Учеба во 2 смену законно ли. Учеба во вторую смену: хорошо это или плохо

Это ж надо было добровольно выбрать школу со второй сменой во втором и третьем классе! Да, переводя детей в связи с переездом, я знала, что так будет. И что как минимум один год придется возить сына в детский сад к 8 утра, а дочь ко второй смене к 12 дня, и это при том, что ехать нам до школы около получаса. Ведь не наездишься!

Ну, что ж, мы пережили этот самый год.

Вернее, мы пережили сначала полгода поездок из Хорошово-Мневников в Куркино к 8 утра, к первому уроку в школе и завтраку в детском саду. Ну, а что было делать, когда дом уже "там", но мы еще в него не переехали и поэтому "тут"?

Самое смешное, что ехать с Октябрьского поля в Куркино с утра оказалось куда быстрее, чем по утрам же в это самое Куркино из нашего нового дома в деревне. Пусть расстояние и больше в 4 раза. Зато против шерсти.

Потом мы пережили полгода езды из дома к 8 утра в школу. Мне казалось это адским мероприятием. Дочь стонала и ненавидела школу. Сын стонал и ненавидел сестру за то, что у нее уже есть школьный портфель, а у него еще нет. Я ненавидела весь мир, потому что дочь мне выдавали уже через два часа после начала уроков, так что и домой ехать бессмысленно, и посидеть в 8 утра в Куркино негде (кроме Бургер Кинга, где играет такая заводная музыка, что о работе, равно как о сне и думать тошно). Муж ненавидел нас за то, что мы сваливали по утрам, а его будить не успевалием, так что он каждый день опаздывал на работу.

Далее начался год, когда дочь ходила в школу ко второй смене, а сын в сад к 9 утра. Нам с дочерью этот год показался сказкой. Мы с ней высыпались, она успевала делать с утра все уроки, после школы мы успевали съездить на скалолазание или лыжи, вечером мы мирно играли в настолки и проводили время в других праздных занятиях. Спать детей никто не гнал, ложились, как хотели. Сыну тот год тоже показался сказкой, потому что по утрам в пробке ему доставался отцовский телефон с играми. И только мужу опять не повезло. Теперь он успевал на работу. Но отвозил с утра сына в сад, а значит, вместо электрички ехал до метро на машине, теряя на этом мероприятии чуть ли не два часа времени.

И вот, настал год нынешний. Нам (вернее, жителям района Куркино, которые ненавидят всех понаехавших из окрестных деревень за то, что мы занимаем их парты в школе и парковочные места перед школой) построили вторую школу. Сын пошел в первый класс. Ну, что ж, первая смена для всех! И пусть никто не уйдет обиженным!

Сказать, что я ждала этого момента с ужасом, - значит не сказать ничего. Дочь, кстати, была солидарна со мной в самых пессимистических предчувствиях.

Однако что-то изменилось в этом мире в 2017 году. Дочь не стонет и не ругает школу. Она позволяет псинке разбудить ее методом вылизывания всех торчащих из-под одеяла частей тела и в приподнятом настроении скачет в машину. Сын и вовсе встает до будильника. Да, прошло только 20 дней, но он ни разу не успел пожаловаться на школу (помните опасения насчет учительницы из Ташкента ? пока что мы почти не общались, но все выглядит крайне воздушно-фиалково). После школы детям перепало три секции - спортивный туризм, шахматы и скалолазание. Они оба успевают на все эти занятия. А в промежутках остается какая-то неведомая прорва времени. И вечером после домашки можно еще и погулять с псинкой. Должна же она помнить, кого вылизывать с утра кто ее хозяин. И есть среда - "день свободы от забот", когда дети выходят из школы в 12:30, и у нас нет ни одной дополнительной секции.

Меня тоже, пожалуй, вполне устраивает наличие утра как такового. Благо, выспаться я все равно могу, если совсем нет сил. Но и утро со мной теперь случается куда чаще, чем во время второй смены.

В общем, как ни жаждала я выделиться собственным приятием идеи второй смены, пока что победила таки первая.

И пусть мне никогда не придется писать пост о "плюсах и минусах учебы по субботам"!

Фотобанк Лори

Некоторые родители бывают недовольными из-за того, что их ребенок полгода будет , но так ли это плохо? Рассмотрим ряд недостатков и приемуществ обучения во вторую смену.

