Как составить тест по психологии. Почему не стоит доверять психологическим тестам

Тест направлен на выявление психологических отклонений. Он состоит из нескольких этапов. На каждом из них вам продемонстрируют портреты, из которых нужно будет выбрать наименее и наиболее приятные на ваш взгляд.

Этот способ тестирования разработан психиатром Леопольдом Сонди в 1947 году. Врач заметил, что в клинике пациенты ближе общались с теми, у кого были такие же заболевания. Разумеется, интернет-тест не поставит вам диагноз - он просто поможет обнаружить некоторые склонности. Причём в зависимости от состояния результаты будут разными, так что проходить тест Сонди можно в любой непонятной ситуации.

2. Шкала депрессии Бека

Как понятно из названия, этот тест оценивает, насколько вы подвержены депрессии. Он учитывает распространённые симптомы и жалобы пациентов с этим заболеванием. Вам предстоит при ответе на каждый вопрос выбрать из нескольких утверждений наиболее близкое.

Тест стоит пройти даже тем, кто абсолютно уверен, что здоров. Некоторые утверждения из опросника покажутся вам странными, но многие из них справедливы для человека с заболеванием. Так что если вы считаете, будто депрессия - это когда кто-то приуныл от безделья, пора переосмыслить своё отношение.

3. Шкала Занга (Цунга) для самооценки депрессии

4. Шкала Бека для оценки тревожности

Тест позволяет оценить степень выраженности различных фобий, панических атак и других тревожных расстройств. Результаты не очень красноречивые. Они лишь скажут, есть у вас причины беспокоиться или нет.

Вам предстоит прочесть 21 утверждение и решить, насколько они справедливы для вас.

5. Цветовой тест Люшера

Этот тест помогает оценить психологическое состояние через субъективное восприятие цвета. Всё очень просто: из нескольких цветных прямоугольников вы выбираете сначала те, которые вам нравятся больше, а потом - которые меньше.

Специалист на основе результатов теста Люшера сможет дать рекомендации, как избежать , ну а вы просто заглянете глубже внутрь себя.

6. Проективный тест «Куб в пустыне»

Этот тест выглядит менее серьёзным, чем предыдущие, и это действительно так. Он состоит из упражнений на фантазию. Вопросов немного, а результат прост и понятен.

Вам предложат представить серию образов, а потом дадут трактовку того, что вы навыдумывали. Этот тест, скорее всего, не откроет Америку, а просто ещё раз познакомит вас с собой настоящим.

7. Диагностика темперамента по Айзенку

Вам предстоит ответить на 70 вопросов, чтобы выяснить, кто вы: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик. Заодно тест определяет уровень экстраверсии, так что вы сможете узнать, являетесь ли вы или просто временно устали от людей.

8. Расширенный тест Леонгарда - Шмишека

Тест помогает раскрыть свойства личности. Итоговая оценка выставляется по нескольким шкалам, каждая из которых раскрывает тот или иной аспект. Отдельно проверяется, искренне вы отвечали на вопросы или пытались быть лучше, чем есть на самом деле.

9. Методика экспресс-диагностики невроза Хека - Хесс

Эта шкала поможет определить степень вероятности невроза. Если она высока, то, возможно, стоит обратиться к специалисту.

10. Тест эмоционального интеллекта Холла

Эмоциональный интеллект - это способность человека распознавать настроение и чувства окружающих. Для его оценки психолог Николас Холл придумал тест из 30 вопросов.

Для дальнейшего анализа важно еще раз уточнить основные понятия.

Надежность - такой признак психологического теста, который позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные при его применении данные, насколько обоснованно ожидание исследователя, что при сохране­ нии известного минимума неизменных условий, испытуемые в выборке останутся и при повторных испытаниях примерно на тех же порядковых (ранговых) местах. Уровень коэффициента надежности и его статистическая значимость укажут на вероятность осуществления этого ожидания.

Валидность -признак теста, по которому можно судить, насколько данные, полученные при применении теста, совпадают с показателями какой-то де­ ятельности испытуемых: учебной, спортивной, производственной. Валид­ ность -это действенность теста, характеризующая возможность ставить практически важный диагноз и в некоторых случаях намечать прогноз. Мож­ но полагать, что исследователь, применяющий тесты, обычно рассчитывает в дальнейшем на практическое использование полученных результатов, то есть имеет в виду валидность. Вопрос о валидности потребует специаль­ ного рассмотрения.

Продолжая обсуждение выделенной проблемы, напомним, что надежность и валидность взаимосвязаны. Надежность есть необходимое, но не достаточное условие валидности, из чего следует, что надежные показатели теста не могут быть валидными. Но надежные показатели сами по себе не представляют валидности.

Простое рассуждение подтверждает справедливость приведенного высказыва­ ния. В самом деле, если тест отличается низкой надежностью, то это значит, что его показатели весьма сильно варьируют от одного испытания до другого. Испытуе­ мый, который в одном испытании выступал как представитель наиболее успешно работавшей части, в другом может попасть в наиболее неуспешно работающую часть выборки. Сопоставлять данные одного из этих испытаний с показателями какой-то деятельности испытуемых очевидно бессмысленно. С другой стороны, высокая надежность тоже еще не дает права считать, что результаты теста могут быть по существу сопоставимыми с показателями деятельности. Успешность или неуспешность по тесту может представлять собою нечто самодовлеющее или несоотносимое с какими-либо другими уместными для данного исследования внеш­ ними -по отношению к тесту -показателями. Поэтому испытания с применением заданий психологического характера, надежность и валидность которых по отно­ шению к данной популяции или выборке не установлены, не могут иметь никако­ го диагностического практического значения, хотя их при начальном этапе подго­ товки теста приводят лишь как первый шаг исследовательского поиска.

Во второй части этой книги мы уже касались данной темы в связи с проблемой надежности психофизиологических показателей (см. раздел 2, подраздел 2.2). Напомним, как устанавливается надежность психологического теста, и продолжим обсуждение этого вопроса.

В тестологической литературе описываются несколько способов, рекомендуе­ мых для этой цели.

