Город Пушкино Московской области. История и топонимика

Точно известно, что в 1509 году вологжанин, пушечных дел мастер Иван Москвитин отлил 8-ми пудовую медную пушку «Волк».
Русская артиллерия (конец XV - первая половина XVII вв.)
Первые огнестрельные орудия (тюфяки и пушки) появились на Руси в конце XIV века. Определяя более точную дату этого события историки дореволюционной России придавали исключительное значение записи Тверской летописи, в которой под 1389 г. было отмечено: "Того же лета из немец вынесоша пушкы". В советское время сложилась традиция связывающая начало русской артиллерии с более ранней датой. Приверженцы ее указывают на наличие неких огнестрельных орудий в Москве во время осады ее Тохтамышем (1382 г.). Однако, при этом не учитывается не только факт последующего захвата Москвы, а значит и этих пушек татарами, но и того, что первые на Руси орудия скорее всего были трофейными - захваченными во время похода 1376 г. московской рати князя Дмитрия Михайловича Боброка Волынского на Волжскую Болгарию. В этой связи сообщение о появлении в 1389 г. в Твери пушек имеет действительно первостепенное значение. На это указывает следующий факт - в 1408 г. осадивший Москву эмир Едигей, зная о наличии в Твери первоклассной артиллерии, послал за ней царевича Булата. Лишь откровенный саботаж тверского князя Ивана Михайловича, чрезвычайно медленно готовившего "наряд" к походу, вынудили Едигея изменить планы: взяв с москвичей денежный выкуп (3 тыс. рублей), он ушел в Орду.
Первые русские орудия были железными. Их ковали из полос металла толщиной 7-10 мм, сгибали, придавая форму ствола, и сваривали. На такой ствол надевали следующий изогнутый лист железа и опять сваривали. Потом процедуру повторяли. Получались фрагменты ствола из трех слоев железа длиной от 200 до 230 мм. Секции приваривали друг к другу, получая ствол нужной длины. Другой способ изготовления пушечных стволов предполагал обмотку цельнотянутой железной проволоки стержня с последующей ее проковкой. В этом случае казенную часть изготовляли, забивая в будущий ствол конусообразную металлическую заглушку в нагретом состоянии.
Сохранилось несколько кованых пушек, поэтому мы знаем, что на изготовление средних размеров пищали калибра 50 мм и длиной 1590 мм шло 7 секций трубы. Интересно, что поперечные и продольные швы, получавшиеся при сварке стволов орудий, были очень хорошего качества, что свидетельствует о высоком мастерстве русских мастеров-оружейников. Известны железные русские пушки, кованые из цельной заготовки. Так образом была изготовлена мортира (верховая пушка), хранящаяся в Тверском историческом музее.
Кованые орудия находились на вооружении русской армии в течение всего XV в. Их изготавливали калибром 24 - 110 мм, массой 60 - 170 кг. Первые тюфяки, пушки и пищали не имели прицельных приспособлений, но необходимость корректировки стрельбы очень скоро вызвала появление простейших прицелов - мушек и прорезей, а затем трубчатых и рамочных прицелов. Для придания угла возвышения орудию, находившемуся в дубовой колоде, использовали систему клинообразных вкладышей, при помощи которых приподнимали пушечный ствол на необходимую высоту.

Новый этап в развитии русской артиллерии был связан с началом литья медных орудий. Внедрение новой технологии улучшило качество "наряда" и позволило перейти к изготовлению пушек-пищалей и мортир крупного калибра. Литые орудия стоили дороже, но стреляли дальше и более метко, чем кованые. Для их отливки в 1475 г. у Спасских ворот была основана Пушечная изба, которую позднее перенесли на берег Неглинной. В этой "избе" изготовляли пушки мастер Яков с учениками Ваней и Васютой, а позднее с неким Федькой. Первое на Руси литое медное орудие (шестнадцатипудовая пищаль) было изготовлено мастером Яковом в апреле 1483 г.. Им же отлита в 1492 г и самая древняя из дошедших до наших дней литых пушек. Длина пищали - 137,6 см (54,2 дюйма), вес - 76,12 кг (4 пуда. 26 фунтов), калибр - 6,6 см (2,6 дюйма). В настоящее время пищаль мастера Якова хранится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге.
Определенную роль в улучшении качества русских артиллерийских орудий сыграли итальянские и немецкие мастера, работавшие в конце XV - начале XVI вв. в московской Пушечной избе. Хорошо известный строитель Успенского собора "муроль" (архитектор) Аристотель Фиораванти прославился искусством лить пушки и стрелять из них. О признании артиллерийских способностей знаменитого болонца свидетельствует его участие в походе 1485 г. на Тверь, во время которого старый мастер состоял при полковом "наряде". В 1488 г. Пушечная изба сгорела, но вскоре после уничтожившего ее пожара на старом месте появились несколько новых пушечных изб, в которых возобновилось производство артиллерийских орудий. В XVI в. московский Пушечный двор превратился в большое литейное производство, где изготовляли медные и железные орудия различных типов и снаряды к ним. Пушки и ядра делали и в других городах: Владимире, Устюжне, Великом Новгороде, Пскове. Традиции пушечного производства не были забыты в этих городах и в XVII в. В 1632 г. в Новгороде "по приказу боярина и воеводы князя Юрья Яншеевича Сулешева с товарыщи" была отлита "пищаль железная с немецкого образца, весом 2 пуда 2 гривенки, ядро по кружалу в четверть гривенки, станок обит железом на Немецкое дело".
Кроме Аристотеля Фиораванти, создавшего в Москве первую крупную литейную пушечную мануфактуру, в документах той эпохи упоминаются и другие мастера пушечного дела: Петр, приехавший на Русь в 1494 г. вместе с архитектором Алевизом Фрязиным, Иоганн Иордан, командовавший рязанской артиллерией во время татарского вторжения 1521 г., еще раньше Павлин Дебосис, в 1488 г. отливший в Москве первое орудие большого калибра. В начале XVI в. при Василии III в Москве работали пушечные мастера-литейщики из Германии, Италии и Шотландии. В 1550-1560-х гг., в русской столице лил пушки иноземный мастер Каспар ("Кашпир Ганусов"), о котором известно, что он был учителем Андрея Чохова. Им было изготовлено не менее 10 артиллерийских орудий, в том числе "Острая панна", аналог немецкого орудия "Sharfe Metse". Бок о бок с иностранцами работали русские мастера: Булгак Наугородов, Кондратий Михайлов, Богдан Пятой, Игнатий, Дорога Болотов, Степан Петров, Семен Дубинин, Первой Кузьмин, Логин Жихарев и др. предшественники и современники
Чохова. Впервые имя этого блистательного мастера встречается в литых надписях на орудийных стволах 1570-х гг. с пояснением: "делал Кашпиров ученик Ондрей Чохов". Он отлил несколько десятков пушек и мортир, некоторые из которых (именные "Лисица", "Троил", "Инрог", "Аспид", "Царь Ахиллес", сорокатонная "Царь-пушка", "огненная" пищаль "Егун", "Стоствольная пушка", стенобитная пушка "Соловей", серия мортир "Волк " и др.) стали шедеврами литейного дела. Известно, что над изготовлением пищали "Царь Ахиллес" под руководством Чохова работало около 60 человек. Последней из дошедших до нас работ великого пушечного мастера стала полковая медная пищаль, изготовленная им в 1629 г. Орудия, отлитые Андреем Чоховым, оказались очень долговечными, ряд из них использовался даже в годы Северной войны 1700-1721 гг.
Чохов и другие мастера, среди которых было 6 его учеников (В. Андреев, Д. Богданов, Б. Молчанов, Н. Павлов, Н. Провотворов, Д. Романов) работали на новом Пушечном литейном дворе, построенном в 1547 г. в Москве. Именно здесь было начато производство "великих" пушек, прославивших имена их создателей. Артиллерийские орудия создавались также в Устюжне Железнопольской, Новгороде, Пскове, Вологде, Великом Устюге, с XVII в. в Туле. В XVII в., по неполным данным, литьем пушек занималось 126 мастеров.
По своим характеристикам русские орудия XV-XVII вв. можно разделить на 5 основных типов. Пищали - обобщенное название артиллерийских орудий, предназначенных для настильной стрельбы по живой силе и оборонительным укреплениям противника. В качестве снарядов к ним использовались не только сплошные ядра (весом до 40 кг.), но и каменный и металлический "дроб". Среди пищалей были большие орудия и малокалиберные "волконеи" (фальконеты). Верховые пушки (мортиры) - короткоствольные артиллерийские орудия крупного калибра с навесной траекторией стрельбы, предназначавшиеся для разрушения крепостных сооружений и зданий, находящихся за городской стеной. В качестве снарядов к ним использовались каменные ядра. Тюфяки - небольшие артиллерийские орудия, предназначенные для стрельбы металлическим и каменным дробом по живой силе противника. Сведения об их изготовлении относятся даже к началу XVII в. В этот период в арсеналах русских городов встречались тюфяки на лафетах. Так, в Старице в 1678 г. находилась "пушка тюфяк железной в станку окован железом на колесах". В некоторых крепостях вся артиллерия состояла из орудий этого типа и затинных пищалей. В описании Борисова Городка 1666 г. упоминаются стоявшие "в воротех 3 тюфяка медные дробовики". "Сороки" и "органы" - малокалиберные многоствольные орудия залпового огня. Затинные пищали - малокалиберные орудия, предназначенные для настильной прицельной стрельбы большими свинцовыми пулями. Имелось два типа затинных пищалей, различавшихся по способу крепления ствола. В первом случае пищаль помещалась в специальный станок. Орудия, устроенные подобным образом, упоминаются в описании псковского и торопецкого "наряда" 1678 г. (в Пскове было "147 пищалей затинных в станках", а в Торопце - 20 таких орудий). Во втором случае ствол закреплялся в ложе, наподобие ружья. Отличительной особенностью затинных пищалей второго типа являлось наличие "гака" - упора, цеплявшегося при стрельбе за крепостную стену или любой выступ для уменьшения отдачи. Отсюда происходит второе название затинной пищали - "гаковница".
В начале XVII в. в нашей стране делается попытка ввести первую классификацию артиллерийских орудий по их весу и весу снаряда. Создателем ее стал Онисим Михайлов, предложивший в своем "Уставе" разделить русские пищали и верховые пушки на несколько основных типов. Составитель "Устава", рекомендовавший ввести 18 типов орудий, безусловно, использовал опыт европейской артиллерии. В Испании при Карле V было введено 7 образцов орудий, во Франции - 6 (до 1650 г. в этой стране не было мортир), в Нидерландах - 4 основных калибра. Впрочем и в Европе тенденция к сокращению основных типов орудий не всегда выдерживалась. В XVII в. в Испании их было уже 50, с 20 различными калибрами.
В России первый шаг к унификации артиллерийских орудий и боеприпасов к ним был сделан в середине XVI в., когда при изготовлении их стали использоваться определенные шаблоны ("кружала").