Недостатки обучения во вторую смену

1. Чрезмерно загруженная вторая половина дня и свободная первая половина. Чем это чревато? По утрам школьники подолгу спят, не успевая сделать много дел, зато вторая половина дня перегружена, что приводит к переутомлению.

2. Вынужденный отказ от внешкольного отдыха и хобби. Из-за перегруженности послеобеденного времени дети перестают , гулять с друзьями, мало общаются со сверстниками. Конечно, далеко не все родители считают это минусом, однако для всестороннего развития ребенка это очень важно.

3. Изменение биоритмов организма школьника. Резкая – это серьезный стресс , особенно для детского организма. Учащиеся, привыкшие получать усиленную нагрузку с утра, а вторую половину дня проводить более расслабленно, тяжело переносят смену режима. Организм может тормозить, не сразу приспособится к новым условиям.

4. Ограниченная возможность участвовать во внеклассных мероприятиях. У детей, которые учатся во вторую смену, почти не бывает внеклассных мероприятий. А ведь это немаловажно для гармоничного развития школьника, расширения его кругозора. К сожалению, посещение музеев, театров, кино и прочих культурных мероприятий приходится переносить на выходные или вовсе отказываться от подобного досуга.

5. Проблема встречи детей из школы. К тому времени, когда заканчиваются занятия у учащихся во вторую смену, на улице, как правило, уже темно. Далеко не во всех семьях есть возможность встречать детей после занятий.

6. Отсутствие возможности контролировать времяпровождение ребенка до школы. Утром дети часто остаются дома одни, и собираются в школу самостоятельно. К сожалению, часто это означает, что ребенок может не поесть, забыть закрыть квартиру, оставить включенными электроприборы и т.д.

Придется сократить время прогулок после уроков. Для того, чтобы детский организм получал достаточно свежего воздуха, хватит 30 минут.

Научите ребенка грамотно разделять домашние задания на «вечерние» и «утренние». Вечером рекомендуется выполнять уроки, при выполнении которых может потребоваться помощь взрослых. То, что школьник может выполнить самостоятельно, лучше перенести на утро.

Внимание детей и так довольно сложно удержать, а вечером и подавно! – жалуется учитель математики Татьяна Сергеевна. - Только отвернешься к доске, записать условия задачи, как они уже отвлеклись: один в окно смотрит, другой зевает...

Мама восьмилетнего Алеши в слезах:
- Я с утра на работе, постоянно беспокоюсь: как он без меня поел, сделал ли уроки, не забыл ли дверь запереть.

Ученикам начальных классов особенно трудно. Не успели они адаптироваться к новым условиям, а тут, как в кино, "Бац - вторая смена!" У ребят постарше свои проблемы: рано ложиться спать не хочется, а встать надо не позже семи, иначе не успеешь сделать домашние задания. Хорошо еще, что СанПиН (санитарные правила и нормы) запрещают обучение во вторую смену первоклассников, учеников пятых и выпускных классов...

А нельзя ли совсем отказаться от второй смены, например, "раздуть" классы – чтобы сидеть в тесноте, да не в обиде? Многие школы так и делают. Но СанПиН и тут на страже: класс должен состоять не более чем из 25 человек.

В последние годы учебная нагрузка сильно возросла: стало больше предметов, усложнились программы. Поэтому в школах внедряются инновационные педагогические технологии. Но для учащихся во вторую смену никаких инноваций не предусмотрено - хотя доказано, что умственная деятельность в послеобеденные часы значительно ниже, чем в утренние. Может быть, помогут ученые-физиологи, педагоги, психологи?

Поиграем?

Вся литература, написанная учеными за годы дефицита школьных мест, подсказывает родителям и учителям - важнее всего режим дня. Действительно, если ваш ребенок должен, как большинство его сверстников, пройти испытание второй сменой, ничего другого тут не придумать.

При соблюдении режима вырабатываются условные рефлексы ан конкретное время: дети быстро засыпают, легко встают по утрам и не теряют работоспособности весь день. Вначале, конечно, родителям придется запастись терпением, чтобы приучить сына или дочку жить по часам: вовремя уложить-разбудить, вместе позаниматься гимнастикой, позавтракать, усадить за уроки...