1. Повторное проведение испытаний тем же тестом через какой-то срок, дли­ тельность которого определяется характером теста и задачами исследования.

230 Часть 3. Проблемы психологической диагностики

2. Проведение испытаний двумя вариантами, двумя различными «формами» теста, обычно построенными по одному принципу.

3. Разделение, «расщепление» теста на две половинки, обычно на половинки, состоящие из четных и нечетных заданий.

4. Проведение двух эквивалентных форм теста. Этот способ представляет со­ бою уточнение 2-го способа1.

В установлении надежности сопоставляют, таким образом, два получаемых показателя и чаще всего прибегают к вычислению коэффициента корреляции по Пирсону -Бравэ или по Спирмену. Надежность тем выше, чем больше получен­ ный коэффициент приближается к единице, и наоборот. Оставаясь в пределах фор­ мального анализа, можно отметить, что коэффициент корреляции будет тем выше, чем меньше дисперсия, то есть разброс данных, получаемых конкретным испыту­ емым по тесту. Если по одному из сопоставляемых показателей испытуемый ока­ жется в верхней части таблицы, составленной по убыванию успешности, а по дру­ гому показателю в нижней ее части, то очевидно дисперсия данных по тесту - по крайней мере в данной выборке -велика и не позволяет делать вывод о том, како­ ва, собственно, его характеристика по результатам этого психологического иссле­ дования. Напротив, чем дисперсия меньше, тем больше оснований для определен­ ных психологических выводов. В этом смысле корреляция может дать достаточ­ ную информацию для суждения о надежности.

Представим себе, исследователь поставлен перед таким фактом: надежность разрабатываемого им теста оказалась слишком низкой. Что же делать, как доби­ ваться ее повышения?

Очевидно, что даже внимательное ознакомление со способами установления надежности приводит к заключению, что дисперсия, снижающая уровень коэффи­ циента корреляции, зависит не от одной, а от нескольких различных причин.

В самом деле, проверяя надежность способом расщепления, исследователь по­ лучает информацию о внутренней однородности теста, о его гомогенности. Если тест -по составу включенных в него заданий -разнороден, то это обнаружится в том, что при случайном его разделении на половинки испытуемые будут выпол­ нять разнородные по своей психологической трудности задачи, и вряд ли можно ожидать, что их успешность в каждой из этих половинок будет одинаковой. При однородности заданий можно полагать, что большой разницы в успешности по половинкам не будет. Следовательно, дисперсия в этом способе показывает, насколь­ ко однороден тест.

Совсем другую информацию получает исследователь при повторении того же теста через какой-то срок. Дисперсия в таком случае может зависеть от того, что тот процесс, который испытывался тестом, изменился. Почему это произошло, на этот вопрос статистика не ответит. Но факт большего или меньшего изменения процесса по тому параметру, на который направлен тест, она обнаружит и зафик­ сирует. Вопрос же о гомогенности теста в данном способе не актуализируется.

1 Нам представляется, что в некоторых экспериментах следует учитывать воздействие на надежность некоторых неформализуемых условий, напр., личность экспериментатора.

И второй, и четвертый способы выдают совсем особую информацию -это ин­ формация о том, насколько близки - по существу - две различные «формы» тес­ та, два его варианта. Исследователь может считать, что если эти две формы при испытаниях дали одинаковые или близкие результаты на избранной им выборке, то из этого следует, что при разработке теста найден достаточно отчетливый пси­ хологический признак для испытания. В этом случае вновь ставится вопрос о го­ могенности, но уже не для одного теста, а для теста и варианта, для двух более или менее эквивалентных «форм».

Выходит, что понятие «надежность» имеет совершенно различный смысл в за­ висимости от того, какой из способов исследователь возьмет. Поэтому нельзя при­ знать удовлетворительным решение, при котором утверждается, что все четыре способа представляют собою оценки повторений показателей по тесту и в одних случаях тот, а в других - иной из способов обеспечивает получение лучшей меры (надежности). Но дело не в лучшей или худшей мере надежности, дело в том, что это меры разной по существу надежности. Скорее можно согласиться с авторами «Стандартных требований...», которые полагают, что коэффициент надежности в современном понимании -это родовой показатель, охватывающий несколько ее дифференцированных видов, и каждый вид имеет свой особый смысл (Standards for Educational and Psychological Test, 1974). Однако о том, что обусловливает эти различные виды надежности, от чего зависит малая или большая дисперсия, вли­ яющая накоэффициенты этихразличных видов надежности, - обо всемэтом в «Стан­ дартных требованиях...» ничего не говорится.

По-видимому, было бы совершенно нелогичным, давая характеристику надеж­ ности, сообщить какой-то коэффициент без раскрытия того, каким способом он определен и почему автор считает, что надежность в данном случае должна быть представлена именно таким коэффициентом. Очевидно, необходимо достаточно обоснованно истолковать эти различные по своей сущности коэффициенты.

Что же устанавливается при сопоставлении результатов по двум половинкам теста (способ расщепления)? Более всего оснований считать, что так устанавлива­ ется надежность самого теста как диагностического инструмента. Несомненно, что следует считать надежным только тот тест, который состоит из однородных и при­ том равно трудных задач. Оценка успешности работы испытуемых выводится из общего числа правильно выполненных ими заданий. Если тест отвечает своему назначению как диагностический инструмент, то можно полагать, что в любой из произвольно выбранных его половинок испытуемый должен правильно выполнить примерно одинаковое число задач. Правильность этого предположения исследо­ ватель проверяет, вычисляя коэффициент корреляции между результатами, пока­ занными испытуемыми по двум половинкам теста.

А сравнение результатов, показанных испытуемыми при первом и втором, по­ вторном, тестировании имеет совсем другой смысл. Оно говорит о том, насколько устойчиво, стабильно то свойство психики (функция, умение, способность и пр.), для диагностирования которого был применен тест. Оставим пока открытым во­ прос о том, чем объясняется устойчивость или изменчивость диагностируемого свойства. Важно, что коэффициент корреляции, вычисляемый в этом случае, указывает на степень стабильности диагностируемого свойства. Об этом будет

232 Часть 3. Проблемы психологической диагностики

свидетельствовать сохранение каждым испытуемым своего порядкового места

в выборке (в рангах или в сигмальных единицах) при первом и повторном приме­ нении теста через определенный промежуток времени.

