культуры. Об этом человеке не писали газеты, не говорило телевидение, не вспоминали официальные советские поэты и писатели. Галич говорил о больном, некрасивом, грязном, о том, что не попадало в поле культуры. И говорил удивительным, неповторимым, только ему присущим языком. Причём если послушать и посмотреть, как Галич пел свои песни, то, с одной стороны, можно было увидеть целый театр, потому что поэт был очень артистичен и имел опыт актерского мастерства. А с другой стороны, Галичу была свойственна совершенно особенная, недемонстративная манера. Манера Галича показывала, что все эти люди - барды, представители авторской песни - и сам Галич были на самом деле не певцами и вокалистами. Галич не столько поёт, сколько проговаривает свои стихи под гитарные аккорды. И во всём, о чём он поёт, чувствуется какая-то постоянная боль и тревога. Это особенно удивительно в человеке, у которого всё было хорошо в жизни. Удивительно и до конца не понятно, почему с этим человеком, у которого всё было благополучно, произошли такие изменения. Вот что говорил о нём его духовник Александр Мень (рис. 11), священник, который его крестил: «Он мог закостенеть, но сделал вираж и стал литературным и духовным партизаном, и это был волевой акт искания правды».

Галич мог бы сказать, как Иосиф Бродский: «только с горем я чувствую солидарность». И ещё одна важная особенность его поэтики: призыв к людям не бояться, потому что советский человек был страшно запуган. А Галич был одним из первых советских людей, который сказал: «Ребята, не бойтесь ничего!». Одна из самых популярных и культовых его песен «Не надо, люди, бояться!» как раз об этом: о преодолении страха. Эта песня о том, что не надо поддаваться манипулированию человеческим сознанием, о том, что не следует идти за вожаками и лидерами, о том, что каждый человек должен определять сам своё место в жизни и критически оценивать, куда его зовут и зачем. Потому что эти сладкозвучные сирены, о которых упоминает Галич, это, в первую очередь, идеологи-диктаторы ХХ века, такие как Гитлер, Ленин, Сталин, которые увлекали людей на путь, где сулили им золотые горы, а вместо этого обрекали на страдания и смерть (рис. 12).

Рис. 12. И. Сталин, А. Гитлер ()

Выражение про железо и кровь, с которыми этот некий соблазнитель пройдется по земле, является отсылкой к известному изречению «творить историю железом и кровью». И действительно, история ХХ века во многом была таковой. Примечательно, какой образ применяет Галич для метафорической персонализации этой истории: «Саломея с головой Иоанна» (рис. 13).

Рис. 13. Саломея с головой Иоанна ()

Это персонаж из Нового Завета. Жестокая женщина, сестра царя Ирода, которая себе в награду за пляску на празднике потребовала голову праведника. Вот то ощущение истории ХХ века, которое было у Александра Галича и которое он передавал своим слушателям.

Александр Галич уехал неохотно, его вынудили уехать, и тема тоски по дому, ностальгии тоже присутствует в его песнях и стихах, в том числе и периода эмиграции. Тема изгнанничества, тема беженца была тоже очень важна для автора, потому что всего этого было тоже много в кровавой истории России ХХ века, которую он переживал как свое личное событие, как свою личную драму. И вот когда он сам стал изгнанником, то его внутреннее ощущение получило определенные внешние подтверждения. Александр Галич утверждал, что все люди имеют право быть гражданами мира и никто не может их принудить быть рабами государства. Это очень важная для него идея, о чём он говорил неоднократно и проникновенно.

Галич не вернулся в Россию живым, он похоронен в Париже. На его могиле цитата из Нового Завета: «Блаженны изгнанные правды ради». Но Галич вернулся в Россию книгами, песнями, стихами. Несмотря на всё это, Галич был жизнерадостным и весёлым человеком как в жизни, так и в своих произведениях. Другое дело, что это практически всегда смех сквозь слёзы, что тоже в традициях русской литературы. Галич является автором многих комических произведений, как правило, тоже о глупостях, нелепостях и гадостях советской жизни. Например, несколько историй про героя социалистического труда бригадира Коломийцева, который производит на своем заводе колючую проволоку, но хочет быть передовиком и обладателем переходящего Красного знамени (рис. 14). Он делает всё возможное, но из-за политических убеждений власти ему отказывают. Из-за этого Коломийцев уходит в запой.

Рис. 14. Переходящее Красное знамя ()

Переходящие Красные знамёна являлись одной из форм поощрения победителей социалистических соревнований.

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. - 5-е изд. - М.: ООО 2ТИД «Русское слово - РС», 2008.

2. Агеносов В.В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие. - М.: «Дрофа», 2002

3. Русская литература ХХ века. Учебное пособие для поступающих в вузы. - М. уч.-науч. центр «Московский лицей»,1995.