Наверняка среди ваших знакомых есть такие, кто успевает и работать, и спортом заниматься, и дому уделять достаточно внимания, а есть те, кто вечно жалуется на нехватку свободного времени. Задумайтесь: ведь в сутках для всех ровно 24 часа, но одни сами командуют временем, а другие ему подчиняются. Поговорите об этом с ребенком. А еще лучше, предложите ему такую игру: пусть он как бы сфотографирует свой день, распишет его с точностью до минуты. Например, гулял 40 минут, делал математику 25 минут и так далее. Потом помогите ему определить, где потеряно время, и спланировать завтрашний день.

От сложного к простому

Никаких послаблений для учащихся во вторую смену не предусмотрено. У учителей есть инструкция, как оптимизировать школьное расписание с учетом "физиологических функций и работоспособности учащихся". Она исключает превышение допустимой нагрузки. На начало и конец недели не планируются предметы, требующие интенсивной умственной работы. Зато во вторник и четверг школьнику нужно быть особенно собранным, чтобы решать непростые задачки по физике и математике. Расписание на каждый день строится по принципу "от сложного к менее сложному и совсем простому". Например, первыми уроками идут математика и физика, а завершается день биологией и музыкой . Этот же принцип надо использовать и при выполнении домашних заданий: начинать с письменных предметов и заканчивать устными.

Если же ребенок из тех, кто медленно раскачивается, лучше поступить наоборот. Темп занятий должен быть довольно высоким. Учащимся начальных классов достаточно тратить на уроки полтора-два часа в день. В пятом-шестом классе это время увеличивается до двух с половиной часов, в седьмом - до трех. Ученики восьмого-одиннадцатого классов могут заниматься дома до четырех часов в день. Превышение этих показателей вредно отражается на здоровье и успеваемости. Дети начинают жаловаться на слабость, головные боли, становятся нервозными. Сказываются недосыпание, недостаток свежего воздуха и движения. Нередко уставший ребенок "для отдыха" садится к телеэкрану и смотрит все подряд. Но на самом деле телевизор или компьютер после уроков лишь способствует дальнейшему нарастанию утомления. Врачи рекомендуют телепросмотры не чаще двух-трех раз в неделю: младшим школьникам - около часа; в среднем и старшем школьном возрасте - около полутора-двух часов.

Обед на столе!

Вторая смена – не повод переходить на питание чипсами и хот-догами. Если организм не компенсирует энергетических затрат, рост и развитие ребенка оказываются под угрозой. Надо позаботиться о том, чтобы перед школой он поел горячей пищи. Полноценный режим требует садиться за стол четыре-пять раз в день с интервалами в 3,5 - 4 часа. Рациональное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе школьника составляет 1:1:4 или 1:1:5. Лучше, если две трети объема углеводов будут представлены в виде крахмала (картофель, крупы, хлеб), а одна треть в виде сахара (в том числе в составе напитков, фруктов и ягод). Не давайте ребенку больше 70-75 граммов сладостей в день. Пусть основным принципом питания семьи станет разнообразие, но не излишество пищи!

Если родители не хотят, чтобы их ребенок занимался во вторую смену, они могут обратиться к директору школы. Он обязан помочь найти место в другой школе, где обучение ведется в одну смену.

Оптимальный распорядок жизни школьника

Конечно, родители могут путем проб и ошибок разработать оптимальный распорядок дня для своего ребенка. Но лучше довериться компетентному мнению ученых и сверять режим с научно обоснованной таблицей.

