Электронный образовательный ресурс "уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения ". Предложения со словом «смущенный

Задание № 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(­ы), на месте которой(­ых) в предложе­
нии должна(­ы) стоять запятая(­ые).
1. Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо
влекущая к себе (4) подавляют поэта.
2. Двое рыбаков возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3) нагружен­
ных (4) дубовой клёпкой и сандалом.
3. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанны­
ми розовой дымкой (4) деревьями.
4. Сейчас (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) теребя платок (4) и (5) что­то рассматривая
под ногами.
5. Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4)
унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.
6. Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) за­
крывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.
7. Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким­то итальянским
архитектором.
8. Ветви деревьев (1) сплетаясь жёсткими застывшими концами (2) печально звенят (3) переживая
(4) зимнюю стужу.
9. Прижимаясь к самой дороге (1) вокруг меня зеленел лес (2) изредка уступая место (3) порос­
шим осокой (4) полям.
10. Нарядных бабочек­крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно
увидеть в природе (4) уже ранней весной.
11. Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) каза­
лись мне особенно торжественными.
12. Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам опере­
ния. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы полу­
чить благосклонность от невесты невелики.
13. Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, пе­
ревалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.
14. Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говоря­
щим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.
15. В мире не счесть мастеров­виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью,
композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.
16. Привлечённые запахом (1) цветущей в парке (2) акации (3) мы остановились (4) наслаждаясь

ароматом.
17. Тяжёлая навесь снега согнула гибкие берёзы и тополя (1) образовав (2) причудливые арки (3)
походившие (4) на невиданные зимние грибы.
18. Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился
естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго­
востоку от усадебного дома.
19. Талантливый писатель (1) создающий свои произведения (2) совсем не думает о законах и
правилах (3) изложенных в трудах (4) по литературоведению.
20. Россия начала XX столетия (1) обуреваемая революционными страстями (2) и (3) раздирае­
мая идеологическими и социальными противоречиями (4) подарила миру Серебряный век.
21. Одним из самых известных произведений Рафаэля является (1) созданный в начале шестна­
дцатого века (2) алтарный образ «Обручение Марии» (3) написанный, возможно, ещё в период
пребывания Рафаэля в мастерской Перуджино (4) и относящийся к раннему периоду творчества
художника.
22. Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая
на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.
23. Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от дома (4)
части старого парка.
24. За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая дере­
венька.
25. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный
в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.
26. Высокая трава (1) наклонившаяся к земле (2) мягко обвивалась вокруг (3) намоченных
дождём (4) стволов деревьев.
27. Принципы реализма и народности (1) воспринятые Модестом Петровичем Мусоргским в мо­
лодые годы (2) проявились в правдивом отражении жизненных явлений и в глубинной народности
музыкального языка (3) ставшего для композитора (4) главным на всю жизнь.
28. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми поли­
пами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный
день.
29. Сова ухнула (1) нарушив тишину ночного леса (2) и (3) захлопав крыльями (4) полетела во
тьму.
30. С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3)
набегавшей на берег волны.
Ключи:
1
24
2
13
3
12
4
123
5
4
6
1234
7
23
8
123
9
12
10
13
11
1234
12
13
13
1234

1. За-да-ние 15

1) Ни сквер-ная ан-глий-ская по-го-да ни ле-дя-ная стужа спаль-ни ни остыв-ший чай не могли из-ме-нить на-стро-е-ние гостя.

2) В син-так-си-че-ском строе двух по-э-ти-че-ских тек-стов мы можем найти как сход-ство так и раз-ли-чие.

3) Жизнь во всех её про-яв-ле-ни-ях очень ин-те-ре-со-ва-ла И. Ре-пи-на и ему пре-ти-ло рав-но-ду-шие за-пад-ных ху-дож-ни-ков к об-ще-ствен-ным про-бле-мам.

4) Ро-ле-вое чте-ние или ин-сце-ни-ров-ка фраг-мен-тов из изу-ча-е-мых про-из-ве-де-ний осо-бен-но нра-ви-лись на-ше-му клас-су.

5) Мно-гие ли-те-ра-ту-ро-ве-ды и ис-то-ри-ки вновь и вновь спо-рят о тай-нах шекс-пи-ров-ско-го твор-че-ства

2. За-да-ние 15

Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния. Ука-жи-те но-ме-ра пред-ло-же-ний, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ за-пя-тую

1) В конце XVI века в цар-ских и бо-яр-ских па-ла-тах и в мо-на-сты-рях печи стали об-ли-цо-вы-вать из-раз-ца-ми.

2) В по-след-ние годы жизни Ру-бенс до-стиг уди-ви-тель-но-го со-вер-шен-ства как в ис-кус-стве порт-ре-та так и в пей-за-же.

