История освоения территории. Население Кировской области: численность по районам

В современных границах Кировская область занимает 120,7 тыс. кв. км лесного Поволжья на северо-востоке Русской равнины в центрально-восточной части Европейской России, простираясь на 570 км с севера (от 61°4 с.ш.) на юг (до 56°3 с.ш.) и на 440 км с запада (от 41°17 в.д.) на восток (до 53°56 в.д.).

Соседствует с Кировской областью Архангельская область и республика Коми на севере, Пермский край и Удмуртия – на востоке, Татарстан и Марий Эл – на юге, Нижегородская, Костромская, Вологодская области – на западе.

Не покрывавшуюся последними оледенениями Вятскую землю древние люди начали заселять с конца ледниковой эпохи – более 15 тысяч лет назад, проникая с юга по Волге – Каме – Вятке, расселяясь по их многочисленным притокам и обживая прежде всего возвышенные места.

В историческую эпоху коренное население Вятской земли составляли угро-финские племена. К концу I тысячелетия н.э. здесь сформировались народности: вотяки (удмурты), черемисы (марийцы), зыряне и пермяки (коми), чудь заволочьская. С юга с многоплеменной Вятской землёй граничила Волжская Булгария.

Также по рекам, с использованием волоковых переходов через узкие водоразделы, происходило заселение края славянами-русами, начиная с XII столетия. Первую волну переселенцев-славян составили вятичи, кривичи и другие выходцы из Владимиро-Суздальской земли и Муромо-Рязанского княжества, уходившие от насильственной христианизации и княжеских междоусобиц на северо-восток по Оке – Волге – Унже и Ветлуге. С севера по Сухоне – Северной Двине – Югу – Пушме через волоки в Молому и Вятку проникали устюжане, двиняне, новгородцы. По мнению некоторых историков, именно от славян пошло название главной реки края, а затем и его самого.

Славяне принесли на Вятскую землю вечевое устройство и по меньшей мере пять веков, до конца XVI столетия сохраняли общинный уклад, а некоторые народные (языческие) обычаи сохраняются у вятчан и по сей день. Древний славянский праздник Весны – Родоница – Красная Горка (День поминовения Предков и заклинания плодородия на предстоящее лето) – во всей полноте языческой обрядности сохраняются в виде «единственного в мире по своей оригинальности и названию» праздника Свистопляски (Свистуньи) до начала XX века.

Вслед за христианизацией вынуждали славян уходить с обжитых мест в северные леса разрушительные татарские набеги, позднее – никоновские церковные реформы и крепостное засилье. Позднее Вятская земля стала местом ссылки революционно настроенных представителей русского народа. В результате столыпинских реформ в начале XX столетия при материальной поддержке правительства безлюдный северо-восток края начали было заселять выходцы из западных губерний Российской империи (латыши, эстонцы, литовцы, поляки, белорусы), образовавшие единоличные хуторские поселения в болотистой лесной глуши Опаринского района, насильственно ликвидированные в советское время. В годы Второй мировой войны на Вятской земле нашли приют и постоянное место жительства многочисленные беженцы, а также рабочие эвакуированных заводов из оккупированных регионов, особенно из блокадного Ленинграда.

Наиболее удачно расположенные русские поселения в XVI – XV вв. превратились в города (Котельнич, Орлов, Вятка) – опорные центры русского населения среди мелких поселений вотяков (удмуртов), черемисов (марийцев) и других аборигенных племён.

С присоединением в 1489 г. Вятской земли к Московскому государству было проведено её первое административное устройство, которое с тех пор неоднократно и существенно менялось. Неизменным оставался лишь административный центр Вятской земли – древний город Вятка, менявший только своё название: на Хлынов (с 1457 по 1780) и Киров (с 1934 г.).

Особенно оживлённо освоение края началось в XVI в. с падением Казанского и Астраханского ханств. В это время с развитием промыслов и торговли становятся городами Малмыж, Царевосанчурск, Яранск, Уржум, Шестаков, Кайоград, возникают новые слободы – Кукарка (позднее город Советск), Верхняя (позднее город Слободской).

По первоначальному административному делению Вятская земля ограничивалась одним Хлыновским уездом с городами Хлынов, Котельнич, Орлов, Слободской. Остальная территория края относилась к другим административным образованиям.

Только в 1719 г. Вся территория Вятского края (бассейн р. Вятки с верховьями Камы) была объединена с общей границей Вятской провинции (с присоединением к ней из соседнего Пермского края с. Кай с уездом) в составе Сибирской губернии. Затем, в 1727 г., в составе трёх уездов (Хлыновского, Слободского, Котельнического) она приписана к Казанской губернии. В 1780 г. В пределах вятского края в составе 13 уездов было образовано Вятское наместничество, преобразованное в 1796 г. В Вятскую губернию, поделённую на 10 уездов.

С 1816 г. На протяжении более ста лет Вятская губерния существовала без изменений в составе 11 уездов: Вятского, Орловского, Слободского, Котельнического, Яранского, Уржумского, Нолинского, Малмыжского, Елабужского, Сарапульского, Глазовского.

Новую череду административных переустройств Вятская земля претерпела в период социалистических преобразований.

В итоге, в 1960 году территория области была поделена на 60 районов, затем их количество было сокращено за счёт укрупнения до 18, потом в результате деления наиболее крупных районов их стало 39. Это количество с 1966 г. Сохраняется поныне.

Первой сухопутной дорогой из центра Московского государства на Вятку стала, вероятно, дублировавшая водно-волоковый путь из р. Юг в Вятку по Моломе и существовавшая уже в XV в. дорога через Кайское болото (Устюжская дорога). Менее удобной, хотя более прямой была дорога через Галич (с 1797 г. – Петербургский или Вятско-Костромской почтовый тракт). В XVI в. по северу края пролегла большая дорога из Москвы в Сибирь через Великий Устюг и Кайгород на Соликамск (Сибирский тракт). Была проложена дорога из Вятки на Казань (Казанский тракт).

К началу XIX в. в Вятской губернии действовало 17 трактов – 12 уездных и 5 губернских: Сибирский, Московский, Казанский, Пермский, Вологодский.

Открытие железных дорог Вятка – Глазов (Пермь) в 1898 г. И Вятка – Котлас в 1899 г., затем в 1906 г. Вятка – Вологда - (Петербург) и в 1920-е годя участка Котельнич – Горький способствовало развитию центральной промышленно-городской агломерации (Киров – Нововятск – Кирово-Чепецк), а с прокладкой по югу области железнодорожного пути Москва – Казань стала развиваться южная промышленно-городская агломерация (Вятские Поляны – Сосновка).

С открытием в 1899 г. железнодорожной ветки Вятка – Котлас появилась возможность для интенсивного усвоения лесных ресурсов Моломско-Лузского междуречья, и установилось надёжное сообщение с Вяткой (Кировом) удалённых от своих административных центров районов Архангельской и Вологодской губерний (областей).

