Институтка и муза Лермонтова. А

Знаменитая светская красавица. Фрейлина Императорского Двора. Хозяйка знаменитого литературно -художественного салона. Автор блистательных "Записок" и "Автобиографии".
К ней обращены стихотворения А. С. Пушкина "В тревоге пестрой и бесплодной", М. Ю.Лермонтова "Без Вас хочу сказать Вам много". Гоголь посвятил ей свою легендарную книгу "Выбранные места из переписки с друзьями." Отличалась острым, язвительным умом. Послужила прототипом для образа Ирины в романе И.С. Тургенева "ДЫМ".


Из стихотворений, посвященных ей, можно было бы, при желании, составить целый поэтический сборник. Какие только имена, снискавшие славу русской литературе, не встретились бы на его страницах: Жуковский, Вяземский, Туманский, Пушкин, Лермонтов, А. Хомяков, И Мятлев, С.Соболевский!: Список интригует

и впечатляет.

Невольно вспоминается ироническое Пушкинское:

"Черноокая Россети*

В самовластностной красоте

Все сердца пленила эти

Те,те, те и те, те, те. "

(А.Пушкин. "Мадригал А.О. Россет.")

Чем же пленяла знаменитостей России и,их закаленные в романтических бурях сердца, загадочная

красавица Россет?

(*Россети - старинное произношение фамилии на итальянский лад. Александра Осиповна была по южному смугла и ее звали то испанкой, то итальянкой. - Автор) И откуда взялась эта самовластная красота?

Все дело в смешении сразу нескольких кровей, темпераментов и характеров. Судите

сами. Отец Александры Осиповны был француз по происхождению. Воспитанник морского училища,Осип (Иосиф) Иванович Россет еще в ранней молодости перешел на русскую службу, где стал комендантом Одесского порта, заведующим карантином* (*нынешняя таможня - автор) и командующим гребной флотилией. Женился

Осип Иванович Россет на 16 - тилетней Надежде Ивановне Лорер * (* Сестра декабриста Н. И Лорера - автор) - а у той отец был немецкого происхождения, а мать - грузинка. Я. П. Полонский, воспитатель сына Смирновой, поэт и литератор, писал позднее:

"От Россетов она унаследовала французскую живость,

восприимчивость ко всему и остроумие, от Лореров - изящные привычки, любовь к порядку и вкус к музыке;от грузинских своих предков - лень, пламенное воображение, глубокое религиозное чувство, восточную красоту и непринужденность в обращении" . Характеристика эта оказалась верна и точна, несмотря на т

о, что жизненные обстоятельства и судьба преподнесли Александре Осиповне свои горькие уроки. Уже с раннего детства. Отец её умер рано, Надежда Ивановна снова вышла замуж, а девочку отдала на воспитание бабушке, Екатерине Евсеевне Цициановой, владелице скромного именьица Грамаклея - Водино, близ Нико

лаева (Украина). Там протекли чудесные годы детства, оставившие светлый след в душе. Позднее Александра Осиповна писала:" Если бы Гоголь стал описывать Грамаклею, не знаю, что бы мог он сказать о ней особого, разве только то, что у въезда в деревушку был ключ самой холодной и сребристой воды, да что

речка, которая протекала около сада, была темная, глубокая и катилась так медленно меж тростника, что казалась неподвижной." (А. О. Смирнова. Автобиография. Цитируется по изд: В. Кунин. "Друзья Пушкина" т. 2.)

На тонкую, очень восприимчувую натуру девочки жизнь в деревне оказала глубокое нравс

твенное влияние и многое определила в ее характере. Позднее она писала: "Я уверена, что настроение души, склад ума, наклонности, еще не сложившиеся в привычки, зависят от первых детских впечатлений: я никогда не любила сад, а любила поле, не любила салон, а любила приютную комнатку, где незатейливо

говорят то, что думают, то есть, что попало" (Там же. Стр 521.)

В письме к Гоголю Александра Осиповна с горечью признавалась спустя годы: " Не могу забыть ни степей, ни тех звездных ночей, ни криков перепелов, ни журавлей на крышах, ни песен бурлаков:" Невозможно не заметить, перечитывая через

сотни лет эти строчки, как мастерски владеет Александра Осиповна русским литературным языком, как он сочен и выразителен, можно сказать, скрыто поэтичен! Владение языком на таком уровне в 19 - ом веке было редкостью для женщины, тем более - высокопоставленной светской дамы, какой являлась Александра

Осиповна и в молодости - как фрейлина Двора и в зрелые годы, как супруга камергера* (* - высший придворный чин в Императорской России, соотвествовал чину генерал - майора в армии. - автор) Может быть, именно это качество, да еще и врожденный ум, любезность, подлинный аристократизм в манерах, нрави

вшийся, впрочем, далеко не всем, долгое время привлекали в ее салон многих замечательных русских людей, не только аристократов, но и демократов и разночинцев, славянофилов и западников "революционных бунтарей" и светских львов. В ее доме могли встретиться и мирно беседовать Тургенев и Аксаков, Досто

евский и Я. Полонский:.Со всеми она находила общий язык была радушна и отменно приветлива. Эта ее "привораживающая" простота тоже брала начало в счастливом "грамаклеевском" детстве.

Свое образование, начатое дома, Александра Россет с успехом продолжила в Екатерининском Петербургском Дворянском И

нституте, где учителем русской словесности был Петр Александрович Плетнев, знаменитый ученый, друг Пушкина. Плетнев - то и познакомил юную Россет с новыми творениями своего друга: "Кавказким пленником", "Бахчисарайским фонтаном", первыми главами "Евгения Онегина". Дружеские отношения с П. А. Плетнев

ым Александра Осиповна сохранила навсегда - она переписывалась с ним -до самой смерти профессора, - посылала из -за границы книжные новинки, беспокоилась о его здоровье:. 19 июля 1831 года Плетнев просил Александра Пушкина: " Поблагодари Россети за ее ко мне дружбу. Её беспокойство о моей судьбе тро

гает меня не на шутку.Я не умею сам себе объяснить, чем я заслужил от нее столько участия; но быть за это признательным и преданным очень умею." Пушкин отвечал ему: "Россети вижу часто; она тебя любит и часто мы говорим о тебе"(Пушкин - П.А. Плетневу. 3 авг. 1831 года.) Частые свидания Александры О

сиповны С Пушкиным, знакомым с нею с зимы 1828 -29 года, были обусловлены тем, что оба они были соседями в Царском Селе, где Александра Осиповна проживала, как фрейлина Двора(ею она стала в октябре 1826 года, а Александр Пушкин, как человек только что обретший семейное счастье. Россет и молодожены

Пушкины часто встречались, катались вместе в коляске, совершали долгие пешие прогулки. Александра Осиповна была всего лишь на три года старше 19 - тилетней Наталии Николаевны и очень с нею подружилась. Днем он ачасто приходила к ним на Каменностровскую летнюю дачу и вместе с Натали они беззаботно бо

лтали в гостиной, пили чай и ожидали, когда Пушкин позовет их наверх в свой солнечный кабинет. Там он часто читал им двоим только что написанные строфы сказок, стихов и спрашивал их мнения. Наталия Николаевна обычно скромно молчала или шутливо отмахивалась, обещая сказать позже, когда подумает. Алек

сандра Россет обычно высказывалась сразу и ее мнение было неординарным и даже забавным. Так, сохранилось мемуарное воспоминание о том, как насмешило Пушкина высказывание Россет о стихах "Подъезжая под Ижоры":" Они у Вас будто подбоченились и плясать хотят!"