Сохранился интересный перечень пушек и пищалей, находившихся при армии Ивана Грозного во время его похода в Ливонию в 1577 г. В этой кампании русский стенобитенный и полковой "наряд" насчитывал 21 пушку и 36 пищалей, в том числе знаменитые чоховские "Инрог" (отлитая в этом же 1577 г., по-видимому, специально для Ливонского похода), "Аспид" и "Лисица". В разрядной записи не только названы все пушки и мортиры, но и сообщены их основные характеристики (вес ядра). Благодаря этому можно установить, что для некоторых типов орудий - "верхних пушек Якобовых", "полуторных" и "скорострельных" использовались единообразные по весу снаряды. Приведем весь список целиком:
"Да в тот же поход пометил государь наряду: пищаль "Орел" - ядро потретья пуда (2,5 пуда - В.В.) и пищаль "Инрог" - ядро семьдесят гривенок (28,6 кг.), пищаль "Медведь" - ядро пуд, пищаль "Волк" - ядро пуд, пищаль "Соловей московской" - ядро пуд, пищаль "Аспид" - ядро 30 гривенок (12,3 кг), две пищали "Девки" - ядро по 20 гривенок (8,2 кг.), две пищали "Чеглик" да "Ястробец" - ядро по 15 гривенок (6,1 кг), две пищали "Кобец" да "Дермблик" ядро по 12 гривенок (4,9 кг.), две пищали "Собака" да "Лисица" - ядро по 10 гривенок (4 кг.), деветнадцеть пищалей полуторных - ядро по 6 гривенок (2,4 кг.), две пищали скорострелных с медеными ядры по гривенке (409 г.), пушка "Павлин" - ядро 13 пуд, пушка "Кольчатая" - ядро 7 пуд, пушка "Ушатая", которая цела, ядро 6 пуд, пушка "Кольчатая" новая - ядро 6 пуд, пушка "Кольчатая" старая - ядро 6 пуд, пушка "кольчатая" другая старая - ядро 6 пуд, четыре пушки верхних "Якобовых" - ядро по 6 пуд, пушка "Вильянская" ядро 4 пуда, восмь пушок "Олександровских" - ядро по пуду с четь".
Для обслуживания этого великого "наряда" помимо артиллеристов (пушкарей и пищальников) было выделено 8600 пеших и 4124 конных посошных людей (всего 12724 человека). В годы Смоленской войны 1632-1634 г. для доставки одной пищали "Инрог" понадобилось 64 подводы, еще 10 подвод требовалось под "стан с колесы" этой великой пушки.
Неудивительно, что поход 1577 г. стал одним из самых удачных русских походов, когда были захвачены почти все города и замки Ливонии, кроме Риги и Ревеля.
В середине XVI в. русские мастера создали первые образцы артиллерийских систем залпового огня - многоствольные орудия, известные по документам того времени под названием "сорок" и "органов". Первые "сороки" появились в первой половине XVI вв. - о существовании в московской армии таких орудий сообщается в литовском документе 1534 г. В русских источниках "сороковой" порох упоминается, начиная с 1555 г. Среди пушек Ермака в его знаменитом походе в Сибирь было одно такое орудие, имевшее семь стволов, калибром 18 мм (0,7 д). Стволы были соединены общим железным желобком, в который засыпался порох для воспламенения зарядов и производства одновременных выстрелов. Перевозили "сороку" Ермака на двухколесном небольшом стане. Из описания не дошедших до нас "сорок" видно, что характеристики их сильно разнились. На них устанавливалось от трех до десяти стволов, столько, сколько хотел мастер. Другой образец многоствольного оружия - "орган" - изготовляли, закрепляя на вращающемся барабане 4-6 рядов мортирок, калибром ок. 61 мм, по 4-5, а иногда и по 13 стволов в каждом ряду. По-видимому, орудием залпового огня была не дошедшая до наших дней "Стоствольная пушка", изготовленная в 1588 г. Андреем Чоховым. Описание "Стоствольной пушки" сделал участник польской интервенции в Московском государстве начала XVII в. С. Маскевич. Он видел ее "против ворот, ведущих к живому (устроенному на плавучих опорах. - В.В.) мосту" через Москва-реку. Пушка поразила автора, и он подробно описал ее, выделив из "бесчисленного множества" орудий, стоявших "на башнях, на стенах, при воротах и на земле" по всей протяженности Китай-города: "Там, между прочим, я видел одно орудие, которое заряжается сотнею пуль и столько же дает выстрелов; оно так высоко, что мне будет по плечо, а пули его с гусиные яйца". А.П. Лебедянская обнаружила упоминание об осмотре пушки в 1640 г. московскими пушкарями, отметившими наличие у орудия серьезных повреждений. С середины XVI в. техника изготовления артиллерийских орудий несколько меняется. В Москве начинают лить первые чугунные орудия, некоторые из которых достигали огромных размеров. Так, в 1554 г. была изготовлена чугунная пушка калибром ок. 66 см (26 дюймов) и весом 19,6 т. (1200 пудов), а в 1555 г. - другая, калибром ок. 60,96 см (24 дюймов) и весом в 18 т. (1020 пудов).Русскую артиллерию того времени высоко оценивали многие современники, одним из самых примечательных стал отзыв Д. Флетчера: "Полагают, что ни один из христианских государей не имеет такого хорошего запаса военных снарядов, как русский царь, тому отчасти может служить подтверждением Оружейная Палата в Москве, где стоят в огромном количестве всякого рода пушки, все литые из меди и весьма красивые". Эрик Пальмквист, посетивший Россию в 1674 г., был удивлен хорошим состоянием русской артиллерии, в особенности наличием больших орудий, аналогов которым не было в Швеции.
Наличие собственных квалифицированных мастеров, способных изготовлять орудия разных типов и калибров, а также действия ряда пограничных государств (Литвы, Ливонии), стремившихся ограничить проникновение на Русь европейской военной технологии, вынуждали московское правительство рассчитывать на свои силы при создании новых образцов артиллерийского вооружения. Однако, вывод А.В. Муравьева и А.М. Сахарова о том, что с 1505 г. "в Москву уже не приезжали иностранные мастера пушечного дела", звучит слишком категорично. Известно, что в 1550-1560-х гг. в русской столице работал иноземный мастер Кашпир Ганусов - учитель Андрея Чохова. В годы русско-шведской войны 1554-1556 гг. и Ливонской войны в русскую службу зачисляли всех выказавших такое желание артиллеристов и мастеров из числа пленных шведов и немцев. Наконец, в 1630 г., накануне Смоленской войны 1632-1634 гг., шведский король Густав II Адольф направил в Москву голландского пушечного мастера Юлиса Коета с другими специалистами, знавшими секрет отливки легких полевых орудий - принципиально нового типа артиллерийского вооружения, благодаря которому шведы одержали множество громких побед. Другой посланец Густава II Адольфа Андреас Винниус (Елисей Ульянов) начал строить тульские и каширские оружейные заводы.
В середине XVII в. в 100 городах и 4 монастырях, находившихся в ведении Пушкарскарского приказа находилось на вооружении 2637 орудий. 2/3 из них были бронзовые, остальные - железные. В случае необходимости использовались и "урывки" - пушки и пищали, стволы которых получили повреждения (разорвались при стрельбе), но из которых еще можно было вести огонь по неприятелю. Из общего числа орудий в 2637 единиц, лишь 62 негодились для боя.
Важным техническим новшеством явилось употребление калибровочно-измерительных циркулей - "кружал", нашедших широкое применение при литье пушек и ядер. Эти приспособления впервые упомянуты в грамоте направленной в

