Битва за британию.

Битва за Англию 1940-41

под таким названием вошло в историю 2-й мировой войны 1939-45 воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 - мае 1941. Летом 1940 правительство фашистской Германии с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пыталось заключить мир с Великобританией, но успеха не достигло. Тогда 16 июля Гитлер отдал директиву № 16 о подготовке операции «Морской лев » против Англии, а 1 августа директиву № 17 о проведении широкой воздушной войны против Англии, имея цель уничтожить английскую авиацию, разрушить экономику, терроризировать население и вынудить Великобританию к капитуляции. Для этого было выделено 3 воздушных флота: 3-й (генерал-полковника Г. Шперле, на С.-З. Франции), 2-й (генерал-полковника А. Кессельринга, на С.-В. Франции) и 5-й (генерал-полковника Г. Штумпфа, в Норвегии), в состав которых входило 2800 самолётов, в том числе 1600 бомбардировщиков. Англия для воздушного прикрытия страны располагала 4 авиагруппами под общим командованием маршала авиации Даудинга (704 самолёта, в том числе 620 истребителей, и 289 в резерве); вдоль побережья располагалась сеть радиолокационных установок, обеспечивавших систему ПВО (80 радиолокаторов). 12 и 13 августа 1940 немецкая авиация произвела первые массированные налёты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолёто-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолёто-вылетов (против 975 у англичан). В этих воздушных боях выявилось превосходство английской авиации. Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолётов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолёто-вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам. С 7 сентября она развернула бомбардировки крупных городов Англии и прежде всего Лондона (особенно сильным был налёт 15 сентября). Английская ПВО оказывала упорное сопротивление: с августа по октябрь 1940 было сбито 1103 немецких самолёта (англичане потеряли 642 самолёта). В ноябре немецкая авиация перенесла главный удар на периферийные города и порты Англии (Бирмингем, Саутхемптон, Ливерпул, Бристоль, Плимут). В ночь на 15 ноября был почти полностью уничтожен г. Ковентри. В дальнейшем налёты стали слабее, за исключением отдельных (например, налёт 685 самолётов 17 апреля 1941 на Лондон). В 1940 германская авиация сбросила на Англию около 37 тыс. т бомб и в 1941 (главным образом до мая) около 22 тыс. т. За год (с июня 1940 по июнь 1941) в результате налётов было убито свыше 43 тыс. человек и тяжело ранено около 51 тыс. Ряд городов был сильно разрушен. Однако главная цель - вывести Великобританию из войны - достигнута не была, т.к. английский народ проявил мужество и волю к сопротивлению. Немецкие ВВС понесли тяжёлые потери. Немаловажное значение имело то, что немецко-фашистское командование в условиях подготовки войны против СССР не могло бросить все силы авиации против Великобритании.

Лит.: Вторая мировая война, М., 1958; Ричардс Р. и Сондерс Х., Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне. 1939-1945, пер. с англ., М., 1963.

И. Е. Зайцев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Битва за Англию 1940-41" в других словарях:

    Битва за Британию 1940 г - Битва за Британию - принятое в исторической литературе название периода интенсивных воздушных ударов немецкой авиации по Британии и действий английских средств ПВО по их отражению во Второй мировой войне. Основная цель воздушных ударов… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Битва за Британию (1940-1941) - В Великобритании 15 сентября отмечают День Битвы за Британию (Battle of Britain). Битвой за Британию (в России принято название Битва за Англию) в исторической литературе называют период интенсивных воздушных ударов немецких ВВС по… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Битва за Англию - (Britain, battle of) (авг. окт. 1940 г.), серия возд. сражений ВВС Великобритании и Германии над терр. Британских о вов. Оккупировав Францию, Германия начала бомбардировки англ, судов береговой обороны, провоцируя вылеты англ, истребительной… … Всемирная история

    Во время 2 й мировой войны воздушная борьба над Британскими о вами в августе 1940 мае 1941. Немецко фашистское командование пыталось массированными воздушными налетами добиться капитуляции Великобритании и этим обеспечить себе тыл в готовившейся… … Большой Энциклопедический словарь

    - «БИТВА ЗА АНГЛИЮ», во время Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) воздушная борьба над Британскими островами в августе 1940 мае 1941. Немецко фашистское командование пыталось массированными воздушными налетами добиться капитуляции… … Энциклопедический словарь

    Битва за Британию Вторая мировая война Наблюдатель на крыше в Лондоне Дата 9 июля 1940 … Википедия

    Битва за Британию Вторая мировая война Наблюдатель на крыше в Лондоне Дата 9 июля 1940 … Википедия

    - (Britain, Battle of) 2 я мировая война 10 июля 1940 нем. самолеты начали бомбить суда в Ла Манше, в рамках подготовки к операции Морской Лев, запланированному вторжению на Британские о ва силами до 20 дивизий. Ранее в июле Гитлер отдал приказ о… … Энциклопедия битв мировой истории

