Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социально-значимые функции девиантного поведения

Отклоняющееся поведение и его особенности.

Тема 6.

Девиантное поведение и социальный контроль

1. Отклоняющееся поведение и его особенности.

2. Теории девиации. Социологические теории о причинах девиации.

3. Типы девиации (по Р. Мертону).

4. Делинквентное поведение.

5. Социальный контроль: нормы и санкции.

6. Методы социального контроля и его агенты. Функции социального контроля.

Термин девиация, или "социальное отклонение ", обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

Исходным для понимания сути девиантного (от лат. deviatio - отклонение) поведения служит понятие "норма". Социальная норма - это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации .

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются .Характерная черта девиантного поведения - культурный релятивизм (относительность в науке принято называть релятивизмом). Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательством, - явление сугубо относительное. Девиация относительна: а) исторической эпохе, б) культуре общества. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом - рассматриваться как социальная патология. Много примеров тому можно было бы привести из семейного права и семейных традиций, обычаев у разных народов. Осложнения возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции поддерживаются и религиозными нормами.

Различают такие виды отклонений .

— Конструктивные и деструктивные.

Ø Социальные отклонения могут носить позитивный характеркак средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения. Это - культурно одобряемые отклонения, или конструктивная девиация. Л юди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это культурно одобряемые отклонения. Такие отклонения связаны с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения.

Ø Негативные (деструктивные) формы социальных отклонений (преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция и т. д.) могут иметь разную степень выраженности и подлежат разным социальным санкциям (наказанию, регулированию). Некоторые ученые называют девиацией всякое неуместное или непристойное поведение. Подобные слабые и случайные формы девиации (грубость, ложь, нарушение порядка или просто норм приличия) фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия. Явно выраженные формы социальной патологии - преступного поведения – подлежат наказанию с позиции уголовного права.



— Индивидуальные и групповые.

Ø Индивидуальные отклонения (индивидуальный девиант), когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры (самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки противоправного поведения (стать делинквентом).

Ø Групповое отклонение (н апример, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах, "подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и нормы собственной субкультуры).

— Первичные и вторичные.

Ø Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли .

Ø Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Стоит только индивиду получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название "криминальной" личности.

Роль девиантного поведения в обществе.

· Девиантное поведение приводит к конфликтам в обществе, дестабилизирует его .

· Однако девиация может носить и положительный для общества характер :

Ø отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов ;

Ø девиация вообще и преступность в частности необходимы (утверждают некоторые социологи, которые опираются на теорию социальной солидарности Дюркгейма) поскольку ониобъективно способствуют усилению социальной интеграции; когда "нормальная" часть общества с помощью общепринятых ритуалов осуждения «единодушно» осуждает девиантные поступки некоторых своих членов, усиливается чувство единения среди большинства общества.

Социализация человека - это процесс обучения культурным нормам и освоение социальных ролей. Он протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, и, следовательно, выступают агентами социального контроля.

Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он называется групповой контроль (давление), а если целым коллективом (семьей, группой друзей, учреждением или институтом), то приобретает общественный характер и называется социальным контролем. Он выступает средством социальной регуляции поведения людей.

Социальное поведение включает два главных элемента - нормы и санкции.

Социальные нормы - предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах), называются “групповыми нормами”.

Нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом, называются “социальными (общими) нормами”.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости оттого, насколько строго наказание за их неисполнение (санкции):

  1. За нарушение одних норм следует мягкая санкция - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд;
  2. За нарушение других норм жесткие санкции - тюремное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказание.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги - пятикратным штрафом. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем - длина волос, форма одежды, манеры поведения.

Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид:

Привычки - обычаи - традиции - нравы - законы - табу.

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего - привычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, семейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие групповые санкции (наказание, принятое только среди членов группы). Такого рода привычки получили название неформальных групповых норм. Они рождаются в малых, а не в больших социальных группах. Механизм, который контролирует соблюдение подобных норм, называется групповым давлением.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

  1. формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза) правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления);
  2. неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка;
  3. формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви
  4. неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, компромат.

Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально: руководящее начало, правило, образец.

Нормы вырабатывает общество, социальные группы, которые входят в него. С помощью норм к людям выдвигаются определённые требования. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека во всех жизненных вопросах. В этих нормах люди видят эталоны, модели, стандарты поведения. Выявляют следующее виды социальных норм:

  1. нормы морали (в них выражается представление людей о хорошем и плохом, добре и зле, справедливости и несправедливости);
  2. нормы традиций и обычаев (исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку);
  3. религиозные нормы (правила поведения содержащееся в текстах религиозных книг либо установленными церковью);
  4. политические нормы (нормы, устанавливаемые различными политическими организациями);
  5. правовые нормы (установленные либо санкционированные государством).