Новгород 27 ноября 1555 г., вероятно, применялись и раньше. С помощью кружал проверяли диаметры стволов и ядер, предназначенных для того или иного вида пушки с тем, чтобы зазор между ядром и каналом ствола обеспечивал скорость заряжания и надлежащую силу выстрела. C этой же целью для обмотки ядер использовали холст, картон и лен, другие уплотнительные материалы, а готовые ядра хранили в специальных "коробах" - прообразе будущих зарядных ящиков. Об использовании в артиллерийском деле подобного рода подручных материалов свидетельствуют дошедшие до нас документы. Так, во время русско-шведской войны 1554-1557 гг., накануне Выборгского похода в Новгород прислали московских пушкарей, которые должны были научить новгородских кузнецов делать "огнестрельные ядра", возможно, прообраз будущих зажигательных снарядов. Для изготовления их требовалось: "десять холстов, да триста листов бумаги добрые болшие, которая толста, да двадцать два пятька лну мягкого малого, да восмь ужищ лняных, по двадцати сажен ужищо, каковы выберут пушкари, да восмь коробок на ядра и на мешки, да осмеры возжи лычные, да двадцать гривенок свинцу, да восмь овчин". По-видимому, снаряды изготовляли, заворачивая железные ядра в несколько слоев плотной бумаги и ткани, возможно пропитанных горючим составом (смолой и серой), оплетая затем прочными льняными "ужищами".
Несмотря на появление в середине XVI в. колесных лафетов, в XVI и XVII вв. к месту сражения "великие пушки" и мортиры, их "волоки" и "станы с колесы" доставлялись на подводах либо на речных судах. Так, ранней весной 1552 г. перед началом подготовки Казанского похода в Свияжск из Нижнего Новгорода вниз по Волге осадная артиллерия русской армии была доставлена на стругах. Во время зимнего Полоцкого похода 1563 г. большие стенобитные пушки, по словам очевидца, везли волоком, по-видимому, на санях. "Первое стенобитное орудие тащили 1040 крестьян. Второе - 1000 крестьян. Третье - 900 крестьян. Последнее - 800 крестьян". Как правило, пушечные лафеты изготовляли в Москве. В источниках только один раз упоминается об изготовлении 8 "станов" под орудия в Белгороде.
Первый пороховой завод ("зелейная мельница") был построен в Москве в 1494 г., однако на протяжении многих десятилетий изготовление пороха являлось обязанностью тяглого населения. Сохранилось официальное распоряжение властей, согласно которому в 1545 г. перед очередным походом на Казань, новгородцы должны были изготовить для предстоящей войны и внести в казну по пуду пороха с 20 дворов, "со всех дворов чей двор ни буди". В результате собрали необходимые 232 пуда пороха и около трехсот рублей деньгами с тех, кто предпочел откупиться от этой повинности.
В первой половине XVI в. московский Пороховой двор находился неподалеку от Пушечного двора на реке Неглинной около Успенского оврага, в "Алевизовском дворе". В то время это был крупнейший в стране центр "зелейного" производства, с большим числом работающих. Свидетельством служит летописный рассказ о произошедшем здесь в 1531 г. пожаре, во время которого погибло "болею дву сот человек" мастеров и работников. Во второй половине XVI в. крупные "зелейные дворы" работали в Пскове, Вороноче, Острове, Костроме, Коломне, Серпухове, Муроме, Боровске, Туле, Переяславле-Рязанском. Возросшие масштабы производства пороха требовали увеличения добычи селитры. Разработка почв, содержащих азотнокислый калий, была налажена на Белоозере, в Угличе, Бежецке, Костроме, Пошехонье, Дмитрове, Клину, Вологде, во владениях Строгановых в Приуралье и других районах.
В качестве боевых снарядов русские пушкари использовали каменные, железные, свинцовые, медные, позднее чугунные ядра, а также их комбинации - источники упоминают каменные ядра, "обливанные" свинцом, железные "усечки", также облитые свинцом или оловом. Широко применялся "дроб" - рубленные куски металла ("дроб железный сеченный"), камни, но чаще всего - кузнечный шлак. Такие снаряды использовались для поражения живой силы противника. Железные ядра выковывались кузнецами на наковальнях, а потом обтачивались. "17 тощил железных, на чем железные ядра гладят" упоминаются в росписи орудиям и запасам, хранившимся в Новгороде даже в 1649 г. В годы Ливонской войны 1558-1583 гг. русские артиллеристы начали использовать "огнистые кули", "огненные ядра" (зажигательные снаряды), а позднее - каленые ядра. Массовое производство "огненных ядер" было налажено русскими мастерами в середине XVI в. накануне Ливонской войны. Разные способы изготовления зажигательных снарядов подробно изучены Н.Е. Бранденбургом. Первый способ достаточно прост: каменное ядро перед выстрелом покрывалось горючим составом, приготовленным из смолы и серы, а затем выстреливалось из орудия. Впоследствии технология изготовления такого рода снарядов усложнилась: полое металлическое ядро, заполненное горючими веществами, помещалось в мешок, оплетавшийся веревками, затем он осмаливался, погружался в растопленную серу, снова оплетался и снова осмаливался, а потом использовался для зажигательной стрельбы. Иногда в такое ядро вставлялись обрезки ружейных стволов, заряженные пулями для устрашения неприятеля, решившего тушить начавшийся пожар. Более простой, но достаточно эффективной была стрельба калеными ядрами.

При подготовке выстрела пороховой заряд закрывался деревянным пыжом, обмазанным слоем глины в палец толщиной, а затем специальными щипцами в канал ствола опускалось раскаленное на жаровне железное ядро. Такими ядрами артиллерия польского короля Стефана Батория обстреливала в 1579 г. русские крепости Полоцк и Сокол, в 1580 г. Великие Луки, в 1581 г. Псков. Использование противником зажигательных снарядов подобного типа вызвало гневные протесты Ивана Грозного, назвавшего применение каленых ядер "лютым зверством". Однако новинка прижилась на Руси и вскоре московские мастера начали лить "огненные пищали" для стрельбы точно такими же ядрами. В то же время необходимо признать ошибочным упоминание некоторыми отечественными исследователями о случаях использования русскими артиллеристами в годы Ливонской войны "зажигательных бомб".
В нашей стране разрывные снаряды (пушечные гранаты) получили широкое распространение не ранее середины XVII в. Производство их стало возможно благодаря дальнейшему развитию русской металлургии. С этого времени выходят из употребления каменные ядра. В источниках сохранилось упоминание о цепных снарядах - ядрах "двойчатых на чепех", хранившихся среди других боеприпасов в апреле 1649 г. в Новгороде, по-видимому, уже достаточно давно, так как находившиеся вместе с ними "огненные ядра" пришли в полную негодность.
Волков В. А.

Существует несколько теорий, почему наш город назвали Пушкино. Одна из них, по мнению краеведов, самая обоснованная, связана с именем боярина Григория Морхинина по прозвищу Пушка. История его рода достаточно хорошо изучена, так как он положил начало боярскому, а позже и дворянскому роду Пушкиных. Так, «Солнце русской поэзии» Александр Сергеевич Пушкин был прямым потомком Григория Морхинина в 13-ом поколении.

Изучением их родословной занимались многие исследователи – историки, филологи, литературоведы. Им удалось найти корни поэта и, соответственно, боярина Пушки ещё в 13-м веке. По мнению академика С.Б. Веселовского, первым из рода был сподвижник Александра Невского Ратша или Рача (предполагается, что это новгородский вариант имен Ратмир или Ратибор). Потомок Ратши отличился в битве при Неве, а его сыновья продолжили служить семье князя. Один из них получил прозвище Морхиня, сохранившееся у следующих поколений уже в качестве фамилии. Получается, что Григорий Морхинин – потомок Ратши в седьмом колене.
Это был весьма состоятельный человек, владевший большими вотчинами, в том числе на территории современной Московской области. В 15 веке к ним относилось и поселение, ставшее впоследствии городом Пушкино. Первая точная дата упоминания о нем соответствует 1499 году.

Неясным для исследователей остается вопрос, почему Григорий Морхинин получил прозвище Пушка. Обычно это было связано с яркой чертой внешности или поведения, так что можно предположить, что боярин обладал громким голосом. Другая версия принадлежит филологам, которые нашли связь между словами «морх» и «пушка». Причем к оружию их значение не имеет никакого отношения. Оба слова связаны с лоскутами материи, мехом, но морх – из новгородского наречия, а пушка – из московского. Точно неизвестно, носил ли боярин одежду с мехом и бахромой или отличался пышной прической, но такая версия тоже имеет право на существование. Филологи отмечают и переносное значение слова «морх» - слабохарактерный человек. Так как письменных психологических портретов не сохранилось, можно только гадать, за что дед Григория, Иван, получил такое прозвище, но оно передалось через поколения и было изменено вместе с местом жительства – на московский вариант.

