(от греч. Phone – звук) изучает звуки речи и все, что с ними связано (сочетаемость, образование, изменение и проч.). Соответственно, объект фонетики – это звук. Сами по себе звуки не имеют значения, но они составляют материальную оболочку слова.
На письме звуки передаются буквами. Буква – это условный знак, который служит для обозначения на письме звуков речи. Соотношение букв и звуков в русском языке не одинаково: так, 10 букв русского алфавита обозначают гласные звуки (их 6), а 21 буква – согласные (их 36 + 1), причем, буквыьиъзвуков не обозначают вовсе. Например, праздничный – 11 букв и 10 звуков [пра´з"н"ич"ный"], её – 2 буквы и 4 звука [й"ий"о´] и др.
Фонетика русского языка отличается обилием классификаций звуков: глухие / звонкие, твердые / мягкие, ударные / безударные, парные / непарные и др. Но и среди этих «правил» есть свои исключения: например, непарные твердые ([ж], [ш], [ц]) и непарные мягкие ([ч"], [ш"], [j]), непарные звонкие (сонорные) ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [j]) и непарные глухие ([х], [х"], [ц], [ч], [щ]). Их необходимо запомнить, чтобы встреча с ними не казалась грустным и неприятным казусом. Да и запомнить все классификации достаточно сложно, поэтому следует прибегать к помощи фантазии: например, «Л им он – р ай » – все сонорные русского языка, «Ст епк а, х оч еш ь щ ец ? – Ф и! » – все глухие и др.
Говорим мы во многом интуитивно, поэтому при произнесении слов не задумываемся о звуках, которые произносим, и о тех процессах, которые со звуками происходят. Вспомним, например, самые простые фонетические процессы – оглушение, озвончение и ассимиляция по мягкости. Посмотрите, как одна и та же буква – в зависимости от условий произнесения – превращается в разные звуки: с
амый
– [с
а´мый"], с
идеть
– [c"
ид"э´т"], с
шить
– [ш
шыть], с
другом
– [з
друга´м], прось
ба
– [про´з"
ба] и др.
Часто незнание фонетики русского языка приводит к ошибкам в речи. Конечно, в первую очередь это касается слов-ловушек типа метр (единица измерения) и мэтр (выдающийся человек) и слов на запоминание типа ши[н"э ]ль . Кроме того, и достаточно простые слова при их легкости произношения часто создают проблемы при транскрипции: весна – [в"исна´], часы – [ч"исы´] и др. Не будем забывать также о том, что е, ё, ю, я, и (в некоторых случаях) при определенных условиях дают два звука.
Иными словами, знание русской фонетики и умение пользоваться ее механизмами – это не только показатель уровня образования и культуры человека, но и весьма полезные знания, которые пригодятся в школе и могут пригодиться во внешкольной жизни.
Успехов в изучении русской фонетики!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .
Обозначения
Используемые при фонетическом разборе обозначения:
- Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
- Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
- Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
- Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком; - В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.
Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .
Правила для ь, ъ
- Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
- Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.
Фонетика гласных
- Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
- Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] . - Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] . - Буквы я, е, э, о после согласных без ударения
обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] . - Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
- Буква и после ь обозначает звук [й"и].
Ручьи → [руч"й"и] . - Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].
Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:
а | о | и | е | у | ю | ё | я | э | ы | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
под ударением | а | о | и | э | у | у | о | а | э | ы |
без ударения | а | а | и | и | у | у | о | э, и | э, и | ы |
в начале слова | а | о | и | й"э | у | й"у | й"о | й"а | э | ы |
после гласных | а | о | и | й"э | у | й"у | й"о | й"а | э | ы |
после ь, ъ | а | о | й"и | й"э | у | й"у | й"о | й"а | э | ы |
после ж, ш, ц | ы | о | ы | ы | у | у | о | а | э | ы |
Фонетика согласных
- В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
- В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
- Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
- Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
- Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
- Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
- Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
- Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
столб → [столп], поезд → [пой"эст] . - Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] . - Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] . - Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .
В некоторых случаях:
- Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
сделал → [з"д"элал] . - Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"] - Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
зонтик → [зон"т"ик] . - Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] . - Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .
Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:
- Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] . - Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
купаться → [купац:а] . - Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] . - В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
золотого → [залатова], синего → [син"эва] . - Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .
Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»
Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].
Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.
Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка, т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические свойства.
Звук как единица языка.
Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом артикуляционной деятельности человека.
Звуки гласные и согласные.
Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Гласные звуки (6 шт.) - это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового тона при полном отсутствии шума.
Таблица 1.
Подъем | Передний | Средний | Задний |
ряды | |||
Верхний | |||
Средний | |||
Нижний |
Примечание: подъём языка к небу - способ образования, ряд - место образования (место подъёма языка).
В зависимости от того, падает на гласную в слове ударение или нет, все гласные звуки делятся на ударные (характеризуются полным произношением) и безударные (редуцированные) звуки.
Согласные звуки (37 шт.) - это звуки речи, при произнесении которых воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или из голоса и шума.
От того, как участвуют в образовании согласных звуков голос и шум, согласные звуки делятся на:
- сонорные (образуются при помощи голоса и незначительного шума): [м], [н], [л], [р], [м"], [н"), [л"], [р], [j];
Шумные, которые в сою очередь делятся на звонкие (образуются шумом при помощи голоса): [б], [в], [г] [д] [ж] [з] [б"] [в"] [г"] [д"] [з"]; и глухие (образуются только при помощи шума): [п], [ф], [к], [т], [ш],[с],[х],[ц], [ч"], [п"], [ф"], [к"], [х"]. [т"],[с"].
