Какие бывают эмоции? Список эмоций. Техника глубокого дыхания

Ни для кого не секрет, что эмоции играют важную роль в нашей жизни. Общаясь с людьми, наверняка можно заметить,что люди по-разному проявляют эмоции, делятся своими чувствами.

Эмоции — это адаптивный механизм, который заложен в нас природой, для оценки ситуации. Ведь не всегда у человека есть время, когда он может верно и точно оценить что же с ним происходит. Допустим в ситуации опасности… А тут раз — чего-то почувствовал и есть ощущение, что либо «нравится» либо «не нравится».

Тем более,что эмоциональная оценка она наиболее верная — природа не может обманывать. Эмоциональная оценка происходит очень быстро и здесь не «примешивается» разум и логика. Ведь логически можно объяснить все,что угодно и привести кучу всяких рациональных доводов.

Наблюдая за людьми (и за собой в том числе) я замечаю, что есть ситуации в которых люди либо игнорируют свои эмоции, либо стараются их не замечать или просто не осознают. Не буду сейчас делать предположения относительно причин этого, скажу лишь то, что не прислушиваясь к себе, к своей эмоциональной жизни, человек не может адекватно и наиболее полно воспринять ситуацию, а тем самым принять наиболее эффективное решение.

В обычной жизни это может проявиться в том,что игнорируя или вытесняя свои эмоции, человек может создать себе неверное убеждение. К примеру, если жена игнорирует/не осознает или не хочет признавать свою злость в отношении мужа, она может выплеснуть свое раздражение на другого человека или детей, в совершенно другой ситуации.

Или, у меня была клиентка, которая имела такое убеждение: «я не могу обидеть человека, расстроить его». Как оказалось, если человек разозлится, то она испытает чувство вины, с которым не хотела встречаться.

На своих консультациях я очень часто сталкиваюсь с эмоциональной сферой. Однажды заметил, что людям порой бывает очень не просто сказать, что же они на самом деле чувствуют или какую эмоцию сейчас испытывают. Даже если человек осознает,что у него есть сейчас какое-то чувство, иногда бывает очень затруднительно сказать это в словах, назвать его.

Одна из моих клиенток так мне и заявила: «я чувствую ХОРОШЕЕ чувство, но я не знаю, как это называется..».

И я решил восполнить этот пробел на страницах своего сайта. Ниже представлен список эмоций и чувств, которые мне удалось найти, надеюсь, что прочитав его, можно значительно пополнить осознание того, что может с Вами происходить.

И, кстати, можно проверить себя: перед тем как ознакомиться со списком предлагаю Вам самостоятельно составить его, а потом сравнить, насколько Ваш список полон…

9. Эмоции как внутренние регуляторы деятельности. Классификация эмоций.

Эмо́ции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека, либо проявление этого чувства (см. невербальное общение). Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые - чувствами. Эмоция - это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.

Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности - активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п.

Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т. п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных (приматы, собаки, кошки и другие) мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции).

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им, человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания роли волевой регуляции.

Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения. Человек стремится делать то, что вызывает положительные эмоции. Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся потребностью. Человек начинает нуждаться в положительных эмоциях и ищет их. Тогда, замещая потребности, уже сами эмоции становятся побуждением к действию.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяют несколько основных эмоций: радость (удовольствие), печаль (неудовольствие), страх, гнев, удивление, отвращение. Одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать разные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а со стороны слабого - гнев.

Классификация эмоций

Продолжительность

Обычно сложные эмоции более продолжительны.

Интенсивность эмоции

слабая - появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами. С трудом поддается управлению сознанием. (стеснительность)

средняя - Обычно управляется сознанием, может влиять на другие чувства.

сильная - С трудом поддается управлению сознанием. Подавляет другие чувства. (гнев, любовь, счастье)

Более сильная эмоция вызывает большие изменения в психике.

Знак эмоции

Положительный - человек стремится к объекту эмоции.

Отрицательный - человек стремится от объекта эмоции.

Существует парадокс, когда человек стремится к источнику отрицательной эмоции, например к боли. Его можно объяснить так: Сильная отрицательная эмоция вызывает сильную мотивацию и возбуждение. Данная мотивация является вторичной выгодой и настоящей целью.

Направленность эмоции

Или зависимость эмоции:

на себя, на нечто снаружи или на кого-либо (лицо),

в прошлое, настоящее или будущее.

Ведущие эмоции, возникающие на основе личных потребностей: Горе. Радость. Страх. Надежа. Гнев. Удовлетворение. Интерес. Пренебрежение.

Эмоции, связанные с личными нормами и правилами: вина. Самоуважение. Ответственность. Безответственность. Презрение. Уважение. Симпатия-антипатия.

Эмоции, возникающие в результате соответствия-несоответствия чьим-то или общественным стандартам, нормам, правилам: Стыд. Одобрение. Восхищение. Уверенность в себе. Гордость. Возмущение. Отвращение. Застенчивость.

Эмоции, возникающие в связи с чужими потребностями: Доброжелательность. Благодарность. Щедрость. Радость за другого. Злорадство. Зависть. Жадность. Жалость.

Эмоции, возникающие на основе взаимных отношений с другими

Людьми: Доверчивость. Обожание. Претенциозность. Восторг. Подозрительность. Оскорбленность. Заискивание. Обида.

Эмоции на основе презрения: Лесть. Самодовольство. Превосходство. Торжество. Надменность. Негодование. Униженность. Горечь.

