Описываем различные свойства предметов». Разница между свойством и признаком

Свойство предмета – это отличительный признак предмета. Необходимо научить ребёнка выделять как можно больше свойств у одного предмета. Например: мяч – красный, имеет форму шара, резиновый, игрушка и пр.; яблоко – зелёное, сладкое, фрукт и пр.; кубик – серый, деревянный, имеет форму куба, игрушка и пр.

Сравнение даёт возможность обнаружить общие свойства предметов, выделить сходство и отличие.

Умение выделять свойства предметов формирует у учащихся способность улавливать закономерности .

Для развития творческих способностей детей полезно, чтобы они самостоятельно придумывали загадки о свойствах предметов, составляли последовательности и узоры, угадывали правила расположения предметов и фигур, придуманные другими детьми. Например, можно предложить им некоторую последовательность, умышленно нарушив правило. Задача детей – определить правило и найти, где оно нарушено.


1. Что общего у всех предметов 1-й строки (2-й, 3-й строки)?

2. Какой предмет расположен во 2-м столбце и в 3-й строке? Какого он цвета?

3. Назовите каждый жёлтый предмет.

4. Обведите все жёлтые предметы линией.

5. Чем отличаются друг от друга предметы в 1-й строке? (Формой, материалом, из которого они сделаны, и т. д.)

6. Что общего у всех предметов 1-го столбца?

7. Отгадай предмет. Это зелёная игрушка. Что это?

8. Отгадай предмет. Он расположен в 3-м столбце, но не красный и не зелёный. Какой это предмет?

9. Сколько синих кругов нарисовано под таблицей? Сколько больших, сколько маленьких? Сколько красных и зелёных? Синих и жёлтых? Сколько не красных кругов? Сколько не синих и не зелёных?

Зададим себе вопрос: отличается ли вещь чем-либо от другой вещи или ничем не отличается? Если данная вещь для нас ничем не отличается от всякой другой, то тогда невозможно говорить и о нашем познании этой вещи. Если мы знаем, что такое данная вещь, то, следовательно, она есть для нас нечто, а если нечто, то нечто определенное, а если нечто определенное, то, значит, определенная совокупность тех или иных свойств. Ваза есть нечто стеклянное. Она - приспособление для цветов. И, как таковая, обладает некоторым цветом, формой, а также фактурой материала, из которого она сделана. Совокупность всех этих свойств вазы в их целостности и есть ее качество. Ясно, что если мы не воспринимаем эту вещь как нечто цельное, то мы не в состоянии и отличить вазу, например, от розы, а стол от стула. Но мы вполне понимаем, что такое ваза, каково ее устройство и назначение. Поэтому если мы действительно познаем нечто как вазу, то мы, следовательно, обладаем и знанием ее качества, то есть ее определенности, выделенности из окружающего фона. Качество вещи есть указание на совокупность ее свойств, на ее состав и построение, а также на ее функциональное назначение как во взаимодействии с другими вещами, так и с познающим субъектом. Иными словами, качество вещи есть нечто существенное для ее познания, для ее практического применения и изготовления. Оно есть то, что дает возможность отличать одну вещь от другой, а следовательно, и отождествлять, противополагать, сравнивать, объединять и разъединять и вообще конструировать вещи не только в бытии, на практике, но и в сознании. Путем оперирования категорией качества мы производим как бы накладывание одного объекта на другой, что выступает средством отождествления какого-либо объекта с ним самим и дает возможность узнать, что данный объект есть именно это, а не что-либо другое. И тут ранее неизвестный объект предстает как известный: например, в летящем предмете мы распознаем птицу, и не вообще птицу, а голубя, и не просто голубя, а голубя именно данной породы.

Качество объекта обнаруживается, таким образом, в совокупности его свойств, которые как-то структурно упорядочены: оно есть как бы «пучок» свойств. С гносеологической

