Волна ушла. Гражданская война за золотую медаль

Выпускники закончили сдавать ЕГЭ. Впереди только резервные дни для тех, кто не смог сдать экзамен вовремя или получил неуд. В Рособрнадзоре подвели первые итоги. Средний балл выпускников на профильном ЕГЭ по математике - 49,8. В прошлом году цифра была абсолютно такая же. При этом количество участников с результатами ниже 40 тестовых баллов сократилось более чем на 9 процентов и выросло число абитуриентов с результатами более 61 балла. То есть стало меньше неуспешных работ.

Химию и историю выпускники тоже сдали почти так же, как и в прошлом году. 9 процентов выпускников получили неуды на ЕГЭ по истории, так как не смогли набрать нужного минимума. В прошлом году таких было примерно столько же - 8,7 процента. А вот на ЕГЭ по химии двоечников было куда больше. Не набрали нужного минимума 15 процентов выпускников. Правда, статистика Рособрнадзора показала: к этому предмету интерес учеников вырос.

Географию и математику базового уровня выпускники сдали чуть лучше, чем в прошлом году. Средний балл по математике базового уровня 4,29, а был 4,24. Двоечников - три процента, экзамен им придется пересдавать, иначе могут остаться без аттестата. В этом году интерес выпускников к географии вырос. Ее выбрали на 2 тысячи человек больше.

Информатику выпускники сдали чуть хуже, чем в прошлом году.

Больше всего стобалльников бывает на русском языке (самый массовый экзамен), а меньше - на обществознании. Хотя этот предмет самый популярный по выбору.

От первого лица

Сергей Кравцов, глава Рособрнадзора :

Если вы не набрали нужных баллов на обязательных ЕГЭ, а это базовая математика и русский язык, то пересдать экзамен можно уже в этом году в резервный день. Если снова не получилось, то в сентябре.

Предметы по выбору можно пересдать только на следующий год. Результаты ЕГЭ на отметку в аттестате не влияют. Но если вы не наберете нужного минимума по обязательным предметам - русскому языку и математике, не сможете получить аттестат.

В какую школу отдать ребенка, чтобы он потом сдал ЕГЭ на 100 баллов?

Топ-20 лучших школ по конкурентоспособности выпускников

  • СУНЦ МГУ (Москва)
  • Лицей "Вторая школа" (Москва)
  • Лицей научно-инженерного профиля (Королев)
  • Президентский физико-математический лицей 239 (Санкт-Петербург)
  • Физико-математический лицей 31 (Челябинск)
  • Школа 1543 (Москва)
  • Школа 179 (Москва)
  • Физтехлицей им. Капицы (Московская область, Долгопрудный)
  • Лицей при ТПУ (Томск)
  • Школа 57 (Москва)
  • СУНЦ НГУ
  • Физико-математический лицей (Сергиев Посад)
  • Школа 1514 (Москва)
  • Школа 1535 (Москва)
  • Лицей 1580 при МГТУ им. Баумана
  • Югорский физико-математический лицей-интернат (Ханты-Мансийск)
  • Академический лицей "Физико-техническая школа" (Санкт-Петербург)
  • Школа "Интеллектуал" (Москва)
  • Школа 2007 (Москва)

Топ-10 школ по техническому, естественно-научному направлению и точным наукам

  • СУНЦ МГУ (Москва)
  • Предуниверситарий МИФИ (Москва)
  • Лицей при ТПУ (Томск)
  • Лицей "Вторая школа" (Москва)
  • СУНЦ НГУ (Новосибирск)
  • Губернаторский физико-математический лицей № 30 (Санкт-Петербург)
  • Школа 1568 им. Пабло Неруды (Москва)

Топ-10 по "экономике и управлению"

  • Лицей ВШЭ (Москва)
  • Школа 1535 (Москва)
  • Школа 1799 (Москва)
  • Лицей 1580 при МГТУ им. Баумана (Москва)
  • Школа 1329 (Москва)
  • Школа 117 (Москва)
  • Школа 710 (Москва)
  • Кировский экономико-правовой лицей (Киров)
  • Школа 1518 (Москва)
  • Школа 2086 (Москва)

Топ-10 школ по направлению "медицина"

  • Школа 1535 (Москва)
  • Школа 1253 (Москва)
  • Школа 1501(Москва)
  • Курчатовская школа (Москва)
  • Школа 1529 (Москва)
  • СУНЦ МГУ (Москва)
  • Школа 1950 (Москва)
  • Школа 144 (Москва)
  • Школа 654 (Москва)
  • Элистинский лицей (Элиста)

По информации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) результаты ЕГЭ по обществознанию стабильны и мало изменяются от года к году. На ЕГЭ-2018 большинство выпускников продемонстрировали знание базовых понятий и теоретических положений из различных разделов обществоведческого курса. Вместе с тем экзамен показал и пробелы подготовки.