    Битва за Англию - Под таким названием вошло в историю 2 й мировой войны воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 мае 1941. Летом 1940 Гитлер с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пытался заключить мир с Великобританией, но… … Энциклопедия Третьего рейха

Книги

  • Линейный крейсер "Михаил Фрунзе" , Коваленко Владимир Эдуардович. Книга в жанре альтернативной истории, повествующая о действиях линейного крейсера "Михаил Фрунзе" в Эгейском море в 1940 году. Еще гремит" Битва за Англию", но Германия ее уже проиграла.…

Особенностью германской стратегии было отсутствие долгосрочного планирования. Трофейные германские документы не оставляют сомнения, что до завершения кампании против Франции гитлеровцы всерьез не занимались подготовкой вторжения на Британские острова, даже на стации штабной разработки. Гитлер, по-видимому, «просмотрел» на карте Ла-Манш, а германское верховное командование было склонно рассматривать начальный этап операций против Англии, если вообще они будут предприняты, как форсирование на широком фронте необычайно большой реки. Неожиданно быстрый крах Франции и легкая победа поставили гитлеровское руководство перед необходимостью без промедления принять решение относительно дальнейших боевых действий против Великобритании. К началу июля надежды на капитуляцию Англии пришлось оставить и 2 июля Гитлер отдает первую директиву о подготовке вторжения. Итальянские фашисты выразили горячее желание принять участие в высадке. Но гитлеровцы отклонили предложение Муссолини прислать итальянский экспедиционный корпус в составе 10 дивизий и 30 эскадрилий. Участие Италии в боевых действиях против Англии ограничилось присылкой авиационной дивизии (94 машины) в октябре и операциями итальянских подводных лодок в Атлантике начиная с сентября. Вторжение на Британские острова, не видевшие врага со времен норманнов, должно было вновь продемонстрировать миру мощь вермахта, способного сокрушить не только Францию - крупную сухопутную державу, но и повергнуть Великобританию - оплот морской мощи коалиции.

Хотя Гитлер не хотел делиться славой при разгроме Великобритании, неминуемый, как представлялось в Берлине, захват Британских островов и ликвидация центра Британской империи вызывали у него опасения с политической точки зрения. 13 июня Гальдер записывает выступление Гитлера перед группой командующих: «Фюрера очень беспокоит проблема, почему Англия не желает пойти на мир. Как и мы, он находит объяснение в том факте, что Англия все еще возлагает некоторые надежды на Россию. Поэтому он рассчитывает силой заставить Англию пойти на мировую, Однако он делает это неохотно. Причина: если мы сокрушим Англию силой оружия, Британская империя распадется. Однако это не принесет выгод Германии. Мы прольем немецкую кровь только в интересах Америки, Японии и других».

16 июля принимается окончательно военное решение - готовить вторжение, зашифрованное под названием - операция «Морской лев».

Предварительное ознакомление с военными аспектами вторжения немедленно вскрыло ряд трудностей. Британский флот господствовал на море, метеорологические условия ограничивали выбор даты высадки, надежды на то, что артиллерия с французского побережья сумеет прикрыть десантные войска, при ближайшем изучении проблемы оказались преувеличенными, а господство в воздухе еще предстояло отвоевать в боях с быстро растущей британской истребительной авиацией. Трезвая оценка этих военных факторов подрывала в определенной степени веру в конечный успех операции. Однако задача, по-видимому, могла оказаться не по плечу вермахту не потому, что Англия была сильна сама по себе, а потому, что ее сопротивление основывалось на надеждах, связанных с существованием Советского Союза. Так рассудил Гитлер, отдавший 21 июля указание германскому верховному командованию начать подготовку войны против СССР, которую, возможно, придется начать уже осенью 1940 г.

31 июля Гитлер выступает на военном совете. Признав военные трудности вторжения на Британские острова, хотя и преодолимые, Гитлер заявил: «Мы должны уничтожить те факторы, которые позволяют Англии надеяться на изменения в обстановке», т. е. существование Советского Союза и Америки. Ключ к решению проблемы - разгром СССР, который повлечет за собой крутое изменение положения вещей на Дальнем Востоке. Громадный рост мощи Японии полностью прикует к нему внимание Америки, которая не сможет после этого оказать помощи Англии. В конечном итоге, заключил Гитлер, Англия держится лишь в надежде на Советский Союз, последнему «достаточно только намекнуть, что он не хочет видеть сильную Германию, и Англия, как утопающий, хватающийся за соломинку, вновь обретет надежду, что обстановка претерпит различные изменения в какие-нибудь шесть-восемь месяцев. Однако если Россия будет сокрушена, последняя надежда Британии будет уничтожена. Тогда Германия будет властителем Европы». Выводы совещания - готовить вторжение против Англии и в то же время планировать на весну 1941 г. войну против Советского Союза - были стратегическим компромиссом. А поскольку условия погоды давали надежду на успех вторжения только в течение ближайших двух-трех месяцев, становилось очевидно, что удастся подготовить только ту кампанию, где время не являлось лимитирующим фактором, а именно - войну против Советского Союза. В свою очередь перенесение усилий Германии для войны на Востоке делали бесперспективной их высадку в Англии. Это и спасло Британские острова от угрозы гитлеровского вторжения.