В реальной жизни поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам. Когда происходит нарушение социальных норм, говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. Отклоняющееся поведение называют девиантным. Об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, которое наносит вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Отклоняющееся поведение

Соблюдение социальных норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением.

В широком смысле “девиация” подразумевает любые поступки либо действия, которые не соответствуют неписаным нормам или писаным нормам.

Как известно, социальные нормы бывают двух типов:

  1. писаные — формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством.
  2. неписаные — неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми аспектами государства. Они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т. е. некоторыми конвенциями, или молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным, приличествующим поведением.

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм — девиантным (отклоняющимся) поведением.

Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, то для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших — отклонением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:

  1. нормы морали, т. е. такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения;
  2. нормы традиций и обычаев. Обычаем называют исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате его многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей;
  3. религиозные нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями (церковью). Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными (Богом или церковью);
  4. политические нормы. — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;
  5. правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).

В реальности поведение людей в обществе далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам и даже, напротив, происходит их нарушение. В таком случае говорят об отклоняющемся поведении субъекта. Отклоняющимся (девиантным) принято называть такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии имеет особое название — делинквентное поведение.

Социальная девиация - социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Виды социальных отклонений.

Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

Индивидуальные и групповые отклонения.

индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре

Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе:

сверхинтеллектуальность.

сверхмотивация.

Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.

Причины возникновения девиантного поведения

Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.

отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Социология: Объект и предмет социологии как науки

Объект и предмет социологии как науки Структура социологического знания макро мезо микро Мультипарадигмальность Функции социологии ее.. Этапы развития социологии как науки Классики социологии О Конт Э.. Методология и методы социологии Программа и план социологического исследования Генеральная совокупность выборка..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объект и предмет социологии как науки
Предметом социологии непременно должно стать теоретическое осмысление противоречивой целостности современного мира. «Драматичность» этой науки состоит в том, что она должна исследовать и объяснить

Мультипарадигмальность
Мультипарадигмальность означает сосуществование нескольких парадигм, не сводимых друг к другу и неспособных вытеснить друг друга, в рамках одной науки. Это явление хорошо известно в социол

Функции социологии, ее связь с другими науками
Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы: 1) теоретико-познавательная – дает новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерно

Этапы развития социологии как науки
Историю социологии можно разделить на два периода. Первый характерен для социальных теорий, которые еще не выделились в отдельную науку. Второй период начинается в средине ХIХ века, когда французск

Методология и методы социологии
В социологии, как и в любой другой науке, имеются такие основные компоненты, как знание и средства его получения (в данном контексте рассматриваются не субъекты научной деятельности - ученые и науч

Программа и план социологического исследования
Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные д

Генеральная совокупность, выборка, шкалы и индексы
Множество социальных объектов, явлений, процессов, которые являются предметом изучения социологического исследования, образуют генеральную совокупность. Любую генеральную совокупность характеризует

Характеристики шкал
Тип Шкалы Отношения между шкальными значениями Допустимые преобразования шкалы Допустимые статистические расчеты Наличи

Количественные и качественные методы в социологии
Количественная и качественная стратегии, использующиеся в социологических исследованиях, существенно различаются по общей направленности и стадиям социологического анализа. Различия стратегий прояв

Личность как объект социологии
Человек выступает объектом изучения различных гуманитарных наук. Каждая из них имеет свой предмет исследования, стремится выявить интересующую ее систему существенных черт, свойств, качеств личност

Социальные статусы и социальные роли
Социальный статус – социальная позиция человека в рамках группы или общества, связанная с определенными его правами и обязанностями. Типы статусов 1) генеральный (всеобщий, основн

Социальные типы личности
Социальный тип личности можно определить как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности. Классификация различных типов – это научная проблема, на

Процесс социализации человека
Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социаль

Агенты, виды и факторы социализации
Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать

Личность и культура
Проблема личности всегда находится в центре исследований культуры. Это естественно, ведь культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, в культуре формируется определенный тип личности. О

Основные компоненты культуры
Любая культура обязательно должна включать в себя три основных компонента: ценности, нормы и средства передачи культурных образцов. Культурные ценности представляют собой свойства обществе

Материальная и духовная культура
Духовная культура Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия - не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

Доминирующая культура, субкультура и контркультура
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются большинством членов общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. В то же время общество

Молодежная субкультура в России
В последние три-четыре десятилетия устойчивый интерес исследователей вызывают молодёжные субкультуры. Это связано с тем, что молодёжная субкультура – средство обновления современного общества и тра

Деструктивное, асоциальное, противоправное, девиантное, делинквентное, криминальное поведение личности
Деструктивное поведение человека является основной причиной различных проблем человека, связанных как с межличностными отношениями, так и с физическим здоровьем. Своим деструктивным поведением мы с