Пушкин долго и заразительно хохотал, а

потом восхищенный тем, что Александра точно уловила ритм стихотворного размера, высказал тонкий комплимент ее уму.

Ум Александры Осиповны одновременно и притягивал к ней мужчин и отталкивал их. Создавал он много проблем и в общении и в семейной жизни. Брак Александры Осиповны Россет и Николая Ми

хайловича Смирнова, состоявшийся 11 января 1832 года никак нельзя было назвать счастливым. А в конце жизни они даже пробовали разъехаться!

Николай Михайлович, человек по натуре добрый и умный, отличался вспыльчивым характером, часто устраивал истерики и скандалы по любому, самому пустячному повод

у. Александре Осиповне, при всей ее тактичности, светскости, нелегко было ладитьс супругом, иногда она давала волю природной язвительности: а потом горько в этом каялась.

Впрочем, в супружеских войнах были и частые перемирия. Будучи хлебосольной хозяйкой Александра Осиповна, когда сносно себя чув

ствовала устраивала приемы, чаепития и балы. Да и положение к тому обязывало. Николай Михайлович дослужился до больших чинов: стал камергером, Калужским, а затем и Петербугским, губернатором (в 1850- 60 годы) Замечали только, что часто он бывал слишком грустен и развеять его меланхолию мог разве тол

У меланхолии этой, возможно, были свои истоки: смерть первого ребенка в 1833 году, семейные проблемы с родственниками, * (*Смирновым приходилось много помогать четверым братьям Александры Осиповны и семье ее дяди по матери, декабриста Н. Лорер

а, сосланного на Кавказ. Это вызывало скрытое недовольство при дворе и создавало ряд неудобств в карьере Н. М. Смирнова, как государственного чиновника - автор.), тяжелые роды Александры Осиповны летом 1834 года. Тогда она родила прелестную двойню, но сама едва осталась жива.

Возникли проблемы с

о здоровьем, Александра Осиповна часто и подолгу лечилась за границей. С Пушкиным виделась редко, даже как -то шутливо пригрозила ему, что "запишет его в разряд иностранцев, которых велено не принимать" (Пушкин - Н.Н.Пушкиной. август 1834 года). В марте 1835 года Смирновы снова были за границей. Из

Берлина Александра Осиповна Сообщала П.Вяземскому, что подписывается на "Современник", надеясь на вкус Пушкина" и обещая ему поставлять для журнала материалы о берлинских литературных новостях. Первый номер "Современника" порадовал ее "Коляской" Гоголя и "Путешествием в Арзерум "Пушкина о чем она и

писала Вяземскому 4 мая 1836 года. Это было последнее ее письмо, где она говорила о живом Пушкине. Весть о гибели друга застала Александру Осиповну в Париже. Они сидели за обеденным столом - Гоголь, Соболевский, Андрей Карамзин, еще кто - то из общих знакомых: Вместе с ожидаемым кофе, Андрею Карамз

ину подали письмо. Тот, с разрешения хозяйки, распечатал, прочел и побледнел. Мать извещала его о смерти Пушкина. Не веря самому себе Андрей Николаевич перечел шокирующие строки вслух. Александра Осиповна, всегда сдержанная, вполне владеющая собой, ахнула и разразилась рыданиями. Веселый " кофейный"

вечер превратился в поминальную тризну. Каждому было что вспомнить: Александра Осиповна наверняка вспоминала пушкинский подарок сафьяновый альбом с большими листами и инкрустированными застежками, который подарил ей поэт в марте 1832 года, взяв с нее твердое обещание написать " исторические записки

", и подарив то прелестное стихотворение, строки которого она уже столько раз повторяла наизусть:

"В тревоге пестрой и бесплодной

Большого света и двора.

Я сохранила взгляд холодный,

Простое сердце, ум свободный,

И правды пламень благородный..

И как дитя, была добра;

Смеялась над толпою взд

Судила здраво и светло.

И шутки злости, самой черной,

Писала прямо набело"

А. Пушкин. "В тревоге пестрой:"1832г.

Не исключено, что свои "Записки" и "Автобиографию" Александра Осиповна и взялась -то писать только в память о своем блистательном друге:

В письме ее к Вяземскому в м

арте 1837 года есть строки:" Много вещей имела бы я Вам сообщить о Пушкине, о людях и делах; но на словах, потому что я побаиваюсь письменных сообщений." Загадочные слова, не правда ли? Фрейлина Двора и супруга камергера знала слишком много: Так много, что это не уместилось бы не в одну биографию и

ни в одни мемуары.

А впереди Александру Осиповну Россет - Смирнову ждала еще долгая, долгая череда лет, блистательных знакомств с лучшими людьми века, и горестные прощания с ними, душевные депрессии и увлечения, жаркие споры и холодность внимания: И горести, горести, горести: Чернота одиночества

Как и в любой человеческой жизни.Когда становилось слишком уж тяжело, Александра Осиповна вынимала из укромных мест альбомы с пожелтевшими листками и подолгу вчитывалась в выцветшие уже от времени строки:

"Без Вас хочу сказать Вам много,

При Вас - я слушать Вас хочу;

Но молча Вы глядите стро

И я в смущении молчу."

М.Ю. Лермонтов "К А. О. Осиповой"

Эти строки Мишель написал в одиночестве, в ее гостиной, зайдя как -то утром с визитом, и не застав ее. Тихо ушел, оставив незакрытым альбом: Похолодело у нее сердце от гениальной простоты этих строк, когда вернувшись, прочла: Ниче

м не смела благодарить. Мишель был горд и застенчив. Вот разве только рекомендательное письмо дяде Николаю Ивановичу? Но и оно не уберегло. Пули кавказцев пощадили, а русская - жалости не признает. А темный шарф и слезы, - разве это исход для горя, которое испытала она, получив весть о гибели Поэта.

Вовсе нет. Но зачем говорить лишнее? Когда - то, давно, она писала:" Я молчу с теми, которые меня не понимают"

Их, таких, с годами, становилось больше. Да и она старела, хотя по прежнему много читала, за всем следила, выучила легко греческий, чем потрясла и изумила своего противника - почитате

ля Якова Полонского.

Но все больше и чаще, с болезнями и потерями, она замыкалась в себе.

