Писатель даниэла стил. Даниэла Стил

Ставших бестселлерами . Суммарный тираж её книг на сегодняшний день составляет свыше 510 млн экземпляров. Она продала более 550 миллионов книг (данные за 2005 год). Её романы находились в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс » 412 недель. 23 её новеллы были экранизированны.

Биография

Детство

Даниэла Стил выросла в семье предпринимателя Джона Шулейн-Стила и дочери португальского дипломата Нормы де Камара Стон-Рейс. Детство Даниэла провела во Франции с родителями. Она часто бывала на званых обедах и приемах, что позволило ей узнать мир богатых и знаменитых изнутри. Её родители развелись, когда девочке было семь. После этого она с отцом уехала в Нью-Йорк, а мать осталась в Европе. Её воспитанием полностью занимался Джон Шулейн. Ещё в детстве она начала писать рассказы, а будучи подростком стала писать стихи. Среднее образование будущая писательница получила во Франции , в 1963 году окончила школу дизайна. С по годы она училась в Нью-йоркском университете.

Первые шаги

В 1993 году Стил подала в суд на писателя, который в своей книге раскрыл правду о том, что биологический отец её сына Ника на самом деле Уильям Тот, а не Джон Трейна. Однако судья посчитал, что так как Даниэла Стил - личность публичная, то это дело не подпадает под закон о «тайне усыновления» и поэтому злополучная книга была опубликована.

Дети писательницы не знали до этого, что их брат Ник был усыновлен Джоном. Стил обвиняла автора книги в том, что он уничтожил её брак. Используя этот печальный опыт, она написала роман «Злой умысел », в котором счастливый брак главной героини рушится из-за того, что таблоиды раскопали правду о её прошлом, которое она тщательно скрывала много лет.

Её сын Николас, который оказался в центре этого скандала, покончил с собой в 1997 году. Ранее у него было диагностировано Биполярное аффективное расстройство . В память о нём Даниэла Стил написала книгу о любимом сыне «Его яркий свет». Также она основала фонд имени Ника Трейны, который помогает людям с психологическими нарушениями.

Жизнь продолжается

Стил вышла замуж в пятый раз за финансиста из Силиконовой долины Тома Перкинса, но брак продлился меньше двух лет и закончился в 1999 году. Писательница признается, что её роман «Клон и я» был посвящён бывшему мужу.

Цитаты

  • «Плохая рецензия - это как торт, который ты испекла, используя лучшие ингредиенты. А потом кто-то просто сел и раздавил его».
  • «Иногда, если ты в чем-то не уверен, тебе нужно спрыгнуть с моста, распахнуть крылья и долететь до земли».
  • «Если вы можете видеть магию в сказке, значит, вы можете с уверенностью смотреть в будущее».