При создании любого памятника важно портретное сходство, но описание внешности боярина, жившего в 15 веке, у историков и краеведов нет. Поэтому скульпторам пришлось проявить творческий подход в создании «лица города». Это дало повод одной из местных газет ещё год назад заявить, что Григорий Пушка будет похож на бывшего главу района, однако все, кто видел макет, сильно в этом сомневаются. В городской администрации нашему порталу представили уменьшенную копию памятника, который уже отлит в бронзе и будет установлен в центре кругового движения на пересечении Старого Ярославского шоссе и улицы Дзержинского. Скульптура будет стоять на постаменте вполоборота, так, чтобы лицо основателя было видно и с дороги, и из города. Были предложения установить у подножия памятника старинные пушки, направленные на четыре стороны света, но затем решили отказаться от этих милитаристских планов. Прилегающую территорию облагородят: разобью клумбы, сделают подход к памятнику. В администрации надеются, что молодоженам понравится скульптура и они будут начинать свою свадебную прогулку с возложения цветов к ногам основателя родного города.

Время покажет, приживется ли новая традиция, но ясно одно – Пушкино приобретет свое историческое «лицо» и оригинальную скульптуру, которой не смогут похвастаться другие города

Чудо-оружие Российской империи [с иллюстрациями] Широкорад Александр Борисович

Глава 1. Секреты кремлевских пушек

Какие сейчас самые секретные пушки в России? Держу пари, что не угадаете. Все состоящие на вооружении пушки хорошо описаны в отечественной и зарубежной литературе, включая мною написанную «Энциклопедию артиллерии». Новейшие разработки, иной раз не дошедшие до стадии войсковых испытаний, лихо выставляются на зарубежных выставках оружия. Зато остаются совершенно недоступны независимым историкам древнерусские пушки, установленные у стен Арсенала в Кремле. Еще в брежневские времена на пушки у южной стены Арсенала могли залезать дети посетителей Кремля, к другой же стенке не подпускался никто и никогда.

С приходом демократии и гласности бесплатный ранее вход в Кремль стал обходиться «в копеечку», а публика с каждым новым президентом все далее оттесняется от арсенальских пушек. Хорошо еще, что остается доступной Царь-пушка!

Политики высокого ранга и известные журналисты уже 15 лет «толкут воду в ступе»?- надо ли выносить Ильича из Мавзолея и ликвидировать некрополь у Кремлевской стены? Хочется задать этим демагогам лишь два вопроса. Во-первых, во сколько обойдется снос Мавзолея и перезахоронение всех похороненных у Кремлевской стены? А во-вторых, не лучше ли вместо этого схоластического вопроса решить другой?- разрешить москвичами и гостям столицы хотя бы раз в году погулять по всему Кремлю, даже не заходя в сверхсекретные помещения. Замечу, что со времен Ивана Калиты и до 1918 г. москвичи свободно передвигались по Кремлю, даже когда он был резиденцией главы государства.

Ну а пока совершим виртуальную прогулку мимо кремлевских пушек.

Первые пушки появились в Москве в 1382 г. Кто привез их?- доподлинно неизвестно. Огнестрельное оружие могло попасть в Москву от немцев, литовцев и татар. Более подробно читатель может прочесть об этом в моей книге «Тайны русской артиллерии».

Первые огнестрельные орудия?- тюфяки?- были железными. До нас дошли лишь два русских небольших железных орудия конца XIV?- начала XV веков. Один тюфяк находился до зимы 1941 г. в музее г. Калинина (Твери) и таинственно исчез после захвата города немцами. Второй тюфяк хранился в Ивановском историческом музее, но и он не менее таинственно исчез в годы «перестройки».

Лить московских мастеров пушки из меди научил итальянец Аристотель Фиораванти, который приехал в 1473 г. из Венеции с русским посольством. В 1475 г. недалеко от Фроловской (ныне Спасской) башни Кремля Фиораванти построил завод по отливке пушек?- Пушечную избу.

В 1488 г. во время большого московского пожара Пушечная изба сгорела, но через несколько месяцев на левом берегу р. Неглинной была построена новая Пушечная изба, состоявшая уже из целого ряда деревянных построек.

Аристотель Фиораванти обычно поминается нашими историками как строитель Успенского собора в московском Кремле. Однако в 70-х?- 80-х годах XV века он был более известен как разрушитель городов. Именно он управлял огнем московской артиллерии при осаде Твери и Новгорода.

Точная дата смерти Аристотеля Фиораванти неизвестна, но большинство историков полагают, что умер он в Москве в 1486 г.

Ни одного орудия, отлитого Фиораванти, до нас не дошло. Есть сведения о том, что одна из пушек была отлита им и его помощником Яковом в 1483 г. Ее длина составляла 2,5 аршина (179 см), а вес?- 16 пудов (262 кг). Эта пушка защищала Смоленск в 1667 г., а затем куда-то исчезла.

Самое древнее сохранившееся медное орудие (пищаль) отлито в 1491 г. тем же мастером Яковом. Сейчас оно хранится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. Его калибр 66 мм, длина 1370 мм, вес 76 кг. Орудие не имеет ни цапф, ни дельфинов, ни скоб. Казенная часть заканчивается плоским дном. Это орудие в конце XVI?- начале XVII веков отправили в Сибирь, благодаря чему оно и уцелело. В 1756 г. его обнаружили в крепости Оренбург.

В 1488 г. в Москве итальянский мастер Павел Дебосис отлил из меди огромное орудие, которое получило название Царь-пушка. К сожалению, нам неизвестно ни устройство первой Царь-пушки, ни ее судьба.

С 1550 г. по 1565 г. на московском Пушечном дворе работами руководил Кишпир Ганусов (Ганус), по национальности, видимо, немец. В летописях встречаются упоминания об одиннадцати орудиях, им отлитых, но до нас не дошло ни одно. Самое большое медное орудие, отлитое Ганусовым в 1555 г., было названо Кашпирова пушка. Вес ее составлял 19,65 т.

В том же 1555 году московский мастер Степан Петров отлил пушку «Павлин» весом 16,7 т. Калибр «Павлина» определялся в 13 пудов. Но посчитать калибр в миллиметрах довольно сложно, так как и «Павлин», и Кашпирова пушка стреляли только каменными ядрами с плотностью 2,8–3,4 т/м 3 , а чугунные ядра с плотностью 7,4–7,8 т/м 3 в конце XVI века только «входили в моду» в Западной Европе.

Любопытно, что обе огромные пушки Иван Грозный повелел доставить к осажденному русскими Полоцку. 13 февраля 1563 г. царь приказал воеводе князю Михаилу Петровичу Репнину «пушки болшие Кашпирову да Степанову да Павлин да Орел да Медведь и весь наряд стенной и верхней поставити близко городских ворот» и стрелять «без опочивания, день и нощь». От этой стрельбы дрожала земля?- «ядра у болших пушек по двадцети пуд, а у иных пушек немногим того полегче». На следующий день ворота были разрушены, и сделано несколько проломов в стене. 15 февраля Полоцк сдался на милость победителям.

В 1568 г. молодой ученик Кашпира Андрей Чохов (до 1917 г. его писали Чехов) отлил свое первое орудие?- медную пищаль калибра 5 гривенок и весом 43 пуда (704 кг).

К настоящему времени сохранилось 14 орудий Андрея Чо-хова, из которых 5 находятся в московском Кремле, 7?- в Артиллерийском музее в Петербурге и 2?- в Швеции в замке Грипсгольм.

Самым знаменитым орудием Андрея Чохова стала Царь-пушка. Она была отлита по приказу царя Федора Иоаннови-ча. Гигантское орудие весом в 2400 пудов (39 312 кг) отлили в 1586 г. на московском Пушечном дворе. Длина Царь-пушки 5345 мм, внешний диаметр ствола 1210 мм, а диаметр утолщения у дула 1350 мм.

В настоящее время Царь-пушка находится на чугунном декоративном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра, которые отлили в 1834 г. в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда. Понятно, что ни стрелять с этого чугунного лафета, ни использовать чугунные ядра физически невозможно?- Царь-пушку вдребезги разнесет!

Документы об испытаниях Царь-пушки или применении ее в боевых условиях не сохранились, что дало основание позднейшим историкам для длительных споров о ее назначении. Большинство историков и военных считали, что Царь-пушка?- это дробовик, то есть орудие, предназначенное стрелять дробью, которая в XVI-ХVII веках состояла из мелких камней. Меньшая часть специалистов вообще исключает возможность боевого применения пушки, а изготовлена она, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар. Вспомним, что в 1571 г. хан Девлет-Гирей сжег Москву.

В XVIII?- начале XX веков Царь-пушка именовалась во всех официальных документах дробовиком. И лишь большевики в 1930-х годах решили в пропагандистских целях повысить ее ранг и стали величать пушкой.

Тайна Царь-пушки была раскрыта лишь в 1980 г., когда большой автомобильный кран снял ее с лафета и поместил на огромный трейлер. Затем мощный КрАЗ отвез Царь-пушку в Серпухов, где на заводе в/ч № 42 708 был произведен ремонт пушки. Одновременно ряд специалистов Артиллерийской академии им. Дзержинского произвели осмотр и обмер пушки. Отчет по каким-то причинам опубликован не был, но из сохранившихся черновых материалов становится ясно, что Царь-пушка… не была пушкой!

Изюминкой орудия является его канал. На расстоянии 3190 мм он имеет вид конуса, начальный диаметр которого 900 мм, а конечный?- 825 мм. Затем идет зарядная камора с обратной конусностью?- с начальным диаметром 447 мм и конечным (у казенной части) 467 мм. Длина каморы 1730 мм, а дно плоское.