Среди участников экзамена выделяются две противоположные группы: одна включает наиболее подготовленных выпускников, потративших немало времени и сил на освоение предмета, другая – выпускников с недостаточной подготовкой. Анализ результатов ЕГЭ показал, что не все выпускники средней школы знают основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина РФ, конституционные обязанности. Есть выпускники, которые не знают устройства и организации государственной власти, путаются в названиях высших государственных органов власти и т.п. Трудность вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в Российской Федерации.

Аналитические отчеты по результатам ЕГЭ готовятся и в регионах. После этого учителям предоставляется информация о том, какие задания и темы были освоены выпускниками наиболее успешно, а какие вызвали затруднения. Это позволяет корректировать процесс подготовки старшеклассников к экзамену. По словам председателя волгоградской региональной предметной комиссии по обществознанию Анны Хорошенковой, учащиеся стараются выполнить все задания, в том числе и повышенной сложности. Однако пробелы в подготовке все же есть. И о них полезно знать участникам ЕГЭ-2019.

"В рамках теоретической подготовки – слабое владение терминами. Выпускники затрудняются дать определения понятий, зачастую формулируя их "бытовым" языком и теряя ключевые признаки. Не всегда у выпускников получается раскрыть признаки, виды, функции социальных явлений. Для этого надо интересоваться и хорошо ориентироваться в современных политических, социальных, экономических процессах", – сказала она.

Региональный эксперт советует участникам ЕГЭ по обществознанию делать акцент на умениях, позволяющих при выполнении заданий привлекать знания из истории, литературы и других школьных предметов.

"Зачастую ошибки при выполнении задания связаны с тем, что ученик невнимательно прочел его условие. Например, в задании, которое требует определить обобщающее понятие, пытаются придумать собственный термин, а не выбрать его из предложенных ", – подчеркнула Анна Хорошенкова, добавив, что одно из главных условий успешной сдачи экзамена – внимательное чтение задания, вдумчивое аргументирование своей позиции и формулирование понятными, прежде всего для самого себя, словами.

"На самом деле обществознание – сложный экзамен, отражающий интегральный характер обществоведческого курса. В ЕГЭ включены задания философской, социологической, экономической, политологической и правоведческой тематике",– резюмировали эксперты, добавив, что значительное место отводится заданиям с развернутым ответом: их в экзамене по обществознанию девять – больше, чем в ЕГЭ по другим учебным предметам.

УЧАСТНИКАМ ЕГЭ-2019: Ежегодно ФИПИ проводит анализ результатов ЕГЭ и публикует методические рекомендации для учителей. Краткие обзоры, подготовленные руководителями федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ, помогут будущим выпускникам и их педагогам сориентироваться в том, какие задания и темы оказались наиболее сложными, и на что обратить внимание при подготовке к экзаменам-2019. Свои рекомендации уже дали разработчики КИМ ЕГЭ по

Будущим выпускникам полезно окажется узнать о самых распространённых ошибках, которые допускали их предшественники на ЕГЭ. Информацию о том, какие промахи допускают школьники при сдаче важного государственного экзамена предоставили в Федеральном институте педагогических измерений, за что им можно сказать «спасибо»: эти сведения в действительности станут полезными при подготовке школьников к ЕГЭ.

Кстати, ещё появилась информация о том, какие ошибки допускают школьники при сдаче истории, но здесь поле для работы выявилось даже больше. В ФИПИ просто сделали вывод, что российские выпускники плохо знают историю родной страны: теряются при оценке тех или иных событий, не могут назвать исторических деятелей, не разбираются в историю культуры России и в исторических документах. Но обо всём этом ниже.

Тридцать пять процентов школьников, которые сдавали ЕГЭ, запутались в определении правописания Н и НН. Сразу оговоримся, то правильное написание зависит, в первую очередь, от того, насколько точно школьник умеет определять часть речи. И, само собой, от знания некоторых исключений при написании Н и НН. В общем, у выпускников и с тем, и с другим, судя по всему, наблюдаются некоторые проблемы.

Сорок процентов выпускников не знают, в каких случаях ставится тире, двоеточие или запятая в сложном предложении. Сложное предложение называется в том случае, когда в нём наличествуют две и более грамматические основы. Кроме того, множество ошибок при сдаче ЕГЭ школьники допускают в предложениях с вводным конструкциями или однородными членами.

Около пятидесяти процентов выпускников не смогли определить, к какому функционально-смысловому типу относится текст. Так, при определении повествования, описания или рассуждения школьники допускали ошибки. Теперь напрашивается вывод о том, то ученики просто не понимают текст, написанные на их родном, русском языке.

Также множество ошибок школьники допускали в правописании корней, и при употреблении паронимов. То есть если школьникам давали слова, схожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу, они не могли определить разницу между определениями.