Библиография

  • «Возвращение» / Going Home
  • «Обещание страсти» / Passion"s Promise (Golden Moments)
  • «Отныне и вовек» / Now and Forever
  • «Обещание» / The Promise
  • «Сезон страсти» / Season of Passion
  • «Конец лета» / Summer"s End
  • «Кольцо» (Кольцо Кассандры) / The Ring
  • «Саманта» (Паломино) / Palomino
  • «Вернись, любовь!» (Ты меня не забывай) / To Love Again
  • «Воспоминания» / Remembrance
  • «Любящая» (Беттина; Мечта) / Loving
  • «Перепутье» / Crossings
  • «Только раз в жизни» / Once In A Lifetime
  • «Дорога судьбы» (Дом Терстонов) / Thurston House
  • «Перемены» / Changes
  • «Прекрасная незнакомка» / A Perfect Stranger
  • «Колесо судьбы» (Замкнутый круг) / Full Circle
  • 1984 Love: Poems
  • 1984 Having a Baby
  • «Семейный альбом» / Family Album
  • «Секреты» / Secrets
  • «Жажда странствий» / Wanderlust
  • «Все только хорошее» / Fine Things
  • «Калейдоскоп» / Kaleidoscope
  • «Зоя» / Zoya
  • «Звезда» / Star
  • «Счастье» (Папочка) / Daddy
  • «Начать сначала» / Message from Nam
  • «Голос сердца» / Heartbeat
  • «Большей любви не бывает» (Нет сильнее любви) / No Greater Love
  • «Драгоценности» / Jewels
  • «Благословение» / Mixed Blessings
  • «Похищенный» (Похищение; Водоворот) / Vanished
  • «Жить дальше» (Авария) / Accident
  • «Дар» / The Gift
  • «Крылья» / Wings
  • «Удар молнии» / Lightning
  • «Пять дней в Париже» / Five days in Paris
  • «Злой умысел» / Malice
  • «Безмолвная честь» / Silent Honor
  • «Ранчо» (Свет в окне) / The Ranch
  • «Возраст любви» / Special Delivery
  • «Призрак» (Призрак тайны (Тайна её прошлого) + Наваждение, Расставаясь с прошлым, Незнакомка из прошлого) / The Ghost
  • «Долгая дорога домой» (Ни о чем не жалею + Изгнанная из рая) / The Long Road Home
  • «Питер, Поль и я» / The Klone and I
  • His Bright Light: The Story of Nick Traina
  • «Как две капли воды» / Mirror Image
  • «Горький мед» / Bittersweet
  • «Старые письма» / Granny Dan
  • «Запретная любовь» (Проверка разлукой) / Irresistible Forces
  • «Свадьба» / The Wedding
  • «Неожиданный роман» (Мой нежный ангел; Дом на улице надежды) / The House on Hope Street
  • «Путешествие» (Вояж) / Journey
  • «Полет длиною в жизнь» / Lone eagle
  • «Повороты судьбы» / Leap of Faith
  • «Поцелуй» / The Kiss
  • «Версальская история» / The Cottage
  • «Французские каникулы» (Закат в Сан Тропе) / Sunset in Saint Tropez
  • «Услышанные молитвы» / Answered Prayers
  • «Игра в свидания» / Dating Game
  • «Джонни-ангел» / Johnny Angel
  • «Тихая гавань» (В тихой гавани) / Safe Harbour
  • «Выкуп» / Ransom
  • «Вторая попытка» / Second Chance
  • «Отзвуки эха» / Echoes
  • «Невозможно» (Алмазный браслет) / Impossible
  • «Чудо» / Miracle
  • «Клуб холостяков» / Toxic Bachelors
  • «Дом» / The House
  • «Что было, что будет» / Coming Out
  • «Её королевское высочество» / H.R.H.
  • «Сёстры» / Sisters
  • «Потрясающая красота» / Amazing Grace
  • «Хочу Оскар!» / Bungalow 2
  • «Верить в себя» (Забытая любовь) / Honor Thyself
  • «Негодяй» / Rogue
  • «Наперекор судьбе» / A Good Woman
  • «Лучший день в жизни» / One Day at a Time
  • «По велению сердца» (Безудержная страсть) / Matters Of The Heart
  • «Огни Юга»/ Southern Lights
  • 2009 The Happiest Hippo in the World
  • «Большая девочка»/ Big Girl
  • «Семейные узы»/ Family Ties
  • «Зов предков»/ Legacy
  • «Чарлз-стрит, 44» / 44 Charles Street
  • «День Рождения» / Happy Birthday
  • «Отель Вандом» / Hotel Vendome
  • «Прости меня за любовь» / Betrayal
  • 2012 «Только с тобой» / Friends Forever
  • 2012 «Грехи матери» / The Sins of the Mother
  • 2012 A Gift of Hope: Helping the Homeless
  • 2013 «До конца времен» / Until the End of Time
  • 2013 «С первого взгляда» / First Sight
  • 2013 «Счастливчики» / Winners
  • 2013 Pure Joy: The Dogs We Love
  • 2014 «Игра в большинстве» / Power Play
  • 2014 «Идеальная жизнь» / A Perfect Life
  • 2014 «Пегас» / Pegasus
  • 2015 «Блудный сын» / Prodigal Son
  • 2015 «Музыка души» / Country
  • 2015 Undercover
  • 2015 Precious Gifts
  • 2016 Blue
  • 2016 Property of a Noblewoman
  • 2016 The Apartment
  • 2016 Magic
  • 2016 Rushing Waters
  • 2016 The Award
  • 2017 The Mistress
  • 2017 Dangerous Games
  • 2017 Against All Odds
  • 2017 The Duchess

Экранизации произведений

  • - Отныне и навеки
  • - Перекрестки
  • - Все только хорошее
  • - Калейдоскоп
  • - Папочка
  • - Паломино
  • - Перемены
  • - Драгоценности
  • - Секреты
  • - Письмо из Сайгона
  • - Звезда
  • - Биение сердца
  • - Семейный альбом
  • - Идеальный незнакомец
  • - Только раз в жизни
  • - Благословение
  • - Исчезнувший
  • - Зоя
  • - Кольцо
  • - Замкнутый круг
  • - Воспоминание
  • - Большей любви не бывает
  • - Тихая гавань

Напишите отзыв о статье "Стил, Даниэла"