Со строительством в 1930-е годы железной дороги Яр – Фосфоритная началось освоение крупнейшего в Европе Вятско-Камского месторождения фосфоритов и лесных ресурсов северо-восточных районов области.

К концу ХХ столетия в пределах области сложилась довольно развитая дорожно-транспортная сеть с устойчивой связью с другими регионами страны. По территории области проходят дороги республиканского значения: Петербург – Екатеринбург, Москва – Нижний Новгород – Екатеринбург, Казань – Киров – Сыктывкар. Пересекающая область по её центральным районам Транссибирская железнодорожная магистраль связывает её как с центром России, так и с Уралом, Сибирью, Дальним Востоком.

По территориям южных районов область пересекают нефте- и газопроводы.

С разрушением инфраструктуры лесопромышленного комплекса в результате «перестроечных реформ» в 90-е годы пришли в упадок многочисленные леспромхозовские посёлки, возникшие в северных районах области в советский период.

По официальным данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Кировской области проживают представители более 110 национальностей. Большую часть населения составляют русские - 89,4%, в регионе проживают: татары - 2,7%, марийцы - 2,2%, удмурты - 1,01 процента, а также украинцы, азербайджанцы, белорусы, армяне, цыгане, чуваши, немцы, молдаване и другие.

На территории Кировской области действуют 213 зарегистрированных религиозных организаций, относящихся к 14 конфессиям. Большинство религиозных организаций относятся к Русской Православной Церкви.
В то же время в регионе действуют мусульманские религиозные организации, исповедующие традиционный ислам, большую часть прихожан которых составляют представители татарского населения, компактно проживающего в южных районах Кировской области (Вятскополянский, Малмыжский, Кильмезский районы), а так же представители азербайджанской, дагестанской, узбекской, таджикской и чеченской диаспор, исповедующие традиционные для этих народов формы ислама.

Вместе с тем в регионе представлены современные религиозные организации, действующие на территории Российской Федерации. Так, в Кировской области действуют Римско-католическая и Армянская апостольская церкви. Активно осуществляют деятельность различные протестантские деноминации: лютеране, евангельские христиане-баптисты, христиане веры евангельской (пятидесятники), адвентисты седьмого дня и многие другие.
Осуществляют деятельность мусульманские и иудейская религиозные организации.

В Кировской области официально зарегистрировано 13 общественных организаций, в интересы которых входят этноконфессиональные отношения.
Наиболее активные их них:
- Кировское региональное отделение Общероссийской общественной организации «ВСЕРОССИЙСКИЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНГРЕСС»;
- Кировская областная общественная организация «Армянская Община»;
- Общественная организация «Местная Национально - Культурная Автономия Татар г. Кирова»;
- Общественная организация «Региональная национально-культурная автономия татар Кировской области».

Кроме того, в местах компактного проживания этносов созданы и работают уже более 10 лет 5 центров национальных культур:
. Вятский региональный центр русской культуры в г. Котельниче;
Центр удмуртской национальной культуры;
Центр марийской национальной культуры;
Центр татарской национальной культуры;
Центр коми-пермяцкой национальной культуры.
А так же 6 филиалов в районах области.
Основными видами их деятельности являются развитие культуры, изучение национальных языков, возрождение, сохранение и передача молодым поколениям обычаев, обрядов и традиций, а также укрепление межнациональных отношений народов, компактно живущих на Вятской земле.

В настоящее время развивается взаимодействие между общественными организациями, в интересы которых входят межнациональные и межконфессиональные отношения, формируются базы общественных и религиозных организаций, устанавливается сотрудничество, выявляются наиболее активные представители гражданского сообщества Кировской области, заинтересованные в исследовании этноконфессиональной проблематики в Кировской области. Интересы общественных организаций и национальных диаспор не ограничиваются культурной сферой. Они оказывают содействие соотечественникам в решении проблем, связанных с жилищной, социальной и языковой адаптацией на территории субъектов Российской Федерации. В сложившихся условиях тесное взаимодействие с представителями национальных диаспор и религиозных организаций и объединений является одним из важнейших факторов поддержания стабильной этноконфессиональной обстановки.

Открытых межэтнических конфликтов в регионе не зафиксировано. Потенциальные межэтнические конфликты возможны в районах со значительным расслоением общества, а также в районах с полиэтническим составом населения. Для предотвращения указанных конфликтов ведется работа по трем направлениям: социально-экономическому, гуманитарному (культурно-образовательному) и правоохранительному при гарантированном соблюдении равных прав и обязанностей руководства и населения.
За истекший период 2013 года явных конфликтов на территории Кировской области не зафиксировано.

Органами исполнительной власти Кировской области систематически проводятся встречи с лидерами национальных общин и религиозных организаций. В ходе бесед происходит обмен мнениями по актуальным вопросам, оказывается консультационная поддержка по юридическим и организационным вопросам. Также оказывается поддержка в проведении национальных культурных и религиозных праздников. Благодаря налаженным контактам удается многие вопросы разрешать до выхода их на уровень конфликта.

