Дискуссия на тему экология души. Что такое экология души? Значит, мне надо повышать духовный уровень

Среди основ человеческого бытия природе принадлежит одно из первых мест. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Мы «научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам надо научиться жить на земле, как люди». Экология природы не имеет будущего без экологии души.

«Растёт то, что мы выращиваем в душе, - таков вечный закон природы» И. Гёте.

Экология души - это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Это и состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. Если поступки и помыслы людей будут чистыми, чистой будет и окружающая среда. А если будет грязной душа - будет грязной экология нашей планеты. Мы должны направлять свои усилия на возрождение духовных, нравственных традиций русского народа, на приобщение наших детей к народной культуре, на формирование экоцентрического стиля мышления (экоцентризм - мировоззрение, философия, а также идеология охраны окружающей среды ), без которого невозможно сохранение жизни на Земле. Русский человек жил среди природы, находясь в теснейшей зависимости от нее, и на протяжении многих веков наблюдал за природными явлениями, чтобы приспособиться к ним. Через фольклор наши предки передали нам самые разнообразные знания, в том числе и по экологии, о природных явлениях, о лесных обитателях, о различных растениях. И формы передачи информации народ выбрал самые оптимальные: сказки, пословицы, загадки. Они короткие, легко запоминаются, что делает их привлекательными в глазах детей. Но не только наши далекие предки заботились о природе родного края и человеческой душе. Эта тема проходит через творчество многих и многих писателей, как русских, так и зарубежных.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

(С. Есенин)

Для природы не важно, какой ты национальности, где ты живешь. Важно, как ты относишься к своему дому, к свой природе. Многие считают, что планета Земля существует только для поддержания жизни людей, что всем этим можно пользоваться по своему усмотрению, не думая о последствиях, о том, что природные ископаемые, водные ресурсы не бесконечны. Но Земля - это живой организм, такой же как мы с вами. И все, что мы делаем, отражается на нас самих. И нам самим придется устранять все последствия своей же неразумной, безответственной деятельности.

Хорошо, что есть люди, которые свою жизнь посвящают защите природы, всей нашей планеты, у которых необыкновенные родственники и знакомые: птицы и звери с разных уголков нашей столь разнообразной и необъятной планеты! «Природа должна найти свое единственное убежище - наше духовное сознание» (писатель С. Залыгин).

Будет более правильным сравнить самого человека с родителем, а природу с ребенком, который нуждается в защите и заботе. Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы моря и океаны были чистыми, леса радовали глаз своим зеленым нарядом, пески в пустыне оставались такими же золотыми, а небо всегда было голубым. Восстановление и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой души. От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле.

Природа, я иду в тебя

С душой и сердцем обнажённым.

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа – матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

На фоне непрекращающихся войн, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, - молодое поколение.

Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.

Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как – то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже, ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20.

В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская экология .

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

/Н. Заболоцкий./

Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.

Экологии души - охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Хочешь изменить мир, изменись сам!

Добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом… Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Особый вид доброты - милосердие. Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. М. Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». Зло – всё, что губит душу человека…Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: «Ни один злой человек не бывает счастлив».

Нужно ли помогать пожилым, одиноким, больным, бедным людям? Согласны ли вы, что началом доброго отношения к людям, является умение прощать? Можно ли принудить человека быть добрым? Может мы зря приходим на митинг 9 мая, или на концерт пожилым людям? Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны. Как объяснить героизм воинов? Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года... Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека... 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям…

Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть: " Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри, как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.

К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие - человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, убивает... Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома... Нет им прощенья, и одно лишь средство изжить эти явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жизни – увеличивать добро в мире». Уничтожай зло в мире, а прежде всего люби…

А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее?

Каждый из нас должен задуматься. А для начала… в помощь вам эти упражнения.

Упражнение «Объясните» . Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?» Потому что он плохо относится ко мне? Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других? Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже? А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка? А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

Упражнение «Рычите». Проговорите гласные У, О, А, И так, как будто вы артист-чревовещатель и звуки идут не просто из горла, а перемещаются к гортани (начало дыхательного горла) оттуда, откуда они идти не могут - из кишечника. Прорычите на воображаемого противника «кишками». От процедуры организм быстро устанет и агрессивность снизится. Тогда все обстоятельства можно спокойно обдумать и принять решение. Эти упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. Вот они во время тренировок и рычат без стеснения. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.

От стресса - остыньте, поборите агрессора, засевшего внутри вас. Сидя за столом, представьте себе, что перед вами обидчик. Смотрите на воображаемого противника с ненавистью, с яростью, представьте себе, что противник уменьшается. Время, затраченное на это упражнение, равно времени удлинённого и задержанного вздоха. Зажмурьтесь так, как вы умеете, выдохните. После того как проделаете это упражнение дважды, подумайте: а стоило ли так расстраиваться и злиться? Возможно, вы получите ответ «нет».

Пауло Коэльо - "О карандаше", притча из книги "Подобно реке..."

Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо и спрашивает:

Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
- Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу .
Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш.
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
- Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
- Все зависит от того, как смотреть на вещи . Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых : ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки . Мы называем эту руку Богом и всегда должны вверять себя Его воле.
Во-вторых : чтобы писать, мне приходится время от времени затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль , помня, что она облагораживает тебя .
В-третьих : если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо . Часто этоединственный способ удержаться на верном пути .
В-четвертых : в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан, и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя .
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след . Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками, и поэтому обдумывай каждый свой шаг .

И нам с вами тоже никогда не нужно забывать эти мудрые советы. Ибо именно они позволят стать, действительно, большой личностью.

Во-первых, вы сможете сделать много великих вещей в своей жизни, но только если вы доверитесь зову своего сердца, дадите другим людям то, чем обладаете сами.

Второе: Вы тоже будете испытывать боль, оттачивая свои навыки время от времени, преодолевая различные проблемы в жизни, но эти проблемы необходимы, чтобы вы стали сильнее.