Примечания

Отрывок, характеризующий Стил, Даниэла

Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошел по коридору и вышел на улицу.
Тот пожар, на который так равнодушно смотрел он накануне вечером, за ночь значительно увеличился. Москва горела уже с разных сторон. Горели в одно и то же время Каретный ряд, Замоскворечье, Гостиный двор, Поварская, барки на Москве реке и дровяной рынок у Дорогомиловского моста.
Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело. У большей части домов были заперты ворота и ставни. Улицы и переулки были пустынны. В воздухе пахло гарью и дымом. Изредка встречались русские с беспокойно робкими лицами и французы с негородским, лагерным видом, шедшие по серединам улиц. И те и другие с удивлением смотрели на Пьера. Кроме большого роста и толщины, кроме странного мрачно сосредоточенного и страдальческого выражения лица и всей фигуры, русские присматривались к Пьеру, потому что не понимали, к какому сословию мог принадлежать этот человек. Французы же с удивлением провожали его глазами, в особенности потому, что Пьер, противно всем другим русским, испуганно или любопытна смотревшим на французов, не обращал на них никакого внимания. У ворот одного дома три француза, толковавшие что то не понимавшим их русским людям, остановили Пьера, спрашивая, не знает ли он по французски?
Пьер отрицательно покачал головой и пошел дальше. В другом переулке на него крикнул часовой, стоявший у зеленого ящика, и Пьер только на повторенный грозный крик и звук ружья, взятого часовым на руку, понял, что он должен был обойти другой стороной улицы. Он ничего не слышал и не видел вокруг себя. Он, как что то страшное и чуждое ему, с поспешностью и ужасом нес в себе свое намерение, боясь – наученный опытом прошлой ночи – как нибудь растерять его. Но Пьеру не суждено было донести в целости свое настроение до того места, куда он направлялся. Кроме того, ежели бы даже он и не был ничем задержан на пути, намерение его не могло быть исполнено уже потому, что Наполеон тому назад более четырех часов проехал из Дорогомиловского предместья через Арбат в Кремль и теперь в самом мрачном расположении духа сидел в царском кабинете кремлевского дворца и отдавал подробные, обстоятельные приказания о мерах, которые немедленно должны были бытт, приняты для тушения пожара, предупреждения мародерства и успокоения жителей. Но Пьер не знал этого; он, весь поглощенный предстоящим, мучился, как мучаются люди, упрямо предпринявшие дело невозможное – не по трудностям, но по несвойственности дела с своей природой; он мучился страхом того, что он ослабеет в решительную минуту и, вследствие того, потеряет уважение к себе.
Он хотя ничего не видел и не слышал вокруг себя, но инстинктом соображал дорогу и не ошибался переулками, выводившими его на Поварскую.
По мере того как Пьер приближался к Поварской, дым становился сильнее и сильнее, становилось даже тепло от огня пожара. Изредка взвивались огненные языка из за крыш домов. Больше народу встречалось на улицах, и народ этот был тревожнее. Но Пьер, хотя и чувствовал, что что то такое необыкновенное творилось вокруг него, не отдавал себе отчета о том, что он подходил к пожару. Проходя по тропинке, шедшей по большому незастроенному месту, примыкавшему одной стороной к Поварской, другой к садам дома князя Грузинского, Пьер вдруг услыхал подле самого себя отчаянный плач женщины. Он остановился, как бы пробудившись от сна, и поднял голову.
В стороне от тропинки, на засохшей пыльной траве, были свалены кучей домашние пожитки: перины, самовар, образа и сундуки. На земле подле сундуков сидела немолодая худая женщина, с длинными высунувшимися верхними зубами, одетая в черный салоп и чепчик. Женщина эта, качаясь и приговаривая что то, надрываясь плакала. Две девочки, от десяти до двенадцати лет, одетые в грязные коротенькие платьица и салопчики, с выражением недоумения на бледных, испуганных лицах, смотрели на мать. Меньшой мальчик, лет семи, в чуйке и в чужом огромном картузе, плакал на руках старухи няньки. Босоногая грязная девка сидела на сундуке и, распустив белесую косу, обдергивала опаленные волосы, принюхиваясь к ним. Муж, невысокий сутуловатый человек в вицмундире, с колесообразными бакенбардочками и гладкими височками, видневшимися из под прямо надетого картуза, с неподвижным лицом раздвигал сундуки, поставленные один на другом, и вытаскивал из под них какие то одеяния.
Женщина почти бросилась к ногам Пьера, когда она увидала его.
– Батюшки родимые, христиане православные, спасите, помогите, голубчик!.. кто нибудь помогите, – выговаривала она сквозь рыдания. – Девочку!.. Дочь!.. Дочь мою меньшую оставили!.. Сгорела! О о оо! для того я тебя леле… О о оо!
– Полно, Марья Николаевна, – тихим голосом обратился муж к жене, очевидно, для того только, чтобы оправдаться пред посторонним человеком. – Должно, сестрица унесла, а то больше где же быть? – прибавил он.