История Вятской Земли В глубокой древности (17-1 млн.лет назад) суша на Земле располагалась совершенно иначе, чем сейчас. Не было современных материков, но были другие материки – Лемурия с цивилизацией асуров и Атлантида с цивилизацией атлантов. Территория Кировской области находилась под водой примерно до 800 тысяч лет днэ. 800 тысяч лет назад территория Кировской (и соседних с ней регионов-Костромской области, Пермского края) все еще находилась под водой. На востоке к этому времени уже появился материк, на котором сейчас находится Сибирь и Дальний Восток, условно этот материк можно назвать Северной Азией. На западе находился материк Европа. Вот между материками Европа и Северная Азия находился большой пролив, на дне которого 800 тыс.лет назад находилась современная Кировская область и вся территория от современной реки Ветлуги до современной реки Камы, восточнее современной Камы уже появилаь суша, которая в последующем стала Уралом. Территория Кировской области была на дне океана примерно до 199 тыс.днэ. Примерно к 199 тыс.лет днэ рассматриваемая территория приобрела вид, похожий на современный. Но на месте Кировской области, республики Коми, западе Пермского края и на востоке Костромской области (между реками Ветлуга и Кама) в это время было очень много болот и озер, это произошло потому, что над водой эта суша поднималась очень медленно. К стати и сейчас север Кировской области и республика Коми имеет много болот и озер. Еще одно интересное примечание в этому времени, именно в это время появились реки – Ветлуга, Вятка, Кама. Но текли они не так как сейчас. Ветлуга по руслу рек Сура и Дон впадала в Азовское море, а Волга была правым притоком Волги. В это время появились реки Кама и Вятка (приток Камы), Кама в те времена впадала в Каспийское море (текла по руслу современной Средней и Нижней Волги. Еще одно замечание – в те времена не было как таковых Черного, Азовского, Каспийского и Аральского морей, в то время эти моря были единым крупным водоемом, в состав которого входила т территория пустынь Каракум и Кызыскум (они были на дне этого большого единого моря), территории севернее Кавказа тоже были частью дна этого большого моря. В это время в Северном Ледовитом океане появился и материк Арктида. Это было время господства на Земле цивилизации атлантов, но в это время материк Атлантида разделился на два больших острова – Рута и Лаития, в это же время началось переселение атлантов на другие территории. Возможно в это время на Арктиде появились первые поселенцы с Атлантиды (будущие гиперборейцы). К 79 тыс.лет днэ Арктида и вся прилегающая территория (в т.ч.рассматриваемый нами регион) находился под мощными ледниками (было оледенение). Между 79 тыс.лет днэ и 38 тыс.днэ было потепление – климат был теплым. Но людей на территории Кировской области еще не было (или было очень мало) В 38 тыс.лет днэ эта же территория снова была покрыта снова ледниками очередного оледенения. И опять посеелений людей на территории Кировской области не было. К 22 тысячам лет днэ территория Арктиды была заселена гиперборейцами, создавшими самую развитую в то время цивилизацию. К этому времени на территорию Кировской области проникли племена сунгирьской культуры (в основном эти племена обитали южнее – в между реками Волгой и Окой. Племена этой культуры были потомками атлантов, переселившихся с островов Атлантиды в Европу. Возможно многим будет интересно, на каком языке говорили племена сунгирьской культуры? Как и все поздние потомки атлантов они говорили на языке, который сейчас не сохранился. Из существующих ныне народов, наиболее близкими языками являются кавказские народы и баски, живущие сейчас на севере Испании. Примерно к 17,5 тысяч лет днэ в исследуемом регионе стало появились племена гагаринской культуры (потомки сунгирьской и костенковких культур, которая располагалась значительно южнее). Эти племена пришли с юга и ассимилировали находившихся там племена сунгирьской культуры. В это же время весь север европейской части России был заселен гиперборейцами. Примерно в 12500 году днэ, вероятнее всего поздние атланты с острова Посейдонис (Атлантический океан) нанесли ядерный удар по цивилизации туранцев, которая располагалась на территории современной пустыни Гоби (в те времена там располагалось большое Туранское море, соединенное с Тихим океаном. В результате этих действий Туранское море стало засыхать, а под воздействием радиации, оставшиеся в живых туранцы приобрели монголоидные признаки. Итогом применения ядерного оружия явилось новое похолодание и появление новых ледников. Примерно к 12000 году днэ территория Кировской области была покрыта ледниками. В это время началось движение гиперборейцев на юг – на Средний Урал. Они дигались на юг уходя от надвигающихся с севера ледников. К 10000 году днэ, когда ледники отступили на север, вслед за ними на территорию Кировской области стали возвращаться племена гагаринской культуры. Одновременно с этим, с востока – со стороны Урала на исследуюмую территорию стали проникать потомки гиперборейцев. К 9000 году днэ потомки гиперборейцев стали основным населением исследуемого региона, вытеснив за Волгу племена гагаринской культуры. К сведению читателей – гиперборейцы являются предками всех индоевропейских и уральских народов, а также таинственного народа сиртя (который в древности называли именем «чудь белоглазая») К 7500 году днэ на территории Пермсеого края и на востоке Кировской области начинает возникать новая археологическая культура – шигирская. Племена этой культуры – потомки гиперборейцев (южная группа). К 6500 году днэ племена шигирской культуры заселили большую полосу земель от Урала до Балтийского моря. Кировская область тоже была заселена тоже этими племенами. Считается, что эти племена являются предками всех индоевропейских народов, но возможно только южные группы этих племен были индоевропейцами, а северная группа в последствии стали финно-угорскими племенами. К 4100 году днэ на территории востока Кировской области и территории Пермского края возникла волго-камская археологическия культура. Эта культура возникла на основе одной из северо-восточных групп шигирцев. Племена этой культуры являются предками некоторых финно-угорских народов. Можно сказать, что начиная с этого времени территорию Кировской населяли племена финно-угров. К 3100 году днэ вся территория исследуемого региона была заселена племенами горбуновской культуры. Эта культура возникла на базе волго-камской археологической культуры. Племена этой культуры были древними финно-уграми. К 1500 году днэ западная часть Кировской области была заселена племенами фатьяновской археологической культуры, а восточная часть – племенами горбуновской культуры. Эти обе группы племен относятся к племенам финно-угров, но в фатьяновской группе племен был силен был признак финно-язычных племен (т.е. эти племена разговаривали на языке более похожем на язык современных финнов и карелов), а у племен горбуновской культуры в языке еще было много элементов угорских языкой (языки венгров, ханты, манси). К 1100 году днэ на территории Кировской области жили племена приказанской археологической культуры, эта культура сложилась на основе дредшествующих ей культурах. Но опять это были племена финно-угров, правда к этому времени в языке этих племен уже совсем мало было угорских элементов. К 700 году днэ на территории Кировской области возникла ананьинская археологическая культура, она возникла на основе приказанской культуры, и это попять были финно-язычные племена (угорские слова к этому времени почти прпали). Эти племена – древние предки современных народов удмуртов, коми, марийцев. К 100 году днэ на территории Кировской области на основе ананьинской культуры образовалась пьяноборская археологическая культура, племена этой культуры также были далекими предками современных удмуртов и марийцев. Этнический состав населения Кировской области совершенно не менялся вплоть до середины 7 века. Во второй половине 1 тыс. н.