В такой интерпретации ясно обнаруживается, что разные способы установле­ ния надежности относятся по существу к разным объектам. При вычислении ко­ эффициента между результатами, показанными в каждой из двух половинок теста, устанавливается надежность самого теста, при вычислении того же коэффициента между результатами первого и второго испытания устанавливается стабильность диагностируемого свойства.

Весьма возможно, что невысокая надежность теста самого по себе (способ срав­ нивания половинок) окажет неблагоприятное воздействие и на результаты как первого, так и повторного испытаний. Поэтому следует заранее позаботиться о том, чтобы такое воздействие было устранено или сведено к минимуму. Для этого нуж­ но соблюдать естественную очередность установления надежности: сначала нужно проверить надежность теста, добиться путем устранения ненадежных задач над­ лежащего его качества, как измерительного инструмента, а затем переходить к уста­ новлению надежности диагностируемого свойства.

Что же касается способов установления надежности теста, заключающихся

в сопоставлении двух параллельных или эквивалентных форм-вариантов, то вы­ воды из таких сопоставлений скорее можно понять как аргумент в пользу психо­ логической значимости единого принципа, положенного исследователем в ос­ нову создания того и другого варианта теста. Принцип проверяется путем срав­ нения результатов успешности испытуемых, выполнявших две подготовленные исследователем формы или два варианта теста. С точки зрения применения теста эти способы естественнее всего толковать как изучение возможности взаимоза­ меняемости вариантов теста. Но сколько-нибудь убедительного ответа на вопрос

о надежности каждого из вариантов эти способы, по-видимому, не могут дать. О не­ определенности выводов, получаемых при сопоставлении двух форм или вариан­ тов теста для установления надежности, пишут и авторы «Стандартных требова­ ний...» (Standards for Educational and Psychological Test, 1974). Поэтому, по край­ ней мере до тех пор, пока не будет предложено новых толкований этих способов, применение их для установления надежности представляется необоснованным.

Выше было сказано, что способ разделения теста на две половины позволяет охарактеризовать надежность самого теста как диагностического инструмента, а способ повторного тестирования дает материал для суждения о надежности (или стабильности) исследуемого свойства психики. Употребление слов «надежность теста и надежность свойства психики» не должно маскировать важнейшей специ­ фической черты психологических тестов -их результаты, итоги работы испытуе­ мых всегда являются продуктом взаимодействияиспытуемого (со всеми присущи­ ми ему к моменту испытания особенностями) иситуации психологического испы­ тания. Здесь испытуемому представляется тест с его конкретной наполненностью: словами, рисунками, заданиями, требующими логико-перцептивных действий, от выполнения которых зависит успешность его работы. Надежность теста и на­ дежность (стабильность) диагностируемого психического свойства не существу­ ют «вообще», они всегда выступают как продукт контакта конкретной ситуации

испытания с конкретными выборками и совокупностями испытуемых. На первый взгляд высказанные суждения кажутся ненужной тривиальностью -каждому ясно, что никак по-другому получить сведения о надежности нельзя. Однако сле­ дует принять во внимание специфические, укоренившиеся у неосведомленных людей мнения о тестах, чтобы согласиться с тем, что дополнительные разъяснения по этому пункту не окажутся лишними.

Вот один, далеко не охватывающий всей сложности ситуации пример: испытуемому предлагается вычеркивать из четырех слов одно, то, которое «не подходит к трем остальным», - это задание из теста на классификацию. Тест исследует простую опе­ рацию логического обобщения: нужно найти такой ярко выраженный функциональ­ ный признак, который присущ трем объектам и отсутствует у четвертого. Даны сло­ ва: репа, капуста, морковь, свекла. Ученик четвертого класса одной из московских школ при выполнении теста вычеркнул слово «свекла»; при опросе мальчик объяс­ нил, что первые три овоща можно есть сырыми, а свеклу - только вареной. Впрочем, он не был твердо уверен в правильности такого решения. Хотя задание было выпол­ нено, но собственное решение осталось у испытуемого сомнительным, и возможно, что при повторном тестировании он выбрал бы другое решение. У ребят того же воз­ раста, проживающих в сельской местности, задание, напротив, не вызывало ни ма­ лейших сомнений: тотчас по прочтении вычеркивалось слово «капуста» по ясному для них признаку: остальные три овоща - «корешки».

Как известно, опрос испытуемых после выполнения теста обычно не практику­ ется -в том и состоит удобство тестирования, что за короткое время -порядка одного часа или немногим более -можно получить некую информацию о психо­ логическом признаке, свойственном целой группе испытуемых. Нет и ясных мето­ дических правил -как использовать данные такого опроса.

Поэтому исследователь, как правило, не узнает, чем руководствовался испы­ туемый, который пришел к этому, а не к иному решению, выполняя тест. Только обратившись к процедурам, которые предшествуют выходу теста в свет, иссле­ дователь при изучении результатов применения теста в городских и сельских школах мог бы обратить внимание на то, что есть задачи, которые снижают на­ дежность теста в одних случаях (в городских условиях) и не снижают в других.

В свое время Б. Саймон (1958), анализировавший применение интеллектуаль­ ных тестов в английской школе, обратил внимание на то, что авторы включают в свои тесты задания, состоящие из непонятных для некоторых испытуемых слов. Он с полной ясностью показал, что слова, вошедшие в словарь ребенка одного со­ циального слоя, могут быть неизвестны и непонятны ребенку из другого социаль­ ного слоя. Тесты, о которых писал Саймон, были рассчитаны на английского ре­ бенка из обеспеченных слоев населения, с достаточно высоким уровнем образова­ ния окружающих его людей. Все, что пишет данный специалист, -абсолютно верно. Но дело не только в этом: дело и в том, насколько эти функциональные при­ знаки освоены испытуемыми в их повседневной жизни и практике.