– Истукан! Злодей! – злобно закричала женщина, вдруг прекратив плач. – Сердца в тебе нет, свое детище не жалеешь. Другой бы из огня достал. А это истукан, а не человек, не отец. Вы благородный человек, – скороговоркой, всхлипывая, обратилась женщина к Пьеру. – Загорелось рядом, – бросило к нам. Девка закричала: горит! Бросились собирать. В чем были, в том и выскочили… Вот что захватили… Божье благословенье да приданую постель, а то все пропало. Хвать детей, Катечки нет. О, господи! О о о! – и опять она зарыдала. – Дитятко мое милое, сгорело! сгорело!
– Да где, где же она осталась? – сказал Пьер. По выражению оживившегося лица его женщина поняла, что этот человек мог помочь ей.
– Батюшка! Отец! – закричала она, хватая его за ноги. – Благодетель, хоть сердце мое успокой… Аниска, иди, мерзкая, проводи, – крикнула она на девку, сердито раскрывая рот и этим движением еще больше выказывая свои длинные зубы.
– Проводи, проводи, я… я… сделаю я, – запыхавшимся голосом поспешно сказал Пьер.
Грязная девка вышла из за сундука, прибрала косу и, вздохнув, пошла тупыми босыми ногами вперед по тропинке. Пьер как бы вдруг очнулся к жизни после тяжелого обморока. Он выше поднял голову, глаза его засветились блеском жизни, и он быстрыми шагами пошел за девкой, обогнал ее и вышел на Поварскую. Вся улица была застлана тучей черного дыма. Языки пламени кое где вырывались из этой тучи. Народ большой толпой теснился перед пожаром. В середине улицы стоял французский генерал и говорил что то окружавшим его. Пьер, сопутствуемый девкой, подошел было к тому месту, где стоял генерал; но французские солдаты остановили его.
– On ne passe pas, [Тут не проходят,] – крикнул ему голос.
– Сюда, дяденька! – проговорила девка. – Мы переулком, через Никулиных пройдем.
Пьер повернулся назад и пошел, изредка подпрыгивая, чтобы поспевать за нею. Девка перебежала улицу, повернула налево в переулок и, пройдя три дома, завернула направо в ворота.
– Вот тут сейчас, – сказала девка, и, пробежав двор, она отворила калитку в тесовом заборе и, остановившись, указала Пьеру на небольшой деревянный флигель, горевший светло и жарко. Одна сторона его обрушилась, другая горела, и пламя ярко выбивалось из под отверстий окон и из под крыши.
Когда Пьер вошел в калитку, его обдало жаром, и он невольно остановился.
– Который, который ваш дом? – спросил он.
– О о ох! – завыла девка, указывая на флигель. – Он самый, она самая наша фатера была. Сгорела, сокровище ты мое, Катечка, барышня моя ненаглядная, о ох! – завыла Аниска при виде пожара, почувствовавши необходимость выказать и свои чувства.
Пьер сунулся к флигелю, но жар был так силен, что он невольна описал дугу вокруг флигеля и очутился подле большого дома, который еще горел только с одной стороны с крыши и около которого кишела толпа французов. Пьер сначала не понял, что делали эти французы, таскавшие что то; но, увидав перед собою француза, который бил тупым тесаком мужика, отнимая у него лисью шубу, Пьер понял смутно, что тут грабили, но ему некогда было останавливаться на этой мысли.
Звук треска и гула заваливающихся стен и потолков, свиста и шипенья пламени и оживленных криков народа, вид колеблющихся, то насупливающихся густых черных, то взмывающих светлеющих облаков дыма с блестками искр и где сплошного, сноповидного, красного, где чешуйчато золотого, перебирающегося по стенам пламени, ощущение жара и дыма и быстроты движения произвели на Пьера свое обычное возбуждающее действие пожаров. Действие это было в особенности сильно на Пьера, потому что Пьер вдруг при виде этого пожара почувствовал себя освобожденным от тяготивших его мыслей. Он чувствовал себя молодым, веселым, ловким и решительным. Он обежал флигелек со стороны дома и хотел уже бежать в ту часть его, которая еще стояла, когда над самой головой его послышался крик нескольких голосов и вслед за тем треск и звон чего то тяжелого, упавшего подле него.
Пьер оглянулся и увидал в окнах дома французов, выкинувших ящик комода, наполненный какими то металлическими вещами. Другие французские солдаты, стоявшие внизу, подошли к ящику.
– Eh bien, qu"est ce qu"il veut celui la, [Этому что еще надо,] – крикнул один из французов на Пьера.
– Un enfant dans cette maison. N"avez vous pas vu un enfant? [Ребенка в этом доме. Не видали ли вы ребенка?] – сказал Пьер.
– Tiens, qu"est ce qu"il chante celui la? Va te promener, [Этот что еще толкует? Убирайся к черту,] – послышались голоса, и один из солдат, видимо, боясь, чтобы Пьер не вздумал отнимать у них серебро и бронзы, которые были в ящике, угрожающе надвинулся на него.
– Un enfant? – закричал сверху француз. – J"ai entendu piailler quelque chose au jardin. Peut etre c"est sou moutard au bonhomme. Faut etre humain, voyez vous… [Ребенок? Я слышал, что то пищало в саду. Может быть, это его ребенок. Что ж, надо по человечеству. Мы все люди…]
– Ou est il? Ou est il? [Где он? Где он?] – спрашивал Пьер.