точки зрения свойство - первичное и далее неразложимое образование, соотнесенное со столь же элементарным познавательным феноменом - ощущением, а в сложных случаях - с понятием, если оно недоступно ощущающей способности субъекта. Свойства могут быть как ощущаемыми органами чувств или физически доступными приборной индикации, так и виечувственными, относящимися к сфере социально-духовной реальности, характеризуя, например, положительные или отрицательные качества человека, когда мы говорим: чуткая совесть, добрая душа. Свойства познаются через взаимодействие объектов друг с другом и с субъектом. Свойство , таким образом, есть способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие . Оно есть именно то, посредством чего нечто проявляет для другого свое специфическое бытие. Среди совокупности свойств выделяются как существенные (необходимые) 1 , так и несущественные (случайные) для данного предмета, а также внутренние и внешние, всеобщие и специфические, естественные и искусственные. В целом совокупность, или система, свойств образует качественную определенность объекта, характеризуя его со стороны его целостности и относительной устойчивости. Качество есть наличная определенность, выражение устойчивого единства элементов и структуры объекта. Оно дает целостную характеристику объекта в каком-то его отношении и состоянии.

Свойства проявляются с разной степенью интенсивности, что характеризует состояние системы. Состояние относится к устойчивому проявлению данного свойства в его динамике. Мы говорим о физическом, психическом, моральном состоянии человека и народа, о состоянии экономики данного государства, а также о его политическом или военном состоянии. Своими свойствами объект обращен вовне, а состоянием - прежде всего внутрь себя. Свойства, состояния, функции и связи образуют качественные признаки объекта.

Теперь на основе выявления того, что такое свойство и состояние, можно подойти и к более полному определению качества предмета. Качество представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости .

Способ проявления качества данного предмета при его воздействии на другой предмет существенно зависит от качест-

1 Понятие качества порой употребляется в значении существенного свойства.

венного состояния последнего. Так, искра, упавшая на пороховой склад, неизмеримо более опасна, чем та же искра, упавшая на сырую землю; органы растения, обладая разными свойствами, под воздействием одного и того же фактора внешней среды, скажем света, принимают различные положения: верхушки побегов изгибаются к свету, а листья располагаются перпендикулярно к направлению лучей. Но способ проявления качества того или иного предмета зависит также и от условий взаимодействия с другим предметом. Возьмем, к примеру, взаимодействие воды с землей: при определенной температуре она проникает в землю в виде дождя, а при повышении температуры вода испаряется с поверхности земли. Под воздействием условий сами взаимодействующие предметы меняют свое качественное состояние. Свойства не только проявляются, но могут и видоизменяться, и даже формироваться в этих отношениях.

Всякое свойство или качество предмета, взаимодействующего с другими предметами, выступает как относительное: по отношению к дереву сталь тверда, а по отношению к алмазу - мягка. Любое качественное состояние объекта относительно. Под воздействием различных условий одно качественное состояние может исчезать, но оно исчезает, не иначе как превращаясь в другое. Объект, обладая совокупностью свойств, составляющих его качество, в зависимости от контекста светится как бы разными оттенками его. Например, человек выступает различными своими качественными гранями для врача, правоведа, писателя, социолога, анатома, психолога. Подобно тому как материя не сводится к совокупности своих свойств, так и никакой объект не растворяется в своих свойствах, но он есть их носитель, субстрат. Чем на более высоком уровне организации материи находится объект, тем большим числом качеств и свойств он обладает.

Понятие количества

Каждая совокупность однородных предметов есть некоторое множество. Если оно конечно, то его можно сосчитать. Пусть мы имеем, например, стадо коров из 100 голов. Для того чтобы рассматривать каждую корову как «одно», необходимо отвлечься от всех качественных особенностей каждого животного. Одно и то же число «100» является количественной характеристикой любого множества из 100 предметов, будут ли это коровы, книги или бриллианты. Количественно сравниваться могут и качественно однородные вещи, и качественно различные в каком-то отношении, но сходные в иных отношениях: скажем, по весу, твердости, а также путем деления объекта на части. Следовательно, то или другое количество есть множество, если его можно сосчи-

тать, и величина, если ее можно измерить. Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства . Понятия числа, величины, фигуры и т. д. суть стороны или моменты категории количества.

С целью установления количественной определенности предмета мы сравниваем составляющие его элементы - пространственные размеры, скорость изменения, степень развития - с определенным эталоном как единицей счета и измерения. Чем сложнее явление, тем труднее подвергнуть его изучению с помощью количественных методов. Не гак-то просто считать и измерить, например, явления в сфере нравственности, политики, эстетического восприятия мира и т. п. Не случайно поэтому процесс познания реального мира как исторически, так и логически совершается таким образом, что познание качества предшествует познанию количественных отношений. Познание количественной стороны системы есть ступень к углублению знания всей системы. Прежде чем считать, человек должен знать, что он считает. Наука движется от общих качественных оценок и описаний явлений к установлению точных количественных закономерностей.