Какой напрашивается вывод из всего вышеперечисленного?
А выводов множество, и их все озвучили пользователи Сети, обсуждая ЕГЭ и результаты экзаменов. В первую очередь, многие считают, что задания на ЕГЭ слишком сложные, и при подготовке к выверке школьники обязаны перелопатить тонну материала, в котором они, конечно же, путаются. Есть мнение, то если учиться хорошо в течении всех школьных лет, то проблем при сдаче экзамена не возникнет, но, как показывает практика, это не совсем так. Скептики уверены, что в школах не всегда предоставляют весь необходимый для ЕГэ материал, и потому это вынуждает родителей обращаться к репетиторам.

Российские школьники плохо знают историю родной страны. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проанализировал итоги Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и заключил, что выпускники путаются в событиях России 20-го века, исторических деятелях, не разбираются в истории культуры и теряются при оценке событий. Причина – в скудных, оторванных от реальности учебниках, неготовности школ учить детей размышлять и анализировать и в системе образования в целом.

Результаты ЕГЭ по истории стабильны, отмечают в ФИПИ. В этом году выпускники справились с заданиями на знание хронологии, единичных исторических фактов и на работу с текстовыми источниками. Сложности вызвали задачи, в которых требовалось сгруппировать факты по определенному признаку, соотнести события с историческими периодами.

Немногие участники сумели проанализировать документы, относящиеся к разным историческим периодам.

Экзамен этого года показал, что выпускники 2018 г. плохо знают исторических деятелей и слабо ориентируются в истории культуры.

Затруднения возникли и при работе с картами, схемами и иллюстрациями.

Но самым сложным заданием ЕГЭ для выпускников стало задание с развернутым ответом, в котором требуется аргументировать предложенную точку зрения, оценку события или деятельности исторической личности.

Историки и педагоги полагают, что все не так просто, и одной «зубрежки» дат и фамилий недостаточно. Школы не успевают за ЕГЭ, учителя не учат ребенка анализу, а учебники неинтересны и оторваны от реальности, – такие причины неутешительных результатов по истории назвали эксперты.

Московские школьники прошли в этом году государственную аттестацию своих знаний лучше, чем в прошлом году, и вдвое лучше, чем в целом по стране. Такой вывод сделал сегодня на заседании президиума правительства Москвы мэр города Сергей Собянин. Он подчеркнул, что особенно успешно ребята сдали экзамены по математике, физике и информатике. То есть по прорывным специальностям, что дает им возможность поступать в самые престижные вузы столицы. Хотя еще недавно, напомнил руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина, московские выпускники шли в основном в юристы и экономисты, не надеясь на свои знания в более сложных и точных науках.

С введением же в 2014 году в московских школах инженерных, медицинских и других профильных классов, объяснил Калина, подготовка по этим предметам у ребят улучшилась. Сейчас эти дети окончили 11-й класс и успешно сдали экзамены. По сравнению с 2016 годом количество ребят, получивших высокие баллы (от 81 до 100) выросло с 38,1 тысячи до 39, 2 тысячи. 592 столичных школы, или 94 процента из имеющихся в городе 615 школ, подготовили хотя бы одного выпускника, получившего высший бал на ЕГЭ хотя бы по одному предмету (91-100 баллов). Увеличилось и число отличников - выпускников, набравших на ЕГЭ более 220 баллов по трем предметам. Таких сейчас в Москве в 2,4 раза больше - более 17 тысяч, чем было в 2010 году, то есть до реформы в столичном образовании.

"Лучшие московские вузы очень ценят московских выпускников за высокий уровень подготовки" , - сказал по этому поводу Сергей Собянин и привел пример: только в МФТИ количество абитуриентов, поступающих из Москвы, выросло втрое. "Поздравляю с этим и ребят, и педагогов" .

Лучше сдали ГИА и девятиклассники. По мнению Калины в этом сыграло немалую роль появление независимой диагностики знаний, благодаря которой дети в любой момент могут проверить свою подготовку и в то же время на экзаменах не волнуются, чувствуя себя в привычной обстановке.

Московские власти могут быть уверены, что знания и отметки, полученные школьниками города, реальные и заслуженные. Это подтвердили и общественные наблюдатели, следившие за ходом ЕГЭ, которых в этом году было в Москве более 7 тысяч или в несколько раз больше, чем в других субъектах РФ, и видеонаблюдение, незафиксировавшее ни одного нарушения во время экзаменов. "Получить незаслуженно московскую медаль "За особые за успехи в обучении" , как это было недавно во время нашумевшего случая в Дагестане, в столице невозможно", - заключил Исаак Калина. И объяснил: получают ее только победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, выпускники, набравшие 100 баллов по одному предмету на ЕГЭ, а так же ребята, имеющие в аттестате круглые пятерки и подтвердившие свои знания в ходе ЕГЭ получением 220 баллов по трем предметам.

Тем не менее и число медалистов в столице выросло с 4821 в 2016 до 5007 в 2017 году.

/ вторник, 25 июля 2017 года /

темы: Собянин Департамент образования

. . . . .

Высший балл получили ребята в 592 из 615 столичных школ

. . . . .



В этом году столичные школьники сдали ЕГЭ лучше, чем в прошлом. Об этом сообщил Мэр Москвы Сергей Собянин во время заседания Президиума столичного Правительства.