Классификации эмоций

    Рубинштейн. Основание: по отражаемому предмету, по функции, по степени осознания, по уровню развития, по степени обощенности. Выделяет 4 вида эмоциональных переживаний:

    Чувства (эмоции)

  • Настроения

Чувства (эмоции) – переживания, передающие отношение человека к внешнему миру. В развитии эмоций выделяют 3 уровня чувств в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы личности и по возможности осознания:

    Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Чувства возникают в связи с органическими потребностями человека. К нему относятся элементарные, т.н. физические чувствования – удовольствия, неудовольствия. Каждое чувство отражает объективное состояние организма индивида, находящегося в определенных отношениях с окружающим миром. Это могут быть местные, локальные чувства, или же общее органическое самочувствие индивида – в этом случае эмоциональное состояние носит неопределенный характер. Не осознаются, беспредметные.

    Предметные чувства. Устойчивые эмоциональные переживания по отношению к определенным предметам, имеющим устойчивый интерес человека. Опредмеченность чувства означает более высокий уровень его осознания. Здесь чувство – отношение к миру, выраженное в осознанном переживании. Чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, интересов, к которой они относятся: интеллектуальные (познавательные интересы), эстетические и моральные (моральные ценности). Это любовь или ненависть к кому-то, возмущение к.-л. поступком.

    Уровень обобщенных чувств. Выражают общие более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Связаны с мышлением. Эти чувства соотносятся с обобщенными жизненными ситуациями. Чувства юмора, иронии, возвышенного, трагического. Смешным кажется то, что сперва выступает с видимостью превосходства и затем обнаруживает свою несостоятельность (чувство комического). В юморе смех над недостатками человека должен сочетаться с симпатией, которая должна даже доминировать над высмеиванием, иначе возникает «трагический юмор». Ирония разит несовершенство мира с позиции возвышающегося над ним идеала.

Выделение эмоций, которые выполняют функцию приспособления в ситуации. Эмоции модифицируют ситуацию в соответствии с базовой потребностью, чтобы в ней можно было действовать.

Аффект – стремительный, бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, защитная реакция организма в ситуации жизненной опасности, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Аффект переживается в ситуации. Еще более ярко выраженный – патологический аффект, после которого человек не помнит, что он делал.

Страсти – сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Человек теряет контроль над своим поведением, страсть навязывает его. Страсть выражается в соответствующей направленности всех помыслов личности на единую цель. Единство эмоциональных и волевых мотивов. С другой стороны, это своеобразное сочетание активности с пассивностью. Страсть захватывает человека, он является страдающим, пассивным существом, находящимся во власти какой-то силы, но эта сила от него же и исходит.

Настроение – общее диффузное беспредметное эмоциональное состояние. Настроение не предметно, а личностно; оно не приурочено к какому-то событию, а разлитое общее состояние. Это бессознательная эмоциональная «оценка» личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (не знает причины).

    Леонтьев . Основание: средства управления эмоциями, наличие/отсутствие таких средств, уровни развития эмоциональной жизни. Выделяет 3 класса эмоциональных процессов:

  • Собственно эмоции.

Эти классы различаются как по качественным характеристикам, так и по доле участия в регуляции деятельности (основная функция эмоций – регулирующая)

Аффект – сильное и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию (сдвинуты к концу события), имеют способность к аккумуляции, накапливанию. Не являются управляемыми. Регулирующая функция состоит в образовании специфического опыта – аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект. Тенденция к навязчивости или к торможению (ассоциативные эксперименты Юнга, Лурии (торможение: нарушение сопряженных двигательных реакций)).

Собственно эмоции – более длительные состояния, иногда слабо выраженные во внешнем поведении. Имеют ситуационный характер, выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Они носят идеаторный характер - способны предвосхищать ситуации и события которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Они способны к обобщению и коммуникации - эмоциональный опыт шире, чем опыт индивидуальных переживаний (

Люди ежедневно испытывают различные эмоции – иногда хорошие, а иногда и не очень.
Это стало настолько привычным, что мы даже не задумываемся о том, как и зачем эмоции появились у наших предков. Но ведь они были очень важны!

Мы испытываем множество эмоциональных порывов, но среди них есть и семь самых главных, базовых эмоций, без которых наша жизнь была бы совсем другой. Именно о них мы сейчас и поговорим.

Всякая эмоция непроизвольна, если она искренна.
Марк Твен

6. Базовая эмоция - Удивление

Эмоция, с помощью которой у нас появляется возможность лучшей ориентации в пространстве, повышения внимание и достижение взаимопонимания. Такая реакция способствует возможности рассмотреть нечто новое в том, к чему мы уже привыкли. Однако если человек находится в состоянии тревоги, то вместо удивления он может испытывать испуг.

7. Базовая эмоция - Радость

Одна из лучших возможных эмоций, которая поддерживает наши внешние проявления. Благодаря этой реакции мы сокращаем дистанцию между собой и другими людьми и можем взаимодействовать с ними. Это реакция на получения удовольствия, или того, что под ним подразумевается.

Заключение

Это еще далеко не вся "палитра" наших с вами эмоций, тем более что к уже существующим часто добавляются новые.

Нужно учиться понимать свои эмоции, и тогда мы сможем четко определять, как мы реагируем на разные события и как себя вести в том или ином случае.

Слушайте свое сознание – и перед вами откроются действительно замечательные возможности!

Чуть-чуть сокращенный вариант статьи Л.Черняева из сборника "Гештальт-2007", МГИ, Москва, 2007.

Эмоция - накопляемая и накопленная энергия для изменения или сохранения дистанции и процесса контактирования. Эмоция позволяет менять дистанцию до другого и варьировать интенсивность контакта.

Базовые эмоции это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций. Это: страх, злость, отвращение, печаль, стыд, вина, нежность, радость, удовлетворение, интерес, удивление, благодарность.

Аутичные эмоции - это эмоции, переживание которых возможно без субъекта в среде: отвращение, злость, страх, интерес, радость, удовлетворение, удивление.
Контактные эмоции это эмоции к субъекту, т.е. это аутичные эмоции, но направленные к субъекту, и еще нежность, печаль, благодарность.

Социальные или оценочные эмоции - это стыд и вина.
Сложная эмоция состоит из взаимодействия простых эмоций: например, зависть состоит из злости, интереса и стыда.