Основой количественного мышления является объективная дискретность, расчлененность вещей и процессов. Количество выражается числом, заключающим два основных смысла: меру общности, однопорядковости элементов дискретности при их сополагании друг другу и раздельности (реальной или мысленной) объекта, его свойств и отношений на однородные элементы, относительно независимые от его качества. Число «5», выражающее, например, количество 5 человек, - это не нечто слитно нераздельное, не просто нечто одно, а специфически раздельное единство качественно однородных пяти единиц. Всякое число есть относительно самостоятельная, цельная собранность некоторого множества, или раздельное единство количества. При этом количество нетождественно числу; одно и то же количество как величина (например, протяженность при измерении длины) может выражаться в разных масштабах измерения (метрах, сантиметрах), а поэтому и в разных числах. Число есть мысленная форма освоения количественной определенности объекта.

Мера

Любое качество выражается в специфической для него системе количественных характеристик. Известно, что количество и качество выступают как нечто раздельное лишь в абстракции, реально же они суть разные характеристики определенных реалий, существуют

и тяготеют друг к другу, пребывая в нерасторжимом единстве, образующем их меру.

Уже Августин утверждал, что мера - это количественная граница данного качества; это то, больше чего и меньше чего оно не может быть. Категория меры была одной из основных для философов древности, о чем бы они ни рассуждали - о космосе, о сущем, о человеке, о познании. Гесиод учил: меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай. По словам Демокрита, если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным. В этом же духе и Платон говорил: мера - середина между избытком и недостатком. Так же и Фалес считал: мера - наилучшее. Идеей меры проникнута вся история философии со времен античности.

Мера выступает как «третий член», связующий качество и количество в единое целое. Например, производительность труда как мера имеет две стороны: качество труда и его продуктивность (количество произведенного продукта). Если сравнить производительность труда в период развития промышленности до научно-технической революции и после, то станет ясной мера зависимости количественной характеристики труда от повышения его качества. А с другой стороны, из физики известно, что атомы разных химических элементов только тем и отличаются друг от друга, что в их ядрах заключено разное количество протонов. Достаточно изменить число протонов в ядре, как один элемент превратится в другой.

Но мало сказать, что мера есть единство качества и количества, а также что она суть граница, в которой качество проявляется в своей определенности: Мера глубочайшим образом связана с сущностью, с законом, закономерностью 1 . Обратим внимание на то, что смыслообразующим корневым элементом слова «закономерность» является именно мера. Мера - это зона, в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики .

Тема 1. ПРИЗНАКИ И СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ

Совершенно все предметы, окружающие нас, имеют признаки и свойства. Что же такое признак предмета?

Признак предмета - это отличительное свойство предмета. Например: зеленая машина: машина - является предметом, а зеленая - это признак, свойство, которое отличает его от других подобных предметов (например, от красной машины).

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?

Давай попробуем выделить существенные (то есть основные) признаки обыкновенной тетради. Расскажи, какая она, тетрадь: из какого материала сделана, какого размера, какой толщины, для чего предназначена? Если ты сумел рассказать о тетради, значит, ты сумел выделить признаки, по которым она отличается, например, от карандаша. Итак, один из основных признаков предмета – это цвет. Цвет мы обозначим так:

И первое, что нам надо повторить, это цвета радуги.



А теперь назови как можно больше предметов:

а) красного цвета;

б) зелёного цвета;

в) чёрного цвета;

г) голубого цвета.

Посмотри внимательно на картинку и скажи, какие овощи и фрукты раскрашены неверно. Как бы ты их раскрасил?

Ну вот мы и убедились, что с таким признаком предметов, как цвет, ты знаком хорошо.

Следующий важный признак предмета – это форма. Форму мы обозначим так:

Какой формы бывают предметы? Круглые, квадратные, какие еще?

Назови как можно больше предметов:

а) круглой формы;

б) овальной формы;

в) квадратных;

г) прямоугольных.

Посмотри внимательно на стол. Какие из лежащих на нем фруктов и овощей такой формы, как изображено на схеме: и такого цвета: ?

Следующий важный признак предмета – это размер. Размер мы будем обозначать так:

А теперь правильно назови большой и маленький предмет в паре. Например, слон – слоненок.