Мы уговорились с приятелем завершить зимние каникулы на французских курортах. Мы должны были встретиться в Лондоне, освежиться перед летним сезоном у портного и вместе отправиться в Довиль или куда еще душа пожелает. Но когда я приехал в условленную гостиницу, портье передал мне записку. Для моего приятеля неумеренные праздничные возлияния не прошли даром - его здоровье не позволило ему двинуться с места. Как медик я прекрасно понимаю, что больная печень - плохая спутница в путешествии, но как обычный смертный я был очень раздосадован нарушением планов. Я решил переночевать в гостинице и - к черту светский Довиль! - отправиться куда-нибудь в Азию.

Раздражение переросло в бессонницу. Лежа с открытыми глазами на кровати в своем небольшом номере, обставленном уродливой стандартной мебелью, я понимал, что не усну. Хотелось развеяться, и мне повезло - в прикроватной тумбочке обнаружился роман в мягкой обложке. Даниэла Стил - "Секреты".

Романа хватило на пару-тройку часов до рассвета, и я благодарен этой милой даме за прекрасно проведенную ночь. Я не равнодушен к красоте, и хотя герои красивы однообразно-шаблонно, было приятно читать о холеных стройных женщинах и харизматичных подтянутых мужчинах.

Я не равнодушен к умным людям, здесь их явный недостаток, или по крайней мере, им не представилось возможности проявить свой ум. Что ж, это же телесериал, а не театр. Телесериал может себе позволить снимать по двадцать два дубля, и лишь театр - мир настоящих мастеров. Я не сноб, но массовые шоу, доступные каждому, потратившему определенную сумму денег на покупку телевизора, далеки от искусства. Зрителю интереснее обсудить наряды и внешность героев, перипетии личной жизни актеров, чем вникнуть в сюжет и психологию сцены. Впрочем, узнать о тонкостях съемок было мне полезно - как же отличается закулисье телепрограмм от театральных кулуаров!

Серьезную интригу обещали заявленные в заголовке секреты, и знаете, в этом плане роман не выдерживает никакой критики. Да мизинец одной моей незамужней тетушки из Кембриджа знает больше секретов и совершенно скандальных сплетен, чем вся группа героев. Да и что за секреты, боже мой, внебрачный сын, неудобная жена, муж-психопат. Если бы на основе этих секретов поставили пьесу, она не продержалась бы и полсезона.

Сюжетная линия Захария и Джейн - это, как сейчас говорят, "фейспалм" и "рука-лицо". Говорю со знанием дела, раскрывая свой собственный секрет. Впрочем, сейчас уже можно, в каталажке за это не окажешься.

Думаю при личной встрече с Даниэлой Стил обязательно поблагодарить ее за этот приятный поверхностный роман. Припоминаю, что мы с ней встречались за ланчем то ли у миссис Н, вдовы дипломата, то ли у маркизы Д, жены члена парламента. Она миловидна, умеет показать свои выгодные стороны. У нее прекрасные глаза и она чудно умеет слушать. Этого достаточно, чтобы простить женщине ее милое, но нелепое хобби, разве не так?

– автор более чем 80-ти романов, "королева бестселлера", как её любят называть в аннотациях к её книгам. Она была замужем пять раз и столько же раз разводилась. Она родила семерых детей и одного потеряла – её сын покончил с собой.

Её жизнь похожа на роман – именно так считают все биографы Даниэлы Стил. События своей жизни писательница переносила в романы – для неё это была реальность, для её читательниц – красивые сказки.

Даниэла Фернанда Доминика Шулейн-Стил родилась 14 августа 1947 года в Нью-Йорке. Её родители были богаты, Даниэла с детства жила в роскоши, посещала приёмы, наблюдала за привычками сливок общества, в общем вела нормальную жизнь богатой наследницы.

Свой первый роман Стил начала писать в 18 лет, сразу после того, как впервые вышла замуж, это роман "Дом". Он увидел свет как раз в то время, когда Стил развелась со своим мужем. "Дом" стал началом. За время девятилетнего брака Даниэла успела поработать копирайтером и PR-менеджером, но после успеха первого романа, поняла, что её призвание – быть писателем.

Книги стали её жизнью, а жизнь отразилась в романах. Она пишет о жизни богатых и знаменитых, но роскошь – это только красивое обрамление для очередной жизненной трагедии, истории о разрушенной семье, завершившейся любви. На одной странице у Стил перемешаны сияющие рояли, шёлковые занавески, платья от Диор, дюжины красных роз, "большие белые постели с покрывалом из чёрно-бурой лисы" и прочие необходимые принадлежности красивой жизни – а среди всей этой волшебной обстановки – женщина с разбитым сердцем и неразрешимыми трудностями в личной жизни.

Даниэла Стил написала о женщинах, которые ищут своё счастье. Для неё самой счастье заключалось в любви, семье, детях. Быть может она начала так много писать в попытке забыть о своих неудачах, страхах, несбывшихся надеждах – да, иногда ей казалось, что вся её роскошная, хорошо устроенная жизнь рушится на глазах.

У неё были уютные дома и чёрные лимузины, огромный счёт в банке, но никакой уверенности в завтрашнем дне. Она всегда волновалась за своих детей, она боялась, что их могут похитить, что случится что-нибудь ужасное. Знаменитая писательница, публичная персона, она не любила выходить из дома, стремилась как можно больше времени проводить с семьей. Она писала ночами, спала по четыре часа в сутки, чтобы днём ничто не отвлекало её от детей.

За год Стил могла написать несколько романов, и каждый из них становился бестселлером. Писательница говорила, что её произведения не нравятся критикам, зато их любят читатели. Её книги читают женщины, которым хочется сбежать от реальности, хотя бы на час в день. Мир, созданный Даниэлой, утешает, отвлекает от повседневных проблем, дарит надежду.

Её героини – богатые женщины в мехах и бриллиантах – кажутся близкими читательницам, когда они едут домой в метро и, увлекаясь, пропускают свою станцию. Стил как будто говорит, что все женщины, где бы они ни жили, в самом сердце Нью-Йорка или на окраине какого-нибудь захолустного городка, как бы ни начинался их день, с чашки растворимого кофе или с бокала шампанского, испытывают всё те же чувства – влюбляются, волнуются за детей, сражаются за свою семью, мечтают о счастье...