4. Е.С. Роговер. «Русская литература XX века»

1. Интернет портал «Курсотека» ()

3. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей» ()

Домашнее задание

1. Рассказать о бардовой поэзии 1960-70-х годов.

2. Ознакомиться с творчеством Галича.

3. Проанализировать поэзию Галича.

Вверху: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Внизу: Булат Окуджава, Роберт Рождественский. Фото с сайта my.mail.ru

Нас мало. Нас может быть четверо.
Мы мчимся - а ты божество!
И всё-таки нас большинство.

А.А. Вознесенский, "Б. Ахмадулиной"

Термин "шестидесятники" принадлежит литературному критику Станиславу Рассадину , опубликовавшему одноимённую статью в журнале "Юность" в декабре 1960 года. Шестидесятниками в широком смысле называют прослойку советской интеллигенции, сформировавшуюся во времена хрущёвской "оттепели", после XX съезда КПСС, определившего новую, более либеральную по сравнению со сталинским периодом, политику советского государства, в том числе в отношении деятелей культуры. При этом следует заметить, что, несмотря на культурный либерализм и широту взглядов, большинство шестидесятников оставалось верным идеям коммунизма: перегибы 30-х годов представлялись им искажением коммунистических идеалов, произволом властей.

В формировании идеологии шестидесятников огромную роль сыграли литературные журналы . В частности, журнал "Юность" , публиковавший произведения начинающих авторов, открыл новые имена в литературе. Наибольшую популярность имел журнал "Новый мир" , который являлся без преувеличения культовым изданием советской интеллигенции, особенно в те времена, когда его возглавлял А.Т. Твардовский. Здесь были опубликованы произведения авторов "лейтенантской прозы": Виктора Некрасова, Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Василя Быкова. Особым событием стала публикация рассказа "Один день Ивана Денисовича". В это же время происходит и расцвет советской научной фантастики , связанной с именами братьев Стругацких, Ивана Ефремова, Евгения Велтистова и других.

Евгений Евтушенко в Политехническом музее. Кадр из кинофильма "Застава Ильича" (режиссёр Марлен Хуциев)

Однако особое место в культуре шестидесятников заняла поэзия . Впервые после Серебряного века настала эпоха небывалой популярности поэзии: в буквальном смысле поэзия стала масштабным общественным явлением. Поэты-шестидесятники собирали многотысячные аудитории (особенно запомнились поэтические вечера в Политехническом музее в Москве и у памятника Маяковскому на нынешней Триумфальной площади), их лирические сборники мгновенно раскупались, а сами авторы на долгие годы стали не только властителями душ и умов, но и своеобразным символом творческого подъёма, свободомыслия, общественных перемен. В авангарде поэзии 1960-х оказались

  • Роберт Иванович Рождественский (1932-1994), один из самых сильных, энергичных русских поэтов, автор более 30 лирических сборников, переводчик, телеведущий; многие стихотворения Р.И. Рождественского положены на музыку ("Мгновения", "Песня о далёкой Родине/Где-то далеко", "Ноктюрн", "Позвони мне, позвони...", "Эхо любви", "Любовь настала", "Родина моя/Я, ты, он, она - вместе целая страна...", "Притяжение земли" и др.);
  • Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017), поэт, публицист, актёр, общественный деятель; автор более 60 лирических сборников, поэм "Братская ГЭС", "Бабий Яр", "Под кожей Статуи Свободы", "Голубь в Сантьяго", "Тринадцать", "В полный рост", романов "Ягодные места" и "Не умирай прежде смерти"; некоторые стихи поэта стали песнями ("Хотят ли русские войны?", "А снег идёт...", "Со мною вот что происходит...", "Нас в набитых трамваях болтает..." и др.).
  • Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010), поэт-авангардист, писавший как традиционные для русской поэзии силлабо-тонические стихи, так и верлибры, и стихи в духе футуристической "заумной" поэзии, и стихи в прозе; автор более 40 лирических сборников и поэм "Мастера" (о строителях Храма Василия Блаженного), "Лонжюмо" (о Ленине), "Оза" (о любви в век роботизации), "Авось" (поэма о русском дипломате и путешественнике Николае Резанове легла в основу знаменитой рок-оперы "Юнона и Авось") и других.
  • Белла Ахатовна Ахмадулина (1937-2010), поэтесса, чьё имя связано с высочайшими достижениями поэзии 20 века; Иосиф Бродский называл Ахмадулину "несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии", автор более 30 лирических сборников.

Кроме названных авторов, к поколению шестидесятников относятся и другие яркие поэты, например, Геннадий Шпаликов , Борис Чичибабин , Юнна Мориц . В эпоху 60-х сформировался и такой гигант русской поэзии, как .