Выделяя признаки предметов, например, цвет – красный, желтый; форму – круглый, квадратный; размер – большой, маленький, - мы сравниваем предметы между собой.

А теперь попробуй с помощью обозначений
обозначить признаки таких предметов: синий кубик, большой красный мяч, высокий желтый дом. Обозначить можно, например, так:

- красное яблоко.

Есть еще очень много признаков предметов. Мы их представили для вас в таблице. С помощью этой таблицы можно обозначить особенности многих предметов.

ТАБЛИЦА ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЗНАКОВ ПРЕДМЕТОВ

Покажи на рисунке предметы, имеющие запах. Попробуй обозначить их с помощью таблицы.

Мы рассмотрели такие важные признаки предметов, как цвет, форма, размер, ознакомились с таблицей обозначений признаков предметов, попробовали применять эти обозначения. И теперь попробуем выполнить КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ. С ее помощью мы проверим, как ты усвоил материал.

Задание 1. Посмотри внимательно на рисунок и выполни задание. А взрослые, помогающие тебе отвечать на вопросы контрольной работы, занесут твори ответы в специальный бланк ответов.

Задание 2. Отгадай загадки о том, что Нюша купила на базаре?

1 загадка

2 загадка

3 загадка

4. Составь свою загадку о том, что растет в огороде

Задание 3.

Задание 4.

Задание 5.

Задание 6.

В каждом окошке найди нужный рисунок.

  1. Что такое эффективный управляющий

    Документ

    Сильным свойствам человека... совершенно очевидный вывод, что все ... признак ... так и не вникнув в основу проблемы. Имеются такие ... таким же образом он выделил примерно те же 4 процента предметов ... что происходит, а то, что мы хотим, чтобы произошло в окружающих нас ...

  2. Что Вам мешает быть богатым Александр Свияш

    Документ

    ... совершенно все равно, каким будет оратор. Они примут его таким ... что все эти сверхдорогие предметы нормальному человеку не нужны, все то же ... что вы примериваете к себе все , что встречается в окружающей жизни. Тем самым вы четче определите, что же ... свойства ...

  3. Часто меня спрашивают: «Не вредит ли вашему браку то, что Джош так много путешествует?» Или: «Неужели ваши отношения не страдают из-за плотного графика лекций

    Документ

    ... что я думал, что должен быть совершенным . И не только совершенным ... предметах , которые на самом деле не имеют ... окружающего . ... что , когда мы все -таки грешим, Бог прощает и принимает нас ... что отношения настолько же одноразовы». Однако отличительным признаком ...

  4. Литература

    2. Предмет философии. 9 3. Существенные признаки философского... что же такое «предмет философия... предметов , свойств , отношений, охватить все ... они совершенно особые... все догмы, поучения, авторитеты, все ценности, которые имеют

Цель: Закрепить умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов.

Формировать умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами. Развивать логическое мышление. Продолжать учить высказывать свое мнение и приводить примеры. Воспитывать мотивацию к учению

Организация занятия:

1 часть – сидя на стульчиках

2 часть – стоя в кругу (физкультминутка)

3 часть – сидя на стульчиках

4 часть – стоя полукругом

5 часть – сидя на стульчиках

Материалы к занятию:

Демонстрационный – картинки с изображением Карандаша (серия “Веселые человечки”), альбомный лист бумаги, картинки с изображением овощей.

Раздаточный – цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), листочки бумаги, наборы фигур: 5 кругов – красный, желтый, зеленый, оранжевый и синий, 5 овалов, 5 квадратов, 5 треугольников и 5 прямоугольников тех же цветов.

Ход занятия:

I Свойства предметов – цвет. Цвета радуги.

Воспитатель вставляет в стакан цветные карандаши всех цветов радуги. Такие же стаканчики с цветными карандашами на столах у детей. Воспитатель показывает картинку с изображением Карандаша:

Воспитатель: - Ребята, наш Веселый Карандаш рассказал мне удивительную историю! Оказывается, карандаши умеют разговаривать и даже хвастаться. Вот этот карандаш сказал (берет в руки красный карандаш) : «Я могу быть маком, огнем, флагом!»

Воспитатель рисует красную линию на альбомном листе бумаги, прикрепленном на доске, а дети рисуют красную линию на своих листочках бумаги. Затем воспитатель просит их рассказать, чем похвастались остальные карандаши.