3) Про-фес-сор Ки-ев-ско-го уни-вер-си-те-та Пра-хов за-ве-до-вал рос-пи-сью зна-ме-ни-то-го Вла-ди-мир-ско-го со-бо-ра

и к ра-бо-те над рос-пи-ся-ми он привлёк ху-дож-ни-ков из Аб-рам-це-ва..

4) Под-твер-дить или опро-верг-нуть эти пред-по-ло-же-ния до-воль-но труд-но.

5) Мед-ве-жо-нок лежал на со-ло-ме у самой мачты или взби-рал-ся на неё вверх до бе-сед-ки и здесь сидел или тоже лежал.

3. За-да-ние 16

Оба про-чи-та-ли те-ле-грам-му (1) почти ка-са-ясь друг друга го-ло-ва-ми (2) и (3) пе-ре-чи-тав два раза (4) молча уста-ви-лись друг на друга.

4. За-да-ние 16

Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

Сей-час (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) те-ре-бя пла-ток (4) и (5) что-то рас-смат-ри-вая под но-га-ми.

5. За-да-ние 17

Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

До-сто-ев-ский очень гор-дил-ся тем, что изобрёл или (1) лучше ска-зать (2) ввёл в рус-ский язык гла-гол «сту-ше-вать-ся». Он на-столь-ко гор-дил-ся этим, что на-пи-сал (3) как из-вест-но (4) целую главу об этом в «Днев-ни-ке пи-са-те-ля».

6. За-да-ние 17

Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-ни-ях долж-ны сто-ять за-пя-тые.

Кос-ми-че-ская эра на-ча-лась (1) может быть (2) тогда, когда скром-ный учи-тель ма-те-ма-ти-ки из Ка-лу-ги пер-вым до-ка-зал, что че-ло-век спо-со-бен по-ле-теть в кос-мос. Пер-вым сде-лал чер-те-жи ра-ке-ты, ко-то-рая спо-соб-на от-пра-вить-ся в кос-мос, и вывел фор-му-лу её полёта (3) имен-но (4) К. Э. Циол-ков-ский.

7. За-да-ние 18

Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

От-че-го часы (1) к звуку (2) ко-то-рых (3) давно бы пора было при-вык-нуть (4) на-по-ми-на-ют мне так много?

8. За-да-ние 18

Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

Ор-га-низ-му че-ло-ве-ка (1) не-об-хо-ди-мы мик-ро-эле-мен-ты (2) ис-поль-зо-ва-ние (3) ко-то-рых (4) в ком-плекс-ных удоб-ре-ни-ях (5) уве-ли-чи-ва-ет пи-та-тель-ную цен-ность пло-дов и ово-щей.

9. За-да-ние 19

Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния. Ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

Пер-вое (1) что мы уви-де-ли подле дома (2) был строй-ный обе-лиск чёрного мра-мо-ра (3) и (4) когда я про-чи-тал над-пись на дру-гой сто-ро-не цо-ко-ля (5) то стало по-нят-но (6) что обе-лиск уста-нов-лен к сто-ле-тию со дня рож-де-ния Лер-мон-то-ва.

10. За-да-ние 19

Рас-ставь-те знаки пре-пи-на-ния: ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых в пред-ло-же-нии долж-ны сто-ять за-пя-тые.

Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

К ве-че-ру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) ло-ша-ди еле пе-ре-сту-па-ли (4) будто по-те-ря-ли по-след-ние силы.

Форма проведения: тест

Тема: Уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения

Текст работы:

Вариант № 1

    С самолёта открывался вид на побитый стрельбами да взрывами каменисто-песчаный участок степи.

    Серьёзность своего положения он вывел не столько из слов сколько из преувеличенно бодрых лиц врачей.

    И через морозный и терпкий запах они оба слыша­ли милый и пьянящий дух родного дома.

    Молодые люди замолчали и стали слушать и смо­треть.

    Где-то скрипнула несмазанная дверь и в воздухе за­пахло жареным луком.

    Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

    На этом столе можно было увидеть тетради матери- учительницы и документы отца и две скромненькие две­надцатилистовые тетрадочки сына.

    Чтение открывало ему то «дворянские гнёзда» с их тёплой и возвышенной жизнью под просторным небом то размеренное и ленивое существование старых горо­дов.

    Она или не расслышала моих слов или не обратила на них внимания.

    Марина всегда была готова слушать его бесконечные байки и побасенки и безоговорочно верила каждому его слову.

    В парке душно пахло цветущей акацией и заливисто пел соловей.

    Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

    Холодно и сыро было в саду и на веранде и в доме.

    Ни конца ни края не было этим степным просторам.

    У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

    Свет фонаря то виднелся отчётливо то пропадал в набегающих на нас полосах тумана.