Четвёртый брак Даниэлы оказался самым удачным. Она вышла замуж за писателя Джона Трейна, он усыновил её сына Ника. Они прожили вместе более 10 лет, у них родилось пятеро детей, они были счастливы, пока не случилась трагедия. Ник узнал, что муж матери не является его родным отцом. Это открытие, скандал, последовавший за ним, а также проблемы с наркотиками привели к тому, что сын Даниэлы покончил с собой.

Стил перенесла эту потерю, она написала книгу о своём сыне – "Его яркий свет". С мужем она рассталась и продолжила работать над своими романами, стараясь заглушить боль. Её героини взрослели, становились сильнее, опытнее вместе с Даниэлой Стил.

Сейчас знаменитая писательница продолжает создавать новые романы, и есть основания предполагать, что они будут также успешны как и другие. Иногда герои её романов кажутся надуманными, нереальными, красивая жизнь – слишком далёкой.

Но в словах Даниэлы Стил есть некая детская искренность, за всеми восторженными описаниями шикарных апартаментов и дорогих нарядов живут настоящие чувства женщины, которая верит в сказки и любит их рассказывать. Ведь главное в сказке не то, как она обставлена, а то, что она скрывает.


Женя Осипова

Карьера: Сценарист, писатель

Имя (лат.): Danielle Steel

Рост: 1.57 м

Место рождения: Нью-Йорк, США

Жанры: Драма, мелодрама

Супруг: Клод Эрик Лазард (развод) ... один ребенок; Дэни Зугельдер (развод); Уильям Тот (развод) ... один ребенок; Джон Трейна (развод) ... пять детей;Том Перкинс (развод)

Детство

Даниэла Фернанда Доминика Шулейн-Стил выросла в семье предпринимателя Джона Шулейн-Стил и дочери португальского дипломата Нормы де Камара Стон-Рейс. Детство Даниэла провела во Франции с родителями. Она часто бывала на званных обедах и приемах, что позволило ей узнать мир богатых и знаменитых изнутри. Ее родители развелись, когда девочке было семь. После этого она с отцом уехала в Нью-Йорк, а мать осталась в Европе. Ее воспитанием полностью занимался Джон Шулейн. Ещё в детстве она начала писать рассказы, а будучи подростком стала писать стихи. Среднее образование будущая писательница получила во Франции, в 1963 году окончила школу дизайна. С 1963 по 1967 годы она училась в Нью-йоркском университете.

Первые шаги

В 1965 году, когда Даниэле было всего 18, она вышла замуж за банкира Клода Эрика Лазарда. Она продолжала учёбу в университете, и начала писать свой первый роман. После рождения её первой дочери Беатрис в 1968 году, Стил стала копирайтером в рекламном агентстве, а потом стала менеджером по связям с общественностью в Сан-Франциско. Клиенты были очень довольны пресс-релизами и проектами, которые писала Даниэла Стил. Один из них даже порекомендовал ей всерьез заняться писательской деятельностью.

Отношения с мужем закончились спустя девять лет после свадьбы. Перед разводом вышла в свет ее первая книга «Дом». Эта работа включала в себя те элементы, по которым теперь читатели узнают руку мастера. В частности это семейные ценности, события прошлого и трагичные судьбы главных героев.

Писательница

Стил снова вышла замуж. На этот раз избранником писательницы стал Дэни Зугельдер. Их брак быстро распался. Следующим мужем Даниэлы Стил стал бывший наркоман Уильям Тот. Вскоре она родила сына Николаса, а после этого развелась с мужем и отсудила права на ребенка. Этот опыт лег в основу ее следующего романа «Обещание страсти», в котором главная героиня влюбляется в наркомана. В другом романе — «Воспоминание» она также описывает страх и боль женщины, которая пытается помочь мужу-наркоману.

Писательница с оптимизмом смотрит в будущее и выходит замуж в четвертый раз в 1981 году за писателя Джона Трейна. Он усыновляет ее сына Ника и дает ему свою фамилию. Она в свою очередь усыновляет детей Джона от первого брака Тревора и Тода. Вместе у них рождается пять детей — Саманта, Виктория, Ванесса, Макс и Зара.

Даниэла Стил всегда старалась проводить больше времени с детьми. Она писала по ночам, а спала всего лишь по четыре часа. В год она может выпускать несколько книг. Как признается сама писательница, работа над одним романом может идти два с половиной года.

Николас Трейна

В 1993 году Стил подала в суд на писателя, который в своей книге раскрыл правду о том, что биологический отец её сына Ника на самом деле Уильям Тот, а не Джон Трейна. Однако судья посчитал, что так как Даниэла Стил — личность публичная, то это дело не подпадает под закон о «тайне усыновления» и поэтому злополучная книга была опубликована.

Дети писательницы не знали до этого, что их брат Ник был усыновлен Джоном. Стил обвиняла автора книги в том, что он уничтожил её брак. Используя этот печальный опыт, она написала роман «Злой умысел», в котором счастливый брак главной героини рушится из-за того, что таблоиды раскопали правду о её прошлом, которое она тщательно скрывала много лет.

Её сын Николас, который оказался в центре этого скандала, покончил с собой в 1997 году из-за наркотической зависимости. В память о нём Даниэла Стил написала книгу о любимом сыне «Его яркий свет». Также она основала фонд имени Ника Трейны, который помогает людям с психологическими нарушениями.