Социологические теории, объясняющие причины девиаций
Социологические теории объясняют возникновение девиации через поиск социальных и культурных факторов, влияющих на людей. Теория аномии Дюркгейма представляет собой первое социологическое объяснение

Социальные конфликты
Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; пр

Основные стадии конфликта, его конструктивные и деструктивные последствия
Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликт

Конфликтология как прикладная отрасль социологии
В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того, какое место в теоретических построениях занимает п

Основные подходы к пониманию общества в социологии
Говоря «человек - существо социальное», мы прежде всего имеем в виду, что его нормальная жизнедеятельность связана с обществом себе подобных. И хотя существует даже культура отшельничества, когда л

Методологический индивидуализм и социальный реализм
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ - концепция и проблема социальной эпистемологии, обсуждавшаяся, наряду с методологическим коллективизмом, в «понимающей» социологии М. Вебера, в формальной социологии

Системный и структурно-функциональный подходы
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направление методологии специально-науч. познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. способствует адекватной постановке

Признаки общества, основные законы его развития
В нашем языке термин "общество" используется для обозначения самых различных реалий. В студенческой компании можно услышать восклицание: "Как приятно провести время в нашем обществе!

Социальная структура общества
Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. Социальная структура общества всегда обусловлена способо

Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества
Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики социальной структуры общества Каждое современное общество должно обладать сложной внутренней структурой. Причиной внутренней сложнос

Социальная стратификация, ее виды
Социальная стратификация Страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатель по четырём основным критериям: доход, власть, образование, престиж занятия. Основны

Критерии социальной стратификации
Термин стратификация происходит от латинского stratum слой, пласт и facio - делаю. Таким образом, в этимологии слова заложена задача не просто выявить групповое многообразие, а определить вертикаль

Социальная стратификация современного российского общества
Стратификация современного российского общества В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная стратификация российского общества претерпела значительную трансформацию. В

Модели стратификации Т.И. Заславской, Н.М. Римашевской
Вопросы социально-стратификационной дифференциации находятся в центре внимания российских социологов. Предлага­ются самые различные теоретические схемы, объясняющие рас­слоение современного российс

Социальная мобильность. Виды мобильности
Социальная мобильность (лат. mobilis - подвижный) - это перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса. Виды социальной мобильности Вертикал

Каналы мобильности
Каким же образом в рамках отличающейся стабильностью социальной структуры общества происходит социальная мобильность, то есть перемещение индивидов по этой самой социальной структуре? Очевидно, что

Социальные общности и социальные группы
Под социальными общностями можно понимать различные по масштабам, устойчивости и сплоченности совокупности людей, которые связаны процессом взаимодействия и общностью интересов. Общности могут выст

Квазигруппа
Понятие и признаки квазигруппы Наряду с массовыми и групповыми общностями, ученные выделяют ряд обществ, которые получили название квазигруппы. Как правило, они появляются непредн

Феномен толпы
Понятия «чернь», «сброд» известны еще с античности. Чего только стоит воспоминание о римском плебее, жаждущем «хлеба и зрелищ» и блаженно вопившем при виде людей, раздираемых львами! Для романтиков

Социальные изменения
Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из од

Теории социальных изменений
Почти за два столетия социология выработала достаточно много концепций, моделей и теорий, связанных с социальными изменениями. К ним в первую очередь, следует отнести теории эволюционизма, теории м

Эволюция, революция, реформа, модернизация
Эволюция и революция - соотносительные социально-философские понятия, конкретизирующие применительно к социальной форме движения материи общефилософский закон перехода количественных изменений в ка

Общественный прогресс и регресс
Прогресс и регресс в общественном развитии (лат. - движение вперед и - возвращение) - противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающие соответственно либо поступ

Общество и человечество в глобальном измерении
После краха капитализма наступит коммунизм Глобальное общество - это новый социологический концепт, который связан с процессами глобализации, происходящими в настоящее время и осмысленными

Глобализация как процесс
В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи

Основные теории глобалистики
Современные теории глобалистики В теории современной глобалистики, которая до окончания еще не сформирована, наметились кое-какие устойчивые перемены глобальности и глобализации, которые з

Если условием существования любого социального образования, складывающегося в результате взаимодействия его членов, является его упорядоченность, т. е. хотя бы относительная стабильность такого взаимодействия, его организованность, то неизбежной характеристикой любой социальной системы является также проявление элементов социальной дезорганизации. Дезорганизация социальной системы проявляется в появлении типов поведения, содержание которых отклоняется от социальных норм, характеризующих систему в целом. Дезорганизация, как и отклоняющееся поведение, с неизбежностью присущи любой социальной системе наравне с ее основой — социальной организованностью и социальными нормами.

Отклоняющееся поведение всегда (хотя и в разной мере) присутствует повсюду, где действуют . Это могут быть нормы поведения морального, этического, эстетического характера. Алкоголизм, наркомания, проституция — примеры типов поведения, относящихся к видам социальных отклонений в рамках принятых систем социальных оценок. Определенные типы отклоняющегося поведения расцениваются государством в качестве правонарушений, преступлений.