Третье: У вас будет возможность исправить любую ошибку, которую вы совершите в жизни.

Четвертое: Самое важное, что в вас есть - это всегда то, что находится внутри вас.

И пятое: По какой поверхности вы бы ни шли, вы должны оставить свой след. Вне зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств, вы должны продолжать выполнять то, что обязались сделать.

И пусть эта притча поможет вам осознать, что вы - совершенно особенный человек, единственный человек на этом свете, который способен осуществить то, ради чего он появился на свет.

Никогда не позволяйте себе приходить в уныние. Вы можете изменить все.

«Душевная экология» - это дело самого человека. Ты – это твои действия, и нет другого тебя…" С.Экзюпери

За последние четыре десятилетия мир достиг большего технического прогресса, чем за всю известную нам историю человечества в прошлом. Ученые открыли множество законов, управляющих природой. И чем больше они узнают о тайнах природы, тем больше восхищаются совершенством вселенной. Теперь уже многие заявляют, что вселенная не могла возникнуть случайно, но должна была быть воплощением замысла Высшей Силы.

В природе существует совершенное равновесие. Наш мир, окружающая среда и сама природа образуют живую взаимозависимую систему. Если наша точка зрения верна, то мы не увидим в этой системе ни границ, ни двойственности. Тогда и сама жизнь видится как единое целое. Это живая, сознательная сущность, созданная руками Творца и оживленная дыханием Его жизни.

Совершенному равновесию природы, поддерживающему жизнь на нашей планете в течение миллионов лет, угрожают те же самые технические достижения, которые преобразили современный мир. Средства массовой информации ежедневно сообщают о новых угрозах окружающей среде. Воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем, земля, дающая нам пищу, все больше и больше загрязняются. Сама атмосфера, защищающая Землю, находится в опасности. Забота об экологии не связана с какой-то одной страной, или частью света. Эта проблема глобальна.

Забота об экологии стала одной из основных проблем мира. Исследовав этимологию слова «экология», мы обнаружим, что оно происходит от греческого слова «oikos», что означает «дом» или «местожительство», и слова «ology», что означает «изучение чего-либо». Таким образом, слово «экология» первоначально означало «изучение нашего дома или местожительства». Сегодня, когда мы размышляем об изучении нашего местожительства, мысль невольно устремляется к Земле и Матери природе. Изучение вышеупомянутого может быть разделено на четыре части: понимание циклов природы, осознание последствий загрязнения, изучение методов восстановления первозданной красоты природы и внедрение в практику методов сохранения ее чистоты. Иными словами — это следующие четыре раздела: циклы природы, загрязнение, восстановление и сохранение природы.

Существует еще одно значение слова «экология». Святые и мистики говорят о нашем доме или месте жительства, имея в виду физическое тело, созданное самим Творцом. В этом доме живет душа. Священные писания говорят о том, что человек обязан поддерживать и сохранять чистоту и великолепие души и места ее обитания. К сожалению, мы в значительной степени игнорируем духовную сторону и жертвуем ее чистотой ради этого преходящего мира.

Мне хотелось бы рассмотреть «экологию души». Изучение как внешней, так и внутренней экологии состоит из тех же четырех разделов. Существуют фундаментальные законы и циклы, которые имеют отношение как к природе, так и к духу. Можно увидеть, как загрязнение влияет на нас внутренне, и какой эффект оно оказывает на окружающий мир. Мы можем научиться восстанавливать первоначальную красоту природы и собственной души. Мы можем также ввести в практику методы сохранения своей духовной чистоты.

Все формы жизни образуют единую гармоничную мозаику. В основе существования лежат фундаментальные законы и циклы. Примером совершенной взаимосвязи является жизненный цикл природы. Испаряясь, вода превращается в водяные пары. Все нечистоты и минералы в процессе превращения выпадают в осадок. Водяные пары образуют облака, которые разносятся ветром в разных направлениях. Встречаясь с прохладными воздушными массами, вода конденсируется в водяные капли, выпадающие на землю в виде дождя или снега и питающие жизнь. С незапамятных времен этот цикл поддерживал жизнь на Земле, перенося влагу из богатых водой океанов на землю, для того, чтобы люди и животные имели в достатке питьевую воду, а растения могли расти.

Несмотря на все наши достижения, мы пока не создали технологии, аналогичной способу, которым зеленые растения превращают солнечный свет, углекислый газ и воду в пищу и кислород. Благодаря этому простому процессу, Земля получает свежий запас кислорода, необходимого для всех форм жизни, а также неистощимый запас продуктов питания.

В природе все совершенно. Даже смерть способствует возникновению жизни. Когда растения и животные умирают, их разложившиеся останки превращаются в удобрения для сельскохозяйственных культур. Через миллионы лет разложившиеся вещества превращаются в каменный уголь, используемый для производства электроэнергии. Экологическая система, созданная Богом на Земле, настолько уникальна, что наша планета стала единственно обитаемой в нашей солнечной системе.

Наряду с прочими природными циклами, такими как водный, растительный, цикл каменного топлива, существует и цикл души. Путешествие началось с сотворения вселенных и продолжается до сих пор.

Священные писания рассказывают, что вначале Бог был совершенно один. Он был Океаном Всеблаженного Сознания. Затем из одного Он решил стать множеством. Эта мысль вызвала вибрацию, в результате которой возникло два принципа: Свет и Звук. Различные священные писания называют Свет и Звук по-разному. Слово, или Наам, и является выраженной Силой Бога. Именно Ею были созданы различные планы существования: чисто духовный Сач Кханд, духовно-материальные области надпричинного плана, причинный и астральный планы, а также материальный мир на физическом плане. Та же Божественная Сила создала людей и все другие формы жизни, и Ею же обеспечивается симметрия и гармония существования вселенной, так как именно Она удерживает планеты на орбитах и звезды в небесах.