Её одолевало странное, непроходящее, чувство тоски и тревоги. Лишь иногда позволяла себе "тряхнуть стариной" и тогда, от яркости и выразительности ее речей, оценок, а порой, и язвительных приговоров, в

гостиной все восхищенно цепенели и ловили каждое ее слово. Эта была Она, та, былая "Донна Соль",(выражение из стихотворения П. Вяземского) которой с восторгом посвящали стихи, те, которых и при Ней принято было считать легендой. А она, сама живая легенда, постепенно уходила под защиту их теней, тоже

становясь тенью.

7 июня 1882 года газета "Московские Ведомости" поместила извещение в траурной рамке:" Тело умершей 7 июня сего года в Париже вдовы тайного советника Александры Иосифовны Смирновой имеет быть привезено в Москву 8 -го сентября день погребения в Донском монастыре 9 сентября в 11 ч

асов утра. Родственники и знакомые приглашаются в этот день почтить память умершей."

P.S. У легендарных "Записок" Александры Осиповны была странная посмертная судьба.. Ее дочьОльга Николаевна почти полностью сфальсифицировала их текст, пользуясь сходством почерков. Сложная текстологическая обраб

отка стала возможна лишь в двадцатые годы двадцатого века. "Записки, дневники, воспоминания А.О.Смирновой" и ее "Автобиография" вышли из печати в подлинном виде в 1929 -31 годах. Больше с тех пор не переиздавались. Представляют собой библиографическую редкость. Современному читателю известны отрывоч

Александра Осиповна Смирнова-Россет (1809-1882)

Александра Осиповна Смирнова - Россет. Художник Петр Федорович Соколов (1791-1848)

Александра Смирнова-Россет в детские годы (1814-1818) жила в Громаклее (ныне Водяно-Лорено), в имении дяди по отцу, будущего декабриста, Н. И. Лорера, о чем она оставила "Воспоминания"

Отец ее, Осип Иванович Россет, происходил из старинного французского рода, отличился храбростью при штурме и взятии Очакова и был отмечен Александром Васильевичем Суворовым, вместе с дальним родственником и другом герцогом Ришелье (он был крестным отцом Александры и уезжая во Францию, прощаясь с царем, предопределил принятие ее в институт и фрейлины царицы). Отец стоял у истоков рождения Одессы, там и умер от чумы в 1814.

Мать Александры, Надежда Ивановна Лорер, француженка по отцу, грузинка по матери (род князей Цициановых) была красавицей.

Н. М. Алексеев. Портрет А. О. Смирновой-Россет. Акварель.

Образование, начатое дома, Александра Россет с успехом продолжила в Екатерининском Петербургском Дворянском Институте, где учителем русской словесности был Петр Александрович Плетнев, знаменитый ученый, друг Пушкина. Плетнев - то и познакомил юную Россет с новыми творениями своего друга: "Кавказким пленником", "Бахчисарайским фонтаном", первыми главами "Евгения Онегина", хотя с Пушкиным она ещё не была знакома.

За год до окончания Екатерининского института умерла мать и бабушка Александры Россет и ее, осиротевшую, Николай Павлович с октября 1826 определяет в фрейлины царицы Александры Федоровны.

Благодаря образованности и обходительности она становится всеобщей любимицей. Все окружение Пушкина и он сам почитали за счастье войти с ней в знакомство: Жуковский, Вяземский, А. И. Тургенев, позднее Гоголь и Лермонтов - все они были влюблены в нее и оставили посвященные ей стихотворения и прозу. Из стихотворений, посвященных ей, можно было бы, при желании, составить целый поэтический сборник.



Невольно вспоминается ироническое Пушкинское:

"Черноокая Россети

В самовластностной красоте

Все сердца пленила эти

Те, те, те и те, те, те. "

Пушкин. "Мадригал Россет." 1828

ЧЁРНЫЕ ОЧИ

Южные звезды! Черные очи!

Неба чужого огни!

Вас ли встречают взоры мои

На небе хладном полночи?

Юга созвездье! Сердце звенит!

Сердце, любуяся вами,

Южною негой, южными снами

Бьется, томится, кипит.

Вяземский


Пушкин познакомился с Александрой Осиповной в 1828 году. Сближение было не простым. Познакомились они на балу у Е. М. Хитрово (дочь Кутузова). Cтихотворение написано в первое время их знакомства отражает их непростые отношения, если ей он противопоставляет А. А. Оленину(1808-1888), которую в это время любил и даже сватался к ней, но получил отказ. Само стихотворение является ответом П. А. Вяземскому на его стихотворение "Черные очи", воспевающее красоту А. О. Россет.

Она мила - скажу меж нами -

Придворных витязей гроза,

И можно с южными звездами

Сравнить, особенно стихами,

Ее черкесские глаза,

Она владеет ими смело,

Они горят огня живей;

Но, сам признайся, то ли дело

Глаза Олениной моей!

Александра Россет отличалась незаурядным умом и красотой, острыми суждениями (поэтому Пушкин назвал ее "Придворных витязей грозой"), но была бедна 11 января 1832 Александра выходит замуж за состоятельного чиновника Министерства иностранных дел Николая Михайловича Смирнова (1808-1870), симпатичного, увлеченного живописью, богатого помещика, это был явный брак по расчету.

Дружеские отношения между Александрой Осиповной и Пушкиным завязались летом 1831 года, когда поэт и его жена жили в царском Селе. Александр Сергеевич читал Россет новые произведения, дорожа ее мнением. Россет и молодожены Пушкины часто встречались, катались вместе в коляске, совершали долгие пешие прогулки. Александра Осиповна была всего лишь на три года старше девятнадцатилетней Наталии Николаевны и очень с нею подружилась.

18 марта 1832, вскоре после свадьбы АРоссет и Смирнова, Пушкин подарил новобрачной альбом с вписанным, якобы от ее имени, стихотворением "В тревоге пестрой и бесплодной...".

В тревоге пестрой и бесплодной

Большого света и двора

Я сохранила взгляд холодный,

Простое сердце, ум свободный,

И правды пламень благородный,

И, как дитя, была добра;

Смеялась над толпою вздорной,

Судила здраво и светло,

И шутки злости самой черной

Писала прямо набело.

Пушкин. 1832

Пушкин провожал Смирновых в 1836 в Европу. Александра Осиповна вспоминает, что поэт высказывал желание спрятаться на отходившем за границу пароходе и бежать в чужие края, его томили тяжелые предчувствия. Весть о гибели друга застала Александру Осиповну в Париже.

Для нее это бьша духовная трагедия. В горе читала она строчки письма Вяземского: «Умирая, Пушкин продиктовал записку, кому что он должен: вы там упомянуты....».

Еще в самом начале дружбы с Пушкиным Александра Осиповна сумела оценить его тонкую натуру и деликатное отношение к ней. Пожалуй, никто из ее обожателей не понимал ее так тонко-дружески. Пушкин ценил в ней блестящий интеллект и редкостное обаяние натуры, он даже подталкивал ее в развитии, заставлял открывать в себе новые таланты, верил в нее.