Не существовало и невозможно существование общества без социальных отклонений и преступности. Более того, в любой социальной системе, в обществе любого типа социальные отклонения (преступность в том числе) выполняют определенную социальную функцию. Это функция - обеспечить возможность возникновения отклонений от среднего, нормального типа, сохранить необходимый уровень открытости социальной системы к неизбежным переменам.

В этом смысле необходимо уточнить и понятие «социальная дезорганизация». Ее наиболее очевидным проявлением служат социальные отклонения. В случае их непропорционального роста ставится под угрозу само существование социальной организации данного типа. Однако непропорционально малое число (или полное отсутствие) социальных отклонений также ведет к социальной дезорганизации, так как знаменует потерю такой организацией важнейшего условия своего выживания — способности к адекватным социальным переменам, к своевременной адаптации. «Чтобы получила возможность выражения индивидуальность идеалиста, чьи мечты опережают время, необходимо, чтобы существовала и возможность выражения индивидуальность преступника, стоящего ниже уровня современного ему общества. Одно немыслимо без другого».

Это обстоятельство определяет и функции социального контроля. Неизбежным условием существования любой социальной организации является наличие явных, очевидных определений полярного характера (добро и зло, морально и аморально, дозволено и преступно и т. д.). Санкции, применяемые за отрицательные (с точки зрения господствующей системы ценностей) отклонения, служат явным, очевидным проявлением таких ценностей, их очевидным подтверждением. Наглядное подтверждение границ принятой социальной нормы — важная функция социального контроля, обеспечивающая стабильность данной социальной организации. Проблема заключается в том, что обозначая такие границы, важно не привести систему в состояние стагнации, лишить ее другого важнейшего условия выживания — способности к переменам, обновлению.

Необходимо рассмотреть вопрос о том, как определяются те пределы объективной социальной нормы, выход за которые влечет признание поступка отклонением, аномалией, подлежащей соответствующему воздействию. Для решения этого вопроса следует учитывать, что в понятие социальной нормы входят два компонента: а) объективная (материальная) характеристика определенного вида поведения, имеющего место в объективной реальности; б) субъективная (социальная) его оценка с точки зрения желательности или нежелательности, полезности или вредности для общества и государства.

Именно такого рода оценка и служит внешним выражением границ социальной нормы, за пределами которой лежит область социальных отклонений. Материальное существо определенного рода деятельности людей и их социальная оценка — нераздельные элементы социальной нормы, но они не связаны между собой жесткой связью. Данная связь подвижна, поскольку указанные социальные оценки конкретных объективных характеристик могут, с одной стороны, запаздывать, отставать от развития, изменения существа социальных явлений; с другой стороны, такая социальная оценка может измениться в зависимости от социальных (субъективных) факторов, в холе эволюции социокультурных ценностей. Именно через оценочный компонент проявляется роль политического компонента в определении социальной нормы. В оценочном элементе социальной нормы воплощаются и основные социальные, религиозные, этические и иные ценности и категории общественного сознания.

Важно подчеркнуть, что этот сплав объективного (материального) и оценочного, субъективного (социального) проявляется в конкретных актах действия реальных личностей, представляет собой совокупность социально значимых действий, не безразличных для общества, а потому получающих соответствующую оценку. Данная оценка воплощается обычно в норме права, в которой сливаются воедино описание поведенческого акта (диспозиция нормы), отклонения от нормы (гипотеза нормы) и вид правового реагирования (санкция нормы). Оценка нормы, выраженная в императивной форме, становится мерой поведения (для индивида) и мерой оценки поведения (для государства). Мерой поведения руководствуется индивидуум, оценка принадлежит обществу (государству).

Проблема, однако, заключается в том, чтобы мера поведения, воплощенная в норме права, находилась в оптимальном соотношении с реальными поведенческими актами, образующими социальную норму. При этом следует иметь в виду различие, существующее между социальной нормой и социальными идеалами, т. с. представлениями о том желаемом состоянии социальных явлений (процессов, объектов, предметов и т. д.), которое пока не достигнуто, но достижение которого (с точки зрения господствующих социальных ценностей) составляет цель общественного развития.

Правонарушения и преступность

Нарастающая социальная дезорганизация ведет к потере социальными институтами данного общества возможности реализовать основную функцию — удовлетворение конкретной социальной потребности. Неудовлетворенная социальная потребность ведет к стихийным проявлениям нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить функцию законных институтов, однако за счет существующих норм и правил. В крайних проявлениях подобная активность может проявиться в противоправных, преступных действиях.