Жизнь продолжается

Стил вышла замуж в пятый раз за финансиста из Силиконовой долины Тома Перкинса, но брак продлился меньше двух лет и закончился в 1999 году. Писательница признается, что ее роман «Клон и я» был посвящен бывшему мужу.

В 2003 году новелистка открыла художественную галерею в Сан-Франциско. А в 2006 году она выпустила духи «Даниэла». Этот аромат, созданный специально для читательниц мисс Стил, продается только в нескольких магазинах.

Писательница живет в Сан-Франциско, но также любит ездить во Францию. Кстати, действие большинства её романов проходит именно в Сан-Франциско

Экранизации любовных романов Даниэлы Стил.

Маленькие девочки обожают сказки о принцессах, волшебных феях и романтике. Повзрослевшие женщины, за редким исключением, тоже не перестают мечтать, но встретить в реальной жизни “принца на белом коне” удается лишь единицам. Остальные красавицы в поисках вдохновения открывают для себя книги Даниэлы Стил, в которых писательница искусно сочетает трагичные судьбы, и истории прошлых лет.

Из копирайтера в писатели

Свое детство Даниэла Стил провела во Франции, где жила вместе с родителями. Когда девочке исполнилось семь лет, родители развелись. С отцом она отправилась в Нью-Йорк. Даниэла увлекалась написанием рассказов и стихов, а свой первый роман начала создавать еще в университете.

В 18 лет будущая звезда женских романов вышла замуж за Клода Эрика Лазарда, через три года родилась маленькая Беатрис. Карьера Даниэлы Стил стартовала в рекламном агентстве, где она работала копирайтером, а затем PR-менеджером, в Сан-Франциско. Стоит отметить, что клиенты всегда были довольны релизами Стил, многие советовали всерьез задуматься о писательской деятельности.

Главным вдохновением для творчества стала личная жизнь. Книги (романы) Даниэлы Стил связаны со многими событиями ее биографии. Писательница пять раз была замужем, родила семерых детей и двоих усыновила. Она старалась больше времени проводить с семьей, но продолжала работать над новыми произведениями, а на сон оставляла себе всего лишь четыре часа.

Список лучших

Книги Даниэлы Стил неизменно становились бестселлерами. 23 экранизации, более 100 опубликованных романов, суммарный тираж свыше 500 миллионов экземпляров - достижения писательницы действительно впечатляют.

Мы расскажем про самые Даниэлы Стил. Список выглядит следующим образом:

1. “Калейдоскоп”.

2. “Зоя”.

3. “Кольцо”.

4. “Семейный альбом”.

5. “Большей любви не бывает”.

6. “Благословение”.

7. “Отель Вандом”.

Не секрет, что представительницам прекрасного пола нравится Даниэла Стил. Книги читаются буквально на одном дыхании - в них нет пошлости, чрезмерной мелодраматичности и затянутости. “Визитной карточкой” Стил является подробное описание не только событий жизни героев, но и их внешности и характеров, ведь читателю легче сопереживать знакомым людям.

“Калейдоскоп”

История любви американца и очаровательной француженки с первых строк завораживает читателей. Безудержное счастье и любовь дали жизнь трем маленьким дочерям, но трагедия в один миг разрушает все мечты и надежды.

После загадочной смерти родителей девочек отправляют в разные семьи. Спустя тридцать лет старинный друг родителей с помощью детектива разыскивает Меган, Александру и Хилари. Молодым женщинам предстоит узнать не только друг о друге, но и о страшных семейных тайнах.

Лучшие книги Даниэлы Стил были экранизированы, и “Калейдоскоп” вошел в их число. Спустя три года после публикации романа зрители увидели мелодраму режиссера Джада Тэйлора. К сожалению, фильм понравился аудитории гораздо меньше, чем произведение известной писательницы.

“Зоя”

Главная героиня - Зоя Юсупова. Юную княжну и дальнюю родственницу Николая II ожидала прекрасная жизнь, но из-за революции все планы были разрушены в один миг. Красавице Зое пришлось уехать в Европу.

В начале повествования перед нами предстает наивная и милая девочка, но ей приходится бороться за жизнь и закалять характер. Она потеряла близких людей, пережила скитания и трудности, работала танцовщицей варьете, балериной и даже консультантом по одежде.

Зое не просто удалось выжить. Бывшая княжна добилась успеха и испытала самое светлое чувство - все это было бы невозможно без определенной порции везения, которую подарила ей Даниэла Стил.

История Зои является вымыслом и, несмотря на присутствие известных фамилий, имеет мало общего с реальными историческими фактами.

“Кольцо”

Ариане фон Готхард повезло родиться в семье банкира, но цепь трагических событий лишила ее беззаботной жизни. В 1934 году в Берлине мать девочки покончила с собой после известий о смерти любовника-еврея. На память Ариане осталось лишь несколько вещей, в том числе кольцо, которое в семье бережно передавали из поколения в поколение.