Если бы исследователь опросил испытуемых, известно ли им, что такое свекла, капуста и т. д., то можно утверждать, что не нашлось бы испытуемых, которые этих овощей бы не знали (речь идет, положим, об испытуемых, проживающих на боль­ шей части территории СССР, жители Африки, возможно, о подобных овощах не знают).

234 Часть 3. Проблемы психологической диагностики

Но «знать» это одно, а уметь логически обработать -другое. Последнее зави­ сит не от одного владения правилами логической обработки, но и от признаков, выделяемых для такой обработки.

Поэтому специфика материальной наполненности теста, с одной стороны, и осо­ бенности выборки или совокупности испытуемых -с другой, приводят в различ­ ных их сочетаниях к неодинаковым характеристикам надежности одного и того же психологического теста при его повторных проверках. Это признается современ­ ной тестологией. Как можно заключить, тестологи не считают надежность неотъем­ лемым признаком самого теста. Отсюда возникают требования к четкому описа­ нию выборок, на которых устанавливалась надежность.

«В руководящих указаниях по применению теста при сообщении данных о надежно­ сти... выборки должны бьггь описаны достаточно подробно, чтобы лицо, пользующееся тестом, могло судить, в какой мере приведенные данные приложимы к тем испытуе­ мым и к тем проблемам, с которыми оно имеет дело». В комментарии, сопровож­ дающем это требование, содержатся такие указания: «...надежность теста, пред­ назначенного для отбора работников, должна быть установлена путем тестирования кандидатов (из числа которых будет произведен отбор), а не студентов колледжа и не лиц, уже состоящих на работе» (Standards for Educational and Psychological Test, 1974, § Г. 2).

Мало того, выдвигается и такое пожелание: «В руководящих указаниях по примене­ нию теста следует представлять демографическую информацию - распределение испытуемых по возрасту, полу, социально-экономическому и интеллектуальному уровню, трудовому статусу, биографии и времени пребывания в данной группе» (Standards for Educational and Psychological Test, 1974, § Г. 2.21).

Из сказанного вытекает, что исследователя не может удовлетворять информа­ ция о том, что надежность теста по сведениям, которые приводятся автором теста, достаточно высока. Совершенно необходимо проверить эту надежность в тех усло­ виях, в которых тест будет применяться, с учетом всех тех особенностей, которые присущи интересующей исследователя выборке или популяции.

И сами диагностируемые свойства обнаружат себя по-разному, в зависимости от того, какой материал и какой выборке будет предъявлен для работы. Допустим, диагностируется некое элементарное умение обобщать, однако степень познанности испытуемыми материала, на котором изучается это умение, жизненный опыт в выделении функциональных признаков, подлежащих обобщению, -все это не­ избежно отразится на конечных результатах работы испытуемых. Следователь­ но, диагностироваться будет не одно лишь элементарное умение обобщать, но и то, насколько близки испытуемым конкретные объекты, предлагаемые им в тесте.

Известно, что нередко испытуемые дают абсурдные ответы на вопросы или за­ дачи теста, хотя, казалось бы, эти вопросы и задачи ничего трудного в себе не со­ держат. Если исключить из рассмотрения возможные случаи патологии и оставать­ ся в рамках работы с людьми, обладающими нормальным мышлением, то абсурд­ ные ответы, по-видимому, можно объяснить тем, что испытуемый, не имея опыта логической обработки объектов, в которых представлены задачи теста, начинает искать ответы по ассоциации, по случайным реминисценциям и т. п. Такого рода

ответы не должны обмануть психолога-экспериментатора: понятно, что он, как специалист, не имеет права их оценивать в качестве доказательства алогичного мышления данного субъекта. Скорее всего, подобные ответы нужно отнести к ка­ тегории так называемых «вынужденных». Испытуемый считает себя обязанным (раз он согласился участвовать в опыте) что-то ответить. Но он не умеет логиче­ ски обрабатывать чуждый ему материал, у него нет такого опыта, само осознание правил такой обработки ему никогда ранее не требовалось. Это может быть и не единственная, но существенная и часто встречающаяся причина нелепых ответов. Заметим, что в истории применения тестов встречались исследования, в которых авторы описывали случаи тестирования своеобразных по национально-культурно- му составу выборок и на основании полученных результатов пытались делать за­ ключение о каких-то особенностях мышления участников тестирования. Между тем здесь было бы более уместно говорить не об особенностях мышления как тако­ вого, а о своеобразии словарно-понятийного запаса испытуемых и о сложившихся в их практике способах его логической обработки. В не столь резко выраженном виде вопрос этот постоянно стоит перед психологом. Поэтому надежность, уста­ новленная на одной выборке, совсем не обязательно будет воспроизведена на лю­ бой другой.

Сказанное относится не к одним лишь интеллектуальным тестам, но также и к перцептивным, моторным и всевозможным тестам «специальных способнос­ тей». Вообще нет психологических тестов, которые не затрагивали бы прошлый опыт испытуемых, их знания и умения. Отсюда вытекает, что материальная напол­ ненность теста, объекты, из которых построены задания, действия, которые нужно выполнить испытуемым, -все это ставит выборки, представляющие различные совокупности в не вполне одинаковые условия, а следовательно, коэффициенты надежности, полученные на различных выборках, могут сильно расходиться меж­ ду собою.

Представляется необходимым более подробно остановиться на том, как долж­ на устанавливаться надежность испытуемой функции. Адекватный прием уста­ новления этой надежности - повторное тестирование. Однако при использова­ нии этого приема перед психологом неизбежно встает такой вопрос: если тесты действительно испытывают психологические свойства или функции, то совершен­ но неизбежно то, что эти диагностируемые признаки лишь в исключительных слу­ чаях останутся через достаточно длительный срок по своему уровню неизменны­ ми. В общем, чем короче срок от первого до второго испытания, тем - при прочих равных условиях - больше шансов, что диагностируемые психологические при­ знаки сохранят зафиксированный уровень первого испытания, а чем срок больше, тем шансы на сохранение уровня будут ниже. Следовательно, как будто целесо­ образно проводить повторное тестирование через короткий срок после первого. Но тут есть и другая сторона дела: если повторить тестирование через небольшой срок, то испытуемые - по крайней мере, некоторые из них -попытаются воспро­ извести свои прежние ответы по памяти и, следовательно, отойдут от смысла вы­ полнения заданий.