э. в бассейне Вятки происходили сложные этнические процессы. В восточной части бассейна шло формирование удмуртских (вотяцких) племен, в западной складывались племена северных марийцев (черемисов) , на севере края - племена коми. Эти племена сформировались на базе финно-угорской языковой общности. Но их поселения в раннем средневековье встречались редко. Большая часть территории была безлюдна и покрыта девственными лесами и болотами. Главными занятиями населения были земледелие, домашнее скотоводство и охота на пушного зверя В середине 7 века нашей эры на территорию Средней Волги Прикамье проникают булгары – тюркоязысный народ (который появился на территории степей Северного Причерноморья и Приазовья вместе с потоком гуннов. Вполне возможно, что в 3-4 веках булгары еще являлись частью гуннского народа (хотя официально считается, что сами гунны (хунну) были еще во 2-м веке днэ монголоязычным народом, но во время движения этого народа на восток (с территории современной Монголии до Европы), к ним примкнуло много других тюркоязычных народов. Ко времени появления булгар в низовьях Камы и на Средне Волги, болгары были подчинены крупному государству, находившемуся в низовьях Волги – Хазарскому каганату. Булгары к середине 8 века образовали в низовьях Камы и на территории Средней Волги свое государство – Булгария Волжско-Камская. Это государство было вассалом Хазарского каганата. Видимо булгары в те времена активно влияли на жизнь населения, проживающего на территории Кировской области. Предки удмуртов (русичи называли их вотяками), жившие на территории Кировской области, торговали с Булгарией, и возможно часть их платили дань булгарам. Тем самым вотяки были вовлечены в международную торговлю (Булгария торговала со многими странами Европы и Азии). Среди вотяцких племен появляется имущественное неравенство (начинают богатеть вожди и старейшины племен). На западе Кировской области (западнее Вятки и Мологи) проживали другие финно-язычные племена – черемисы. Черемисы как и вотяки испытали также значительное влияние со стороны булгар и булгарского государства. В 965 году Булгария Волжско-Камская стала независимым государством (Хазарский каганат перестал существовать). С этого времени между Булгарией и Киевской Русью стали происходить тесные взаимоотношения, которые чередовались мирными отношениями и взаимными нпадениями. Русичи часто совершали походы в Булгарию, булгары нападали на русские земли (доходили до Мурома). Еше в 11 веке новгородцы завоевали (подчинили себе) земли по реке Сухоне, создав там Двинскую Землю (эти земли до этого населяли финно-язычные племена чуди). С этих времен и новгородцы (с севера) и владимирцы (с запада и юго-запада) пытались проникнуть на Вятскую Землю и подчинить ее. Начало похода на Вятку новгородской дружины и основание города Хлынова неким образом совпадает с годом убийства князя Андрея Боголюбского (1174) и ослаблением на несколько лет Владимиро-Суздальского княжества - главного в то время врага Великого Новгорода. Таким образом первыми русскими поселенцами на Вятской Земле стали новгородцы, пришедшие на территорию Кировской области с севера. Архнологические исследования позволяют определить начало русского освоения бассейна среднего течения реки Вятки концом XII - началом XIII века". Кстати, интересный момент - если до большевистской революции годом основания Вятки считался 1181 год, то в Советское время такой датой стал год 1374. И, таким образом, в 1974 году было отмечено 600 летие города Кирова!.. А по старой хронологии выходит, что 850 летие города Вятки следует отмечать в 2031 году В конце XII – начале XIII вв. в бассейн Вятки стали проникать русские, они селились на свободных землях среди удмуртов и марийцев. Во второй половине XIII в. приток русских на Вятку усилился в связи с монголо-татарским нашествием. Древнейшие русские поселения обнаруживаются на Вятке между Котельничем и Слободским. Здесь возникло несколько русских городищ: Котельничское, Ковровское, Орловское, Никулицкое, Хлыновское и др. Основная часть переселенцев шла на Вятку с Новгородской, Устюжской, Суздальской и Нижегородской земель. Много есть легенд и версий о происхождении слова «Вятка». Во второй половине XVI века, а точнее в 1582 году польский историк Матфей Стрыйковский в своей "Хронике" приписывал основание города Хлынова, ставшего позднее Вяткой, а ныне - Кирова, - легендарному князю князю Вятко. Князь этот - современник легендарных князей Кия, Щека и Хорива, заложивших "мать городов русских" город Киев и основавших, согласно летописям, княжество восточно-славянского племени полян. Эта теория мало имеет стононников и мало подтверждена. Есть другая теория. В 8-9 веках в долине р.Ока проживало крупное славянское племя вятичей. Вятичи долго отстаивали свою независимость от Киевской Руси, Только в 982 году вятичи были подчинены Киевской Руси. Чясть вятичей, не желавших жить под властью Киева, ушли на северо-восток, на территорию современной Кировской области, поселились на берегах этой реки, расворившихся среди древних удмуртов (и по этой причине удмурты с того времени стали называться вотяками). И река Вятка получила свое название. Эта теория более обоснована. Но наиболее вероятной причиной возникновения названия «Вятка» связана с названием древним древних удмуртских племен – вотяками. Земли Кировской области ручичи называли «Землей Вотской», а позднее это название ирансформировалось в «Земля Вятская». Река Вятка получила свое название тоже по этой причине. Вятка впервые упоминается в летописях под 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию, входившую в то время в состав Золотой Орды. В 70-е гг. XIV в. Вятская земля входила в состав Нижегородского княжества. В 1393 г. это княжество было присоединено к Москве. Нижегородские князья после долгой борьбы вынуждены были покориться и получили в удел Вятскую землю. В 1411 г. суздальско-нижегородские князья предприняли новую попытку вернуть свои владения, но снова потерпели поражение. Недолго просуществовавшее Вятское княжество было ликвидировано, Вятская земля была передана во владение Юрию Галицкому. Вятчане активно участвовали в Феодальной войне в середине XV в. на стороне своего сюзерена Юрия Галицкого и его сына Василия Косого. Война закончилась победой Василия Темного. Вятчане вынуждены были признать себя вассалами Великого князя Московского. В 1412 году происходит знаменитая битва между вятчанами и устюжанами (жителями Великого Устюга, подчиненного Московскому княжеству) Битва состоялась ночью, в овраге, названном позже Раздерихинским. По одной из версий, устюжане пришли на помощь вятчанам для обороны от татар, по другой, они в союзе с московскими князьями хотели захватить город. На Руси Вятка была третьей свободной вечевой землёй после Новгорода и Пскова. Эта независимость, согласно "Повести", продолжалась в Вятской земле 278 лет - до 1459 года. В 1459 году Василий Тёмный покоряет Вятку, Хлынов облагается данью и приводится на верность Москве. Враждебное отношение вятчан к Москве выражается в сопротивлении, неповиновении и походах на московские земли. К 1457 - 1459 годам относятся и первые упоминания о городах Орлов и Котельнич, заложенных ранее одновременно с Хлыновым вниз по течению Вятки. Позднее были основаны, но уже вверх по течению, города Слобода и Шестаков. Точной даты основания главного города Вятской земли - града Хлынова нет ни в одном историческом источнике. Согласно данным науки археологии, в середине – второй половине 13 в., он был уже крупным средневековым городом. А 1457 год – это первое упоминание г. Хлынова в летописях. В 60 - нач.80-х гг. XV в. вятчане вместе со всем русским народом вели борьбу против татарских ханств. В 1468 г. они участвовали в походе войск Ивана III на Казанское ханство. В 1471 г., когда золотоордынский хан Ахмат готовил большой поход на Москву, а войска Ивана III были заняты борьбой с Новгородской республикой, вятчане под командованием Кости Юрьева совершили смелый поход на столицу Золотой Орды - город Сарай. В 1478 г. вятчане с помощью устюжан отбили набег хана Ибрагима на Вятку. В эти годы в стране шел процесс создания единого централизованного государства. На Вятке, как и в других землях, сложились две группировки. Одна во главе с К.