Вид занятий/отдыха Возраст
8-9 лет 10 лет 11-12-13 лет 14-15-16-17 лет
Подъем 07.00 07.00 07.00 07.00
Гимнастика, душ, уборка постели 07.00 - 07.30 07.00 - 07.30 07.00 - 07.30 07.00 - 07.30
Завтрак 07.30 - 07.50 07.30 - 07.50 07.30 - 07.50 07.30 - 07.50
Прогулка 07.50 - 08.20 07.50 - 08.20 07.50 - 08.20 07.50 - 08.20
Приготовление дом. задания 08.20 - 10.00 08.20 - 10.30 08.20 - 11.00 08.20 - 11.30
Второй завтрак около 11 часов
Свободные занятия, чтение, музыка, иностранный язык, помощь по дому 10.00 - 11.30 10.30 - 11.30 11.00 - 11.30 11.30 - 12.00
Прогулка 11.30 - 13.00 11.30 - 13.00 11.30 - 13.00 11.30 - 13.00
Обед 13.00 - 13.30 13.00 - 13.30 13.00 - 13.30 13.00 - 13.30
Дорога в школу 13.30 - 14.00 13.30 - 14.00 13.30 - 14.00 13.30 - 14.00
Занятия 14.00 - 18.00 14.00 - 19.00 14.00 - 19.30 14.00 - 20.00
Прогулка, спортивные игры на воздухе 18.30 - 19.00 - - Для детей 13-15 лет 20.30 - 22.00
Ужин и свободные занятия 19.00 - 20.00 19.30 - 20.30 20.00 - 21.00 Для детей 16-17 лет 20.30 - 22.00
Приготовления ко сну, умывание 20.00 - 20.30 20.30 - 21.00 21.00 - 21.30 Для детей 13-15 лет 21.00 - 21.30
Для детей 15-17 лет 22.00 - 22.30
Сон 20.30 - 07.00 21.00 - 07.00 21.30 - 07.00 Для детей 13-15 лет 21.30 - 07.00
Для детей 15-17 лет 22.30 - 07.00

Требования к расписанию уроков

При правильно составленном расписании уроков для старшеклассников наибольшее количество баллов должно приходиться на вторник и (или) среду, а для учащихся младшего и среднего возраста - на вторник и четверг.

Предметы, которым присвоено наибольшее количество баллов, в расписании младших школьников должны приходиться на второй-третий урок, а для учащихся среднего и старшего возраста – на второй, третий и четвертый.

Расписание составлено неправильно, если самая большая сумма баллов выпадает на первый и последний дни недели, или если их количество одинаково для всех учебных дней.

Записная книжка родителя

На вопрос отвечает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.

-В школе, где учится мой сын, не очень хорошо организована работа охраны. В здание может беспрепятственно пройти кто угодно, хотя мы регулярно сдаем деньги на оплату услуг ЧОПа. Несмотря на жалобы родителей, ситуация не меняется. Более того, директор школы отказывается представить документы, подтверждающие, что данное частное охранное предприятие имеет право охранять школу. Является ли это нарушением? Куда мы можем обратиться за помощью?

Что нужно знать родителям? Во-первых, в школе на видном месте обязательно должна висеть копия договора об оказании услуг ЧОПа. Во-вторых, этот ЧОП должен входить в список рекомендованных Департаментом образования Москвы. В-третьих, оплата должна осуществляться только через банк. Если родители не удовлетворены работой охраны и не находят понимания у директора, они могут обращаться в окружное управление образования или городскую инспекцию при Департаменте образования.

Нужные телефоны
Департамент образования г. Москвы 369-7332
Окружные управления образования
Восточный учебный округ 963-5535
Западный учебный округ 249-0886
Зеленоградский учебный округ 535-7521
Северный учебный округ 456-0732
Северо-Восточный учебный округ 210-0706
Северо-Западный учебный округ 947-8886
Центральный учебный округ 951-4167
Юго-Восточный учебный округ 350-0722
Юго-Западный учебный округ 120-3156
Южный учебный округ 118-1535

Обсуждение

Можно ли ставить уроки математики во вторую смену пятым, шестым урокм? На какую статью необходимо обратить внимание?

17.09.2008 14:20:05, Светлана

Прогулка в восемь утра, удивительно...дети в это время еще толком не проснулись. Мы учимся с 13.00 до 18.00, а иногда учительница и на полчаса может задержать, полчаса на дорогу, времени на отдых 1-1,5 а потом опять уроки....и так почти до 11 часов. А кружках и речи быть не может, а с утра и в девять проблема втать.

09.03.2006 15:12:55, ZET

04.03.2006 16:48:12

А мне больше нравилось во ворую смену учиться. В школе учителя все обьяснят, а вот дома уроки с утра на свежую голову. и выспаться можно, а не вставать в 7 часов. А если уроков немного, то и с вечера можно все сделать, тогда вообще полдня свободные.

Интересно, где прописано время начала второй смены? я бы тоже предпочла уроки с 14.00. Но у дочки уроки начинаются в 13.00, полчаса занимает дорога со всеми переодеваниями, то есть из дома она должна выйти не позже 12.25 (а то и раньше, с запасом на стояние на остановке). Плюс время на одеться. Итого обед смещается на до 12. И о каком режиме может идти речь в таких условиях?