Согласные звуки делятся на твёрдые ([б], [п], [в], [ф], [д], [т], [з], [с], [ц], [ж], [ш], [г],[к], [х], [м],[л],[н],[р]) и мягкие ([б"], [п"], [в"], [ф"], [д"], [т"],[з"],[с"],[г"],,,[м"][л"],[н"],[р"]).
Согласные звуки могут составлять между собой пары по ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ ([б] - [п], - [п"], [в] -[ф], [в"] - [ф"], [д] - [т], [д"] - [т"], [з] - [с], [з"] - [с"], [ж] -[ш],[г] - [к], [г"] - [к"]) и по ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ ([б] - [б"], [п] - [п"]. [В] - [В"], [ф] - [ф"], [Д] -[Д"], [т] - [т"], [з] - [з"], [с] - , [г] -[г"], [м] - [м"], [л] - [л"], [н] - [н"], [р] - [р"]).
Некоторые согласные не входят в эти пары, они называются непарными: звонкие [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"],, глухие звуки [х], [ц], [ч"], твердые звуки [ж], [ш], [ц] и мягкие [ч"], [щ"], .
Из-за своего звучания звуки [ж], [ш], [ч] называются шипящими, а [з], [с] - свистящими. Звуки [ц] и [ч] называются аффрикаиами. так как они представляют собой слитное сочетание звуков: [тс] и [тш].
Сильные и слабые позиции звуков.
В речи все звуки стоят либо в сильной (произносятся более четко), либо в слабой позиции. Сильной для гласных звуков является ударная позиция, а безударная - слабой (ср. до?м - дома?). Для согласных звуков сильной является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], [ы], (грибы), а слабой - в конце сова (гриб - [грип], позиция перед звонкими и глухими согласными, в которой парные по глухости-звонкости согласные не различаются (проезд [проезт]).
7. Слог - это минимальная единица речевого потока, он создается единым дыхательным толчком. Он состоит или из одного гласного звука или из сочетания гласного и согласных. В зависимости от того, на что заканчиваются слоги, они делятся на открытые (заканчиваются на гласный звук: мо-ло-ко) и закрытые (заканчивается на согласный звук Мур-зик).
8. Словесное ударение - это более сильное произношение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения этого слова.
В русском языке ударение зависит от силы выдоха, поэтому оно силовое и динамическое. В русском языке нет определенного зафиксированного места ударения, оно может падать на любой слог (разноместное ударение): ма"ма, соба"ка. Русское словесное ударение также является подвижным, так как при переходе слова из одной формы в другую может меняться и место ударения в слове: стена" - сте"ны.
Если слово многосложное (состоит из нескольких основ), то оно может иметь несколько ударений, при этом одно из них - главное, а остальные - второстепенные: ки"нокарти""на.
Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным словам (спереди - проклитики, сзади - энклитики): под две"рью.
Иногда ударение может выполнять смыслораз-личительную функцию, например, за"мок- замо"к.
9. Интонация - это единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа, тембра и пауз. Интонация в высказывании выполняет определенные функции:
- различает коммуникативные виды высказывания: побуждение, восклицание, вопрос, импликацию, повествование;
- оформляет высказывание в единое целое, выделяет его части в соответствии с их важностью;
- выражает конфетные эмоции;
- передает подтекст высказывания;
- характеризует говорящего.
Со словом "фонетика" каждый из нас сталкивался в школе, когда изучал русский язык. Этот раздел в русском языке очень важен, как, впрочем, и все другие. Знание фонетики позволит Вам грамотно произносить звуки в словах, чтобы Ваша речь была красивой и правильной.
Определение фонетики
Итак, начнем наш разговор с того, что скажем, что такое фонетика. Фонетика - это часть науки о языке, которая изучает звуки, являющиеся составной частью слов. Фонетика имеет связь с такими разделами русского языка, как орфография, культура речи, а также словообразование и многие другие.
Звуки в фонетике рассматриваются как элементы всей языковой системы, с помощью которых слова и предложения воплощаются в звуковую форму. Ведь только с помощью звуков люди могут общаться, обмениваться информацией и выражать свои эмоции.
Фонетику разделяют на частную и общую. Частную по-другому называют фонетикой отдельных языков. Она делится на описательную фонетику, которая описывает звуковой строй определенного языка (к примеру, фонетика русского языка) и историческую фонетику, изучающую то, как изменяются звуки с течением времени. Общая фонетика занимается изучением основных условий звукообразования, составлением классификации звуков (согласных и гласных), а также исследованием закономерностей сочетаний различных звуков.
А теперь настало время рассказать о том, что такое фонетика русского языка. Фонетика русского языка состоит из нескольких уровней формирования устной речи. А именно:
- Звуки, разновидность звуков, произношение звуков.
- Слоги, сочетания звуков.
- Ударение.
- Интонация, речь в целом и паузы.
Отметим, что русский язык включает в себя 37 согласных звуков и 12 гласных. Звуки образуют слоги. Каждый слог обязательно имеет один гласный звук (например, мо-ло-ко). Ударением называют произнесение определенного слога в слове с большей длительностью и силой. А интонация - это речевой элемент, который выражается в изменении высоты тона. Под паузой понимается остановка голоса.
Таким образом, мы теперь знаем, что такое фонетика, определение этого понятия подведет итог данной статьи. Фонетика – раздел науки языкознания, изучающий звуковую сторону языка, а именно звукосочетания и слоги, а также закономерности объединения звуков в цепочку.