Отличительной чертой базовых эмоций, является то, что они легко преобразовываются в желание и действие.

Сложные эмоции переживаются сложно, потому что они требуют одновременного удовлетворения двух и более потребностей (иногда противоположных). Каждая эмоция поддерживает свой процесс изменения дистанции и активности.

Переживая эмоцию, человек настраивает себя на определенные действия, поэтому нет негативных или позитивных эмоций, все эмоции являются позитивными. Скорее есть способность к переносимости эмоции. И удовольствие, нежность и радость некоторые не переносят долго, а вину, обиду и злость хранят годами.

При контакте эмоция является рамками и формой взаимодействия организма и среды. Приятно/неприятно переживать эмоцию является следствием отношения человека к данной эмоции, исходя из семейного сценария и опыта. Соответственно, деление на полезная/вредная эмоция - это следствие рационализации, подавления или стимулирования переживания.

Чередование напряжения и расслабления организма в среде - это влияние эмоции, т.к. любая эмоция есть выражение потребности и готовит к действию, соответственно приводит к напряжению, но при этом и среда активирует в организме эмоцию. А после полного проявления эмоции и удовлетворения потребности напряжение поля уменьшается. Таким образом, эмоции поддерживают спонтанную саморегуляцию, участвуя в процессе напряжения-расслабления.

Токсический уровень эмоции - это такой уровень эмоционального возбуждения, при котором эта эмоция доминирует и тормозит появление других эмоций, разрушает контакт организма со средой, сужает восприятие до тоннельного восприятия, организует чрезмерное сосредоточение энергии без разрядки, ведёт к потере ориентировки и способности к тестированию реальности, подмене реальности на представления и фантазии о реальности.При этом возникает запредельное возбуждение и состояние непереносимости данной эмоции.

Деятельность человека и среды направлены на понижение интенсивности токсической эмоции.
Токсической эмоцией может быть любая базовая эмоция. В фоне любой ситуации одновременно есть все базовые эмоции.

I. Страх

Страх (испуг, боязнь, ужас, паника) - эмоция, возникающая при обнаружении опасности. В страхе есть знание о вредном и разрушительном прошлом и стремление избежать повторения опасного опыта в будущем. Страх предупреждает о возможном нарушении граиц.

Страх проективен, часто отрицает настоящее, игнорирует реальные возможности и ресурсы.
Страх содержит в себе энергию для увеличения дистанции. При этом эта дистанции, в зависимости от способностей переживать страх и оценки опасности, могут быть следующими:

А. Максимальная дистанция для отдаления от опасности. Это дистанция, при которой опасность перестает быть различимой и сливается с фоном. Это реакция бегства, разрушения контакта,

Б. Переносимая и подвижная дистанция. При этой дистанции, опасность хорошо различима, но ее влияние ограничено. Этот баланс между приближением и отдалением сохраняет неизменным отношения и контакт между организмом и средой. Эта дистанция возникает под влиянием двух страхов - страх приближения и страх удаления.

Страх приближения останавливает сокращение дистанции и усиление контакта, т.к. контакт несет опасность, а страх удаления останавливается угрозой разрыва контакта, а интенсивность страха колеблется вокруг зоны одновременного результирующего минимума от этих двух страхов. Фиксируется дистанция на уровне переносимости обоих страхов.

Как правило, страх связан с интересом к новизне, изменениям и возможной опасности, с желанием противостоять среде или желанием познавать среду. Через страх удовлетворяются потребность в ориентировании и потребность в изменении ("чего боюсь, того и хочу").

Страх может быть почти непереносимым, но если в ситуации присутствует стыд, то человек не может сильно изменить дистанцию. При увеличении дистанции до опасности страх становиться переносимым, но непереносимым становится стыд, и образ Я меняется на неприемлемый, что ведет к сокращению дистанции. Так возникает колебание, при котором любая дистанция неприемлема. Для устойчивого изменения дистанции должна возникнуть другая эмоция, например, злость, отвращение, интерес.

Действия под влиянием страха:

  1. Бегство, избегание, игнорирование, отрицание
  2. Замирание
  3. Защита А. Нападение б. Контроль
  4. Прогнозирование
  5. Регрессия и беспомощность
  6. Просьба о помощи
  7. Рационализация

Страх переживается всем организмом.
Можно выделить два типа страхов:

  1. Витальные страхи, связанные с Ид:
    Страх смерти, Страх безумия, Страх боли и болезни, Страх бессилия, голода
  2. Социальные страхи, связанные с Персонелити:
    Страхи ситуаций: нищеты, успеха, близости.
    Страх переживаний: беспомощности, бессилия, унижения, ответственности, отвержения (одиночество - это следствие отвержения. Экзистенциальное одиночество - это данность. Бывает одинокое одиночество, следствие отвержения или утраты, и свободное одиночество.)

Страх похож на отвращение увеличением дистанции, но в страхе есть энергия для контакта с опасностью, для исследования опасности, разоблачения и победы.
Токсичный страх - это ужас и паника.
Контактный страх - страх, боязнь.
Аутичный - ужас и испуг

II. Злость

Злость (раздражение, неприязнь, досада, возмущение, сердитость, гнев, ярость, ненависть, бешенство) - это эмоция для изменения существующей ситуации, для изменения и дистанции, и объекта или субъекта контактирования.

Если мишенью злости являются изменения отношения, ситуации, то она конструктивна. В случае если невозможно изменить отношения, то злость становиться аннигиляционной и направляется или на объект, вызывающий злость, или на себя, на сам организм, или на разрыв отношений, т.к. разрыв отношений это тоже "уничтожение" объекта ("Он для меня больше не существует").

Но после внешнего прерывания отношений злость сохраняется в виде желания мести, чувства вины. Внутренние отношения не завершены, и злость является источником энергии для восстановления и трансформации отношений.