Юрьевым поддерживала объединительную деятельность Москвы, другая выступала за сохранение удельно-автономистской системы. В сер. 80-х гг. XV в. между ними развернулась ожесточенная борьба, в которой победу одержала антимосковская группировка. В 1485 г. вятские бояре отказались принять участие в походе на Казань, проводимом Иваном III, заключив сепаратный мир с татарами. В ответ московское правительство отправило на Вятку сильный отряд под началом воеводы Юрия Шестака Кутузова, но московское войско не смогло взять Хлынов и вернулось назад. Вятские бояре изгнали великокняжеского наместника и объявили Вятку независимой. Сторонники Москвы во главе с К.Юрьевым вынуждены были бежать из Хлынова. В 1489 г. Иван III направил на Вятку 64-тысячное войско. В июле московские войска овладели Котельничем и Орловым, а в середине августа начали осаду Хлынова. Вятчане вынуждены были капитулировать, признать власть Ивана III и выдать своих главарей. В 1490 г. был произведен "развод" Вятки. Все бояре, люди, купцы были выселены в разные места Московского государства, на их место переселены жители Устюга и других городов. Присоединение Вятской земли к единому Русскому государству имело прогрессивное значение. Вятскими считались земли по среднему течению рек Вятки и Чепцы, Арская земля; собственно территория будущего Вятского уезда, часть Слободского (за исключением Кая и его волостей), часть Глазовского, незначительная часть Нолинского, а также Орловского и Котельничского уездов. Южнее Котельнича, а также по рекам Суна и Воя жили луговые марийцы. Оно способствовало развитию производственных сил, росту сельского хозяйства, промышленности и торговли. Хлынов в XVII веке был самым крупным городом на северо-востоке России. После окончательного присоединения к Москве Хлынов быстро развивался и в XVI веке стал самым крупным городом на северо-востоке тогдашней России. В нем росло ремесленное производство, расширилась торговля. Через Хлынов пролегли торговые пути в Поморье, Поволжье, Урал и Сибирь. Были установлены экономические связи с Москвой, Новгородом, Вологдой, Устюгом, Архангельском, Чердынью, Соликамском, Тобольском, Казанью, Астраханью и другими русскими городами. В 1580 году в Хлынове игумен Трифон основал мужской Успенский монастырь. Вокруг монастыря скоро образовался поселок, вошедший в черту города. До середины XVI века Хлынов управлялся наместником, назначенным московским правительством и его тиунами. В 1557 году была проведена реформа, устанавливавшая земское (выборное) правление. Городские жители выбирали земского старосту и городового приказчика. В Хлынове находился воевода - представитель центральной власти, управлявший всей вятской землей. В XVII веке Хлынов продолжал расти как крупный по тому времени ремесленный и торговый центр. Во 2 половине XVII века появляется мануфактура, т. е. крупное производство, основанное на ручном труде и работавшее на рынок. Под 1658 годом в Хлынове упоминается винокуренный завод, принадлежащий купцу Аверкию Трапицыну. В 60-80 годах здесь существовал завод по литью колоколов, основанный мастером Ф. П. Душкиным. Особенно успешно развивалась торговля. Происходило сосредоточение нескольких лавок в руках крупных купцов. Расширялась торговля Хлынова со многими городами России. Местные купцы вывозили в основном хлеб, который они скупали у крестьян, говяжье сало, кожи, шерсть, пушнину и другие товары. Хлынов все более втягивался в формирующийся всероссийский рынок. В 1607 году в городе была основана Семеновская ярмарка, продолжавшаяся в течение нескольких дней. На эту ярмарку съезжались торговые люди и покупатели со всей Вятской земли и из других районов страны. Рост промышленности и торговли усиливал социальное расслоение среди городского населения. Господствующее положение в Хлынове занимали служилые дворяне, приказные люди (должностные лица), купцы, ростовщики, церковники. Им противостояли мелкие ремесленники, работные люди, домашняя прислуга, посадская беднота (нищие), испытывавшие жестокую эксплуатацию со стороны верхов города. Классовые противоречия обострялись, что приводило к народным волнениям. Серьезное восстание вспыхнуло в 1635 году. Поводом послужили незаконные поборы, собираемые местными властями. Население отказалось их выплачивать. Участвовало в восстании около 1000 человек. Был убит помощник воеводы Матвей Рябинин и наиболее ненавистный массам жадный и жестокий откупщик Данила Кальсин. Восставшие вернули себе собранные с них деньги. Но из Москвы прибыл карательный отряд, который подавил восстание. Повстанцы понесли наказание, а наиболее активные были сосланы в Сибирь. К 1646 году в Хлынове насчитывалось уже 4670 жителей, а во второй половине века уже свыше 5000 человек. Посад разрастался главным образом в западном направлении. Его граница доходила до современной улицы Карла Маркса. Увеличилась и территория кремля. В 1624 году у его северной стороны был построен Преображенский женский монастырь. В 1663-1667 годах были капитально перестроены все городские укрепления. Необходимость коренной перестройки вызывалась быстрым ростом посада и неприспособленностью оборонных сооружений Хлынова к новым условиям военной техники в связи с совершенствованием огнестрельного оружия. Имело значение и нарастание крестьянского движения, которое вскоре привело к мощным восстаниям, закипевшим вокруг вятской земли: Соловецкого на севере, Разинского в Поволжье, Башкирского на юго-востоке. Вятский край оказался между тремя очагами народного движения, царское правительство спешило как можно скорее укрепить Хлынов, чтобы не допустить слияния этих движений через Вятскую землю. В 1710 году Петр 1 разделил страну на 7 больших губерний. Вятская Земля в основном вошла в состав Сибирской губернии. По реформе 1719 года Сибирская губерния была разделена на 3 провинции – Вятскую, Соликамскую, Тобольскую. Вятская провинция состояла из 7 уездов – Хлыновский, Слободской, Котельничский, Орловский, Шестаковский, Кайгородский, Кунгурский. В 1727 году Вятская провинция вошла в состав Казанской губернии. В 1780 году из Вятской провинции и из южных вятских уездов Казанской провинции образовано Вятское наместничество. В это же время город Хлынов переименован в город Вятка. В 1796 году Вятское наместничество было преобразовано в Вятскую губернию. В 1920 году часть территории Вятской губернии было передано в Пермскую губернию, Татарскую АССР, Вотскую и Марийскую АО. В 1928 году Вятская губерния ликвидирована, ее территория вошла в состав Нижегородской области РСФСР. В 1934 году город Вятка переименован в город Киров, и создается Кировский край. В 1936 году создается Кировская область.