Александра Осиповна чрезвычайно ценила ум Пушкина, его какую-то особую мудрость. Вот что записывает с ее же слов Полонский:

«Никого не знала я умнее Пушкина... ни Жуковский, ни князь Вяземский спорить с ним не могли — бывало, забьет их совершенно. Вяземский, которому очень не хотелось, чтоб Пушкин был его умнее, надуется, молчит, а Жуковский смеется-

"Ты, брат Пушкин, черт тебя знает, какой ты,— это ведь и чувствую, что вздор говоришь, а переспорить тебя не умею—так ты нас обоих в дураках и записываешь"».

Погиб близкий друг!

Смирнов поссорился с некоторыми лицами из посольства, которые смеялись над его утверждением, что Пушкин самый замечательный человек в России.

Александра Осиповна писала князю Вяземскому:

«Я также была здесь оскорблена, и глубоко оскорблена, как и вы, несправедливостью общества. А потому я о нем не говорю. Я молчу с теми, которые меня не понимают. Воспоминание о нем сохранится во мне недостижимым и чистым».

В 1837, вскоре по возвращении на родину, в салоне Карамзиных Александра Осиповна познакомилась с Лермонтовым. Удивительно, что все поэты желали с ней сблизиться, бьггь для нее необходимыми собеседниками. И Лермонтов тоже не избежал этого желания. Ей он посвятил окрашенное нотой грусти стихотворение:

В просторечии невежды

Короче знать я вас желал,

Но эти сладкие надежды

Теперь я вовсе потерял.

Без вас — хочу сказать вам много,

При вас — я слушать вас хочу,

Но молча вы глядите строго,

И я, в смущении, молчу!

Что делать? — речью безыскусной

Ваш ум занять мне не дано...

Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно.

Лермонтов. 1840



Долгие, дружески-близкие отношения связывали Александру Осиповну и с Гоголем. В них было что-то такое, что можно было бы назвать чувством, если бы не его и ее осторожность к этому. Гоголь о ней сказал самые возвышенные слова: «Это перл всех русских женщин, каких мне случалось знать, а мне многих случалось из них знать прекрасных по душе. Но вряд ли кто имеет в себе достаточные силы оценить ее. И сам я, как ни уважал ее всегда и как ни был дружен с ней, но только в одни страждущие минуты и ее, и мои узнал ее. Она являлась истинным утешителем, тогда как вряд ли чье-либо слово могло меня утешить, и, подобно двум близнецам-братьям, бывали сходны наши души между собою».

Неистовый Виссарион Белинский пишет о ней в это время (только представьте себе, что этот суровый демократ расточает похвалы эдакой светской аристократке, кстати говоря, всегда приверженной монархической семье):

«Свет не убил в ней ни ума, ни души, а того и другого природа отпустила ей не в обрез. Чудесная, превосходная женщина. Я без ума от нее».

После смерти Россет фельдмаршал Барятинский рассказывал ее дочери:

«Ваша мать единственная во всем; это личность историческая, со всесторонними способностями. Она сумела бы и царствовать, и управлять, и создавать, и в то же время она вносит и в прозу жизни что-то свое, личное. И все в ней так естественно».

А император Николай 1 говорил о ней: «это джентльмен», и в его устах это звучало как громадная похвала, этим он хотел отметить рыцарскую черту ее характера.

М.Г аничева, «Самые знаменитые красавицы России»

О. А. Кипренский. Портрет А. О. Смирновой-Россет

Евдокия Ростопчина написала о своей подруге Александре Смирновой:

Нет, вы не знаете ее,

- Кто ей лишь в свете поклонялись,

Куренье страстное свое,

Восторг и жар боготворений

И пафос пышных всесожжений

В дань принося смиренно ей!..

Вы все, что удивлялись в ней

Уму блистательно-живому,

Непринужденной простоте,

И своенравной красоте,

И глазок взору огневому, -

Нет!.. Вы не знаете ее!..

В 1897 в Петербурге были выпущены "Записки А. О. Смирновой", знаменитой красавицы, воспетой Пушкиным, Вяземским, Гоголем и известной в литературе под именем черноокой Россети.

Воспоминания были фальшивыми, хотя явно основанными на подлинных записях и разговорах. Но на чьих? Это была настоящая Смирнова, но искаженная своей дочерью Ольгой. Но как отделить правдивую мать от дочерних фантазий и откровенной лжи?