Интересно, а где-нибудь выполняются указания "требований по расписанию уроков2? В школе жалуются, что и просто трудно осставить расписание, т.е. не хватает аудиторий, учителей, вынуждены начинать уроки не с 1-го, а иногда со 2-го или 3-го (учились в 1 смене). Тут не до баллов.
А как насчет гуляний на свежем воздухе до 22 часов? В темноте.Это как по безопасности? А 10-13летним гулять не нужно.
И прогулка с 7.50 до 8.20 меня тоже удивила.
И дополнительные занятия и кружки не предусмотрены. Кстати, они обычно рассчитаны по времени для детей из 1 смены.

Всё так замечательно написана. Но на деле... подготовка 4 уроков занимает у моего сына (8 лет- 2й класс) не менее 3-х часов. Нас ещё строго заставляют читать по полчаса в день и мы ведём читательский дневник. Плюс шахматы и каратэ через день. В итоге миниум прогулок, миниум свободного времени и выполнение уроков допоздна. Как результат- частые головные боли, частые скачки температуры. И что делать? Отказаться от выполнения домашнего задания или перестать посещать всё кроме школы?

16.02.2006 00:57:41, Оксана Черезова

Сейчас много говорится о том, что обучение во 2 смену нужно отменить. Это даже обещают сделать законодательно в ближайшем будущем. Но пока новые школы не растут, как грибы после дождя. И обучение во 2 смену в начальной и средней школе, остается реальностью.

Не всем детям нравится учиться во 2 смену, но еще больше это не нравится родителям. В том случае, если оба родителя находятся на работе целый день – это не нравится вдвойне.

Часто режим дня школьника, обучающегося во 2 смену, выглядит следующим образом. Ребенок учится до 6 или 7 часов вечера. Потом он в лучшем случае, идет, в худшем, едет «по пробкам» домой. Хорошо, если домой. Очень часто школьник едет в кружок или на тренировку, где будет заниматься еще час или два, и только потом – домой. После этого он ужинает, но снова, не отдыхает, а сразу же садится за уроки. При таком раскладе, уроки он делает до часу ночи, а то и дольше. Потом он ложится спать, и спит в буквальном смысле этого слова, до обеда. А это значит, что просыпается ученик в 12 или 13 часов, чтобы только позавтракать=пообедать, и сразу же отправиться в школу. Трудно представить, как можно долго «протянуть» в таком режиме и взрослым и детям. К тому же, не остается времени ни на прогулки, ни на какой-то другой вид отдыха, кроме сна.

Но если вторая смена будет в вашей школе не один, а три-четыре года, рационально организовывать режим дня школьника, все-таки придется. Для этого необходимо учесть несколько моментов.

  • Приучайте ребенка просыпаться рано. Мы часто с иронией вспоминаем пословицу: кто рано встает, тому бог подает. Но и без всякой иронии, многие современные авторы пишут, что «успешные люди встают рано». Можно этому верить, а можно по-прежнему, относиться с сарказмом. Но факт остается фактом: если ваш ребенок привык вставать рано – это ему на пользу, не зависимо от того, в какую смену он учится. Если школьник встал рано, то утром он успеет и сделать все уроки, и посетить кружок или секцию, и отдохнуть (прогулка, или чтение книги, или игра). К тому же он и позавтракает и пообедает в адекватное время.
  • Не освобождайте ребенка от домашних обязанностей. Обучение во 2 смену — это не повод для того, чтобы все делать за ребенка, потому что иначе он ничего не успеет. Пусть он сам заправляет свою кровать и прибирает личные вещи. Утром можно отправить школьника в ближайший гастроном за хлебом и молоком. А вечером – поручить мыть обувь всех членов семьи. Если у вас двое детей, они могут это делать по очереди.
  • Согласуйте расписание дополнительных занятий. У учащихся во 2 смену иногда, или даже, часто, бывают нулевые уроки. Желательно, чтобы в эти дни не было дополнительных занятий в кружках. Тогда ребенок не будет нервничать, что не успеет сделать уроки.
  • Сразу после окончания уроков, запланируйте время для отдыха. Желательно, чтобы после второй смены (впрочем, как и после первой) ребенок отправлялся сразу домой, ужинал и шел гулять. От вечерних занятий в секциях и кружках лучше отказаться. В крайнем случае, пусть такое занятие у вас будет не чаще одного раза в неделю.
  • Откажитесь от вечернего выполнения уроков. Вечером, в плане выполнения домашних заданий, лучше ограничиться только тем, что ребенок разберет портфель и приготовит на своем столе все, что ему понадобится завтра для выполнения уроков. Если утром ему придется делать уроки одному, то можно также спросить есть ли на завтра задания, которые он не знает, как выполнить. Тогда можно уделить некоторое время таким заданиям. Но только после прогулки и не более 20 – 30 минут.
  • Спать ложиться нужно вовремя, не позже 23 часов. А лучше раньше: в 22-22.30.
  • Выполнять основной объём заданий в выходные дни. Если у вашего ребенка два дня в неделю выходные, то пусть за это время, он сделает все письменные задания, которые уже заданы на следующую неделю, тогда ему легче будет в будни. Особенно это актуально для тех, у кого много дополнительных занятий.
  • Если ваш ребенок – неисправимый «совенок», откажитесь от кружков и секций по будням. Бывает что, не смотря на все ваши усилия, ребенок не может проснуться утром раньше 9 часов. Именно проснуться, самостоятельно, когда его никто не будит. В таком случае, он позже садится за уроки и у него меньше свободного времени. Тогда лучше отказаться от дополнительных занятий по будням, и перенести занятия в кружках на выходные дни.