Причиной злости могут быть голод, боль и страх. Голод или дефицит возбуждают злость в организме для поиска и добывания из среды необходимых элементов среды, для преодоления сопротивления среды. Самый естественный ответ на боль - это злость, которая необходима для уничтожения источника боли. Страх, обозначая опасность в среде, активирует злость для защиты. Злость поддерживает целостность и защиту границ.
Злость может быть покрывалом от других, болезненных эмоций, т.к. злость является хорошим обезболивающим и надежным источником энергии. Часто за злостью могут стоять стыд, вина, нежность, горе и страх и другие эмоции. Когда человек начинает переживать болезненное состояние от вины или стыда, то для обезболивания и уничтожения обидчика легко возникает злость.

В любой трансформации отношений есть энергия злости. Чтобы построить новое, надо изменить, разрушить старое. Злость - контактное чувство для уменьшения дистанции.
Токсическая злость - это ярость и бешенство.

III. Отвращение

Отвращение (брезгливость, пресыщение, пренебрежение, омерзение, гадливость).
Эта эмоция возникает при нарушении границ организма, при котором произошло отравление и разрушение. Отравлять могут запахи, интроекты, отношения, внешний вид, способ поведения среды.

Отвращение - это эмоция для отвержения и удаления с минимумом прикосновения, или, как минимум, для того, чтобы отвернуться. Если организм не может отторгнуть, то он сам отдаляется подальше от объекта отвращения. Отношения при отвращении не развиваются, дистанция увеличивается до тех пор, пока отвращение не сливается с эмоциональным фоном.

Отвращение помогает поддерживать целостность и границы, удаляя за пределы организма и за его границы всё, что его разрушает. При этом важно выделять в отношениях со средой отравляющие и поддерживающие отношения.

Отвращение похоже на страх, т. к. эти обе эмоции увеличивают дистанцию, но отвращение предполагает отдаление и забывание, а страх - отдаление вместе с вниманием к опасности, и потом взаимодействие, т.к. в страхе есть энергия для контакта.

Злость и отвращение надо хорошо дифференцировать. Часто среда вызывает отвращение, а человек привычно пытается переживать раздражение и начинает ошибочно приближаться, тем самым усиливая отвращение. Усиливающееся отвращение вызывает еще большую злость, и так далее, вплоть до аннигиляционной агрессии.

В нашей культуре отвращение табуировано, подавлено, что и приводит согласно Ф. Перлзу к жадности и корысти.

IV. Печаль

Печаль (грусть, тоска, уныние, скорбь, горе). Эта эмоция помогает завершить отношения, создать новую целостность организма и восстановить границы.
Печаль - это энергия для завершения процесса потери и утраты. При потере происходит увеличение дистанции помимо желания, воли и контроля. Организм теряет ресурсы: поддержку среды, и внутренние ресурсы, или то и другое.

Вместе с утратой приходит внутренняя боль и пустота, которые надо пережить и потом найти, чем заполнить внутреннюю пустоту. Печаль помогает проститься с отношениями и согласиться с реальностью. Если привязанность была глубока, то после её утраты возникает ощущение пустоты, и человек может поддерживать образовавшуюся пустоту в ожидании возвращения и восстановления отношений. Если пустота достаточно объемна и нет ресурсов для проживания печали, то возможно и работа по восстановлению границ не может быть завершена, и возникает тоска или острое горе.

Признание пустоты и факта, что отношений больше не существует, самое сложное в работе с горем или токсической печалью. Энергия печали направлена: на признание пустоты, бессилие удержать контакт, на проживание пустоты и ее заполнение. Если другой был значим, то после работы печали, он остается в структуре Я, но уже занимает меньше места и пустота наполняется воспоминаниями, а не фантазиями и надеждами.

Часто чувство вины заполняет эту пустоту, сохраняя надежду на прощение и восстановление отношений. Если есть вина, значит, возможно, после наказания и прощения, произойдет возобновление отношений.

Аутичному клиенту завершить горевание легче.
Горе - это токсическая печаль.

V. Стыд (отвращение к себе).

Стыд (смущение, замешательство, застенчивость, робость, скромность, неудобство, растерянность) - это интроецированное ребенком отвращение, отвержение и игнорирование родителей к самому ребенку. Позже, во внутренней речи, это отвращение звучит так: "Я отвратителен сам для себя. Как мне стыдно быть таким, какой я есть сейчас. Я готов сгореть от стыда, провалиться сквозь землю. Я краснею и прячусь".

Отвращение родителей является для ребенка отвержением, лишением их любви, и ребенок готов разрушить свое неугодное Я, отказаться от части себя, но остаться в контакте с родителями. Таким образом, ребенок, интроецируя стыд, обучается быть в контакте и соответствовать ожиданиям.

Позже в переживании стыда есть отвержение какой-либо части своего Я под влиянием среды или интроекта. В переживании стыда есть присутствие незримого ока оценивающего наблюдателя, носителя правильных ценностей поведения. Наблюдающее око часто проецируется на партнера по контакту.
Стыд - это социализированное отвращение к себе.

Энергия стыда возникает из противопоставления идеального Я и оцененного Я, это напряжение между тем образом, каким человек хочет быть или выглядеть, и тем, каким себя оценивает. Оценка создается из самооценки и внешней оценки.
Стыд останавливает актуальный контакт, т.к. человек, испытывающий стыд, считает себя недостойным этого контакта, и он должен либо изменить себя, либо уйти.
Дистанция при переживании стыда фиксируется. Стыд, относительно дистанции, это остановленное бегство, замирание с исчезновением для уменьшения давления от оценивающего ока.

Есть токсический стыд. Это стыд, при котором отвергаемая часть своего Я достаточно большая и сравнима с целым Я. Поэтому полное отвержение невозможно, т.к. возникает угроза всему Я.