Так это ведь классическая бомбарда!

Впервые бомбарды появились в конце XIV века. Название «бомбарда» произошло от латинских слов bombus (громовой звук) и arder (гореть). Первые бомбарды делались из железа и имели привинтные каморы. Так, например, в 1382 г. в г. Гейте (Бельгия) была изготовлена бомбарда «Бешеная Маргарита», названная так в память о графине Фландрской Маргарите Жестокой. Калибр бомбарды 559 мм, длина ствола 7,75 калибра (клб), а длина канала 5 клб. Вес орудия 11 т. «Бешеная Маргарита» стреляла каменными ядрами весом в 320 кг. Бомбарда состоит из двух слоев: внутреннего, состоящего из продольных сваренных между собой полос, и наружного, состоящего из 41 железного обруча, сваренных также между собой и с внутренним слоем. Отдельная привинтная камора состоит из одного слоя сваренных между собой дисков и снабжена гнездами для вставления рычага при ввинчивании ее и для вывинчивания.

На заряжание и прицеливание больших бомбард тратилось около суток. Поэтому при осаде г. Пизы в 1370 г. всякий раз, как осаждающие готовились сделать выстрел, осажденные уходили на противоположный конец города. Осаждающие же, пользуясь этим, бросались на приступ.

Заряд бомбарды составлял не более 10 % веса ядра. Цапф и лафетов не было. Орудия укладывались на деревянные колоды и срубы, а сзади забивались сваи или возводились кирличные стены для упора. Первоначально угол возвышения не менялся. В XV веке начали использовать примитивные подъемные механизмы и отливать бомбарды из меди.

Обратим внимание?- у Царь-пушки нет цапф, с помощью которых орудию придают угол возвышения. Кроме того, у нее абсолютно гладкий задний срез казенной части, которым она, как и др. бомбарды, упиралась в каменную стенку или сруб. (Сх. 1).

Схема 1. Типовая установка тяжелой бомбарды XV–XVI вв. (В отдельных случаях между деревянными сваями и брусьями делалась каменная кладка)

К середине XV века самая мощная осадная артиллерия была у… турецкого султана. Так, во время осады Константинополя в 1453 г. венгерский литейщик Урбан отлил туркам медную бомбарду калибром 24 дюйма (610 мм), стрелявшую каменными ядрами весом около 20 пудов (328 кг). Для ее транспортировки на позицию потребовалось 60 быков и 100 человек. Чтобы устранить откат, позади орудия турки выстроили каменную стенку. Скорострельность этой бомбарды составила 4 выстрела в день. Кстати, скорострельность крупнокалиберных западноевропейских бомбард была того же порядка. Перед самым взятием Константинополя 24-дюймовую бомбарду разорвало. При этом погиб и сам ее конструктор Урбан (Сх. 2).

Схема 2. Транспортировка бомбарды на боевой позиции. (Прислуги на самом деле было гораздо больше, но средневековый художник убрал людей, иначе за ними не было бы видно самого тела орудия)

Турки по достоинству оценили крупнокалиберные бомбарды. Уже в 1480 г. в ходе боев на острове Родос они применяли бомбарды калибра 24–35-дюймового (610–890 мм). На отливку таких гигантских бомбард требовалось, как указывается в старинных документах, 18 дней.

Любопытно, что бомбарды XV–XVI веков в Турции находились на вооружении до середины XIX века. Так, 1 марта 1807 г. при форсировании Дарданелл английской эскадрой адмирала Дукворта мраморное ядро калибра 25 дюймов (635 мм) весом 800 фунтов (244 кг) попало в нижний дек корабля «Windsor Castle» («Виндзорский замок») и воспламенило при этом несколько картузов с порохом, в результате чего произошел страшный взрыв. 46 человек при этом было убито и ранено. Кроме того, многие матросы с перепугу бросились за борт и утонули. В корабль «Active» попало такое же ядро и пробило огромное отверстие в борту выше ватерлинии. В это отверстие несколько человек могли высунуть свои головы.

В 1868 г. свыше 20 огромных бомбард все еще стояло на фортах, защищавших Дарданеллы. Есть сведения, что во время Дарданелльской операции 1915 г. в английский броненосец «Агамемнон» попало 400-киолограммовое каменное ядро. Разумеется, пробить броню оно не смогло и лишь потешило команду.

Давайте сравним турецкую 25-дюймовую (630-мм) медную бомбарду, отлитую в 1464 г., которая в настоящий момент хранится в музее в Вульвиче (Лондон), с нашей Царь-пушкой.

Вес турецкой бомбарды 19 т, а полная длина 5232 мм. Внешний диаметр ствола 894 мм. Длина цилиндрической части канала 2819 мм. Длина каморы 2006 мм. Дно каморы закругленное. Бомбарда стреляла каменными ядрами весом 309 кг, заряд пороха весил 22 кг.

Бомбарда в свое время защищала Дарданеллы. Как видим, внешне и по устройству канала она очень схожа с Царь-пушкой. Главное и принципиальное различие в том, что турецкая бомбарда имеет ввинтную казенную часть. Видимо, по образцу таких бомбард и делалась Царь-пушка. (Сх. 3, 4).

Схема 3. 25-дюймовая медная турецкая бомбарда, отлитая в 1464 г.

Схема 4. Царь-пушка, отлитая в Москве в 1586 г. Как видим, и внешне эта и турецкая бомбарды очень близки

Итак, Царь-пушка?- это бомбарда, предназначенная для стрельбы каменными ядрами. Вес каменного ядра Царь-пушки составлял около 50 пудов (819 кг), а чугунное ядро такого калибра весит 120 пудов (1,97 т). В качестве же дробовика Царь-пушка была крайне неэффективна. По стоимости затрат вместо нее можно было изготовить 20 малых дробовиков, на заряжание которых нужно не сутки, а всего 1–2 минуты. Замечу, что в официальной описи «При Московском арсенале состоящей артиллерии» на 1730 г. числилось 40 медных и 15 чугунных дробовиков. Обратим внимание на их калибры: 1500 фунтов?- 1 (это и есть Царь-пушка), а затем следуют калибры: 25 фунтов?- 2, 22 фунта?- 1, 21 фунт?- 3 и т. д. Наибольшее число дробовиков, 11, приходится на 2-фунтовый калибр. Риторический вопрос?- каким местом думали наши военные, записавшие Царь-пушку в дробовики?

Интересная деталь, в 1980 г. исследовавшие канал орудия специалисты из Академии им. Дзержинского сделали вывод, что Царь-пушки стреляли, по крайней мере, 1 раз.

После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, ее перетащили к Спасскому мосту и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин». Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали веревки, в эти веревки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных бревнах?- катках.

Первоначально орудия «Царь» и «Павлин» лежали на земле у моста, ведущего к Спасской башне, а Кашпирова пушка?- у Земского приказа, располагавшегося там, где сейчас Исторический музей. В 1626 г. их подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались роскаты. Один из них, с Царь-пушкой и «Павлином», поставили у Лобного места, другой, с Кашпировой пушкой, - у Никольских ворот. В 1636 г. деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и лавки, торговавшие вином.

После «нарвской конфузии», когда царское войско потеряло всю осадную и полковую артиллерию, Петр I велел срочно лить новые пушки. Необходимую же для этого медь царь решил добыть переплавкой колоколов и старинных пушек. По «именному указу» было «велено перелить в пушечное и мортирное литье пушку „Павлин“, что в Китае у Лобного места на роскате; пушку Кашпирову, что у нового Денежного двора, где был Земской приказ; пушку „Ехидну“, что под селом Воскресенским; пушку „Кречет“ ядром пуд десять фунтов; пушку „Соловья“ ядром 6 фунтов, что в Китае на площади».

Петр в силу своей необразованности не пощадил самые древние орудия московского литья и сделал исключение лишь для самых крупных орудий. В числе их, естественно, оказалась и Царь-пушка, а также две мортиры литья Андрея Чохова, которые в настоящее время находятся в Артиллерийском музее в Петербурге.

Речь идет о 15-пудовой мортире, отлитой в 1587 г. Калибр ее 470 мм, длина 1190 мм, вес 1265 кг. Мортира стреляла каменными ядрами весом 6 пудов 25 фунтов (109 кг). Называлась же мортира 15-пудовой по весу чугунного ядра ее калибра. Понятно, что чугунным ядром весом 246 кг стрелять она не могла.

Вторая мортира получила название «Мортира самозванца», поскольку была отлита в 1606 г. по приказу царя Дмитрия Ивановича (он же инок Григорий, в миру Юшка Отрепьев). Калибр мортиры 30 пудов (повторяю, по весу чугунного ядра) и соответственно 534 мм, длина ствола 1310 мм, вес 1913 кг.

Обе гигантские мортиры имеют цилиндрические зарядные каморы, но, в отличие от Царь-пушки, снабжены цапфами.

Любопытно, что у «Мортиры самозванца» цапфы находятся в середине ствола, а задний срез казенной части гладкийи

Рискну предположить, что сию мортиру предназначалось использовать для настильной стрельбы, и она представляет собой гибрид мортиры и бомбарды.