    Евсеич подложил сухой травы и веток и принялся раздувать пламя.

Все ребятишки (1) кроме нашего сына (2) стояли у входа в школу (3) загадочно глядя на нас (4) и о чём-то перешёптываясь.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Антон (1) поздно вечером возвращаясь из гостей (2) снова почувствовал прилив (3) утихшей на время (4) то­ски.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Залитые солнцем (1) виднелись вдалеке (2) геометриче­ские линии улиц (3) смягчённые зелёными очертаниями деревьев (4) и кипевшие повседневной суетой.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Красногрудые снегири (1) усеявшие кроны деревьев (2) выглядели словно сказочные птицы или (3) распустивши­еся в самый разгар зимы (4) цветы на снежных верхуш­ках пушистых елей.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я подошёл к колодцу и (1) наклоняя (2) и поднимая деревянную ручку (3) начал качать (4) пахнущую дере­вом (5) колодезную воду.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Из него и вправду (1) может (2) выйти неплохой работ­ник, если (3) конечно (4) он возьмётся за ум.

За окном (1) очевидно (2) бушевала буря (3) однако (4) никого из нас это почему-то не волновало.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложениях должны стоять запятые.

Вскоре (1) однако (2) отряд скрылся в лощине, и ко­мандир облегчённо вздохнул. Теперь (3) по-видимому (4) им ничто не угрожало.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Учёные у нас (1) как известно (2) распределяются по категориям - величайший, великий, знаменитый, выдаю­щийся, крупный, известный, значительный, опытный, квалифицированный и (3) наконец (4) старейший.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Кучер (1) наконец (2) привык к темноте и (3) види­мо (4) что-то там разглядел.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Впереди войска (1) колонны (2) которого растяну­лись (3) на пять миль (4) ехал великий победоносный Курфюрст.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Река затем (1) втекала в огромный пруд (2) в бетонной плотине (3) которого (4) шумела вода.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Встало солнце (1) и (2) пока люди спали (3) согрело город своими лучами (4) так что день обещал быть тёплым и ясным.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Елена Наумовна самолично стала показывать будущему жильцу квартиру (1) чего обычно не делала (2) потому что (3) если видела в человеке самоуверенного нахала (4) то предоставляла это мне.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Внезапно дорога оборвалась (1) и (2) прежде чем мы успели это понять (3) превратилась в огромную лужу (4) в которой безнадёжно увязла наша повозка.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Большая часть военных заводов стояла (1) и (2) если зарплата не задерживалась (3) рабочие получали простой­ные деньги (4) суммы (5) которых легко воображались с помощью нескольких буханок хлеба.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Я очень обрадовался (1) потому что (2) когда мне весе­ло (3) и рядом со мной идут друзья (4) я обо всём забы­ваю и не думаю о том (5) что ещё будет когда-то.

Вариант № 2

    Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

    Перед обедом из окон высовывались мамы и бабуш­ки и звали детей домой.

    Ирина любила бегать к автостанции и к морю и часто залезала с мальчишками на нефтяную вышку.

    Это был единственный способ если не добиться успе­ха то хотя бы занять свою нишу в новом городе.

    На площади стоял сказочный ледяной терем с рез­ным крыльцом да кружевными наличниками по окнам.

    Волны захлёстывали мол и было холодно и сыро.

    Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

    Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах «Слова о полку Игореве».

    Поднялся ураганный ветер и в городском парке за­стонали и заскрипели столетние ели. Солдат держал в руках рюкзак и палатку и был одет в летнюю форму.

    Розовый свет уже загорался на заснеженных верши­нах гор и медленно опускался вниз.

    Сквозь шум ветра до нас доносился не то собачий лай не то уханье филина.

    Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

    Давно уже от брата не было ни слуху ни духу.

    Григорий ощущал в себе если не удовольствие то удивительную лёгкость.

    Розы и георгины росли у самого окна и с любопыт­ством заглядывали в окна.

    Заря вспыхнула и погасла и затеплилась в небе пер­вая звёздочка.

    Заросли вокруг озера были густые и колючие и ка­зались непроходимыми.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Побежали по улицам (1) весело журча (2) и играя (3) весенние ручьи (4) сверкающие на солнце.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сейчас (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) теребя платок (4) и (5) что-то рассматривая под но­гами.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Истерзанная взрывами (1) толща углистых сланцев окружила исследователей (2) грозя бесчисленными остры­ми выступами (3) и (4) отсвечивая сталью на гладких сколах.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ослеплённый яростью (1) Сергей не услышал (2) бро­шенных ему вдогонку (3) слов и (4) опрокидывая короб­ки (5) помчался по коридору.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Стоя по пояс в реке (1) и черпая холодную воду (2) он окатывал лошадь со всех сторон (3) расчёсывая гриву (4) и (5) выдёргивая репьи и всякую труху.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дача (1) может быть (2) названа колыбелью, с которой для каждого из нас начиналось постижение мира, пона­чалу ограниченное садом, затем огромной улицей, потом участками и (3) наконец (4) всей загородной стороной.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда (1) наконец (2) из-за туч появилось солнце, за­мёрзший пруд (3) казалось (4) превратился в огромное сверкающее зеркало.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

У него ещё в мальчишестве (1) кажется (2) был очень хороший голос, ему даже пророчили карьеру, которую (3) по словам бабушки (4) сгубила незадачливая преподава­тельница.

    Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Однако (1) эта новость не только не приободрила отца, а (2) наоборот (3) ввергла в (4) как будто (5) ещё более томительное состояние неопределённости.

13.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Во всяком случае (1) телефонного разговора Пашка (2) безусловно (3) не слышал, если (4) конечно (5) опять-таки не подслушивал тайком.

14.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Именно (1) в Ташкенте (2) от которого (3) остался на всю жизнь незабытый ужас одиночества (4) я провела трудные годы эвакуации.

15.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Без всякой надежды на успех я стал пробираться (1) вдоль забора теплостанции (2) из огромной трубы (3) ко­торой (4) валил серый дым.

16.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Война была на исходе (1) и (2) хотя комиссия эта не была ещё создана (3) но предполагалось (4) что со време­нем он её возглавит.

17.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Иногда его одолевали воспоминания (1) и (2) когда Коля думал о маминых братьях (3) когда он вызывал из темноты прошедших лет их образы (4) то в памяти всплы­вали два грубоватых лица.

18.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

У подножия этого вавилонского грохота кое-где бес­страшно сидят нищие скрипачи и скрипачки (1) и (2) если вплотную к ним подойти (3) слышно (4) как они трогательно наигрывают классические мелодии.

19.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

Я думаю (1) что (2) когда ты снова увидишь дом (3) в котором вырос (4) то на тебя обязательно нахлынут вос­поминания.

20.Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые.

В зале было невыносимо шумно (1) так что (2) если бы Шекспир не был его кумиром (3) и Иван не помнил тек­ста наизусть (4) то он не понял бы ни слова из драмы (5) которая разыгрывалась на сцене.

Вариант 1

Вариант 2

2016-2017 уч.г.

Вариант 41

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 спра­ва от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, за­пятых и других дополнительных символов . Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)В 1904 году, в самом на­ча­ле рус­ско-япон­ской войны, крей­сер «Варяг» по­пы­тал­ся про­бить­ся мимо япон­ской эс­кад­ры в Порт-Артур, од­на­ко в ходе сра­же­ния с япон­ца­ми по­лу­чил 5 под­вод­ных про­бо­ин и был за­топ­лен. (2)Спро­ек­ти­ро­ван­ный Чарль­зом Крам­пом по за­ка­зу Рос­сий­ской им­пе­рии и спу­щен­ный на воду в 1899 в Аме­ри­ке, крей­сер этот, ка­за­лось бы, имел все шансы про­рвать­ся к Порт-Ар­ту­ру: «Варяг» по­ка­зал на ис­пы­та­ни­ях ре­корд­ную для сво­е­го вре­ме­ни ско­рость - 23,5 узла. (3) из-за круп­ных кон­струк­тор­ских недочётов ин­же­не­ра Крам­па па­ро­вые котлы ко­раб­ля вско­ре после ввода крей­се­ра в экс­плу­а­та­цию при­шли в не­год­ность и мак­си­маль­ная ско­рость «Ва­ря­га» к мо­мен­ту сра­же­ния со­кра­ти­лась до 14 узлов, чего было явно не­до­ста­точ­но для про­ры­ва.

1. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Скон­стру­и­ро­ван­ный Крам­пом для Рос­сий­ской им­пе­рии крей­сер «Варяг» по­ка­зал на ис­пы­та­ни­ях ре­корд­ную для сво­е­го вре­ме­ни ско­рость - 23,5 узла, од­на­ко из-за круп­ных кон­струк­тор­ских недочётов Крам­па уже через пять лет ско­рость крей­се­ра со­кра­ти­лась до 14 узлов.

2) Крей­сер «Варяг», по­ка­зав­ший на ис­пы­та­ни­ях ре­корд­ную для сво­е­го вре­ме­ни ско­рость, ве­ро­ят­но, не был бы за­топ­лен и смог бы про­рвать­ся к Порт-Ар­ту­ру, если бы не кон­струк­тор­ские недочёты ин­же­не­ра Крам­па, в ре­зуль­та­те ко­то­рых ско­рость ко­раб­ля к 1904 году со­кра­ти­лась до 14 узлов.