Врядли можно подсказать исследователю, какой срокможно считать оптимальным (хотя такие сроки указываются некоторыми авторами руководств по тестированию).

236 Часть 3. Проблемы психологической диагностики

Специалист, исходя из психологической сущности теста, условий, в которых тест предлагается испытуемым, считаясь с характеристиками групп испытуемых, дол­ жен сам выбирать такой срок. Естественно, что выбор должен получить научное обоснование с учетом только что перечисленных и, возможно, каких-то еще момен­ тов. Так, например, если диагностируемое свойство психики таково, что как раз в период проведения тестирования оно интенсивно развивается, то при проведе­ нии повторных испытаний вряд ли можно даже при относительно небольшом раз­ рыве во времени между повторным и первым испытаниями рассчитывать на по­ лучение высокого коэффициента надежности -процесс интенсивного развития, очевидно, приведет к тому, что обозначится разница между испытуемыми: одни пройдут его с большим, другие -с меньшим успехом, а это, в свою очередь, может зависеть от мотивации, от усвоенных приемов работы над материалом, контактов с учителями и многого другого. Можно полагать, что менее интенсивный процесс развития в данной выборке испытуемой функции может обеспечить более высо­ кие показатели надежности.

Поэтому нельзя признать достаточным простое указание на то, что проводилось повторное тестирование и что при корреляции установлен такой-то коэффициент надежности. Исследователь, предлагающий читателю результаты своего тестиро­ вания, возможно претендующий на популяризацию своей методики, должен крат­ ко и ясно описать не только процедуру установления надежности, но и обоснова­ ние избранного им срока от первого до повторного тестирования. Психологический тест, диагностирующий свойство, которое в период испытания находится в процес­ се интенсивного развития, допустим умение обобщать (во время прохождения некоторых разделов курса математики), может характеризоваться не очень высо­ ким коэффициентом надежности, что, разумеется, не может быть истолковано как недостаток методики. Иными словами, коэффициент надежности, получаемый при сопоставлении первого и повторного тестирования, не следует рассматривать толь­ ко с его узко формальной стороны, по его абсолютному значению, он должен ин­ терпретироваться как показатель определенных изменений, развития исследуемо­ го свойства. Вероятно, в некоторых случаях исследователю, представляющему свой тест, следовало бы рассмотреть по частям ту выборку, на которой устанавливалась надежность. При таком рассмотрении выделится часть выборки, люди, прошедшие сходный путь развития, а также другая часть, где развитие испытуемых шло осо­ бенно быстрыми темпами, и часть выборки, где развития у испытуемых практи­ чески совсем нельзя заметить. Каждая часть выборки заслуживает специального анализа и истолкования.

Совершенно другие требования к надежности должны быть предъявлены к ме­ тодикам (или тестам), диагностирующим стойкие природные, а тем более - гене­ тически обусловленные психофизиологические особенности, например свойства нервной системы в их физиологических показателях. Коэффициенты надежности при сопоставлении первого и повторного испытания даже при значительных сро­ ках, отделяющих первое от повторного, тут должны быть достаточно высоки. Толь­ ко специфические функциональные состояния испытуемых могут снизить эту на­ дежность. Таким образом, вопрос о надежности того психологического или психо­

Я не претендую на то, что с помощью этого теста действительно можно понять, хороший Вы психолог или плохой. Но, возможно, результат заставит задуматься над Вашим пониманием некоторых ситуаций. Прежде, чем перейти к тесту, хотел бы обратить внимание на следующее:

  • Тест не выдаст результаты, пока не будут даны ответы на ВСЕ вопросы.
  • Некоторые (подчёркиваю: НЕКОТОРЫЕ! ) правильные ответы не являются абсолютной истиной, а лишь отражают личное мнение автора теста, хотя и вполне обоснованное.
  • Для ответов на БОЛЬШИНСТВО вопросов не нужны специальные знания, достаточно просто логически поразмыслить.
  • Так что НЕ БЕРИТЕ РЕЗУЛЬТАТ БЛИЗКО К СЕРДЦУ, особенно если он для Вас неудовлетворительный.
  • Все ответы пояснены на этой странице.
  • Желательно ознакомиться с инструкцией, которая дана ниже (кликните по слову "Инструкция").

Итак, приступим!

Хороший ли Вы психолог?

