Православная газета благовест. Получается, что Казань пошла собственным путем? Планирование деятельности по реализации проекта

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Герои и антигерои Смутного времени (по страницам истории Видновского края) К 400-летию преодоления Смуты

О главных героях Смутного времени – Борисе Годунове, Лжедмитрии I , Василии Шуйском, князе Дмитрии Пожарском и гражданине Кузьме Минине написано много книг и статей. Вместе с тем многие действующие лица этих событий еще не получили достойного освещения. Имена, некоторых из них, связаны с историей нашего кра я. Василий Шуйский Борис Годунов Лжедмитрий I

Григорий Леонтьевич Валуев- дворянин и воевода. Его род самым тесным образом связан с Видновским краем. Уже в первой половине XIV века Валуевым принадлежали деревни Акатово, Мешково, а также Валуево, которое в старинных документах называется селом Покровским. Род Валуевых восходит к некому «вельможе именем Вал», пришедшему из Литвы. Два представителя рода Валовых пали во время Куликовской битвы. Как видим, это был род, многие поколения которого верно служили и погибали, защищая русскую землю

Как «умертвитель самозванца Отрепьева» вошел в историю Григорий Валуев, умелый и отважный воевода, многократно отмеченный летописцами. «Убиша Гришку, - писал один из них, - в палате за дворцом два избранных воина, Иван Войеков и Григорий Валуев». На иллюстрации Григорий Валуев изображен у распростертого Лжедмитрия I – в шлеме, кольчуге и пищалью в руках.

Вот как описывает последние мгновения расправы с самозванцем русский историк Н.И. Костомаров: «Винится ли злодей? – кричала толпа. – Винится! – отвечали из дома. –Бей, руби его – раздавалось в толпе. – Что долго толковать с еретиком! – сказал дворянин Григорий Валуев.- Вот я благословлю этого польского свистуна. Он выстрелил в Дмитрия из короткого ружья, которое у него было под армяком. Пуля убила его сразу. Тогда москвичи бросились на труп и били его палками, камнями, топтали ногами, кололи ножами…»

В 1609 году Григорий Валуев участвовал в битве под Макарьевым монастырем. Князь М.В. Скопин-Шуйский, который руководил сражением, навстречу полякам выдвинул лучшие полки, которыми командовали известные в те времена воеводы Семен Головин, Давид Жеребцов, Яков Барятинский и среди них Григорий Валуев. Битва длилась ожесточенно, но русские ратники одолели противника.

Позже Григорий Валуев участвовал в освобождении Троице-Сергиева монастыря, 16 месяцев осаждавшегося поляками. 9 января 1610 года М.В. Скопин-Шуйский послал Григория Валуева с 500 отборными воинами к монастырю, чтобы «изведатися с литовскими людьми и русскими изменниками». На рассвете Валуев и защитники монастыря напали на неприятеля и дали им жестокий бой. Уже 12 января 1610 года воеводы Сапега и Лисовский сняли осаду монастыря. Картина В.И. Верещагина «Защитники Троицы. В океане смуты»

Широкое известие в государстве Московском получило еще одно боевое дело Валуева, когда он после смерти князя М.В. Скопина Шуйского, вместе со шведом Горном и французом Делавалем вытеснил поляков из Иосифо-Волоколамского монастыря и отбил у них Ростовского митрополита Филарета Романова.

Известны и не красящие воеводу поступки. Летом 1610 года польское войско внезапным ударом разбило главные силы московского правительства и окружило отряд князя Елецкого и Григория Валуева в селе Царёво-Займищево. Воеводы посчитали за лучшее сдаться. После чего Валуев присягнул королевичу Владиславу, польскому претенденту на русский престол, и двинулся вместе с поляками на Москву, в своих письмах убеждая москвичей признать своим царем Владислава… Впрочем, позже, когда на царство в Москве был избран Михаил Романов, Валуев показал себя усердным слугой нового государя.

Противоречивой фигурой Смутного времени был крупный землевладелец Видновского края князь Дмитрий Трубецкой (ему принадлежали сёла Беседы, Остров, Мамоново и др.). Свое боярство он получил от Лжедмитрия II. После смерти тушинского вора, когда в стране стало нарастать патриотическое движение, князь во главе казацких отрядов вместе с другими частями 1-го земского ополчения участвовал в освободительном походе на Москву.