Спустя десять лет повзрослевшая Ариана и ее брат спасают от нацистов своего друга. Отец тоже решает вывезти детей, чтобы сына не успели призвать в армию. Вместе с Герхардом они успевают нелегально пересечь границу со Швейцарией, а Ариану арестовывают. Желая спасти дочь, банкир возвращается, но нацисты его убивают.

Война перевернула жизнь главной героини и разлучила с самым близким человеком. Несмотря на все ужасы того времени, Ариана нашла в себе силы жить дальше. На глазах читателей наивная и хрупкая девочка превратилась в смелую женщину - пример для подражания, и сделала это Даниэла Стил.

Книги, отзывы о которых только восторженные, вряд ли оставят вас равнодушными, как и история Арианы фон Готхард. Удачной получилась экранизация романа “Кольцо” (1996 год). Исполнительница главной роли наделила свою героиню харизмой и обаянием. В результате зрители увидели великолепную мелодраму о надежде, настоящей любви и борьбе за счастье.

“Семейный альбом”

Фэй Прайс - голливудская дива, окруженная огромной толпой поклонников, одним из которых был Уорд Тэйер. Молодой лейтенант влюбился в актрису и, несмотря на разницу в социальном положении, решил ее добиваться. Спустя семь лет настойчивых ухаживаний Фэй уступила и согласилась выйти замуж.

Звезда сошла с “небес”, оставив позади свою блестящую карьеру. Фэй полностью посвятила себя мужу и детям, но ветреный Уорд не смог ответить ей тем же. главы семьи привели к банкротству, и размеренная жизнь начала рушиться на глазах.

Богатство и нищета, счастье и горе, любовь и неверность - после ухода мужа Фэй вернулась в Голливуд, чтобы вновь добиться успеха. Дети выросли, и каждый нашел свой путь в жизни.

Как и другие книги Даниэлы Стил, “Семейный альбом” учит не пасовать перед трудностями, сохранять надежду и искать поддержки у близких людей.

“Большей любви не бывает”

В семье богатого американского издателя грандиозное событие - помолвка старшей дочери Эдвины. После путешествия в Англию Уинфилды возвращаются домой на “Титанике”.

Вряд ли найдутся читатели, которые не слышали о трагедии, произошедшей с легендарным лайнером. В ту страшную ночь погибло огромное количество людей, среди которых, согласно сюжету книги Даниэлы Стил, оказались родители и жених Эдвины.

Поступок матери, отказавшейся садиться без мужа в шлюпку, главная героиня не сможет простить еще очень долго. После чудесного спасения Эдвина взяла на себя обязанности главы семейства и стала воспитывать пятерых братьев и сестер. Она заменила им мать, но напрочь забыла о собственном счастье.

Перед красотой двадцатилетней девушки не могли устоять многие молодые люди, но Эдвина даже думать не хотела о личной жизни. Ее самопожертвование было вознаграждено, и на пути встречается “тот самый” мужчина. Только к тридцати двум годам, испытав сильные чувства, Эдвина понимает силу любви своих родителей и прощает их за “предательство” в день гибели “Титаника”.

"Благословение"

Книги Даниэлы Стил (список книг представлен в начале нашего обзора) затрагивают очень актуальные темы. Женское счастье - это не просто преданный и любящий муж, ведь даже с ним дом, где не звучит звонкий детский смех, будет пустым и неуютным.

В мире есть тысячи семейных пар, которые не могут завести ребенка, и жизнь их кажется бессмысленной. “Благословение” - это книга-поддержка для тех, кому знакомо нестерпимое желание иметь малыша.

Перед читателями разворачиваются истории о трех семейных парах. Пилар и Бред считают, что еще слишком рано становиться родителями. Бездетные молодожены Диана и Энди решаются на усыновление. Ветреная Барби даже думать не хочет о ребенке, но муж Чарли уже готов к серьезному шагу.

К сожалению, мы не всегда получаем то, чего хотим. И счастье иметь ребенка придет в эти три семьи далеко не сразу. Главным героям изо всех сил придется бороться с возрастом, природой и врачами.

“Благословение” призвано напомнить читателям о силе веры. Даже в безнадежных случаях нельзя опускать руки, но и концентрировать все свои силы и эмоции на одном только желании иметь малыша тоже неправильно. Всему свое время - народная мудрость на все времена.

“Отель Вандом”

Хьюго Мартин успел поработать во многих престижных гостиницах мира. Он давно мечтал о собственном деле и не упустил возможности купить маленький отель в Нью-Йорке.

Энергия и опыт молодого мужчины помогли создать едва ли не самый модный отель, который стал пользоваться популярностью среди знаменитых и богатых людей. От постояльцев не было отбоя, да и в личной жизни Хьюго преуспевал. Домашний очаг хранила красавица-жена вместе с маленькой дочерью.

Однажды маленький мир Мартина начал рушиться - супруга бросила семью ради рок-звезды, оставив на отца заботы о четырехлетней Элоизе. Материнское тепло и ласку подарили служащие отеля - девочка выросла, наблюдая удивительный мир гостиничного бизнеса, который скрыт от посторонних глаз. Она решила пойти по стопам отца и отправилась на учебу в Швейцарию. У Хьюго началась совсем другая жизнь, где нашлось место для новой спутницы. Но как отнесется собственница Элоиза к выбору родного человека?