Инструкция

  • Выберите один из вариантов в каждом из 23 вопросов;
  • Нажмите на кнопку "Показать результат";
  • Скрипт не покажет результат, пока Вы не ответите на все вопросы;
  • Загляните в окно рядом с номером задания. Если ответ правильный, то там (+). Если Вы ошиблись, там (-).
  • За каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
  • Оценки: менее 11.5 баллов - НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, от 11.5 но менее 17.25 - УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, 17.25 и менее 23 - ХОРОШО, 23 - ОТЛИЧНО;
  • Чтобы сбросить результат тестирования, нажать кнопку "Сбросить ответы";
  1. Можно ли назвать психологом человека, не имеющего психологического образования?
    Да, можно, если он хорошо разбирается в людях.
    Да, можно, но только в том случае, если он в полном объёме знаком с программой вузов по психологии (например, изучал самостоятельно).
    Нельзя, потому что реальные психологические знания в полном объёме может получить только выпускник вуза по о психологии.
  2. Психолог-консультант всегда должен дать своему клиенту чёткий и конкретный совет, что ему делать в сложившейся ситуации. Вы согласны с этим?
    Да. Для этого люди и идут к консультанту.
    Не обязательно, всё зависит от ситуации.
    Крайне нежелательно, чтобы консультант давал клиенту прямые советы.
  3. Известно, что психологические приёмы бесконфликтного общения в реальной жизни часто не срабатывают. На Ваш взгляд, почему так происходит?
    Не учитываются дополнительные факторы, влияющие на ситуацию.
    В стрессовой ситуации все приёмы просто вылетают из головы.
    Верны оба предыдущих варианта.
  4. Даёт ли практическую пользу мысленная проработка сложнокоординированных действий? Например, трудных движений в спорте, в танцах, или в игре на музыкальном инструменте.
    Да, польза есть: достаточно отрабатывать такие действия только мысленно, без физической тренировки, а реальный результат будет улучшаться сам собой.
    Польза есть, но только если совмещать мысленную отработку с реальной физической, причём доля физической отработки должна быть большей.
    Польза есть, но очень незначительная: физическую отработку ничто не заменит.
  5. Типичная проблема людей-неудачников заключается в следующем:
    У них нет чётко поставленной цели.
    Им не хватает действия, активности.
    Верно и то и другое.
  6. Возможно ли по своему желанию изменить свои черты характера?
    Возможно.
    Характер человека может изменяться в течение его жизни, но по собственному желанию его изменить нельзя.
    Характер вообще не подвержен изменениям в течение всей жизни человека.
  7. Если человек имеет высшее образование, можно ли сказать, что его уровень интеллекта является высоким?
    Безусловно, законченное высшее образование является показателем высокого интеллектуального уровня человека.
    Необязательно. Получение любого образования способствует повышению уровня интеллекта, но вовсе не является его показателем.
    Уровень образования вообще не имеет никакого отношения к интеллекту. Показателем интеллекта являются совершенно другие качества человека.
  8. Является ли использование приёмов манипуляции людьми чем-то аморальным?
    Да, безусловно, использовать приёмы манипуляции - это аморально!
    Необязательно. Приёмы манипуляции можно использовать как в аморальных целях, так и в положительных.
    Ничего аморального в использовании приёмов манипуляции нет, потому что законы общества таковы: либо ты управляешь, либо тобой управляют.
  9. Что из нижеперечисленного наиболее важно, когда психолог проводит профотбор (т.е. изучает личностные качества кандидата на работу или службу)?
    Чётко определиться с целью профотбора.
    Дать как можно больше различных психодиагностических методик.
    Верно и то и другое.
  10. Есть ли основания для того, чтобы считать психологию псевдонаукой?
    Основания есть: все психологические знания расплывчаты, законы неточны.
    Основания есть: психология не является целостной наукой, это набор теорий и гипотез, которые часто друг другу противоречат.
    Таких оснований нет. Психологию вполне можно отнести к нормальным полноценным наукам, хотя она и имеет свои особенности.
  11. Приемлем ли в современных рабочих (служебных) коллективах авторитарный стиль лидерства?
    Приемлем и даже желателен, потому что коллектив тогда работает более слаженно и результативно.
    Приемлем, но только в коллективах с определённым составом людей и спецификой деятельности.
    Авторитарный стиль вообще неприемлем в современном обществе, это наихудший вариант управления коллективом.
  12. Допустимо ли, чтобы психолог был вспыльчив и несдержан?
    Да, такое вполне допустимо: психолог тоже человек, такой же как и все.
    В работе такое поведение недопустимо (например, при общении с клиентами во время консультации), а при каком-то личном или бытовом общении - вполне допустимо.
    Нет. Психолог должен уметь себя контролировать в любой ситуации. Если он вспыльчив и несдержан - то это уже не психолог.
  13. Может ли человек изменить свой темперамент по своему желанию?
    Да, это возможно.
    Самостоятельно изменить свой темперамент невозможно. Но это можно сделать с помощью гипнотизёра или хорошего психотерапевта.
    Это невозможно.
  14. Релаксация (т.е. расслабление мышц тела) является довольно популярным у психологов коррекционным упражнением. Как по-Вашему, действительно ли релаксация эффективна для решения каких-то психологических проблем?
    Да, сбрасывание мышечных зажимов помогает автоматически решить и многие психологические проблемы.
    Релаксация полезна, но она является вспомогательным действием при решении психологических проблем.
    Релаксация полезна для здоровья, но не имеет никакого отношения к решению психологических проблем человека.
  15. Существуют ли, на Ваш взгляд, приёмы манипуляции, в которых с помощью определённых слов и жестов можно загипнотизировать человека: а) быстро (например, в течении 2-3-х минут, или вообще нескольких секунд), б) против его воли, в) в естественной ситуации (например, при встрече на улице)?
    Да, такие приёмы существуют, хотя на 15-20% людей такой гипноз не действует.
    Да, такие приёмы существуют, они действуют примерно на 40-50% людей.
    Нет, таких приёмов не существует.
  16. Как известно, возрастные кризисы детей могут протекать довольно бурно и доставлять много неприятностей как взрослым, так и самому ребёнку. О чём свидетельствует бурное протекание такого кризиса?
    О том, что развитие этого ребёнка проходит нормально.
    О том, что развитие ребёнка запущено с психолого-педагогической точки зрения.
    При правильном воспитании ребёнка никаких возрастных кризисов вообще быть не должно.
  17. Можно ли быстро (в течение нескольких секунд) и по собственному желанию изменить своё психологическое состояние для решения каких-то неотложных проблем? Например, при возникновении чрезвычайной ситуации.
    Да, можно.
    Можно, но для этого нужно как минимум несколько минут.
    Своё психологическое состояние невозможно изменить по собственному желанию. Оно меняется только под влиянием внешних факторов.
  18. Воздействие на подсознание человека, по мнению многих психологов, является абсолютно эффективным способом манипуляции. Вы согласны с этим?
    Да, полностью соглашаюсь.
    Не могу согласиться. Это далеко не такой безотказный способ, каким его часто пытаются представить.
    Об этом много говорят, но, по-моему, это вообще не работает.
  19. Если долго и упорно представлять себе желаемый результат, то он обязательно у Вас появится, причём сам собой (это называется «техника исполнения желаний»). Вы в это верите?
    Да, это возможно.
    Да, это возможно, но касается только личностных качеств человека, а не материальных ценностей.
    Конечно я в такую чушь не верю! С чего бы это вдруг?
  20. Зависит ли стиль руководства коллективом от количества людей в этом коллективе?
    Да, зависит. Более того, количество людей является решающим фактором для стиля руководства.
    Да, зависит, и может даже являться решающим фактором (а может и не являться).
    Количество людей в коллективе вообще не влияет на стиль руководства.
  21. Что, на Ваш взгляд, является основным показателем интеллекта человека?
    Жизненный опыт.
    Общий уровень эрудиции, начитанность.
    Умение гибко мыслить, быстро перенастраивать своё мышление.
  22. Можно ли назвать профессиональным психологом человека, имеющего собственные нерешённые психологические проблемы?
    Да, конечно. Психолог ведь тоже всего лишь человек.
    Можно, если эти проблемы небольшие и несерьёзные.
    Нет, конечно! Какой же это тогда психолог?!
  23. Как Вы относитесь к методу «25-го кадра»?
    Это эффективнейший метод манипуляции людьми с помощью электронных СМИ.
    Этот метод эффективно используется для обучения. Например, иностранным языкам.
    Это всё враньё и шарлатанство.