Процедура получения сведений о национальной принадлежности при Всероссийской переписи населения 2010 года проводилась в полном соответствии со статьей 26 Конституции Российской Федерации - «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Поэтому ответы на этот вопрос записывались по самоопределению опрашиваемых.

На момент переписи населения 2010 года в Кировской области проживало более 100 различных национальностей. Подавляющее большинство из них составляют русские - 1200 тысяч человек (91,9%). По сравнению с переписью 2002 года их число сократилось на 165,7 тысяч человек или на 12 процентов, однако доля русских в общей численности населения выросла на 0,9 процентных пункта. Второе место по численности занимают татары (36,5 тысяч человек), хотя их доля в 2010 году уменьшилась на 0,1 процентных пункта и составила 2,8 процента. Далее следуют марийцы (29,6 тыс. человек), удмурты (13,6 тыс. человек), украинцы (7,7 тыс. человек) и азербайджанцы (2,2 тыс. человек).

Кроме этого, в Кировской области проживает еще 6 национальностей, насчитывающих численность более тысячи человек. К ним относятся белорусы (1942 человека), армяне (1825 человек), цыгане (1417 человек), чуваши (1399 человек), немцы (1040 человек) и молдоване (1037 человек). В период 2002-2010 гг. из этой группы выбыла национальность коми в связи с сокращением ее численности с 1054 до 866 человек. Более 60 национальностей Кировской области малочисленны - от 1 до 10 человек включительно. К ним относятся агулы, вепсы, итальянцы, ительмены, монголы, селькупы, шорцы и другие. Следует отметить, что за межпереписной период увеличилась доля таких национальностей, как узбеки, таджики и цыгане, и между тем значительно уменьшилась доля марийцев, украинцев и удмуртов.

Население Кировской области урбанизировано, 74 процента граждан проживает в городской местности. Высокую долю горожан имеют такие национальности, как русские, татары, белорусы, украинцы, азербайджанцы, армяне, узбеки, грузины. Самая сельская национальность - марийцы, 71 процент их проживает в селе и лишь 29 процентов - в городе. Значительное превышение мужчин над женщинами отмечается у узбеков (в 3,2 раза), молдован (в 2,5), азербайджанцев (в 2,2), армян (в 1,6) и украинцев (в 1,2 раза).

В ходе переписи были получены данные о владении языками. Практически все многонациональное население области владеет русским языком, его указало 1311,2 тыс. человек (99,9% от общей численности населения, указавших владение языком). Менее всего русский язык знают вьетнамцы (92,5%) и китайцы (34%). Среди других языков наиболее распространенными являются английский (2,9%), татарский (2,0%), марийский (1,1%), немецкий (1,0) и удмуртский (0,5%).

Русский язык считают родным, кроме русских, большинство евреев, немцев, хантов, эстонцев, поляков, карелов, белорусов и ненцев (более 80% их населения). Наиболее высока доля лиц, указавших в качестве родного язык, соответствующий национальности, у русских (99,9%), китайцев (92,5%), вьетнамцев (90,9%), езидов (90,7%), монголов (87,5%), ингушей (86,5%), чеченцев (82,2%).

Кировская область в древние века

Вятская земля имеет богатую историю. Она стала заселяться еще в глубокой древности, очевидно, уже в верхнепалеолитическое время (50-15 тыс. лет назад). На территории области известны археологические памятники эпохи мезолита, неолита, бронзового века. В VII в. до н.э. в бассейне Вятки начался железный век. Ранний железный век здесь представлен памятниками ананьинской культуры. Ананьинцы принадлежали к финно-угорской этнической группе. Есть предположение, что они назывались тиссагетами, о которых упоминает древнегреческий историк Геродот, помещавший их к северо-востоку от скифов и сарматов. Памятники этой культуры известны в большом количестве на нижней и средней Вятке и ее притоках: Наговицынское городище (г.Киров), Пижемское (близ г.Советска), Кривоборское (близ с.Просница) и другие.
Во второй половине 1 тыс. н.э. в бассейне Вятки происходили сложные этнические процессы. В восточной части бассейна шло формирование удмуртских племен, в западной складывались племена марийцев, на севере края - племена коми. Эти племена сформировались на базе финно-угорской языковой общности. Но их поселения в раннем средневековье встречались редко. Большая часть территории была безлюдна и покрыта девственными лесами и болотами. Главными занятиями населения были земледелие, домашнее скотоводство и охота на пушного зверя.
В конце XII - начале XIII вв. в бассейн Вятки стали проникать русские, они селились на свободных землях среди удмуртов и марийцев. Во второй половине XIII в. приток русских на Вятку усилился в связи с монголо-татарским нашествием. Древнейшие русские поселения обнаруживаются на Вятке между Котельничем и Слободским. Здесь возникло несколько русских городищ: Котельничское, Ковровское, Орловское, Никулицкое, Хлыновское и др. Основная часть переселенцев шла на Вятку с Новгородской, Устюжской, Суздальской и Нижегородской земель.

Вятка (Киров) в XIV-XV вв.

Вятка впервые упоминается в летописях под 1374 годом в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию, входившую в то время в состав Золотой Орды.
В 70-е гг. XIV в. Вятская земля входила в состав Нижегородского княжества. В 1393 г. это княжество было присоединено к Москве. Нижегородские князья после долгой борьбы вынуждены были покориться и получили в удел Вятскую землю. В 1411 г. суздальско-нижегородские князья предприняли новую попытку вернуть свои владения, но снова потерпели поражение. Недолго просуществовавшее Вятское княжество было ликвидировано, Вятская земля была передана во владение Юрию Галицкому. Вятчане активно участвовали в Феодальной войне в середине XV в. на стороне своего сюзерена Юрия Галицкого и его сына Василия Косого. Война закончилась победой Василия Темного. Вятчане вынуждены были признать себя вассалами Великого князя Московского. В 60 - нач.80-х гг. XV в. вятчане вместе со всем русским народом вели борьбу против татарских ханств. В 1468 г. они участвовали в походе войск Ивана III на Казанское ханство. В 1471 г., когда золотоордынский хан Ахмат готовил большой поход на Москву, а войска Ивана III были заняты борьбой с Новгородской республикой, вятчане под командованием Кости Юрьева совершили смелый поход на столицу Золотой Орды - город Сарай. В 1478 г. вятчане с помощью устюжан отбили набег хана Ибрагима на Вятку. В эти годы в стране шел процесс создания единого централизованного государства.
На Вятке, как и в других землях, сложились две группировки. Одна во главе с К.Юрьевым поддерживала объединительную деятельность Москвы, другая выступала за сохранение удельно-автономистской системы. В сер. 80-х гг. XV в. между ними развернулась ожесточенная борьба, в которой победу одержала антимосковская группировка. В 1485 г. вятские бояре отказались принять участие в походе на Казань, проводимом Иваном III, заключив сепаратный мир с татарами. В ответ московское правительство отправило на Вятку сильный отряд под началом воеводы Юрия Шестака Кутузова, но московское войско не смогло взять Хлынов и вернулось назад. Вятские бояре изгнали великокняжеского наместника и объявили Вятку независимой. Сторонники Москвы во главе с К.Юрьевым вынуждены были бежать из Хлынова. В 1489 г. Иван III направил на Вятку 64-тысячное войско. В июле московские войска овладели Котельничем и Орловым, а в середине августа начали осаду Хлынова. Вятчане вынуждены были капитулировать, признать власть Ивана III и выдать своих главарей. В 1490 г. был произведен "развод" Вятки. Все бояре, люди, купцы были выселены в разные места Московского государства, на их место переселены жители Устюга и других городов.

Вятка (Киров) в XVI-XIX вв.