3) По­стро­ен­но­му по по­след­не­му слову тех­ни­ки крей­се­ру «Варяг», тем не менее, не хва­ти­ло мак­си­маль­ной ско­ро­сти для того, чтобы про­рвать­ся мимо япон­ской эс­кад­ры к Порт-Ар­ту­ру, ко­рабль по­лу­чил 5 про­бо­ин и был за­топ­лен.

4) Крей­сер «Варяг» был за­топ­лен в 1904 году при по­пыт­ке про­рвать­ся к Порт-Ар­ту­ру, причём ко­рабль с мо­мен­та по­строй­ки не имел на это ни­ка­ких шан­сов: расчётная ско­рость «Ва­ря­га» со­став­ля­ла всего 14 узлов, чего было явно не­до­ста­точ­но для успеш­но­го про­ры­ва.

5) Кон­струк­тор­ская ошиб­ка ин­же­не­ра Крам­па, в ре­зуль­та­те ко­то­рой ко­рабль, по­ка­зав­ший на ис­пы­та­ни­ях ре­корд­ную для сво­е­го вре­ме­ни ско­рость, через 5 лет сни­зил ско­рость до 14 узлов, ве­ро­ят­но, и стала при­чи­ной его не­удач­ной по­пыт­ки про­рвать­ся к Порт-Ар­ту­ру и, в ко­неч­ном итоге, за­топ­ле­ния.

2. Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии? Вы­пи­ши­те это слово.

На­при­мер,

К тому же

Од­на­ко

Сле­до­ва­тель­но,

3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПРИЙ­ТИ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в тре­тьем (3) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ПРИЙ­ТИ́ , приду, придёшь; пришёл, -шла; при­шед­ший; придя; совер.

1. Идя, до­стиг­нуть чего-н., явить­ся куда-н. П. домой. П. в гости.

2. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). На­сту­пить, на­стать, воз­ник­нуть. При­ш­ла пора учить­ся. При­шло время обе­дать. При­ш­ла счаст­ли­вая мысль.

3. во что. Ока­зать­ся в каком-н. со­сто­я­нии (на­зван­ном сле­ду­ю­щим далее су­ще­стви­тель­ным). П. в ярость. П. в вос­хи­ще­ние. П. в вет­хость. П. в дви­же­ние.

4. к чему. До­стиг­нуть чего-н. после каких-н. дей­ствий, ре­ше­ний. П. к со­гла­ше­нию. П. к вы­во­ду.

4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

ис­чЕр­пав

включЁнный

ба­ло­вАть­ся

кУ­хон­ный

5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним . За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

Мне вспом­нил­ся город моего дет­ства и те самые зна­ме­ни­тые ГЛИ­НЯ­НЫЕ сви­стуль­ки, ко­то­ры­ми тор­го­ва­ли на ба­за­рах.

Дол­гое время дер­жа­лось у Анюты то самое ПРАЗД­НИЧ­НОЕ на­стро­е­ние, ко­то­рое по­мо­га­ло ей с лёгко­стью ре­шать даже самые труд­ные про­бле­мы.

В его обя­зан­но­сти вхо­ди­ла ОПЛА­ТА го­но­ра­ра со­труд­ни­кам-сов­ме­сти­те­лям.

После раз­го­во­ра с На­та­ли Ан­дрея охва­ти­ло од­но­вре­мен­но чув­ство любви и не­на­ви­сти, и это ДВОЙ­СТВЕН­НОЕ чув­ство не по­ки­да­ло его до ве­че­ра.

Си­сте­ма от­сле­жи­ва­ла толь­ко ИС­ХО­ДЯ­ЩИЕ звон­ки.

6. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова . Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ЧЕ­ТЫРЬ­МЯ­СТА­МИ строч­ка­ми

все ДИ­РЕК­ТО­РА гим­на­зий

со­вре­мен­ных КУ­ХНЕЙ

КРАТ­ЧАЙ­ШИЙ путь

де­ре­во БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми , в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

А) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

Б) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

Д) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом.

1) Не при­зна­вая на­ше­го права на этот пруд, лишь маль­чиш­кам с буль­ва­ра было дано ло­вить в нём рыбу, ла­зать зимой по ле­дя­ным ва­лу­нам и стро­ить снеж­ные кре­по­сти.

2) Ин­те­рес­ным яв­ля­ет­ся и факт, ко­то­рый вошел во все мифы и ле­ген­ды мира, что ос­но­ва­те­ли всех воз­ник­ших после по­то­па ци­ви­ли­за­ций по­яви­лись вдруг, при­плыв с ка­ко­го-то дру­го­го, ис­чез­нув­ше­го ма­те­ри­ка.

3) Песня зву­ча­ла всё силь­нее и силь­нее, по­кры­вая шум ба­ра­ба­нив­ше­го дождя по мок­ро­му ас­фаль­ту.