После неудачи Трубецкой присягнул Лжедмитрию III (псковскому самозванцу Сидорке). В последующих событиях, связанных с освобождением Москвы от поляков, его роль была также далеко неоднозначной. Когда 22 августа 1612 года началось решающее сражение и поляки прижали отряды Дмитрия Пожарского к Москве-реке, Трубецкой, стоявший на другом берегу, не поспешил им на помощь.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

После освобождения Москвы было образовано временное правительство из трёх человек: Дмитрия Пожарского (ему принадлежала в нашем крае пустошь Тиголино и др.), Кузьмы Минина и Дмитрия Трубецкого. Во все города были отправлены грамоты с предложением послать в Москву лучших и разумных людей для избрания государя. Среди кандидатур на царский трон (И.М.Воротынского, М.Ф.Романова) значились имена и наших землевладельцев – Д.Т.Трубецкого и Д.М.Пожарского В первое воскресенье Великого поста, 21 февраля 1613 года, избранным на царство оказался 16-летний Михаил Романов – как ближайший по родству с прежними царями. Его венчание состоялось 11 июля. В ходе процессии Трубецкому было доверено держать скипетр. От молодого царя ему был пожалован титул «Спасителя Отечества». В 1625 году Дмитрия Трубецкого назначали воеводой в г. Тобольске, где он и скончался. Михаил Федорович Романов (1596 -1645 гг.), первый русский царь из династии Романовых.

Активно участвовал в событиях Смутного времени князь Михаил Туренин (ему принадлежала деревня Летово). Он сначала, как и многие другие, обосновался в Тушинском лагере, но потом примкнул к ополчению Минина и Пожарского. В апреле 1612 году он вместе с 48 другими людьми подписал в Ярославле грамоту с призывом выступить общими силами против поляков, разосланную по всем городам. Перед вступлением ополчения в Москву Пожарский послал его с отрядом в столицу для выяснения обстановки и наказом ожидать там прихода основных сил ополчения. Упомянутую выше грамоту подписал первым хозяин нашего села Таболово боярин Василий Морозов, который еще в декабре 1604 года как воевода рати князя Ф.И.Мстиславского выступил из Брянска, чтобы остановить перешедшего границу самозванца.

Собственник ватутинских земель князь Александр Репнин в 1608-1611 годах воеводствовал в Нижнем Новгороде, был активным участником освобождения Москвы от поляков. Фрагмент карты юго-западного Подмосковья, 1907 год Судьба князя Семёна Вяземского (собственника деревни Зимёнки) оказалась трагичной. Перейдя на сторону литовцев, он в 1608 году во главе их отряда осадил Нижний Новгород, но осажденные нижегородцы сделали удачную вылазку, во время которой литовцев разбили, а самого князя повесили.

Драматично сложилась судьба князя Андрея Телятевского (ему принадлежали в нашем крае село Ивановское и деревня Губкино). Пожалованный Борисом Годуновым в бояре, он в мае 1605 года, когда многие воеводы изменили Фёдору Годунову, остался верен присяге. Но в силу сложившихся обстоятельств вскоре был вынужден согласиться на поездку вместе с боярином князем И.М.Воротынским в Тулу к самозванцу с покаянием, где его чуть не убили за прежнюю верность Годуновым. С приходом на царство Василия Шуйского он не скрывал своей неприязни к новому царю и постоянно выступал против него. Во время восстания Ивана Болотникова он оказался воеводой своего бывшего холопа и в октябре 1607 года попал в плен, но, по версии Н.М.Карамзина, "как знатнейший и тем виноватейший изменник" из уважения к его именитым родственникам не был лишен ни боярства, ни свободы. Вскоре он принял постриг в Троице- Сергиеве монастыре, где и скончался в 1612 году.

В годы Смуты особенно значима оказалась нравственная позиция каждого человека, насколько он способен сделать выбор и, при отсутствии сильной центральной власти, при расшатанности традиционных устоев, когда традиции, воспитание не подсказывают последовательность поступков, наступает личная ответственность за действия, которые направлены или на спасение своего Отечества или на защиту своих амбиций и карьерных устремлений. Какой главный урок можно вынести из событий Смутного времени?