В 19-ом веке существовала замечательная традиция - записывать свои ежедневные впечатления в альбом. Были такие альбомы и у Александры Осиповны Смирновой-Россет. Из этих дневников и вышли позднее знаменитые "Записки", их подготовила к изданию в Париже её дочь Ольга Николаевна Смирнова.Один из альбомов Россет подарил Александр Сергеевич Пушкин, написав на титульном листе "Исторические записки А. О. С.". Там же посвящение:
"В тревоге пестрой и бесплодной
Большого света и двора
Я сохранила взгляд холодный,
Простое сердце, ум свободный
И правды пламень благородный
И как дитя была добра;
Смеялась над толпою вздорной,
Судила здраво и светло,
И шутки злости самой черной
Писала прямо набело."
В своем же дневнике поэт записал: "Одна Смирнова по-прежнему мила и холодна к окружающей суете..." Салон Смирновой-Россет был очень знаменит в Петербурге. Попасть в него была большая честь. Жуковский, Пушкин, Гоголь, Лист, Одоевский... Нередко бывал в доме Смирновых на Мойке и Лермонтов(в отношениях которого к Александре Осиповне была и внутренняя близость, участие и сочувствие, и одновременно внешняя дистанция). Это ей посвятил поэт бессмертные строки:
"Без вас – хочу сказать вам много,
При вас – я слушать вас хочу:
Но молча вы глядите строго,
И я, в смущении, молчу!
Что ж делать? – речью безыскусной
Ваш ум занять мне не дано…
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно."
Живость ума хозяйки, образованность и независимость суждений привлекали к ней многих выдающихся людей того времени. А ее необыкновенная красота...Яркая южная красота, пытливый ум, широта интересов, потрясающая память, впитывающая все, как губка, обаяние, авантюризм выдвинули Смирнову-Россет в ряд очаровательнейших женщин ее времени. Много лет спустя поэт Петр Вяземский вспоминал: "Расцвела в Петербурге одна девица, и все мы более или менее были военнопленными красавицы". Сам поэт часто бывал у Россет. В своей записной книжке он писал: "Май 1830 года. Ездил в Царское село, обедал у Жуковского, а вчером у "Донна Соль".К красавице Россет сватался пожилой князь С. М. Гагарин и друзья подсмеивались над своей любимицей:
"Вы - донна Соль, подчас и донна Перец!
Но все нам сладостно и лакомо от вас,
А каждый мыслями и чувствами, из нас
Ваш верноподданный и ваш единоверец.
Но всех счастливей будет тот,
Кто к сердцу вашему надежный путь проложит
И радостно сказать вам может;
О, донна Сахар! донна Мед!"
Всем посетителям салона было хорошо с ней, ибо была "она чрезвычайно мила и умна". Вот мнение графини Строгановой: "Миловидная и изящная, грациозная и пикантная. Улыбаясь ею восторгаются, улыбаясь попадают под ее очарование. Ее ум все как бы шутит, но в высшей степени наблюдателен. Она все видит, и каждое замечание носит характер легкой эпиграммы, основанной на глубине созерцания...".Конечно, чарующая "самовластная красота" Россет обезоруживала мужчин, мучила их:
"О, дева-роза! Для чего
Мне грудь волнуешь ты
Порывной бурею страстей
Желанья и мечты?..
Спусти на свой блестящий взор
Ресницы длинной тень
Твои глаза огнем горят,
Томят, как летний день.
Нет, взор открой!
Отрадней мне от зноя изнывать,
Чем знать, что в небе солнце есть,
И солнца не видать!"
Это признание сделал поэт Алексей Хомяков, любящий и страдающий.
Александра Осиповна родилась в начале 19 века(1809 год). Ее отцом был кавалер Жозеф де Россет, знатный дворянин. Спасаясь от террора Французской республики, он эмигрировал в Россию, служил в русской армии. Его имя выгравировано на мраморе в Георгиевском зале московского Кремля. Мать - Надежда Лорер - сестра декабриста Лорера.
Восточная красота Александры Осиповны происходила от знойной Грузии - ее бабушка по матери княгиня Е.Цицианова(Панаскертели-Цицишвили). Отсюда горящие "черкесские глаза", смуглая румяность щек, волнующая поступь, ленивая сдержанность движений, порывистость чувств. Она училась в Екатерининском институте, который патронировала сама императрица. Россет была фрейлиной императрицы-матери, а позднее и жены Николая I императрицы Александры Федоровны. В это же самое время ее дядя декабрист Николай Лорер был сослан на Кавказ. И фрейлина, взяла на себя дерзость попросить императора о смягчении наказания. Конечно Николай I не внял просьбе, но смелость девушки покорила его сердце и они сделались друзьями. Имрератрица однажды изрекла: "Александра Осиповна управляет поэтами так же,как царь Николай - государством" Ее учителем словесности был Петр Плетнев, который так отзывался о своей ученице:"Она представила из себя существо выше и своего пола, и своего века". Он приобщил Россет к русской словесности.
Александра Осиповна интересовалась философией, богословием, математикой, экономией, естественными науками, замечательно музицировала, прекрасно владела французским, итальянским, немецким, английским языками, выучила древнегреческий и древнееврейский, чтобы читать в оригинале тексты Священного Писания. А ее богатым русским языком восхищались даже дружившие с ней литераторы-языкотворцы.
Дружба Россет с Пушкиным началась после его женитьбы. Александра Осиповна была строгим критиком.Поэт,шутя, жаловался царю: "Это мой самый строгий цензор; она уважает поэзию, но не поэтов. Она третирует их свысока, но у нее музыкальное и верное ухо". Пушкин дорожил ее дружбой: "Люблю поболтать с вами. Вы понимаете с полуслова, и мои монологи не вызывают у вас зевоты.Вы не очень-то обыкновенный образчик прекрасного пола."
В 1832 году Александра Осиповна оставила двор, выйдя замуж за дипломата Николая Михайловича Смирнова, о котором Пушкин сказал: "Смирнов мне очень нравится. Он вполне европеец, но сумел при этом остаться вполне русским". Смирнов был большой знаток и любитель живописи, собрал коллекцию картин, великолепную библиотеку.Пушкин очень любил бывать в этом доме.
Смирнов был замечательный человек, но любил карты, чем и разорил семью. Жизнь не складывалась, но расстались супруги уже на склоне лет. Смирнова-Россет страдала от душевной неустроенности, но считала, что "супружеский союз так свят, что, несмотря на взаимные ошибки, прощают друг другу и заключают жизнь мирно и свято".У неё было четверо детей.Одному из них, именно Михаилу Николаевичу, было предназначено судьбой стать важным звеном в цепи людей и событий, связавших салон красавицы с грузинской столицей. Он приехал на Кавказ и остался здесь навсегда, став видным ученым-естественником, известным в академических кругах под именем «Смирнов-Кавказский».
В 1840 году Россет-Смирнова познакомилась с Белинским, который отзывался о ней следующим образом: "Свет не убил в ней ни ума, ни души, а того и другого природа отпустила ей не в обрез. Чудесная, превосходная женщина. Я без ума от нее".
Александра Осиповна тяжело переживала смерть Пушкина и Лермонтова. Все свои сомнения и терзания, всю свою боль душевную Россет поверяла Гоголю.А он, "спаситель ее души", советовал, наставлял и,по мнению друзей, был "совсем не равнодушен к ней". Гоголя раздражали подобные высказывания, он преклонялся перед Россет, дорожил ее дружбой. "Это перл всех русских женщин, каких мне случалось знать... Она являлась истинным моим утешителем, тогда как вряд ли чье-либо слово могло меня утешить, и, подобно двум близнецам-братьям, бывали сходны наши души между собой".Гоголя в салон Россет ввел Пушкин. Случилось это в 1831 году в Царском Селе. Рассуждения молодого еще человека о Боге, о спасении души привлекли Александру Осиповну, уже тогда тяготившуюся бесцельностью своей жизни. А Гоголь, естественно, был в восторге от ее ума, красоты. Сыграло тут роль, вероятно, и мистическое совпадение: Россет родилась в том же году, в том же месяце, что и Гоголь. Их дружба продолжалась долгие годы, вместе они проводили много часов, особенно в Италии. Она действительно была влюблена, но в другого, в дипломата Н. Д. Киселева. Любовь трудная, не имевшая никакого будущего. Одному только Гоголю, открыла она свое изболевшееся сердце, ему рассказывала о своих страданиях, у него искала утешения. Эти "близнецы-братья" были необходимы друг другу, они поддерживали друг друга.А.Хомяков заметил однажды, что сердце у нее скорее малорусское, нежели русское, что явилось намеком на ее пристрастие к Гоголю и Украине.Их последняя встреча состоялась летом 1851 года, когда по приглашению Россет Гоголь проводил время в имении мужа Александры Осиповны - в усадьбе Спасское. "Вас привезут ко мне в 70 верстах от Москвы, в такую мирную глушь, в такие бесконечные поля, где, кроме миллионов сенных скирд, песни жаворонка и деревенской церкви, Вы ничего не увидите и не услышите" -писала она Гоголю. В Спасском Гоголь писал второй том "Мертвых душ" и Смирнова-Россет была одной из тех немногих, кому Гоголь читал это произведение.Смерть Николая Васильевича потрясла Россет. Она покиула Россию и почти тридцать лет жила за границей. В 1867 году она писала: " И как скучно и пусто за границей, и как бы хотелось опять в спокойную, отжившую Москву, отжившую для тех, которые не понимают, что это сердце России..."
Прах Алекмандры Осиповны Смирновой-Россет был перевезён в Россию и покоится в некрополе Донского монастыря.Эпитафией к ее жизни могут служить стихи поэтессы Евдокии Ростопчиной:
"Нет, вы не знаете ее,
Кто суетно ее любил...
Но вам являлась ли она,
Раздумья томного полна,
В тоске тревожной и смятенной,
Когда в разуверенья час
Она клянет тщету земную,
Обманы сердца, жизнь пустую
И женщин долю роковую..."