Но и целостность невозможна, т.к. энергия стыда не разряжена. Тогда задача терапии - это дифференциация внутренних отвержений, распознавание и новая ассимиляция интроектов, направление остановленной энергии на тестирование среды при постоянном признании терапевтом клиента.

Энергия стыда - это энергия для изменения и преобразования своего Я. Стыд сопровождает любое изменение Я, например, обучение, демонстрацию своих новых достижений и приобретений.
При нарциссическом типе организации контакта есть много скрытого стыда и огромный дефицит признания при невозможности его получить.

VI. Вина (злость на собственные действия и страх наказания).

Человек совершил действие, которое принесло или приносит вред или разрушение другому человеку. Это разрушение может быть реальным, а может быть только предполагаемым. Для торможения таких действий среда возбуждает чувство вины.

Также как при переживании стыда, в чувстве вины есть осуждающая значимая фигура, которая злилась на деятельность ребенка, наказывала его, и обучила его быть виноватым при определенных действиях. В дальнейшем человек сам испытывает вину для остановки своих действий. Среда, обвиняя, может манипулировать человеком через вину.

Вина останавливает текущее действие и эту энергию незавершенного действия перенаправляет на завершение ситуации, т.е. предполагает просьбу о прощении за причиненный вред, принятие наказания, искупление и возмещение этого вреда, получение прощения и продолжение отношений.

Вина возможна только в зоне ответственности человека. Вина растворяется в прощении от другого, восстановлении и признании границ.

Вина предполагает прощение, искупление и наказание, поэтому дистанция будет и на удаление и на сближение.

Токсическая вина - это переживание вины за события поля вне зоны ответственности человека. Такая вина поддерживает иллюзию всемогущества, захвата и управления другим через присвоение себе чужой ответственности, а реальные границы при этом игнорируются.

VII. Нежность

Нежность, симпатия - переживание открытости к контакту и доступности для другого человека, усиливает и насыщает энергией процесс контактирования, раскрывает границы. Это эмоция максимального сокращения дистанции, вплоть до слияния, но слияние в нежности подвижное и позволяет легко восстанавливать автономность.

Нежность сохраняет границу между Я и Ты, и позволяет образовывать Мы. Нежность иногда вызывает стыд.

Энергия нежности берется из потребности в привязанности и близости.
Токсичная нежность -это патологическое Эго-слияние.

VIII. Радость

Радость - это эмоция, поддерживающая процесс передачи важной и ценной собственности от человека в среду, процесс выделения из организма в среду. Радость поддерживает и укрепляет отношения и контакт, расширяет границы. Радость переживается при излучении любви, знаний, заботы, агрессии. Дистанция сокращается, контакт насыщается. Радость, поддерживая процесс, выделения, может не учитывать возможность среды по усваиванию выделяемого организмом.

Нежность и радость могут быть агрессивны, если теряются обратные связи организм-среда.
Причина радости в избытке.

Токсичная радость - это эйфория.

IX. Удовлетворение

Удовлетворение поддерживает процессы поглощения и усвоения, дистанция сокращается вначале до минимальной, а потом удовлетворение поддерживает здоровое слияние, при котором взаимодействие максимально полное, а границ нет (усвоение еды в желудке). По мере насыщения удовлетворение уменьшается.

Процесс поглощения и ассимиляции регулируется парой отвращение и удовлетворение. В процессе поглощения и последующей ассимиляции удовлетворение ослабевает, т.к. возникает насыщение, а отвращение нарастает (самые вкусные кусочки еды это первые кусочки).

Далее есть момент, когда удовлетворение по силе равняется растущему отвращению, это самое время для прекращения поглощения и увеличения дистанции до, например, еды.
При радости важно сохранить чувствительность к партнеру и не перекормить его, а при эмоции удовлетворения - важно сохранить чувствительность к себе. Радость и удовлетворение поддерживают экологичный обмен в цикле контакта.

Токсическое удовлетворение может быть неразборчивостью и ненасыщаемостью.

X. Удивление

Удивление поддерживает ориентацию в пространстве, времени и ситуации, останавливает или суживает процесс взаимодействия, фиксирует дистанцию, усиливает границы. Удивление фокусирует внимание на изменениях в поле и дает энергию для ориентировки в нем.

Удивление поддерживает спонтанную саморегуляцию, а способность видеть новое в обычном и очевидном поддерживает удивление.
Причина удивления в изменчивости поля.

Удивление блокируется усталостью, т.к. нет сил к адаптации к новому в среде.
Токсическое удивление - это шок.

XI. Интерес

Интерес - это эмоция, поддерживающая сближение и постепенное усиление процесса контактирования. Сокращение дистанции медленное при условии, что другой остается отдельным субъектом со своими границами. Энергия интереса поддерживает контакт через обнаружение, раскрытие и изменение новых фигур.
Интерес сохраняется, пока есть новизна и привлекательность различий и нет слияния, а субъект интереса не захватывается и не подчиняется.
Токсический интерес - подглядывание.

XII. Благодарность

Благодарность помогает завершить и прекратить данный контакт, но не отношения. После выражения благодарности дистанция увеличивается, энергия контакта убывает, границы закрываются.

Благодарность - это эмоция постконтакта, которая создает новые границы, т.к. поле изменилось в результате контакта.

Если в контакте были радость и удовлетворение, и возникли насыщение и легкость, то благодарность возникает легко. Если в контакте переживались злость, отвращение, вина и стыд, то благодарность возникает не столь просто.

Если контакт завершается, а благодарность не возникает, то можно предполагать чувство вины, которое продлевает процесс контактирования и мешает завершению контакта.
Неадекватная и многократная благодарность унижает.
Токсическая благодарность - преклонение и фанатизм.

Дистанция может регулироваться парами эмоций:

  1. Страх приближения/страх отдаления фиксируют дистанцию.
  2. Пара интерес/страх регулируют среднюю дистанцию.
  3. Пара нежность/отвращение регулируют близкую дистанцию.
  4. Пара благодарность/печаль завершают контакт и увеличивают дистанцию.