Четыреста лет назад в Рязани под предводительством Прокопия Петровича Ляпунова было сформировано первое народное ополчение, призванное положить конец великой Смуте.

В 2012 году будет отмечаться 400-летие освобождения России от интервентов. Начало XVII века было одним из самых тяжелых периодов в истории нашего Отечества. Страна находилась на грани развала. Столица государства – Москва – была в руках польских интервентов, по стране в поисках поживы бродили отряды иноземных наемников, Православная Вера подвергалась гонению со стороны католических проповедников. На российский престол должен был взойти польский королевич Владислав. В истории этот период получил название Смутного времени.
В этой сложной обстановке одним из главных центров борьбы с иноземцами стала Рязанская земля. В 1611 году в Рязани было сформировано 1-ое народное ополчение, участники которого решили положить конец Смуте. Возглавил ополчение Прокопий Петрович Ляпунов.

Прокопий Ляпунов происходил из знатного рязанского дворянского рода. Во время Смуты имя Ляпунова становится известно всей стране. Он руководит вооруженными отрядами не только в Рязани, но и в других областях, повсюду проявляя себя истинным патриотом Отечества. Видя, сколь высок авторитет Прокопия Петровича среди дворянства и служилых людей, Патриарх Гермоген, находящийся под стражей, благословляет его стать лидером общерусского движения по изгнанию чужеземцев, вверяя, таким образом, судьбу России в руки Ляпунова.

Прокопий Петрович начинает сбор 1-го народного ополчения. Кроме рязанцев в его состав вошли и вооруженные отряды из других русских городов. Среди помощников Ляпунова мы видим будущего героя, князя Дмитрия Пожарского, бывшего в то время воеводой в Зарайске. Летом 1611 года ополчение подошло к Москве и стало там лагерем. Таким образом, Прокопий Ляпунов становится общенациональным лидером. Современник так писал об этом: «Всего Московского воинства властитель Ляпунов скачет по полкам всюду».

Однако освободить Москву и увидеть спасение Отечества, Прокопию Петровичу было не суждено. Виною тому явились не интервенты, а конфликт, возникший среди участников ополчения. К ополчению примкнули казачьи отряды под руководством Трубецкого и Заруцкого. Казачество в XVII веке было еще не тем героическим сословием, которое мы знаем по его делам в XIX-XX веках. Казаки в тот период были склонны к грабежу и разбою. Ляпунов нещадно решил с этим бороться, чем вызвал недовольство казачества. Казаки обвинили Ляпунова в попытке извести казачество и пригласили его на круг. Приближенные Ляпунова отговаривали его от поездки в стан казаков и предлагали взять охрану. Однако не чувствовавший за собой никакой вины Прокопий Петрович решился ехать один. В результате он был предательски убит, несмотря на обещанные атаманами гарантии безопасности.

Гибель Ляпунова окончательно расколола ряды ополчения. Городовые воеводы с отрядами не захотели быть в одном стане с казаками и разошлись по городам. Многие из них через год вновь окажутся под стенами Москвы в составе 2-го народного ополчения, возглавляемого князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым.

Единственным местом, связанным с Прокопием Ляпуновым на Рязанской земле, является храм Воскресения Словущего в селе Исады Спасского района, построенный в XVII веке родственником героя Л.В. Ляпуновым.

Еще одним замечательным представителем Рязани, ярко проявившем себя в период Смуты, стал архиепископ Феодорит. Владыка Феодорит в 1605 году был поставлен Патриархом Гермогеном в епископы Рязанские и Муромские.

В 1609 году архиепископ Феодорит открыл мощи Святителя Василия Рязанского и совершил их перенесение в новоотстроенный Успенский собор в Рязани. Во время заточения патриарха Гермогена владыка был одним из руководителей Русской Православной Церкви.