Отныне, несмотря на серьезную подготовку флота, авиации и гестапо(В случае успеха вторжения английский народ ожидала тяжелая участь. Все работоспособное мужское население в возрасте от 17 до 45 лет должно было быть вывезено на континент. Страна подлежала тотальному разграблению. Был назначен и будущий начальник гестапо в Англии - штандартен-фюрер СС Сикс. Была определена и резиденция его штаба. Составлена «розыскная книга», в которой значилось 2700 лиц различных профессий, а также список «антигерманских организаций». Этих лиц, в их число были включены все члены английского парламента, предстояло арестовать в первую очередь, а соответствующие организации разгромить. Вблизи каждого крупного города должны быть созданы концентрационные лагери. ) для действий против Англии, главный элемент ударной мощи германской военной машины - сухопутная армия не считала эту операцию своей основной задачей. Штабы армии были заняты разработкой более широкой кампании на Востоке, а вторжение в Англию отступило на задний план и рассматривалось как неизбежный, но второстепенный компонент планирования и подготовки. С первых чисел июля 1940 г. началась переброска войск к границам Советского Союза. Директива Гитлера от 31 июля 1940 г. об увеличении армии до 180 дивизий была отдана, и это отмечено в самом тексте, в предвидении войны против Советского Союза. 9 августа главный штаб вооруженных сил отдал распоряжение о подготовке театра войны на Востоке. Широкое строительство железных и шоссейных дорог, прокладка линий связи, сооружение складов на подступах к Советскому Союзу в целях маскировки объяснялось необходимостью защиты в воздушной войне на Западе.

Независимо от первоначальных военных намерений Гитлера, план вторжения в Англию - «Морской лев» - самой логикой развертывания германской военной машины превращался лишь в средство маскировки, хотя и дорогостоящей, обширных военных приготовлений на Востоке.

Германские танковые дивизии, прогрохотав по дорогам Западной Европы, остановились перед гигантским противотанковым рвом - Ла-Маншем. Как форсировать его достаточными силами, избежав или предотвратив встречу с британским флотом? Над этой проблемой и ломали голову в германских штабах, планируя операцию «Морской лев». Перед германскими штабистами лежали разведывательные сводки, оценивавшие вооруженные силы Англии в 39 полных дивизий. Хваленая германская разведывательная служба жестоко ошиблась - действительно, на бумаге значилось 27 дивизий и 14 бригад, но только три дивизии были полностью оснащены и вооружены. Англия располагала миллионами мужественных людей, готовых защитить свои дома, но с вилами и охотничьими ружьями. Не хватало даже винтовок, в Дюнкерке было брошено 2300 орудий, 90 тыс. винтовок, 120 тыс. автомашин и других транспортных единиц. Во Францию в составе экспедиционного корпуса было отправлено 704 танка, удалось эвакуировать - 25. Всего летом 1940 г. в Англии насчитывалось едва ли 200 танков, многие из них учебные и около 500 орудий. Как признавал Черчилль в речи на закрытом заседании палаты общин 23 апреля 1942 г., «в 1940 г. силы вторжения в 150 тыс. отборных солдат могли внести смертельное смятение в наши ряды». Первоначальные силы вторжения по плану операции «Морской лев» составляли 250 тыс. человек. Флот собрал достаточное количество судов и барж, чтобы высадить в первом эшелоне 90 тыс. человек и 650 танков, кроме того, намечалась выброска парашютных частей. В целом за шесть недель после начала вторжения через Ла-Манш намечалось перебросить 23 дивизии.

В ходе подготовки возникли острые разногласия между тремя видами германских вооруженных сил. Армия выступала за более широкий фронт высадки, флот настаивал на том, чтобы максимально сузить его. Гитлер взял сторону армии, заметив: предложения флота - «очевидное самоубийство, с таким же успехом я мог бы послать солдат в колбасную машину». Представители флота в ответ указали, что при попытке высадки широким фронтом войска вообще не достигнут британского побережья. Геринг, командовавший военно-воздушными силами, считал, что одной авиации окажется достаточным, чтобы поставить на колени Англию. В результате командование ВВС не столько думало о поддержке армии и флота, сколько разрабатывало самостоятельные планы. Подозрительность Гитлера усугубляла трудности подготовки: он боялся, чтобы за его спиной не возникла оппозиция, поэтому штабных совещаний на высшем уровне с участием представителей трех видов вооруженных сил практически не проводилось. Гитлер, объявленный к этому времени нацистской пропагандой «величайшим полководцем всех времен», полагал, что высаживаться, быть может, вообще не придется, так как в Англии трудности войны приведут к волнениям и устранению от власти правительства Черчилля. Геринг горячо поддерживал мнение фюрера, и 1 августа была отдана директива о ведении «воздушной и морской войны против Англии». На германские военно-воздушные силы возлагалась задача сломить волю Великобритании к борьбе.

13 августа настал «Орлиный день», объявленный Герингом. Германская авиация нанесла массированный удар по британским аэродромам, радиолокационным станциям и завязала воздушные бои, стремясь подорвать силы британской противовоздушной обороны. Началась «Битва за Англию» - месяц с небольшим активных действий в воздухе. Силы германской авиации в этих боях составляли 1200 бомбардировщиков и 1000 истребителей, англичане располагали 250 бомбардировщиками и 960 истребителями. В ПВО Англии насчитывалось около 1800 зенитных орудий. Бои достигли большого ожесточения: 7 сентября 300 германских бомбардировщиков бомбили восточный Лондон, ночью при свете горящих пожаров над городом появилось еще 250 бомбардировщиков. В эту ночь тяжелые часы пережила не только столица, но и вся Южная Англия: британское командование ожидало с минуты на минуту высадки. Войска стояли наготове, в церквах звучал набатный звон - созывали добровольцев. Последующие две недели также прошли в крайней тревоге: сведения, полученные от разведки, показывали большое сосредоточение судов и барж в портах европейского побережья.

По ту сторону фронта, однако, вторжение отдаляли с каждым днем: самоуверенные прогнозы Геринга не оправдывались, а германская авиация несла все возрастающие потери. 15 сентября, день, который рассматривается в Англии как поворотный пункт, немцы потеряли 60 самолетов (правда, английские летчики тогда насчитали 174 машины), англичане - 26. В общей сложности с 10 июля по 1 октября германская авиация потеряла 1408 самолетов, английская-781. Командование германских военно-воздушных сил не видело просвета, по-прежнему германские бомбардировщики встречали многочисленные британские истребители. Превосходство англичан в радиолокационной технике, дававшее возможность маневрировать своими истребительными эскадрильями, конечно, значило многое, но не все. Ключ к успеху лежал в другом: в сентябре 1939 г. английская авиационная промышленность произвела 93 истребителя, в январе 1940 г.- 157, в июле 1940 г. выпущено 490, а в последние три месяца под ливнем бомб врага английская авиационная промышленность давала по 460 машин ежемесячно. В Германии производство истребителей как в сентябре 1939 г., так и летом 1940 г. составляло в среднем по 200 самолетов в месяц. Сводные данные поучительны: в 1940 г. Англия произвела 9924 боевых самолета (из них 3710 бомбардировщиков и 4283 истребителя), Германия - 8070 боевых самолетов (3954 бомбардировщика и 2424 истребителя).

Господство в воздухе, а к этому только и стремилась пока германская авиация, оставалось недостижимой задачей. В боевом журнале германского военно-морского флота 12 сентября отмечается: «В ее нынешней форме воздушная война не может помочь подготовке к операции «Морской лев», которая сосредоточена главным образом в руках морского флота. В частности, незаметно каких-либо попыток со стороны германской авиации атаковать корабли английского флота, которые имеют сейчас возможность почти беспрепятственно действовать в Ла-Манше». Хотя гитлеровская солдатня по-прежнему распевала «Мы идем на Англию»-«предполагаемое вторжение в Англию стало чепухой...- говорил Рундштедт. - Мы стали рассматривать всю подготовку как своего рода игру, потому что было очевидно - вторжение невозможно, если наш флот не сумеет прикрыть высадку или перебросить подкрепления». Еще 3 сентября Гитлер отдал приказ о вторжении в 20-х числах сентября, 14 сентября было объявлено об отсрочке операции, 17 сентября она была отложена до особого распоряжения и, наконец, 12 октября перенесена на 1941 г. Армия не желала вверять свою судьбу двум другим видам вооруженных сил - флоту, потому что он был очевидно слаб, и авиации, показавшей неспособность добиться решающих успехов, несмотря на оглушительную саморекламу Геринга. Престижу армии, завоеванному в «блицкриге» на Западе, флот и авиация могли противопоставить только весьма длительное овладение Норвегией и очевидную неудачу в воздушных боях над Британскими островами. Хотя, по словам Йодля, «наши планы в значительной степени напоминали планы Юлия Цезаря», времена с тех пор изменились, и вермахт ничего не мог поделать без флота и авиации, но не мог полностью и положиться на них. Однако все эти тактические разногласия покрыла гигантская тень, отбрасываемая подготовкой к войне против Советского Союза. В конечном счете для борьбы с нашей страной готовилась армия в 180 дивизий, 26 дивизий, нацеленные на Англию, составляли около 15% этих сил.

Война на Западе ограничилась боевыми действиями в воздухе и на море. Действия немецкой авиации против Британских островов стратегически приносили мало пользы - это была история не осуществленных до конца противоречивых планов, бесконечной и бессистемной смены первоочередных объектов бомбардировок, однако в любом случае страдало мирное население. Лондон испытал «блиц» - 57 ночей подряд, с 7 сентября по 3 ноября, на город налетало в среднем по 200 бомбардировщиков. 14 ноября 500 бомбардировщиков сбросили 600 т бомб на Ковентри,- основательно разрушив город. Погибло 400 человек. Германское радио оповестило, что все города Англии будут «ковентрированы». Тяжелые удары были нанесены и по многим другим английским городам. По масштабам англо-американских бомбардировок на позднейших этапах войны налеты германской авиации в 1940 г. выглядят сравнительно скромными - за этот год на английские города были сброшено около 37 тыс. т бомб. Однако в 1943-1945 гг. немцы располагали лучшей системой убежищ, чем англичане в 1940 г..( Как заметил Черчилль: «Конечно, если бы в 1940 году против Лондона применялись бомбы образца 1943 года, то мы были бы поставлены в условия, которые могли бы полностью уничтожить всю человеческую организацию. Однако все происходит своим чередом и взаимно связано, и никто не имеет права сказать, что Лондон, который, бесспорно, не был побежден, не является также непобедимым». )

В 1940 г. была принята система страхования - убытки от налетов должны были компенсироваться государством. В основу системы был положен принцип - вся страна должна нести тяготы войны, а не только те, чьи дома разрушены бомбами. За время войны всего было выплачено, таким образом, 830 млн. фунтов стерлингов. В ответ английская авиация начала наносить систематические удары по германским городам, в том числе на Берлин было сброшено за 1940 г. 14,6 тыс. т бомб. Директива английского правительства в отношении целей бомбардировок, отданная 30 октября 1940г., гласила: «Хотя и следовало бы придерживаться правила о бомбардировке только военных объектов, однако немецкое население, проживающее в районе таких объектов, должно испытать тяготы войны». Налет 134 английских бомбардировщиков на Маннгейм 16 декабря 1940 г. без указания конкретных целей открыл новую страницу воздушной войны - бомбардировок «по площадям», т. е подрыва морального духа населения. Англия, потрясенная ожиданием вторжения, отныне вела войну не «в лайковых перчатках».

Предоставляя "гарантии" малым странам, английские и французские политики отнюдь не заботились об их целостности и суверенитете. Наоборот, они хотели использовать эти "гарантии" как фактор давления на Германию в ее переговорах с Англией.

"Гарантии" английских политиков были лишь разменной монетой в торге с агрессорами, средством обмана масс, продолжением политики "умиротворения" в модифицированном виде. Вот почему Гитлера не беспокоили эти фальшивые "гарантии" Чемберлена. "Англия и Франция, - говорил Гитлер, - дали обязательства, но ни одно из этих государств не желает их выполнять... В Мюнхене мы видели этих убогих червей - Чемберлена и Даладье. Они не решатся напасть"

Кто-кто, а Гитлер хорошо знал своих политических оппонентов. "Единственное, чего я боюсь, - это приезда ко мне Чемберлена или какой-нибудь другой свиньи с предложением изменить мои решения. Но я спущу его с лестницы, даже если мне самому придется ударить его ногой в брюхо!" - восклицал он. Гитлера не удовлетворяли частичные уступки Англии и Франции: он стремился к коренному переделу мира.

Вермахт вполне готов был претворить в жизнь планы командования. В соответствии с планом «Гельб» были развернуты три группы армий в составе 8 армий (всего 136 дивизий, из них 10 танковых и 7 моторизованных) , действия которых поддерживали два воздушных флота. Предназначенные для наступления войска имели 2580 танков, 3824 боевых самолета, 7378 артиллерийских орудий калибром 75 мм и выше.

Что могли союзники противопоставить военной силе Третьего Рейха? Всего на Северо-Восточном фронте Франция и Англия располагали 108 дивизиями. Французские войска на этом фронте имели 2789 танков (из них 2285 современных) , 11200 артиллерийских орудий калибром 75 мм и выше. В британских экспедиционных силах насчитывалось 310 танков и около 1350 орудий полевой артиллерии.

Гамелен оставил в своем распоряжении 6 дивизий, из которых 3 танковые были предназначены для усиления группировки войск, выдвигающихся в Бельгию.

Военно-воздушные силы союзников имели задачу оказывать поддержку сухопутным армиям, а также осуществлять самостоятельные операции, наносить бомбовые удары по военным и промышленным объектам в тылу противника.

К началу боевых действий французские военно-воздушные силы насчитывали 1648 самолетов первой линии, в том числе 946 истребителей и 219 бомбардировщиков. Британская авиация в мае 1940 г. имела 1837 самолетов первой линии, из них более 800 истребителей и 544 бомбардировщика. В составе передовых ударных сил было 10 эскадрилий, имевших на вооружении устаревшие бомбардировщики «Бэттл» и «Бленхейм», радиус действия которых затруднял их использование с аэродромов Англии.

Для лучшей наглядности приводится таблица. Из соотношения истребительной и бомбардировочной(ударной) авиации вполне очевидно, что союзники не ставили наступательных задач. В отличии от Luftwaffe.


Для англо-французских союзников война закончилась через две недели, в Дюнкерке.

Дюнкерк был не просто поражением, Дюнкерк был катастрофой для вооружённых сил Великобритании.


"Во всем мире были убеждены, - признавал позднее британский премьер У. Черчилль, - что настал час нашей гибели". Институт Гэллапа, проведший в сентябре 1940 г. опрос общественного мнения в США, сообщал: после падения Франции более 35% граждан США были уверены в победе Германии, 32% - в победе Англии и 33% не дали ответа (Fleming P. Invasion 1940. London, 1959, p. 81-82. ). Недаром посольство США в Лондоне советовало всем гражданам США покинуть страну.

Что могла противопоставить гитлеровцам Англия тех дней? Могла ли она выстоять против решительного натиска вооруженных сил германского вермахта? Безусловно, нет. Более того, английские армии, бросившие первоклассное оружие - танки, артиллерию, боеприпасы, винтовки - на морском берегу у Дюнкерка, были, по признанию У. Черчилля, почти совершенно безоружны.

"Фактически во всей стране, - с горечью вспоминал Черчилль, - едва насчитывалось 500 полевых орудий всех типов и 200 средних и тяжелых танков". В военно-воздушных силах в боевой готовности было 446 истребителей и 491 бомбардировщик.

Нельзя не прийти к выводу, что в июле - августе 1940 г. малочисленная английская авиация с недостаточно опытным летным составом, в котором ощущалась большая нехватка, не смогла бы оказать достаточного противодействия массированным налетам германских ВВС. Потребовались бы месяцы, прежде чем английские заводы смогли бы восполнить потерянное. Собственно говоря, в июне - июле 1940 г. в Англии не было сухопутной армии в современном ее понимании. Деморализованные, обезоруженные дивизии, до Дюнкерка составлявшие костяк английской армии, требовали полного переформирования и вооружения.

Правда, летом 1940 г. на Британских островах были разбросаны маленькие гарнизоны, но их вооружение и снаряжение были весьма слабыми. К концу июня имелось всего несколько хорошо обученных дивизий и бригад. Однако вооружения и снаряжения было недостаточно даже для одной танковой дивизии.

Хотя в стране были созданы силы местной обороны, но они в лучшем случае имели винтовки устаревшего образца и пулеметы. Сотни тысяч англичан, готовых защищать свои дома, располагали лишь охотничьими ружьями, старинными мушкетами, холодным оружием, начиная от вил и кончая ножами. Английский народ был больше вооружен энтузиазмом, чем оружием.

По данным разведки германского генерального штаба, в начале августа 1940 г. английская армия располагала на побережье для обороны юга страны 13-14 дивизиями. Общая численность действующей армии оценивалась разведкой в 320 тыс. человек, армии резерва - в 100 тыс. инструкторов и 900 тыс. возможных новобранцев. Фактически, по данным Черчилля от августа 1940 г., на всем южном побережье Англии было сосредоточено 8 дивизий. Во второй половине сентября после экстраординарных мер по формированию новых соединений английское командование располагало на широком фронте южного побережья 16 дивизиями, из них тремя бронетанковыми.

Лишь в июне военный кабинет Англии принял решение о реорганизации полевой армии, которая имела бы 26 дивизий; из них всего 2 дивизии были бы танковыми. К середине августа, по английским данным, эти 26 дивизий были созданы. Но что это был за "ударный кулак" Черчилля и начальника имперского генерального штаба Аллана Брука, сменившего на этом посту генерала Айронсайда?

Гитлеровский генштаб явно переоценивал силы противника. Правда, к сентябрю 1940 г. боеспособность английской армии несколько возросла. Танковые части насчитывали в начале месяца 240 средних и 108 тяжелых машин. Количество легких танков достигло 514. Резко возрос выпуск истребителей. Вместо запланированных в июле - августе 903 истребителей было произведено 1418, т. е. в 1,5 раза больше.

Великобритания спешно готовилась к “Битве за Англию” о каких-либо наступательных действиях никто и мечтать не мог. За весь период между Первой и Второй мировой войной Британия так и смогла создать современную боеспособную армию.

Британским летчикам противостояли опытные пилоты Люфтваффе с опытом боев над Испанией, Польшей, Францией. Среди них - два самых знаменитых немецких аса - Вернер Мольдерс, сбивший к ноябрю 1940 года 47 самолетов, и Адольф Галланд.

Десятилетия спустя после Битвы за Англию Галланд сказал, что атаки Люфтваффе разбились о мужество и мастерство британских летчиков. Собственно, и главнокомандующий немецкой авиацией Геринг через несколько лет после Битвы за Англию, когда бомбардировки городов Германии стали повседневным явлением, приводил в пример своим летчикам британцев.

Острая, особенно летом 1940 года, нехватка пилотов заставляла английских летчиков совершать иногда до четырех вылетов в день. Командир эскадрильи «Тигр» Адольф Малан – южноафриканец, один из лучших британских асов Второй мировой войны, сбил в Битве шесть самолетов, всего на его счету 32 самолета противника. Ему принадлежит крылатая фраза: «Тяжело поврежденный вражеский бомбардировщик, вернувшийся домой с убитыми и умирающими – что может быть хуже для морального духа Люфтваффе?».

Дуглас Бадер – знаменитый безногий ас, командир прославленного «Большого Авиакрыла», одержавший к осени 1941 года 23 победы, был сбит над Францией пилотами эскадрильи Адольфа Галланда. Немцы были поражены тем, что летчик с протезами вместо ног мог управлять "Спитфайром" , и, связавшись с Королевскими ВВС, организовали доставку новых протезов Бадеру. В числе немногих летчиков-истребителей, участников Битвы за Англию, переживших Вторую мировую войну, Бадер принял участие в специальном параде, посвященном пятилетнему юбилею битвы.

Сержант Рэй Холмс совершил первый таран немецкого бомбардировщика над Лондоном, сумел выпрыгнуть с парашютом и вернулся в строй.

Среди более чем трех тысяч летчиков, участвовавших в Битве, было более 2500 британцев, 147 поляков, 101 новозеландец, 94 канадца, 87 чехов, бельгийцы, южноафриканцы, австралийцы, французы, ирландцы, американцы. Поначалу командование ВВС не хотело давать самолеты полякам, французам, чехам, голландцам, считая, что их моральный дух подорван поражением их стран. Но к августу 1940 года в рядах королевских ВВС уже было немало иностранцев.

Самое большое количество воздушных побед во время Битвы (17) принадлежит чеху Йозефу Франтишеку. Бежав из Чехословакии после оккупации ее Гитлером, он воевал в составе польских ВВС, затем, после оккупации Польши, присоединился к французам и летом 1940 года записался в Первую польскую эскадрилью британских ВВС. Франтишек погиб в октябре 1940 года.

Среди польских летчиков был сбивший восемь вражеских самолетов сержант Шапошников – вероятно, русский, которых было немало среди офицеров польской армии. Еще один русский, воевавший в небе над Англией - князь Эмиль Голицин, которому принадлежит победа в воздушном поединке на самой большой, за всю войну, высоте.

Еще один поляк, сражавшийся в рядах Королевских ВВС – Витольд Урбанович, попавший в Англию из Франции в июне 1940 года. На его счету 14 сбитых самолетов за лето-осень 1940 года. С 1942 года он воевал в составе американских ВВС на Тихом океане. Он - один из немногих асов, удостоенный высших военных наград трех стран – Польши, Великобритании и США.

Воздушные бои отличались исключительным упорством. Британские летчики часто атаковали вражеские бомбардировщики с близкого расстояния, стараясь стрелять наверняка. 18 августа "Харрикейн" сержанта Хэрри Ньютона зашел в хвост бомбардировщику "Дорнье", но был подбит пулеметным огнем. Самолет загорелся, в огне была кабина, комбинезон и перчатки летчика. Однако Ньютон сумел сбить бомбардировщик, набрать высоту и выпрыгнуть с парашютом.

Из воспоминаний командира эскадрильи Стэнфорда Така, сбившего в Битве за Англию пять самолетов Люфтваффе: «Два "Юнкерса-88", уходящие над проливом на юго-юго-восток на высоте около 5 км, увидели меня и резко снизились почти до уровня моря… Я обогнал их, развернулся и в лобовой атаке обстрелял один из них… Уже набирая высоту, я увидел, как вражеский самолет упал, подняв огромный столб воды. У моего самолета были повреждены крылья, и было несколько пробоин в лобовом стекле.

Я вновь пошел в лобовую атаку, открыл огонь и сразу же увидел вспышку огня в районе кабины "Юнкерса". Он упал в море прямо подо мной, и хвост моего самолета подняло так, что я едва не задел носом воду. Мне удалось набрать высоту, но мой "Спитфайр" был сильно поврежден. Мне удалось пролететь 30-40 миль до побережья, но самолет уже дымился. Я выпрыгнул с парашютом на высоте 250 метров. Самолет упал на лес в полутора милях от меня…».

Летчики Королевских ВВС, выбрасывавшиеся с парашютами из сбитых самолетов, приземлялись на своей территории и быстро возвращались в строй. Летчики Люфтваффе, напротив, часто попадали в плен, поэтому потери немцев в летном составе превысили потери британцев почти в 5 раз.

В Битве за Англию Люфтваффе лишилось 1598 самолетов, в том числе – более 800 истребителей. В иные дни немцы теряли более 40 самолетов - такие потери Германия просто не могла себе позволить. Королевские ВВС потеряли 902 истребителя.

А самолетам-ветеранам Битвы пришлось воевать и на Восточном фронте. Уже через несколько недель после нападения Германии на СССР на север России прилетело 151-е авиакрыло Королевских ВВС, чтобы передать советским союзникам свои "Харрикейны".

После разгрома Франции Англия осталась одна лицом к лицу с Германией. В это время в английской внутренней политике произошли важные перемены. На смену Н. Чемберлену пришел лидер консерваторов У. Черчилль, который заявил, что «мы будем защищать наш остров, чего бы нам это ни стоило».
Новое правительство Англии признало Ш. де Голля главой движения «Свободная Франция», выступавшего за продолжение борьбы с Германией. С де Голлем было подписано соглашение, по которому он получал военную и финансовую поддержку от Англии.
Трофейные германские документы не оставляют сомнения, что до завершения кампании против Франции гитлеровцы всерьез не занимались подготовкой вторжения на Британские острова (даже на стадии штабной разработки). Геринг, командовавший военно-воздушными силами, считал, что одной авиации окажется достаточно, чтобы «поставить на колени Англию». В результате командование ВВС не столько думало о поддержке армии и флота, сколько разрабатывало самостоятельные планы. 13 августа 1940 г. Геринг объявил «орлиным днем». Германская авиация нанесла массированный удар по британским аэродромам, радиолокационным станциям и завязала воздушные бои, стремясь подорвать силы британской противовоздушной обороны.
Началась «битва за Англию» - месяц с небольшим активных действий в воздухе. Силы германской авиации в этих боях составили 1 200 бомбардировщиков и 1 ООО истребителей, англичане располагали 250 бомбардировщиками и 960 истребителями. В ПВО Англии насчитывалось около 1 800 зенитных орудий. Действия немецкой авиации стратегически приносили мало пользы: это была история не осуществленных до конца противоречивых планов, бесконечной и бессистемной смены первоочередных объектов бомбардировок. Страдало мирное население. С 7 сентября по 3 ноября Лондон испытал «блиц», за время которого на город налетало в среднем по 200 бомбардировщиков в день. 14 ноября 500 бомбардировщиков сбросили 600 тонн бомб на г. Ковентри, основательно его разрушив. Погибло 400 человек. Германское радио оповестило, что все города Англии будут «ко-вентрированы».

В ответ английская авиация начала наносить систематические удары по германским городам. На Берлин за 1940 г. было сброшено 14,6 тыс. тонн бомб. Директива английского правительства в отношении целей бомбардировок от 30 октября 1940 г. гласила: «Хотя и следовало бы придерживаться правила о бомбардировке только военных объектов, однако немецкое население, проживающее в районе таких объектов, должно испытать тяготы войны». Открылась новая страница воздушной войны - «бомбардировки по площадям», т.е. подрыв морального духа немецкого населения.
В Англии немецкие бомбардировки различной интенсивности продолжались до июня 1944 г. и привели к гибели более 60 тыс. человек. «Поставить на колени» Великобританию, как предполагал Геринг, не удалось.
Во время «битвы за Англию» итальянские войска захватили Британскую Самали, часть Кении и Судан. В сентябре 1940 г. проникли в Египет, однако были разбиты англичанами.
Перед нападением на СССР немецкое командование осуществило Балканскую операцию, в результате которой Югославия, Греция и остров Крит были оккупированы. На Дальнем Востоке Япония заняла северные районы Китая и южную часть французского Индокитая.
Таким образом, перед началом восточной кампании гитлеровская Германия и ее союзники захватили многие страны Европы, часть Северной Африки и Дальнего Востока. Экономика, вооружение и людские ресурсы покоренных стран были направлены на укрепление вермахта.