Душа — искра созидательного принципа, живительная сила внутри нас. До тех пор, пока душа обитает в теле, тело живет. Лишь только душа оставляет тело, человек умирает. Создавая вселенные, Бог отделил от Себя души, чтобы населить миры. С этого и начался процесс трансмиграции. С незапамятных времен душа обитает на различных планах творения, переходя из одной формы жизни в другую. Как только существование в одной форме жизни заканчивается, душа переходит в другую. Душа трансмигрирует подобно растению, умирающему зимой, чтобы снова ожить весной. С окончанием одной жизни душа начинает новую, в новой форме. Душа, будучи искрой бессмертного Творца, никогда не умирает. Она лишь переходит из одной жизни в другую.

Отделяя от Себя души, Всевышний предусмотрел и путь, по которому те смогли бы к Нему вернуться. Возвращение возможно через поток Наама, или Слова. Однако План творения предопределяет, что душа не помнит своего прежнего существования до тех пор, пока не достигнет определенной ступени духовной эволюции. Если бы мы помнили каждое предыдущее рождение, то жизнь была бы слишком усложнена воспоминаниями о прежних связях, и было бы трудно функционировать в рамках отношений, существующих сейчас. Мы искали бы родителей, супругов и детей, с которыми были связаны в прошлых жизнях. Поэтому, когда душа входит в новую форму, она прикрыта облаком забвения. Забыта ею и собственная сущность, то, что душа — это капля Божья. Переходя от рождения к рождению, душа, не ведая о своем истинном происхождении, отождествляет себя с умом и телом. Вместо того, чтобы искать путь назад к своему Источнику, она тянется к мирским соблазнам.

Знание о нашей истинной сущности скрыто в сокровенной глубине души. Подобно алмазам или нефтяным пластам, лежащим глубоко под землей, наша величайшая ценность, душа, похоронена под слоями ума, материи и иллюзии. Мы должны освободить ее в течение этой жизни и использовать свой величайший потенциал.

Загрязнение


Загрязнение — это еще один из аспектов внутренней и внешней экологии. Подобно воздуху и воде, душа обладает внутренней красотой. Она тождественна Богу. Один из святых сказал: «Бог — это любовь, и наша душа, являющая собой ту же сущность, что и Бог, — это тоже любовь. Поэтому путь назад к Богу тоже лежит через любовь».

Миллионы лет на Земле был свежий воздух и чистая вода. Однако наша эксплуатация планеты привела к истощению природных ресурсов. Мы загрязнили воздух, воду и почву, разрушаем озоновый слой Земли, уничтожаем флору и фауну. Подобным же образом наша ненасытная потребность потворствовать своим чувствам оскверняет естественную чистоту души.

Многие считают, что мозг — это место, где находится интеллект. Однако мозг — лишь инструмент, подобный сложному компьютеру, через который душа общается с внешним миром и получает из него впечатления. Оператором, управляющим телом и умом, является душа. Именно она должна бы контролировать как ум, так и тело, однако, в действительности, сейчас все наоборот. Сейчас ум контролирует душу, бьющуюся в сетях впечатлений окружающего мира.

То, что мы видим и слышим, обоняем и осязаем, все впечатления окружающего мира отвлекают наше внимание, являющееся внешним выражением души. Как результат, внимание отвлечено вовне через девять дверей окружающего мира: два глаза, два уха, две ноздри, рот и два нижних органа. Ум, любитель удовольствий, увлек наше внимание в физический мир, и мы забыли свою истинную сущность.

Мы проводим жизнь в чувственных мирских удовольствиях, считая, что целью ее является накопление материальных благ, богатства, собственности, связей, создание себе имени и известности, а также обретение власти. Однако мы забываем, что ни одно из перечисленных благ не сопровождает нас, когда мы умираем. Они нереальны, как мираж в пустыне. Мы покидаем мир точно так же, как и приходим в него, как души, чуждые всего материального.

Многие осознают это слишком поздно. Мирские желания и чувственные удовольствия оседают на чистую душу, как пыль. Приходя в этот мир несчетное количество раз, душа настолько загрязняется впечатлениями от него, что становится совершенно неузнаваемой. Однако, некоторые счастливые души пробуждаются. Они осознают духовное значение жизни. Врожденное стремление к бессмертию ведет их к раскрытию тайны жизни и смерти. Если возникают вопросы: «Кто мы такие? Зачем мы здесь? Куда мы идем?» — значит искра духовности уже зажглась, и мы не сможем успокоиться, пока не найдем ответа. Искренняя мольба исходит из самых глубин нашего существа, и мы молим Всевышнего прийти к нам на помощь.

Возрождение былого великолепия души

Еще одним аспектом рассматриваемого нами предмета является восстановление красоты души. Экологи, работающие над тем, чтобы очистить загрязненные воздух и воду, и освобождающие животных, попавших в нефтяные капканы — это истинные герои нашего времени в борьбе с загрязнением окружающей среды. Но в нашем мире существуют и экологи души. Они имеют полное представление о первозданной красоте души и загрязнителях, покрывающих ее слоями грязи. Они ищут тех, кто пытается найти истину, но попал в ловушку мирских желаний, и стараются их освободить.

Эти Божественные экологи чаще известны как святые и мистики, пророки и духовные учителя, приходившие к нам испокон веков. Сами они чисты и свободны от всего, что загрязняет душу, и способны освободить других. Они освободили собственные души от ограничений физического тела и вознеслись к Творцу в чистом Божественном потоке.

Святые и мистики слышат мольбы душ, стремящихся к свободе. Они могут показать нам нашу истинную сущность. Они учат нас проводить самоанализ, чтобы отделить собственное «я» или душу от наслоений ума, материи и иллюзии, ее покрывающих, и делают это с помощью медитации.

Сохранение естественной красоты души
Очередной аспект внутренней и внешней экологии — это сохранение естественной красоты души. Получив прямой контакт с внутренним Светом и Звуком, мы понимаем, что мы не тело, а душа. Понимаем мы также и то, что внутри нас существует Высшая Реальность. С этого начинается путешествие в нашу Истинную Обитель.