Он был участником Великого Поместного Церковного и Земского Собора 1613 года, собравшегося после окончания Смуты для решения судьбы страны. Именно архиепископ Феодорит 21 февраля 1613 года вопрошал народ с Лобного места о том, кого следует возвести на престол, и услышал в ответ общий голос: «Природного Царя Михаила Феодоровича!». Он возглавил посольство Великого Собора в Костромскую землю, возвестившее Михаилу Феодоровичу Романову о его всенародном призвании на Царство и умолявшее принять это призвание. Вплоть до своей кончины являлся одним из сподвижников и духовных наставников первого Царя из Дома Романовых. Скончался владыка Феодорит 10 сентября 1617 года и был погребен в Архангельском соборе Рязанского Кремля. В настоящее время мощи пребывают в Борисо-Глебском соборе. Архиепископ Феодорит почитается в Соборе Рязанских и Соборе Костромских святых.

Игорь МИТРОФАНОВ,

Одна из наиболее героических страниц в истории смуты, связана с подвигом защитников Троице-Сергиевой Лавры 1608 -10 гг.

Польский отряд численностью более 15-и тысяч подошёл к стенам Лавры.

Главной военной силой монастырского гарнизона был присланный царем отряд из 500 стрельцов. Кроме них в обороне принимали участие монахи и крестьяне соседних сел. Всего в монастыре укрылось менее двух тысяч защитников.

В решающую минуту Лавра своим доблестным стоянием стала примером для народа, начавшего собираться в ополчение для освобождения своей земли.

Первым, кто почувствовал угрозу Российскому государству, был Патриарх Московский Гермоген, который начал писать воззвания российскому народу. В своих грамотах он призывал к борьбе против иностранной интервенции. Был брошен в темницу поляками и уморён голодом.

Но воззвания Гермогена были услышаны Козьмой Мининым, который стал собирать народное ополчение, и пригласил возглавить ополчение князя Дмитрия Пожарского.

Подвиг Ивана Осиповича Сусанина.

Долгое время среди историков были споры о реальном существовании этого героя. Однако, в последнее время в журнале «Родина» появились публикации о новых исследованиях, которые подтверждают подлинность данного события.

… Поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа , жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел их в противоположную сторону… За отказ указать верный путь, Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками…

Конспект урока

(Проектное обучение на уроках истории)

для 7 класса

Учитель истории: Четкарева Е.Ю.

пгт. Куженер

МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа № 2»

Проектное обучение на уроках истории в 7 класса

Название проекта: Герои и антигерои Смутного времени

Руководитель проекта : учитель истории и географии Четкарева Екатерина Юрьевна

Краткая аннотация проекта

Проект направлен на формирование универсальных учебных навыков учащихся 7 классов.

В ходе выполнения проекта учащиеся должны рассмотреть: биографические сведения; выявить гражданскую позицию в изучаемых событиях; дать аргументированную оценку занимаемой позиции.

Участие в проекте позволяет учащимся получить опыт аналитического исследования исторического процесса, опыт представления своей позиции по вопросам, не освященным в учебных пособиях, закрепить навыки работы с разными источниками.

Формирование универсальных учебных навыков .

Личностные УУД.

Формирование у обучающегося основ гражданской, социальной самоидентификации личности; воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за свой народ и за героев Отечества;

Осмысление им опыта российской истории как части мировой истории;

– формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности;

Регулятивные УУД.

– развитие умений принимать и сохранять учебную задачу;

– развитие умений принимать роль в учебном сотрудничестве;

Познавательные УУД.

Развитие умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

Коммуникативные УУД.

Развитие умений выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе); осуществлять работу по развитию понятийного аппарата;

Предметные УУД.

Формирование знаний по теме.

Проблемные вопросы:

    Почему одни личности становятся героями, а другие антигероями в трудные для Отечества времена?

    Легко ли стать антигероем для своей страны? В чем выражается антигероизм людей эпохи Смутного времени?

    Какие уроки Смутного времени мы можем извлечь для себя?

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

КОМПОНЕНТЫ

Проблема, требующая решения

Герои и антигерои Смутного времени (по страницам истории Видновского края)

    Постановка проблемы

    Выдвижение гипотез – путей решения проблемы

    Планирование деятельности по реализации проекта

Почему одни становятся героями, а другие антигероями в трудные для Отечества времена? Легко ли стать антигероем для своей страны? В чем выражается антигероизм?