Такой режим дисциплинирует ребенка. Рациональное чередование работы и отдыха сохраняет здоровье школьника и нервы родителей.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Вторая смена в школе

В школе какая-то проблема с четвертыми классами, мы во втором классе и нас переводят во вторую смену из-за четвертых классов на месяц. Но у наших детей кружки, концерты и т.д.

Здравствуйте, Виталий. Уточните, пожалуйста, свой вопрос юристам сайта.


Здравствуйте! Нет, учащиеся 4 класса должны учиться исключительно в первую смену, так как это переходный класс из начальной школы в среднюю.

Здравствуйте нашла ответ на свой вопрос. Это написано законном, что в 4 классе нельзя учиться 2 смену если то на какой закон можно опираться?

Здравствуйте, Даша! Запрета на обучение учащихся 4 классов во вторую смену на федеральном уровне нет. Согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189: 10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается. Как видно из текста СанПиН, на учащихся четвертых классов требование об обучении только в первую смену не распространяется. Успехов!

Вопрос такой. Мой ребёнок пока учится в первую смену. С 3-го класса в этой школе дети учатся во вторую смену. Вторая смена законна. Но мы, родители, хотим побороться за то, чтобы наши дети учились в наиболее благоприятное для обучения время. Скажите, как на законных основаниях нам подойти к директору, а именно: 1)какой коллективный документ составить? Какова его форма?
2)Нужно ли дублировать это обращение в Департамент образования?
В нашем классе у 8 чел из 30 есть нарушения зрения и слуха, концентрации внимания. Медики рекомендуют таким детям обучение в первую смену.
3)Могут ли повлиять на решение директора подобные справки?
Спасибо заранее.

Ответ на Ваши вопросы прост - федеральный закон не ограничил Ваши права. Действуйте. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Законно ли вторая смена по субботам в школе. 6 класс.

Здравствуйте. В се эти вопросы регулируются Уставом школы.

Можно ли убрать вторую смену в школах?

Конечно можно, пишите путину он все может.

Ребёнку положено бесплатное питание в школе. Он учиться во вторую смену. Он приходит в столовую на большой перемени 15:20 с талоном. Ему отказывают в обеде они говорят что обеды по талону выдаются до 14 часов. Хотя до этого месяц выдавали обед 15:20. Могут они ему отказывать?

Нет, не могут. Если ребенку положено бесплатное питание, то ему в течении учебного дня должны предоставить эту возможность. Каждый "бесплатный" талон оплачивается за счет бюджета и школе он оплачивается. Напишите жалобу на имя директора и/или прокуратуры.

Имеет ли право директор в школе в середине учебного года перевести 4 класс с первой смены на вторую?