Выкладываю все, найденные мною изображения "madame Recamier du Nord", а также некоторые впечатления современников. мне этот "перл всех русских женщин" (Гоголь), madame Recamier du Nord, "дева-роза" (Хомяков), donna Sol Гюго (Вяземский), "небесный дьяволенок" и "вечная принцесса" (Жуковский) интересна в первую очередь своей дружбой с Гоголем, Жуковским и А. К. Толстым и тем, что в её салоне бывал В. Ф. Одоевский. что касается моего отношения к самой личности Александры Осиповны, то оно весьма противоречиво. я признаю её ум и красоту, но некоторые моменты в её характере не совсем понимаю.


автор картины: А. Реми. 1835, Берлин.


автор акварели: Н. Алексеев. 1844.


автор картины: Ф. К. Винтергальтер. 1837, Париж.


автор акварели: Г.-Д. Митрейтер. 1820-е.


автор мраморного бюста: К.-Ф. Вихман. 1834.


автор акварели: П. Ф. Соколов. 1835.


рисунок А. С. Пушкина.


фотография конца 1860-х гг. родилась А. О. Смирнова 6 марта 1809. значит ей здесь уже к шестидесяти.


И. Д. Киселев, в которого была влюблена "donna Sol". он был дипломат, бывший соученик Н.М. Языкова по Дерптскому университету, знакомый Вяземского, Пушкина, Грибоедова, Мицкевича, в него былавлюблена в 1828 году Оленина и хотела выйти за него замуж, после отказа Пушкину.

из воспоминаний её дочери: "Мать моя была гораздо меньше ростом, брюнетка, с классическими чертами, с чудесными глазами, очень черными; эти глаза то становились задумчивыми, то вспыхивали огнем, то смотрели смело, серьезно, почти сурово. Многие признавались мне, что она смущала их своими глазами, своим прямым, проницательным взглядом. У нее были очаровательные черные, со стальным оттенком, волосы, необыкновенно тонкие. Она была отлично сложена, но не с модной точки зрения (она не стягивалась, причесывалась почти всегда очень просто и ненавидела туалет, тряпки и драгоценные украшения), а с классической. У нее было сложение статуи: ноги, затылок, форма головы, руки, профиль, непринужденные движения, походка - все было классическое. Еще недавно одна дама, знавшая мою мать с детства, говорила мне: "Я помню, как ее походка поразила меня даже тогда; ведь я была ребенком. У нее были лебединые движения и так много достоинства в жестах и естественности".

П. А. Вяземский: "Расцветала в Петербурге одна девица, и все мы более или менее были военнопленными красавицы. Несмотря на свою светскость, она любила русскую поэзию и обладала тонким и верным поэтическим чутьем, она угадывала (более того, она верно понимала) и все высокое, и все смешное... «Прибавьте к этому, в противоположность не лишенному прелести, какую-то южную ленивость, усталость... Она была смесь противоречий, но эти противоречия были, как музыкальное разнозвучие, которое под рукою художника сливается в странное, но увлекательное созвучие".
последний посвятил ей целых три стихотворения: "Прощай", "Черные очи" и шуточное "Вы донна Соль, подчас и донна Перец...". вот стихотворение П. А. Вяземского, обращенное к нашей героине:

"...Скажи этой южной ласточке, смугло-румяной красоте нашей..." пишет о ней Пушкин. он также посвятил ей три стихотворения: "Её глаза", "В тревоге пестрой и бесплодной...", "Полюбуйтесь же в, дети...". в последнем он также подчеркивает влюбленность соотечественников в Смирнову:
"..Черноокая Россети
В самовластной красоте
Все сердца пленила эти,
Те, те, те и те, те, те...".

М. Ю. Лермонтов ввел образ Россет через свою героиню Минскую в неоконченную повесть "Штосс": "Она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях, черные, длинные, чудесные волосы оттеняли еще молодое правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печать мысли". он также посвятил её два стихотворения: "А. О. Смирновой", "Любил и я в былые годы...".

После смерти нашей героини фельдмаршал Барятинский рассказывал ее дочери: "Ваша мать единственная во всем; это личность историческая, со всесторонними способностями. Она сумела бы и царствовать, и управлять, и создавать, и в то же время она вносит и в прозу жизни что-то свое, личное. И все в ней так естественно".

ей посвящали многие поэты: С. А.Соболевский, В. И. Туманов, А. С. Хомяков, И. П. Мятлев, её близкая подруга Е. П. Ростопчина. "Любил я очи голубые, теперь влюбился в черные...", "Не за пышные плечи, Не за черный ваш глаз, А за умные речи Полюбил я вас..", "Вокруг неё очарованье; Вся роскошь Юга дышит в ней, От роз ей прелесть и названье; От звезд полудня блеск очей. Прикован к ней волшебной силой, Поэт восторженный глядит..." - далеко не все восхищенные отзывы о прекрасной черноокой Россет.

С. Т. Аксаков о чувствах Гоголя к Смирновой-Россет: "Смирнову он любил с увлечением, может быть, потому, что видел в ней кающуюся Магдалину и считал себя спасителем ее души. По моему же простому человеческому смыслу, Гоголь, несмотря на свою духовную высоту и чистоту, на свой строго монашеский образ жизни, сам того не ведая, был несколько неравнодушен к Смирновой, блестящий ум которой и живость были тогда еще очаровательны. Она сама сказала ему один раз: "Послушайте, вы влюблены в меня..." Гоголь осердился, убежал и три дня не ходил к ней... Гоголь просто был ослеплен А.О. Смирновой и, как ни пошло слово, неравнодушен, и она ему раз это сама сказала, и он сего очень испугался и благодарил, что она его предуведомила". Сын его, И. С. Аксаков в 1846 году (Смирновой тогда было уже 37 лет!) также посвятил ей два стихотворения.

для известного чудака Николая Васильевича Гоголя Александра Смирнова вообще была той женщиной, которая единственная по-настоящему восхищала его и с которой он был связан до конца своей жизни. в первую очередь их объединяла общая любовь к красотам Малороссии: Александра в детстве воспитывалась у бабки, в Грамаклее (ыне Водяно-Лорено), что недалеко от Николаева. "Я часто думала, что сам Господь меня вел своей рукой, и из бедной деревушки на самом юге России привел меня в палаты царей русских на самом севере". хотя в ее жилах текла кровь представителей разных национальностей, своей родиной она считала Малороссию и, называя Гоголя "хохликом", себя именовала "хохлачкой".