Отдельное явление в 1960-е годы представляют поэты-песенники, или "барды". К этой категории поэтов относили авторов, исполнявших собственные стихи под свою музыку - среди них Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор. Это уникальное явление получило название .

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Большинство исследователей считало и продолжает считать, что на рубеже 50-х - 60-х годов наступил новый этап в истории поэзии, связанный с социальными изменениями: с разоблачением культа личности и последовавшей за ним "оттепели". Литература после небольшой паузы отреагировала на эти события всплеском творческой активности. Своеобразной "визитной карточкой" того времени стала поэма А. Твардовского "За далью - даль" (1953-1960), тогда же Б. Пастернак создал цикл стихотворений "Когда разгуляется" (1956-1959), вышли сборники Н. Заболоцкого: "Стихотворения" (1957) и "Стихотворения" (1959); Е. Евтушенко: "Шоссе энтузиастов" (1956); В. Соколова: "Трава под снегом" (1958). Всенародная любовь к поэзии - "примета времени середины пятидесятых: литературные альманахи издавались едва ли не в каждом областном городе." Большую роль в этом сыграла "реабилитация" С. Есенина: "Память народа и время сняли запрет с имени поэта. И точно плотину прорвало!" Вот что писал в то время о С. Есенине Н. Рубцов (он искал следы пребывания поэта в Мурманске): "Что бы там ни было, помнить об этом буду постоянно. Да и невозможно забыть мне ничего, что касается Есенина".

60-е годы для советской поэзии - время расцвета. Внимание к ней необычайно велико. Выходят книги Е. Евтушенко: "Нежность" (1962), "Идут белые снеги" (1969), особенную известность приобрели его поэма "Бабий Яр" (1961) и стихотворение "Наследники Сталина" (1962); растет слава А. Вознесенского (Сб."Антимиры",1964 и др.). "Второе дыхание" открывается и у признанных "мэтров": "Лад" (1961-1963) Н. Асеева, "Однажды завтра" (1962-1964) С. Кирсанова, "Послевоенные стихи" (1962) А. Твардовского, "Первородство" (1965) Л. Мартынова, "Совесть" (1961) и "Босиком по земле" (1965) А. Яшина, "День России" (1967) Я. Смелякова. Выходит итоговый сборник А. Ахматовой "Бег времени" (1965). "Громкая" и "тихая" лирика становятся не только литературным явлением, но и приобретают общественное значение. И "тихие", и "громкие" поэты выпускают многочисленные сборники, которые не остаются незамеченными. В первой половине 60-х "эстрада" бьет все рекорды популярности. Вечера в Политехническом музее, в которых принимают участие А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, собирают полные залы. Открытая публицистичность у "эстрадников" уже тогда переходила все пределы. Даже в своих поэмах, посвященных прошлому ("Лонжюмо" А. Вознесенского, "Казанский университет" Е. Евтушенко и т. п.), собственно истории было мало. Зато много было попыток "приспособить" ее к нуждам дня сегодняшнего, не особо беспокоясь об исторической правде. Другим их "грехом" стала безудержная страсть к экспериментаторству. Подлинным "открытием жанра" стала в те годы так называемая "авторская песня". Изначальная камерность исполнения в эпоху советской массовости отодвинула ее на второй план официальной культуры, но только не в сердцах людей. Песни военных лет - самое яркое тому подтверждение. Кстати, первая "авторская песня" появилась в 1941 году ("О моем друге-художнике" М. Анчарова). Начиная со второй половины 50-х годов песни М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Галича, А. Городницкого, А. Дулова, Ю. Кима, Н. Матвеевой, Б. Окуджавы, А. Якушевой и других "бардов" пользовались огромным успехом, особенно у молодежи. Расцвет "авторской песни" пришелся на 60-е - 70-е годы. Их социальный подтекст был понятен всем. Важнейшее в этом ряду, бесспорно, творчество В. Высоцкого. Он стал "поэтом нового русского национализма" (П. Вайль и А. Генис). "Герой его песен противопоставляет империи свое обнаженное и болезненное национальное сознание. Высоцкий, заменивший к концу 60-х Евтушенко на посту комментатора эпохи, открывает тему гипертрофированного русизма. Антитезой обезличенной, стандартизованной империи становится специфически русская душа, которую Высоцкий описывает как сочетающую экстремальные крайности."

Появляется также и авангардистская поэзия – Бродский, Сапгир, Вознесенский.