4) Счи­та­ет­ся, что ат­лан­ты, уце­лев­шие по окон­ча­нию ка­та­клиз­ма, раз­бре­лись по всему свету и пе­ре­да­ли свои зна­ния и егип­тя­нам, и майя, и ац­те­кам.

5) Язык и стиль ко­ме­дии «Горя от ума» за­слу­жи­ва­ют осо­бо­го рас­смот­ре­ния.

6) Пе­тер­бург­ский пе­ри­од в твор­че­стве А.С. Пуш­ки­на не толь­ко ха­рак­те­ри­зу­ет­ся боль­шей сти­ли­сти­че­ской сво­бо­дой, но и лом­кой жан­ро­вых гра­ниц.

7) Ми­сти­ка этого факта за­клю­ча­ет­ся еще и в том, что очер­та­ния Ат­лан­ти­ды, пред­став­лен­ные на ста­рин­ной карте 1665 года, пол­но­стью сов­па­да­ют с кон­ту­ра­ми Ан­тарк­ти­ды!

8) Еще дол­гое время в серд­цах людей будет теп­лить­ся на­деж­да, что найти «зем­ной рай» и раз­га­дать тайну ска­зоч­ной Ат­лан­ти­ды воз­мож­но.

9) При­тя­га­тель­ность и магия Ат­лан­ти­ды за­клю­ча­ет­ся как раз в том, что до­сто­вер­но не­из­вест­но, су­ще­ство­ва­ла пре­крас­ная стра­на во­об­ще, или это плод фан­та­зий Пла­то­на о не­сбы­точ­ном, но таком же­лан­ном мире.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

8. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная непроверяемая глас­ная корня . Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

ред..ктировать

нач..нать

р..ди­те­ли

предв..рительный

9. Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах про­пу­ще­на одна и та же буква . Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

сверх..есте­ствен­ное, п..еде­стал;

пр..ятный, пр..выше (всего);

пред..сто­рия, вз..мать (дань);

о..дача, пре..ста­вить.

бе..ха­рак­тер­ный, ра..положить

10. Е.

услужл..вый

выдёрг..вать

по­на­де..вшись

узорч..тый

за­чер­вив..ть

11. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

по­трат..вший

рас­к­ле..нный

за­держ..шь

12. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО . Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Ар­хео­ло­ги Ро­стов­ской об­ла­сти обес­по­ко­е­ны за­строй­кой (НЕ)ИС­СЛЕ­ДО­ВАН­НЫХ учёными тер­ри­то­рий.

От­нюдь (НЕ)ПРАЗД­НОЕ лю­бо­пыт­ство при­ве­ло нас в этот город.

Сквозь (НЕ)ЗАДЁРНУ­ТЫЕ шторы видно было боль­шую ярко освещённую ком­на­ту.

Книга до сих пор (НЕ)ПРО­ЧИ­ТА­НА.

(НЕ)БОЛЕЕ трети уча­щих­ся дали вер­ные от­ве­ты на за­да­ния по­вы­шен­ной слож­но­сти.

13. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО . Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова .

Все ми­ря­не за­ме­ти­ли, что празд­ник - БУДТО(БЫ) и не празд­ник, что всё ЧЕГО(ТО) не­до­стаёт.

Те­перь если что мяг­кое попадётся, то буду КАК (НИ­БУДЬ) же­вать, а твёрдое - НИ(ЗА)ЧТО не от­ку­шу.

Он видел её (В)СКОЛЬЗЬ ещё один раз, и после этого во­е­во­да ко­вен­ский скоро уехал, и вме­сто пре­крас­ной чер­но­гла­зой по­ляч­ки вы­гля­ды­ва­ло из окон КАКОЕ (ТО) тол­стое лицо.

Эпи­грам­мы сы­па­лись (НА)СЧЁТ её мужа, ко­то­рый один во всём Па­ри­же (НИ)ЧЕГО не знал и не по­до­зре­вал.

(ОТ)ТОГО, какие ар­гу­мен­ты пред­ста­вит на слу­ша­ни­ях ад­во­кат, за­ви­сит ре­ше­ние суда (ПО)ЭТОМУ делу.

14. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н .

Лю­би­мы­ми блю­да­ми Петра I были жаре(1)ое мясо с ово­ща­ми, за­пе­че(2)ая рыба, тол­стые кол­ба­сы, копче(3)ый око­рок и ма­ри­но­ва(4)ые грибы.

15. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния , в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) В ком­на­те оста­лись толь­ко хо­зя­ин да Сер­гей Ни­ко­ла­е­вич да Вла­ди­мир Пет­ро­вич.

2) Сви­яж­ский был не толь­ко умный но и очень об­ра­зо­ван­ный че­ло­век.