В Москве в государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11 или ЕГЭ) приняли участие 84657 человек.

"Сегодня подведем итоги единого госэкзамена. Он закончился успешно: московские школьники сдали экзамены лучше, чем в предыдущем году, и почти в два раза лучше, чем в среднем по стране. Более того, за последний год значительно улучшились такие показатели как сдача экзаменов по математике, информатике, физике, что касается профильных классов, показатели улучшились от двух до четырех раз. То есть это вообще можно считать прорывной историей" , - отметил Мэр Москвы Сергей Собянин.

Результаты сдачи единого государственного экзамена этого года показали высокие учебные достижения московских школьников и подтвердили их конкурентоспособность. Уточняется, что 592 школы города, а это 94% от общего числа школ, подготовили хотя бы одного выпускника, сдавшего хотя бы один экзамен на 91-100 баллов. А 222 московские школы (35%) подготовили победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиада школьников.

По словам градоначальника, благодаря успешным результатам сдачи экзаменов, еще больше молодых москвичей смогут поступить в ведущие вузы страны. "Приведу пример. Только в МФТИ, в ведущий вуз Москвы и страны, количество желающих поступить москвичей за последние пять лет увеличилось более чем в три раза" , - отметил Сергей Собянин.

Число выпускников, набравших по итогам сдачи 3 предметов ЕГЭ более 220 баллов, по сравнению с 2010 годом увеличилось в 2,4 раза. Подвели итоги проведения выпускных экзаменов и в школе № 17, расположенной в районе Коньково. Там 220 баллов по итогам сдачи 3 предметов ЕГЭ набрали 55 человек (29,3%). В числе отличников - Влада А., которая набрала 100 баллов на ЕГЭ по английскому языку.

Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил выпускников с успешной сдачей всех экзаменов. Также со словами благодарности за труд столичный градоначальник обратился к учителям.


Число “круглых ” отличников по ЕГЭ в Москве за последние семь лет увеличилось в 2,4 раза. Об успехах столичных школьников рассказал Мэр Москвы Сергей Собянин на заседании Президиума городского Правительства.

"Сегодня мы подводим итоги единого госэкзамена. . . . . . Более того, за последний год значительно улучшились такие показатели как сдача экзаменов по математике, информатике, физике. Что касается профильных классов, показатели улучшились от двух до четырех раз", - сказал Сергей Собянин.

Мэр подчеркнул, что у ребят появилось больше возможностей поступать в ведущие ВУЗы страны. К примеру, в МФТИ количество поступающих за последние пять лет увеличилось более чем в три раза. Он также поздравил столичных школьников с успешной сдачей экзаменов. "За всем этим, конечно, стоит огромный труд преподавательских коллективов школ, самих школьников. Так что я их поздравляю и благодарю за те успехи, которых они достигли в прошедшем учебном году" , - добавил Сергей Собянин.

Уточняется, что в государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Москве приняли участие почти 85 тысяч школьников. Согласно статистике сдачи единого государственного экзамена московские школы подтвердили конкурентоспособность своих выпускников. Так, 94 процентов всех школ Москвы подготовили хотя бы одного выпускника, сдавшего хотя бы один экзамен на 91-100 баллов. . . . . .

По сравнению с 2016 годом количество высоких результатов сдачи экзаменов выросло до 39,2 тысячи. Увеличилось и число отличников - выпускников, набравших по итогам сдачи трех экзаменов более 220 баллов. Семь лет назад этот показатель был в 2,4 раза ниже. Растет и число медалистов: в 2017 году медаль "За особые успехи в обучении" получили 5 007 выпускников (в 2015 году - 4 337 выпускников, в 2016 году - 4 821 выпускник).


Во время проведения заседания Президиума столичного Правительства Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил о том, что результаты государственных экзаменов, которые сдали школьники, значительно выше, чем в прошлом году.

. . . . .

По словам столичного градоначальника, благодаря улучшению качества образования у московских школьников появилось больше возможностей поступать в ведущие вузы.

. . . . .

По сравнению с прошлым годом количество высоких результатов сдачи экзаменов (от 81 до 100 баллов) выросло с 38,1 тыс. до 39,2 тыс.

. . . . . По сравнению с 2010 г. - в 2,4 раза.

Традиционно наибольшее количество девятиклассников в качестве предметов для сдачи ГИА по выбору предпочли обществознание, информатику, английский язык.

Кроме того, сравнивая результаты прошлого года и этого года, выросло количество участников ГИА-9, получивших оценки “4 ” и “5 ” по 4 предметам. Также увеличилось количество отличных результатов по физике, химии, географии, истории, литературе, иностранному языку. На экзаменах по обязательным учебным предметам пятерки по русскому языку получили 37% выпускников, по математике - 25% выпускников.


Столичный градоначальник поздравил школьников с успешной сдачей экзаменов

. . . . .


. . . . .


По итогам прошедшего в столице заседания Президиума Правительства города под председательством Мэра Москвы Сергея Собянина стало известно, что столичные школьники сдали ЕГЭ лучше, чем в прошлом году.
. . . . .
Так, в этом году увеличилось число выпускников, окончивших школу с золотой медалью - 5 007 выпускников (2015 год - 4 337 выпускников, 2016 год - 4 821 выпускник). Также медаль получили выпускники, имеющие в аттестате все отметки “отлично ” , подтвердившие свои образовательные результаты на ЕГЭ, набрав не менее 220 баллов по 3 предметам.
Помимо этого, Мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что у столичных школьников появилось больше возможностей поступать в ведущие вузы страны. . . . . .


Как сообщил непосредственно мэр Москвы Сергей Собянин в ходе заседания президиума столичного правительства, результаты единого государственного экзамена в этом году стали рекордными.

. . . . . По словам Собянина, несомненно, велика заслуга собственно преподавателей школ Москвы, которые смогли прекрасно подготовить выпускников к ЕГЭ. Мэр Москвы также подчеркнул, что прогресс заметен в том числе в дисциплинах, связанных с точными науками - физикой, математикой и информатикой.

Итоги работы 7132 общественных наблюдателей, которых в Москве в несколько раз больше, чем в других субъектах Российской Федерации (108 представителей из субъектов РФ), а также оценка Рособрнадзора свидетельствуют о том, что государственная итоговая аттестация в Москве в 2017 г. прошла в штатном режиме.

Замечания по организации ГИА в Москве у общественных наблюдателей и Рособрнадзора отсутствуют. В Москве в государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11 или ЕГЭ) приняли участие 84657 человек, из них 54258 выпускников школ 2017 г. и 9101 выпускник прошлых лет, а также иные категории граждан. Для 59 выпускников 11 классов и 92 выпускников 9 классов, в силу состояния их здоровья, прием экзаменов был организован на дому.

. . . . .


В два раза выше средних по стране результатов ЕГЭ оказались показатели столичных школьников.

О том, что выпускники школ Москвы в этом году сдали ЕГЭ значительно лучше по сравнению с прошлым годом, сообщил непосредственно мэр Москвы Сергей Собянин в ходе заседания президиума столичного правительства.

Также Собянин подчеркнул, что целом этот показатель практически в два раза лучше среднего по стране. Кроме того, столичный градоначальник отметил улучшение показателей успеваемости и, соответственно, экзаменационных показателей в профильных классах.

. . . . .

Столичный градоначальник поблагодарил за труд не только собственно школьников Москвы, но и педагогов столичных школ, которые помогли ребятам добиться высоких результатов.

. . . . . .

По сравнению с 2010 годом - в 2,4 раза.

В государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (ГИА-9) приняли участие 78 876 человек.


За отличную подготовку школьников столичные власти поблагодарили московских учителей.

. . . . .



Проведение единого госэкзамена вступило в полосу скучных будней: без денег, зато с многочисленными вопросами, на которые надо найти ответ

Региональные министры образования, привыкшие расхваливать в Москве свои достижения по проведению ЕГЭ, попали впросак на 4-м Всероссийском совещании, посвященном подведению итогов эксперимента в 2004 году. Рапорты об успехах оказались не к месту. Праздник с раздачей слонов, то есть компьютеров-сканеров-принтеров и миллионов рублей в придачу, закончен. Лишь немногие руководители образования из 61 региона догадались, что на этот раз они едут в Москву на вынос тела. Дорогой покойник – весьма дорогой, если учесть, во сколько сотен миллионов рублей он обошелся налогоплательщикам, – почил скромно.

В правительстве в настоящее время подводят итоги по результатам четырех лет эксперимента. Они оказались не слишком впечатляющими. Уже выброшены в мусорную корзину тезисы о «всеобщей измерительной линейке» и о «единой пятерке от Калининграда до Владивостока».
За четыре года проведения ЕГЭ, освоив грандиозные средства, руководители Министерства образования получили подтверждение старых истин: 60% учеников не усваивают школьную программу, 20% выпускников не имеют права получить аттестат, а треть золотых медалистов не подтверждают своих знаний. Можно было бы мерить и дальше, только деньги закончились.
По данным из хорошо информированного источника, с ЕГЭ планируется поступить следующим образом. ЕГЭ на территории России не будет обязательным экзаменом: выпускники школ получат право сами выбрать форму итоговой аттестации. Результаты ЕГЭ не будут использоваться для аттестации школ и учителей (впрочем, Министерство образования дальновидно запретило такую практику еще два года назад). ЕГЭ станет скорее всего обязательным экзаменом для абитуриентов, поступающих в вузы. Эту процедуру будут проводить организации, выигравшие тендер.
Таким образом, единый государственный экзамен тихо трансформируется в единый вступительный экзамен. Не факт, что результаты такого экзамена согласятся принять все ведущие вузы страны. МГУ, например, против.
Но создатели ЕГЭ всегда дальновидно возражали, что вопрос о лояльности ректоров – не к ним.

Не ждали...

Такой поворот сюжета – неожиданность для руководителей регионального образования. Во время совещания куратор эксперимента по ЕГЭ Виктор Болотов попросил министров ответить на два вопроса: нужна ли, на их взгляд, добровольность при выборе итоговой аттестации? Нужно ли сохранить систему «плюс один балл» (когда выпускник, получивший на ЕГЭ два балла, получает в аттестат тройку)?
«Сейчас для ЕГЭ, пожалуй, предпочтительнее такая модель, – пояснил Болотов собравшимся. – Когда ребенок не может выбрать определенный экзамен, он вправе выбрать форму аттестации – в виде ЕГЭ или школьных экзаменов. Если он выбрал экзамен, который вуз засчитает при поступлении на определенную специальность, экзамен нужно сдавать только в форме ЕГЭ и без системы «плюс один балл». Либо, на худой конец, выпускник может выбрать для итоговой аттестации экзамены, не сдающиеся в форме ЕГЭ: физкультуру или ОБЖ. Если же мы хотим знать, как осваиваются школьные программы, достаточно сделать репрезентативную выборку и протестировать учащихся в регионе…»
От такого сообщения местные руководители образования растерялись. На протяжении трех лет создатели ЕГЭ расхваливали свое детище как идеальный безальтернативный инструмент для итоговой аттестации школьников. На местах привыкли повторять все слово в слово за федеральным начальством.
Поэтому мнения были таковы:
Министр образования и науки Самарской области Ефим Коган: «ЕГЭ – способ завершения общего образования в нашей стране, именно так его следует позиционировать. Должна быть федеральная форма экзаменов, и выбор формы экзамена исключен. Сохранение традиционных форм испытаний лишает нас возможности узнать объективную картину знаний выпускника».
Министр образования Челябинской области Владимир Садырин: «ЕГЭ должен быть обязательным для всех – это наша позиция вместе с местным Союзом ректоров».
Министр образования и науки Карачаево-Черкесии Любовь Абрекова: «Я поддерживаю предложение, чтобы все предметы для сдачи ЕГЭ были обязательными»
Начальник департамента образования и науки администрации Костромской области Александр Герасимов: «Для ЕГЭ должна быть норма обязательности. В демократию мы уже наигрались, когда речь шла о вариативности учебников».
Болотов не выдержал. «Может быть, на трибуну выйдет кто-нибудь из сторонников добровольной формы ЕГЭ? – спросил он. – Есть такие в зале?»
На зов робко поднялся представитель Кемеровской области. «Я вообще-то за добровольность при сдаче ЕГЭ! – сообщил он. – Не во все вузы и не на все специальности принимают по ЕГЭ. Значит, ребенок должен потренироваться в школе сдавать экзамены по билетам, если в такой форме экзамены принимают в вузе. Вот и все…»
«Короче, у нас две проблемы, – завершил сюжет руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. – Если сделать ЕГЭ обязательным, принимать его по-честному и отказаться от системы набавления одного балла, 20% детей не получат аттестаты. Сегодня у нас аттестаты выдаются 100% детей. Во Франции, например, только 81% детей заканчивают школу со степенью бакалавра. Если 20% получат двойки на ЕГЭ и им не выдадут аттестаты, то эти дети лишатся будущего. А кроме того, если эти 20% детей не получат аттестаты, нам с вами долго не жить. В таком случае мы должны решить, на основании чего мы выдадим детям, получившим на ЕГЭ двойки, аттестат? У нас было предложение – выдавать аттестат без оценок с правом продолжить обучение на высшем уровне. Но что будет со школьной оценкой и кому она будет нужна?.. Либо мы не выдаем аттестаты 20% школьников, либо начнем врать на ЕГЭ. Подумайте».

Гражданская война за золотую медаль

Однако врать привыкли все. И были сильно озадачены, когда им предложили перестать таковым делом заниматься. В ходе эксперимента 2004 года выяснилось: ЕГЭ нанес чувствительный удар по межнациональным отношениям.
Кое-какие республиканские руководители сочли нужным пожаловаться на это безобразие в Москве.
«Многонациональный регион Российской Федерации, – аккуратно сформулировал проблему с трибуны министр образования Республики Кабардино-Балкария, – это очень хрупкий механизм. И в нем ЕГЭ может являться дестабилизирующим фактором…»
Напомним, что Кабардино-Балкария – уникальная республика. Все последнее десятилетие она оставалась общероссийским лидером по числу золотых медалей, выдаваемых на душу населения. Далеко позади кабардинцев плелись Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Томск. И теперь создатели ЕГЭ, предлагающие отменить золотые медали, грозят разрушить покой в золотомедальной Кабардино-Балкарии.
Республиканский министр ненавязчиво намекнул федеральному начальству, что в будущем придется произвести маленький обмен: упраздненная золотая медаль в Кабардино-Балкарии должна быть заменена 100-балльной оценкой на ЕГЭ. Иначе – кошмар и хаос гражданской войны в республике...
«Я понимаю ситуацию в многонациональных республиках, – прокомментировал ситуацию руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. – Но ведь в ряде южных регионов количество выданных медалей не соответствует результатам в 100 баллов на ЕГЭ. И министры образования этих регионов в этом году сумели удержать ситуацию под контролем. Значит, удержите и вы. У нас не будет ЕГЭ для разных национальностей. Мы не будем создавать КИМы отдельно для кабардинцев и балкарцев! Выход для вас – целевые приемы в вузы и работа на опережение. Нужно дать детям компьютеры, послать учителей на обучение. Тогда не возникнет проблемы, что дети одной национальности сдали ЕГЭ хуже, чем дети другой. Чтобы даже не возникало такого соблазна, мы будем активно развивать институт общественных наблюдателей на ЕГЭ. В этом году в ППЭ Москвы, где было много криков о несправедливости ЕГЭ, работали всего 16 общественных наблюдателей. Летом 2005 года в каждом пункте проведения экзамена должно быть по общественному наблюдателю».

Подайте на общежитие!..

Главный сюжет совещания касался проблемы, которая в будущем станет главной, – согласия вузов принимать свидетельства ЕГЭ.
«Вопрос стоит так, – сформулировал Болотов, – какие дополнительные испытания нужны вузам, чтобы принимать абитуриентов со свидетельствами ЕГЭ? Какую информацию об абитуриенте должен дополнительно запросить вуз? Мы опросили около 300 вузов. Традиционный ответ таков: черт с ним, с ЕГЭ, оставьте вступительные испытания. Либо: согласны на ЕГЭ, но дополнительно абитуриенту нужно сдать письменные экзамены по школьным предметам. Но зачем, – спрашиваю я вас, – если человек уже сдал ЕГЭ? Это вопрос открытый. Перечень этих испытаний я попросил бы вас обсудить».
Обсуждения не последовало. Никто не был к нему готов.
Но на совещании обнаружился весь спектр мнений, которые высказывают российские вузы по отношению к ЕГЭ.
Первое мнение – полное и безоговорочное неприятие. За бойкот ЕГЭ, как это выяснилось в 2004 году, ректора нельзя ни уволить, ни наказать.
«У нас в Тольятти есть уникальная выпускница, – заметил министр образования и науки Самарской области Ефим Коган. – Летом этого года она набрала 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку и 100 баллов на ЕГЭ по литературе. С такими результатами ей пришлось полностью сдать все экзамены в МГУ. И она это сделала. Что бы мы с вами ни обсуждали, арбитром в этом эксперименте выступает ректор МГУ профессор Садовничий».
Второе мнение – полное и безоговорочное принятие ЕГЭ.
Как выяснилось в 2004 году, за него ректора вуза тоже нельзя ни наказать, ни уволить.
«В России есть вузы (замечу, что это 20 государственных вузов, а отнюдь не их сомнительные филиалы), которые в этом году принимали абитуриентов с двойками по ЕГЭ, – сообщил собравшимся Болотов. – Эти абитуриенты не набрали даже 20 баллов. Как вузы собираются учить таких студентов? Мы сейчас обсуждаем санкции, которые будут применены к их руководителям. Во всяком случае, на будущий год мы обязательно опубликуем список этих вузов. Пусть их знает вся страна».
Сообщению Болотова несознательные руководители образования, сидящие в зале, обрадовались.
«Обязательно опубликуйте, – посоветовали с задних рядов. – И чтобы вся страна узнала! Как абитуриенты тогда в эти вузы побегут!»
Зачем нужно зачислять на первый курс двоечников, популярно объяснил собравшимся ректор Тольяттинского госуниверситета Сергей Жилкин.
Тольятти – город маленький. Абитуриенты поступают главным образом в местный университет. Так что ЕГЭ открыл перед предприимчивым ректором новые возможности: можно, например, пополнять ряды первокурсников даже за счет двоечников, которые при иной системе набора пошли бы в дворники. Поэтому тольяттинская альма-матер первой перешла на 100-процентный набор абитуриентов по результатам ЕГЭ.
«С 2007 года в России должна заработать жесткая государственная машина оценки знаний. Пора заканчивать, извините за выражение, всякие там муси-пуси, – сурово сказал Жилкин. – Да, мы принимаем в наш университет абитуриентов с двойками по русскому языку. Но затем так составляем учебный план, чтобы научить первокурсников родному языку. Мы вошли в век всеобщего высшего образования. Поэтому университеты должны искать свои способы выдавать качественный продукт, невзирая на уровень принимаемого сырья!»
Осторожную позицию, свойственную московским ректорам, высказал Александр Сигов, ректор Московского института радиоэлектроники и автоматики. «Должен быть длительный переходный период, когда все формы приема вступительных экзаменов имеют право на существование: централизованное тестирование, олимпиады и тому подобное, – заметил он. – Вообще же я предложил бы перестать жаловаться на то, что ЕГЭ закроет Ломоносовым путь в высшее образование. Давайте больше думать о массах: Ломоносовы никуда не денутся, они все равно попадут в наши сети».
Впрочем, ни для кого не секрет, почему Сигов так охотно предложил МИРЭА как площадку для проведения экспериментов в области различных технологий вступительных экзаменов. МИРЭА – вуз сугубо московский. Общежития при нем нет. Следовательно, наплыва иногородних абитуриентов со 100-балльными свидетельствами ЕГЭ Сигову опасаться нечего.
А вот руководители образования Санкт-Петербурга (город на Неве в этом году впервые провел всеобщий обязательный ЕГЭ по русскому языку) не на шутку встревожены.
«В системе “ЕГЭ–вуз” до сих пор нет регулятора, – пояснил председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Александр Викторов. – Альтернатива на самом деле такая: либо вуз, принимая абитуриентов со свидетельствами ЕГЭ, сам производит отсев, проводя дополнительные вступительные испытания, либо каждый год просит у государства дополнительные бюджетные места (а это бесполезно). Сегодня у нас в Санкт-Петербурге в среднем на два процента в год увеличивается число иногородних студентов. Мы уже столкнулись с проблемами общежитий. В этом году нам удалось ввести два новых общежития на 700 мест. Но прирост иногородних абитуриентов даже на два процента в год – это ежегодно минимум 600 новых мест в общежитиях! Что же нам делать?»
На этот вечный российский вопрос ответа, как обычно, не предвидится.
«ЕГЭ – один из элементов равной доступности образования, но проблема более сложная, – охотно согласился куратор эксперимента по ЕГЭ. – Нужны общежития».
Четыре года на проведение и пропаганду единого госэкзамена вкладывались сотни миллионов рублей. С помощью современных математических методов измерялось то, что можно было отмерить школьной линейкой.
Теперь все вернулось на круги своя. ЕГЭ не будет обязательным для итоговой школьной аттестации. Но не потому, что жаль детей и учителей. Просто не всякий регион сможет найти деньги на дорогую процедуру массового тестирования по школьным предметам.
ЕГЭ не скоро сможет стать обязательным для поступления в вузы. Высшая школа примет его только с оговорками – да и то с такими, которые убьют саму идею единого экзамена. Руководители престижных альма-матер всегда будут держать в уме, что у их вузов нет общежитий, либо этих общежитий недостаточно для иногородних абитуриентов.
На строительство новых университетских корпусов нужны те самые миллионы рублей, которые четыре года с размахом тратились на ЕГЭ.
И высшая школа не скоро это забудет.

