2 отметьте знаком значения и сущность средневековья. Роль символа в культуре средневековья

Средние века, Medium aevum - так гуманист Флавио Бьондо окрестил этот безрадостный отрезок европейской истории, не найдя иного, более выразительного названия. Ведь Средние века - это время «глада и мора». Это эпоха, когда на протяжении трех веков свирепствует черная смерть, чума, только за три года XIV в. скосившая чуть ли не половину населения тогдашней Европы. Это мир постоянного голода, от которого вымирают целые области. Современному человеку трудно представить его чудовищную техническую отсталость и страшную бедность беспросветной жизни подавляющего большинства населения. Это города, по узким улочкам которых текут зловонные помои. Это время нескончаемых набегов и междоусобных войн, сделавших мародерство нормой повседневности. Это мир, в котором нет лекарств и медицины, и любая болезнь становится роковой даже для его властителей.

Средние века - это глубокий упадок античной традиции философии и науки, массовая безграмотность населения, отношение к знанию, в том числе и к медицине, как к «богопротивному», греховному делу, с которым надо бороться как с ведовством и ересью. Слабый огонек учености, ревностно оберегаемый от «толпы», теплился лишь в нескольких крупных монастырях.

И все же многие явления в жизни современных народов и

государств уходят своими корнями именно в средневековое

прошлое: складывание социальной структуры общества,

формирование наций и национальных культур и т.д. В эту эпоху

возродились к жизни многие античные города и возникли

новые. Культура стала более доступной широким массам

благодаря изобретению печатного станка, открытию

университетов и множества школ. Со времен Средневековья люди стали

пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, вилками,

мылом, очками, пуговицами, механическими часами и

многими другими вещами, без которых обыденная жизнь сегодня

немыслима.

Для развития военного дела решающее значение имел

переход к огнестрельному оружию. Значительные изменения

произошли в представлении людей о мироздании. Замечательные

произведения искусства Средних веков до сих пор остаются

непревзойденными шедеврами и побуждают человеческий дух

к новым творческим исканиям.

В историографии обычно нижней границей Средних

веков считается V в. н. э. - падение Западной Римской

империи, а верхней - XVII в., когда в Англии произошла

буржуазная революция. Однако в последнее время все больше

историков относят верхнюю границу Средневековья к рубежу XV-

I вв., так как открытие «Нового света» (Америки), падение

Константинополя и начало Реформации означали, что

Европа вступила в иную эпоху, когда начался переход к Новому

Географические границы Средневекового мира - это

Западная и Центральная Европа. Ведь Средневековье - это,

прежде всего, время зарождения и становления европейской

средневековой христианской цивилизации. Именно в

Средние века возникает Европа как социокультурная общность.

Но история Средневековья неизбежно включает также

историю Византии (Восточно-Римской империи), исламского

мира, Руси-России, восточных государств и цивилизаций.

Проблемы периодизации средневековой истории

Проблемы периодизации Средних веков давно волнуют

историков-медиевистов (специалистов Средневековья). Ж. Ле Гофф,

один из крупнейших исследователей истории Европы, вплоть

до 80-х годов XX века определял понятие «Средние века» как

период с V по XV вв., от рождения варварских королевств в

Европе до кризиса и трансформации средневековой

христианской цивилизации. В 1970-е гг. Ф. Броделем была

выдвинута идея «длительного Средневековья», которую

впоследствии разделял и Жак Ле Гофф. «Долгое Средневековье»

охватывало историю с первых веков христианского

летоисчисления и вплоть до конца XVIII или даже начала XIX

столетия, разрушение ментальное средневекового общества.

Советские историки датировали «Средние века»

(феодальную формацию) со времен падения Западной Римской

империи (476) до Английской буржуазной революции (1640),

открывшей путь к формированию капитализма.

Современные зарубежные и отечественные специалисты

чаще всего под «Средними веками» понимают эпоху с

Великого переселения народов, давшего жизнь многим

цивилизациям Запада и Востока, до Великих географических

открытий, способствовавших формированию глобальной

океанической цивилизации, взаимопроникновению восточных и

западных культур.

Известный востоковед Л.С. Васильев отмечает, что

понятие «Средних веков» более подходит для Европы. На

Востоке развитие обществ и государств до XIX века сохраняло

значительные традиционные черты. Только колониальная

политика западных государств привела в движение стабильную

и во многом статичную систему цивилизаций Востока.

Христианская Европа и исламский мир

Кризис античной цивилизации. Становление

христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь.

Социально-политическое развитие. Западноевропейское

общество. Рыцарство. Города. Картина мира. Ислам и

халифат. Крестовые походы. Преодоление

политической раздробленности и формирование национальных

государств. Культура и искусство в Средние века.

Кризис античной цивилизации

Переход от Древности к Средневековью занимает немалый

промежуток времени. Период поздней Римской империи стал

во многом предысторией Средних веков, поскольку мир

Средневековья формировался в процессе сложного и

противоречивого взаимодействия двух миров - позднеримского и

варварского.

Войны между Римом и варварами, известными под общим

названием германцев, начались еще во II в. до н. э.

Некоторые германские племена перешли Рейн и пытались осесть в

римской провинции Галлии. Гай Юлий Цезарь в середине

I в. до н. э., в ходе длительных и упорных сражений сумел

оттеснить их за Рейн. Во II-III вв. н. э. все больше

усиливается натиск варваров на границы Римской империи. В это

время античная цивилизация переживала кризис. Государство

подчинило и поглотило общество. Свободные люди

превратились в подданных императора и зависимых от государства

налогоплательщиков. Произошло разделение единой

Римской империи на Западную и Восточную.

В эпоху Великого переселения народов множество племен

покинули края, где они жили из поколения в поколение,

и отправилась на завоевание новых земель. Карта Европы

изменилась до неузнаваемости. Волны нашествий стерли с нее

Западную Римскую империю, на месте которой возникли

варварские королевства. Рухнул великий Рим и под его

обломками - весь античный мир.

В 476 г. варварами-наемниками был низложен последний

римский император юный Ромул Августул и Западная

Римская империя прекратила свое существование. Восточная

Римская империя, которую позже стали называть Византией,

просуществовала еще тысячу лет - до середины XV в.

Становление христианской цивилизации:

Западная Европа, Византия, Русь

С падением Западной Римской империи завершается

история Древнего мира и начинается история Средних веков.

На политическую арену Западной Европы выходят новые

народы. Они уступали римлянам в политико-правовой

культуре, но сумели создать новые формы экономического,

общественного и политического мироустройства.

становление христианской цивилизации. Идеология в ее

религиозной форме впервые стала доминирующим фактором в

обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было

времени, когда бы роль религии и церкви была столь

значительна. Теологическому мировоззрению были подчинены

мораль, философия, наука, искусство. Средневековье

христианизировало Европу, что во многом определило характер

европейской цивилизации.

Западная Европа. Вначале Западная Европа состояла из ряда

разобщенных и неустойчивых варварских королевств,

образовавшихся на территории бывшей Римской империи. На

Британских островах - это англо-саксонские королевства, в

континентальной Европе - Вестготское, Бургундское,

Вандальское, Лангобардское, Франкское и другие королевства.

Становление нового общества осуществлялась через синтез

римского и варварского миров.

Западноевропейское Средневековье - это период

господства натурального хозяйства и слабого развития

товарно-денежных отношений. Промышленность в этот период

существовала в виде ремесла и мануфактуры. Эпоха

Средневековья характеризуется исключительной ролью церкви и

высокой идеологизацией общества. Если в Древнем мире

каждый народ имел свою веру и религию, которая

отражала его национальные особенности, историю, образ мыслей,

то в средневековой Европе существует одна религия для

всех - христианство.

Средневековье - это время образования национальных

государств в виде абсолютных или сословно-представительных

монархий. Особенностями политической власти были ее

раздробленность, а также соединение с условной

собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей

определялось для свободного человека его национальностью и

гражданством, то в средневековой Европе право на землю

зависело от принадлежности человека к определенному

сословию. Основных сословий было три: дворянство, духовенство

и народ (под этим понятием объединялись крестьяне,

ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами

и обязанностями, играли разную общественно-политическую

и хозяйственную роль.

Важной чертой средневекового западноевропейского

общества была его иерархическая структура - система

вассалитета. Во главе иерархии стоял король - верховный сюзерен.

На второй ступени феодальной лестницы находились

непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы -

герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По

грамоте, полученной от короля, они обладали различными

видами иммунитета (от лат.: «неприкосновенность»). Феодалы

такого уровня могли сами чеканить собственную монету,

которая нередко имела хождение не только в пределах данного

поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю

часто было просто формальным. На третьей ступени

феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов,

епископов - бароны. Они пользовались фактическим

иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы

баронов - рыцари. У некоторых из них также могли быть свои

вассалы - еще более мелкие рыцари, у других - были в

подчинении только крестьяне.