Кроме того, Петр сохранил пушки Андрея Чохова «Троил» и «Аспид», отлитые в 1590 г. Оба орудия в настоящее время стоят у стен Арсенала в Кремле.

Пушка «Троил» названа в честь царя Трои. На торели ее сделано изображение оного царя в довольно карикатурном виде, как умели… Ствол снабжен цапфами и дельфинами. Калибр пушки 195 мм, длина 4350 мм, вес около 7 т.

Пушка «Аспид» названа в честь фантастического существа, помеси Змея Горыныча с крокодилом. На дульной части пушки сверху видно рельефное изображение зверюги с извивающимся хвостом. Надпись гласит: «Аспид». На средней части ствола?- дельфины и цапфы. На казне литая надпись: «Божиею милостию повелением государя царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси зделана сия пищаль Аспид лета 1590. Делал Ондрей Чохов». Калибр «Аспида» 190 мм, длина 5150 мм, вес около б т. Ствол имеет цапфы, торель и винград, выполненный в виде приплюснутого шара.

Пушки «Троил» и «Аспид» в 1843 г. установили на чугунных бутафорских лафетах.

Любопытны и орудия, отлитые в конце XVII века московским мастером Мартьяном Осиповым. Первое его орудие?- полковая пищаль?- было изготовлено в 1666 г., а последнее?- в 1704 г. Самым крупным орудием Осипова стала пушка «Единорог», названная в честь сказочного зверя.

Изображение единорога?- чудовища с телом быка (а позже?- лошади) и одним рогом встречается в индийских хрониках Ш тысячелетия до н. э. Позже единороги вошли в древние греческую и христианскую мифологии. Считалось, что единороги приносят рыцарям победу, а самому зверю покровительствует Дева Мария. В средние века единорог оказался на гербах многих герцогов и графов, и даже английских королей.

На Руси в XV–XVII веках единорога называли инрогом. Любопытно, что еще в XVI веке «Инрогами» у нас любили называть тяжелые пушки. Самое древнее орудие с таким названием. дошедшее до нашего времени и хранящееся в Артиллерийском музее, - это 68-гривенная (калибр 216 мм) пищаль «Инрог», отлитая из меди в 1577 г. в Москве мастером Андреем Чоховым. Вес тела орудия 7435 кг, длина 5160 мм. Вин-града у пушки нет, а плоскую торель украшают литые изображения единорога.

История этого орудия очень интересна. «Инрог» участвовал в Ливонской войне, а в 1633–1634 гг. был в составе русской осадной артиллерии под Смоленском. Там его захватили поляки и отправили в крепость Эльбинг. 3 декабря 1703 г. Эльбинг был взять шведским королем Карлом XII, и «Инрог» в качестве трофея отправили в Стокгольм. В 1723 г. шведский купец Яган Прим распилил пищаль на три части и морем доставил в Россию. По приказу Петра I мастер Семен Леонтьев искусно спаял ствол, после чего «Инрог» был отправлен в Петербургский Арсенал.

Калибр отлитой Мартьяном Осиповым пушки «Единорог» 225 мм, длина 7,56 м, а вес 12,76 т. Пушка украшена пышным орнаментом из листьев и трав, среди которых фигуры людей и медведей. На дульной части справа рельефное изображение единорога. Ствол покоится на чугунном декоративном лафете, отлитом в 1835 г. на заводе Берда.

Пушка «Гамаюн», отлитая Осиповым в 1670 г., имеет куда меньшие размеры. Ее калибр 6 фунтов (95 мм), длина ствола 4380 мм, вес 1670 кг. Но ее изюминкой является граненый ствол. Дульная часть пушки круглая, а средняя и казенная части?- четырнадцатигранные. Граненая часть ствола очень схожа с имеющимися изображениями западноевропейских пушек начала XVI века, а полосы растительного орнамента полностью совпадают с декором польской пушки, отлитой в 1521 г. (о ней мы поговорим позже). Замечу, что среди русских орудий граненый ствол?- довольно редкое явление. Совершенно не характерно для московского литья изображение на казенном срезе льда с отверстием для кольца в пасти.

Интересно, что название пушки взято не случайно. Сказочная птица Гамаюн пришла к нам из арийской мифологии конца II тысячелетия до н. э. В средние века на Востоке ее почитали царской птицей. А в западных русских землях в XIV веке птицу Гамаюн считали покровительницей артиллерии. В конце XVI века гербом Смоленского княжества стала птица Гамаюн, сидящая на казенной части пушки. (Сх. 5, 6).

Схема 5. Пуло смоленское конца XIV в.

Схема 6. Герб Смоленска из жалованной грамоты

В ходе войны с Польшей 1653–1667 гг. было захвачено много польских осадных орудий. Несколько из них экспонируется в Кремле. Среди них пушка «Перс», отлитая в 1619 г. Мастером Леонардом Ротенбергом. Ее характерная внешняя особенность?- литой ствол. В 1685 г. Мартьян Осипов сделал «ремейк» с нее?- пушку «Новый Перс». Калибр пушки 43 фунта (180 мм), длина 4,98 м, вес 5782 кг. Дульная часть ствола витая, а средняя?- чешуйчатая. На плоском заднем срезе казенной части вместо винграда?- литой барельеф с бюстом перса в чалме.

В 1693 г. Мартьян по указу Петра I отлил по «голландскому маниру» 45-фунтовую (185-мм) пушку «Орел». Длина пушки 3556 мм, а вес 3,6 т. Она, как и все кремлевские пушки, помещена на чугунном бутафорском лафете.

Любопытна пушка «Онагр», отлитая в Москве в 1581 г. мастером Кузьминым Первым. Калибр ее 190 мм, длина 4,18 м, вес 5,12 т. На дульной части пушки как бы приклеена фигурка дикого осла?- онагра. Историк К. Я. Тромоник считал, что изображение животного припаяно к стволу, но на самом деле оно отлито заодно со стволом, что является свидетельством высокого уровня мастерства московских литейщиков.

Ремейком чоховской пушки «Троил» стала пушка «Новый Троил», отлитая в 1685 г. в Москве мастером Яковом Дубиной. Калибр ее 43 фунта (180 мм), длина 4935 мм, вес 6584 кг.

Из древних иностранных пушек, находящихся на бутафорских чу-рунных лафетах в Москве, интересна пушка «Бизон», отлитая в 1629 г. в Данциге мастером Людвигом Вихтендалем. Замечу, что в нашей литературе пушка «Бизон» именуется «Буйволом». Калибр ее 25 фунтов (150 мм), длина 2947 мм, вес 1523 кг.

Среди польских трофеев войны 1653–1667 гг., находящихся в Кремле, кроме уже упомянутого «Перса» есть пушка «Василиск», отлитая в 1581 г. мастером Иероником Витоли.

Но самая древняя польская пушка, отлитая в 1547 г. (название ее и мастер неизвестны), в новое тысячелетие вошла с табличкой: «70-мм медная пушка. Отлита в 1547 г. Москва. Вес 1 т. Длина 2,5 м».

Хотя я и привык к ляпам в табличках к орудиям в наших музеях, но тут поддался на провокацию и включил в свою «Энциклопедию отечественной артиллерии» фото этой пушки с указанной подписью.

Другой вопрос, что здесь явно не «ляп», благо кремлевские пушки уже лет 200 с лишним изучаются серьезными специалистами, а скорее всего политика. Сейчас мало кто знает, что в 1921 г. Польша навязала молодой Советской республике постыдный и грабительский мир, пользуясь временной слабостью нашей страны.

Так, Россия должна была передать только железнодорожного имущества на 18 245 тыс. рублей золотом в ценах 1913 г., в том числе 555 паровозов, 17 тысяч вагонов и т. д. Мало того, польское правительство потребовало передать ему все ценности, когда-либо вывезенные за время, прошедшее после первого раздела Польши. Поляками были предъявлены требования на многие памятники, хранившиеся в Артиллерийском историческом и Суворовском музеях. Им отдали 57 пушек XVI–XVIII веков, 67 знамен и штандартов. При тщательном сличении гербов, девизов и других геральдических символов на знаменах и штандартах историк П. И. Белавенец установил, что все они не польские, а шведские, и представил польской стороне такие убедительные доказательства, что поляки от претензий отказались. Но в 1932 г. требование возобновили, и русская сторона, «чтобы не портить отношений», все же несправедливо требуемое отдала.

Из собрания Суворовского музея, хранившегося в это время в Артиллерийском историческом музее, поляки забрали ключи от Варшавы и серебряные литавры, поднесенные А. В. Суворову варшавским магистратом в 1794 г., много польских знамен, оружия и других предметов тех времен. Кстати, пищаль «Инрог», взятую поляками у нас под Смоленском, русские купцы выкупали потом золотом.

К слову, все эти ценности, силой вытащенные из русских музеев, впрок ляхам не пошли. В 1939 г. они стали трофеями немцев, и в основном были приватизированы германским командованием. Так что ключи и литавры Суворова попали к новым победителям Варшавы.

В Кремль поляков по понятным причинам не пустили и, видимо, наврали, что польских пушек там нет. Пушки «Перс» и «Василиск» стоят на восточной стороне Арсенала, куда никого и днем с фонарем наши «топтуны» не пускают. А вот мимо пушки 1547 г. народ в 1960-х?- 1990-х годах ходил, ей-то и прилепили липовую табличку.