влюбленный Гоголь постоянно писал об Александре Осиповне только хвалебные отзывы: "Это перл всех русских женщин, каких мне случалось знать, а мне многих случалось из них знать прекрасных по душе. Но вряд ли кто имеет в себе достаточные силы оценить ее. И сам я, как ни уважал ее всегда и как ни был дружен с ней, но только в одни страждущие минуты и ее, и мои узнал ее. Она являлась истинным утешителем, тогда как вряд ли чье-либо слово могло меня утешить, и, подобно двум близнецам-братьям, бывали сходны наши души между собою", "Любовь, связавшая нас с вами, - высока и свята. Она основана на взаимной душевной помощи, которая в несколько раз существеннее всяких внешних помощей".

кроме Гоголя Александра Осиповна очень близко дружила с Жуковским. Василий Андреевич Жуковский познакомился с Александрой Осиповной весной 1826 года на выпускных экзаменах в Екатерининском институте, где последняя училась, скорее всего встречались дворце, где она была фрейлиной императрицы, а он - наставником наследника. однако, подружились они позже в доме Карамзиных. Александра Осиповна описывает Василия Андреевича как "большого ребенка", "милого чудака", плохо понимающего сущности дворцовых интриг, он называет её "небесный дьяволенок" и "вечная принцесса". я не зря отдельно упомянула здесь великого русского романтика. Жуковский был увлечен черноокой Александрой и даже делал ей предложение через Плетнева. она обратила его в шутки и они остались друзьями на всю жизнь: их объединяло одно общее дело: то она, то он, а порой вместе, действуя по оговоренному заранее плану, они спасали русских литераторов от гонения, царского гнева и жандармских происков. "В этот день Плетнев приехал давать урок великим князьям, и мы его пригласили с нами обедать, вспоминала Смирнова. - После обеда он мне вдруг говорит: "Вы начинаете скучать во дворце, не пора ли вам выйти замуж?" - "За кого? Разве за камер-лакея?" ... - "А Василий Андреевич? Он мне дал поручение с вами поговорить". - "Что вы, Петр Александрович, Жуковский тоже старая баба. Я его очень люблю, с ним весело, но мысль, что он может жениться, мне никогда не приходила в голову". когда Смирнова-Россет была уже замужем и имела свой салон, в один из вечеров он допоздна засиделся у ней и, уходя, сказал: "Вот видите, как мы приятно провели вечер, это могло быть всякий день, а вы не захотели". Василий Андреевич даже ревновал Александру Осиповну к Гоголю. сохранилось письмо Жуковского из Франкфурта-на-Майне, где у него тогда гостил Гоголь: "Всякий день получаю от вас пакеты. Для меня только адрес, а все прочее к Гоголю. Я и без вас знаю, что я Василий Андреевич Жуковский, что и до сих пор в Дюссельдорфе, что теперь живу во Франкфурте. Но я никогда не думал, чтоб я был только хвост Гоголя, за который вы благоволите иногда дергать, чтобы Гоголь вам откликнулся".

ревновала и сама Александра Осиповна, правда только своих друзей. так, она близко дружила (с 1838 г.) с поэтессой графиней Евдокией Петровной Ростопчиной, которая в свою очередь была близким другом Владимира Одоевского. в одном из своих писем она пишет: "Хотя ты мне обещала писать, но не знаю почему твое письмо обрадовало меня своей неожиданность. Очевидно, сердце мое было бессознательно недоверчиво и, когда я хотела похвастаться, что в Петербурге ты вспомнила первую меня, я с досадой узнала, что первым был осчастливлен Одоевский...".

кстати, в браке с Николаем Михайловичем Смирновым она счастлива никогда не была. своего мужа Николая Михайловича Смирнова – богатея и карточного игрока, доброго и взбалмошного человека, сенатора, дипломата, губернатора Калуги и Петербурга, от которого она имела детей, деньги, безбедное проживание в России и за границей, она не любила. но как говорила сама Александра Осиповна другу Александру Сергеевичу: "к черту, Пушкин, положение в свете! Сердце хочет любить, а любить совершено некого". но он был богат, а у неё семья была бедная: "Я себя продала за шесть тысяч душ для братьев".

это, конечно, всего лишь бледный набросок об этой бесспорно красивой, умной, эмансипированной и чудаковатой женщине. именно такой портрет сложился у меня после прочтения её переписки, автобиографических очерков (тех, что она написала сама), воспоминаниях о ней современников. надеюсь, мой очерк помог Вам немного воссоздать этот образ "перла русских женщин".

кстати, в Тбилиси находится мемориальный музей "Дом Смирновых". на фотографии изображена Гостиная с фотографией П. И. Чайковского с его личным автографом (на пианино):


секретер хозяйки. находится там же.

автограф стихотворения А. К. Толстого "Колокольчики", подаренного им Алекcандре Осиповне:

кстати, большую свинью "деве-розе" подложила её собственная дочь, Ольга Николаевна. многие историки пришли к выводу, что это фальсификация. пушкинист П. Е. Рейнбот, проделавший большую работу по изучению записок, подтвердил мнение о том, что записки написаны именно дочерью Смирновой, которая не просто писала их со слов уже немолодой матери, но и добавила кое-что от себя. к тому же в зрелом возрасте Александра Осиповна стала страдать нервным заболеванием, сопровождаемым частичной потерей памяти. об этом свидетельствуют неверно указанные даты в её записках. детально все фактические ошибки рассматривает Наталья Колосова в своей книге "Россети черноокая" [М., 2003].

Александра Осиповна Смирнова-Россет (1809-1882), в детские годы (1814-1818) жила в Громаклее (ныне Водяно-Лорено), в имении дяди по отцу, будущего декабриста, Н. И. Лорера, о чем она оставила "Воспоминания"

Отец ее, Осип Иванович Россет, происходил из старинного французского рода, отличился храбростью при штурме и взятии Очакова и был отмечен А.В. Суворовым, вместе со своим дальним родственником и другом герцогом Ришелье (он был крестным отцом Александры и уезжая во Францию, прощаясь с царем, предопределил принятие ее в институт и фрейлины царицы). Отец стоял у истоков рождения Одессы, там и умер от чумы в 1814 г.

Мать Александры, Надежда Ивановна Лорер, француженка по отцу, грузинка по матери (род князей Цициановых) обладала незаурядной красотой.

Свое образование, начатое дома, Александра Россет с успехом продолжила в Екатерининском Петербургском Дворянском Институте, где учителем русской словесности был Петр Александрович Плетнев, знаменитый ученый, друг Пушкина. Плетнев - то и познакомил юную Россет с новыми творениями своего друга: "Кавказким пленником", "Бахчисарайским фонтаном", первыми главами "Евгения Онегина", хотя лично с А.С Пушкиным она ещё не была знакома.

За год до окончания Екатерининского института умирают мать и бабушка А.О.Россет и ее, осиротевшую, Николай Павлович с октября 1826 г. определяет в фрейлины царицы Александры Федоровны.