Присоединение Вятской земли к единому Русскому государству имело прогрессивное значение. Вятскими считались земли по среднему течению рек Вятки и Чепцы, Арская земля; собственно территория будущего Вятского уезда, часть Слободского (за исключением Кая и его волостей), часть Глазовского, незначительная часть Нолинского, а также Орловского и Котельничского уездов. Южнее Котельнича, а также по рекам Суна и Воя жили луговые марийцы. Оно способствовало развитию производственных сил, росту сельского хозяйства, промышленности и торговли. Хлынов в XVII веке был самым крупным городом на северо-востоке России. Территория Вятской земли в то время была значительно меньше современной Кировской области. Южные районы находились под властью Казанского ханства. Пограничное положение Вятского края привело к тому, что вятчанам пришлось принять самое активное участие в борьбе с татарами.
После окончательного присоединения к Москве Хлынов быстро развивался и в XVI веке стал самым крупным городом на северо-востоке тогдашней России. В нем росло ремесленное производство, расширилась торговля. Через Хлынов пролегли торговые пути в Поморье, Поволжье, Урал и Сибирь. Были установлены экономические связи с Москвой, Новгородом, Вологдой, Устюгом, Архангельском, Чердынью, Соликамском, Тобольском, Казанью, Астраханью и другими русскими городами.
Население города выросло до 2500 человек. В Хлынове имелось 30 ремесленных мастерских, существовал рынок, находившийся у кремлевских стен, насчитывалось 14 лавок, 6 ларьков и несколько торговых амбаров. Основными товарами были на рынке были хлеб, мясо, рыба, сало, мед, воск, свечи, шерсть, пушнина, сукно, полотно, холст; металлические, гончарные, деревянные изделия и т. п.
Хлыновский кремль был окружен 2 деревянными стенами общим протяжением около 850 метров. Стены имели 8 бревенчатых башен, из них 4 с проезжими воротами. В кремле стояло 8 маленьких деревянных церквей, около 60 домов. Вокруг него располагался посад (торгово-ремесленная часть города), разделенный улицами, переулками, тупиками, застроенными домами торговцев, ремесленников и городской бедноты.
В 1580 году в Хлынове игумен Трифон основал мужской Успенский монастырь. Вокруг монастыря скоро образовался поселок, вошедший в черту города.
До середины XVI века Хлынов управлялся наместником, назначенным московским правительством и его тиунами. В 1557 году была проведена реформа, устанавливавшая земское (выборное) правление. Городские жители выбирали земского старосту и городового приказчика. В Хлынове находился воевода - представитель центральной власти, управлявший всей вятской землей.
В XVII веке Хлынов продолжал расти как крупный по тому времени ремесленный и торговый центр. Во 2 половине XVII века появляется мануфактура, т. е. крупное производство, основанное на ручном труде и работавшее на рынок. Под 1658 годом в Хлынове упоминается винокуренный завод, принадлежащий купцу Аверкию Трапицыну. В 60-80 годах здесь существовал завод по литью колоколов, основанный мастером Ф. П. Душкиным.
Особенно успешно развивалась торговля. Происходило сосредоточение нескольких лавок в руках крупных купцов. Расширялась торговля Хлынова со многими городами России. Местные купцы вывозили в основном хлеб, который они скупали у крестьян, говяжье сало, кожи, шерсть, пушнину и другие товары. Хлынов все более втягивался в формирующийся всероссийский рынок. В 1607 году в городе была основана Семеновская ярмарка, продолжавшаяся в течение нескольких дней. На эту ярмарку съезжались торговые люди и покупатели со всей Вятской земли и из других районов страны.
Рост промышленности и торговли усиливал социальное расслоение среди городского населения. Господствующее положение в Хлынове занимали служилые дворяне, приказные люди (должностные лица), купцы, ростовщики, церковники. Им противостояли мелкие ремесленники, работные люди, домашняя прислуга, посадская беднота (нищие), испытывавшие жестокую эксплуатацию со стороны верхов города. Классовые противоречия обострялись, что приводило к народным волнениям. Серьезное восстание вспыхнуло в 1635 году. Поводом послужили незаконные поборы, собираемые местными властями. Население отказалось их выплачивать. Участвовало в восстании около 1000 человек. Был убит помощник воеводы Матвей Рябинин и наиболее ненавистный массам жадный и жестокий откупщик Данила Кальсин. Восставшие вернули себе собранные с них деньги. Но из Москвы прибыл карательный отряд, который подавил восстание. Повстанцы понесли наказание, а наиболее активные были сосланы в Сибирь.
К 1646 году в Хлынове насчитывалось уже 4670 жителей, а во второй половине века уже свыше 5000 человек. Посад разрастался главным образом в западном направлении. Его граница доходила до современной улицы Карла Маркса. Увеличилась и территория кремля. В 1624 году у его северной стороны был построен Преображенский женский монастырь. В 1663-1667 годах были капитально перестроены все городские укрепления. Необходимость коренной перестройки вызывалась быстрым ростом посада и неприспособленностью оборонных сооружений Хлынова к новым условиям военной техники в связи с совершенствованием огнестрельного оружия. Имело значение и нарастание крестьянского движения, которое вскоре привело к мощным восстаниям, закипевшим вокруг вятской земли: Соловецкого на севере, Разинского в Поволжье, Башкирского на юго-востоке. Вятский край оказался между тремя очагами народного движения, царское правительство спешило как можно скорее укрепить Хлынов, чтобы не допустить слияния этих движений через Вятскую землю.
Укрепления Хлынова были по тому времени весьма мощными, и правительство рассчитывало, что в случае необходимости город выдержит любую осаду. Во время крестьянской войны под предводительством Степана Разина здесь были сосредоточены царские полки значительные запасы вооружения и боеприпасы. Но восставшие потерпели поражение под Симбирском, восстание не распространилось на Вятскую землю. Лишь небольшой отряд, действовавший в Ветлужском районе, пытался пробраться через Вятку к Уралу, но был перехвачен царскими воеводами.
В 1656 году в Хлынове была организована церковная епархия. В ее состав входили Вятская земля и Пермь Великая. В Хлынове возникли архиерейский дом и церковное управление. В связи с этим в городе началось каменное строительство, прежде всего культовое.

Кировская область во время Гражданской войны 1917 г.