3) За­пряжённые в сохи и бо­ро­ны ло­ша­ди были сытые и круп­ные.

4) Всё в ком­на­те за­тих­ло и слы­ша­лось толь­ко сла­бое по­трес­ки­ва­ние вос­ко­вых све­чей.

5) Где-то в пе­ред­ней гре­мит ведёрко и слы­шит­ся тихий плеск воды.

16. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Сей­час (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) те­ре­бя пла­ток (4) и (5) что-то рас­смат­ри­вая под но­га­ми.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Раззудись (1) плечо!

Размахнись (2) рука!

Ты пахни в лицо (3)

Ветер с полудня!

Освежи, взволнуй

Степь просторную!

Зажужжи (4) коса (5)

Как пчелиный рой!

Молоньёй (6) коса (7)

Засверкай кругом!

Зашуми (8) трава (9)

Подкошонная;

Поклонись (10) цветы (11)

Головой земле!

(А.Кольцов)

18. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Имен­но (1) в Таш­кен­те (2) от ко­то­ро­го (3) остал­ся на всю жизнь не­за­бы­тый ужас хо­ло­да (4) мы про­ве­ли труд­ные годы эва­ку­а­ции.

19. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те цифру(-ы), на месте ко­то­рой(-ых) в пред­ло­же­нии долж­на(-ы) сто­ять за­пя­тая(-ые). Ука­зы­вай­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

В во­об­ра­же­нии тес­ни­лись самые раз­ные за­мыс­лы (1) и (2) если пи­са­тель уси­ли­ем воли за­став­лял себя оста­нав­ли­вать­ся на чём-то одном (3) то он опять за­бы­вал (4) каким долж­но быть на­ча­ло.


Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Мы - туристы. (2)Всюду суём нос. (3)Идём по узкой галерее, сворачиваем влево. (4)Попадаем в тупик. (5)С трудом выбираемся из него. (6)И нам в глаза ударяет оглушающая голубизна - окно в море. (7)Квадраты лазури вправлены в ржавую решётку. (8)Мы дышим чистой голубизной и чувствуем, как она разливается по жилам. (9)Мы молодеем, легчаем. (10)И камень вокруг нас легчает. (11)Вырастает дубрава - по-хорватски дуброва, - листья у дубов голубые, а шум их - морской.

(12)- Трах-тах-тах! (13)Бух! (14)Бух!

(15)Я оглядываюсь. (16)В узкой улочке - стайка ребят. (17)В руках деревянные ружья. (18)Один мальчик в очках, с толстой книжкой под мышкой.

(19)-Бах! (20)Бах! (21)Бах!

(22) Воинственная стайка приближается.

(23) Спрашиваю:

(24) - Кто такие?

(25) Отвечают:

(26) - Партизаны!

(27) Слово «партизаны» звучит по-хорватски так же, как по-русски.

(28) Киваю на мальчика с книгой:

(30) Отвечают:

(31) - Учитель истории.

(32) Мальчишки вопросительно смотрят на меня: что я спрошу ещё? (33)Я не знаю, что спросить, и медленно говорю:

(34)- Мы из Москвы. (35)И среди нас тоже есть учитель истории.

(36)Я пытаюсь подозвать нашего учителя, но он не отзывается.

(37)Затерялся в лабиринте древнего Дубровника. (38)И «партизаны» тоже исчезают. (39)Улочка пустеет. (40)Гостиница, в которой мы остановились, называлась «Лапот». (41)Мы тут же переименовали её в «Лапоть». (42)Лапоть на берегу Адриатического моря! (43)В нескольких шагах от «Лаптя», за углом, был обнаружен маленький винный погребок. (44)Три ступеньки вниз - и солёный дух моря сразу перебивался другим духом, таинственным и терпким, исходящим от потемневших дубовых бочек. (45)Здесь хозяйничал бронзоволицый пожилой человек. (46)Он оказался бывшим партизаном. (47)Участвовал в битве на Неретве. (48)И звали его совсем по-русски - Данила. (49)Улучив момент, я спросил Данилу о таинственных «партизанах» старого Дубровника.

(50)- Ах, эти полетарцы*! - воскликнул он. (51)- Эти полетарцы всегда играют в партизан. (52)В кого же им ещё играть?

(53) - Но один из них, - заметил я, - был учителем истории.

(54) - И в Учителя истории тоже играют, - сказал Данила, и вдруг веселье в его глазах стало угасать. (55)Глаза похолодели.

(56)- Вы слышали про Крагуевац? (57)Там за одну ночь фашисты расстреляли семь тысяч мирных жителей. (58)Половина расстрелянных были школьники. (59)Там теперь стоит памятник. (60)Большая римская пятёрка из бетона. (61)Дети прозвали эту пятёрку - памятник пятому классу... (62)Так вот, там был Учитель истории.