Не мое произведение, но может кому-нибудь поможет.

Психологические тесты, техника прохождения

Впервые использовать психологическое тестирование при приеме на работу начали в США в пятидесятых годах. В России пик моды на психологические методики при отборе кандидатов пришелся на 2000-2008 годы. Трудно поспорить, психологические тесты действительно являются надежным источником информации, но только в руках профессионала. К примеру, в Германии сотрудник, проводящий тест, должен быть дипломированным психологом и обязан разъяснить кандидату, что именно он определяет. В России менеджер по подбору персонала может быть экономистом или филологом и при этом смело обрабатывать результаты тестирования и ставить «диагнозы» кандидатам.

Итак, приступим!

Психологические тесты, применяемые при отборе кандидатов, подбираются в зависимости от требований к будущему сотруднику как профессионалу, члену коллектива или руководителю. Чаще всего для тестирования подбираются несколько тестов (батарея), охватывающих наиболее важные для данной профессии интеллектуальные, личностные, мотивационные и волевые качества. Самые популярные методики можно разделить на несколько групп.

Психофизиологические

Предложили на собеседовании за определенное время вычеркнуть цифры и буквы в рядах случайных цифр и букв? Знайте, вы проходите корректурную пробу Бурдона или таблицу Шульца. Основные «подопытные» теста: бухгалтеры, кассиры, секретари-референты, продавцы и специалисты, которым в работе необходима скорость реакции, умение сосредоточиться и стрессоустойчивость. По окончании теста заполненный лист проверяют на наличие ошибок. Если их много и, более того, к концу тестирования их число возрастает, значит, внимание кандидата истощается, и он не способен долгое время концентрироваться на одной деятельности. Таких бухгалтеров или кассиров предпочитают отсеивать сразу: они обязательно допустят ошибки в течение рабочего дня.

Как пройти: Найти с помощью интернет-поисковика тест и потренироваться дома: один, два, три... десять раз. Даже если вас не возьмут на работу, улучшить память и внимание никогда не будет лишним.

Личностные

Личностные тесты вызывают самую серьезную неприязнь у кандидатов, многие воспринимают их как вторжение в личное пространство. Между тем такие опросники достаточно широко используются при подборе персонала, так как позволяют заглянуть вглубь человека: узнать его основные потребности и интересы, мотивы поведения, цели и ценности, понять, каким образом он принимает решения.

Один из популярных личностных тестов , способный выявить основные качества кандидата и его потенциал, — опросник Майерс-Бриггс. Оригинал-тест содержит как минимум 94 вопроса и определяет предпочтения людей путем выбора из ситуации вариантов ответов: да или нет. Например, «На ваш взгляд, самый большой недостаток — быть бесчувственным или неблагоразумным?». Ответы не оцениваются как правильные или неправильные, весь тест изначально построен по принципу «один любит груши, а другой — овсянку»…

«Меня раздражают люди, которые не могут принимать решения», «Я бы мог жить вдали от людей» и еще 103 подобных утверждения предлагает принять или опровергнуть не менее популярный опросник Кеттелла. Согласно теории английского психолога и основателя теста, в основе любой личности лежат 16 главных черт: практичность-мечтательность, замкнутость-общительность, самоуверенность-чувство вины, динамику развития которых и поможет определить тест.

Один из самых коротких личностных тестов, но не уступающий в эффективности — тест Айзенка, позволяющий выявить тип темперамента и уровень эмоциональной устойчивости кандидатов. Вопросы: «Предпочитаете ли вы книги встречи с людьми?» или «Бывают ли у вас приступы дрожи?» также не предполагают многообразие вариантов ответов.

Как пройти: Личностные тесты считаются самыми «хитрыми», так как не содержат правильных или неправильных ответов. Один из верных способов пройти тест — узнать, какого кандидата ждут в компании и на время стать им. При этом быть внимательным, обходя незаметные вопросы-ловушки, самая распространенная из которых: один и тот же вопрос, в чуть-чуть различающейся формулировке. Необходимо следить, чтобы в обоих случаях ответ был одинаковым, иначе могут обвинить в неискренности.

Другой вид «ловушек» — вопросы: «Всегда ли вы платите за проезд в общественном транспорте?» или «Вы когда-нибудь бывали раздражены?» Не стоит на них отвечать так, как ответил бы идеальный человек, нормальные люди не всегда все делают правильно. Ничего ужасного в том, чтобы иногда выпускать пар, нет. А вот если критическая масса обмана в ответах превысит определенную величину, вас обвинят в «социальной желательности».

Проективные

Попросили нарисовать несуществующее животное, выбрать предпочтительные цвета или геометрическую фигуру — значит, вас рассматривают через проективные тесты.
Самым простейшим в проведении и снятии результата считается психогеометрический тест. Кандидаты показывают пять геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, зизгаг и треугольник и предлагают выбрать одну из них, в отношении которой он может сказать: «Вот фигура, символизирующая меня!». В зависимости от выбранной фигуры испытуемого определят в трудоголики, творческие личности или карьеристы.

Претендентам на должности, где приходится много общаться с другими людьми, — менеджерам по продажам или водителям-экспедиторам — часто предлагают пройти тест Розенцвейга. В нем используются 24 карточки-картинки, на которых изображены люди в различных конфликтных ситуациях и тут же приводится реплика одного из действующих лиц, а испытуемый должен придумать, какой могла бы быть реплика второго участника. С помощью теста можно выявить, как человек реагирует на неудачу и как проявляет себя в конфликтах.