Духовные адепты учат нас тем практикам, которые помогут нам очиститься от вековой грязи. Существуют два фактора, ускоряющие этот процесс: очищающая Вода Наама и этичная жизнь.
Овладев методом медитации и получив контакт с Божественным Светом и Звуком, необходимо каждый день заниматься внутренними упражнениями. Необходимо выделить время для общения со Светом и Звуком внутри. Чем больше мы слушаем, как звучит внутренний Свет, тем больше Он очищает душу, смывая с нее впечатления окружающего мира.

Вторым фактором, помогающим нам на пути духовного прогресса, учителя считают этичную жизнь. Для того, чтобы достичь прогресса во внутреннем духовном путешествии, нам необходимо преодолеть в себе гнев, чувственные влечения, жадность, привязанность и эго. Это и есть пять загрязнителей, оскверняющих душу. Они отвлекают наше внимание на окружающий мир. Проанализировав эти пять отрицательных качеств, мы увидим, что они обусловлены стремлением к преходящим мирским удовольствиям. Например, мы сердимся, если что-то мешает нам достичь желаемого. Чувственные влечения вызваны стремлением к чувственному удовольствию. Причиной жадности является неутолимое желание приобретения собственности, богатства, власти, имени и славы. Добившись своего, мы привязываемся к приобретенному и забываем о духовных ценностях и своей духовной природе. Основой эго является гордость преходящими достижениями: богатством, мирскими знаниями и властью.

Для того, чтобы избавиться от этих пяти отрицательных качеств, необходимо ежедневно анализировать свои мысли, слова и поступки. Это даст реалистическую картину того, что именно оскверняет душу. После этого можно принять решение не совершать подобных ошибок в будущем.
Святые придают большое значение этичной жизни и считают ее основной ступенью на пути духовного развития. Сант Кирпал Сингх Джи обычно говорил, что стать человеком в истинном смысле слова трудно, однако, достигнув этого, относительно легко найти Бога. Необходимо ни что иное, как полная трансформация жизни.

Для того, чтобы наша планета, с ее взаимозависимыми экологическими системами смогла уцелеть, нам следует научиться жить в гармонии со всем мирозданием. Для меня экология означает следующее: если мы загрязняем свой мир, то это показывает, что нам ни до кого нет дела. Если бы мы заботились о своей семье или о своем соседе, то не стали бы загрязнять окружающую среду и усложнять жизнь другим людям. Проблема экологии могла бы быть решена в целом, если бы мы, люди, осознали, что каждое существо, живущее на Земле, есть воплощенная душа. Если только мы поймем, что душа, подобная нашей, живет в каждом существе, растение это или животное, и что все души имеют один Источник — Сверхдушу или Бога, тогда мы будем видеть Божественный Свет в каждом живом существе, любить его и заботиться о нем. Что же такое любовь в действительности? Любовь — это подлинная забота о ком-то. Любовь — это не только физическое влечение. Настоящая Божественная любовь, любовь в истинном смысле слова, предполагает заботу о тех, кого мы любим. И если мы действительно о ком-то заботимся, то мы не захотим усложнять его жизнь. Если все мы в этом мире начнем думать об окружающих, как о братьях и сестрах, имеющих то же Божественное происхождение, что и мы, мы не станем делать ничего такого, что могло бы повредить другим людям. Мы постараемся прожить жизнь так, чтобы не загрязнить окружающую среду, в которой живут другие люди. Соединившись с Божественным Светом и Звуком, мы начинаем видеть этот Свет во всех существах, мы начинаем верить в братство людей и в происхождение всего от Бога. По достижении этого состояния изменится вся наша жизнь, что, в свою очередь, отразится на нашем обществе, стране и поможет миру в целом.

Таким образом, необходимо развить в себе уважение к окружающей среде, не игнорируя прав даже мельчайших насекомых. Экологи сознательно не хотят что-либо менять в окружающей природе, ибо это нарушит баланс природы. Аналогично, достигнув определенной степени духовного развития, мы начинаем жить очень чутко. Мы стараемся не ранить чувств других, обращаясь с теми, кто входит с нами в контакт, любовно и мягко. Развивая в себе положительные качества и продолжая медитировать на Святом Слове, мы обнаружим, что все наши недостатки и прочая грязь, покрывавшая душу, отпадет, и она засияет первозданной чистотой.

Убежденные экологи считают своим долгом работать ради сохранения окружающей среды. Они хотят сделать все возможное для того, чтобы жить в гармонии с природой. Те, кто познают себя и приходят к Богу, тоже приобретают чувство ответственности. Само по себе духовное развитие не является самоцелью. Развивается глубокая любовь ко всему творению. Начинаешь видеть Божественную руку за каждой былинкой. Уважение и любовь к жизни проявляются в бескорыстном служении.

Те, кто познает Бога, не оставляют этот мир, чтобы провести жизнь в уединении и медитации, так как у них развивается врожденное желание служить своим собратьям и всей жизни. Такая точка зрения может оказаться сюрпризом для многих людей, живущих на Западе и считающих, что духовность — это отрицание жизни и предназначена лишь для отшельников и монахов. Сант Даршан Сингх называл такой подход негативным мистицизмом. Именно он впервые употребил выражение «позитивный мистицизм». Смысл науки заключается в том, что в то время, как мы работаем над своим духовным развитием, мы продолжаем выполнять обязанности по отношению к семье, обществу, стране и миру, и стараемся делать это наилучшим образом. Мы честно зарабатываем себе на жизнь, чтобы обеспечить себя и семью, а также помочь нуждающимся. Наша религия остается той же, к которой мы принадлежим по рождению, однако, живем мы в соответствии с ее истинной целью — познать себя и прийти к Богу. Мы заботимся о своих семьях и стараемся сделать все, чтобы дети получили самое лучшее образование. Мы стремимся достичь максимума в обоих мирах и преуспеть во всех своих начинаниях. Однако, живя и работая в этом мире, мы постоянно помним о своей духовной цели.