Гражданская война и иностранная интервенция не обошли границ Вятской губернии. Ее территорию пересекали железнодорожные магистрали, открывавшие путь к Москве и Петрограду. Губерния располагала крупными запасами хлеба. На ее территории располагались Ижевский оружейный завод, ряд металлургических заводов. Непосредственно в Вятском крае боевые действия начались 8 августа 1918 г., когда одновременно вспыхнули Ижевское и Степановское восстания на юге губернии, проходившие под лозунгом "За Учредительное собрание". Восставшими были заняты Ижевск, Воткинск, Сарапул, Уржум, Нолинск, Яранск, Санчурск. Но Чрезвычайный военно-революционный штаб, созданный в Вятке, взявший в свои руки всю полноту власти в губернии, и губком большевиков быстро сумели организовать ответные действия. Уже 17 августа батальон, сформированный из большевиков, молодежи, рабочих и деревенской бедноты разбил степановцев под Лебяжьем, а 20 августа красноармейцы заняли Уржум. Степановский мятеж был ликвидирован. В сентябре Особая вятская дивизия и другие части 2 армии Восточного фронта начали наступление на Ижевск. 7 ноября Ижевск был взят войсками под командованием В.М.Азина. К середине ноября 1918 г. силы белогвардейцев на территории губернии были ликвидированы. Весной 1919 г. фронт гражданской войны снова прошел через территорию Вятского края. Армии Колчака заняли Воткинск, Сарапул, Ижевск, Елабугу. Но уже в мае Красная Армия перешла в наступление и к 20 июня 1919 г. территория губернии была полностью очищена от колчаковцев. 3 июля было снято военное положение и 28 июля губерния перестала быть прифронтовой. В 1921-1922 гг. губернию охватил голод. К концу 1922 г. в губернии разразилась эпидемия тифа. Смертность в крае в эти годы удвоилась.
Послевоенный период сопровождался перестройкой жизни губернии на основе новой экономической политики. НЭП в губернии проходил своеобразно. Свобода торговли, предпринимательства, стимулирования частного сектора и др. основы НЭПа не получили широкого развития ни в сельском хозяйстве, где произошло лишь осереднячивание крестьянства, ни в промышленности. Вятская губерния, как и до революции, оставалась отсталой аграрной частью России.
В январе 1923 г. в Вятке начало свою деятельность первое в стране отделение Международной Организации Помощи Борцам Революции (МОПР). Члены Вятского отделения МОПРа взяли шефство над политическими заключенными трех тюрем: в Германии, в Литве и в Польше. На 1 января 1926 г. в рядах Вятского отделения МОПРа состояло уже свыше 60 тыс. членов.
В 1929 г. прошла административно-территориальная реформа, было ликвидировано деление страны на губернии, уезды и волости. Вместо них введено областное, краевое и районное отделение. Вятская губерния была ликвидирована, а ее территория вошла в состав Нижегородского края. Город Вятка стал сначала окружным, а затем и районным центром. В 1929 г. в Нижегородском крае и во входивших в его состав районов бывшей Вятской губернии началась сплошная коллективизация.
7 декабря 1934 г. Президиум ВЦИК принял постановление о переименовании города Вятки в город Киров и образовании Кировского края. В его состав вошли Удмуртская автономная область, 37 районов Горьковской области (в прошлом входивших в состав Вятской губернии), а также Сарапульский и Воткинский районы Свердловской области. В 1936 г., в связи с принятием новой Конституции, Кировский край преобразован в Кировскую область, а Удмуртская АССР выделилась из него.

Кировская область в годы Великой Отечественной войны

В предвоенные тревожные годы немало кировчан участвовало в разгроме японских захватчиков у озера Хасан и у реки Халхин-Гол и белофиннов. Участники боев в районе Халхин-Гола летчик Н.В.Гринев, майор Н.Ф.Грухин стали первыми кировчанами, удостоенными звания Героев Советского Союза. В эти годы усилилась деятельность оборонительных общественных организаций. В 1940 г. свыше 5 тыс. первичных организаций обществ Содействия авиации и химии, Красного Креста объединяли около 200 тыс. членов. Они подготовили сотни инструкторов стрелкового спорта, тысячи ворошиловских стрелков и сандружинниц. Кировский аэроклуб готовил парашютистов, планеристов и учлетов. Активно работали спортивные общества - "Динамо" (возникло в 20-е гг.), "Спартак" и "Локомотив" (созданы в средине 30-х гг.). 23 июня 1941 г. на площади Революции г. Кирова состоялся общегородской митинг, в котором участвовало 40 тыс. человек. В области прошла мобилизация в ряды Красной Армии. В начале войны на территории области были сформированы 311-я и 355-я стрелковые дивизии, 109-я стрелковая бригада и др. соединения. Вятский край дал немало талантливых военачальников. В их числе - маршалы К.А.Вершинин, Л.А.Говоров, И.С.Конев; генералы И.П.Алферов, Н.Д.Захватаев, П.Т.Михалицын, А.И.Ратов, В.С.Глебов, Д.К.Мальков, Н.А.Наумов. Все они удостоены звания "Герой Советского Союза". Всего этого звания в годы войны удостоено свыше 200 кировчан, около 30 человек стали кавалерами ордена Славы всех трех степеней.
Население Кировской области не только героически трудилось в промышленности и сельском хозяйстве, делая все для скорейшей победы, но и оказывало всевозможную помощь фронту. Население отправляло фронтовикам подарки, теплые вещи. На свои средства трудящиеся области приобрели и послали на фронт десятки тысяч полушубков, пар валенок, меховых рукавиц. На собранные кировчанами деньги было построено несколько танковых колонн и эскадрилий боевых самолетов. В фонд обороны за годы войны поступило более 150 млн. руб. Кировчане горячо заботились о раненых, а также о детях и семьях фронтовиков, эвакуированных в область из Ленинграда и др. районов страны. В годы войны кировчане оказали большую помощь районам, освобожденным от вражеской оккупации. Особенно значительна была помощь кировчан в восстановлении Сталинграда, Донбасса, Гомеля, в оказании помощи сельским районам Киевской, Смоленской, Ленинградской областей, Белорусской ССР. 9 мая 1945 г. на Театральной площади прошел 50-тысячный митинг по случаю Дня Победы. В годы войны в Вооруженных силах СССР находилось свыше 600 тыс. кировчан, 257,9 тысяч отдали свою жизнь в борьбе с врагами.

Кировская область в послевоенные годы

В послевоенные годы трудовые успехи кировчан неоднократно высоко отмечались правительством страны. 25 декабря 1959 г. за успехи в развитии общественного животноводства, выполнение социалистических обязательств по производству и продаже государству мяса в 1959 г. Кировская область была награждена Орденом Ленина. За успехи, достигнутые кировчанами в хозяйственном и культурном строительстве, и в связи с 600-летием со времени основания, г. Киров был награжден 25 июня 1974 г. орденом Трудового Красного Знамени. В то же время нараставшие негативные тенденции в социально-экономическом развитии в стране, сказывались и на жизни в области. Особенно это было заметно на усилившемся оттоке людей из села. За 1970-1985 гг. сельское население сократилось с 784 до 524 тыс. человек. Нарастали негативные явления и в городах. Неудовлетворительным было снабжение населения продовольствием. Преодолеть эти трудности при сохранении сложившейся командно-административной системы управления было невозможно. В апреле 1985 г. началась перестройка. Но проводимые преобразования привели к еще большему ухудшению социально-экономического положения в области. Одновременно с экономическими реформами в стране и области шли политические преобразования. После событий октября 1993 года была окончательно ликвидирована социалистическая система власти. Стали выбираться губернаторы, мэры, Думы. Выборы в первую областную Думу состоялись 20 марта 1994 года.