Воспитатель: - Угадайте, что рассказали эти карандаши?

Дети по собственному желанию выходят к доске, выбирают карандаш и оставляют им свой на листе, прикрепленном на доске. Остальные дети рисуют линии теми же цветами на своих листках. Примерные ответы детей:

Дети: - Оранжевый: «Я апельсин, морковь!»

Дети: - Желтый: «Я цыпленок, солнце, репа!»

Дети: - Зеленый: «Я трава, листва, целый лес!»

Дети: - Голубой: « Я незабудка, небо, лед!»

Дети: - Синий: «Я чернила, море, василек!»

Дети: - Фиолетовый: «Я слива, сирень, сумерки, колокольчик!»

Воспитатель благодарит детей за помощь и загадывает загадку.

Воспитатель: - Веселый Карандаш шепнул мне одно словечко. Догадайтесь какое.

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга.

Дети: Радуга

Воспитатель: - А кто знает цвета радуги?

Дети называют: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Можно предложить им составить радугу из полосочек цветной бумаги.

II Физкультминутка «Отгадай, чей голосок?»

Дети встают в круг, в центре которого стоит водящий с завязанными глазами, берутся за руки и, шагая по кругу, дружно говорят:

Мы все встали дружно в круг,

Повернулись разом вдруг,

(все поворачиваются на 180 градуса и идут в обратном направлении )

А как скажем: «Скок, скок, скок!» -

Один из детей по указанию воспитателя повторяет последнюю строчку, а водящий отгадывает, кто это. Если он не отгадал, то продолжает оставаться водящим, а если отгадал, то водящим становится тот, кто подавал голосок. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Роль ведущего во 2-м и 3-м туре игры лучше поручить кому-нибудь из детей.

III Сравнение предметов по признакам сходства и различия (цвету, форме, размеру, материалу, назначению и т.д.).

1)Воспитатель:- Рассмотрите картинки. Что нарисовано на первый картинке?

Дети: - Кукла и мишки.

Воспитатель:- Сравните куклу и мишку: что у них общего и чем они отличаются?

Воспитатель, в случае необходимости, может начать сравнение: общее у куклы и мишки назначение – это игрушки; одинаковый размер; общее то, что и у куклы, и мишки есть ленточки, а отличаются они тем, что… И дети называют признаки различия самостоятельно.

Воспитатель: -Сравните воздушный шар, на котором летит Незнайка, и мячик: что у них общего и чем они отличаются?

Дети: -У них одинаковая форма: и мяч, и воздушный шар имеют форму шара. А отличаются они цветом: мяч – желтого и синего цвета, а воздушный шар – желтый и красный. Еще они отличаются размером: мяч – маленький, а воздушный шар – большой. Назначение у них тоже разное: мяч – игрушка, а воздушный шар – летательный аппарат.

Воспитатель: - Сравните ежа и елку.

Дети: -Ель на ежика похожа: еж – в иголках, елка – тоже, и «живут» они в лесу». Отличаются они размером: еж маленький, елка больше ежа. Еще они разного цвета: еж серый, а елка зеленая. Ежик – животное, елка – растение.

В более подготовленных группах работу можно организовать так: каждый ребенок по своему желанию выбирает одну из картинок и о ней рассказывает, а остальные дети дополняют.

2) Воспитатель: - Рассмотрите картинку. Как вы думаете, почему ниточкой соединены лиса и морковка?

Дети: - Они оба оранжевого цвета.

Воспитатель: - Молодцы! А теперь возьмите свои «волшебные» карандаши и соедините «волшебными ниточками» предметы одного цвета.

Дети в течение 1 – 2 мин проводят линии самостоятельно. Затем вслух обсуждают, кто как выполнил задание.

Воспитатель: - Расскажите, какие картинки вы соединили? Почему?

Примерные ответы детей:

Дети: - Морковка и лиса оранжевые.

Дети: - Я соединил цыпленка и луну, потому что они желтые.

Дети: - Помидор и божья коровка красные.

Дети: - Лягушка и яблоко зеленые.

Воспитатель помогает детям исправить свои ошибки. В завершение важно похвалить тех, кто старался: «Айзат молодец – все линии провел правильно! Лия тоже молодец – нашла и исправила свою ошибку!»

3) Дети выполняют задание самостоятельно.