Чтобы быть героем – надо быть патриотом своей страны в независимости от сложившихся обстоятельств.

1. Подготовка (определение темы)

2. Планирование (Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценивания результата)

3. Принятие решения (Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности)

4.Выполнение (Работа над проектом. Оформление)

5. Оценка результата (Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов: успехов, неудач)

6. Защита проекта (Подготовка презентации. Защита презентации)

Практически значимый материальный или культурный продукт

(подготовка продукта)

    Сбор информации

    Структурирование информации

    Изготовление продукта

    Оформление продукта

Использование учебной литературы, Интернет-источники.

Отбор и распределение материала по изучаемым личностям.

Презентация

Презентация продукта

    Выбор формы презентации

    Подготовка презентации

    Презентация

    Самооценка и самоанализ

Презентация «Герои и антигерои Смутного времени» (по страницам истории Видновского края)

Мультимедийный проектор, выбор стиля и оформления.

Показ и защита презентации

Анализ выполненной работы. Обсуждение.

Конспект урока

(Проектное обучение на уроках истории)

для 7 класса

Учитель истории: Четкарева Е.Ю.

пгт. Куженер

МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа № 2»

Проектное обучение на уроках истории в 7 класса

Название проекта: Герои и антигерои Смутного времени

Руководитель проекта : учитель истории и географии Четкарева Екатерина Юрьевна

Краткая аннотация проекта

Проект направлен на формирование универсальных учебных навыков учащихся 7 классов.

В ходе выполнения проекта учащиеся должны рассмотреть: биографические сведения; выявить гражданскую позицию в изучаемых событиях; дать аргументированную оценку занимаемой позиции.

Участие в проекте позволяет учащимся получить опыт аналитического исследования исторического процесса, опыт представления своей позиции по вопросам, не освященным в учебных пособиях, закрепить навыки работы с разными источниками.

Формирование универсальных учебных навыков .

Личностные УУД.

Формирование у обучающегося основ гражданской, социальной самоидентификации личности; воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за свой народ и за героев Отечества;

Осмысление им опыта российской истории как части мировой истории;

– формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности;

Регулятивные УУД.

– развитие умений принимать и сохранять учебную задачу;

– развитие умений принимать роль в учебном сотрудничестве;

Познавательные УУД.

Развитие умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

Коммуникативные УУД.

Развитие умений выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе); осуществлять работу по развитию понятийного аппарата;

Предметные УУД.

Формирование знаний по теме.

Проблемные вопросы:

    Почему одни личности становятся героями, а другие антигероями в трудные для Отечества времена?

    Легко ли стать антигероем для своей страны? В чем выражается антигероизм людей эпохи Смутного времени?

    Какие уроки Смутного времени мы можем извлечь для себя?

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

КОМПОНЕНТЫ

Проблема, требующая решения

Герои и антигерои Смутного времени (по страницам истории Видновского края)

    Постановка проблемы

    Выдвижение гипотез – путей решения проблемы

    Планирование деятельности по реализации проекта

Почему одни становятся героями, а другие антигероями в трудные для Отечества времена? Легко ли стать антигероем для своей страны? В чем выражается антигероизм?

Чтобы быть героем – надо быть патриотом своей страны в независимости от сложившихся обстоятельств.

1. Подготовка (определение темы)

2. Планирование (Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценивания результата)

3. Принятие решения (Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности)

4.Выполнение (Работа над проектом. Оформление)

5. Оценка результата (Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов: успехов, неудач)

6. Защита проекта (Подготовка презентации. Защита презентации)

Практически значимый материальный или культурный продукт

(подготовка продукта)

    Сбор информации

    Структурирование информации

    Изготовление продукта

    Оформление продукта

Использование учебной литературы, Интернет-источники.

Отбор и распределение материала по изучаемым личностям.

Презентация

Презентация продукта

    Выбор формы презентации

    Подготовка презентации

    Презентация

    Самооценка и самоанализ

Презентация «Герои и антигерои Смутного времени» (по страницам истории Видновского края)

Мультимедийный проектор, выбор стиля и оформления.

Показ и защита презентации

Анализ выполненной работы. Обсуждение.