В ходе процессинга мы работаем с ментальным (подсознательным) материалом, который, как пирамида, является суммой 4-х граней.

Вот перечень этих граней, этих 4-х элементов:

картинка (образ)
мысль (мыслеформа)
телесное ощущение
эмоция (чувство)

Ключевым из этих элементов для нас является эмоция, представляющая собой сгусток внутренней (психической) энергии человека. Именно эмоция (энергия) является главным определяющим ориентиром жизни человека. Практически во всех своих действиях и поступках человек руководствуется той или иной эмоцией.

Согласно Лестеру Левенсону (автору «Метода Седона») нам всем свойственны 9 эмоциональных состояний : апатия, печаль, страх, вожделение, злость, гордыня, мужество, принятие и умиротворение. Каждое из этих эмоциональных состояний занимает свое место на шкале энергии и действия. В состоянии апатии мы практически лишены энергии и либо совершаем мало действий, либо не действуем вовсе. В состоянии печали мы обладаем большим объемом энергии и более активны. Каждая последующая эмоция на этой шкале, до умиротворения, отличается более высоким уровнем энергичности и большей способностью к активным действиям.

Предлагаю полезную аналогию. Представьте, что ваши чувства - это океан энергии, который течет через шланг, воплощающий ваши тело и разум . Когда Вы в апатии, шланг пережимается, не пропуская практически ни капли энергии. В печали его диаметр чуть шире. Когда мы добираемся до мужества, шланг почти полностью развернут и открыт, так что Вы можете направить энергию на создание всего, чего пожелаете. В состоянии умиротворения шланг абсолютно прямой, без закручиваний и пережимов: Вы единое целое с океаном. Если Вы будете рассматривать эмоции в таком ракурсе, то перестанете судить себя за эмоции, которые у Вас есть или которых у Вас нет. В конце концов, эмоции - это просто энергия.

Представленный здесь материал будет очень полезен для определения эмоционального состояния в момент . Каждый раз, когда возникают трудности с пониманием своих чувств, обратитесь к словам и фразам, описывающим каждое из девяти эмоциональных состояний. Например, если Вы считаете, что слишком часто бросаете начатые дела, негативно относитесь к себе или другим людям, или Вам просто сложно сделать первый шаг, то, скорее всего, Вы находитесь в состоянии апатии. Возможно, Вы часто ловите себе на мысли: «Я не такой, как они. Я прав. Я умнее остальных» - или считаете себя лучше и опытнее других. Подобные мысли и чувства свидетельствуют о гордыне.

Девять эмоциональных состояний - способ пробудить значительную часть разума, находящуюся под сознанием. Эта часть нашего разума подобна ящику с мусором - знаете, такому месту, куда Вы забрасываете и засовываете всякий хлам, которому не можете найти применения. У некоторых есть чулан, или чердак, или гараж, служащий этой же цели. Мы забиваем эту часть разума всем, с чем не в состоянии справиться или что не в состоянии разрешить. Любое не отпущенное чувство откладывается в подсознании, захламленном эмоциональным мусором и ограничивающими мыслями и чувствами. Накопленные проблемы мешают думать о том, что для нас действительно важно, и забыть о том, что не имеет значения.

В ходе процесса мы в разной степени интенсивности переживаем каждое из указанных девяти эмоциональных состояний, выводя его на поверхность сознания и растворяя, освобождая его от тисков и зажимов, давая заключавшейся в нем энергии свободно течь в нас.

АПАТИЯ

В состоянии апатии нам кажется, что в нас умерли все желания, да и нет от них никакого прока. Ничего не хочется делать, и кажется, что никто не в состоянии помочь. Мы ощущаем вялость и скованность и не видим выхода. И предпочитаем быть слабыми и устраниться, чтобы не испытывать боли. На душе становится так неспокойно, что нами овладевает полное онемение и беспомощность.

Возникающие образы деструктивны и ограниченны. Мы во всем видим неудачи, рисуем картины своих провалов, да и чужих, впрочем, тоже. В нас осталось слишком мало энергии, чтобы действовать и воплощать свои замыслы и мечты, поскольку внутри мы разрываемся в противоположных направлениях.

Слова, характеризующие апатию :

Безрезультатно
Невнимательный
Беспомощный
Неактивный
Бесчувственный
Неприметный
Выдохшийся
Нерешительный
Вялый
Несобранный
Деморализованный
Неудача
Депрессивный
Неудачник
Забывчивый
Невозможность сосредоточиться
Зачем пытаться?
Никчемный
Какой в этом смысл?
Ничего не ждет от жизни
Ленивый
Ничего не получается
Мне все равно
Одинокий
Не могу одержать победу
Ожесточенный
Опускающий руки
От меня ничего не зависит
Равнодушный
Отрезанный
Рассеянный
Плохое настроение
Слишком поздно
Отсутствие чувства юмора
Слишком уставший
Отчаявшийся
Смертельно уставший
Негативно воспринимающий окружающий мир
Смирившийся
Удрученный
Побежденный
Уставший
Подавленный
Холодный
Подозрительный
Шок
Потерявший надежду
Это может подождать
Потерянный
Я не могу

ПЕЧАЛЬ

Когда мы печалимся, то хотим, чтобы хоть кто-нибудь помог, ибо, кажется, что мы не в состоянии ни с чем справиться самостоятельно, и надеемся, что это удастся кому-нибудь другому. Мы взываем о помощи, в отчаянии молим о ней. Наше тело отличается чуть более высоким уровнем энергии, однако она так зажата, что причиняет боль. Сознание не так сильно захламлено, в отличие от апатии, но его отличает сумятица и замутненность. Мы рисуем свою боль и теряемся в этих картинах. Мысли беспрестанно крутятся вокруг того, какую мы испытываем боль, что потеряли, и может ли хоть кто-нибудь помочь нам.