Преступность, возникающая в связи с дисфункцией социальных институтов, имеет, по преимуществу инструментальный, т. е. направленный к достижению определенной цели, и структурированный, т. с. внутренне взаимосвязанный характер. Ее признаками являются планируемость преступной деятельности, систематичность, элементы организованности, т. е. распределение преступных ролей. Подобные черты структурированной преступности связаны с ее функцией — удовлетворение незаконным путем потребности, не признаваемой или не обеспечиваемой в должной степени социальными институтами. Такая се узкая функциональность, т. с. удовлетворение отдельной социальной потребности, ведет вместе с тем к дезорганизации более общих социальных систем.

Дисфункции политических институтов, вырастающие из дезорганизации общества, часто связанные со сменой форм государственного правления, в условиях ослабления легитимности государственной власти могут вызвать рост политических, т. с. противогосударственных преступлений (насильственный захват или удержание власти, насильственное изменение конституционного строя, публичные призывы к такому изменению, терроризм и т. д.). Преступность функционально связана с протеканием социальных процессов, определяющих характер и направления общественного развития, содержание социальных перемен.

Модернизация, стабильность и политическое насилие

В качестве доминирующего вида социальных изменений рассматривается процесс модернизации, который охватывает в различной степени страны мира, разделяемые по этому критерию на развитые (модернизированные), развивающиеся и традиционные страны. В качестве показателей уровня модернизации рассматриваются: процент городских жителей; процент валового национального дохода, получаемый от сельского хозяйства; процент занятых в сельском хозяйстве; доход на душу населения; распространенность средств массовой информации и коммуникации; уровень участия в политике (голосование, стабильность исполнительной власти); социальные блага (образование, грамотность, продолжительность жизни). Таковы основные условия, влияющие на уровень политического насилия в обществе.

По общему правилу, модернизированные страны проявляют меньший уровень политических беспорядков и насилия, чем тог, который существует в менее развитых странах. Экономическая модернизация, наличие модернизированных средств массовой коммуникации, уровень здоровья, образования, участие в политической жизни ассоциируются с меньшим уровнем политического насилия.

Политическое насилие непосредственно связано с уровнем стабильности данного общества. На шкале, ранжированной по степени нарастания уровня политической нестабильности, отмечаются следующие показатели роста нестабильности: от 0 (максимальная стабильность) до 6 (максимальная нестабильность). Нулевым уровнем — признаком нормального уровня политической стабильности — считаются регулярно проводимые выборы; первым уровнем роста нестабильности — частые смены (увольнения или отставки) правительства; следующим признаком нарастания нестабильности — демонстрации и сопровождающие их аресты; еще более серьезным показателем уровня нестабильности — убийство (или покушения на жизнь) политических деятелей (кроме главы государства); дальнейшим показателем роста этого уровня — убийство (или покушение на жизнь) главы государства или терроризм; следующим уровнем — государственный переворот или партизанская война; высшим (седьмым) уровнем — гражданская война или массовые казни.

Политическое развитие и уровень насилия

Уровень политического насилия зависит также от характера существующего режима. Характер режима может быть оценен по степени преобладания в процессе регулирования общественных отношений либо принудительных методов, либо методов разрешительного характера (принуждающий режим и разрешающий режим). В качестве категорий, позволяющих судить о такого рода характеристиках политического режима в конкретной стране, выступают данные о наличии законной конкуренции, соревнования в политической системе (многопартийность и т. д.), об уровне ограничения полицией свобод граждан. По общему правилу, наименьшим насилием характеризуются страны с наиболее разрешительным режимом. Политическое насилие возрастает с ростом принудительности режима, но несколько сокращается в условиях крайней, максимальной принудительности такого режима.

Уровень политического развития также связан с уровнем насилия. Индикаторами политического развития служат показатели участия населения в решении политических вопросов, решениях правительства и в политических группировках, а также существования влиятельной законодательной власти и уровня свободы прессы. В условиях, когда военные или политическая партия играют в политике только свою, специализированную роль, — налицо условия для демократии и плюрализма. В условиях, когда данные структуры монополизируют сферу политики, создаются условия для господства авторитарной элиты.

Политическое развитие, связанное с ростом демократических структур, оказывается тесно связанным с экономическим и социальным развитием. Чем выше уровень политического развития общества, тем выше уровень доходов и грамотности населения. Тенденции политического насилия выглядят по- иному. С ростом экономического и социального секторов общества изменяется и политическая система. Подобные изменения, развитие экономики, социальной сферы ведут к росту социальных конфликтов и политического насилия, снижению уровня политической стабильности. Однако когда страна достигает полной модернизации (важный показатель — поголовная грамотность населения), а экономика — уровня массового потребления (душевой доход значительно превосходит уровень, достаточный лишь для поддержания существования), политическая стабильность усиливается и уровень насилия падает.

Таким образом, легитимность власти, особенности и темпы социальных перемен, степень модернизации общества, характер режима, уровень политического развития — таковы социологические характеристики, определяющие условия возникновения, состояние и тенденции политической преступности, вскрывающие ее производный характер, ее зависимость от состояния политических институтов данного общества и протекающих в нем социальных процессов. При этом модернизированные страны характеризуются меньшим уровнем политических беспорядков и насилия, а менее развитые страны — большим.