Во второй половине 60-х годов в СССР стала развиваться подпольная "самиздатовская" поэзия "неофициальной" или "параллельной" культуры. Эта поэзия была обречена на преследования и безвестность: "Дух культуры подпольной - как раннеапостольский свет" (В. Кривулин). Широко известными (в узком кругу) были следующие группы: СМОГ (Смелость Мысль Образ Глубина или Самое Молодое Общество Гениев) - она возникла в середине 60-х в Москве, в нее входили В. Алейников, Л. Губанов, Ю. Кублановский и др. ; Лианозовская поэтическая группа (В. Некрасов, Я. Сатуновский, В. Немухин, Б. Свешников, Н. Вечтомов и др.); Ленинградская школа (Г. Горбовский, В. Уфлянд, А. Найман, Д. Бобышев, И. Бродский и др.); группа "Конкрет" (В. Бахчанян, И. Холин, Г. Сапгир, Я. Сатуновский и др.). Во второй половине 60-х годов в поэзии господствовали "тихие" лирики: А. Жигулин (Сб. "Полярные цветы" (1966)); В. Казанцев ("Поляны света" (1968)); А. Передреев ("Возвращение" (1972)); А. Прасолов ("Земля и зенит" (1968); В. Соколов ("Снег в сентябре" (1968)) и др. В 1967 году увидела свет знаменитая книга Н. Рубцова "Звезда полей". Одно из стихотворений поэта "Тихая моя родина" и дало повод критикам назвать поэтическое направление "тихой" лирикой. Она привлекла внимание углубленным анализом человеческой души, обращением к опыту классической поэзии. В. Соколов, например, заявлял об этом ясно и определенно: "Со мной опять Некрасов и Афанасий Фет". Тонкий психологизм, соединенный с пейзажем, был характерен не только для лирики В. Соколова, но во многом он здесь был впереди других "тихих" поэтов, хотя бы потому, что в 50-х годах выпустил сборник с превосходными стихотворениями ("Трава под снегом" (1958)).

В 1974 году В. Акаткин задал риторический вопрос: "Нет ли в этом факте опровержения механической схемы движения поэзии как простой замены "громких" "тихими", нет ли указания на единство (выделено мной. - В. Б.) происходящих в ней процессов?" (660, С. 41).

И "тихие" и "громкие" поэты объективно подняли русскую поэзию на новый художественный уровень. О значении "тихой" лирики уже говорилось выше, "эстрадники" же не только "расширили диапазон художественных средств и приемов" (644, С. 30), но и выразили, пусть и поверхностно, те настроения, чаяния и надежды, которыми тоже жил в то время народ

Слишком узкое понимание развития поэзии в 60-х годах как борьбы двух направлений давно отвергнуто литературоведами (В. Оботуров, А. Павловский, А. Пикач и др.). Ведь в эти годы не только у поэтов, попавших в "тихую" обойму", но и во всем "почвенном" направлении прочно устанавливается исторический подход в художественном осмыслении действительности, усиливается стремление понять национальные и социальные истоки современности, происходит органичное слияние этих двух начал. Целое созвездие поэтических имен дало поколение, ставшее широко известным в эти годы.

К концу 60-х поэтов этого направления "все чаще будут объединять под условным и неточным наименованием "деревенские поэты." Здесь имелось в виду как их происхождение, так и приверженность к теме природы и деревни, а также определенный выбор традиций, идущих от Кольцова и Некрасова до Есенина и Твардовского. Одновременно с термином "деревенские" поэты возник термин "тихая поэзия", позволивший включить в один ряд как "деревенских" поэтов, так и "городских", но сходных с первыми по вниманию к миру природы, а также по регистру поэтического голоса, чуждающегося громких тонов и склонного к элегическому тембру, простоте звучания и ненавязчивости слова. Надо вместе с тем сказать, что внимание к миру природы у наиболее талантливых поэтов этого направления не замыкалось в рамках поэтического живописания, но, как правило, было пронизано интенсивным духовным и философским началом, т.е. осознанно или нет, но имело, так сказать, концептуальный характер."

После окончания поэтического бума (конец 60-х) в поэзии происходят значительные изменения. Поэмы больше не пишут, сборники строятся не так как раньше (подборка стихов теперь не в хронологическом порядке и не случайные, теперь это единое полотно, рассчитанное на целостное восприятие) – Тарковский, Самойлов, Слуцкий, Чичибабин, Межиров, Кузнецов, Ручьев. Появляется поэтический андеграунд - они не признавались и не печатались – леонозовцы, Плисов, Рубинштейн, Седокова, Жданов, Вишневский, Губерман.

Из бардовской (авторской песни) в начале 70-х формируется рок-поэзия, которая в свою очередь состояла из двух школ: московская (Макаревич, Лоза, Градский, Никольский, Романов) и питерская (Гребенщиков, Шевчук, Кинчев, Бутусов).