Так давайте же посвятим свое время духовным упражнениям, чтобы восстановить врожденную, данную нам Богом, красоту. Добившись этого, мы обретем особое, неповторимое излучение, которое почувствует каждый, кто войдет с нами в контакт. Мы будем орошать любовью каждое живое существо и всю нашу планету.

Восстановив экологическое здоровье собственной души, мы будем очищать и возрождать все творение. И тогда этот мир вернется к Божественному состоянию блаженства и экстаза, ради которого мы и были созданы.

Позвольте мне закончить отрывком из поэмы «Мольба души», написанной Сант Даршаном Сингхом:

Мы только капли одного фонтана Божественной красы,

Мы только волки Реки Любви Великой.

Мы разные цвети в Саду Творца.

Мы собрались в одной Долине Света.

Мы, на Земле живущие, принадлежим к одной семье,

Ведь Бог один, и все мы Его дети.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Подумайте, какова Ваша точка зрения на экологию. Постарайтесь внести в свою ежедневную жизнь нечто такое, что поможет развитию экологии.
Подумайте об экологии души. Что именно загрязняет душу? Составьте план действий с учетом этой главы, который даст Вам возможность избавиться от загрязнителей.

Сант Раджиндер

Классный час на тему "Экология души. О чистоте речи". Характерной чертой нашего времени является то, что мы очень много говорим, не задумываясь, просто говорим, и все. Сквернословие сейчас звучит в разговоре взрослых и детей, а для некоторых это основной язык их речи. Данный материал можно использовать при проведении классного часа, а также на занятиях внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Экология души. О чистоте речи»

Цель : воспитание уважительного отношения к языку.

Задачи : обратить внимание на значение слова в жизни людей;

Познакомить с губительным воздействием слова на моральное и физическое здоровье личности;

Воспитывать культуру общения.

Оборудование : карточки со словами, карточки с частями пословиц, плакаты.

Ход занятия

I Вступление

В одной из глав сказочной повести И. Токмаковой «Счастливо, Ивушкин!» енот Нотя старательно отстирывает в вёдрах облака, на которых оставляют пятна злые слова и сетует: «Хоть бы люди поняли, наконец, что плохое слово не просто так – брякнул, и до свидания. Это каждый раз – грязное пятно на чистом облаке...». Таким «грязным пятном» ложатся грубые слова на человеческие взаимоотношения. Это в наших силах - промолчать, когда на языке вертится грубое, бранное слово. Мир вокруг нас будет чище.

Ученик . Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать и отзывом и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Я. Козловский

Слова – это одежда для наших мыслей. Все мы любим красивую, нарядную одежду. Такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям хочется одеваться в красивую одежду, красивые слова всегда, каждый день, а не только в праздник.

И если мы будем облекать наши мысли в красивую одежду – говорить красивые слова, то будем творить добро. В каждом слове есть сила. В добром – добрая, в плохом – злая. И она никуда не улетает, а ходит за своим хозяином следом, живет в его доме. Предмет, сделанный с плохими словами, быстро ломается, им никто не хочет пользоваться. Дом, построенный с плохими словами, быстро рушится. Растения гибнут, слушая брань. И сам человек начинает болеть, не зная почему, у такого человека рушатся отношения с близкими людьми.

Вот что может слово! А еще словами можно создать настроение, вызвать какие – то ощущения. Какие - зависит от произносимых слов.

Человек, говорящий хорошие, чистые слова, всегда как бы с букетом цветов или связкой шаров. Вокруг него всегда сияние и красота. Слова благодарности зажигают звезды, от них расцветают улыбки, раскрываются сердца.

А вокруг сквернослова всегда вьется рой черных мошек, серых тучек, напоминающих чудовища. Только видеть это могут не все.

II Чтение сказки

Сказка «Цветок мудрости»

В одном царстве – государстве все люди очень любили цветы. В палисаднике около дома каждый житель выращивал какие-либо цветы. Кто-то розы, кто-то пионы, кто-то маргаритки, а у самого короля рос цветок Мудрости. Это был самый необычный и самый прекрасный цветок, когда-либо известный людям. Каждый, кто видел его и вдыхал его прекрасный аромат, становился радостнее и мудрее. И не иссякал поток людей, желающих полюбоваться цветком.

Король был в восторге от цветка мудрости, и ему хотелось, чтобы цветок разросся еще больше и цвел еще пышнее. Он решил, что цветку нужно хорошее удобрение и кинул клич по всему королевству – кто привезет для цветка самую лучшую землю, богатую микроэлементами и удобрениями, того он по- королевски наградит.

Многие откликнулись, но королю особенно понравилась земля одного крестьянина одной самой дальней избы – настоящий чернозем, так она была черна. Но не знал король, что на самом деле это был вовсе не чернозем, а земля была черна из-за черных, скверных слов, которые постоянно употреблял в своей речи этот крестьянин.

Когда в эту землю посадили цветок мудрости, то он, вместо того, чтобы расти и цвести пуще прежнего, стал вдруг вянуть.

*Как вы думаете, почему стал вянуть цветок мудрости?

Король убрал привезенную землю, но цветок все засыхал. Тогда король стал искать средство, которое поможет страдающему цветку обрести прежнюю красоту. Он позвал самого главного мудреца королевства.

*Ребята, по вашему мнению, какое средство порекомендовал царю мудрец?

Правильно, красивые слова.

*А теперь представьте, что вы – жители королевства. Какие бы слова принесли вы для цветка?

Когда, ребята, все жители королевства сказали цветку мудрости красивые слова, то он почувствовал, что его очень любят, и перестал вянуть.

А однажды, когда король путешествовал по своему королевству, он забрел высоко в горы и, к своему удивлению, увидел в горах хижину, вокруг которой благоухали красивейшие цветы из всех, кого-либо виденных им. Они были точь-в-точь как его цветок мудрости, только необыкновенно больше. Удивило короля и то, что росли–то они высоко в горах, где вообще вряд ли возможно была какая-либо растительность, а тут – цветы!