Характер политического режима и насилие

Уровень политического насилия зависит от положения данной страны на шкале «разрешительный режим — запретительный режим». В странах разрешительного режима — наименьший уровень политического насилия. Последнее возрастает с ростом принудительности режима, но снижается на некоторую степень в условиях крайнего принуждения. Ту же тенденцию проявляет и показатель политической нестабильности. В отличие от этого, уровень модернизации падает по мере перехода от крайне разрешительного режима (наивысший уровень модернизации) к условиям крайне принудительного режима (самый низкий уровень модернизации).

Демократические страны характеризуются низким уровнем политических возмущений, хотя правительства стран с репрессивным, тоталитарным режимом способны эффективно подавлять открытые выражения народного недовольства. Именно правительства в странах среднего уровня политического развития и средней разрешительности режима сталкиваются с наибольшими политическими возмущениями.

Экономическая преступность

Экономическая преступность представляет собой явление, возникающее в ходе и в связи с взаимодействием государства и экономики. В результате этого взаимодействия государственные структуры, располагающие политическим и правовым ресурсом власти, пересекаются с экономическими институтами, субъектами хозяйственных отношений, располагающими материальными (имущественными, денежными) ресурсами. Принципиальным в этом отношении является объем полномочий государства в сфере экономических отношений, где экономика, отношения собственности служат объектом, а государство — субъектом регулирования экономики.

Ликвидация института частной собственности в советской России, его делегализация создали ситуацию, когда государство являлось одновременно собственником и единственным регулятором отношений собственности. Функция обладания (владения, распоряжения) слилась с функцией контроля и регулирования; насильственные методы командной экономики обеспечили абсолютную монополию государственной собственность, полную, неподконтрольную свободу распоряжения ею агентами политической власти. Там, где отсутствует разделение объекта и субъекта регулирования, где они слиты воедино, заканчивается регулирование и начинается произвол , поскольку реальное регулирование предполагает целесообразно ориентированное ограничение деятельности объекта регулирования со стороны регулирующего субъекта на основе принципов, правил и норм, обязательных для них обоих.

В реальности частная собственность в советской России не была полностью ликвидирована, наравне с рыночными отношениями она продолжала существовать фактически, нелегально, являясь реальной и нераздельной чертой экономики, составляя костяк экономической преступности в рамках законодательства того периода. Нелегальное положение частного предпринимателя в экономике привело к возникновению особого рода симбиоза носителей политической власти (ресурс — власть, насилие) и нелегального частного собственника (ресурс — деньги), в котором экономический субъект покупает преступным путем саму возможность существования. Со своей стороны, в подобной ситуации носители власти попадают в зависимость от нелегальных «данников», возникает жизненный интерес в сохранении их нелегального статуса — залога поступления обильной «дани». Легализация частной собственности лишает носителей власти подобного способа обогащения.

Легализация частной собственности, развитие рыночных отношений в российском обществе 1990-х гг. вводят новые элементы во взаимодействие экономики и государства. Нормальным, легальным рыночным отношениям угрожают две опасности. Первая — в форме преступных посягательств должностных лиц государства, злоупотребляющих властью, торгующих своим правом принимать решения в сфере экономики. Сохраняется сращивание деятелей нелегального, преступного бизнеса (наркотики, торговля оружием, контрабанда и т. д.) с покровителями из числа коррумпированных должностных лиц, взаимно питающих и защищающих друг друга. Вторая опасность — со стороны самих участников рыночных отношений, тех из них, кто стремится получить прибыль не в результате добросовестной конкуренции, а путем получения с помощью подкупа должностных лиц необоснованных привилегий и льгот.

В этих условиях незаконный выигрыш одних означает соответствующий проигрыш других, так как купленная привилегия перемещает блага, объем которых всегда ограничен, в пользу взяткодателя за счет тех, кто взяток не дает, либо ставит совершающего подкуп в более выгодную по сравнению с другими, но не заслуженную им позицию. Подрывает рыночную экономику обман потребителя, получение прибыли путем укрытия от уплаты налогов, в результате сговора о фиксации цен на рынке и др. Наконец, может иметь место полный отказ от конкуренции в случаях преступного посягательства на имущество конкурента либо на его жизнь (заказные убийства).

Без достижения реального доминирования на рынке легального, влиятельного частного капитала невозможен серьезный рост производительной экономики. Достижение такого доминирования ведет к двум последствиям, имеющим социокриминологическое значение. Маргинальное (вторичное, окраинное, подчиненное) положение частного капитала ведет к тому, что устанавливаемые в ходе экономических взаимодействий отношения между хозяйствующими субъектами носят несистематический, часто случайный, во многом хаотический характер. В такой ситуации появляется тенденция к одномоментному использованию актуальной ситуации, не сдерживаемому необходимостью учитывать дальнейшие последствия наличного взаимодействия, возникает стремление получить максимум выигрыша любыми, в том числе противоправными, преступными путями (получить кредит и скрыться, учредить фиктивную фирму и исчезнуть, присвоить прибыль, обворовав партнеров, разорив акционеров, и т. д.).