Слова и фразы, характеризующие печаль :

Безутешный
Беспомощный
Горесть
Грусть
Душевная боль
Если только
Жалость
Забытый
Игнорируемый
Испытывающий мучения
Испытывающий стыд
Меланхолия
Меня никто не любит
Одинокий
Отверженный
Отчаяние
Павший духом
Печаль
Пожалейте меня
Позабытый
Потеря
Почему я
Преданный
Разочарованный
Не находить себе места
Неадекватный
Нежеланный
Нелюбимый
Непонятый
Несчастливый
Ни на что не годный
Никому нет дела
Ностальгия
Обвиненный
Обиженный
Обижающийся
Обманутый
Раскаяние
С разбитым сердцем
Слезливость
Смущенный
Сожаление
Страдающий
Страстно жаждущий
Тоскующий
Уязвимый
Чувство вины
Это несправедливо

СТРАХ

Когда мы находимся в состоянии страха, то хотим побеждать, но не побеждаем, поскольку считаем, что риск слишком велик. Мы уверены, что потерпим неудачу. Стремимся добиться великих результатов, но не добиваемся, ибо боимся боли. Уровень энергии выше, чем в состоянии печали, однако она так плотно сжата, что доставляет боль. Чувства возникают и испаряются в одно мгновение, как холодная вода на раскаленной сковородке. Сознание не так сильно захламлено, как при апатии, но его отличает сумятица и замутненность. Образы и мысли деструктивны и мрачны. Мы думаем лишь о том, как нам причиняют боль, что мы можем потерять и как защитить себя и близких нам людей. Освобождение через - это идеальное оружие для борьбы со страхом.

Слова и фразы, характеризующие страх:

Беспокойство
В ужасе
Дрожь в коленках
Загнанный в ловушку
Истеричный
Колеблющийся
Малодушный
Медлительный
Напряженный
Напуганный
Недоверчивый
Нелогичный
Нервозность
Нерешительный
Неуверенный
Осторожный
Паника
Парализованный
Параноидальный
Закомплексованный
Замкнутый
Застенчивый
Защищающийся
Подозрительный
Робкий
Сбитый с толку
Скептичный
Сомнения
Страх перед публичными выступлениями
Суеверный
Тошнота
Тревожность
Угроза
Уклончивый
Уход от реальности
Уязвимый
Шокированный

ВОЖДЕЛЕНИЕ

В состоянии вожделения мы хотим обладать материальными вещами. Мы ЖАЖДЕМ. Мы испытываем потребность в деньгах, власти, сексе, людях, местах, вещах, но с сомнениями и неуверенностью. Где-то в глубине души нам кажется, что мы не можем или не должны иметь то, что нам хочется. Уровень энергии при таком состоянии повыше, чем при страхе. Она все еще сжата, но ощущения временами довольно приятны, особенно при сравнении с тремя предыдущими эмоциональными состояниями. Чувства отличаются интенсивностью и насыщенностью. Сознание не так сильно захламлено, но его все еще отличает сумятица и одержимость. Мы пытаемся заполнить свои представления позитивными образами, но, по сути, эти представления отражают то, чего у нас нет.

Наши мысли связаны с тем, что мы жаждем получить и чего не хватает. Неважно, чем и в каком количестве мы владеем, нам никогда не бывает этого довольно, мы не чувствуем удовлетворения и никогда не наслаждаемся тем, что имеем.

Слова и фразы, характеризующие вожделение :

Безжалостный
Безрассудный
Бессердечный
Бесцеремонный
Внутреннее побуждение
Голод
Жадный
Жажда
Забывчивый
Зависть
Излишества
Импульсивность
Манипулятор
Навязчивая идея
Навязчивое влечение
Накопление
Не могу ждать
Не могу насытиться
Неистовство
Ненасытный
Нетерпеливый
Нечестный
Никогда не достаточно
Никогда не удовлетворен
Одержимость
Потребность
Предвкушение
Разочарование
Распутный
Скаредный
Сладострастный
Собственнический
Хищнический
Эгоистичный
Эксплуатирующий
Я должен это иметь
Я хочу

ЗЛОСТЬ

Когда мы находимся в состоянии злости, то стремимся напасть на других и причинить им боль, но нас останавливают сомнения. Уровень энергии чуть выше, чем в состоянии вожделения, она не так сжата, а чувства могут быть весьма интенсивными и бурными. Сознание не так захламлено, как при вожделении, однако оно все еще беспорядочное и полно навязчивых мыслей.

Наши картины деструктивны и связаны с тем, что бы мы хотели сделать с другими людьми. Мы поглощены мыслями о расплате, о том, как поквитаемся с другими, как заставим их заплатить за все. Эта энергия может испугать нас, может вынудить подавлять ее, даже ранить.

Предпринимаемые действия, как правило, опасны и для нас самих, и для окружающих.

Слова и фразы, характеризующие злость :

Агрессивный
Безжалостный
Безрассудный
Бунтующий
Взбешенный
Вздорный
Взрывной
Возбужденный
Возмущенный
Воинственный
Враждебность
Враждебный
Всем недовольный
Грубый
Деструктивный
Досада
Жесткий
Жесткость
Жестокий
Задумчивый
Замкнутый
Злобный
Злой
Злорадный
Кипящий от злости
Любящий спорить
Мрачный
Мстительный
Негодование
Ненависть
Непокорный
Нетерпение
Обидчивый
Разгневанный
Раздраженный
Разочарование
Ревнивый
Резкий
Своенравный
Сопротивление
Требовательный
Угрюмый
Упрямый
Чувствовать отвращение
Язвительный
Яростный

ГОРДЫНЯ

Когда нами овладевает гордыня, мы стремимся сохранить статус-кво. Мы не желаем ничего менять или двигаться вперед; поэтому мы отговариваем от движения других, ибо боимся, что они смогут нас обойти. Уровень энергии чуть выше, чем в состоянии злости, но она нередко недоступна. Эта энергия не так сжата, как при злости, но она расплывчата и менее очевидна. Сознание не так захламлено, как при злости, но его отличает сумятица, негибкость и размытость. Наши образы и мысли связаны с тем, что мы сделали и что знаем. Если мы вообще обращаем внимание на окружающих, то хотим, чтобы они заметили наше величие и уникальность и рассеяли гнетущие сомнения.