Человек, который жил в хижине, был очень добрым и отзывчивым.

Как выросли у твоей хижины в таком изобилии цветы мудрости? – спросил король.

Я думаю только чистыми мыслями и произношу только чистые и красивые слова, - ответил человек,- кроме того, я очень люблю эти цветы, и они мне отвечают тем же. Король сразу понял кто перед ним.

* Кто перед ним, ребята?

Правильно, мудрец.

Король стал брать пример с мудреца и цветок его королевства заблагоухал и расцвел, как никогда прежде. И долго потом люди вспоминали добрыми и красивыми словами правление этого мудрого короля.

III Работа в группах

А сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать цветок Мудрости. (Уч-ся разбиваются на группы и рисуют)

IV Чтение стихотворения М. Небогатова

Ребята, а сейчас обратимся к стихам Михаила Небогатова. (Учащиеся читают стихи и выставляют карточки с написанными словами: мир, любовь, родина, красота, мелодия, душа, песня )

Ученик . Шел человек полями и лесами,

Смотрел на мир влюбленными глазами,

Искал слова, чтоб людям рассказать,

Как хороша земля его родная

И в зимний день, и в день цветущий мая,

Как в этом мире радостно дышать.

Слова теснились пестрою гурьбою –

С листвой, с цветами, с речкой голубою,

С машинным гулом, с запахом хлебов.

Но все, что в сердце искрилось и пелось

Не так звучало, как того хотелось,

И легких крыльев не было у слов.

А где-то в поле, памятном от века,

Счастливый взор другого человека

Впивался жадно в ту же красоту.

Его любовь мелодию рождала,

Да только слов ей нужных не хватало,

Чтоб полететь, окрепнув на лету.

И, уловив минуту дорогую,

Одна душа услышала другую.

Как глубока их родственная связь!

Словам дано привольное звучанье,

А смутным звукам – точное названье.

Поют.

Ты слышишь?

Песня родилась!

V Игра «Передай словечко»

Один участник передает другому что – то хорошее, доброе, красивыми словами. Их становится двое, вдвоем они придумывают красивое выражение, передают третьему и т. д., пока все участники не соберутся в один хоровод.

VI Игра «Собери пословицы»

  • Доброе слово может исцелить , а злое – покалечить.
  • Пустые речи и слушать нечего.
  • Слово не воробей, вылетишь – не поймаешь.
  • От сабли рана заживет , от слова – нет.
  • Ласковое слово слаще меда.
  • От хорошего слова и камень добреет.
  • Недоброе слово больнее огня жжёт.
  • Язык голубит, язык и губит.

VII Заключение

А теперь прочитайте плакаты, которые вы видите на доске (слайде).

Во мне все прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.

Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство.

С меня начинается честь и культура России.

Теперь все вместе

Мы знаем, что грубость – это не сила, а слабость. Мы знаем, что жизнь – это бумеранг. Наши мысли, слова, поступки рано или поздно возвращаются к нам с удивительной точностью. Мы знаем, что только, когда отдашь миру лучшее, что есть в тебе, к тебе вернется самое лучшее, что есть в мире.

В завершении нашего урока позвольте дать вам несколько советов:

1. Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

2. Привыкайте пользоваться словарями! Их много и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надежных помощников – читай, не ленись!

3. И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга!

Выполнила учитель географии, биологии: Иксанова Гузаль Минуллаевна

МБОУ «СОШ №3» г. Альметьевск, Республика Татарстан

Классный час на тему: «Экология души!»

(занятие с учащимися 7-8 класса)

Цель:

    П оказать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.

Задачи:

    В оспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

Оборудование: компьютер (фильм о проблемах экологии), карточки (загадки и вопросы), два стихотворения, памятка экологического календаря.

На доске тема: «От экологии природы к экологии души». (спрятана)

Эпиграфы:

“Кто не любит природу, тот не любит человека”. (Ф.Достоевский.)

“Охранять природу – значит охранять родину”. (М.Пришвин.)

“Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения”. (К.Паустовский.)

«Для того чтобы жить - человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок...» (Г.Х. Андерсен)

Методы: Словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Формы: Совместные, групповые.

Ход занятия.

    Организационный этап.

Кл. руководитель. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

II. Постановка проблемы, темы и цели занятия.

Учащийся.“Я – ПЛАНЕТА”. Когда произносишь эти слова – Я и планета, вспоминаешь о Маленьком принце, летящем во вселенной на своем крохотном астероиде. Их только двое в бесконечном звездном пространстве: Маленький принц и его планета. Как же важно каждому из них быть таким, чтобы другому хорошо жилось рядом. Как необходимо заботиться друг о друге, помогать, защищать, любить...

Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. Ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, так же, как и Земля не может найти себе другое человечество. Человек и его планета нас тоже только двое во вселенной.

Учащийся. “Живая душа природы” . “Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно, чтобы чувствовать себя счастливым...” – так или примерно так сказал однажды Маленький принц.

Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. О чем-то можно прочитать, о чем-то спросить более знающих людей. Но есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу.

Я предлагаю вам посмотреть слайды презентации и попробовать пропустить его через свою душу. (демонстрация слайдов) - Опишите свои чувства после просмотра. (ответы учащихся)

Какие проблемы мы будем сегодня обсуждать на нашем занятии? (экологические проблемы)

Предложите варианты темы занятия. (ответы учащихся)

Все ваши варианты очень хорошие! Посмотрите на доску (открывается тема занятия). Совпали ваши варианты с моим? (ответы учащихся)

Как вы понимаете, что такое “экология природы” и “экология души”? (ответы учащихся)

Как бы вы сформулировали цель нашего занятия? (ответы учащихся)

III. Актуализация знаний учащихся.

Кл.руководитель - Что вы знаете об экологии как о науке? (ответы учащихся)

Сообщение учащегося:

Всё, что вы говорите это верно, я, в свою очередь, хочу добавить. Всякая наука оказывает людям огромную помощь но, пожалуй, ни одна из них не занимается так вплотную самим существованием нашим на земле, как экология. Экология стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды и продуктов питания. Эта наука учит, как охранять их от загрязнения и контролировать общий баланс природных составляющих.

Экология – молодая наука. Появилась она сравнительно недавно, но интерес к ней растет с каждым днем, ведь экологические проблемы современности не дают нам отсрочки для их решения, и не замечать их становится все сложнее. Все очевиднее, что при современном темпе развития промышленности Земля не доживет до того, как ее разрушит комета или сожжет Солнце. Человечество развивается рекордными темпами и ежедневно создает все новые технические средства, которые, с одной стороны, облегчают жизнь, а с другой - усугубляют экологические проблемы.

За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.

Кл.руководитель - Давайте назовем их.

(Учащиеся называют глобальные экологические проблемы)

Вашему вниманию предлагается прослушать стихотворение Р. Рождественского и назвать проблему, которую осветил поэт.

(Один учащийся читает стихотворение Р. И. Рождественского «В музее естествознания» )


О загрязнении

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Назовите проблему. (ответы учащихся)

IV. Работа по группам.

Карточка № 1.

    Есть три брата родные: один ест – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется.

    Что человек всегда видит и чего никогда достать не может?

    Есть на свете конь – всему миру не сдержать.

    И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать.

1.Чем страшна пленка нефти толщиной всего в “одну молекулу” на поверхности океана?

а) мешает дышать живым организмам;
б) препятствует испарению;
в) уменьшает поток энергии океана.

Карточка № 2.

    Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь.

    Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям улыбается.

    Не зверь, не птица, а в избу просится.

    Лежит птица без крыла, бьет охотник без ружья, повар варит без огня, баран ест безо рта.

2. Можно ли избавиться от всемирной беды – скопление полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок?

а) невозможно;
б) есть надежда;
в) абсолютно невозможно.

Карточка № 3.

    Иди, иди, а конца не найдешь.

    Сито вито кругловато, кто ни взглянет, тот заплачет.

    Расходится детина – удержу нет, уляжется – не видать, не слыхать.

    Что в руках не удержать?

3.Когда же день именин у Земли?

Карточка № 4.

    Двое стоячих, да двое лежачих, два разбойника, разорителя.

    Что выше леса, краше света, без огня горит?

    Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.

    Кругом вода, а с питьем беда.

4. Почему так уязвимо озеро Байкал и его экосистема?

а) очень капризное и своенравное;
б) очень чистое и соленое;
в) очень древнее и глубокое.

Карточка № 5.

    Сито вито, решетом покрыто.

    Мету, мету – не вымету, несу, несу, – не вынесу, пора придет – сам уйдет.

    Горя не знает, а слезы проливает.

    На всех садится, никого не боится.

5. Сколько “дырок” в озоновом слое могут проделать космические ракеты?

а) очень немного;
б) не могут;
в) очень даже могут

(Каждая группа озвучивает свои ответы, если у других групп есть дополнения или противоречия, то идет совместное обсуждение).

Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Классный руководитель . Сегодня мы узнали много об экологии. К сожалению, многие не знают этих законов природы и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа подготовит обращение к учёным.

Третья группа обратится к фермерам и крестьянам.

Четвертая группа напишет морякам и рыбакам.

Пятая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

- А теперь общий вопрос для всех:

Что нас ждет в ближайшем будущем по “большому счету”?

а) ничего хорошего;
б) светлое будущее;
в) никакого будущего.

(ответ учащихся)

Кл.руководитель - Правильно! Ответ (а). Цивилизация дала множество благ, но и губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бездумно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Угроза нависла не только над биологическим равновесием, меняются геохимические и геофизические параметры планеты, ее атмосфера и гидросфера. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения:

- (сообщение учащегося)

    70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.

    Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.

    Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.

    Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.

Кл. руководитель - “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди” (Б. Шоу).

А что значит жить как люди? (ответы учащихся).

Совершенно очевидно пользовательское отношение человека к природе, а как гласит народная мудрость: "как аукнется, так и откликнется", - так что пока, к сожалению, рассчитывать на улучшение ситуации не приходится. Но медлить дальше уже нельзя, и каждый из нас просто обязан начинать делать свой личный вклад в дело защиты природы. Ведь «если не я, то кто?»

VI. Итоговый этап.

- А теперь вернитесь к эпиграфам нашего занятия и скажите согласны ли вы с этими высказываниями, подходят ли они к нашей теме и обоснуйте свой ответ. (ответы учащихся)

- Вот и я говорю вам ребята: «Будущее планеты в ваших руках! Берегите её!»

Список литературы:

    Рац М.В. Что такое экология или как спасти природу. – М., 1993.

    Молодцова З.В. В стране экологических загадок. – Новосибирск, 1996.

    http://jmkn.ru/rozhdestvenskii/v-muze-estestvoznanija.html

    http://www.rogdestvenskij.ru/

Доклад

«ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ -

К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»

Природа - матушка моя.

/Воронцова И./

Природа, я иду в тебя

С душой и сердцем обнажённым.

Прими, пожалуйста, любя,

Хочу быть заново рождённой.

Природа - матушка моя,

Твои исполню повеленья.

За все грехи прости меня,

Возьми, как детку на колени.

Н а пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение сил деятелей образования и культуры в единой программе гуманистической работы, в защите детства - голос времени. Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных -провозглашение XXI века ВЕКОМ РЕБЁНКА

На фоне непрекращающихся воин, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, - молодое поколение.

В се мы - и дети, и взрослые - дети одного большого царства природы.

Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как - то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких - на 20.

В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская ЭКОЛОГИЯ.

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.

Ч еловек - творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей и тем более о внуках и правнуках.

Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для них чем-то обычным. Поэтому мы сами можем смело утверждать, что в каждом ребёнке дремлет самый настоящий художник, т.е. ЧЕЛОВЕК , который видит жизнь необычно красивой и удивительной. Но если не помочь малышу открыть в себе способность выражать свой восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем художник в нём может угаснуть, а природа перестанет быть ИСТОЧНИКОМ - ПИТАЮЩИМ ДУШУ .