Воспитатель: - А теперь вам предстоит найти признаки различия и исправить ошибки художника Незнайки.

Самостоятельную работу можно провести в форме игры-соревнования: кто быстрее и больше найдет отличительных особенностей. Победители получают призы.

IV . Физкультминутка «Смотри в оба!»

Дети строятся в ряд (не более 7 – 10 человек ). Водящего выбирают с помощью считалочки или назначением. Ему предлагается запомнить, в каком порядке стоят дети. После того как водящий отварачивается, дети перестраиваются. Водящий должен определить, что изменилось, и восстановить нарушенный порядок. Расположение может быть линейное, круговое, хаотичное – в зависимости от уровня сложности, который хочет предложить воспитатель.

V . Закрепление умение выделять свойства предметов.

1)Беседа овощах. Отгадывание загадок.

Воспитатель: - Какие овощи вы знаете?

Воспитатель: - Что растет у вас на огороде (например, на даче )?

Воспитатель: - Про какие овощи так говорят? Как вы догадались?

а)Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

Дети: Морковь

б) Летом в огороде –

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Дети: Огурцы

в) Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?

Дети: Репка

г) Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что за шар это?

Дети: Арбуз

Дети объясняют, по каким признакам они догадались, о чем идет речь: по цвету, форме, размеру, вкусу и т.д. На фланелеграфе выставляются картинки-отгадки с изображением овощей. Можно устроить «путаницу»: выставлять картинки с ошибками, а затем их разбирать.

2) Игра «На что похоже?».

На фланелеграфе – картинки с изображением овощей.

Воспитатель: - Молодцы! Вы очень хорошо отгадываете загадки. А теперь рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи.

Примерные ответы детей:

Дети: - Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник, - я положу оранжевый (красный ) треугольник.

Дети: - Репа желтая и круглая. Я выбираю желтый кружок. И т.д.

Воспитатель: - Что понравилось? Что показалось трудным?

Воспитатель: - Посмотрите: на странице внизу Незнайка начал рисовать узор. Попробуйте его закончить дома.

Многочисленные свойства вещей (предметов потребления), имеющие определенные качественные и количественные структуры в процессе потребления проявляются многогранно. Эти проявления реализуют качество через многостороннюю взаимосвязь предметов и конкретных потребителей в соответствующей социальной и климатической среде.

Для установления фактической структуры свойств предметов потребления необходимо знать не только функцию вещей (материалов), но и специфические особенности условий их функционирования на этапах потребления.

Так, например, синтетические покрытия для полов могут использоваться как в помещениях первого, второго, третьего этажей, жилых зданий, так и в залах и кабинетах школ, в коридорах, в помещениях цехов и др. Интенсивность движения, направленность движения, эксплуатационные нагрузки в значительной степени будут определять не только значения, но и общую структуру потребительских свойств.

В товароведении, как правило, функционирование одежнообувных изделий рассматривается без выделения функциональных свойств в самостоятельную группу, хотя в реальной действительности их функциональные свойства очерчены достаточно четко.

При потреблении материалов и различных предметов потребления имеет место их эксплуатация, в процессе которой проявляются утилитарные или эксплуатационные свойства продукции, а также ее внешний вид (эстетические свойства). Принятое разделение свойств объясняется особенностью предметов и их проявлением в окружающей физической и социальной среде. Поэтому потребительские свойства продукции могут быть условно разделены на эксплуатационные и эстетические. Эксплуатационные свойства объединяют функциональные и эргономические свойства, безопасность и долговечность предметов потребления.

В свою очередь структура функциональных свойств определяется для конкретного предмета потребления, исходя из специфики его функции. Так, для пылесоса главным функциональным свойством будет пылеуборочная способность, а для бытового холодильника - способность сохранять пищевые продукты. Для ряда изделий и материалов функциональные свойства будут определяться их сопротивляемостью к действию внешних факторов (кислотостойкость, стойкость к истиранию, водостойкость и др.), а также непроницаемостью для тепла, воды и др. В связи со значительной спецификой функционирования многих предметов потребления нужно учитывать данную особенность для конкретных объектов исследования.

На рис. 1.2 представлена структурная схема распределения групп потребительских свойств полимерных (синтетических) покрытий для пола (ПВХ - линолеумы, тафтинговые рулонные материалы). Из рисунка видно, что выделенные группы свойств безопасности и долговечности, функциональных и эргономических свойств отнесены к эксплуатационным свойствам, а свойство внешний вид проявляется через рисунок и рельеф материалов.