Благодаря своей образованности и обходительности она становится всеобщей любимицей. Все окружение Пушкина и он сам почитали за счастье войти с ней в знакомство: Жуковский, Вяземский, А. И. Тургенев, позднее Гоголь и Лермонтов - все они были влюблены в нее и оставили посвященные ей стихотворения и прозу.Из стихотворений, посвященных ей, можно было бы, при желании, составить целый поэтический сборник. Невольно вспоминается ироническое Пушкинское:

"Черноокая Россети
В самовластностной красоте
Все сердца пленила эти
Те,те, те и те, те, те. "
(А.Пушкин. "Мадригал А.О. Россет." 1828 г)

ЧЁРНЫЕ ОЧИ

Южные звезды! Черные очи!
Неба чужого огни!
Вас ли встречают взоры мои
На небе хладном полночи?
Юга созвездье! Сердце звенит!
Сердце, любуяся вами,
Южною негой, южными снами
Бьется, томится, кипит.
(П.А.Вяземский)

Пушкин познакомился с Александрой Осиповной в 1828 году. Сближение было не простым. Познакомились они на балу у Е.М.Хитрово (дочь Кутузова). Cтихотворение написано в первое время их знакомства отражает их непростые отношения, если ей он противопоставляет А. А. Оленину(1808-1888), которую в это время любил и даже сватался к ней, но получил отказ. Само стихотворение является ответом П.А.Вяземскому на его стихотворение "Черные очи", воспевающее красоту А. О. Россет.

Она мила - скажу меж нами -
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза,
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!

А.О.Россет отличалась незаурядным умом и красотой, острыми суждениями (вот почему Пушкин назвал ее "Придворных витязей грозой"), но она была бедна. 11 января 1832 г. Александра выходит замуж за состоятельного чиновника Министерства иностранных дел Николая Михайловича Смирнова (1808-1870), симпатичного, увлеченного живописью, богатого помещик, это был явный брак по расчету.

Дружеские отношения между Александрой Осиповной и Пушкиным завязались летом 1831 года, когда поэт с женой жили в царском Селе. Александр Сергеевич читал Россет новые произведения, дорожа ее мнением. Россет и молодожены Пушкины часто встречались, катались вместе в коляске, совершали долгие пешие прогулки. Александра Осиповна была всего лишь на три года старше 19 - тилетней Наталии Николаевны и очень с нею подружилась.

18 марта 1832 года, вскоре после свадьбы А.О.Россет и Н.М.Смирнова, Пушкин подарил новобрачной альбом с вписанным, якобы от ее имени, стихотворением "В тревоге пестрой и бесплодной...".

В тревоге пестрой и бесплодной
Большого света и двора
Я сохранила взгляд холодный,
Простое сердце, ум свободный,
И правды пламень благородный,
И, как дитя, была добра;
Смеялась над толпою вздорной,
Судила здраво и светло,
И шутки злости самой черной
Писала прямо набело.
(1832г А.С.Пушкин)

Пушкин провожал Смирновых в 1836 году в Европу. Александра Осиповна вспоминает, что поэт высказывал желание спрятаться на отходившем за границу пароходе и бежать в чужие края, его томили тяжелые предчувствия. Весть о гибели друга застала Александру Осиповну в Париже.

Для нее это бьша духовная трагедия. В горе читала она строчки письма Вяземского: «Умирая, Пушкин продиктовал записку, кому что он должен: вы там упомянуты....».

Еще в самом начале своей дружбы с Пушкиным Александра Осиповна сумела оценить его тонкую натуру и деликатное отношение к ней. Пожалуй, никто из ее обожателей не понимал ее так тонко-дружески. Пушкин ценил в ней блестящий интеллект иредкостное обаяние натуры, он даже подталкивал ее в развитии, заставлял открывать в себе новые таланты, попросту верил в нее.

Александра Осиповна чрезвычайно ценила ум Пушкина, его какую-то особую мудрость. Вот что записывает с ее же слов Я. Полонский:

«Никого не знала я умнее Пушкина... ни Жуковский, ни князь Вяземский спорить с ним не могли - бывало, забьет их совершенно. Вяземский, которому очень не хотелось, чтоб Пушкин был его умнее, надуется, молчит, а Жуковский смеется-
"Ты, брат Пушкин, черт тебя знает, какой ты,- это ведь и чувствую, что вздор говоришь, а переспорить тебя не умею-так ты нас обоих в дураках и записываешь"».

Погиб близкий друг!
Смирнов поссорился с некоторыми лицами из посольства, которые смеялись над его утверждением, что Пушкин самый замечательный человек в России.
Александра Осиповна писала князю Вяземскому:
«Я также была здесь оскорблена, и глубоко оскорблена, как и вы, несправедливостью общества. А потому я о нем не говорю. Я молчу с теми, которые меня не понимают. Воспоминание о нем сохранится во мне недостижимым и чистым».

В 1837 году, вскоре по возвращении на родину, в салоне Карамзиных Александра Осиповна познакомилась с Лермонтовым. Удивительно, что все поэты желали с ней сблизиться, бьггь для нее необходимыми собеседниками. И Лермонтов тоже не избежал этого желания. Ей он посвятил окрашенное нотой грусти стихотворение:

В просторечии невежды
Короче знать я вас желал,
Но эти сладкие надежды
Теперь я вовсе потерял.
Без вас - хочу сказать вам много,
При вас - я слушать вас хочу,
Но молча вы глядите строго,
И я, в смущении, молчу!
Что делать? - речью безыскусной
Ваш ум занять мне не дано...
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.

Долгие, дружески-близкие отношения связывали Александру Осиповну и с Гоголем. В них было что-то такое, что можно было бы назвать чувством, если бы не его и ее осторожность к этому. Гоголь о ней сказал самые возвышенные слова:

«Это перл всех русских женщин, каких мне случалось знать, а мне многих случалось из них знать прекрасных по душе. Но вряд ли кто имеет в себе достаточные силы оценить ее. И сам я, как ни уважал ее всегда и как ни был дружен с ней, но только в одни страждущие минуты и ее, и мои узнал ее. Она являлась истинным утешителем, тогда как вряд ли чье-либо слово могло меня утешить, и, подобно двум близнецам-братьям, бывали сходны наши души между собою».

Неистовый Виссарион Белинский пишет о ней в это время (только представьте себе, что этот суровый демократ расточает похвалы эдакой светской аристократке, кстати говоря, всегда приверженной монархической семье):
«Свет не убил в ней ни ума, ни души, а того и другого природа отпустила ей не в обрез. Чудесная, превосходная женщина. Я без ума от нее».

После смерти Россет фельдмаршал Барятинский рассказывал ее дочери: «Ваша мать единственная во всем; это личность историческая, со всесторонними способностями. Она сумела бы и царствовать, и управлять, и создавать, и в то же время она вносит и в прозу жизни что-то свое, личное. И все в ней так естественно».

А император Николай 1 говорил о ней: «это джентльмен», и в его устах это звучало как громадная похвала, этим он хотел отметить рыцарскую черту ее характера.