Вспоминая годы первого учительского опыта, я думала, что если работа на уроке с книгой - воспитание любви к книге, упражнение о дереве - воспитание любви к природе. Два-три предложения о добром мальчике из рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы» - и есть надежда, что завтра все дети будут сиять от доброты и тепла не только к животным, но и к людям. И только годы работы в школе, общение с детьми, их радость и печаль, смех и слёзы убели меня в том, что воспитание души человеческой, пожалуй, самое трудное и мучительное в учительской профессии.

Хотя я сейчас много слышу, что в обязанности учителя не должно входить «теребить душу ребёнка», ведь все «от мала до велика» устали от воспитателей. Прежде всего, нужно хорошо учить считать, читать, а душа...?

Ну что душа? Сама «вырастит», а не «вырастит» - ещё лучше. Легче будет жить в наше трудное время. Однако в период ломки стереотипов поведения и традиций, который переживает не только наша страна, но и всё планетарное общество. И именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему - «УЧИТЕЛЬ», основанной на этике и новом понимании места человека и задачах цивилизации, сделается лидером XXI века.

И именно сейчас нельзя забывать о том, что учитель - человек, который передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость и т. п., накопленную веками. Передать всё это без воздействия на душу ребёнка невозможно. А мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их в далёкий мир познания.

Экологическому воспитанию школы в классно- урочной системе уделяется сегодня значительное внимание, но у него есть существенные недостатки:

Оторванность от жизни;

Неумение применять на практике природоведческие знания.

К тому же я, и большинство сельских учителей начальных классов испытывают серьёзные затруднения при организации практической работы в природе. Для ребёнка, оторванного от живой природы, возникает ложное представление об экологии в данной местности. Для них экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Кто-то нехороший, но не я и не мои близкие, совершают экологические проблемы. Какие-то предприятия, разрушающие среду обитания, несимпатичные люди, работающие на них. Всем от природы что-то нужно. Но только сама она, выходит, никому не нужна. И природа, где медленно, где чуть быстрее погибает. Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.

На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Чтобы сохранить в ребёнке художественное восприятие мира - главное общение с природой, т. е. через туристско-краеведческую деятельность, через укрепление здоровья путём закаливания организма холодной водой, через формирование сознания.

Н епосредственные контакты с окружающим миром вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира, умение преодолевать естественные трудности и препятствия. Это делает детей более выносливыми, терпимыми к окружающим. Формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремлённость, смелость, способствует приобретению умений и навыков в общении с живой природой. Знания, приобретённые наглядным путём не только более прочны, но и помогают сформировать у детей миропредставление, включающее их в окружающий мир не как хозяев, а как участников естественного процесса его развития

«Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил».

/Н. Заболоцкий./

Мать - Природа имеет универсальные знания для человека. Она источник и основа нашей жизни

У человека необходимо выработать экологическую культуру. Ведь это есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему живому миру с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. И тогда

«Не станет он искать побед,

А ждать великое начало

Его всё чаще побеждало,

Чтобы расти ему в ответ»

М.Н. Рыльке

/перевод В. Пастернака./

Учёные утверждают, что содержание экологического образования должно строиться на основе интегрированной научной картины природной и социальной действительности.

Наше же народное образование постоянно совершенствуется, ищет новые пути и подходы в обучении детей. Но с каждым годом убеждаешься в том, что слово ЧЕЛОВЕК - не звучит так гордо, как созидатель, хранитель, а всё больше он становится разрушителем всего и вся.

Х очется изменить поток людей. Крикнуть: «Опомнитесь, люди!!!»

В беседах хочется достучаться до сердец, но порой люди глухи. Наши проблемы личного характера настолько кажутся большими, что мы совсем забыли про свой другой мир - духовный.

Но во все века были проблемы, ситуации, но искорка человеческой души, любви ко всему живому в природе к людям, живущим вокруг нас - была всегда.

Стоит вспомнить наше детство и разливается тепло в душе. Ведь детство от нас не уходит, это мы стараемся спрятаться от него. Только тогда, когда человек почувствует себя ребёнком на руках Матери - Природы, а не царём её, только тогда, когда человек будет жить осознанно, только тогда, когда не пойдёт против своей совести - будет ЛЮБОВЬ на Земле ко всему живому , и только тогда, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте. Но к этому нужно идти.

Каждый день идёшь на работу, а в душе чувствуешь, что ещё теплится искорка светлого. А сколько таких искорок у меня в классе. Ведь дети - это нераспустившийся бутон цветка. Стоит только прикоснуться к его бархатной головке нежно и бережно, как он потянется к тебе, к солнечному свету.

Но всё это праздные слова, а в действительности постоянно стоят вопросы:

  1. Сумею ли я, учитель войти во внутренний мир человека, который учится и взрослеет?
  2. Смогу ли я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок?
  3. Смогу ли я лично эмоционально откликнуться на этот мир?
  4. Смогу ли я помочь ребёнку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи - чувства?
  5. Смогу ли я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников?

И каждый день! И завтра, и вчера…

Каким он будет день? Будет ли он днём открытий или просто обыкновенным днём зависит от нас. Но для меня он открывается словами педагога и учёного Симона Соловейчика: «…Каждое утро повторяю, как молитву, взываю к тому лучшему, что есть во мне: мне доверен ребёнок, это мой гость дорогой, я благодарна ему зато, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет - мы живые люли, он - человек и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю и прощаю. Я люблю его и я благодарен ему зато, что он есть, и зато, что я могу его любить и тем самым я возвышаюсь в духе своём.

…Если бы не было этих чудесных «гостей» на нашей Земле, детей, то мир погиб бы, то мир погиб бы не от старости, ещё прежде - от бездуховности своей.»

В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания. Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку - человеческого и педагогического. Есть одно, одно и только одно - ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ .

Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.