Как показывают результаты исследований, функциональные свойства полимерных синтетических материалов для полов проявляются через свойства сопротивляемости внешним факторам и непроницаемости (рис. 1.3). Свойство сопротивляемости материалов для полов объединяет в себе три основные группы свойств, которые проявляются посредством внешних воздействий, а именно: истираемость, деформируемость и раз- рушаемость. Истираемость оценивается через сопротивляемость (стойкость) покрытия истиранию по снижению массы образца

Рис. 1.2.

полимерных покрытий для пола или толщины его лицевого слоя. Деформируемость определяется упругостью, эластичностью, восстанавливаемостью и твердостью материала, а его разрушаемость: прочностью и стабильностью линейно-объемных размеров.

Химическая стойкость материалов пола проявляется как кислотостойкость, щелочестойкость, жиростойкость, водостойкость, топливостойкость (рис. 1.3). Определение степени воздействия химических веществ фиксируется как изменение стойкости образцов к истиранию до и после воздействия испытуемого вещества.

Биологическая стойкость полимерных материалов для полов определяется их стойкостью к действию плесеней (грибков), других микроорганизмов, а также моли. Очень важно установить степень молестойкости волокнистых подложек, которые изготовлены с применением смесей-волокон. Их стойкость к действию моли будет определять стабильность функционального свойства биологической сопротивляемости.

Теплозвукоизоляционные свойства материалов для полов будут определяться их теплозвукопроводностью и теплозву- коусвояемостью, которые зависят от наличия и вида подложки (основы), пористости полимерных слоев и их количества, от плотности, упругости и эластичности материала и некоторых других факторов (см. рис. 1.3). Оцениваются эти свойства соответствующими коэффициентами или абсолютными параметрами.

Эргономические свойства (рис. 1.4) материалов для полов объединяют гигиеничность и удобство пользования.

Гигиеничность материалов для полов определяется наличием и длительностью запаха, а также электризуемостью. Определение наличия и длительности запаха наиболее реально контролировать органолептическим методом, используя для этой цели экспертов, а электризуемость с помощью ряда приборов. Удобство пользования определяется очищаемостью и насти- лаемостью исследуемого материала. Очищаемость материалов зависит от многих факторов эксплуатации, типа уборки и характеризуется незагрязняемостыо и пористостью материала, а


Рис. 1.3. Структурная схема функциональных свойств его настилаемость определяется легкостью разрезания, прилегаемостью и легкостью соединения полотен покрытия (клеями, токами ВЧ, сваркой или пайкой тепловой).

Рис. 1.4.

Безопасность полимерных (синтетических) материалов характеризуется их потенциальным воздействием на человека и окружающую среду и проявляется через экологическую, биологическую, механическую и огнебезопасность (рис. 1.5).

Биологическая безопасность материалов определяется выпотевающими и летучими веществами, выделяющимися из полимерного слоя, которые характеризуются токсичностью, канцерогенностью, мутагенностью и эмбриогенностью. Степень воздействия выделяющихся из материалов летучих веществ на организм человека и окружающую среду будет зависеть от количественного и качественного состава выделяющихся компонентов (метод газовой хроматографии, газожидкостной хроматографии или хроматомасс-спектрометрии).


Рис. 1.5.

Механическая и огненная безопасность материалов для полов объединяет в себе свойства негорючести и нескользско- сти. Негорючесть материалов связана с их воспламеняемостью и самозатухаемостью и характеризуется соответствующей температурой. Скользкость материалов оценивается коэффициентом скольжения пары: материал пола - материал подошвы обуви.

Экологическая безопасность оценивается возможностью повторного использования как технологических отходов производства, так и поливинилхлоридных материалов, которые вышли из эксплуатации. Безотходное производство полимерных покрытий для полов и их утилизация после завершения процесса эксплуатации обеспечивают свойство утилизируемость.

Свойство долговечность характеризуется износостойкостью материалов и их сопротивляемостью агрессивным средам в процессе эксплуатации, а также сохранностью материалов (рис. 1.6).

Рис. 1.6.