Последняя пушка Кремля, о которой стоит упомянуть, это «Лев». Ее отлил в 1705 г. мастер Карл Балашевич в городе Глухове на Украине. Сама пушка не является шедевром артиллерии того времени, хотя замечу, что на Украине с XVI до середины XVIII веков местные умельцы лили для гетманских войск превосходные орудия, не уступавшие, а зачастую и превосходившие польские и московские образцы.

Особого внимания историков «Лев» не привлекал, но в 1980 г. сотрудники Академии им. Дзержинского выяснили, что она… заряжена, и сделано это было в самом начале XVIII века. Пушка защищала какую-то украинскую крепость то ли от войск Карла XII, то ли от войск Петра I, и ее зарядили специальным зарядом для отражения штурма.

Калибр пушки «Лев» около 125 мм. Зарядной каморы, как и положено у пушки, нет. Дно канала скругленное. Первоначально в канал засыпался пороховой заряд, затем?- деревянный пыж длиной 163 мм, затем?- чугунное ядро диаметром 91 мм, затем?- опять деревянный пыж длиной 166 мм. А затем был дослан заряд большой картечи, причем пули были сферические чугунные диаметром 23 мм и 30 мм. Пуль, явно, не хватило, и добавили несколько камней с максимальным размером от 70 до 40 мм. Чтобы камни и пули не вылетали, последним в дуло забили третий деревянный пыж длиной 183 мм. (Сх. 7).

Схема 7. Схема расположения заряда, извлеченного из канала ствола пушки «Лев». 1?- пыж диаметром 119 х 183 мм, дерево; 2-дробь ок. 70x60x40 мм, камень; 3?- картечь диаметром 23 мм и 30 мм, чугун; 4?- пыж диаметром 93 х 166 мм, дерево; 5?- ядро диаметром 91 мм, чугун; 6?- пыж диаметром 124 х 163 мм, дерево; 7?- остатки пороха

После окончания боевых действий пушку разрядить забыли, и она так и простояла заряженная 271 год. Почти все старые пушки хранились у нас на открытом воздухе, забитые окурками. Представим забавную картинку?- какой-нибудь «топтун» в 1930-х?- 1940-х годах сунул бы непогашенную цигарку в запальное отверстие «Льва». Грохнул бы выстрел… Вот прибавилось бы забот у НКВД!

Из книги Удивительная механика автора Гулиа Нурбей Владимирович

Секреты плавления В мечтах уже виделся сияющий кусочек неведомого пока материала, нагретый до чудовищной – в миллионы градусов – температуры. Этот кусочек, вобравший в себя гигантское количество тепловой энергии, следовало поместить в жароупорный «термос». Чтобы не

Из книги Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения автора Орлов Владимир Иванович

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ, где автор и читатель вместе перелистывают книги, в которых даются намеки и прямые обещания открыть секреты, как делать изобретения с той же легкостью, как решают математические задачи; в ходе чтения зарождается иллюзия, что уже существует методика

Из книги Тайны русской артиллерии. Последний довод царей и комиссаров [с иллюстрациями] автора Широкорад Александр Борисович

Глава 2. Секреты графа Шувалова Нам слава, страх врагам в полках твои огни; Как прежде, так и впредь: пали, рази, гони… С Елисаветой Бог и храбрость генералов, Российсска грудь, твои орудия,

Из книги Засады, подставы и другие хитрости инспекторов ГИБДД автора Кузьмин Сергей

Глава 8. За проектирование пушек берется… НКВД

Из книги Загадка булатного узора автора Гуревич Юрий Григорьевич

Секреты и тайные приемы работы сотрудников ГИБДД. Не нарушал, а ответить придется Вот мы и подошли к самому интересному - закулисью работы сотрудников ГИБДД. В любой профессии есть свои тайные приемы и хитрости, имеются они и у хранителей правопорядка. Бывает, что их

Из книги Чернобыль. Как это было автора Дятлов Анатолий Степанович

Секреты булата После того как разработана технология получения булатных слитков, показаны приемы получения рисунков различных сортов узорчатой стали и оценены ее свойства, представляет интерес еще раз проанализировать данные, которые накопила история и наука о

Из книги Основы композиции [Учебник для уч. 5-8 кл.] автора Сокольникова Наталья Михайловна

Глава 11. Суд Суд как суд. Обычный советский. Всё было предрешено заранее. После двух заседаний в июне 1986 г. МВТС под председательством академика А. П. Александрова, где доминировали работники Министерства среднего машиностроения - авторы проекта реактора, была объявлена

Из книги Четыре жизни академика Берга автора Радунская Ирина Львовна

Секреты и тайны мастеров 140. К. ЮОН. Мартовское солнцеФ. АНГЕЛЬ… Требуется умение бегло и удачно компоновать. Тот, кто смел в композиции, никогда не будет затруднен сложным построением. Плодотворный ум, если он будет сосредоточен на единой цели, всегда сможет дать тысячи

Из книги Грузовые автомобили. Безопасность движения при вождении автомобиля в разных условиях автора Мельников Илья

Глава 3 СЛОЖНЫЙФАРВАТЕРС МЕРТВОЙ ТОЧКИКак будет развиваться дальше эта необычная и обыденная история? История, так похожая на те, что разыгрываются вокруг нас и с нами в повседневной и всегда такой неповторимой жизни.События в личной жизни Берга назревали.В наркомате

Из книги 100 великих достижений в мире техники автора Зигуненко Станислав Николаевич

Глава 4 КОНЕЦ!9 МАЯЕще один год позади. Встреча нового, 1945 года в стране прошла спокойно. Наши войска уже дрались близ Будапешта, и каждый день ожидалось сообщение о его взятии. Союзники, увы, не очень старались, и немцы их изрядно поколачивали. Но теперь развязка близилась,

Из книги Нанотехнологии [Наука, инновации и возможности] автора Фостер Линн

Секреты скорости Ведите автомобиль плавно, пытайтесь проходить поворот так, чтобы корректировать траекторию движения.Умейте фокусировать внимание. Не случалось ли с вами, вы видите прямо по курсу автомобиля яму и все же попадаете в нее, так как вы смотрите на нее. Это

Из книги Windows 10. Секреты и устройство автора Алмаметов Владимир

Секреты часовой спирали Иногда говорят, что история развивается по спирали, время от времени повторяясь на новом уровне. Как ни удивительно, наглядный пример тому нам может показать балансовая часовая спираль, или волосок, которая есть практически во всех наружных

Из книги Анатомия архитектуры [Семь книг о логике, форме и смысле] автора Кавтарадзе Сергей

9.1.2. Коммерческие секреты Помимо патентных прав, нанотехнологические фирмы часто испытывают большие сложности при обеспечении своих прав на информацию и интеллектуальную собственность, связанные с коммерческими или торговыми секретами. Вообще говоря, коммерческие

Из книги Микроволновые печи нового поколения [Устройство, диагностика неисправностей, ремонт] автора Кашкаров Андрей Петрович

4.3. Некоторые секреты персонализации или как сменить фон рабочего стола Для того, чтобы установить фон рабочего стола, необходимо, на нужном изображении, щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать пункт «Сделать фоновым изображением рабочего стола». Нужное изображение,

Из книги автора

Секреты арки С тех пор, как люди отказались от шалашей и вигвамов и начали возводить дома с вертикальными стенами, вопрос, как сделать над ними крышу и потолок, стал главным в зодчестве. Перекрыть помещение деревянными балками – самое простое и эффективное решение,

Из книги автора

1.1. Секреты оправданной популярности современных микроволновых печей Все или почти все способы приготовления пищи сводятся к одному – разогреть посуду и ее содержимое, то есть нагреть сковородку или кастрюлю и, соответственно, ее содержимое. Ждать приходится довольно

У нас сегодня - знаковое событие районного масштаба. Хотя, кто знает, может, и не только районного. Город наш связан с родом Пушкиных.
Сегодня на постамент на въезде в Пушкино установили памятник основателю - боярину Григорию Пушке. Вот он (успел щелкнуть пока не закрыли тканью).

Официальное открытие состоится в День города, который отмечается в этом году 4 сентября.
А для тех, кто интересуется историей, предлагаю интереснейшую статью Натальи Кирилловны Сидориной, члена Союза писателей России:

ГРИГОРИЙ ПУШКА - ПЕРВЫЙ АРТИЛЛЕРИСТ РОССИИ

Род Пушкиных всегда славился защитниками Отечества. По летописям, прародитель Пушкиных Гаврило Алексич принимал участие в битве со шведами на Неве в 1240 году. Летописцы отметили, что Гаврило Алексич в самый решительный момент битвы на коне вскочил на сходни вражеского судна, был сбит с конем в воду, но сумел выбраться из воды, вновь налетел на врагов и поразил «епископа и воеводу». Его отчество свидетельствует о том, что он был исконным новгородцем. Алекса - новгородская форма имени Алексей. По родословным преданиям Пушкиных, он внук Якова Ратшича, правнук Ратши. Это новгородские формы имен Яков и Ратибор.