Выбрать предпочтительный цвет из карточек разных цветов предложат при проведении цветового теста Люшера. Проходят тест два раза через небольшой промежуток времени. По мнению основателя теста, выбор цвета может показать направленность испытуемого на определенную деятельность и наиболее устойчивые черты личности.

Реже всего из всех проективных методик используют рисуночные тесты, так как обработка результатов — длительный, трудоемкий процесс, требующий от специалиста подготовки и опыта. Основная суть теста: кандидата просят нарисовать несуществующее животное или композицию «дом, дерево, человек», далее эйчар анализирует качественные и количественные характеристики рисунка.

Как пройти: Чтобы пройти тест Люшера, необходимо просто запомнить правильную последовательность выбора цветов: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, коричневый, серый, черный. И помнить, если дважды повторить идеальный порядок, это насторожит тестирующего, поэтому при повторном выборе необходимо слегка изменить последовательность цветов.

В тесте Розенцвейга, как и в личностных тестах, можно использовать принцип вживания в образ и строить фразу не по первому импульсу, а как ответил бы идеальный кандидат.

С рисуночными тестами необходимо запомнить несколько правил интерпретации рисунков. Так, животное с зубами или выступающими острыми углами будет знаком о вашем конфликтном или агрессивном нраве. Энергичный, уверенный в себе человек рисует четкими, плавными линиями или штрихами с небольшим нажимом.

Интеллектуальные

Мало кто из нас не пытался узнать свой уровень IQ в домашних условиях, решая упражнения на арифметику, запоминание цифр, завершение картинок и т. д. Эйчары предлагают решать те же известные и широко применяемые тесты на определение уровня интеллекта Д. Векслера и батареи тестов Станфорд-Бине.
Зачастую средний проходной балл в компанию устанавливают на отметке в 120 условных единиц. При этом интеллект среднего человека (IQ) составляет 100 единиц (половина решенных задач), а интеллект человека, полностью ответившего на все задания, соответствует 200 единицам.

Кроме тестов на IQ эйчары могут предложить и тесты на логику, в них проверяется способность отделять правильные логические следствия от неправильных. В заданиях часто встречаются незнакомые слова, такие как «куздра», «запырка», «дубаратор», это сделано специально, чтобы отделить способность к логическому мышлению от других знаний об окружающем мире. Поначалу задания могут ввести кандидата в замешательство: «Джон всегда либо урдит, либо мурлит» или «Некоторые лапухондрии не стабильны», но позже нормальная логика берет свое.

Как пройти: В тестах на интеллект основная задача для соискателя — набрать максимальное количество баллов за определенный период времени. Самые распространенные ошибки в подобных тестах связаны с невнимательностью и пропуском заданий, ответ на которые не удается найти. Основные правила: прежде, чем приступать к решению, тщательно ознакомиться с вопросами и стараться отвечать на все задания: даже если вы не знаете правильного ответа, всегда есть шанс его угадать. И последнее: тренировка, многие из таких тестов построены по одному принципу, и раз разобравшись с задачей, второй раз вы потратите на нее значительно меньше времени.

Тесты на логику имеют один правильный ответ, и если есть сомнения в отношении собственной логики, варианты ответов можно просто запомнить.

Профессиональные

Чаще всего профессиональные тесты на соответствие требованиям к вакансии и проверке хорошей теоретической базы предлагают пройти финансистам, бухгалтерам, юристам и программистам, это позволяет ранжировать специалистов и произвести их первоначальный отсев.

При этом многие организации разрабатывают собственные тесты, что позволяет повысить их надежность и учесть специфику организации и данных должностей. К примеру, юристу или бухгалтеру могут предложить найти решение из сложной ситуации, которые уже случались в компании.

Как пройти: К сожалению, «обмануть» профессиональные тесты практически невозможно, особенно если работодатель составляет их самостоятельно. Да и нужно ли обманывать, если речь идет о вашем профессионализме, подтверждать который впоследствии надо будет каждый день.

Сейчас на просторах интернета можно найти тысячи психологических тестов, но их результаты часто разочаровывают: неточные или слишком общие. Вы просто выискиваете в тексте приятные для вас слова - и создается впечатление, что они написаны про вас.

Наша подборка тестов одобрена психологическим сообществом. Результатам вы действительно можете доверять. К тому же эти тесты сложно обмануть и предугадать результат.

Тест Люшера

Методика цветовых выборов. Этот тест, изобретённый швейцарским психологом Максом Люшером, довольно точно определяет ваше психологическое состояние, в котором вы находитесь сейчас. Этот тест описывает то, каков человек на самом деле, поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах.

Тест Сонди

Метод портретных выборов. Методика разработана в 30-е годы ХХ столетия венским психологом Леопольдом Сонди. Он обнаружил определенную закономерность, которой подчиняется избирательность человека в общении с окружающими. Бессознательный выбор определенных черт лица, по его мнению, определяет некоторые черты собственного характера, особенности личности и даже предрасположенность к психическим заболеваниям.

Опросник Кеттела

16-факторный личностный опросник Кеттела - один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Этот тест позволяет взглянуть на личность с разных сторон. Опросник довольно большой, чтобы пройти этот тест целиком, придется выделить на это специальное время.

Краткий ориентировочный, отборочный тест (КОТ) предназначен для диагностики общего уровня интеллектуальных способностей. Этот тест часто используют при приеме на работу на руководящие должности, в спецслужбы, в армию и в других областях. КОТ позволяет диагностировать способность человека овладевать новыми знаниями, видами деятельности.

Проективный рисуночный тест

Вообще проективных методик существует множество. Вам нужно включить воображение и дорисовать предложенную фигуру. Предлагаем простой и быстрый тест.

  • Тест Люшера
  • Тест Сонди
  • Опросник Кеттела
  • Краткий ориентировочный тест (КОТ)
  • Проективный рисуночный тест
  • Расскажите друзьям: