| ПОЧТОВЫЕ СЛУЖБЫ ДРЕВНЕГО МИРА
Хотя слово "почта" появилось в древнем Риме только на рубеже нашей эры, для удобства так принято называть различные службы связи, существовавшие ранее. Это же относится к таким терминам, как "почтмейстер", "отправка корреспонденции" и другим.
Почта в стране пирамид. Известно, что уже при фараонах IV династии (2900 - 2700 гг. до н. э.) в Египте существовала почта с пешими (скороходами) и конными гонцами, курсировавшими по военным дорогам в Ливию, Абиссинию, Аравию. Местное население обязывалось предоставлять гонцам постой. Фараоны в виде особых привилегий освобождали отдельные города от этой повинности. Сведения об этом находят в древних папирусах. Например, фараон Пиопи (Лепи) II из VI династии, правившей Древним Царством в 2500 - 2400 гг. до н. э., даровал льготы городам Копту и Дашуру: "Повелено моим величеством, чтобы ради царя Снофру был освобожден этот город от работ всякого рода и повинностей, возложенных в пользу царского дома и двора, . .. чтобы все арендаторы этого города были свободны от постоя курьеров, идущих по воде или суше, вверх или вниз, на вечные времена... "
Служба царских гонцов была тяжелой и опасной. По обычаям того времени гонца, принесшего плохую весть, разгневанный властелин мог казнить. Рассказ об опасностях и невзгодах такой службы сохранился в дневнике ученого, относящемся ко временам XII династии (2000 - 1788 гг. до н. э.): "Когда гонец выходит в чужую страну, завещает он имущество свое детям своим из страха перед львами и азиатами. И если вернулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, как скоро должен снова собираться в путь". Автор завещает своему сыну: "Становись кем хочешь, но не гонцом".
Письма чаще всего писали на папирусе, свертывали в трубку, обвязывали бечевкойизапечатывали глиняной печатью.
Египетские феллахи в Тель-эль-Амарне, где вдревности находился Ахета-тон - столица египетского царя Аменхотепа IV (Эхнатона) (1419 - 1400 до н. э.), нашли в1887 г. его архив иностранных дел. Несколько сот глиняных табличек, написанных вавилонской клинописью, составляли переписку фараона с царями вавилонского, хеттского, митаннийского и ассирийского государств, а также донесения египетскому царю от подчиненных ему князей сирийских и финикийских городов.
Через 20 лет, в 1906 г., недалеко от Анкары, близ деревни Богазкей экспедиция профессора Г. Винклера раскопала хеттскую столицу Хаттусас и нашла другой огромный архив (около 15 тыс. глиняных табличек). Среди различных документов здесь хранилось и много писем на хеттском, аккадском и других языках. Письма относились главным образом в XIV- XIII вв. до н. э.
Среди них было найдено знаменитое письмо вдовы рано умершего фараона Тутанхамона к царю хеттов Суппилулиуму. "Мой муж умер, сына у меня нет, - писала она. -А у тебя, говорят, много сыновей. Если ты дашь мне одного из них, будет он мне мужем. Что же мне, раба, что ли, своего брать в мужья и почитать его?".
На дорогах огромного царства Ахаменидов . Наиболее совершенную для своего времени систему почтовой связи начал создавать персидский царь Кир II Великий (? -530дон.э.); наивысшего уровня она достигла при Дарие I (522 - 486 до и. э.). Чтобы прочнее удерживать в подчинении многочисленные народы на громадной территории, нужно было иметь мощную и развитую сеть дорог. Персидские дороги не только имели много общего с ассирийскими военными дорогами, но превосходили их, они могут быть названы предшественниками римских дорог. Одна из главных дорог-царская- шла от Сард на эгейском побережье Малой Азии через Армению и Ассирию к югу Двуречья на Сузы. От нее ответвлялись две другие дороги: одна к Тиру и Сидону, другая к границам Бактрии и Индии. Было много и других дорог.
Греческие историки Геродот (484 -425 до н. э.) и Ксенофонт (430 - 355 до н. э.) восторгались состоянием дорог и четкостью организации курьерской службы. Геродот, путешествовавший в середине V в. до н. э. по персидскому государству, отмечал, что дороги дали ему возможность детально познакомиться со страной. На всем протяжении царской дороги имелись царские гостиницы с прекрасными жилыми покоями. В различных пунктах стояли войска, обеспечивавшие безопасность движения почты, путешественников, купцов с товарами. Чтобы покрыть путь от Сард до Суз (около 2300 километров) , пашему путешественнику, по словам Геродота, требовалось около 90 дней.
Царская почта доставлялась значительно быстрее. Расстояние в 20 километров между станциями-гостиницами разбивалось на парасанги (пять километров), в конце которых располагались пикеты курьеров, всегда готовых в путь. Почта передавалась по принципу эстафеты: всадник, получив почту, мчал по весь опор к соседнему пикету, передавал пакет другому, мчавшемуся далее. Поэтому огромное расстояние из конца в конец царской дороги государственная почта преодолевала за шесть - восемь дней, пройдя 111 станций.
Эта почта у греков называлась "ангарейон", а гонцы "ангарой". "Персы так умело организовывали передачу вестей, - пишет Геродот, - что никто в мире не может превзойти их гонцов. . . Ни снег, ни дождь, ни жара, ни темень не задержат посланцев царя Дария, не помешают им с самой большой скоростью промчать выделенный им отрезок пути. . . Ничто на свете не исполняется так быстро, как приказы, доставляемые его курьерами. . ." Геродоту вторит Ксенофонт, который пишет о гонцах Кира Младшего (? - 401 до н. э.): "Никто в мире не может спорить с ними в быстроте, голуби и журавли едва поспевают за ними".
Персы впервые ввели и регулярно действующую почтовую связь, которую теперь принято называть военно-поле вой почтой. За армией, совершавшей завоевательный поход, двигалась специальная служба, поддерживавшая почтовую связь со столицей государства. Есть сведения, что особо важные и срочные военные известия и приказы передавались от пикета к пикету огневыми сигналами.
Под небом Эллады. Особенности политической жизни древней Греции обусловили своеобразие ее почтовых связей. Многочисленные мелкие государства, города-государства не поддерживали между собой регулярного почтового сообщения - они в нем попросту не нуждались. Если возникала потребность передать важное известие (например, военное), то использовали морские суда (для связи с островами и многочисленными колониями по берегам Средиземного и Черного морей) или гемеродромов - "дневных гонцов" (при необходимости они бежали и ночью). Для передачи известий на близкие расстояния использовали грамматофоров ("письмоносцев") . Служба тех и других считалась ответственной и почетной. Для нее отбирали выносливых и быстрых бегунов, нередко олимпиоников - победителей Олимпийских игр.
История сохранила сведения о Ласфене, гемеродроме из Фив, обгонявшем на длинных дистанциях быстроногих коней. Его друг Эфхид совершил подвиг, пожертвовав жизнью, подобно знаменитому марафонскому вестнику. Эфхид пробежал более 200 километров, чтобы доставить священный огонь из Дельфийского храма, когда в храме на афинском Акрополе священный огонь погас по недосмотру жрицы. Эфхид бежал так быстро, что, возвратясь в Афины, скончался от переутомления. Другой известный гонец Филипп за 24 часа пробежал 225 километров, чтобы передать лакедемонянам просьбу афинян о военной помощи против вторгшихся персов.
В древнем Риме. На необозримых пространствах древнеримского государства и покоренных Римом стран, от Ближнего Востока до Британии, была создана разветвленная, действующая по четкому регламенту система связи. Почта существовала еще во времена республики, но упорядоченная Юлием Цезарем (100 - 44 до н. э.), была усовершенствована во времена правления Августа (27 до н. э. - 14 н. э.), а высшего расцвета достигла при императорах Нерве, Траяне, Адриане (96 - 138 н. э.). Отдельные маршруты с общей протяженностью около 100 000 километров были постепенно объединены в единую систему. Почтовая служба получила название "курсус публикус" - общественная почта. Справедливости ради отметим, что это название не совсем соответствовало истине: почтой могли пользоваться лишь члены императорской семьи, патриции, чиновники, легионеры. Но со временем за определенную плату почта стала обслуживать и более широкие слои римских свободных граждан. На расстоянии одного дня пути располагались главные почтовые станции -мансио, где можно было сменить повозку, возничего, поесть и переночевать. Между двумя мансио находилось обычно шесть - восемь промежуточных станций - мутацио, где при необходимости меняли лошадей. Почту доставляли и пешие послы (курсориус), и конные гонцы (вередарии). Кроме писем перевозились пассажиры и грузы. Для этого использовались повозки строго определенных типов (рис. 14, а) - от легких двухколесных, запряженных лошадьми, до тяжелых четырехколесных, в которые запрягалось 8-10 лошадей, мулов, ослов или волов. Все было расписано до мельчайших подробностей: и виды отправлений, и грузоподъемность повозок, и категории пассажиров, и служащих, их содержание и т. д.
Этой системе связи мы обязаны и появлением слова "почта". Особых названий станции не имели. Если нужно было указать станцию, то писали или говорили: "станция, находящаяся в пункте N " или "промежуточная станция, находящаяся в пункте NN ". От слова "позита" - "находящаяся" - возникло со временем слово "почта", которое в XIII в. вошло в большинство европейских языков. Многие исследователи считают, что слово "почта" в средневековой Европе впервые употреблено на итальянском языке ("poeste")B 1298 г. в известной книге Марко Поло "Путешествие
- Каких-то сто лет назад доставка посылок и писем по России считалась очень быстрой, если не превышала шести месяцев. В былые времена царские посыльные могли поплатиться собственной жизнью за дурную новость, а потому работа курьера в те времена была не просто сложной, но и опасной.
- В Древней цивилизации инков удавалось держать под единым упралением огромную территорию благодаря отличным дорогам с отлаженной курьерской службой. Инские дороги предназначались для пешеходов и караванов лам, через каждые 7,2 км стояли указатели расстояний, а через 19-29 км - станции для отдыха путешественников. Кроме того, через каждые 2,5 км распологались курьерские станции. Курьеры (часки) передавали известия и приказы по эстафете, и таким образом информация передавалась на 2000 км за 5 дней.
- В Древней Римской империи благодаря курьерской доставке жители страны могли получать актуальную информацию о событиях политической жизни, судебных тяжбах, скандалах, военных кампаниях и казнях. Быть императорским курьером было весьма почетно, и эта деятельность достаточно хорошо оплачивалась.
- В Древнем Китае практиковался выпуск специальных листков новостей, которые затем посредством курьеров доставлялись в различные регионы страны. Можно сказать, что курьерская доставка на протяжении многих столетий являлась важной частью системы государственного управления.
- В Древнем Египте самым известным курьером считался Филлипид, который по преданию в 490 году до н.э. принес сообщение о победе в битве при Марафоне в Афины. Он, пробежав около 40 км, погиб от истощения, но стал основоположником марафонских бегов.
- В 13 веке в России была организована первая специальная служба для пересылки письменных сообщений, так называемая ямская гоньба, - самобытное русское учреждение, просуществовавшее до второй половины 19 века.
- В XVI веке для учета корреспонденции и повышения личной ответственности гонцов за ее сохранность на подлинниках или копиях документов стали делать специальные отметы. В XVII веке эти отметы стали более подробными и содержали, кроме фамилии и имени гонца, год, месяц и день вручения корреспонденции.
- В 1665 году организованы почтовые и курьерские маршруты из Москвы в Ригу и в 1669 — в Вильнюс, которые давали возможность обмена корреспонденцией, в том числе частной, с зарубежными странами.
- В России курьерская почтовая служба появилась в 17 веке, 17 ноября 1710 года Петр I подписал указ об учреждении специального курьерского маршрута от Санкт-Петербурга до Москвы, что явилось прообразом военно-полевой курьерской службы, утвержденной Указом Петра I от 30 марта 1716 года.
- В 1783 году в России впервые были введены единые тарифы на пересылку корреспонденции в зависимости от ее массы и от расстояния.
- С 1837 года в Росии почтовые у курьерские отправления стали перевозить по железной дороге. Россия - одна из первых стран, организовавших такие перевозки.
- К началу 19 века в России насчитывалось порядка 460 почтовых и курьерских учреждений, где исправно несли службу 5 тыс. курьеров.
- В Америке первые курьерские услуги стали оказываться в 1907 году американской компанией UPS. Данная компания занималась доставками цветов, почтовых отправлений и мелких грузов.
- В 1946 году Кен Томас основал компанию-перевозчик TNT. Он сделал основной упор на осуществление регулярного сообщения между городами. И принес свои нововведения, всем клиентам, которые хотели удостовериться в успешности доставки, теперь выдавали специальную справку с подписью получателя.
- В 1969 году впервые появилась Авиа-доставка, что позволяло выйти
Античные камеи, эти миниатюрные творения рук человеческих, сочетают в себе тонкое изящество и красоту. И хотя их возраст исчисляется не одним десятком веков, глядя на них, у каждого зрителя возникает ощущение, что эти изображения вот-вот оживут!Ведь в античные времена в Древнем Риме, в Древней Греции и эллинистических государствах это искусство достигло вершин совершенства.
Не зря про них сказано: «Геммы малы, но они побеждают столетья » (С. Рейнак). Искусство миниатюрной резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, глиптика, известно с глубокой древности. При этом, резные миниатюры, называемые геммами, могут быть двух типов – с выпуклыми изображениями (это камеи) или с вырезанными (инталии).
Инталии в качестве печатей
Инталии – более древний вид резьбы, и свой расцвет они пережили очень давно. Вырезали инталии на одноцветных камнях обычно всегда с практической целью – для использования в качестве печатей. На мягкой глине или воске проставляли оттиски, опечатывая таким образом помещения, запечатывая письма и документы. А также штамповали некоторые вещи, отмечая тем самым их принадлежность владельцу инталии.
Резьба миниатюрных инталий – дело непростое, резчик должен хорошо представлять себе, как будет выглядеть перевернутый оттиск. В качестве материала для инталий чаще всего используют разновидности кварца: сердолик и красноватый халцедон, а также горный хрусталь.
Камеи - предметы роскоши в Древней Греции
В эпоху античности, в конце IY века до н. э., мастера Древнего Рима и Древней Греции продолжая работу с инталиями, начинают работать с с другим материалом – многоцветным и многослойным сардониксом или агатом, из которого вырезают выпуклые рельефные геммы - камеи. При умелом подходе резчикам удавалось достичь интересных цветовых и световых эффектов.Работая над двойными или тройными портретами, они старались каждый из них выдерживать в своем цвете. И если удавалось удачно попасть в цвет, что было совсем непросто, камеи будто оживали.
В то время, как инталии использовались для практических целей, камеи стали предметом роскоши. Их вставляли для красоты в перстни и диадемы, украшали ими свою одежду… Но далеко не каждый мог позволить себе их приобрести.
Геммы Александрии
Первыми, кто начал работать с камеями на основе полихромного сардоникса, были безымянные греческие мастера-резчики по камню, служившие при дворе Птолемеев в Александрии. По части глиптики это были большие мастера, даже самые ранние их работы с камеями были выполнены виртуозно.Целый ряд созданных ими работ стали знаменитыми шедеврами. К ним относят уникальную «Камею Гонзага», «Чашу Фарнезе», «Кубок Птолемея» и другие.
Самой блестящей их работой, признанной шедевром на все времена, стала «Камея Гонзага», хранящаяся в Эрмитаже.
Прекраснейшая камея, одна из самых крупных. На ней вырезано два профиля – мужской и женский. Скорее всего, это Птолемей II и его жена Арсиноя, являющаяся также и его сестрой.
Эта камея не избежала судьбы многих исторических реликвий: семь раз она переходила от одного владельца к другому, пока не оказалась в Петербурге. Ее в 1814 году подарила российскому императору Александру I Жозефина после поражения Франции в войне с Россией.
Глиптика в Древнем Риме
После падения царства Птолемеев (30-ый год до н.э.) закончилась эпоха эллинизма, и греческие мастера стали трудиться на благо Римской империи, которая с успехом впитала культуру Древней Эллады, в том числе и глиптику. Но воспроизводя у себя ее лучшие образцы, римские резчики стали во множестве создавать портретные и многофигурные камеи с мифическими и аллегорическими героями.Постепенно в истории глиптики наступил новый период, в котором оформился новый стиль. Теперь основной сюжетной линией стал триумф императора, а в технике предпочтение стали отдавать более строгим и графичным двуцветным композициям - белым силуэтам на темном фоне.
«Камея Августа»
На этой двуцветной камее изображен император Август в окружении реальных исторических личностей и римских богов.
«Гемма Тиберия»
Эта камея - самая большая камея в мире. Наполеон I назвал ее «Великой камеей Франции». Изготовлена камея в период правления императора Тиберия в его честь на основе пятислойного сардоникса. На ней в трех рядах расположены более 20 фигур. Император Тиберий с женой Ливией изображен в окружении своих родственников и богов, вырезанных с ювелирной точностью, а у них под ногами – побеждённые германцы и даки со своими женщинами и детьми.
Понятно, что миниатюрная резьба по камню совсем не простое дело, требующее большого мастерства и терпения. Помимо этого, мастер должен уметь разглядеть в камне красоту, предугадать, как внутри него расположены слои. Сам процесс резьбы очень длительный. На создание одной камеи могут уйти даже не месяцы, а годы упорного труда. Специалисты сравнивают процесс изготовления одной большой камеи со строительством целого собора. Видимо, надо очень сильно любить свое дело, чтобы этим заниматься.
Но, несмотря на все эти сложности, из-под резцов античных мастеров вышло много прекрасных экземпляров, настоящих произведений искусства. И все последующие годы они остаются идеалом красоты и совершенства, к которому стремятся многие мастера глиптики.
Инталии
Камеи
В центре креста размещена довольно большая камея, на которой изображен император Август. Крест этот был подарен древнейшему и знаменитому Ахенскому собору германским императором Оттоном III.
Камея императора Константина, сардоникс, IV век н. э., Константин и Тихе. Сардоникс. Римская работа. IV в. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Лучшими коллекциями камей обладают музеи Вены, Парижа и Санкт-Петербурга. Во многом благодаря стараниям Екатерины II, обожавшей камеи и коллекционирующей их, собрание античных камей Эрмитажа - одно из крупнейших в мире. И сегодня впечатляют самых изысканных ценителей.