Износостойкость материала будет зависеть от состава полимерного слоя и вида износа (абразивный и усталостный), специфики увлажнения (с СМС), других факторов, проявляющихся в процессе эксплуатации. Сохраняемость полимерных материалов для полов оценивается стабильностью функциональных и эргономических свойств (см. рис. 1.6). Показателем сохраняемости является коэффициент старения материала, который характеризует степень снижения конкретных величин важнейших функциональных свойств за определенный промежуток времени.

Структура потребительских свойств большинства предметов потребления объединяет 14 групп свойств третьего уровня. Поэтому для экспериментального исследования качества нужно выявить наиболее значимые свойства предметов потребления. Определение значимых свойств позволит осуществить рациональные исследования качества предметов потребления.

Нами исследовалась структура потребительских свойств на примере ПВХ-линолеумов через анкетирование мнений товароведов, гигиенистов и технологов, работающих в области производства и потребления этих материалов. В анкетные листы были включены следующие свойства ПВХ-линолеумов, проявляющиеся в процессе эксплуатации (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Перечень потребительских свойств и их шифры

Наименование свойства

Биологическая безопасность

Биологическая сопротивляемость

Внешний вид

Износостойкость

Интенсивность запаха

Негорючесть

Незагрязняемость и очищаемость

Непроницаемость тепла

Непроницаемость звука

Сопротивляемость химическим воздействиям

Срок службы (долговечность)

Стабильность эксплуатационных свойств (сохраняемость)

Устойчивость к механическим воздействиям

Электризуемость

Перечень потребительских свойств ПВХ-линолеумов был составлен с учетом мнений экспертов. Специалисты при заполнении анкеты определяли место каждого из свойств по принципу предпочтений при парном сравнении выбранных 14 свойств. Результаты экспертной оценки, выполненной тремя группами специалистов, обрабатывались методом ранговой корреляции.

Преобразование матрицы рангов по анкетным данным выполняли с учетом принципа суммы рангов в каждой строке, которая должна соответствовать значению L(lLtl) = 105 Полученная нами матрица приведена в табл. 1.4.

Результаты ранжирования потребительских свойств

Ранги в R ; . свойств ПВХ-линолеумов

Гигиенисты

Технологи

Товароведы

На основе обобщенных данных табл. 1.4 рассчитывали коэффициент конкордации (W) :

где m = 3 (число групп специалистов); п = 14 (число переменных);

Фактическое значение коэффициента конкордации заметно отличается от нуля (W = 0,866), поэтому считают, что мнения специалистов относительно значимости свойств находятся в существенной связи. Нужно заметить, что специалисты ранжируют “факты” с некоторым различием, так как найденная величина W заметно отличается от единицы. В этой связи появилась необходимость проверить значимость коэффициента конкордации по X 2 критерию:

Табличное значение X 2 для 5%-ного уровня значимости составляет Хк Р = 22,362; а его расчетное значение - 33,774. Таким образом, полученные результаты подтверждают -- степень согласованности мнений достаточно велика.

Базируясь на данных расчета, построили среднюю априорную диаграмму значимости для оцениваемых свойств. Диаграмма значимости свойств помещена на рис. 1.7.


Рис. 1.7. Диаграмма значимости потребительских свойств Как видно из диаграммы, значимость потребительских свойств наиболее выделена экспертами для свойств долговечность, биологическая безопасность, незагрязняемость и очи- щаемость. Весьма близки параметры значимости для свойств интенсивность запаха, устойчивость к механическим воздействиям, непроницаемость тепла, стабильность эксплуатационных свойств и внешний вид. Свойства, имеющие суммарный балл

Весомость для значимых потребительских свойств устанавливали экспертным методом по принципу фиксированной суммы. Результаты оценки весомости наиболее значимых свойств представлены в табл. 1.5, в качестве экспертов выступали товароведы, гигиенисты и технологи.

Таблица 1.5

Сводные данные по экспертной оценке потребительских свойств

Наименование

свойства

Значимость

свойства

Весомость

свойства

Значимость свойств с учетом весомости

Долговечность (срок службы)

Биологическая

безопасность

Незагрязняе- мость и очищае- мость

Интенсивность

Устойчивость к

механическим

воздействиям

Непроницаемость тепла

Стабильность эксплуатационных свойств

Внешний вид

  • Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов. В 2 т. 2-е изд, испр. Т. 1: Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Теория вероятностей и прикладная статистика. М., 2001. С. 301-306, 442-503.