Только в условиях доминирования в экономике частного капитала вступает в действие закономерность, согласно которой максимальная прибыль достигается не экономическим разбоем, а стабильной, ориентированной на перспективу производственной и торговой деятельностью. Только в этих условиях становится очевидным, что реальный экономический успех зависит от ориентации на стабильные, предсказуемые действия партнеров, что честность экономически выгодна, деловая надежная репутация — условие получения реальной прибыли, намного превосходящей преступную «добычу». В этих условиях реализуется алгоритм рыночного предпринимательства: кредит (заем) + инвестиция (вложение) = прибыль.

В переводе слово «кредит» означает «доверие». Эта моральная категория оказывается встроенной в структуру стабильных рыночных отношений. Первоначальная, элементарная ячейка рыночных отношений (обмен денег на товар или товара на деньги) обладает важной особенностью. Указанный обмен никогда не может быть синхронным, одномоментным (один контрагент посылает деньги и затем получает товар или посылает, передает товар и затем получает деньги), временной разрыв здесь неизбежен, кто-то кому-то должен довериться, быть уверенным в гарантированном продолжении данного взаимодействия, в ненарушимости соответствующих договорных отношений. Перспективы успешной борьбы с экономической преступностью, следовательно, прямо связаны со становлением и развитием в экономике легального частного капитала и стабильного рынка.

Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписа- ние, установленная мера. «Социальная норма» («социальные нор- мы») - это официально установленные или сложившиеся под воз- действием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических услови- ях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установлен- ные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия.

В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий со- циальный опыт общества и осмысление современной действительнос- ти. Они закрепляются в законодательных актах, должностных ин- струкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Сгруппиро- ванные по основным нормообразующим факторам, они подразделя- ются на: правовые, нравственные, этические, религиозные и др., слу- жат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и присутствуют в его повседневной жизни и дея- тельности.


120 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

Человек одновременно выполняет несколько социальных ролей - гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива и пр., в процессе чего он усваивает социальный опыт поведения, необходимый ему для самореализации как личности.

Социальное отклонение - это социальное развитие человека, по- ведение которого не соответствует общественным ценностям и нор- мам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности). Выделяют такие формы социального отклонения: асоциальное поведение и анти- социальное.

Асоциальное поведение (от греч. а - отрицательная частица «не»,

«без» и лат. socialis - общественный, связанный с жизнью и отноше- ниями людей в обществе) - это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит проти- воправных действий. Антисоциальное (от греч. anti - против и соци- альный) - это противоправное поведение человека.

В социологии выделяют такое явление, характеризующее несоот- ветствующее нормам проявление человека в социальной среде, как аномия. Термин «аномия» предложен французским социологом Д. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недоста- точность. Американский социолог Р. Мертон в 30-х гг. выдвинул тео- рию социальной аномии, под которой рассматривал состояние «без- нравия» в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся поведению. По его мнению, во всяком обществе господствуют опреде- ленные цели и средства их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для ано- мии. Мертон обосновывает следующие типы реакции человека при аномии (логически возможных вариантов сочетания отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам их достиже- ния): конформизм, инновативность, ритуализм, ретризм, бунт.


Конформизм (от позднелат. conformns - подобный, сходный) - равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средст- вам их достижения, сложившимся в обществе.

Инновативность (от лат. innovatio - возобновление, перемена) - положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выбо- ре средств, которое ведет к новационному поведению, новационной деятельности человека.

Ритуализм - отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах составляет поведение ри- туального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм и пр.).

Ретризм - отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведет к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы и т.д.).


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 121

Бунт - отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революцион- ные перемены в социальных нормах и ценностях.

В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение - отклоняющееся поведение. Под этим термином понимается поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и роле- вым предназначениям.

Термин «отклоняющееся» (поведение) часто заменяют термином

«девиантное» (от лат. deviatio - отклонение) или «делинквентное» (от лат. delinquens - правонарушитель). Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступ- ки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, проти- воречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризу- ется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздей- ствиям.

В 1950-х гг. американский социолог А. Коэн выдвинул теорию де- линквентных субкультур. В основе этой теории лежит обоснование осо- бой субкультуры у людей делинквентного типа, определяющей ориен- тацию их на успех, но совсем иным путем (иными средствами), чем в

«большом» обществе. К таким представителям принадлежат те, для ко- торых нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других являются мелкие кражи, агрессивность, вандализм. К субкультуре насилия относят агрессивное поведение, воровство и пр. Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и оп- ределяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.