Слова и фразы, характеризующие гордыню :

Бескомпромиссный
Бесчувственный
Властный
Всезнайка
высокомерный
выше упреков
Дистанцированный
Задавала
Замкнутый
Заносчивый
Злорадный
Испорченный
Категоричный
Критичный
Лицемерный
Ложная добродетельность
Самоуверенный
Скучающий
Сноб
Стоик
Суровый
Тщеславный
Ложная скромность
Ложное достоинство
Надменный
Не умеющий прощать
Нетерпимый
Никогда не ошибается
Ограниченный
Особенный
Поверхностный
Покровительственный
Предвзятый
Презрительный
Пренебрежительный
Равнодушный
Самодовольный
Самонадеянный
Узко мыслящий
Умный
Упрямый
Ханжеский
Хвастливый
Эгоцентричный

Помните, первые шесть эмоциональных состояний образуют тонкую пленку над следующими тремя: мужество, принятие и умиротворение. Первые шесть состояний базируются на убеждении «я не могу», три последних - «я могу».

МУЖЕСТВО

Когда мы проявляем мужество, то готовы действовать без колебаний. Мы способны на все. Все можем исправить. Мы в состоянии изменить что угодно и когда угодно. Нами движет желание освобождаться и идти вперед. Уровень энергии гораздо выше, чем при гордыне, и она доступна для конструктивных действий. Наша энергия доступна, чиста и насыщенна. Сознание менее захламлено, и в нем царит меньше сумятицы. Мы гибки, открыты и полны жизни. Наши образы и мысли связаны с тем, что мы можем сделать и чему научиться, а также с тем, как помочь другим.

Мы целеустремленны и уверены в себе, но желаем успеха и реализации и другим. Жизнь - это огромная радость.

Мы черпаем энергию мужества каждый раз, когда освобождаем себя от негативных эмоциональных наслоений. Поскольку мужество - наше естественное состояние, мы можем получить к нему доступ, как бы глубоко оно ни было запрятано под любой другой эмоцией.

Слова и фразы, характеризующие мужество :

Активный
Благородный
Внимательный
Гибкий
Деятельный
Динамичный
Жизнерадостный
Здравомыслящий
Изобретательный
Инициативный
Компетентный
Любознательный
Любящий
Мотивированный
Не боится мечтать
Независимый
Непобедимый
Не боится сопротивляться
Неутомимый
Оживление
Оказывающий поддержку
Оптимистичный
Отважный
Отзывчивый
Открытый
Позитивно настроенный
Полный энтузиазма
Предприимчивый
Проницательный
Рассудительный
Решительный
Самостоятельный
Сильный
Смелый
Сострадание
Спокойный
Старательный
Счастливый
Творческий
Уверенный
Целенаправленный
Целеустремленный
Честный
Чувствительный
Чувство юмора
Щедрый
Энергичный
Я могу
Ясность

ПРИНЯТИЕ

Принимая, мы наслаждаемся тем, что имеем, тем, что все именно так, как оно есть. Не нужно ничего менять. Все так, как есть, и это замечательно. Оно прекрасно так, как есть. Уровень энергии намного выше, чем при мужестве, большую часть времени она находится в состоянии покоя, однако доступна в любой момент. Наша энергия светлая, теплая и насыщенная. Сознание не так захламлено, как при мужестве, оно спокойно и уравновешенно. Образы и мысли находятся в гармонии с окружающим миром. Жизнь восхитительна и прекрасна.

Слова и фразы, характеризующие принятие :

Баланс
Кроткий
В гармонии
Великодушный
Веселый
Внимательный к другим
Воодушевление
Восприимчивый
Восторг
Все хорошо
Гармоничный
Дружелюбный
Изобилие
Искренний
Светлый
Сострадание
Страстный
Теплый
Тонко чувствующий
Уверенный
Красивый
Любящий
Милосердный
Мягкий
Нежный
Непосредственный
Непринужденность
Нечего менять
Обогащаться
Открытый
Понимающий
Принадлежность
Радостный
Умиротворение
Целостность
Чувствительный
Чудо
Эмпатия
Я имею

УМИРОТВОРЕНИЕ

В состоянии умиротворения мы чувствуем: «Я есть. Я единое целое, полное и гармоничное. Всё и все - часть меня. Все совершенно». Уровень энергии намного выше, чем при принятии, и она находится в состоянии полного покоя - неподвижная. Энергия тиха и спокойна. Сознание чистое и ясное, но, тем не менее, Вы все чутко воспринимаете. В образах и мыслях нет нужды Жизнь такова, какова она есть, и все замечательно.

Для умиротворения нужно только быть.

Слова и фразы, характеризующие умиротворение :

Безграничный
Безмятежный
Вечный
Восприимчивый
Единство
Не ограниченный временем
Нестареющий
Порядок
Пространство
Реализовавшийся
Свободный
Совершенный
Совершенство
Сосредоточенный
Спокойный
Страстный
Существование
Умиротворенный
Целый
Чистый
Я есть

Растворяя негативные состояния и интегрируя их с позитивными мы высвобождаем огромный объем энергии, который делает нашу жизнь гораздо более полной и насыщенной чем та, который Вы жили раньше и продолжают жить окружающие.

Если вы хотите подняться по шкале эмоциональных состояний и начать чувствовать себя намного лучше и гармоничнее — просто пройдите несколько сессий