Еще одной характеристикой европейского средневекового

общества была определенная ментальность людей, характер

общественного мировоззрения и связанный с ним

повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами

средневековой культуры были резкие контрасты между богатством и

бедностью, знатным происхождением и безродностью - все

выставлялось напоказ. Особенностью общества было великое

множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их

сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в

одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет

верности, зеленый - как цвет новой любви, желтый - как

цвет враждебности.

В период раннего Средневековья (V-X вв.) значительно

расширяется территория, на которой идет образование

западноевропейской цивилизации. Наиболее важным процессом

в социально-экономической сфере было становление

феодальных отношений, стержнем которых явилось

формирование феодальной собственности на землю. Формируются

два основных класса феодального общества: феодалы,

духовные и светские, - собственники земли, и крестьяне -

держатели земли.

Византия. Основателем Византийской державы, ставшей

составной частью христианской цивилизации, считается

римский император Константин Великий (306-337). Этот

император сочувствовал христианам и помогал распространению

новой религии в Римской державе. Он и сам принял

христианство, став первым христианским правителем Римской

империи. Позже церковь причислила императора Константина

к лику святых.

В 395 г., когда после смерти римского императора

Феодосия единая Римская империя разделилась на Восточную и

Западную части, начинается история Византии как

самостоятельного государства. Впрочем, Восточно-Римскую империю

только в XVII в., уже после ее гибели, историки стали

называть Византией. Сами подданные империи продолжали

государство - Римской (Ромейской) империей. Первоначально

Византийская империя включала в себя Балканский полуостров,

Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли.

Языком общения народов, населявших империю, был

греческий.

Восточная империя меньше пострадала от

опустошительных набегов варваров. В ее пределы входили страны

древнейшего земледелия, снабжавшие империю зерном,

оливковым маслом, вином; во многих областях было развито

скотоводство. В отличие от Западной Европы, где города

обезлюдели, в Византии продолжали существовать возникшие еще в

древности оживленные города - центры ремесла и торговли.

Византийская империя была христианским государством.

Церковью управляли епископы крупнейших городов, которые

назывались патриархами. С конца V в. главным из них

становится патриарх Константинополя. Богослужение, в отличие

от Западной Европы, велось на греческом, но допускались и

другие языки.

Власть императора (василевса) Византии была огромной.

Он являлся одновременно главой правительства, высшим

судьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного

наемного войска. В Византии про императора говорили, что

он «ниже только Бога и следует сейчас же за Богом».

Наибольшего могущества империя достигла при Юстиниане I

(527-565). Он происходил из бедной крестьянской семьи. Его

дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания

полководца и, силой овладев престолом, стал императором.

Юстин приблизил своего племянника ко двору, дал ему хорошее

образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал

престол. Император Юстиниан I обладал немалой

политической мудростью и смелостью. Он значительно обновил жизнь

империи реформами, оживил международную торговлю,

ставшую не только средством пополнения государственной

казны, но и источником благоденствия всего народа. Важным

достижением Юстиниана было создание свода римского

права. Он приказал свести и упорядочить разнообразные учения

и мнения знаменитых римских юристов, живших ранее.

Римское право до сих пор лежит в основе гражданского права

большинства стран.

Своеобразие византийской цивилизации заключалось в

синтезе античных институтов и идей с

восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все

основные элементы наследства предшествующей римской

цивилизации - крупные города с преобладанием ремесла и

торговли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием,

развитую культуру, в которой преобладали греческие

элементы, сильное государство с развитым римским правом.

Переход Византии к феодальным отношениям был менее

болезненным, чем на Западе. Здесь сохранялись ранее созданные

культурные ценностей и города - центры цивилизационного

развития. В основном, это был долгий процесс изживания

рабовладения внутри самого византийского общества и столь

же сложный процесс рождения новых

социально-экономических отношений.

Своеобразие византийской истории заключалось в наличии

трех важнейших факторов развития. Первым из них была

постоянная военная опасность. Византии приходилось отражать

натиск сначала иранцев, арабов, тюркских кочевых племен;

затем - славян, тюрок-сельджуков; наконец - европейцев-

крестоносцев и турок-османов. Вторым фактором

самобытности византийской цивилизации явился синтез позднеантич-

ных и восточных традиций. Духовным стержнем,

определявшим целостность и своеобразие византийской цивилизации,

явилось православие (восточная ветвь христианства).

Православие провозгласило верность традиции и неизменность

идеалов. В основе православного вероучения положены

Священное писание (Библия) и Священное предание

(постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения «отцов

церкви», жития святых и т.д.) Православие учило, что земная

жизнь коротка, а загробная - вечна. Чтобы обрести спасение

в загробной жизни, человек в земной жизни должен строго

следовать христианским догматам и предписаниям церкви.

Православные традиции отразились в ментальное и

культуре византийской цивилизации, оказали влияние на

формирование и развитие государственности.

Начиная с VI в., в пределы империи с севера вторгаются

славянские племена. Постепенно они заселили ряд областей

Балканского полуострова и приняли христианство. Для

просвещения славян в их земли из Византии прибыли

братья-проповедники Кирилл и Мефодий (863). Они создали на основе

греческого славянский алфавит, которым мы пользуемся и

В VII-IX вв. Византийская империя переживала

глубокий кризис. С моря на Константинополь обрушились арабы.

Более полувека отважные воины ислама не давали покоя

Византии. Весь VIII век проходил в войнах с болгарами.

Восточная Римская империя оставалась империей лишь по

названию. Но цивилизация устояла перед натиском варваров.

Константинопольские чиновники пытались наладить управление

и разделили страну на области - фемы - с сильной

гражданской и военной властью стратигов. Но это лишь осложнило

ситуацию: полуварварские фемы не желали подчиняться

Константинополю и поднимали мятежи. Кроме того, империя

была взбудоражена иконоборческим движением внутри

христианства, продолжавшимся более ста лет. Смута привела к

тому, что попирались все законы, в запустении оказались

монастыри, сожжен был университет. В IX веке зародилось

христианское движение «павликиан» - последователей старца

Константина, проповедовавшего Новый завет с посланиями

апостола Павла. В середине IX века павликиане с оружием в

руках прошли по Малой Азии, истребляя неверных. Импера-

тор Василий I одолел павликиан, но принял многие из их

требований. С этого времени началось возрождение

цивилизации и возрождение греческой учености.

Конец IX в. ознаменовал восстановление империи:

государство снова стало регулировать отношения между

гражданами; Василий I переиздал законы Юстиниана; была создана

сильная армия и укрепилась роль военной знати; началось

возрождение древних наук и искусств; были восстановлены

города и ремесла; церковь поднялась на небывалую прежде

высоту. Существенными были и изменения в общественном строе

Византии. Огромную роль стало играть жестко

централизованное государство. Особая роль государственных начал

получила теоретическое обоснование, что способствовало

формированию специфической ментальности византийцев.

Считалось, что наряду с единым Богом, единой истинной верой

и единой истинной церковью, должна существовать и единая

христианская империя. Императорская власть приобретала

сакральные (священные) функции, ибо она самим своим

существованием обеспечивала спасение рода человеческого. Это

был комплекс своего рода мессианских идей, где роль

мессии, спасителя, закреплялась за империей.

В VIII-IX вв. в Византии развернулось иконоборческое

движение. Иконоборцы утверждали, что почитание креста и

икон (т.е. изображений Иисуса, Девы Марии, святых) есть

поклонение предметам, а не Богу. Иконопочитатели

считали, что в кресте и иконах присутствует божественная сила.

Иконоборцев долгое время поддерживали императоры, по их

приказу иконопочитателей казнили и ссылали, иконы унич-

тожали, церковные земли забирали в казну. Причиной

конфликта были огромные ценности, скопившиеся в руках

церкви, что превращало ее в независимую от императора силу.

В конце концов спор завершился тем, что почитание

священных предметов (в том числе икон) было восстановлено,

но при этом большую часть отобранных у церкви земель ей не

Империя постепенно теряла принадлежащие ей земли (так,

вскоре после смерти Юстиниана германское племя

лангобардов захватило большую часть Италии, в VII в. арабы

завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Африкой).

Периодически византийцам удавалось совершать удачные

военные походы, отвоевывая часть земель (в VIII в. у арабов -

часть Малой Азии, Сирии и Закавказья, в 1018 г.-

завоевание Болгарии). Итогом всех этих войн было ослабление

империи и сокращение территории сравнительно со временем

Юстиниана в несколько раз.

В середине XI в. Великая Степь выплеснула новую волну

воинственных кочевников. Конная лавина тюрок прокатилась

по равнинам Персии и хлынула через византийские границы.

В первом же решающем столкновении римская армия была

разломлена. После этого тюрки-сельджуки заняли почти всю

Малую Азию, а также Сирию и Палестину - Святую землю.

Военная знать Византии подняла мятеж и посадила на

престол своего вождя Алексея I Комнина. Не в силах выдержать

напора победоносных тюрок, император обратился за

помощью к христианам Запада.

В конце XII в. Византия слабеет и теряет Болгарию,

Сербию, Венгрию, территории в Греции и Малой Азии. С 1096 г.

начались крестовые походы, причем к началу XIII века

внутреннему миру среди христиан пришел конец. Богатая

Византия всегда привлекала западноевропейских рыцарей,

смотревших на нее с чувством зависти, презрения и недовольства.

В 1204 г. объединенное войско крестоносцев из различных

стран Европы штурмом овладело Константинополем

(Четвертый крестовый поход) и разгромило ослабевшую

Византийскую империю. На землях Византии захватчики создали

новое государство - Латинскую империю. Власть

византийского императора сохранилась в Малой Азии. Византийцам

постепенно удавалось отвоевывать у Латинской империи

некоторые области. В 1261 г. они освободили

Константинополь, но восстановленная Византия была тенью некогда

могущественной империи и уже не играла значительной роли в

мировой политике.

В XV в. Византия была завоевана турками. Осажденный

двухсоттысячным войском султана Мехмета II, в мае 1453 г.

пал Константинополь. Последний византийский император

Константин XI Палеолог погиб в бою.

Русь. Исторически феномен Руси-России в основных

своих чертах сложился в эпоху Московского государства.

Однако корни его носят более глубокий характер и являются

общими для трех славянских народов - русских,

украинцев, белорусов.

Важным рубежом в истории Руси стало появление

государственности. На складывание государства и его населения

оказывает влияние ряд факторов, и, в первую очередь, таких,

как географическое положение, климатические и природные

условия. Восточная половина Европы представляет собой

равнину, ограниченную четырьмя морями - Белым,

Балтийским, Черным и Каспийским, и тремя горными хребтами -

Карпатами, Кавказом и Уралом. К морям направляются

многочисленные реки с их притоками, которые в древние

времена служили главным средством сообщения людей.

Тысячелетие назад вся северная часть Восточно-Европейской равнины

отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта

дремучими хвойными и лиственными лесами,

многочисленными озерами и болотами. Климат в средней полосе Восточно-

Европейский равнины континентальный: на смену жаркому,

сравнительно короткому лету с непродолжительной

активностью растительного покрова приходит долгая холодная и

снежная зима.

Все эти природные условия оказывали разностороннее

влияние на образ жизни народов Восточно-Европейской

равнины. В лесной полосе, где после своего расселения в

основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность

людей была связана с лесом. Его использовали как

строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари

и т.д. С лесом были связаны основные промыслы: охота и

бортничество - сбор меда диких пчел. Мясом животных,

добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одеж-

ду, а мед использовали для изготовления сладостей и

напитков. В лесу же местные жители скрывались от нашествия

врагов. Не менее благотворное влияние на жизнь людей

оказывали и реки. Они служили средством сообщения между

племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена.

По берегам рек шло расселение славянских племен,

строились поселения - вначале небольшие деревушки, а затем

относительно крупные села и города. Речные пути со

временем приобрели международное значение, они соединяли

не только отдельные племена, но и различные народы и

Наиболее важным был водный торговый путь из

Скандинавии в Византию - путь «из варяг в греки». Он шел с севера

на юг, из Балтийского (Варяжского) моря по реке Неве в

по реке Ловать, затем мелкими речками и волоком к

образом, у восточных славян осуществлялась связь с

причерноморскими греческими колониями, а через них с

Византией. Другой международный речной путь «из варяг в персы»

шел на юго-восток по притокам Верхней Волги и дальше в

земли волжских булгар, затем через Хазарский каганат -

в Каспийское море.

Социально-политическое развитие Европы

Политическая история Европы началась с Франкского

королевства. Первым известным нам правителем франков был

Хлодвиг, потомок легендарного короля Меровея, по имени

которого эту династию называли Меровингами. Им было

создано в конце V в. крупнейшим в Европе государство

франков. Потомков Хлодвига, правивших Франкским

государством до середины VIII в., называют Меровингами.

Объединив под своей властью франков, Хлодвиг разгромил

войско римлян в битве при Суассоне (486) и подчинил себе

Северную Галлию.

Постепенно произошло сближение двух народов - франков

и местных жителей (потомков галлов и римлян). Все

население Франкского государства стало говорить на одном

наречии, в котором латынь смешалась с германскими словами. Это

наречие позже легло в основу французского языка. Однако в

письме применялся только латинский язык, на нем при Хлод-

виге была произведена первая запись судебных обычаев

франков {Салический закон). Появление писаных законов,

обязательных к исполнению на всей территории Франкского

государства, способствовало его укреплению. Однако внутренние

раздоры подорвали мощь королевства. Наследники Хлодвига

вели длительную борьбу за власть, в результате которой власть

королей из рода Меровингов стала ничтожной.

Большое влияние надела государства стал оказывать май-

ордом - высшее должностное лицо в государстве, власть

которого передавалась по наследству. Майордом Карл Мартелл

правил страной, не считаясь с королем. В это время войско

арабов-мусульман вторглось из Испании в Галлию, но было

разгромлено франками в битве при Пуатье (732). Угроза

арабского завоевания подтолкнула Карла Мартелла к созданию

сильного конного войска. Пожелавшие служить в нем

франки получали от майордома земли с живущими на них

крестьянами. На доход от этих земель их владелец приобретал

дорогостоящее вооружение и коней. Земли отдавались воинам не

в полную собственность, но лишь пожизненно и на том

условии, что владелец будет нести конную военную службу, в чем

он давал майордому клятву. Позднее земельные владения на

том же условии стали передаваться по наследству от отца к

сыну. Преемники Карла Мартелла при поддержке римских пап

отстранили от власти Меровингов и положили начало новой

династии Каролингов.

Своего расцвета это государство достигло при Карле Вели-

ком (768-814). В 800 г. папа Лев III короновал Карла и

провозгласил его римским императором. Но его империя была

крайне непрочной и в 843 г. ее поделили между собой

потомки Карла Великого на три большие части, положив начало

истории трех государств - Франции, Германии и Италии.

Император становился символом единства германских

традиций, римского императорского прошлого и

христианских начал. Идея объединения христианского мира стала

определяющей для нескольких поколений европейцев. Карл

Великий сумел создать огромную державу, куда, кроме

Галлии, вошли часть территории Испании, Северная и Цент-

ральная Италия, территории Баварии и Саксонии, Панно-

ния (Венгрия).

Период существования Каролингской державы (середина

VIII - начало X вв.) был временем оформления целого ряда

общественных институтов и основных черт

культурно-исторического типа, присущего средневековой европейской

цивилизации. В 843 г. империя была разделена между потомками

Карла Великого на три королевства, которые стали основой

будущих Франции, Германии и Италии. Имперская идея

оставалась привлекательной в Европе. Король Германии Оттон I

захватывает Италию и в 962 г. провозглашает себя

императором. На политической карте Европы появляется Священная

Римская Империя, центром которой стала Германия,

воплощавшая европейскую имперскую идею вплоть до конца эпохи

Средневековья.

Военная реформа Карла Мартелла положила начало

складыванию в Европе нового общественного строя -

феодализма.

Феодализмом именуют общественный строй, название

которого происходит от слова «феод». Феод- это населенное

крестьянами земельное владение, пожалованное

господином - сеньором (по-латински - «старшим»), своему

вассалу- подчиненному человеку, обязующемуся за владение

феодом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву

верности. В некоторых странах отношения между

владельцами феодов - феодалами - можно представить себе в виде

лестницы (так называемая феодальная лестница). На самом

верху ее стоял король - верховный собственник всей земли в

государстве; считалось, что свою власть он получил от Бога,

который и был его сеньором. Ступенью ниже находились

непосредственные вассалы короля. Часть пожалованных им

владений они передавали собственным вассалам, стоящим еще

одной ступенью ниже. А те, в свою очередь, выделяли из

полученного феода земли для своих вассалов. Получалось, что

почти каждый феодал (кроме тех, кто находился на нижней

ступени лестницы) был и вассалом и сеньором

одновременно. Хотя над феодалом и главенствовал другой, более

высокопоставленный господин, он не имел права вмешиваться в

его отношения с вассалами. Такг во Франции действовало

правило «вассал моего вассала не мой вассал». Это означало,

что даже король был лишен возможности через головы своих

вассалов - графов и герцогов - отдавать приказания их

вассалам.

Во времена установления феодализма в Западной Европе

владение крупного феодала напоминало самостоятельное

государство. Такой феодал собирал налоги с населения, имел

право судить, мог объявлять войну другим феодалам и

заключать с ними мир. Между сеньором и вассалом как бы

заключался договор. Вассал обязывался верно служить господину,

а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство.

Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на

друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные

междоусобные войны. Их целью был захват земель, населенных

крестьянами, или же знатного соседа, с которого требовали

выкуп за освобождение, захват добычи (грабеж чужих крестьян,

церквей и т.д.). От междоусобных войн больше всего

страдали крестьяне. У них не было укрепленных жилищ, где можно

было бы укрыться от нападения.

Важную роль в становлении феодализма сыграла волна

нашествий норманнов и кочевников на Западную Европу в IX-

Норманны - так в Западной Европе называли участников

грабительских походов, выходцев из Северной Европы

(норвежцев, датчан и шведов), которые приплывали к берегам

Франции, Англии, Германии, поднимались по рекам в глубь

этих стран. Они грабили, убивали, жгли, уводили пленных

в рабство, иногда захватывали целые области.

Выходцы с Южного Урала, кочевники-скотоводы мадья-

ры, или венгры, вторглись в Европу и доходили в набегах до

Парижа и Атлантического океана. Население Европы

чувствовало себя беззащитным перед нападениями норманнов и

венгров. Жители Европы стали строить каменные замки,

бывшие крепостями и жилищами феодалов: во время нападения

врага в таком замке пряталось окрестное население. В странах

Европы повсеместно сложилось конное войско - рыцарство,

пришедшее на смену ополчениям германцев.

В цивилизационном развитии Европы в Х-ХI вв.

произошел важный качественный скачок. По всей Европе

появляются города как центры ремесла и торговли. Уже в раннем

Средневековье города выполняли политические и админист-

ративные функции, являясь резиденциями государей и

крупных феодалов. Но впоследствии они стали средоточием прежде

всего ремесла и торговли.

Политическая консолидация феодалов (дворянства и

духовенства) и горожан (бюргерства) привела к

образованию сословно-представительных учреждений. Возникает

сословная монархия. Впервые орган сословного

представительства - парламент - возник в Англии. В 1265 г. было

созвано собрание крупнейших баронов и

священнослужителей, а также по два рыцаря от каждого графства и по два

горожанина от самых крупных городов. Вскоре произошло

разделение парламента на палату лордов, где заседали

представители светской и духовной аристократии, и палату общин,

где заседали представители рыцарства и горожан. Главной

функцией парламента стало утверждение налогов и

предоставление субсидий королю. Таким образом, в Англии уже в

XIII в. установилась монархия, ограниченная парламентом.

В 1302 г. во Франции королем Филиппом IV Красивым

были впервые созваны Генеральные штаты -

представительный орган трех сословий: духовенства, дворянства и наиболее

влиятельных и богатых представителей городов.

Средние века - это многовековый период зарождения, господства и разложения феодализма. В Европе он длился 12 столетий, в Азии - еще дольше. Остатки средневековья в некоторых странах не исчезли до сих пор.
Большинство народов вступило на путь феодализма, миновав рабовладельческий строй. Их средневековье началось с разложения родо-племенных отношений. Другие народы, пережившие рабовладельческую формацию, начали свою средневековую историю с традициями классового общества и государства. Но суть нового общественного строя оставалась та же. Повсюду переход к феодализму был связан с подчинением крестьян крупным землевладельцам, превратившим землю - основное условие приложения человеческого труда - в свою монопольную собственность (государственную, частную).
Феодализм знаменовал собой прогресс в общественном развитии. Наделенный землей крестьянин был заинтересован в росте производительности труда, и эта заинтересованность возрастала по мере развития феодальных отношений и ослабления личной и поземельной зависимости. Эпоха феодализма ознаменовалась расцветом мелкого товарного производства в городах, ставших колыбелью свободы и очагами культуры. Здесь зародилась мануфактура и начали складываться новые классы буржуазного общества. В результате развития товарно-денежного хозяйства изменялись аграрные отношения: крестьян переводили на чинш, местами появлялись фермерские хозяйства капиталистического типа.
В течение средневековья коренным образом изменились этнические общности и государственные образования. Племена слились в народности, а из них начали формироваться современные нации. Вместо примитивных варварских государств и обособленных сеньорий образовались крупные централизованные государства на национальной или межнациональной основе. Несравненно поднялась культура. Если в эпоху раннего средневековья люди Довольствовались остатками античной образованности и библейскими преданиями о сотворении мира, то к концу феодальной эпохи начало складываться научное представление об окружающей природе и были заложены основы материалистического мировоззрения.

Термин «средние века».

Итальянские гуманисты - лингвисты и литераторы, стремясь возродить классическую латынь, назвали время, отделяющее их век от классической древности, «средним веком» (medium aevum). В XV в. этот термин стал употребляться и историками для обозначения периода истории от гибели Западной Римской империи до современной им эпохи Возрождения. В XVII в. в историческую науку уже прочно вошло деление всемирной истории на античность, средние века и новое время. Понятие «средние века» в гуманистической и последующей буржуазной историографии не приобрело строго научного смысла и хронологической определенности. Начальной вехой средневековья считали то низложение последнего римского императора (476 г.), то время правления Константина (306-337), то нападение арабов на Европу (начало VIII в.). Еще более произвольно датировали конец средних веков. Для одних такой датой было падение Константинополя (1453 г.), для других-открытие Америки (1492 г.), для третьих - начало Реформации в Германии (1517 г.). Столь же разноречиво понимается и характер эпохи средних веков. Историки эпохи Просвещения вслед за гуманистами оценивали средние века как время общественного и культурного регресса, невежества и мракобесия. Реакционные направления в буржуазной историографии, наоборот, идеализируют и модернизируют средневековье, поднимая на щит именно то, что порицали просветители, - католицизм, схоластику, корпоративный строй.
Советская историческая наука, применяя термин «средние века» и традиционную периодизацию всемирной истории по трем указанным эпохам, вкладывает в них совершенно иной смысл. Мы рассматриваем исторический процесс как закономерное следование общественно-экономических формаций: средние века - это время зарождения, господства и разложения феодального способа "производства пришедшего на смену рабовладельческому или первобытно-общинному. Конец средних веков означал переход от феодализма к более высокой стадии общественного развития - капитализму.
Сущность феодализма. Историки начали говорить о феодализме в XVIII в., когда буржуазия готовилась к штурму «старого порядка». Под феодализмом они понимали именно этот старый порядок, противоречащий идеальным представлениям о «естественных правах» и нормальном общественном устройстве. Главными чертами феодализма считали: раздробленность политической власти, отсутствие гражданского правопорядка, соединение политической власти с земельной собственностью, иерархическую структуру общества. Хотя в настоящее время оценка феодализма в буржуазной историографии существенно изменилась, тем не менее указанная юридическая концепция осталась в силе. Историки продолжают определять феодализм по его внешним политическим и юридическим признакам, не вникая в существо экономических отношений. Главными признаками феодализма они считают политическую раздробленность, «рассеяние суверенитета», вассалитет, иерархическую структуру политической власти, корпоративность.
Марксистско-ленинская историография видит в феодализме одну из антагонистических общественно-экономических формаций. Основой феодального способа производства являлось наличие в руках эксплуататорского класса земельной собственности и наделение землей непосредственных производителей - зависимых крестьян, - которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство и отдавали феодалам свой прибавочный продукт в виде ренты или налога. При этом каждый феодал пользовался внеэкономическим принуждением, так как иначе он «не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство». феодальная рента существовала в трех формах: отработочной (барщина), продуктовой (натуральный оброк) и денежной. В раннее средневековье в Западной Европе преобладала отработочная рента. Позже большее распространение получил натуральный оброк. С развитием товарно-денежных отношений преобладающее значение приобрела денежная рента: феодалы начали свертывать барское хозяйство, раздавая господскую землю в крестьянские держания, что приводило к ослаблению и даже ликвидации крепостной зависимости и замене ее оброчными обязательствами крестьян-держателей. Это способствовало росту производительности крестьянского труда и расслоению крестьянства. Но в отдельных странах феодалы расширяли свое хозяйство и уменьшали крестьянские наделы. Для обработки барской земли они использовали наемный труд или же прибегали к восстановлению барщинных повинностей держателей.
В феодальном обществе происходила острая классовая борьба эксплуатируемых (крестьян и горожан) против эксплуататоров (феодалов и городской верхушки). Эта борьба нередко выливалась в грандиозные восстания, колебавшие устои феодального строя. И хотя восставшие массы терпели поражение, тем не менее их выступления заставляли феодалов смягчать эксплуатацию и придерживаться установленных обычаем норм феодальных повинностей. Тем самым народные восстания играли прогрессивную роль в развитии феодального общества, его производительных сил. В период разложения феодализма борьба народных масс слилась с выступлениями буржуазии и обеспечила победу буржуазии в ранних буржуазных революциях.
Феодализм представлял более высокую ступень общественного развития, чем первобытнообщинный и рабовладельческий строй, на развалинах которых он образовался. В отличие от рабовладельческого строя, при котором непосредственный производитель - раб - был лишен средств производства и превращен в «говорящее орудие», при феодализме зависимый и крепостной крестьянин наделен землей и ведет свое мелкое хозяйство. Крестьяне проявляли заинтересованность в росте производительности своего труда, так как некоторая доля прибавочного продукта использовалась для расширения мелкого крестьянского хозяйства и улучшения благосостояния зависимого населения. По мере развития феодализма личная зависимость ослабевала и во многих случаях исчезала, что создавало новые стимулы для роста производительности крестьянского труда.

Не менее прогрессивно сказывался на развитии производительных сил и переход к феодализму от первобытнообщинного строя. Укрепление индивидуального производства и превращение мелкого крестьянского хозяйства в основную экономическую ячейку общества способствовало росту производительности труда, несмотря на то что крестьяне начали подвергаться жестокой эксплуатации.
В отличие от рабовладельческого строя феодализм представлял универсальную общественно-экономическую формацию, которую прошли почти все народы мира. Но в развитии феодализма в разных странах и на разных материках имелись значительные особенности, которые определялись конкретными историческими условиями жизни народов и естественно-географической средой. I По-разному складывался феодальный строй у народов земледельческих и пастушеских, в странах с умеренным и засушливым климатом, где земледелие требовало искусственного орошения, в условиях разложения рабовладельческого или первобытнообщинного строя. В частности, весьма заметные различия наблюдались в развитии феодализма в европейских и азиатских странах. Если в Европе во все периоды средневековья преобладающее значение имела частная феодальная собственность на землю и эксплуатация крестьянства осуществлялась большей частью в форме взимания феодальной ренты, то в азиатских странах, в частности в Китае и Индии, в раннее и даже в классическое средневековье широко была распространена государственная собственность на землю и важнейшей формой эксплуатации крестьян являлись государственные налоги. Этим объясняется и тот факт, что в Европе в период сложившегося феодализма господствовала политическая раздробленность, а на Востоке в это время существовала более или менее централизованная система управления в форме деспотической монархии.

Периодизация истории средних веков. Феодализм в своем развитии прошел несколько стадий, каждая из которых характеризуется значительными сдвигами в экономике, социальном и политическом строе. На принципе стадиального развития общества
строится марксистско-ленинская периодизация исторического процесса.
Переход к феодализму происходил в разных странах неодновременно. Раньше на путь феодального развития вступили народы, пережившие рабовладельческий строй, позже народы, у которых феодализм был первой классовой формацией. Точно так же нет единой для всех стран хронологической вехи конца феодальной формации. Одни, более развитые народы покончили с феодализмом и вступили на путь капитализма раньше, другие позже. Началом западноевропейского средневековья советские историки считают крушение рабовладельческой Римской империи (V в.), концом - Английскую буржуазную революцию (1640- 1660). В азиатских странах с древнейшей цивилизацией - Китае, Северной Индии - переход к феодализму начался несколько раньше (II-III вв.), но феодальный период в целом на Востоке длился более продолжительное время (до XVIII-XIX вв.).
В советской историографии принято делить историю средних веков на следующие три периода: раннее средневековье - время формирования феодального способа производства – (V в., в отдельных азиатских странах II-XI вв.); классическое средневековье - период развитого феодализма (конец XI-XV в., в отдельных азиатских странах - и XVI в. включительно); позднее средневековье - период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства (XVI-середина XVII в., на Востоке до XVIII-XIX вв.).
В период раннего средневековья происходило становление феодальных отношений - образование крупной земельной собственности и подчинение свободных крестьян-общинников феодалами. Формировались два антагонистических класса феодального общества - класс феодальных землевладельцев и класс зависимых крестьян. В экономике сочетались разные уклады - рабовладельческий, патриархальный (свободное общинное землевладение) и складывающийся феодальный (различные формы поземельной и личной зависимости). Этими социально-экономическими условиями определялся характер раннефеодального государства. Оно было относительно единым, а в азиатских странах даже более или менее централизованным (с деспотической формой правления) и осуществляло свое господство над лично свободным населением с помощью территориальных органов власти. В пределах этих государств, объединявших множество различных этнических об-щностей, происходил процесс этнической интеграции и закладывались основы для формирования средневековых народностей.
Второй период истории средних веков характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений и расцветом феодализма. Крестьяне были поставлены в поземельную или личную зависимость, а члены господствующего класса находились в иерархическом соподчинении. Это привело к распаду раннефеодальной территориальной организации государственной власти и господству феодальной раздробленности. В странах Восточной Азии, где и при развитом феодализме сохранялась в значительном объеме государственная собственность на землю, продолжали существовать крупные государственные образования с централизованной системой управления.
В результате развития феодальной экономики, подъема городов и роста товарно-денежных отношений изменились формы феодальной эксплуатации, ослабла крепостная зависимость крестьян, появилось свободное городское население. Тем самым были созданы предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации государственной власти. Этому в немалой степени способствовало также этническое сплочение населения - образование из отдельных племенных общностей феодальных народностей. Развитие товарно-денежных отношений, расцвет городов и городской культуры коренным образом изменили облик феодального общества. Зарождалась новая идеология - гуманизм, началось движение за реформу католической церкви. Усилилась борьба народных масс против феодальной эксплуатации, вспыхивали грандиозные крестьянские и городские восстания.
Третий период средневековья характеризуется крайним обострением присущих феодализму противоречий. Производительные силы переросли рамки феодальных производственных отношений и традиционных форм собственности. В недрах феодального общества зарождались капиталистические отношения. В некоторых странах (Англия, Северные Нидерланды) происходила экспроприация непосредственных производителей. Народные массы вели борьбу как против феодальной, так и против капиталистической эксплуатации. Все это создало условия для завершения централизации феодальных государств и перехода к абсолютизму. Поднимающаяся буржуазия шла на битву с феодализмом (сперва в форме Реформации, позже в открытой политической борьбе) за установление своего господства.
Средневековье приближалось к своему концу. Наступало новое время.

История средних веков и современность.
История феодального общества представляет для нас не только академический, но и глубокий теоретический и научно-практический интерес. Многие явления в жизни современных народов и государств уходят своими корнями в средневековое прошлое - складывание классов буржуазного общества, формирование наций и развитие национальных культур, революционная борьба угнетенных масс, положившая начало революционным традициям народов, борьба за свободомыслие против духовной диктатуры церкви, освободительные движения против чужеземного ига и национального угнетения, начало создания колониальных империй и т. д. Изучение истории средних веков помогает глубже понять современность и перспективы развития на будущее.
В мире до сих пор сохранились пережитки средневековья, с которыми ведут борьбу прогрессивные силы общества. Пережитки феодализма существуют в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, особенно в тех, которые недавно освободились от ига колониализма. Некоторые средневековые традиции - монархия, сословные привилегии - не изжиты даже в таких высокоразвитых странах, как Англия и Япония.
По важнейшим проблемам истории средних веков ведется острая идеологическая борьба между историками-марксистами и буржуазными историками. Современная буржуазная реакционная историография извращает многие явления жизни средневекового общества; она пытается, вопреки историческим фактам, доказать, что частная собственность на землю и эксплуатация человека человеком существовали извечно, умалчивает о жестокой классовой борьбе в феодальном обществе и твердит о «гармонии социальных интересов». Апологеты современного капитализма утверждают, что капиталистическая система существовала извечно, так как она якобы отвечает природе человека. Реакционные историки идеализируют феодальные порядки, средневековую религиозность, корпоративную замкнутость. Борьба с реакционной буржуазной историографией - важнейшая задача советских историков-медиевистов.

§ 1 Понятие «Средневековье»

Полторы тысячи лет назад, с крушением Римской империи, началась новая эпоха всемирной истории. В исторической науке ее принято называть средними веками или Средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV веке на смену этому периоду истории не приходит Новое время.

Средние века - это многовековой период зарождения, господства и разложения феодализма. В европейских странах он длился XII столетий, в странах Азии - еще дольше. Необходимо заметить, что остатки средневековых традиций и обычаев в некоторых азиатских странах не исчезли до сих пор.

Термин «Средние века» был впервые введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения. С позиций высоких достижений культуры Возрождения Средние века виделись философам-гуманистам как период дикости и варварства. Такая позиция надолго укоренилась в исторической науке.

Историки XVII-XVIII веков закрепили деление истории человечества на древнюю, среднюю и новую. История средних веков охватывает длительный период, насыщенный многочисленными событиями, имеющими для историков как положительное, так и отрицательное значение.

Историю Средневековья принято делить на три основных периода:

1.Конец V-го - середина XI веков - период раннего Средневековья. Феодальный строй только начинает складываться как общественная система. Это время варварских и раннефеодальных королевств. Утверждается христианство, в духовной жизни упадок культуры сменяется подъемом.

2.Середина XI - конец XV веков - период расцвета феодальных отношений. Происходит массовый рост городов, после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства. Развиваются товарно-денежные отношения. Возникает новая форма государства - феодальная монархия. Формируется идеология раннего гуманизма, культура эпохи Возрождения.

3.XVI - XVII века - период позднего феодализма или начала раннего Нового времени. Данное время характеризуется процессами разложения феодализма и зарождением ранних капиталистических отношений. Оформляется тип феодального государства - абсолютная монархия. XVII век становится переломным в развитии рационализма и естественных наук.

§ 2 Переход к феодализму

В средние века большинство народов вступает на путь феодализма, миновав при этом рабовладельческий строй. Таким образом, их средневековье начинается с разложения родоплеменных отношений.

Другие же народы, пережив рабовладельческую формацию, начали свою историю Средневековья с традициями классового общества и государства. Тем не менее, суть нового общественного строя оставалась неизменной. Во всех странах переход к феодализму был связан с подчинением крестьян крупным землевладельцам, превратившим землю в свою монопольную собственность.

Необходимо отметить, что феодализм в ту пору знаменовал собой прогресс в общественном развитии. Крестьянин, наделенный землей, был заинтересован в росте производительности своего труда. Эпоха феодализма отмечается расцветом мелкотоварного производства в городах, которые становятся очагами культуры. Именно здесь зарождается мануфактура и начинают складываться новые классы буржуазного общества.

§ 3 Развитие культуры

Следует заметить, что в средние века человечество значительно продвинулось вперед в плане развития материальной и духовной культуры.

Именно в Средние века христианство становится одной из крупнейших мировых религий, оказывая громадное влияние на развитие средневековой европейской цивилизации, в чем и состоит ее уникальность.

Разумеется, при термине «Средневековье» многие вспомнят костры инквизиции, опустошительные эпидемии и проявления феодального насилия. Но, тем не менее, Средневековье оставило в памяти человечества замечательные поэтические произведения, прекрасные памятники архитектуры, живописи, научной мысли.

Среди плеяды великих людей, которых нам дало Средневековье, можно назвать: ученые - Роджер Бэкон, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Николай Коперник; гениальные поэты и писатели - Омар Хайям, Данте, Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес; выдающиеся художники - Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рубенс, Рембрандт.

§ 4 Краткие итоги урока

Чем дальше изучается история Средних веков, тем более сложной и многогранной она представляется. На сегодняшний момент историческая наука не представляет этот период как мрачные годы насилия и невежества. Средневековый мир предстает перед изучающими его, не только как закономерный этап в развитии общества, но и как самобытная, неповторимая эпоха в истории Европы со своеобразной культурой - одновременно как примитивной, так и утонченной, несомненно могущей духовно обогатить знакомством с ней современного человека.

Список использованной литературы:

  1. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография Л., 1994 г.
  2. Корсунский А. Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе М., 1979 г.
  3. Блок М. Феодальное общество М., 2003 г.
  4. Энциклопедия Всемирная история М., 2011 г.
  5. История Средних веков, под ред. С. П. Карпова М., 2010 г.
  6. Дюби Ж. Средние века М., 2001 г.
  7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада М., 1997 г.

Использованные изображения:

Мировоззрению средневекового европейца и его культуре были присущи такие понятия, как символизм и иерархизм.
Средневековье создало символическое изобразительное искусство и символическую поэзию, определило богатый, с исключительно сложной и тонко разработанной символикой религиозный культ и философию, сводящуюся к постижению и раскрытию символического значения окружающей действительности. Символическими актами сопровождается оформление правовых отношении, и символическими знаками отмечено большинство объектов обихода человека. Символической была и иерархия общества. Иерархизмом проникнут весь социальный уклад Средневековья.
Согласно идеологическим установкам Средневековья, мир телесный обладает меньшей реальностью, нежели мир духовный. Он не существует сам по себе, он обладает лишь призрачным бытием. Он — только тень истины, но не сама истина. Спасение тела не есть истинное спасение. Кто болен духом и здоров телом, не обладает истинным здравием. Такое здоровье только кажущееся: на самом деле его нет. Вещи не просто могут служить символами, они и есть символы, и задача познающего субъекта сводится к раскрытию их истинного значения. Для того ведь твари и созданы Богом, чтобы быть символами и служить к научению людей.
Вот то чувственное основание, на котором вырастает символическое восприятие. У Бога нет ничего пустого, лишенного значения. Так возникает благородный и величественный образ мира, который представляется единой огромной символической системой, собором идей, богатейшим ритмическим и полифонным выражением всего, что можно помыслить.
Когда на Западе закончилась эпоха Темных веков, завершилось Раннее и Высокое Средневековье, тогда там состоялся расцвет наук и образования, стали изучаться фундаментальные научные труды, открылись университеты, возникли корпорации ученых людей. При всем этом образование никогда не играло в Средние века такой же роли, что в Античности. Для средневековых христиан кощунственно прозвучали бы слова о том, что путь образования ведет к свободе, как это полагали в Древней Греции. Они знали призыв Христа: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Но точно так же очевидно для них было и то, что Истина достигается не изучением христианской доктрины, а служением Богу и своим ближним. Бога, а в Нем и ближнего, нужно, прежде всего, полюбить, а все остальное приложится. Какбы ни почиталась в Средние века ученость, всегда помнили, что апостолов Христос избрал из простецов.
Тем не менее, именно Церковь сохранила античную систему образования (тривиум и квадривиум), несколько перекроив ее под свои нужды. Так, риторика (искусство красноречия), изучавшаяся в Античности для развития мышления, для выражения своей личности, для достижения высокого положения в обществе, в Средние века была источником правовых знаний и навыков в составлении деловых документов (писем, грамот, посланий и т.п.) и не должна была служить честолюбивым помыслам. А, например, грамматика, также входившая в число дисциплин тривиума, необходима была не только для чтения, толкования и комментирования Священного Писания или текстов признанных Церковью авторов, но также позволяла добраться до скрытого смысла слов, ключом к которому они являются.
Средневековая символика, пронизывавшая всю жизнь людей, начиналась на уровне слов. Слова были символами реальностей. Понимание есть знание и овладение вещами. В медицине поставленный диагноз означал уже исцеление, оно должно было наступить вследствие произнесения названия болезни. Когда епископ мог сказать о подозреваемом: «еретик», то главная цель была достигнута — враг назван, а значит, и разоблачен.
Природа также виделась огромным хранилищем символов. Минералы, растения и животные, символизируя собой образы и сюжеты Библии, выстраивались в своеобразную иерархию: одни, вследствие своего символического значения, имели преимущество перед другими. У камней и цветов символический смысл совмещался с их благотворными или пагубными свойствами. Существовала цветовая гомеопатия, которая, например, желтыми и красными цветами лечила, соответственно, желтуху и кровотечения. Животный мир чаще всего виделся сферой зла. Страус, откладывающий яйца в песок и забывающий их высиживать, - таков был образ грешника, не помнящего долга перед Богом.
Исключительно широко символика применялась в богослужении: от храмовой архитектуры до песнопений и от выбора строительных материалов до мельчайших орнаментов на утвари. Так, круглая и крестообразная форма храмов являлась образом совершенства. Кроме того, форма, базировавшаяся на квадрате, обозначала четыре основных направления, символизировавших Вселенную. Восьмиугольное же строение, согласно символике чисел, обозначало вечность. Таким образом, строение храма олицетворяло микрокосмос.
Понятие красоты сводится средневековым мышлением к понятиям совершенства, соразмерности, блеска. С восхищением всем тем, что блестит и сверкает, связано и украшение одежды, которое в XV в. все еще состоит преимущественно в уснащении ее несметным количеством драгоценных камней. Блеск даже стремятся выделить звоном, прибегая для этого к колокольцам или монетам.
В повседневной одежде широко использовались серый, черный и лиловый цвета. Желтый носили прежде всего военные, пажи и слуги. Желтый иногда означал враждебность. Так, знатный вельможа, облаченный вместе со всей своей свитой в желтое, мог прошествовать мимо своего обидчика, давая знать цветом, что затеяно сие против него.
В праздничной и парадной одежде над всеми прочими цветами господствовал красный, часто в сочетании с белым. Эти два цвета символизировали чистоту и милосердие. Цвета тоже представляли собой определенную иерархию, соответствующую их символическому значению.
Вообще, яркость и острота жизни, столь присущие средневековой культуре, были порождены, очевидно, чувством неуверенности. Неуверенности в материальной обеспеченности и неуверенности духовной. Эта лежащая в основе всего неуверенность в конечном счете была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой никому не было обещано наверняка и не гарантировалось в полной мере ни добрыми делами, ни благоразумным поведением. Творимые дьяволом опасности погибели казались столь многочисленными, а шансы на спасение столь ничтожными, что страх неизбежно преобладал над надеждой. Именно этим страхом и потребностью в самоуспокоении объясняются эмоции, поведение, ментальность людей Средневековья. И здесь главенствующую роль играли традиция, опыт прошлого и предшественников. В духовной жизни высшим авторитетом являлось Писание, в теологии особое значение придавали признанным авторитетам прошлого.
Все эти характерные особенности средневекового мышления и мироощущения — символизм, иерархизм, приверженность традициям и авторитетам, потребность в самоуспокоении и в забвении среди ярких красок, острых впечатлений, тяга к экзальтации и грезам (сны и видения также являются характерными явлениями средневековой культуры) — все это можно увидеть в жизни всех слоев средневекового общества снизу доверху, как бы сильно они, на первый взгляд, ни различались.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

Бицилли П.М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. — М.: Языки славянских культур, 2006.
Гусарова Т.П. Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время.- М.: Книжный Дом « Университет», 2010.
Зарецкий Ю.П. История субъективности. Средневековая Европа. - М.: Академический проект, 2009.

Дополнительная литература

Бойцов М.А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе.- М.: Российская политическая энциклопедия, 2009.
Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. — М.: Алетейя, 2001.
Иванов К.А. Жизнь средневекового города.- CD. Производитель: Новый диск, 2007. Вып.9.
Памятники средневековой латинской литературы. VIII-IX вв. / под. ред. М.Л. Гаспарова. — М.: Наука, 2006.
Хёйзинга Й. Осень Средневековья. — М.: Айрис-Пресс, 2004.

История средних веков Европы охватывает период с V до середины XVII века внутри периода можно выделить такие этапы: а) раннее средневековье: V - XI века; б) развитое средневековье: XI - XV века; в) позднее средневековье: XVI - середина XVII века.

Термин «средние века» (от лат. medium aevum - отсюда название науки, изучающей средневековье, медиевистика) возник в Италии периода Возрождения в среде гуманистов, считавших, что это время было периодом культурного упадка, в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время.

Средние века - это время феодализма, когда человечество значительно продвинулось вперед в развитии материальной и духовной культуры, расширился ареал цивилизации.

Для феодального общества характерно: 1) господство крупной земельной собственности; 2) сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей - крестьян, которые были лишь держателями земли, а не собственниками; 3) внеэкономическое принуждение в разных формах: от крепостничества до сословного неполноправия.

Феодальная собственность (от лат. - feodum) - наследственная земельная собственность, связанная с обязательным несением военной службы. В средневековом обществе возникает иерархия с большой ролью личных вассально-ленных связей.

Государство прошло разные этапы: для раннефеодального периода характерны крупные, но рыхлые империи; для развитого средневековья - мелкие образования, сословные монархии; для позднего средневековья - абсолютные монархии.

Феодальное право защищало монополию земельной собственности феодалов, их права на личность крестьян, на судебную и политическую власть над ними.

Огромную роль в обществе играла религиозная идеология и церковь.

Таким образом, особенности феодального производства порождали специфические особенности социальной структуры, политической, правовой и идеологической систем.

Основными чертами средневековой культуры являются: 1) господство религии, богоцентрического мировоззрения; 2) отказ от античной культурной традиции; 3) отрицание гедонизма; 4) аскетизм; 5)

усиленное внимание к внутреннему миру человека, его духовности; в) консерватизм, приверженность к старине, склонность к стереотипам в материальной и духовной жизни; 7) элементы двоеверия (христианство и язычество) в народном сознании; 8) фетишизация произведений искусства; 9) внутренняя противоречивость культуры: конфликт между язычеством и христианством, противоположность ученой и народной культуры, отношения светской и духовной, церковной властей, двойственность ценностных ориентаций (духовность и телесность, добро и зло, боязнь греха и грех); 10) иерархичность культуры, в которой можно выделить культуру духовенства, рыцарскую культуру, городскую культуру, народную, в основном, сельскую культуру; 11) корпоративность: растворение личностного начала человека в социальной группе, например, сословии.

Средневековая европейская культура сложилась на развалинах Римской Империи. В раннем средневековье углубился упадок культуры, имевший место еще в позднем Риме. Варвары разрушили города, являвшиеся сосредоточением культурной жизни, дороги, ирригационные сооружения, памятники античного искусства, библиотеки, произошла аграризация общества с господством натурального хозяйства, товарно-денежные отношения были неразвиты.

Церковь установила на многие века монополию на образование и интеллектуальную деятельность.

Все области знания оказались подчинены церковно-феодальной идеологии. Обладая во времена политической децентрализации прочной организацией и сложившейся доктриной, церковь располагала и мощными средствами пропаганды.

Сутью церковного мировоззрения было признание земной жизни временной, «греховной»; материальная жизнь, природа человека противопоставлялись «вечному» существованию. Как идеал поведения, обеспечивающего загробное блаженство, церковь проповедовала смирение, аскетизм, строгое соблюдение церковных обрядов, подчинение господам, веру в чудо. Презирались разум, науки, философия, которым противопоставлялась вера, хотя из античного наследия были позаимствованы отдельные элементы философского и светского знания. Система образования: так называемые «семь свободных искусств античности», - делилась на низшую - «тривиум» (грамматика, риторика, диалектика) и высшую - «квадривиум» (геометрия, арифметика, астрономия, музыка части). Использовались работы античных авторов: Аристотеля, Цицерона, Пифагора, Эвклида, но в ограниченных пределах. Выше всех наук ставился авторитет Священного писания. В целом, для системы знаний Средневековья были свойственны такие черты: 1) универсализм; 2) энциклопедизм; 3) аллегоризм; 4) экзегеза (греч. толкование) - умение толковать и давать религиозное объяснение Библии.

Вселенная (космос) рассматривалась как творение бога, обреченное на гибель. Господствовала геоцентрическая система с различными сферами, адом и местопребыванием бога. Каждый материальный объект рассматривался как символ сокровенного и идеального мира, а задача науки - раскрыть эти символы. Отсюда проистекал отказ от изучения подлинных связей вещей при помощи опыта. Символизм наложил отпечаток на всю средневековую культуру. Считалось, что слова объясняют природу вещей. Непосредственное реалистическое восприятие мира в искусстве и литературе часто облекалось в форму символов и аллегорий.

Феодально-церковной культуре противостояла народная культура. Она уходила корнями в дофеодальную древность и связана с варварским культурным наследием, языческими мифами, поверьями, легендами, праздниками. Эти традиции, сохранившиеся в крестьянской среде на протяжении всего средневековья, были пронизаны религиозными представлениями языческого толка, чуждыми мрачному аскетизму христианства, его недоверию к живой природе: в ней виделась не только грозная сила, но и источник жизненных благ и земных радостей. Народному мировосприятию был присущ наивный реализм. Формы народного творчества разнообразны: сказки, предания, песни. Народные сказания легли в основу эпоса (ирландский эпос о герое Кухулине, исландский эпос - «старшая Эдда», англосаксонский эпос - поэма «Беовульф»). Выразителями и носителями музыкального и поэтического творчества народа были мимы и гистрионы, а с XI века жонглеры - во Франции, хуглары - в Испании, шпильманы - в Германии, бродившие по всей Европе.

Искусство раннего средневековья утратило многие достижения античности: почти полностью исчезли скульптура и вообще изображение человека; забылись навыки обработки камня, в архитектуре, преобладало деревянное зодчество. Для искусства этого периода характерно: варваризация вкуса и мироощущения; культ физической силы; выставляемое напоказ богатство; вместе с тем, ему присуще живое, непосредственное чувство материала, особенно проявившееся в ювелирном и книжном деле, где господствовали сложный орнамент и «звериный» стиль. При примитивизме варварское искусство было динамичным, его главным изобразительным средством являлся цвет. Яркие предметы создавали ощущение материальности, соответствующее варварскому чувственному видению и восприятию мира, далекому от христианского церковного аскетизма.

В раннем средневековье VII - IX веках наблюдался некоторый подъем феодально-церковной культуры при дворе Карла Великого (768 - 814) - так называемое «Каролингское возрождение», вызванное потребностями в грамотных людях для управления империей. Открывались школы при монастырях и для мирян, приглашались образованные люди из других стран, собирались античные рукописи, началось каменное строительство, но этот подъем культуры был непрочным и непродолжительным.

Развитое Средневековье отмечено значительным ростом городов и возникновением университетов.

Возникновение городов, как центров ремесла и торговли, означало новый этап в развитии средневековой культуры. Предпосылками роста городов были интенсивное развитие товарного производства и денежного обращения на базе частной собственности. Возникла потребность в грамотных людях; производство породило интерес к опытному знанию и его накоплению; для горожан характерно активное восприятие жизни, трезвый расчет, деловитость, что способствовало выработке рационалистического типа мышления; росли умственные запросы и интересы и, соответственно, тяга к светскому образованию. Монополия церкви на образование оказалась нарушена, хотя церковь и господствовала в идеологии. Городские школы успешно конкурировали с монастырскими.

Города росли в связи с притоком в них крестьян, бежавших от господ или отпущенных на оброк. По численности населения средневековые города были невелики; в XIV - XV века те из них, где проживало 20 тыс. человек, считались крупными. Население городов активно боролось за свою независимость от феодалов: города либо откупались, либо добывали независимость в вооруженной борьбе. Многие города стали коммунами, то есть они обладали правом вести самостоятельную внешнюю политику, иметь свое самоуправление, чеканить монету, все горожане были свободными от крепостной зависимости. По сути, они являлись городами-государствами, напоминавшими античный полис. Городское население, или «третье сословие», становилось духовным лидером и преимущественным носителем культуры.

С развитием городской культуры появляется светское образование, возникают университеты (от лат. universitаs - объединение, общность). В 1088 году на основе Болонской юридической школы открылся Болонский университет, в 1167 году в Англии начал работу Оксфордский университет, в 1209 году - Кембриджский университет, во Франции в 1160 году открывается Парижский университет. Всего к концу XV века в Европе насчитывалось 65 университетов (кроме Италии, Франции, Англии университеты появились в Испании, Германии, Чехии, Польше). Преподавание в университетах велось на латинском языке, ставшим европейским языком культуры. Общий язык и религия создавали определенное культурное единство в Европе, несмотря на феодальную раздробленность и политические конфликты. Основными факультетами (от лат. facultas - возможность) были младший, на котором изучали «семь свободных искусств античности», и старшие, где изучали богословие, право, медицину.

В своей рафинированной форме духовная культура получила выражение в философии. В ходе философских споров сложились основные направления средневековой схоластики (от лат. schola - школа). Возникло два основных направления: «номинализм» (от лат. nomina - имя), считавший, что объективно существуют лишь единичные вещи, доступные человеческим ощущениям, а общие понятия - «универсалии» реально не существуют, номинализм явился зародышем материализма; «реализм», считавший, что реально существуют только общие понятия - «универсалии», единичные вещи рассматривались лишь как порождение и несовершенное отражение этих понятий. Основным вопросом схоластики был вопрос об отношении знания к вере. Проблема соотношения веры и разума получила воплощение и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в музыке. Религиозное мировоззрение, как стержень духовной культуры, и христианский Бог, как основа нравственного мира средневекового человека, определили подчиненную роль философии по отношению к религии.

Фома Аквинский (1225/26 - 1274) - самый крупный философ- схоласт утверждал, что философия и наука являются служанками теологии, поскольку вера превосходит разум в человеческом бытии. Он аргументировал это тем, что, во-первых, человеческий разум непрерывно ошибается, тогда, как вера опирается на абсолютную правдивость бога, и, во-вторых, вера дается каждому человеку, а обладание научным и философским знанием, требующее напряженной умственной деятельности, доступно далеко не каждому.

Выдающимся схоластом был Пьер Абеляр (1079 - 1142) - французский философ, теолог и поэт, яркий выразитель свободомыслия, выступавший против крайних форм, как номинализма, так и реализма. Его свободомыслие основывалось на приоритете разума по отношению к вере: «пониманию, чтобы верить». Он был признан еретиком с запретом преподавать и писать.

Наряду со схоластикой в средние века существовали иные направления философии и богословия, в частности, мистика. Мистики отвергали необходимость изучать Аристотеля и пользоваться логическими доказательствами веры. Они считали, что религиозные доктрины познаются не с помощью разума и науки, а путем интуиции, озарения или «созерцания», молитв и бдений. Отрицая роль разума в познании мира и бога, мистики были более реакционны, чем схоласты. Но среди них были сильны демократические настроения: мистические секты критически относились к феодальному строю и проповедовали необходимость установления «царства божия на земле» без частной собственности, неравенства, эксплуатации. Среди мистиков можно выделить Бернарда Клервосского, Иогана Таулера, Фому Кемпийского.

В средневековой Европе хотя и медленно, но шло развитие науки и техники. Так, профессор Оксфорда Роджер Бэкон (1214 - 1294), исходивший из того, что опыт является основой знания, создал «Большой труд» - энциклопедию того времени. В средневековой науке развивалась алхимия, которая выражала связь ремесла, религии, мистики, магии, оккультизма. Алхимия предваряла собой возникновение опытного естествознания.

Значительное влияние на европейскую философию и науку оказала арабо-исламская цивилизация, в частности, труды Аль- Бируни (980 - 1048), Ибн-Сины (980 - 1037).

В средние века сделаны изобретения, повлиявшие на всю дальнейшую жизнь общества: изобретение пороха, бумаги, книгопечатания, очков, компаса. Особое значение имело книгопечатание, начатое в Европе Иоганном Гуттенбергом (1400 - 1468), способствовавшее развитию национальных литератур, унификации правописания и, соответственно, образованию, науке, культуре.

В XII - XIII века расцветает латино-язычная литература, в частности, поэзия вагантов (от лат. vagary - бродить). Развивается национальная литература, в частности, записывается эпос: французский - «Песнь о Роланде», испанский - «Песнь о Сиде», германский - «Песнь о Нибелунгах». Формируется рыцарская литература: светская лирическая поэзия трубадуров, прославляющая «куртуазную любовь» (от старофранцузского - придворный), рыцарские романы. Возникает интерес к личности человека, его чувствам. Развивается городская литература на национальных языках: например, на французском языке создан «Роман о Лисе», «Роман о розе»; предшественником Возрождения во Франции был Франсуа Вийон (1431 - 1461). Отцом английской литературы считается Джеффри Чосер (1340 - 1400), создавший сборник стихов на английском народном языке «Кентерберийские рассказы».

В средневековой Европе место искусства было противоречиво. Искусство рассматривалось как Библия для неграмотных. Главная задача искусства - укрепить религиозные чувства, раскрыть образы Священного писания, произведения, как правило, анонимны. От художника требуется не реализм, а раскрытие идей божественной святости. Переход из пространства внешнего мира во внутреннее пространство человеческого духа - вот главная цель искусства. Она выражена знаменитой фразой Августина: «не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Xристианская идеология отвергала идеалы, воодушевлявшие античных художников: радость бытия, чувственность, телесность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент космоса, - она разрушала античную гармонию тела и духа, человека и земного мира.

Важнейшим видом искусства становится зодчество, воплотившееся в двух стилях: романском и готическом. Романская архитектура отличается массивностью, приземистостью, ее задача - смирение человека, подавление его на фоне монументального величия мироздания, бога. С XII века возникает готический стиль, чертами которого является устремленность ввысь, стрельчатые арки, витражи. В. Гюго назвал готику «симфонией в камне». В отличие от суровых, монолитных, внушительных романских храмов, готические соборы украшены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 м. Античный храм считался местом жизни бога, религиозные церемонии проходили снаружи, а средневековый храм воспринимался как место общения религиозной общины и особое внимание уделялось внутреннему убранству.

В живописи главным жанром была иконопись. Живопись выступала как немая проповедь, «умозрение в красках». Иконы рассматривались как эмоциональная связь с богом, доступная неграмотным, они являются глубоко символичными. Изображения часто нарочито деформированы, условны, существует эффект, так называемой, обратной перспективы для большего воздействия на зрителя. Кроме икон, изобразительное искусство средневековья представлено также росписями, мозаиками, миниатюрами, витражами.

Основу музыкальной культуры составляло литургическое пение, воспевающее Бога в напевах, а потом и гимнах, соединяющих стихотворный текст с песенной мелодией. Канонизированная музыка -

григорианский хорал - включала в себя также песнопения, предназначенные для всех служб церковного календаря. Другой пласт музыки связан с идеологией рыцарства (куртуазная лирика трубадуров) и творчеством профессиональных музыкантов-менестрелей.

В развитом Средневековье значительных успехов достигло прикладное искусство: изготовление ковров, бронзовое литье, эмаль, книжная миниатюра.

В целом, для средневекового искусства характерны: искреннее почитание Божественного, типизация, абсолютная противоположность добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства внеэс- тетическим, религиозным идеалам, иерархичность, традиционализм, неразвитость личностного начала, - вместе с тем, средневековая культура выражает не застывшее навсегда состояние человека и его мира, а живое движение. Динамику культурного развития во многом определяет взаимодействие и соперничество официальной и народной культур. В целом же средневековая культура обладала целостностью; существовала авторитарная система ценностей; господствовал догматизм; ей была свойственна тяга к Всеединству («град Божий на земле») через имеющуюся раздробленность бытия; христианская универсальность человека противостояла национально-сословной ограниченности; наряду с отречением от мира имелось стремление к насильственному всемирному преобразованию мира. Человек начинал обращаться к самому себе, а не только к богу, но в полной мере этот величайший прогрессивный переворот в истории человечества произошел в эпоху Возрождения, подготовленное Средневековьем.

Особое место в средневековой Европе занимала Византия. На заре средневековья она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Но наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком, принадлежащий духу и букве Средневековья.

Причем, из всего средневекового европейского искусства именно византийское являлось в наибольшей степени ортодоксальнохристианским. В византийской художественной культуре слиты два начала: пышная зрелищность и утонченный спиритуализм. Значительное влияние на культуру Византии оказывал Восток. В свою очередь Византия существенно повлияла на культуру Южной и Восточной Европы, особенно России. 6.4.1.