А вот сам Александр Невский, как известно, родился в Переславле-Залесском. В этот город он неоднократно возвращался со своими дружинниками, некоторые из которых, включая сыновей Гаврилы Алексича осели на Залесской земле, в междуречье Волги и Оки, которую называют русской Иорданью.

Сын Гаврилы Алексича Иван Гаврилович Морхиня был доблестный воин. Об этом свидетельствует и его прозвище. Морх - это украшение шлема в виде перьев птицы или конских волос. По родословцам он служил Великому Князю Ивану Калите.

Его родной брат Акинф именовался Великим. Но свою буйную голову храбрый полководец сложил бесславно. Это случилось в 1304 году в битве за Переславль- Залесский, который достался молодому князю Ивану Даниловичу Калите по завещанию от отца. Желая услужить Великому Князю Михаилу Ярославичу Тверскому, брату Александра Невского, Акинф Великий попытался «засесть» Переславль-Залесский, но потерпел поражение на поле брани. По преданиям его голова на кончике копья была доставлена Ивану Калите боярином Родионом Рябцем, сватом Акинфа Великого.

Мудрый правитель, Великий Князь Иван Калита в конце жизни принял на службу тверских князей, среди которых были и сыновья Акинфа Великого.

В 1340 году после смерти Ивана Калиты великое княжение перешло Семену Гордому, а затем Ивану Красному и Дмитрию Донскому, которые продолжили объединение русских земель.

Внук Гаврилы Алексича Александр Иванович Морхин упоминается в Летописи в 1340 году как великокняжеский воевода. Свою фамилию он получил от прозвища отца. Слыл человеком решительным. В противном случае не был бы воеводой.

Его сыновья выросли при великокняжеском дворе и среди них пятый по старшинству Григорий, который получил прозвище Пушка. Откуда такое прозвище в ХΙ V веке?

Григорий Александрович Морхин, по прозвищу Пушка - первый артиллерист России. И пушка, из которой он мог стрелять с помощью пороха, цела. Увидеть ее можно в Москве в Историческом музее или в Санкт-Петербурге в Военно-артиллерийском музее. Реконструкция первой пушки, которая называлась «Тюфяк», представлена в музее Куликовской битвы. Более того, на летописных страницах запечатлена стрельба из пушек-тюфяков и великих пушек во время осады Москвы войсками Тохтамыша в 1382 году.

«Тюфяки пущаху на ня, иные из самострел стреляху и пороки шибаху, иные пушки великие пущаху…»

Описание дополнено рисунком. Там на стенах Московского Кремля среди защитников Отечества, наверно, можно разглядеть и Григория Александровича Морхина, по прозвищу Пушка, и его сыновей - первых Пушкиных. Находясь в дружине Великого Князя Дмитрия Донского, они, несомненно, принимали участие и в Куликовской битве. Иначе и быть не могло. Кстати, пятый сын Григория Александровича Константин Пушкин - прямой предок великого поэта.

Как много запечатлено в одном прозвище человека, которое стало славной фамилией! Поэтому остается только сожалеть, что порой исследователи, рассматривая этимологию слова в отрыве от истории, приходят к ошибочным выводам.

Пушкины - не пушистые. Они защитники Отечества. Не с этим ли связано пушкинское блистательное описание батальных сцен и готовность к сражению с оружием в руках и словом? Не случайно, Александром он был назван в честь Александра Невского.

Вполне возможно, что и родоначальник фамилии Григорий Александрович Морхин, по прозвищу Пушка, был человеком не только воинственным, но и тонким.

При великокняжеском дворе слушали былины и проповеди. Там можно было встретиться с митрополитом Московским Алексием, который умел лечить и духовные, и физические недуги. Он умер незадолго до Куликовской битвы. И тогда Сергий Радонежский благословил Великого Князя на решительное сражение и дал ему в помощь двух монахов Пересвета и Ослябу.

Имея вотчину на Троицком пути в Пушкине, в Троице-Сергиевой Лавре следовало побывать. Так или иначе, Пушкино перешло в церковные владения.

А потом в этих благодатных краях стали бывать и люди творческие. Подмосковная пушкинская природа притягивает к себе своей неизъяснимой красотой.

Долгие годы в местном краеведении бытовали всевозможные версии происхождения названия города, пока, наконец, точку в споре не поставило научное издание «Топонимический словарь Московской области» (М., 2000). В нем подчеркивается, что Пушкино названо так в память о родоначальнике рода Пушкиных Григории Пушке и отвергаются какие-либо народные этимологические версии, в том числе и по такой схеме: «Уча-Уша-Поушкино-Пушкино» Автор словаря Е. М. Поспелов, широко известный ученый топонимист, утверждает, что «это чуждая русской ойконимии фантастическая этимология, представляет собой невежественный, совершенно искусственный домысел». Так на карте Пушкинского Подмосковья появилось новое место.

Подмосковное Пушкино - колыбель рода Пушкиных. Об этом свидетельствует прежде всего научная работа академика С. Б. Веселовского «Селения предков А. С. Пушкина» («Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV -Х I Х веков», Московский рабочий, 1962). Он пишет: «В ближайшем округе Москвы, радиусом примерно в 35 км , мы находим восемь селений Пушкиных». Среди них он выделяет Товарково, два Рожнова, Мусино и Улитино, связанные с прозвищами ближайших родственников Григория Ивановича Морхина, которого в народе звали Григорий Пушка, родоначальника Пушкиных (XΙV век). Более поздние актовые источники подтверждают, как пишет С. Б. Веселовский, принадлежность этих селений Пушкиным.

Великий русский поэт, вглядываясь в историю страны и в историю своего рода, писал:

Два чувства дивно близки нам,

В них сердце обретает пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

В Богоявленском соборе Елохова (Елоховская площадь Москвы) четыре раза в году служат панихиду по Александру Пушкину: в день рождения, крестин (обратите внимание на мемориальную доску при входе в храм), а также в день упокоения и 12 сентября в день Александра Невского.

Богоявленский храм Сретенского Сорока. А через Сретенку от часовни Иверской Божией Матери на Красной площади древний Троицкий путь через Пушкино ведет к Троице-Сергиевой лавре, центру русской духовности.

Как отрадно, что именно здесь, на древнем Троицком пути будет стоять памятник Григорию Александровичу Морхину, по прозвищу Пушка, прародителю славного рода Пушкиных!

А. С. Пушкина, как поэта и историка, к здешним местам тянуло. Последняя его книга, которую он готовил к публикации незадолго до гибели - «История Петра» содержит такие строки: «...17 сентября (в день святой Софии) боярин Михаил Иванович Лыков схватил старого Хованского на дороге в селе Пушкино и сына его на реке Клязьме в его отчине...» Как видим, Пушкин прекрасно знал не только о селе Пушкино, но и всю историю этой местности. У него, кстати, был обычай посещать места, о которых он писал. Например, работая над «Историей Пугачева», он проехал от Москвы до оренбургских степей. Можно с большой долей вероятности предположить, что поездка по местам, упоминаемым в «Истории Петра» - а это село Пушкино, река Клязьма, село Воздвиженское (близ Радонежа), Троице-Сергиева лавра - была у Пушкина намечена и не состоялась только из-за его гибели. Есть свидетельства того, что в Муранове у своего друга Боратынского (одно время их называли «неразлучными») поэт все-таки побывал.

При въезде в село Пушкино, на высоком холме, стоит древний Никольский храм. Остается надеяться, что на его стене появится мемориальная доска в память о том, что эта земля в XΙV веке принадлежала прародителю рода Пушкиных - Григорию Пушке, пращуру великого поэта. И тогда два храма Богоявленский в Московском Елохове и Никольский в Пушкине будут перекликаться колокольным звоном в Пушкинские дни.

Правнук Александра Сергеевича Пушкина Григорий Григорьевич, участник

Великой Отечественной войны, очень любил наше Пушкино, где живет его внучка Леночка. Он успел много рассказать нам всем о семейных традициях.

Его отец Григорий Александрович пошел по военной линии, то есть по стопам своего отца, старшего сына поэта, Александра Александровича. Григорий Александрович Пушкин в годы первой мировой войны командовал 91-м Двинским полком. Про старшего сына поэта генерала

А. А. Пушкина гласит надпись на могильной плите в городе Чехове под Серпуховом: герой освободительной Балканской войны 1877-1878 годов. Он был награжден Золотой шпагой за храбрость. Это место его третьего перезахоронения.

На этой могиле вместе с Григорием Григорьевичем я бывала каждый раз, когда мы приезжали на Пушкинский праздник в город Чехов, бывшую Лопасню. Появилось стихотворение, которое было одобрено Григорием Григорьевичем, как написанное с его слов.

Лопасня. У могилы А. А. Пушкина

Старший сын великого поэта.

Золотая сабля за отвагу.

Мы сегодня вспомнили про это,

Помянули разом Пересвета

И готовы чтить святую раку,

Храм, где похоронены герои,

Где давались Родине обеты,

Уходили в ратоборцы Пересветы

И ковались крепкие устои.

Трижды на Руси не хоронили,

Но гроза промчалась по Отчизне.

Что могли, в душе мы схоронили.

Перевернуты, распаханы могилы...

В верхний пласт уходят корни жизни.

Хочется верить, что открытие памятника Григорию Пушке в подмосковном Пушкине приведет к созданию здесь Пушкинского историко-культурного центра.