Да, конечно; Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации" ""Статья 51. Правовой статус руководителя образовательной организации. Президент образовательной организации высшего образования ""1. Руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации: 1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации; ""2) назначается учредителем образовательной организации; 3) назначается Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами; 4) назначается Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов). 2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных "справочниках", по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам. 3. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством. ""4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию. "Порядок" и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом. ""5. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству. 6. Права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации. ""7. Руководителям образовательных организаций предоставляются в "порядке", установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона. ""8. Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации. 9. Особенности замещения должностей, назначения на должности и статуса руководителя федеральной государственной образовательной организации, осуществляющей подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются в порядке, установленном федеральными законами. 10. Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством. 11. В образовательной организации высшего образования по решению ее ученого совета может учреждаться должность президента образовательной организации высшего образования. 12. Совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования не допускается. 13. Порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия определяются уставом образовательной организации высшего образования. ""14. После избрания президента государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования между ним и учредителем этой образовательной организации заключается трудовой договор на срок до пяти лет. Прекращение трудового договора с президентом государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования осуществляется по основаниям, установленным трудовым "законодательством", в том числе по основаниям прекращения трудового договора с руководителем этой образовательной организации.

Определено ли законодательством запрет на вторую смену в школе для вторых и третьих классов.

Здравствуйте. Нет на это запрета. Согласно нижеприведенному постановлению, это разрешено. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями) 10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Можно ли устанавливать вторую смену в школе на весь год для учеников 10 класса?

Если ваша школа относится к учреждениям с углубленным изучением отдельных предметов, лицею и гимназии, то обучение во вторую смену незаконно. Это запрещено п.10.1 СанПИН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" , утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189. Если же школа обычная, то запрет на обучение учеников 10 класса во вотрую смену на весь год обучения отсуствует.

Перевели ребенка в новую школу, в связи с переездом, 6 класс. Сейчас у нас будет вторая смена, занятия заканчиваются в 18,30 - 19,00. Со 2 класса занимаемся боксом и довольно таки успешно. Тренировки начинаются в 18,00. Как совместить обучение и спорт огромный вопрос для нас, родителей. Как это сделать правильно и по закону. Требуется помощь специалиста.

Здравствуйте, закона нет о совместимости школы и тренировок, вам необходимо написать заявление на имя директора (согласовать для начала с завучем, классным руководителем, преподавателями которые занятия будет пропускать) и прописать что весь материал который пропустит обязуется выучить ответственность за это берёте на себя.

Скажите правомерно ли переводить детей учащихся во втором классе в школе во вторую смену.

Само по себе - законодательством такое не запрещается. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Моего ребёнка переводят во вторую смену в школе. Проблема в транспорте. Маршрутки от нас ездят только до 8 ми утра. И работаю я с утра до 8 ми вечера. То есть ребёнка в обед нет возможности возить в школу. А переводить реёнка в параллельный класс директриса отказалась., ссылается на то что мест нет. Что делать? К кому обратиться? Спасибо!

Уважаемая, Регина В соответствии с ст 10.4.Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189: Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Так как вы не конкретизировали в каком классе учится ребенок, я указала все возможные варианты. Если мест действительно нет, от директор в праве отказать вам в переводе. Крайний вариант-перевод ребенка в другую школу, с удобным для вас графиком занятий. Рада, если была вам полезна.

Сын перешел в 6 класс, школа со второй смены. Мы актиано занимаемся спортом, школа ол.резерва. , тренировки ежедневные начинаются раньше чем заканчиваются уроки. Можно ли посещать школу не на полный учебный процесм?Перехода в другую школу нет возможности(все со второй смены)

Добрый день! Порядок посещения школы устанавливается администрацией региона - Министерством образования. Так что все вопросы именно туда.

Может ли администрация школы, заставить учиться детей 4 х классов во вторую смену, ведь они в 4 классе пишут ВПР? Спасибо!

Здравствуйте! Нет, учащиеся 4 класса должны учиться исключительно в первую смену, так как это переходный класс из начальной школы в среднюю.

Мы идём в 6 класс и для нас это будет 4 год вторая смена. В школе говорят что она не рассчитана на большое количество учеников и это вынужденные меры. Но правильно ли это?

"...это будет 4 год вторая смена... Но правильно ли это?..." - такие меры принимаются не от хорошей жизни - реально не хватает площадей и персонала учителей... данный вопрос можно адресовать местной администрации.