(63)Разговоры моих спутников как-то сами по себе пошли на убыль. (64)Все стали прислушиваться к рассказу Данилы. (65)Все придвинулись к стойке, за которой он стоял, как за кафедрой.

(66)- Так вот, Учитель истории возвращался под вечер в Крагуевац. (67)И немецкое охранение задержало его. (68)То ли немцы пожалели его, то ли не хотели с ним возиться. (69)Но ему сказали: (70)«Уноси ноги. (71)Там тебе будет нехорошо!» (72) - «Там мои ученики!» - возразил учитель. (73)«Их скоро не будет. (74)Ни одного! (75)Уходи!» (76)Упрямый учитель продолжал стоять на своём: (77)«Я учил их. (78)Я должен быть с ними!» (79)Он так надоел немцам, что они решили: чёрт с ним, если ему хочется умереть, пусть идёт!

(80)Он боялся опоздать и всю дорогу бежал, и когда попал в Крагуевац, то еле держался на ногах. (81)А там уже сгоняли людей в колонну. (82)И кричали: (83)«Шнеллер, шнеллер!» (84)И слышался плач детей. (85)Он был учителем в пятом классе. (86)Он отыскал свой класс, собрал всех своих учеников, и они построились парами, как строились, когда шли на урок. (87)И к этому пятому классу пристроилось ещё много детей, потому что, когда рядом учитель, не так страшно.

(88)«Дети,- сказал учитель, - я учил вас истории. (89)Я рассказывал вам, как умирали за родину настоящие люди. (90)Теперь пришёл наш черёд. (91)Не плачьте! (92)Поднимите голову выше! (93)Идёмте! (94)Начинается ваш последний урок истории». (95)И пятый класс пошёл за своим учителем...

(96) Мне захотелось немедленно отправиться в город-крепость, где сейчас тускло горели фонари, висящие на цепях, и ставни были закрыты. (97)Мне хотелось отыскать знакомый «партизанский отряд» и поговорить с «Учителем истории». (98)Он был необходим отряду, как подрывник, автоматчик, гранатомётчик. (99) Без него война не война. (100)Но, вероятно, в этот час маленький «Учитель истории» спал вместе с остальными «бойцами», отправленными мамами в постель.

(По Ю. Яковлеву *)

* По-хорватски - птенцы.

«Серёжкин сын», «Был настоящим трубачом», «У человека должна быть собака», «Воробьёв стецло не выбивал», «Кепка-невидимка» и др.; сценарии игровых и ани­мационных фильмов: «Умка», «Умка ищет друга», «Зимородок», «Был настоящим трубачом», «Верный друг Санчо», «Уменя есть лев» и др. Фрагмент взят из рассказа «Учитель истории».

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Ука­жите номера ответов.

    На улицах Дубровника мальчишки играли в партизан.

    Рассказчик познакомил мальчишек с учителем истории из Москвы.

    Хозяин винного погребка оказался бывшим партизаном.

    Все внимательно слушали историю, которую рассказывал Данила.

    Немецкое охранение задержало учителя и не выпустило его из города.

21 . Какие из перечисленных утверждений являются верными ? Укажите номера ответов.

    В предложениях 16-18 представлено описание.

    Предложение 37 поясняет содержание предложения 36.

    В предложении 57 содержится ответ на вопрос, сформулиро­ванный в предложении 56.

    В предложениях 63-65 представлено повествование.

22. Из предложений 66-95 выпишите фразеологизмы .

23. Среди предложений 53-62 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слова . Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и дру­гих дополнительных символов.

24. «В произведении Юрия Яковлева рассказчик вспоминает страш­ные события времён Второй мировой войны - массовые расстре­лы мирных жителей в оккупированной фашистами Югославии. Рассказ начинается описанием природы, созданным с помощью такого лексического средства выразительности, как (А) ______ («оглушающая голубизна» в предложении 6). Чувства рассказчика переданы с помощью (Б)_____ («веселье... стало угасать» в предложении 54, «глаза похолодели» в предложении 55). Усиливает
выразительность текста использование синтаксических средств: (В)_______(предложения 69-78, 88-94) позволяет читателям погрузиться в прошлое, услышать голоса героев описанных событий,
а (Г)_______ (например, предложение 42) передаёт отношение автора к изображаемому».

Список терминов:

    антитеза

    метафора

5) ряды однородных членов

6) разговорная и просторечная лексика

7)сравнение

8) восклицательное предложение

Вариант 41

Предварительный

Бесхарактерныйрасположить

Зачервиветь

Расклеенный

Незадернутые

Насчетничего

Уносиноги

Стоятьнасвоём

Поднимитеголову

(едва)еледержалсянаногах