...и “Про это”

Напоследок руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов сообщил участникам совещания, что в ноябре должно выйти постановление правительства, посвященное единому государственному экзамену.
Основные положения проекта постановления звучат так:
В 2005–2008 годах во всех субъектах Российской Федерации должно завершиться внедрение ЕГЭ. 2006 год – крайний срок поэтапного перехода на ЕГЭ для регионов, которые участвовали в эксперименте три года. Для новичков, только что вступивших в эксперимент, срок отодвигается до 2008 года. До 2006 года ЕГЭ должен финансироваться из ФПРО при долевом участии субъектов РФ. С 2006–2008 годов ЕГЭ планируется проводить за счет централизованного финансирования. Предполагается также частичное финансирование из ФПРО.
Что касается централизованного финансирования ЕГЭ, то оно вроде веревки в доме повешенного – о нем теперь не упоминают.
Ни один из выступавших на совещании местных руководителей образования, за исключением министра образования и науки Самарской области Ефима Когана, не рискнул даже заикнуться «про это». Все уже смирились с тем, что денег за проведение ЕГЭ в ближайшем будущем не видать, хотя руководители многих регионов сняли деньги на проведение ЕГЭ с других счетов и теперь им грозят кары налоговиков за нецелевое использование средств.
Таким образом, 2004 год стал репетицией того, что произойдет на ЕГЭ в 2005 году. А в следующем году с централизованным финансированием ЕГЭ все будет намного хуже.
По неведомой причине из бюджета выпала строка на проведение ЕГЭ, а это 495 миллионов рублей. Следовательно, проводить ЕГЭ 2005 года в регионах придется своими силами, уже не рассчитывая получить обратно свои средства.
Заявки на участие в эксперименте подали 78 регионов, где экзамен будут сдавать около 1200 тысяч школьников (в этом году участвовало около 982 тысяч выпускников). «Ни одна заявка не была снята», – заметил не без удивления куратор эксперимента по ЕГЭ.
Остался только один принципиальный неучастник ЕГЭ – это Нижний Новгород. Руководители области заявили, что не согласятся на ЕГЭ, пока новый экзамен не будет введен законодательно.
Руководителей купеческой области можно понять. Практичные нижегородцы пощелкали калькулятором и подсчитали, что эксперимент по ЕГЭ ничего, кроме расходов, им не принесет.