Существуют различные теории формирования девиантного поведе- ния человека. Среди них: биологические - своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо, Шелдон); психологические - особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, право- нарушениям (Фрейд); социологические - девиантное поведение челове- ка является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон Миллер и др.).

Анализ различных теорий показывает, что и биологические, и пси- хологические теории выделяют особенное в личности, которое может сказаться на ее девиантном развитии, воспитании. Они свидетельст- вуют о том, что человек, с рождения неся в себе агрессивное начало,


122 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

может иметь определенное предрасположение к девиации. Однако любое предрасположение человека к девиации реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное (девиантное или делинквент- ное) поведение.

В основе отклоняющегося поведения человека лежат его биопси- хологические характеристики, процесс и результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения: отрицательно выраженная направленность личности (интересы, по- требности, мотивы, цели, идеалы), негативные привычки и соответст- вующие им (негативной направленности и отрицательным привы- чкам) положительные чувства (внутреннее удовлетворение от их проявления), которые выступают регуляторами его антисоциального, аморального поведения, действий и поступков.

Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами становления девиантного поведения являются:

возникновениепротиворечиямежду социальными нормами илич- ностью;

проявлениенесогласия,отрицаниесоциальныхтребованийребен- ком;

проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

рецидивыпротивозаконныхдействий;

накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганст- во, проституция и др.);

включение в группу с асоциальным поведением;

нарушениезаконов;

совершение преступления.

Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами социально- негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование. К таким группам фак- торов и их составляющих следует отнести (см. схему 1):

А. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низ- кий уровень интеллектуального развития от рождения или как ре- зультат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные от- клонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствую- щие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаж- дений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личнос- ти, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 123

Б. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Раз- личные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познава- тельной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки, и пр.

В. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию воз- растного развития. Так, например, наиболее сложным в воспитании является подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-16 лет) - переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза - это продолжение первичной социализации. Подростки - как правило, школьники - находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детст- ва и начала «вырастания» из него.

Юношеский возраст (от 17 до 23 лет) представляет собой в бук- вальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически - это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными (достигшими полной половой зрелости), однако на его долю выпадает задача многочисленных «до- делок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномернос- тью созревания.


Несоответствие

индивидуальности


Недостатки в воспитании


Несоответствие воспитания возрасту


Негативная личностная позиция ребенка

Ребенок

Отклонения в психическом и физиологическом развитии

(врожденные и приобретенные) Негативные факторы среды

Схема 1. Группы факторов, существенно влияющих

на формирование девиантного поведения человека


124 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

К проблемам подросткового возраста, неучет которых приводит к отклоняющемуся поведению, относятся:

а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное раз- витие организма в период полового созревания; неразвитость сердеч- но-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка; «гормональная буря» эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбу- димости, эмоциональной неустойчивости;

б) обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учи- телями, выражающиеся в «конфликте» морали старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

в) стремления заменить отношения с позиции «морали подчине- ния» на «мораль равенства»;

г) повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;

д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, по- требность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам и др.

Г. Негативные факторы среды формирования личности.

Семья, как фактор негативного формирования личности:

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает нега- тивный пример для подражания, формирует соответствующее миро- воззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребен- ком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостат- ку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному внима- нию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, по- буждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория

«детей улицы», безнадзорных и беспризорных. Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в тече- ние длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на де- душку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 125

пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходи- мое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их без- надзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.

Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.

Негативное влияние средств массовой информации, особенно теле- видения, видеопродукции.

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающие- ся на воспитание человека.

Д. Недостатки в воспитании ребенка, подростка:

а) ошибки семейного воспитания;

б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формирова- нию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать че- ловеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные слож- ности в критической ситуации;

в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в обра- зовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка, подростка определенным негативным моде- лям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих услови- ях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, кото- рые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступ- ной деятельности;

е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товари- щеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к право- нарушению;

ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, нарко- тикам, курению, азартным играм;

з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной дея- тельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и под- ростками и пр.;


126 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонару- шителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (соци- альной среде).

Е. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная - ведет к воз- никновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в со- четании с аморальной способностью самовыражения приводит к пра- вонарушениям; заниженная - рождает неуверенность в себе, поведен- ческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;

б) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как пра- вило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопреде- ляют личную позицию подростка и активность в достижении целей;

в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствова- нию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и не- сформированностью потребности быть лучше;

г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и со- перничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое со- перничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактив- ности;

д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потреб- ности и активного желания самоисправления;

е) стремление подростка к общению, участию в неформальных мо- лодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.

Описав основные группы факторов, обусловливающих формиро-

вание негативного, отклоняющего поведения детей и подростков, не- обходимо определить и наиболее важные направления педагогичес- кой деятельности по их профилактике и преодолению.