Я работаю во вторую смену в школе. И сегодня мне сказали что я обязана постоянно когда учителей нет выходить в первую смену. Меня вот интересует могу ли я отказаться и не выходить в первую смену.

Доброго времени суток. Уважаемая Ксения, для начала вы уточните кем вы работаете в школе, далее без вашего согласия вы ничего не должны ничего делать. Всего хорошего, удачи вам.

В нашей школе во вторую смену с 13-00 учатся только дети 3-х и 4-х классов. Законно ли это? Снизилась успеваемость, повысилась утомляемость.

Доброго времени суток! В рассматриваемой ситуации советую подать жалобу в департамент образования субъекта Всего доброго, желаю удачи!

У нас в школе с одной сменой для нескольких 3 классов сделали вторую смену, по причине нехватки кабинетов, т.к. набрали больше первоклашек. Есть ли у нас право просить первую смену обратно. Спасибо.

Доброго времени суток. Просить вам никто не запрещает, но руководство школы может вам отказать, если децствительнл нет возможности всем учиться в первую смену

Я работаю в школе библиотекарем и учителем русского языка во вторую смену. Хочу оставить работу библиотекаря. Но как учитель увольняться не хочу. Сама филолог. Имею ли я право оставить пост библиотекаря в середине года, просто предупредив за 14 дней? Спасибо.

Здравствуйте. Конечно можете написать заявление об освобождении от должности библиотекаря. Вас заставить работать на этой должности не могут. Удачи Вам.

В договоре же нет должности учитель-библиотекарь, каждая должность на определенную ставку. Пишите заявление об увольнении с должности библиотекаря уведомив за 2 недели. Внесут изменения в договор.

Может ли быть окно в расписании вторым уроком во вторую смену у учащихся шестых классов в школе?

Здравствуйте. Данный вопрос не регулируется федеральным законодательством, а только локальными (внутренними) документами образовательной организации. Всего Вам самого доброго и удачного разрешения проблем.

Законна ли вторая смена в школе с углубленным изучением отдельных предметов?

Здравствуйте! В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят в первую смену. Жалуйтесь в Роспотребнадзор.

Нас второй год заставляют учиться в 3 смену. Вообще есть ли в наших Россиских школах 3 смена для начальных классов?

Доброго времени суток! Не законно, не имеют право заставляют учиться в 3 смену. Можете по данному поводу обратиться в департамент образования с жалобой.

Здравствуйте! В данном случае не везде существует 3 смена по данному обстоятельству. Вам лучше обратится в директору, далее можете обратится также в департамент образования

Школа может сама решать в какую смену будет ходить класс. Вот мы идем в четвертый и у нас опять вторая смена. Хотя мы два года отходили во вторую. И нам обещали что мы будем ходить в первую смену.

В общем случае - да, это в компетенции учебного заведения. Теоретически, в решение этого вопроса может вмешаться учредитель, если такое в уставных документах прописано.

Ребёнок идёт во второй класс, управление в школе ставят их в третью смену с 15-00.Законно это решение?

Доброго времени суток! Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Документ регламентирующий отмену второй смены в школах.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". ознакомьтесь с п. 10.4. Пока две смены не отменили. Но в три смены обучать не имеют права. П. 10.4. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Нет единого документа на федеральном уровне, который регламентирует отмену второй смены в школах. Данный вопрос решается в каждом регионе и в каждом образовательном учреждении индивидуально.

Доброго времени суток. Федеральное законодательство не предусматривает обязательных требований к сменам учебных учреждений, существует санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, которые носят рекомендательный характер, а правило сменности в школах утверждаются внутренними документами учебного учреждения.

Я работаю в школе на вахте в первую смену а теперь директор решил поставить меня во вторую смену мне это не удобно я отработала 2 года а теперь без моего согласия выносят такое решение-как мне опротестовать это.

Добрый день, уважаемый посетитель! Обратитесь с жалобой в ГИТ и в прокуратуру Удачи Вам и всего доброго, благодарим за обращение!

ТК РФ, Статья 72. Изменение определенных сторонами условий трудового договора Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме. ТК РФ, Статья 74. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса. Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то трудовой договор расторгается в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса. При этом работнику предоставляются соответствующие гарантии и компенсации. Отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены, производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

Правомерно ли перевести обучение в школе во вторую смену.

Здравствуйте! Правомерно. Смотря в каком классе это обучение. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"